Подготовка стены к установке кондиционера

Обновлено: 26.04.2024



Демонтаж кондиционера с сохранением фреона: этапы и тонкости процесса

Затеяв ремонт, я, в числе прочего, решил перекрасить стены. Внутренний блок кондиционера мешал это сделать, и тогда я провел демонтаж кондиционера с сохранением фреона. При известной сноровке и обладая нужной информацией, это можно сделать без привлечения квалифицированных специалистов; ниже я расскажу, в каком порядке проходит демонтаж, и как избежать ошибок.

О фреоне и плюсах демонтажа своими руками

У современных устройств кондиционирования воздуха имеется интересная особенность: изготовитель рассчитывает максимально допустимую длину трассы между блоками. Значение прописывается в технических характеристиках, поскольку от него зависит, сколько фреона будет изначально закачено в систему. В работающем агрегате фреон распределяется по всей системе: по обоим блокам и трассе между ними.

Поэтому, если просто отсоединить медные трубопроводы, весь хладагент (очень текучее вещество) с легкостью вытечет наружу. А это плохо с точки зрения здоровья (можно получить ожог) и экологии (как известно, фреон разрушает озоновый слой атмосферы). В случае утечки при повторной установке придется заново рассчитывать нужное количество фреона и заправлять агрегат.

Существует определенный набор действий, придерживаясь которых, можно правильно демонтировать сплит-систему самому. Более того, существует несколько способов демонтажа, и не для каждого нужно заранее приобретать специализированный инструмент. Тем не менее, для всех необходим аккуратный и неторопливый подход, а также знание технических тонкостей.

Демонтаж имеет смысл проводить своими силами по двум причинам:

Готовим инструмент: от чего можно отказаться

Смысл самостоятельного демонтажа состоит в экономии средств и времени. Но демонтировать сплит систему следует с точным соблюдением правил. В противном случае дорогостоящий фреон вытечет, а вам придется приглашать мастера для закачки новой порции.

Для работы потребуется инструмент; некоторые его разновидности можно заменить более дешевыми аналогами, а от некоторых позиций можно (с некоторыми оговорками) отказаться. В идеале необходимо подготовить следующие инструменты:

  • Манометр низкого давления (манометрический коллектор). С его помощью определяют давление после перекачки хладагента в наружный блок. Стоимость прибора колеблется от 1,5 до 3,5 тыс. рублей, поэтому покупать его для разовой операции нет смысла. Если провести перекачку без погрешностей, можно обойтись без манометра.
  • Набор шестигранных ключей. Они нужны обязательно, так как с их помощью откручивают штуцеры на блоке. Для большинства бытовых кондиционеров используются шестигранники на 4 и на 5 мм. Краны большего размера стоят, как правило, на полупромышленных моделях.
  • Отвертки: плоская и фигурная (крестообразная), разводной ключ.
  • Труборез и заглушки. Если трубореза нет, подойдет обычная ножовка по металлу (правда, будет не так удобно).

Демонтаж рабочего кондиционера (с фреоном)

Ниже рассматриваются варианты частичного или полного демонтажа рабочего оборудования. Такая процедура необходима при переезде или, как в моем случае, при ремонте. Смысл всей процедуры состоит в том, чтобы перекачать весь фреон в наружный блок и сохранить его там с минимальными (некритичными для функционирования) потерями. Сделать это можно тремя способами.

Способ без манометра

Необходимо собрать хладагент в теплообменнике внешнего блока. Для этого выполняют следующие операции:

  • Переводят кондиционер в режим охлаждения: включают на пульте режим холода и устанавливают минимально возможную температуру.
  • После запуска кондиционера (в помещении) перемещаются к наружному блоку и снимают защитный кожух в месте входа трубок.
  • Откручивают заглушки (колпачки) сервисных кранов, которые в рабочем состоянии открыты. Становятся доступными краны под шестигранник.
  • Перед следующими действиями необходимо убедиться, что компрессор кондиционера работает (что определяется по характерному шуму наружного блока или по холодным кранам).

Если вы занимаетесь демонтажом зимой, а температура ниже, чем можно установить на пульте, компрессор может не включиться, так как посчитает, что в помещении достаточно прохладно. В этом случае придется пойти на хитрость: открыть крышку внутреннего блока, снять сетки и найти температурный датчик. Помощник будет держать датчик в руке, согревать его и искусственно завышать показатели температуры.

Сервисные краны имеют разные размеры, соответствующие размерам всасывающей (толстой) и нагнетательной (более тонкой) трубки. Для того чтобы перекачать фреон в наружный блок кондиционера, выполняют следующие операции:

  • Закрывают кран с тонкой трубкой. Фреон продолжает поступать во внешний блок, но выхода из него уже не имеет.
  • Выждав несколько секунд (пока весь хладагент не окажется в наружном блоке), перекрывают второй кран.
  • С помощью шестигранника закручивают кран с тонкой трубкой (по часовой стрелке, до упора). В старых агрегатах с износившимися уплотнителями в этот момент может начать выходить фреон. Постарайтесь завинтить кран как можно быстрее, чтобы минимизировать потери.
  • После блокировки тонкой трубки вы услышите, что компрессор стал работать с нагрузкой. Так происходит потому, что подача фреона к внутреннему блоку прекратилась, но второй кран открыт, и компрессор продолжает откачивать остатки хладагента из испарителя внутреннего блока.
  • Теперь нужно подождать 20-30 секунд, а затем закрутить второй кран (на толстой трубке). Время ожидания зависит от длины магистрали: чем она длиннее, тем дольше нужно ждать. При длине 3-5 м хватит 20-30 секунд, для длины 7-10 м достаточно 40-50 секунд.
  • После этого, как весь фреон оказался в наружном блоке, желательно как можно скорее выключить кондиционер, чтобы не перегружать компрессор (это удобно поручить помощнику).
  • Медные магистрали снимаются, после чего их в обязательном порядке закупоривают, чтобы в испарительную камеру не попала пыль.

Способ с манометром

Отличие заключается в том, что после откручивания заглушек к кранам подсоединяют манометры. Подключение необходимо проводить крайне аккуратно (в перчатках), так как будет выходить хладагент под давлением. После подключения на манометре будет фиксироваться рабочее давление системы.

В процессе блокировки крана тонкой трубки вы будете наблюдать снижение давления на шкале манометра. С помощью прибора вы сможете отследить падение давления до нуля (а не ориентироваться по времени), а затем заблокировать кран толстой линии и сразу же выключить кондиционер.

Способ с потерями фреона

Существует еще один способ, как собрать фреон в наружный блок, но он связан с потерями хладагента. Если нет возможности запустить агрегат (например, при морозе за окном), тогда просто закрывают оба крана (без запуска прибора). Часть газа останется в трубках и во внутреннем блоке, и его придется стравить во время откручивания гаек.

Большая часть газа останется запертой во внешнем блоке, но, возможно, понадобится заправка (или дозаправка) хладагентом. Если устройство рассчитано на работу с фреоном 22, то можно ограничиться дозаправкой.

О тонкостях сохранения фреона перед демонтажом в следующем видео:

Коротко о главном

Если вы собираетесь изменить местоположение кондиционера, главное, о чем нужно позаботиться – это о сохранении фреона. Необходимо собрать хладагент в теплообменнике внешнего блока, и самостоятельно это можно сделать двумя способами, как с манометром, так и без него.

Использование манометра позволяет точно отслеживать давление в системе, что уменьшает риск поломки компрессора. Второй способ экономнее (так как не нужно приобретать оборудование), но время определяется на глаз, и, если у вас маловато опыта, велика вероятность убить компрессор. Третий способ применим в крайних случаях, и он связан с потерями фреона.

Напишите в комментариях, как думаете – как правильно провести демонтаж, если в кондиционере имеется защита от низкого давления, и он может автоматически выключиться после закрытия подающего крана (с тонкой трубкой)?

Как установить кондиционер: всё – от А до Я

Вопросом – как установить кондиционер, стали задаваться не только городские, но и сельские жители. Связано это и с ухудшением экологии и с возможностью, при помощи современного оборудования, сделать своё жилище более комфортным. Рассмотрим основные этапы этой, достаточно непростой, операции.

Определяем место

Самостоятельная установка кондиционера стартует с выбора места под монтаж. Поскольку большинство сплит-систем формируются, как минимум, из двух компонентов, то понадобится достаточная площадь для их установки. Также нужно учитывать направление воздушных потоков, и соблюсти требования производителя.

Технические требования

Первое на что нужно обратить внимание – это требования, которые предъявляет производитель к установке внутреннего блока кондиционера. Соблюдая правила установки кондиционера, можно произвести монтаж максимально качественно, и обеспечить оптимальный режим функционирования оборудования.

К основным требованиям относятся минимально допустимое расстояние между компонентами системы и препятствиями:

  • 15 сантиметров до потолка;
  • 30 сантиметров до боковых стен;
  • 150 сантиметров до препятствия, на которое будет направлен охлаждённый поток воздуха.

Указанные расстояния являются усреднёнными и необходимо ознакомиться с технической документацией, прилагаемой к оборудованию. Например, некоторые производители требуют оставлять между потолком и кондиционером до 30 сантиметров.

Варианты мест установки

Установка внешнего блока кондиционера, в классическом варианте, – возле окна или на открытом балконе. В случае остекления балкона установка оконного кондиционера возможна на перила, при условии их достаточной надёжности. Также кондиционеры крепят непосредственно к стенам, неподалёку от окон. До второго этажа блоки монтируются на максимально доступной высоте.

Решая, как установить кондиционер самостоятельно в частном доме, исходят из возможностей стен. Если дом обшит вентилируемым фасадом, используется специальный крепёж. При наличии надёжного цоколя крепление блоков можно выполнить на нем.

Что касается сплит-систем то, определяя место установки необходимо помнить о допустимых расстояниях между блоками. Эти параметры обозначаются в технической документации. Бывает, что производитель не регламентирует минимальное расстояние, что облегчает установку. В этом случае можно ставить блоки друг на друга, методом «бутерброда».

Несколько проще с расстоянием между блоками при максимальной длине, как правило, оно находится в пределах 6 метров. Систему допустимо продлевать, однако для этого понадобится дозаправка фреоном.

Инструменты и расходные материалы

Выполняя монтажные работы, важно соблюдать многие требования и главное из них – полная герметизация соединений при расположении блоков строго горизонтально. Чтобы установить кондиционер самостоятельно, понадобится определённый набор инструментов, а также расходные материалы.

Инструменты

Минимальный набор инструментария выглядит следующим образом:

  • дрель;
  • приспособление для калибровки;
  • бумага наждачная;
  • напильники;
  • перфоратор;
  • плоскогубцы;
  • развальцовщик;
  • сверла различного диаметра;
  • строительный уровень высокой точности;
  • приспособление для изгиба трубопровода;

приспособление для резки труб или ножовка по металлу.

В системах протяжённостью до 6 метров можно обойтись перечисленным инструментарием. При большей длине, понадобится вакуумный насос. Его рекомендуется использовать и на коротких отрезках для получения наиболее качественной установки, однако на протяжённых участках его использование обязательно.

Материалы

Чтобы установить сплит систему, потребуется использование определённых расходных материалов. В список необходимых компонентов такой:

  • анкерный крепёж;
  • болтовые соединения;
  • дюбеля;
  • крепления наружного блока;
  • трубы из меди используемые в системах охлаждения;
  • пластиковая защита для коммуникаций;
  • силовой кабель;
  • дренажная трубка;
  • трубный утеплитель.

Всё это приобретается согласно ТТ предъявляемыми производителем к установке конкретного оборудования.

Монтажные работы

Пред тем как установить сплит систему самостоятельно необходимо повторно ознакомится с документацией, идущей с оборудованием. Это поможет избежать ошибок, поскольку в монтаже различных марок кондиционеров бывают определённые отличия. Но для любой установки есть общее правило – определить на месте наличие скрытых коммуникаций. Повредить их во время работы – не лучшее развитие событий.

Установка блоков

Сначала устанавливают внутренние компоненты. Крепеж, на котором подвешивают блок, должен быть размещён в строго горизонтальном положении. После разметки и сверления отверстий устанавливаются дюбеля для крепления.

Особо тщательно необходимо фиксировать нижнюю часть крепежа. Там находятся защёлки, удерживающие блок. В завершении ещё раз проверяется горизонтальность.

Подготовка отверстий под коммуникации

Чтобы самому установить кондиционер следует тщательно разметить трассу бедующих коммуникаций. Она должна иметь горизонтальный уклон, не менее 1 сантиметра на метр, который обеспечит нормальное движение конденсата в дренаже. По всей протяжённости размеченной трассы сверлятся отверстия под установку крепёжных элементов.

После тщательного вычисления места прохода коммуникаций через стену пробивается отверстие, диаметром не менее 5 сантиметров. Оптимальным решением является сверление двух отверстий. Через одно будет проходить кабель и трубопровод с фреоном, через другое, дренаж. При этом крайне желательно уложить дренажную трубу ниже основных коммуникаций. Это даст для них определённую защиту на случай аварийной ситуации.

Подготовив крепёж для коммуникаций, можно монтировать его для наружного блока. Требования к строго горизонтальному размещению к нему такие же, как и для внутреннего. Для крепления, желательно использовать анкера покрупнее. Их необходимо установить во все отверстия пластины. Надёжность крепления – превыше всего. Стоит отметить что для работы на высоте может потребоваться специальное снаряжение.


Монтаж системы коммуникаций

Подключение кондиционера или сплит блоков к общей системе осуществляется при помощи силового кабеля и медного трубопровода. Также в эту систему входит дренажный канал. Первым монтируется медный трубопровод. Он состоит из двух труб разного диаметра, параметры которых берутся из инструкции к оборудованию.

Отрезаются отрезки необходимой длины, и тщательно обрабатываются края от заусенцев. Нельзя допускать попадания опилок внутрь трубы – это очень быстро выведет систему из строя, повредив компрессор. Для надёжности, отрезки можно промыть водой, просушить и установить временные заглушки на краях.

Подготовленные трубы утепляются по всей длине, не забывая про отрезок внутри стены. Стыки изолирующего материала тщательно фиксируются скотчем на металлической основе. Защищённые трубы устанавливают в стеновое отверстие оставляя в помещении.

Далее монтируется кабель – это наиболее простая операция. Концы кабеля зачищаются и на них ставятся клеммы, которые обжимают плоскогубцами. На кондиционере есть специальная пластина, расположенная над коннекторами под трубопровод. Она снимается, и кабель устанавливается на соответствующие контакты.

Дренажная внутреннего блока выводится наружу через отверстие в стене. Длину необходимо рассчитать так, чтобы дренаж заканчивался на расстоянии от 60 до 80 сантиметров от наружной стороны стены. Крепёж размещается не реже чем через один метр или чаще. Нельзя допускать провисания дренажного канала.

Поле этого из коммуникаций формируется единый жгут при помощи скотча на металлической основе. Для этого трубопровод выводят наружу и временно закрепляют. После формирования единого жгута его окончательно крепят к стене и устанавливают защитный короб. Для эстетичности все можно замуровать в здание. Но это трудоёмкое и рискованное предприятие. При аварийной ситуации ремонт будет весьма проблематичным.

Видео описание

Наглядно, процесс закладки коммуникаций в видео:

Подключение коммуникаций

Ели одним словом – коммутация выполняется к соответствующим разъёмам на блоках. Поскольку кабель уже подключён, остаётся присоединить трубопровод и разобраться с дренажом.

Дренаж

С внутренним блоком можно оставить так как есть, и тогда конденсат будет капать на улицу. Такое решение более распространённое, но не совсем правильное. Если работы выполнять по технологии, то дренаж подключается к канализационной системе. Для упрощения задачи с наружным блоком, на дренажный коннектор одевается небольшая гофрированная трубка. Конденсат в этом случае также будет выводиться на улицу.

Трубопровод

Особо тщательно стоит отнестись к установке медного трубопровода. От тщательности проведённых работ зависит надёжность и долговечность функционирования все системы. Если на протяжении коммуникаций перепад по высоте больше 5 метров, на трубах делается петля. Это позволит улавливать растворенное в фреоне масло. При меньших перепадах наличие петли необязательно.


Если трубопровод требует изгибов необходимо использовать специальное приспособления для этой операции. Не допустимы заломы или перегибы трубок. Все повороты системы необходимо выполнить максимально плавно.

Подключение трубопровода следует начинать с внутреннего блока. Перед монтажом он подготавливается – скручиваются гайки с наконечников подключения и вынимаются заглушки. При ослаблении гаек должно послышаться шипение. На заводе изготовителе, для защиты внутренностей от окисления, в блок закачивается азот. Заглушки вынимаются после полного выхода газа.

Вальцовка

Перед началом этой операции снятые с блока гайки необходимо одеть на трубы резьбой к коннектору. С трубопровода удаляются временные заглушки и проводится ревизия его краёв. Должны отсутствовать заусенцы, а сечение иметь форму правильного круга.

Если при нарезании труб они поменяли свою форму, то для восстановления используется калибрующее приспособление. Выравнивание проводят, вставив его в трубу и несколько раз прокрутив. Желательно чтобы края трубопровода не менее чем на 5 сантиметров имели максимально правильную форму.

Развальцовка

Эта операция является наиболее ответственной. Необходимо добиться максимальной герметичности в системе, чтобы минимизировать утечку фреона и, следовательно, уменьшить частоту дозаправок.

При развальцовке трубка держится вниз отверстием для снижения риска попадания в неё посторонних предметов. В развальцовщик она зажимается так, чтобы наружу выходило ровно 2 миллиметра – ни больше, ни меньше. После закрепления трубы, в неё устанавливается специальный конус, входящий в комплект инструмента. Для развальцовки он вкручивается в трубку до тех пор, пока вращение станет невозможным.

Поскольку используемый трубопровод толстостенный, придётся приложить изрядные усилия. В случае отсутствии опыта такой работы, для избегания брака, лучше провести тестирование на небольших обрезках. В результате должен получаться ровный и непрерывный край, имеющий чёткую кайму.

Коммутация к порту

После развальцовки, труба подсоединяется к соответствующему выходу, на который накручивается гайка. Запрещено использовать какие-либо герметизирующие средства и прокладки. Надёжность соединения обеспечивает материал трубопровода – медь высокого качества. При правильно выполненной развальцовке герметизация происходит без использования дополнительных средств.

При закручивании гаек на штуцер прилагаемое усилие должно быть в районе 60-70 килограмм, что достаточно серьёзно. Однако только так можно добиться надёжного обжима коннектора трубкой. После этого, все операции повторяются с остальными выходами.

Видео описание

Еще о монтаже кондиционера в этом видео:

Запуск системы

Закончив все работы по коммутации, приступают к запуску. Систему необходимо подготовить, удалив из неё весь воздух, азот и влагу. Они попадают в трубы при их монтаже. Если систему не очистить от посторонних газов, то возрастёт нагрузка на компрессор, и его полезный ресурс понизится.

Негативное влияние на работоспособность системы сказывает и влага. В состав фреона, закачанного в кондиционер, есть масла. Оно предназначено для смазки внутренних элементов системы. Поскольку масло имеет гигроскопичную структуру, то смешавшись с водой потеряет свою эффективность. В свою очередь, это повлечёт преждевременный износ элементов системы.

Становится понятным что эта операция необходима. Система конечно запустится, но на непродолжительное время. Удаление воздуха и остальных посторонних включений выполняется двумя способами:

  • впуском фреона в систему;
  • вакуумным насосом.

Первый способ можно осуществить за счёт небольшого дополнительного запаса фреона, закачанного во внутренний блок. Он подходит только для трасс не длиннее 6 метров. Именно поэтому для более протяжённых коммуникаций требуется вакуумный насос. Если продуть длинную систему из внутреннего блока, то не останется фреона для её работы.


Впуск фреона

Пред началом операции на внешнем блоке откручиваются заглушки и крышки на клапанах. Далее на 1 секунду открывается клапан внутреннего блока на трубе большего диаметра. Делается это исходя из конструкции клапана. Как правило, используется шестигранный ключ.

Подав в систему фреон и создав избыточное давление необходимо его сбросить. Делается это при помощи золотником на той же трубе, путём зажима пальцем. При этом, нужно оставить в системе небольшое количество фреона, чтобы туда не проник свежий воздух. Эта процедура повторяется пару раз.

После её завершения на золотник накручивается заглушка, а клапаны на обоих трубопроводах полностью открываются. Для проверки качества соединений можно промазать их мыльной пеной.

Вакуумный насос

Эта процедура требует не только вакуумного насоса, но и наличия шланга высокого давления. Также понадобятся два манометра – для низкого давления и высокого давления.

Шланг подсоединяется к золотнику толстого трубопровода. При этом оба вентиля должны быть закрыты. После коммутации вакуумного насоса к системе он включается и оставляется работать на 15-30 минут. Этого времени вполне хватает, чтобы откачать из трубопроводов воздух и остальные примеси.

После отключения насоса его необходимо оставить присоединённым к трубопроводу с закрытым вентилем. В таком положении система должна стоять около 30 минут. В этот промежуток времени ведётся мониторинг показателей давления. Если все соединения герметичны, стрелки приборов должны остаться на месте.

Если показания начинают меняться – где-то некачественная герметизация. Как правило, это места коммутации труб к блокам. Их дополнительная протяжка устраняет проблему. Если не помогло, то утечку обнаруживают мыльной пеной.

Если полная герметичность системы подтвердилась, то оставив насос подключённым, открывается клапан на толстом трубопроводе. После затихания характерных звуков, свидетельствующих о заполнении труб фреоном, откручивается шланг насоса. Делать это лучше в перчатках, чтобы не получить обморожение от остатков фреона. Теперь можно открыть клапан на тонком трубопроводе. Все готово – систему можно включать.

Видео описание

В видео смотрите, как проходит вакуумирование нососа:


Заключение

В заключении хочется отметить что монтаж и запуск – как кондиционеров, так и сплит систем достаточно сложное мероприятие. Необходимо обладать навыками строительных и монтажных работ, разбираться в технической документации и материалах. Именно поэтому, в большинстве случаев, к таким работам привлекают специалистов.

Более того, некоторые крупные сплит системы устанавливают только представители завода производителя. В противном случае теряется гарантия на сервисное обслуживание.

Также отметим, что запуск систем кондиционирования при помощи вакуумных насосов проводят в России и ближайших странах. В мировой практике их не применяют. Например, тот же Израиль где кондиционеры не выключают круглый год. Почему это делается, вопрос к зарубежным специалистам.

Монтаж трассы кондиционера – что нужно знать

Приветствую всех гостей сайта Кондиционерщик! В наши дни практически в каждой квартире нового дома установка кондиционера осуществляется в 2 этапа. Вначале осуществляется подбор и закладка необходимых коммуникаций, что требует учета всех нюансов. Потому первый этап является самым сложным, трудоемким и ответственным. Чтобы вы могли обезопасить себя от многих ошибок, я расскажу про важные особенности монтажа «трассы».

Для тех, кто плохо представляет, что такое «трасса» для «кондёра», в двух словах приведу информацию:

  1. Для бытового использования широкое применение получили настенные сплит-системы. Такой тип кондиционера состоит из двух блоков — внутреннего и наружного.
  2. Между собой блоки соединяются проводами и трубками (по которым движется фреон). Помимо них от внутреннего блока выводится шланг отвода конденсата (воды). Всю эту связку коммуникаций обычно и называют «трассой».
  3. Чтобы такую магистраль «спрятать» в стену производится монтаж кондиционера в 2 этапа.

В какой последовательности происходит подготовка к монтажу «трассы» кондиционера

Данная последовательность будет актуальна как для владельцев квартир, так и для монтажников:

    Сначала определяется место установки кондиционера (место расположения внутреннего блока в комнате).
  1. Далее выбираем мощность охлаждения устройства.
  2. Затем желательно определиться с типом «кондёра» (инверторный или on/off) и выбрать будущую модель. Сейчас при укладке «трассы» будут учтены размеры и трубки этой модели. Когда придет время приобретать кондиционер, то можно выбрать или рассматриваемую модель или любую другую (но ОБЯЗАТЕЛЬНО нужно будет учитывать размеры и диаметр трубок для нового прибора).
  3. Согласовываем точные отступы до внутреннего блока:
    ; .

Производится укладка «трассы» с нужным диаметром трубок. Подробнее об этом процессе напишу ниже.

  1. Заказчик подводит кабель электропитания к кондиционеру и продолжает отделочные работы («трасса» штукатурится).
  2. После финишной отделки блоки навешиваются на стены и подключаются к выведенным коммуникациям. Производится вакуумация системы и её запуск.

Пошаговая инструкция укладки «трассы» для сплит-системы

Существуют ситуации, где монтаж магистрали требует нестандартного подхода, и без помощи специалистов не обойтись. Но сегодня разберем один из простых вариантов укладки «трассы»:

Материалы магистрали для сплит-системы

  1. Первым делом размечаем на стене согласованные отступы и размеры внутреннего блока. Далее определяем место сверления отверстия на улицу. Если внешний блок будет расположен «под окном», то отверстие часто сверлится под краем окна (мы обычно сверлим ниже подоконника сантиметров на 10-15). Учтите, чтобы потом повесить блок, окно должно открываться (или же придется вытаскивать стеклопакет).
  2. Размечаем штробу под «трассу» от левого нижнего угла внутреннего блока до отверстия в стене. При этом стараемся, чтобы на поворотах и в углах не было резких перегибов (в этом случае будет меньше вероятности переломить трубки). Уклон на всем протяжении магистрали желательно делать одинаковым (так и длина коммуникаций будет немного поменьше, и стёк конденсата будет равномернее, и изгибы будут плавней).
  3. Смотрим, где могут проходить ДРУГИЕ КОМНАТНЫЕ ПРОВОДА и коммуникации в местах крепления внутреннего блока и прохождения трассы. ОЧЕНЬ ВАЖНО их найти и не повредить.
  4. С НЕБОЛЬШИМ НАКЛОНОМ сверлим отверстие наружу диаметром не менее 45 мм. Здесь надо быть внимательнее, чтобы осколками со стороны улицы ничего (никого) не повредить. Желательно их ловить снаружи. Производим штробление. Ширины и глубины штробы в 6 сантиметров обычно достаточно для бытовых систем. При необходимости глубину можно уменьшить до 3 сантиметров, и сделать ширину сантиметров 7-8 (уложить коммуникации при этом по «плоскости»). Для ровности штробы и некоторого упрощения задачи сначала лучше прорезать края болгаркой (или штроборезом, хотя я считаю, что для работ небольшого масштаба он не очень эффективен).
  5. Рассчитываем и замеряем длину материалов:
  • медных трубок в термофлексе. Смотрим, какой диметр трубок нужен для конкретного «сплита». Для кондиционеров производительностью до 3 кВт чаще всего используются 1/4 и 3/8 дюйма (6 и 10 миллиметров соответственно). Учитываем расстояние под внутренним блоком (около 50 см.), длину штробы, толщину стены, и расстояние снаружи. На улицу выводим трубки такой длины, чтобы хватило до кранов внешнего блока. Но желательно не меньше 0,5 метров на улице, чтобы сделать минимальный изгиб и спокойно с ними работать. Если требуются размеры внешнего блока, то читайте соответствующую статью.
  • межблочного кабеля. Для кондиционеров производительностью до 4 кВт достаточно пятижильного кабеля сечением 1,5 мм. кв. (ВВГ 5х1,5 идеально подходит). Учитываем также расстояние под внутренним блоком (около 1,2 м.), длину штробы, толщину стены, расстояние снаружи (длина кабеля на улице обычно длиннее трубок сантиметров на 20-30).
  • дренажного шланга. Лучше всего использовать специализированный гофрированный шланг с внутренним диаметром 16 мм. Его длина должна учитывать расстояния под внутренним блоком (около 50 см.), длину штробы и стены, расстояния на улице (обычно 1,2 м. хватает).
  • дополнительного провода. Рекомендую вместе с «трассой» оставлять запасной провод (например, ПВС 3х1,5). В случае необходимости он используется для питания внешнего блока (или подключения дополнительных датчиков, которые могут идти в комплекте с кондиционером). Его длину можно рассчитывать как длину межблочного кабеля.
    Удобно начинать укладку «трассы» с того конца, который будет выходить на улицу. В таком случае формируем конец «трассы» в один жгут (длина материалов согласно вашим расчетам). При этом на трубки одеваем флекс. Обматываем специальной лентой или скотчем ту часть магистрали, которая будет находиться внутри отверстия и на улице (чтобы не повредился флекс в процессе протаскивания трассы).
  1. Протаскиваем подготовленный конец магистрали в отверстие. Контролируем, чтобы на улице длина трубок была такой, как вы рассчитали.
  2. После этого внутри помещения укладываем в штробу все материалы. Фиксируем их скотчем. Главные правила:
    дренажный шланг на всем протяжении «трассы» должен располагаться под наклоном;
  • на выходе из штробы (где будет внутренний блок) дренаж располагается в самом низу «трассы» (СЛЕВА от трубок);
  • на выходе из штробы (где будет внутренний блок) трубки располагаются СПРАВА от дренажа (толстую трубку лучше сделать сверху тонкой);
  • если какие-то провода (к комнатным розеткам или выключателям) мешают укладке «трассы», то лучше их извлечь (чтобы не сломать медные трубки);
  • трубки диаметром до 10 миллиметров гнуть аккуратно, чтобы не переломить. Для более толстых диаметров используйте трубогиб. Если опыта нет, то лучше ВСЕ трубки гнуть без флекса;
  • стыки флекса склеиваем (серой лентой, например).
    Закрепляем трассу в нескольких местах. Для этого удобно использовать так называемую перфоленту. Обязательно нужно закрепить на выходе из штробы (где будет внутренний блок).
  1. Фотографируйте уложенные коммуникации, вместе с нарисованной на стене схемой расположения блока.
  2. Отделочникам и владельцу даем основные указания. Например:
  • показываем куда подвести кабель «питания» кондиционера;
  • указываем, как лучше заштукатурить и поклеить обои вокруг «хвоста трассы»;
  • предупреждаем, чтобы «трассу» не сломали, не повредили внутри стены и вообще не трогали.

На этом заканчивается процесс укладки магистрали для «сплита». Для более полного понимания процесса настоятельно рекомендую прочитать еще статью про монтаж кондиционера в 2 этапа.

Как я уже говорил – укладка «трассы» является одной из самых сложных работ в процессе ремонта квартиры. Мастера – штукатуры должны знать всё про внутреннюю отделку помещений. Кондиционерщики обязаны знать все нюансы подключения кондиционера. А специалист, который подготовит «трассу» должен знать и о кондиционерах и об особенностях отделочных работ. Желаю всем находить лучших специалистов, которые выполнят задачу грамотно и до конца!

Дополняйте представленный материал своими комментариями!

Установка кондиционера – задача непростая, но выполнимая! На каждом этапе возникает множество вопросов. Усложняется это тем, что невозможно дать одну стандартную схему – каждый случай индивидуален. Если не знаешь с чего начать монтаж, в какой последовательности выполнять операции, то эта статья для тебя!

Как установить кондиционер самостоятельно – пошаговая инструкция

В интернете существует множество рекомендаций и руководств, но в них мало конкретики. В этом посте я выделю нюансы, возникающие на каждом шаге монтажа – постараюсь сделать понятную инструкцию. Чтобы с помощью неё каждый смог выполнить несложную установку бытовой сплит-системы. Но перед началом работ прочитайте статью полностью.

Настоятельно рекомендую доверить монтаж специалистам в следующих случаях:

  • если «трасса» кондиционера очень длинная и имеет сложные изгибы;
  • если магистраль будет проходить через несколько стен;
  • если внешний блок устанавливается на большой высоте (выше второго этажа);
  • если диаметр хотя бы одной из труб больше 3/8 дюйма.

Установка кондиционера

Как вывернуть трубки кондиционера

  1. Первый этап – самый сложный. Необходимо представить, где будут располагаться блоки кондиционера, и каким образом будет проложена «трасса» между ними. Здесь следует учитывать каждый фактор:
    габариты блоков. Нужно убедиться в том, что оба устройства помещаются в планируемом месте – соблюдаются допустимые расстояния до потолка и стен. Об этом я написал несколько статей (читайте расположение внешнего блока);
  • вы должны убедиться в отсутствии проводов и труб в местах сверления стен (особенно под внутренним блоком);
  • дренажная трубка от внутреннего блока должна обеспечить слив конденсата «самотёком». Хотя бы минимальный наклон должен быть (5 мм. на 1 метр длины). Т.е. нельзя сверлить отверстие выше уровня внутреннего блока. Убедитесь, что вода будет сливаться на улицу (а не на балкон соседа, например);
  1. Теперь можно приступить к монтажу внутреннего блока. Если «трасса» от него будет выходить ВПРАВО, то нужно аккуратно вывернуть медные трубки в другую сторону (т.к. с завода они направлены влево). Делать это нужно ОЧЕНЬ ОСТОРОЖНО БЕЗ ФЛЕКСА – не сломать трубки (как указано в инструкции к «сплиту»). Если посмотреть на фото, то гнутся трубы параллельно полу, а не перпендикулярно! Соединение гаек может быть только под внутренним блоком или в кабельном канале. Ни в коем случае гайки медных трубок не должны оказаться внутри стены.

Как вешать внутренний блок сплит-системы

На монтажной пластине размечаем центр блока. Затем центр отмечаем на стене. Не забываем про расстояние до потолка. При помощи уровня выравниваем пластину и крепим её.

После этого можно прикинуть внутренний блок к закреплённой пластине (но не защелкивайте нижние клипсы к пластине!). Карандашом отмечаем нижние углы корпуса. Затем снимаем блок с пластины.

  1. Отмечаем, где будет отверстие в наружной стене.
  • если трасса пойдет напрямую (через стену под внутренним блоком – «прямой монтаж»), то отверстие делаем в левом нижнем углу блока. Отмечаем отверстие диаметром 45 мм, так чтобы оно после закрылось блоком.
  • если «трасса» пойдёт влево или вправо от блока («боковой монтаж»), то отмечаем «трассу» до наружной стены (с небольшим наклоном). На фото представлен боковой монтаж, где магистраль имеет дополнительный поворот внутри комнаты (т.к. внешняя стена смещена). В вашем случае поворота может не быть.

Плавный изгиб магистрали кондиционера

Аккуратно прорезаем обои и отбиваем штукатурку в точке сверления. Если монтаж прямой или как на фото выше, то нужно сделать так называемый «заход» к отверстию (где трубки будут заходить в стену). Чтобы в этом месте изгиб «трассы» был плавный.

  1. Приступаем к бурению отверстия. Диаметр отверстия для небольших кондиционеров должен быть 45-50 мм. Во время сверления контролируйте, чтобы на улице не было людей, машин и прочего.
  • для кирпичных или бетонных стен потребуется большой перфоратор и бур с победитовым наконечником. Первые 2-3 см стены бурите без наклона (по прямой), чтобы бур чуть вошел в стену. Затем обязательно делайте наклон вниз. Во время этой операции лучше пользоваться промышленным пылесосом.
  • деревянную стену лучше сверлить дрелью с перьевым сверлом диаметром 45 мм. Процесс будет идти медленно, но верно. Не забываем про наклон отверстия вниз.
  • металлопрофиль или «сендвич» лучше сверлить биметаллической коронкой 45мм. Так же не забываем про наклон отверстия вниз.
  1. Приступаем к креплению кронштейнов внешнего блока. Необходимо их надежно и по уровню закрепить. Если кондиционер монтируется «под окно», то лучше сразу зафиксировать на кронштейнах болты (для крепления блока). Болты должны смотреть вверх и должны быть затянуты гайками. Закрепляем болты, чтобы лапки блока точно на них попадали.
  2. После того как сделали всю «грязную» работу, берем в руки рулетку, листок и карандаш. Считаем с запасом длину межблочных коммуникаций (в этом поможет статья про укладку «трассы»):
  • 2 медные трубки. Для небольших кондиционеров часто используются трубки диаметром 1/4 и 3/8 дюйма. Важно чтобы концы трубок были заклеены от попадания малейшей пыли;
  • межблочный кабель (соединяющий два блока). Для небольших кондиционеров подходит ВВГ 5×1,5;
  • дренажный шланг. Лучше использовать специализированный гофрированный шланг диаметром 16мм;
  • термофлекс на обе трубки;
  • если кондиционер «питается» к внешнему блоку, то вместе с «трассой» запускаем кабель питания. Для небольших кондиционеров подойдет ПВС 3×1,5;
  • дополнительный межблочный провод. У некоторых кондиционеров в комплекте идет дополнительный двухжильный провод. И если таковой имеется, то не забываем про него.
  1. Если «трассу» кондиционера нужно будет протащить всего через одно отверстие в стене, то можно действовать следующим образом:

Внутренний блок удобно располагаем и подсоединяем к нему материалы:

    . Открываем переднюю крышку корпуса и находим колодки. Протаскиваем кабель через заднюю часть корпуса. Записываем номера клемм и цвета жил, которые к ним подключили;
  • откручиваем гайки (или заглушки) трубок двумя ключами. Обычно при этом спускается воздух – не пугаемся и следим, чтобы заглушка никуда не отлетела! Далее потребуется такое приспособление как вальцовка. Трубки вальцуем и подсоединяем, предварительно изучив как это делается. Нужен опыт чтобы качественно затянуть гайки (если их не дотянете, то фреон будет «уходить», если перетяните, то можете сорвать резьбу). Для этого кто-то пользуется специальным динамометрическим ключом;
  • герметично подсоединяем дренажный шланг к внутреннему блоку;
  • если в комплекте к кондиционеру есть дополнительный провод, то подсоединяем его к предназначенной клемме (вы её увидите).
  1. Когда трубки еще без термофлекса, можем их аккуратно погнуть под отверстие (если «монтаж прямой»). Для «бокового монтажа» выпиливаем заглушку корпуса.
  2. Одеваем термофлекс на обе трубки. Все трубки (включая их гаечное соединение) должны быть в термофлексе герметично замотаны, чтобы на трубках не образовывался конденсат. Для фиксирования лучше воспользоваться специальной лентой.
  3. Компактно укладываем «трассу» внутри блока и фиксируем её лентой. Не забываем про кабель «питания» (выводим его, куда вам нужно). А так же следите, чтобы дренажный шланг был внизу.

В один компактный жгут формируем следующие материалы:

  • 2 трубки в термофлексе;
  • межблочный кабель;
  • дренажный шланг;
  • дополнительный провод (если он идет в комплекте);
  • кабель питания (если питание подключается к внешнему блоку).
  1. При помощи напарника протаскиваем внутренний блок с «трассой» через отверстие в стене. Вешаем его на пластину, но нижние клипсы не защелкиваем!
  2. Кабель питания подводим до нужного места внутри комнаты (но не подключаем!). Если требуются, закрываем «трассу» внутри комнаты кабельным каналом. Защелкиваем нижние клипсы блока.
  3. Закидываем внешний блок на кронштейны и надежно его прикручиваем. «Трассу» снаружи аккуратно подводим к кранам внешнего блока.
  4. Откручиваем гайки кранов внешнего блока (смотрите, чтобы в открытые штуцеры ничего не попало). Одеваем гайки на трубки, после чего их вальцуем. Прикручиваем медные трубки к штуцерам.
  5. Подключаем межблочный кабель точно так же как к внутреннему блоку. Если в комплекте с кондиционером идет дополнительный провод, то подключаем его к соответствующей колодке. Подсоединяем кабель «питания» если согласно схеме он идет к внешнему блоку.
  6. Далее потребуются манометры и вакуумный насос (манометры должны соответствовать типу фреона). Здесь будьте внимательны:
  • подсоединяем ЛЕВЫЙ шланг манометра к штуцеру внешнего блока (к которому подходит трубка большого диаметра). СРЕДНИЙ шланг манометра подсоединяем к вакуумному насосу;
  • запускаем насос и открываем ЛЕВЫЙ кран на манометре (против часовой стрелки);
  • ждем несколько минут пока «откачается» воздух. Для небольших кондиционеров (до 2,7 кВт мощности) и короткой «трассой» (до 5 метров), ждите от 8 до 10 минут;
  • по окончании «откачки» перекрываем ЛЕВЫЙ кран манометра, и сразу после этого отключаем насос. Смотрим на показания манометров (стрелка должна стоять на месте «-1»). Если в вашем случае требуется дозаправка фреоном, то читайте соответствующие статьи (сколько хладагента нужно добавить);
  • приоткрываем шестигранником кран тонкой трубки на внешнем блоке. При этом смотрим на показания манометров – стрелку «поймайте» примерно на 3 bar. Наблюдаем за стрелкой 5 минут – она не должна двигаться к 0 bar (что будет свидетельствовать о герметичности соединений трубок);
  • далее откручиваем ЛЕВЫЙ шланг манометра от кондиционера. Здесь нужно быть ОЧЕНЬ аккуратным и БЫСТРО открутить шланг, чтобы не обжечься фреоном (обязательно в перчатках). Даже специалисты со стажем могут пострадать при этой операции;
  • открываем шестигранником оба крана на внешнем блоке (против часовой стрелки). После этого можем закрывать все заглушки.

Примерно такая же инструкция есть в отдельной статье по вакуумированию кондиционера.

Таким образом, монтаж кондиционера завершен! Эта статья не является универсальной инструкцией для всех бытовых кондиционеров. Но в большинстве случаев она будет актуальна, и надеюсь, поможет вам установить кондиционер. Смотрите подробное видео по монтажу сплит-системы.

Далеко не все знают, что такое установка кондиционера в 2 этапа. Чем же интересен такой способ монтажа, и почему важно знать все его нюансы? Сегодня я расскажу несколько «фишек», про которые часто забывают в процессе ремонта.

Установка кондиционера в 2 этапа

Когда кондиционеры только появлялись, никто и не задумывался о том, как гармонично его вписать в интерьер. Устройства старались располагать ближе друг к другу, чтобы упростить монтаж. Надежное соединение двух блоков было основной задачей! Спрятать «провода» играло второстепенное значение.

В настоящее время кондиционеры настолько проникли в наш быт, что укладка коммуникаций под них стало одним из основных пунктов в смете ремонта. Теперь практически каждый дизайнер или прораб задумывается о размещении сплит-системы , как и о розетках, выключателях, осветительных приборах.

Какие работы выполняются на двух этапах

Первый этап. Рассчитывается мощность кондиционера и планируется расположение блоков. Закладывается так называемая «трасса» (дренаж, трубки, кабели). На первом этапе также можно установить и внешний блок (но можно обойтись без покупки самого «сплита»). Каждый случай обговаривается индивидуально.

Первый этап монтажа кондиционера

Второй этап установки кондиционера

После этого владелец подводит кабель «питания» под кондиционер и продолжает ремонт («трасса» штукатурится, стены красятся или клеятся обои). Кабель «питания» можно проложить еще до приезда кондиционерщиков.

Второй этап. По завершению ремонта устанавливается внутренний блок (и внешний, если не установлен). Затем проводится вакуумация системы (через внешний блок). Запускается кондиционер только при соблюдении температурных параметров. Поэтому второй этап лучше планировать при положительной температуре.

Преимущества и недостатки монтажа кондиционера в два этапа

Как и у любого решения есть положительные и отрицательные стороны. В случае с «трассами» под кондиционер очень важно понимать, что вы получите взамен потраченных денег и сил.

Внутренний блок на своем месте после второго этапа монтажа

    основным преимуществом такого монтажа, конечно же, является отсутствие лишних коммуникаций и кабельных каналов внутри помещения;
  • второе преимущество такое, что появляется возможность установить «сплит» практически в любом месте квартиры. Это может быть расположение над дверью или в дальнем от окна месте. А если сильно хочется даже где-то в коридоре (хотя такой вариант я признаю меньше);
  • появляется возможность расположить внешний блок «под окном» для лучшего доступа к нему. При этом исключить прохождение «кривых» коммуникаций по внешней стене дома;
  • все самые грязные работы выполняются на первом этапе . К этим работам относится сверление отверстий и штробление стен;
  • в какой-то степени снижается вероятность повреждения завершенного интерьера и мебели, поскольку самые сложные работы выполняются на первом этапе;
  • еще к преимуществам я все же отнесу возможность провести дренаж в нужное место (например, во двор или канализацию). Это актуально в том случае, если нет возможности его вывода на улицу. Бывает всякое: запрет вывода конденсата на фасад, расположение под окнами входа в магазин, и прочее.

    нужно все точно спланировать, чтобы по окончании всех работ, кондиционер расположился правильно. Подробнее об этом разберем дальше;
  • в процессе ремонта могут повредить «трассу»;
  • если в будущем задумаете переезжать с кондиционером, то его «трассу» извлечь будет проблемно. На новом месте придется делать новую «трассу». Минус не столь важный, но для кого-то может иметь решающее значение.

Важные особенности монтажа в 2 этапа для пользователя

  1. Самым сложным в этом деле это найти ответственных исполнителей, которые с серьезностью подойдут к решению вашей задачи. При этом они должны будут учесть все ваши пожелания и особенности интерьера. После чего предложить наиболее рациональные варианты с точки зрения эффективности и комфорта. Непросто найти мастеров, которые думают в первую очередь об удобстве пользователя. Некоторых интересует лишь собственная выгода.
  2. Уже на первом этапе должно быть предусмотрено место под кондиционер. Нужно минимум знать: где будет располагаться мебель, на сколько «обнизится» потолок, какого размера будут потолочные багеты. Знаю задача сложная! Но её нужно решать!
  3. Если вы приобретете кондиционер на первом этапе, то это будет плюсом при укладке магистралей. Будут на 100% известны все характеристики устройства (поскольку сейчас очень много различных систем). Но на первом этапе все же можно обойтись без покупки кондиционера.

Нюансы укладки трассы для монтажных бригад

    Внешний блок лучше располагать так, чтобы он был доступен для обслуживания в будущем без привлечения спецтехники (или альпинистов). Внешний блок не должен снаружи «заступать» на стену соседа.
  1. Нужно узнать у владельца точные отступы внутреннего блока от потолка (багета), штор, карнизов.
  2. Обязательно фиксируйте все договоренности по отступам на бумаге. Особенно, если всё обговаривается не на прямую с владельцем. В крайнем случае, после укладки «трассы» на стене рисуем блок, «обнижение» потолка, и ФОТОГРАФИРУЕМ! Если в местах крепления внутреннего блока находятся провода, то учитывайте их расположение, а лучше договоритесь об их переносе.
  3. В большинстве случаев «трасса» подводится к левой части блока, но бывают исключения (например, для новинки 2016 года от LG серии ARTCOOL вывод трассы нужно делать справа). Об этом я бы не упоминал, если бы не встречал таких ошибок.
  4. Советую укладывать дополнительный провод на случай «питания» к внешнему блоку или дополнительного провода датчика.
  5. Если кондиционер будет приобретаться после укладки «трассы», то согласуйте его характеристики (в первую очередь это размеры внутреннего блока, диаметр трубок, мощность потребления) с будущим пользователем.

Подводя итог, хочу сказать, что если не предусмотреть кондиционер сразу, то по завершению ремонта выбор места установки будет ограничен. В этой статье я рассказал про основные моменты установки кондиционера в 2 этапа. Может я что-то не учел, поэтому дополняйте своими комментариями!

Читайте также: