Перед окнами нашего дома прохладный зеленый луг

Обновлено: 16.05.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

311 лекций для учителей,
воспитателей и психологов

Получите свидетельство
о просмотре прямо сейчас!

Контрольные диктанты за 5 класс

Последняя улыбка солнца млеет и гаснет на нежной зелени березки. Распускаются ее клейкие листочки. Раз в году бывает такой свежий аромат.
Первая звездочка уже запуталась в вязи ветвистой вершины и с любопытством смотрит на землю. Заливаются птицы: малиновки, зяблики. Самый голосистый певец в это время — дрозд. Его не только слышишь, но и видишь. Он сидит на макушке ели, вертится и громко поет.
Чудесно переливаются лучезарные краски заката. Когда сгущаются сумерки, гаснет его пурпур. Звонкий вечер уходит в сумрак ночи. Дрозд свистнул в последний раз и улетел. Внезапно заговорил торопливый ручеек, перестали перекликаться с пением воды голоса птиц. Чарующий миг лесной тишины! (101 слово) (По Д. Зуеву)

Мы долго бродили по лесу. День кончался, и приближались сумерки. Далекое солнце уходило за горизонт и бросало на землю свои последние лучи. Лесные поляны наливались густой темнотой, и она ползла от земли к верхушкам деревьев: елей, сосен.
Но вот замолкли птицы, только иногда раздается одинокий голосок птички. Скоро с большим трудом мы стали замечать очертания веток, потому что лучи вечернего солнца едва освещали лес.
Когда солнце скрылось за верхушками деревьев, след знакомой тропинки стал пропадать.
Вот над елочкой появилась первая звездочка. Ночь вступала в свои права. «Пора возвращаться домой», — решили мы. (91 слово)

Восход солнца

В зрелом возрасте много раз наблюдал я восход солнца. Я встречал его в лесу, когда перед рассветом проходит над макушками ветер, когда четко обозначаются на фоне неба черные вершины деревьев. На траве лежит роса. Множеством блесток сверкает растянутая в лесу паутина. Пахнет смолою росистым утром. Сквозь лесную чащобу стараешься проложить тропинку к реке.
Видел я восход солнца над родными полями, над густыми зарослями кустов возле речки. В прозрачном зеркале воды отражаются побледневшие звезды, тонкий серп месяца. Под пение бесчисленных птиц и шепот камышей поднимается солнце. Прохладная роса на лугах сияет алмазной россыпью. Располагаешься на берегу и ждешь рождения нового дня. (100 слов)(По И. Соколову-Микитову)


В горах Памира

Мы на Памире. Над розоватыми облаками возвышаются скалистые хребты. В долинах расположились села, где растут сады, люди сеют ячмень, пшеницу.
По берегам рек встречаются развалины старинных крепостей. Сейчас их стены и бойницы заросли густой растительностью. В глубоких трещинах вьют гнезда черные галки, в щелках камней ютятся змеи. Вот одна из них сверкнула на солнце и исчезла среди камней.
Приближаемся к подножию и располагаемся здесь на отдых. С наслаждением вдыхаем аромат цветущих растений. Вдруг замечаем на скалах рисунки. Это художник много веков назад нарисовал животных, людей, написал цифры. Наскальная живопись рассказывает о древнем Памире. Мы долго рассматривали эти удивительные рисунки. (102 слова)

Охраняйте леса!

У нас часто леса гибнут от безжалостного обращения с ними. Люди бессознательно бросают спичку, и от ее огня погибают большие участки леса. Много леса вырубают. Срубить дерево легко, а чтобы вырастить его, надо десятки лет.
За посадками молодых деревьев следит лесовод. Он устанавливает места, которые пострадали от пожара, намечает, где надо расчистить лес от бурелома, отводит участки для работы лесорубов, участвует в борьбе с вредителями леса. Гусеницы иногда съедают подрастающие побеги, объедают листья. Зайцы, мыши обгрызают корни молодых деревьев. Но есть у леса и друзья — птицы. Они прекрасные помощники лесоводов.
Берегите, ребята, лес! Это наше богатство. (98 слов)

Приближение весны

В апреле последний снег тает на полях, звенят по оврагам веселые ручьи, ломают зимний лед реки. Весною пахнет пробудившаяся от зимнего сна земля. Надуваются в лесу у деревьев смолистые душистые почки.
Уже прилетели белоносые грачи. Греются на солнышке скворцы. С песнями поднимаются в синюю небесную даль голосистые жаворонки.
Наступает особенный час в русской природе. До самого неба распахнутся невидимые голубые ворота, и покажутся косяки перелетных птиц. От теплого юга до холодных морей будут слышны их веселые голоса.
Разнообразны и лесные звуки. Вот со стройной березки упала прозрачная капля, и послышался тонкий, хрустальный звон. Чуткому уху охотника уже чудится шепот проснувшейся земли. (101 слово)(По И. Соколову-Микитову)

Настоящая весна приходит с середины марта. С крыш течет, свисают длинные сосульки. Радостно чирикают под лучами яркого солнца воробьи. На лесных тропинках проваливается под ногами колючий снег.
На юге уже цветут сады. Армия перелетных птиц готовится в дорогу. Из далекой Африки отправляются они в дальний путь. Первые близкие гости — грачи. В старых парках на высоких деревьях устраивают они свои гнезда и шумом и гамом наполняют окрестности. Скоро покажутся на весенних проталинах первые жаворонки.
С каждым днем сильнее греет солнце. Бегут под снегом весенние ручейки. Скоро придет апрель. Апрель — самый шумный месяц вешней воды, пробуждения земли, бурного движения соков. (98 слов)(По И. Соколову-Микитову)

Контрольные диктанты с грамматическим заданием

На опушке молодого леса есть пруд. Из него бьёт подземный ключ. Это в болотах и вязких трясинах рождается Волга. Отсюда она направляется в далекий путь. Наши поэты и художники прославляли красоту родной реки в удивительных сказках, песнях, картинах.

Низкий берег покрыт кустарниками и зеленым ковром лугов. На лугу пестреют цветочки. Их сладкий запах разливается в мягком воздухе. Полной грудью вдыхаешь аромат лугов. Откос на набережной реки очень красив. Местные жители любят проводить тут выходные дни. Они любуются окрестностями, занимаются рыбной ловлей, купаются. (82 слова)

Графически объяснить написание безударной гласной в корнях глаголов.

Синтаксический разбор предложения « Отсюда она направляется в далекий путь»

Разобрать слова по составу: молодого, цветочки, выходные, подземный.

Подобрать однокоренные слова к слову «удивительных».

Фонетический разбор слов: «мягком», «поэты».

Дуб - удивительное растение. Он растет сотни лет. Молния ударит в него, опалит огнем, и все равно весной распустятся на его черных ветках зеленые листочки.

Дуб начинает распускаться позже всех деревьев. Лес уже зеленый, а дуб один чернеет в чистом поле. Зато дуб дольше всех деревьев стоит с листвой осенью. Когда наступит мороз, листья на дубе пожухнут, свернутся в трубочки и не опадают всю зиму.

В дубовой роще ночью кормятся желудями кабаны, а в дупле живет сыч и зимует летучая мышь.

Иногда смотришь, за рекой далеко от леса растут молодые дубки. Удивляешься! Ветер не мог занести туда тяжелые желуди. Это сойка осенью подобрала желуди, припрятала и забыла о них, а они проросли. (109 слов)

Грамматическое задание:

1. Синтаксический разбор предложения «Лес уже зеленый, а дуб один чернеет в чистом поле».

2. Морфологический разбор слова «кормятся»

3. Разобрать слова по составу: «удивляешься», «опадают», «дубовой», «листочки»

4. Фонетический разбор слова «осенью».

Фомка и Барин.

По дороге топал еж. Он меня заметил и свернулся клубком. Закатил я колючего зверька в кепку. Принес домой и назвал Фомкой.

В комнате Фомка развернулся, громко забарабанил ножками по полу. Вскоре гость нашел за печкой старый валенок и забрался в него. А на том валенки любил дремать рыжий кот Барин. Всю ночь до рассвета кот гулял, а утром прыгнул за печь. Вдруг Барин выгнул спину дугой и выскочил на середину комнаты. А из валенка выкатился колючий клубок. Со страху кот прыгнул на шкаф, и я подумал: «Теперь тебе, Барин, спокойной жизни не будет». Но через неделю еж и кот уже частенько ужинали вместе. (103 слова)

Грамматическое задание:

Выпишите 5 слов, в которых количество звуков и букв не совпадает.

Синтаксический разбор предложения «Закатил я колючего зверька в кепку».

Морфологический разбор слова «Фомкой».

Разобрать слова по составу «рассвета», «колючего», «закатил».

Начало пути в страну невыученных уроков.

За окном у подъезда кричали мальчишки. Светило солнце. Пахло сиренью. Меня тянуло выпрыгнуть в окно и побежать к друзьям. Но на столе лежали учебники. Книжки были грязные и скучные, но и очень сильные. Они держали меня в душной комнате, заставляли решать задачу про каменщиков, вставлять буквы и делать многое другое.

Я вдруг возненавидел свои учебники, схватил их со стола и швырнул на пол.

И вдруг раздался такой грохот, как будто с высокого дома на мостовую упали сорок тысяч железных бочек. Стало темно. Комната осветилась зеленоватым светом, и я заметил маленьких человечков. Они стояли вокруг стола и сердито на меня смотрели. (100 слов)

Грамматическое задание:

Синтаксический разбор предложения «Они стояли вокруг стола и сердито на меня смотрели».

Морфологический разбор слова «зеленоватым».

Разобрать слова по составу «осветилась», «каменщиков», «маленьких».

Фонетический разбор слов «подъезда», «вокруг».

Найдите сложное предложение и докажите графически. Укажите вид сложного предложения.

Встреча в тайге.

Набрел я на поляну в тайге. От лесного пожара она опустела, но на желтой земле уже росли блестящие кустики брусники.

На краю поляны сохранились заросли малины.

Я бесшумно срывал ягоды, а впереди какой-то зверь шел, шуршал в листьях.

Расположился я на пеньке, стал тихонько свистеть. Зверь остановился, а потом стал ко мне подкрадываться.

Вот из куста высунулся черных нос, показались хитрые глазки. Это был медвежонок. Он вылез из кустарника, принялся меня обнюхивать.

В это время я услышал, как в малиннике сучья трещат. Это медведица медвежонка ищет. Надо бежать! Разве медведице объяснишь, что я только поиграть хотел с ее сыночком? (99 слов)

Грамматическое задание:

Выписать слова с орфограммой «Чередующиеся гласные в корне слова».

Выписать 2 слова с орфограммой «Буквы О - Ё после шипящих в корне слова».

Найдите сложное предложение и докажите графически. Составьте схему предложения.

Разобрать слова по составу «показались», «малинник», «поиграть».

Морфологический разбор слова «срывал».

Первой из деревьев зацветает ольха. Длинные сережки ее покачиваются от ветра, над ними поднимаются облачка желтой пыльцы. Пыльца очень легкая, долго держится в воздухе и переносится на большие расстояния.

Ольху можно встретить во влажных местах, по берегам рек и озер, в лесах. Семена ольхи любят чечетки и чижи. Они стайками посещают ольховые заросли и кормятся семенами.

Ольху считают сорной породой, в парках ее вырубают, выжигают.

Однако опавшие листья ольхи быстро разлагаются и дают хороший перегной, который требуется садам и огородам. В народе говорят: «Где ольха, там и трава».

Шишки, кору и листья ольхи с успехом применяют от многих болезней. (99слов)

Грамматическое задание:

Разобрать слова по составу «переносится», «длинные», «посещают».

Морфологический разбор слова «(в) парках».

Синтаксический разбор предложения «Ольху можно встретить во влажных местах, по берегам рек и озер, в лесах».

Фонетический разбор слова «сережки».

Небо над головой весеннее, голубое. В полях бегут шумные и говорливые ручейки.

Над влажной землей кружатся, взлетают высоко в небо жаворонки. «Река! Проснись!» - журчат веселые ручейки. Тонкие веточки кустов у берега низко наклоняются к реке и шепчут: «Проснись, поиграй с нами, река».

Идет весна по полям, гонит тучи с весеннего неба, теплым ветром дышит на реку, солнечными лучами согревает землю. Тихий шорох и легкий звенящий шум проносится над рекой. Это ломается лед. Солнце забирается в трещины, и них вспыхивают голубые, зеленые, желтые огоньки. И вот уже нет на реке прочного панциря изо льда. Льдины плывут, расходятся, сближаются и со звоном разбиваются.

Все живое, все растения приветствуют весну.

Грамматическое задание:

Морфологический разбор слова «в полях» (из 2 предложения)

Синтаксический разбор предложения «В полях бегут шумные и говорливые ручейки».

1. Объясните постановку тире в неполных предложениях.

1) У берега реки — большой крутояр Воронья гора. (С. Гейченко)

2) На гребне горы — развалины крепости. (И. Андроников)

3) Над прудами — парк. (В. Солоухин)

4) Вдали — цепь холмов и тёмный лес, дорога из Михайловского в Тригорское, старинная дорога на Псков. (С. Гейченко)

5) Чуть повыше памятной доски — небольшой портрет поэта, в ближнем сквере — памятник Лермонтову. (К. Ломунов)

6) В галочниках живут галки, в синичниках — синицы. (Н. Сладков)

7) Из одних изб пирогами пахнет, из других — парным молоком. (А. Зимин)

8) У земляники ягоды высохли, у смородины — осыпались, не созрев. (А. Зимин)

9) Медведь и барсук сало нагуливают, бурундук орехи кедровые запасает, белка — грибы. (Н. Сладков)

10) Река Акимка вынесла лодку на широкий солнечный луг, и мы увидели на берегу кусты козьей ивы, за ними — забор и где-то неподалёку за забором — крышу, крытую еловой щепой. (Ю. Коваль)

2. Расставьте недостающие знаки препинания.

1) В соседних корзинах салат, картошка, морковь. (Д. Холендро)

2) По одну сторону дамбы поля и дома, по другую море. (Д. Холендро)

3) Посреди священной площади на Акрополе статуя Афины-Воительницы с её сверкающим в вышине копьём. (М. Гаспаров)

4) Справа от статуи Афины могучий храм Парфенон. (М. Гаспаров)

5) Слева от Афины маленький и изящный храм Эрехтейон с фигурами девушек вместо колонн. (М. Гаспаров)

6) Над колоннами храма Парфенона треугольные фронтоны, а в них многофигурные скульптурные сцены. (М. Гаспаров)

7) На мысе Суний храм морского бога Посейдона. (М. Гаспаров)

8) Недалеко от берега длинный плоский остров. (М. Гаспаров)

9) Вдоль дороги в Дельфах фундаменты каменных домиков. (М. Гаспаров)

10) На середине стола полный сметаны сметанник, в соуснике растопленное, прозрачно-жёлтое масло. (П. Романов)

3. Расставьте недостающие знаки препинания.

1) Площадь была покрыта каретами, бульвар гуляющими людьми. (К. Батюшков)

2) У нас обычно физическое воспитание предшествует умственному, у древних греков наоборот.

3) Дельфы славятся оракулом Аполлона, Ливадия оракулом в пещере Трофония.

4) Наградой победителя игр в Олимпии был оливковый венок, а в Дельфах лавровый.

5) На первых Олимпийских играх бог света Аполлон победил в беге, а бог войны Арес в кулачном бою.

6) Земля над рекой Алфеем стала называться Олимпией, а холм над этой землёй Кронием.

7) У царя Даная было пятьдесят дочерей, у его брата пятьдесят сыновей.

8) Бог Посейдон подарил афинянам солёный источник, Афина оливковое дерево.

9) В Парфеноне колонны дорические, а в Эрехтейоне ионические.

10) Мужчин бог Дионис учил сажать виноград и делать вино, женщин водить хороводы. (По М. Гаспарову)

4. Расставьте недостающие знаки препинания.

1) Направо от дороги зелёные поля, налево от дороги горная цепь. (М. Гаспаров)

2) В центре губернского города большая площадь со зданиями различных правительственных учреждений. (Э. Войтоловская)

3) На вершине скалы крепость с зубчатой стеной, по углам башни с бойницами, за стеной острый купол грузинской церкви. (И. Андроников)

4) В осинниках гриб строчок светло-коричневый, в березняках потемнее. (А. Стрижёв)

5) Под ногами крутая тропа, справа скалистая стена, слева пустота. (И. Андроников)

6) В стенном шкафу корешки старинных альманахов и книг. (И. Андроников)

7) В детстве я грибы видела только сушёные, на нитке, бруснику только в виде варенья, в банке, ландыши на картинке. (В. Инбер)

8) Перед художником мольберт, на мольберте портрет. (И. Андроников)

9) В углу библиотеки в Тригорском бронзовые дедовские часы, на шкапах небольшие фарфоровые бюсты русских писателей. (С. Гейченко)

10) На могиле Гоголя всегда лежали одни и те же, но непременно свежие цветы: в холоде иммортели, в тёплую пору великолепные белые розы. (Н. Молева)

5. Вставьте, где это необходимо, тире в неполных предложениях.

Перед окнами нашего дома прохладный зелёный луг. Вдали тёплое голубое озеро. Между лугом и озером полоса старых деревянных домов. Из маминого окна, с третьего этажа, видны ровные ряды крыш, из моего тополя на улицах, яблони в огородах. По одной из этих улочек мы ходим на озеро, к своей лодке. Улочка невелика: два десятка домов с одной стороны, два десятка с другой. Вдоль заборов тропинки, запахи опилок и травы.

Прочитайте и запишите один из отрывков романа И. Бунина «Жизнь Арсеньева». Подчеркните ряды однородных членов, составьте графически их схемы, обозначьте как члены предложения. Объясните стилистическую роль риторических вопросов.

I. Солнце уже за домом, за садом, пустой, широкий двор в тени а я (совсем, совсем один в мире) лежу на его зелёной холо­де..щей траве глядя в бездонное синее небо как в чьи(то) дивные и родные глаза, в отчее лоно своё.4 Плывёт и круглясь медленно меняет очертания тает в этой вогнутой син..й бездне высокое, высокое белое облако. Ах, какая томящая красота! Сесть бы на это облако и плыть, плыть на нём в этой жуткой высоте, в поднебесн..м простор. (в)близости с Богом и белокрыл..ми ангелами, об..тающими где-то там, в этом горнем мире! Вот я за усадьбой, в поле. Вечер как будто всё тот(же) — только тут ещё блещ..т низкое солнце — и всё так(же) одинок я в мир.. . Вокруг меня куда н.. кинь взгляд кол..систые ржи овсы, а в них, в густой чащ.. скл..нённых стеблей, — затаённая жизнь пер..пелов. Сейчас они ещё молчат, да и всё молчит, только порой загудит, угрюмо зажужжит запутавш..йся в колосьях хлебный рыж..й жуч..к. Я освобождаю его и с жадностью, с уд..в­леньем разгляд..ваю: что это такое кто он, этот рыж..й жук, где он живёт куда и (за)чем летел что он думает и чувствует? Он сердит, серьёз..н: возится в пальцах, шуршит жёсткими надкрыль..ми, из(под) которых выпущ..но что(то) тончайшее, палевое, — и вдруг щитки этих надкрыл..й разделяются, рас­крываются палевое тоже распускается, — и как изящно! — и жук подымается в воздух гудя уже с удовольствием с облегчен..- ем, и (на)всегда покидает меня теряется в небе обог..щая меня новым чувством: оставляя во мне грусть разлуки.
II. А не то вижу я себя в доме, и опять в летн..й вечер, и опять (в)одиноч..стве. Солнце скрылось за притихший сад покинуло пустой зал пустую гостиную где оно радостно бл..стало весь день: теперь только последний луч одиноко красне..т в углу на п..ркете, меж высоких нож..к какого-то старинного столика, — и, Боже, как мучительна его без­молвная и п..чальная прелесть! А поз(?)ним вечером когда сад уже чернел за окнами всей своей таинственной ночной чернотой а я лежал в тёмной спальн.. в своей детской кроватке всё глядела на меня в окно с высоты, какая-то тихая звезда. Что надо было ей от меня Что она мне без слов говорила куда звала о чём напом..нала.

Материал для проверочных и контрольных работ по русскому языку во 2 классе.

ВложениеРазмер
Тексты для диктантов во 2 классе по русскому языку. 24.36 КБ

Предварительный просмотр:

Н.Н. Салмина, учитель начальных классов

Арсентьевского филиала ГБОУ СОШ с. Волчанка

м. р. Красноармейский Самарской области

КОНТРОЛЬНЫЕ (ПРОВЕРОЧНЫЕ)
ДИКТАНТЫ

Стояла сильная жара. Поле и лес ждали дождя. Но вот надвинулась серая туча. Она закрыла солнышко. Загремел гром. Застучали первые капли дождя. Оля и Вера укрылись в шалаше. (28 слов.)

В третьем предложении подчеркните главные члены.

У Веры был чиж, чиж жил в клетке. Он не пел. Почему чиж не поет? Вера выпустила чижа на волю. В саду он стал петь весь день. Летал с кустика на кустик и пел. Потом улетел в рощу. (38 слов.)

Слова для справок: клетк е , п о ч е му, не п о ет, выпуст и ла, л е тал, п о том.

1) Подчеркните вопросительное предложение.

2) Выпишите слова, в которых букв больше, чем звуков.

3) Придумайте и запишите заголовок к тексту.

Пришла весна. Журчат ручьи. Стайка воробьев подлетела к дому и клюет хлебные крошки. За воробьями следит кот. Но быстрые птички улетели. Митя зовет Барсика домой. (27 слов.)

Слова для справок: пр и шла, кро ш ки, Барс и ка, воробье в .

1) Подчеркните волнистой линией имена прилагательные в четвертом предложении.

2) Обведите кружочком предлоги.

Это было зимой. К окну дома прилетела синичка. У окна стояли дети. Они открыли форточку. Синичка влетела в комнату. Птичка была голодна. Она стала клевать крошки хлеба. (27 слов.)

1) Сколько предложений в тексте?

2) Подчеркните грамматическую основу второго предложения.

3) В последнем предложении подчеркните буквы, которые обозначают мягкие согласные звуки.

Ребята играли в школу. Таня взяла на себя роль учительницы. Петя принес ручку и тетрадь. Он стал писать буквы. Леня открыл букварь. Он читал стихи. Люба пела песню. (25 слов.)

1) Выпишите имена собственные.

2) Выпишите слова, которые обозначают действие предметов.

У Алеши жил ежик. Встал однажды утром Алеша и не нашел ежика. Куда он делся? Стал Алеша надевать сапог и уколол ногу. Вдруг из сапога ежик выпал. (27 слов.)

1) Выпишите вопросительное предложение.

2) Выпишите слова, которые нельзя переносить.

Ребята идут в лес. Они несут корм для птиц. В лесу тихо. У дуба старый пень. Он весь в снегу. Пушистый зверь прыгнул на ель. (25 слов.)

1) Подберите противоположное по смыслу слово к слову тихо .

2) Подчеркните слова, которые обозначают признак предмета.

3) Подчеркните грамматическую основу первого предложения.

Хорошо в лесу! Под ногами сочная трава. Вот дуб. Под дубом рос белый гриб. А вот и елочка. Под елью рос груздь. В кустах поет дрозд. (26 слов.)

1) Выпишите слова с парными согласными на конце слова. Подберите к ним проверочные слова.

2) Выпишите слова, в которых звуков больше, чем букв.

3) Подумайте: каким словом можно заменить слово «хорошо» в предложении «Хорошо в лесу!», чтобы смысл предложения не изменился?

Стоит ясный день. Мы идем в лес. На лапах ели лежит снег. Ком снега упал на старый пень. Алеша заметил зайца. Зайка скрылся в кустах. (26 слов.)

1) Подчеркните грамматическую основу первого предложения.

2) Запишите близкое по значению слово к слову «скрылся».

Хорошо летом в лесу! Мы идем по густой сочной траве. Кругом цветы. Гудят шмели. На цветок села пчела. У тропы кучка рыхлой земли. Это нора крота. (26 слов.)

1) Выпишите слова, обозначающие признак предмета.

2) Выпишите слова, которые нельзя переносить.

Пришла осень. Часто льют дожди. Смолкли птичьи песни. Ушли в ульи пчелы. Сильный ветер рвет листья с деревьев. Под елью в траве уснул еж. (21 слово.)

1) Подчеркните разделительный мягкий знак.

2) Составьте схему второго предложения.

3) Подберите к слову «сильный» противоположное по значению слово.

Трава пожелтела и завяла. Птицы тронулись на юг. Их гонят туда холод и голод. Все небо в тучах. Часто идут дожди. Дует злой ветер. Люди надели теплые пальто. С огородов и полей убрали урожай. Скучная картина. (38 слов.)

1) Выпишите слова, которые состоят из 4 слогов.

2) Подберите противоположное по значению слово к слову «часто».

3) Подчеркните грамматическую основу второго предложения.

Стало тепло. Это пришла весна. Тает снег. Бегут ручейки. Малыши Витя и Павлик пускают кораблики. Света и Ольга играют в мяч. (21 слово.)

1) В словах предпоследнего предложения поставьте ударение.

2) В последнем предложении подчеркните буквы, обозначающие мягкие согласные звуки.

Под крышей сарая было гнездо. Маленький воробьишко выпал из гнезда. Он пищал. Рыжий кот Васька крался к малышу. Мать кинулась на врага. Она прыгала перед Васькой, била кота крыльями. Кот отступил. (31 слово.)

1) Объясните написание мягкого знака в словах.

2) Установите стрелками связь слов во втором предложении.

3) К слову «бросилась» найдите в тексте диктанта близкое по смыслу слово.

В лесу живет лось. Он ест траву и ветки. Лосю нужна соль. Мальчики Леша и Юра идут в лес и кладут соль на пень. Лоси придут лизать соль. (22 слова.)

1) Слова первого предложения разделите на слоги, подчеркните буквы, которыми обозначены гласные звуки.

2) В словах последнего предложения поставьте ударение.

Наш класс дружный. У нас не бывает ссор. Часто в субботу мы ходим в парк. Слушаем рассказы Аллы Васильевны. Ребята играют и танцуют. Весной поют птички. Всем весело. (28 слов.)

1) Обозначьте ударение в словах последних предложений текста.

2) Слова четвертого предложения разделите для переноса.

3) Сделайте фонетический разбор слова «класс».

4) К слову «веселый» подберите слово, близкое по смыслу. Воспользуйтесь словариком синонимов.

5) Напишите восемь слов с удвоенными согласными.

Мы учимся в новой школе. Пять лет назад ученики нашей школы посадили яблони. Теперь за школой большой яблоневый сад. Летом ребята собрали хороший урожай яблок. За школой огород. Дети там сажают овощи: помидоры, огурцы, капусту. (35 слов.)

1) Укажите грамматическую основу второго предложения.

2) Поставьте ударения в словах третьего предложения.

3) Разделите на слоги слова четвертого предложения.

Жил в лесу зайка. Он построил под елкой избу. Шла лиса. Она заметила избушку и постучала. Зайка открыл дверь. Лиса попросилась в гости. (26 слов.)

1) Разберите по составу слово «избушка».

2) Укажите грамматическую основу последнего предложения.

3) Продолжите текст двумя предложениями.

Настала зима. Я иду в лес. Хрустит снег под ногами. На краю леса стоит ель. В густых лапах ели скрылась белка. С ели упал ком снега. (26 слов.)

1) Выпишите существительные женского и мужского рода.

2) Подберите к слову «скрылась» близкое по значению слово.

3) Укажите грамматическую основу последнего предложения.

Выпал первый снег. Все рады снегу. Миша и Яша вышли во двор. Там их ждала Оля. Папа купил ей лыжи. Дети идут в парк. (26 слов.)

1) Выпишите имена собственные.

2) Укажите грамматическую основу последнего предложения.

3) Выпишите слова с приставкой.

Желтеют в саду деревья. Скоро опадут с деревьев листья. Улетели на юг соловьи. Не жужжат пчелы вокруг ульев. Смолкли птичьи голоса. Только воробьи весело чирикают. (25 слов.)

1) Выпишите слова с разделительным мягким знаком.

2) Выпишите слова с предлогами и с приставками.

3) Укажите грамматическую основу первого и последнего предложений.

Стали белыми поля и луга. Льдом покрылась река. Красиво в лесу. На елках и соснах лежат снеговые шубы. На ветви деревьев зимушка надела пушистые варежки. Молодые кустики укрылись снежком. Под елью на снегу видны узоры разных следов. Как они красивы! (43 слова.)

1) Выпишите слова, которые обозначают действие предмета.

2) Выпишите в один столбик слова с разделительным мягким знаком, в другой столбик – слова, мягкий знак в которых обозначает мягкость согласного.

Наступил апрель. В долинах задул свежий ветер. Журчат ручьи.

У подножья горы уже видна зеленая травка. А среди молодой зелени во всех ямках блестят искры воды. Радуют глаз первые цветы. На березе появились молодые листочки. (35 слов.)

1) Выделите корень в словах: прохладный, принести, подбородок, чайник.

2) Выпишите из текста однокоренные слова, выделите в них корень.

3) Укажите грамматическую основу второго предложения.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты



Контрольная работа по русскому языку №2 3 класс по теме "Язык- главный помощник в общении" УМК"Перспектива"

Представлена работа к уроку :"Контроль знаний по теме "Язык - главный помощник в общении" к учебнику русского языка УМК " Перспектива" 3 класс.


Итоговая контрольная работа по русскому языку за курс 2го класса (согласно кодификатору планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по русскому языку для проведения процедур оценки качества начального

согласно фгоситоговая аттестация 2016 год.

Контрольные работы по русскому языку для 2 класса по русскому языку

Контрольные работы по русскому языку для 2 класса УМК "Школа России".


Проверочная работа № 1 по теме «Части слова. Корень. Буквы согласных в корне слова». («Проверочные и контрольные работы по русскому языку», 3 класс, с.4-5, вариант 1, вариант 2).

ШКОЛА 2100Проверочная работа № 1 по теме «Части слова. Корень. Буквы согласных в корне слова». («Проверочные и контрольные работы по русскому языку», 3 класс, с.4-5, вари.


Проверочная работа № 1 по теме «Части слова. Корень. Буквы согласных в корне слова» (для детей с ЗПР) («Проверочные и контрольные работы по русскому языку», 3 класс, с.4-5, вариант 3, вариант 4).

ШКОЛА 2100Для детей с ЗПР.Проверочная работа № 1 по теме «Части слова. Корень. Буквы согласных в корне слова». («Проверочные и контрольные работы по русскому языку», 3 класс, .

1 вариант
ЧАСТЬ 1
1. Вставить пропущенные буквы:
По овра _кам под снегом к реке б _ гут руч _ и. Над г _ ловой пролетел
м _ хнатый шмель и сел на душ _стый цв _ток. В глубине сада т _ нулась
т _ нистая аллея и укрывала всех от палящих лучей со _нца.

2. Указать количество предложений в тексте:
За вершинами леса скрылось солнце прохладно и сыро в лесу оживает земля пахнет весенними почками вот шевельнулся на земле мокрый листок под ним показалась зелёная стрелка молодой травки.
а) 5 б) 6 в) 4 г) 7
3. Указать слово, в котором ударение падает на первый слог :
а) шофёр б) адрес в) звонит г) упала
4. В каком из слов все согласные звуки твёрдые:
а) писк б) ошибка в) рыбаки г) мачта
5. Указать группу слов, которые нельзя перенести:
а) урок, енот, дождь б) ёлка, уборка, воздух
в) мальчик, ручеёк, туман г) союз, бочка, лейка
6. Указать группу существительных:
а) записка, рано, металл в) водный, земля, труба
б) дедушка, подруга, семя г) осень, вдруг, песня
7. В какой строке все слова относятся к одной части речи:
а) прямой, прямо, прямота в) прямое, тонкий, книжная
б) выход, выходить, выходной г) снежок, снеговик, снежный
8. Какое из слов относится к другой части речи:
а) следователь в) следить
б) следствие г) след
9. Указать предложение, в котором неправильно выделена грамматическая основа:
а) Лёгкий ветерок качает ивовые серёжки.
б) Запах полевых цветов заполняет всю окрестность.
в) Как-то утром наше окно распахнул весенний ветерок.
10. Отметить подходящие по смыслу прилагательные к слову ветер:
а) новый, бодрый, уверенный
б) прохладный, ураганный, слабый
в) сладкий, смелый, быстрый
11. Указать слово с приставкой:
а) сломать б) сорить в) стучать
12. Указать группу слов с орфограммой « непроизносимые согласные в корне»:
а) радостный, праздничный, известный
б) мягкий, хрупкий, сладкий
в) храбрец, пеньки, тяжёлый
13. Перед какой частью речи никогда не стоят предлоги?
а) имя существительное
б) глагол
в) имя прилагательное
14. Указать родственное слово к существительному водитель:
а) подводник б) водить в) водичка
ЧАСТЬ 2
15.Вставить пропущенные окончания прилагательных:
Зимн… дорога, хорош.. мальчик, соснов… роща, весен… небо, ранн.. заморозки, мудр… решение.
16. Составить из предложений текст. В ответ записать номера предложений в том порядке, как они должны стоять в тексте.
1. На ней висели яблоки. 2. Под яблонькой спал зайка. 3. В огороде росла яблонька. 4. Зайка прыгнул в сторону и побежал в лес. 5. Вдруг яблоко упало на него.
17. Записать слово, в котором:
корень как в слове заработать,
приставка как в слове раздумала,
суффикс как в слове качка
окончание как в слове уроки

18. Подчеркнуть словарные слова. Остальные выписать и дописать проверочные для орфограммы в корнях этих слов:
Холодный, жёлтый, дорога, деревья, деревня, ракета, добро, зелёный.


2 вариант
1. Вставь пропущенные буквы:
Ноч _ ю был лё _ кий заморозок. Он надышал на стёкла в доме,
посыпал з _рнистым инеем крыш_, захрустел под н _гами. В эту ночь я проснулся от протяжного звука. П _стуший рожок пел в т _мноте. Я вышел в сад. Ре _ кий ветер ударил в л _цо х _ лодной струёй. Сон сразу прошёл.

2. Указать количество предложений в тексте:
Утренняя заря осветила местность звёзды на небе стали бледнеть и погасли взошло весеннее солнце золотой луч заиграл на вершине могучего дуба с речки потянул лёгкий свежий ветерок.
а) 5 б) 6 в) 4 г) 7
3. Указать слово, в котором наибольшее количество слогов:
а ) красивая в) кусок
б) радостный г) мальчишка
4. В каком из слов все согласные звуки мягкие:
а) пирожки б) варенье в) чаща г) девочки
5. Указать группу слов, которые нельзя перенести:
а) ёлка, сентябрь, одежда в) заря, песня, молния
б) огонь, осень, обед г) язык, май, ветер
6. Указать группу слов, относящихся к именам существительным:
а) проходит, блестит, зеленеет в) чёрная, колючее, радостный
б) время, вершина, письмо г) доброта, спать, учиться
7. В какой строке все слова относятся к одной части речи:
а) зверь, звереть, звериный в) различная, разница, раз
б) лакомится, искать, встретил г) сон, сонный, засоня
8. Какое из слов относится к другой части речи:
а) убирать б) забирать в) уборка г) выбирать
9. Указать предложение, в котором правильно выделена грамматическая основа:
а) На свет вылезли зелёные травинки.
б) Зелёный луг ярко блестит на солнце.
в) Громкое эхо разносило вокруг удары грома.
10. Отметить подходящие по смыслу прилагательные к слову боец:
а) известный, знаменитый, крупный
б) острый, долгий, вежливый
в) отважный, храбрый, доблестный
11. Указать слово с приставкой:
а) помощь б) постройка в) портфель
12. Указать слово, написанное с ошибкой:
а) игрушка б) пирошки в) рубашка
13. Указать группу слов с орфограммой «непроизносимые согласные в корне»:
а) резкий, морозный, длинный
б) местный, грустный, хвастливый
в) уютный, опоздавший, чуткий
14. Указать родственное слово к слову горевать:
а) горный б) горе в) гористый


ЧАСТЬ 2
15. Вставить пропущенные окончания прилагательных:
Ближн… деревня, тёпл… молоко, душист… ёлка, свеж… ветер, домашн… задание, весенн… деньки.
16. Составить из предложений текст. В ответ записать номера предложений в том порядке, как они должны стоять в тексте.
1. Вдруг я увидел белый гриб. 2. Мы пошли в лес за грибами. 3. Он рос под ёлкой. 4. Я нёс его домой в руках. 5. Боровик был очень большой и не влезал в корзинку.
17. Записать слово, в котором:
корень как в слове школа,
приставка как в слове придумать,
суффикс как в слове вагонный,
окончание как в слове тёплый

18. Подчеркнуть словарные слова. Остальные выписать и дописать проверочные для орфограммы в корнях слов:
Ужин, страна, топор, паруса, вишнёвый, чёрный, лопата, лосиный.

По овражкам под снегом к реке бегут ручьи. Над голо- вой пролетел мохнатый шмель и сел на душистый цветок. В глубине сада тянулась тенистая аллея и укрывала всех от палящих лучей солнца.

Ночью был лёгкий заморозок. Он надышал на стёкла в доме, посыпал зернистым инеем крыши, захрустел под ногами. В эту ночь я проснулся от протяжного звука. Пастуший рожок пел в темноте. Я вышел в сад. Резкий ветер ударил в лицо холодной струёй. Сон сразу прошёл.

Читайте также: