Правила перевозки досок автотранспортом

Обновлено: 03.05.2024

Перевозка леса выполняется в основном железнодорожными составами, однако в случае небольших объёмов используется автотранспорт. Межрегиональная перевозка круглого леса должна осуществляться только на специализированном транспорте. В зависимости от параметров обработки, лесоматериал делят по следующему типу:

  1. Круглый. Ствол у брёвен, кряжей разрезан поперек.
  2. Пиленый. Ствол разрезан вдоль.
  3. Строганый – это тонкие нарезные доски.
  4. Измельченный – опилки.
  5. Лущеный – это лес, подвергнутый спиральной резке.

Перевозка длинномерного круглого леса автотранспортом

Лесоматериал перевозят с места заготовки в виде круглого леса, и лишь затем подвергают обработке. Для погрузки и транспортировки круглого леса используют лесовозы, подъёмные краны и тягачи.
Лесоматериалы различаются по длине:

  • короткие – 2 м и меньше;
  • средние – от 2 до 6 м;
  • длинные – от 6 метров и больше.

Как правило – это лесовозный тягач в составе автопоезда, который состоит из специально подготовленного шасси и прицепа роспуска. Из-за подверженности ряду опасностей, не встречающихся в других местах, на него распространяются отдельные правовые нормы. Транспортировка длинномерной древесины подлежит особым ограничениям.

Перевозка леса длинномерным полуприцепом с самозагрузкой сопряжена с большой опасностью. Прочность компонентов механической сцепки для комбинаций транспортных средств осуществляется с использованием особых методов крепления груза, обеспечивающих безаварийную транспортировку древесины.

Оснащение автотранспорта для перевозки леса

Для оснастки машин, использующихся для погрузки и перевозки леса, используется специальное дополнительное оборудование:

  1. Для создания бортиков на плоской платформе прицепа применяются металлические стойки. Они удерживают груз.
  2. Ребристые гребёнки противоскольжения препятствуют смещению бревен и досок. Материал не перемещаться внутри, отсутствует риск уклона в сторону кабины.
  3. Панели-щиты защищают кабину от случайного падения лесоматериалов в процессе разгрузки, а также во время движения на крутом спуске.
  4. Колёсные шипы и цепи помогут лесовозному тягачу удержаться на грунтовой дороге при плохих погодных условиях.

Крепление круглого леса

При размещения леса-кругляка в полуприцепе необходимо равномерно распределять нагрузку с учётом больших возможностей передней стенки. Нагрузка должна лежать на передней стенке или подобном барьере. В качестве креплений рекомендуется использовать цепи или ремни. Все крепления должны быть натянуты с помощью специального натяжного устройства. Груз и крепления должны следует тщательно проверять перед перевозкой круглого леса по дорогам общего пользования, а затем регулярно осматривать во время транспортировки. Не допускается перевозить поперечно сложенную древесину.

При размещении круглого леса недостаточно обеспечить две точки опоры напротив друг друга. Необходимо дополнительно закрепить груз цепями, чтобы брёвна при перевозке не смещались по сторонам. Каждое бревно, длина которого короче, чем расстояние между стойками, должно быть помещено в середине.

Не стоит надеяться на прочную переднюю стенку кузова. Дополнительные крепления и натяжители обеспечат безопасную перевозку леса-кругляка:

  • два крепления для деревянных элементов длиной до 3 м,
  • три крепления для деревянных элементов длиной до 5 м,
  • четыре крепления для деревянных элементов длиной более 5 метров.

В случае транспортировки древесины, расположенной в продольном направлении, каждая секция груза должна быть закреплена дополнительно:

  • одно крепление сверху, если грузом является неочищенная древесина длиной не более 3,3 м,
  • два верхних крепления, если груз длиннее 3,3 м.

Верхние крепления размещаются поперечно между передней и задней парами стоек. Груз должен быть закреплен, как минимум, двумя точками креплений в каждой паре стоек.

Элементы автопоезда для перевозки лесоматериалов

Автопоезд, состоящий из транспортного средства и длинного полуприцепа, используется для перевозки длинного леса. Полуприцеп для перевозки круглого леса может использоваться с тягачом при условии, что он оснащен подходящим сцепным устройством.

Двускатный прицеп-роспуск оснащён телескопическим дышлом, которое позволяет регулировать долину автопоезда. Сегодня уде нельзя представить перевозку леса без использования автоматических манипуляторов. КМУ позволяет самостоятельно выполнить процесс погрузки-разгрузки леса. Данный вид спецтехники, как правило, изготавливается по индивидуальному заказу.

Лесовоз МАЗ 6430В9-1470-012 с формулой шасси 6х4 широко известен в лесопромышленной отрасли как бюджетная, но при этом надёжная спецтехника. Безусловно, это не «УРАЛ», поэтому машина применяется для перевозки леса по дорогам общего пользования.

До 01.01.2025 данный документ применяется с учетом переходных положений ст. 4 Федерального закона от 04.02.2021 N 3-ФЗ (ред. от 26.03.2022).

ЛК РФ Статья 50.4. Транспортировка древесины и продукции ее переработки

(в ред. Федерального закона от 04.02.2021 N 3-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Транспортировка, в том числе на основании договора перевозки, древесины и продукции ее переработки, указанных в части 1 статьи 50.1 настоящего Кодекса, любым видом транспорта допускается после формирования в государственном лесном реестре или с помощью специализированного программного обеспечения в соответствии с частью 4 статьи 93.5 настоящего Кодекса электронного сопроводительного документа, в котором указываются сведения о собственнике, грузоотправителе, грузополучателе, перевозчике древесины, ее объеме, видовом (породном) и сортиментном составе, пунктах отправления и назначения, реквизиты сделок с древесиной (в случае, если совершались сделки с древесиной), а также о номере государственного регистрационного знака транспортного средства, на котором осуществляется транспортировка древесины (в случае ее транспортировки автомобильным транспортом).

2. Электронный сопроводительный документ оформляется собственниками древесины или уполномоченными ими лицами.

3. Требования, предусмотренные частями 1 и 2 настоящей статьи, не применяются к транспортировке древесины:

1) заготовленной гражданами для собственных нужд;

2) лицом, приобретшим право собственности на древесину в связи с использованием лесов по основанию, предусмотренному настоящим Кодексом, если совершение таких операций осуществляется в границах лесосеки;

3) в объеме до 10 кубических метров в случае приобретения на розничном рынке или в организации розничной торговли.

4. Транспортировка древесины, заготовленной гражданами для собственных нужд, допускается при наличии соответствующего договора купли-продажи лесных насаждений, сведения о котором содержатся в государственном лесном реестре, от места заготовки такой древесины до места ее использования в соответствии с целями, определенными частью 1 статьи 30 настоящего Кодекса.

5. В случае приобретения древесины на розничном рынке или в организации розничной торговли ее транспортировка осуществляется при наличии первичного учетного документа о торговой операции. В случае приобретения древесины на розничном рынке или в организации розничной торговли в объеме 10 кубических метров и более формирование в государственном лесном реестре электронного сопроводительного документа осуществляется продавцом. При этом сведения о пункте назначения, номере государственного регистрационного знака транспортного средства, на котором осуществляется транспортировка древесины, не указываются. Покупателю предоставляется экземпляр сформированного электронного сопроводительного документа на бумажном носителе или реквизиты такого документа в государственном лесном реестре. Действие такого документа прекращается автоматически по истечении семи дней со дня формирования.

6. Сведения о прекращении действия электронного сопроводительного документа вносятся в федеральную государственную информационную систему лесного комплекса по прибытии транспортного средства, на котором осуществляется транспортировка древесины, в пункт назначения. При этом фиксируются дата и время прибытия указанного транспортного средства.

Ч. 7 ст. 50.4 до 01.01.2025 не применяется (ФЗ от 04.02.2021 N 3-ФЗ (ред. от 26.03.2022).

7. Транспортировка древесины автомобильным транспортом допускается в случае, если транспортные средства оборудованы техническими средствами контроля, указанными в статье 96.3 настоящего Кодекса.

8. Форма электронного сопроводительного документа, состав включаемых в него сведений, а также требования к формату и порядку его заполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

1. Транспортировка, в том числе на основании договора перевозки, древесины и продукции ее переработки, указанных в части 1 статьи 50.1 настоящего Кодекса, любым видом транспорта допускается после формирования в государственном лесном реестре или с помощью специализированного программного обеспечения в соответствии с частью 4 статьи 93.5 настоящего Кодекса электронного сопроводительного документа, в котором указываются сведения о собственнике, грузоотправителе, грузополучателе, перевозчике древесины, ее объеме, видовом (породном) и сортиментном составе, пунктах отправления и назначения, реквизиты сделок с древесиной (в случае, если совершались сделки с древесиной), а также о номере государственного регистрационного знака транспортного средства, на котором осуществляется транспортировка древесины (в случае ее транспортировки автомобильным транспортом).

2. Электронный сопроводительный документ оформляется собственниками древесины или уполномоченными ими лицами.

3. Требования, предусмотренные частями 1 и 2 настоящей статьи, не применяются к транспортировке древесины:

1) заготовленной гражданами для собственных нужд;

2) лицом, приобретшим право собственности на древесину в связи с использованием лесов по основанию, предусмотренному настоящим Кодексом, если совершение таких операций осуществляется в границах лесосеки;

3) в объеме до 10 кубических метров в случае приобретения на розничном рынке или в организации розничной торговли.

4. Транспортировка древесины, заготовленной гражданами для собственных нужд, допускается при наличии соответствующего договора купли-продажи лесных насаждений, сведения о котором содержатся в государственном лесном реестре, от места заготовки такой древесины до места ее использования в соответствии с целями, определенными частью 1 статьи 30 настоящего Кодекса.

5. В случае приобретения древесины на розничном рынке или в организации розничной торговли ее транспортировка осуществляется при наличии первичного учетного документа о торговой операции. В случае приобретения древесины на розничном рынке или в организации розничной торговли в объеме 10 кубических метров и более формирование в государственном лесном реестре электронного сопроводительного документа осуществляется продавцом. При этом сведения о пункте назначения, номере государственного регистрационного знака транспортного средства, на котором осуществляется транспортировка древесины, не указываются. Покупателю предоставляется экземпляр сформированного электронного сопроводительного документа на бумажном носителе или реквизиты такого документа в государственном лесном реестре. Действие такого документа прекращается автоматически по истечении семи дней со дня формирования.

6. Сведения о прекращении действия электронного сопроводительного документа вносятся в федеральную государственную информационную систему лесного комплекса по прибытии транспортного средства, на котором осуществляется транспортировка древесины, в пункт назначения. При этом фиксируются дата и время прибытия указанного транспортного средства.

ГАРАНТ:

Положения части 7 не применяются до 1 января 2025 г.

7. Транспортировка древесины автомобильным транспортом допускается в случае, если транспортные средства оборудованы техническими средствами контроля, указанными в статье 96.3 настоящего Кодекса.

8. Форма электронного сопроводительного документа, состав включаемых в него сведений, а также требования к формату и порядку его заполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

от 21 декабря 2020 года N 2200

(с изменениями на 9 апреля 2022 года)

Документ с изменениями, внесенными:

Правительство Российской Федерации

1. Утвердить прилагаемые:

изменения, которые вносятся в пункт 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 "О правилах дорожного движения" (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 47, ст.4531; Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 11, ст.1029; 2002, N 27, ст.2693; 2011, N 42, ст.5922; 2012, N 15, ст.1780; N 47, ст.6505; 2014, N 14, ст.1625; N 44, ст.6063; 2016, N 5, ст.694; N 31, ст.5018; 2018, N 50, ст.7789; 2019, N 52, ст.7984; 2020, N 14, ст.2098).

2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2021 г., за исключением абзаца третьего пункта 1, вступающего в силу с 1 января 2022 г.

3. Правила перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденные настоящим постановлением, действуют до 1 января 2026 г.

4. Положения пункта 3 (в части, касающейся требований, установленных подразделами 6.8.2.3 и 6.8.2.4 приложения А к Соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30 сентября 1957 г. (ДОПОГ), в отношении свидетельств, предусмотренных в указанных подразделах) Правил, утвержденных настоящим постановлением, применяются с 1 сентября 2022 г.

Применение положений пункта 3 (в части, касающейся требований, установленных подразделами 6.8.2.3 и 6.8.2.4 приложения А к Соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30 сентября 1957 г. (ДОПОГ), в отношении свидетельств, предусмотренных в указанных подразделах) Правил, утвержденных настоящим постановлением, в период с 1 сентября 2022 года по 1 марта 2024 года приостановлено - постановление Правительства РФ от 12.03.2022 N 353 (с изменениями, внесенными постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2022 года N 626).

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 21 декабря 2020 года N 2200

Правила перевозок грузов автомобильным транспортом

(с изменениями на 30 ноября 2021 года)

I. Общие положения

1. Настоящие Правила устанавливают порядок организации перевозок различных видов грузов автомобильным транспортом, обеспечения сохранности грузов, транспортных средств и контейнеров, а также условия перевозок грузов и предоставления транспортных средств для таких перевозок.

4. Перевозка опасных грузов транспортными средствами Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляется в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Министерством обороны Российской Федерации, согласованными с Министерством внутренних дел Российской Федерации, предусматривающими в том числе порядок подготовки и допуска водителей к перевозке опасных грузов, и настоящими Правилами.

6. В настоящих Правилах используются следующие понятия:

"водитель" - физическое лицо, осуществляющее управление транспортным средством, состоящее в трудовых или гражданско-правовых отношениях с перевозчиком;

"грузовое место" - материальный объект, принятый для перевозки;

"делимый груз" - груз, который без потери потребительских свойств или риска его порчи может быть размещен на 2 или более грузовых местах;

"крупногабаритное транспортное средство" - транспортное средство, габариты которого с грузом или без груза превышают предельно допустимые габариты транспортного средства согласно приложению N 1;

"партия груза" - груз одного или нескольких наименований, перевозимый в рамках одной перевозки;

"тяжеловесное транспортное средство" - транспортное средство, масса которого с грузом или без груза превышает допустимую массу транспортного средства и (или) нагрузка на ось которого превышает допустимую нагрузку на ось транспортного средства. При этом под допустимой массой транспортного средства или допустимой нагрузкой на ось транспортного средства соответственно понимаются масса транспортного средства согласно приложению N 2 или нагрузка на ось транспортного средства согласно приложению N 3 либо масса транспортного средства или нагрузка на ось транспортного средства, значения которых установлены в отношении отдельной автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) владельцем этой автомобильной дороги при соблюдении следующих условий:

указанные значения массы транспортного средства превышают значения, предусмотренные приложением N 2 к настоящим Правилам, и (или) указанные значения нагрузки на ось транспортного средства превышают значения, предусмотренные приложением N 3 к настоящим Правилам;

владельцем автомобильной дороги установлены соответствующие дорожные знаки, и на официальном сайте владельца автомобильной дороги в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" размещена соответствующая информация;

транспортно-эксплуатационные характеристики автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) соответствуют указанным значениям массы транспортного средства и (или) нагрузки на ось транспортного средства;

"электронный заказ (заявка)" - заказ (заявка), сформированный в информационной системе электронных перевозочных документов в виде электронного документа, подписываемого усиленными квалифицированными электронными подписями участников информационного взаимодействия.

II. Заключение договора перевозки груза, договора фрахтования транспортного средства для перевозки груза

7. Перевозка груза осуществляется на основании договора перевозки груза, который может заключаться посредством принятия перевозчиком к исполнению заказа, а при наличии договора об организации перевозки груза - заявки грузоотправителя, за исключением случаев, указанных в пункте 15 настоящих Правил.

Заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной, которая оформляется на бумажном носителе или формируется в виде электронной транспортной накладной по форме согласно приложению N 4.

8. Заказ (заявка) на перевозку грузов автомобильным транспортом оформляется в соответствии с положениями статьи 429 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Заказ (заявка) составляется и направляется перевозчику грузоотправителем.

Заказ (заявка) заполняется и подписывается грузоотправителем, перевозчиком или лицами, уполномоченными грузоотправителем или перевозчиком на заполнение и подписание заказа (заявки). При этом лицо, уполномоченное грузоотправителем или перевозчиком, действует от имени грузоотправителя или перевозчика.

Заказ (заявка) оформляется на бумажном носителе или формируется в виде электронного заказа (заявки).

Для подписания электронного заказа (заявки) используется усиленная квалифицированная электронная подпись.

В случае формирования электронного заказа (заявки) осуществляется ее предварительное согласование с перевозчиком.

Заказ (заявка) на перевозку грузов автомобильным транспортом должен (должна) содержать обязательные реквизиты согласно приложению N 5. В заказе (заявке) допускается размещение дополнительных реквизитов, учитывающих особые условия осуществления перевозок грузов автомобильным транспортом.

Перевозчик обязан рассмотреть заказ (заявку) и в срок, не превышающий 3 календарных дней со дня его (ее) принятия, проинформировать грузоотправителя о принятии или об отказе в принятии заказа (заявки) с обоснованием причин отказа, а при оформлении заказа (заявки) на бумажном носителе - также возвратить его (ее) грузоотправителю.

При рассмотрении заказа (заявки) перевозчик определяет согласованные с грузоотправителем условия перевозки груза и заполняет обязательные реквизиты заказа (заявки), указанные в пунктах 3_1, 3_2, 10_1, 16 и 18 приложения N 5 к настоящим Правилам.

В случае осуществления расчетов за перевозку по договору перевозки лицом, отличным от грузоотправителя, заказ (заявка) содержит указание на это лицо, а также реквизиты документа, определяющего основания принятия этим лицом расчетов по договору на себя.

9. До заключения договора перевозки груза перевозчик по требованию грузоотправителя представляет документ (прейскурант), содержащий сведения о стоимости услуг перевозчика и порядке расчета провозной платы.

10. Транспортная накладная составляется (формируется) на одну или несколько партий груза, перевозимых на одном транспортном средстве.

Транспортная накладная составляется на бумажном носителе в 3 экземплярах (оригиналах) соответственно для грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика или формируется в виде электронной транспортной накладной.

При отсутствии показателей в строках бумажной формы транспортной накладной может быть проставлен прочерк.

Транспортная накладная подписывается грузоотправителем (лицом, осуществляющим погрузку груза в транспортное средство), грузополучателем (уполномоченным им лицом) и перевозчиком (водителем). Водителю не допускается действовать от имени двух сторон договора перевозки.

В случае использования транспортной накладной как первичного учетного документа в соответствии со статьей 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете" составляется четвертый экземпляр (оригинал) транспортной накладной на бумажном носителе для грузоотправителя.

11. Внесение исправлений в разделы электронной транспортной накладной осуществляется в соответствии с установленным Правительством Российской Федерации порядком, предусмотренным частью 16 статьи 18_1 Федерального закона "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - Федеральный закон).

В случае внесения исправлений в раздел "Стоимость перевозки груза (установленная плата) в рублях (при необходимости)" такие исправления производятся в соответствии с требованиями к исправлениям в первичных учетных документах, установленными Федеральным законом "О бухгалтерском учете".

В связи с большим количеством обращений, связанных с заполнением электронного сопроводительного документа на транспортировку древесины и продукции ее переработки (далее - ЭСД), Федеральное агентство лесного хозяйства сообщает следующее.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 6 декабря 2021 г. N 2214 (далее - Постановление) утверждена форма, состав включаемых сведений и порядок заполнения ЭСД.

Указанным Постановлением, вступившим в законную силу 1 января 2022 г., признано утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 16 октября 2020 г. N 1696 "О сопроводительном документе на транспортировку древесины", устанавливающее требования к форме и правилам оформления сопроводительного документа на бумажном носителе.

Вместе с тем обращаем Ваше внимание, что юридические нормы, вступившие в законную силу 1 января 2022 г., связаны с изменениями требований к формату и правилам заполнения сопроводительного документа на транспортировку древесины и продукции ее переработки вследствие перевода данного документа в электронный вид.

При этом сфера применения положений лесного законодательства, регламентирующих транспортировку древесины и продукции ее переработки, остается неизменной по отношению к ст. 50.4 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) в предыдущих редакциях, ЭСД оформляется в тех же случаях, в которых оформлялся сопроводительный документ на бумажном носителе.

По вопросу заполнения п. 11 формы ЭСД информацией о государственных регистрационных знаках автотранспортных средств сообщаем следующее.

В соответствии с положениями ст. 50.4 ЛК РФ транспортировка, в том числе на основании договора перевозки, древесины и продукции ее переработки, указанных в ч. 1 ст. 50.1 ЛК РФ, допускается после формирования ЭСД, в котором в числе прочего указываются сведения о номере государственного регистрационного знака транспортного средства, на котором осуществляется транспортировка древесины (в случае ее транспортировки автомобильным транспортом).

В соответствии с п. 15 Требований к формату и порядку заполнения ЭСД, утвержденных Постановлением, в п. 11 формы сопроводительного документа указываются вид и номер государственного регистрационного знака транспортного средства, осуществляющего транспортировку древесины, в случае ее перевозки автомобильным транспортом.

Обращаем Ваше внимание, что в случае транспортировки древесины и продукции ее переработки посредством автопоезда (механического транспортного средства, сцепленного с прицепом (полуприцепом, прицепами), допускается оформление одного ЭСД на все транспортные средства, входящие в автопоезд, при этом в п. 11 заполняемого ЭСД указываются государственные регистрационные знаки всех транспортных средств, входящих в состав автопоезда.

По вопросу необходимости оформления ЭСД при транспортировке дровяной древесины сообщаем следующее.

На основании ч. 3 ст. 50.4 ЛК РФ ЭСД не оформляется в случаях транспортировки древесины:

- заготовленной гражданами для собственных нужд;

- в объеме до 10 кубических метров в случае приобретения на розничном рынке или в организации розничной торговли.

Указанные нормы, ограничивающие общее требование по оформлению ЭСД, были предусмотрены в целях минимизации рисков для граждан в части приобретения и транспортировки ими древесины либо продукции из нее, для собственных нужд, в том числе для отопления.

Также сообщаем, что в соответствии с ч. 1 ст. 50.1 ЛК РФ учету в системе ЛесЕГАИС подлежат только древесина и продукция ее переработки, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 июня 2014 г. N 1047-р вышеупомянутый перечень утвержден, и в него не входит продукция, классифицируемая по коду ОКПД2 - 02.20.14.130 "Дрова разделанные в виде поленьев всех пород", транспортировка данной продукции осуществляется без оформления ЭСД и без учета информации в ЛесЕГАИС.

Читайте также: