Постановка руки посадка положение листа на доске

Обновлено: 14.05.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

311 лекций для учителей,
воспитателей и психологов

Получите свидетельство
о просмотре прямо сейчас!

Кузмичева Наталья Александровна

педагог дополнительного образования МОУ ДОД ЦДОД «Росток» г.Электросталь Московской области

«Изучение основных приемов работы простым карандашом и постановка руки у учащихся начальной школы (7-10 лет)»

С рисунка начинается всякое изображение формы, он лежит в основе всех видов изобразительного искусства. Ещё Микеланджело писал: «Рисунок… есть наивысшая точка и живописи, и скульптуры, и архитектуры; Рисунок является источником и душой всех видов живописи и корнем всякой науки». Рисунок присутствует во всех видах изображения – в наброске, зарисовке, гравюре, в живописном полотне, в скульптурном изображении и т.д. Более того, рисунок - необходимое средство деятельности инженера-конструктора, техника-изобретателя, архитектора. Рисунок имеет самостоятельное значение в искусстве, являясь видом графики, и вместе с этим любой вид пластических искусств не может без него обойтись, потому что рисунок - основа живописи и скульптуры, народного и декоративно-прикладного искусства, дизайна и архитектуры.

Рисунок — структурная основа любого изображения: графического, живописного, скульптурного, декоративного. Рисунок - средство познания и изучения действительности.

Многочисленные разновидности рисунка различаются по технике, методам и характеру рисования, по назначению, жанрам и темам. Он может служить учебным, вспомогательным целям, при создании произведений разных видов искусств и украшать интерьер. Самостоятельное значение имеет станковый рисунок - выполненное на мольберте (станке художника), на отдельном листе, тщательно проработанное художественное произведение различных жанров (портрет, пейзаж, натюрморт, бытовой, мифологический рисунок и др.). Темы для рисунков могут подсказать сама жизнь, история или фантазия.

Жизненные впечатления художник может зафиксировать в быстро выполненных набросках и зарисовках. Подготовительный рисунок необходим при создании живописных полотен, фресок, мозаик и витражей. Дизайнер или архитектор свой первоначальный замысел проекта фиксирует с помощью рисунка в эскизах . Скульптору необходимо хорошее владение рисунком, чтобы правильно передавать пропорции и объем, располагать форму в пространстве.

С помощью одних и тех же средств рисунка: линии, штриха, пятна и точки - художниками создается разнообразное восприятие мира. Все зависит от того, как художник использует эти средства художественной выразительности, как он ведет линию и кладет пятно, в какой пропорции использует светлое и темное, как передает пространство и др. Благодаря рисунку мысль, наблюдение фиксируются на бумаге. Рисунок выявляет отношение художника к изображаемому. Почерк художника отражает его душевное состояние.

Из всего выше изложенного следует, что обучение изобразительному искусству невозможно без освоения рисунка. Что это значит?

А то, что обучение рисованию целесообразно начинать с постановки руки, т.е. тренировки навыков владения простым карандашом и использования средств рисунка (линии, штриха, пятна и точки).

Для начала, познакомимся с традиционными способами и упражнениями для постановки руки. Самый привычный способ, держать карандаш, намертво усвоенный в школе и институте, это позиция «для письма».

Вот как это выглядит:

hello_html_761b48b4.jpg

Думаю, долго объяснять не надо — точно так же вы держите ручку, когда что-то пишете. Угол между карандашом и бумагой здесь почти прямой. Именно так новички стараются держать карандаш, однако в классическом рисовании эта позиция используется только для определенных задач. Это, прежде всего, проработка мелких деталей , которая проводится уже на финальной стадии работы. Также позиция «для письма» годится для некоторых видов штриховки. То есть так стоит держать карандаш только в тех случаях, когда требуется высокая точность, обычно уже на законченном рисунке. Важно: когда вы рисуете карандашом в позиции «для письма» , необходимо защищать бумагу . Ребро ладони лежит прямо на листе, и когда вы двигаете рукой, вы непроизвольно растираете готовый рисунок. В результате, на бумаге появляются некрасивые пятна, от которых невозможно избавиться. Для того, чтобы этого не происходило, стоит подложить под ладонь листочек чистой бумаги, опираться на лист только мизинцем или стараться не опираться вообще. Сначала это будет казаться сложным, но рука довольно быстро привыкнет.

Второй способ, наиболее широко использующийся в классическом рисовании , позиция карандаша выглядит так:

hello_html_m35b9c79.jpg

Я называю этот способ держать карандаш «за хвостик» . Угол наклона карандаша к рисунку острый , иногда они могут быть практически параллельны друг другу. Держа карандаш таким образом, вы можете намечать основные контуры, пропорции, штриховать, набирать тон. При этом кисть не касается бумаги и не размазывает рисунок. Эта позиция универсальна, поскольку карандаш лежит в руке свободно и им легко манипулировать.

В этой позиции важно следить, за тем, чтобы движения руки не были скованными, оставлять себе пространство для маневра и ни в коем случае не вцепляться в карандашик мертвой хваткой. И тогда он будет легко летать по бумаге.

Это, конечно, не единственные два варианта. Поэкспериментируйте с линиями, со штриховкой. Может быть, вы найдете свой собственный способ держать карандаш, подходящий лично вам. Многие профессиональные художники так и поступали, благодаря чему имели неповторимый почерк.

Лучший итог занятий - когда о карандаше просто забывают, то есть он становится как бы продолжением руки - тогда он двигается непринужденно, а рисунок получается живым и свежим.

Теперь о традиционных упражнениях.

Рисование прямых — первое, на чем спотыкаются в начале обучения. Особенно, если учиться рисованию традиционно, начиная с гипсовых примитивов — кубов, цилиндров, параллелепипедов.

Нарисуйте несколько прямых в разных направлениях. Вы чувствуете, как двигается рука? Импульс идет от плеча, кисть не крутится. Запомните это движение.

hello_html_5673bed0.jpg

Лист лучше закрепить вертикально, как на мольберте. Карандаш возьмите за хвостик, как на второй фотографии. Когда вы берете карандаш таким образом, он как будто становится продолжением руки. И рисуем прямые линии широким и быстрым движением от плеча. Не стремитесь к идеально ровным, как по линеечке, прямым. Важно закрепить правильное движение — чем увереннее будет двигаться рука, тем уверенней будут линии.

В учебном рисунке надо приучать себя видеть всю линию целиком. Поэтому в начале необходимо держа карандаш над бумагой, сделать несколько движений, как бы мысленно соединяя заданные точки направленной линией, а затем опустив карандаш, прочертить лёгкую, несколько шероховатую линию. Вести линию следует не по частям, а сразу по всей длине, смотря при этом не на кончик карандаша, а на конец линии, отмеченной точки.

hello_html_m7ff8b93b.jpg

Упражнение 3

Вертикальной и горизонтальной линией разделите лист на четыре равные части. Заполните эти части горизонтальными, вертикальными и диагональными (справа налево и слева направо) линиями.

Упражнение 4

Нарисуйте квадрат примерно посредине листа. Не старайтесь нарисовать его четырьмя идеальными линиями, вы должны рисовать стороны квадрата «навылет», наводя дополнительные линии, пока квадрат не получится квадратом. Впишите в квадрат круг. Свободно водите карандашом по кругу, от одной точки соприкосновения со стороной квадрата до другой, чем больше дополнительных линий вы нарисуете в поиске правильной формы, тем лучше. Заштрихуйте круг диагональными линиями справа налево и слева направо.

Упражнение 5

Нарисуйте ряд небольших квадратов, примерно 3×3 сантиметра. Старайтесь, чтобы квадраты были одинаковыми по размеру, находились на одном расстоянии друг относительно друга. Ниже нарисуйте ряд кругов примерно такого же размера. Чередуйте ряды, стараясь получать ровные столбики фигур.

Вот упражнения, которые помогают развивать не только руку, но и глазомер.

hello_html_4c36cf1d.jpg

hello_html_128e1d8b.jpg

Поставьте на листе две точки и соедините их одним движением прямой линией. Постепенно точки разносите дальше друг от друга, и ставите их под разными углами, лист нельзя вращать…. со временем перейдите на три точки…. и т. д. Обычно заканчивают пятью точками, для рисования правильной звезды, опять же развивается глазомер.

Также при постановке руки отрабатывают различные варианты штриховки чаще всего в полосе или в квадрате. Чем дольше и чаще выполняются упражнения - тем лучше результат.

Но, как же быть тем, кто, как и я работает с детьми младшего школьного возраста, которые в силу своего психофизического развития не станут долгое время проводить прямые линии и штриховать квадратики? Ведь с ними так же, а может быть даже в большей степени, важно начать занятия с постановки руки и изучения основ рисунка. Так как уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению (т.е. умения логически рассуждать, развития памяти, мышления, внимания, связной речи).

Для младших школьников характерны: чувственная восприимчивость, синкретизм (целостность мировосприятия), а также интерес к деятельному контакту с действительностью. Следовательно, упражнения должны проводиться в игровой форме и иметь форму понятных для младших школьников образов.

В своей практике я использую следующие упражнения:

У
пражнение-игра «Собачки»

hello_html_m2bf4de12.jpg

рис.7.

Упражнение-игра «Собачки» помогает отработать нажим на карандаш, правильное положение карандаша в руке, линию и штриховку в пределах контура.

Первые две собачки выполняются вместе с педагогом, проговаривая стишок (учитель работает на доске, а дети в альбомах). Каждый элемент нужно рисовать не отрывая карандаш от листа и не нажимая.

Остальные собачки (обычно их бывает очень много) ребята выполняют сами, а преподаватель – работает с каждым индивидуально (показывает, как правильно взять карандаш и силу нажима на него).

Упражнение-игра «Жирафики»

Сачок и круг нарисовали,

Два уха, глаз и ножки.

А чтоб жирафа все узнали,

Рисуем – хвост и рожки

hello_html_3b423cc2.jpg

Детям перед выполнением этих упражнений ставятся два условия:

рисовать каждый элемент не отрывая карандаш от бумаги;

не нажимать сильно на карандаш.

Игра «Дорисуйка»

( дает возможность отработать линию, развивает моторику и воображение)

hello_html_186cb6bb.jpg

hello_html_m7f8bdbea.jpg

Игра «Сто одежек»

(отработка линии, глазомера и мелкой моторики)

hello_html_77b796d0.jpg

Упражнение «Лабиринт»

Тренирует точность руки при проведении линий. Упражнение очень простое, но нужное. Каждая проведенная линия должна попасть точно по адресу, то есть в нужную точку. Для упражнения понадобятся листы любой бумаги и карандаш, и ни каких линеек!

hello_html_m73f2c605.jpg

Поставьте по всему листу бумаги точки в произвольном порядке. Для тех кто любит точность, точек должно быть около 20 штук, можно больше. Примерно так как на моем рисунке.

hello_html_m5c3d54a.jpg

Закрепите лист вертикально, или на планшете под углом, возьмите карандаш в руку так, как мы учились его держать в предыдущем уроке и начинаем проводить линии от точки до точки. Выберите любую приглянувшуюся пару точек и соедините их.

hello_html_m62f74833.jpg

После этого присмотрите следующую точку и вновь соедините. Старайтесь, что бы линии были ровные, начинались и оканчивались ровно в точках. Конечно, с первого раза это вряд ли получиться, даже у художников, если они не рисуют несколько лет, это упражнение получается, после некоторой тренировки.

hello_html_m6c20ae4b.jpg

Самое главное, при выполнении этого упражнения не пользуйтесь линейкой и не поворачивайте лист, а то толку от этого упражнения не будет. Весь смысл в том, чтобы научить руку выполнять то, что Вы ей приказываете, поэтому старайтесь проводить линии в разные стороны, с права на лево и наоборот, слева на право. Сверху вниз конечно удобнее проводить, но снизу в верх тоже надо учиться проводить ровные линии.

hello_html_m448b3f81.jpg

Когда все точки будут соединены, должно получиться непонятное нагромождение геометрических фигур. Каждый раз рисунок будет разный, ведь мы точки ставили как попало. Иногда получается что-то симпатичное)

Делайте это упражнение, пока линии не станут получаться ровными и точными. Возможно, Вам придется испортить много бумаги, не расстраивайтесь, для экономии бумаги можно перевернуть лист и снова за работу. Несколько самых симпатичных листов с фигурами оставьте для упражнения с красками.

Упражнение на характер линий.

hello_html_m2bb10f7e.jpg

рис.12.

Упражнение на силу тона.

hello_html_4ef3c7d3.jpg

Упражнение «Рисуем стёркой»

hello_html_674a05bc.jpg

hello_html_m1c42ac8f.jpg

hello_html_m60786025.jpg

hello_html_7f641b8e.jpg

hello_html_762055b3.jpg

hello_html_m341cb941.jpg

Упражнение «Рисуем стёркой» очень нравится детям. Они готовы часами штриховать, чтобы затем выполнить необычные рисунки ластиком.

Данное упражнение способствует развитию мелкой моторики, помогает отработать штриховку разной силы тона, познакомить с приемами работы ластиком и такими понятиями как: пейзаж и архитектура.

Собственно говоря, все упражнения, приведенные мной, опробированны, вызывают устойчивый интерес у детей и не заменимы при постановке руки и обучении младших школьников рисунку.

Надеюсь, что мой опыт пригодится другим педагогам, связанным с изобразительным искусством.

Всем привет! Рисовать зарисовки — это здорово и полезно, а главное ненапряжно, но надо и начинать чуть чуть рисовать правильно, немного изучать понятия.

Не можете читать сейчас? Подписывайтесь на инфоканал автора. Анонсы статей и творческая информация, которую я не даю на Дзен канале (распродажи в творческих школах, интересные марафоны, закрытые уроки от автора канала и др.), жмите и переходите по нужной ссылке: Карта канала (здесь все актуальные ссылки на ресурсы автора)

Не бойтесь, рисовать меньше зарисовок мы от этого не станем. Просто они будут лучше.

Тем более я ориентируюсь на то, что меня читают дети, чем раньше узнают, что такое рисунок, тем проще будет рисовать.

Поверьте — это тоже очень интересно и не требует много времени и усилий.

Поэтому будем пробовать изучать рисунок с нуля вместе. Буду пытаться объяснить максимально просто, мне кажется, это нужно не только детям. Я, начиная изучать новую тему, порой чувствую, как голова начинает ехать от терминов, непонятных и вообще невыговариваемых. Постараюсь так не делать.

Сегодня не будет теории рисунка, начнем с простого — как сесть и как взять в руки карандаш, и почему это так. Почему это важно? Во-первых, это Ваше здоровье и здоровье Ваших детей. Во-вторых, это иногда достаточно сильно влияет на качество рисунка.

Правило № 1 — Как сесть.

Сидим всегда с прямой спиной.

Во-первых — это здоровье, Боли в спине, сколиоз, остеохондроз — ну не очень приятные попутчики рисования. Во-вторых, когда вы рисуете носом — вы совершенно не видите листа и не контролируете нажим. Посмотрите, я нарисовала две линии.

Первая — практическая незаметная, ровная, немного уходит в дугу, но те не менее — это то, что нам нужно для наброска, незаметно, без грязи.

И вторая, написанная "носом в стол" — нажим слишком сильный, так как я просто телом давлю на руку, линия ломанная.

Вообще рекомендую располагать лист для начала вертикально, под наклоном: на мольберте, этюднике, просто взять какую-нибудь основу, на нее прикрепить лист, поставить в обычную школьную подставку. Когда рисуешь горизонтально — делаешь больше ошибок, потому что не видно.

Если рисуешь с натуры, это вообще удобнее. Лист у тебя параллельно плоскости того, что рисуешь, просто копируешь наклон, не надо ничего думать.

Когда я училась, рисовала в основном стоя. Спину согнуть сложнее, лист всегда вертикально плюс бонус — можно отойти от листа.

Отодвигайтесь от работы, вы ее увидите совсем по-другому.

Правило №2 — Как взять карандаш.

Держать карандаш при рисовании, как в обычной жизни не очень удобно, т.к. при таком положении рука закрывает рисунок и еще и елозит по листу, размазывая все, что вы натворили.

Поэтому, карандаш кладут на середину указательного пальца, прижимают большим. А на лист ставят только мизинец. Или вообще рисуешь, не касаясь рукой листа.

Вот при таком положении рисовать удобнее, но держать карандаш непривычно. И на горизонтальной поверхности так рисовать. Ну неудобно.

Поэтому я, если рисую на горизонтальной поверхности, иногда просто подставляю мизинец при обычном положении руки, и держу ее немного на весу.

Не идеально, но так гораздо меньше грязи.

Ну на сегодня все, вроде разобрались. Спасибо за внимание! Еще больше творческих статей здесь! Подписывайтесь, ставьте лайки, будем творить вместе!

Ссылочка на другие ресурсы актуальные ресурсы автора, навигация по каналу: Карта канала

Когда я только начала работать в школе, обнаружила, что детки-левши встречаются не так уж и редко. (В этой статье я буду употреблять два термина - левши и леворукие - в одном значении, хотя для специалистов они означают разное, но нам с вами это не так важно).

Оказалось, что в обычном классе может быть около 3-4 деток, которые пишут левой рукой.

Но что еще больше меня удивило, так это то, что большинство учителей имеют довольно смутные представления о том, что с этими леворукими детками делать.

То, что левшей нельзя переучивать - знают, конечно, все. А вот о том, какие именно есть различиях в обучении детей, которые пишут правой рукой и левой, знают не многие.

А между тем, отличия очень даже разительные. Сегодня обсудим правильную посадку леворуких детей в классе.

Постепенно в процессе своей работы я оформила краткие рекомендации для учителей, в которых были указаны основные моменты посадки ребенка-левши в классе. Эти рекомендации я разносила учителям в самом начале учебного года и просила следить за посадкой левшей.

Не уверена, что всем школьным психологам хватает времени на подобную работу, поэтому эти рекомендации я сейчас напишу здесь. И очень советую родителям деток-левшей их распечатать и, по возможности, поросить учителя им следовать.

Итак, рекомендации по посадке леворукого ребенка в классе.

1. В классе за партой левша должен всегда сидеть слева от соседа так, чтобы правая рука соседа (которой тот пишет), не помешала при письме леворукому ребенку. Если посадить левшу справа, то праворукий сосед постоянно будет толкать его локтем своей правой, рабочей, руки.

2. Рабочее место леворукого ребенка должно быть освещено справа. Но так как школьные классы спроектированы для праворуких детей (и окна в них всегда находятся слева), то леворуким деткам всегда не хватает света. Поэтому таких детей категорически рекомендуется сажать в крайний ряд у окна, там, где лучше освещенность.

3. Руки маленького левши должны лежать на столе так, чтобы локоть левой руки немного выступал за край стола, и левая рука свободно двигалась по строке сверху вниз. Правая рука должна при этом лежать на столе и поддерживать тетрадь.

4. Тетрадь должна лежать с наклоном так, чтобы правый нижний угол страницы, на которой пишет ребенок, был направлен к его груди.

5. Так как у леворуких деток часто нарушено пространственное восприятие, они могут перепутать ту сторону листа, с которой нужно начинать писать. В таких случаях левую сторону листа можно помечать цветным карандашом.

Если выполнять эти нехитрые условия, жизнь ребенка-левши в наших праворуких школах станет немного легче!

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Видеолекции для
профессионалов

  • Свидетельства для портфолио
  • Вечный доступ за 120 рублей
  • 311 видеолекции для каждого

Памятка по организации занятий по рисованию

Подготовка материала

1. Подбор и нарезка бумаги нужного цвета, формы и размера для рисования красками, карандашами. Бумага нарезается самой различной формы и величины в зависимости от того, что дети на ней будут изображать.

2 .Надписываются листы до занятия, на оборотной стороне, в левом верхнем углу, причем обязательно пишется имя и начальная буква фамилии ребенка, а также дата проведения занятия.

3 . При заготовке бумаги всегда следует иметь 5-10 листов запасных. Она дается детям, быстро выполнившим задание, с предложением нарисовать, что они хотят. Иногда приходится сменить лист ребенку, нечаянно залившему бумагу краской

2 . Подбор красок и приготовление цветов и оттенков, необходимых для данного занятия проводится на палитре, отдельном листе бумаги, дополнительно подготовленном для занятия.

3 .Проверка наличия и состояния кистей, тряпочек, банок для воды, наполнение баночек водой. Воду в банки следует наливать утром в день занятия. Уровень воды не должен превышать верхнего изгиба банки, т. е. быть примерно на 3—4 см ниже верхнего края горла банки.

4 . Образец следует сделать заранее, в том же материале, которым будут выполнять работы дети, но большего размера, чем детские, в пределах от 1, 3 до 1, 5 размера детской работы

5 . Проверка и заточка цветных и графитных карандашей (при рисовании карандашом).

6 .Подготовка материала для демонстрации во время объяснения воспитателя. Сюда может входить:

а) подбор натуры или модели;

б) приготовление образца;

в) материал для показа приемов рисования (бумага, большая кисть, краски, уголь, кнопки).

7. Целесообразно закрепить за каждым ребенком постоянное место. Детей маленького роста сажают за передние столы, а более высоких рассаживают сзади. Исключение делается лишь для детей с ослабленным зрением - их сажают за передние столы, невзирая на рост. Свет должен падать слева от двух окон.

8 .Для того чтобы быстрее и точнее запомнить место каждого ребенка, воспитатель наносит для себя схему расположения столов и подписывает на ней имя каждого ребенка.

9 . Следует определить место для мольберта, на котором проводится показ, крепится натура и т. д. Свет на него должен падать слева, чтобы все показываемое было хорошо видно.

10 .При расстановке столов в 2 ряда мольберт располагается по оси прохода на расстоянии примерно 2 м от передних столов.

11 .Если же столы двухместные и стоят в 3 ряда, то мольберт лучше поставить по оси среднего ряда, но на расстоянии не менее 2, 5 м.

12 . В детских садах раздача материала и мелкого оборудования полностью возлагается на дежурных.

13 . Перед рисованием дети закатывают рукава или надевают фартук и нарукавники.

14 .На столе у детей также должны быть салфетки для вытирания рук.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уделяя большое внимание обучающему процессу, мы порой не обращаем внимание на то, как ребенок сидит за партой. А физическое здоровье обучающихся является не менее важным фактором , чем процесс самого обучения.

Просмотр содержимого документа
«Беседа: "Правила посадки во время чтения и письма."»

Беседа на тему:

«Знакомство с правилами посадки во время занятий»

Цель: познакомить детей с правилами посадки за партой, во время чтения и письма. Объяснить, какое значение имеет соблюдение правил посадки для здоровья растущего организма.

Оборудование: плакат «Сиди прямо при письме».

Ход занятия.

Вступительная беседа.

Слово учителя. Чтобы вырасти здоровыми, стройными и сильными, каждому мальчику и каждой девочке необходимо соблюдать режим дня, содержать тело в чистоте, беречь зубы, правильно питаться. Вы должны знать, что у младших школьников, растут, развиваются кости и мышцы. Кости у детей гибкие, эластичные и не такие твердые, как у взрослых. Когда вы сидите за партой в школе, дома за столом – выполняете домашние задания, рисуете, лепите, читаете интересную книгу, то ваши кости могут приобрести неправильную форму. Это произойдет в том случае, если изо дня в день, в течение всего учебного года кто-то из вас будет неправильно сидеть. У такого школьника постепенно искривится позвоночник, появится сутулость, грудная клетка будет плохо развиваться, а легкие и сердце перестанут нормально работать. Такой мальчик или девочка никогда не будут сильными, стройными и красивыми. Но это еще не все… Послушайте, о чем рассказала Наталья Орлова в своем стихотворении:

Наша Галя подросла,

В первый класс она пошла.

Маленькая Галочка начала учиться.

Девочка хорошая не должна лениться.

Маленькая Галочка от души старалась,

Над тетрадкой новою

Изгибалась, как вопрос,

Словно пишет Галин нос!

Мама Гале говорит:

Кто же, Галя, так сидит?

Прямо сядь, ровней дыши,

Носом книгу не паши.

Не сгибайся, слышишь?

Галя с мамой не согласна:

- Я же вижу все прекрасно!

Если сесть иначе, не прочесть задачи.

Пробежал за годом год…

Галя в пятый класс идет.

Тут родные увидали –

Часто глазки щурит Галя.

И, на первой парте сидя,

Галя доску еле видит.

Что там пишут – не понять,

Слов никак не разобрать.

Плохо видит Галя вдаль.

И врачи сказали: «Жаль,

В этом ты сама повинна.

Вот беды твоей причина:

Ты держала книгу близко,

Ты к письму склонялась низко,

Над тетрадкой над столом

Нагибалась ты крючком.

Вот и стала близорука…

Это и другим наука».

Учитель: Итак, что же произошло с Галочкой? (Ответы учащихся)

Учитель: Верно. У девочки испортилось зрение, она стала близорукой, потому что неправильно сидела.

Знакомство с правилами посадки при чтении, письме.

Учитель: Как же следует сидеть во время чтения, письма?

По заданию учителя дети рассматривают таблицу «Сиди прямо при письме», после чего следует комментарий:

За партой и столом сидеть прямо, не сгибая спину, поясницей касаться спинки стула;

Нельзя опираться грудью о передний край стола, между грудью и краем стола должна проходить ладонь;

Во время письма сидеть, слегка наклонив голову вперед, руки (предплечья) должны свободно лежать на столе, не следует опираться на них;

Ноги нельзя держать на весу, они должны находиться на подставке парты или упираться в пол;

Расстояние от глаз до поверхности стола, до книги и тетради должно быть 30-35 см.

Коллективная практическая работа.

Проверка правильной посадки во время чтения.

Ученики открывают учебник на странице, указанной учителем.

Учитель: Чтобы проконтролировать, проверить свою посадку за столом, партой, нужно поставить руку локтем на открытую страницу учебника или тетради и кончиками пальцев коснуться виска. При этом глаза должны быть на уровне среднего пальца руки, поставленной на локоть.

Учитель или подготовленный ученик показывают прием проверки правильной посадки. Учащиеся самостоятельно повторяют его.

Учитель: В течение урока сохранить правильную осанку нелегко, потому что ваши мышцы устают. Поэтому во время уроков в школе и работая дома за столом, через каждые 35-45 минут нужно устраивать перерыв, отдыхать – посмотреть вдаль, сделать физкультурную паузу или выполнить несколько веселых физических упражнений.

Заключительное слово учителя.

Учитель: Сегодня мы с вами узнали правила посадки за партой и столом во время чтения и письма. Эти правила необходимо соблюдать всем девочкам и мальчикам, чтобы расти здоровыми, сильными, красивыми, стать культурными и воспитанными людьми.

Читайте также: