Почему стены в подъездах красят наполовину

Обновлено: 29.04.2024

В советскую эпоху подъезды жилых домов красили в два оттенка. В чем причина: «руководящее указание», недорогое решение или забота о здоровье жителей и красоте интерьера? Разбираемся, почему строители выбирали эти цвета и как используют их сегодня

Зеленой и синей краски было в избытке

Зеленая краска использовалась для камуфлирования военной техники и окрашивания пассажирских вагонов на железной дороге. Синий цвет применяли на автомобильных заводах — красили кабины грузовиков ЗИЛ и ГАЗ. Денег на эти отрасли не жалели и выпускали краску в огромном количестве, поэтому оба оттенка всегда были в продаже.

Существует версия, что после Великой Отечественной войны осталось так много неизрасходованной зеленой краски, что во времена хрущевского строительного бума появилось распоряжение использовать военные запасы для оформления новостроек. В зеленый и синий красили не только подъезды новых домов, но и стены в кухнях, туалетах и ванных комнатах. Помимо доступности, эти пигменты — самые концентрированные, поэтому краска на их основе стоила дешевле и расходовалась медленнее, чем любая другая.

Цвет защищал от грязи и скрывал строительный брак

В советские времена стены в подъездах, больницах и квартирах стали красить в две горизонтальные полосы. Нижнюю часть стены, до плеча взрослого человека, покрывали краской, а верхнюю, до потолка — побелкой. Краска защищала стены от плесени и грязи, а зеленый и синий цвета лучше всего скрывали царапины, надписи и рисунки, которые появлялись в подъездах. Кроме того, на зеленом или синем фоне сложнее различить неравномерно прокрашенные участки, поэтому подъезды выглядели аккуратно даже при некачественной работе маляров.

Подъезды в две горизонтальные полосы красят до сих пор — в пятиэтажках и некоторых современных домах. Жильцы сами могут определить, какого цвета будут стены, и сообщают об этом управляющей компании. Если же вопрос решается без участия собственников квартир, в 90% случаев подъезд покрасят в зеленый или синий цвет — по негласной традиции.

Оттенки создавали уют и расширяли пространство

Авторы книги «За здоровый быт», изданной в 1957 году, советовали красить стены или выбирать обои светлого зеленого и синего оттенков, чтобы зрительно расширить помещение и создать уют. Отмечалось, что эти цвета успокаивают психику. Жители, делая ремонт в квартире, смешивали зеленый и синий пигменты с другими красками, например белой, чтобы добиться нужного цвета. Для стен в подъездах использовали краску, которую выделило государство. Поэтому чаще всего подъезды оказывались выкрашены в слишком темные или слишком яркие оттенки этих цветов.

Рекомендации советских дизайнеров сохраняют актуальность: сегодня специалисты предлагают использовать холодные оттенки голубого и зеленого, чтобы визуально увеличить пространство. Разнообразные оттенки этих цветов популярны для создания ярких акцентов в интерьере или спокойного дизайна в скандинавском стиле.

Материал заимствован из архива статей РБК Недвижимость : Почему подъезды в СССР красили в синий и зеленый цвета

Никогда не задавали себе такой вопрос, когда шли по своему подъезду, скорее всего у вас также, потому как мы переняли советские традиции ремонта. Для чего красить только часть стены? Какие функции несёт краска до половины?

7. С первого взмаха

На самом деле все предельно просто, вы же скорее сами забираетесь на свой этаж, то задеваете именно покрашенную часть стены. Заметили, что она приблизительно в человеческий рост? В общем она сделана для того, чтобы вы не пачкали стену, но далеко не поэтому.

6. Без лишних "организмов"

Также краска меньше подвержена влаге, в отличие от той же побелки, то есть гораздо ниже шанс того, что на стене из-за влаги появится плесень.

5. Ну так надо!

Делают так не потому-что так делали раньше, есть конкретные нормы СанПиН, которые нам достались от Советского Союза, там все нормы прописаны.

4. Так всем хватит

Теперь давайте вспомним сколько строилось жилья в советское время. Правильно, много. Представьте, что мы построили две пятиэтажки, надо красить подъезды, но смысл красить полностью, если можно её распределить на два дома.

3. Спасает жизни

Опять же есть и другие причины почему так делали. К примеру, если начался сильный пожар и подъезд сильно задымленный, где вы быстрее выбираетесь в полностью выкрашенном подъезде или там, где будет контрастная покраска до половины . Тоесть гораздо лучше видно линию, где соприкасаются краска и побелка , поэтому пользуюсь перлами и этой линией можно гораздо быстрее выбраться.

2. Не пропускает.

Также считалось, что покраска нужна только до половины потому-что краска не пропускает воздух и скорее всего если покрасить стену полностью, то плесень появится гораздо раньше.

1. Для психики

Архитекторы и дизайнеры тех же хрущёвок также полагали, что покраска до половины визуально расширяет пространство , которого так в них не хватало, а покраска полностью заставляла думать, что человек находится в замкнутом пространстве.

Как видите я постарался здесь показать почти все причины того почему всё-таки стены красили до половины и в чем заключаются все плюсы такой покраски.


Во времена советов парадные всех жилых домов были выполнены в одном дизайне – стены, окрашенные наполовину, краской синего или зеленого цвета до уровня плеча взрослого человека. Верхняя часть стены просто побелена. Довольно много подъездов, особенно в домах, которые находятся на периферии, имеют такой же вид и сегодня.

Причина №1. Экономия

Такой метод окрашивания стен использовался в целях экономии краски. Насчет цветовой палитры, то причиной окрашивания в зеленый и синий цвет являлся переизбыток этой краски в стране. Зеленым цветом была выкрашена вся военная техника и подвижной состав ЖД, а синей – грузовики и сельхозтехника.

Причина №2. Практичность

Синий и зеленый цвета – самые насыщенные, и именно поэтому они практически идеально скрывают разнообразные дефекты и повреждения, которых в подъездах всегда много. Стены, окрашенные в более темные цвета можно мыть не так часто, а соответственно и покрытие прослужит дольше.

Помимо прочего, при движении по лестнице подъезда, в котором краска нанесена до уровня плеч взрослого человека, можно коснуться стены без последствий для одежды.

Причина №3. Защита от плесени

В СССР подъезды красили только до середины синей или зеленой краской

В отличие от побелки, краска имеет больший срок службы, но она не позволяет стенам «дышать», что может стать причиной появления плесени. Окрашивание стены на половину значительно замедлит этот процесс.

Причина №4. Облегчение уборки

Во времена СССР парадные убирались очень тщательно, и подобный способ покраски значительно облегчал этот процесс, ведь любое загрязнение удалялось посредством мокрой тряпки.

Причина №5. Пожарная безопасность

В СССР подъезды красили только до середины синей или зеленой краской

Нормы пожарной безопасности – это один из самых важных пунктов, которые присутствуют в инструкции по окраске стен. В случае пожара, выйти из подъезда полного дыма при виде контрастной полосы между побелкой и темной краской в теории гораздо легче, нежели из того, где стены полностью окрашены в одни цвет.

Причина №6. Зрительное расширение пространства

Авторы книги «За здоровый быт», которая увидела свет в далеком 1957 году, рекомендовали окрашивать стены или выбирать обои светлого зеленого и синего оттенков, для зрительного расширения пространства и создания более комфортной обстановки.

Также авторы утверждали, что эти цвета положительно влияют на психику. Стены в подъездах красились материалом, который выделялся государством, поэтому цвета были слишком темные или слишком яркие.


Общество Тема: СССР Автор: Мария Иванова 19.06.2020 19:00

В советские времена подъезды всех жилых домов имели одинаковый дизайн – стены в них были выкрашены наполовину, синей или зеленой краской, до уровня плеча взрослого человека. Верхняя часть была побелена. Многие из этих подъездов, особенно на периферии, сохранились до сих пор. И даже краска, обветшалая и местами осыпавшаяся, кое-где сохранилась с тех давних пор. Попробуем разобраться, в чем причина такого однообразия.

Причина первая: экономия

Стены в подъездах выкрашивали только до половины в целях экономии краски. А зеленый и синий цвет использовался потому, что именно такой краски в стране производилось с избытком. В зеленую краску окрашивали всю военную технику и железнодорожные вагоны, в синюю – грузовые автомобили и сельскохозяйственную технику.

Причина вторая: практичность


Зеленый и синий цвета – самые насыщенные, поэтому лучше других скрывают различные строительные дефекты, грязь и царапины, которые неизбежно появляются в подъездах. Стены, выкрашенные в темные цвета можно реже мыть, следовательно и держаться краска будет значительно дольше. Кроме того, поднимаясь или спускаясь по лестнице подъезда, где стены до уровня плеч выкрашены краской, человек может случайно задеть эту стену без последствий для своего гардероба.

Причина третья: защита от плесени

Краска более долговечный материал, чем побелка, но она не дает стенам «дышать» из-за чего со временем на стенах появляется плесень. Выкрашенные только наполовину стены значительно замедляют этот процесс.

Причина четвертая: облегчение уборки


Уборкой подъездов в советское время занимались достаточно тщательно. Выкрашенные наполовину стены значительно облегчали этот процесс – любую грязь можно было удалить при помощи воды и тряпки.

Причина пятая: пожарная безопасность

Нормы пожарной безопасности – немаловажный пункт, имеющий место в инструкциях о покраске стен. В случае возникновения пожара, выбраться из задымленного подъезда при виде контрастной полосы между темной краской и светлой побелкой теоретически легче, чем из подъезда, имеющего однотонную покраску стен.

В советский период стены в подъездах многоквартирных домов и других учреждений окрашивали до половины или чуть выше. Оттенки обычно использовались довольно мрачные. Снизу стены красили масляной краской, а верхнюю часть белили. Такой вид покраски позволял защитить стены от загрязнений, сохраняя при этом эффект светлого пространства сверху.


«Покраска стен до половины еще была связана с тем, что экономились средства. Причем подъезды красили таким образом: масляной краской красили по плечо среднего роста человека, а остальную часть оставляли с побелкой. Это было достаточно экономично, и, кроме того таким образом стены под побелкой могли „дышать“. Выбор цветов (синего и зеленого) был обусловлен практичностью. Такие цвета самые немаркие, и на них незаметны царапины, мелкие загрязнения», — говорит архитектор Руслан Кирничанский.

Сегодня, по словам архитектора, жильцы многоквартирного дома могут сами выбрать, в какой цвет окрасить стены в подъезде. Во многих домах долгосохнующие и обладающие сильным запахом масляные краски стали заменять водоэмульсионными, воднодисперсионными, акриловыми или силиконовыми.

«Сегодня преимущественно во всех новых жилых комплексах стены красят полностью либо отделывают керамогранитом. Окрашивание стен до половины уже мало где делают. В отдельных типовых домах такой вид покраски сохранился во многом потому, что так стены красили раньше», — говорит Кирничанский.


Как часто проводят окраску стен в подъезде?

Ремонт в подъезде можно делать и чаще, если за это проголосуют жители на общем собрании, но в таком случае управляющая компания возьмет с жильцов дополнительную плату. Перечень необходимых работ в подъезде определяется жильцами и закрепляется протоколом.

Читайте также: