Построил яхту на балконе

Обновлено: 10.05.2024

Переработки — это новая религия для миллениалов. Работать без выходных, а потом гордо мериться тем, кто меньше отдыхал, больше проектов одновременно вёл и сильнее выгорел. И все же, где бы ни работали офисные служащие, хотя бы изредка они бывают вне офиса: видят других людей и другие локации.

У команды суперяхт не всегда есть и такие скромные опции. Для членов экипажа работа действительно становится вторым домом, и иногда без возможности его покинуть по несколько месяцев к ряду.

Звучит, конечно, как работа мечты: вместо офиса — яхта стоимостью несколько миллионов долларов, бирюзовая вода вокруг, влиятельные люди и очень хорошие зарплаты. Но по факту, конечно, всё не так идеально.

Чтобы понять глубину проблемы, достаточно вспомнить себя в месяцы жёсткой самоизоляции. Мало кому такое вынужденное затворничество далось легко: даже с учётом компании родных или близких людей, знакомой домашней обстановки и любимого дивана и стабильного интернета.

И если убрать романтический флёр, у команды суперяхт условия работы совсем не радужные: компания из 15-20 малознакомых людей, микроскопическое личное пространство, переработки, очень много работы и очень требовательный босс. При этом требования владельца яхты часто бывают нелогичными, а иногда команда попросту выполняет все прихоти богатого хозяина: построить песчаную горку прямо на борту, привезти любовницу из порта.

Не говоря уже о том, что наличие «хозяина» — это в принципе специфический опыт для современного человека. А именно так иногда называют владельца яхты члены экипажа.

Каждый пятый член экипажа страдает от психологических проблем

Ведущее агентство по подбору персонала суперяхт Quay Crew и Mental Health Support Solutions (MHSS) провели исследование психического состояния членов суперяхт и выяснили, что обстановка там — на грани.

Так, более половины из опрошенных 1019 членов экипажа суперяхт утверждают, что их психическое здоровье ухудшилось с момента начала работы в этом секторе. Чаще всего у них наблюдаются стресс, беспокойство и одиночество, вызванные выгоранием, усталостью, недостатком сна и постоянным напряжением. Согласно исследованию, от разного рода психологических проблем страдает каждый пятый человек на борту.

И хотя проблема касается всех, независимо от возраста или занимаемой должности, некоторая связь с гендером всё же прослеживается: с психологическими проблемами чаще сталкиваются женщины, особенно работающие на камбузе и во внутренних помещениях.

После того, как во время работы членом экипажа яхты «Mayan Queen IV» погибла двадцатилетняя Instagram-модель Шинейд Макнамара, в сети стали появляться откровения других девушек. Так, коллега Шинейд рассказала, что их рабочий день начинался в 6 часов утра и продолжался до поздней ночи: они работали по 16-18 часов в сутки. При этом в течение дня девушкам не разрешалось сидеть в кресле более двух минут.

Тут можно бы сделать вывод, что Шинейд устала, не выдержала интенсивности работы. Но по факту — никто ничего не может сказать наверняка, поскольку девушка не делилась своим психологическим состоянием. Единственное, что удалось узнать уже в ходе расследования, за день до своей смерти девушка рассказывала маме по телефону о ссоре с кем-то из коллег. Возможно, будь на борту психолог, конфликт удалось бы разрешить, а психологическое состояние Шинейд — вовремя отследить.

Железная дисциплина и завышенные требования — прямая дорога к выгоранию

Требования к команде суперяхт выдвигаются действительно жёсткие: выдержать их способен не каждый. Например, яхта должна выглядеть так, как будто к ней никто никогда не прикасался.

«Следы дождя, росу, брызги воды, птичьи следы, соль — всё это необходимо нужно постоянно счищать. Это не говоря о стёклах и поручнях, к которым постоянно прикасаются гости и хозяева. Они оставляют разводы и отпечатки пальцев повсюду», — так описывает свою ежедневную рутину помощник капитана изданию Business Insider (имя и название яхты он предпочёл не называть).


Причём дела не заканчиваются, когда гостей и хозяев на яхте нет.

«Очень многие (и в том числе гости) считают, что когда они не на борту, все мы отдыхаем. Это, конечно, не так. Яхта — это бездонная яма для сжигания денег, — говорит Рэйчел Каннингем, шеф-повар суперяхт. — Можно с ума сойти, подсчитывая стоимость её содержания! Лакировка, ковры, тендеры… правда, в камбузе в этот период и правда всё затихает; это время мы используем для уборки и чистки кухни, холодильников, кладовых».

Жесткая дисциплина подходит далеко не всем людям. Те, кто не готов подчиняться правилам, вряд ли проработают в суперяхтенной сфере долго. Для других дисциплина, наоборот, может стать положительным моментом. Конечно, в том, случае, если регламентируется не только работа, но и отдых от нее.

Ксения Канина, системный семейный психолог, расстановщик: «Психика каждого человека совершенно уникальна, и что для одного – совершенно нормальные рабочие условия, для другого — ад. Кстати, в данном случае жесткая дисциплина – это скорее плюс, чем минус. Подчиняясь понятным конкретным правилам, которые были обсуждены заранее, проще переживать стрессовые ситуации».

Деньги — единственная мотивация, и это грозит всей отрасли кризисом кадров

Как итог, на данный момент 50% персонала подумывают о том, чтобы навсегда покинуть отрасль. Это много. Настолько много, что вполне может угрожать отрасли кризисом кадров. При этом единственной мотивацией, чтобы продолжать работу, опрошенные чаще всего называют высокую оплату.

По данным на 2021 год, матросы зарабатывают в среднем $3 — 3, 5 тыс. долларов в месяц, в зависимости от размера лодки. Капитаны получают ещё больше: от $ 8 тыс. до $ 20 тыс. в месяц. Но даже хорошие деньги — не самый лучший стимул на длинной дистанции.


Чарльз Уоткинс, клинический психолог и управляющий директор MHSS, считает, что без немедленных действий компаниям, производящим суперяхты, будет трудно не только удержать существующий экипаж, но и привлечь новые таланты в отрасль.

«При наихудшем сценарии кризис психического здоровья создаст огромную нехватку кадров для операторов суперяхт. Что можно сделать, чтобы эта угроза не стала реальностью? Выслушать и принять к сведению существующие проблемы команды — только начало. Это так даст работодателям представление о реальном положении дел, на основе которого необходимо менять реальность», — уверен Уоткинс.

По его мнению, важный этап — это предоставление персоналу доступа к опытным профессиональным психологам.

Психологическая поддержка экипажей должна стать нормой

Парадоксально, но на суше корпорации, требующие от сотрудников сверх отдачи, всё чаще предлагают сотрудникам психологическую поддержку. Особенно эта практика развита в гигантских It–компаниях, где переработки — это норма. К примеру, в Яндексе есть офисный психолог, терапия входит в ДМС, кроме того есть возможность пользоваться онлайн-сервисами психологической поддержки. Не говоря уже о том, что в офисе есть всё необходимое для «разрядки»: от тренажерного зала до капсулы сна.

Тем не менее, на воде, где меры по поддержке психического здоровья кажутся необходимостью, такой практики всё ещё нет: 62% респондентов MHSS заявили, что они вообще не знают о практике решения психологических проблем на борту. Примерно 9 из 10 респондентов — что они не проходили никакой подготовки по вопросам психического здоровья, хотя по мнению 85% опрошенных это было бы очень полезно.


Более того, не все готовы обсуждать своё состояние даже с другими членами экипажа: поделиться с коллегой готовы 30%, с капитаном — 14%, а с начальником отдела всего 4% опрошенных. Ещё 30% готовы выговориться только перед членами своей семьи — но сделать это на борту далеко не всегда возможно, даже по видеосвязи.

Ксения Канина: «Работая в любой отрасли, связанной с повышенной психологической нагрузкой, необходимо принимать превентивные меры, как самим сотрудникам, так и руководству компаний, обеспечивая сотрудникам своевременную помощь. Психолог может помочь членам экипажа яхты принять осознанное решение еще на этапе согласия/не согласия с условиями работы, быть на связи онлайн для решения непростых ситуаций во время рейса, предоставить пространство для разгрузки чувств и эмоций после окончания длительной смены. А здоровую атмосферу в команде может задать руководство, правильно подбирая людей, знакомя их друг с другом, сплачивая, например, через тимбилдинг. Ощущение заботы, поддержки, возможность быть услышанным в своих сложностях и пожеланиях, оздоравливает любой коллектив».

Длина яхты — 3.7 м, ширина — 1.40 м, вес — 350 кг (из них 110 кг — это киль, собранный на кухонном столе). Площадь парусности — 12 м2, мотор «Джонсон» — 3.3 л.с. (подарен позднее в аргентинском порту Мардель-Плата руководителем фирмы «Навал-мотор», когда тот узнал, что Гвоздев направляется в Тихий океан Магеллановым проливом).

Яхта берет до 700 кг груза: это вес самого капитана, 250 л воды, 120 кг продовольствия на 4 месяца автономного плавания (из расчета 2 л воды и 1 кг еды в сутки), одежды и оснащения. Все пищевые, водные и прочие припасы рассчитаны по самым жестким минимальным нормам, что делало долгое плавание на малой яхте далеко не курортным.

В апреле 1999 г. Гвоздев спустил свою яхту с балкона, отвез ее к морю и испытал в переходе Махачкала—Актау—Махачкала. Экзамен она выдержала, хотя и оказалась более тихоходной, чем он ожидал. 17 мая Евгений стартовал, взяв курс на Астрахань. На мелкие недоделки пришлось закрыть глаза. «Если бы я облагораживал и доводил «Саида», — говорит он, — то стоял бы у стенки до сих пор». Чтобы сэкономить время и деньги, яхту из Астрахани на грузовике перекинули в Новороссийск. 2 июля «Саид» взял курс на Босфор.

Максимальные суточные переходы в Атлантике составили 72 мили, в Тихом океане — 85, в Индийском — 98 миль. Минимальные, фактически нулевые, — в Красном море.

В четырехлетнем плавании самоделка прекрасно себя показала,. В зарубежных портах своей миниатюрностью и примитивностью оснащения она вызывала удивление и восхищение смелостью капитана, рискнувшего выйти на ней в океан, не говоря уже о Магеллановом проливе. Чтобы не вызывать жалости и сочувствия, Е.Гвоздеву нередко приходилось отшучиваться, объясняя отсутствие на борту GPS, радиостанции или двигателя модой в России на ретро и непреодолимым желанием испытывать себя в экстремальных ситуациях. «Мол, мы не бедные, а рисковые, под старину работаем». Впрочем, эти хитрости быстро раскусили еще в новороссийском яхт-клубе, где один коллега сказал: «А тебя, Гвоздев, за рубеж пускать нельзя — чтоб страну не позорил». Сам же Евгений Александрович высказался на этот счет более определенно: «Конечно, долгое плавание на малых яхтах — это каторга. У них есть только одно достоинство: не берут денег за стоянку».

Пограничник, как и таможенник, — это тот, кто первым встречает и последним провожает яхтсмена. По большому счету — он лицо государства. И хорошо, если это лицо не хмурое, а приветливое. Е.Гвоздев не может забыть ладную девицу в отутюженной форме, совмещающую функции пограничника и таможенника на причале австралийского Брисбена. Приход она оформила молниеносно.

В Калаверде, на Сардинии, проверка паспорта на компьютере тоже заняла всего несколько минут. «И вообще там хорошо относятся к туристам и яхтсменам, — вспоминает Евгений Александрович. — 86 яхт-клубов, множество марин и якорных стоянок. Сотни, тысячи вымпелов».

В Стамбуле путешественника спросили: «Сколько будешь стоять?» Узнав, что всего двое суток, сообщили: оформление не требуется.

Пограничники Австралии предельно просто отслеживали передвижение Е.Гвоздева вдоль побережья «зеленого континента», снабдив его стопкой специальных карточек, которые путешественник должен был бросать в почтовые ящики в портах. И все! Зато в родных Новороссийске и Сочи его держали на проверке буквально сутками, да еще деньги вымогали.

И на Каспии — не лучше. В середине октября 2003 г. в Астрахани был прерван поход в Атлантику казахстанской яхты «Пионер» капитана Владимира Степанова. Основание — запрет на плавание по внутренним водным путям России иностранных судов. Доказать чиновникам и пограничникам, что он свой, русский, В.Степанов не смог и вынужден был вернуться в Актау.

Родная сестра России по размаху бюрократии и числу всяческих запретов — Бразилия. В Рио-де-Жанейро капитан «Саида» четыре дня подряд с утра до ночи занимался оформлением прихода в порт, посещая по очереди таможню, пограничников, федеральную полицию, полицию штата, военную комендатуру. Оформить не успел, так как неказистую российскую яхту попросили убраться из респектабельного яхт-клуба, где она. портила вид. А вот в Монтевидео (Уругвай) обошлись компьютерной проверкой паспорта, одной записью в журнале, одной печатью и — «добро пожаловать!»

Обыск в Вальдивии, Чили В Чили, в порту Вальдивия офицер из комендатуры и три вооруженных матроса устроили публичный обыск яхты, стоявшей у набережной в центре города. Подозрительно быстро приехали столичные и местные тВ-репорте-ры, собралась толпа. Что искали? Оружие, наркотики? Вряд ли. Проверяющих интересовали вахтенный журнал, дневники, навигационные карты, прокладка курса, все судовые документы. Видимо, российский мореплаватель столкнулся то ли с контрразведкой, то ли с военно-морской пограничной стражей.

Обыск в Вальдивии, Чили В Чили, в порту Вальдивия офицер из комендатуры и три вооруженных матроса устроили публичный обыск яхты, стоявшей у набережной в центре города. Подозрительно быстро приехали столичные и местные тВ-репорте-ры, собралась толпа. Что искали? Оружие, наркотики? Вряд ли. Проверяющих интересовали вахтенный журнал, дневники, навигационные карты, прокладка курса, все судовые документы. Видимо, российский мореплаватель столкнулся то ли с контрразведкой, то ли с военно-морской пограничной стражей.

Укладывать выброшенное на берег имущество обратно в яхту оказалось мучительно тяжело: ничто не становилось на свои места, не умещалось. К тому времени «Саид» находился в Чили уже больше двух месяцев, и документы были в порядке. Пришлось звонить в российское посольство в Сантьяго. Через день офицер, руководивший обыском, пришел извиняться.

Тяжелый конфликт с пограничниками произошел в Греции, где у о. Калим-нос путешественника приняли за турецкого шпиона и ночью привели на буксире в порт, откуда он ушел за двое суток до этого. Скорее всего, причиной инцидента стали мусульманское имя на борту яхты, работавший на ее мачте импульсный фонарь, близость турецкого берега и традиционно напряженные отношения между турками и греками.

До абсурда и курьеза доведено общение гостей и властей в Египте. В Суэце в марине яхтсменов в туалет на причале пускают исключительно по паспорту. Сколько раз идешь — столько показываешь документы. А отправляешься в город—новая проверка. Но все это уже не пограничники, а охрана Суэцкого канала, не мыслящая службы без бакшиша.

«Железное правило для яхтсмена — наличие паспорта и судового билета. «Судовая роль» оформляется у таможенников с пограничниками. Надо помнить, что нередко на причале тебя могут встретить еще и представители иммиграционной и карантинной служб, береговой охраны, федеральной и местной полиции, капитана торгового порта и командира военной базы. И как бы ни сложились со всеми ними отношения, на страже прав моряка всегда должна стоять «Конвенция по охране человеческой жизни на море», подписанная правительствами большинства приморских стран. В соответствии с этой конвенцией в экстренных случаях (болезнь, необходимость ремонта и т.п.) можно заходить в любой порт и стоять там 72 часа. И обязательно обращайтесь за помощью в посольские и консульские учреждения нашей страны. Трех суток для этого обычно хватает», — такие советы даел Евгений Александрович, приобретя разнообразный опыт.

Были и приятные исключения. «Армада де Чили» — военно-морские силы этой страны, вернее, их представитель Порто-Наталес посчитал, что «руссо навиганте» Гвоздев слишком рискует, решив пересечь штормящий залив Гольфо-де-Пенас. Поэтому капитана вместе с его яхтой «Саид» погрузили на паром «Магеллан» и за счет чилийских ВМС двое суток перевозили «на другой берег». «Руссо навиганте» за это время отоспался, отмылся и досыта поел горяченького.

Помогали Гвоздеву пограничники и морские полицейские в Италии, Испании, в других странах. В том же Суэце именно полицейский катер без разговоров и платы притащил «Саида» в яхт-клуб. Правда, предварительно стражи морского порядка убедились, что его капитан — не американец, а «раша».

Ночью 20 апреля 2003 г. на подходе к Лимасолу (о. Кипр) Гвоздева встретил катер морской полиции. Стражи порядка, увидев российский флаг, поздравили моряка с приходом, дали хлеба, огурцов, две банки мясных консервов и банку вишневого варенья. Душевное тепло людей, их помощь капитан «Саида» не забывает никогда. Как и вкус того вишневого варенья.

В третье кругосветное путешествие 74-летний Евгений Гвоздёв отправился из Новороссийска 19 сентября 2008 года на яхте специальной постройки «Getan II». Длина новой составляла 5,5 м, ширина — почти 2,5 м

10 декабря 2008 года тело 75-летнего россиянина с глубокой раной на голове было обнаружено на пляже Кастельпорциано на юге Италии . В этом же районе, на пляже, носящем имя Америго Веспуччи , была найдена выброшенная на берег яхта «Getan II» , на которой Гвоздёв отправился из Новороссийска в кругосветное плавание. На ней карабинеры нашли личные вещи, заметки о путешествиях и список имен, написанный по-русски.

По всей видимости, события развивались следующим образом: 29 ноября во время зимнего шторма в Средиземном море у берегов Неаполя 5-метровая яхта перевернулась и сломала мачту. После этого Гвоздёв восстановил мореходность яхты и продолжил путь. Сигнала SOS не подавал. Последний сеанс связи с путешественником состоялся 30 ноября, после этого Гвоздёв на связь больше не выходил.

По предварительной версии, Евгений Гвоздёв погиб 2 декабря во время сильного шторма под Неаполем.

«Я владелец единственного в мире балкона, с которого яхты отправляются в одиночное кругосветное плавание».

В первое кругосветное плавание Евгений вышел в возрасте 58 лет, во второе, когда исполнилось 65, в третье - в 74 года.

До кругосветного плавания механик самостоятельно тренировался на Каспийском море, всем известным своей коварностью и непредсказуемостью. Когда были отпуска, он десятки раз проплывал море вдоль и поперёк на своих маленьких судёнышках.

Яхты Евгений строил из спасательных гребных шлюпок. В поисках необходимых материалов часто наведывался и на свалку. Он сам был и такелажником, и маляром, и плотником.

Первый парусник с названием «Гетан», от первых букв фамилии и имён членов семьи, выгнали из порта Махачкалы. А через время на пляже его сожгли. Но Евгений не расстроился, а стал хитрее, и с тех пор местом стоянки его яхт был собственный балкон.

Именно на «Гетане» он тренировался на Каспийском море. Отрабатывал на месте различные ситуации: что делать, когда шторм, как его переждать на якоре. Как попасть на судно, если выпал за борт. Евгений не был авантюристом. Он был не из тех, кто шёл в океан без подготовки. Каждую мелочь он дотошно проверял, составляя списки груза и снаряжения. Также Евгений периодически протирал для дезинфекции всю яхту раствором спирта или марганцовки.

В начале каждого путешествия во время сна его ноги торчали из каюты: на крошечных судёнышках ему просто было мало места. Да и весил Евгений 85 кг при росте 181 см.

В те годы он только мечтал о кругосветном плавании. Ведь советские власти не выдавали разрешение на выезд, боясь, что мореплаватель сбежит за границу. Разрешения пришлось добиваться и ждать 15 лет. Парусное судно для первого кругосветного путешествия Евгений увидел в «Поле чудес». Эта красавица была суперпризом в игре. И он загорелся: именно такая и нужна! Евгений Александрович предложил себя заводу-изготовителю в качестве гонщика-испытателя яхты. Так и появилась у него «Лена».

Все документальные проволочки позволили выйти в кругосветное плавание из Новороссийска лишь 14 декабря. Из денег у него было только 200 долларов. Мотор пришлось из-за тяжести оставить в яхт-клубе. Он сломал мачту, когда под Анапой попал в шторм. Навигатора не было! Ведь даже на бумажные карты на всё путешествие не хватило денег.

Из Стамбула Евгений Александрович прислал телеграмму, что берёт на себя всю ответственность и плывёт дальше. Что ему пришлось пережить в пути? Практически голод: трёхмесячный запас еды он растянул на 8 месяцев. Он пересёк на своём маленьком судёнышке Панамский канал, Тихий океан, Таити, Новую Каледонию, Индийский океан, Сейшелы. Страшно было, когда его захватили сомалийские пираты и отобрали все припасы. От смерти его спасла русская речь. И полное спокойствие.

А потом Красное море, Суэцкий канал, Стамбул, Черное море, Севастополь. Так Евгений в 62 года завершил свое первое одиночное кругосветное плавание. Встретившие его дома друзья были поражены: выглядел мореплаватель куда лучше, чем перед началом путешествия! А яхту «Лена» он сдал назад её владельцам.

За этим последовала ещё одна кругосветка. После второй кругосветки, когда путешественнику стукнуло 74 года, он снова засобирался в море. Это из воспоминаний его внучки, Ирины Гвоздёвой: «Во время плаваний дедушка подвергал себя тяжелым физическим и душевным испытаниям, всегда на грани человеческих возможностей. На суше он отдыхал, восстанавливал силы. Но в периоды отдыха он начинал чувствовать себя "старым", напоминали о себе болезни и недуги, окружали бытовые проблемы, бюрократия, и дедушка тяготился этой уже непривычной городской жизнью, его опять тянуло в море, где все было просто и ясно».

На третью кругосветку Гвоздёву яхту уже подарили. Это судно было оснащено лучше прежних. Но именно это путешествие оказалось для Евгения роковым. В 2008 году после сильного шторма на неапольском пляже нашли яхту, а потом и тело самого Евгения. До сих пор неизвестно, что произошло.

Понравился материал? Читайте статью о том, как похитили гроб Чарли Чаплина , а также о самых известных пятерняшках в мире . Множество уникальных материалов на нашем Дзен-канале!


Есть люди, о которых просто необходимо хотя бы иногда вспоминать. Их жизнь и судьба столь необыкновенны, что хочется о них рассказать как можно большему количеству людей.

И эта история о человеке, который не просто любил море. Он жил мыслями о море и путешествиях. Он был настолько погружён в исполнение своей мечты, что построил на своём балконе яхту и отправился на ней в кругосветное путешествие.

Жил в Махачкале небогатый пенсионер, которого всё любили, называя народным адмиралом или просто дедушкой. Имя этого человек Евгений Александрович Гвоздёв.


Да, это он, без денег, в преклонные годы, осуществил мечту всей своей жизни. При ограниченном количестве денег, небогатом опыте яхтсмена, без иностранных разрешений, информационного шума, без крутых спонсоров, Евгений Александрович совершил несколько кругосветных путешествий.

Почему о нём так мало известно? Почему только яхтсмены с любовью и восторгом могут рассказать об этом человеке? А ведь Гвоздёв заслуживает народного признания!


Как у человека, который родился «в пинских белорусских болотах», могла поселиться в голове мечта о путешествиях? Генетики поспешат нас уверить, что в ДНК людей, которым не сидится на одном месте, есть «ген Колумба». Евгений знал: он «заразился» странствиями от книг.

Родился будущий мореплаватель в городе Пинске,11 марта 1934 года. Папа был арестован в 37-м, а мама погибла под бомбёжками. Как и многие дети войны, был предоставлен сам себе, хотя его и взяла на воспитание тётя.

С 15 лет оказался в Дагестане, где отучился в Астраханской мореходке. Евгений Александрович 35 лет работал на рыболовецких судах механиком. А жил со своей семьёй в Махачкале. Свои путешествия он осуществил, уже будучи на пенсии. В первое кругосветное плавание Евгений вышел в возрасте 58 лет, во второе, когда исполнилось 65, в третье - в 74 года.

До кругосветного плавания механик самостоятельно тренировался на Каспийском море, всем известным своей коварностью и непредсказуемостью. Когда были отпуска, он десятки раз проплывал море вдоль и поперёк на своих маленьких судёнышках.


На фото «Гетан», первое судно Евгения Гвоздева.

А откуда могут взяться деньги у обычного электромеханика на строительство хорошей яхты? Средств не было, зато были золотые руки и светлая голова.

Яхты Евгений строил из спасательных гребных шлюпок. В поисках необходимых материалов часто наведывался и на свалку. Он сам был и такелажником, и маляром, и плотником. Гвоздёв всегда со смехом вспоминал: «Я владелец единственного в мире балкона, с которого яхты отправляются в одиночное кругосветное плавание».


Первый парусник с названием «Гетан», от первых букв фамилии и имён членов семьи, выгнали из порта Махачкалы. А через время на пляже его сожгли. Но Евгений не расстроился, а стал хитрее, и с тех пор местом стоянки его яхт был собственный балкон.

Именно на «Гетане» он тренировался на Каспийском море. Отрабатывал на месте различные ситуации: что делать, когда шторм, как его переждать на якоре. Как попасть на судно, если выпал за борт.

Евгений не был авантюристом. Он был не из тех, кто шёл в океан без подготовки. Каждую мелочь он дотошно проверял, составляя списки груза и снаряжения. А ведь такого набиралось ни мало, ни много, а больше 700 наименований! Также Евгений периодически протирал для дезинфекции всю яхту раствором спирта или марганцовки.

В начале каждого путешествия во время сна его ноги торчали из каюты: на крошечных судёнышках ему просто было мало места. Да и весил Евгений 85 кг при росте 181 см.


«Саид» - яхта, которую Евгений Гвоздем построил у себя на балконе.

В те годы он только мечтал о кругосветном плавании. Ведь советские власти не выдавали разрешение на выезд, боясь, что мореплаватель сбежит за границу. Разрешения пришлось добиваться и ждать 15 лет!

Парусное судно для первого кругосветного путешествия Евгений увидел в «Поле чудес». Эта красавица была суперпризом в игре.


И он загорелся: именно такая и нужна! Евгений Александрович предложил себя заводу-изготовителю в качестве гонщика-испытателя яхты. Так и появилась у него «Лена». Все документальные проволочки позволили выйти в кругосветное плавание из Новороссийска лишь 14 декабря. Из денег у него было только 200 долларов.

Мотор пришлось из-за тяжести оставить в яхт-клубе. Он сломал мачту, когда под Анапой попал в шторм. Навигатора не было! Ведь даже на бумажные карты на всё путешествие не хватило денег. Но отступать Евгений не стал: «Поверьте, что перейти океан не так уж и трудно, но вынести то, что вытерпел я на пути к океану, далеко не каждый сможет».


Из Стамбула Евгений Александрович прислал телеграмму, что берёт на себя всю ответственность и плывёт дальше. Что ему пришлось пережить в пути? Практически голод: трёхмесячный запас еды он растянул на 8 месяцев. Он пересёк на своём маленьком судёнышке Панамский канал, Тихий океан, Таити, Новую Каледонию, Индийский океан, Сейшелы.


Страшно было, когда его захватили сомалийские пираты и отобрали все припасы. От смерти его спасла русская речь. И полное спокойствие.

А потом Красное море, Суэцкий канал, Стамбул, Черное море, Севастополь. Так Евгений в 62 года завершил свое первое одиночное кругосветное плавание. Встретившие его дома друзья были поражены: выглядел мореплаватель куда лучше, чем перед началом путешествия! А яхту «Лена» он сдал назад её владельцам.


Хорошо, что и в Дагестане нашёлся спонсор. Им стал глава администрации Махачкалы Саид Амиров. Эту яхту Гвоздёв мастерил на балконе у себя дома, и назвал её «Саид». Когда яхта была готова, её помогли спустить с балкона и 17 мая 1999 года он отправился во второе кругосветное плавание, которое продлилось 4 года. Снова Черное море, Средиземное, Канары, Атлантический океан. В Гибралтаре яхтсмены-англичане подарили мореплавателю GPS.


Посмотрите небольшой видеоролик об этом великом путешественнике Евгении Александровиче Гвоздеве:

Далее была Бразилия, Аргентина, Магелланов пролив. Яхта «Саид» стала самой миниатюрной из суден, когда-либо проплывавших через этот опасный пролив между Южной Америкой и Огненной Землей. Питание было рассчитано на один доллар в день: «Денег у меня не было, продуктов не было - но ведь у всех пенсионеров условия были не сахар. Для меня самое главное было, добраться до Стамбула, а там и до Канады рукой подать».

На то, что судно не было предназначено для океанских плаваний, у Евгения был свой ответ: «Ну вы же всегда можете сказать, что выходите из Новороссийска в Керчь! А ведь в Керчь можно пойти и по прямой, и через Магелланов пролив. Это уж дело капитана».

Вот так и плавал этот капитан из Махачкалы и обратно через пролив Магеллана. Евгений Александрович был ещё и преподавателем в детском морском клубе. Вместе с детьми строил яхты в подвале школы. И даже вырастил 4-ох капитанов дальнего плавания. А в 70 лет овладел Интернетом и с удовольствием на форуме «Катера и яхты» общался с такими же любителями моря, как сам.


После второй кругосветки, когда путешественнику стукнуло 74 года, он снова засобирался в море.

Из воспоминаний его внучки, Ирины Гвоздёвой:

«Во время плаваний дедушка подвергал себя тяжёлым физическим и душевным испытаниям, всегда на грани человеческих возможностей. На суше он отдыхал, восстанавливал силы. Но в периоды отдыха он начинал чувствовать себя "старым", напоминали о себе болезни и недуги, окружали бытовые проблемы, бюрократия, и дедушка тяготился этой уже непривычной городской жизнью, его опять тянуло в море, где всё было просто и ясно».

На третью кругосветку Гвоздёву яхту уже подарили. Это судно было оснащено лучше прежних.

Но именно это путешествие оказалось для Евгения роковым.


На фото «Гетан-2» - яхта, на которой Евгений Гвоздев отправился в своё последнее кругосветное плавание.

В 2008 году после сильного шторма на неапольском пляже нашли яхту, а потом и тело самого Евгения.

Что случилось, до сих пор неизвестно.

Ирина Гвоздёва говорит: «Но теперь я понимаю, что дедушкиным намерением было не обогнуть земной шар в третий раз, а закончить свой жизненный путь в море, которому он посвятил всю свою жизнь».

Печальная и вместе с тем светлая история. Так полноценно прожить свою жизнь, связать её с морем до самого финала, остаться в памяти победителем морских просторов, овеянным славой двух кругосветок, - удаётся далеко не каждому.

Вы слышите, чайки кричат у причала,
Их крики тревожат и сводят с ума.
На суше в конец моряков укачало,
И вот моряки покидают дома,

Что будет - в тумане,
Что будет - загадка,
А в море солёном
Бывает несладко.
Но в море выходят
Ребята лихие,
Ведь наша стихия -
Морская стихия.

Раз музыка моря в ушах зазвучала,
То значит, прощай безмятежный уют.
На суше в конец моряков укачало,
Сиренами дали морские поют,

Земля дальних странствий, конец и начало,
Не спорит никто, ты всегда хороша.
Но всех моряков на земле укачало,
И рвётся на море морская душа.

Этими стихами Юрия Энтина и хочется закончить повесть о человеке, которого укачивало на земле.

Facebook Если у вас не работает этот способ авторизации, сконвертируйте свой аккаунт по ссылке ВКонтакте Google RAMBLER&Co ID

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal



Эти слова принадлежат великому российскому мореплавателю Евгению Гвоздеву, за плечами которого две одиночных кругосветки.

Все свои путешествия Евгений совершил на пенсии. В 45 лет начал ходить под парусом в Каспийском море, в первую кругосветку вышел в 58 лет, во вторую в 65, в третью - в 74.



В конце 1970-х годов он увлекся яхтенным спортом. За два года упорного труда к лету 1979 года Гвоздев самостоятельно построил однокорпусную парусную яхту, переделанную из списанного "вельбота" (быстроходная шлюпка на 4-8 веслах).



С 13 сентября по 20 октября 1979 года впервые в истории Каспия механик теплохода Махачкалинского морского порта Евгений Гвоздев в одиночку проделал путь Махачкала — Баутино — Шевченко — Красноводск — Баку на своей яхте. Яхта получила название «Гетан», состоящее из первых букв имен: Гвоздев Евгений, супруга Татьяна, сын Александр, дочь Наталья.



После первого серьезного плавания по Каспийскому морю в 1979 году Евгений Гвоздев задумывает путешествие по зимнему Каспию, и в декабре 1982 года выходит в море на яхте «Гетан», пересекая Каспий по меридиану.

Работая механиком в махачкалинском порту, действительный член Географического общества СССР яхтсмен Евгений Гвоздев пересек Каспий в одиночных и коллективных походах более 50 раз. На яхте «Гетан» он побывал во всех советских портах Каспийского моря, пройдя около четырёх тысяч миль.



В программе «Поле чудес» Гвоздев увидел яхту для своей первой кругосветки, которую выставили в качестве приза. Он предложил заводу свои услуги гонщика-испытателя, так у него появилась «Лена».
7 июля 1992 года Евгений Александрович Гвоздев на яхте «Лена» (класс "микро", длина всего 5,5 метров) отправился в свое первое одиночное кругосветное плавание.
Из-за проволочек с документами путешественник вышел из Новороссийска лишь под Новый год. В кармане - чуть больше 200 долларов (в общей сложности владельцы «Лены» дали ему 1600 долларов за четыре года). Мотор оставил в яхт-клубе - слишком тяжелый. Под Анапой в зимний шторм сломалась мачта. Какой GPS! Даже бумажные карты не на весь маршрут - слишком дорого.
Но, видимо, после 15 лет ожидания он уже не готов был поворачивать назад. «Поверьте, что перейти океан не так уж и трудно, но вынести то, что вытерпел я на пути к океану, далеко не каждый сможет», - слова из письма путешественника в дагестанскую газету "Новое дело".
Из Стамбула дал телеграмму: беру на себя полную ответственность и иду дальше. Трехмесячный запас продуктов пришлось растянуть на 8 месяцев, Гвоздёв похудел на 20 кг. На Канарах помогла советско-испанская компания, на другой стороне Атлантики, в Пуэрто-Рико, тамошние яхтсмены подлатали суденышко, денег для «русо навеганте» собрали. «И вот таких людей нас семьдесят лет учили ненавидеть!» - доброта иностранцев и их готовность помочь вызывают у Гвоздева и изумление, и горечь.
Дальше - Панамский канал, Тихий океан, Таити, Новая Каледония, Индийский океан, Сейшелы. По дороге к Новой Каледонии «Лена» прокатилась на спине у кита - гигант играючи проплыл под яхтой, но как у мореплавателя поджилки тряслись.
Страшнее оказались сомалийские пираты. Забрали деньги (владельцы яхты прислали в Австралию 500 долларов - Гвоздёв их не тратил, берег), еду, приборы, паруса, одежду, и, самое обидное, фотопленки и магнитофон, на который путешественник записывал дневники. А капитана чуть не пристрелили из «калашникова» - спасло, говорит Гвоздёв, то, что он русский. И его полное спокойствие. Позже на нервной почве у него отнялась левая половина тела.
Красное море, Суэцкий канал, Стамбул, Черное море, Севастополь. 62 года, первая одиночная кругосветка позади. Друзья, встречавшие его дома, поражены: выглядит Гвоздёв куда лучше, чем перед плаванием! Хотя, казалось бы, трудности, лишения. Но - то ли радость сбывшейся мечты в его глазах светится, то ли в океане они правда как дома.
19 июля 1996 года путешествие было благополучно окончено. Этим Гвоздев установил своеобразный мировой рекорд — первое и единственное в истории одиночных кругосветок плавание, совершённое на обычном прогулочном швертботе.
«Лену» Гвоздёв сдал компании-владельцу. Несколько лет она валялась на свалке, пока не поставили, как памятник, у подмосковного яхт-клуба «Адмирал».



Свое второе кругосветное плавание Евгений Гвоздев начал 17 мая 1999 года из Махачкалы, где он сам на балконе своей квартиры выстроил из стекловолокна 3,7-метровую яхту «Саид».
«Закончилось мое плавание, сижу дома, смотрю телевизор. Политика — футбол. Политика — футбол. Надоело. Решил следующее плавание совершить». В этот раз Гвоздеву предложили канадскую яхту. Роскошную, по его меркам: 7-метровую, с новой мачтой, мотором, GPS. Мечта!



Но ведь тогда надо идти из Канады, под канадским флагом? Нет, на это махачкалинский Магеллан не согласен. И строит свой "мини-крейсер" на балконе. Принцип у него такой: «Яхта должна быть спроектирована нашими мозгами, построена у нас, стартовать из нашего порта, под нашим флагом». И ведь сделал! Яхта "построена на судоверфи «балкон», из материалов, которые я нашел на мусорной свалке".
Вторую кругосветку Гвоздёв совершил на рукодельном трехметровом «Саиде». Снова Черное море, Средиземка, Канары, Атлантика. В Гибралтаре английские яхтсмены подарили GPS - наконец-то! Только вернувшись из первой кругосветки, он с удивлением узнал, что на родном Каспии ни один уважающий себя браконьер не выйдет за рыбой без GPS.



Дальше - Бразилия, Аргентина, Магелланов пролив. "Саид" стал самым маленьким судном, когда-либо проходившим через этот опасный пролив между южноамериканским континентом и Огненной Землей.
По пути из Чили на Таити случилась засуха: ни дождинки. Вместо 4 литров в день Гвоздёву пришлось расходовать полтора. И так три месяца. «Первый месяц интересно, второй месяц тяжело, а на третий начинаются проблемы с почками».
Питался на доллар в день - это предел, ниже которого «не отдых, не плавание, а борьба за выживание». Вот такой «ол инклюзив». «Денег у меня не было, продуктов не было - но ведь у всех пенсионеров условия были не сахар», - посмеивался мореплаватель.



В третье кругосветное путешествие 74-летний Евгений Гвоздев отправился из Новороссийска 19 сентября 2008 года на яхте специальной постройки «Getan II». Дата старта была выбрана не случайно: в сентябре 1979 года Евгений Александрович, тогда еще начинающий молодой капитан, впервые вышел на самостоятельно построенной яхте «Гетан» в одиночное плавание по Каспию.



«Четыре года просидел дома, обзавелся брюшком, задница приросла корнями к дивану. и вдруг с ужасом понял, что если сегодня я не встану с дивана и не отправлюсь в очередное плавание, то завтра придется отправляться на собеседование к самому Господу Богу. Понял и выбрал океан»



10 декабря 2008 года тело 75-летнего россиянина с глубокой раной на голове было обнаружено на пляже Кастельпорциано на юге Италии. В этом же районе, на пляже, носящем имя Америго Веспуччи, была найдена выброшенная на берег яхта «Getan II», на которой Гвоздев отправился из Новороссийска в кругосветное плавание. На ней карабинеры нашли личные вещи, заметки о путешествиях и список имен, написанный по-русски.
По всей видимости, события развивались следующим образом: 29 ноября во время зимнего шторма в Средиземном море у берегов Неаполя 5-метровая яхта перевернулась и сломала мачту. После этого Гвоздев восстановил мореходность яхты и продолжил путь. Сигнала SOS не подавал. Последний сеанс связи с путешественником состоялся 1 декабря, после этого Гвоздев на связь больше не выходил.
По предварительной версии, Евгений Гвоздев погиб 2 декабря во время сильного шторма под Неаполем.

Читайте также: