Поверхностная обработка битумной эмульсией с применением мытого щебня

Обновлено: 08.05.2024

Состав работ: 1. Очистка покрытия. 2. Розлив битума. 3. Россыпь и укатка минеральных материалов. 4. Уход за покрытием.

Измеритель: 1000 м2 покрытия

27-46-1 Двойная поверхностная обработка битумом с применением щебня новых щебеночных [гравийных] покрытий

Двойная поверхностная обработка битумом с применением щебня существующих малоизношенных щебеночных [гравийных] покрытий:

27-46-2 с нормальной поверхностью
27-46-3 с деформированной поверхностью

Тройная поверхностная обработка битумом с применением щебня:

27-46-4 существующих сильно изношенных щебеночных [гравийных] покрытий и мостовых с нормальной поверхностью

27-46-5 мостовых с деформированной поверхностью

27-46-6 Двойная поверхностная обработка песчано-гравийною смесью

27-46-7 Одиночная поверхностная обработка усовершенствованных покрытий битумом с применением щебня

Одиночная поверхностная обработка усовершенствованных покрытий битумом с применением черного щебня с плотностью каменных материалов:

27-46-9 3 т/м3 и более

27-46-10 Двойная поверхностная обработка усовершенствованных покрытий битумом с применением щебня

Двойная поверхностная обработка усовершенствованных покрытий битумом с применением черного щебня с плотностью каменных материалов:

27-46-11 2,5-2,9 т/м3

27-46-12 3 т/м3 и более

Таблица 49 - Группа 46 Нормы с 1 по 6

Шифр ресурса Наименование ресурса Единица измер. 27-46 1 27-46 2 27-46 3 27-46 4 27-46 5 27-46 6
Затраты труда рабочих-строителей чел-ч 37,84 38,15 43,96 45,06 45,53 38,94
Средний разряд работ 3,1 3,1 3,1 3,1 3,1 3,1
Затраты труда машинистов чел-ч 15,56 16,14 20,95 22,38 23,38 16,79
Машины и механизмы
212-0102 Автогудронаторы, емкость 7000 л маш-ч 1,63 1,92 1,66 1,92 2,42 1,79
212-0202 Автогрейдеры среднего типа, маш-ч 5,02 5,02 7,54 7,54 7,54 5,02
мощность 99 кВт [135 л.с.]
212-0907 Катки дорожные самоходные гладкие, маш-ч 6,53 6,53 9,34 10,25 10,25 7,44
масса 13 т
270-0149 Щетки дорожные навесные с трактором маш-ч 0,75 0,75 0,75 0,75 0,75 0,75

Окончание таблицы 49

Шифр ресурса Наименование ресурса Единица измер. 27-46 1 27-46 2 27-46 3 27-46 4 27-46 5 27-46 6
Материалы
111-1763 Толь с крупнозернистой посыпкой, м2
марка ТВК-350
111-1900 Эмульсия битумная для гидроизоляционных работ т - - - - - 3,61
1421-9450 Щебень из природного камня для м3 18,9 18,9 12,2 15,3 -
строительных работ, фракция 5[3]-10 мм, марка М1000 и более
1421-9452 Щебень из природного камня для м3 30,6 15,3 36,7 47,9 -
строительных работ, фракция 10-20 мм, марка М1000 и более
1421-9656-2 Смесь песчано-гравийная обогащенная с м3 - - - - - 31,6
содержанием зерен гравия от 15-25 %
По проекту Битум вязкий т 3,3 3,87 3,35 3,86 4,9 -


Таблица 50 - Группа 46 Нормы с 7 по 12

Шифр ресурса Наименование ресурса Единица измер. 27-46 7 27-46 8 27-46 9 27-46 10 27-46 11 27-46 12
Затраты труда рабочих-строителей чел-ч 23,24 33,13 33,13 29,67 48,98 48,98
Средний разряд работ 3,1
Затраты труда машинистов чел-ч 8,26 9,27 9,27 14,72 16,54 16,54
Машины и механизмы
212-0102 Автогудронаторы, емкость 7000 л маш-ч 0,64 0,36 0,36 1,21 0,68 0,68
212-0202 Автогрейдеры среднего типа, маш-ч 2,51 - - 5,02 - -
мощность 99 кВт [135 л.с.]
212-0907 Катки дорожные самоходные гладкие, маш-ч 3,72 4,46 4,46 6,53 7,74 7,74
масса 13 т
212-1801 Распределители щебня и гравия маш-ч - 3,34 3,34 - 6,69 6,69
270-0149 Щетки дорожные навесные с трактором маш-ч 0,75 0,75 0,75 0,75 0,75 0,75
Материалы
111-1763 Толь с крупнозернистой посыпкой, м2
марка ТВК-350
1421-9450 Щебень из природного камня для м3 13,3 - - 11,7 - -
строительных работ, фракция 5[3]-10 мм, марка М1000 и более
1421-9452 Щебень из природного камня для м3 - - - 20,4 - -
строительных работ, фракция 10-20 мм, марка М1000 и более
По проекту Щебень черный фракции 5-10 мм т - - - - 14,5 16,7
По проекту Щебень черный фракции 10-20 мм т - - 26,6 30,6
По проекту Битум вязкий т 1,29 0,72 0,72 2,42 1,37 1,37

Группа 47 Поверхностная обработка битумной эмульсией с применением мытого щебня

Состав работ: 1. Очистка покрытия с увлажнением. 2. Розлив битумной эмульсии. 3. Россыпь мытого щебня. 4. Укатка. 5. Уход за покрытием.

Измеритель: 1000 м2 покрытия

27-47-1 Поверхностная обработка битумной эмульсией с применением мытого щебня

Технологическая карта составлена на основе методов научной организации труда и предназначена для использования при разработке проекта производства работ и организации труда на объекте.

В технологической карте предусмотрена поверхностная обработка с применением битумной эмульсии для создания шероховатой поверхности на асфальтобетонных покрытиях.

За основу технологического процесса принят розлив по поверхности битумной эмульсии с последующей россыпью «белого» щебня. Длина сменной захватки принята 1560 м при ширине покрытия 7,5 м.

Во всех случаях применения настоящей технологической карты необходима привязка ее к местным условиям.

Поверхностная обработка с применением битумных эмульсий и «белого» (необработанного предварительно органическим вяжущим) щебня позволяет получить покрытие с наиболее высоким коэффициентом сцепления с колесом автомобиля.

Сущность поверхностной обработки состоит в том, что по тонкому слою вяжущего материала (битумной эмульсии), нанесенному на поверхность покрытия, распределяют слой щебня и прикатывают его.

Поверхностную обработку осуществляют преимущественно днем в сухую погоду. Эмульсию разливают при температуре воздуха не ниже +5 °С.

Основные требования к поверхностной обработке:

точность дозирования вяжущего (битумной эмульсии), нормы которого изменяют в зависимости от фракций рассыпаемого щебня;

точность и равномерность распределения щебня;

уход за поверхностью.

При поверхностной обработке с использованием битумных эмульсий выполняют следующие работы (рис. 1):

очистка покрытия и подготовка его к обработке;

первый розлив вяжущего;

первая россыпь щебня;

второй розлив вяжущего;

вторая россыпь щебня;

прикатка щебня катками;

доработка слоя, нанесенного на поверхность;

уход за поверхностью.

Очистка покрытия и подготовка его к обработке

Поверхность рекомендуется обрабатывать сразу после устройства покрытия с минимальным разрывом времени, когда покрытие еще не загрязнено. В этом случае покрытие не очищают.

Если дорога эксплуатировалась, то сначала ремонтируют поврежденные места, а затем одним-двумя проходами поливомоечной машины щеткой очищают покрытие и, если это необходимо, продувают сжатым воздухом или промывают водой и просушивают.

Щеткой поливомоечной машины сначала очищают покрытие, а затем обочины. Пыль и мусор удаляют на откосы.

В сухую жаркую погоду при температуре воздуха +25 °С и выше покрытие непосредственно перед распределением эмульсии увлажняют водой при помощи поливомоечной машины.

Первый розлив битумной эмульсии

Для поверхностной обработки используют катионные (классов БК и СК) и анионные (марок БА-1 и СА) эмульсии, отвечающие требованиям ГОСТ 18659-73 «Эмульсии дорожные битумные».

Температуру и концентрацию используемой эмульсии устанавливают в зависимости от погодных условий: при температуре воздуха менее +20 °С и дождливой погоде применяют эмульсию с концентрацией битума 55 - 60 % и температурой 40 - 50 °С; при температуре воздуха +25 °С и выше используют эмульсию с концентрацией битума 55 - 50 % без предварительного подогрева.

Эмульсию ровным слоем разливают по покрытию автогудронатором ДС-39А (Д-640А).

Сначала наносят на поверхность 30 % количества эмульсии, необходимого по норме (табл. 1).

Норма расхода щебня и битумной эмульсии в зависимости от фракций щебня

Расход щебня на 100 м 2 , м 3

Расход эмульсии на 1 м 2 , кг

в пересчете на битум

при концентрации битума, %

Разлитая битумная эмульсия должна сразу же засыпаться щебнем, поэтому работы выполняют поочередно на каждой полосе россыпи щебня, определяемой объемом щебня, находящегося в кузове автомобиля-самосвала.

Сменную захватку делят на участки, длина которых определяется объемом эмульсии, находящейся в автогудронаторе. На длине участка должно укладываться целое число полос россыпи щебня.

До розлива эмульсии намечают начальную и конечную границы полосы и середину каждой полосы (особенно точно на кривых участках).

Полосу розлива эмульсии назначают на 10 - 15 см шире полосы россыпи щебня (в настоящей карте ширина полосы розлива принята 2,6 м).

При заданной ширине розлива по таблице рационального режима работы автогудронатора (таблица имеется в паспорте автогудронатора) определяют требуемое число форсунок, а также передачу автомобиля, передачу коробки отбора мощности и частоту вращения вала насоса, которая зависит от скорости движения автогудронатора и контролируется по тахометру, установленному в кабине водителя. По этой же таблице подбирают комплект сопел.

Перед полосой розлива, где автогудронатор набирает рабочую скорость, покрытие на протяжении 2 - 3 м закрывают плотной бумагой.

Автогудронатор устанавливают в рабочее положение в 10 - 15 м от границы обрабатываемого участка для того, чтобы он развил нужную скорость к моменту, когда его передние колеса будут у границы участка розлива. Распределители устанавливают на высоте 14 - 18 см от поверхности покрытия, а прорези сопел поворачивают вниз относительно продольной оси распределителей на угол 25 - 30°.

Краны на распределительном устройстве устанавливают в такое положение, чтобы эмульсия циркулировала через распределитель.

Примерно за 0,5 м до начала полосы розлива малым левым краном закрывают трубопровод возврата и открывают форсунки распределителя рукояткой пневмокрана.

В процессе розлива машинист автогудронатора ведет машину строго посередине полосы распределения вяжущего на установленной скорости (плавно, без остановок и рывков), а помощник машиниста следит за тем, чтобы из всех сопел эмульсия выливалась равномерно и весь участок покрылся эмульсией.

В конце участка розлива помощник машиниста при прохождении первого (предупредительного) флажка готовится к перекрытию кранов. У второго флажка на конечной границе розлива быстро перекрывают краны и при помощи редуктора изменяет направление вращения шестерен насоса, а распределительные трубы при помощи рычагов поднимает соплами вверх. Автогудронатор останавливают.

В процессе розлива следят за указателем уровня вяжущего в цистерне, чтобы своевременно прекратить розлив.

При необходимости битумную эмульсию можно подогревать в цистерне автогудронатора одной или двумя горелками, но только во время стоянки автогудронатора.

Норму розлива эмульсии контролируют сопоставлением количества эмульсии и площади участка розлива. При первом розливе она составляет 30 % установленной нормы в зависимости от применяемой фракции щебня.

Первая россыпь щебня

Для поверхностной обработки покрытий применяют «белый» предварительно промытый и рассортированный на фракции щебень, имеющий высокую прочность и устойчивость против шлифуемости.

Щебень распределяют сразу за розливом битумной эмульсии при помощи навесного распределителя, причем автомобиль-самосвал должен перемещаться на расстоянии не более 20 м от автогудронатора, распределяющего эмульсию.

Край полосы шириной 10 - 15 см на продольном стыке двух полос после розлива вяжущего не засыпают щебнем. Эту полосу засыпают после розлива вяжущего на другой полосе.

Водитель автомобиля-самосвала и асфальтобетонщик навешивают распределитель щебня на задний борт автомобиля-самосвала и закрепляют его. Затем водитель из кабины поднимает кузов, чтобы щебень заполнил бункер распределителя.

При движении автомобиля-самосвала задним ходом со скоростью 5 - 6 км/ч щебень через щель распределителя рассыпается по разлитой эмульсии, при этом колеса автомобиля-самосвала проходят по рассыпанному щебню.

По окончании россыпи щебня автомобиль-самосвал возвращают к началу участка россыпи, снимают распределитель и навешивают его на очередной автомобиль-самосвал.

На пробном участке регулируют величину щели распределителя и скорость движения автомобиля-самосвала, чтобы точнее распределить щебень. При правильно отрегулированной величине щели распределителя и подобранной скорости движения автомобиля-самосвала объема щебня, доставленного одним автомобилем-самосвалом, должно быть достаточно для покрытия расчетной площади.

Пример: ширина покрытия 7,5 м, следовательно, ширина россыпи одной полосы 2,5 м.

Полная норма расхода щебня фракции 15 - 20 мм составляет 1,3 м 3 на 100 м 2 . Первый раз распределяют 70 % нормы или 1,3 : 100 · 70 = 0,91 м 3 на 100 м 2 .

При объеме щебня 3 м 3 , доставляемого одним автомобилем-самосвалом, за первую россыпь должна покрываться площадь 3 : 0,91 · 100 = 330 м 2 .

Расчетная длина полосы равна м. Принимаем длину 130 м.

В том случае, когда при проходе расчетной полосы в кузове автомобиля-самосвала остается небольшое количество щебня, его выгружают через щель распределителя в конце полосы и вручную перекидывают на соседнюю полосу после покрытия ее битумной эмульсией. При небольшой нехватке щебня для покрытия расчетной полосы остаток полосы засыпают вручную.

Если остаток или нехватка щебня значительны, следует дополнительно отрегулировать величину щели распределителя.

Если на участке работ отсутствует навесной распределитель щебня, то его заменяют распределительным устройством из листа гофрированной стали, навешенного на кузов автомобиля-самосвала. Норма россыпи щебня в этом случае регулируется величиной щели между низом стенки заднего борта автомобиля-самосвала и листом.

Второй розлив битумной эмульсии

Если участок закрыт для движения, второй розлив эмульсии по всей площади может быть произведен позже. При этом все работы по поверхностной обработке на захватке должны быть выполнены за смену.

Второй раз разливают 70 % эмульсии от полной нормы, определенной по табл. 1.

Начинают розлив после того, как будет покрыт эмульсией и засыпан щебнем первый раз участок длиной 260 м.

Машинист автогудронатора устанавливает соответствующие данной норме розлива передачу коробки отбора мощности, передачу коробки автомобиля и частоту вращения вала насоса. Эмульсия должна распределяться при включенном насосе.

При втором розливе эмульсии выполняют аналогичные операции, что и при первом розливе, при этом автогудронатор перемещается по слою рассыпанного щебня. Длину участка розлива принимают в два раза большей, чем при первом розливе, так как щебня в кузове автомобиля-самосвала хватит для покрытия в два раза большей площади.

В конце смены снимают распределитель, прочищают отверстия всех сопел, промывают их керосином и устанавливают на место.

Необходимо следить за тем, чтобы остатки битумной эмульсии не выливались на обрабатываемое покрытие. Цистерну автогудронатора битумной эмульсией наполняют на месте выполнения работ из автобитумовоза (при наполнении на асфальтобетонном заводе перед поездкой с автогудронатора снимают распределительные трубы).

Вторая россыпь щебня

Немедленно после второго розлива эмульсии на расстоянии не более 20 м от автогудронатора распределяют недостающий до полной нормы щебень (30 % нормы). При этом выполняют операции, аналогичные выполняемым при первой россыпи щебня. Предварительно на пробном участке определяют и регулируют величину щели распределителя, соответствующую второй норме распределения щебня.

Прикатка щебня катками

Для приклеивания щебенки к основанию немедленно после распределения щебня его прикатывают катками на пневмошинах ДУ-16В (Д-551В), ДУ-31А (Д-627А) или легкими гладко-вальцевыми катками ДУ-50, ДУ-11А (Д-469А) массой 6 - 7 т за три-четыре прохода по одному месту.

Прикатку следует приурочить к началу распада битумной эмульсии.

Первые проходы катка делают по продольному сопряжению с ранее уложенной полосой или по краю покрытия. Прикатку щебня выполняют проходами катка с постепенным перемещением от краев к середине проезжей части, а затем от середины к краям, перекрывая каждый след на 20 - 30 см. Длину проходки катка принимают равной длине полосы второй россыпи щебня (260 м).

Начинают прикатку со скоростью 1,5 - 2 км/ч, затем скорость увеличивают до 3 - 3,5 км/ч.

Движение катка должно быть равномерным, без рывков и остановок.

При вынужденной остановке каток нельзя оставлять на покрытии, его следует отводить на обочину.

Доработка поверхностного слоя

После прикатки катком слоя поверхностной обработки щеткой поливомоечной машины разметают неприлипший щебень.

Проходы щетки начинают от краев покрытия с перемещением к середине.

Вслед за щеткой поливомоечной машины рабочие разметают валик щебня, образовавшийся после прохода щетки поливомоечной машины, перебрасывают лишний щебень или наметают проволочными щетками в места, где его нет или недостаточно.

На продольном стыке двух обработанных полос исправляют особенно тщательно дефектные места.

В местах, где образовались излишние скопления эмульсии (жирные пятна), рабочие скребком срезают слой щебня с эмульсией, из леек распределяют эмульсию, засыпают это место «белым» щебнем и распределяют его слоем в одну щебенку. Не рекомендуется при заделке жирных пятен использовать сдвинутый с этого места щебень.

В местах, где обнаружен недостаток эмульсии (пропуски при распределении эмульсии), слой щебня убирают, из леек разливают битумную эмульсию и гладилкой распределяют ровным слоем, засыпают свежим щебнем и распределяют его слоем в одну щебенку.

После доработки слоя щебня вручную поверхность россыпи должна иметь равномерную однообразную структуру без пропусков и наслоений.

Уход за слоем поверхностной обработки

При поверхностной обработке с использованием анионных эмульсий движение транспортных средств закрывают на сутки для формирования слоя. При использовании катионных эмульсий движение не закрывают, но в течение 1 - 2 суток скорость ограничивают до 40 км/ч.

Уход за поверхностью продолжается два дня. Перед открытием движения рабочие проходят по участку и удаляют с проезжей части отдельные свободные щебенки. По мере образования полос наката рабочие передвигают ограждающие знаки таким образом, чтобы колеса автомобилей шли по несформировавшейся поверхности, а также ремонтируют отдельные поврежденные места.

Требования к качеству работ

Участок с законченной поверхностной обработкой должен иметь ровную поверхность с однородной структурой. Щебенки должны быть плотно приклеены к поверхности покрытия и располагаться в один ряд, плотно прилегая друг к другу.

На слое поверхностной обработки не должно быть пропусков, мест с жирными пятнами и неприлипшим щебнем.

Коэффициент сцепления шин с увлажненным покрытием (при увлажнении водой - 1 л/м 2 ) при скорости 60 км/ч должен быть не менее 0,6.

При производстве работ мастер должен руководствоваться картой операционного контроля (раздел VIII ).

Указания по технике безопасности

Очистку покрытия от пыли и грязи перед поверхностной обработкой надо организовать так, чтобы пыль относило от работающих.

При вождении автобитумовоза и автогудронатора следует иметь в виду, что устойчивость машины ограничена полуприцепом-цистерной. На крутых съездах и въездах на насыпь под острым углом необходимо транспортировать цистерну только с полным надежным включением бокового седла. Во время стоянки полуприцеп-цистерну необходимо ставить на ручной тормоз.

При одновременной совместной работе двух или нескольких самоходных машин (автогудронатор, автомобиль-самосвал, поливомоечная машина, катки), идущих друг за другом, дистанция между ними должна быть не менее 10 м.

При выполнении работ по поверхностной обработке следует руководствоваться «Правилами техники безопасности при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог», М., Транспорт, 1969, а также основными требованиями по обеспечению техники безопасности, изложенными в «Инструкции по строительству дорожных асфальтобетонных покрытий» ВСН 93-73, М., Транспорт, 1973 и «Типовой инструкции по охране труда для машинистов грунтоуплотняющих машин», М., Оргтрансстрой, 1975.

Во время работы дорожные рабочие должны соблюдать меры безопасности, предусмотренные «Типовой инструкцией по технике безопасности для дорожных рабочих при строительстве автомобильных дорог», М., Оргтрансстрой, 1975 и «Типовой инструкцией по технике безопасности для асфальто-бетонщика», М., Оргтрансстрой, 1975.

При проведении работ по устройству асфальтобетонных покрытий с шероховатой поверхностью методом поверхностной обработки с применением битумной эмульсии следует руководствоваться следующей нормативной литературой:

«Строительными нормами и правилами, часть III , раздел Д, главой 5. Автомобильные дороги. Правила производства и приемки работ. Приемка в эксплуатацию» (СНиП III-Д.5-73), М, Стройиздат, 1973;

«Техническими указаниями по приготовлению и применению дорожных эмульсий» Минтрансстроя (ВСН 115-75), М., Транспорт, 1976;

«Инструкцией по строительству дорожных асфальтобетонных покрытий Минтрансстроя (ВСН 93-73), М., Транспорт, 1973.

Участок работы обязательно закрывают для движения автомобилей, объездные дороги готовят заранее и содержат в исправном состоянии.

Основные работы по поверхностной обработке выполняют, как правило, в светлое время суток в одну смену.

Поверхностную обработку осуществляют одновременно на четырех захватках длиной по 1560 м (см. рисунок).

На I захватке очищают покрытие щеткой поливомоечной машины и подготовляют его к обработке.

На II захватке разливают битумную эмульсию, рассыпают и прикатывают щебень, дорабатывают слой, нанесенный на поверхность.

На III и IV захватках осуществляют уход за слоем поверхностной обработки.

Вторую - основную захватку длиной 1560 м делят на шесть участков длиной по 260 м, и работы выполняют поочередно на каждом из них. Длину участков назначают с учетом объема автогудронатора. Разлитая эмульсия должна быть немедленно накрыта щебнем. На длине участка розлива должно укладываться целое число полос россыпи щебня, кратное трем.

Пример. Ширина покрытия 7,5 м. Щебень фракции 15 - 20 мм, норма россыпи щебня 1,3 м 3 на 100 м 2 . Норма розлива эмульсии 2,2 кг на 1 м 2 .

При первой россыпи щебня в одном автомобиле-самосвале хватит на покрытие полосы длиной 130 м.

Полного объема эмульсии в автогудронаторе ДС-39А (Д-640А) достаточно для первого розлива на площади 3500 : 0,66 = 5303 м 2 или на полосе длиной 5303 : 2,6 = 2040 м.. На этой полосе укладывается 2040 : 130 = 5 участков покрытия длиной по 130 м.

При второй россыпи (30 % нормы) щебня в одном автомобиле-самосвале хватит на покрытие полосы длиной 260 м.

Полного объема эмульсии в автогудронаторе достаточно для второго розлива на площади 3500 : 1,54 = 2273 м 2 или 2273 : 2,6 = 875 м. В этой полосе укладывается 875 : 260 : 3 = 1 участок длиной 260 м.

На каждую смену организуют бригаду рабочих следующего состава:

Машинисты автогудронаторов 5 разр. - 2

Помощники машинистов 4 » - 2

Машинист катка 6 » - 1

Машинисты (поливомоечных машин) 4 » - 2

Асфальтобетонщики: 4 » - 1

Для ухода за слоем поверхностной обработки организуют отдельное звено дорожных рабочих (2 разр. - 1 и 1 разр. - 1).

Водителей автомобилей-самосвалов, как правило, объединяют в отдельное звено. Число автомобилей-самосвалов определяют исходя из графика почасовой потребности щебня: (табл. 2) и условий подвоза щебня.

График почасовой потребности щебня с учетом потерь щебня в размере 3 %

Обработка поверхности битумной эмульсией

Поверхностная обработка дорожных покрытий с применением битумной эмульсии

Дорожная битумная эмульсия – это однородная маловязкая жидкость чёрного или темно-коричневого цвета, представляющая собой дисперсную систему, которая состоит из измельченного битума и водного раствора особого поверхностно-активного вещества. По сравнению с обычным битумом битумная эмульсия обладает целым комплексом ценных достоинств. Важнейшие среди них – меньшая зависимость от неблагоприятных погодных условий и экономичность.

Преимущества битумных эмульсий давно оценены за рубежом, где на их основе разработаны и успешно применяются десятки технологий дорожного строительства. В последние годы эти прогрессивные технологии пробили, наконец, себе дорогу и в Россию. Поверхностная обработка дорожных покрытий с использованием битумных эмульсий – одна из таких технологий.

Современные технологии поверхностной обработки покрытий с применением битумных эмульсий

Суть технологии поверхностной обработки заключается в процессе создания на дорожном полотне тонкого слоя или слоёв, назначение которых - обеспечение шероховатости и водонепроницаемости, а также повышение износостойкости покрытия. Битумная эмульсия в этой новой дорожной «одёжке» отвечает, главным образом, за надёжное приклеивание щебня к основанию и такую же надёжную водонепроницаемость.

При этом обработка поверхности может выполняться двумя способами:

  • традиционно (поочередное укладывание слоев щебня и битумной эмульсии);
  • синхронно (практически одновременная подача щебня и вяжущей составляющей - эмульсии).

При втором способе, требующем использования специальной техники для синхронного распределения щебня и эмульсии, удаётся получить дорожное покрытие самого высокого на сегодняшний день уровня качества.

Основные этапы поверхностной обработки дорожных полотен битумной эмульсией

Процесс обработки дорожных поверхностей битумной эмульсией независимо от выбранного способа включает в себя следующие 3 основные этапа:

  1. Подготовительные работы (тщательное обследование дорожного покрытия с целью выявления дефектов, заготовка щебня и всех необходимых компонентов для изготовления битумной эмульсии требуемого в данных условиях качества, обучение персонала, подготовка машин и др.).
  2. Непосредственное устройство поверхностной обработки традиционным или синхронным способом.
  3. Особый уход за новым дорожным покрытием в течение 7-8 дней после окончания основных дорожных работ (исправление возможных локальных дефектов и уборка излишнего щебня).

Ограничения при обработке поверхностей битумной эмульсией

По сравнению с другими технологиями границы возможностей при проведении дорожных работ с использованием битумной эмульсии существенно расширены, но они всё-таки есть.

Технологическая карта разработана на основе методов научной организации труда и предназначена для использования при разработке проектов производства работ и организации труда на строительном объекте.

Технологическая карта составлена на устройство двойной поверхностной обработки с использованием катионных битумных эмульсий при раздельном распределении вяжущего и щебня.

Следует учитывать, что более высокое качество поверхностной обработки достигается при синхронном распределении материалов машинами типа "Би-мажор". Однако их ограниченное распространение в дорожно-строительных организациях делает весьма актуальным традиционный способ устройства двойной поверхностной обработки.

Поверхностная обработка - наиболее распространенный способ повышения шероховатости дорожных покрытий. Она позволяет также восстанавливать слой износа и, тем самым, продлевать срок службы дорожного покрытия.

При двойной поверхностной обработке розлив вяжущего выполняют в два приема с распределением щебня и его уплотнением после каждого розлива.

Этот способ поверхностной обработки применяют при высокой интенсивности движения на дорогах, а также на цементобетонных покрытиях.

Вяжущее обеспечивает гидроизоляцию покрытия, приклеивание каменного материала к покрытию и соединение щебенок в единый слой.

При устройстве поверхностной обработки с использованием битумных эмульсий следует применять преимущественно катионные эмульсии ЭБК-1, ЭБК-2. Эмульсии должны выдерживать испытание на сцепление пленки вяжущего с щебнем по ГОСТ 18659-81 "Эмульсии битумные дорожные".

При устройстве поверхностной обработки с применением катионных битумных эмульсий следует использовать щебень, не обработанный предварительно органическими вяжущими.

Щебень следует применять из трудношлифуемых горных пород с преимущественно кубовидной формой зерен, отвечающих требованиям, приведенным в табл. 1. Щебень должен быть чистым, не содержащим пыли и глины.

Для первой россыпи применяют щебень фракций 15-20 или 20-25 мм, для второй соответственно - фракций 5-10 или 10-15 мм.

Основным требованием при выполнении поверхностной обработки является точное дозирование материалов, в соответствии с нормами расхода, установленными СНиП 3.06.03-85 "Автомобильные дороги" (табл. 15).

Работы по устройству поверхностной обработки на битумных эмульсиях допускается выполнять при температуре воздуха не ниже 5°С.

При температуре воздуха ниже 20°С следует применять эмульсии с концентрацией битума 55-60% и температурой 40-50°С.

При температуре воздуха выше 20°С подогревать эмульсию не следует, а концентрация битума может быть снижена на 50%.

В технологической карте принят механизированный способ выполнения работ с применением автогудронатора СД-203 и распределителя щебня WS 4100 Vario. Вместимость цистерны автогудронатора- 10000 л, бункера щебнераспределителя - 5 т.

Во всех случаях применения технологической карты необходима привязка ее к конкретным условиям производства работ.

2.1. До начала работ по устройству поверхностной обработки должно быть полностью завершено строительство дорожного покрытия и принято представителями технического надзора органа управления.

При устройстве поверхностной обработки в рамках ремонта автомобильной дороги необходимо предварительно выполнить заделку трещин, выбоин, исправление кромок и устранение других повреждений.

2.2. Работы по устройству двойной поверхностной обработки ведутся в разработанной технологической последовательности процессов производства работ, представленной в табл. 2.

2.3. Скорость потока (длина сменной захватки) 1000 м/смену определена из условия наиболее полного использования автогудронатора СД-203 в течение смены (рис. 1).

2.4. Работы по устройству двойной поверхностной обработки с применением битумной эмульсии следует производить по чистой увлажненной водой (из расчета 0,5 л/м2) поверхности.

Покрытие очищают от пыли и грязи за два прохода по одному следу поливомоечной машины МД-433-03. В первую очередь производят очистку самого покрытия, затем за один проход по каждой обочине пыль и мусор удаляют на откосы.

2.5.1. В зависимости от ширины покрытия, а также технических характеристик автогудронатора и распределителя щебня определяют число и ширину устраиваемых полос.

В данном конкретном случае при ширине проезжей части 7,5 м с учетом двух краевых полос по 0,75 м при общей ширине покрытия 9 м целесообразно устраивать 3 полосы по 3 м, что соответствует ширине распределения материала щебнераспределителем WS 4100 Vario.

Расход вяжущего на 1 м2 обрабатываемой поверхности должен соответствовать нормам, установленным СНиП 3.06.03-85 "Автомобильные дороги".

Нормативный расход битумной эмульсии обеспечивает заполнение остаточным вяжущим межщебеночного пространства на высоту, обеспечивающую надежное сцепление с покрытием и исключающую выпотевание битума в период высоких летних температур.

2.5.3. При составлении почасовых графиков следует учитывать, что, в силу различной производительности автогудронатора и щебнераспределителя, часто имеет место недопустимо длительный интервал между операциями по распределению вяжущего и щебня.

В данном конкретном случае (рис. 1) на захватке длиной 1000 м время работы щебнераспределителя составляет 2,32 ч, автогудронатора СД-203 - 1,76 ч. Интервал между этими операциями в конце захватки составит 0,56 ч, что недопустимо, поскольку за такой промежуток времени процесс распада битумной эмульсии может завершиться полностью или частично.

Во избежание этого необходимо предусматривать остановки автогудронатора через каждые 200 м на 0,11 ч (~7 мин), которые целесообразно совмещать с вынужденными остановками для загрузки щебнераспределителя.

2.5.4. Автогудронатор устанавливают в рабочее положение в 2-3 м от границы обрабатываемого участка. Такой задел необходим, так как при наборе скорости автогудронатора, равно как и при торможении, нарушается норма распределения вяжущего.

13.2.8 При температуре воздуха ниже 20 °С следует применять эмульсии с концентрацией битума 55-60% и температурой 40-50 °С. При температуре воздуха выше 20 °С подогревать эмульсию не следует, а концентрация битума может быть снижена до 50%.

Распределение и укатку щебня следует производить в соответствии с 13.2.5. Укатку следует выполнять до полного распада эмульсии. При использовании анионных эмульсий движение автомобилей в соответствии с требованиями 13.2.5 разрешается открывать не ранее чем через 1 сут после окончания работ.

13.3 Устройство поверхностной обработки с использованием эмульсионно-минеральных смесей

13.3.1 Для устройства поверхностной обработки покрытий применяют эмульсионно-минеральные смеси литой консистенции на основе катионной битумной эмульсии ЭБК-2 и ЭБК-3.

13.3.2 В эмульсионно-минеральных смесях следует использовать щебень и преимущественно дробленые пески из изверженных горных пород прочностью не ниже марки 1000 или смесь дробленого и природного песков в соотношении 2:1 или 1:1.

13.3.3 Поверхностную обработку из эмульсионно-минеральных смесей следует устраивать по предварительно очищенному и увлажненному покрытию слоем 5-10 мм (20-25 кг/м 2 ) для песчаных смесей и 10-15 мм (25-30 кг/м 2 ) для щебеночных. Уплотнение слоя не проводится.

Движение построечного транспорта можно открывать сразу после окончания работ с ограничением скорости до 40 км/ч в течение одних суток.

13.4 Устройство поверхностной обработки с использованием битумных шламов

13.4.1 При устройстве поверхностной обработки битумными шламами следует применять щебень и песок в соответствии с 13.3.2. Минеральный порошок, используемый в качестве эмульгатора для приготовления паст, должен соответствовать требованиям ГОСТ Р 52129.

13.4.2 Приготовление битумного шлама следует проводить в стационарных установках и распределять по поверхности покрытия слоем 5-15 мм (20-25 кг/м 2 ).

Поверхностную обработку до ее подсыхания следует ограждать от наезда построечного транспорта. В течение первых суток движения транспорта скорость не должна превышать 30 км/ч, в дальнейшем - 40 км/ч до тех пор, пока слой не сформируется настолько, чтобы зерна минерального материала не вырывались из него при движении.

13.5 Контроль качества работ

постоянно - однородность, чистоту и равномерность распределения щебня, равномерность распределения вяжущего материала;

не реже одного раза в смену - сцепление вяжущего материала с поверхностью зерен щебня по ГОСТ 12801 и ГОСТ Р 52128, соответствие состава эмульсионно-минеральных смесей и шламов проекту, нормы расхода материалов путем взвешивания распределенного материала на площади 0,25 м 2 .

Читайте также: