Почему в ссср вешали ковры на стену

Обновлено: 04.05.2024

Советский интерьер у миллионов семей включал в себя такую деталь как ковёр на стене. Его можно было встретить в маленьких квартирах, в больших и в частных домах, в не очень богатых семьях и у людей с хорошим достатком. Ковёр на стене – неизменная деталь, свидетельствующая о благоустроенности и уюте. Но почему это было так распространено? Для чего вообще вешали ковры на стены?

Экономия обоев

В современном мире это трудно себе представить, но в СССР достать что-то было далеко не всегда просто. И последнее оказалось совершенно справедливо для обоев. Во-первых, их постоянно не хватало. Во-вторых, качественных, а не тех, которые расползались бы от лёгкой влажности, было мало. И, наконец, всегда оставались проблемы с расцветкой. Подобрать что-то действительно интересное – нетривиальная задача.

Поэтому люди искали решение. И многие экономили на обоях, обклеивали только часть стены, ту, которую видно гостям. Остальное же скрывалось мебелью и коврами.

Демонстрация дефицита

Для жителей СССР дефицит был одной из постоянных проблем. А вот умением достать что-то, как и нужными связями, гордились. Поэтому напоказ выставлялось всё, что относилось к редким вещам, что нельзя было просто так взять и купить. К таким вещам относились и ковры ручной работы, особенно туркменские или же азербайджанские. Привезти их с юга – отдельная задача. Поэтому те, кто с нею успешно справлялись, обычно вешали ковры на самое видное место. Например, в гостиной.

Кстати, такие вот южные ковры стоили очень дорого. Цена могла доходить до 1500 рублей. И это – при средней зарплате в 120. Так что накопить на такое сокровище было не очень-то и легко. Неудивительно, что ковры часто с гордостью всем демонстрировали.

Защита от холода

Вешали их нередко над кроватью в спальне. Сейчас уже перестали, потому что врачи просветили народ по поводу вреда для здоровья от соседства с таким “пылесборником”.

Однако в прошлом об этом не думали. Вред был не так очевиден, как польза, которая заключалась в защите от холода. Советские многоэтажки обладали тонкими стенами. Сквозняки тоже не были редкостью. Ковёр на стене помогал утеплять жильё.

Звукоизоляция

Тонкие стены порождали ещё одну проблему: в советских многоэтажках не составляло особого труда в деталях расслышать, о чём именно разговаривают соседи. Ковёр в итоге становился неплохим вариантом для тех, кто хотел скрыться от любопытных ушей.

Вопрос уюта

Ковры были яркими, мягкими и пушистыми. В советское время мебель этими качествами не могла похвастаться.

Поэтому такие изделия воспринимались иначе, чем сейчас. Они действительно добавляли уюта голым стенам. Хотя, конечно, это во многом вопрос восприятия.

Символ эпохи. Настоящее. Они возвращаются.

В настоящем многие воспринимают ковры на стене как безвкусицу и пережиток прошлого. Сейчас имеется большое количество обоев, причём по доступным ценам, а также разных решений проблемы звуко- и теплоизоляции. К тому же о вреде “пылесборника” для здоровья тоже стало известно. Поэтому от советских ковров на стенах большинство отказалось.

Однако не так давно мировые бренды решили вернуться к этой идее. Они стали размещать ворсистые полотна на стенах, добавляя тем самым интерьеру уюта.

Ковры были символом советского быта, вместе со стенками, хрусталём, буфетами и сервантами. Во многих квартирах они тогда висели на стенах и лежали на полу. Годы прошли, люди давно избавились от них, и вдруг узнали — ковры возвращаются. Зачем они нам сейчас? И зачем их вешали на стены в советских квартирах? И стоит ли включить их в современный интерьер?

Зачем в СССР вешали ковры на стены, и стоит ли так делать сейчас

Многие современные люди настроены категорически против ковров. Во-первых, всем известно, как быстро они накапливают пыль. Во-вторых, многие люди считают такое интерьерное решение безвкусным. Так стоит к ним возвращаться или нет?

Зачем ковры вешали на стены в СССР

Они пришли к нам из царской России

Ошибочно считать, что ковры — это наследие СССР. Они пришли к нам из царской России. Это можно увидеть, посмотрев картины русских художников, прочитав сцены из книг, которые описывают интерьер дворян и помещиков. Тогда настенные ковры были не редкостью.

Они считались символом благополучия и достатка

Стоимость ковра в СССР варьировалась, в зависимости от того, каким способом был сделан ковёр, машинным или ручным. В любом случае, это было очень дорогое для советского человека удовольствие.

Позволить себе ковёр могла не каждая семья. Хороший шерстяной ковёр стоил тогда от 200 до 800 рублей. При уровне средней заработной платы в 120-150 рублей.

Мало того, что ковры были дорогими, их ещё было невозможно достать. Во времена дефицита за коврами выстраивались огромные очереди. Иногда люди, чтобы добыть ковёр своей мечты, уезжали в другие города.

Ковры были нужны для утепления

Если вы когда-то интересовались тем, как, на каких материалах и технологиях строились советские «хрущёвки» вы поймёте, почему многие советские люди стали так ценить ковры. Бетонные стены часто были тонкими и холодными, тяжёлый, плотный ковёр отлично защищал владельцев квартир от тесного контакта с этими стенами.

И для шумоизоляции

Ещё одна беда советских многоэтажек — тонкие стены, которые обладали очень плохой шумоизоляцией. Порой люди слышали, как в соседней квартире разговаривают, ругаются люди или плачет ребёнок. А повесив ковёр на стену, можно было бы создать неплохую шумоизоляцию — это изделие хорошо глушит звуки.

С ними экономили на обоях

Потому что они, также, были большим дефицитом. Можно было купить в два раза меньше обоев, если завесить одну стену ковром, а вторую — заставить «стенкой». Таким же образом маскировали давнее отсутствие ремонта в квартире.

Уместен ли ковёр в современном интерьере?

Да, ковры вернулись

Да, ковры вернулись. Даже на стены. Но появляются они в интерьере немного в другом ключе. Так, ковёр старого советского типа нужно уметь правильно обыграть, поэтому их нечасто увидишь в современных дизайнерских решениях. Но хороший качественный старый шерстяной ковёр вполне способен органично вписаться в современный интерьер.

Сейчас огромный выбор ковров

Сейчас нам не нужно бегать за коврами, это ковры бегают за нами. Современный дизайн предлагает множество решений. И ковры внешне очень сильно отличаются от тех, которые мы привыкли видеть на старых фотографиях.

Интересно смотрятся настенные ковры в марокканском или индийском стиле, для модерна и минимализма предлагаются ковры в строгих, монохромных тонах с геометрическим рисунком, можно найти арт-ковры, стилизованные в манере авангардистов ХХ века, с барочным орнаментом, флористическими мотивами, французскими узорами, в стиле кантри или в технике пэчворк. В общем, выбор настолько велик, что найти свой ковёр может, практически любой человек.

Зачем нам сейчас нужны ковры

О, у них, по-прежнему, много классных функций. Сейчас ковры включают в интерьер, чтобы сделать пространство интереснее. Чтобы сделать акцент на какую-то стену. Ковёр выполняет функцию зонирования, а также служит связующим звеном между мебелью, предметами интерьера и отделкой помещения.

А ещё они могут, вместе с отделкой помещения, создать настроение, стиль и даже увеличить или уменьшить пространство. Главное, не переборщить. И не превратить квартиру в шатёр.

Всё чаще ковры появляются на стенах и на полу в интерьерах дизайнеров и агентств с мировым именем. Ну, а мы чем хуже? Если ковёр — это ваша тема, просто найдите свой.

Молодому поколению гораздо привычнее ковёр, расположенный на полу, а настенный экземпляр зачастую вызывает вопросы либо усмешки. Давайте разберёмся, зачем в СССР вешали ковры на стену, а также рассмотрим примеры современного использования советских узорчатых полотен.

Почему они так ценились?

У многих народов ковры с различными символами несут религиозный и энергетический подтекст. Особенно ими славится Турция – ковроткачество является древним ремеслом и играет важную роль в культурном наследии страны.

В Европе первые ковровые изделия стали появляться в XVI веке и позволить их себе могли только особы королевских кровей. А в России любовь к коврам возникла во времена Петра I, когда активно развивалась торговля с другими государствами.

В Советском Союзе качественный ковёр считался символом престижа. Изделия привозили из Азербайджана, Грузии и Туркменистана, за ними выстраивались очереди, их выписывали по блату и приобретали у перекупов – любовь к красивым полотнам в СССР трудно было переоценить.

Ковры

Демонстрация вкуса и достатка

Ковры в СССР приобретались надолго, передавались из поколения в поколение и служили прекрасным подарком. В эпоху дефицита это особенно ценилось. Наличие ковра считалось одним из способов похвастаться своим состоянием, а порой и связями . Но большинству граждан для его приобретения приходилось копить несколько месяцев.

Ближе к концу XX века изделия продавались уже без очередей и записи – купить их можно было в обычном мебельном магазине, но для этого, при зарплате 130 рублей, нужно было откладывать по 50 рублей около полугода.

Вместо картины

Яркие ковры с растительными орнаментами ценились за свою декоративность. Занимая немалую часть стены, они сразу становились главной изюминкой интерьера. Этому способствовала и насыщенная расцветка: наиболее распространёнными считались красные оттенки.

Также ковёр спасал владельцев квартиры от ремонта: любое повреждение (выцветшие обои, трещины или пятна на стене) можно было скрыть живописным полотном с узорами. Кто догадается, что за ним дефект?

Ковер в качестве украшения

Поддержание моды

В Советском Союзе ковры стали популярными не только из-за своих эстетических функций. Впервые попав в дом к человеку, украсившему ими свою стену, гость испытывал настоящее восхищение – полотно выглядело богато и оригинально.

Многие жители страны стремились заполучить такое же роскошное изделие, чтобы было "как у людей".

Создание уюта

Настенный ковёр удивительным образом преображал комнату. Рассматривать мягкое и красивое полотно с растительным орнаментом было гораздо приятнее, чем пустые стены. А поскольку оно чаще всего вешалось возле кровати или дивана, большинство советских детей с удовольствием засыпали за разглядыванием замысловатых узоров и до сих пор вспоминают это с чувством ностальгии.

Настенные ковры обладали высочайшим качеством: сделанные из натуральной шерсти, они не выцветали и не стаптывались благодаря своему особому местоположению. Правда, изделия накапливали пыль и требовали периодической чистки.

Ковёр для уюта

В качестве утеплителя

Толстые и тёплые советские ковры в тонкостенных хрущёвках выступали защитой от холода, особенно если кровать стояла возле "уличной" или подъездной стены. Они не только сохраняли тепло, но и минимизировали уровень шума. Ворсистая поверхность хорошо поглощала звуки, идущие от соседей, и защищала приватность самих владельцев.

По этим же причинам ковёр до сих пор украшает стены многих квартир: это самый простой способ звукоизолировать комнату, не тратясь на дорогой ремонт.

В современном интерьере

Сегодня ковры уже не являются символом престижа, к тому же нынешнее поколение не испытывает столь сильной потребности в демонстрации своего благосостояния. Главная задача современного интерьера – отразить характер своего владельца, оставшись функциональным и гармоничным . Именно поэтому качественные и отлично сохранившиеся советские изделия снимают со стен, относят в химчистку и кладут на пол.

Ковры великолепно смотрятся в скандинавском стиле, эклектике и даже лофте. Но мода циклична, поэтому всё большую популярность приобретают и настенные ковры – правда, не советские, а дизайнерские или в виде гобеленов.

Ковёр в современном интерьере

В Советском Союзе красочные тканые полотна, размещённые на стене, стали настоящим символом эпохи. Как видим, существовало множество весомых причин, чтобы располагать их столь нетрадиционным способом.

Это уже целое направление в интернет-юморе: фото с ковром на стене. Это кажется смешным и нелепым сейчас.

Кто-то из болтливых российских сатириков бросил однажды обидную фразу: дескать, во всем мире ковры кладут на пол, чтобы было комфортно ходить по дому, и только русские вешают их на стены, чтобы показывать гостям вместо картин. На самом деле это, конечно, не так: и за границей любят увешивать стены коврами, и у нас уважают ходить босиком по теплому ковру.

Но все же как могли появиться в СССР ковры на стенах?

Традиция вешать ковры в СССР на стену пришла к нам из царской России. Ковры дворяне и помещики вешали на стену, чтобы отдать дань турецкой моде. Вешался ковер, на него две скрещенных янычарских сабли, пистолеты или ружье. Все дело в том, что еще издавна ковры в жизни армян занимали то же место, что сегодня иконы у православных. Т.е. ковры первоначально вешали только на стены, стелить ковер на стол или на пол не разрешался, для этого существовали своего рода половики. Одним словом, ковры, включающие в себе множество знаков, имеют некий религиозный, а может и энергетический, символ. Вероятнее всего, наши предки считали, что повешенный на стену в доме ковер с сакральными знаками защищал семью, даровал успех и благоденствие.

Посмотрите картины русских художников, жанровые сцены, описывающие быт помещиков. Ковры на стенах — нередкое явление. Также почитайте Пушкина, Лермонтова. Описывая быт офицеров-дворян, здесь частенько можно встретить описание комнаты, где висит персидский ковер. Особенно тех, офицеров, что побывали на Кавказе. Тогда это недоумения ни у кого не вызывало….

Обычай застилать полы коврами, а также вешать ковры на стену характерен для многих народов. Историк Н. И. Костомаров писал, что у русских в ХVI и ХVII столетиях в домашнем устройстве «…был обычай укрывать и покрывать. В порядочном доме полы были покрыты коврами, у менее зажиточных — рогожами и войлоками. В сенях у дверей лежала непременно рогожа или войлок для обтирания ног…». Первые заграничные ковры стали прибывать в Россию с развитием купечества и торговли в ХVI-ХVII веках. В ХVIII веке на Петербургской шпалерной мануфактуре, основанной в 1717 году, был налажен выпуск отечественных шпалер. К началу ХIХ века ковры стали неотъемлемой частью изысканного дворцового интерьера.

Турецкий ковер и сейчас представляет собой настоящее произведение искусства. Повесить такую роскошь на стену — почему бы и нет? Вешаем же мы на стену всякие картины из бисера, вышивки, панно…

При СССР ряд признаков «роскошной» жизни переняли и массы. В деревнях ковров не было, но были разные такие типа коврики с изображением оленей, цариц, гор…

Когда народ стал побогаче, стали покупать настоящие ковры. Развешивая ковры, люди значительно уменьшали распространение звука и делали стены теплее.

Вот еще некоторые интересные вопросы и ответы на них: вот например вы знаете Почему так рисуют СЕРДЦЕ? и Едят ли ежи яблоки с грибами? Может быть вы думаете, что Кошки видят в темноте, как днем? или не знаете Почему в России — царь, а в Европе — король?. Вот уверен, что вы не знаете кто совершил первое кругосветное путешествие и Почему у дятла не болит голова ?


В древние времена шкурами закрывали вход в пещеру, в Средневековье ими декорировали стены замков, а к середине XX века новое воплощение шкур, ковры превратились в символ богатства и благополучия. В СССР из-за некоторых особенностей многоквартирных домов и советского мышления ковры стали настенным украшением. Любовь к коврам безжалостно высмеивали в начале нового века, но сейчас, похоже, она обретает новую силу.

Ковровые бомбардировки

В СССР ковер был предметом роскоши: по цене — минимум трехмесячный заработок среднестатистического инженера. «Семья, у которой был ковер, считалась благополучной, зажиточной, а если могла ковер и на пол положить (быстрее износ), то вообще признавалась богатой, — говорит Светлана Бояринова, психолог, специалист по семейной системной терапии. — Мы любили, ценили, берегли эти ковры. Достать их было непросто, стоили они недешево, зато радовали глаз и давали людям ощущение своей особости».

Сейчас такое сложно представить, но многие покупали ковер раз в жизни и всерьез планировали передавать его по наследству. Ходить по наследственной массе, естественно, — святотатство, поэтому ей всегда находилось место на стене.

Ковер имел не только статусно-эстетическое, но и практическое значение — в частности, стал одним из способов шумоизоляции. Особенно в тонкостенных хрущевках, которые строили по всей стране с 1960-х. «С 1958 года почти в каждом регионе появились дома серии I-335 — дешевые, хрупкие», — рассказывает генеральный директор фабрики деревянной мебели «Папина колыбель» Сергей Никулин. Чтобы хоть как-то приглушить звуки из соседних квартир и заодно обеспечить приватность собственной жизни, новоселы вешали ковры на стены.


Кроме того, ковры служили защитным покрытием — берегли обои от потертостей и маскировали уже имеющиеся изъяны на стенах. «Манера вешать ковер не где-нибудь, а именно над кроватью, объясняется очень просто, — говорит декоратор Надежда Кузина. — Во-первых, кровати ставили не так, как сейчас, изголовьем к стене, а вдоль стены. Скорее всего, это было связано с шириной комнаты в хрущевках: по СНиПам 1957 года площадь спальни на одного человека составляла шесть квадратных метров, на двоих — восемь метров. В комнате такого размера поставить кровать иначе, кроме как прижав ее к стене, невозможно. Таким образом, сидящий или лежащий на кровати непосредственно касался жесткой стены. Такая близость не особенно приятна, к тому же, она способствовала ускоренному старению обоев в этом конкретном месте. Если вместо обоев стены были просто побелены, то у спящего имелись все шансы проснуться белым, так как побелка в основном была некачественной, и от этого ковер тоже защищал. То есть ковер выполнял роль продольной спинки».

Наконец, с коврами было теплее. Хрущевки большинства серий отличались чудовищно низкой теплоизоляцией, и их обитатели, почти как пещерные люди со шкурами, научились спасаться от холода, утепляя жилые помещения нехитрым ковровым способом.

Иногда они возвращаются

В 1990-х ковры постепенно исчезли из российских квартир, а в новом тысячелетии прежний символ благополучия превратился в символ провинциальности и бытового убожества. Интернет заполонили мемы, высмеивающие манеру фотографироваться на фоне ковров с восточным орнаментом.

Но поток пищи для сетевых троллей неиссякаем, и ковры давно их не интересуют — в отличие от многих россиян, которые снова скупают «советскую шпалеру» и ее современные аналоги.


«Мода на ковры возвращается, и они опять превращаются в атрибут роскоши, — утверждает Елизавета Пестова, владелец студии дизайна интерьеров. — К тому же сейчас, как никогда, ценятся натуральные материалы — шерсть и шелк, уникальные технологии производства и рисунки, соответствующие всей концепции пространства. Поэтому именно ковры оказываются изюминкой и украшением роскошных интерьеров».

По словам архитектора и дизайнера компании «Хомирум» Анастасии Королевой, современное применение коврового покрытия бывает двух видов. В интерьерах средней ценовой категории на смену коврам пришли дорожки из сизаля (натуральное покрытие, дань экодизайну) и небольшие шкуры — натуральные или искусственные. В квартирах состоятельных граждан, в свою очередь, можно найти шелковые ковры — это предмет роскоши.

«Технический прогресс не стоит на месте, и теперь нет необходимости подогревать пол с помощью ковра, только эстетика, — подчеркивает эксперт. — Наибольшей ценностью обладают шелковые ковры, сделанные вручную. Именно такое изделие можно назвать произведением искусства».

Выбор ковров разнообразен — необязательно декорировать жилье восточными мотивами или оленями. «Вплоть до того, что есть фабрика, которая может разработать дизайн ковра, исходя из пожеланий клиента — любых цветов, форм и из любых материалов», — говорит Юрий Юрьевич из салона ковров «Чеширский кот».


Совок нерушимый

Многие отдают предпочтение именно винтажным коврам из СССР. На торговой площадке Avito такие продаются по цене от тысячи рублей. Советскую выбивалку для ковров можно приобрести за 100 рублей.

Некоторые заказы на современную мебель даже формируются «под ковер», отмечает Сергей Никулин. «Советская шпалера — это отдельное культурное явление, аналогов которому нет. В конце концов, не будут же наши дети ностальгировать по термостойкой шпаклевке или трехслойным звукоизоляционным панелям», — добавляет он.

«В советском ковре есть своя прелесть: она кроется в его теплых празднично-красных оттенках, в переплетении растительных орнаментов, в нерусской экзотике, которая за образами советского прошлого стерлась из памяти, — соглашается Надежда Кузина. — Думаю, многие выбирали и вешали такие ковры, чтобы утеплить интерьер не физически, а визуально, добавить уюта и ярких красок в наши серые северные будни. В какой-то степени выходило даже лучше, чем сейчас».

«Хаос должен быть тщательно продуман» 10 главных принципов оформления домашнего интерьера

Коламбия пикчерз не представляет В каких интерьерах жили герои лучших мультфильмов СССР

Тлен КПСС Узнаете ли вы эти предметы из советских квартир?

А Светлана Бояринова отмечает важную терапевтическую роль ковра: для некоторых он выступает в роли «триггера» — предмета, вызывающего определенную, в данном случае положительную реакцию. «Смотрят на него, а внутри возникают приятные ощущения: воспоминания о юности, молодости, чувство собственной уникальности, спокойствие», — поясняет психолог.

И все же большинство дизайнеров считают, что вешать ковер на стену позорно. Стены сейчас украшают различными панно — из дерева, ткани, металла, керамики, гипса и других материалов, а также фотообоями, фресками, картинами, постерами, часами, композициями из фотографий, перечисляет руководитель дизайн-бюро «Новое место» Анна Рытова. «Но только не коврами», — подчеркивает она.

Юлия Шарапова, владелец студии дизайна, не столь категорична: «В наше время камерунских шляп, постеров и макраме в качестве декора ковер может послужить достойным нестандартным акцентом. Сейчас он уже не будет занимать всю стену, а вот как арт-объект — вполне интересен».

Но чтобы советский ковер был чем-то вроде небольшой картины, нужно иметь стену соответствующей площади. Позволить себе такое квартирное богатство могут немногие.

Читайте также: