Почему на гаити могилы заливают бетоном

Обновлено: 11.05.2024

В нашем мире во все времена происходило много интересных вещей. Правда зачастую интересные вещи были еще и жестокими. Сегодня я хотела бы вам рассказать немного об одном историческом персонаже, и имя ему Папа Док. Возможно многие из вас знают его как Франсуа Дювалье.

На самом деле, тема эта меня заинтересовала не столько из-за исторических событий, а скорее из-за гвардии, которую для себя собрал Папа Док, и звались солдаты этой армии тонтон-макуты. Но обо всем по порядку, только скажу что суть статьи связана с зомби созданных культом вуду .

Начнем. Ни для кого не секрет, что Гаити считается чуть ли не самым бедным государством в мире. Вся беда в том, что здесь практически нет никакой экономики. Люди живут на международные пожертвования и деньги эмигрантов. Но самих гаитян это нисколько не смущает, они считают себя великой нацией. По большей части это из-за того, что в их государстве процветает культ Вуду. Просто все жители убеждены, что если их жрецам вуду захочется, то жрецы могут перевернуть этот мир с ног на голову, у них есть на это высшая власть духов. Пустые сказки, скажете вы. Возможно. Однако у людей этого государства сложилось свое мнение, и немало на это мнение повлиял один из их правителей, диктатор Папа Док.

После многих войн и междоусобиц, переворотов, захватов и т.д. на землях Гаити восстановился некоторый покой. Но покой этот был немного неравный (наверное так в любой стране). Гаити в основном населяли чернокожие и мулаты (от смешанных браков чернокожих и европейцев). Именно в этой стране (наверное единственной в своем роде) после всех переворотов у власти встали бывшие рабы. Мулаты считались более образованными, а значит они и стали составлять элиту Гаити. То есть все ведущие должности правительства и других светских кругов были в основном мулаты. Остальные же были просто рабочими на плантациях сахара и кофе.

Невеселая судьба. Но в один прекрасный день все это изменилось, а именно когда появился Папа Док. Этот персонаж изначально не был в элите Гаити, поскольку на тот момент элитой могли стать только мулаты, а он был чернокожим, из чернокожей семьи. Однако отец его пользовался некоторым уважением, он был журналист и учитель, которого знали чуть ли не во всей стране. Это и позволило Франсуа (тот самый Папа Док) получить путевку в жизнь. Он даже учился в университете, на факультете медицины. А медицинскую практику проходил в деревнях и селах, это то и дало ему возможность лучше узнать рабочую силу страны. Как правило, на тот момент, в сельских местностях жили чернокожие работники. Эти люди считались не самыми умными и верили в магию. Франсуа Дювалье, проходя практику, смог немало погрузиться в психологию этих людей, что потом сыграло ему неплохую службу.

Но не всегда можно захватить власть в государстве, основываясь только на психологии. Нужен был авторитет, и у Дювалье появился шанс завоевать этот авторитет. Дело в том, что так уж совпало, что Франсуа выхаживал больных как раз, когда была эпидемия тифа. Люди верили ему, доверялись. Он их лечил и исцелял. Такие исцеления казались для непросвященного люда чудом, а значит и будущий Папа Док зарабатывал свой авторитет. Его на тот момент считали чуть-ли не шаманом вуду, поскольку знания в области различных ритуалов вуду у него тоже были. И он конечно пользовался этими знаниями, влияя на умы людей.

Постепенно Дювалье начал подниматься вверх по лестнице власти. А в 1957 году занял пост президента Гаити. Там конечно было не все гладко. Это был для него долгий путь, но он его прошел.

Дойдя до желанной цели он решил, что не верит никому. Ему потребовалось набрать свой элитный отряд. Цель отряда (может даже отдельной небольшой армии) была в том, чтобы всегда защищать и самого Папу Дока, и его интересы. Так были набрана добровольческая армия, а именно “Добровольческая милиция нац. безопасности”. Название длинное, поэтому народ между собой начал называть их тонтон-макутами.Это название вполне объяснимо, если почитать разные мифы и легенды Гаити. Тонтон - это злой дух некоего человека, который уносит детей в мешке, и поедает их темной ночью. Этот самый мешок и назывался “макут”. То есть вся эта гвардия в глазах людей была просто людьми из злой сказки, которые рано или поздно придут за мирными жителями, и унесут их в своих мешках.

Папа Док (а именно так он разрешил себя называть) стал полновластным правителем. Его элитный отряд делал все за него. Сам же он провозгласил себя “черным расистом”, и на этом власть мулатов в стране кончилась, по крайней мере на время правления Папы Дока. Кстати, правительство США все это очень даже устраивало, в основном потому, что Дювалье обещал избавиться от всех капиталистов в своей стране. США даже высылали ему финансовую поддержку. Правда значительно позднее удалось выяснить, что деньги Папа Док почти все переводил на свои счета в банки Швейцарии.

Но вернемся к мистической части всего этого повествования. Настоящая сила власти кроется в народе, а большая часть населения (если и не все) была чернокожими разнорабочими и малообразованными. Папа Док это отлично понимал. Он знал что люди верят в магию Вуду, а значит нужно сыграть на этом, чтобы укрепить свою власть. Так он объявил, что является воплощением барона Субботы (или в простонародии Самеди), и он же один из Лоа (лоа - это великие невидимые духи). О самом Бароне Субботе и о разных Лоа я расскажу вам подробнее как-нибудь в другой раз. Просто знайте, что в культе вуду Самеди очень важная фигура, ему даже посвящен один из праздников. а именно “День Мертвых”. Лоа же и вовсе целый пантеон духов, лоа не один, их множество.

У простого народа не было сомнений во всех этих заявлениях Папы Дока. Они во все это верили. Да и как можно было не верить, если даже специальная гвардия правителя считалась на самом деле армией зомби. И это была не простая сплетня, передаваемая из уст в уста. Любой юноша, желавший вступить в ряды тонтон-макутов, должен был пройти некоторую подготовку. И особо важной частью этой подготовки был специальный ритуал вуду. Обычно эти обряды проводили жрецы, отобранные Папой Доком. И сам ритуал был скорее не мистическим действом, а психологическим зомбированием. Им внушали, что Папа Док - это отец, а все они - его дети. Ради Папы Дока эти зомби готовы были пойти и в огонь и в воду. Даже готовы были убивать свои собственные семьи. Обряд этот проводился не единожды, а с определенной периодичностью, чтобы зомби были все так же послушны, и в души их не закралось сомнение.

Наверное вы подумаете, да кто же согласится идти в эти добровольческие ряды? Им, кстати, за эту службу еще и ничего не платили, это ведь добровольцы. Но и тут оказалось все очень просто. Помните, что почти всем семьям приходилось работать на плантациях, а это неимоверно тяжелый труд. Молодые люди (даже девушки) просто не хотели работать с землей, поэтому шли в ряды, как им казалось, лучшего отряда, лишь бы не плантация. Из-за того, что денег этой гвардии не платили, а существовать нужно было на что-то, гвардия занималась разбоями и рэкетом. Конечно, Папа Док все это знал, мало того, он способствовал этому. Гаити была первая страна в которой рэкет был узаконен. Никто не смел мешать тонтон-макутам, поэтому они становились особенно жестокими. Но дело свое знали. Они громили и грабили не только то, что им требовалось самим, но и по приказам Папы. А такие приказы поступали часто. Приходилось сжигать дома оппозиционеров, причем не важно мнимые это были оппозиционеры или настоящие. Убивать людей, которые могли нести угрозу власти.

Вот вам и элитный отряд. А сам Папа Док тем временем только укреплялся на троне. Даже случилось одно событие, которое заставило всех людей еще больше уверовать в его магическую силу. Дело в том, что в один прекрасный день президент Кеннеди, узнав что все средства, направленные его администрацией в Гаити, не были применены, а спокойно лежали где-то на счетах Папы Дока, просто решил прекратить финансовую помощь этой стране. Конечно, Папу Дока это не очень то обрадовало. В гневе он создал куклу вуду президента Кеннеди и у всех на глазах начал тыкать ее иглой. Спустя три месяца Кеннеди был убит, а гаитяне увидели в этом только магическую силу Папы Дока. Кстати само правительство США тоже в тот момент испугалось, и на всякий случай решили, что лучше вернуть финансовую помощь этой стране.

Конечно, такой вид власти и управления народом не мог продолжаться вечно, и на троне Папу Дока сменил его сын. Только вот он был, как говорится, совсем не в отца. В 1986 году было поднято народное восстание, в котором и закончился весь этот мистический балаган. Быс папы Дока бежал из страны, а мавзолей с самим Папой Доком был разрушен. Люди перестали верить в его магию.

Вот такая необычная история одного из правителей Гаити.

На этом все, дорогие друзья. Ставьте лайки, подписывайтесь и делитесь с друзьями в соцсетях. Оставляю вам кнопочку, где вы можете денежными средствами помочь каналу развиваться.

О зомби сейчас говорят достаточно много, правда, не о реальных, а о вымышленных — неких ходячих мертвецах, всемирную популярность которым принесли многочисленные фильмы ужасов, рассказывающие об их нашествии. Кого же на самом деле считать настоящими зомби и как происходит процесс зомбирования человека?

Почему на Гаити бетонируют могилы?

Кого же можно назвать зомби? Это человек, лишённый собственных воли и мнения, беспрекословно выполняющий приказы «хозяина», в роли которого может быть как отдельный индивидуум, так и секта или иное объединение. Под зомбированием понимают различные воздействия на человека (химические, фармакологические, гипнотические, с помощью различных психотехник и т.д.), в результате которых из него получается послушный раб или запрограммированный на определённые действия исполнитель. Считают, что происхождение термина «зомби» связано с Западной Африкой, откуда в своё время на Гаити привозили рабов, исповедующих религиозный культ вуду. По одной из версий, зомби — это искажённое западноафриканское слово «жамби», означающее «привидение». Впервые слово «зомби» появилось в англоязычной литературе в 1929 году, когда вышла книга репортёра «Нью-Йорк Таймс» Вильяма Сибрука «Остров магии», рассказывающая о его жизни на Гаити. В этой книге была часть, названная «Мертвецы работают на плантациях сахарного тростника», в ней как раз и рассказывалось о зомби.

Книга Сибрука быстро стала популярной и породила большой интерес к зомби. На волне всеобщего интереса к этой теме уже в 1932 году был снят первый фильм о зомби с культовым актёром того времени Белой Лугоши в главной роли — «Белый зомби». Кстати, эта волна докатилась и до нашего времени, обрушившись на зрителя десятками фильмов об оживших мертвецах и зомби-апокалипсисе.

Давайте вспомним, что нам известно о Гаити и зомби, которые, как пишут, там нередко встречаются. Европейца или американца, посетившего этот остров и побывавшего на любом из местных кладбищ, поражает большое количество мощных надгробий и забетонированных могил. Всячески укрепляя могилы своих умерших близких, гаитяне пытаются оградить покойников от посягательств местных колдунов-бокоров, которые могут сделать из них зомби. Чтобы колдуны не смогли разрыть могилу и извлечь из неё умершего, её бетонируют или накрывают тяжеленной плитой.

Это был настоящий зомби!

Хотя на острове можно услышать о зомби множество историй, реальных «оживших мертвецов» на самом деле крайне мало. Наиболее известным в мире зомби стал Клаирвиус Нарцисс. В 1962 году он пришёл на приём к врачу и пожаловался на плохое самочувствие. Тот осмотрел его, но затруднился с диагнозом. Его постановки Клаирвиус так и не дождался, а через три дня медики констатировали его смерть. Тело передали близким для захоронения, Нарцисс упокоился на кладбище, а почти через 20 лет неожиданно для всех вернулся в свою деревню…

«Ну, всё…» — подумал Нарцисс, когда по крышке гроба застучали комья земли. Затем его окутала полная тишина, однако через некоторое время он услышал шум, могилу кто-то раскапывал. Какие-то люди извлекли его из гроба, вытащили на поверхность и влили в рот некое зелье. Так для него началась жизнь зомби. Пару лет Нарцисс трудился на плантации вместе с другими зомби. После внезапной смерти хозяина зомби удалось освободиться от воздействия странной парализующей сознание силы, и они разбежались. В свою деревню Клаирвиус мог вернуться гораздо раньше, но он боялся своего брата, по вине

которого, как он считал, и стал зомби. В 1962 году между братьями возник спор из-за земли, тогда его родственник пожаловался на него местным колдунам-бокорам, а их тайный суд приговорил Клаирвиуса к зомбированию. Только через много лет, когда умер его брат, Нарцисс решился вернуться в деревню.

История с ожившим «мертвецом» стала настоящей сенсацией. Правда, не все поверили в неё — скептики считали Нарцисса обычным самозванцем, похожим на умершего и разузнавшим историю его семьи. Один из критиков — Ламарк Дувон, директор местного Центра психиатрии и неврологии, в 1981 году решил уличить самозванца. С помощью его близких и знакомых он составил ряд вопросов, на которые мог дать ответ только настоящий Клаирвиус Нарцисс. Велико же было его удивление, когда «самозванец» без проблем ответил на самые сложные из них. Дувону ничего не оставалось, как признать, что вся история Нарцисса правдива от начала до конца.

Клаирвиус умер в 1994 году. Остаток его жизни трудно назвать счастливым. Бывшего зомби побаивались не только все деревенские, но и его родные, поэтому до самой смерти ему пришлось жить в баптистской миссии.

Секретные рецепты зомбирования

Тайну гаитянских зомби удалось раскрыть американскому этнобиологу Уэйду Дэвису. В 1982 году он прибыл на остров и своё исследование начал с небольшой хитрости — привлёк местных колдунов-бокоров в качестве платных экспертов… Зелёные купюры и оказанное уважение сделали своё дело: колдуны приоткрыли Дэвису свои тайны. Выяснилось, что при зомбировании нет ни мертвецов, ни воскрешения с того света. Колдун готовил некий порошок, с его помощью он вводил свою жертву в особое состояние комы, когда жизненные процессы настолько слабы, что даже опытные врачи констатируют смерть. «Порошок зомби» обычно подсыпают жертве в питьё или еду. Если доступ к пище и питью отсутствует, колдун делает ядовитую мазь, наносит её на острый шип, а потом его пособник где-нибудь в толчее колет им будущего зомби. Кислородное голодание в могиле и воздействие компонентов зелья вызывают поражение некоторых центров мозга, и таким образом человек превращается в послушного живого робота. Зомби используют для работы на плантациях и для другого тяжёлого труда.

Дэвис обнаружил, что во всех образцах зомбирующего зелья, полученных от разных колдунов, присутствовал сильнейший яд — тетродотоксин. Колдуны получали его из рыбы-иглобрюха. По мнению учёного, именно тетродотоксин являлся главным компонентом «порошка зомби». Кстати, дозировку тетродотоксина и других компонентов зелья колдуны Уэйду не раскрыли, а ведь это самое главное. Однако после исследования Дэвиса стало ясно, что ничего сверхъестественного в тайне гаитянских зомби нет. Возможно, именно рассказы о зомби подвигли спецслужбы ряда стран на поиски способов зомбирования человека, ведь так заманчиво делать из людей послушных, беспрекословно выполняющих приказы исполнителей.

Если раньше для зомбирования масс применяли магические и религиозные ритуалы, одурманивающие наркотические средства, громкую ритмичную музыку, гипнотические техники, то в XX веке в этом плане появился ряд новшеств. Помимо листовок, плакатов, газет, художественной литературы к обработке сознания людей добавились радио, телевидение, кинофильмы, специфические песни и марши, а сейчас и интернет.

После Второй мировой войны в ЦРУ США осуществлялась секретная программа с кодовым названием «Синяя птица», целью которой были поиски управления сознанием. Эту программу сменила сверхсекретная программа «Артишок», в рамках которой пытались создать убийц-зомби с запрограммированным сознанием. Спецслужбы использовали в своих экспериментах галлюциногены, наркотики, гипноз, ультразвук, воздействие током и электромагнитными волнами, хирургическое вмешательство.

В конце XX века заговорили о неких психотронных генераторах, способных на расстоянии воздействовать на поведение человека. Впрочем, и без всяких пси-генераторов многие из нас уже и так немножко зомби. Мы ворчим на рекламу, из-за которой уже невозможно смотреть передачи, а её становится всё больше и больше. Это говорит о том, что на неё реагируют, и она приносит прибыль. Мы покупаем порой совершенно ненужные вещи, едим вредный для нас фастфуд, принимаем бесполезные или разрушающие здоровье лекарственные препараты. Делают ли подобное самостоятельные в своих поступках здравомыслящие люди?

Но, как ни странно, тех, кто серьезно относится к таким вещам, не так уж и мало.

Живые и мертвые

Землетрясение, произошедшее на острове Гаити в прошлом году, унесло тысячи жизней. Власти не успевали ликвидировать последствия катастрофы, погибших хоронили в братских могилах, не сильно заботясь о качестве захоронений. Это вызвало дополнительную волну паники у оставшихся в живых. Жрецы культа вуду, который исповедует более половины населения Гаити, обратились к властям с предупреждением о том, что незахороненные надлежащим образом мертвецы могут восстать из могил и превратиться в зомби. Многим такое опасение покажется нелепым, однако после того, как вслед за землетрясением на острове вспыхнула эпидемия холеры, 12 человек были зверски убиты – местные жители сочли их колдунами, которые при помощи особого порошка насылают на людей смертельную болезнь. Трупы «колдунов» были сожжены, чтобы исключить вероятность их возвращения с того света.

После этих убийств правительство Гаити выпустило разъяснение, в котором говорится, что «холера – это микроб. Единственный способ защитить себя – это соблюдать правила личной гигиены». Также в постановлении отмечается, что не существует «порошка холеры, зомби холеры или духа холеры, а колдуны вуду не способны вылечить заболевание или, напротив, наслать его на кого-либо».

Безусловно, все это напоминает средневековую охоту на ведьм. Однако кое-кто все же придерживается мнения, что «дыма без огня не бывает». До сих пор любое кладбище на Гаити охраняется очень тщательно. Мощные надгробия и забетонированные могилы – все это призвано защитить мертвецов от покушения на их тела со стороны шаманов–бокоров, способных оживить умерших и превратить их в рабов. Предосторожности вовсе не лишни – среди могил немало вскрытых.

Возвращение с того света

Как ни странно, но большинство свидетельств появления зомби на Гаити исходит вовсе не от местных жителей, а от европейцев – священников и ученых, которые в разное время приезжали на остров. Так, в 1938 году американская писательница и путешественница Зора Херсон описала случай с некой Фелицией Ментор. Женщина была найдена неподалеку от своего дома спустя 29 лет после собственных похорон. Родственники – брат и муж – в один голос твердили, что найденная женщина действительно является умершей почти три десятка лет назад Фелицией. Конечно, полностью доверять таким историям нельзя, ведь ни тестов ДНК, ни проверки отпечатков пальцев тогда не проводилось.

Более поздний случай появления зомби описал Ламарк Дувон – руководитель центра неврологии и психиатрии в Порт-о-Пренсе (столица Гаити). Тогда было предпринято целое расследование с целью уличить во лжи Нарцисса Клаирвиуса – человека, который согласно свидетельствам родственников был похоронен, но вскоре появился вновь недалеко от того места, где жил. С помощью родственников врач составил целый ряд вопросов, ответить на которые мог лишь член семьи Клаирвиусов. Нарцисс блестяще справился с тестами, а психиатр навсегда поверил в существование зомби.

Яд, обман, помешательство

Наша справка
Вуду – общее название религиозных верований, появившихся среди потомков чернокожих рабов, вывезенных из Африки в Южную и Центральную Америку. Культ вуду насчитывает около пятидесяти миллионов верующих по всему миру. Основной догмат состоит в том, что божественное провидение проявляется в повседневной жизни, и, угождая богам, можно заслужить благополучие, здоровье и душевное спокойствие. Боги «говорят» с верующими через одержимых духами, но вселяются в людей лишь на короткое время при проведении ритуалов. Вуду в основном ассоциируется с островом Гаити, но распространено также на Ямайке, в Доминиканской Республике, некоторых штатах США.

Объяснить существование зомби брались многие современные исследователи. Существует версия, согласно которой воскресшие мертвецы – это вполне живые, но умственно отсталые люди. Именно нарушениями в работе мозга можно объяснить отсутствие внятной речи и подчас странные движения «вернувшихся с того света». Те, кто придерживается этой версии, считают, что родственники просто до поры до времени прятали своих неполноценных членов семьи, делая вид, что тех давно нет в живых. Но спрятать человека тяжело, поэтому рано или поздно зомби непременно попадется на глаза соседям. Но если принять эту теорию за основу, то как быть с многочисленными свидетелями, которые уверяют, что видели «покойников» в здравом уме и доброй памяти и даже лично присутствовали на их похоронах.

Согласно другой гипотезе, автором которой является американский этнобиолог Уэйд Дэвис, все дело в порошке зомби, который в отличие от самих зомби действительно существует.

Дэвис приехал на Гаити в 80‑е годы ХХ века и с помощью подкупа и уговоров постарался раскрыть их секреты. Именно Дэвис познакомился с основными составляющими страшного снадобья, якобы способного превратить человека в послушного раба. Главный элемент порошка зомби – тетродотоксин. Это сильнейший яд, способный вызывать паралич, остановку дыхания и нарушения в работе нервной системы. Дэвис описал 8 образцов порошка зомби, и во все входили вытяжки из рыбы иглобрюха и гаитянской жабы – яд обоих животных содержит тетродотоксин.

>> Случай с Саркози отнюдь не уникальный. В 2006 году в преддверии президентских выборов в Мексике на прилавках местных магазинов появились наборы «Повлияй на кандидата». В набор входили восковые фигурки с лицами претендентов на высший пост и специальные магические иглы. Согласно инструкции, для того чтобы кандидат стал более открытым перед избирателями, нужно воткнуть иглу в левый глаз его фигурки. Игла в сердце пробудит в политике честность. А чтобы публичный деятель перестал брать взятки, укол следует сделать в голову.

По версии Дэвиса, шаманам удалось определить такую дозу яда, при которой человек, несмотря на видимые признаки смерти, все же не умирает. Похороны в жарком климате на Гаити происходят уже в день смерти, так что вскоре после кончины колдун может выкопать «покойника». Когда действие яда ослабевает, «мертвец» «оживает», превращаясь в послушного раба, без речи, собственных мыслей и желаний. А чтобы постоянно поддерживать человека в этом состоянии, колдун дает ему дополнительные дозы яда. Конечно, случаются и проколы, и люди действительно умирают, но… в любом бизнесе случаются убытки.

Однако проверить, насколько теория Дэвиса достоверна, так и не получилось. Ученому не удалось заполучить ни одного образца таинственного порошка и выяснить точную дозировку компонентов. Возникает и другой вопрос. Каким образом похороненные заживо люди не задыхались в своих могилах до прихода колдуна.

Есть и более прагматичные объяснения феномена зомби. Так британский антрополог Френсис Хаксли, который провел несколько лет на Гаити, писал, что оживление мертвецов – всего лишь обман, которые шаманы используют, чтобы упрочить свое влияние. В одной из своих книг Хаксли рассказывает о представлении, в процессе которого колдун извлекает из могилы труп и реанимирует его. В могиле Хаксли обнаружил трубу, через которую «труп» дышал вплоть до своего «воскрешения».

Тема зомби последнее время стала очень популярной для киноделов. Для большей части людей зомби – это что-то из первобытной мистики, что-то нереальное, чего на самом деле не бывает. Но есть целые страны и народы, для которых зомби и все связанное с ними более реально и актуально чем для нас наши лешие и кикиморы. Хотя сейчас в России вряд ли много осталось людей кто знает кто такой леший. Одной из стран, где зомби – это реальность, является Гаити. Зомби всего лишь один из элементов повседневной жизни гаитян. О том насколько серьезно к зомби относятся на Гаити свидетельствует то, что о зомби и зомбировании на полном серьезе рассуждают самые настоящие ученые физики, биологи и даже юристы. В подтверждение этого ниже я приведу рассуждения известного юриста антрополога Гаити Marie Florance JEAN PIERRE на тему отношения к зомбированию в гаитянской юриспруденции. Поехали.

Необходимо отметить, что зомбификация (или более привычное нам зомбирование) рассматривалась законоведами 19 века как покушение на жизнь человека путем отравления, способного спровоцировать состояние летаргии. Однако, в повседневной жизни гаитянина факты указывают на существование еще двух видов социального и культурного зомбирования, практикуемых, несмотря на существующие запреты. Это:

Зомбирование добровольное.

Добровольное зомбирование для индивида является одним из способов высвободить своего «маленького доброго ангела» (ангела – хранителя), чисто в целях самозащиты (или наоборот, спрятать свою душу в потустороннем мире). В данном случае человек может самостоятельно прибегнуть к помощи специалиста в данной сфере. Пройдя зомбирование, человек не будет проявлять никаких признаков физического или умственного расстройства. Он продолжит жить своей жизнью, просто теперь его не так-то легко будет достать, причинить ему вред. Такой тип зомбирования может применяться ко всем без разбора (нормальным, ненормальным, здоровым и больным, колдунам и прочим). Необходимо отметить, что при таком зомбировании не избежать определенного воздействия на человека, на его психику, так как специалист переводит его из живого состояния в состояние почти клинической смерти. Определенных ритуалов не избежать для облегчения проникновения в загробный мир.

Зомбирование бытовое

В отличие от добровольного зомбирования, к «бытовому» прибегают в основном, чтобы окружить защитой душу человека, состояние которого похоже на смерть, и направлено против того, кто человека в такое состояние ввел. К такому виду зомбирования чаще всего прибегают родственники жертвы (пострадавшего), суть которого заключается в том, чтобы как бы поместить душу умершего, или находящегося без сознания (в коме) в защитный кокон, во избежание негативного на нее воздействия недоброжелателей, использующих классическое зомбирование.

Разобравшись с нюансами, необходимо теперь определиться с юридическим статусом персоны или семьи, решивших осуществить бытовое зомбирование, если исходить из того, что зомбирование кого бы то ни было является криминальным актом, преследуемым как в уголовном, так и в социальном порядке. Следует отметить, что на сегодняшний день не существует каких-либо юридических положений на данную тему. Как поступать с теми, кто зомбирует, чтобы навредить и с теми, кто хочет защитить? Довольно затруднительный вопрос.

Самые смелые охотно выступили бы за необходимую самооборону. Как трактует уголовный кодекс Гаити необходимую оборону? Статьи 273 и 274 уголовного кодекса предписывают:

Не является преступлением или административным проступком ни убийство, ни ранения, ни прочие повреждения, которые были нанесены в связи с необходимостью защиты себя лично или другого лица (ст. 273).

Под случаями необходимой обороны понимаются следующие деяния:

Ели убийство было совершено, ранения причинены или иные повреждения (удары) были нанесены при отражении ночного нападения, взламывания ограждения, стен или входных дверей в дом, квартиру или в хозяйственные постройки. Если действия были совершены против лиц, совершающих кражу или грабеж с применением насилия (ст. 274)

Анализ нескольких ключевых слов приведенных выше статей уголовного кодекса позволит определить имеется ли какое - никакое соответствие между изучаемыми деяниями. Во-первых, необходимо подчеркнуть, что принцип самообороны, по определению, не влечет уголовную ответственность в случаях агрессии прямо описанных в статье 274. Далее следует понятие «текущая потребность в обороне», означающее, что оборона не может быть отложена на какое то время, но должна быть осуществлена лишь непосредственно в момент нападения. И наконец, имеется уточнение, что преступление ограничено кражей или грабежом в ночное время.

Теперь рассмотрим с точки зрения уголовного законодательства - каким образом можно приравнять к необходимой обороне бытовое зомбирование. Зомбирование как таковое более не подпадает под действие гаитянского уголовного законодательства. Кроме того, не существует никакой доктринальной базы, которая позволила бы очертить его правовые контуры. Поэтому понятие самообороны не может применяться к данному случаю. Бытовое зомбирование происходит после нанесенного удара. Физическая смерть жертвы уже констатирована. И речь идет всего лишь об ответных мерах против нападения, которое не предусмотрено юстицией – это мера защиты от любой попытки захвата души погибшего. Здесь не может применяться принцип «текущей необходимости обороны".

Точно так же классическое зомбирование, приравненное к отравлению, требует тщательной экспертизы и тонких методов подхода. Это требует времени. Никакой речи не может идти о ночных нападениях, взломах оград или стен в случае зомбирования (классического и/или бытового). Установленные параллели доказывают, что говорить о самообороне в случае бытового зомбирования нельзя.

Как же быть?

Необходимо понимать, что такие случаи, относящиеся к гаитянским культурным фактам и традиционной практике, ни в коем случае не могут рассматриваться через западные религиозные, моральные или правовые призмы. Колониальная парадигма, так сказать.

Поэтому бытовое зомбирование следует рассматривать как реакцию на ранее заложенное действие. Речь идет о движении силы и соотношении сил, некоторые из которых, в частности, позволяют немного сопоставить принципы. Это :

« Kou pou kou Bondye ri » (Шаг за шагом, Бог смеется (креольский язык)

« Baton w gen nan men w se ak li ou pare kou » (Палка у вас в руках и вы готовы)

« M gen baton nan menm pa ka kite chen vare sou mwen » (У меня такая же палка, не нужно спускать на меня собаку)

Бытовое зомбирование, рассматриваемое под таким углом, является действием направленным на нейтрализацию сил разрушения. Здесь слово «палка» может относиться к понятию силы или знания. Действующие лица используют одну и ту же силу, но с разной направленностью, разными целями. Одни, чтобы навредить, другие, чтобы нейтрализовать неблагоприятное воздействие. Речь идет о парадигме чисто вудуистской и любая иная интерпретация может серьезно исказить смысл. И необходимо понимать, что зомбирование может быть использоваться в позитивных целях или негативных в зависимости от места занимаемого действующим лицом. Нельзя даже говорить о мести, потому что речь идет о человеке или семье противостоящим непонятной, неизученной системе явлений.

Так что, как видите для гаитян такие понятия как зомби, зомбирование и все что с этим связано вовсе не пустой звук, не сказка, а реальная жизнь, тесно связанная со смертью и потусторонним миром. О некоторых проявлениях религии ВУДУ в гаитянской повседневной жизни и даже зомбировании европейцев миротворцев я писал в нескольких своих статьях .

Если понравилось, то прошу дать знать. Комментариям буду рад, адекватным и заинтересованным особенно. Если у кого то есть своя история, но нет своего канала, могу предоставить свой канал для публикации. Буду рад сотрудничеству.

Оставим смехотворные и жутковатые фантазии из Голливудских фильмов в стороне и обратимся к реальной жизни. Мы узнали факты о зомби совсем недавно, благодаря канадскому антропологу Уейду Девису, который прибыл в Гаити в 80-х годах для того, чтобы с научной точки зрения изучить этот темный и страшный ритуал вуду. Об этой фантастической и страшной истории рассказывает фильм "Змея и Радуга" . Девис чуть не лишился жизни в Гаити, и был сам зомбирован, но ему удалось выбраться из этого ада, и он рассказал миру правду о зомби.

Как изготовить зомби?

Бокор , шаман вуду, практикующий черную магию, выбирает жертву и незаметно для этого несчастного дает ему в пище или питье "порошок зомби" . Иногда, порошок просто бросали в лицо. Достаточно вдохнуть этот порошок и процесс превращения начинается.

Это страшное средство включает в себя такие ингредиенты, как растение Mucunia Pruriens , амфибию Rhinellf Marina или рыбу Spheroides testudineus. Каждый ингредиент содержит сильнодействующие токсические вещества, но самое главное - это Tetrodotoxina . Этот нейролептический сильнодействующий яд содержится в ряде рыб, одна из которых хорошо известная рыба фугу из Японского моря.

Яд в порошке оказывает сильнейшее паралитическое действие на человека, приводит к приостановке сердца, снижению давления, замедлению дыхания и выражается в полной каталепсии. Это состояние настолько подобно смерти, что определить это может только высококвалифицированный медик, которых в Гаити не было. По традиции, в Гаити, предполагаемого умершего хоронили на следующий же день.

Тем временем, Бокор готовит другое средство - пасту, из атропина и escopolamina . Через 48 часов каталептическое состояние проходит. Бокор, в момент, когда к жертве начинают возвращаться признаки жизни, дает несчастному второе снадобье , которое повреждает мозг и в результате, человек живет, но не мыслит, он становится живой марионеткой в руках своего хозяина.

Есть задокументированные случаи зомби в Гаити. Зомбирование , можно сказать, аналог смертной казни. Его применяют, чтобы привести в действие "суд вуду" как наказание, или чтобы отомстить.

"Порошок зомби" был изобретен шаманами вуду несколько веков назад. Во времена рабства его применяли в благородных целях. Раб принимал добровольно этот порошок и его хоронили. Для хозяина раб умер, и поэтому через 48 часов он, придя в себя, мог спокойно уйти в паленке . Так называли тайные деревушки в горах, где жили беглые рабы-симарроны. Так просто убежать было невозможно. У хозяев были специально натренированные собаки, которые беглого раба нагоняли и загрызали до смерти.

Даже в наше время, в Гаити, люди живут очень обособленно в деревнях. Они оттуда никуда не выезжают и у них свой закон и суд: суд вуду . За убийство кормильца семьи, убийцу превращают в зомби, и он работает всю жизнь на пострадавшую семью, чтобы искупить свою вину. Страшно подумать, что это реалии 21 века.

Есть интересный ритуал для определения виновного . К убитому подводят возможных виновников, и когда из глаз мертвого покатится кровавая слеза - это прямое указание на того, кто совершил преступление.

Это продолжение серии историй о таинственном Гаити. Начало серии в статьях:

Ещё истории о Гаити в моём блоге:

Ставьте обязательно лайки - так канал увидит больше народу, а значит будет больше интересных статей. Подписывайтесь, чтобы не пропустить самое интересносное.

Читайте также: