Пол уровня масла в двигателе

Обновлено: 28.03.2024

Для отслеживания уровня масла в двигателе используется специальный щуп, расположенный в удобном для доступа месте. Один конец этого приспособления всегда находится в масляной ванне, а другой – в отверстии БЦ с усиленной герметизацией. Чтобы избежать преждевременного износа мотора и поддерживать уровень масла в рекомендованном производителем состоянии, необходимо вовремя проверять щуп и знать о рекомендованном среднем и максимальном уровне.

1. Проверка уровня масла

Масляные смазки имеют антикоррозийные качества, накапливают загрязнения и отложения, а также смазывают трущиеся компоненты силового агрегата и выводят продукты износа. Это положительно влияет на срок службы важных узлов и деталей двигателя. Недостаточный уровень масла или его низкое качество негативно влияют на эффективность работы цилиндров и часто приводят к их разрушению. Поэтому следует время от времени проверять уровень масла и проводить замену жидкости.

В современных автомобилях уровень масла контролируется датчиками и вручную с применением щупа. Но какой уровень нормальный, а какой – избыточный? Разберемся по порядку.

Для корректной оценки уровня смазки необходимо учитывать ряд правил:

  • диагностика начинается через 5-10 минут после прекращения работы двигателя;
  • на время проверки транспортное средство должно находиться в ровном положении без наклона;
  • анализ по щупу проводится с учетом маркировок «min» и «max»;
  • для протирания измерительного приспособления от следов смазки нужна чистая тряпка, не оставляющая после себя волокон.

2. Тонкости проверки по масляному щупу

Перед началом проверки нужно внимательно ознакомиться с конструкцией и расположением щупа в автомобиле. На этом компоненте есть две отметки «min» и «max», указывающие на низкое и предельное количество смазывающей субстанции. Эти маркировки наносятся разными способами – полосками, точками, надписями.

На отдельных щупах есть метки «HOT» и «COLD». Не исключается вероятность некорректных показаний. Чтобы узнать точный уровень масла, необходимо следовать такому алгоритму действий:

  • расположите машину на ровной поверхности;
  • если машина был заведена, ее нужно заглушить, подождать минут 10-15, чтобы остатки смазки оказались в картере и проверка была максимально точной;
  • затем следует открыть капот и извлечь щуп. Протерев его тряпочкой без ворса, стоит погрузить его обратно до упора и подождать еще 2-3 секунды;
  • после повторного извлечения щупа следует внимательно оценить результат. Если проблем с уровнем нет, масляная метка будет находиться между маркировками «min» и «max». Минимальный уровень находится у границы нижней отметки, а повышенный – свыше максимальной»;
  • проверить, в каком состоянии находится техническая жидкость. Категорически не допускается наличие следов эмульсии.

Также масло не может иметь чересчур темный оттенок, поскольку это свидетельствует о чрезмерной выработке жидкости, особенно если машина преодолела больше 10 000 км. В таких условиях требуется замена масла и фильтра.

Проверка уровня масла проводится только в ходе повторного погружения масляного щупа в отверстие картера.

3. Распространенные ошибки автовладельцев

При оценке текущего уровня масла не допускайте следующих ошибок:

  • расположения транспортного средства на неровной поверхности под углом;
  • проведения работ на работающем или горячем двигателе;
  • проверки без предварительного протирания щупа;
  • проверки после замены или доливки смазывающей жидкости.

4. С какой частотой нужно проверять уровень масла

Четкие временные интервалы отсутствуют. Необходимо учитывать тип и состояние двигателя. Тем не менее, в руководствах по эксплуатации автомобилей упоминается рекомендация об обязательной проверке перед дальними путешествиями.

Не помешает проверка уровня масла с частотой раз в неделю перед эксплуатацией «железного коня». Процесс не займет много времени, но позволит избежать неприятных последствий при критически низком уровне.

5. Какая температура должна быть у двигателя для проверки уровня масла

Проверка уровня масла выполняется исключительно на холодном двигателе. Тем не менее, в зимнее время у этого правила есть исключения, ведь под воздействием сильных морозов смазывающая жидкость начинает примерзать и становится слишком густой, из-за чего показания на щупе бывают некорректными.

Чтобы избежать неточностей, следует провести первую проверку на холодном двигателе, а повторную – после его прогревания спустя 5-10 минут.

6. Недостаточный уровень масла в моторе

Многие автовладельцы не видят ничего плохого в низком уровне масла в двигателе. Однако на практике последствия от игнорирования данной проблемы могут оказаться плачевными. Есть несколько причин, из-за которых уровень снижается:

  • произошла разгерметизация или пробой картера, из-за чего смазывающее вещество полностью вытекло;
  • элементы мотора сильно изношены, поэтому потребление смазки возросло;
  • масло долго не подливалось;
  • произошло пробитие прокладки.

В большинстве случаев уровень доходит до критического по вине автовладельца, который неправильно ухаживает за своей машиной.

7. Чем опасно снижение уровня масла

Есть ряд серьезных неисправностей, которыми сопровождается критический дефицит смазывающей жидкости в моторе:

  • Износ важных узлов и механизмов, включая коленвал, для работы которого требуется большое количество масла. На фоне нехватки жидкости шейки вала работают «в сухую», из-за чего накапливается много выработки на них и вкладышах и втулках;
  • Проворачивание вкладышей, способных нанести вред приводному механизму. В результате коленвал теряет начальные свойства и оказывается под угрозой разрыва. Нехватка масла часто становится причиной клина двигателя;
  • Износ поршневой группы. Дефицит масляного вещества оказывает негативное воздействие на элементы поршневой группы. В работающем состоянии производится смазывание стенок цилиндров. Если смазка отсутствует, кольца на поршнях начинают царапать стенки цилиндров, провоцируя расточку и дорогостоящий ремонт мотора;
  • Неисправности насосного оборудования. На фоне дефицита смазывающей субстанции происходит износ вала и подшипника привода;
  • Износ и накопление металлической стружки в моторе. В дальнейшем интенсивность износа двигателя будет только усиливаться.

Кроме того, качественная смазка предотвращает перегрев двигателя. При низком уровне происходит выгибание ГБЦ, попадание антифриза в цилиндр и прочие проблемы.
Своевременная оценка уровня масла предотвратит капитальный ремонт мотора, который обойдется в «круглую» сумму.

Если же уровень масла опущен ниже рекомендованной отметки, эксплуатация транспортного средства запрещается.

8. Чрезмерный уровень масла

Есть стереотип, что чем выше концентрация масла в двигателе, тем лучше. Но это ошибочное мнение. Превышение допустимого уровня тоже сопровождается негативными последствиями, которые часто выглядят опаснее, чем при недоливе.

В большинстве случаев перелив масла происходит из-за неполного слива предыдущей смеси. Чтобы этого не допустить, необходимо соблюдать рекомендованный уровень нагрева силовой установки и применять вакуумный отсос. В противном случае в картере остается около 300-500 граммов старого вещества.

Избыток масла не только провоцирует повышенное потребление топлива, но и оказывает давление на сальники и уплотняющие резинки. Также это сопровождается следующими неприятностями:

  • сложностями с запуском мотора при невысокой температуре воздуха;
  • появлением нагара и сторонних включений в цилиндрах;
  • критической нагрузкой на насос;
  • вспениванием масла, что провоцирует проблемы в работе гидрокомпенсаторов;
  • увеличением концентрации токсических веществ в выхлопных газах.

При серьезных неполадках мотора масло нередко смешивается с другими техническими жидкостями, из-з чего его уровень критически растет. Чтобы не допустить плачевных последствий, необходимо вовремя провести комплексную диагностику, в ходе которой следует провести оценку вязкости, запаха и концентрации смазки.

Какой уровень масла в двигателе правильный? Последствия низкого/высокого уровня масла

Уровень масла в двигателе должен постоянно отслеживаться при помощи щупа, который всегда находится в зоне простого доступа. Он постоянно одним концом находится в загерметизированном отверстии БЦ, а другим — в масляной ванне.

Боитесь, что обманут в автосервисе? Кликните на любой из мессенджеров ниже,чтобы узнать 5 простых способов как избежать обмана 👇

Систематические проверки позволят сохранить силовой агрегат в постоянном рабочем состоянии и продлить ему жизнь. Несложную задачу по проверке уровня моторного смазки должен выполнять каждый водитель, в особенности, если ожидается дальняя дорога.

Уровень масла в двигателе выше/ниже нормы?

Превышение или понижение уровня масляной жидкости приводит к большим проблемам, которые могут повлечь значительные денежные затраты и трату времени на ремонт двигателя.

Какой должен быть оптимальный уровень масла в двигателе, чем опасен слишком низкое/высокое количество, по какой причине не рекомендуется эксплуатировать автомобиль в такой ситуации, и какие могут быть последствия, если так будет. А также то, как правильно проверить уровень смазки и типичные ошибки водителей. Вопросы, которые волнуют любого водителя.

Как правильно проверять уровень масла в двигателе

Как правильно проверять уровень масла

Только путем регулярных проверок удается отследить изменяется ли уровень смазки в моторе авто. В двигателе проверка уровня смазывающей жидкости определяется при помощи щупа, выступающий с блока мотора на одной из его сторон. Он выходит из герметизированного отверстия в блоке цилиндров, второй конец находится в масляной ванне кратера мотора.

Основные правила проверки масла в двигателе

Основные правила проверки масла в двигателе

Чтобы правильно посмотреть уровень смазки в двигателе, четко соблюдайте следующие правила:

  1. Проверка уровня смазывающей жидкости проводится только спустя 5-10 минут, если до этого он эксплуатировался;
  2. Проверка осуществляется, когда авто стоит ровно, не наклонено в какую-либо сторону;
  3. Выполняется контроль специальным щупом по отметкам «max» и «min»;
  4. Протирайте щуп чистой тряпкой, которая не оставляет волокон;

remember

Помните! Своевременная замена моторного масла значительно увеличит срок службы двигателя.

Качественная замена масла в Москве:

Станция метро: Алтуфьево

"МИКА", Москва, ул. Лобненская, дом 17

Порядок проведения замера уровень масла

Масляной щуп

Масляной щуп

Прежде чем приступить к проверке ознакомимся с масляным щупом. На нем нанесены две метки «min» и «max», которые указывают минимальное и максимальное количество смазки соответственно. Нанесены они по-разному: в виде надписи, точек, полосок. Также на некоторых щупах имеются метки HOT и COLD. Бывают ситуации, когда показания на щупе могут быть недостоверными.

Как же узнать правильный уровень масла в двигателе? Алгоритм действий:

  1. Установите автомобиль на ровную поверхность.
  2. Если автомобиль эксплуатировался, подождите 10-15 минут, чтобы масло стекло в картер двигателя, и замер был правильный.
  3. Откройте капат и достаньте масляный щуп. Затем протрите его тряпочкой и снова погрузите внутрь до упора и подождите 2-3 секунды.
  4. Извлеките повторно щуп. Правильный уровень масла в двигателе считается тот, когда отметка находится метками «min» и «max». Минимальный это когда уровень находится у самой границы минимума. Повышенный, когда уровень выше максимальной отметки.
  5. Не лишним будет проверить и качество смазывающей жидкости. Оно не должно иметь следы эмульсии. Также иметь слишком темный цвет, что говорит о выработке моторного жидкости, особенно если автомобиль после замены проехал свыше 10 тыс км. В таком случае будет необходима замена смазывающей жидкости и масляного фильтра.

Решение:

Проверить состояние моторного масла

remember

Помните! Контроль уровня осуществляется только после вторичного погружения щупа в кратер.

Типичные ошибки водителей

Основные ошибки водителей проверяющих уровень масла

  1. Во время проверки авто стоит под наклоном.
  2. Контроль выполняется при работающем моторе.
  3. Мотор не успел остыть, проверка выполняется сразу после эксплуатирования автомобиля.
  4. Щуп не был протерт, остались первоначальные отметки жидкости.
  5. Контроль производился сразу же после доливки или замены.

Как часто проводить проверку уровня масла?

Четкого ответа здесь нет. Все зависит от состояния двигателя. Мы рекомендуем проверять обязательно перед дальними поездками.

Никогда не будет лишним, если произведете проверку раз в неделю, перед тем как эксплуатировать автомобиль, при соблюдении вышеперечисленных правил. К тому же времени это не отнимает много, но даст возможность своевременно определить критический уровень.

Уровень масла в двигателе выше/ниже необходимый нормы? Не знаете, что делать? Мы поможем!

Станция метро: Алтуфьево

"МИКА", Москва, ул. Лобненская, дом 17

Как проверять масло: на холодном или горячем двигателе?

Выполняется контроль при холодном или горячем моторе? Для определения правильного уровня масла в двигателе нужно четко знать ответ на данный вопрос.

Как часто проводить проверку уровня масла

Производить проверку количества моторной жидкости необходимо на холодном двигателе или прогретом, но не ранее 5-10 минут после остановки.

Отдельное внимание стоит уделить проверке в зимний период времени. При сильных морозах слегка примерзает и густеет. Вследствие чего на щупе возможно снижение уровня.

Чтобы не попасть в такую ситуацию, мы рекомендуем сперва выполнить контроль на холодном моторе, а после прогревания осуществить повторную проверку, по инструкции, описанной ниже.

К тому же, в некоторых моторах предусмотрена возможность контроля на холодном и горячем двигателе. На щупе будут отметки HOT (горячий) и COLD (холодный).

Низкий уровень масла в двигателе

Большинство водителей думают, что пониженное значение масла в движке, это не так страшно, но практика говорит обратное – последствия могут быть очень серьезными.

Причин снижения уровня смазки мало, но знать их нужно:

  • Пробило картер, из-за чего масла может полностью отсутствовать
  • Сильно износились элементы двигателя. Из-за чего мотор потребляет больше смазки
  • Долго не подливалось
  • Пробило прокладку – уровень упал

Более распространенной причиной все-таки является халатность водителя, который не следит за своим автомобилем.

Уровень масла ниже допустимой нормы

remember

Помните! Низкий уровень моторной жидкости неприемлем, и находится он между «min» и «max». При критическом, отметка будет ниже «min».

К чему приводит падение уровня смазывающей жидкости

Разберемся, к каким последствиям может это привести:

  1. Изнашиваются детали, а в большей степени страдает коленчатый вал, для которого смазка нужна в большом количестве. В итоге, когда масла слишком мала, шейки вала начинают работать на сухую. Это ведет к увеличенной выработке на них, а также на втулках и вкладышах.
  2. Проворачивание вкладышей, которые вследствие могут повредить зеркальную поверхность приводной конструкции. Из-за чего коленвал может потерять твердость или вовсе порваться. Также недостаточное количество может привести к клину двигателя.
  3. Из-за нехватки смазки страдает поршневая группа, которая тоже нуждается в постоянной смазке. Когда мотор работает, маслом смазываются стенки цилиндров. Если его нет, то кольца, установленные на поршнях, царапают стенки в цилиндрах, что ведет к расточке и капитальному ремонту двигателя.
  4. Недостаточное количество смазки ведет к неисправностям масляного насоса. Изнашивается вал и подшипник привода, и в дальнейшем заклинивает детали внутри масляного насоса. Единственным верным решением будет заменить его.
  5. Изнашивание и возникновение металлической стружки в моторе, попадающая в ГБЦ. Данный процесс сложно уже остановить, и он ведет к всецелому изнашиванию двигателя.

К тому же оно выполняет еще одну важную функцию — не дает перегреваться двигателю. При низком уровне это может повлечь выгиб ГБЦ, проникновению антифриза в цилиндры, что поспособствует разрушению БЦ.

Почему случается большой расход масла Вы можете узнать подробнее из статьи – «Большой расход масла в двигателе и основные причины».

Постоянная проверка уровня убережет Ваш автомобиль от капитального ремонта двигателя, который может потянуть большие затраты. Еще одним выходом из ситуации может быть контрактный двигатель, что также является затратным делом.

remember

Помните! Если Вы обнаружили, что уровень смазывающей жидкости оказался ниже минимальной отметки, то использование автомобиля недопустимо!

Если Вы обнаружили, что уровень слишком низкий, стоит обратиться в автосервис в Москве для проведения диагностики и осмотра автомобиля. Запишитесь на диагностику по нижеуказанным номерам телефонов или оставьте заявку на сайте. Убедитесь и будьте уверены в правильной работе своего автомобиля!

Низкий уровень масла?

Причины потери моторного масла должны быть исследованы как можно скорее!

Высокий уровень масла в двигателе

Бытует ошибочное мнение, что чем больше, тем лучше. Однако, это заблуждение. Количество масла в двигателе выше допустимой отметки «max» может привести к плачевным последствиям, которые нередко оказываются намного серьезнее тех, что бывают при низком уровне смазывающей жидкости.

Последствия проявляются не мгновенно или просто зачастую не такие приметные на начальном этапе. Часто перелив случается из-за неполного слива уже изношенного масла при замене.

Уровень масла выше допустимой нормы

Популярной ошибкой является недостаточный прогрев двигателя при замене, перед тем как слить, а также то, что не всегда используется вакуумный отсос.

В этом случае старой смазки может остаться около 300-500 гр. Далее заливают новое в том количестве, в котором требует производитель.

Многие автолюбители специально заливают в большем количестве. Все потому что думают, что мало – значит плохо, и льют не жалея. Такое мнение сложилось у автомобилистов, чей двигатель в большом количестве расходует масло или по причине протечек.

Из-за этого коленчатому валу тяжело вращаться. Автомобиль медленнее набирает скорость, хуже реагирует на нажатие газа. Чтобы компенсировать потери и добиться привычного разгона начинают более усердно выжимать педаль, вследствие чего расходуется больше топлива.

Какие могут быть последствия

Излишнее количество смазки не только увеличивает расход горючего. Из-за высокой температуры, итогом переизбытка является рост давления на прорезиненные сальники и остальные уплотнители.

Продуктивность работы уплотнительных элементов со временем падает, масло протекает. В последствии в большей степени расходуется смазка, загрязняется место под капотом, а также возникает нужна в замене сальников.

К каким неисправностям ведет превышенный уровень масла в моторе:

  • Трудности с запуском двигателя при низких температурах воздуха.
  • Образуется нагар, появляется отложения в цилиндрах
  • Повышается нагрузка на маслонасос и сокращается его работоспособность
  • Вспенивается, из-за чего возникают нарушения в работе гидрокомпенсаторов
  • Усиливается задымление, излишки смазки попадают в выхлопную систему, загрязняется катализатор
  • Увеличивается токсичность выхлопных газов
  • Из-за попадания на свечи и быстрого прихода в неисправность, нарушается работа всей системы зажигания

При сбоях мотора, жидкости, находящиеся в других системах могут попасть и смешаться с маслом. Тогда происходит увеличение уровня.

Для того, чтобы определить почему же повышается количество моторного масла нужно незамедлительно провести диагностику. Проще всего будет провести его анализ на вязкость, запах и наличие примесей.

При малейших подозрениях отправляйтесь в автосервис в Москве или записывайтесь на диагностику по указанным номерам телефонов, либо оставив заявку на сайте. Менеджер проконсультирует Вас по любому интересующему вопросу.

Высокий уровень масла?

Причины должны быть выявлены как можно скорее!

Зачем нужно знать количество масла в моторе

Зачем надо знать количество масла в моторе

Какое количество литров моторной смазки надо для Вашего двигателя должен знать водитель, если он выполняет замену моторной жидкости самостоятельно. Узнать сколько можно в инструкции по эксплуатации Вашего авто. Т.к. не обладая такими сведениями можно легко перелить, или не долить моторное масло.

Что делать, если обнаружили перелив моторного масла?

Неопытные водители, производя замену моторного масла самостоятельно, могут попасть в ситуацию, когда случился перелив.

Т.е. когда уровень на щупе выше отметки «max». Что делать в данном случае? Как поступить? Многие начинают паниковать, а кто-то решает не волноваться, т.к. оно все равно немного со временем уходит. Но лучше поступить правильно. Выровнять количество жидкости в двигателе не сложная задача.

  1. Самый простой способ – воспользоваться шприцом. Откачать некоторое количество и опять проверить с помощью щупа.
  2. Второй способ, более сложный. Необходимо либо заехать на яму, либо поднять машину на подъемнике и открутить слегка сливную пробку, чтобы слить лишнее. Сливаете, закручиваете пробку и опять проверяете, правильный ли уровень масла в двигателе.

Качественное масло в двигателе – залог долголетия сердца автомобиля! Удачи на дорогах!

Если статья оказалась полезной для Вас - расскажите о ней своим друзьям!

Такая простейшая операция, как проверка уровня масла в двигателе, почему-то вызывает много вопросов и даже предубеждений. Эксперт все объяснил.

Миф 1. Уровень масла у исправного двигателя не меняется

Расход масла есть у любого двигателя. Масло уходит из двигателя вместе с выхлопными газами, поскольку перед этим попадает в камеру сгорания. Путей всего три: через уплотнение поршень-цилиндр, через уплотнения клапанов и с газами из системы вентиляции картера.

Если бы через кольца не проходило ничего, верхнее поршневое работало бы «на сухую». Долго бы такая пара трения не прожила. Значит, ничтожное количество масла все же остается на стенке цилиндра и при рабочем ходе частично сгорает.

Уплотнения клапанов, если исправны, дают очень малый расход, но и там трение тоже не сухое.

Особенно велик унос масла через вентиляцию картера (картерные газы содержат мельчайшие капельки масла), когда двигатель работает на больших оборотах или автомобиль движется в условиях крутых подъемов и спусков.

В турбомоторах масло через уплотнения ротора турбокомпрессора (они похожи на поршневые кольца) в небольших количествах может проникать на впуск и на выпуск.

Поэтому любой, даже самый новый, исправный и высококачественный двигатель потребляет масло, пусть и немного.

Миф 2. Уровень масла не может повышаться

В холодную погоду, когда автомобиль совершает короткие поездки и мотор не прогревается до рабочей температуры, уровень масла в двигателе может расти (на 10–15 мм по щупу). Только это уже не чистое масло, а смесь с топливом. Система управления двигателем при пуске и прогреве готовит настолько богатую смесь, что часть топлива не сгорает и попадает через поршневые кольца в поддон двигателя. Но если короткие поездки чередовать с долгими, то топливо будет испаряться из масла и уровень расти не будет.

Миф 3. Лучше перелить масло, чем недолить

Все зависит от того, насколько перелили или недолили. Если уровень выше на 10–20 мм по щупу, можно не переживать. Если больше, то излишек нужно слить. Иначе избыток масла будет захватываться коленвалом. Это создаст излишний масляный туман в картере двигателя, который будет засасываться в систему вентиляции картера, засоряя дроссельный узел и загрязняя компрессор с интеркулером (если они есть). Лучше отвернуть масляный фильтр и вылить из него масло.

При сливе через пробку поддона велик риск вылить больше, чем надо, а потому есть смысл подставить чистую емкость. Но лучше откачать излишек через трубку щупа с помощью шприца и тонкого шланга.

При сливе через пробку поддона велик риск вылить больше, чем надо, а потому есть смысл подставить чистую емкость. Но лучше откачать излишек через трубку щупа с помощью шприца и тонкого шланга.

Если уровень хоть чуть-чуть выше нижней метки на щупе — можно ехать. Но при первой возможности обязательно долить масло.

Постоянная езда на нижнем уровне нежелательна потому, что в системе оказывается недостаточно масла и оно работает более интенсивно и быстрее теряет свои свойства. А в жару масло способствует дополнительному охлаждению двигателя — его нужно много.

Критическим уровнем будет такой, когда периодически помаргивает лампа аварийного давления масла. В таком режиме ездить нельзя. Нужно долить любое моторное масло — хоть для дизельного грузовика.

Миф 4. Уровень масла снижается между ТО пропорционально пробегу

При одинаковом режиме эксплуатации на протяжении 15 000 км расход масла будет разным. На протяжении первых 5–7 тысяч километров, пока масло свежее, угар практически незаметен. По мере ухудшения характеристик масла его расход начнет расти.

Считается, что двигатель и масло идеально соответствуют друг другу, если к замене уровень не упал ниже нижней метки на щупе. Но это получается только на свежих автомобилях, при качественных маслах и легких условиях эксплуатации.

При обычной эксплуатации резкий рост расхода масла при небольшом пробеге свидетельствует о том, что вы нарвались на подделку. И масло нужно немедленно менять.

Если интенсивный угар начался после 5000 км, это свидетельствует о тяжелых условиях эксплуатации и невысоком качестве масла. Его лучше не доливать, а поменять, так как масло выработало свой ресурс.

Эксперт «За рулем» ставит точку в этом споре. А еще рассказывает, какие факторы кроме температуры способны исказить результаты замера.

Масло в моторе должно быть! Вот это неоспоримый факт. А количество даже производитель позволяет варьировать с погрешностью 25%. Ведь при емкости системы около четырех литров разница между верхней и нижней метками на щупе составляет целый литр.

Когда проверять уровень масла в двигателе?

Масло следует проверять после длительной стоянки автомобиля. Причем уровень может быть как ниже нормы, так и выше. Ниже, если масло сильно подтекает через какое-то соединение и незаметно стекает на землю. Выше, если в масло просачивается охлаждающая жидкость. А еще зимой уровень масла может быть больше из-за попадания в него большого количества несгоревшего топлива. Так бывает, если поездки на автомобиле очень короткие и мотор постоянно непрогрет, работая на обогащенной топливо-воздушной смеси.

Кроме того, уровень стоит проверять после интенсивного движения с высокими скоростями в течение длительного времени. В этом случае мотор может начать подъедать масло, хотя в обычных поездках по городу вел себя паинькой.

Уровень масла советую проверять почаще, если вы много ездите по горным дорогам. Угар масла будет расти как из-за высоких нагрузок, так и от постоянного расплескивания масла на стенки блока цилиндров.

Как проверять уровень масла?

Проверять можно и на холодную, и на горячую — особой разницы вы не заметите.

Для эксперимента мы выбрали бензиновый двигатель серии QR25 рабочим объемом 2,5 л и емкостью системы смазки 5 л. Такой мотор можно встретить, к примеру, под капотом кроссовера Nissan X-Trail. Разница в уровнях масла на постоявшем длительное время автомобиле и на горячем двигателе не превышает пары миллиметров. На других моторах разница будет того же порядка. Но все же существует несколько правил.

Главное, помните:

  • Проверяете на холодную — увидите все то масло, что уже успело стечь в поддон после остановки двигателя. При этом уровень будет максимальным.
  • Примерно такой же результат будет, если проверяете масло на раскаленном моторе сразу после его остановки, — разогретое масло стекает в поддон довольно быстро. Достаточно пары минут.
  • Проверяете сразу после того, как мотор проработал пару минут после холодного пуска — уровень минимален. Холодное масло поднялось в верхнюю часть двигателя насосом, а стекает неохотно.
  • Никогда не проверяйте масло на заведенном моторе. Физиономию забрызгает маслом через патрубок для щупа.

А еще при замере уровня масла важно, чтобы автомобиль стоял на горизонтальной площадке. Любой уклон может сильно повлиять на результаты замера.

Хотя замена масла и является одной из самых простых операций технического обслуживания, даже вокруг нее создано несколько мифов и легенд. Каждый, пробующий самостоятельно менять масло впервые, сталкивается с ними и не знает, что предпочесть. Попробуем разобраться.

Общие принципы

Прежде всего сразу обозначим, что двигатель - это не просто "черный ящик, в который можно заливать масло". Масло там находится во вполне определенных местах. На рисунке выше приведен какой-то (вполне возможно, от ВАЗ-2108) двигатель в разрезе.

В нижней части двигателя находится поддон картера, и когда мотор заглушен - все масло стекает туда. Ну, за исключением тоненькой пленочки, которая либо не стекает вовсе, либо стекает очень долго. В поддоне же находится приемная трубка масляного насоса. Когда мотор начинает работать, масляный насос забирает масло из поддона и нагнетает его в каналы для смазки.

Здесь важно понимать, что общий объем масла, необходимый для смазки всех трущихся частей двигателя, очень невелик. Грубо говоря, мотору для работы нужно поллитра масла (может, даже поменьше). Другое дело, что в таком режиме масло очень быстро теряет свои свойства, так как постоянно находится "в работе". Типовой же объем масла в двигателе составляет 3-5 литров, и "в работе" постоянно находятся разные части этих трех-пяти литров. Таким образом, срок службы масла продлевается как раз до тех самых 10000-15000 километров пробега, которые производитель рекомендует в качестве интервала замены масла.

Следует отличать "давление масла" и "уровень масла". На приборке автомобиля обязательно есть красная лампочка давления масла. А на современных автомобилях также есть лампа уровня масла - как правило, желтая. Отсутствие давления масла - аварийная ситуация, когда в область трения вообще не подается масло. В этом случае происходит трение "металл-металл", приводящее к критическому износу. Грубо говоря, если поехать с горящей лампой давления масла - то почти наверняка это приведет к необходимости ремонта двигателя из-за его механической поломки. При этом уровень масла далеко не настолько критичен - главное, чтобы его хватало для подачи в систему смазки (чтобы насос не "хапнул воздуха", как это называют в простонародье). То есть, если масла критически мало - в какой-то момент масляный насос просто не получит очередной порции масла для подачи в систему, и давление масла упадет.

Совсем просто это можно выразить так: при горящей красной "масленке" ехать нельзя вообще, пока не будут установлены причины ее включения. А при горящей лампе низкого уровня масла ехать можно - но лучше прямиком за маслом на доливку.

Еще одним аспектом является температура масла. Когда насос забирает порцию масла и нагнетает ее к трущимся частям, масло, проходя через рабочую область, нагревается. Потом оно возвращается в поддон уже подогретым. Там оно немного остывает (насколько это возможно через поддон), и снова подается в систему смазки. Никаких термостатов для масла в двигателе чаще всего не предусмотрено, поэтому температура масла через некоторое время устанавливается постоянной для конкретных условий - для конкретного количества масла и температуры воздуха вокруг. То есть, условно говоря, летом масло в поддоне конкретной машины будет иметь температуру 80 градусов. А зимой, на этой же машине - 70 градусов, потому что на улице холоднее и масло в поддоне охлаждается активнее. Цифры температуры приведены условные, так как существенной роли в обсуждаемом вопросе не имеют.

Чем меньше масла в системе - тем выше в итоге температура масла в поддоне. А при прочих равных условиях, более высокая температура для масла приводит к чуть более интенсивному износу. Это в целом некритично для простых моторов типа того же "восьмерочного", но может играть существенную роль в особо технологичных современных двигателях.

Уровень масла и другие мифы

Теперь можно подойти ближе к теме, заявленной в заголовке - сколько все-таки заливать масла. Вопрос не пустой, так как мифов вокруг заливки масла довольно много. Вот некоторые из них:

1) Выше максимума лить нельзя - выдавит сальники.

2) Ниже минимума лить нельзя - мотор получит критический износ.

3) Лить надо строго до середины между метками "MIN" и "MAX" на щупе.

4) В масляный фильтр надо обязательно залить немного масла при установке, иначе мотор получит дополнительный износ при старте.

5) Надо обязательно промыть мотор промывочным маслом, чтобы слить максимум старого масла.

Разберем эти мнения подробнее.

Лить выше максимума нельзя

Апологеты этой теории считают, что при превышении максимального уровня произойдет что-то страшное. Например, выдавит сальники - резиновые уплотнения коленчатого вала.

Это заблуждение. В поддоне картера отсутствует избыточное давление, более того - есть некоторое разрежение, так как эта полость двигателя соединена с впускным коллектором, который "засасывает" в себя картерные газы - это называется "вентиляция картера". Есть ситуация, когда в картере присутствует избыточное давление. Это либо забитая вентиляция картера, либо износ цилиндро-поршневой группы, когда при сгорании топлива в цилиндре газы прорываются через компрессионные кольца на поршне. Вот в этих случаях действительно сальники выдавит, и не только сальники, но и другие уплотнения на двигателе. Это, однако, неисправность, которую надо чинить, а не пытаться сопоставлять наличие подтеков с уровнем масла.

Есть, правда, и обратный аспект. Если посмотреть еще раз на картинку двигателя в разрезе, видно, что прямо над картером находится коленчатый вал. Если перелить масла сильно выше максимума - противовесы коленчатого вала при вращении будут бить по поверхности масла и расплескивать его, создавая масляный туман. Этот масляный туман будет попадать во впуск через систему вентиляции картера, а дальше - в цилиндр, где будет частично сгорать. Мотор будет дымить сизым дымом, на катализатор будет попадать несгоревшее масло. В общем, ничего хорошего. Но для такого эффекта во-первых надо перелить куда больше литра масла сверх максимума, а во-вторых, такой эффект будет заметен сразу.

Лить ниже минимума нельзя

В принципе, об этом мы уже говорили. Мотору достаточно, чтобы масла хватало для постоянного его присутствия в смазочных каналах. Это может быть пара литров. Ничего страшного с мотором не произойдет, даже если проехать так тысячу километров. Другое дело, что и хорошего в этом ничего нет - начиная с ускоренной деградации масла и его повышенной температуры. Поэтому правильно эта формулировка звучит так: "не рекомендуется ездить с уровнем масла ниже минимума, однако в случае необходимости допускается, но крайне важно при первой возможности долить до уровня".

Лить надо строго до середины между метками "MIN" и "MAX"

Корни этого мифа нам неизвестны. Предположительно, это такой застарелый подсознательный страх допустить какую-либо крайность. Потому что масляный щуп в принципе не является измерительным прибором - это всего лишь индикатор, показывающий, достаточно масла или нет. Поддон (мы опять упорно возвращаемся к картинке двигателя в разрезе) имеет сужающуюся к нижней части форму, поэтому "верхние" поллитра масла займут на щупе четверть расстояния между "MIN" и "MAX", а еще поллитра сверх "MIN" займут три четверти этого расстояния.

При всем при этом документация производителя допускает совершенно штатную эксплуатацию двигателя при любом уровне масла между двумя этими метками - хотя и рекомендует долить до максимума.

В масляный фильтр надо обязательно залить немного масла при установке

Здесь все просто. При первом пуске двигателя после замены масла и фильтра первые пару секунд сухой масляный фильтр пропитывается маслом, и лампа давления масла горит несколько дольше обычного. Если же в масляный фильтр перед установкой залить немного масла (пропитать его), то лампа давления погаснет почти сразу. То есть, действительно, давление масла появится чуть раньше, что убережет двигатель от какого-то гипотетического повышенного износа.

На практике - данное действие скорее просто немного бесполезное. Двигатели большинства машин рассчитаны на эту ситуацию с пропитыванием фильтра, и не получают никакого существенного износа при первом пуске с сухим фильтром. Возможно, пропитывание фильтра позволит двигателю пройти до капремонта не 400000 км, а 410000 км - но будем честны сами с собой, имеют ли это 10000 км принципиальное значение?

Надо обязательно промыть мотор промывочным маслом

Цель данного действия - максимально удалить старое масло перед заливкой нового. Кто-то заливает в старое масло промывку-"пятиминутку", от которой масло становится более жидким и охотнее стекает, кто-то за пару сотен километров до замены заливает "долгоиграющую" промывочную присадку, а кто-то, слив старое масло, заливает специальное промывочное, на котором мотор работает 5-10 минут, и после которого заливают уже новое. Лайт-версией такого подхода является "проливка" мотора небольшой (100-200 мл) нового масла при открытой сливной пробке.

Рациональное зерно в этом есть - в любом моторе есть несливающийся остаток старого масла, и если его каким-то образом удалить - хуже никому не станет. Однако в целом моторы более-менее рассчитаны на то, что новое масло получит эту порцию старого масла, и выходить из строя раньше времени от этого не выйдут. Поэтому данный миф перестает быть мифом, как только меняет тональность из обязательной на рекомендательную: лучше все же промывать, но это сугубо добровольно, как говорится - по любви, а не по принуждению.

Так сколько лить-то?

Ответ простой: лить так, чтобы уровень масла совпадал с отметкой "MAX" на щупе. А если не совпадет на пару миллиметров в любую сторону - ничего страшного в этом нет, бить тревогу и сливать лишнее масло совершенно незачем. При всей высокотехнологичности современных двигателей, такую погрешность они не ощутят.

Читайте также: