Почему тротуарная плитка крошится

Обновлено: 06.05.2024

На форумах в сети можно встретить похожие вопросы расстроенных пользователей: “Буквально год назад вымостил дорожки на участке тротуарной плиткой и вот после зимы заметил, что она начала крошиться. Чем можно это остановить?” или “Прошлым летом положил тротуарную плитку. После схода снега нарисовалась крайне неприятная картина, плитка стала крошиться, особенно по краям. Учитывая, что площадь большая выложена, очень жалко, столько денег и времени. Может, есть какой выход?”. К сожалению, ответ на эти вопросы неутешительный - некачественную тротуарную плитку придется демонтировать и заменить на новую.

Из понятного желания сэкономить некоторые покупатели приобретают заведомо некачественный продукт, изготовленный кустарным способом, чаще, методом вибролитья. Но низкое качество тротуарной плитки можно встретить даже у крупных производителей - из-за различных нарушений технологического процесса. Какие основные ошибки при производстве плитки приводят к ее быстрому разрушению, рассмотрим в этой статье.

Недостаточная влажность бетонной смеси

Недостаточная влажность бетонной смеси - самая распространенная причина раскрашивания тротуарной плитки. Она не позволяет достигнуть заданной плотности свежеотформованных изделий при производстве и обеспечить требуемые прочностные характеристики тротуарной плитки в дальнейшем.

При существенном колебании влажности инертных материалов далеко не каждый производитель тротуарной плитки может отслеживать изменения и принимать необходимые меры для обеспечения оптимальной влажности бетонной смеси. Добросовестные производители, как правило, оснащают бетоносмесители датчиками влажности, которые в автоматическом режиме измеряют влажность производимой бетонной смеси и регулируют подачу воды. Оператору бетоносмесительного узла остается лишь провести небольшие корректировки для достижения оптимальной влажности и требуемых параметров уплотнения.

При производстве тротуарной плитки методом двухслойного вибропрессования необходимо особое внимание уделять подбору влажностей облицовочного и основного слоев. В том случае, если это условие не соблюдено, велика вероятность отрыва верхнего слоя в процессе эксплуатации и разрушения камня:

1. При оптимальном содержании воды в лицевом слое количество воды в основном слое недостаточно. В процессе гидратации цемента бетон основного слоя впитывает воду из верхнего слоя, что приводит к снижению прочности и раннему разрушению верхнего слоя плитки.

2. При оптимальном содержании воды в смеси основного слоя количество воды в бетоне лицевого слоя недостаточно, что снижает прочность бетона и прочность сцепления слоев. Недостаточная влажность верхнего слоя плитки приводит к высокой истираемости, раскрашиванию и сколам даже при незначительном механическом воздействии.

Как определить качественную тротуарную плитку с оптимальной влажностью и, соответственно, высокой прочностью по внешним признакам:

  • Наличие вертикальных полос (рисок) на боковых и торцевых поверхностях плитки свидетельствует об оптимально подобранной влажности бетонной смеси и высоком качестве уплотнения. Такой камень является монолитным, плотным и прочным, как следствие, долговечным (на фото - качественный камень слева)
  • Оценка впитывания плиткой воды - опыт можно провести в бытовых условиях. Необходимо установить образцы изделий на торцевую поверхность в поддон с водой на 5 мин так, чтобы изделие было погружено в воду на 2-3 см. Если уровень подъема воды в лицевом слое превысил ½ длины изделия, качество лицевого слоя считается неприемлемым. Если уровень подъема воды в лицевом слое составил менее половины длины изделия, качество бетона лицевого слоя допустимое (на фото - качественный камень справа)

Применение некачественных расходных материалов (песка, цемента)

Применение некачественного сырья, не соответствующего ГОСТ, при производстве бетонной смеси - является еще одной причиной быстрого разрушения тротуарной плитки.

Применение “залежалого” цемента с истекшим гарантийным сроком (как правило, он составляет 2 месяца) приводит к замедленному и неполному набору прочности бетона тротуарной плитки. Цемент для производства тротуарной плитки должен быть свежим и строго соответствовать требованиям ГОСТ 10178, ГОСТ 31108, ГОСТ 33174.

Для приготовления бетонной смеси добросовестные производители применяют портландцемент на клинкере нормированного состава без минеральных добавок и с минеральными добавками доменного гранулированного шлака до 5%; портландцемент для дорожных и аэродромных покрытий, содержащий в цементном клинкере трехкальциевого алюмината (С3A) не более 7%, оксида магния (МgО) не более 5%, щелочных оксидов в пересчете на Na2O не более 0,8% массы цемента.

Недоуплонение бетонной смеси

Недоуплонение бетонной смеси до требуемых параметров приводит к высокой пористости и низкой плотности бетона.

Такие ситуации возникают, как правило, когда оператор гонится за высокой производительностью и разгоняет пресс-машину до максимальных значений, что снижает производственный такт (время уплотнения). В результате получается недостаточно уплотненный продукт заведомо низкого качества (как в расхожей поговорке "даешь стране угля - мелкого, но много").

свежеотформованный камень.jpg

Высокая плотность бетона тротуарной плитки характеризуется сплошностью структуры, отсутствием крупных раковин и непроформовок (на фото - качественно уплотненный камень):

некачественно уплотненный камень.jpg

Скопления крупного заполнителя на боковых поверхностях плитки могут указывать на низкую плотность изделий:

Нарушения технологии набора прочности изделий в камере тепло-влажностной обработки

Несоблюдение температурно-влажностных условий в камере набора прочности изделий приводит к пересушиванию и дальнейшему раскрашиванию верхнего слоя тротуарной плитки.

В погоне за высокой производительностью заводы-изготовители могут нарушать требования режима сушки отформованных изделий. Набор прочности должен происходить в мягком режиме - температура 30-40°, влажность 90-95%, если сделать температуру выше, например, 50° - то изделия просто “пересохнут” и начнут раскрашиваться.

Определить такую “пересушенную” тротуарную плитку можно, капнув на нее водой - вода быстро впитается. На изделиях достаточной влажности она будет впитываться постепенно, либо испарится, не успев впитаться.

На фото - пример оптимальной влажности лицевого слоя бетона:


Добросовестные производители тротуарной плитки используют только качественное сырье, уделяют большое внимание подбору влажностей бетона изделий и соблюдению всех технологических процессов и регламентов. В том случае, если эти условия не выполняются, велика вероятность выпуска низкокачественной продукции, которая быстро разрушается в процессе эксплуатации.

Будьте внимательны при выборе материалов для мощения - обращайтесь только к проверенным производителям, знакомьтесь с отзывами и, конечно, проводите визуальную оценку качества изделий с помощью наших простых советов.

Прочность и долговечность тротуарного покрытия в значительной степени зависят от качества устройства пирога основания. При контроле проведения работ необходимо обращать внимание не только на качество расходных материалов, но и то, как выполняются операции по уплотнению несущих слоев.

К разрушению тротуарного покрытия уже через 1-2 сезона эксплуатации приводит, в первую очередь, низкое качество работ по устройству основания. Наиболее частая проблема, с которой сталкиваются заказчики - проседание и образование провалов тротуарной плитки (особенно, в местах пролегания подземных коммуникаций). В образовавшихся “волнах” образуются лужи, а ямы и провалы просто опасны для движения пешеходов.

Рис: Примеры проседания тротуарной плитки:

почему просела тротуарная плитка.jpg
почему просела тротуарная плитка2.jpg

  • не произведена достаточная выемка грунта
  • не произведена достаточная отсыпка песком и щебнем
  • не произведено качественное уплотнение слоев основания (!)

Правила устройства несущего щебеночного слоя основания

Чтобы не столкнуться с описанной выше ситуацией, мы рекомендуем заказчикам обращать особое внимание на качество работ по устройству основания и, особенно, качество уплотнения (трамбовки) всех его слоев.

Несущий слой должен быть щебеночным. При этом в нем не должно быть много пустот, через которые песок из верхнего подстилающего слоя сможет проникать в тело основания и вызывать деформацию тротуарного покрытия. Качественно подготовленное щебеночное основание представляет собой прочно утрамбованный слой (“корку”), а уплотняющая техника не оставляет следов воздействия.

Рис: Процесс уплотнения щебеночного слоя происходит в несколько проходов

процесс уплотнения несущего слоя.jpg

Рис: На плотно утрамбованном основании техника не оставляет следов воздействия

процесс уплотнения несущего слоя2.jpg

Плотно утрамбованное основание - гарантия того, что тротуарная плитка не просядет!

Для выполнения работ по уплотнению слоев основания могут использоваться виброплиты (до 150 кг), вибротрамбовки или легкие дорожные катки (до 3 тонн). Обратите внимание на наличие данной техники у Вашего подрядчика по мощению!

Существуют правила подготовки несущего слоя, следование которым позволяет достичь необходимой прочности основания:

1. Щебеночное основание выполняется методом заклинки, при этом используются основная (20. 40 мм) и расклинивающая (5. 10 мм) фракции щебня.

Некоторые подрядчики по мощению могут использовать для расклинки крупного щебня ГПС (гравийно-песчаная смесь). Целесообразность выбора данного материала определяется в каждом конкретном случае и зависит от типа почв, местного климата и т.д.

2. Максимальная толщина уплотняемого слоя ограничивается в пределах 15 см.

3. Производится тщательное уплотнение слоев, при этом важно следить за количеством проходов по одному следу.

  • для грунта и песка (слой 15 см) от 4 до 10 проходов в зависимости от типа уплотняющего оборудования (4 - для малогабаритных вибрационных катков, 10 - для виброплит);
  • для щебеночного основания (слой 15 см) уплотнение осуществляется в два этапа: 1 этап — уплотнение основной фракции щебня (4—10 проходов); 2 этап — уплотнение расклинивающей фракции щебня или ГПС (4—10 проходов)

4. Уплотнение слоев основания ведется от краев к центру по схеме:

Схема уплотнения оснований.jpg

5. Толщина щебеночного слоя в уплотненном состоянии (!) должна составлять 15 см для пешеходных дорожек и 20-30 см для покрытий, рассчитанных на заезд или стоянку а/т.

Правила устройства подстилающего слоя

Поверх несущего щебеночного слоя устраивается подстилающий (монтажный) слой из песка - для него используются пески по ГОСТ 8736 средние и мелкие II класса и пески из отсевов дробления I-го класса по ГОСТ 31324.

Рис: Устройство подстилающего слоя из песка

устройство подстилающего слоя из песка.jpg

На практике, подрядчики по мощению часто используют в качестве подстилающего слоя не песок, а гарцовку (сухую песчано-цементную смесь). Среди специалистов нет единого мнения по поводу предпочтительности того или другого материала.

Компания “Выбор-СПб” совместно с АПВИ (Ассоциацией производителей вибропрессованных изделий) рекомендует использовать именно песок - в связи с тем, что подстилающий слой не является несущим и применение в нем цемента не дает явных преимуществ. Напротив, цемент может являться дополнительным источником высолообразования на поверхности мощения и провоцировать застой воды в межплиточных швах.

Толщина подстилающего слоя в уплотненном состоянии должна составлять 3…5 см (для тротуарных камней/плит толщиной до 12 см).

Материал подстилающего слоя распределяется по поверхности уплотненного несущего слоя вручную или механизированным способом. При отсыпке подстилающего слоя дополнительно следует иметь запас по толщине на вибропосадку плитки. Величина этого запаса зависит от формы и размера камней мощения и материала подстилающего слоя, она устанавливается по месту. Для песка запас составляет примерно 1,0—1,5 см.

На подстилающий слой укладывается тротуарная плитка, которая после монтажа также трамбуется виброплитой с силиконовым ковриком, защищающем верхний слой покрытия.

Рис: Финальная трамбовка тротуарного покрытия виброплитой с силиконовым ковриком

финальная трамбовка плитки.jpg

Другие возможные причины проседания тротуарного покрытия

Даже правильно уложенная тротуарная плитка может провалиться при нарушении правил эксплуатации. Например, изначально покрытие было рассчитано только на пешеходные нагрузки, а фактически по нему проезжает автотранспорт.

Данная ситуация часто встречается во внутренних дворах многоквартирных домов, когда жители заезжают на тротуары или пешеходные дорожки, чтобы запарковать свои автомобили. В этом случае толщина слоев основания тротуарного покрытия оказывается недостаточной, и оно не справляется с нагрузками.

Таблица: Конструкция дорожных одежд

конструкция дорожных одежд.jpg

Другой причиной проседания тротуарного покрытия может быть неверно выбранный рисунок укладки плитки. Это особенно важно для покрытий с уклоном и покрытий, рассчитанных на движение транспорта.

Укладка плитки по схеме «шов в шов» или «в шахматном порядке» образует сплошные швы, что не пригодно для автомобильного движения!

Рис: Укладка плитки «шов в шов» в местах проезда а/т может стать причиной разрушения покрытия

провалы плитки.jpg

Рис: Укладка плитки «в шахматном порядке» подходит только для мощения пешеходных зон

укладка в шахматном порядке во дворе

Предпочтительно укладывать плитку в разбежку («ложковая укладка» и, особенно, «елочкой»). Эти схемы укладки обладают высокой степенью заклинки (перевязки) камней мощения относительно друг друга. При эксплуатации все места стыков подвергаются примерно одинаковому износу и в контакте с колесом находится максимальное количество камней.

Рис: Примеры перевязки тротуарной плитки (схемы а, б, в, г – пригодны для автомобильного мощения, схема д – только для пешеходного)

Примеры перевязки камней мощения.jpg

В заключение

Даже самая качественная тротуарная плитка не гарантирует долговечность и целостность Вашего покрытия, если не была соблюдена технология ее укладки.

Мы настоятельно рекомендуем тщательно подходить к вопросу выбора подрядчиков, проверять их компетентность и контролировать весь ход выполнения работ по мощению. Это избавит Вас от возможных проблем при дальнейшей эксплуатации тротуарного покрытия и позволит наслаждаться качественным благоустройством Вашего участка или общественной придомовой территории долгие годы!

Повышение долговечности сооружений и конструкций из портландцементного бетона является одной из наиболее актуальных проблем материаловедения.

  • циклическое замораживание и оттаивание бетона,
  • действие на него кислот,
  • хлорсодержащих соединений,
  • солей щелочных металлов,
  • углекислоты воздуха и другие.

Актуальность данной проблемы была подчеркнута еще в издании Петера Билгери компании Cemex Zement (Дортмунд) и связана в том числе с возрастающим интересом и повышению уровня компетентности в части качества тротуарного камня со стороны органов местного самоуправления, муниципальных образований, крупных застройщиков, руководства торговых комплексов и др.

Хотим поделиться с Вами результатами исследований эксплуатационных дефектов плитки, по которым есть претензии клиентов.

21.jpg

Пример 1 – образование белесого налета на поверхности плитки в течение трех лет эксплуатации. Общеизвестно, что наличие высолов (выцветов) на поверхностях бетонной продукции обуславливается сложными физико-механическими процессами, происходящими в зависимости от многих факторов, относящихся, в первую очередь, к компонентному составу бетона, прежде всего, к цементу и его химическому и минералогическому составам, к условиям хранения и эксплуатации изделий, к влиянию атмосферных и механических нагрузок.

Обычная серая брусчатка выполняла роль отмостки загородного дома. Проблема заключалась в том, что на поверхности камня образовались разводы, пятна и никакими подручными средствами вывести их не удавалось. Мы решили детально разобраться с природой подобных образований. Провели отбор образцов и отдали на испытания в ГАСУ.

Специалисты СПбГАСУ провели внешний осмотр, рентгенофазовый анализ, элементный анализ, анализ дисперсности образовавшихся налетов. По результатам РФА было установлено, что минеральный состав высолов представлен минералами кальцитом CaCO3 и доломитом CaCO3•MgCO3 (причем последнего на горизонтальной поверхности более 10%). Как правило, механизм формирования доломита (и подобного рода соединений) должен объясняться присутствием избыточного количества растворимых соединений магния. Например, содержание оксида магния (MgO) в портландцементном клинкере не должно быть более 5,0% массы клинкера. В заполнителях нашего региона (кварцевый песок и гранитный щебень) таких соединений в значимых количествах не встречается.

Образование подобного объема высолов с соединениями магния невозможно изнутри. Предположительно, растворимые соединения магния в таких количествах могли поступить из основания (в случае применения щебня из осадочных горных пород) или с поверхностными водами. Действительно, почвы того района, где была уложена плитка, известковые. В песке, который кучей насыпан и лежал рядом с плиткой, было предостаточно мелких камешков и песчинок желтоватого цвета, относительно мягких, которые легко царапаются и измельчаются. Подъездная дорога к участку была отсыпана известняковым отсевом, который по словам хозяйки после зимы превращается в глину. Таким образом, основной причиной образования белесых налетов на поверхности камня в данном случае явились доломиты, которые подтягивались из почвы за счет капиллярных и адсорбционных сил.

22.jpg

Пример 2 – темные пятна на поверхности тротуарной плитки. С целью определения характера дефекта с образца произведен соскоб темного новообразования и произведено исследование поверхности образца методом оптической микроскопии.

Темное новообразование закрывает зерна заполнителя, следовательно, находится на поверхности камня. Однако после снятия верхнего слоя стала видна белая кристаллическая фаза, находящаяся между зернами заполнителя и, следовательно, образовавшаяся в объеме цементного камня. На основании анализа установлено, что соскоб состоит в основном из следующих элементов: углерод, кальций, кислород, кремний. Содержание остальных элементов не превышает 2%. Основываясь на элементном составе, материал исследовался методом рентгеновской дифрактометрии. Таким образом установлено, что доминирующим минералом в пробе является кальцит – CaCO3, который образовался вероятно по причине вымывания портландита (Ca(OH)2) из цементного камня, т.е. имела место коррозия первого вида – выщелачивание - вымывание компонентов самого цементного камня из бетонного изделия из-за фильтрации мягкой (пресной) воды через толщу бетона. Накопление воды под плиткой было вызвано предположительно ошибками при подготовке основания-отсутствие поверхностного уклона в сторону внешнего контура.

На поверхности тротуарного камня гидроксид кальция вступил во взаимодействие с углекислотой и образовал минерал кальцит, который имеет белый цвет и легко пигментируется. Таким образом, темные пятна на поверхности представленных образцов представляют собой продукт поверхностного загрязнения кальцита. Таким дефектам подвержена, как правило, плитка с высоким водопоглощением и низким качеством уплотнения. (фото плитки ЭЗ).

23.jpg

Пример 3 – сетка мелких темных трещин (паутина) на лицевой поверхности изделий, приводящая при механическом вмешательстве (демонтаж) к раскрашиванию изделия. В первом приближении при проведении визуального осмотра изделия в верхних слоях бетона обнаружено высокое содержание эттрингита, что является следствием сульфатной коррозии. При контакте с бетоном сульфаты активно взаимодействуют с гидроксидом кальция и алюминатными составляющими цементного камня. В результате реакции образуются различные формы гидросульфоалюмината кальция (ГСАК). Наиболее коррозионно-опасной модификацией ГСАК является эттрингит, накопление которого в поровом пространстве бетона ведет к его постепенному растрескиванию.

коррозия плитки

Ключевым фактором для развития сульфатной коррозии являются алюмосодержащие и сульфоалюмосодержащие продукты цемента. Источниками образования сульфатсодержащих продуктов, вызывающих объемные деформации, могут служить внешняя среда (грунтовая вода, химические реагенты и удобрения) или компоненты самого бетона (серосодержащие примеси в заполнителе, пересульфатирование гипсом, химические и минеральные сульфосодержащие добавки, способные в конечном итоге создавать переизбыток сульфат-ионов в теле бетона). Богатые сульфатами почвы и грунтовые воды могут служить внешними источниками сульфатной коррозии.

Таким образом, проводимая нами работа в части изучения эксплуатационных дефектов помогает производителям более глубоко разобраться в причинно-следственной связи их проявления и повысить свою экспертность в части рекламационных запросов покупателей.

Тротуарная плитка востребована у потребителя. Материал отличается отменными показателями прочности, износостойкий, долговечный и имеет привлекательный внешний вид, эти качества и делают его популярным. Для изготовления применяют бетон, что и обеспечивает плитке прочность и надежность.

Однако у любых бетонных изделий, в том числе и у брусчатки, имеется весомый недостаток — появляются высолы на тротуарной плитке, которые портят внешний вид и разрушающе действуют на структуру изделий. Высолы – белый налет, который покрывает поверхность тротуарной плитки. А теперь узнаем, почему они появляются и как избавиться от высолов на тротуарной плитке своими руками.

Почему появляются высолы

Чистка тротуарной плитки
Как выполнить чистку тротуарных плиток от различных загрязнений, химические и механические способы


Почему крошится брусчатка
Почему крошатся элементы брусчатки на тротуаре, основные причины и пути решения проблем

Причиной того, что появляются высолы на тротуарной плитке, нередко становится плохое качество бетонной смеси, которая использована в производстве брусчатки. Дело в том, что многие производители хитрят при производстве, и чтобы ускорить изготовление брусчатки, добавляют в бетонную смесь отвердители, которые потом плохо сказываются на долговечности материала.

Причиной белого налета может стать брак, когда нарушена технология производства и продукт не получил в полной мере нужных характеристик. Обычно на такой плитке появление соли наблюдается через короткое время после укладки. Жесткая вода тоже может быть причиной, что на поверхности брусчатки образовались солевые отложения.


Такие пятна могут самостоятельно появиться и исчезнуть во время дождя,но спустя короткое время солевое отложение появляется на покрытии и портит внешний вид. Важно вовремя решить проблему, чтобы потом не стала больше.

Для этого существуют разные способы, однако далеко не все обеспечат результат. Тротуарная плитка покрывается белым налетом, когда в бетоне содержаться минеральные соли, которые проступают на поверхность через пористую структуру бетона, а этому способствуютвнешние факторы:

  • Температурные перепады.
  • Атмосферные осадки.
  • Неправильно подобранные чистящие средства.

Внимание! Выбирая чистящее средство для тротуарной плитки, внимательно состав, в нем не должны присутствовать соли.

Если попытаетесь удалить с брусчатки высолы с помощью простой воды, то рискуете тем, что потом на покрытии появится больше таких пятен. Если смывать с поверхности тротуара белый налет, то вода пропитает и брусчатку, после чего испарится и выведет на поверхность материала новые солевые отложения. Такой процесс удаления высолов бесконечный – удаляете пятна, а спустя короткое время поверхность плитки снова покрывается ими, только в большем количестве.

Сухой способ очистки с помощью щетки не принесет успеха надолго, после первого дождика поверхность тротуарной плитки снова «украсят» белые пятна. Но как убрать высолы с поверхности тротуара, существуют ли эффективные методы или нет? Методы, приносящие результат, есть, и много, но все заключаются в применении химических средств, которые предназначены специально для удаления высолов.

К выбору подходят внимательно, и важно учитывать причину образования пятен белого цвета. Если очищающие составы рассматривать по функциональному назначению, то средства подразделяются на две группы: для удаления незначительных пятен, образовавшихся не так давно, и для борьбы со сложным застаревшим налетом. Учитывая сложность борьбы с высолами, появление лучше предотвратить.


Как предотвратить образование белого налета

Если дорожа выложена плиточным материалом, тогда лучше сразу задуматься, как не допустить появление высолов. Это можно сделать, если влага не будет контактировать с брусчаткой, мощенная площадка находится под навесом. А как очистить тротуарную плитку под открытым небом? Помогут специальные составы, которые предназначены для обработки поверхности покрытия сразу после укладки.

На первом месте выступают гидрофобизаторы, обеспечивающие защиту поверхности плитки от влаги. Составы не позволяют ей проникать в структуру брусчатки – вода скатывается вниз.

И лучшее решение избежать появления пятен — покупка изделий хорошего качества, с невысокой пористостью, обладают водоотталкивающим эффектом. Стоимость качественный брусчатки выше, но такая продукция избавит от профилактических и реанимационных работ. И сэкономит денежные средства на составах, которые предназначены для удаления образовавшихся высолов.


Как избавиться от солевых пятен

Удаление высолов с поверхности плитки — сложная работа, смыть водой невозможно. После мытья они исчезнут, но ненадолго, через несколько дней солевые образования снова видны. Воздействие воды может повлечь за собой появление белых пятенв большем количестве. Так как избавиться от неприятности? На данный момент лучшим является очищающий состав, в основе которого присутствует соляная кислота.

Средство нанести на чистую и просушенную поверхность покрытия, подождать некоторое время и смыть водой. Если этого не сделать, тогда кислота разрушит структуру материала. Если под рукой нет специального средства, тогда применить любую кислоту: лимонную или уксусную. Главное — делать раствор слабым, один литр средства на ведро воды.

Наносить средство на поверхность покрытия можно с помощью щетки или веника, макают в раствор и наносят на участки с солевыми образованиями. После завершения поверхность пропитать специальными антисолевыми составами. С помощью пропитки можно удалить белые образования с поверхности и с внутренней структуры брусчатки, она станет надежней и прочнее, а срок службы увеличится.

На последнем этапе применить водоотталкивающее средство, которое защитит покрытие от влаги и улучшит морозостойкость. А вот механические способы для удаления пятен лучше не использовать, потому что мягкая щеточка с такой работой не справится, а если применить жесткую щетку, то может повредить поверхность тротуарной плитки.


Как избавиться от высолов на поверхности тротуарной плитки, узнаете из видео:

Тротуарная плитка – одно из популярных дорожных покрытий на сегодняшний день. Потребители выбирают из-за прочности, долговечности и внешнего вида. Однако ничто не вечно – возникают ситуации, когда требуется ремонт тротуарной плитки. И здесь проявляется еще один плюс материала – провести локальный ремонт плитки просто.

Причины, по которым требуется обновлять ФЭМ

Выделяют три типа разрушений у тротуарной плитки:

  1. Проседание отдельных участков.
  2. Растрескивание.
  3. Выпадение бордюров с мест.

У неприятностей несколько причин. Однако чаще они проявляются, когда мастер делал укладку без соблюдения технологии.

Проседание тротуара вызывается неправильной подготовкой основания. Если подушка подготовлена не по технологии либо отсутствует, это приведет к проседанию участков двора.


Такое явление возможно даже в тех случаях, когда тротуарную плитку укладывали на подушку. Дело в том, что базовое основание должно быть утрамбовано, и если этого не сделать, то покрытие просядет.

Еще одна причина – превышение допустимых нагрузок. Когда на покрытие для пешеходов оказываются высокие механические нагрузки, оно потрескается, и потребуется замена тротуарной плитки. Поэтому всегда нужно подбирать, исходя из условий эксплуатации.

ФЭМ трескается от резких перепадов температур и сильных морозов. Виной тому – влага, проникающая в бетон через микропоры.

Что касается бордюров, посаженных на бетон, то смещаются с мест в двух случаях:

  • из-за неправильного монтажа;
  • от сильных механических нагрузок.

ФЭМ приходит в негодность от времени. Но покрытие из тротуарной плитки легко отремонтировать.

Замена плиток

Для замены плиток, пострадавших от мороза или высоких механических нагрузок, извлечь поврежденные элементы с посадочных мест.

Чтобы провести ремонт брусчатки, понадобится инструмент:

  • долото или монтировка;
  • молоток;
  • молоток с прорезиненным наконечником;
  • уровень;
  • подсыпка или раствор.

Вначале извлечь поврежденную плитку. Для этого в шов забивается долото и поддевается поврежденный элемент. Работать аккуратно, чтобы не повредить края соседних блоков. После этого убрать слой старой подсыпки, засыпать свежую и установить новую плитку на место.


Если покрытие посажено на цементный раствор, то новую плитку класть на цементную или клеевую смесь.

Осложнения возникают при ремонте клинкерной или натуральной брусчатки своими руками. Каменные блоки плотно подгоняются друг к другу. А учитывая толщину брусчатки, ее трудно достать с места. Поэтому приходится высверливать отверстия, а затем раскалывать плитку.

После того, как поврежденный элемент извлечен, засыпать свежий песок и установить брусчатку. Камень ставится таким образом, чтобы превышал уровень покрытия на 10-15 мм. После брусчатка забивается резиновым молотком до необходимого уровня.

И завершающий этап – заделка швов между плитками. Используется песок или цементный раствор. Выбор зависит от материала остального покрытия.

Важно! Если причина повреждений в перепадах температуры, то имеет смысл обработать поверхность специальной защитной пропиткой.


Ремонт просаженных участков

Плитка проседает в результате неправильной подготовки основания. И проблемы возникают после сильных дождей или зимой от пучения грунта.

В этом случае восстановление тротуарной плитки делается таким образом:

  • снять просевшие плитки с места провала, участок должен иметь прямоугольную форму и быть больше проблемного места на 1-2 метра;
  • убрать слой песчаной подсыпки;
  • если слой щебня просел, убирать до грунта;
  • земля обильно проливается водой и уплотняется трамбовкой;
  • засыпается щебень и трамбуется;
  • то же делается и со слоем песка;
  • снятая плитка очищается и укладывается на место.

Если для укладки старого покрытия использовалась цементно-песочная смесь, то перед укладкой подушку посыпать тонким слоем цемента. А после ремонта обильно пролить плитку водой.

Важно! Снимаемый участок плитки должен превышать по размерам просевший участок.

Если просел слой песка, то обновление тротуарной плитки своими руками не потребует снятия подушки. Достаточно досыпать подсыпки и заново уложить плитку. А в завершении заделать швы песком и пролить водой.

Ремонт бордюра

Ремонт бордюрного камня проводится либо после механических повреждений, либо из-за неправильной установки. Последовательность восстановительных работ выглядит таким образом:

  • разрыть землю возле поврежденного элемента;
  • снять возле него 2-3 ряда плитки и убрать подсыпку до начала бетона;
  • извлечь бордюр с посадочного места, для этого воспользоваться ломом, действовать аккуратно, чтобы не повредить соседние элементы;
  • когда бордюр извлечен, очистить от бетона, если поврежден, то покупать новый;
  • посадочное место очищается, проливается водой и уплотняется трамбовкой;
  • устанавливается бордюр и заливается бетонным раствором;
  • через сутки делается засыпка щебнем и песком, трамбуется, а затем снятая плитка укладывается на свое место.

После заделки швов покрытие обильно проливается водой.


Прочистка водостоков

Иногда причиной повреждения плитки становится постоянное воздействие влаги. Это происходит в тех случаях, когда забивается дренажная система под вымощенной поверхностью.

Чтобы прочистить, нужно проделать такие работы:

  • проверить дождеприемники – решетки должны быть целыми и чистыми.
  • прочистить трубы при помощи жесткого троса для чистки канализации.

Вместо троса подать в трубы воду под высоким давлением – позволит вымыть загрязнения.

Восстановление брусчатки своими руками проводится легко. Главное — определить причину и действовать аккуратно, чтобы не повредить соседние участки.

Читайте также: