Почему факты называют фундаментом науки

Обновлено: 17.05.2024

Фундаментальная наука — область познания, подразумевающая теоретические и экспериментальные научные исследования основополагающих явлений (в том числе и умопостигаемых) и поиск закономерностей, руководящих ими и ответственных за форму, строение, состав, структуру и свойства, протекание процессов, обусловленных ими; — затрагивает базовые принципы большинства гуманитарных и естественнонаучных дисциплин, — служит расширению теоретических, концептуальных представлений, в частности — детерминации идео- и формообразующей сущности предмета их изучения, — мироздания как такового во всех его проявлениях, в том числе и охватывающих сферы интеллектуальные, духовные и социальные.

Содержание

Задачи и функции

В задачи фундаментальной науки не входит скорая и непременная практическая реализация (тем не менее, перспективно — эпистомологически целесообразные), в чём и состоит коренное отличие её от утилитарной теоретической или прикладной науки, являющихся таковыми и по отношению к ней. Однако результаты фундаментальных изысканий находят и актуальное применение, постоянно корректируют развитие любой дисциплины, что вообще немыслимо без развития фундаментальных её разделов — любые открытия и технологии непременно опираются на положения фундаментальной науки по определению [1] , а в случае противоречия с конвенциональными представлениями, не только стимулируют модификации таковых, но и нуждаются в фундаментальных исследованиях для полноценного понимания процессов и механизмов, лежащих в основе того или иного феномена, — дальнейшего совершенствования метода или принципа. Традиционно фундаментальные исследования соотносимы были с естествознанием, в то же время все формы научного познания опираются на системы обобщений, являющихся их основой; таким образом и все гуманитарные науки обладают или стремятся обладать аппаратом, способным охватить и сформулировать общие фундаментальные принципы исследований и методы их истолкования.

Статус фундаментальных ЮНЕСКО присваивает исследованиям, которые способствуют открытию законов природы, пониманию взаимодействий между явлениями и объектами реальной действительности.

К основным функциям фундаментальных исследований относится — познавательная; непосредственной задачей является получение конкретных представлений о законах природы, которые обладают характерной общностью и стабильностью. К основным признакам фундаментальности относят:

а) концептуальную универсальность,

б) пространственно-временную общность.

Тем не менее, это не позволяет сделать вывод, что отличительной особенностью фундаментальности является отсутствие практической применимости, поскольку в процессе решения фундаментальных проблем закономерно открываются новые возможности и методы решения практических задач [2] .

Государство, обладающее достаточным научным потенциалом, и стремящееся к его развитию, непременно способствует поддержке и развитию фундаментальных исследований, несмотря на то, что они зачастую не являются рентабельными.

Так вторая статья федерального закона России от 23 августа 1996 года за № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» даёт такое определение фундаментальным исследованиям:

Экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей природной среды.

История и эволюция

Самым ярким примером, иллюстрирующим характерные особенности фундаментальной науки, конечно, может служить история исследований, связанных со строением материи, в частности — строения атома, практическую реализацию которые нашли, без преувеличения, только через сотни лет после зарождения начальных представлений атомизма, и через десятки — после оформления теории строения атома.

В каждой области знаний наблюдается подобный процесс, когда от первичного эмпирического субстрата, через гипотезу, эксперимент и теоретическое его осмысление, при соответствующем их развитии и расширении, совершенствовании методологии, наука приходит к определённым постулатам, способствующим, например, поиску и формированию количественно выраженных положений, являющихся теоретической основой и для дальнейших теоретических же иссследований, и для формирования задач прикладной науки.

Совершенствование инструментальной базы, как теоретической, так и экспериментальной, — практической, служит (в корректных условиях реализации), совершенствованию метода. То есть любая фундаментадная дисциплина и любое прикладное направление, способны, в определённой степени, взаимно участвовать в развитии понимания и решения их самостоятельных, но и общих задач: прикладная наука расширяет возможности исследовательского инструментария, как практического. так и теоретического, фундаментальной науки, которая, в свою очередь, результатами своих исследований, предоставляет теоретический инструмент и основу для развтия прикладной по соответствующей тематике. В этом кроется одна из основных причин необходимости поддержки фундаментальной науки, которая как правило не обладает возможностями самофинансирования.

Ошибки толкования

Об опасностях, которыми чревато неправильное понимание, и тем более — публичное освещение вопросов, имеющих отношение к достаточно сложным научным проблемам, предостерегал ещё М. В. Ломоносов в своём «Рассуждении об обязанностях журналистов при изложении ими сочинений, предназначенное для поддержания свободы философии» (1754); не теряют своей актуальности эти опасения и по сей день [3] [4] . Справедливы они и в отношении случающегося ныне толкования роли и значения фундаментальных наук, — отнесения к их компетенции исследований иной «жанровой» принадлежности [2] .

Характерна ситуация, когда наблюдается непонимание самих терминов фундаментальная наука и фундаментальные исследования, — неправильное их употребление, и когда за фундаментальностью в контексте такого использования стоит обстоятельность какого-либо научного проекта. Такие исследования, в большинстве случаев, имеют отношение к масштабным изысканиям в пределах прикладных наук, к большим работам, подчинённым интересам тех или иных отраслей промышленности и т. п. Здесь за фундаментальностью стоит только атрибут значительности, притом никоим образом их нельзя отнести к фундаментальным — в том значении, о котором сказано выше. Именно такое неправильное понимание порождает деформацию представлений об истинном смысле действительно фундаментальной науки (в терминах современного науковедения), которая начинает расцениваеться исключительно как «чистая наука» [5] в самом превратном толковании, т. е. как наука оторванная от реальных практических потребностей, как обслуживающая, например, корпоративные проблемы яйцеголовых [6] [2] .

Достаточно быстрое развитие техники и системных методов (в отношении реализации полученного и давно «предсказанного» фундаментальной наукой) создаёт условия для иного рода неправильной классификации научных исследований, когда новое их направление, принадлежащее к области — междисциплинарных, расценивается как успех освоения технологической базы или наоборот, представляется только в виде линии развития — фундаментальных. В то время как последним эти научные исследования, действительно, обязаны своим происхождением, но имеют в большей степени отношение — к прикладным, и лишь косвенно служат развитию фундаментальной науки [2] .

Примером тому могут служить нанотехнологии, основа которых сравнительно недавно, по срокам развития науки, была заложена, в числе многих других направлений фундаментальных исследований, — коллоидной химией, изучением дисперсных систем и поверхностных явлений. Однако это не значит, что лежащие в основе той или иной новой технологии фундаментальные исследования должны быть полностью подчинены ей, поглотив обеспечение других направлений; когда возникает опасность перепрофилирования в отраслевые научно-исследовательских учреждений, призванных заниматься фундаментальными исследованиями достаточно широкого диапазона [1] .

В силу самой своей природы фундаментальные исследования несовместимы с коммерциализацией и самоокупаемостью. Поэтому во всех развитых странах фундаментальная наука организуется, финансируется и поддерживается за счет государства, иногда при некотором участии филантропического капитала. Отсутствие немедленных практических приложений фундаментальной науки позволяет освободить ее от бремени коммерческой или военной секретности. Благодаря этому, одной из основных черт современной фундаментальной науки является ее интернациональный характер. Это касается и стиля самой научной работы, и управления финансированием проектов, и решений о публикации статей в журналах, и карьеры молодых ученых. Типично, например, что выпускник университета в Германии поступает в аспирантуру в Великобритании, а закончив ее, становится научным сотрудником по временному контракту (постдоком) в США, во Франции или в Японии. После одного или нескольких таких контрактов молодой специалист может, победив в открытом для научных работников всех национальностей конкурсе, вернуться в родную страну на профессорскую позицию, а может остаться жить за границей. Таким образом, "утечка мозгов" из одной страны компенсируется непрерывным "притоком свежих мозгов" из других стран. Такой обмен, если только он действует в обе стороны, имеет сугубо положительный эффект динамичной циркуляции научных кадров и знаний, препятствует застойным явлениям в науке. Для возвращения России статуса мировой научной державы необходимо, чтобы российская наука стала частью мирового академического рынка труда. То есть бороться нужно не только и не столько с "утечкой мозгов", сколько создавать условия для притока свежих научных сил, в том числе из-за рубежа. Подчеркнем, что речь должна идти не только о возвращении соотечественников, а о привлечении лучших научных кадров независимо от гражданства. Для этого необходимо не только улучшенное финансирование, но и иной, нежели практикуется в современной России, подход к управлению наукой. Но и этого недостаточно. Требуются изменения в законодательстве: дебюрократизация трудовых соглашений, упрощение визовых и таможенных процедур, признание заграничных ученых степеней.
Зачем нужна фундаментальная наука? В нашей статье речь идет в первую очередь о фундаментальной науке - то есть о таких исследованиях, которые сами по себе не ориентированы на коммерческий успех и непосредственные применения в экономике или оборонной промышленности. Казалось бы, зачем финансировать подобные "бесполезные" исследования - тем более, в годы экономического кризиса? Многовековой опыт человечества показывает, однако, что это необходимо. Это связано в первую очередь с тем, что научно-технический прогресс является двигателем в развитии общества. В этом прогрессе фундаментальная наука является базисом, чья роль заключается не только в открытии и изучении фундаментальных законов природы, но и в подготовке высококвалифицированных кадров для прикладной науки, техники, образования, в проведении научной экспертизы, в поддержании высоких стандартов всех аспектов научно-технической деятельности общества. Без этого базиса общество в любом государстве обречено на техническое отставание и, в итоге, на потерю приоритетных позиций в мире. Кроме того, невозможно предугадать, какие фундаментальные исследования приведут к практическим применениям. Ампер, проводя в начале XIX столетия опыты с магнитной стрелкой, не мог предвидеть роль электричества в современной жизни. Флеминг, исследуя стафилококки и культуры плесневых грибков, не знал, что откроет антибиотики. И таких примеров великое множество. Можно без преувеличения утверждать, что из фундаментальных исследований выросла, посредством прикладной науки, вся без исключения научно-техническая сфера современного человечества. Важна, наконец, и политическая роль фундаментальной науки. Ее развитость - один из показателей престижа страны и ее геополитической значимости.

Фундаментальная наука нужна в цепочке гипотеза-теория-пркладная НИР-технология, либо в цепочке наука-образование-технология.

Фундаментальная наука
служит для:
- генерации научных знаний, используемых впоследствии учеными-прикладниками либо преподавателями
- передачи своего методического опыта технологам и прикладникам, что сопровождается совершенствованием их исследовательской деятельности

Несёт образовательную функцию
Несёт экспертную функцию
Несёт культурную функцию (любой НИИ является очагом культуры в той местности, где он расположен) .

К основным формам научного познания относятся научные факты, проблемы, гипотезы и теории. Их назначение состоит в том, что они раскрывают динамику процесса познания, т.е. движение и развитие знания в ходе исследования или изучения какого-либо объекта.

Фундаментом всего научного знания являются научные факты, с установления которых начинается научное познание. Научный факт — это отражение конкретного явления в человеческом сознании, т.е. его описание с помощью языка науки (обозначение, термины и т.п.). Одним из важнейших свойств научного факта является его достоверность, которая обусловливается возможностью его воспроизведения с помощью различных экспериментов. Чтобы факт считался достоверным, требуется его подтверждение в ходе многочисленных наблюдений или экспериментов. Так, если мы один раз увидели, что яблоко с дерева падает на землю, то это всего лишь единичное наблюдение. Но если мы фиксировали подобные падения неоднократно, то можно говорить о достоверном факте. Подобные факты составляют эмпирический, т.е. опытный, фундамент науки.

Трудность заключается в том, что в непосредственном наблюдении зафиксировать сущностные характеристики предмета практически невозможно. Поэтому прямо перейти с эмпирического на теоретический уровень познания тоже нельзя. Теория не строится путем непосредственного индуктивного обобщения опыта. Поэтому следующим шагом в научном познании становится формулирование проблемы.

Проблема определяется как «знание о незнании», как форма знания, содержанием которой является осознанный вопрос, для ответа на который имеющихся знаний недостаточно. Любое научное исследова-

ние начинается с выдвижения проблемы, что свидетельствует о возникновении трудностей в развитии науки, когда вновь обнаруженные факты не удается объяснить существующими знаниями. Поиск, формулирование и решение проблем — основная черта научной деятельности. Проблемы отделяют одну науку от другой, задают характер научной деятельности как подлинно научной или псевдонаучной.

В свою очередь, наличие проблемы при осмыслении необъяснимых фактов влечет за собой предварительный вывод, требующий своего экспериментального, теоретического и логического подтверждения. Такого рода предположительное знание, истинность или ложность которого еще не доказана, называется научной гипотезой.

Гипотеза— это знание в форме предположения, сформулированного на основе ряда достоверных фактов.

По своему происхождению гипотетическое знание носит вероятностный, а не достоверный характер и поэтому требует обоснования и проверки. Если в ходе проверки содержание гипотезы не согласуется с эмпирическими данными, то гипотеза отвергается. Если же гипотеза подтверждается, то можно говорить о той или иной степени вероятности гипотезы. Чем больше фактов, подтверждающих гипотезу, найдено, тем выше ее вероятность. Таким образом, в результате проверки одни гипотезы становятся теориями, другие уточняются и конкретизируются, а третьи отбрасываются как заблуждения, если их проверка дает отрицательный результат. Решающим критерием истинности гипотезы является практика во всех своих формах, а вспомогательную роль при этом играет логический критерий истины.

Выдвижение гипотез — один из самых сложных моментов в науке. Ведь они не связаны прямо с предшествующим опытом, который лишь дает толчок к размышлениям. Огромную роль играют интуиция и талант, отличающие настоящих ученых, имена которых нам известны из школьных учебников. Интуиция важна так же, как и логика. Ведь рассуждения в науке не являются доказательствами, это только выводы, которые свидетельствуют об истинности рассуждений, если посылки верны, но они ничего не говорят об истинности самих посылок. Выбор посылок связан с практическим опытом и интуицией ученого, который из огромного множества эмпирических фактов и обобщений должен выбрать действительно важные. Затем ученый должен выдвинуть предположение, объясняющее эти факты, а также целый ряд явлений, еще не зафиксированных в наблюдениях, но относящихся к этому же классу событий. При выдвижении гипотезы принимается во внимание не только ее соответствие эмпирическим данным, но и требования простоты, красоты и экономичности мышления.



В случае своего подтверждения гипотеза становится теорией.

Теория— это логически обоснованная и проверенная на практике система знаний, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей в определенной области объективной реальности.

Главная задача теории — описать, систематизировать и объяснить все множество эмпирических фактов. Иными словами, теория представляет собой систему истинного, уже доказанного, подтвержденного знания о сущности явлений, высшую форму научного знания, всесторонне раскрывающую структуру, функционирование и развитие изучаемого объекта, взаимоотношения всех его элементов, сторон и связей.

Научная теория — это развивающаяся система знания, главными элементами которой являются принципы и законы. Принципы — это наиболее общие и важные фундаментальные положения теории. В теории принципы играют роль исходных, основных и первичных посылок, образующих фундамент теории. В свою очередь, содержание каждого принципа раскрывается с помощью законов, которые конкретизируют принципы, объясняют механизм их действия, логику взаимосвязи вытекающих из них следствий. На практике законы выступают в форме теоретических утверждений, отражающих общие связи изучаемых явлений, объектов и процессов.

Раскрывая сущность объектов, законы их существования, взаимодействия, изменения и развития, теория позволяет объяснять изучаемые явления, предсказывать новые, еще не известные факты и характеризующие их закономерности, прогнозировать поведение изучаемых объектов в будущем. Таким образом, теория выполняет две важнейшие функции: объяснение и предсказание, т.е. научное предвидение.

Факт - это достоверно установленное, невымышленное событие, происшествие. Факт - это явление, становящееся знаемым, незнаемое явление не есть научный факт.

Факты в науке выполняют не только роль информационного источника и эмпирической основы теоретических рассуждений, но и служат критерием их достоверности, истинности. В свою очередь, теория формирует концептуальную основу факта: выделяет изучаемый аспект действительности, задает язык, на котором описываются факты, детерминирует средства и методы экспериментального исследования. Трудность здесь заключается в отделении достоверных фактов от недостоверных, кажущихся.

Научный факт - это не только описание события или измеренная величина, но и многие другие сведения: когда, каким образом, кем был зафиксирован факт, с какими другими событиями, фактами, исследованиями он связан и так далее.

Научный факт - это удостоверенный наукой и общественной практикой фрагмент знания, отражающий свойства материального и духовного мира.

Понятие "научный факт" значительно шире и многограннее чем понятие "факт", применяемое в обыденной жизни. Когда говорят о научных фактах, то понимают их как элементы, составляющие основу научного знания, отражающие объективные свойства вещей и процессов. На основании научных фактов определяются закономерности явлений, строятся теории и выводятся законы.

Научный факт - событие или явление, которое является основанием для заключения или подтверждения. Является элементом, составляющим основу научного знания. Наблюдательный факт - это утверждение, состоящее из двух частей. Описание факта - описание того, что можно наблюдать при некоторых условиях и условия проведения наблюдения - описание того, при каких условиях можно наблюдать описанное в первой части утверждения.

Научные факты характеризуются такими свойствами, как новизна, точность и объективность и достоверность.

Новизна научного факта говорит о принципиально новом, неизвестном до сих пор предмете, явлении или процессе. Это не обязательно научное открытие, но это новое знание о том, чего мы до сих пор не знали.

Точность научного факта определяется объективными методами и характеризует совокупность наиболее существенных признаков предметов, явлений, событий, их количественных и качественных определений.

При отборе фактов надо быть научно объективным. Нельзя отбрасывать факты в сторону только потому, что их трудно объяснить или найти им практическое применение. В самом деле, сущность нового в науке не всегда отчетливо видна самому исследователю. Новые научные факты, иногда довольно крупные, из-за того, что их значение плохо раскрыто, могут долгое время оставаться в резерве науки и не использоваться на практике.

Достоверность научного факта характеризует его безусловное реальное существование, подтверждаемое при построении аналогичных ситуаций. Если такого подтверждения нет, то нет и достоверности научного факта. Достоверность научных (фактов в значительной степени зависит от достоверности первоисточников, от их целевого назначения и характера их информации. Очевидно, что официальное издание, публикуемое от имени государственных или общественных организаций, учреждений и ведомств, содержит материалы, точность которых не должна вызывать сомнений.

Научный факт включает в себя три компонента - лингвистический, перцептивный и материально-практический, каждый из которых в равной степени необходим для существования факта.

К методам установления научных фактов относятся: наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент.

9. Специфика научного факта.

Процесс познания начинается с получения знания о фактах – достоверном знании о действительности. Именно факты составляют фундамент научного знания.

Не всякий полученный результат признается фактом, т.к. объективному знанию о явлении предшествует длительная и сложная исследовательская работа. Следует проанализировать особенности изучаемого объекта, внешние обстоятельства, состояние приборов, влияние исследователя и т.д. Таким образом, факт формируется как результат синтеза особого рода, в результате которого возникают понятия.

Научный факт – это элементарная форма научного знания, которая может рассматриваться как элемент достоверного знания. Научные факты напрямую связаны с практической деятельностью человека, его жизненным опытом

Развитие науки имеет свои законы. Из наблюдения окружающе­го мира рождается предположение о природе и связях процессов и явлений; из фактов и правдоподобных предположений строит­ся теория; теория проверяется экспериментом и, подтвердившись, продолжает развиваться, снова проверяясь бесчисленное множе

ство раз. Такой ход развития и составляет сущность научного метода; он позволяет отличить заблуждение от научной истины, проверить предположения, избежать ошибок. При этом необходи­мо всегда помнить, что эксперимент - верховный судья теории (критерий истины).

Научный метод познания реальности зародился в начале XVII в., и на нем, как на прочном фундаменте, основываются с тех пор все опытные науки. Сведения о природе мы получаем сначала путем индукции, извлекая общие законы из экспериментальных данных. Затем, считая наш закон верным, мы предполагаем, что природа будет вести себя согласно этому закону, считая, что при­рода единообразна. Дедуктивная теория дает нам значительно больше. Прибегая к ней, мы начинаем с допущений и законов, по­лучая их либо на основе догадки, либо в результате эксперимента, либо по аналогии или путем умозрительных рассуждений, а затем делаем новые предсказания. Эти предсказания и выводы необхо­димо проверять экспериментально. Используемые предположения должны быть основаны на теории и прошедших проверку фактах. О теории судят не по тому, насколько она "правильна", а по тому, насколько она полезна,т.е. какие эксперименты она подсказы­вает и на какие мысли наводит.

Можно сформулировать некоторые общие правила, лежащие в основе исследовательского процесса и составляющие сущность на­учного метода для получения нового знания. Научный метод -это такая процедура получения научного знания, которая поз­воляет его воспроизвести, проверить и передать другим; это способ организации средств познания для достижения научной истины; это система регулятивных принципов познавательной деятельности. Подчеркивая важность научного метода, Ф. Бэкон говорил, что этот метод подобен фонарю, освещающему дорогу бредущему. Даже хромой, идущий по дороге, опережает того, кто бежит без дороги.

Сущность научного метода состоит в следующем:

• производить наблюдения и извлекать из них общие правила
или законы;

• формулировать гипотезу; выводить следствия из гипотезы и
уже известных законов;

• производить эксперименты для проверки этих следствии -
критерий истины;

• если эксперимент подтверждает гипотезу, ее принимают на
вооружение как истинный закон и затем предлагают и прове­
ряют новые гипотезы. В противном случае гипотеза отбрасы­
вается и предлагается другая.

Таким образом, наука строится из наблюдений, экспериментов, гипотез, теорий и аргументации (объяснения). Научный метод на­чинается с проведения границ достоверного и невозможного. Сделать это позволяет стабильность достижений науки. Что это значит? Хорошо проверенные законы и соотношения остают­ся неизменными и после нового открытия или научной револю­ции. Например, теория относительности, перевернувшая привыч­ные представления о пространстве и времени, практически не из­менила хорошо известных законов механики и электродинамики тел, движущихся с обычными скоростями. В науке существует принцип соответствия, согласно которому новая теория должна переходить в старую в тех условиях, для которых эта старая была установлена. Зная, что хорошо проверенные законы неизменны, можно отличить явления, не вызывающие сомнений, от тех, что противоречат опыту. Между ними окажется область неизученно­го, но возможного - здесь и сосредоточены интересы науки. В области достоверного окажется все, что не может быть опроверг­нуто при любом повороте в развитии науки. Наука оберегает свои завоевания, она лишь переосмысливает старое, не отвергая, а вби­рая его в себя.

Следующий шаг состоит в том, чтобы отделить даже самую красивую и правдоподобную догадку от доказанного утвержде­ния. Правило "во всем сомневатьсяи все проверять", доведен­ное когда-то скептиками до абсурда, ученые взяли на вооружение, пользуясь им в разумных пределах. В науке ничего не принима­ется на веру.Таким образом, в основе научного метода лежит объективность, воспроизводимость и непредвзятость; он раз­вивался, совершенствовался и был отобран как самый рациональ­ный, и уже более трех веков им руководствуется наука.




А. Эйнштейн говорил, что научный метод дает средства для до­стижения цели, но сам по себе не есть цель - сам по себе научный метод никуда не приводит; он и не появился бы без стремления к истине. В действительности научное исследование не столь "ло

гично" и не так просто. В ходе развития науки мы решаем пробле­мы и накапливаем знания, используя разные методы. Иногда на­чинаем с догадки, иногда строим математическую модель, а затем проводим экспериментальную проверку и т.п. Однако необходимо помнить, что эксперимент всегда играет роль главного пробного камня независимо от того, с чего начали.

Научное познание (факты, гипотезы, теории, концепции) стро­ится из перекрестного процесса исследований и рассуждений с различных точек зрения. Мы не движемся к открытию напрямик, не сворачивая с пути, а исследуем явления природы сначала в од­ном направлении, потом в другом; от одной догадки переходим к другой, которую, в свою очередь, подвергаем эксперименталь­ной проверке и т.д. Со временем мы накапливаем новые понятия различными путями и проверяем их с разных точек зрения. Согла­сие между результатами, полученными разными методами иссле­дования, дают уверенностьв том, что достигнутые знания имеют надежную основу. Вся информация в науке основана на наблюде­ниях и логических выводах, из них вытекающих. Отсюда следует возможность ее проверкии уточнения.Наука ничего не прини­мает на веру. Ключевое правило науки - проверять.

В настоящее время наши знания представляют обширную си­стему понятий, которым мы доверяем, так как она удовлетворяет нашим представлениям о ней, составленным на основании самых разных точек зрения.

Лучшая теория та, которая наиболее плодотворна, экономич­на, доступна и приносит наибольшее удовлетворение. Она долж­на иметь минимальное число допущений общего характера, но при этом связывать большое число разнообразных фактов. При создании теории начинают с допущений и простых гипотез, тесно связанных с экспериментом; затем строят концепции более общего характера, которые управляют более простыми, и, наконец, стара­ются вывести всю картину природы в целом из нескольких общих положений. В философии существует методологический принцип, известный как бритва или лезвие "Оккама": разумнее считать непонятное пока непонятным,чем изобретать непроверяемые гипотезы (не умножай сущностей без надобностей). Другими словами, то объяснение явления ближе к истине, которое осно­вывается на меньшем числе гипотез. Наилучшим можно считать объяснение как можно более широкого круга явлений с помощью как можно меньшего числа гипотез. Этот принцип и сегодня ле­жит в основе современного научного мышления.

Качество теории оценивается также по чувству интеллекту­ального удовлетворения, которое она дает, чувству уверенности в наших знаниях и чувству удовольствия от того, что мы можем их выразить в логичной и компактной форме. Создание таких тео­рий, которые давали бы нам чувство удовлетворения и уверенно­сти в наших знаниях, - это настоящее искусство; это и есть то, что называется познанием природы.

Научный метод преобразовал мир, в котором мы живем. На основе достигнутых успехов укрепилась вера в науку. Очевидно, что человечество ускоряет свое развитие с помощью наук. Мы настолько привыкли отождествлять понятие "наука" и "знания", что, по сути дела, не мыслим себе иного знания, кроме научного. Но не следует переоценивать роль науки.

Человек постепенно начинает осознавать, что у научного ме­тода есть свои издержки, область действия и границы приме­нимости. Одну из таких границ очерчивает наш опыт, который является ограниченным. Однако основания науки не имеют аб­солютного характера и, в принципе, могут быть поколеблены. Другой барьер на пути к всемогуществу науки возвела приро­да человека. Дело в том, что человек - существо макромира. И средства, используемые учеными в научном поиске (приборы, язык описания и прочее), - того же масштаба. Наши макропредставле­ния не подходят к микромиру, так как никаких прямых аналогов привычным нам вещам там нет. Поэтому сформировать макро­скопический образ, полностью адекватный микромиру, прак­тически невозможно. В итоге наш познавательный аппарат при переходе к областям реальности, далеким от повседневного опы­та, теряет свою адекватность. Правда, ученые нашли выход в ис­пользовании языка абстрактных обозначений и математики. Но сложность ситуации заключается в том, что логика и математика родом из привычного нам макромира. Пока это все работает, но как будет дальше - неизвестно.

В эволюционной теории познания существует точка зрения, что математические способности человека принципиально ограниче­ны, так как имеют биологическую основу и, следовательно, не могут полностью содержать все структуры, существующие в дей­ствительности. Поэтому должны существовать и пределы математического описания природы. Все это и говорит об ограниченно­сти научного метода. Тем не менее мы верим в науку, поскольку она позволяет нам правильно предсказывать явления природы и не зависит от произвола познающей личности. Можно сомневаться в структуре ее образов, зависящих от способа мышления, но прак­тически нет сомнений, что законы природы одинаковы во всей Вселенной.

Наука и научный метод полезны и необходимы, но они не явля­ются всемогущими. Границы научного метода пока еще размыты и неопределенны. Но, по-видимому, они существуют. Последнее означает признание факта, что реальный мир гораздо богаче и сложнее, чем его образ, который создается наукой.

Читайте также: