Пожар обхватил пол леса за старой деревенькой

Обновлено: 27.04.2024

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

  1. нарушение в построении предложения с однородными членами предложения
  2. нарушение в построении сложноподчинённого предложения
  3. нарушение в построении предложения с причастным оборотом
  4. неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
  5. нарушение связи между подлежащим и сказуемым
  1. В овраге за посёлком почва была глинистой, который весной превращался в небольшой водоём и в котором почти ничего не росло.
  2. Группа исследователей отправилась в маленькую таёжную деревеньку, чтобы изучать местный быт и культуру.
  3. От тающего под лучами солнца снéга дорога, ведущая в райцентр, стала непроходимой, в результате чего деревня оказалась отрезанной от внешнего мира – оставалось только ждать.
  4. Стая птиц, поднявшихся над болотом, покружили немного, громко крича, но вскоре успокоились.
  5. Сидя на широком подоконнике и наблюдая за стекающими по стёклам дождевыми струями, Оля тосковала по тем беззаботным временам, когда она, будучи в кругу семьи, была по-настоящему счастлива.
  6. Синестезия – это особый способ восприятия, при котором некоторые состояния, явления, понятия и символы непроизвольно наделяются дополнительными качествами: цвет, запах, текстура, вкус, геометрическая форма, звуковая тональность или положение в пространстве.
  7. Балаклава – это не только удобная морская бухта, но и один из популярных курортов Крыма.
  8. На противоположной стороне шоссе, неподалёку от того места, где мы остановились, чтобы размяться, размещались придорожное кафе и заправочная станция с двумя выкрашенными бензоколонками красной краской.
  9. Фарфоровая ваза была подарена графу его величеством взамен знаменитому сосуду, который граф со смирением и благочестием передал в церковь Преображенского полка.

Указание:

Решение:

В предложении допущена ошибка в построении предложения с однородными членами: падежная форма компонентов однородного ряда (цвет, запах, текстура, вкус, геометрическая форма, звуковая тональность или положение в пространстве – в форме именительного падежа) не совпадает с падежной формой определяемого слова (качествами – в форме творительного падежа). Верный вариант:

Синестезия – это особый способ восприятия, при котором некоторые состояния, явления, понятия и символы непроизвольно наделяются дополнительными качествами: цветом, запахом, текстурой, вкусом, геометрической формой, звуковой тональностью или положением в пространстве.

В предложении допущена ошибка в построении сложного предложения: придаточная часть с союзным словом который отделена от слова, к которому относится, другими членами предложения. Верный вариант предложения:

За посёлком, в овраге, который весной превращался в небольшой водоём и в котором почти ничего не росло, почва была глинистой.

В предложении допущена ошибка в построении предложения с причастным оборотом: причастный оборот выкрашенными красной краской разорван определяемым словом бензоколонками. Верный вариант:

На противоположной стороне шоссе… размещались придорожное кафе и заправочная станция с двумя бензоколонками, выкрашенными красной краской.

В предложении допущена ошибка в выборе падежной формы существительного с предлогом: предлог взамен требует рядом с собой формы родительного падежа. Верный вариант:

В предожении нарушено согласование между подлежащим и сказуемым: стая …покружили, успокоились. Верный вариант:


Задание 8 № 17056

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) нарушение в построении предложения с однородными членами предложения

Б) нарушение в построении сложноподчинённого предложения

В) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Г) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Д) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

1) В овраге за посёлком почва была глинистой, который весной превращался в небольшой водоём и в котором почти ничего не росло.

2) Группа исследователей отправилась в маленькую таёжную деревеньку, чтобы изучать местный быт и культуру.

3) От тающего под лучами солнца снéга дорога, ведущая в райцентр, стала непроходимой, в результате чего деревня оказалась отрезанной от внешнего мира — оставалось только ждать.

4) Стая птиц, поднявшихся над болотом, покружили немного, громко крича, но вскоре успокоились.

5) Сидя на широком подоконнике и наблюдая за стекающими по стёклам дождевыми струями, Оля тосковала по тем беззаботным временам, когда она, будучи в кругу семьи, была по-настоящему счастлива.

6) Синестезия — это особый способ восприятия, при котором некоторые состояния, явления, понятия и символы непроизвольно наделяются дополнительными качествами: цвет, запах, текстура, вкус, геометрическая форма, звуковая тональность или положение в пространстве.

7) Балаклава — это не только удобная морская бухта, но и один из популярных курортов Крыма.

8) На противоположной стороне шоссе, неподалёку от того места, где мы остановились, чтобы размяться, размещались придорожное кафе и заправочная станция с двумя выкрашенными бензоколонками красной краской.

9) Фарфоровая ваза была подарена графу его величеством взамен знаменитому сосуду, который граф со смирением и благочестием передал в церковь Преображенского полка.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А) нарушение в построении предложения с однородными членами предложения − 6) Синестезия — это особый способ восприятия, при котором некоторые состояния, явления, понятия и символы непроизвольно наделяются дополнительными качествами: цвет, запах, текстура, вкус, геометрическая форма, звуковая тональность или положение в пространстве. КОРРЕКТНО: 6) Синестезия — это особый способ восприятия, при котором некоторые состояния, явления, понятия и символы непроизвольно наделяются дополнительными качествами: цветом, запахом, текстурой, вкусом, геометрической формой, звуковой тональностью или положением в пространстве.

Б) нарушение в построении сложноподчинённого предложения − 1) В овраге за посёлком почва была глинистой, который весной превращался в небольшой водоём и в котором почти ничего не росло. КОРРЕКТНО: 1) В овраге за посёлком, который весной превращался в небольшой водоём и в котором почти ничего не росло, почва была глинистой.

В) нарушение в построении предложения с причастным оборотом − 8) На противоположной стороне шоссе, неподалёку от того места, где мы остановились, чтобы размяться, размещались придорожное кафе и заправочная станция с двумя выкрашенными бензоколонками красной краской. КОРРЕКТНО: 8) На противоположной стороне шоссе, неподалёку от того места, где мы остановились, чтобы размяться, размещались придорожное кафе и заправочная станция с двумя выкрашенными красной краской бензоколонками.

Г) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом − 9) Фарфоровая ваза была подарена графу его величеством взамен знаменитому сосуду, который граф со смирением и благочестием передал в церковь Преображенского полка. КОРРЕКТНО: 9) Фарфоровая ваза была подарена графу его величеством взамен знаменитого сосуда, который граф со смирением и благочестием передал в церковь Преображенского полка.

Д) нарушение связи между подлежащим и сказуемым − 4) Стая птиц, поднявшихся над болотом, покружили немного, громко крича, но вскоре успокоились. КОРРЕКТНО: 4) Стая птиц, поднявшихся над болотом, покружила немного, громко крича, но вскоре успокоилась.

Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

(Н..)кто (не)знал так Малин..вых гор, как старый Сохач. Для него они были чем(то) ж..вым. По веч..рам горы укр..шаясь (3) окраш..вались розовым о(д/т)блеском, зимой од..вались в белую пуш..стую шубу, а в..сной покрывались пёстрым зелёным н..рядом. Кажется горы разг..варивают (2) . И он сам слыш..л глухой гул от этих разг..воров, особе(н,нн)о когда прокатит..ся буйная м..лодая гроза, вся радос..ная, св..ркающая, полная таинстве(н,нн)ой силы. Всё ж..ло кругом удесятерё(н,нн)ой жизнью и пр..тягивало к себе жизнь. (4) И всё было (не)разрывно связа(н,нн)о между собой. А весна? Разве это (не)молодость безумно трат..вшая избыток сил (на)прав.. и (на)лев. И вода была ж..вая и лес и каждая былинка и каждая капля дождя. (По)всюду было (не)пр..рывавшееся чудо окрылё(н,нн)ое обл..ками, гл..девшее тыс..чами глаз-звёзд, пер..ливавш..еся мерцанием летних з..рниц напоё(н,нн)ое чудным ар..матом горных цветов.

Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:

(2) — морфемный разбор слова;

(3) — морфологический разбор слова;

(4) — синтаксический разбор предложения.

Морфемный разбор слова

Разговаривают (2)

раз говар ива ют

Морфологический разбор слова

Украшаясь (3)

1. Окрашивались (что делая?) украшаясь — деепричастие;

2. Морф. признаки: неизм. ф., несов. в., возвр.

3. В предложении является обстоятельством.

Синтаксический разбор предложения

мест. Всё глаг. жило нар. кругом прич. удесятерённой сущ. жизнью и глаг. притягивало п. к мест. себе сущ. жизнь . (4)

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, полное, осложнено однородными сказуемыми.

Грамматическая основа: всё (подлежащее, выражено определительным местоимением) жило, притягивало (простые глагольные сказуемые, выражены глаголами в изъявительном наклонении).

Второстепенные члены предложения: (жило) кругом — обстоятельство места, выражено наречием; (жило) жизнью — косвенное дополнение, выражено именем существительным (возможно: обстоятельство образа действия, выраженное именем существительным); (жизнью) удесятерённой — согласованное определение, выражено причастием; (притягивало) к себе — косвенное дополнение, выражено возвратным местоимением с предлогом; (притягивало) жизнь — прямое дополнение, выражено именем существительным.

Никто не знал так Малиновых гор, как старый Сохач. Для него они были чем-то живым. По вечерам горы, украшаясь (3) , окрашивались розовым отблеском, зимой одевались в белую пушистую шубу, а весной покрывались пёстрым зелёным нарядом. Кажется, горы разговаривают (2) . И он сам слышал глухой гул от этих разговоров, особенно когда прокатится буйная молодая гроза, вся радостная, сверкающая, полная таинственной силы. Всё жило кругом удесятерённой жизнью и притягивало к себе жизнь. (4) И всё было неразрывно связано между собой. А весна? Разве это не молодость, безумно тратившая избыток сил направо и налево? И вода была живая, и лес, и каждая былинка, и каждая капля дождя. Повсюду было непрерывавшееся чудо, окрылённое облаками, глядевшее тысячами глаз-звёзд, переливавшееся мерцанием летних зарниц, напоённое чудным ароматом горных цветов.


Задание 1 № 113

Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Старый лес зашумел ровно (не)умолчно(4). Только птич..я возня стук дятла веселое цвиканье стрелявших меж ветвей ж..лтеньких синиц да жадный сухой кряк соек разнообразили этот т..гучий, тревожный и грус..ный, мя(к/г)кими волнами перекатывающ..йся шум.

Сорока чистившая(2) на ветке ольховника ч..рный острый клюв вдруг повернула голову набок(3) пр(и/е)слушалась пр(и/е)села, готовая сорва(т/ть)ся и ул..теть. Тревожно хрустели сучья. Кто(то) большой, сильный ш..л сквозь лес (не)разб..рая дороги. Затр..щали кусты, заметались вершины маленьких сосенок, заскр..пел оседая наст. Сорока вскрикнула и, ра(з/с)пустив хвост, похожий на оп..рение стрелы, по прямой полетела проч.

Из припудре(н/нн)ой утре(н/нн)им инеем хвои высунулась дли(н/нн)ая бурая морда увенча(н/нн)ая тяж..лыми ветвистыми рогами. Старый лось застыл в сосняке, как и(с/з)ваяние.

(104 слова, по Б. Полевому)


Задание 2 № 114

Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы: (2) — морфемный и словообразовательный разборы слова; (3) — морфологический разбор слова; (4) — синтаксический разбор предложения.

Морфемный и словообразовательный разборы слова

Чистившая (2)

Чист и вш ая ← чист ить (суффиксальный)

Морфологический разбор слова

Набок (3) — наречие (куда?)

1.Неизменяемое; наречие места.

2. В предложении является обстоятельством.

Синтаксический разбор предложения

Старый лес зашумел ровно, неумолчно (4).

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, осложнено однородными обстоятельствами. Грамматическая основа: лес (подлежащее, выражено существительным) зашумел (сказуемое, выражено глаголом).

Старый — определение, выражено прилагательным;

ровно, неумолчно — однородные обстоятельства, выражены наречиями.

Приведём верное написание.

Старый лес зашумел ровно, неумолчно. Только птичья возня, стук дятла, веселое цвиканье стрелявших меж ветвей желтеньких синиц да жадный сухой кряк соек разнообразили этот тягучий, тревожный и грустный, мягкими волнами перекатывающийся шум.

Сорока, чистившая на ветке ольховника черный острый клюв, вдруг повернула голову набок, прислушалась, присела, готовая сорваться и улететь. Тревожно хрустели сучья. Кто-то большой, сильный шел сквозь лес, не разбирая дороги. Затрещали кусты, заметались вершины маленьких сосенок, заскрипел, оседая, наст. Сорока вскрикнула и, распустив хвост, похожий на оперение стрелы, по прямой полетела прочь.

Из припудренной утренним инеем хвои высунулась длинная бурая морда, увенчанная тяжелыми ветвистыми рогами. Старый лось застыл в сосняке, как изваяние.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Детей еще не пускали в залу, где находилась елка, и они сидели в детской и болтали. Сашка с презрительным высокомерием прислушивался к (. ) наивным речам и ощупывал в кармане брюк уже переломавшиеся папиросы, которые удалось ему стащить из кабинета хозяина. Тут подошел к нему самый маленький Свечников, Коля, и остановился неподвижно и с видом изумления, составив ноги носками внутрь и положив палец на угол пухлых губ. Месяцев шесть тому назад он бросил, по настоянию родственников, скверную привычку класть палец в рот, но совершенно отказаться от этого жеста еще не мог. У него были белые волосы, подрезанные на лбу и завитками спадавшие на плечи, и голубые удивлённые глаза, и по всему своему виду он принадлежал к мальчикам, которых особенно преследовал Сашка.

– Ты неблагодалный мальчик? – спросил он Сашку. – Мне мисс сказала. А я холосой.

– Уж на что же лучше! – ответил тот, осматривая коротенькие бархатные штанишки и большой откладной воротничок.

– Хочешь лузье? На! – протянул мальчик ружье с привязанной к нему пробкой.

Волчонок взвел пружину и, прицелившись в нос ничего не подозревавшего Коли, дёрнул собачку. Пробка ударилась по носу и отскочила, болтаясь на нитке. Голубые глаза Коли раскрылись еще шире, и в них показались слёзы

1) Текст принадлежит к публицистическому стилю, потому что воздействует на эмоции читателей, имеет целью привлечение внимания аудитории к проблеме невоспитанных детей.

2) В тексте присутствуют эпитеты (скверная привычка, удивлённые глаза и др.).

3) В приведённом отрывке представлены слова с уменьшительноласкательными суффиксами (воротничок, собачка, штанишки и др.).

4) Цель текста – воздействие на воображение и чувства читателя.

5) В тексте представлены многочисленные средства речевой выразительности: вопросительные, восклицательные, сложные, односоставные предложения, ряды однородных членов, инверсия.

2. Самостоятельно подберите притяжательное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска. Запишите это местоимение.

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова, выделенного в тексте. Определите значение, в котором это слово употреблено в тексте. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

1. Внешность, видимый облик, состояние. Внешний в. человека. Здоровый в. 2. Местность, видимая взором. В. на озеро. Комната с видом на море.

3. Нахождение в поле зрения, возможность быть видимым. Плыть в виду берегов. Скрыться из вида.

4. Подразделение в систематике, входящее в состав высшего раздела. Кресло в. мебели.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

тамОжня красИвейший диспАнсер кУхонный корЫсть

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

На старом чердаке ребята отыскали старинный КОСТНЫЙ ларец с резьбой по всей поверхности.

Долина сменилась трясиной, где росли кривые и чахлые БОЛОТНЫЕ берёзки. Пётр приютил парня, ОДЕЛ и обул его, помог найти работу.

ЛЕСНЫЕ запахи набегали волнами; в них смешалось дыхание можжевельника, вереска, брусники.

Во сне человек способен не только РАЗЛИЧАТЬ речь, но и отвечать на вопросы.

6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите верное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Настроение Люси и без того было скверным, ещё и подруга подлила масла в пожар, рассказав о неудачном походе в кино.

7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

свежие ТОРТЫ взглянул более СТРОЖЕ ПОПРОБУЕМ помочь

не ЕЗДИТЕ быстро ЧЕТВЕРО друзей

8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А. неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Б. неправильное построение предложения с косвенной речью

В. ошибка в построении предложения с однородными членами

Г. нарушение в построении предложения с несогласованным приложением Д. нарушение в построении предложения с причастным оборотом

1. Посетители удивлялись и хвалили изобретательность мастера.

2. По приезде из Москвы он сразу вышел на работу.

3. Сестра поинтересовалась, всё ли у меня в порядке.

4. Северо-восточнее села располагаются образованные болота путём оседания песков.

5. Благодаря героизма людей катастрофа была предотвращена.

6. Коля не только коллекционировал почтовые марки, но и интересовался их историей.

7. Мы проезжали мимо деревеньки, почти полностью разрушенной временем.

8. Всех писателей в ходе интервью обычно спрашивают, над чем вы сейчас работаете.

9. М.Ю. Лермонтов так и не закончил любимое детище – поэму «Демона».

1) вымокнуть, касательная, плавание

2) заклинание, пригореть, заниматься

3) минимальный, упрощённый, редактировать

4) гористый, перила, стилистический

5) пейзаж, абитуриент, переживания

1) и..правил, ра..писал, ни..провергнуть

2) пр..высил, пр..рогатива, пр..пятствие

3) на..строил, по..пункт, пре..ставить

4) под..брал, н..правил, нез..менимый

5) пр..дорогой, пр..зыв, пр..стижный

1) застра..вающий, гречн..вый

2) причудл..вый, испар..на

3) перекра..вать, кресл..це

4) громад..на, повел..вать

5) искос. намертв..

1) пол..щая (огород), вид..щий (насквозь)

2) (гуси) щипл..т (траву), раду..щийся (гостю)

3) кол..щий (предмет), тле..щий уголёк

4) маяч..щая фигура, цикады стрекоч..т

5) пламене..щий закат, порт..щийся продукт

13. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Ёлочке в нашем дворе (НЕ)МЕНЬШЕ десяти лет.

Воздух, ещё (НЕ)СТАВШИЙ знойным, приятно освежает.

(НЕ)ОБЕЩАЙ журавля в небе, дай синицу в руки.

(НЕ)ПРАВИЛЬНЫЕ, но приятные черты лица придавали девочке сходство с бабушкой.

Честолюбие есть (НЕ)ЖЕЛАНИЕ быть честным, а жажда власти.

14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(В)ТЕЧЕНИЕ многих дней продолжалось сильное извержение вулкана, клубы огня над которым крутились (НА)ПОДОБИЕ вихря, увеличиваясь в размерах. (ПО)ТОМУ, как этот человек держится, видно, что он (ВО)ВСЁМ привык быть первым.

Озеро Белое (ОТ)ТОГО и прелестно, что (ВО)КРУГ него – густая разнообразная растительность.

Трудно даже представить, ЧТО(БЫ) со мной случилось, ЕСЛИ(БЫ) пароход опоздал.

(ПО)ТОМУ, как сосредоточенно молчал Л.Н. Толстой, его близкие могли догадываться, (НА)СКОЛЬКО напряжённо работает сейчас его мозг.

15. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН. Запишите цифры в порядке возрастания.

На письме(1)ом столе – недописа(2)ая рукопись рассказа «Старуха», кожа(3)ая папка для бумаг, серебря(4)ый бювар с монограммой «И.Б.», тяжёлая стекля(5)ая чернильница с оловя(6)ой крышечкой.

16. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) На ней были меха и перья шёлк и жемчуг необыкновенная легкость покроя и умопомрачительная причёска.

2) В детстве А.С. Грин любил книги о морях и путешествиях и мечтал стать матросом.

3) У Сергея не было ни квартиры ни ключа от квартиры.

4) Листья в осеннем Таврическом саду и красные и жёлтые.

5) Собака потянула носом воздух затем презрительно чихнула и побежала к дому.

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Душистые растения (1) сливаясь в целую лесную поляну (2) и образуя открытое пространство (3) при ближайшем рассмотрении поражали идеальной формой каждого венчика (4) обрамлённого нежными лепестками.

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Мадам (1) мне нужно с Вами серьёзно поговорить. Мне кажется (2) будто (3) я в Вас влюблён. Это (4) наверняка (5) начало сильнейших чувств.

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Лишь только оно начинает приближаться (1) лишь только начинает разрастаться и наливаться золотом светило (2) которое когда-то висело выше двух пятисвечий (3) становится Иван Николаевич беспокоен (4) нервничает (5) теряет аппетит (6) и сон (7) дожидается (8) пока созреет луна.

20. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Иван взглянул в окно (1) и (2) хотя на улице бушевала непогода (3) стремительно направился к двери (4) словно там уже его ждали.

21. Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Август был с теплыми дождиками, как будто нарочно выпадавшими для сева. (2)А «осень и зима хороши живут, коли на Лаврентия вода тиха и дождик». (3) Помню раннее, свежее, тихое утро. (4)Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и – запах антоновских яблок, запах мёда и осенней свежести. (5)Воздух так чист, точно его совсем нет, по всему саду раздаются голоса и скрип телег. (6)Это тархане, мещане-садовники, наняли мужиков, которые насыпают яблоки в телеги, возы, повозки. (7)Мужик, насыпающий яблоки, ест их сочным треском одно за одним, но уж таково заведение. (8)И прохладную тишину утра нарушает только сытое квохтанье дроздов на коралловых рябинах в чаще сада, голоса да гулкий стук ссыпаемых в меры и кадушки яблок. (9)В поредевшем саду далеко видна дорога к большому шалашу, усыпанная соломой, и самый шалаш, около которого мещане обзавелись за лето целым хозяйством.

Прочитайте текст и выполните задания 22-27.

(1)Человек создан на столетия, если судить по огромной, ни с чем не сравнимой трате сил. (2)Лев, убив антилопу, в сытой дрёме отдыхает сутки. (3)Могучий сохатый после часового боя с соперником полдня отстаивается в чащобе, судорожно поводя проваленными боками. (4)Айтматовский Каранар год копил силы, чтобы буйствовать, неистовствовать и торжествовать полмесяца. (5)Для человека подобные подвиги − блеск мгновения, за который он платит столь малой толикой своих запасов, что вообще не нуждается в отдыхе.

(6)Цель зверя − прожить отпущенный природой срок. (7)Сумма заложенной в нём энергии соотносима с этим сроком, и живое существо тратит не столько, сколько хочется, а столько, сколько надо, будто в нём предусмотрено некое дозирующее устройство: зверю неведомо желание, он существует по закону необходимости. (8)Не потому ли звери и не подозревают, что жизнь конечна?

(9)Жизнь зверей – это время от рождения до смерти: звери живут во времени абсолютном, не ведая, что есть и время относительное, в этом относительном времени может существовать только человек. (10)Его жизнь никогда не укладывается в даты на могильной плите. (11)Она больше, она вмещает в себя ведомые только ему секунды, которые тянулись, как часы, и сутки, пролетевшие, словно мгновения. (12)И чем выше духовная структура человека, тем больше у него возможностей жить не только в абсолютном, но и в относительном времени. (13)Для меня глобальной сверхзадачей искусства и является его способность продлевать человеческую жизнь, насыщать её смыслом, учить людей активно существовать и во времени относительном, то есть сомневаться, чувствовать и страдать.

(14)Это − о духовности, но и в обычной, физической жизни человеку отпущено «горючего» заведомо больше, чем нужно, для того чтобы прожить по законам природы. (15)Зачем? (16)С какой целью? (17)Ведь в природе всё разумно, всё выверено, испытано миллионолетиями, и даже аппендикс, как выяснилось, для чего-то всё-таки нужен. (18)А многократно превышающий потребности огромный запас энергии для чего дан человеку?

(19)Я задал этот вопрос в пятом или шестом классе, когда добрёл до элементарной физики, и решил, что она объясняет всё. (20)И она действительно всё мне тогда объяснила. (21)Кроме человека. (22)А его объяснить не смогла. (23)Именно здесь кончалась прямолинейная логика знания и начиналась пугающе многовариантная логика понимания. (24)Я тогда, разумеется, этого не представлял, однако энергетический баланс не сходился, и я спросил отца, зачем- де человеку столько отпущено.

(31)Я пишу об этом только ради двух слов отца, определивших для меня весь смысл существования. (32)Это стало главной заповедью, альфой и омегой моего мировоззрения. (33)И стал я писателем, вероятно, совсем не потому, что рождён был с этаким блеском в очах, а потому лишь, что свято веровал в необходимость упорного, ежедневного, исступлённого труда.

(По Б.Л. Васильеву*)

*Борис Львович Васильев (1924-2013) – советский писатель, прозаик, публицист, общественный деятель, автор произведений «А зори здесь тихие», «Завтра была война», «В списках не значился» и др.

1) В человеке от природы заложено больше энергии, чем в любом, даже самом крупном, животном.

2) Человек воспринимает время по-особенному: иногда секунды могут казаться часами, а сутки могут пролетать мгновенно.

3) Физика может объяснить законы природы, и даже объяснить природу человека, назначение энергии, заложенной природой в человека, эта наука может с лёгкостью.

4) Рассказчик сразу осознал смысл утверждения отца о том, что большая энергия дана человеку для работы.

5) Рассказчик успешно учился в школе, чему способствовало его стремление досконально изучить каждый предмет.

1) Содержание предложений 2-5 поясняет содержание предложения 1.

2) В предложениях 19-20 представлено описание.

3) В предложениях 27-29 представлено рассуждение.

4) Предложение 30 объясняет содержание предложения 29.

5) Предложения 31 и 32 противопоставлены по содержанию.

24. Подберите синоним к слову благодатная из предложения 29. Запишите этот синоним.

25. Среди предложений 6-11 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью притяжательного местоимения и лексического повтора. Напишите номер этого предложения.

26. «Б.Л. Васильев словно приглашает читателя к разговору, обсуждению важных для каждого человека вопросов. Синтаксическое средство – (А)_______ (предложения 15, 16, 18) – привлекает внимание читателя к проблеме текста, заставляет задуматься. Понять ход мыслей автора помогают разнообразные средства выразительности, среди которых приём – (Б)_______ (предложения 20-21), синтаксическое средство – (В)_______ (предложения 13, 17, 33), а также троп – (Г)_______ («исступлённого труда» в предложении 33)».

4) ряды однородных членов

5) синтаксический параллелизм

6) вопросительные предложения

27. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Дайте пояснение к каждому примеруиллюстрации. Укажите смысловую связь между примерами-иллюстрациями и проанализируйте её. Сформулируйте позицию автора (рассказчика).

Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Читайте также: