Первым стал использовать в монотипии прозрачную доску

Обновлено: 28.04.2024

Монотипия — вид печатной графики, изобретение которого приписывается итальянскому художнику и гравёру Джованни Кастильоне (1607—1665).

Техника монотипии заключается в нанесении красок от руки на идеально гладкую поверхность печатной формы с последующим печатанием на станке; полученный на бумаге оттиск всегда бывает единственным, уникальным. Среди наиболее известных мастеров: итальянец Джованни Кастильоне (1616—1670), англичанин Уильям Блейк (1757—1828), француз Эдгар Дега (1834—1917), соединивший монотипию с темперой («Концерт в кафе „Амбасадор“»).

Монотипия сейчас стала столь популярна, что ей занимаются все - от начинающих, до профессионалов. В детских садах детки начинают знакомиться с рисованием часто тоже с монотипии: рисуют акварелью пятно на одной половине бумаги, прикрывают другой половинкой, проглаживают сверху рукой, разворачивают лист и смотрят, что получилось. Просто? Да, и просто и сложно. Монотипия подкупает своей простотой. Почему же не все ей занимаются и мало шедевров в этом виде творчества? Потому что в простоте монотипии заключается её сложность и хитрость. Недаром проводится даже фестиваль монотипии, где художники делятся на мастер-классах своими секретами. Для создания хорошей монотипии нужен опыт, определённая краска, определённая бумага и художественное везение. А после того, как оттиск создан - богатое воображение, чтобы суметь додумать (если нужно) те образы, которые спонтанно образовались в момент соединения бумаги, краски и пресса.

Российские художники-графики увлеклись монотипией в конце 19-го века. В то время для получения монотипии использовали бумагу или картон, рисовали масляной краской и оттиск делали на печатном станке. Масло не создавало столь тонких переходов цвета и случайных фрактальных полос, которые получаются при использовании водных красок. И задачи монотипии были в то время иными - не идти от случайно получившегося изображения, дорисовывая его, а создавать конкретный рисунок, который лишь немного изменялся, приобретал особый нерукотворный вид после оттиска на станке.

Сравните работы Е. С. Кругликовой - мастера монотипии 19-нач.20 века.

Игры в ассоциации или Монотипия, фото № 1

Е.С.Кругликова. "Танго в Луна-парке" (б., монотипия, 1914)

Игры в ассоциации или Монотипия, фото № 2

Е.С.Кругликова. "Астры" (б., монотипия, 1917)

И работы современного художника Екатерины Шемяк.

Игры в ассоциации или Монотипия, фото № 3

Екатерина Шемяк. "Волшебник" (б., монотипия, 2008)

Игры в ассоциации или Монотипия, фото № 4

Екатерина Шемяк. "Ранняя осень" (б., монотипия, 2009)

Вы видите, как за 100 лет изменился подход к одной и той же технике. И как расширились возможности самой техники. Сегодняшний подход к монотипии подразумевает поиск сюжета в уже созданном живописном пятне. Художник лишь подчёркивает, додумывает и стилизует появившиеся живые формы подтёков краски.

Попробуйте сами. Экспериментируйте. С разными красками, с разной густотой краски. С различными видами бумаги. Совет: глянцевая бумага и гуашь может дать наиболее интересный результат и не разочарует новичка.

Нанесите краску на лист: создайте рисунок или абстрактные пятна. Придавите рисунок чистым листом бумаги, разгладьте, немного подождите. Можно сдвинуть верхний лист, таким образом вы получите эффект движения листа - особые заливки краски. Снимайте верхний лист и любуйтесь тем, что получилось. Дорисовать или оставить как есть? Включайте вашу фантазию и правое полушарие мозга, которое отвечает за творчество!

Студия Графики

Студия Графики

Студия Графики запись закреплена

Монотипия — старинная техника печати единичных оттисков: техника, виды и история

Монотипия — (от греческих слов mono — «один» и typos — «отпечаток») — это вид печатной графики. Произведениям, выполненным в технике монотипии, присущи плавность и мягкость очертаний форм. Художник вручную наносит краски на идеально гладкую поверхность печатной формы, а затем создает оттиск изображения на бумаге. Изготовленный отпечаток всегда получается в единственном экземпляре.

Монотипия кардинально отличается от других видов печатной техники (офорта, гравюры, литографии, ксилографии) уникальностью созданного изображения. С оригинальной формы можно изготовить только один оттиск, так как большая часть краски при печати безвозвратно переносится на бумагу.

Монотипия — древняя и весьма многогранная разновидность графики. Для создания уникальных эстампов мастера используют различные технические приемы. Существует разделение видов монотипии по следующим параметрам: цветовому решению (моно- и полихромная); способу рисования (путем нанесения изображения на чистую форму или посредством удаления излишков краски с основы); типу печатной формы (на стекле, пластике, дереве, металле); типу основы для оттиска (бумага, картон, холст); по используемым художественным материалам (гуашь, темпера, масло, акварель, тушь, акрил).

Монотипия в качестве техники печати уникальных изображений в наши дни стала популярным инструментом для развития творческих способностей взрослых и детей.

История монотипии История монотипии насчитывает почти 400 лет, хотя первые попытки создания уникальных оттисков с печатных досок в Китае датируются еще XI веком. Но древние восточные мастера не развили эту технику, а их потомки быстро утратили к ней интерес.

Изобретателями монотипии современные историки считают сразу двух художников эпохи позднего Ренессанса: голландца Антониса Саллерта (Antoon Sallaert) и итальянца Джованни Кастильоне (Giovanni Castiglione). Оба мастера независимо друг от друга практически в одно время придумали два разных вида монотипии. Антонис Саллерт в начале 1640-х гг. первым начал рисовать красками на чистой металлической пластине, а затем делать отпечатки изображений на бумаге. В этой технике ему нравилась возможность легко вносить исправления в рисунок во время работы.

Произведениям Саллерта присущи жирные мазки с сужающимися линиями.
Джованни Кастильоне в середине 1640-х годов изобрел другую технику. Он закрашивал чернилами пластину и давал ей полностью высохнуть. Затем художник острым инструментом вырезал на черном фоне изображение и делал его оттиск на бумаге. Работы итальянца отличаются тщательной прорисовкой мелких деталей и обилием штриховок.

Но у монотипии был один, по мнению подавляющего большинства художников, серьезный недостаток. Оттиск можно было получить только в единственном экземпляре. Поэтому монотипия долгое время значительно уступала по популярности тиражным печатным техникам — офорту и ксилографии.

В конце XVIII века английский художник Уильям Блейк (William Blake) попытался усовершенствовать метод Саллерта. Он наносил рисунок на металлическую пластину стойким лаком, а потом обрабатывал ее кислотой, которая протравливала незащищенные участки. Так была изобретена цинкография — разновидность выпуклого офорта. Во второй половине XIX века великий импрессионист Эдгар Дега (Edgar Degas) вдохнул новую жизнь в монотипию. Французский мастер очень любил пастель и пытался найти этому материалу новое применение. В результате множества экспериментов Дега научился создавать монотипии пастелью.

В ХХ веке значительно возрос интерес к монотипии со стороны непрофессиональных художников. Постепенно эта техника стала популярной для обучения детей рисованию, а затем нашла для себя новое оригинальное применение. Современные психологи часто используют всевозможные манеры монотипии в сеансах арт-терапии. С помощью этой старинной печатной техники профессиональные врачи снимают эмоциональное напряжение, развивают воображение и творческое мышление, могут оценить психическое состояние человека по его работам.

Монотипия сегодня вышла далеко за рамки одной из разновидностей графической техники. Она высоко ценится не только художниками, но и людьми других социально важных профессий: учителями и врачами.

История увлекательной художественной техники «Монотипия»

Монотипия существует давно, более трехсот лет. Впервые применил эту технику в XVII столетии итальянский художник Джованни Кастильоне.

Монотипия — уникальная нетиражная техника, сочетающая в себе качества эстампа и живописи.

Монотипия — Техника свободы и Божественного вмешательства!
Монотипия: Два слова: «моно» и «типия». Монотипи́я (от «моно» - один и греч. «τυπος» — отпечаток, оттиск, касание, образ. ) — вид печатной графики.

Если просто сказать: одно касание, прикосновение, надавливание. наверное, можно найти много еще словесных аналогов. Но, главное, это художественное произведение, выполненное за один прием!

Первыми монотипистами, наверное, были еще древние люди, оставившие следы отпечатков своих рук на стенах своих пещер. Лик Христа на плащанице — тоже своего рода монотипия! Можно найти много всевозможных вариантов монотипии в природе.

В современной художественной жизни монотипия относится к графической технике. Многие мастера-графики экспериментировали в этой технике. Но, к моему удивлению, к ней, как к отдельно взятой технике, относятся как к чему-то несерьезно! С этим пришлось столкнуться когда я учился в художественном заведении. А при внимательном рассмотрении данная техника таит в себе необычайно богатые возможности с приятным элементом свободы и ожидания того непредсказуемого результата, который получается. Но тот, кто поработал в этой технике немного больше, смело скажет, что непредсказумостью вполне можно управлять и получать великолепные графические листы.

Монотипия существует давно, более трехсот лет. Впервые применил эту технику в XVII столетии итальянский художник Джованни Кастильоне.

Для произведений, выполненных в технике Монотипии, характерны тонкость цветовых отношений, плавность и мягкость очертаний форм, что внешне сближает монотипию с акварелью. Техника монотипии известна с 17 в., однако распространение получила только с конца 19 в. Среди наиболее известных мастеров: итальянец Джованни Кастильоне (1616-1670), англичанин Уильям Блейк (1757-1828), француз Эдгар Дега (1834-1917), соединивший монотипию с темперой («Концерт в кафе "Амбасадор"»).

При этом виде графики получается один оттиск (моно) на бумаге со стекла (листа меди и др.), на которое нанесены краски. Сверху помещают лист бумаги и прижимают его к поверхности. На бумаге образуется оттиск с необычными узорами, которые не могут быть повторены художником. Образ на оттиске носит случайный (стоха) характер. Художник после печати выбирает те оттиски, которые удовлетворяют его по эстетической привлекательности и сюжету. Из многих оттисков выбираются лишь совсем немногие. Поэтому художники редко используют технику монотипии: она довольно трудоемка и требует большого количества материалов и терпения.

АРТ-ТЕРАПИЯ, ПСИХОЛОГИЯ

Появление монотипии в России связано с именем Елизаветы Сергеевны Кругликовой, заново «открывшей» эту технику в начале XX века и создавшей собственную школу. В начале ХХ века русская художница Елизавета Кругликова, работавшая над цветным офортом, самостоятельно «открыла» монотипию. Лирические созерцательно-спокойные пейзажи, букеты роз, ромашек, маргариток сразу вспоминаются при упоминании имени художницы. Её парижская мастерская была притягательным центром, где учились и работали М.А. Добров, К.Е. Костенко, М.Н. Волошин, И.С. Ефимов, Н.Я. Симонович-Ефимова, Л.В. Яковлев, В.П. Белкин. Прославленными мастерами стали также ее ученики-французы Моро и Дюнуайе де Сегонзак. После 1914 года Елизавета Кругликова жила в России, продолжая заниматься педагогической деятельностью. Увлеченность офортом и энтузиазм мастера передавался ученикам — многие из них стали работать в цветной гравюре и монотипии благодаря ее руководству.
В ХХ веке художники обращались к искусству монотипии в те периоды своего творческого развития, когда их особенно интересовал цвет и фактура материала. Так, в 1932 году талантливый ученик Е. Кругликовой Юрий Великанов создал цикл монотипий, посвященных строительству электростанции на реке Свирь. Черно-белые и красочные листы отражают напряженные поиски в области цвета и композиции, сохраняя непосредственность и живость восприятия.
В семидесятые годы прошлого столетия американский математик Беноит Мандельброт написал книгу по фрактальной геометрии (Benoit Mandelbrot, The Fractal Geometry of Nature, 1983). Она сразу же стала бестселлером в научном мире, а самого его автора стали величать «Эвклидом ХХ века». Не будем углубляться в дебри математики, а лишь отметим, что под фракталами понимаются геометрические фигуры, состоящие из последовательно уменьшающихся фрагментов, повторяющих (хотя бы приблизительно) исходную фигуру. Мандельброт показал, что большинство объектов природы и космоса являются фракталами (растения, облака, горы, береговая линия, снежинки, галактики и др.). В этой книге (ее еще называют манифестом Мандельброта) есть интересный рисунок - фрагмент картины «Потоп» Леонардо да Винчи, на котором Мандельброт обнаружил фрактальные структуры.
В 2000 г. была установлена фрактальная природа значительной части монотипий и введен термин «фрактальная монотипия».
Фрактальная природа монотипии была обнаружена химиком В. М. Лившиц и математиком В. В. Скворцовым, независимо друг от друга. Ими же был предложен и термин «фрактальная монотипия». В 1981 г. в г.Кохтла-Ярве (Эстония) состоялась первая выставка фрактальных монотипий художницы Леа-Тути Лившиц (1930-1999). Этот вид монотипии художница называла стохатипией.
Таким образом, монотипию можно отнести к фрактальному искусству, причем получаемому не на компьютерах (компьютерная графика), а физико-химическим способом. Возможно, фрактальная пленочная химия найдет применение не только в искусстве.

АРТ-ТЕРАПИЯ, ПСИХОЛОГИЯ

Материалы и инструменты.
Покончив с историческими хрониками преступим к материальной части нашего вопроса. Итак, как уже говорилось ранее, монотипия считается графической техникой.
Начнем с красок. По отношению к краскам эта техника всеядна! Акварель, гуашь, темпера, акрил, масляные краски, офортные, типографские, для полного отрыва можно использовать и строительные виды красок. Краски используются как с разбавителями так и в чистом виде — в зависимости от задач. Также широк и многообразен выбор поверхностей, с которых можно делать оттиски: бумага, различные виды картонов, пластик разной толщины, пластины из разных металлов-цинк-медь-сталь-латунь. Стекло, оргалит и фанера! Холст и дерево, камень. Главное, чтобы фактура поверхности соответствовала Вашим задачам и целям. А вот вопрос внутреннего ощущения того, какая должна быть поверхность, приходит с Вашим личным опытом.
Краска наносится на поверхность также различными инструментами: рука и пальцы художника, кисти, мастихины, различные шпатели, в том числе фигурные. Также применяются валики с различными фактурами. Ну и напоследок, тем, что придет в Вашу творческую голову. :)
Для отпечатка с листов пластика и металлических листов используют офортные станки. Для отпечатка с литографского камня — используется литографский печатный станок.
Для выбирания краски с печатной поверхности используют, начиная от простой ткани, до всевозможных специфических материалов: спички, стальная губка для чистки посуды, ушные палочки.
Ну и наконец, виды поверхностей, на которые отпечатывают оттиск: бумага, различные виды — от простой до оффортной, цветные бумаги, пластик, фанера, камень, стекло, металл, холст художественный и разные ткани. В общем, есть повод для фантазии.
.

Случалось ли вам в задумчивости разглядывать рисунок обоев или стену, выкрашенную рукой ленивого мастера, которому показалось, что выравнивать поверхность перед покраской совершенно назачем? Из неровностей, бугорков и линий в воображении сразу начинают вырисовываться существующие и несуществующие зверюги, сказочные страны, в общем, все, что подкинет нам наше подсознание (порой неожиданно).

Помимо таких упражнений с подвернувшимися под руку поверхностями, воображение можно развивать и более эстетичным способом — Монотипией или методом отпечатка. Этот метод относится к графике и доступен всем, от малышей до самых взрослых (главное, не очень сурьезных) дядей и тётей. Для меня монотипия стала неисчерпаемым источником творческих идей да и просто самостоятельным способом самовыражения!

Хватит слов, к делу!

Рисуем в технике монотипия, фото № 1

Краски разводим водой до полужидкого состояния (естественно, не весь пузырек, а верхний слой).

Рисуем в технике монотипия, фото № 2

В произвольном порядке наносим краски (достаточно быстро, чтобы они не высыхали, и относительно плотным слоем). Лист для нанесения красок лучше взять поплотнее, чтобы он не размок.

Рисуем в технике монотипия, фото № 3

Рисуем в технике монотипия, фото № 4

Сверху нашу, с позволения сказать, композицию, накрываем вторым листом бумаги.

Рисуем в технике монотипия, фото № 5

Рисуем в технике монотипия, фото № 6

И снимаем листок! Снимать лучше резким движением, начиная с одного края. Поэкспериментируйте — снимайте лист с поворотом, например, тогда изображение получится интереснее.

Рисуем в технике монотипия, фото № 7

Проделываем эту процедуру 3-4 раза и получаем разные отпечатки (между отпечатками можно добавлять на исходное изображение новые яркие пятна, поскольку каждый отпечаток смазывает и перемешивает цвета). Получаем.

Рисуем в технике монотипия, фото № 8

Отпечатки можно получать и с поверхности пластика или стекла (я использовала оргстекло). Краски должны быть достаточно густыми, чтобы не скатывались в капли на поверхности.

Рисуем в технике монотипия, фото № 9

Рисуем в технике монотипия, фото № 10

Далее — самое интересное! Рассматриваем со всех сторон получившиеся отпечатки и находим на них образы для дальнейшей отрисовки. Вот что вышло у меня (присмотритесь, у вас наверняка возникнут отличные идеи).

«Птица» (получена отпечатком с оргстекла, обратите внимание на эффект перистости).

Рисуем в технике монотипия, фото № 11

А вот еще одна картинка, горизонтально — вижу улитку, вертикально — гриб. Что же выбрать? Да, бывает и такое.

Пришлась мне по вкусу улиточка все-таки, буду ее отрисовывать (черной гелевой ручкой или тушью). Последовательно наношу основные контуры, затем заполняю неокрашенное пространство черным (Ближе к основным линиям рисунка полностью, а дальше только обвожу и подчеркиваю детали — пятнышки).

Рисуем в технике монотипия, фото № 12

Рисуем в технике монотипия, фото № 13

Рисуем в технике монотипия, фото № 14

И готова работа. Осталось только приладить паспарту и рамку и можно вешать на стену.

Привет. Меня зовут Марк и сегодня я расскажу вам про монотипию.

Говоря языком энциклопедии, монотипия - это вид эстампа, который можно отпечатать только один раз. Для меня монотипия - это техника на стыке печати и живописи, сочетающая в себе привлекательную простоту с неограниченными возможностями.

Классический монотип делается при помощи огромного пресса. Вот тут на видео видно, как выглядит процесс.

Поразительный результат, правда? А можно еще лучше, ведь это просто демонстрация возможностей.

Вот несколько монотипов, сделанных профессиональными художниками.

Что такое монотип и как его готовить. Часть 1., фото № 1

monotype collage, Mary Margaret Briggs

Что такое монотип и как его готовить. Часть 1., фото № 2

collagraph by Tessa Horrocks

Что такое монотип и как его готовить. Часть 1., фото № 3

Devon Hedge Bank. Lynn Bailey


Monotype print. April Jordan.

Что такое монотип и как его готовить. Часть 1., фото № 5

Sue Brown KING OF THE BIRDS

Процесс очень простой и ограничен только фантазией автора. Мне нравится, что изображение получается очень реалистичное, но при этом живописное. Я бы немедленно начал заниматься этой техникой, если бы не пресс. Нет, неправильно написал. ПРЕСС. Увы, не может быть и речи о том, что бы вместить эту дуру его в городскую квартиру.

Что делать? Естественно, искать другие возможности. И вот здесь приходит на помощь желатиновая пластина. Собственно, все сказано в навании - это пластина, похожая на нечто среднее между желе и жевательным мармеладом. Вот примерно так.

Что такое монотип и как его готовить. Часть 1., фото № 6

В монопечати на желатиновой пластине есть что-то от творчества и что-то от медитации. Т.е. вы можете тщательно планировать заранее и думать, куда какую краску положить, готовить коллаж. а можете отдаться процессу, разложив вокруг все свои трафареты и принимая спонтанные решения. У всех разные подходы к творчеству, а тут есть где разгуляться

В принципе, на желатиновой пластине можно делать те же изображения, что я показал выше. Это отличные самостоятельные картины, которые можно вставить в рамку и повесить на стену. Но я люблю монопринт за то, что он позволяет сделать восхитительные, уникальные и очень профессионально выглядящие фоны для скрапбукинга.

Посмотрите, как эффектно выглядят такие фоны:


Что такое монотип и как его готовить. Часть 1., фото № 8

Что такое монотип и как его готовить. Часть 1., фото № 9

The Occasional Artist

Что такое монотип и как его готовить. Часть 1., фото № 10

Что такое монотип и как его готовить. Часть 1., фото № 11

Что такое монотип и как его готовить. Часть 1., фото № 12

Что такое монотип и как его готовить. Часть 1., фото № 13

Все, я закругляюсь - так можно продолжать вечно. В следующей статье расскажу, как сделать монотип дома и что для этого нужно.

Читайте также: