Понятие обозначающее первоначало и фундамент всего существующего

Обновлено: 28.04.2024

Из многообразия форм бытия в центре внимания философов всегда находились две: материальная и идеальная. Безусловно, для философии самый интересный предмет исследования – человек. Философы показывают специфику человеческого бытия через противопоставление сознания, духа материи. Понятие «материя», видимо, родилось из стремления выявить изначальное единство всего существующего на свете, свести все многообразие вещей и явлений к некоей общей, исходной основе.

Из истории философии мы помним, что на роль такой первоосновы мира у античных греков последовательно претендовали вода (Фалес), воздух (Анаксимен), безграничное первовещество «апейрон» (Анаксимандр), вечный живой огонь (Гераклит), все 4 стихии (Эмпедокл), мельчайшие неделимые атомы (Демокрит), «эйдосы» у Платона так можно перечислять бесконечно. Демокрит был удачнее всех.

И так, что такое материя?

Материя – это фундаментальная категория, которая фиксирует материальное единство мира.

Категория «материя» обозначает объективную реальность. Это все то, что существует вне сознания человека и независимо от него. В определении материи, решается основной вопрос философии о соотношении материи и сознания. Материалисты считают, что она первична по отношению к сознанию, а идеалисты считают в точности наоборот.

Философское понимание материи.

Материя (от лат. materia — вещество) — философская категория для обозначения физической субстанции вообще, в противоположность сознанию или духу. В материалистической философии категория «материя» обозначает субстанцию, обладающую статусом первоначала по отношению к сознанию. Материя отражается нашими ощущениями, существуя независимо от них (объективно).

Атрибутами материи, всеобщими формами её бытия являются движение, пространство и время, которые не существуют вне материи. Точно так же не может быть и материальных объектов, которые не обладали бы пространственно-временными свойствами.

Как и материя, пространство и время объективны, независимы от сознания.

- Пространство - есть форма бытия материи, характеризующая ее протяженность, сосуществование и взаимодействие материальных тел во всех системах.

- Время - форма бытия материи, выражающая длительность ее существования, последовательность смены состояний всех материальных систем.

Время и пространство обладают общими свойствами. К ним относятся:

– объективность и независимость от сознания человека;

– их абсолютность как атрибутов материи;

– неразрывная связь друг с другом и движением;

– единство прерывного и непрерывного в их структуре;

– зависимость от процессов развития и структурных изменений в материальных системах;

– количественная и качественная бесконечность

Универсальными свойствами материи являются:

- Несотворимость и неуничтожимость материи - означает, что объективный мир самодостаточен, т. е. для его существования не нужно каких-то дополнительных сил. Никто материю не создавал и никто материю не может уничтожить.

- Вечность существования во времени и бесконечность в пространстве - означает, что материя была всегда и будет всегда, что у материи нет начала и нет конца.

- Материи всегда присущи движение и изменение, саморазвитие, превращение одних состояний в другие. Под движением я понимаю не только механическое перемещение в пространстве, но и физические и химические превращения, биологические процессы и т. д. Переход материи из одной формы существования в другую (вещество-поле) – это тоже движение.

- Детерминированность (причинность) - зависимость явлений и предметов от структурных связей в материальных системах и внешних воздействий, от порождающих их причин и условий. Ничего в материальном мире не происходит просто так, случайно. Все подчинено определенным законам и последующее развивается из предыдущего.

- Неповторимость материи означает, что в объективном мире нет двух одинаковых объектов. Любой материальный объект индивидуален, будь то атом или вселенная. Другими словами, в материальном мире невозможно существование одного объекта в разных точках мироздания.

(от греч. apeiron — беспредельное, безграничное, безмерное) — единственное вещественное первоначало и первооснова всего сущего (Анаксимандр). Истолкования: «мигма» — смесь (земли, воды, воздуха и огня); «метаксю» — нечто среднее (между огнем и воздухом), нечто принципиально неопределенное и неопределимое как внутренне неразграниченное, безмерное.
А. вечен: «не знает старости», «бессмертен и неуничтожим». Будучи внутренне активным, А. в своем вращательном движении периодически выделяет из себя качества: влажное и сухое, холодное и теплое, чьи парные комбинации образуют землю (сухое и холодное), воду (влажное и холодное), воздух (влажное и горячее), огонь (сухое и горячее), а из них все вещи, чья взаимная агрессивность и нарушение чужой («несправедливость»), а тем самым и своей меры приводит к их периодической гибели («возмездие») в А. как безмерном.

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .

(греч. , от ? — отрицат. частица и —конец, предел), термин др.-греч. философии, означающий «бесконечное»; в пифагорейско-платоновском словоупотреблении означает также «неопределённое, неоформленное» (отсутствие внутр. границ).

Как космогонич. принцип бесконечное занимает существ, место в древнейших мифологич. картинах мира. Уже в «Огдоаде» (Восьмерице) — др.-егип. Гермополь-ской теогонии (2-етыс. до н. э.) в качестве одной из четырёх космогонич. прапотенций выступает олицетворение бесконечного (Хух и Хаухет). Др.-инд. ведич. традиция (см. Веды) учит об Адити (персонифицированная бесконечность) как о матери богов Адитьев — охранителей космич. закона «рта». В др.-греч. орфич. (см. Орфизм) теогонии мировое яйцо зарождается в «бесконечном хаосе» (пространстве). Проблема А., в частности бесконечности Вселенной и праматерии, обсуждалась в науч.-филос. традиции начиная с милетской школы и, по свидетельству Аристотеля (О небе 1,5. 271 b2— 8), оказалась едва ли не осн. источником всех противоречий между теориями Вселенной, выдвигавшимися его предшественниками. Предметом последоват. осмысления А. впервые стало в элейской школе, прежде всего в апориях Зенона Элейского, причём негативное отношение к А. у Парменида и Зенона (регресс в бесконечность, как впоследствии и у Аристотеля, здесь принимается за доказательство абсурдности и, следовательно, нереальности соответствующего объекта) сменяется признанием А. атрибутом «бытия» у Мелисса Самосского.

Классич. антич. анализ понятия А. дан Аристотелем в «Физике» (кн. III, гл. 4—8): А. возможно лишь акци-дентально и потенциально, но не субстанциально и актуально. Разбирая воззрения своих филос. предшественников, Аристотель замечает, что «все они полагают А. неким онтологич. принципом» (Физика 203а 3, 203b4), но при этом одни (большинство досократич. натурфилософов) рассматривают его лишь как «атрибут другой субстанции», тогда как Платон и пифагорейцы гипостазируют А. и рассматривают его само по себе. Это наблюдение Аристотеля подтверждается текстами милетских философов (Анаксимандр, Анаксимен), Диогена Аполлонийского и Анаксагора. А. выступает как атрибут (на грамматич. уровне — прилагательное) космогонич. праматерии, объемлющей извне оформленный космос и поглощающей его после гибели: отсюда утверждение Аристотеля, согласно которому большинство натурфилософов, включая Анаксимандра, принимали А. за первоначало (архе).

Существенно иным было понимание А. в пифагорейско-платоновской традиции: здесь А. (беспредельное) рассматривается только как член оппозиции предел— беспредельное, но в то же время гипостазируется и потому грамматически выражается субстантивированным прилагательным среднего рода (. ср. нем. Das Unendliche). В пифагорейской таблице осн. онтологич. противоположностей у Аристотеля (Метафизика 1, 5. 98ба 23 слл.) оппозиция предел — беспредельное (А.) занимает первое место, причём А. оказывается в одном понятийном ряду с чётным, множеством, левым, женским, движущимся, кривым, тьмой, злом и неправильным прямоугольником — см. «пределопола-гающие» (активные) и «беспредельные» (пассивные) элементы в подлинных фрагментах Филолая. Платон включил эту оппозицию в систему четырёх онтологич. принципов «Филеба» (23 с) наряду с «причиной» и результатом их «смешения»; позднее, в «неписанном учении» она развилась в оппозицию одно — неопределённая двоица. Пифагорейскоплатоновская оппозиция предел — А. (параллельная оппозиция эйдос — пространство «Тимея») — прямая предшественница формы и материи Аристотеля; показательно, что Аристотель сам осознавал понятийную близость платоновского А.— бесконечности, неопределённости, неоформленности и текучести — тому онтологич. принципу, которому он впервые дал имя «материала, материи» (Физика 207 b 35). Плотин (Эннеады II, 4, 15) принимает отождествление А. и «материи», но последоват. монизм заставляет его подчинить А. единому в качестве момента его эманации.

Л е б е д е в А. В., ТО АП EIRON: не Анаксимандр. а Платон и Аристотель, «ВДИ», 1978 , № 1, с. 39—54, № 2, с. 43—58; Edel . Aristotle's theory of the infinite, N. Y., 1934 ; ? ? n d о 1 f о R., L'infinito nel pensiero dell' antichita classica' Firenze, 1956 ; Sinnige T h. G., Matter and infinity in the presocratic schools and Plato, Assen, 1968· Sweeney L., Infinity in the Presocratics, The Hague, 1972.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

бесконечное, согласно Анаксимандру, бесформенное первовещество, из которого состоят все вещи. У Платона и пифагорийцев – синоним материи.

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

(греч. ἄπειρον, букв. – беспредельное) – понятие, введенное в философию Анаксимандром. Энгельс считал, что Гегель "правильно передает это бесконечное словами: „неопределенная материя“" ("Диалектика природы", 1955, с. 147). Понятие А. было шагом вперед в развитии древнегреч. материализма, отождествлявшего материю с к.-л. веществом (напр., водой). Термин "А." означает, что первоначало не имеет границ во времени и пространстве и представляет собой бесконечную массу материи; бескачественно, но является основой всех качественно определенных тел; является бесконечным, неиссякаемым источником созидания вещей природы; вечно движется, выделяя из себя противоположности теплого и холодного. Борьба противоположностей движет мировой процесс. Т.о., в понятии А. концентрировались стихийно-материалистич. и наивно-диалектич. идеи философии Анаксимандра.

В истории философии понятие А. подвергалось различным толкованиям: 1) А. есть нечто промежуточное либо между воздухом и водой, либо между огнем и водой, либо между огнем и воздухом [это истолкование дали Александр Афродизийский, а в новое время – Д. Тидеман ("Geist der spekulativen Philosophie", Bd 1, 1791, S. 501); М. Каринский ("Бесконечное Анаксимандра", "Ж. М-ва народного просвещения", 1890, NoNo 4–6)]. Такого же взгляда придерживались Буле, Круг, Ф. Лютце (F. Lütze, Über das ἄπειρον Anaximanders, 1878) и др.; 2) А. есть смесь всех вещей, наподобие понятия первоначальной смеси в философии Анаксагора (Г. Риттер, История философии древних времен, 1839, с. 237–38; такого же взгляда придерживались Тейхмюллер, О. Новицкий, С. Гогоцкий, М. Мандес и др.); 3) А. есть бесформенная материя, наподобие первоматерии у Аристотеля. В полемике с этими тремя концепциями выдвигалось мнение, что все они – лишь гипотезы и что сам Анаксимандр хотел лишь отметить, что первовещество не обладает никакими определ. качествами (Э. Целлер, В. Виндельбанд, В. Нестле, Г. Каффка).

Иной смысл получило понятие А. в пифагореизме, где А. – беспредельное неограниченное бесформенное начало, к-рое вместе с противоположным ему началом – "пределом" является основой всего существующего (см. Аристотель, Метафизика, I5, 986 в; рус. пер., М.–Л., 1934). Пифагорейское учение о беспредельном и пределе, как единстве противоположностей, лежащем в основе всего существующего, развил затем Платон в диалоге "Филеб" (23 С), где А. характеризуется как нечто совершенно неопределенное, беспорядочное, не имеющее подлинного бытия, колеблющееся между противоположностями.

Термин "А." употреблял и Демокрит (Симпликий, De coelo, р. 294,33; Аэций I 12,6; рус. пер. – см. А. О. Маковельский, Древнегреческие атомисты, Баку, 1946, NoNo 47 и 77) для обозначения бесконечного абсолютного пространства.

Лит.: Маковельский А., Досократики, ч. 1, Казань, 1914; Neuhaeuser J., Anaximander Milesius sive vetustis-sima quaedam rerum universitatis conceptio restituta, Bonn, 1883; Вüsgen F., Über das ἄπειρov Anaximanders, Wiesbaden, 1867.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960—1970 .

АПЕЙРОН (греч. άπειρον, от α —отрицательная частица и ?έρας—κонец, предел) — термин древнегреческой философии, означающий “бесконечное”; в пифагорейскоплатоновском словоупотреблении означает Также “неопределенное, неоформленное” (отсутствие внутренних границ). .

Как космогонический принцип бесконечное занимает существенное место в древнейших мифологических картинах мира. Уже в “Огдоаде” (Восьмерице) — древнеегипетской Гермопольской теогонии (2-е тысячелетие до н. э.) — в качестве одной из четырех космогонических прапотенций выступает олицетворение бесконечного (Хух и Хаухет). Древнеиндийская ведическая традиция учит об Адити (персонифицированная бесконечность) как о матери богов Адитьев — охранителей космического закона “рта”. В древнегреческой орфической (см. Орфизм) теогонии Мировое яйцо зарождается в “бесконечном хаосе” (пространстве). Проблема апейрона, в частности бесконечности Вселенной и праматерии, обсуждалась в научно-философской традиции, начиная с Милетской школы, и по свидетельству Аристотеля (“О небе” I 5, 271b2—8), оказалась едва ли не основным источником всех противоречий между теориями Вселенной, выдвигавшимися его предшественниками. Предметом последовательного осмысления апейрон впервые стал в элейской школе, прежде всего в апориях Зенона Элейского, причем негативное отношение к апейрону у Парменида и Зенона (регресс в бесконечность, как впоследствии и у Аристотеля, здесь принимается за доказательство абсурдности и, следовательно, нереальности соответствующего объекта) сменяется признанием апейрона атрибутом “бытия” у Мелисса.

Аристотель дал в “Физике” (III, 4—8) классический анализ понятия “апейрон” как возможного лишь акцидентально и потенциально, но не субстанциально и актуально. Разбирая воззрения своих философских предшественников, Аристотель замечает, что “все они полагают апейрон неким онтологическим принципом” (“Физика” 203а3, Ь4), но при этом одни (большинство досократических натурфилософов) рассматривают его лишь как “атрибут другой субстанции”, тогда как Платон и пифагорейцы гипостазируют апейрон и рассматривают его само по себе. Это наблюдение Аристотеля подтверждается текстами милетских философов (Алаксимандр, Анаксимен), Диогена Аполлонийского и Анаксагора. Апейрон выступает как атрибут (на грамматическом уровне—прилагательное) космогонической праматерии, объемлющей извне оформленный космос и поглощающей его после гибели: отсюда утверждение Аристотеля, согласно которому большинство натурфилософов, включая Анаксимандра, принимали апейрон за первоначало (архе).

Существенно иным было понимание апейрона в пифагорейско-платоновской традиции: здесь апейрон (беспредельное) рассматривается только как член оппозиции предел—беспредельное, но и в то же время гипостазируется и потому грамматически выражается субстантивированным прилагательным среднего рода (το άπειρον, ср. нем. Das Unendliche). В пифагорейской таблице основных онтологических противоположностей у Аристотеля (“Метафизика” 15,986а23 ел.) оппозиция предел — беспредельное (апейрон) занимает первое место, причем апейрон оказывается в одном понятийном ряду с четным, множеством, левым, женским, движущимся, кривым, тьмой, злом и неправильным прямоугольником—ем, “пределополагающие” (активные) и “беспредельные” (пассивные) элементы в подлинных фрагментах Филолая. Платон включил эту оппозицию в систему четырех онтологических принципов *Фшеба” (23с) наряду с “причиной” и результатом их “смешения”; позднее, в “неписаном учении”, она развилась в оппозицию одно — неопределенная двоица. Пифагорейско-платоновская оппозиция предел—алейрон (параллельная оппозиция эйдос — пространство “Тимея”) — прямая предшественница формы и материи Аристотеля; показательно, что Аристотель сам осознавал понятийную близость платоновского алейрона—бесконечности, неопределенности и текучести—тому онтологическому принципу, которому он впервые дал имя “материала, материи” (“Физика” 207Ь35). Плотин (“Эннеады” II 4,15) принимает отождествление апейрона и “материи”, но последовательный монизм заставляет его подчинить апейрон Единому в качестве момента его эманации.

Лит.: Лебедев А. В. ТО ΑΠΕΙΡΟΝ: не Анаксимандр, аПлатон и Аристотель.—“Вестник древней истории”, 1978,1, с. 39—54; 2, с. 43-58; EdelA. Aristotle's theory of the infinite. N. Y„ 1934; Mondolfo K. L'infmito nel pensiero dell' antiehita classica. Firenze, 1956; Sinnige Th. G. Matter and infinity in the presocratic schools and Plato. Assen, 1968; Sweeney L. Infinity in the Presocratics, The Hague, 1972. А. В. Лебедев

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .

греч. . букв. – беспредельное) – понятие, введенное в философию Анаксимандром. Энгельс считал, что Гегель "правильно передает это бесконечное словами: „неопределенная материя“" ("Диалектика природы", 1955, с. 147). Понятие А. было шагом вперед в развитии древнегреч. материализма, отождествлявшего материю с к.-л. веществом (напр., водой). Термин "А." означает, что первоначало не имеет границ во времени и пространстве и представляет собой бесконечную массу материи; бескачественно, но является основой всех качественно определенных тел; является бесконечным, неиссякаемым источником созидания вещей природы; вечно движется, выделяя из себя противоположности теплого и холодного. Борьба противоположностей движет мировой процесс. Т.о., в понятии А. концентрировались стихийно-материалистич. и наивно-диалектич. идеи философии Анаксимандра. В истории философии понятие А. подвергалось различным толкованиям: 1) А. есть нечто промежуточное либо между воздухом и водой, либо между огнем и водой, либо между огнем и воздухом [это истолкование дали Александр Афродизийский, а в новое время – Д. Тидеман ("Geist der spekulativen Philosophie", Bd 1, 1791, S. 501); М. Каринский ("Бесконечное Анаксимандра", "Ж. М-ва народного просвещения", 1890, NoNo 4–6)]. Такого же взгляда придерживались Буле, Круг, Ф. Лютце (F. L?tze, ?ber das . Anaximanders, 1878) и др.; 2) А. есть смесь всех вещей, наподобие понятия первоначальной смеси в философии Анаксагора (Г. Риттер, История философии древних времен, 1839, с. 237–38; такого же взгляда придерживались Тейхмюллер, О. Новицкий, С. Гогоцкий, М. Мандес и др.); 3) А. есть бесформенная материя, наподобие первоматерии у Аристотеля. В полемике с этими тремя концепциями выдвигалось мнение, что все они – лишь гипотезы и что сам Анаксимандр хотел лишь отметить, что первовещество не обладает никакими определ. качествами (Э. Целлер, В. Виндельбанд, В. Нестле, Г. Каффка). Иной смысл получило понятие А. в пифагореизме, где А. – беспредельное неограниченное бесформенное начало, к-рое вместе с противоположным ему началом – "пределом" является основой всего существующего (см. Аристотель, Метафизика, I5, 986 в; рус. пер., М.–Л., 1934). Пифагорейское учение о беспредельном и пределе, как единстве противоположностей, лежащем в основе всего существующего, развил затем Платон в диалоге "Филеб" (23 С), где А. характеризуется как нечто совершенно неопределенное, беспорядочное, не имеющее подлинного бытия, колеблющееся между противоположностями. Термин "А." употреблял и Демокрит (Симпликий, De coelo, р. 294,33; Аэций I 12,6; рус. пер. – см. А. О. Маковельский, Древнегреческие атомисты, Баку, 1946, NoNo 47 и 77) для обозначения бесконечного абсолютного пространства. Лит.: Маковельский А., Досократики, ч. 1, Казань, 1914; Neuhaeuser J., Anaximander Milesius sive vetustis-sima quaedam rerum universitatis conceptio restituta, Bonn, 1883; В?sgen F., ?ber das . ov Anaximanders, Wiesbaden, 1867. А. Маковельский. Баку.

Смотреть что такое АПЕЙРОН в других словарях:

АПЕЙРОН

(греч. áреiron — бесконечное) в философии Анаксимандра неопределённое, беспредельное и бесконечное первовещество. Понятие А. было шагом вперёд в. смотреть

АПЕЙРОН

апейрон протовещество Словарь русских синонимов. апейрон сущ., кол-во синонимов: 2 • материя (50) • протовещество (1) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: материя, протовещество. смотреть

АПЕЙРОН

АПЕЙРОН (греч. apeiron - бесконечное), в философии Анаксимандра неопределённое, беспредельное и бесконечное первовещество. Понятие А. было шагом впер. смотреть

АПЕЙРОН

АПЕЙРОН (от греч. apeiron — беспредельное, безграничное, безмерное) — единственное вещественное первоначало и первооснова всего сущего (Анаксимандр. смотреть

АПЕЙРОН

АПЕЙРОН (греч. ἄπειρον, от ἀ - отрицательная частица и -πέρας - конец, предел), термин древнегреческой философии, означающий «бесконечное»; в пифаг. смотреть

АПЕЙРОН

термин др.-греч. философии, означающий «бесконечное»; в пифагорейско-платоновском словоупотреблении означает также «неопределённое, неоформленное» (отсутствие внутр. границ). Как космогонич. принцип бесконечное занимает существ, место в древнейших мифологич. картинах мира. Уже в «Огдоаде» (Восьмерице) др.-егип. Гермопольской теогонии (2-е тыс. до н. э.) в качестве одной из четырёх космогонич. прапотенций выступает олицетворение бесконечного (Хух и Хаухет). Др.-инд. ведич. традиция (см. Веды) учит об Адити (персонифицированная бесконечность) как о матери богов Адитьев охранителей космич. закона «рта». В др.-греч. орфич. (см. Орфизм) теогонии мировое яйцо зарождается в «бесконечном хаосе» (пространстве). Проблема А., в частности бесконечности Вселенной и праматерии, обсуждалась в науч.-филос. традиции начиная с милетской школы и, по свидетельству Аристотеля (О небе 1,5. 271 b28), оказалась едва ли не осн. источником всех противоречий между теориями Вселенной, выдвигавшимися его предшественниками. Предметом последоват. осмысления А. впервые стало в элейской школе, прежде всего в апориях Зенона Элейского, причём негативное отношение к А. у Парменида и Зенона (регресс в бесконечность, как впоследствии и у Аристотеля, здесь принимается за доказательство абсурдности и, следовательно, нереальности соответствующего объекта) сменяется признанием А. атрибутом «бытия» у Мелисса Самосского. Классич. антич. анализ понятия А. дан Аристотелем в «Физике» (кн. III, гл. 4-8): А. возможно лишь акцидентально и потенциально, но не субстанциально и актуально. Разбирая воззрения своих филос. предшественников, Аристотель замечает, что «все они полагают А. неким онтологич. принципом» (Физика 203а 3, 203b4), но при этом одни (большинство досократич. натурфилософов) рассматривают его лишь как «атрибут другой субстанции», тогда как Платон и пифагорейцы гипостазируют А. и рассматривают его само по себе. Это наблюдение Аристотеля подтверждается текстами милетских философов (Анаксимандр, Анаксимен), Диогена Аполлонийского и Анаксагора. А. выступает как атрибут (на грамматич. уровне прилагательное) космогонич. праматерии, объемлющей извне оформленный космос и поглощающей его после гибели: отсюда утверждение Аристотеля, согласно к-рому большинство натурфилософов, включая Анаксимандра, принимали А. за первоначало (архе). Существенно иным было понимание А. в пифагорейско-платоновской традиции: здесь А. (беспредельное) рассматривается только как член оппозиции пределбеспредельное, но в то же время гипостазируется и потому грамматически выражается субстантивированным прилагательным среднего рода. В пифагорейской таблице осн. онтологич. противоположностей у Аристотеля (Метафизика 1, 5. 98ба 23 слл.) оппозиция предел беспредельное (А.) занимает первое место, причём А. оказывается в одном понятийном ряду с чётным, множеством, левым, женским, движущимся, кривым, тьмой, злом и неправильным прямоугольником см. «пределополагающие» (активные) и «беспредельные» (пассивные) элементы в подлинных фрагментах Филолая. Платон включил эту оппозицию в систему четырёх онтологич. принципов «Филеба» (23 с) наряду с «причиной» и результатом их «смешения»; позднее, в «неписанном учении» она развилась в оппозицию одно неопределённая двоица. Пифагорейско-платоновская оппозиция предел А. (параллельная оппозиция эйдос пространство «Тимея») прямая предшественница формы и материи Аристотеля; показательно, что Аристотель сам осознавал понятийную близость платоновского А.бесконечности, неопределённости, неоформленности и текучести тому онтологич. принципу, к-рому он впервые дал имя «материала, материи» (Физика 207 b 35). Плотин (Эннеады II, 4, 15) принимает отождествление А. и «материи», но последоват. монизм заставляет его подчинить А. единому в качестве момента его эманации. смотреть

АПЕЙРОН

АПЕЙРОН(греч. Α — отрицательная частица, peiron — предел, конец) — понятие древнегреческой философии, обозначающее ‘беспредельное’. В ранних мифологиче. смотреть

АПЕЙРОН

АПЕЙРОН (греч. а - отрицательная частица, peiron - предел, конец) - понятие древнегреческой философии, обозначающее «беспредельное». В ранних мифологич. смотреть

АПЕЙРОН

АПЕЙРОН (греч. ? - отрицательная частица, peiron - предел, конец) - понятие древнегреческой философии, обозначающее беспредельное. В ранних мифологических картинах мира (Веды, школа орфиков и т.д.) беспредельное исполняло роль значимого космогонического принципа. В античной традиции понятие А. уподоблялось как признаку нереальности объекта - носителя этого свойства (Парменид, Зенон Элейский, Аристотель), так и атрибутивной характеристике космоса в целом (Мелисс Самосский). Осуществляя анализ содержания понятия А. в предшествующей философской традиции, Аристотель подчеркивал, что все его предшественники трактовали А. как некий онтологический принцип. При этом большинство (включая Анаксимандра) описывали его как атрибут (прилагательное в грамматическом строе) некоей космогонической праматерии, объемлющей извне отструктурированный космос и призванной поглотить его после гибели последнего. Отсюда тезис Аристотеля о том, что Анаксимандр понимал А. в качестве первоначала мира как принцип всех принципов. Именно Анаксимандр впервые заговорил о первоначале как о чем-то и материальном и, одновременно, качественно неопределенном, предвосхищая будущее развитие философских идей. Мысль Анаксимандра об А. - результат развертывания внутренней логики мысли о первоначале: если существуют различные стихии, то нецелесообразно провозглашать какую-то одну из них в ранг этого первоначала, предпочитая ее всем другим. Анаксимандр решительно отказался от провозглашения в качестве первоначала воды (Фалес), воздуха (Анаксимен), огня (Гераклит) или всех четырех стихий вместе, совершив прорыв к А. - абстрактному, неопределенно-бескачественному, материальному началу. Тем самым был осуществлен крупный шаг вперед по сравнению с предшественниками (и даже последователями), шаг на пути к абстрагированию первоначала как общего, не ассоциируемого с конкретной качественной стихией. Платоновско-пифагорейская традиция, используя термин А. сам по себе, полагала его в статусе элемента оппозиции беспредельное - предел. Одновременно А. гипостазировался и, в конечном счете, как член упомянутой оппозиции предел - А. предшествовал аристотелевской модели форма - материя, выступая прообразом понятия материя, материал у Аристотеля. Т.Г. Румянцева


. смотреть

АПЕЙРОН

(греч. а — отрицательная частица, peiron — предел, конец) — понятие древнегреческой философии, обозначающее "беспредельное". В ранних мифологических картинах мира (Веды, школа орфиков и т.д.) "беспредельное" исполняло роль значимого космогонического принципа. В античной традиции понятие А. уподоблялось как признаку нереальности объекта — носителя этого свойства (Парменид, Зенон Элейский, Аристотель), так и атрибутивной характеристике космоса в целом (Мелисс Самосский). Осуществляя анализ содержания понятия А. в предшествующей философской традиции, Аристотель подчеркивал, что все его предшественники трактовали А. как некий онтологический принцип. При этом большинство (включая Анаксимандра) описывали его как атрибут (прилагательное в грамматическом строе) некоей космогонической праматерии, объемлющей извне отструктурированный космос и призванной поглотить его после гибели последнего. Отсюда — тезис Аристотеля о том, что Анаксимандр понимал А. в качестве "первоначала" мира как принцип всех принципов. Именно Анаксимандр впервые заговорил о первоначале как о чем-то и материальном и одновременно качественно неопределенном, предвосхищая будущее развитие философских идей. Мысль Анаксимандра об А. — результат развертывания внутренней логики мысли о первоначале: если существуют различные стихии, то нецелесообразно провозглашать какую-то одну из них в ранг этого первоначала, предпочитая ее всем другим. Анакисмандр решительно отказался от провозглашения в качестве первоначала воды (Фалес), воздуха (Анаксимен), огня (Гераклит) или всех четырех стихий вместе, совершив "прорыв" к А. — абстрактному, неопределен-но-бескачественному, материальному началу. Тем самым был осуществлен крупный шаг вперед по сравнению с предшественниками (и даже последователями), шаг на пути к абстрагированию первоначала как общего, не ассоциируемого с конкретной качественной стихией. Платоновско-пифагорейская традиция, используя термин А. сам по себе, полагала его в статусе элемента оппозиции "беспредельное — предел". Одновременно А. "гипостазировался" и, в конечном счете, как член упомянутой оппозиции "предел — А." предшествовал аристотелевской модели "форма — материя", выступая прообразом понятия "материя, материал" у Аристотеля. Т.Г. Румянцева. смотреть

АПЕЙРОН

(греч. отрицательная частица, peiron предел, конец) понятие древнегреческой философии, обозначающее *беспредельное*. В ранних мифологических картинах мира (Веды, школа орфиков и т.д.) *беспредельное* исполняло роль значимого космогонического принципа. В античной традиции понятие А. уподоблялось как признаку нереальности объекта носителя этого свойства (Парменид, Зенон Элейский, Аристотель), так и атрибутивной характеристике космоса в целом (Мелисс Самосский). Осуществляя анализ содержания понятия А. в предшествующей философской традиции, Аристотель подчеркивал, что все его предшественники трактовали А. как некий онтологический принцип. При этом большинство (включая Анаксимандра) описывали его как атрибут (прилагательное в грамматическом строе) некоей космогонической праматерии, объемлющей извне отструктурированный космос и призванной поглотить его после гибели последнего. Отсюда тезис Аристотеля о том, что Анаксимандр понимал А. в качестве *первоначала* мира как принцип всех принципов. Именно Анаксимандр впервые заговорил о первоначале как о чем-то и материальном и, одновременно, качественно неопределенном, предвосхищая будущее развитие философских идей. Мысль Анаксимандра об А. результат развертывания внутренней логики мысли о первоначале: если существуют различные стихии, то нецелесообразно провозглашать какую-то одну из них в ранг этого первоначала, предпочитая ее всем другим. Анаксимандр решительно отказался от провозглашения в качестве первоначала воды (Фалес), воздуха (Анаксимен), огня (Гераклит) или всех четырех стихий вместе, совершив *прорыв* к А. абстрактному, неопределенно-бескачественному, материальному началу. Тем самым был осуществлен крупный шаг вперед по сравнению с предшественниками (и даже последователями), шаг на пути к абстрагированию первоначала как общего, не ассоциируемого с конкретной качественной стихией. Платоновско-пифагорейская традиция, используя термин А. сам по себе, полагала его в статусе элемента оппозиции *беспредельное предел*. Одновременно А. *гипостазировался* и, в конечном счете, как член упомянутой оппозиции *предел А.* предшествовал аристотелевской модели *форма материя*, выступая прообразом понятия *материя, материал* у Аристотеля. смотреть

АПЕЙРОН

(Греч. apeiron - безграничное) - понятие, введенное Анаксимандром для обозначения беспредельной, неопределенной, бескачественной материи, находящейся в вечном движении. Все многообразие бытия возникает из апейрона благодаря рождению противоположностей и их борьбы. В пифагореизме это бесформенное, безграничное начало, неразрывно существующее со своей противоположностью - пределом. По сравнению с древнегреческими философскими теориями, отождествлявшими материю с каким-либо конкретным веществом (водой, воздухом, землей, огнем и так далее) как началом и основой бытия, это был важный шаг к философскому пониманию материи. . смотреть

АПЕЙРОН

понятие, введенное Анаксимандром для обозначения бесформенного первовещества, из которого состоят все вещи. Бесконечное многообразие вещей и миров возникло путем выделения из апейрона противоположностей и их борьбы. Этот термин обозначает то, что первоначально не имеет границ во времени и пространстве и представляет собой бесконечную массу материи. Хотя апейрон является бескачественным но производит все качественно определенные тела. смотреть

АПЕЙРОН

в философии др.-греч. материалиста Анаксимандра неопределенное по кач-ву, беспредельное и бесконечное по кол-ву первовещество.Синонимы: матер. смотреть

АПЕЙРОН

понятие, обозначающее беспредельную, неопределенную, бескачественную материю, находящуюся в вечном движении. Все бесконечное многообразие вещей, все миры возникли путем выделения из апейрона противоположностей и их борьбы (взаимодействия). . смотреть

АПЕЙРОН

-а, ч. Термін для позначення безконечного у просторі та часі, без'якісного матеріального первоначала, що перебуває у вічному русі.

АПЕЙРОН

АПЕЙРОН (греч . apeiron - бесконечное, беспредельное), термин древнегреческой философии; у ранних философов - свойство первоэлементов, у Платона и пифагорейцев - синоним материи. Анализ понятия дан Аристотелем в "Физике".


. смотреть

АПЕЙРОН

АПЕЙРОН (греч . apeiron - бесконечное, беспредельное), термин древнегреческой философии; у ранних философов - свойство первоэлементов, у Платона и пифагорейцев - синоним материи. Анализ понятия дан Аристотелем в "Физике".


. смотреть

АПЕЙРОН

АПЕЙРОН (греч. apeiron - бесконечное - беспредельное), термин древнегреческой философии; у ранних философов - свойство первоэлементов, у Платона и пифагорейцев - синоним материи. Анализ понятия дан Аристотелем в "Физике".
. смотреть

АПЕЙРОН

- (греч. apeiron - бесконечное - беспредельное), терминдревнегреческой философии; у ранних философов - свойство первоэлементов, уПлатона и пифагорейцев - синоним материи. Анализ понятия дан Аристотелем в""Физике"". смотреть

АПЕЙРОН

(греч. беспредельное) первоматерия в философии Анаксимандра.Синонимы: материя, протовещество

АПЕЙРОН

греч. apeiron - неограниченное) - бесконечное, согласно Анаксимандру, бесформенное первовещество, из которого состоят все вещи. У Платона и пифагорийцев - синоним материи. . смотреть

АПЕЙРОН

(греч. apeiron неограниченное) бесконечное, согласно Анаксимандру, бесформенное первовещество, из которого состоят все вещи. У Платона и пифагорийцев синоним материи. смотреть

АПЕЙРОН

-а, ч. Термін для позначення безконечного у просторі та часі, без'якісного матеріального первоначала, що перебуває у вічному русі.

4. В каком суждении выражено диалектико-материалистическое понимание
принципа единства мира?
1) единство мира состоит в его существовании
2) единство мира состоит в его материальности
3) единство мира состоит в том, что во всех его частях действуют одни и те же
законы
4) мир един, поскольку в нём всё взаимосвязано
5) мир един, поскольку в его основе лежит единая субстанция

5. Выберите верное высказывание:
1) пространство и время взаимосвязаны и существуют независимо от материи
2) пространство, время и материя абсолютны, вечны и ни от чего внешнего не
зависят
3) пространство и время неразрывно связаны с материей
4) пространство и время предшествуют материальным процессам
5) пространство и время — формы восприятия единичных предметов

6) Категорией, обозначающей любое изменение вообще, начиная е простого
пространственного перемещения предметов и заканчивая человеческим
мышлением, является.
1) материя 2) пространство 3) время 4) движение 5)качество

7. Диалектика — это учение о.
1) развитии 2) познании 3) материи 4) диалоге 5) культуре

8. Учение о развитии, отрицающее непрерывность. называется.
1) синергетика 2) Метафизика 3) эклектика 4) софистика 5) змерджентизм

9. Один из основных принципов диалектики — это
1) принцип системности 2) принцип дополнительности 3) принцип тождества
4)принцип непротиворечия 5) принцип всеобщей взаимосвязи

10. Внутренняя, глубинная, скрытая, относительно устойчивая сторона того или
иного предмета, явления, процесса, определяющая его природу, совокупность черт
и др. характеристики — это. ..
1) содержание 2) сущность 3) самость 4) вещь-в-себе 5) идея

11. Специфическая деятельность человека, послужившая основным фактором
антропогенеза — это.
1) мышление 2) общение 3) игра 4) религия 5) труд

12. Способность и возможность преодолевать заданные природные и социальные
условия для создания собственной творческой программы деятельности
характеризует понятие. .
1) система 2) свобода 3) власть 4) мораль 5) традиция

уж помогите чем сможете

Передайте составителю, что ему стоило бы пойти на курсы повышения квалификации. Вопросы устарели лет на 50, на некоторые можно ответить правильно только зная основные заблуждения марксистов относительно немарксистской философии, на некоторые вообще можно ответить только зная, что именно имеет ввиду автор.

Alfi Знаток (360) Верю. Но они похоже давно не повышали квалификацию. Кстати я бы перепроверил ответы по конспектам, потому что я отвечал с позиций современного представления о философских проблемах, а преподаватели судя по всему марксисты. Есть вероятность несовпадения. Хотя вроде и не должно.

Много да дурного. Ты с такими мыслями мир никогда точно не познаешь. Всё намного проще. но хватит ли ума у тебя это понять .
Есть науки, которые расказывают о мире материальном, так и духовном. Отбрось свои амбиции и познавай иснинную науку. "Бхагавад-Гита". Я тоже любил филосовствовать, думал что всё понимаю, пока мне не попалась эта книга. С тех пор прошло 20 лет и поверь, нет для мудрее этой книги.. Сердце подскажет где мудрость а где ложь .

понимаешь ,эти вопросы не для меня , а для учебы .
а насчет жизни , я тебе так скажу
-чтобы познать жизнь нужно слушать мудрых людей и своих родителей

Александр Мудрый Оракул (56343) Не всегда и родители правы. у каждого человека своя стезя. Ошибаються почти все в разной степени . Ну а если ты о философии . так я скажу так. всётаки почитай эту книгу. поймёшь-хорошо,а не поймёшь так и тоже ничего не теряешь. P.S. Есть мир материальный и есть мир духовный. И хотя они пронизывают друг дрога,но никогда не соприкасаються. Время существует только там,где есть изменение --(то есть в мире материальноми никак не иначе. Разум и душа относяться к миру духовному. тогда как само тело,чувства и всё что нас окружает к миру материальному (то есть к материи). Ладно,удачи тебе в познании .

Подумайте, что в определениях дао позволяет рассматривать его как первоначало и
первопричину всего существующего.
«Дао, могущее быть выражено словами, не есть постоянное дао. Имя, могущее быть названо, не
есть постоянное имя. Безымянное есть начало неба и земли. Обладающее именем есть мать всех
вещей. Поэтому тот, кто свободен от страстей, видит чудесную тайну дао, а кто имеет страсти,
видит его только в конечной форме. Безымянное и обладающее именем – одного и того же
происхождения, но с разными названиями. Вместе они называются глубочайшими» (Даодэцзин)
«Превращения бестелесного, невидимого дао бесконечны и вечны. Дао – глубочайшие врата
рождения. Глубочайшие врата рождения – корень неба и земли. Оно и мельчайшее, и бесконечное,
а его действие неисчерпаемо» (гл. 6. С. 183).
«Великое дао растекается повсюду. Оно может находиться и вправо, и влево. Благодаря ему
рождается и существует все сущее, и оно не прекращает своего роста. Оно свершает подвиги, но
нельзя выразить в словах, в чем его заслуги. С любовью оно взращивает все сущее, но не считает
себя властелином всего сущего. Оно никогда не имеет собственных желаний, поэтому его можно
назвать ничтожным. Все сущее возвращается к нему, но оно не рассматривает себя как властелина.
Поэтому его можно назвать Великим. Дао постоянно в недеянии, однако нет ничего такого, что бы
оно ни сделало» (гл. 37. С. 184)
«Дао рождает единое. Единое рождает два начала: инь и ян. Два начала рождают третье. Третье
порождает все сущее. Все существа носят в себе инь и ян, наполнены ци и образуют гармонию»
(гл. 42.).
«Дао присущи стремления и искренность. Оно находится в состоянии бездействия и лишено
формы. О дао можно рассуждать, но его нельзя потрогать. Дао можно постигать, но его нельзя
видеть. Дао – корень и основа самого себя. Оно было прежде неба и земли и существует извечно.
Дао движет духом и одухотворяет владыку, порождает небо и землю» (Чжуан-цзы. С. 212).

Учение Дао о Балансе между двумя крайностями: Инь и Янь.
Всё в этом мире имеет дуалистическую природу, а баланс между этими крайностями есть Истина.
Почему такое возможно?
Да потому, что изначально всё было единым целым, Инь и Янь были одним целым.
И лишь затем с момента Большого Взрыва Единое Целое поделено на две крайности.
А слияние этих двух крайностей это возврат к своему Истоку.
Неправда ли, это очень похоже на учение Будды Сакьямуни о Золотой Середине, практике Восьмеричного Святого Пути?
Все религии это один путь.
Путь к Истине!

Читайте также: