Подготовка опалубки к бетонированию

Обновлено: 26.04.2024

Качество бетона в сооружении во многом зависит от правильной укладки бетонной смеси при бетонировании. Смесь должна плотно прилегать к опалубке, арматуре и закладным частям сооружения и полностью (без каких-либо пустот) заполнять объем бетонируемой части сооружения.

Обычно процесс укладки разделяют на две операции: разравнивание поданной в конструкцию бетонной смеси и уплотнение ее на месте укладки.

Наиболее распространена схема бетонирования с укладкой горизонтальных слоев по всей площади бетонируемой части сооружения.

Бетонирование горизонтальными слоями (а) и ступенями (б)

Все слои укладывают в одном направлении и одинаковой толщины. Бетонируют слой непрерывно.

Трудоемкость операции разравнивания зависит от способа подачи бетонной смеси в блок, ее подвижности или жесткости и толщины укладываемых слоев.

Если бетонная смесь может быть подана на любой участок бетонируемого сооружения, то трудоемкость операции разравнивания сводится к минимуму, если нет, то приходится горизонтально перемещать бетонную смесь. При укладке смеси перекидывать ее во избежание расслоения допускается лишь в исключительных случаях; двойная перекидка вообще не допускается.

От подвижности и жесткости бетонной смеси зависит форма конуса, образующегося после выгрузки ее из транспортных средств. Жесткая бетонная смесь образует конус с крутыми откосами, подвижная — с пологими. Бетонную смесь, образующую конус с пологим откосом, распределять в слое легче. Чем больше толщина укладываемых слоев бетонной смеси, тем меньше объем работ по разравниванию. Разравнивают смеси в блоке с помощью малогабаритного бульдозера либо вручную лопатами.

Каждый уложенный слой тщательно уплотняют до начала укладки последующего. Чем меньше подвижность смеси, тем больше требуется затратить труда на ее уплотнение.

Продолжительность укладки слоя ограничивается временем начала схватывания цемента. Перекрытие предыдущего слоя последующим должно быть выполнено до начала схватывания цемента в предыдущем слое. Время укладки и перекрытия слоев устанавливает лаборатория. Оно зависит от температуры наружного воздуха, погодных условий и свойств применяемого цемента, ориентировочно оно равно 2 ч.

Если время укладки слоя превысило установленный лабораторией срок, то при виброуплотнении последующего слоя нарушится монолитность бетона предыдущего, поэтому бетонирование следует прекратить.

Возобновлять бетонирование допускается только при достижении бетоном прочности на сжатие не менее 15 кг/см 2 . Момент достижения бетоном такой прочности определяет лаборатория.

В месте контакта ранее уложенного бетона со свежеуложенным образуется так называемый рабочий шов. Чтобы обеспечить хорошее сцепление ранее уложенного бетона со свежеуложенным, поверхность ранее уложенного бетона оставляют неровной (не заглаживают) и обрабатывают по правилам, изложенным в разделе Установка опалубки.

Непосредственно перед бетонированием поверхности затвердевшего бетона покрывают цементным раствором толщиной 2-5 см или слоем пластичной бетонной смеси. Прочность затвердевших раствора или бетона в контактных слоях должна быть не ниже прочности бетона конструкций. В особо ответственных случаях применяют коллоидный цементный клей с водоцементным отношением до 0,35, наносимый толщиной не более 5 мм на затвердевший бетон в рабочем шве перед продолжением бетонирования.

В массивах большой площади иногда невозможно успеть перекрыть предыдущий слой бетона до начала схватывания в нем цемента. В связи с этим на некоторых строительствах укладывают бетонную смесь ступенями (рис. 98, б) с одновременной укладкой 2—3-х слоев. При бетонировании ступенями отпадает необходимость перекрывать слои на всей площади массива. В этом случае применяют жесткую бетонную смесь и перекрывают только ступени.

Укладка ступенями допускается при соблюдении детально разработанной технологии бетонирования. Этот способ находит применение при бетонировании гидротехнических сооружений длинными блоками, имеющими отношение длины к ширине более 2. В отечественном строительстве имеются примеры бетонирования блоками длиной 70 и шириной 15 м.

При бетонировании сооружений необходимо наблюдать за неизменностью положения опалубки, арматуры и закладных частей. Пока бетонная смесь не затвердела, некоторые смещения от проектного положения можно легко устранить.

Во время бетонирования необходимо систематически очищать арматуру, опалубку и закладные части от налипшего раствора, а также защищать бетонируемую конструкцию от дождя. Размытый дождем бетон из конструкции необходимо удалять.

Монолитные бетонные и железобетонные сооружения желательно возводить без швов. Но при строительстве крупных сооружений выполнить это требование полностью невозможно, так как в монолитных сооружениях под влиянием колебаний температуры и неравномерной осадки образовались бы трещины. Поэтому крупные бетонные и железобетонные сооружения разбивают на секции деформационными сквозными швами.

Швы, разделяющие сооружение на секции для предотвращения появления в бетоне трещин от температурных напряжений, называют температурными. Швы, предотвращающие появления трещин в бетоне от неравномерной осадки сооружения, называют осадочными. Если в сооружении должны быть и температурные и осадочные швы их обычно совмещают. Такие деформационные швы называют температурно-осадочными.

Деформационные швы заполняют прокладками против продувания или закрывают битумными шпонками (уплотняющей преградой) для водонепроницаемости (в гидросооружениях).

Сооружение или его секции между деформационными швами временно разбивают дополнительными швами на бетонируемые без перерыва меньшие части, называемые блоками или участками бетонирования. Разбивка на блоки требуется как для снижения усадочных и температурных деформаций бетона, связанных с тепловыделением при схватывании и твердении цемента, так и из-за ограничения площади бетонируемого участка, необходимого для возможности своевременного перекрытия слоев при бетонировании. Такие швы называют строительными и усадочными.

Поскольку большинство сооружений приходится бетонировать с перерывами (например, для установки опалубки и арматуры), то в местах перерыва бетонирования образуются рабочие швы Их обычно совмещают со строительными и усадочными. Поэтому расстояние между строительными швами устанавливают с учетом условий производства работ на основе технико-экономических расчетов.

В целях ускорения и удешевления строительства целесообразно размеры блоков в плане принимать возможно большими, а следовательно, возможно большим и расстояние между строительными и рабочими швами, так как при этом уменьшается объем опалубочных и подготовительных работ на сооружении.

Выбор способов установки различных типов опалубки зависит от общей схемы производства бетонных работ, системы крепления, размеров и веса опалубочных щитов и плит, высоты бетонируемых сооружений и наличия средств механизации.

Обычно опалубку к месту установки поднимают основным крановым оборудованием сооружения, установленным для подачи бетонной смеси, арматуры и прочих материалов. Если грузоподъемность крана значительна и превышает вес отдельных элементов опалубки, желательно к подъемному механизму подавать их в специальных контейнерах или в пакетах по нескольку элементов сразу. Если это невозможно, для подъема используют передвижные малогабаритные краны. Подача опалубки к месту установки и поддержание щитов и плит в монтажном состоянии до их закрепления механизированы. Выверяют и закрепляют щиты вручную. Стационарную деревянную опалубку, а также опалубку из мелких деревянных щитов устанавливают вручную.

Для упрощения и повышения точности установки опалубки разработан ряд приемов, которые в основном сводятся к тому, чтобы выверку каждого элемента заменить точной установкой небольшого числа элементов, служащих направляющими для последующих.

Опалубка ленточных фундаментов делается из щитов 1, сбитых сшивными планками 2. С проволоки, натянутой над траншеей по оси фундамента, опускают весок и к острию его, перпендикулярно направлению проволоки, прикладывают мерную рейку длиной, равной ширине фундамента плюс двойная толщина опалубки. По концам рейки в дно траншеи забивают колья. Эту операцию повторяют через каждые 5-6 м по длине траншеи. По кольям натягивают шнуры, которые и определяют положение боковых щитов опалубки.

Опалубка ленточного фундамента

Щиты устанавливают вертикально и скрепляют временными расшивками 6. Если опалубка устанавливается в котловане, крепление щитов в вертикальном положении будет разным. Левые щиты фиксируют в нужном положении наружными распорками 5, концы которых упираются в сшивные планки и подкладки, уложенные на грунт. Правые щиты крепят кольями 4 и подкосами 5, которые устанавливают на расстоянии 3-4 м друг от друга. Для сохранения постоянных размеров между щитами ставят распорки 7. Опалубку ленточных фундаментов большой высоты дополнительно стягивают проволочными скрутками.

Опалубку столбчатых фундаментов-подколенников собирают из наружных и внутренних щитов. Внутренние щиты 10 опалубки имеют длину, равную ширине фундамента, а наружные 8 делают длиннее внутренних, так как кроме обычных сшивных планок 5 они имеют по две опорные планки 1.

Опалубка столбчатого фундамента

Опалубку подколенника собирают в определенной последовательности. Вначале устанавливают наружные щиты 8, которые поддерживают подкосами 7, опираемыми во вбитые в грунт колышки. Затем внутренние щиты 10 прижимают к планкам 1 наружных щитов временной распоркой 9.

После бетонирования нижней ступени фундамента устанавливают опалубку верхней ступени. Нижние доски наружных щитов 3 верхнего короба имеют длинные концы, которыми верхний короб опирается на щиты нижнего короба. Верхний короб крепят прижимными досками 2.

Опалубка стакана 11 подколонника, представляющая собой усеченную пирамиду, опирается на верхний короб фундамента посредством брусьев 4 и крепится монтажными гвоздями.

Положение опалубки тщательно выверяют по осям здания.

Опалубку колонн чаще всего делают прямоугольного сечения, реже круглого. Для установки колонны прямоугольного сечения сначала изготовляют рамку, в которую входит низ короба. Рамка 3 состоит из двух слоев досок, образующих при сбивании четверть, в которую устанавливают щиты опалубки 2 колонны. Рамку прикрепляют гвоздями к пробкам 1 (брускам), утопленным в бетонную смесь при бетонировании подколонника. Для лучшего сцепления пробок с бетоном в них забивают гвозди.

Рамка под опалубку колонны

Опалубку колонн в собранном состоянии можно устанавливать краном. Внутренние щиты опалубки колонн должны быть равны ширине стороны колонны, а наружные — больше на удвоенную толщину доски щита опалубки.

Перед бетонированием щиты опалубки скрепляют хомутами металлическими или деревянными. Хомуты устанавливают поверх сшивных планок во избежание их соскакивания при усыхании щитов. Затем опалубку колонн окончательно закрепляют, предварительно тщательно выверив ее по вертикали.

Опалубку стен и массивов устраивают из горизонтальных или вертикальных щитов. Сначала по контуру опалубки закрепляют направляющие доски: на грунте — к кольям длиной 50—70 см, забиваемым на расстоянии 3—3,5 м друг от друга, а на бетонной подготовке — к пробкам из обрезков досок, закладываемых в свежий бетон.

Установка опалубки стен и массивов

Направляющие доски 1 укладывают строго горизонтально; кромки их, обращенные в сторону конструкции, располагают в плоскости, совпадающей с будущей поверхностью стены или массива.

При горизонтальных щитах на направляющие доски устанавливают ребра так, чтобы кромки их отстояли от внутренней кромки направляющей доски на расстоянии, равном толщине щитов. Для этого на направляющей доске отбивают линию 4 при помощи шнура 3, натертого мелом, а места установки ребер размечают на этой линии разбивочной рейкой. Первые два ребра 5 устанавливают на расстоянии 3—4 м друг от друга и закрепляют их подкосами 7 в строго вертикальном положении.

К этим ребрам-маякам пришивают горизонтальную доску 6, которая служит направляющей-маяком для всех промежуточных ребер 9. Щиты пришивают к ребрам минимальным количеством гвоздей. Затем устанавливают следующее ребро-маяк и операции повторяют.

При вертикальных щитах на направляющей доске закрепляют в вертикальном положении один щит. На расстоянии 3—4 м от него укрепляют временное ребро-маяк. К щиту и маяку пришивают горизонтальные ребра, после чего устанавливают остальные щиты. Затем маяк переносят дальше и продолжают установку опалубки в том же порядке.

Опалубку тонких стен (до 15 см) возводят на всю высоту с одной стороны; для другой стороны устанавливают только ребра, а щиты пришивают к ним в процессе бетонирования. Опалубку более толстых стен можно возводить сразу на всю высоту с обеих сторон. Для восприятия бокового давления бетонной смеси применяют проволочные или болтовые стяжки, соединяющие противостоящие ребра. Требуемая толщина стен обеспечивается постановкой внутренних временных распорок, удаляемых при бетонировании. Для установки стяжек в опалубке просверливают отверстия. Чтобы удержать опалубку стен и массивов в вертикальном положении, через 3—4 м по их длине устанавливают подкосы.

При высоте стены или массива до 6 м опалубку можно устанавливать с легких подмостей. Для этого параллельно стене выставляют ряд стоек, скрепляемых горизонтальными расшивинами с ребрами опалубки. На расшивины укладывают настил из щитов или досок. При большей высоте устраивают надежные хорошо раскрепленные леса.
Если опалубочные панели устанавливают на большую высоту краном, к ним крепят легкие подмости, которые необходимы для монтажа опалубки. Эти подмости либо закрепляют на панелях заранее и монтируют вместе с ними, либо навешивают на временно закрепленные опалубочные панели при помощи крана.

Опалубка ребристых перекрытий, расположенных на высоте до 5,5 м от уровня земли или нижележащего перекрытия, возводится без предварительного устройства лесов. Днища коробов балок и прогонов укладывают в вырезы коробов колонн или опалубки стен, после чего под них подводят инвентарные раздвижные стойки, раздвинутые на требуемую длину. Точная установка днищ коробов достигается подбивкой клиньев или подвинчиванием домкратов под стойками. Опалубку ребристых перекрытий устанавливают с переносных стремянок.

При расположении ребристых перекрытий на высоте более 5,5 м стойки лесов выставляют тотчас же после установки опалубки колонн и расшивают их в двух взаимно перпендикулярных направлениях. При этом тщательно выверяют отметки верхних кромок оголовников стоек: для каждой балки или прогона они должны лежать в строго горизонтальной плоскости. На расстоянии 1,6 м от низа опалубки перекрытия устраивают настил для опалубщиков.

При устройстве лесов все их опорные части должны устанавливаться на надежном основании и иметь достаточную площадь опоры, чтобы забетонированные конструкции не оседали.

Если леса устанавливают непосредственно на грунт, последний тщательно планируют. Под ряды стоек 5 (см. рис. 86) укладывают лаги 9 из толстых досок или лежни. Подсыпать под стойки грунт не допускается, так как может произойти осадка опалубки.

При установке опалубки особое внимание обращают на вертикальность и горизонтальность элементов, жесткость и неизменяемость всех конструкций в целом и правильность соединений элементов опалубки в соответствии с рабочими чертежами.

Допускаемые отклонения при установке опалубки и поддерживающих лесов нормированы:

отклонения от проектных размеров между опорами изгибаемых элементов опалубки и между расшивинами, закрепляющими стойки лесов, на каждый метр длины не должны превышать 25, а на весь пролет 75 мм;

отклонения от вертикали или от проектного наклона плоскостей опалубки и линий их пересечения на каждый метр высоты не должны быть больше 5 мм; а на всю высоту конструкции не более: для фундаментов — 20; для стен и колонн высотой более 5 м, поддерживающих монолитные перекрытия,—15; для стен и колонн высотой до 5 м — 10; для балок и арок — 5 мм;

смещение осей опалубки от проектного положения не должно превышать для фундаментов — 15; балок, прогонов и арок —10; стен и колонн — 8 мм.

Правильность положения осей катучей и подъемно-переставной опалубок проверяют после каждой их перестановки. Причем смещение осей катучей опалубки относительно осей сооружения не должно превышать 10 мм.

Горизонтальность скользящей опалубки проверяют непрерывно, а вертикальность — не реже одного раза в смену. В течение всего подъема скользящей опалубки должна быть обеспечена горизонтальность рабочего пола. Установленную опалубку перед бетонированием тщательно выверяют.

Отклонения во внутренних размерах поперечных сечений коробов опалубки и в расстояниях между внутренними поверхностями опалубки стен от проектных размеров не должны превышать 5 мм; местные неровности опалубки плит (при проверке двухметровой рейкой) — 3 мм.

Перед началом бетонирования конструкции выполняют комплекс работ по подготовке опалубки, арматуры, поверхностей ранее уложенного бетона и основания.

Опалубка. Прежде всего выверяют установленную опалубку. Геометрические размеры проверяют стальным метром или рулеткой; правильность положения вертикальных плоскостей — рамочным отвесом, горизонтальность плоскостей — уровнем или геодезическими инструментами.

Опалубку и поддерживающие леса тщательно осматривают, проверяют надежность установки стоек лесов и клиньев под ними, креплений, отсутствие щелей в опалубке, наличие закладных частей и пробок, предусмотренных проектом. Проверка и осмотр необходимы потому, что опалубка может деформироваться из-за просадки или вспучивания основания (при оттаивании грунта) или из-за усушки и коробления досок. Отклонения от проектных размеров не должны превышать допусков, приведенных в разделе Классификация опалубки.

Щели шириной более 3 мм и отверстия в деревянной опалубке, через которые может просачиваться цементное молоко, заделывают. Щели от 3 до 10 мм проконопачивают скрученной в жгут паклей, а более 10 мм заделывают деревянными рейками. В опалубке балок и невысоких колонн щели до 10 мм промазывают глиняным тестом. Конопатят щели до промывки опалубки, а промазывают глиной после промывки. Щели шириной до 3 мм затягиваются от разбухания досок при промывке опалубки перед укладкой бетонной смеси.

В металлической опалубке щели и отверстия промазывают глиняным тестом или раствором алебастра.

Перед укладкой бетонной смеси опалубку тщательно очищают от мусора и грязи, а затем обязательно увлажняют во избежание отсасывания опалубкой воды из бетонной смеси.

О приемке опалубки ответственных конструкций пролетом более 8 м и предварительно напряженных конструкций составляют акт.

Арматура. Установленные арматурные конструкции перед бетонированием также проверяют, а ответственные конструкции принимают по акту. При этом проверяют местоположение, диаметр и число арматурных стержней, а также расстояния между ними, наличие перевязок и сварных прихваток в местах пересечений стержней. Расстояния между стержнями и допускаемые отклонения должны соответствовать проекту.

Сварные стыки, узлы и швы, выполненные при монтаже арматуры, осматривают снаружи. Кроме того, испытывают несколько образцов арматуры, вырезанных из конструкции. Места вырезки и число образцов устанавливают по согласованию с приемщиком работ.

Расстояние от арматуры до близлежащей поверхности опалубки проверяют по толщине защитного слоя бетона, указываемой в чертежах бетонируемой конструкции.

Толщина защитного слоя бетона, мм, для некоторых элементов бетонируемых конструкций следующая (не менее):

Плиты и стены толщиной, см:
до 10 10
более 10 15
Балки и ребра с диаметром рабочей арматуры до 20 мм и высотой, см:
до 25 15
25 и более 20
Колонны с рабочей арматурой диаметром до 20 мм 20
Балки, колонны и плиты с рабочей арматурой диаметром, мм:
от 20 до 32 25
32 и более 30
Нижняя арматура монолитных фундаментов:
при наличии подготовки 35
при отсутствии подготовки 70

Толщину защитного слоя бетона для элементов конструкций, работающих в условиях агрессивной среды, принимают в соответствии с указаниями проекта сооружения. Требуемую толщину такого слоя создают, укладывая под арматуру цементные или бетонные подкладки. Назначение защитного слоя главным образом сводится к предохранению арматуры в конструкциях от коррозии.

Для обеспечения надежного сцепления свежеуложенного бетона с арматурой последнюю очищают от грязи, отслаивающейся ржавчины и налипших кусков раствора пескоструйным аппаратом или проволочными щетками.

Поверхности ранее уложенного бетона. Для прочного соединения ранее уложенного затвердевшего бетона монолитных конструкций и сборных элементов сборно-монолитных конструкций с новым горизонтальные поверхности затвердевшего монолитного бетона и сборных элементов перед укладкой бетонной смеси очищают от мусора, грязи и цементной пленки. Вертикальные поверхности от цементной пленки очищают в том случае, если это требуется проектом.

Наиболее просто цементную пленку удалить водяной или водновоздушной струей под давлением 3-5 ат или проволочными щетками сразу после окончания схватывания цемента: в жаркое время через 6-8 ч после окончания укладки, в прохладную погоду — через 12-24 ч. Воду из шланга направляют на бетон под углом 40-50°, при этом наконечник шланга должен находиться от поверхности бетона на расстоянии 40-60 см. Струя воды снимает тонкий слой бетона (1-2 см) и обнажает отдельные зерна крупного заполнителя. Если под действием струи снимается слой большей толщины или получаются отдельные выбоины, обработку на 2-4 ч прекращают. Очищать водой поверхности ограждающих конструкций из легкого бетона не разрешается.

Поскольку к моменту обработки водой бетон обладает весьма малой прочностью (2-3 кг/см 2 ), необходимо принимать меры предосторожности, чтобы не повредить его. Рабочий, обрабатывающий горизонтальную поверхность, должен быть в резиновых сапогах. На обрабатываемую поверхность укладывают специальные трапы (доски), по которым рабочий должен передвигаться.

В затвердевшем бетоне (при прочности 15-25 кг/см 2 ) цементную корку счищают механическими металлическими щетками или (при прочности 50-100 кг/см 2 ) с помощью гидропескоструйных аппаратов или механических шарошек и промывают струей воды. Оставшуюся на поверхности монолитного бетона и сборных элементов воду удаляют.

Основание. Перед укладкой бетонной смеси на грунт основание специально подготавливают. С него удаляют все глинистые, растительные, торфянистые и прочие грунты органического происхождения; сухой несвязный грунт слегка увлажняют поливкой. Переборы ниже проектной отметки заполняют песком и тщательно уплотняют. Со скального основания удаляют все выветрившиеся частицы; мелкие трещины заделывают цементным раствором, крупные — заполняют бетоном. Переборы ниже проектных отметок выправляют бетоном низких марок. Перед бетонированием скальное основание очищают от грязи, битума, масел, снега и льда.

послойное бетонирование

В идеале заливка бетона должна проводиться за один заход, чтобы в результате получившаяся конструкция была цельным железобетонным монолитом. Заливка бетона машиной‑миксером — вот самый подходящий и быстрый вариант. В машину‑миксер помещается 8 кубов смеси, которые доставляются до стройки.

Вот только не всегда есть возможность залить бетонную смесь за один раз. Например, вы не уложились в один день из‑за опоздавшей машины с бетоном. Или может, поставщик подвёл в чём‑то. Или ещё какой форс‑мажор. К тому же очень сложно произвести заливку за один присест, если готовить бетонную смесь самостоятельно в бытовой бетономешалке. Особенно если речь о большом объёме смеси. В такой ситуации надо заливать смесь частями, то есть произвести послойное бетонирование.

Навигация по статье:

Способы послойного бетонирования

Есть 2 вида заливки бетонной смеси частями. Выбор нужного варианта зависит от того, на какой период планируется заливка.

«Горячий шов» — если перерыв между слоями меньше 12 часов

При этом способе совершается бетонирование слоями, и главное по окончании заливки накрыть готовый бетонный слой рубероидом или плёнкой, тогда за период меньше чем за 12 часов бетон не успеет засохнуть. Потом, перед заливкой второго слоя, нужно удалить с поверхность бетона, так называемое, бетонное молочко.

Такой тип соединения, когда слои бетона ещё не застыли, называют «горячий шов».

«Холодный шов» — если перерыв между слоями дольше

При таком способе нужно сперва дождаться, когда бетон уже полностью затвердеет, ведь если бетон будет не до конца затвердевший, то тогда поверхность бетона покроется коркой, под которой останется ещё не затвердевшая смесь. Тогда, если начать новую заливку поверх такого бетона, то корка на поверхности не выдержит и треснет, что приведёт к деформации и негодности фундамента.

Этот тип соединения называется «холодный шов».

Где должны быть швы при бетонировании слоями?

Заливать слои можно как горизонтально, так и вертикально. Причём, горизонтальный слой заливают на половину опалубки и без разграничений. Впрочем, делать его совсем уж тонким тоже не надо.

Ещё — шов заливаемой смеси не должен проходить там, где находятся арматурные нити. Высотой слой должен быть либо ниже, либо выше арматуры.

А при заливке вертикальным слоем нужно при помощи перегородок разделить на отдельные участки опалубку. Так делают, когда заливку проводят поэтапно и небольшими частями.

Бетонирование слоями — рекомендации

  1. Этапы заливки должны быть продуманы заранее.
  2. Площадь заливки вся должна быть разделена на сектора.
  3. Объём доставляемой на стройку бетонной смеси должен быть, так же, заранее оптимально распределён согласно плану.
  4. Бетон должен заливаться по площади равномерно.
  5. При заливке горячим швом в перерывах между заливкой нужно обязательно накрывать поверхность бетона рубероидом или плёнкой.
  6. При заливке холодным швом, поверхность залитого ранее слоя надо очистить от бетонного молочка.

Заказать расчет стоимости монолитного дома в СПб и ЛО

Наш специалист свяжется с вами, внимательно выслушает и предложит проект дома, который подходит вам, с расчетом стоимости. Оставьте телефон для связи:

Прежде чем приступать к заливке бетона, следует тщательно подготовить опалубочную систему и место проведения работ. В первую очередь проверяется комплектность опалубочной системы, арматурные пояса и целостность бетонной поверхности, на которой будут проводиться работы.

Проверка опалубки

Этой части работ следует уделить самое пристальное внимание. Правильность установки опалубки и верный подбор комплектующих являются гарантом хорошего результата и высокого уровня безопасности при проведении работ. Для проверки пространственного положения опалубочной системы следует вооружиться рамочным отвесом, строительным уровнем, металлическим метром и рулеткой. Данную часть работ должен выполнять специалист с опытом. Обязательно проверяется надежность всех соединений и точность подгонки конструкционных элементов. Герметичность формы – это ключевая характеристика.

Что требуется подвергнуть инспекции:

Укрепленная опалубка

— строительные леса и, в частности, их стойки, а также клинья;

— комплектность закладных частей и пробок;

— комплект крепежных элементов;

— отсутствие щелей в местах стыков щитов.

Перед заливкой бетонной смеси обязательно стоит убедиться в отсутствии деформаций каких-либо элементов опалубки. Как правило, это явление может вызывать просадка или вспучивание основания, а также излишняя влажность или, наоборот, сухость воздуха на объекте либо в месте хранения опалубочной системы.

Как решить проблему со щелями между элементами опалубки?

Наличие щелей в опалубке из дерева, в принципе, вполне обыденное явление. Если щель в месте стыка щитов не превышает 3 мм, то ее заделка не требуется. Под воздействием влаги содержащейся в бетоне, доски разбухают, и стык герметизируется естественным способом. Щели от 3 до 10 мм законопачиваются паклей, а более 10 мм – заделываются деревянными рейками.

Герметизация стыков менее 10 мм в опалубке колонн осуществляется с помощью специального состава на основе глины. В стальной опалубке точность подгонки элементов всегда выше, но щели также не редкость. Устранить их можно с помощью алебастра или того же глиняного раствора.

В обязательном порядке перед подачей бетонной смеси опалубку следует очистить от мусора и обработать разделяющими составами. Щиты из дерева дополнительно увлажняют, чтобы минимизировать влагопоглощение и обеспечить оптимальные условия для вызревания бетона.

Проверка армирующего каркаса

Проверка опалубки

Помимо опалубки, обязательной проверке подвергается армирующий пояс из арматуры. В частности, следует убедиться в правильности расположения арматурных стержней, уточнить диаметр прутьев, проверить расстояние между ними и провести инспекцию всех соединений. Отметим, что арматурный каркас нельзя соединять методом сварки, так как это провоцирует коррозию и снижает надежность железобетонного изделия. Арматурные прутья соединяются между собой с помощью вязальной проволоки либо заводских стяжек.

Важный момент: между прутьями армирующего пояса и стенками опалубки необходимо оставлять технологическое расстояние. Бетон должен покрывать арматуру со всех сторон, образовывая естественный защитный кожух. Чтобы выдержать расстояние согласно проекту, под прутья подкладывают кусочки камня или бетона. Для достижения максимальной адгезии бетона к арматуре, последнюю хорошо очищают от ржавчины с помощью металлической щетки или пескоструйного аппарата.

Проверка поверхности залитого бетона перед заливкой нового слоя

Для достижения высокой прочности и монолитности железобетонной конструкции, нужно позаботиться о хорошем сцеплении друг к другу заливаемых слоев. Для этого поверхности очищают от загрязнителей: пыли, мусора, цементной пленки. Снятие цементной пленки осуществляется обычной проволочной щеткой, водой или воздухом под давлением. Сделать это следует спустя 6-8 часов после заливки бетона летом и через 12-24 часа осенью, когда температура ниже средней.

Подача воды должна осуществляться под углом 45 градусов по отношению к бетонной поверхности. Струи воды снимают 1-2 сантиметра верхнего слоя. Если бетон недостаточно схватился, то на поверхности могут появляться раковины. В этом случае работы переносят на несколько часов. Мероприятия по снятию верхнего слоя бетона проводятся в защитной обуви.

Проверка несущего основания перед заливкой бетона

Очень важно, чтобы основание было прочным и стабильным. С поверхности стоит удалить торфянистые, глинистые и растительные грунты. Сухую почву несильно увлажняют. Если несущее основание по высоте ниже, чем было заложено в проекте, его наращивают песчаной засыпкой и хорошо утрамбовывают.

При проведении работ на скалистой основе трещины следует заделать цементным раствором или бетоном, предварительно удалив выветрившиеся частицы.

Читайте также: