Пошли деревянные дома заборы нигде

Обновлено: 12.05.2024

43 Слитное и раздельное написание не Разряд слов Слитное написание Раздельное написание Существительные, прилагательные, наречия на —о, глаголы, которые без не не употребляются. На дворе было ненастно. Мой друг негодовал. Ненависть и любовь - два пограничных чувства. Невежественный ты человек, Павлуша! Существительные, прилагательные, наречия на —о, образующие с не новые слова. Это был нехороший (плохой) пример.

Два года он провел в неволе (в плену).

Здесь нежарко (холодно). Те же разряды слов при противопоставлении. Это был не хороший пример, а плохой. Там было не жарко, а холодно. Глаголы (включая деепричастия). Я не знал этого. Я поступил, не подумав о вас. Причастия: а) без пояснительных слов Они так и остались непредупрежденными . Б) с пояснительными словами. Они так и остались не предупрежденными об опасности. В) при наличии противопоставления. Это был не скошенный, а поросший травами луг. Г) краткие причастия. Пол был не покрашен. Неопределенные и отрицательные местоимения без предлога. Это было нечто. Ему было некуда идти. Отрицательные местоимения с предлогом. Не к кому было обратиться за советом. Местоименные наречия. Незачем вам это знать. Зайдите потом: сейчас мне некогда разговаривать.

Вот нехотя с ума свела. Но, говорят, вы нелюдим: в глуши, в деревне все вам скучно. Мне нездоровится что-то, у меня голова болит. Она негодовала, ненавидела тетю. Тихон отвечал на расспросы о Никите туго, невразумительно. Под красной зарей вдалеке гуляет в полях невидимка.

Жара стола несусветная. Мы остановились в недоумении. Сердце его неистово забилось от этой ноши. Это осело на душе у Семеновны и в ненастную погоду подливало ей масло в огонь. Я вам поведал неземное.

№ 132. Нехорошо прослыть невежею, неприятно казаться и выскочкой. Вы можете рассердиться на мои слова, почувствовать нелюбовь ко 44 мне за них. Ведь и здесь когда-то место было нежилое, а вот живут же люди. Неизвестности уже не было, все уже было ясно для меня. Кругом неуютно, одиноко, холодно. Радость незримо придет. Тонкой рукой зажжет зорь незакатное пламя. Деревья, здания и храмы нездешними казались. Рождается внезапная строка, за ней встает немедленно другая.

Никто не мог сказать, чем Дикий Барин живет; он никаким ремеслом не занимался, ни к кому не ездил, не знался почти ни с кем, а деньги у него водились. Он жил, словно никого вокруг себя не замечал и ни в ком не нуждался. Ничто не трогало его, не замечал он ничего. Самгин незаметно, ни с кем не простясь, ушел. Он ни в чем не виноват перед людьми. Мальчик мастерил что-то из ракушек, почти не шевелясь и ничего не замечая вокруг. Тут - делать нечего - друзья поцеловались. Уехала Настя из Заборья крадучись, стараясь, чтобы никто ее не увидел и ни о чем не расспрашивал. Они - как тени на пути, ничьи их силы не схоронят. И нет уже свидетелей событий и не с кем плакать, не с кем вспоминать.

Лизавете Ивановне не с кем было посоветоваться: у нее не было ни подруг, ни наставниц. Он мне очень противен, а странно: ни за что бы я не хотела, чтобы и я ему так же не нравилась. С суровой долею я рано подружился, не знал веселых дней, веселых игр не знал, мечтами детскими ни с кем я не делился, ни от кого речей разумных не слыхал. Не с кем словом перемолвиться, кругом лес да вода. Он стал рассказывать про ее сына, как он ест, пьет, не терпит нужды ни в чем. Три лапы заячьи, а четвертая как-то ни на что не похожа - ни заячья нога, ни коровье копыто. Моргача не любят, потому что ему самому ни до кого дела нет.

Клим никогда ни с кем не говорил так, как с Мариной. После гибели старшины Мирра ни за что не хотела уходить. А все прискучится, так не с кем молвить слова. На стук его в дверь не было никакого ответа. Ничто не предвещало непогоды.

В молчании добро должно твориться, но нечего об этом толковать. И скучно, и грустно и некому руку подать в минуту душевной невзгоды. Всех его расспросов я передать не могу, да и незачем. Когда его усадили, он как будто несколько успокоился. Они не спали трое суток, почти не ели и даже не пили, некогда было, и негде было взять воды. Не на чем отдохнуть взгляду, измученному однообразием бесконечной картины. Философствую. Некое подведение

45 итогов. Решительно нечем было заняться! А стены проклятые тонки, и некуда больше бежать. Тот человек в капюшоне поместился невдалеке от столбов.

Уж не жду от жизни ничего я, и не жаль мне прошлого ничуть. Лукерья начала свой рассказ весело, не жалуясь и не напрашиваясь на участие. Да и неохота с этим делом вязаться теперь. У меня не доставало сил взглянуть в лицо доброй старушки. Она была уже не рада, что поехала. Вы не хуже и не лучше других детей. Алексей не обратил внимания на роскошный наряд красавицы осени, недосуг было любоваться ею. Но сил не хватало.

В списках не значится.

Негромкий голос его странно прозвучал в пустом костеле. Но тут же он уловил какой-то шум, что чуть доносился снаружи. Еще не поняв его, еще не оценив, он метнулся к оконной нише и осторожно выглянул: немцы тихо оцепляли костел.

Они еще не замкнули кольцо - может быть, нарочно, а может, второпях - оставили ему единственную щель: через пустырь к развалинам Белого дворца. Темная фигура на снегу среди ясного дня: шансов выскочить почти не было. Но он и не взвешивал шансы - и выпрыгнул из окна.

Он бежал, не оглядываясь, не пригибаясь. Где-то на полпути услыхал выстрелы, но не упал. Он влетел в развалины и, не задерживаясь, бежал все дальше, все глубже, потому что ничего не видел после яркого снега.

Бежал, пока хватало сил, и упал вдруг, сразу, потому что сил этих больше в нем не было, и не было воздуха, и ничего не было, кроме бешено стучавшего сердца.

Но отдышаться не пришлось. Он не знал этих подземелий, не был здесь ни разу. Надо было уходить отсюда, надо было во что бы то ни стало прорываться в развалины кольцевых казарм, потому что казармы немцы оцепить не могли.

Видно, немцы не ожидали, что он рискнет еще раз бежать по открытому месту. И опять он не падал, не петлял, а бежал по прямой, не пригибаясь. И опять смерть пощадила его: немцы вдруг перестали стрелять, и тогда он увидел, что вдоль казарм наперерез бегут люди. Бегут, не стреляя, надеясь взять живым.

Он метнулся к пролому, вскинул автомат и несколько раз нажал спуск. Он ни в кого не попал, но немцы рассыпались и залегли. Он бросился в соседнее помещение. Это была конюшня: ни гарь, ни

мороз не отбили стойкого лошадиного запаха. Большая куча сухого навоза лежала в углу, и он, не раздумывая, стал зарываться в нее. Он не шевелился, придерживая дыхание, хотя это было сейчас самым трудным: натруженное сердце никак не могло успокоиться. Лежал в поту от слабости и страха, потому что любая шальная очередь по куче означала для него гибель. Но немцам пока не приходило в голову, что он никуда отсюда не ушел.

Не приходило, но пришло, когда все их поиски ни к чему не привели. Он услышал шаги над самой головой, и некто тяжелый медленно и увесисто прошелся по его спине. Потом он уловил странный, похожий на шипение звук, не понял и тут же почувствовал боль: острие штыка прошло вдоль бока, срывая кожу с ребер. Даже когда затихли шаги и смолкли голоса, он не позволил себе шевелиться. Он настолько одеревенел, что не чувствовал, сочится ли еще кровь, временами думал, что может застыть и уже никогда не вылезет из этой кучи, но не вылезал, пока не стемнело.

Он с трудом выбрался наружу. Кровь из раны больше не шла, рубашка присохла, и он не стал разглядывать, что там: перевязывать было некому и нечем.

Встал, сделал несколько шагов и поспешно сел: ноги не слушались, мышцы болели так, что он грыз рукав, чтобы не закричать. Он заставил себя встать, хотя ноги по-прежнему не слушались его, а боль не прошла. Он шел домой. Вдруг он остановился, ничего не понимая: он не узнавал местности. Не узнавал своего участка крепости, где знал каждый камень. Но этих камней он не знал: перед ним лежали чистые, не запорошенные снегом кирпичи. А дыры, что вела в каземат, не было. Не было ни еды, ни оружия, ни каземата: все было погребено под кирпичами. Все, вся его прошлая жизнь и все надежды на будущую.

Снег предал не только его, но и его жилище. Немцы нашли и взорвали его дыру, а он даже не слышал этого взрыва. Больше ничего у него не было.

Но у него еще оставалось яростное желание выжить, мертвая крепость [Брестская] и ненависть. И поэтому он встал и пошел назад, в подвалы кольцевых казарм.

Невероятное везение. 4.

Конец прошлому и надеждам на будущее. 7.

Желание выжить и ненависть.

47 1. В отрицательных местоимениях под ударением пишется не, без ударения ни. 2.

НатруженнЮё!, Жеревенел. 3.

И поэтому он встал и пошел назад, в подвальї кольцевых казарм. (Уточняющее обстоятельство места)

Недосказанный упрек, в недостроенном домике, необеспеченным чиновником, в неосевшей пыли, неотдышавшиеся, нестареющего мастерства, на непросохшем песке; 2)

совершенно не стоящими внимания препятствия; почти никогда не умолкающий здесь вой; человек, не понимавший толку в кровных лошадях; мы, не спавшие по нескольку ночей; удар, ничем не прерываемый; не просохшие на глазах слезы; еще не затоптанные следы; 3)

портрет был не кончен; не сжата полоска; не кошена трава.

Сизый ковыль, |ешё_нй_ра?пу?тивший?я,| |?ше_нежблбвший,| расстилался, как волны, по необозримой равнине. Люди, |не_решав- тиесялдхмиться,над.,Г?Шсимом,| боялись его.

Он вдыхал полной грудью свежий воздух утра, |ешSJHё,дакаленный,жгучим,сблнцем.| Игнашка Рябов, |дозбДSJH8_Лвигавщийся,| порывисто поднимается. Косо тянулись неостывшие вечерние тени. По степи, |не_успевшей бсзызь_за,нбчь,| уже опять тянет теплый ветер. Зимою не замерзающий залив бывает заселен многими миллионами налетной птицы. Я был положительно ошеломлен этим самоуничтожением, |дб.3бй,пб- gы,ещg.не,вида^ным,мнбюxббсяка.| Над непросохшими меловыми мысами горы звон пошел перекатом. Вечером я отправлю всех, |не занятыхна.пfiрgдбвбй,| за минами. И так легко было вообразить себе время, когда текла у этих стен ненарушенная монастырская жизнь. Иногда, в конце аллеи, полная и бледная, в своем печальном белом платье, |не.шедшем,.ей,| появлялась мать. Среди серых, |ешs.,не_бде; тых| деревьев черемуха была зеленая. Алексей собрал вокруг несколько нераскрывшихся серых еловых шишек и положил их к огню. Один на один, со слезами, |с.неJ^жазымиJB.Дбде| хлебами, ты встретила эту войну.

Поездка по полуострову была очень непродолжительна. Я спустился с огромного вяза, куда лазил доставать для Наденьки не оперившихся еще галчат. Он говорил слабым и немного сиплым го- 48 лосом, совсем не идущим к его массивной фигуре. Лена помнила и любила мать, уже не существующую, страстной, немеркнущей любовью. Говорил он чистым и приятным голосом, какой бывает у людей непьющих и некурящих. Работа меня немного согревает. Идти на шестерке без руля под двумя веслами - дело очень непростое. Это был самый обыкновенный, ничем не замечательный бой. Пахло гарью не затухающего невдалеке пожара. Был переулок снежным и недлинным. Кидает пальцы сверху вниз с небрежностью лихой, смотрите, дескать, гармонист я все же неплохой.

1.. Премудрый, , бесполезный, "поинтересуется. 2.

Отрицательные местоимения: никем, никому; наречие: негде. 3.

ни в роли сочинительного союза: . ни солнечный луч не заглянет, ни теплом не пахнет;

. ни щука его не заглотала, ни рак клешней не перешиб, ни рыболов на уду не поймал?

Описание нашего путешествия в Калугу, как ни смешно, для меня вовсе не забавно. Пошли деревянные дома, заборы; нигде ни души. Кто б ни был ты, печальный мой сосед, люблю тебя. От него отказались, как от человека, ни на какую работу негодного. Клим оттолкнул эти мысли, продуманные не один десяток раз. Ночь становится все таинственнее, и я чувствую это, хотя не знаю ни времени, ни места. Нимало не мешкая, мы собрали свои котомки и снялись с бивака. Ничего не видно. Не то пыль, не то дым. Сколько это длится? Час, два или пятнадцать минут? Ни времени, ни пространства. О чем бы ни заходил разговор, в какое бы время ни перебрасывался, кого бы ни метил, кончался он всегда одним - подступающим затоплением Матеры. И хотя Орлов никому никогда не признался бы в этом, в душе он считал, что прав пулеметчик.



Условие

143. Перепишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы (е или и). 1. Описание вашего путешествия в Калугу, как (и..) смешно, для меня вовсе (к..) забавно (П.). 2. Пошли деревянные дома, заборы; (к..) где (к..) души (Г.). 3. Кто б (п..) был ты, печальный мой сосед, люблю тебя (Л.). 4. От него отказались, как от человека, (к..) на какую работу (н..) годного (Т.). 5. Клим оттолкнул эти мысли, продуманные (н..) один десяток раз (М. Г.). 6. Ночь становится все таинственнее, и я чувствую это, хотя (к..) знаю (н..) времени, (к..) места (Бун.). 7. (Н..) мало (н..) мешкая, мы собрали свои котомки и снялись с бивака (Арс). 8. (Н..) чего (н..) видно. (Н..) то пыль, (н..) то дым. Сколько это длится? Час, два или пятнадцать минут? (Н..) времени, (н..) пространства (Некр.). 9. О чем бы (н..) заходил разговор, в какое бы время (к..) перебрасывался, кого бы (н..) метил, кончался он всегда одним — подступающим затоплением Матёры (Раса.). 10. И хотя Орлов (н..) кому (к..) когда (н..) признался бы в этом, в душе он считал, что прав пулеметчик (Бакл.). Для справок. 1. В сложноподчиненных предложениях с придаточными уступительными последние могут прикрепляться к главному предложению словами как, сколько, где и др. с усилительной частицей ни (как ни, сколько ни, где бы ни и т. п.). 2. В восклицательных и вопросительных предложениях пишется частица не (часто со словами только, уж), например: Куда только он не обращался (то есть всюду)! Повторительные упражнения.

Решение




142. Объясните употребление и написание не и ни. Он жил и дрожал — только и всего. Даже вот теперь: смерть у него на носу, а он все дрожит, сам не знает из-за чего. В норе у него темно, тесно, повернуться негде: ни солнечный луч туда не заглянет, ни теплом не пахнет. И он лежит в этой сырой мгле, незрячий, изможденный, никому не нужный, лежит и ждет: когда же, наконец, голодная смерть окончательно освободит его от бесполезного существования. Слышно ему, как мимо его норы шмыгают другие рыбы — может быть, как и он, пескари, — и ни одна не поинтересуется им. Ни одной на мысль не придет: дай-ка спрошу я у премудрого пескаря, каким он манером умудрился ни дать ни взять с лишком сто лет прожить, никем не тронутый — ни щука его не заглотала, ни рак клешней не перешиб, ни рыболов на уду не поймал? Плывут себе мимо, а может быть, и не знают, что вот в этой норе премудрый пескарь свой жизненный процесс завершает! (По М. Е. Салтыкову-Щедрину) 1. Разберите по составу слова премудрый, бесполезный, поинтересуется. 2. Укажите отрицательные местоимения и наречия с приставками не- и ни- в предложениях приведенного выше» текста. 3. В каком предложении ни выступает в роли сочинительного союза?

144. Перепишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Объясните написания. Известно, что путешественники — люди поистине (не) утомимые и (не) устрашимые. Наши современники объезжают земной шар (н..) более чем в (не) сколько суток и, рассчитывая проникнуть в (не) исследованные до конца места, без устали бороздят близкие и (не) близкие моря, бесстрашно проносятся над (не) когда (не) приступной ледяной шапкой Арктики. Сколько («..) узнали уже люди о внешнем мире, а все еще (не) исследованное и (не) доступное окружает их со всех сторон. Как высоко («..) поднимался человек в стратосферу, как низко (к..) опускался он в глубь земли, а находятся пространства, где человек еще (н..) бывал, они расстилаются как над нами, так и под нами. От центра Земли нас отделяет расстояние в 6350 километров. Но (н..) пролететь, (н..) промчаться на экспрессе, (н..) опуститься на скоростном лифте, (н..) каким-либо другим способом пронестись через это пространство (не) возможно. Современной науке в точности еще (не) известно, что находится внутри земного шара, а наши знания о газообразном слое, окружающем нас и поднимающемся на сотни километров ввысь, так же (не) совершенны, как и о глубинных слоях земли. Но для человеческой мысли нет (к..) чего (не) доступного: она способна преодолеть все препятствия на пути к овладению природой. Бесспорно, нам предстоит сделать (н..) мало важных открытий, и (н..) как нельзя сказать, что на Земле скоро (не) чего будет открывать.

Перепишите, раскрывая скобки и вставляя
пропущенные буквы (е или и).
1. Дома новы, но предрассудки стары. Порадуйтесь —
(н. ) истребят (н. ) годы их, (н. ) моды, (н. ) пожары.
2. Описание вашего путешествия в Калугу, как (н. )
смешно, для меня вовсе (н. ) забавно.
3. (Н. ) один (н. ) колыхнется на березках белых лист.
4. Пошли деревянные дома, заборы; (н. ) где (н. ) души.
5. А вы — стоять на крыльце и (н. ) с места! И (н. ) кого не
впускать в дом .
6. Кто б (н..) был ты, печальный мой сосед, люблю тебя.
7. Всегда в трудных ситуациях был со мной (н..) кто иной, как друг.
8. (Н..) зная, кто нас зовет, мы ( н..) с того ( н..) сего
вскочили и бросились вперёд.
9. (Н. ) кто (н. ) мог сказать, чем Дикий
Барин (н. ) каким ремеслом (н. ) занимал-
ся, (н. ) к кому (н. ) ездил, (н. ) знался почти (н. ) с
кем, а деньги у него водились. Он жил, словно (н. )
кого вокруг себя (н..) замечал и (н..) в ком (н. ) нуж-
дался (Т.).
10. Для него (н. ) было (н. ) каких (н. )
физических, (н. ) моральных оков: он все мог сделать,
и (н..) чего ему (н. ) нужно было, и (н. ) что его (н. )
связывало. Он (н. ) во что (н. ) верил и (н. ) чего (н. )
признавал. Но, (н. ) признавая (н. ) чего, он (н. ) толь-
ко был мрачным, а увлекался постоянно .
11. Человек должен трудиться, работать в поте лица, кто бы он (н. ) был .
12. Клим (н. ) когда еще (н. ) с кем (н..) говорил так, как с Мариной .
14. Клим оттолкнул эти мысли, проду-
манные (н. ) один десяток раз .
15. Ночь становится все таинственнее, и я чувствую это, хотя (н. )
знаю (н. ) времени, (н. ) места.
16.К акими только делами (н. ) интересовался он!

1. Дома новы, но предрассудки стары. Порадуйтесь —
(нЕ истребят (нИ годы их, (нИ моды, (нИ пожары.
2. Описание вашего путешествия в Калугу, как (нЕ
смешно, для меня вовсе (не забавно.
3. (НИ один (не колыхнется на березках белых лист.
4. Пошли деревянные дома, заборы; (нИгде (нИ души.
5. А вы — стоять на крыльце и (нИ с места! И (нИкого не
впускать в дом .
6. Кто б (нИ был ты, печальный мой сосед, люблю тебя.
7. Всегда в трудных ситуациях был со мной (нИкто иной, как друг.
8. (НЕ зная, кто нас зовет, мы ( нИ с того ( нИ с сего
вскочили и бросились вперёд.
9. (НИкто (нЕ мог сказать, чем Дикий
Барин (нИкаким ремеслом (нЕ занимал-
ся, (нИ к кому (нЕ ездил, (нЕ знался почти (нИ с
кем, а деньги у него водились. Он жил, словно (нИкого вокруг себя (нЕ замечал и (нИ в ком (нЕ нуж-
дался (Т.).

Нажмите, чтобы узнать подробности


(1)Вид животных-альбиносов забавляет нас издавна. (2)Мы умилённо поглядываем на «снежную королеву» с мордочкой лисы, на «снегурочек»-белочек, на ёжика, будто унёсшего на иголках туман, похожих больше на игрушки, чем на своих лесных сородичей. (3) Их броские фигуры украсили бы любую витрину, …в лесу или степи ярко-белый цвет шубки выдаёт их с головой: их первыми примечают хищники, от них стремглав убегает добыча, а поэтому быть альбиносом нелегко и опасно.

1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Животные-альбиносы, похожие на игрушки, очаровательны и могли бы украсить любые витрины.

2) У человека животные-альбиносы вызывают восторг и умиление, желание поиграть с ними.

3) Приметная белая окраска животных-альбиносов, привлекающая хищников и предостерегающая жертву, намного усложняет их жизнь.

4) Вид очаровательных животных-альбиносов делает их жизнь нелёгкой и опасной.

5) Опасная белая окраска, которая свойственна животным-альбиносам, делает их приметными в местах естественного обитания, не позволяет охотиться и превращает их самих в лёгкую добычу.

2. Самостоятельно подберите сочинительный союз, который должен стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите этот союз.

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ВИД. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

1) Внешний облик кого-л; внешность, наружность (обычно как проявление состояния здоровья, характера, настроения и т.п.). Больной, здоровый, цветущий вид у кого-л. Требования к внешнему виду военнослужащего.

2) Местность, открытая взору. Прекрасный вид из окна. Снять комнату с видом на море.

3) Изображение природы, местности и т.п. в живописи, графике и т.п.; пейзаж. Вид Крыма. Альбом с видом Москвы.

4) Планы, расчёты, намерения относительно чего-л. Вид на будущее. Вид на урожай.

5) Классификационная единица в систематике, объединяющая разряд предметов, явлений и т.п. с одинаковыми признаками, входящий в состав более общего разряда (рода). Кресло – вид мебели.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

ждАла ободралА созЫв намЕрение балОванный

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Лыжники вышли из охотничьего домика и невольно зажмурились от НЕТЕРПИМОГО блеска, которым была залита поляна.

В день рождения выдающегося пианиста в программе, названной «Романтизм от ВОСХОДА до заката», будут звучать самые известные концертные произведения.

Все автоматы, оформляющие АБОНЕМЕНТЫ для пассажиров электричек, отмечены специальными плакатами.

Современные ИНФОРМАЦИОННЫЕ технологии помогают успешно и быстро решать многие проблемы.

Густые заросли кустарника чередовались с ВЕКОВЫМИ дубовыми рощами и берёзовыми лесочками.

6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Прекрасный скалистый ландшафт местности, мягкий климат и теплые воды моря привлекают на этот остров множество туристов.

7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
ПРОПОЛОЩИ бельё

ходить без НОСКОВ

8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены.

А) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Б) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

В) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

Г) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Д) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

1) Новая эстетика, возникшая в творчестве художников русского авангарда, коренным образом изменила прежние «греко-римские» представления о художественной ценности искусства.

2) Учителя, проработавших всю жизнь в школе, без сомнения, заслуживают уважения.

3) Обладая более высокой надёжностью, переносные приёмники потребляют гораздо

4) Когда после окончания школы мой друг поступит на завод, он за короткое время приобретал квалификацию токаря.

5) По словам И.Н. Крамского, несмотря на то что у многих пейзажистов изображены на картинах деревья, вода и даже воздух, душа есть только в картине «Грачах» А.К. Саврасова.

6) Большинство работ молодого учёного посвящено проблемам теоретической физики.

7) Внутренняя сила и мужество человека воспеты в поэме А.Т. Твардовского «Василий Тёркин».

8) Благодаря совета друга я справился с этой работой в срок.

9) Приятно думать, что, придя домой, пёс тебя встретит радостным лаем..

1) зам..рать, расст..лается, оп..реться

2) в..рить(суп), стр..усиный, д..ждливый

3) к..лбаса, п..стила, предл..жение

4) м..рской, гр..зовой, х..лмистый

5) б..стион, к..вычки, в..нтиляция

2) об..скать, без..дейность, с..мпровизировать

3) пр..остановить, пр..думать, пр..валировать

4) по..тверждение, на..ломить, о..рубить

5) с..ёмщик, от..явленный (прогульщик), в..езд

2) тюлен..вый, правд..вый

3) вздраг..вающий, доходч..вость

4) дикт..вать, ноч..вка

5) гел..вый, забол..вающий

1) скоропорт..щиеся продукты, остатки снега быстро та..т

2) к нам донос..тся крики, дремл..щие силы

3) мо..щиеся обои, ветры разве..т облака

4) дорогосто..щая мебель, лица сия..т радостью

5) затрат..вшие средства, наступ..шь

13. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Свежий ветер, еще (НЕ)УТИХШИЙ после шторма, охватил капитана.

Пошли деревянные дома, заборы – (НИ)ГДЕ ни души.

Путешественники считают, что земной шар отнюдь (НЕ)ВЕЛИК.

Прошка, (НЕ)ЗАДЕРЖИВАЯСЬ, пронесся мимо.

Метель совсем (НЕ)УТИХЛА.

14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Я отворил (НА)СТЕЖЬ окно, на дворе было (ПО)УТРЕННЕМУ свежо.

Свернув (В)ЛЕВО, автобус покатил (ПО)НОВОМУ микрорайону.

Олег (С)ГОРЯЧА толкнул незнакомца, и тот упал (НА)ВЗНИЧЬ.

(ВО)ВРЕМЯ урока, ЧТО(БЫ) понять новый материал, надо внимательно слушать учителя.

(В)ДРУГ самосвал взревел и исчез ТАК(ЖЕ) быстро, как и появился.

15. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Вдали, на крутом известковом берегу, подмытом разливами, в утре(1)ем воздухе ясно виднеется село с белой каме(2)ой церковью и ветря(3)ыми мельницами.

16. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Тряска в лёгком возке да пьянящий степной воздух усыпили мальчика.

2) Наиболее богат и разнообразен растительный и животный мир влажных тропических лесов.

3) Полы в средневековом замке устилали ароматными травами или тростниковыми циновками.

4) Раньше он либо не замечал окружающей природы либо смотрел на нее с практической точки зрения.

5) Мальчик вспотел не столько от усталости сколько от нарастающей тревоги.

17. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Когда на село (1) расположенное в долине (2) легла широкая прохладная тень от горы (3) закрывающей запад (4) народ собрался у белой старинной церкви.

18. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Шуми, шуми(1) послушное (2) ветрило (3)

Волнуйся подо мной (4) угрюмый (5) океан.

Лети (6) корабль (7) неси меня к пределам дальним

По грозной прихоти обманчивых морей…

19. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в

предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Та самая река (1) на берегу (2) которой (3) Евгений провел большую часть своей жизни (4) была неуязвима.

20. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые

Длинный ряд этот показался особенно труден Левину (1) но зато (2) когда ряд был дойден до конца (3) а Тит медленными шагами начал заходить по следам (4) Левин точно так же пошел по своему покосу.

21. Найдите предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложении.

(1) С древних времён люди селились около рек, потому что река давала всё необходимое для жизни: пресную воду, продукты питания, транспортный путь. (2) Наши далёкие предки верили: у каждой реки, даже маленькой, есть свой дух-хранитель, а у больших рек, таких как Волга, их несколько. (3) Легенды утверждают: у верхней Волги хранитель – маленькая девочка, которая спасает тонущих детей, у средней – красивая девушка, кормилица и заступница. (4) В низовьях реки за порядком следит старичок в одном лапте. (5) Вы спросите: «Почему в одном?» (6) Ответ на этот вопрос до нас не дошёл, но говорят, что старик указывает добрым людям рыбные места, а злых затягивает под воду. (7) И ещё люди думали: цвет воды зависит от настроения её хранителя (чем темнее река, тем хуже настроение).

Прочитайте текст и выполните задания 22-27

(1) Существует точное наблюдение: воздух мы замечаем тогда, когда его начинает не хватать. (2) Мы не дорожим воздухом и не думаем о нём, пока нормально и беспрепятственно дышим. (3) Впрочем, иногда

замечаем. (4) Потому что всё же не всегда дышим равнодушно и буднично. (5) Например, мы наслаждаемся чистым воздухом, промытым весенним дождём.

(6) По обыденности, по нашей незамечаемости нет, пожалуй, ничего более сходного с воздухом, чем трава. (7) Мы привыкли, что мир зелёный. (8) Ходим, мнём, затаптываем в грязь, сдираем гусеницами и колёсами, наглухо захлопываем бетонными плитами, заваливаем железным, пластмассовым, кирпичным, бумажным, тряпичным хламом. (9) Льём на траву бензин, мазут, керосин, кислоты и щёлочи.

(10) Высыпать машину заводского шлака и накрыть и отгородить от солнца траву? (11) Подумаешь! (12) Мало ли на земле травы? (13) Жалко ли её? (14) Ну, высыпали шлак (или железные обрезки, щебень, бой-

стекло, бетонное крошево), ну, придавили несколько миллионов травинок. (15) Неужели такому высшему, по сравнению с травами, существу, как человек, думать и заботиться о таком ничтожестве, как травинка? (16) Травы много. (17) Она везде.

(18) Но может быть и так: земля есть, а травы нет. (19) Страшное, жуткое зрелище! (20) Представляю себе человека в огромной бестравной пустыне, какой может оказаться после какой-нибудь космической или

не космической катастрофы наша земля.

(21) Глоток воздуха, когда человек задыхается. (22) Зелёная живая травинка, когда человек совсем отрезан от природы. (23) А обычно – не замечаем…

(По В.А. Солоухину*)

* Владимир Алексеевич Солоухин (1924–1997) – русский писатель, поэт, переводчик.

2. Для сохранения здоровья человеку нужно регулярно бывать на свежем воздухе.

3. Такие природные явления, как воздух и трава, настолько привычны, что человек, как правило, их не замечает.

4. Наша планета может оказаться пустыней, если произойдёт космическая или какая-нибудь другая катастрофа.

5. Нельзя наслаждаться воздухом, потому что мы дышим равнодушно и буднично.

1. В предложениях 2-4 представлено рассуждение.

2. В предложении 5 содержится опровержение того, о чём говорится в предложении

4. В предложениях 10-15 представлено повествование.

5. Предложение 23 заключает в себе вывод из содержания предложений 21-22.

25. Среди предложений 10-23 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с

предыдущим при помощи сочинительного союза. Запишите номер(-а) этого(-их)

26. «В.А. Солоухин объясняет, почему мы, обычно не замечая такое явление, как воздух, иногда всё же обращаем на него внимание. Для чёткого обозначения причины автором используется особое синтаксическое построение (А)________ (предложения 3, 4). Такое синтаксическое средство, как (Б)________, помогает В.А. Солоухину подробно описать вред, наносимый человеком травяному покрову земли (предложения 8, 9). В предложениях 10-17 ироническое рассуждение автора строится как имитация диалога. Этот приём побуждает читателя к размышлению над поднятой автором проблемой. Эффект усиливает анафора: в предложении 14 дважды повторяется (В)________. Рисуя воображаемую картину бестравной земли, автор передаёт своё эмоциональное отношение к этому зрелищу с помощью такого синтаксического средства выразительности, как (Г)________ (предложение 19)».

Список терминов:

4. восклицательное предложение

5. сравнительный оборот

6. вставная конструкция

7. риторическое обращение

8. разговорная частица

9. ряды однородных членов

27. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика).
Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.
Объём сочинения — не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Нажмите, чтобы узнать подробности


(1)Вид животных-альбиносов забавляет нас издавна. (2)Мы умилённо поглядываем на «снежную королеву» с мордочкой лисы, на «снегурочек»-белочек, на ёжика, будто унёсшего на иголках туман, похожих больше на игрушки, чем на своих лесных сородичей. (3) Их броские фигуры украсили бы любую витрину, …в лесу или степи ярко-белый цвет шубки выдаёт их с головой: их первыми примечают хищники, от них стремглав убегает добыча, а поэтому быть альбиносом нелегко и опасно.

1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Животные-альбиносы, похожие на игрушки, очаровательны и могли бы украсить любые витрины.

2) У человека животные-альбиносы вызывают восторг и умиление, желание поиграть с ними.

3) Приметная белая окраска животных-альбиносов, привлекающая хищников и предостерегающая жертву, намного усложняет их жизнь.

4) Вид очаровательных животных-альбиносов делает их жизнь нелёгкой и опасной.

5) Опасная белая окраска, которая свойственна животным-альбиносам, делает их приметными в местах естественного обитания, не позволяет охотиться и превращает их самих в лёгкую добычу.

2. Самостоятельно подберите сочинительный союз, который должен стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите этот союз.

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ВИД. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

1) Внешний облик кого-л; внешность, наружность (обычно как проявление состояния здоровья, характера, настроения и т.п.). Больной, здоровый, цветущий вид у кого-л. Требования к внешнему виду военнослужащего.

2) Местность, открытая взору. Прекрасный вид из окна. Снять комнату с видом на море.

3) Изображение природы, местности и т.п. в живописи, графике и т.п.; пейзаж. Вид Крыма. Альбом с видом Москвы.

4) Планы, расчёты, намерения относительно чего-л. Вид на будущее. Вид на урожай.

5) Классификационная единица в систематике, объединяющая разряд предметов, явлений и т.п. с одинаковыми признаками, входящий в состав более общего разряда (рода). Кресло – вид мебели.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

ждАла ободралА созЫв намЕрение балОванный

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Лыжники вышли из охотничьего домика и невольно зажмурились от НЕТЕРПИМОГО блеска, которым была залита поляна.

В день рождения выдающегося пианиста в программе, названной «Романтизм от ВОСХОДА до заката», будут звучать самые известные концертные произведения.

Все автоматы, оформляющие АБОНЕМЕНТЫ для пассажиров электричек, отмечены специальными плакатами.

Современные ИНФОРМАЦИОННЫЕ технологии помогают успешно и быстро решать многие проблемы.

Густые заросли кустарника чередовались с ВЕКОВЫМИ дубовыми рощами и берёзовыми лесочками.

6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Прекрасный скалистый ландшафт местности, мягкий климат и теплые воды моря привлекают на этот остров множество туристов.

7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
ПРОПОЛОЩИ бельё

ходить без НОСКОВ

8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены.

А) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Б) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

В) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

Г) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Д) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

1) Новая эстетика, возникшая в творчестве художников русского авангарда, коренным образом изменила прежние «греко-римские» представления о художественной ценности искусства.

2) Учителя, проработавших всю жизнь в школе, без сомнения, заслуживают уважения.

3) Обладая более высокой надёжностью, переносные приёмники потребляют гораздо

4) Когда после окончания школы мой друг поступит на завод, он за короткое время приобретал квалификацию токаря.

5) По словам И.Н. Крамского, несмотря на то что у многих пейзажистов изображены на картинах деревья, вода и даже воздух, душа есть только в картине «Грачах» А.К. Саврасова.

6) Большинство работ молодого учёного посвящено проблемам теоретической физики.

7) Внутренняя сила и мужество человека воспеты в поэме А.Т. Твардовского «Василий Тёркин».

8) Благодаря совета друга я справился с этой работой в срок.

9) Приятно думать, что, придя домой, пёс тебя встретит радостным лаем..

1) зам..рать, расст..лается, оп..реться

2) в..рить(суп), стр..усиный, д..ждливый

3) к..лбаса, п..стила, предл..жение

4) м..рской, гр..зовой, х..лмистый

5) б..стион, к..вычки, в..нтиляция

2) об..скать, без..дейность, с..мпровизировать

3) пр..остановить, пр..думать, пр..валировать

4) по..тверждение, на..ломить, о..рубить

5) с..ёмщик, от..явленный (прогульщик), в..езд

2) тюлен..вый, правд..вый

3) вздраг..вающий, доходч..вость

4) дикт..вать, ноч..вка

5) гел..вый, забол..вающий

1) скоропорт..щиеся продукты, остатки снега быстро та..т

2) к нам донос..тся крики, дремл..щие силы

3) мо..щиеся обои, ветры разве..т облака

4) дорогосто..щая мебель, лица сия..т радостью

5) затрат..вшие средства, наступ..шь

13. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Свежий ветер, еще (НЕ)УТИХШИЙ после шторма, охватил капитана.

Пошли деревянные дома, заборы – (НИ)ГДЕ ни души.

Путешественники считают, что земной шар отнюдь (НЕ)ВЕЛИК.

Прошка, (НЕ)ЗАДЕРЖИВАЯСЬ, пронесся мимо.

Метель совсем (НЕ)УТИХЛА.

14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Я отворил (НА)СТЕЖЬ окно, на дворе было (ПО)УТРЕННЕМУ свежо.

Свернув (В)ЛЕВО, автобус покатил (ПО)НОВОМУ микрорайону.

Олег (С)ГОРЯЧА толкнул незнакомца, и тот упал (НА)ВЗНИЧЬ.

(ВО)ВРЕМЯ урока, ЧТО(БЫ) понять новый материал, надо внимательно слушать учителя.

(В)ДРУГ самосвал взревел и исчез ТАК(ЖЕ) быстро, как и появился.

15. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Вдали, на крутом известковом берегу, подмытом разливами, в утре(1)ем воздухе ясно виднеется село с белой каме(2)ой церковью и ветря(3)ыми мельницами.

16. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Тряска в лёгком возке да пьянящий степной воздух усыпили мальчика.

2) Наиболее богат и разнообразен растительный и животный мир влажных тропических лесов.

3) Полы в средневековом замке устилали ароматными травами или тростниковыми циновками.

4) Раньше он либо не замечал окружающей природы либо смотрел на нее с практической точки зрения.

5) Мальчик вспотел не столько от усталости сколько от нарастающей тревоги.

17. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Когда на село (1) расположенное в долине (2) легла широкая прохладная тень от горы (3) закрывающей запад (4) народ собрался у белой старинной церкви.

18. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Шуми, шуми(1) послушное (2) ветрило (3)

Волнуйся подо мной (4) угрюмый (5) океан.

Лети (6) корабль (7) неси меня к пределам дальним

По грозной прихоти обманчивых морей…

19. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в

предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Та самая река (1) на берегу (2) которой (3) Евгений провел большую часть своей жизни (4) была неуязвима.

20. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые

Длинный ряд этот показался особенно труден Левину (1) но зато (2) когда ряд был дойден до конца (3) а Тит медленными шагами начал заходить по следам (4) Левин точно так же пошел по своему покосу.

21. Найдите предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложении.

(1) С древних времён люди селились около рек, потому что река давала всё необходимое для жизни: пресную воду, продукты питания, транспортный путь. (2) Наши далёкие предки верили: у каждой реки, даже маленькой, есть свой дух-хранитель, а у больших рек, таких как Волга, их несколько. (3) Легенды утверждают: у верхней Волги хранитель – маленькая девочка, которая спасает тонущих детей, у средней – красивая девушка, кормилица и заступница. (4) В низовьях реки за порядком следит старичок в одном лапте. (5) Вы спросите: «Почему в одном?» (6) Ответ на этот вопрос до нас не дошёл, но говорят, что старик указывает добрым людям рыбные места, а злых затягивает под воду. (7) И ещё люди думали: цвет воды зависит от настроения её хранителя (чем темнее река, тем хуже настроение).

Прочитайте текст и выполните задания 22-27

(1) Существует точное наблюдение: воздух мы замечаем тогда, когда его начинает не хватать. (2) Мы не дорожим воздухом и не думаем о нём, пока нормально и беспрепятственно дышим. (3) Впрочем, иногда

замечаем. (4) Потому что всё же не всегда дышим равнодушно и буднично. (5) Например, мы наслаждаемся чистым воздухом, промытым весенним дождём.

(6) По обыденности, по нашей незамечаемости нет, пожалуй, ничего более сходного с воздухом, чем трава. (7) Мы привыкли, что мир зелёный. (8) Ходим, мнём, затаптываем в грязь, сдираем гусеницами и колёсами, наглухо захлопываем бетонными плитами, заваливаем железным, пластмассовым, кирпичным, бумажным, тряпичным хламом. (9) Льём на траву бензин, мазут, керосин, кислоты и щёлочи.

(10) Высыпать машину заводского шлака и накрыть и отгородить от солнца траву? (11) Подумаешь! (12) Мало ли на земле травы? (13) Жалко ли её? (14) Ну, высыпали шлак (или железные обрезки, щебень, бой-

стекло, бетонное крошево), ну, придавили несколько миллионов травинок. (15) Неужели такому высшему, по сравнению с травами, существу, как человек, думать и заботиться о таком ничтожестве, как травинка? (16) Травы много. (17) Она везде.

(18) Но может быть и так: земля есть, а травы нет. (19) Страшное, жуткое зрелище! (20) Представляю себе человека в огромной бестравной пустыне, какой может оказаться после какой-нибудь космической или

не космической катастрофы наша земля.

(21) Глоток воздуха, когда человек задыхается. (22) Зелёная живая травинка, когда человек совсем отрезан от природы. (23) А обычно – не замечаем…

(По В.А. Солоухину*)

* Владимир Алексеевич Солоухин (1924–1997) – русский писатель, поэт, переводчик.

2. Для сохранения здоровья человеку нужно регулярно бывать на свежем воздухе.

3. Такие природные явления, как воздух и трава, настолько привычны, что человек, как правило, их не замечает.

4. Наша планета может оказаться пустыней, если произойдёт космическая или какая-нибудь другая катастрофа.

5. Нельзя наслаждаться воздухом, потому что мы дышим равнодушно и буднично.

1. В предложениях 2-4 представлено рассуждение.

2. В предложении 5 содержится опровержение того, о чём говорится в предложении

4. В предложениях 10-15 представлено повествование.

5. Предложение 23 заключает в себе вывод из содержания предложений 21-22.

25. Среди предложений 10-23 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с

предыдущим при помощи сочинительного союза. Запишите номер(-а) этого(-их)

26. «В.А. Солоухин объясняет, почему мы, обычно не замечая такое явление, как воздух, иногда всё же обращаем на него внимание. Для чёткого обозначения причины автором используется особое синтаксическое построение (А)________ (предложения 3, 4). Такое синтаксическое средство, как (Б)________, помогает В.А. Солоухину подробно описать вред, наносимый человеком травяному покрову земли (предложения 8, 9). В предложениях 10-17 ироническое рассуждение автора строится как имитация диалога. Этот приём побуждает читателя к размышлению над поднятой автором проблемой. Эффект усиливает анафора: в предложении 14 дважды повторяется (В)________. Рисуя воображаемую картину бестравной земли, автор передаёт своё эмоциональное отношение к этому зрелищу с помощью такого синтаксического средства выразительности, как (Г)________ (предложение 19)».

Список терминов:

4. восклицательное предложение

5. сравнительный оборот

6. вставная конструкция

7. риторическое обращение

8. разговорная частица

9. ряды однородных членов

27. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика).
Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.
Объём сочинения — не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Читайте также: