Поставка и укладка напольного покрытия косгу

Обновлено: 16.05.2024

Хотя с прошлого года в учете благоустройства изменений нет, бухгалтеры до сих пор затрудняются с выбором кода КОСГУ. Напомним, как отразить затраты на уборку, озеленение территории и на что обратить внимание при закупке основных средств и материалов для благоустройства.

Выбор кода КОСГУ при уборке территории, стрижке кустарников, газонов, кронировании деревьев зависит от того, в чьем пользовании находится участок, на котором вы проводите работы.

Если территория ваша (в бессрочном пользовании), используйте подстатью 225 КОСГУ.

Если нет, можно применить подстатью 226 КОСГУ. Согласуйте это с учредителем или проводите расходы за счет средств от приносящей доход деятельности.

КВР в обоих случаях один — 244.

Для уборки территории можно организовать субботник. Рекомендуем издать приказ об этом.

Учтите, привлекать своих сотрудников можно, только если планирующиеся работы входят в их трудовые обязанности.

Покупку спецодежды работникам для субботника отразите по подстатье 345 КОСГУ.

Выбирая код КОСГУ при озеленении территории, важно учитывать предмет договора и состав работ. Чаще всего средства расходуются:

  • на покупку рассады, семян, цветов — подстатья 346 КОСГУ;
  • разбивку клумб, высадку рассады — подстатья 226 КОСГУ;
  • приобретение саженцев многолетних насаждений — подстатья 347 КОСГУ;
  • покупку деревьев эксплуатационного (плодоносящего) возраста — статья 310 КОСГУ;
  • высадку деревьев, саженцев многолетних растений — подстатья 228 КОСГУ.

Для благоустройства территории вы можете приобрести фонари, скамейки, урны и т.п. Расходы на покупку и установку таких объектов учтите по статье 310 КОСГУ.

Закупку стройматериалов, например песка, щебеня, плитки для тротуаров в парке, если они не связаны с капвложениями, отразите по подстатье 344 КОСГУ.

Также можно создать целый парк и учесть его как единый инвентарный объект. При этом, если подрядчик обустраивает парк из своих материалов, договор оплачивайте по статье 310 КОСГУ. Если материалы принадлежат учреждению, используйте подстатью 228 КОСГУ.

Как правило, именно в весенне-летний период многие учреждения стараются "навести красоту" в помещениях и на прилегающей территории, а местные власти – организовать благоустройство парков, скверов и иных мест массового отдыха. Работ много: комплексная уборка и очистка местности, покос травы, разбивка газонов, посадка саженцев, обустройство тротуаров, установка ограждений, беседок, скамеек, фонарей, фонтанов и прочих архитектурных элементов.

А перед бухгалтером стоит задача правильно учесть работу подрядчиков. По каким элементам КВР и КОСГУ отражать расходы по оплате работ и услуг, связанных с наведением порядка и благоустройством территории, подскажет наша специальная таблица:

Комплексная уборка помещений

  • помещение закреплено на праве оперативного управления или используется на основании договора аренды / безвозмездного пользования

Расходы по договору на КОМПЛЕКСНОЕ благоустройство территории

Обратите внимание: если в рамках работ по благоустройству, оплаченных по подстатье 226 КОСГУ, созданы объекты, соответствующие критериям признания объектов основных средств (т.е. объекты, имеющие самостоятельные функции), комиссией учреждения может быть принято решение об учете их в качестве отдельных инвентарных объектов в составе НФА. К таким объектам можно отнести, например, малые архитектурные формы, включая ограждения, заборы, фонтаны, клумбы, скамейки и т.п. объекты, а также тротуары.

Подобные разъяснения можно увидеть в письмах Минфина России 4 октября 2019 г. № 02-05-11/76518 и от 11 октября 2019 г. № 02-07-10/78244

Устройство новой площадки:

  • для отходов (контейнерная площадка),
  • детской, спортивной,
  • для парковки

Если площадка соответствует критериям основного средства – объекта недвижимости и ее устройство осуществляется по единому договору

Устройство площадки – итог работ/услуг по отдельным договорам

Если площадка соответствует критериям основного средства – объекта недвижимости

Если работы по устройству площадки осуществляются с целью соблюдения санитарно-эпидемиологических требований или в целях соблюдения нормативных предписаний по эксплуатации и содержанию имущества

Если работы по устройству площадки проводятся в рамках благоустройства территории, принадлежащей учреждению

Отдельные договоры на выполнение работ или оказание услуг, формирующих первоначальную стоимость движимого имущества

Спил, вырубка аварийных деревьев обрезка, кронирование, стрижка деревьев и кустарников

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Заключен контракт с одним подрядчиком на выполнение комплекса работ по благоустройству общественной территории (будут выполнены следующие виды работ: демонтажные работы, вертикальная планировка, устройство покрытий, установка элементов благоустройства, комплекса дренажных колодцев, наружных сетей электроснабжения).
Благоустройство осуществляется в целях капитального ремонта общественной территории (КВР 243). В результате благоустройства будут созданы объекты, которые в дальнейшем будут учитываться в качестве отдельных инвентарных объектов. Часть расходов будет отнесена на финансовый результат. Работы оформляются актом КС-2.
По какому КОСГУ должен оплачиваться контракт на благоустройство общественной территории?


Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Если стороны заключили договор (контракт), результатом исполнения обязательств по которому является комплексная работа по благоустройству территории и факт выполнения работ, предусмотренных спецификацией и техническим заданием, подтверждается в соответствии с условиями контракта единым документом - актом выполненных работ, то учреждению следует отражать расходы на благоустройство по подстатье 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ в полном объеме.

Обоснование вывода:
Для определения статьи (подстатьи) КОСГУ с 2019 года применяются положения Порядка N 209н. КОСГУ является группировкой операций, осуществляемых сектором государственного управления в зависимости от их экономического содержания (п. 3 Порядка N 209н). В рассматриваемой ситуации по результатам произведенных работ оформляется один "закрывающий" документ (акт выполненных работ). Поэтому обязательства по такому договору могут отражаться по конкретной подстатье КОСГУ исходя из экономического содержания.
Вопрос применения статей (подстатей) КОСГУ при осуществлении расходов, направленных на благоустройство территории, всегда вызывал трудности у должностных лиц учреждений и зачастую становился предметом разногласий с органами финансового контроля. Проблема заключается в том, что порядок отнесения данного вида расходов на ту или иную статью (подстатью) КОСГУ прямо не урегулирован, а понятие "благоустройство" является слишком широким, чтобы точно указать на экономическое содержание расходов.
Действующие в настоящее время нормативные правовые акты, устанавливающие порядок ведения бухгалтерского (бюджетного) учета, не содержат определений такого понятия, как благоустройство территории. По мнению финансового ведомства, расходами на благоустройство территории признаются затраты, направленные на создание удобного, обустроенного с практической и эстетической точек зрения пространства на соответствующей территории (письмо Минфина России от 01.04.2016 N 03-03-06/1/18575).
Согласно п. 1.3 Методических рекомендаций для подготовки правил благоустройства территорий поселений, городских округов, внутригородских районов, утвержденных приказом Минстроя России от 13.04.2017 N 711/пр (далее - Методические рекомендации), к объектам благоустройства относятся территории различного функционального назначения. К элементам благоустройства относятся, в частности, элементы озеленения, покрытия, ограждения (заборы), уличное коммунально-бытовое и техническое оборудование, игровое и спортивное оборудование, элементы освещения, малые архитектурные формы и городская мебель, некапитальные нестационарные сооружения, элементы объектов капитального строительства и тому подобное (п. 1.4 Методических рекомендаций).
Как правило, элементы благоустройства отвечают критериям, установленным Инструкцией N 157н и Стандартом "Основные средства" для признания материальных ценностей основными средствами, поэтому в целях бюджетного учета они могут отражаться на соответствующих аналитических счетах 101 00 "Основные средства". Принятие такого решения в организации бюджетной сферы возложено на комиссию по поступлению и выбытию активов (п. 34 Инструкции N 157н).
Согласно пп. 10.2.8 п. 10 Порядка N 209н расходы на приобретение услуг, работ для целей капитальных вложений относятся на подстатью 228 "Услуги, работы для целей капитальных вложений" КОСГУ. При этом по КОСГУ 228, исходя из пояснений, которые дают специалисты финансового ведомства, отражаются только те расходы, которые в дальнейшем приведут к увеличению стоимости основных средств, непроизведенных и нематериальных активов. То есть в части основных средств это те расходы, которые в дальнейшем приведут к формированию вложений на счете 106 01 "Вложения в основные средства" (п. 130 Инструкции N 157н).
В рассматриваемой ситуации учреждением заключен один комплексный договор (контракт) на благоустройство общественной территории, по результатам исполнения которого часть расходов будет отнесена на формирование первоначальной стоимости элементов благоустройства, соответствующих критериям основных средств, часть расходов будет отнесена на финансовый результат. То есть в данном случае учреждение несет расходы как капитального (увеличивающие основные фонды), так и некапитального (относимые на финансовый результат) характера (п. 7 Порядка N 209н). Учитывая тот факт, что не все расходы будут формировать вложения в основные фонды, по нашему мнению, подстатья 228 КОСГУ в данном случае применяться не может.
Если стороны заключили договор (контракт), результатом исполнения обязательств по которому является комплексная работа по благоустройству территории и факт выполнения работ, предусмотренных спецификацией и техническим заданием, подтверждается в соответствии с условиями контракта единым документом - актом выполненных работ, то учреждению следует отражать расходы на благоустройство по подстатье 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ в полном объеме (смотрите, в частности, письмо Минфина России от 11.07.2014 N 02-05-10/34079).
При этом следует отметить, что осуществление оплаты комплексного договора по подстатье 226 КОСГУ не служит препятствием для дальнейшего формирования в целях бюджетного учета стоимости нефинансовых активов учреждения, полученных (созданных) в процессе работ по благоустройству территории.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Классификация операций сектора государственного управления (КОСГУ);
- Энциклопедия решений. Учет объектов благоустройства (для госсектора).

24 декабря 2019 г.

Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ требуют относить расходы к определенному коду исходя из экономического содержания хозяйственной операции. Правильный выбор из подстатей 226 «Прочие расходы и услуги» и 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ — своеобразная лакмусовая бумажка профессионализма бухгалтера.

Ранее бухгалтеры автономных учреждений использовали КОСГУ для внутренней аналитики, обязанности вести ее не было. Однако Минфин РФ своим приказом от 16.11.2016 № 209н распространил действие Инструкции, утвержденной Минфином РФ от 01.12.2010 года № 157н (далее — Инструкция № 157н), на все типы учреждений бюджетной сферы.

Применение нового КОСГУ

Финансовое ведомство старается сделать для каждого кода максимально подробный перечень услуг и работ. Программы, автоматизирующие бухгалтерский учет, тщательно контролируют хозяйственные операции. Однако у бухгалтеров часто возникают вопросы, как применять Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденные приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н (далее — Указания № 65н). И не зря. Неправильное применение классификации проверяющие расценят как использование средств не по назначению, даже если речь идет о кодах, которые отличаются только одним знаком третьего разряда, как в случае с подстатьями 226 «Прочие расходы и услуги» и 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ (далее — 226 КОСГУ и 225 КОСГУ). За это нарушение на главного бухгалтера может быть наложен штраф.

В свою защиту экономисты и бухгалтеры приводят п. 14.1 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 №23. Он допускает ситуации, когда расходы могут быть отнесены как к одной статье КОСГУ, так и к другой. В этом случае решение бухгалтера не признается нарушением, ему не может быть вменено нецелевое использование бюджетных средств. Но применить мнение ВАС РФ к ситуации, когда вместо 225 КОСГУ использован 226 КОСГУ практически невозможно из-за подробной детализации статей. Как показывает практика, проблемы возникают, если бухгалтер не вникает до конца в суть учитываемых хозяйственных операций.

Рассмотрим несколько наиболее типичных случаев, в которых бухгалтеры бюджетной сферы задаются вопросом: 225 или 226?

Аттестация и экспертиза рабочих мест

Аттестация рабочих мест по условиям труда — мероприятие обязательное, подкрепленное требованиями законодательства. Она должна проводиться не реже одного раза в пять лет. Чаще всего для аттестации рабочих мест учреждения привлекают сторонние организации.

Рабочие места относятся к имущественному комплексу. Указания № 65н требуют относить расходы на содержание и обслуживание нефинансовых активов, к которым относятся и здания, на подстатью 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ. Справедливо было бы отнести к ней и аттестацию рабочих мест по условиям труда: она необходима, чтобы соблюсти нормативные предписания по эксплуатации (содержанию) имущества.

Но в Указаниях № 65н по данной статье нет подобных работ и услуг. В то же время расходы, которые не упомянуты в подстатьях 221–225 КОСГУ, должны относиться на подстатью 226 «Прочие работы, услуги».

Ранее бухгалтеры причисляли расходы на аттестацию рабочих мест к финансовому обеспечению мер, предупреждающих производственный травматизм и профессиональные заболевания работников, за счет средств страховых взносов, т.е. распределяли на 213 КОСГУ. Но Приказ Минфина РФ от 29.12.2016 № 246н данный пункт исключил, поэтому отнести эти суммы на КОСГУ 213 сейчас нельзя.

Аттестация рабочих мест — это комплекс мероприятий и процедур, он гораздо шире, чем просто эксплуатация (содержание) имущества. Поэтому здесь однозначно стоит выбрать 226 КОСГУ.

Аттестация оборудования

Похожий вопрос возникает если речь идет о расходах на аттестацию непосредственно оборудования, которые стоит на балансе организации.

Ответ кроется в сути оказываемых услуг, в назначении затраченных средств. Если аттестация оборудования — это необходимое условие его эксплуатации (определенный перечень работ, проводимых с установленной периодичностью), то расходы на оплату соответствующего договора следует относить на подстатью 225 «Работы, услуги по содержанию имущества».

Если же учреждение проводит аттестацию оборудования, чтобы выявить необходимость проведения его ремонта, определить ресурс работоспособности и т.п., то расходы на оплату соответствующего договора следует относить на подстатью 226 «Прочие работы, услуги».

Аналогичное правило применяется для расходов на экспертизу нефинансовых активов, подлежащих списанию. Собственные сотрудники не всегда обладают достаточной квалификацией, и учреждения частенько прибегают к услугам специализированных организаций. На первый взгляд, такая услуга никак не связана с содержанием и эксплуатацией имущества, поэтому может быть отнесена на КОСГУ 226. Однако в Указаниях № 65н есть уточнение: поскольку цель экспертизы — определить, можно ли и дальше эксплуатировать объект, то следует применять статью 225.

Установка и ремонт окон

В Указаниях № 65н подробно расписаны правила отнесения расходов, связанных с монтажом и ремонтом окон, однако именно в этой ситуации бухгалтеры часто допускают ошибки. Формулировки в договоре могут указывать на разные статьи (подстатьи) КОСГУ, от того, как вы составите договор будет зависеть разнесение расходов по статьям (подстатьям).

Учреждение может заключить договор с подрядчиком на ряд ремонтных работ. Их перечень может включать в себя не только установку окон, но и мероприятия, которые изменят нормативные показатели здания: площадь полезного использования, эффективность использования, срок эксплуатации и пр. Это может быть достройка, реконструкция, дооборудование строения. Эти расходы ложатся на статью 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ и могут включать, в частности, замену окон. Ремонтные работы — это, прежде всего, восстановление или поддержание эксплуатационных показателей объектов основных средств, в частности зданий и сооружений.

Замена окон в уже эксплуатировавшем здании тоже соответствует таким критериям и может быть оплачена за счет подстатьи 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ. При этом в предмете договора и в первичных документах, которые будет оформлять подрядная организация, желательно использовать формулировку «ремонтные работы».

Если вы все же применили в договоре (контракте) формулировку «установка окон» и списали расходы на подстатью 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ, вы рискуете получить возражения от контролирующих органов.

Стрижка и спил деревьев

Затраты на уход за деревьями можно определить к какой-либо статье КОСГУ после того, как определено, являются ли они частью имущества организации. Если деревья растут на земле учреждения, они однозначно относятся к имуществу.

Приведение территории в соответствие с требованиями экологического законодательства, санитарно-гигиенических, противопожарных нормативов (ст. 42 Земельного кодекса РФ) — это одна из обязанностей землепользователей. Поэтому учреждения регулярно тратят определенные средства, например, на стрижку деревьев, оформление кустов и пр. Эти расходы — на подстатью 225 КОСГУ.

Обратите внимание: расходы на дезинсекцию от насекомых следует причислить к той же 225 КОГСУ как комплекс мер, направленных на сохранение имущества. А вот расходы на акарицидную обработку от клещей лягут на КОСГУ 226, т.к. это санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия на объектах заказчика (Письмо Минфина РФ от 01.08.2012 № 02-05-11/2999)

Отдельный вопрос связан с применением Указаний № 65н, если учреждение получило предписание на спил опасных, аварийных деревьев на своем земельном участке. Это зависит от того, имеет ли учреждение право на постоянное пользование этой землей. Если да, то отнесите расходы на 225 КОСГУ, в ином случае на 226 КОСГУ. Тем же правилом можно руководствоваться, чтобы учесть затраты на корчевание пней.

А если вы планируете использовать спиленные стволы и ветви в котельной, то оплата подрядчику за распиловку, колку и укладку дров пройдет по 226 статье «Прочие работы, услуги».

Подстатья 225 Работы, услуги по содержанию имущества

На данную подстатью КОСГУ относятся расходы по оплате договоров на выполнение работ, оказание услуг, связанных с содержанием (работы и услуги, осуществляемые с целью поддержания и (или) восстановления функциональных, пользовательских характеристик объекта), обслуживанием, ремонтом нефинансовых активов, полученных в аренду или безвозмездное пользование, находящихся на праве оперативного управления и в государственной казне Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, казне муниципального образования, в том числе на:

(в ред. Приказа Минфина России от 12.03.2015 N 36н)

(см. текст в предыдущей редакции)

содержание нефинансовых активов в чистоте:

- уборка снега, мусора;

- вывоз снега, мусора, твердых бытовых и промышленных отходов (в том числе, медицинских и радиационно-опасных), включая расходы на оплату договоров, предметом которых является вывоз и утилизация мусора (твердых бытовых, промышленных отходов), в случае, если осуществление действий, направленных на их дальнейшую утилизацию (размещение, захоронение), согласно условиям договора, осуществляет исполнитель;

- дезинфекция, дезинсекция, дератизация, газация;

- санитарно-гигиеническое обслуживание, мойка и чистка (химчистка) имущества (транспорта, помещений, окон и т.д.), натирка полов, прачечные услуги;

ремонт (текущий и капитальный) и реставрацию нефинансовых активов:

- устранение неисправностей (восстановление работоспособности) отдельных объектов нефинансовых активов, а также объектов и систем (охранная, пожарная сигнализация, система вентиляции и т.п.), входящих в состав отдельных объектов нефинансовых активов;

- поддержание технико-экономических и эксплуатационных показателей объектов нефинансовых активов (срок полезного использования, мощность, качество применения, количество и площадь объектов, пропускная способность и т.п.) на изначально предусмотренном уровне;

- проведение некапитальной перепланировки помещений;

- реставрация музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав музейных фондов;

- проведение работ по реставрации нефинансовых активов, за исключением работ, носящих характер реконструкции, модернизации, дооборудования;

- восстановление эффективности функционирования объектов и систем, гидродинамическая, гидрохимическая очистка, осуществляемые помимо технологических нужд (перечня работ, осуществляемых поставщиком коммунальных услуг, исходя из условий договора поставки коммунальных услуг), расходы на оплату которых, отражаются по подстатье КОСГУ 223 "Коммунальные услуги";

противопожарные мероприятия, связанные с содержанием имущества:

- установка противопожарных дверей (замена дверей на противопожарные);

- измерение сопротивления изоляции электропроводки, испытание устройств защитного заземления;

- проведение испытаний пожарных кранов;

- пусконаладочные работы "под нагрузкой" (расходы некапитального характера, осуществляемые при эксплуатации объектов нефинансовых активов);

расходы на оплату работ (услуг), осуществляемые в целях соблюдения нормативных предписаний по эксплуатации (содержанию) имущества, а также в целях определения его технического состояния:

- государственная поверка, паспортизация, клеймение средств измерений, в т.ч. весового хозяйства, манометров, термометров медицинских, уровнемеров, приборов учета, перепадомеров, измерительных медицинских аппаратов, спидометров;

- обследование технического состояния (аттестация) объектов нефинансовых активов, осуществляемое в целях получения информации о необходимости проведения и объемах ремонта, определения возможности дальнейшей эксплуатации (включая, диагностику автотранспортных средств, в том числе при государственном техническом осмотре), ресурса работоспособности;

проведение бактериологических исследований воздуха в помещениях, а также проведение бактериологических исследований иных нефинансовых активов (перевязочного материала, инструментов и т.п.);

замазка, оклейка окон;

услуги по организации питания животных, находящихся в оперативном управлении, а также их ветеринарное обслуживание;

Читайте также: