Панно на стене дома добрынинская пл

Обновлено: 19.04.2024

Станция метро "Парк Победы" открыта в мае 2003 года и стала на тот момент конечной Арбатско-Покровской линии. Станция получила название и тематику оформления по находящемуся рядом Парку Победы. Станция изначально планировалась для кросс-платформенной пересадки, но до 2014 года сюда приходили только поезда Арбатско-Покровской линии. Давно хотел уже написать про эту станцию, но все как то откладывал на потом, и теперь накопилось достаточное количество фото, и самое время спуститься и посмотреть.

Как всегда хотелось начать с эскизов, но отчего то их не так уж много. Вот какой-то ранний вариант. Очень такой советский, яркий красный.

А вот рендер уже того варианта, который в итоге построили. Собственно больше ничего найти не удалось. Однако, если вот предыдущая картинка - это реально один из вариантов, то конечно лучше то, что получилось. Тут, кстати видно, что не предполагалось делать никаких светильников под карнизами. В итоге их сделали, но не включают.

1. Станция на поверхности имеет 5 выходов. Выходы - обычные лестничный сходы из подуличного перехода. По два выхода с обоих стороны Кутузовского проспекта и один выход к Триумфальной арке

2. Ко Дню Победы в 2015 году подуличные переходы украсили такими вот граффити. В принципе неплохо. Кстати граффити на стенах переходов мы также видели еще и на станциях метро "Чкаловская", "Выхино", "Лубянка", "Охотный ряд" и "Текстильщики".

3. Так как тематика станции - это как раз тема Великой Отечественной войны, поэтому такое фот оформление выглядит вполне органичным. Вообще, хорошая тема, привлекать художников, занимающихся граффити к оформлению городских объектов.

4. Вестибюль у станции пока один (может быть, после постройки участка Калининско-Солнцевской линии появится еще один), он подземный. Интересно, что рядом с названием станции красуется еще логотип метро (старый уже).

5. В самом вестибюле висит "глобус метро", жалко, что без внутренней подсветки. Над окошками касс наклейки уже в новом стиле.

6. В кассовом зале находятся турникеты. Их довольно большое количество, рассчитанное видимо на большой пассажиропоток, однако почему то, маятниковых дверей на выходе из вестибюля в подуличник всего по три в каждую сторону.

7. Из небольшого кассового зала спускаемся по лестнице в огромнейший эскалаторный зал. Смотрится он конечно очень круто, очень просторно. Но функционально это все не оправдано. Повторюсь, кассовый зал очень маленький, а там могут например образовываться очереди из покупающих билеты, в том числе и групп туристов. Видел такое неоднократно. Почему нельзя было организовать кассы внизу, в этом просторном зале?

8. Ограждение эскалаторов выполнено очень круто, массивные ножки, облицованные камнем, нержавеющие трубы - все очень качественно.

9. Вот о чем я говорил, будка с полицией под лестницей. Вот там бы было бы логично разместить кассы, что разгрузило бы верхний кассовый зал. Соответственно и турникеты на вход можно было бы спустить вниз, а турникеты на выход вообще убрать, так как маленькие эскалаторы из этого зала в кассовый работают только на подъем. Чтобы это не казалось кому то бредом. похожая схема компоновки вестибюля существует на ст.м. "Тургеневска". Тех же полицейских можно пересадить к стене напротив, правда для этого придется им городить отдельный "аквариум".

Спускаемся по эскалатору. Кстати тут 4 нитки эскалатора. Светильники в виде шаров - неплохо. Кстати это самый длинный эскалатор в Московском метро, так как станция самая глубокая. Глубина ее заложения 80 метров - это, чтобы представить себе, высота 22-этажного дома.

10. Станция строилась изначально из расчета кросс-плотформенной пересадки. Тут два одинаковых зала, которые соединены двумя переходами. Из четырех, параллельно идущих путей, внешние относятся к Калининско-Солнцевской линии, а внутренние к Арбатско-Покровской линии. Тут будет такой же принцип, как и на ст.м. "Китай-город" если вы едете в одном направлении и вам нужно пересесть на соседнюю линию, то нужно будет всего лишь перейти на другую сторону платформы. Пока же по "внешним" путям ходит только челночный поезд до станции метро "Деловой центр"

11. Не используемая сторона платформы отгорожена профлистом, тут и таблички пустые и пол идеально отполирован.

12. Станция пилонная трехсводчатая глубокого, как я у же говорил, заложения. Между пилонами такие вот светильники. Отделка потолка какими-то пластиковыми панелями.

13. В торце бокового зала стоит будка дежурного по станции. Путевая стена и пилоны отделаны натуральным камнем двух цветов.

14. В торцах обоих залов расположены панно, авторства З. Церетели. Тут, в южном зале, панно, посвященное Отечественной войне 1812 года. Наверху недалеко от станции расположена Бородинская панорама и на Кутузовском проспекте стоит, перенесенная с площади Тверская застава Триумфальная арка, посвященная победе в войне 1812 года. Так что выбор тематики оформления станции вполне оправдан.

15. Такое вот панно. Работ Церетели в метро довольно много и, что интересно, выполнены они в различных необычных техниках.

16. Эта работа выполнена в технике перегородчатой эмали. Крутая тема, реально стоит подойти ближе - поглядеть.

17. Тут же в торце шикарные скамейки с такими вот шарами из камня. Чувствуется старая школа. Наверное это одни из самых крутых скамеек на станциях открытых в этом уже веке.

18. А в северном зале панно, посвященное уже другой войне - Великой отечественной. Тоже выбор не случаен, так как наверху находится Поклонная гора. Однако сейчас торец с панно закрыт профлистом. Неужели именно отсюда будет выход в новый вестибюль.

19. Переходы в другой зал.

20. Тут подсветка ступеней, нержавеющие поручни, все опять же аккуратненько.

21. В южном зале отделка пилонов двухцветная. Стороны, обращенные в центральный и боковой залы, отделаны серым камнем. Другие две стенки отделаны рыжим камнем. Такого же рыжего цвета и табличка с названием станции на путевой стене. Кстати стиль оформления вывески похож на такой на станции "Ясенево" и соседние с ней станции.

22. В северном зале расцветка пилонов другая. И расцветка путевой стены тоже. Удивительно, но я никогда не замечал такой разницы, как то просто не обращал внимания. Я думал, что оба зала абсолютно идентичны. Но нет. Даже пол выложен разной по цвету плиткой.

23. Табличка с названием станции в северном зале светлая.

24. В каждой нише между пилонами висит указатель, по-моему это чрезмерная избыточность информации.

25. Интересно, что освещение свода центрального зала осуществляется с помощью закарнизных светильников. Но кроме них есть еще светильники в нижней части карнизов - они почему-то не работают.

26. К празднику 9 мая пилоны украсили георгиевскими ленточками. Я против всякого показного патриотизма и увешивания всего и вся лентами, и другими атрибутами, но тут ленточки на пилонах оказались очень гармоничны. Даже цветовая гамма отделки станции с ними сочетается.

27. И на путевой стене повесили плакат, посвященный празднику. Круто, гораздо лучше, чем рекламу вешать на путевую стену.

28. Еще немного "победного" декора.

29. Вот так это все выглядело во время праздников..

30. В принципе наклейки в виде георгиевской ленточки можно было и не снимать. Без них, в обычном своем состоянии центральный зал выглядит вот так.

31. А вот так выглядит северный зал.

32. В боковом зале, в торце тоже есть роскошные скамейки.

33. И еще тут очень прикольная табличка с названием станции. Интересно, это специально так сделали, или саму табличку "скрутили" из частей из разных залов, а может это образец, в итоге не понравившийся архитекторам, но который решили не менять?

34. Еще раз взглянем на центральный зал от эскалаторов, тут тоже такие декоративные элементы с шариками. Очень мило. Все эти полоски, цветовая гамма отделки пилонов, "шахматный" пол. смотрится очень неплохо. Многим любителям "старого" метро, станций кольцевой линии, нравится ст.м. "Парк Победы" так как тут в отделке применялись классические материалы. Каменная отделка стен, пола, путевой стены, декоративные элементы на пилонах, те же шарики, все это отсыл к классическим станциям московского метро.

35. Другой зал с того же ракурса.

36. Там, где в южном зале начинается эскалатор, тут полосатая глухая стена.

37. Кстати сейчас участок Солнцевского радиуса составляет всего две станции и между ними ходит поезд челнок. Раньше он приходил в южный зал (тот, который с черными плитками пола), сейчас поезда приходят в соседний зал.

Такой эту станцию посчитали советские чиновники. Чем настолько выделялась платформа по сравнению с другими дворцами Кольцевой линии? Почему архитектуру станции назвали слишком простой и безыдейной? И какую тайну хранил архитектор "Добрынинской" почти до развала СССР? Об этом и не только расскажу сегодня.

Загадки и тайны названия

Станция открылась 1 января 1950 года в составе первого участка Кольцевой линии от "Курской" до "Парка культуры". Изначально платформа получила не такое название, под которым мы её знаем сегодня ("Добрынинская"). Она открылась как "Серпуховская". Это было довольно странно. Ведь площадь, на которой располагался наземный вестибюль, уже давно так не называлась.

Ещё с 1918 года её нарекли Советской. Правда долго этот вариант не продержался. Тогда площадь стала носить имя одного из основателей коммунистической партии Германии Карла Либкнехта. Пока в 1922 не приобрела постоянного наименования - Добрынинская. Так её назвали в честь простого токаря Петра Добрынина. Он погиб во время революционных событий 1917 года.

Правда случилось всё совсем не здесь, а на Остоженке. Она находится на достаточно приличном расстоянии отсюда. Почему именно эта площадь стала Добрынинской, остаётся загадкой. Кстати, некоторые историки считают, что разные названия станции метро и площади, это пример влияния топонимики Москвы. Несмотря на желание советского руководства, город неизвестным образом смог отстоять историческое наименование. Но, конечно, без одобрения кого-то из вышестоящих чиновников вряд ли обошлось.

Откуда взялась станция?

Главным архитектором станции стал Леонид Павлов. У него было своё видение "Добрынинской". Всё потому, что вдохновлялся он храмом Покрова на Нерли. Для советского времени очень смелый шаг. Правда сознался в этом Павлов уже в 1980-х, ближе к распаду СССР.

Архитектор рассказывал, что часто ездил во Владимирскую область, чтобы смотреть на памятники древнерусского зодчества. Естественно, когда ему поручили проект "Добрынинской" он отправился именно туда. Так получилось, что однажды ночевать Павлову пришлось на сеновале. Он проснулся рано утром и обомлел.

Перед его глазами предстала церковь Покрова на Нерли в лучах утреннего солнца. Оно отбрасывало красивые тени. За счёт этого казалось, что храм меняет форму. Также другими становились и цвета. От тёмных и жёлтых оттенков они превратились в абсолютно белые. Вся эта картина настолько поразила Леонида Павлова, что он решил воплотить в облицовке станции эту игру утреннего света. Смотрите сами, получилось или нет?

Facebook Если у вас не работает этот способ авторизации, сконвертируйте свой аккаунт по ссылке ВКонтакте Google RAMBLER&Co ID

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Панно - под охрану государства!



Поскольку дом по адресу ул. Большая Полянка, 60/2 в Москве, в данный момент нежилой и не охраняется государством, то вызывает большое опасение дальнейшая судьба панно «Мы строим коммунизм» на торце этого дома.

У этого панно есть автор и удивительная предыстория. Связана она с открытием Волжской ГЭС (1961), где это панно было создано участником Великой Отечественной войны, известным в городе художником-волгоградцем Михаилом Яковлевичем Пыштой (1926- 2016 ).

И это знак окончательного восстановления героического Сталинграда, возвращения его к мирной жизни. Ну а для Москвы эта авторская художественная реплика - знак нашей связи со славным волжским городом. Три фигуры - это центральная часть большой композиции на эстакаде волжской плотины. В Москве панно было повторено в 1965-1967 году во время строительства тоннеля под Добрынинской площадью, поскольку голый торец дома № 60/2 выглядел весьма уныло и с помощью этого панно был оживлён. Само панно, и особенно типографика его девиза, - это возрождение через сорок лет актуального стиля 1920-х годов. Так что, в данном случае мы имеем дело не просто с агитационным плакатом, но с памятником целой эпохе. Спутник в руках у комсомольца - в знак первого десятилетия после запуска первого искусственного спутника Земли.

Его создали в 1961 году художники Николай Бароха, Юрий Боско, Александр Петров, Пётр Малков, Михаил Пышта и Дмитрий Панкратов. Сам Михаил Яковлевич Пышта вспоминал: «В то время заметная пафосность не считалась зазорной. Мы, видимо, угадали дух времени, не случайно три моих фигуры позже были повторены на торце одного из зданий в центре Москвы». По другой информации, автор фрагмента с тремя фигурами Николай Фёдорович Бароха. Панно «Запуск первого искусственного спутника Земли» — конкурсный проект Н.Ф. Бароха, выполненный в соавторстве с В.Н. Безруковым в 1958 году.

Необходимо принять во внимание тот факт, что это панно не является памятником какой-либо идеологии, например, коммунизму, как наивно полагают некоторые. И для самого коммунизма это панно не имеет вообще никакого значения. Большинство людей давно уже не воспринимают его как агитплакат. Для людей это панно — всего лишь памятник одной из эпох нашей страны, ни одну из которых не выкинуть из истории России. Т.е. это память о советском периоде, в который большинство из нас родилось, о его окружающей городской среде, его эстетике, его стиле. Память о периоде, который навсегда остался в прошлом, но, кажется, что был ещё совсем недавно.Не так уж много у нас остаётся таких бытовых памятников. Для кого-то это повод поностальгировать и ничего плохого, вредного, в этом нет. Таким образом, панно не является памятником идеологии, это - памятник городской среде обитания прошедшей эпохи.

Мы, жители, общественность, отделения политических партий районов Якиманка и Замоскворечье, депутаты района Якиманка, Совет ветеранов района Якиманка требуем придать этому панно статус охраняемого государством памятника.

Демонтировав это панно, мы лишимся оригинальнейшего в своем роде артефакта. Раз уж само здание сохранено, то логичным будет сохранить его со всеми атрибутами той эпохи. И идеология тут не при чём, иначе пришлось бы сносить и ВДНХ, и закрашивать половину старых станций Московского метро. Для района Якиманка и для ЦАО это панно уже давно стало одной из визитных карточек, которые могут привлекать также и внимание туристов, в частности, во время Чемпионата мира по футболу в 2018 году.

_______________
про китайских туристов забыли написать(((( чем они хуже футбольных фанатов?))
что же касается ВДНХ и всего остального, включая улицы, бульвары и проч. - так уже десоветизация там прошлась по полной

ps
Депутат Муниципального собрания района Якиманка Дмитрий Захаров обратился в Департамент культурного наследия. В ведомстве ответили, что панно «Мы строим коммунизм» объектом культурного наследия не является. А здание, на котором оно расположено, «отнесено к исторически ценным градоформирующим объектам». «Основания для принятия решения об отнесении к объектам культурного наследия панно у Департамента отсутствуют», — говорится в письме.

В 1960-е годы в Москве началась эпоха «великого переселения народов»: чтобы город вместил всех приезжих из провинции, требовалась новая градострои­тель­ная политика. Москва разрастается до границ современного МКАДа, поглотив пять отдельных городов: Кунцево, Люблино, Бабушкин, Перово, Тушино. С 1959 по 1971 год, когда приняли новый Генплан, население города выросло с пяти до семи миллионов.

После того как Хрущев отправляется в Гавану и видит там FOCSA Building, возведенный в 1956 году, запускается проект строительства Нового Арбата (не случайно московские дома-книжки так напоминают гаванскую высотку). На месте бывших деревень со своей локальной памятью отстраиваются плеяды панельных районов, особенно на юго-западе и юго-востоке. Старая модель мира сменяется новой, «общемосковской».


FOCSA Building. Гавана, 2017 год © Delphinidaesy / CC BY-NC 2.0

В это время архитекторы мыслят целыми городами, охватывая своими проектами пространство от горизонта до горизонта. Небо пронзают новые шпили — Останкинская телебашня, монумент «Покорителям космоса» Это третье перерождение московской иглы, сильного вертикального акцента. Архитек­торы любого времени, даже самого безбож­ного, возвращались к нему снова и снова. Многие сталинские дома в этот период руга­ют именно за увлечение шпилями. Первая игла — колокольня. Вторая игла — сталин­ская высотка. Третья игла — модернистская. .

В новых домах — как снаружи, так и внутри — появляются мозаики, ставшие важнейшим слагаемым советского искусства. Несмотря на региональную специфику, набор сюжетов в основном был один и тот же — от Калининграда до Владивостока.

Советская мозаика стала одним из редких инструментов украшения города. По ней легко проследить эволюцию идеологии, разглядеть элементы повсе­днев­ности и даже понять, о чем думали и мечтали в ту эпоху. Это самый свободный из декоративно-прикладных жанров СССР (так, есть легенда, что в Зеленограде выложили мозаику в виде сперматозоида).

Часто мозаика рассказывает о перемене политического курса: например, на московской станции метро «Доб­ры­нинская», на мозаике с изображением парада 1945 года, вместо Сталина появился Гагарин. При этом мозаики нельзя рассматривать в отрыве от функции здания, на котором они размещены (хотя есть случаи, когда сюжет к этому никак не привязан). На музыкальной школе с большей вероятностью будет изображена лира, автомобильный завод снабдят «комиксом», который иллюстрирует весь производственный процесс, а научный институт, скорее всего, получит молодых ученых с колбами и ретортами.

Иллюстрация из книги «Сталинское метро. Исторический путеводитель» Александра Зиновьева. Москва, 2011 год

Фрагмент мозаики в вестибюле станции метро «Добрынинская» с изображением Юрия Гагарина вместо Иосифа Сталина © Egbert Hartman / Rusland in woord en beeld

Расцвет советской мозаики пришелся на , и в ней отразились раз­ные темы: покорение космоса, научная фантастика, передовые медицинские технологии, героизм строителей предприятий и железных дорог. Как только концепция освоения и завоевания пространства стала рушиться, как карточный домик, перестали появляться новые песни про «Голубые города», БАМ и бод­рые репортажи про новые целлюлозно-бумажные комбинаты, исчезли и мо­заи­ки. К тому же в дома становятся выше, покрывать их мозаи­ками — бессмысленно.

Любое осознание ценности приходит через отрицание. Сегодня мозаики кажутся элементами повседневности и государство, кажется, не воспринимает их всерьез. Об этом говорят не только ценители архитектуры, но и создатели панно. Недавно в Калуге начали разбирать одну из лучших мозаик города. Уничтожена мозаика на одном из рынков Краснодара. Закрыто мусорными контейнерами панно на стене НИИ дальней радиосвязи в Москве. Едва не по­стра­дали мозаики в Перми. «Пловец» в Нижнем Новгороде тоже претерпел удивительные трансформации: минувшей осенью одной из самых популярных тем в сетевых сообществах стало «преображение» советского панно в резуль­тате небрежной реставрации. Сначала панно закрасили, потом решили восстановить, но второй вариант с искаженными пропорциями и полным игнорированием художест­вен­ных законов воспринимался как манифест примитивизма.

1. Лента Мёбиуса в Москве

Нахимовский проспект, 47


© Retradazia / CC BY-SA 4.0 / Wikimedia Commons

В 1976 году блестящему архитектору Леониду Павлову поручили разнообра­зить парадный фасад здания Центрального экономико-математического института РАН. Павлов не подвел и вместе с художниками водрузил на входе в институт объемную ленту Мёбиуса, испещренную формулами. Композиция находится довольно высоко, и, для того чтобы как следует ее рассмотреть, понадобится бинокль или хороший фотообъектив. В народе здание прозвали «домом с ухом». Как раз с этого примера, в котором лаконичность «стеклян­ного» модернизма сочетается с мастерством Павлова, пожалуй, и стоит начи­нать знакомство с советской мозаикой.

INT_07494

Расположена на Кольцевой линии, между станциями «Павелецкая» и «Октябрьская». Станция открыта в 1950 году в составе участка «Парк Культуры» — «Курская». До 6 июня 1961 года называлась «Серпуховская». Нынешнее название — в память участника Октябрьской революции, одного из организаторов Красной гвардии Замоскворечья Петра Григорьевича Добрынина, бюст которого (работы скульптора Г. Д. Распопова) установлен в 1967 году перед входом в наземный вестибюль.

В наше время наземный вестибюль сфотографировать нереально. Его загораживают голубые туалетные кабинки, реклама, провода, припаркованные машины и пр. Надеюсь, что московские власти когда нибудь уберут это безобразие.

INT_07489

Наземный вестибюль украшен портретом В. И. Ленина, выполненным из смальты, и шестнадцатью гербами союзных республик. На боковых панно работы скульпторов Г. И. Рублёва и Б. В. Иорданского изображены трудящиеся на Красной площади и парад спортсменов. Грубо вставленный портрет Гагарина заменил портрет Сталина после развенчания "культа личности".

INT_07497

Вестибюль освещает огромные люстры с рубиновой звездой. Вестибюль примечателен также крупнейшими в московском метро торшерами, стоящими по обе стороны от эскалаторов. Выходы осуществляются на Люсиновскую улицу и Садовое кольцо.

INT_07500

«Добрынинская» — пилонная станция глубокого заложения (глубина — 35,5 метров) с тремя сводами. Авторы проекта — М. А. Зеленин, Л. Н. Павлов и М. А. Ильин. Диаметр центрального зала — 9,5 метров.

INT_07509

Пилоны облицованы серым мрамором «газган»; архитектурное оформление воссоздаёт перспективные порталы памятников древнерусского зодчества. Пол выложен серым и красным гранитом.

INT_07504

Тема декоративного оформления станции — труд советского народа. Пилоны декорированы барельефами работы Е. И. Янсон-Манизер, изображающими представителей народов СССР.

INT_07522

В торце центрального зала находится смальтовое панно «Утро космической эры» (1967 год, художник С. А. Павловский).

INT_07529

А так "Утро космической эры» выглядело до 1967 года.

INT_47528

Путевые стены покрыты красным мрамором.

INT_07510

Станция "Добрынинская" является лучшей станцией московского метро с палеонтологической точки зрения. В в облицовке из красного мрамора сохранилось наутилусы, амониты и криноидеи.

INT_136000

INT_07530

INT_07533

C 21 декабря 2006 года до 11 июня 2008 года была проведена реконструкция станции. Изначально вестибюль станции планировалось открыть через год после начала реконструкции, однако, в связи с задержкой поставки эскалаторов из петербургского завода, работы по реконструкции вестибюля были продлены до июня 2008 года.

INT_07537

В ходе реконструкции был обновлён наземный вестибюль станции — заменено гранитное покрытие пола, восстановлены ажурные вентиляционные решётки; по первоначальным чертежам восстановлены деревянные входные двери. Установлены новые турникеты (типа УТ-2005). В вестибюле также полностью обновлены кассовые помещения, увеличено общее число касс.

INT_07541


Декоративный элемент путевой стены.

"Осторожно, двери закрываются, следующая станция " Октябрьская " .

Читайте также: