Подготовка доски к написанию иконы

Обновлено: 15.04.2024

Про­цесс опи­сан из лич­но­го опы­та и может отли­чать­ся от при­ё­мов дру­гих ико­но­пис­цев. Изго­тов­ле­ние дос­ки опускается.

1. Под­го­тов­ка дос­ки: обыч­но исполь­зу­ет­ся мезд­ро­вый клей (в виде белых хло­пьев), или жела­тин, или смесь клей+желатин. Клей зали­ва­ет­ся водой, гото­вит­ся на водя­ной бане. Глав­ное не пере­греть клей ина­че он поте­ря­ет свои свой­ства. Про­кле­и­ва­ем дос­ку несколь­ко раз, высу­ши­вая слои. Перед наклей­кой паво­ло­ки сушим 10 часов. На паво­ло­ку идёт нату­раль­ная льня­ная ткань или на неболь­шие дос­ки 2–3 слоя мар­ли. Очень боль­шие дос­ки сза­ди так­же обкле­и­ва­ют­ся паво­ло­кой и лев­ка­сят­ся, как и с наруж­ной сто­ро­ны, что­бы их не “вело”. Паво­ло­ка зама­чи­ва­ет­ся в клее на 2–3 часа, накле­и­ва­ет­ся на дос­ку, хоро­шо просушивается.

2. Лев­кас. Может быть раз­ной твёр­до­сти. Ног­тем боль­шо­го паль­ца руки дол­жен остав­лять цара­пи­ну на грун­те. Твёр­дый лев­кас труд­но шку­рить, он может трес­кать­ся, воз­ни­ка­ют труд­но­сти при уклад­ке золо­та на поли­мент. Про­пор­ции состав­ляю на глаз, т.к. раз­ный клей тре­бу­ет раз­но­го объ­ё­ма мела. Мел засы­па­ет­ся в жид­кий тёп­лый клей и тща­тель­но раз­ме­ши­ва­ет­ся, нано­сит­ся на дере­вян­ную поверх­ность, высу­ши­ва­ет­ся и про­ве­ря­ет­ся ног­тём. Ноготь дол­жен остав­лять лёг­кий след. При излиш­ней мяг­ко­сти добав­ля­ет­ся клей, твёр­до­сти – мел.

Жид­кий лев­кас про­це­жи­ва­ет­ся несколь­ко раз через ткань орган­зу (она в отли­чие от капро­но­во­го чул­ка не рас­тя­ги­ва­ет­ся) для уда­ле­ния пес­ка. При золо­че­нии на поли­мент тре­бу­ет­ся осо­бо тща­тель­ны­ое уда­ле­ние твёр­дых частиц, т.к. они цара­па­ют зубок и пор­тят золо­то. В гото­вый лев­кас добав­ля­ет­ся льня­ная оли­фа (на ста­кан пол чай­ной лож­ки) как пла­сти­фи­ка­тор. Неко­то­рые добав­ля­ют мёд.

Перед лев­ка­ше­ни­ем в дос­ку с накле­ен­ной паво­ло­кой вти­ра­ет­ся ладо­нью “молоч­ко”, жид­кий, тёп­лый насы­щен­ный кле­ем лев­кас, т.е. фак­ти­че­ски кле­ем с неболь­шим коли­че­ством мела, затем высушивается.

Лев­кас осту­жа­ет­ся, ста­но­вит­ся сту­де­ни­стой мас­сой. Удоб­но нано­сить тон­ки­ми сло­я­ми метал­ли­че­ским гиб­ким шпа­те­лем. Ниж­ние слои высу­ши­ва­ют­ся доль­ше, затем мож­но дол­го не ждать, как под­сох­нет нано­сить сле­ду­ю­щий слой. Сло­ёв может быть 5–6, глав­ное, что­бы при отшку­ри­ва­нии не про­те­реть до паво­ло­ки. Шкур­ка долж­на быть доста­точ­но мел­кой. В местах золо­че­ния лев­кас дол­жен быть осо­бен­но гладким.

3. Нане­се­ние рисун­ка. Для созда­ния рисун­ка мож­но исполь­зо­вать ксе­ро­ко­пии репро­дук­ций, каль­ку, рисо­вать в мень­шем мас­шта­бе, уве­ли­чи­вая на ксе­рок­се, удоб­но пере­дав­ли­вать на грунт, рису­нок, сде­лан­ный на тон­кой бума­ге. Боль­шие масте­ра рису­ют сра­зу на дос­ках. Удоб­но пере­но­сить на грунт рису­нок, сде­лан­ный на тон­кой бума­ге, зад­няя сто­ро­на нати­ра­ет­ся тём­ным пиг­мен­том, накла­ды­ва­ет­ся на отшку­рен­ный грунт, закреп­ляя бумаж­ным скот­чем и пере­дав­ли­ва­ет­ся твёр­дым каран­да­шом. Затем рису­нок уточ­ня­ет­ся каран­да­шом, мож­но сти­рать по грун­ту мягой резин­кой, или шкур­кой. Ико­ны боль­шо­го раз­ме­ра про­ри­со­вы­ва­ют­ся кистью тём­ной крас­кой (яич­ной тем­пе­рой) см. далее, посколь­ку боль­шие ико­ны пишут­ся более плот­ны­ми сло­я­ми крас­ки, а рису­нок дол­жен просвечивать.

Золочение икон.

Обра­ще­ние с золо­том тре­бу­ет боль­шой осто­рож­но­сти. Золо­то быва­ет транс­фер­ное, на листоч­ках папи­рос­ной бума­ги, его удоб­но резать нож­ни­ца­ми и брать рука­ми. Обыч­ное золо­то берёт­ся лап­кой, атри­бу­ты для золо­че­ния: подуш­ка, лап­ка или лам­пем­зель, ножи, зуб­ки, мож­но при­об­ре­сти в худ. мага­зи­нах. Исполь­зую золо­то на 60 листов, вес 1.2гр. или 1.4гр. Мож­но обхо­дить­ся без подуш­ки, раз­ре­зая золо­то на стоп­ке газет брит­вен­ным лез­ви­ем, обез­жи­рев его спир­том и мелом или ножом. Кусоч­ки пере­кла­ды­ва­ют­ся ножом с закруг­лён­ным кон­цом, он дол­жен быть отпо­ли­ро­ван, но мож­но обой­тись и без ножа, беря золо­то сра­зу лап­кой. Лап­ка дела­ет­ся из кисточ­ки бел­ка №10, раз­би­ра­ет­ся на волос­ки, накле­и­ва­ет­ся на скотч длин­ной 9–10см., свер­ху накла­ды­ва­ет­ся дру­гой скотч, обкле­и­ва­ет­ся кар­то­ном, при­кле­и­ва­ет­ся руч­ка. На руку нано­сит­ся вазе­лин, лап­ка замас­ли­ва­ет­ся и золо­то лег­ко к ней при­ли­па­ет и пере­но­сит­ся в нуж­ное место.

Самое лёг­кое золо­че­ние на вини­лик или гол­дсайз-водя­ной, белый лак. Он созда­ёт невы­сы­ха­ю­щую лип­кую поверх­ность, мож­но раз­во­дить водой, нано­сить быст­ро, не возя по одно­му месту. Обыч­но нано­сит­ся 2 раза с про­суш­кой 20 минут, и мож­но накла­ды­вать золо­то, тихонь­ко раз­гла­жи­вая бели­чьей кисточ­кой или меди­цин­ской ватой. Золо­че­ние на мас­ля­ный лак более тру­до­ём­ко, но мож­но добить­ся силь­но­го блес­ка золо­та. Тре­бу­ет­ся тща­тель­ная под­го­тов­ка поверх­но­сти. Покры­ваю грунт шел­ла­ком (лак на спир­те), затем 2–3 слоя глян­це­во­го лака типа “мира­нол” или “сил­ка­те­ра” с дли­тель­ной про­суш­кой, поверх­ность полу­ча­ет­ся как стек­ло. Поли­ро­вать мож­но 2000 шкур­кой или поли­ро­воч­ной пас­той с обра­зи­вом для авто­мо­би­ля. Затем нано­сит­ся мас­ля­ный лак для золо­че­ния: мар­дан, мек­сти­он, он может быть 3‑х часо­вым или 12-часовым.

На глад­кую высу­шен­ную поверх­ность нано­сит­ся тон­ким сло­ем лак, раз­ве­дён­ный уайт-спри­том, под­су­ши­ва­ет­ся минут 20–30, тща­тель­но сти­ра­ет­ся тряп­кой (ватой не надо, она оста­вит волос­ки) и сушит­ся, пока будет мож­но нано­сить золо­то. Готов­ность про­ве­ря­ет­ся чисто опыт­ным путём, может прой­ти и 1 час, и 2 часа. 3‑ёх часо­вой лак сох­нет быст­рее, но удоб­нее этот спо­соб про­хо­дит с 12-часо­вым лаком. Влаж­ность поверх­но­сти мож­но про­ве­рить ват­кой, она долж­на спо­кой­но отли­пать или паль­цем. Посколь­ку золо­то очень тон­кое недо­су­шен­ный лак может про­со­чить­ся сквозь него, остав­ляя пят­на, на пере­сох­ший лак золо­то ляжет пло­хо, с дыр­ка­ми. Во всех слу­ча­ях луч­ше делать про­вер­ку, накла­ды­вая неболь­шой кусок золо­та, при­ти­ра­ем мяг­кой кисточ­кой или ват­кой, силь­но не нажи­мая. Поверх­ность полу­ча­ет­ся бле­стя­щей. При золо­че­нии на лак мож­но исполь­зо­вать транс­фер­ное золото.

Золочение на полимент.

Это самое слож­ное золо­че­ние, необ­хо­дим зубок – кусо­чек от поли­ро­ван­но­го ага­та, вде­лан­ный в дере­вян­ную руч­ку. Доволь­но доро­гой инстру­мент. Золо­то исполь­зу­ет­ся обыч­ное, луч­ше 1.4, 1.5г. Грунт дол­жен быть не очень твёр­дым, в нём не долж­но быть частиц пес­ка, это очень важ­но, пото­му что пес­чин­ки при поли­ров­ке будут остав­лять цара­пи­ны и пор­тить зубок. Гото­вый поли­мент про­да­ёт­ся, доволь­но боль­ши­ми объ­ё­ма­ми, его мож­но при­об­ре­сти на несколь­ко чело­век, пото­му что рас­ход мизер­ный. Обыч­но на поли­мент золо­тят­ся ним­бы, соче­та­ясь с более мато­вым основ­ным фоном, или неболь­шие ико­ны. Поли­мент раз­во­дит­ся тух­лым яич­ным бел­ком с водой. Белок зара­нее под­го­тав­ли­ва­ет­ся, раз­во­дит­ся водой и томит­ся месяц при ком­нат­ной тем­пе­ра­ту­ре. Я беру один белок на 100гр. воды. Про­фес­си­о­наль­ные позо­лот­чи­ки раз­во­дят 5 бел­ков в бутыл­ке из под шампанского.

Итак, раз­во­дим поли­мент с бел­ком доволь­но жид­ко и нано­сим на грунт тон­ки­ми сло­я­ми, про­су­ши­вая слои и поли­руя их тряп­кой, если будут крош­ки мож­но поли­ро­вать 2000-ой шкур­кой. Может быть сло­ёв 5–6, плот­ная непро­зрач­ная поверх­ность. Место куда кла­дём кусо­чек золо­та быст­ро нама­чи­ва­ет­ся вод­кой, кла­дёт­ся золо­то ‚с лап­ки оно лег­ко при­лип­нет к вод­ке. Сушим минут 30–40. Затем поли­ру­ет­ся зуб­ком до полу­че­ния зер­каль­ной золо­той поверх­но­сти. Вре­мя суш­ки зави­сит от влаж­но­сти поме­ще­ния. Во всех слу­ча­ях луч­ше про­бо­вать поли­ро­вать неболь­шой кусо­чек. Заехав­шее за гра­фью золо­то уда­ля­ет­ся тон­ким скаль­пе­лем (скаль­пель важ­ный инстру­мент в арсе­на­ле ико­но­пис­ца). На золо­то мож­но нане­сти чекан­ку. Узор на золо­то нано­сит­ся с каль­ки, пере­дав­ли­вая шари­ко­вой руч­кой. Чека­ны мож­но при­об­ре­сти фир­мен­ные или исполь­зо­вать под­руч­ные сред­ства – пустая шари­ко­вая руч­ка, зато­чен­ная спи­ца, стек­лян­ная лопа­точ­ка с круг­лой капель­кой на кон­це – при уда­ре лёг­ким моло­точ­ком остав­ля­ет круг­лую впа­ди­ну (для нимба).

Работа яичной темперой.

Тех­ни­ка яич­ной тем­пе­ры доста­точ­но слож­на и жела­ю­щим её серьёз­но осво­ить луч­ше посту­пить в ико­но­пис­ную шко­лу. Суще­ству­ет ряд упраж­не­ний – про­ри­си по каль­ке тон­кой кистью, закра­ши­ва­ние ряда квад­ра­тов охрой с посте­пен­ным утол­ще­ни­ем слоя крас­ки, рас­тяж­ки, при­ё­мы постро­е­ния об’ё­мов и т.д.

Вокруг тех­ни­че­ско­го испол­не­ния икон суще­ству­ет мно­го поле­мик, стран­ных мне­ний и пря­мых мифов. За канон выда­ёт­ся стро­гая после­до­ва­тель­ность при­ё­мов типа “от тём­но­го к свет­ло­му”, “у ико­ны нет теней”, “не исполь­зу­ет­ся серый цвет” и т.п. буд­то ико­но­пись – это набор догм и запре­тов. Но “Ангел зла­тые вла­сы” из Рус­ско­го музея, одна из самых зага­доч­ных по испол­не­нию икон, не под­да­ю­ша­я­ся копи­ро­ва­нию, уж никак так при­ми­тив­но не напи­са­на. А на вели­кой чудо­твор­ной Вла­ди­мир­ской лики Бого­ро­ди­цы и Богом­ла­ден­ца напи­са­ны по-раз­но­му. Суще­ству­ет даже мне­ние (в ста­тье И. Гор­бу­но­вой-Ломакс) что сам тер­мин “тех­но­ло­гия ико­но­пи­си” поле­ми­чен, пото­му как нель­зя опи­сать тех­но­ло­гию созда­ния Обра­за Божия. Одна­ко мы рабо­та­ем с мате­ри­а­лом, обла­да­ю­щим опре­де­лён­ны­ми физи­че­ски­ми свой­ства­ми, кото­рые мож­но изу­чить и опи­сать. Понят­но, что научить худо­же­ствен­но­му вку­су или уме­нию рисо­вать через ста­тью невоз­мож­но, но неко­то­рые при­ё­мы и рецеп­ты как в любом ремес­ле дать можно.

В созда­нии ико­ны очень важен худо­же­ствен­но-ремес­лен­ный аспект, она долж­на адек­ват­но вос­при­ни­мать­ся совре­мен­ным чело­ве­ком, побуж­дать к молит­ве. Часто за “духов­ность” выда­ёт­ся гру­бое, при­ми­тив­ное пись­мо, гре­че­ские носы, выпу­чен­ные гла­за или вялость, про­зрач­ность, невнят­ность. К сожа­ле­нию тако­го мате­ри­а­ла в интер­не­те очень мно­го. Одна­ко попро­бую опи­сать про­цесс, учи­ты­вая опыт веду­щих ико­но­пис­цев Петер­бур­га и сво­е­го опы­та пре­по­да­ва­ния. Про­бле­ма – достать каче­ствен­ный мате­ри­ал для изу­че­ния, кото­рым обла­да­ют ико­но­пис­ные шко­лы, – это отлич­ные фото­гра­фии фраг­мен­тов миро­вых икон, сде­лан­ные в музе­ях. Учить­ся лег­че людям, вла­де­ю­щим аква­рель­ной или тем­пер­ной тех­ни­кой, с мас­ла перей­ти очень сложно.

Я, конеч­но за при­род­ные, нату­раль­ные пиг­мен­ты. Крас­ка состо­ит из желт­ко­вой эмульсии+сухой пиг­мент. Жел­ток отде­ля­ет­ся от бел­ка и сме­ши­ва­ет­ся с сухим белым вином в пр. 1/2,5 или 1/3. Более густая эмуль­сия берёт­ся для боль­ших икон, так как крас­ка дела­ет­ся гуще и слои плот­нее. Эмуль­сия может хра­нит­ся в холо­диль­ни­ке 2–3 неде­ли не теряя сво­их свойств. Она и яйцо не долж­но быть замо­ро­жен­ным. Крас­ка полу­ча­ет­ся как слив­ки, она может раз­бав­лять­ся водой. Неко­то­рые гли­ни­стые пиг­мен­ты луч­ше затво­рить зара­нее. Пиг­мен­тов не нуж­но боль­шое коли­че­ство. Их лег­ко сме­ши­вать, полу­чая раз­лич­ные оттен­ки. Пиг­мен­ты: Бели­ла свин­цо­вые, цин­ко­вые, тита­но­вые. Тита­но­вые очень силь­ные, кро­ю­щие, цин­ко­вые – сла­бые их мож­но сме­шать вме­сто свин­цо­вых. Охра свет­лая, тём­ная, крас­ная, золо­ти­стая. Шун­гит чёр­ный. Гла­у­ко­нит – зелё­ный тёп­лый, холод­ный. Диоп­таз – яркий зелё­ный. Кино­варь нату­раль­ная – ярко крас­ный. Виви­а­нит – гряз­но-синий. Азу­рит, лазу­рит – голу­бые, синие доро­гие пиг­мен­ты. Гема­тит – тём­но-виш­нё­вая, очень нуж­ный пиг­мент, необ­хо­дим для напи­са­ния мафо­рия пр.Богородицы в сме­си с бели­ла­ми даёт сире­не­вые оттен­ки. Это доста­точ­ный пакет пиг­мен­тов для напи­са­ния отлич­ной иконы.

Пиг­мен­ты круп­ной, зер­ни­стой фрак­ции сле­ду­ет рас­ти­рать на стек­ле куран­том – это может быть боль­шая, плос­кая стек­лян­ная проб­ка с мато­вой поверх­но­стью. Cтек­ло надо слег­ка зама­то­вить шкур­кой или нажда­ком. Цвет­ные кам­ни мож­но пред­ва­ри­тель­но пото­лочь в ступ­ке или пора­бо­тать напиль­ни­ком. Рас­тёр­тые с водой пиг­мен­ты мож­но хра­нить в пас­то­об­раз­ном виде или высу­ши­вать в поро­шок. Неко­то­рые зати­ра­ют крас­ку сра­зу с эмуль­си­ей, но её надо быст­ро исполь­зо­вать или хра­нить в холо­диль­ни­ке. Упраж­не­ния обыч­но начи­на­ют­ся с каль­ки­ро­ва­ния про­ри­сей для овла­де­ния ико­но­пис­ной гра­фи­кой, поста­нов­ки руки, дости­же­ния упру­го­сти линии. Мож­но, наби­вая руку, рисо­вать узо­ры, бук­ви­цы на бума­ге. Начи­нать осва­и­вать крас­ку луч­ше на бума­ге, натя­ну­той на план­шет и слег­ка загрун­то­ван­ной. Мож­но про­сто закра­ши­вать квад­ра­ти­ки охрой от про­зрач­ных сло­ёв к плот­ным. Цве­то­вое пят­но наби­ра­ет­ся посте­пен­но, доволь­но про­зрач­ны­ми сло­я­ми. Пер­вые слои обыч­но полу­ча­ют­ся “лох­ма­ты­ми”, потом поверх­ность выравнивается.

Яич­ная тем­пе­ра – крас­ка лис­си­ро­воч­ная, в отли­чие от аква­ре­ли она не теря­ет сво­ей ярко­сти при нане­се­нии сло­ёв. Если кра­соч­ный слой бле­стит – слиш­ком боль­шая про­пор­ция желт­ка, надо под­сы­пать пиг­мен­та, если поверх­ность мато­вая, белё­сая при нама­чи­ва­нии тем­не­ет – доба­вить эмуль­сии. Затем дела­ют­ся рас­тяж­ки – ров­но закра­шен­ный пря­мо­уголь­ник напр. охрой с одно­го кон­ца утем­ня­ет­ся более тём­ной крас­кой, с дру­го­го – высвет­ля­ет­ся. Рас­тяж­ка полу­ча­ет­ся за счет утонь­ше­ния слоя крас­ки, кисть как бы под­су­ши­ва­ет­ся и крас­ки схо­дит мень­ше. Кисть не долж­на быть очень мок­рой, её мож­но под­су­ши­вать на блю­деч­ке. Упраж­не­ние на постро­е­ние объ­ё­мов стро­ит­ся на ров­но закра­шен­ных круж­ках, высвет­ляя их к сере­дине и при­те­няя к кра­ям. Затем пишут­ся гор­ки, архи­тек­ту­ра, вода, дере­вья, фраг­мен­ты оде­жы. Не осво­ив про­стые упраж­не­ния луч­ше не идти даль­ше, они дадут чув­сто крас­ки, опре­де­лён­ные навы­ки. Часто при­хо­дя­щие учит­ся ико­но­пи­си жела­ют вме­сто кро­пот­ли­вых тру­дов узнать какие-то таин­ствен­ные сек­ре­ты, при­ё­мы и т.д. Это напо­ми­на­ет магию. Или, копи­руя обра­зец, меха­ни­че­ски пере­чис­ля­ют эле­мен­ты, забы­вая о целост­но­сти фор­мы. Ведь глав­ное – не тупое копи­ро­ва­ние, а овла­де­ние сти­лем, чув­ством ико­но­пис­ной фор­мы, цве­том, созда­ние цель­но­го обра­за. Если тру­ба будет зву­чать невнят­но, то кто нач­нёт гото­вить­ся к сра­же­нию? Толь­ко живо­пис­ны­ми при­ё­ма­ми яич­ной тем­пе­ры, о кото­рых мы пого­во­рим даль­ше, мож­но решить бого­слов­ские зада­чи – ведь важ­но не толь­ко Что изоб­ра­же­но но и Как.

Важ­ный инстру­мент в арсе­на­ле ико­но­пис­ца – малень­кий скаль­пель, кото­рым мож­но частич­но или пол­но­стью счи­щать кра­соч­ный слой с грун­та. Одна из харак­те­ри­стик кра­соч­но­го слоя – это его тол­щи­на, т.е. часто цвет наби­ра­ет­ся не пас­тоз­но, плот­но, а сохра­ня­ет так назы­ва­е­мую “про­зрач­ность”, свет про­хо­дит сквозь закра­шен­ную поверх­ность и отра­жа­ет­ся от грун­та, обо­га­щая живо­пис­ную фак­ту­ру поверх­но­сти. Этот опти­че­ский эффект никак не пере­да­ёт­ся на репро­дук­ци­ях, осо­бен­но он харак­те­рен для рус­ских икон при напи­са­нии горок и архи­тек­ту­ры. Оде­я­ния пишут­ся более плот­но. Испол­не­ние горок – очень полез­ное упраж­не­ние, ему надо уде­лить мно­го вре­ме­ни на пер­во­на­чаль­ном эта­пе обу­че­ния, спер­ва пишет­ся неболь­шая гор­ка, потом могут созда­вать­ся ком­по­зи­ции с гор­ка­ми, рас­те­ни­я­ми, водой, архи­тек­ту­рой, без фигур. Отра­ба­ты­ва­ют­ся эле­мен­ты, затем они соеди­ня­ют­ся, услож­ня­ют­ся. Ошиб­ка думать, что ико­ны пишут­ся толь­ко откры­ты­ми, ярки­ми цве­та­ми. Как раз гор­ки и архи­тек­ту­ра часто име­ют мут­ные, гряз­ные оттен­ки, на фоне кото­рых хоро­шо зву­чат более соч­ные цве­та оде­я­ний и атри­бу­тов, при­мер – “Вос­кре­се­ние” из Рус­ско­го музея рабо­ты Дио­ни­сия, где гор­ки напи­са­ны гряз­но-серо-охри­стым цветом.

Итак, важ­но научить­ся наби­рать цвет горок нуж­ной плот­но­сти, посте­пен­но сло­я­ми наби­рая цве­то­вое пят­но, оно долж­но обла­дать неко­то­рой сте­пе­нью “про­зрач­но­сти”, но не как аква­рель. Затем начи­на­ет­ся рабо­та с бели­ла­ми, высвет­ле­ние усту­пов гор, назы­ва­е­мых лещад­ка­ми. Вна­ча­ле исполь­зу­ют­ся не чистые бели­ла, в них мож­но доба­вить охры и сажи или гла­у­ко­ни­та, что­бы изба­вить­ся от непри­ят­но­го розо­во­го оттен­ка, быва­ю­ще­го при нане­се­нии тон­ко­го слоя чистых белил. Пер­вые слои нано­сят­ся про­зрач­но, бли­же к краю сту­пе­ни свет завер­ша­ет­ся плот­ны­ми почти чисты­ми бели­ла­ми чёт­ким гео­мет­ри­че­ским пят­ном, ино­гда оно выска­ки­ва­ет за пре­де­лы гор­ки как бы “висит” в воз­ду­хе. В ико­но­пи­си постро­е­ние фор­мы, кро­ме лич­но­го пись­ма, ведёт­ся не плав­ным, “раз­мы­тым” спо­со­бом, как в ака­де­миз­ме, пло­щад­ки про­бе­лов чёт­ко отде­ля­ют­ся друг от дру­га, созда­вая несколь­ко жёст­кую, кри­стал­ли­че­скую струк­ту­ру. Свя­тые не про­сто оде­ты в какие-то тка­ни, а оку­та­ны пуль­си­ру­ю­щей, мер­ца­ю­щей суб­стан­ци­ей, энер­ги­ей. Этот спо­соб пись­ма может дости­гать необык­но­вен­но­го изощ­ре­ния и мастер­ства на неко­то­рых ико­нах, осо­бен­но на серб­ских фрес­ках Гра­ча­ни­цы, Сту­де­ни­цы. Уточ­не­ние фор­мы горок завер­ша­ет­ся с тене­вой сто­ро­ны при­тен­ка­ми и опи­ся­ми, это важ­ные эле­мен­ты постро­е­ния объ­ё­ма. Тене­вая сто­ро­на гор­ки слег­ка обра­ба­ты­ва­ет­ся цве­том, отлич­ным от роскры­ши, более тём­ным, но весь­ма про­зрач­ным, с рас­тяж­кой к краю. Рабо­та при­те­не­ни­я­ми все­гда ведёт­ся лес­си­ро­воч­но, про­зрач­ны­ми сло­я­ми, посте­пен­но мяг­ко углуб­ляя фор­му. Опись завер­ша­ет, уточ­ня­ет фор­му, это про­ри­сов­ка более тон­ки­ми лини­я­ми дета­лей, силу­эта, она не долж­на быть слиш­ком тон­кой и тём­ной – это обыч­ная ошиб­ка начи­на­ю­щих. Перед гла­за­ми, конеч­но надо иметь обра­зец хоро­шо напи­сан­ной гор­ки, луч­ше фото из музея, необя­за­тель­но точ­ное копи­ро­ва­ние, глав­ное пой­мать суще­ство сти­ля, целост­ную рабо­ту эле­мен­тов. На свет­лой сто­роне горок быва­ют цвет­ные раз­дел­ки, они нано­сят­ся очень про­зрач­но ярким цветом.

Основой любой иконы, как правило, служит деревянная доска. В России для этих целей чаще всего употребляли липу, клен, ель, сосну. Выбор вида древесины в различных районах страны диктовался местными условиями. Так, на севере (Псков, Ярославль) пользовались сосновыми досками, в Сибири сосновыми и лиственничными, а московские иконописцы применяли липовые или привозные кипарисовые доски. Конечно, предпочтительнее всего были липовые доски. Липа мягкое, легко поддающееся обработке дерево. Она не имеет ярко выраженной структуры, что уменьшает риск растрескивания подготовленной для обработки доски. Основа икон выполнялась из сухого, выдержанного дерева. Склейка отдельных частей доски производилась столярным клеем. Сучки, попадавшиеся в доске, как правило, вырезались, так как при сушке левкас в этих местах растрескивался. На место вырезанных сучков вклеивались вставки.

В старые времена иконописцы предпочитали покупать для росписи уже готовые доски. На Руси тогда существовала довольно разветвленная сеть мастерских, специализировавшихся на изготовлении таких досок. Мастеров, изготовляющих доски, принято было называть «деревщиками» или «дощаниками».

В старые времена доски изготовлялись с помощью топора и «тесла», поэтому до наших дней дошло название досок «тес». Особо ценились так называемые колотые доски, так как они редко трескались и почти никогда не коробились, особенно если они были расколоты по радиусу, то есть по волокнам.

По истечении времени для обработки древесины стали применяться различные инструменты, которые назывались «стругами». Чтобы доска лучше держала грунт, лицевую ее сторону процарапывали так называемым «цинубелем», то есть зубчатым рубанком. Рубанки на Руси стали применять с конца XVII века. Пила на Руси была известна еще с X века, но до XVII века она применялась только для продольного распила заготовки.

До второй половины XVII века на лицевой части доски выбирали небольшое углубление, которое называлось «ковчегом» или «корытом», а уступ, образуемый ковчегом, носил название «лузги». Глубина ковчега колебалась в зависимости от размера доек от 2 мм и до 5 – 6 мм. Если ковчег вырубали с помощью тесла, то лузгу формировали инструментом под названием «фигерей» (рис. 16).

Уже со второй половины XVII века доски, как правило, изготовлялись без ковчега, с ровной поверхностью, но при этом поля, обрамляющие изображение, стали закрашивать каким-либо цветом. В XVII веке икона потеряла и цветные поля. Их стали вставлять в металлические оклады, а в иконостасах обрамлять рамой в стиле барокко.


С целью предохранения доски от коробления с тыльной стороны, поперек древесного волокна, делались расширяющиеся в глубь доски прорези, в которые вставляли шпоны – узкие дощечки, выполненные по форме паза из более крепкого дерева, чем доска, например, дуба. Тыльная сторона доски обстругивалась ровно и чисто. Иногда для более долгого сохранения иконы ее торцы и обратная сторона проклеивались, грунтовались и окрашивались. Для этих же целей указанные части икон могли заклеиваться тканью с помощью мучного клея.

Для подготовки доски под грунт («левкас») мастера пользовались животным клеем, желатиновым или рыбьим. Лучший рыбий клей получали из пузырей хрящевых рыб: белуг, осетров и стерляди. Хороший рыбий клей обладает большой вяжущей силой и эластичностью. Однако многие старые мастера предпочитали пользоваться мездровым клеем, обладающим белизной и крепостью.

На тщательно обработанную и проклеенную доску наклеивалась «паволока», которую иногда называли «серпянкой». Она представляла собой слой ткани. Для этих целей шла ткань из льняного, пенькового волокна, а также прочный сорт марли. Паволока наклеивалась по всей поверхности доски или небольшими частями, например, вдоль стыка двух склеенных досок или на обнаруженные в доске сучки. На доски, имеющие крупнослойную текстуру (сосна, ель), наклеива

ли толстую паволоку, способную перекрыть ярко выраженную текстуру дерева. На мелкослойных досках (липа, ольха) паволока употреблялась тонкая или ее не применяли совсем.

Чтобы подготовить ткань к наклеиванию, ее сначала вымачивали в холодной воде, затем кипятили в крутом кипятке. Предварительно пропитанную клеем паволоку накладывали на проклеенную поверхность доски. Затем после тщательной просушки паволоки приступали к нанесению левкаса.

Источник: Сергеев Ю.П. Секреты иконописного мастерства. / Москва: Юный художник. 2000.

Доска для иконы готовится из таких пород дерева , как липа, сосна , ель, ольха лиственница (в северных районах России),пихта, кипарис, бук (в южных районах). Предпочтение надо отдать кипарису, липе и ольхе.

Кипарисовые доски не коробятся от воздействия атмосферных изменений, и в них не заводится жучок-точильщик (благодаря специфическому запаху кипариса). Липовые и ольховые доски удобны своей легкостью, так как иконопись требует горизонтального положения доски (в отличие от станковой живо

– писи) и позволяет, для удобства иконописца, поворачивать икону в разных направлениях.

Доски березовые, особенно осиновые, еловые, сосновые и других малоценных пород, непрактичны (хотя и постоянно употребляются): они или очень смолисты (смола может выступать из доски и после просушки, даже иногда через лицевую сторону), или очень рыхлы (береза, осина) и восприимчивы к переменам температуры и влажности воздуха, отчего сильно коробятся и трескаются.

Совсем непригоден дуб из-за своей особой структуры, способной трескаться под левкасом.

Доска, предназначенная для иконы, должна быть из хорошо высушенного дерева. В древности просушка велась на открытом воздухе и весьма длительное время. В настоящее время сушка древесины ускоряется искусственным образом в особых сушильнях, но прежних результатов этот способ не дает.

В цельной или склеенной из нескольких частей доске, с целью предохранения ее от покоробления, в тыльной стороне, поперек древесного волокна, делаются расширяющиеся в глубь доски прорезы, в которые вставляются шпонки – узкие дощечки, сделанные по форме паза и приготовленные из более крепкого дерева, чем сама доска (например, из дуба).

Наиболее распространенные шпонки известны под названиями «сквозных», «встречных», «рельефных», «плоских». Форма паза, в который они вставляются, носит название «ласточкин хвост». Но свое назначение – противодействовать покороблению доски – шпонки выполняют не всегда. Доска ссыхается, коробится, шпонки часто выпадают из пазов. Поэтому в конце ХVII века их стали врезать в торцы досок, откуда выпасть им почти невозможно.

Шпонки ни в коем случае не приклеиваются к доске, а для прочности или приклеиваются самым кончиком, или прибиваются одним гвоздиком, чтобы при колебаниях влажности атмосферы, способствующей расширению и сужению доски, она не могла лопнуть. Иногда в щит, состоящий из нескольких досок, склеенных между собой, врезаются дополнительные шипы – планки различной формы, называемые «ласточками», «карасиками», «сковородниками». Они врезаются в смежные доски. К такому креплению приходится прибегать особенно в тех случаях, когда икону пишут на старой, сильно выгнутой доске. На лицевой стороне доски вытесывается плоское углубление, вокруг которого оставляется нетронутой рама, или поле. Углубленная часть доски называется «ковчегом» или «корытом»; уступ, образуемый ковчегом, носит название «лузги». Встречаются иконные доски, вынутые с лицевой стороны два раза, то есть имеющие двойной ковчег. Глубина ковчега для икон небольших размеров должна быть около 2–2,5 мм и не более 3–4 мм для крупных досок.


Шпонка «сквозная» (вверху), шпонка «встречная» (внизу)

Картину, для цельности впечатления, вставляют в раму, отделяя ее таким образом от окружающего и направляя внимание зрителя в мир, открывающийся на холсте за рамой, как бы за окном. В иконе роль рамы исполняют поля. Изолируя изображенное на иконе от земного окружения, они способствуют сосредоточенности молящегося. Размер доски, соотношение ее длины и ширины и величина полей имеют большое значение, так как, если пропорции не соблюдены, потеряется впечатление и от самой хорошей работы.

Ранее дощаник с иконником работали в контакте. Дощаник в столярном деле был таким же мастером, каким художник в красочном. Если ему говорили: «Поля в красу, пошире или поуже», – это значило, что целиком полагаются на его вкус, а вкус у хорошего столяра был таким же утонченным, как и у художника.

В различные времена способы обработки доски, крепления шпонок, профиль шпонок, пропорции досок, ширина полей изменялись. Все эти особенности иконной доски имеют большое значение при установлении даты произведения. В древности доски изготовлялись с помощью топора и тесла, поэтому до нашего времени сохранилось такое название для доски, как «тес». Часто даже поперечную обработку досок, как и бревен, производили топором. Колотые доски имели то преимущество, что они очень редко трескались и почти никогда не коробились, особенно, когда они были расколоты по радиусу, вдоль по волокнам. Затем колотые доски начали заменять пилеными.

Пила в России была известна уже в Х веке, но, по-видимому, до Х века в обработке древесины применялась только для поперечной распиловки. Продольная же распиловка, имеющая целью получение из бревна нескольких досок, стала, вероятно, применяться значительно позднее. От употребления

Продольной пилы из письменных источников известно только с ХVII века 44


Шпонка «рельефная» (вверху), шпонка «торцовая» (внизу)

Лучшим доказательством способа обработки доски являются следы от инструмента, оставшиеся на ее поверхности. Так, например, от обработки топором остаются характерные зарубки. Но, как правило, доски древних икон (ХI–ХVI вв.) имеют следы обработки скобелем. Обратная сторона досок многих икон подвергалась в последующие века неоднократным обработкам. Поэтому первоначальный способ изготовления доски правильнее и безошибочнее определять по следам, сохранившимся под слоем живописи. Конечно, их можно видеть только в том случае, если часть левкаса, покрывающего доску, утрачена. Первичная теска досок проводилась вдоль волокон древесины, чтобы выровнять поверхность каждой доски в отдельности. После соединения до-сок в один щит по лицевой сторон шла вторичная обработка теслом поперек волокон древесины, в целях выравнивания мест соединения. Поскольку для обратной стороны неровности в местах соединения досок не имеют существенного значения, поперечной тески там не делалось 45 . Форма шпонок и способы их крепления также имеют свою историю. В ХII–ХIII веках шпонки не врезали в доски икон, как в последующие века, а прикрепляли их с помощью деревянных штырей или железных кованых гвоздей. Местом крепления шпонок были торцы досок и их тыльные стороны.В ХIV веке к доскам, состоящим из одного куска дерева, шпонки не прикрепляли. Когда щит делали из нескольких досок, использовали накладные шпонки, прикрепляя их железными коваными гвоздями.

С конца ХIV века встречаются доски с врезными шпонками В ХV–ХVI веках шпонки только врезали в тыльную сторону доски, и они высоко выступали над поверхностью доски; в иконы малого размера врезали только одну шпонку.

В ХVII веке шпонки также врезали в доску, но их делали низкими и широкими, частью изготовляли из дуба, со сложным профилем. В самом конце ХУП века стали врезать шпонки в торцы досок.

Формат досок, ширина полей, глубина ковчега также имеют характерные для своего времени особенности. Древние иконы, как правило, имеют ковчег. Иконы ХIV–ХV веков отличаются удлиненной формой и узкими полями.

Доски в полтора метра имеют поля шириной 4 – 4,5 см, на досках небольшого размера они суживаются до 1,5–2 см.


Доска с врезными шпонками и дополнительными шипами – «ласточками»


Доска с ковчегом (вверху), доска с двойным ковчегом (внизу)

С конца ХVI века в иконах, главным образом, московских мастеров доска видоизменилась. Пропорции сторон как будто обычные, мерные, но стороны ковчега приблизились к квадрату, поля стали шире (иногда они доходят до 5–6 см на иконах малого формата), а глубина ковчега и на ощупь едва приметна. Появился и распространился двойной ковчег.

Со второй половины ХVII столетия доски, как правило, изготавливались без ковчега, с ровной поверхностью, но поля, обрамляющие изображение, выделялись цветом. От ХVII века дошли иконы, имеющие в верхней части фигурный обрез, наподобие треугольника, у которого боковые стороны поднимаются кверху закругленными уступами. Такие иконы принадлежат верхнему ярусу иконостаса. Своей формой они придают иконостасу декоративную законченность (к примеру, иконостас Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры).

В ХVIII веке икона потеряла и цветовые поля. Иконы в иконостасах (также и изображения на стенах) стали обрамляться рамой в стиле барокко и рококо. Стиль барокко представляет собой сочетание растительных мотивов – листьев, ев, цветов, плодов – с геометрическими фигурами – эллипсом, спиралью, а также и с их частями, излюблены ломаные линии. Стиль рококо требует иногда искусственной прогнутости или выпуклости доски. Этот стиль образуется из разнообразных сочетаний только одного мотива, который приближается к раковине, взятой в профиль, и общим видом напоминает человеческое ухо. Этот стиль не имеет четко выраженной рамы, образуя совершенно несимметричные клейма самых разнообразных форм.


Тыльная сторона иконы. Конец XIII – начало XIVвв.: а) следы обработки доски топором; б) следы от накладных шпонок и гнезда от деревянных гвоздей; в) ласточки

В конце ХVIII и начале ХIХ веков эпоха империи выработала стиль «ампир» (стиль империи). Следы этого стиля остались и на иконной доске, придав ей форму некоторых геометрических фигур –эллипса, треугольника и т.п. Это наблюдается, главным образом, в иконах Царских врат, иногда – иконостаса. В первой четверти XX века возник новый стиль «модерн». В основе его лежит пробудившийся интерес к образцам катакомбного искусства, а также и к русской старине.

Иконные доски получили фигурный обрез сверху. Этот обрез имел форму и подобие арок или русских теремных кровель, церковных глав и т.п. Но то, что было жизненно в период катакомбной и византийской эпох, что было выражением души русского человека ХIV–ХVI веков, в ХХ веке получило примитивный, поверхностный характер. Новое творчество по формам старого стало отзываться подделкой, портящей подлинное творчество. Дух народного творчества не был понят. При крайнем обеднении религиозного сознания этой эпохи новый стиль оказался бездушным подражанием и случайным исканием в искусстве. Таким образом, подновленная, «модернизированная », древность сначала явилась привлекательной новинкой, как всякая мода, завоевала себе большие симпатии, но быстро изжила себя.

Филатов В.В. Русская станковая темперная живопись. Техника реставрация. М.. 1961. С, 7‚


Левка́с — в иконописи это название грунта, представляющего собой меловой, размешанный на животном или рыбьем клей с добавлением льняного масла. Наносится несколькими слоями на специально подготовленную иконную доску.

Сохранность левкаса тем лучше, чем тоньше и равномернее были наносимые слои.

После высыхания шлифуется. В Древней Руси левкас шлифовался стеблями хвоща; современные иконописцы используют для этой цели наждачную бумагу.

Технология изготовления икон

Наложение грунта можно разделить на три этапа: проклейка, побелка и левкас. Перед проклейкой доски необходимо ножом нанести неглубокую сеточку(для того чтобы левкас лучше ложился на доску). Клей я делаю на основе желатина. Желатин заливается водой в соотношении 1 к 12, и оставляется на 40 мин. набухать.

После того как желатин набух, банку с будущим клеем ставлю на водяную баню, помешиваю, слежу чтобы клей не закипел. Клей готов, когда пальчиком дотронуться до жидкости больно. Часть клея я оставляю для проклейки доски, а две оставшиеся использую для побелки и левкаса. Для создания побелки в банку с клеем добавляем мел в соотношении 1 к 1. Хорошо мешаем, чтобы не было комочков.

Левкасный грунт - состав

Левкасный грунт наносят на ровные, сухие деревянные доски или достаточно толстую сухую фанеру, прибитую на деревянную рамку.

Предварительно доска или фанера проклеиваются с двух сторон 4-5 - процентным раствором столярного клея или желатином. По высыхании на доску наклеивается паволока (марля или канва, применяемая для вышивания). Паволоку смачивают в клее, отжимают и постепенно, с края доски, накладывают на доску так, чтобы под паволокой не образовались воздушные пузыри. Затем ее тщательно разглаживают руками, а края подворачивают на торцы и тыльную сторону доски. По высыхании паволоки приготавливают и наносят левкасный грунт, который отличается значительной прочностью и долговечностью, особенно при применении гипса вместо мела.

Левкас

Левкас - "от греческого leukos — белый"; грунт на меловой основе, часто использовался в русской средневековой живописи.

Левкас - в прикладном искусстве - грунт на деревянных изделиях под окраску, позолоту и т.д.

Левкас (от греч. leukós — белый), название грунта в русской средневековой живописи. После 17 в. название «Левкас» сохранилось в иконописи за традиционным для русской иконы грунтом в виде порошкообразного мела, размешанного на животном или рыбьем клею. Левкасом называют также грунт под окраску или позолоту на деревянных изделиях.

Обработка доски


В различные времена способы обработки доски, крепления шпонок, профиль шпонок, пропорции досок, ширина полей изменялись. Все эти особенности иконной доски имеют большое значение при установлении даты произведения. В древности доски изготовлялись с помощью топора и тесла, поэтому до нашего времени сохранилось такое название для доски, как «тес». Часто даже поперечную обработку досок, как и бревен, производили топором. Колотые доски имели то преимущество, что они очень редко трескались и почти никогда не коробились, особенно, когда они были расколоты по радиусу, вдоль по волокнам. Затем колотые доски начали заменять пилеными.

Пила в России была известна уже в X веке, но, по-видимому, до XVII века в обработке древесины применялась только для поперечной распиловки. Продольная же распиловка, имеющая целью получение из бревна нескольких досок, стала, вероятно, применяться значительно позднее. Об употреблении продольной пилы из письменных источников известно только с XVII века.

Наложение грунта на доску


Приступая к работе над грунтом, в первую очередь необходимо приготовить клей. Способы приготовления клея сводятся в основном к следующему: размельченные плитки столярного или пластинки рыбьего клея заливаются холодной водой приблизительно на сутки, а затем сосуд с набухшим клеем помещают в специальную посуду, называемую «клеянкой». Она состоит из двух котелков, входящих один в другой, причем больший наполняется водой и ставится непосредственно на огонь, в меньший помещается клеевой раствор.

Между дном большого и дном малого котелков обязательно должен быть промежуток, заполненный водой. Таким образом клей варится на медленном огне, чтобы он не перегревался и не перекипал, так как от высокой температуры он теряет свою крепость. Такой способ варки клея называется варкой на «водяной бане».

Грунтовка холстяной дцкой

«Холстяной дцкой» называется кусок грубого холста размером не более 28 х 19 см, загрунтованный с обеих сторон. Размер может быть и меньше, но не больше из-за хрупкости этой основы.

Процесс грунтовки заключается в следующем. Заготавливается рама или подрамник размером примерно 70 х 80 или 50 х 60 см. Немного большего размера отрезается холст, например бортовой, и натягивается на раму. После этого все процессы, идущие по грунтовке доски, проделываются в той же последовательности на холсте, только с обеих сторон одновременно.

Чтобы холст не приклеивался к раме, обрабатывается только та его часть, которая находится внутри рамы, а чтобы он не продавливался во время наложения грунта, под него следует подкладывать как опору или толстое стекло, или гладкую доску по размеру проема рамы.

Грунтование доски для иконы

Некоторые мастера, нанося до 10 и более тончайших слоев, весь грунт притирают ладонью, во избежание трещин. Однако шпатель как инструмент твердый, лучше заравнивает случайные неровности поверхности доски, и в этом есть свое преимущество. Рука же, втирая левкас, неровности повторяет.

Нанося грунт шпателем, не следует притирать им по одному и тому же месту, хотя бы и для выравнивания слоя. Это не только не сделает его ровным, но и может снять нижние размокающие слои. Достаточно пройти два-три раза. Выравнивание же является особым процессом после просушки левкаса. Шпателем грунт наносится в 3—4 слоя. Чтобы последние слои ложились ровнее, рекомендуется после двух слоев всю обрабатываемую поверхность спемзовать (сровнять пемзой с водой). Делается это следующим образом: наливают в блюдце воду, опускают в нее на минуту заранее заготовленный кусок пемзы, затем, вынув его, оставляют на нем одну только большую каплю воды и начинают пемзовать левкас участок за участком, заравнивая попадающиеся углубления. После этого последние слои ложатся ровнее и легче.

Левкашение и обработка левкаса


Приготовленный вышеуказанным путем жидкий левкас накладывают на лицевую сторону доски при помощи щетинной кисти, стараясь при этом сразу же шпателем выгладить возможно ровно весь слой левкаса по всей поверхности доски.

Грунтовка: подготовка доски

Подготовка доски к грунтовке заключается в следующем. Если доска очень гладкая, ее лицевую сторону следует зазубрить. Для этого существует специальный инструмент (цикля), похожий на обыкновенный рубанок, но его лезвие имеет мелкие зазубрины. Когда таким инструментом проходят по доске, зазубрины оставляют на ней бороздки, таким образом ликвидируется гладкость доски. Это делается для того, чтобы паволока, а с ней и грунт держались крепче. Такой инструмент легко сделать каждому. Надо запастись пилками от лобзика, подыскать обтесанный кусочек бруска, наподобие рубанка, и загнать в одну его сторону пилку, оставив снаружи только лезвие. Если под руками нет такого инструмента, лицевую сторону доски можно просто неглубоко процарапать в разных направлениях каким-нибудь острым предметом; шилом, скальпелем или ножом (глубоких царапин надо избегать: они могут вызвать в грунте трещины).

Грунтовка: что необходимо


Для грунтовки доски необходим также мел, хорошо просеянный, в котором нет неперемолотых частиц. Ни гипс, ни алебастр, ни белила не заменяют в данном случае мела, дающего после окончательной обработки особый эффект глубины и прозрачности. Кроме того, наблюдения показывают, что алебастровые грунты при неблагоприятных условиях разрушаются сильнее, чем меловые, в них происходит разрыхление и распыление левкаса. Совершенно непригодна для грунта по своему составу так называемая «побелка» заводского изготовления для покраски стен и печей.

Если под руками имеется мел только низкого качества: плохо молотый, с большим количеством песка, сора, — всегда есть возможность очистить его путем отмучивания.

Приготовление левкаса


Приступая к описанию приготовления левкаса, грунта на доске, уместно заметить, что это дело довольно сложное и требует от иконописца большого внимания, аккуратности и умения. Вообще в искусстве живописи грунт служит для окончательной обработки основного материала.

Грунт является посредником между этим основным материалом и красочным слоем. Поэтому он должен быть в некотором сродстве как с первым, так и со вторым, то есть способным к крепкому соединению с ними.

Но грунт одновременно должен совершенно разъединять красочный слой от основы, не допуская проникновения красочных составов во время самого художественного исполнения.

Приготовление доски к грунтовке


На лицевой стороне вполне приготовленной доски, на которой будет написана икона, проводят острым шилом или ножом два ряда параллельных неглубоких царапин на расстоянии от 1 до 5 см одна от другой. Царапины эти перпендикулярны между собой и наносятся под [углом в] 45° к линиям волокон дерева. Такая насечка делается для того, чтобы проклей проник в доску и тем крепче связал бы дерево с будущим грунтом.

Затем приступают к покрытию поверхности доски слоем жидкого клея ("проклей") при помощи широкой щетинной кисти и оставляют сушиться.

Заравнивание доски

Окончательно залевкашенную и хорошо просушенную доску следует еще раз спемзовать следующим образом: кусочком пемзы, обильно смоченным в воде, трут и кругообразно, и из стороны в сторону небольшой участок (15 х 15 см) загрунтованной поверхности. Когда под пемзой влаги останется мало, ее откладывают, а спемзованное место заглаживают слегка смоченными в воде пальцами или ладонью. Таким образом обрабатывается вся доска вместе с торцами.

Если при заравнивании пемзой взять воды много, начнется быстрое и неравномерное размывание левкаса, если — мало, подсыхающая пемза может нанести царапины. Если под пемзой появляются царапины, работу следует прекратить и внимательно проверить рабочую сторону пемзы, отыскать в ней обнажившийся твердый камешек или крупинку шлака, вынуть их ножом и снова спемзовать поцарапанное место. По окончании работы доска должна хорошо просохнуть.

Приготовленный вышеуказанным путем жидкий левкас накладывают на лицевую сторону доски при помощи щетинной кисти, стараясь при этом сразу же шпателем выгладить возможно ровно весь слой левкаса по всей поверхности доски.


Накладывая второй слой левкаса, стараются, чтобы он был приблизительно той же толщины, что и первый. Затем доска вновь кладется горизонтально на сутки для просушки.

Важно отметить еще раз, что нижние слои левкаса всегда должны быть плотнее и крепче верхних, ибо в противном случае при высыхании будут разрываться нижние слои левкаса и это может окончательно испортить приготовленную доску.

Нужно также следить, чтобы клей для левкаса верхних слоев не был слишком горячий, что может вызвать порчу нижних слоев и даже их отделение от доски.

Сколько слоев [левкаса] следует наносить на лицевую сторону доски с просушкой, каждый раз по 24 часа, и выглаживанием ее? Ответить можно так: чем больше слоев и чем тщательнее будет обработка их - тем лучше. Практически же иконописцы обыкновенно накладывали, сушили и обрабатывали левкас [по] 3-4 раза.

Выглаживание и шлифовка левкаса производится следующим образом. Берут крупный кусок пемзы, рабочая сторона которого плоская, и, смочив губкою или широкою кистью поверхность левкаса, начинают растирать ее пемзою по всем направлениям. От такого действия пемзы на поверхности доски появляется жидкая масса, которую смывают губкою и продолжают шлифовку. Обнаружив ладонью, что поверхность еще недостаточно гладка, смывают старательно накопившуюся белую массу и продолжают шлифовать пемзою до тех пор, пока поверхность доски на ощупь не покажется совершенно гладкой. Тогда мокрую шлифовку прекращают и дают левкасу просохнуть приблизительно в течение получаса.

Окончательную полировку грунта доски обыкновенно производят мелкой стеклянной бумагой, номерами 00 и 000. В заключение мягкою суконкой удаляют пыль пемзы и стеклянной бумаги.

Нужно хорошо помнить, что порошинки эти очень вредны как для последующей позолоты, так и для красок.

В старину мастера "лощили" левкас в последний раз мокрой ладонью, растирая его 10-15 минут.

Окончательно отшлифованный и очищенный левкас должен иметь матовый вид, и в таком состоянии доска окончательно готова для писания на ней иконы.

Как было уже сказано выше, применяясь к местным условиям, проживающие во Франции иконописцы употребляют особый сорт плавленого мела (блан д`Эспань), который, как показала практика, дает вполне хорошие результаты. Пропорция клея и этого мела для приготовления левкаса приблизительно такова: 1 весовая часть клея к 10-20 весовым частям мела при таком количестве воды, которое потребуется для получения левкаса густоты сметаны.

Окончательно готовую доску тщательно осматривают и намечают ту часть ее, безукоризненно отделанную, на которой и будет написан лик будущего изображения и окружающий его венчик.

Эта часть доски должна быть, можно сказать, идеально ровна и гладка, как это требуется при накладке позолоты.

Шлифовку левкаса, особенно при больших поверхностях досок, полезно производить искусственной пемзой немецкого производства. В продаже имеется несколько сортов крепости и тонкости ее, в зависимости от количества введенного в ее состав песка. Особенно можно рекомендовать номер третий.

Читайте также: