Паркет в стиле барокко

Обновлено: 13.05.2024

Стиль барокко в интерьере: дизайн по всем правилам

Помпезный, немного театральный стиль зародился в конце 18 века, но пользуется популярностью до сих пор. Барокко в интерьере квартиры или загородного дома подчеркивает высокий статус владельца. Чтобы роскошное оформление не перешло черту между вкусом и безвкусицей, надо правильно использовать дизайнерские приемы.

Особенности стиля

Направление в интерьере легко узнать по нарочитой помпезности и богатству отделки. Помещение напоминает королевский дворец или театр. Все детали собраны в гармоничную композицию, дополняют и подчеркивают красоту друг друга.

Дизайн в стиле барокко очень сложный в оформлении, поэтому не всегда специалисты берутся воспроизвести в современном жилище. Существует 7 основных признаков направления:

  • Просторная комната. Для создания декоративного интерьера нужно помещение с высоким потолком и обилием свободного места. Минимальные требования к жилью – 80 квадратов.
  • Дорогие отделочные материалы. В дизайне используют натуральную древесину ценных пород и мрамор, слоновую кость и мозаику. В оформлении много позолоты и текстиля.
  • Правильная геометрия. Для стиля барокко характерно сочетание округлых и прямоугольных форм.
  • Декоративность отделки. В дизайне используют сложную лепнину, античные статуи и колонны, картины, фрески и гобелены. Деталей и мебели настолько много, что интерьер напоминает музей.
  • Зеркала. Отражающие поверхности превращают пространство в королевский дворец.
  • Цветовая гамма. В оформлении уместны пастельные оттенки, присутствуют металлизированные краски, бордовый и зеленый.
  • Симметрия. В помещении есть ось, вокруг которой располагают все компоненты на одинаковом расстоянии.

Создавая стиль барокко в современном интерьере, дизайнеры стремятся сохранить баланс между нарочитой роскошью и свободным местом в комнате. Обилие украшений, габаритной мебели не должно загромождать пространство, иначе помещение выглядит захламленным. При построении композиции отдают предпочтение элементам, которые дополняют друг друга.

Как правильно создать дизайн

Стиль барокко, как мозаика, состоит из множества деталей. В помещении задействуют все поверхности, иначе оформление будет неполным. Существуют правила, помогающие воссоздать роскошный дизайн в интерьере.

Стены

Основная задача барокко – удивить входящего в комнату. Отделка вертикального пространства отличается шиком и роскошью. Стены не должны быть однотонными или покрытыми материалом одного вида. В оформлении комбинируют объемные и гладкие поверхности, противопоставляют глянец и матовость.

Дворцовую роскошь воссоздают при помощи современной отделки. На стенах используют декоративную штукатурку, которая визуально повторяет рисунок камня. Рельефность поверхности добавят однотонные вставки:

  • бордюры;
  • молдинги;
  • пилястры;
  • лепнина.

Часто стены делят на прямоугольники и симметрично заполняют 2-3 видами материалов. Динамику стилю барокко в интерьере добавят шпалеры на текстильной или бумажной основе. Вместо штукатурки можно использовать «жидкие» или виниловые обои, создавая нужный объем и текстуру. Очертить границы помогут деревянные или гипсовые панели, окрашенные в тон основному фону.

Оформление технических помещений по роскоши не отличается от жилых. На кухонных стенах уместна керамическая плитка. В зоне фартука используют мозаику или фреску, скрытую под термостеклом. При отделке санузла подчеркивают красоту натуральной фактуры камня, сочетают игру глянца и матовости.

Напольное покрытие в стиле барокко отличается дворцовой роскошью. Даже если стены выполнили в приглушенных тонах, пол будет ярким и заметным. Дизайнеры используют натуральные материалы:

  • древесину благородных пород;
  • гранит;
  • мрамор.

В качестве покрытия в гостиной уместен художественный паркет. Сочетание разных сортов дерева позволяет получить необычную текстуру или цвет, комбинируют лак и матовую приглушенность. При помощи материала создают огромные картины на полу, подчеркивая размеры пространства.

В модульном («щитовом») паркете плашки собирают в форме прямоугольника. Покрытие визуально напоминает ковер. Роскошно смотрится розеточная разновидность, узор которой концентрируется в виде круга в центре комнаты. При разделении помещения на зоны кладут декоративную бордюрную отделку. Если нужен состаренный эффект, на полу применяют технологию кракелюр.

При оформлении стиля барокко в интерьере спальни дизайнеры используют лакированную доску. Глянцевое мерцание отделки подчеркивает красоту древесины. Пространство выглядит роскошным, дорогим и элегантным. Покрытие часто дополняют ковром с геометрическим рисунком.

В интерьере барокко эффектно смотрится наливной пол. Отделка гармонично впишется в гостиную и спальню, санузел и кухню. Износоустойчивый материал визуально может напоминать паркет со сложным узором или благородный камень. Приятная теплая поверхность бывает глянцевой или матовой.

Потолок

При оформлении пространства над головой подчеркивают роскошь дизайна. В интерьере уместны как классические ровные конструкции, так и сложные виды (сферы, своды). Высокие потолки украшают росписью, витиеватой лепниной. Декоративные элементы переходят на стену, создавая единую композицию.

Над головой можно комбинировать разные технологии. Дизайнеры сочетают многоуровневые гипсокартонные конструкции с натяжными полотнами. Эффектно смотрятся огромные потолочные репродукции, повторяющие сюжеты известных мастеров. По периметру размещают объемный бордюр, в углах – фигурки херувимов.

В дизайн комнаты в стиле барокко гармонично впишется фреска. По типу нанесения изображения выделяют 3 вида:

  • Сырая штукатурка. Традиционная технология позволяет получить авторские рисунки.
  • Холст. Картину фиксируют на потолке, края по периметру прячут под рамкой.
  • Флизелин. Фреску печатают на обоях, потом приклеивают к поверхности. Фактурный материал визуально напоминает сырую штукатурку.

Роскошно смотрится изображение, которое полностью покрывает пространство над головой. Огромный рисунок подчеркивает высоту потолка и размеры комнаты. Дизайнеры часто создают эффект удаленной ретроспективы. В спальне уместны фрески, «вписанные» в овалы или прямоугольники.


Окна и двери

Монументальность и помпезность интерьера в стиле барокко подчеркивают огромные проемы. Крупные стеклоблоки часто выполняют в форме арок. По периметру деревянной рамы размещают лепнину, которая перекликается с оформлением потолка. Поверхность стекла дополняют шпросами. Декоративный переплет на окнах визуально напоминает решетку.

В интерьере барокко уместны изящные двери с прямым или арочным проемом. Распашные двухстворчатые конструкции с резными или лепными фасадами выглядят эффектно, подходят для загородных домов. Межкомнатные варианты в квартире состоят из одного элемента, дополненного витражами.

Правильное освещение

Барокко – декоративный и сложный стиль, который проявится в светлом помещении. Из-за многослойных драпировок на окнах в пространство поступает мало солнечных лучей, поэтому для освещения нужны электроприборы. Помпезность интерьеру придают бронзовые хрустальные люстры. Отражаясь от подвесок, свет усиливается и создает мистическое мерцание в комнате.

Выбор модели зависит от функционального назначения и размера помещения. В гостиной дизайнеры рекомендуют устанавливать один массивный потолочный светильник в центре, состоящий из 12 рожков, или 4 средних по периметру. В спальне уместна люстра с абажурами, которые приглушают яркость ламп. На кухне, в санузле используют подвесные варианты с плафонами, в прихожей – встроенные в потолок конструкции.

При зонировании помещения осветительные приборы размещают в функциональных частях. На тумбочке или журнальном столике ставят невысокие светильники с декоративными абажурами. В спальне используют настенные бра, в гостиной рядом с креслом или диваном – торшер. Обязательно подсвечивают ниши, полки и пространство рядом с декором, картинами.


Выбор мебели

Предметы интерьера в стиле барокко легко узнать по обилию изысканных деталей. Статусные, дорогие модели делают из натуральных материалов. Каркас создают из древесины, остальные элементы инкрустируют мозаикой, стеклом или мрамором. Резные фасады покрывают лаком и позолотой. Изящная бронзовая фурнитура по форме перекликается с лепниной потолка.

В дизайне барокко используют много предметов интерьеров, но не захламляют пространство. В помещении ставят шкафы, тумбы с лакированными дверцами. В гостиной уместен журнальный столик с глянцевой столешницей, в спальне – трюмо с инкрустацией, в санузле – комод с позолотой. На кухне рабочую зону-остров покрывают мрамором.

Мягкая мебель в стиле барокко выглядит роскошной. Изогнутые ножки стульев, банкеток добавляют дизайну изящности. В качестве обивки уместны шелк, бархат или атлас, часто применяют гобелен. Мягкие, плавные линии просматриваются в изгибах диванов и кресел.

Кровать – основной элемент спальни, вокруг оси которого строится симметрия интерьера. Ложе с резными изголовьем и изножьем выглядит огромным. В направлении часто используют конструкцию под балдахином, напоминающую королевскую постель.

Цветовая палитра

Роскошный стиль барокко в интерьере предполагает использование гармоничной оттеночной гаммы. Дизайнеры предпочитают комбинировать белый (молочный, слоновой кости) с позолотой. Снежную палитру можно заменить на нейтральные варианты (беж, песочный) и желтый с перламутром.

При оформлении пространства уместны королевские цвета. Насыщенный синий, красный и бордовый эффектно смотрятся на бархатной обивке. В кабинете часто используют сочетание темных зеленого и коричневого. Комбинация фиолетового и серого позволяет создать роскошные покои.


Чтобы помпезность стиля барокко не угнетала, дизайнеры рекомендуют пастельные оттенки. Нежный голубой или сиреневый гармонично сочетается с белым в спальне. Приглушенный розовый в гостиной или прихожей выглядит элегантно и сдержанно. В интерьере уместны золотые или бронзовые узоры, которые привнесут в оформление роскошные нотки.

Украшения и текстиль

Обилие декора – узнаваемая черта стиля барокко. Стены украшают пейзажи, натюрморты или портреты в тяжелых золоченых багетах. Лакированные столешницы комода дополнят крохотные фарфоровые фигурки (пастушки, херувимы). В огромном помещении уместны античные статуи, подпирающие потолок.

Картины можно заменить зеркалами в массивных рамах. В кабинете интерьера барокко часто располагают крупный глобус под старину и напольные часы с боем. В оформлении жилых комнат используют декоративные мелочи:

Музейную роскошь интерьера дизайнеры рекомендуют разбавлять живыми деталями. В углу можно поставить огромный контейнер с фикусом или пальмой. Крупную сферическую клетку для птиц на изящной ножке ставят в гостиной. На каминной полке и подоконниках располагают кашпо с цветами. На столе роскошно смотрится античная ваза с букетом.

В стиле барокко используют много текстиля. Французские шторы с объемными фестонами гармонично вписываются в дворцовый интерьер. В дизайне уместны полупрозрачные гардины, которые дополняют бархатные портьеры с прихватами. Дверные арочные проемы часто украшают шелковыми или атласными драпировками.

Ткань занавесок перекликается с обивкой мягкой мебели, декоративными подушками или постельным бельем. Поверхность декорируют золоченой вышивкой, дополняют кистями и бахромой. Столешницы кухни и столовой украшают скатертью или ажурными салфетками.


Заключение

Стиль барокко в интерьере – дорогое, роскошное оформление, которое поможет подчеркнуть высокий статус владельцев. Сложная отделка стен, потолка и пола гармонично сочетается с обилием декоративных деталей и изящной мебелью. Правильно подобранный дизайн выглядит обжитым и уютным.

Главные принципы оформления интерьера в стиле рококо

Если необходимо показать роскошь во всей монументальности, то лучше взглянуть на барокко. Пожалуй, лучшего стиля для передачи торжественности и величия не найдешь. Поэтому не удивительно, что французская знать в начале восемнадцатого века просто устала все время находится в такой тяжеловесной обстановке. Вельможам захотелось легкости и веселья. Но чтобы вечный праздник всегда подчеркивала все та же роскошь. Поэтому помпезный барокко плавно перешел в стиль рококо, который выгодно отличался светлыми тонами и воздушностью.

Небольшая историческая справка

Мало кто знает, но изначально стиль применяли только для оформления садовых гротов. Ведь название дизайна обыгрывает французское слово rocaille, которое имеет одно из значений, как украшение из ракушек и камней. Позже этим выражением стали обозначать альпинарий.

Некоторые рокайльщики настолько преуспели в своей деятельности, что особо удачные элементы оформления перекочевали из садов в интерьеры комнат. Это случилось при короле Людовике XIV. Но официальное признание для стиля рококо пришло намного позже и вдохновителем направления считают Жана Мейссонье. Именно в его картинах начали появляться асимметричные формы.

На самом деле прологом к стилю послужило творчество Антуана Ватто, рисовавшего свои картины в самом начале восемнадцатого века. И хотя уже с середины столетия Францию захлестнула мода на классицизм с его античными симметричными орнаментами, рококо уверенно продержался в некоторых гостиных до начала нового века.

Это объясняется тем, что его не считали отдельным стилем вплоть до середины девятнадцатого века. В то время многие были уверены, что рококо – это логическая эволюция тяжеловесного барокко. Хотя по сути монументальность последнего просто смягчалась более легким и светлым направлением. И чтобы не говорили впоследствии, период рококо во Франции недаром называли временем Купидона и Венеры.

Основные черты рококо

Поскольку стиль все же признали полностью самостоятельным, для него выделили некоторые особенности. Прежде всего необходимо определиться кому подходит такое оформление. Это мечтательные и утонченные натуры, которые во всем любят изысканность.

Но чтобы воплотить в жизнь всю королевскую роскошь направления нужно обладать немалым состоянием. Поскольку необходим большой загородный дом, а материалы для оформления в стиле рококо стоят недешево. Одной только эксклюзивной мебели понадобится чуть ли не на целый музей. И это, не говоря о драпировке и отдельных предметах искусства.

Характерные признаки рококо:

  • Преобладают пастельные тона, разбавленные белым цветом и богатой позолотой. Но бывают и исключения, которые при удачной реализации очень неплохо смотрятся.
  • Лепнина присутствует практически на всем. Ею украшают потолок и стены. Если в помещении есть колонны, то они без нее не обходятся. Даже на окнах можно найти подобный декор.
  • Любая поверхность, будь то стены, текстиль или плоскости мебельных предметов, покрывается узорами, орнаментом, вышивкой, рисунками либо мозаикой.
  • Необходима мебель ручной работы от известных мастеров прошлого времени. В основном с дорогой узорчатой обивкой и покрытая инкрустациями.
  • Для подчеркивания стиля понадобится многослойный роскошный текстиль.
  • Приветствуются сюжеты из мифов, а также пасторалей.
  • Позолота выступает чуть ли не основным элементом отделки. Ее след присутствует практически на всех предметах в помещении.

Особо рьяных ценителей приходится фактически сдерживать. Потому что после всех преображений жилой дом превращается в музей. И хотя в восемнадцатом столетии стиль рококо в интерьере ценился не только за роскошь, но и за уютность, в современных реалиях проживание среди экспозиций может внести в жизнь существенный дискомфорт.

Но направление удобно тем, что его можно и не применять в чистом виде. Оно прекрасно смешивается с некоторыми другими видами. А в наши дни его чаще применяют для подчеркивания определенных зон в помещении. Поэтому появляется возможность не ограничиваться только загородным особняком, и перенести стиль в современные городские квартиры. Тем более, что нынешняя интерпретация стилистики значительно упрощена.

Современное направление

Сегодняшнюю версию стиля рококо без преувеличения можно назвать минималистической. Потому что характерные рокайли (завитки) остались лишь на мебели и аксессуарах, а по большей части на зеркалах. Такое упразднение является необходимостью, поскольку урбанистическая направленность слегка отличается скудностью украшений в отличие от основной.

Стиль рококо уже не используется в первозданном виде, а дополняет классицизм и в некоторых случаях слегка разбавляет монументальное барокко. Поэтому направление лишилось своих знаменитых пастельных тонов. Стены теперь отделываются намного ярче, а контрастом с ними выступает светлая мебель.

Современный рококо порой даже принимает черно-белое обличье. А классическая мебель в нем приобрела более необычную обивку, чаще в ярких тонах. Паркет в гостиной заменяется ламинатом, а на кухне и в ванной – керамической плиткой. И мягкая шкура экзотического животного на полу будет прекрасным дополнением из классики.

Можно сказать, что на сегодня рококо проявляет себя лишь в деталях. Чаще только в мебели и аксессуарах. А о прежней эпохе роскоши и изящества может напомнить только торшер, имеющий подвески из хрусталя либо канделябры и зеркала, отделанные рокайлями.

Узоры и цветовая гамма

Основной идеей стиля рококо выступает возможность погрузиться в иллюзорный, фантастический мир. Бегство от реальности пропитано молодостью и женственностью, романтизмом и чувственностью. И хотя на убранстве комнат лежит печать утонченности, стиль прежде всего ориентирован на комфорт.

Этого помогают добиться определенные сочетания палитр:

  • белой и золотой;
  • светло-голубой и белой;
  • бледно-розовой и светло-зеленой;
  • светлые оттенки голубой, розовой и зеленой;
  • бежевой и золотой.

Изначально большинство узоров имело элемент рокайля. Завиток морской раковины и неровные жемчужины выступали главными деталями практически во всех орнаментах. Но со временем в рококо пришли гирлянды с переплетением стеблей и листьев. А также великолепие бантов и развивающихся лент.

Стиль рококо чаще всего узнают по таким узорам:

  • раковины или ракушки;
  • картуши;
  • крылатые купидоны;
  • цветочные мотивы.

Копируя манеру барокко, рококо широко использует художественную роспись стен и потолков. Может показаться, что основная сюжетная линия отталкивается только от мифологии. На потолках небесная твердь с ангелами. Фавны и нимфы вместе с детскими фигурками. Но в глубине лежит чисто земное – женщина и мужчина, а также их отношения.

Оформление стен

Стиль рококо в интерьере помещения всегда отличался легкостью и красотой. А это достигается отделкой поверхностей. Стены несли на себе весь налет роскоши и это получалось выразить с помощью резных панелей и объемных драпировок. В ход шли и дорогие текстильные обои, и шпалеры воздушных оттенков.


Эфирности и изящества добивались запрещением прямых линий. Все художественные узоры состояли из виньеток, завитков и причудливых переплетений. Причем декор распространялся на всем протяжении стен, включая любые проемы.

Современному оформлению в стиле рококо значительную помощь оказывает широкий ассортимент обоев. От глянцевых до шелковых. Отличный эффект дает венецианская штукатурка. Но чаще всего используют прием вставок из текстиля. Причем лучшее визуальное впечатление от поверхности получается, когда стену делят на две половины в горизонтальной плоскости. В нижней части наклеиваются добротные обои. А верх оббивается тканью.

Невозможно обойтись без зеркал. Они не просто расширяют пространство. Причудливая игра отражений заставляет включиться воображение, которое переносит человека в иллюзорный сказочный мир. Эффект усиливается, когда зеркала располагают напротив друг друга.

В создание интерьера активно включаются произведения искусства. Картины, гобелены, а также скульптуры служат украшением и нередко выполняют подчеркивание стиля рококо. Большую художественную ценность имеют и разнообразные фрески. Этим приемом также часто отделывают стены.

Дизайн потолка

Оформление верхней части комнаты начинается с падуги. Так называют плавный переход со стен на потолок. Его основное назначение – сглаживание углов. Элемент богато декорируется лепниной и, как правило, покрывается позолотой. Но если необходимо соблюдать строгость атмосферы, то поверхность серебрят.

Оформление самого потолка выполняется в двух вариантах. В первом случае поверхность украшается яркими фресками. Часто мифологической тематики. Во втором – однотонный потолок содержит причудливые элементы из лепнины и венцом декора выступает роскошная люстра.

Последняя может быть изящной конструкции с замысловатыми хрустальными подвесками. Но и фантастически смотрится имитация каскада свечей. Такие люстры хорошо подходят для гостиной в стиле рококо. Что касается спален, то в них необходимо использовать роскошную, но меньшую по размерам модель.

Оформление пола

Как и все в стиле, напольное покрытие непременно должно быть броским. Классическим вариантом оформления является паркет. Этот натуральный материал надежен и крайне долговечен. Имеет красивейшую текстуру, которая создает художественный узор и вносит в помещение ощущение комфорта.


Не менее ценится и роскошно выглядит напольное покрытие из мрамора. В современных реалиях его часто заменяют плиткой, которая прекрасно имитирует этот материал. Особую важность имеет тон поверхности, и ее способность отражать элегантность мебели и изысканность декора.

Но роскошь стиля рококо можно подчеркнуть и великолепным расписным ковром. К тому же он еще больше добавит комнате уюта. Предмет декора отлично впишется в любую гостиную, но лучше всего подходит для спальных помещений.

Грамотный выбор текстиля

Многослойность и изобилие тканей – это одна из важных составляющих. Поэтому, чем замысловатее конструкция, закрывающая окно, тем лучше. Ламбрекены и рюши, бахрома и отделочные шнуры, а также тесьма, подвязки и кисти. Все это непременные атрибуты драпировки окна в комнате в стиле рококо.

Залогом успеха будет использование не таких тяжелых и темных материалов, как в барокко. Лучше всего смотрятся натуральные шелковые шторы, свободно спадающие до самого пола. Если на кровати используется балдахин, то материалы и расцветку необходимо подбирать в унисон с оконными драпировками.

Покрывало на спальное место подбирается стеганое, с ажурной вышивкой и бахромой. В тон ему необходимо найти и подушки. Если в обеденной зоне присутствует большой стол и есть желание украсить его скатертью, то нужно подобрать материал в тон обивки сидений стульев.

Освещение

Без роскошной люстры с хрустальными подвесками в стиле рококо не обойтись. Но она выполняет свои непосредственные функции крайне редко и служит в основном шикарным декором потолка и всего помещения. Главные акценты в освещении комнаты отводятся настенным бра. Ведь стиль часто требует интимности и создания небольшого полумрака.

Это необходимо для активации игры света и теней, чтобы вызвать романтическую и иллюзорную обстановку. Для этих целей нередко используются торшеры, а также канделябры с настоящими свечами. Расположив их в достаточной близости от зеркал, можно добиться поразительного визуального эффекта.


Мебель в стиле рококо

Все предметы меблировки того времени имели изящные формы. И в отличие от классицизма, с которым стиль развивался параллельно, обладали плавными линиями. На их изготовление шли самые лучшие и дорогие породы древесины.

Для мебели в стиле рококо использовались:

  • красное дерево;
  • палисандр;
  • клен;
  • орех;
  • лимон.

Оббивалась мебель парчой, бархатом или шелком. Но кроме дороговизны и высокого качества, мастера той эпохи буквально вкладывали душу в каждую вещь. А поскольку вся мебель была только ручной работы, то она нередко становилась наравне с предметами искусства. И любой уважающий горожанин из богатого сословья просто обязан был иметь у себя в доме такую обстановку.

В моде была низкая посадка кресел и стульев, а также диваны с большой глубиной. Эти предметы объединялись общей чертой. У них были изогнутые ножки и спинки похожей конфигурации. Поверхность часто украшалась ажурной резьбой. А обивка сидений или содержала романтические сцены, или украшалась растительными узорами.

Вся мебель в стиле рококо имела фигурные ножки, которые разнообразно декорировались либо инкрустацией и резьбой, либо бронзовыми накладками. К тому же поверхности щедро покрывались позолотой. Такие ножки поддерживали кушетки, комоды, и большое количество разнообразнейших скамеечек.

Все шкафы утратили простую прямоугольную форму. Теперь их обводы стали обтекаемые, а поверхности украшались волнистыми линиями и тонкими кружевными орнаментами. Вся мебель тщательно лакировалась. А особым шиком считалась инкрустация слоновой костью и самоцветами.

Для спальни в стиле рококо подбиралась особая кровать. Это просторное место для сна, чаще всего располагалось под балдахином с резными колоннами. И, как правило, имело искусно выполненное изголовье, которое также отличалось большими размерами.

Эпоха рококо знаменита еще тем, что подарила миру секретеры и кантоньерки. Так замысловато называли в те времена шкафы для важных бумаг. Еще одной важной деталью, без которой не обходился стиль рококо, выступала ширма. Ее присутствие было обычным не только в будуарах знатных дам, но и во всех гостиных. С помощью нее обычно ограждали определенные зоны большой залы. Например, место для игры в карты.


Заключение

Для стиля рококо присуща утонченность и женственность. Направление насквозь пропитано романтизмом и чувственностью. И благодаря этим качествам создается особая атмосфера уюта и тепла. Но несмотря на такую одомашненность, стиль остается исконно королевским. Благодаря великолепной красоте и роскоши обстановки.

Эксперты утверждают, что в истории различных культур впервые удалось возвести комфортность в ранг искусства. Но перенести дух того времени в современность нетрудно. Достаточно использовать элементы рококо в интерьере. Поскольку стиль легко смешивается с другими. Ведь только внесение на потолок деталей из лепнины, уже добавляет помещению роскоши и изысканности.


Барокко появилось в Италии в конце XVI века и просуществовало в некоторых регионах, например в Германии и колониальной Южной Америке, до XVIII столетия. В этот период католическая церковь начала открыто и эмоционально обращаться к верующим через искусство и архитектуру. Одним из наиболее важных и масштабных способов влияния на общество было создание грандиозных церквей и соборов.

Фото:Giovanni Battista Gaulli/wikipedia.org

Экстравагантный стиль католического барокко сильно контрастировал со строгостью и скромностью протестантских церквей. Он быстро распространился из центральной Италии во Францию, на Пиренейский полуостров и Австрию.

В первую очередь, барокко характеризует роскошь: богатые украшения, позолота, витые колонны, обилие скульптур и декоративных мотивов. Вскоре этот стиль перешел из церковного строительства в светскую жизнь. Сегодня он признан одним из основных архитектурных стилей в Европе.

Фото:Антон Алегавіч Макоўскі/wikipedia.org


Елизавета Лихачева, искусствовед, директор Музея архитектуры имени А. В. Щусева:

«Барокко делится на национальные подразделения — русское, немецкое, английское, французское, итальянское, испанское, австрийское. В каждой стране барокко получает свое воплощение, но есть и общая черта — это всегда архитектура пышная, как правило со сложными планами. В то же время с очень разными подходами. Мы никогда не спутаем итальянское барокко с английским, а испанское с немецким. Также это изобилие архитектурного декора, полихромия. Как правило, барокко цветное, но если посмотреть на ранние образцы, то внешний вид здания может быть и монохромным. Это театральная архитектура: в ней тщательно выстраивается система восприятия сооружения зрителем. Весь декор, а его действительно много, и полихромия, и золото, если оно используется, направлен на то, чтобы произвести впечатление».

Особенности барокко в архитектуре

Сложные формы, контрастность в освещении, яркие цвета и иллюзорные, броско окрашенные потолки — здание в стиле барокко сложно не заметить среди других. Создавая здания в этом стиле, архитекторы уделяли пристальное внимание свету и выбирали отделку в зависимости от того, как он будет отражаться. С помощью таких приемов мастера подчеркивали контрастность и драматизм, создавали игру светотени в помещении.

Фото:shutterstock

Два наиболее популярных типа сооружений в эпоху расцвета барокко — церкви и дворцы. Это могли быть соборы и монастыри, а также городские и загородные особняки, королевские резиденции. Также в стиле барокко предполагалось строить и целые города по определенным схемам, с садами и парками вокруг важных зданий.

Основными формами архитектуры эпохи Возрождения были квадрат, круг и греческий крест. Барокко же основывался на эллипсах, овалах или других сложных геометрических фигурах.

Фото:shutterstock

Изгибы стен были еще одной характеристикой стиля. Они не только соответствовали концепции здания как единого целого, но и привнесли иллюзию движения в архитектуре, которая считается статичным искусством.

Основные черты барокко:

  1. Сложные декоративные приемы. Замысловатые украшения, повторяющиеся мотивы в интерьере и экстерьере зданий;
  2. Позолоченные скульптуры. Они использовались как внутри сооружений, так и снаружи. Статуи были сделаны из гипса или мрамора и отличались высокой контрастностью цветов и фактур;
  3. Много деталей и элементов. Изогнутые стены, расписные и сводчатые потолки, колонны, скульптуры, арки, ниши. Многие из этих элементов создают ощущение движения, динамизма;
  4. Незавершенность. Неполные, фрагментированные элементы декора;
  5. Двухскатная мансардная крыша. Этот кровельный элемент является ключевой особенностью архитектуры французского барокко и встречается во многих замках, загородных особняках;
  6. Освещение. Использование игры света и тени внутри здания;
  7. Цвет. Сочные краски, ярко расписанные потолки, иллюзорные эффекты (тромплей: изображение-иллюзия, которое выполнено настолько реалистично, что его можно принять за действительность), масштабные фрески;
  8. Эклектика. Игнорирование границы между различными формами искусства и смешение архитектуры, живописи, скульптуры.

Примеры барокко в архитектуре

Главными представителями барокко в Италии были Джованни Лоренцо Бернини, Карло Мадерно, Франческо Борромини и Гуарино Гуарини. В Центральной Европе стиль особенно ярко проявился в работе Иоганна Бернхарда Фишера фон Эрлаха, а в Великобритании — в произведениях Кристофера Рена.

Стиль широко представлен и в Австрии. В XVII и XVIII веках империя Габсбургов находилась на пике политического могущества, Австрия была одной из самых влиятельных стран во всей Европе. С властью пришло богатство, и в то время там возводились здания в роскошно украшенном стиле барокко.

Некоторые из образцов архитектуры в стиле барокко в Вене — церковь Святого Карла, дворцы Шенбрунн и Бельведер. Самым ярким примером является Карлскирхе: церковь спроектировал австрийский архитектор Иоганн Бернхард Фишер фон Эрлах. Она наиболее известна своим эллипсоидным куполом и двумя боковыми извилистыми колоннами. На них изображены сцены из жизни Карла Борромео, которому она посвящена.

Церковь Святого Карла в Вене

Примером испанского барокко можно считать кафедральный собор Сантьяго-де-Компостела. На протяжении веков он подвергался нескольким реконструкциям и реставрациям. Фасад стал символом города и поэтому запечатлен на оборотной стороне нескольких испанских монет евро.

Кафедральный собор Сантьяго-де-Компостела

Английские архитекторы начали перенимать стиль барокко в XVII веке. Но большой пожар 1666 года лишил Лондон многих памятников архитектуры и в то же время дал архитекторам, в частности сэру Кристоферу Рену, свободу для использования эстетики барокко при реконструкции города.

Собор Святого Павла

В результате здания в этом стиле разбросаны по всему Лондону, и особенно в лондонском Сити. Самый известный из них — собор Святого Павла.

Европейское барокко

Европейское барокко как стиль развивалось под влиянием идеологии контрреформации, которая была сформулирована в середине XVI века. Это переломный век, ряд исследователей-медиевистов считают, что именно тогда закончилось Средневековье и началось новое время. В XV веке завершается эпоха великих географических открытий, и в XVI представления о реальности и мире очень меняются. Все эти сложные процессы не могут не найти свое отражение в архитектуре.

Елизавета Лихачева:

«Европейское барокко очень разнообразно. Стиль выходит из Рима уже во второй половине XVII века и сначала распространяется по северу Италии, потом к началу XVIII проникает на юг. Там это приобретает квази-размеры, потому что на на памятниках южного барокко (не только итальянского, но и южно-испанского, например) нет свободного места. Например, фасад собора Св. Иакова в Сантьяго-де-Компостела отлично подходит, чтобы понять, как себе представляют барокко южные люди с не очень хорошо развитой визуальной культурой. Фактически это полное отсутствие стены как таковой, все место занимает сплошной декор. Но чем северней, тем более разумно используются и украшения, и система оформления.

Фото:shutterstock

Французское барокко должно восприниматься в контексте сочетания с классицизмом. Самый яркий пример такого подхода — Версаль Франсуа Мансара. Он создает классические фасады большого версальского дворца с барочными заимствованиями и с абсолютно барочным пространством внутри — зеркальной галереей. С его игрой света, зеркалами, с определенными приемами, позволяющими раздвинуть стены.

Версаль

Есть также чудесная разновидность, которая вызывает иронию у историков искусства — немецкое барокко. Оно тоже неоднородно. Баварский, южно-немецкий вариант прекрасно отражают черты стиля. А вот северный, особенно прусский — это барокко, доведенное почти до такого же абсурда, как в Испании. Только с той разницей, что на севере Германии его еще обильно покрывали золотом. Это производит неоднозначное впечатление, как, например, чайный павильон в Сан Суси.

Чайный павильон в Сан Суси

В Англии барокко не получило столь широкого распространения, как в Европе. Это были какие-то общие влияния — прежде всего, планировочных решений, например, овальная площадь. Королевский полумесяц в Бате явно восходит по своей идее к площади собора Св. Петра. Только в Риме это главная площадь христианского мира, а в Англии — жилой комплекс для курортников. Она больше тяготеет к классическим формам и как раз XVIII век, период европейского барокко, в Англии распространяется палладианство как извод главных достижений классицизма.

Классицизм взял из барокко одну очень важную вещь — английский пейзажный парк. Он выглядит как дикорастущий лес, а на самом деле полностью придуман, и люди ходят по этому парку туда, куда запланировал архитектор. Вершина соединения классицистических принципов и барокко — палладианское поместье: здание в стиле классицизма в окружении абсолютно барочного пространства пейзажного парка».

Барокко в Италии

Площадь Святого Петра

Самый известный пример итальянского церковного барокко — трапециевидная площадь Святого Петра в Риме, признанная шедевром архитектуры. Она разделена на две части, спроектированные Джаном Лоренцо Бернини в колоссальном масштабе, чтобы соответствовать пространству и вызывать трепет.

Церковь Сан-Карло алле Кватро Фонтане

Главным соперником Бернини был Франческо Борромини. Признанный революционер в архитектуре, Борромини решил основывать свои проекты на сложных геометрических фигурах — модулях. Архитектурное пространство Борромини, кажется, расширяется и сжимается, когда это необходимо, демонстрируя некоторое сходство с поздним стилем Микеланджело. Его культовым шедевром считается церковь Сан-Карло алле Кватро Фонтане.

Церковь Сан-Карло алле Кватро Фонтане

Елизавета Лихачева:

«Одним из первых памятников предбарочного периода можно назвать церковь Иль Джезу, которую начали строить по проекту Джакомо да Виньола, а закончил ее Джакомо Делла Порта. Она стала главной церковью иезуитского ордена и, по большому счету, формальной декларацией стиля — его пышности, излишней декоративности. Также барочным архитектором считается Карло Мадерна — один из главных архитекторов Рима и собора Святого Петра на рубеже XVI—XVII вв. У него в подмастерьях — два главных «крестных отца», создателя стиля барокко в Италии: Франческо Борромини и Джованни Лоренцо Бернини. Считается, что они друг друга терпеть не могли, завидовали и воровали идеи. Но, на мой взгляд, это не так. Они скорее обогащали проекты. В их соперничестве и родилось настоящее римское барокко».

Барокко в России

Лучший город для знакомства со стилем — Санкт-Петербург. Архитектуру той эпохи часто называют петровским барокко. Оно приобрело популярность в начале XVIII века, когда Петр I пригласил известных архитекторов Европы в Россию, чтобы превратить Петербург в европейскую столицу.

Екатерининский дворец

После смерти Петра I барокко в Санкт-Петербурге было представлено знаменитым итальянским архитектором Франческо Бартоломео Растрелли, среди работ которого Зимний дворец и Екатерининский дворец.

Елизавета Лихачева:

«Отличие от Европы не в архитектурной форме, а в системе декора. Россия, вопреки всеобщему заблуждению, достаточно четко реагировала на европейскую моду. Уже в начале XVI века в русской архитектуре была тенденция к маньеризму (переходный стиль между Возрождением и барокко). Самый знаменитый памятник, построенный под его влиянием — Храм Василия Блаженного. После Смуты в начале XVII в. распространение европейского барокко в России усиливается и возникает направление, которое получит название «русское узорочье».

В конце XVII века, в преддверие петровских реформ, возникает более рассудочный стиль, известный как нарышкинское барокко. И как один из его изводов — строгановское барокко. Они связаны с семьями Нарышкиных и Строгановых. Самый известный памятник нарышкинского барокко — церковь Покрова в Филях.

Церковь Покрова в Филях

Настоящее барокко приходит в Россию с Петром I, он привозит его из Франции. Именно как барочный город проектируется первоначально Санкт-Петербург, но впоследствии он будет перепланирован. И последний всплеск интереса к этому стилю — елизаветинское барокко. Смольный монастырь и Екатерининский дворец строил итальянец Растрелли. С приходом Екатерины II мода меняется, барокко уходит, на его место приходит классицизм. Елизаветинское барокко в Москве оставило не так много памятников, но в раннем классицизме можно увидеть влияние барочного стиля. В постройках В. Баженова, в его проекте Кремлевского дворца, в доме Пашкова прослеживается барочная структура.

На выходе для русского барокко на первых этапах свойственна неосознанность, мастера размещали на фасадах все подряд, не особо задумываясь о смысле того, что они делают. А вот уже во второй половине XVII в. с появлением Нарышкиных и Строгановых использование барочных элементов становится более логичным, и окончательно оно осмысляется в первой половине XVIII в. Русский барочный стиль — более самобытный, чем немецкий или французский».

Барокко как стиль в интерьере появился ещё в XVII веке в Италии, но его элементы до сих пор находят своих обожателей. Если вы в их числе — устраивайтесь поудобнее, нам есть, чем поделиться.

ff35da84dc317a48afd51152c953ac51.jpg

Две работы Джованни Лоренцо Бернини. Слевацерковь Сант-Андреа-аль-Квиринале, открытая в 1670 году в Риме. Справакафедра Святого Петра в соборе Святого Петра в Ватикане, открытая 1666 году

Возникновение стиля барокко

e2bd7624ab0c870303dc466c829b4e3d.jpg

На эту тему у нас даже отдельная статья есть. В начале XVII века религия в Риме играла огромную роль в жизни простых граждан. В ответ на протестантскую Реформацию Католическая церковь стремилась установить эмоциональный контакт с итальянцами/ И если в эпоху Возрождения архитектурное искусство позиционировало себя элитарным и « не для всех » , то барокко был призван заставить даже необразованные массы поверить в силу и грандиозность церкви.

Римские папы нанимали лучших архитекторов, художников, дизайнеров интерьеров для постройки бесчисленных церквей и дворцов, что меняло облик города, делало Рим визуально богаче и роскошнее. Этот стиль быстро подхватили во всей Европе. Вслед за экстерьером менялось и внутреннее убранство состоятельных граждан. Великие художники своего времени занимались разработкой нового стиля мебели и декора, пытаясь переплюнуть друг друга и самих себя. Давайте посмотрим, что у них получилось.

Основные принципы

f848311ea015c38d27a4be29e881290c.jpg

В барокко принято преувеличивать выражения и жесты, создавать драму, напряжение, величие. Стиль барокко — это символ силы. Большие и детально продуманные предметы мебели, украшенные золотом рамы и стены, резные потолки — стиль дворцов и огромных резиденций. В современном мире воссоздать атмосферу правильного барокко очень сложно из-за масштабов стиля. Но аккуратный микс современных линий и основных элементов традиционного барокко может отлично вписаться даже в городское жилье.

Попробуйте добавить в свой интерьер:

Мебель, украшенную изысканной резьбой, покрытую золотом или бронзой

Богатую отделку: молдинги на стенах и потолке, гобелены, лепнину

Скульптуры и изящные статуи, часто изображающие детей, музыкантов и красивых женщин

Роскошное постельное белье (из парчи, шёлка, бархата)

Посмотрите, как можно добавить отдельные элементы стиля в современный дизайн. Детали остаются те же – лепнина, высокие окна и двери, но несколько невесомых предметов полностью меняют пространство.

Цветовая гамма

3eca9aa6c1524246ecea8a5b3f5def94.jpg

Основной цветовой акцент барокко — золото, которым часто украшены зеркала, предметы декора, мебель и аксессуары. Чтобы подчеркнуть металл, выбирайте светлые нейтральные оттенки или, наоборот, тёмные и богатые: бордо, насыщенный синий или глубокий зелёный.

Оформление стен

35d07df926879bc77add137c0b66a38d.jpg

Главное правило — стены должны быть рельефными. Стиль барокко предполагает динамику: огромное количество вставок, бордюров, молдингов, гобеленов, лепнин, ниш, колонн, и даже пилястров. Приветствуются картины времен Ренессанса на стенах. Для придания объема используются также текстильные обои, гипс, окрашенные деревянные панели. Смело смешивайте декор друг с другом: лепнину, позолоту, фрески — в этом стиле не бывает понятия « слишком роскошно » .

Оформление потолка

b9b102e03613fd31386cc212896d46e0.jpg

Правила те же, что и у стен: потолки не могут быть однородными. Они часто расписаны, обрамлены лепными украшениями. В классическом барокко потолок — продолжение стены, он должен дополнять, но не контрастировать. Декор в виде позолоты также остается уместен. Идеальное решение, если вы хотите передать дух эпохи — потолок, украшенный фресками.

Оформление пола

68cc781150cbcc32748b13668665560c.jpg

Цвет пола обязательно должен сочетаться с цветовой гаммой пространства. Материалы: чаще всего дерево, уместен будет искусственный паркет под дорогую древесину. Можно использовать камень. Частый гость в интерьере ковер, но (обращаем на это особое внимание) ковры не должны занимать всю поверхность пола.

Мебель в стиле барокко

668f8fc94867501ec237cc700ec875b6.jpg

Основная особенность мебели в стиле барокко — сложный орнамент. Вся мебель украшена множеством деталей, с обильным, очень часто преувеличенным декором. При этом композиции отличаются тонким балансом и гармоничной интеграцией всех элементов. Части мебели симметричны, все детали повторяются одинаково с обеих сторон.

Мебель того времени часто изготавливалась из экзотических материалов: красное и эбеновое дерево, слоновая кость, импортированные металлы. Распространены были мраморные столешницы, особой популярностью пользовалась позолота.

Такая мебель обязательно должна быть презентабельной и роскошной. Мебель часто украшают:

Лаками и позолотой

Изогнутыми изящными ножками

Текстиль

36971d902e98f9255f1df2d303024bc3.jpg

Текстиль необходим для поддержания чувства богатства и роскоши. Этот эффект достигается при помощи пышных драпировок, подвесок и кисточек, золотых вставок. Большое значение имеют шторы. Как правило, шторы шьются из бархатной ткани, золотой парчи, атласа или шёлка, их расшивают золотой нитью или люрексом. В современных интерьерах популярны ткани, имитирующие натуральные материалы: такие как оникс, мрамор, малахит и др. Очень важно наличие роскошного ламбрекена, дополнительно украшенного вышивкой. Допускается использование контрастных цветов.

Освещение

08ac6e605437ce8652f105d6aa2ddb9a.jpg

В комнатах в стиле барокко обязательны большие окна, дающие много дневного света. Также используются широкие зеркала, которые наполняют пространство светом и визуально его увеличивают. Искусственное освещение представлено хрустальными массивными люстрами с лампами, имитирующими свечи. Используются также настенные светильники и эффектные торшеры с резными ножками.

Барокко сегодня

71eba1bbf5f8763c6b6e755368bcd96f.jpg

Конечно, повторить дворцовый стиль каноничного барокко сегодня не очень-то просто: приходится думать о том, как сэкономить квадратные метры и не устраивать пир на весь мир. И всё же вдохновляться изяществом XVII века можно и нужно: добавьте немного лепнины на стены, поставьте пару стульев с резными ножками или хотя бы повесьте золотое зеркало на стену.


Барокко начал свое триумфальное шествие по миру в XVII-XVIII веках прямиком из Италии. Остановить его были не в силах ни дипломатические отношения, ни предрассудки.

Предназначался стиль для церковной архитектуры, чтобы производить особенное впечатление на верующих, показывать величие Бога и ничтожность человека по сравнению с небом.

Наибольшего расцвета стиль достиг при дворе Людовика XIV, Короля-Солнца, того самого, кто изрек «Государство – это я» и увековечил себя в каждом учебнике истории.


Карлскирхе в Вене на фото выше – выдающийся пример венского барокко. Поверхность фасада слоится, все время прерывается выступами и пилястрами.


Площадь перед собором Святого Петра в Риме, архитектор П.Бернини (1663).


Пример русского барокко – Екатерининский дворец, архитектор Б. Ф. Растрелли. Посмотрите, сколько на фасаде колонн, лепнины и статуй. Взгляд все время перескакивает с детали на деталь.

Барокко в архитектуре – это, прежде всего, размах, простор и динамика. Этот стиль подобен сложносочиненному предложению. Для которого характерно изобилие декора фасадов скульптурами, барельефами, колоннами и пилястрами. Купола зачастую многоярусные, как у собора Св. Петра в Риме на фото ниже.


Собор Святого Петра в Риме. Изучите фасад: окна, портик, скульптуры, пилястры, арки, лепнина. Взгляду всегда есть, на чем остановиться.

Детали


Изобилие и пышность интерьера в стиле барокко. Азамкирхе — интерьер церкви в Мюнхене, арх. братья Азам (1733—1746 гг.). Кругом фрески, лепнина, золотые лучи, позолоченные элементы, благородные камни, витые колонны, сглаженные формы (любимая форма барокко – овал, острые углы практически отсутствуют)

Когда оказываешься внутри барочных построек, внешняя отделка уже не так впечатляет, как настоящее буйство роскоши, позолоты, красок, фресок со всех сторон. Чтобы стиль барокко проявил себя в полной мере нужно, как вы видите, очень много квадратных метров и, пожалуй, еще больше декора.


Интерьер Екатерининского дворца тоже в стиле барокко: зеркала, сусальное золото, скульптуры, овалы, арки, завитки, наборный художественный паркет – на стене и потолке нет свободного места.


Интерьер кафедрального собора Святого Стефана (Пассау, 1668—1693) немного скромнее предыдущих примеров, потому что лепнина, колонны, пилястры былого цвета. Яркие пятна – только фрески на потолке.


Потолок в монастыре Этталь – одного из крупнейших памятников барокко – на юге Германии. Просто изучите детали.

Жемчужина неправильной формы и Король-Солнце


С итальянского языка barocco — «причудливый», «странный». А с португальского и вовсе «жемчужина неправильной формы».

Но в интерьере и архитектуре это не значит – асимметричная. Для стиля барокко, такого фактурного и чрезмерного, все же характерна симметрия, как и для любого классического стиля (с другими можно познакомиться в этой статье).


Иллюстрация из книги по истории мебели, от самого раннего до настоящего времени, показывает, как выглядит мебель в стиле барокко – это ножки кабриоль (изогнутые и резные), обилие декоративных элементов, плавные формы.


Плавные линии и изгибы характерны для всего в барокко – от фасадов зданий до рам зеркал и изгородей .

Самыми яркими представителями в архитектуре барокко были итальянцы. Но пышные барочные интерьеры ярче всего расцвели во Франции и Германии.


В XVII веке во Франции идеалом мужчины был Людовик XIV, Король-Солнце, искусный наездник, стрелок и законодатель мод. Это было время абсолютизма и безграничных возможностей короля. Это находило свое отражение во всем. Поэтому можно встретить много примеров символики Короля-Солнца.


Судя по отношению французов к жизни, праздникам и архитектуре, Людовик все еще их герой.

Пожалуй, искусство барокко – самое бурно обсуждаемое направление в искусстве. Его можно либо любить, либо ненавидеть, но оставаться равнодушным нельзя. Барокко критикуют за излишнюю театральность и им восхищаются за богатство, роскошь фактур и динамику. Как говорит искусствовед Анастасия Постригай, “барокко набрасывается на тебя”.

Нам нравится идея того, что искусство вызывает эмоцию. Нам кажется, что интерьеры – это тоже искусство и они тоже должны транслировать эмоцию. Пусть барочные интерьеры показывают это немного более явно, чем многим хотелось бы. Но то, что они не оставляют равнодушными, вдохновляют и откладываются в памяти – огромная заслуга стиля. Барокко научил нас тому, что “так тоже можно”.

Читайте также: