Почему собянин перекладывает плитку

Обновлено: 16.05.2024

Мэр Москвы Сергей Собянин объяснил, почему даже на фоне введении жестких ограничительных мер из-за эпидемии коронавируса проекты по благоустройству столицы прекращать нельзя. Зачем менять плитку и бордюры в условиях полной самоизоляции и экономического кризиса?

Стройка важнее вируса

«Считаю, что нельзя останавливать строительство метро, дорог, жилья, крупные проекты благоустройства. Стройка дает самый большой мультипликативный эффект - через производство комплектующих и стройматериалов мы сохраняем миллионы рабочих мест в Москве и по всей России» - написал Сергей Собянин в своем блоге .

Он также подчеркнул, что «пускать под нож бюджетные инвестиции тоже категорически нельзя». Наоборот, в трудные времена они являются основным инструментом поддержания экономики. «Инвестиции - залог уменьшения потерь и быстрого выхода из кризиса. Основной способ поддержки огромного числа москвичей и граждан России сейчас и гарантия возобновления роста экономики в будущем», - отметил мэр.

19 миллиардов на бордюры

Интересно, что заявление мэра появилось после того, как «Медуза» сообщила о заключении мэрией крупнейшего контракта на закупку бетонных бордюров стоимостью 3,2 миллиарда рублей. Договор был подписан 27 марта - в последний рабочий день перед объявленными в связи с пандемией коронавируса выходными.

Но на этом власти города останавливаться не собираются. Мэрия готовится объявить еще пять тендеров на закупку бордюров, на этот раз гранитных, на общую сумму 16 миллиардов 57 миллионов рублей.

Источник в мэрии Москвы объяснил, что закупка бордюров на миллиарды рублей - попытка сэкономить. «Люди неправильно воспринимают. Мы впервые объявили закупку бордюров - бетонных и гранитных - сразу на три года, до 2022 года. Сейчас мировой экономический кризис, цены будут повышаться, а мы фиксируем их на уровне 2020 года и даем предприятиям понятный план работы в это нелегкое время», - сказал собеседник «Медузы». «Трехлетними контрактами мы экономим бюджетные деньги и даем поддержку производителям стройматериалов», - подчеркнул он.

Москва идет своим путем

В целом позиция московских властей понятна. Экономика города устроена так, что ее единственным, по сути, двигателем является вечная стройка. Сносят одни дома, строят другие, меняют «зимние» бордюры на «летние», плитку на асфальт и обратно. В это вовлечены сотни компаний, тысячи людей. Это налоги, зарплаты, наполнения бюджета, тот самый мультипликативный эффект для региональных экономик.

Но проблема в том, что в большинстве нормальных мегаполисов в эпоху постиндустриализма такой градообразующей отраслью является сфера услуг, в которой также трудятся миллионы людей, и она генерирует мощные денежные потоки. Но у Москвы свой путь. В итоге малый и средний бизнес, непродуктовый ритейл, сферу услуг у нас отправили в глухой карантин, из которого мало кто выйдет живым, а в бордюры инвестировали почти 20 миллиардов. И это, с точки зрения управляющих городом людей, вполне логично.

Плата за сытых мигрантов?

Не стоит забывать, что эти «бюджетные инвестиции» носят важный социальный характер, о котором сторонники московского мэра предпочитают молчать. Все эти миллиарды, пущенные на стройки и благоустройство - это в том числе и плата города за то, чтобы десятки тысяч мигрантов из Средней Азии, которые сейчас заполонили опустевшую Москву, были заняты делом и могли прокормить себя легальным заработком на стройках. А не брались за арматуру и кирпич, и не начинала в голодное время нападать на горожан . И тут тоже все логично. Плитка не сама себя перекладывает, а оставшиеся без работы и денег гастарбайтеры могут серьезно смазать эффекты от похорошения столицы.

Мэр Москвы Сергей Собянин объяснил, зачем в Москве начали заменять асфальт на тротуарную плитку. О пользе этого материала столичный градоначальник рассказал в эфире программы "Познер" на "Первом канале".


Мэр столицы привел в пример жаркое лето 2010г., когда столица буквально задыхалась от жары, и обратил внимание на высокую смертность в этот период. По словам С.Собянина, польза замены асфальта на плитку скорее заключается не в области экономики, а в области экологии и здоровья.

"В жаркую погоду асфальт разогревается больше, чем воздух, и начинает выделять целый букет вредных веществ. По объему выбросов это сопоставимо с выхлопами машин, и если серьезно заниматься экологией, то этот фактор является одним из основных", - пояснил мэр.

По словам С.Собянина, тротуарная плитка, особенно в центре столицы, где очень мало зелени, гораздо полезнее асфальта. Градоначальник также привел в пример другие страны, где, по его словам, тротуары никогда не укладывают асфальтом, а только плиткой.

Критику москвичей относительно данной и других своих инициатив мэр объяснил отсутствием "механизма, с помощью которого можно не только объяснить, зачем это нужно, но и сделать это так, чтобы объяснения дошли до людей".

"Люди редко смотрят новостные программы, не все читают газеты, и, чтобы пробить эту информационную стенку между людьми и властью, мало выйти и что-то сказать", - отметил С.Собянин. По словам мэра, несмотря на то что о проекте замены плитки на асфальт было много сказано, люди заметили лишь тогда, когда "у них под носом разрыли тротуар". "Это надо пережить, это не такой большой период времени, но донести это до людей оказалось крайне сложно", - посетовал градоначальник.

Добавим, что в ходе интервью С.Собянин уклонился от оценки деятельности бывшего мэра Москвы Юрия Лужкова. "Я ни разу ничего плохого о Юрии Михайловиче не сказал. Это моя принципиальная позиция", - заявил С.Собянин. "Главное не кто виноват, а что делать. Это сегодня всех волнует гораздо больше", - заключил мэр Москвы.


Игра «замени плитку»

Вряд ли высшие московские чиновники, наблюдая в феврале-марте разгулявшийся по миру коронавирус, не осознавали, что вскоре его волна накроет и Россию. Тем не менее, их, как и в “мирное” время, больше заботила замена тротуарной плитки, бордюров и асфальта. Об этом свидетельствуют десятки тендеров на общую сумму 12 млрд рублей, объявленных в то время московскими властями. При том, что замена уличных покрытий сама по себе не первоочередная задача в условиях пандемии, планируемые работы коснутся тех участков, где плитка и асфальт вообще не требуют какой-либо ремонта, выяснил проект “База”.

К примеру, от метро «Каширская» до Царицынского путепровода заменят находящуюся в хорошем состоянии старую плитку на новую. Это будет стоить 605 млн рублей.


Благоустройство территории от Царицынского путепровода до МКАДа, где в сквере у Липецкой улицы по-новому уложат плитку, обойдется в 1 млрд рублей.


Всего же в Москве на основании февральско-мартовских тендеров планируется заменить 20 кв.км приличной плитки, 300 кв. км неразбитого асфальта и более 100 км хороших бордюров.

Миллиарды — миллиардерам

“Трансмашхолдинг” поставляет вагоны для московского метро. За семь лет компания получила на этих поставках 133 млрд рублей, подсчитали в 2018 году журналисты “Ведомостей”. А в конце прошлого года Собянин подписал с Бокаревым соглашение о создании транспортного парка. И в то же время столичные власти купили у двух миллиардеров 51% “Мосметростроя”.

Без Ротенбергов никуда

Среди других победителей тендеров на благоустройство и без того благоустроенной территории — «Группа компаний „ЕКС“», «ЮГ 2008», «Реконастрой 28», «Торговый дом Промышленность».

«Группа компаний „ЕКС“» планирует заработать на этих подрядах с мэрией и ее структурами 2,4 млрд рублей. Холдинг считается одним из королей госзаказов в Москве и Подмосковье. В 2019 году на гостендерах более 50 млрд рублей, а в 2018 — 14,7 млрд рублей.

Как ранее выяснили журналисты Daily Storm, ЕКС связана с кипрской компанией White Wings Holdings Limited. В свою очередь эта фирма имела договор на юридическое обслуживание с компанией Kinanis LLC, представлявшей интересы семьи Ротенбергов в офшорах. Также ЕКС связана с ними через членов своего совета директоров — Сергея и Елену Петриковых.

Как отмечает “База”, еще пару лет назад на благоустройство Москвы уходило около 7–8 млрд рублей в месяц. Теперь эти траты намного увеличены, и даже пандемия не изменила приоритеты в расходах собянинской администрации.

Если у вас есть информация о коррупционных нарушениях чиновников московской мэрии, пишите в рубрику ПАСМИ «Сообщить о коррупции».

Меня зовут Илья Варламов. Первый свой пост про московскую плитку я написал в 16 лет. Тогда она еще, вроде, была не собянинская. С тех пор я сделал, наверное, тысячи фотографий хуёвой московской плиткой. Потом тема всем надоела, но тут случилась беда. В МОСКВЕ ОПЯТЬ РАЗВАЛИЛАСЬ НОВЕНЬКАЯ ПЛИТКА! Да, в этом году на некоторых улицах натуральный пиздец. Люди спотыкаются, падают, ходить стало по-настоящему опасно. И мне почти каждый день пишут: «Что же ты, Варламов, не пишешь, что плитка развалилась? Может быть, Собянин заплатил тебе за молчание?!»

Окей (зевает), давайте в очередной раз обсудим, почему же эта чертова плитка (будь она неладна) разваливается! Кто в этом виноват, а главное — что делать.

Для начала я внимательно изучил все версии, которые сейчас звучат.

Самую удивительную историю рассказал Илья Яшин, предводитель депутатов Красносельского района Москвы. Он снял замечательный ролик, в котором поймал прораба и тот рассказал ему страшную правду, что плитка разваливается из-за реагентов. Забавно было наблюдать, как прораб обманывает молодого политика. Это как если бы Гитлер рассказывал, что евреи сами прыгают в печи.

Один чиновник в мэрии недавно рассказал, что плитка разваливается из-за того, что всякое быдло на ней паркуется! Ого! То есть плитка не рассчитана на то, что на неё будут заезжать машины? А если это спецтехника, а если уборочная? А раз на плитке нельзя парковаться, то почему вы не сделали столбики? Тут, скорее, вопросы к тем, кто составлял ТЗ.

Ну и есть версия, что плитка разваливается из-за нашего ужасного климата. Якобы в России нельзя класть плитку.

Но всё это, конечно, ерунда. Почему же в действительности плитка разваливается уже в первую зиму?

Если коротко, то во всём виноваты кривые руки и распиздяйство. А теперь подробнее. И я заранее извиняюсь, что сейчас нам придется погрузиться на самое дно ямы. Я уже об этом писал, но раз возникают вопросы, давайте повторим. Почему все не так? Итак, с чего вообще начинаются работы? С проекта! И тут у нас первая причина — геология и расчёты.

1. Геология и расчёты.

В Москве часто не делают геологических исследований для благоустройства. Большая часть конструкций выполняется без учёта геологических данных. При этом конструкции назначаются просто из головы или перерисовываются из многочисленных «каталогов», что нарушает принятые нормы проектирования.

2. Уплотнение слоёв.

При любом строительстве для уплотнения слоёв используют различную технику – это виброплиты и вибромолоты. Проверить степень уплотнения слоёв можно только специальными приборами – пенетрометрами (плотномерами). Часто у подрядчиков нет дорогого оборудования, а потому технический контроль не проводится.

3. Уплотнение грунта.

Эта проблема является особо важной для благоустройства Москвы. Вы когда-нибудь видели, как проседает покрытие? Это заметно, когда на новом полотне образуются лужи или когда становятся особенно видны швы. Дело в том, что в большинстве случаев эти изменения происходят из-за того, что не было проведено уплотнение самого грунта. И не слоёв конструкции, а самого-самого низа ямы. Такие ошибки как раз выявляются через 3–5 лет.

4. Проверки и замеры.

Стремление быстро строить и вводить в эксплуатацию объекты похвально, когда есть надлежащее качество. Но ещё нужно проверять, присутствует оно или нет. А любая проверка и отчётность о проверке – это как раз та лишняя бюрократия, от которой при благоустройстве Москвы отказались в первую очередь. К примеру, прораб должен иметь специальные технологические карты на проведение любой работы, где точно и пошагово расписаны все действия рабочих бригад. Этих технологических карт часто нет. Как часто не бывает и отчётной документации операционного контроля СОК (схемы операционного контроля) и КОК (карты операционного контроля), где указываются все точки замеров и проб, их размещение, время замера и результат, стоят подписи ответственных и уполномоченных лиц. Послойно. Если это и делается, то после строительства. Документация спокойно подгоняется под «какие-то цифры».

Производить замеры на стройке должны обязательно и постоянно. Это относится и к бетонным работам: к примеру, единственный правильный и незатратный способ проверить бетон (оговорюсь, для благоустройства) – это отливать «кубики» на каждую заливку. И затем кубики сдавать на исследования в лабораторию. Однако эти кубики на стройках или прячут, или «теряют».

5. Кривые руки.

Вот раньше! Во советские времена у каменщиков были разряды. К сожалению, в России от них отказались. Каменщиком сейчас может стать любой. Понять уровень новой бригады невозможно. Это, конечно, поправимая проблема, ведь хорошо ещё, что большая часть понимает русский язык))))

6. Скорость работ.

Часть объектов строится по ещё не согласованной документации, другие – по документации, на которой стоит странная надпись «согласовано с замечаниями» (при этом сами замечания на других листах). Проекты досогласовываются и сдаются уже после сдачи стройки. Но скорость работ сметает практически всё: все нормы строительства, все принципы надзора, все объективные стороны технологий – бетон не набирает прочность, укладывают по неутрамбованным основаниям, не выставляют уклоны бетонных поверхностей, не утрамбовывают долго и аккуратно вокруг сетей, колодцев и углов зданий и сооружений.

Если происходит затык хоть в одном пункте – все развалится.

Теперь, вооружившись этими знаниями, пойдём гулять по Москве!

01. Начнём прямо с Чистых прудов. Тут реально адок! Всё развалено, нет ни одной нормальной плитки.

Вчера зам. Собянина по вопросам ЖКХ, господин Бирюков, наконец, разъяснил москвичам, почему в городе с таким маниакальным упорством по сто раз в год меняют плитку. То ли Собянину надоело обидное прозвище "Сергей Бордюрович", то ли перед выборами надо как-то притушить социальное недовольство, а ограничения все уже отменили и больше нечем задобрить электорат. В общем, так или иначе, вчера, в интервью газете "Вечерняя Москва" заместитель мэра все объяснил очень подробно.

Вот вы думаете плитку по всему городу вот уже десять лет постоянно меняют почему? Может подозреваете, что на ней отмывают огромные деньги? Или, на худой конец, пытаются безработных мигрантов хоть к каком-то делу пристроить, дабы они от безделья не буянили? Все совсем не так и можете больше не подозревать. Слава Богу, наконец-то все разъяснилось, у меня аж гора с плеч!

В общем, оказывается, виноват в этом бизнес. Что, не верите? Как выяснилось, на московский рынок постоянно выходят новые компании и каждая из них норовит обзавестись офисом. И представляете себе, каждый из этих офисов приходится к коммуникациям подключать и для этого каждый раз необходимо разобрать плитку.

Прочитала я интервью господина заместителя мэра, в котором он подробно рассказывал, что от заявок на подключение каждой новой компании к коммуникациям просто ломятся в мэрии офисные столы и представила себе город в 21 веке, где каждая новая выходящая на рынок компания вынуждена, по видимости, строить себе новый офис или, по крайней мере, новые коммуникации прокладывать.

Ну вот знаете, в нормальных городах оно как? Вышла на рынок новая компания, люди посмотрели объявления о сдаваемых в аренду площадях, выбрали себе подходящий офис, стены покрасили, мебель завезли и работают.

Но Москва - город особенный, там новым компаниям косметического ремонта мало. И старые офисные здания, сто лет подключённые к городским коммуникациям, новые компании почему-то не устраивают. И поэтому каждая новая компания, просто вынуждена новые коммуникации под себя прокладывать и разбирать для этого городские дороги и тротуары.

Очень часто коммуникации для новых компаний почему-то необходимо прокладывать через парк. Иначе как объяснить, что в парке у моего дома плитку меняют второй раз за этот конкретный сезон? Видимо, офисы новых компаний располагаются с одной стороны парка, а городские коммуникации - с другой, вот и приходится разбирать все дорожки в парке, снимать плитку, а потом, подключив коммуникации, новую, свежую, шелковистую плитку обратно укладывать.

А второй раз за сезон перекладывают, видимо, потому,что на рынок в нашем районе за лето выходит уже аж вторая компания. Наверно третью выпускать на рынок уже не надо, ибо в парке разруха и третьего "подключения" к коммуникациям дорожки могут просто не пережить.

И ведь слава тебе Господи, что дорожки в Москве уложены плиткой! Это не я радуюсь, а заммэра в своем интервью. Знаете почему плитка -это здорово? Потому, что раньше, оказывается, для подключения каждой новой компании к коммуникациям приходилось, по словам Бирюкова, "бурить асфальт". И именно поэтому все дороги и тротуары города были в заплатках.

В общем я все это уже даже писать не могу, потому что от смеха у меня сводит не только лицо, но и руки. Все-таки мы с вами, господа москвичи, живем в удивительном городе: по всей стране кризис, бизнес умирает, офисы пустуют, компании раззоряются. И только в Москве что ни день - то новая компания и новый офис и каждый раз разбор близлежащих городских территорий, потому что иначе новые компании без сортиров и электричества останутся.

В общем, очень креативный оказался чиновник. Вот прямо, что называется, с воображением подошёл к задаче "успокоить население и объяснить, что перекладка плитки нужна и важна". И с асфальтом в заплатках у него здорово получилось. В мог ведь сказать что под каждого нового приезжающего в Москву жителя тоже коммуникации нужны.

Я вообще теперь подозреваю, что и реновацию в Москве затеяли только ради того, чтобы новые дома к коммуникациям подключать и каждый раз плитку вокруг перекладывать. Гениально!

Читайте также: