Печи с изразцами в деревянном доме

Обновлено: 19.04.2024

Привет, сегодня хочу поделится новым проектом в разработке. Есть мечта сделать печь в изразцах. Не моя, конечно, но думаю она есть не только у моего будущего заказчика.

Так Вот что нужно для того чтобы выложить печь? Да все то же самое, о чем я пишу на ДОМ С ПЕЧКОЙ , но не только.

С готовый проектом печи или хотя бы ее габаритами и основными параметрами мы должны сделать проект изразцовой облицовки.

Потом при необходимости нужно опять скорректировать проект печи, либо доверится печнику, чтобы он уже "подгонял" по факту.

Проект каминопечи с небольшой лежанкой. Изразец российского производства. Не самый доступный на рынке, но качество на высоте. Комплект изразцов в этом проекте, если печь к стене, около 350 000 рублей.

Проект каминопечи с небольшой лежанкой. Изразец российского производства. Не самый доступный на рынке, но качество на высоте. Комплект изразцов в этом проекте, если печь к стене, около 350 000 рублей.

К изразцам надо еще закупить годный раствор и армировочную сетку. Желательно чтобы не спутать размеры, иметь уже доставленные изразцы перед началом кладки. А изготавливаются они достаточно долго. Летом от 2-х месяцев до полугода. В зависимости от сложности проекта.

Может быть лучше даже класть изразцы сразу по мере кладки печи. Кстати сейчас редко кто зацепляет каждый изразец на проволоку в кладку, ведь есть другие современные способы и материалы для монтажа.

Так же советую изготовить контр-рамку под толщину кирпича+изразец, В таком случае установка дверец будет и аккуратной и удобной. Про контр рамки смотрите здесь: Как защитить топку от высоких температур? В таком случае и кладка изразца будет сохраннее, ведь контр-рамка это и защита перекрытия дверцы.

Та же печь, что на предыдущем фото, но в другом исполнении. С задней стенкой комплект изразцов будет стоить уже не менее 450 000 р.

Та же печь, что на предыдущем фото, но в другом исполнении. С задней стенкой комплект изразцов будет стоить уже не менее 450 000 р.

Сабина Искендерли

Я журналист, это - самое главное, и это - на всю жизнь. Где бы не жила, чем бы не занималась, журналистика у меня в крови, это не только призвание, но и стиль мышления, стиль жизни. Я пишу только о том, что мне самой интересно, изучаю тему, задаю вопросы специалистам, прослеживаются информацию, добавляю свое личное понимание ситуации . Уверена , что без личной интонации написанное не будет так увлекательно, только пропуская через себя все увиденное и услышанное, можно донести доходчиво свою мысль до читателя.

Вряд ли вам лично удастся побывать в десятках стокгольмских квартир, чтобы полюбоваться шведскими печами. В лучшем случае вы сходите в Музей изразцовой печи в Стокгольме. Потому приглашаю вас на виртуальную экскурсию: греемся возле старинных и современных шведских печек и вспоминаем их славную историю.

Немного истории
Кафельная, или изразцовая, печь появилась в Швеции благодаря немцам, с которыми шведы торговали через город Кальмар, что на юге страны. Первые печки назывались на немецкий манер — Kachelofen, и уже в конце XIII века они появились во многих шведских домах.

Первые печи облицовывали керамическими горшками, которые вмуровывали в стенки печей. Я не нашла их изображений на шведских сайтах, возможно, где-то в архивах есть рисунки и схемы. Первые печи были одноканальные, поэтому их демонтировали после печной реформы. Но говорят, что печки, облицованные горшками, еще можно встретить в старинных румынских домах.

Уже в XVI веке полукруглые, напоминающие горшки изразцы заменили квадратные рельефные плитки, а еще позже — на выпуклые глазурованные образцы.

Юхан III был первым шведским королем, который пригласил в страну немецких гончаров. Так в 1572 году в королевском замке Тре-Крунур в Стокгольме появились первые печи. К сожалению, в 1697 году старый дворец сгорел, поэтому изображений и этих печей не сохранилось.

Проблема дров
Первые шведские печи имели один канал (как у камина), а потому были малоэффективны: тепло в них просто вылетало в трубу, не успевая прогреть кирпичи. При этом для растопки требовалось неимоверное количество дров.

Шведский климат не только холодный, но и влажный. А потому на растопку уходило гораздо больше дров, чем требовалось бы в сухом климате. Добавим сюда низкий КПД печи — расход топлива был колоссальным.

Новые топки
В XVIII веке ситуация осложнилась тем, что Швеция стала использовать древесное топливо в металлургии. Это привело к масштабной вырубке лесов и дефициту древесины. Но шведы не были бы шведами, если бы уже тогда не задумались об экономии и сохранении лесов.

В 1767 году по поручению парламента в стране были разработаны новые топки, которые эффективно сохраняли тепло благодаря извилистым дымоходам, а также системе заслонок и люков — это была революция в печном деле.

Систему разработал архитектор Карл Йохан Кронштедт (Carl Johan Cronstedt), а его коллега Эрик Палмстедт (Erik Palmstedt) создал новые виды изразцов с улучшенной энергоемкостью. Благодаря этой реформе в конце XVIII—начале XIX веков кафельные печи стали основным источником тепла во всех зданиях Швеции.

Сначала облицовку печей красивыми изразцами могли позволить себе только состоятельные люди, но с расширением производства красивая плитка стала доступна для всех слоев общества.

Предприятия по производству изразцовых плиток росли в Швеции, как грибы. Одним из первых стал фарфоровый завод Rörstrand, построенный в 1726 году. А в 1850-м фабрика Åkerlindskakelfabrik в Стокгольме, заложенная королем Юханом III как кирпичный завод, также стала производить печные изразцы.

Завод SA Pettersson Företag по производству изразцов работал в Стокгольме с 1843-го по 1901 год. Еще два очень популярных производителя того времени — фабрики Lindholm и Uppsala Ekeby. Было и много мелких компаний, поставляющих свою продукцию не только в Швецию, но и в соседние страны. Пик производства пришелся на 1882 год, когда одна только фабрика Rörstrand произвела 6500 печей, что составило половину всего шведского рынка.

На фото: старая печь в доме по адресу Österlenvägen, 1021, город Ystad

Как и в России, в прежние времена печь выполняла не только роль обогревателя, но имела также варочную панель и духовку. Дымоход проходил между двумя помещениями, а сама печь встраивалась в простенок между кухней и гостиной. Как только кухня хорошо прогревалась, тепло передавалось в смежную комнату.

В деревнях конструкция дополнялась лежанкой, на которой можно было согреться в морозные дни и просушить одежду. В варочной камере устанавливали вытяжку, чтобы запахи пищи не разлетались по дому. В Стокгольме такие печи я не встречала ни разу, но в провинции в некоторых домах еще сохранились старые дровяные печи с духовкой.

На фото: шведская печь в доме 1888 года по адресу Karlavägen, 56. Фото Йохана Нильсона (Johan Nilson), с сайта lagerlings.se

Конструктивные отличия: «шведка» не «голландка»
Иностранцы часто путают шведскую и голландскую печи — при внешней схожести конструкции у них разные. В «голландке» были вертикальные дымоходы и, как следствие, печь теряла много тепла. Одно время она была популярна в Швеции так же, как и немецкие печи. Но требовала большого расхода дров при низкой теплоотдаче, потому для шведских условий не подходила. Однако белая плитка с голубыми росписями и рельефами на голландский манер здесь до сих пор популярна.

«Шведка» имеет пять каналов, поэтому первый жар и дымовые газы через несколько минут после нагрева уходят вниз, и печь греет от пола. Это очень важно, потому что по полу всегда тянет холодком. Земля в Швеции даже в самые теплые летние дни полностью не прогревается.

Не могу сказать точно, сохранили ли голландские печи одноканальную систему по сей день, но я читала, что, например, в России уже при Петре первом голландки были модернизированы.

У печи — три сезонных режима
В шведских печах исторически было три режима управления: летний, осенний и зимний. Летом нужно было готовить еду, но не было необходимости отапливать все помещение. Осенью, когда температура не опускалась ниже нуля градусов, выбирали средний режим топки. И только зимой печь нагревали до максимума.

Даже сегодня, когда печь используется только как средство отопления, наличие трех режимов очень удобно. Да и зимы в некоторых регионах уже не такие суровые, как прежде.

Достоинства шведской печи
Она компактна, но хорошо обогревает помещения площадью 25–50 кв. метров. Благодаря небольшим размерам «шведку» можно встроить даже в самое маленькое пространство.

Комнаты прогреваются быстро, обычно достаточно 10–15 минут, а плотно закрытая задвижка способствует сохранению тепла. Благодаря сложной системе каналов, камер и колпаков теплоотдача очень высокая. Горячий воздух долго циркулирует внутри печи, прежде чем выходит в трубу, и так нагревает все помещение.

Минус шведских печей
Минус только один, но существенный: « шведку » надо топить постоянно, иначе кирпичи отсыреют, и для нового разгона потребуется больше времени и дров. Печь сохраняет тепло в течение одного дня, потом остывает, поэтому обычно ее топят один раз в два дня.

Типы шведских печей
Основных моделей было пять: круглые, полукруглые угловые, прямые печи, колонны, печи-камины.

1. Округлая печь
Самыми популярными на рубеже веков были округлые печи с «короной». Причина популярности была скрыта в самой форме — круглая печь подходит для любой планировки.

На фото: полукруглая угловая печь. Обратите внимание, как «срезана» задняя часть печи

2. Полукруглая угловая печь
Такая печь идеально вписывалась в любое помещение. В старинных домах их можно встретить даже в коридорах, площадь которых не превышает 10 кв.м. Сегодня эти модели уже не производят, их можно найти только на антикварных аукционах и сайтах антиквариата, а также у компаний, которые занимаются реставрацией печей.

3. Печь с прямоугольными формами
Печи с прямоугольными формами по размеру больше круглых, но благодаря небольшой глубине они не кажутся громоздкими. Некоторые из них специально утапливали в нишах. Такие печи были самого разнообразного декора: от простых белых до цветных с позолотой, с рельефным рисунком и, конечно же, с «короной». У многих в центре была «консоль» для декоративных предметов.

Декор старинных прямоугольных моделей богаче, чем круглых и полукруглых. Рельефы, барельефы, колонны, много резных деталей, завитушки. Сама прямоугольная форма давала возможность для практического воплощения всевозможных дизайнерских фантазий.

4. Печь-колонна
Мне особенно симпатичны такие печи, как на фото, — с квадратной нижней частью и круглой верхней. Мне кажется, они похожи на присевших в почтительном реверансе фрейлин. А вообще их называют прозаично — колоннами.

Эти печи тоже практически ушли из производства. Как и в случае с полукруглыми угловыми, их можно найти только у продавцов антиквариата и специалистов-реставраторов.

5. Печь-камин
На фото — камин и печка в одном изделии. Печь невысокая, можно поставить в комнату с самым низким потолком. Обрамлена сложным фантазийным узором. Специалисты относят ее стиль к классическому. Но мне почему-то хочется поспорить с ними: в витиеватости узоров мне видится, скорее, восточное, азиатское влияние.

Печь-камин — очень популярная сегодня модель, но производится в предельно простом дизайне. Например, в проекте квартиры в Васастане полка над простой прямоугольной печью-камином — это место для хранения свечей и памятных предметов.

В старинных шведских квартирах можно было встретить от двух до четырех печей: круглых, полукруглых, прямоугольных. С колоннами, зеркалами, колоколами на верхушке, с маленькими нишами, полочками, гербами, барельефами. Гладкие, резные, с рисунками или без, они до сих пор вносят особую атмосферу в каждую квартиру, где сохранились. Шведы называют их charmig, то есть «обладающие шармом».

На фото: шведская печь в доме 1897 года по адресу Branegatan, 3. Фото с сайта fastighetsbyran.se

Цветовая гамма
Первые шведские печи были отнюдь не белыми. Цветовая гамма — от коричневого и темно-зеленого до черного. И еще первые печи были гладкими. Это позже «шведки» начали украшать скульптурными и объемными разноцветными изображениями, а цветовая гамма расширилась до немыслимого количества оттенков, в том числе до молочного, белого, пастельных и нейтральных тонов.

Богатство интерьерного убранства помещения определяется теми отдельными элементами, которые его составляют. В старинных шикарных комнатах, залах дворцов и резиденций власть имущих людей, подобным, притягивающим взгляд атрибутом богатой жизни прошлого и настоящего, является изразцовая печь.

Что такое изразцовая печь?

Общая конструкция представляет собой обычную кирпичную печь, на которую крепятся декоративные плитки (изразцы), благодаря специальной конструкции (румпы). С помощью специального раствора, глины и системы металлических стяжек происходит обкладка ими отопительного агрегата.

Пространство между печью и изразцом (его пустой короб) заполняется обычно щебнем или мягкими минеральными материалами, которые помогают аккумулировать, сохранить и постепенно отдавать тепло в помещение. Благодаря такой конструкции экономится до 0.3 кВт тепловой энергии.


Печь, украшенная изразцами

Какие изразцы применяются?

Изразец – это отдельный элемент инкрустации отопительного устройства – печи или камина.

  • Спереди он представляет собой декоративную плитку, которая может быть выполнена и расписана как ручным способом, так и с помощью механизированных устройств.
  • Задняя часть изразца изготовлена в виде специального короба с четырьмя боковыми стенками. Такой способ позволяет лучше сохранить тепло, выделяемое печкой. Печь, обложенную такими элементами, и называют изразцовой.


Технология изготовления изразцов с веками практически не поменялась, многие процессы стали механизированы, но основной принцип их производства остался тем же.

Сырьем для получения изразцовой плитки служит глина, которую потом обжигают, как обычную керамику. Средняя масса одного готового изразцового элемента составляет от 200 до 400 грамм.

Все многообразие данной продукции можно классифицировать по следующим признакам:

  1. Геометрия изразцов. Существуют плоские, угловые, фасонные и карнизные детали. Плоские элементы применяются для облицовки ровных поверхностей. Угловые изразцовые печи нуждаются в применении деталей, изогнутых под определенным градусом. Фасонные или карнизные изразцы применяют на выступающих поверхностях
  2. Рельеф поверхности. Выпускаются как гладкие, так и выпуклые элементы
  3. Рисунок, наносимый на изразцы. Подобные изделия могут быть глянцевыми, матовыми, с рисунком или без него
  4. Стиль орнамента. Существуют русский, ярославский, голландский, немецкий, испанский и прочие стили изразцов, отличающиеся друг от друга неповторимым и узнаваемым стилем рисунков и орнаментов.
  5. Румпа (те самые бортики на задней части изразца). Выпускаются изделия с простыми, загнутыми и многоячейными румпами.

В качестве объекта для облицовки довольно часто используют русскую печь и другие подобные конструкции.

История появления

Археологические раскопки свидетельствуют о том, что первые изразцы на Руси появились в X – XI веках. Во время монголо-татарского нашествия этот промысел пришел в упадок. Снова печь в изразцах появилась в русских усадьбах только во времена Ивана Грозного, в XVI веке.

В 17-ом столетии этот вид печного искусства продолжает развиваться. Но самый мощный толчок к внедрению в русскую культуру и архитектуру изразцовых печей пришелся на начало XVIII века. Именно в это время Петр Первый привез из Нидерландов не только картошку и табак, но и моду на голландские печки и изразцы бело-синих расцветок.

Подборка фото

Все великолепие подобных отопительных устройств отображено ниже, на фото изразцовых печей:

Изразцовые камины – это не только огневые очаги, но и уникальные по своей красоте предметы домашнего интерьера. Из-за особой технологии изготовления и кладки изразцов любая из таких печей-каминов является неповторимой.

Кафель, изразец – это непревзойденный накопитель тепла. Формы его многочисленны, он может покрываться глазурью широкой палитры цветов, расписывается великолепными узорами и всевозможными орнаментами. В росписи может использоваться и цветочный орнамент и сценки из жизни людей и моменты охоты и, конечно же, известный всем дельфт.



















































Все изображения получены через Google изображения, Yandex картинки, Pinterest или где указано иное.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:

P. S. Понравились изразцовые камины ? Жмите на кнопку “Нравится” и поделитесь с друзьями в Facebook

Изразцовый камин в русском стиле

Изразцовый камин в русском стиле «Пидьма» (компания «Паллада») создан по мотивам изделий керамической мастерской Л. Бонафеде, работавшего в России в XIX веке. Он завоевал популярность благодаря разнообразным вариантам оформления.

Вполне можно сказать, что золотым веком русского многоцветного изразца является вторая половина XVII века. Облицованная изразцами печь стала одним из главных украшением дома. Умельцы, изготавливающие печные изразцы, создавали рисунки поражающие воображение красотой и изяществом, при этом стараясь, чтобы узоры и образы были доступны пониманию покупателя. Как правило, образы и основные сюжеты для изразцов, заимствовались из мифов и легенд, народных мотивов вышивки и кружев, что придавало выраженный национальный характер русского декоративного искусства.

Изразцовый камин в русском стиле

Для изразцов могут быть использованы фарфор или фаянс, красная или беложгущаяся глина с шамотной крошкой. Каждый экземпляр изготавливается вручную и является символом, выражающим самобытность изделия.

Изразцовый камин в русском стиле

Круглая стеклянная топка камина «В Тюмени» «ООО Изразцовые печи» установлена на подиуме, выложенном изразцами из коллекции «Кострома».

Изразцовый камин в русском стиле

Камин «Времена года»

Камин «Времена года» (фабрика «НикАнд») высотой семь метров выполнен по авторским эскизам в единственном экземпляре. Его уникальность — в панорамной топке, открытой с четырех сторон. Облицован фарфоровыми изразцами, цветовая гамма на каждой из сторон подобрана в соответствии с определенным временем года.

Изразцовый камин в русском стиле

Угловой камин «В яблоках»

Угловой камин «В яблоках» «ООО Изразцовые печи» — классика в стиле русского барокко. Изразцами темных оттенков обычно облицовывают низ камина или печи, середину выкладывают рисунком более светлых оттенков, а самые светлые тона предназначены для верхних рядов.

Изразцовый камин в русском стиле

Рельефный орнамент камина (мастерская «АИ») с яркой зеленой облицовкой и застекленной топкой покрашен в авторской технике подпылов цветными прозрачными глазурями по флюсовой подложке. Сюжеты изразцов — переработка книжной графики И. Я. Билибина.

Изразцовый камин в русском стиле

Камин в мифологической стилистике с расписной статуэткой павлина выложен изразцами ручной работы с глубоким оттенком ультрамарина — за счет такого оформления он выглядит словно сказочный ларец.

Изразцовый камин в русском стиле

Камин с панно «Жар-птица»

Каждый изразец камина с панно «Жар-птица» («АИ») обожжен не менее девяти раз и покрыт золотосодержащими красками.

Изразцовый камин в русском стиле

Русская печь с изразцами из коллекции «Кострома»

Русская печь с рельефными изразцами из коллекции «Кострома» «ООО Изразцовые пени», сочетает в себе аналог оформления православных храмов и авторские работы современных художников.

Изразцовый камин в русском стиле

Угловой камин «Сварог»

Сюжеты расписных изразцов круглой печи взяты из древнерусской книжной миниатюры и иконописи. Ручная роспись по сырой эмали — самая сложная из классических видов декорирования керамики. Облицовка углового камина «Сварог» («Веста-Керамика») выполнена из выпуклых глазурованных плиток с мотивами славянского эпоса, набивных объемных изразцов.

Изразцовый камин в русском стиле

Угловой камин «Снегири»

Для облицовки углового камина «Снегири» («Веста-Керамика») использованы несколько типов изразцов: рельефы и большое количество угловых элементов серии «Кружево» с живописными медальонами, скульптуры снегирей, глазурованные и лепные изразцы с рябиной.

Изразцовый камин в русском стиле

Рельефные изразцы эксклюзивного камина «Стрельна» («Паллада») в псевдорусском стиле выполнены в технике полихромной ручной росписи, имитирующей эффект лоскутного одеяла.

Изразцовый камин в русском стиле

Высота камина «Купеческий» («НикАнд») — 270 см. Так как помещение, где он находится, двусветное, труба дымохода облицована изразцами, созданными по уникальной технологии подглазурной росписи. Сбоку от топки по порталу камина — дровницы.

Читайте также: