Отсыпка щебнем и грейдирование

Обновлено: 24.04.2024

Зачастую в качестве подъезда к загородному дому или коттеджу используется грунтовая дорога. Но со временем из-за интенсивной эксплуатации и воздействия дождей она становится практически непригодной для использования, на ней появляются ямы и выбоины. Одним из самых выгодных способов восстановить такую дорогу, сделать ее ровной и крепкой является подсыпка щебнем.

Особенности

Устройство дорожного полотна отсыпкой щебня – довольно сложный процесс. Здесь недостаточно будет простого засыпания уже имеющейся колеи без дополнительных производственных процессов, как, например, трамбовка. Отсыпка производится послойно. Слои имеют толщину от 20 до 40 сантиметров в зависимости от условий, в которых производятся работы. Это позволяет максимально эффективно отводить дождевую воду и распределять нагрузку в пироге дороги, продляя ее ресурс.

При своевременном обслуживании – подсыпке щебня – она может прослужить долгое время, лишь немного уступая по качеству асфальтовому или бетонному покрытию.

Учитывая, что цены на щебень гораздо ниже, нежели на асфальт и бетон, такой вариант дорожного покрытия будет идеальным для загородного дома или дачи, где нет большого транспортного потока. Он позволяет сэкономить значительные средства и силы.



Плюсы отсыпки дороги щебнем:

доступные цены на материалы;

долговечность дорожного покрытия;

работы по отсыпке не зависят от погодных условий и могут проводиться в любое время года;

не загрязняет окружающую среду.



Какой нужен щебень?

Щебень представляет собой универсальный материал, используемый практически во всех сферах строительства. Он различается по многим критериям, в частности, по своему происхождению. Он может производиться из горных пород, есть также рудный и вторичный щебень, который тоже пользуется популярностью.

Данный материал имеет следующие характеристики:

фракция щебня (размер частиц);

лещадность (геометрия формы);

плотность и прочность;

морозостойкость и уровень радиоактивности, которые указываются на этикетке.



Для отсыпки дорог чаще всего используется щебень из скальных пород. Он имеет подходящие характеристики, чтобы выдержать довольно интенсивные нагрузки. Преимущество отдается гранитной и известковой породам. Гранитный щебень имеет марку прочности М1400, что позволяет ему выдерживать довольно высокие нагрузки в течение длительного периода. Известковый, в силу своей меньшей прочности, применяется в качестве «подушки» под основание дороги. Для разных слоев рекомендуется использовать разные размеры щебня: нижний слой отсыпать более крупным, а верхний – из материала меньших фракций.

А также с целью экономии можно устроить отсыпку дорог, используя вторичный щебень. По своей стоимости это самый выгодный вариант, но он немногим уступает по прочности природным материалам.



Расчет количества материала

Прежде чем приступить к началу работ, необходимо точно рассчитать количество необходимых материалов, во избежание неприятной ситуации с неожиданной их нехваткой.

Для правильного расчета необходимо знать качества используемого вещества (в данном случае щебня) – удельный вес и коэффициент уплотнения. Эти данные можно найти в технической документации или уточнить у фирмы-производителя. Типовыми для гранитного щебня считаются показатели: удельный вес – от 1,3 до 1,47 т/м3, коэффициент уплотнения при укатке – 1,3. Вычисления производятся из расчета на 1 квадратный метр дорожного полотна и производятся по формуле:

толщина слоя (метры) * ширина слоя (метры) * длина слоя (метры) * удельный вес * коэффициент уплотнения

Так, для отсыпки одного квадратного метра дороги с толщиной слоя гранитного щебня 25 сантиметров понадобится:

0,25 х 1 х 1 х 1,3 х 1,3 = 0,42 т

Площадь дорожного полотна рассчитывается умножением его длины на ширину.

Технология строительства

Для максимально качественного выполнения работ по отсыпке дороги щебнем необходимо привлечение специальной дорожно-строительной техники, такой как автогрейдер, дорожные виброкатки, грузовые автомобили для подвоза материалов. Связано это с трудоемкостью некоторых производственных процессов. Но сделать такую работу своими руками при небольших объемах – дело вполне осуществимое.

Выделяют несколько основных этапов строительства дороги из щебня для долговременной эксплуатации.

Снятие верхнего слоя грунта

При помощи бульдозера срезается слой грунта глубиной до 30 см, после чего тщательно утрамбовывается катками.

Таким образом подготавливается место для следующего этапа.

Устройство песчаной подушки

Толщина слоя варьируется от 20 до 40 сантиметров. Слой песка также плотно утрамбовывается. Для более полной усадки производят проливку слоя водой.

Устройство щебеночной подушки

На этом этапе производят отсыпку слоя известкового щебня, так называемой подушки. Она служит основанием для укладки основного покрытия из гранитного щебня.

Используется крупная фракция для улучшения дренажных свойств. Слой также утрамбовывается катками.

Отсыпка верхнего слоя

Последний слой нужно засыпать гранитным щебнем более мелкой фракции.

Грейдирование

После засыпки последнего слоя гравия необходимо произвести выравнивание дорожного полотна по всей площади.

После этого производят финальную тщательную трамбовку.

Правильное и последовательное выполнение всех этапов работ обеспечит долговечность и хорошие эксплуатационные качества дороги.

Немаловажным этапом работ является обустройство обочин. Как правило, подсыпка обочин для поднятия их уровня производится из грунта близлежащей территории. После выполнения подсыпки обочин выполняется их разравнивание и укрепление.

Для устройства временного покрытия, например, для организации подъезда к месту проведения строительных работ, которое не предполагает длительного использования насыпной дороги, выполнение всех этапов не является обязательным условием. Место, в котором предполагается проезд транспорта, просто отсыпается щебнем и разравнивается, иногда даже без дополнительной трамбовки.

Со временем почва может дать осадку из-за повышения влажности, что приведёт к общей деформации построек. Поэтому земельные участки нередко подвергаются такой «процедуре», как отсыпка.



Для чего необходима?

Отсыпка участка проводится для выравнивания рельефа. Это позволяет предотвратить заболачиваемость местности, а также будет препятствовать земным сдвигам. Отсыпка нередко проводится в случае нахождения участка ниже уровня моря. Также подобную «процедуру» проводят перед началом строительства, перед озеленением участков. Бывает, что разбивка сада или огорода тоже может потребовать отсыпки.

Чтобы определиться, нужна ли отсыпка и какими материалами её лучше проводить, обращаются за помощью к геодезистам. Они делают необходимые замеры и берут нужные пробы, чтобы определить, когда можно приступать к отсыпке.

Самостоятельные действия без консультации со специалистами могут принести больше вреда, чем пользы.




Материалы

Для отсыпки участка подойдут любые сыпучие материалы. При выборе основы для выравнивания нужно учитывать не только стоимость сырья, но и потребности почвы. Если речь идёт о гидроизоляции, лучше всего применить глину. Такой способ отсыпки отлично подойдёт при возведении колодца на садовом или огородном участке. Отсыпка глиной предотвратит проникновение влаги в почву.

Самым дешёвым сырьём для поднятия уровня земли считается так называемый шлак. Это остатки от древесной и угольной золы. Применение их в отсыпке оправдано, если целью не является озеленение участка. Также не стоит использовать шлак, имея сад или огород. Такое сырье вредно для деревьев и других культур. Шлаком можно отсыпать дороги, так как на них нет никаких растений.




Песок

Песок комбинируют с другим сырьём, что повышает качество отсыпки. Если участок подвергается оползням, к нему добавляют материалы, состоящие из крупных частиц. Разбивать сад или огород на отсыпанном песком участке можно только через год. Сверху песка укладывают предварительно удобренную землю. Мелкий песок используют в декорировании, так как такая основа отличается дороговизной. К преимуществам отсыпки песком можно отнести:

  • цена отсыпки сравнительно низкая;
  • маловероятно закисление почвы;
  • песок полностью заполняет все микропустоты;
  • песчаная отсыпь не препятствует влагообмену, что исключает загнивание корней, влажная среда не комкает песок;
  • такое сырьё способствует равномерным отводу и распределению жидкости, что препятствует заболачиванию местности;
  • песок также способен впитывать дурные запахи;
  • эта основа исключает необходимость дополнительной отсыпки дренажным слоем.



Из недостатков выделяют следующие:

  • песок нужно насыпать толстым слоем, иначе произойдёт сползание грунта;
  • есть риск поглощения жидкости из растений во время засушливых сезонов;
  • отсыпанный песком участок не выдержит огромных конструкций – построенное здание может осесть или перекоситься;
  • применение песочной насыпи не рекомендуется для холмистых местностей;
  • при использовании песка количество подкормок для растений увеличивается в 2 раза.



Щебень

Материал добывают путём дробления горных пород. Щебень используют не только для выравнивания ландшафта, но и для создания дренажного слоя. Также это сырьё применяют для защиты участков от грунтовых вод. Помимо этого, щебень широко используют в декорировании клумб, дорожек в садах и парках.

Чаще всего измельчённый гравий применяют при обильном подтоплении участков. К позитивным сторонам щебня относятся:

  • высокая прочность – благодаря этому отсыпанный щебенкой участок выдержит серьёзные нагрузки;
  • устойчивость к атмосферным воздействиям;
  • разнообразие видов – это позволяет найти приемлемый по бюджету вариант;
  • природное происхождение – этот фактор дает возможность использовать щебень повсеместно, так как данное сырье не выделяет вредных веществ в атмосферу, следовательно, не является опасным для здоровья людей и животных.

Существуют и негативные стороны использования щебёнки:

  • неравномерная, грубая поверхность усложняет передвижение;
  • использование при отсыпке крупных острых частиц – это может привести к повреждению автотранспорта, если речь идёт о стоянке;
  • травматичность – несмотря на декоративный внешний вид, эта основа не лучшая для детских площадок.



Грунт

  • экологическую чистоту – сырьё не содержит вредных элементов, способных навредить окружающей среде;
  • повышение плодородности – это очень важный фактор для садоводства.

К минусам причисляют следующие показатели:

  • дороговизна – из-за высокой цены использовать грунт целесообразно только для верхних слоев отсыпки;
  • появление осадка – отсыпать грунтом лучше всего небольшие участки, так как применение такого непрочного материала на обширных территориях может привести к оползням.



Строительный мусор

Использование строительного мусора для выравнивания рельефа является самым дешёвым способом. А если есть доступ к участку, где ведётся строительство, то материал может достаться даром. Дешевизна является единственным преимуществом такого сырья. Такой вид отсыпного материала очень вредит почвам: мусор долго разлагается, отдавая земле токсичные вещества. Конечно, не может быть и речи о развитии сада, огорода или озеленённого участка на территории, отсыпанной строительным мусором. Такое сырье могут использовать, создавая дороги.

Однако использование этого материала официально запрещено с 1998 года. Об этом гласит статья 12 Федерального закона №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Нарушение приводит к штрафу в размере 100 000 р. К этому прибавляют ущерб, нанесённый почвам.



Чаще всего ландшафт выравнивают при помощи сосновой коры, так как она наиболее устойчива к атмосферным воздействиям и обладает высокой прочностью. Это сырьё используется не в самых проблемных ситуациях. Поднять рельеф таким образом не получится, например, на заболоченной местности. К тому же при необходимости выровнять большие участки не может идти речи об экономичности. В основном кору используют для заполнения небольших неровностей или для декорирования участка.

Преимущество сосновой коры в следующем:

  • экологичность – отсутствие вредных веществ делает это сырьё подходящим для садово-огородных территорий;
  • устойчивость к солнечным лучам – сосновая кора не потеряет цвет даже при длительном воздействии солнца;
  • устойчивость к гниению – кора способна пропускать влагу, именно поэтому она не гниёт и не превратится в простой перегной.

Есть и недостатки:

  • узкая направленность – сосновую кору нельзя использовать повсеместно, это делает ее узкопрофильным материалом;
  • отсутствие эстетики – внешний вид коры не самый привлекательный, поэтому её часто смешивают с другими декоративными материалами.



Как правильно отсыпать?

Прежде чем проводить мероприятия по поднятию рельефа, необходимо убедиться, что это нужно. Отсыпку проводят:

  • если земельный участок находится ниже уровня моря – в таком случае во время таяния снега, а также в сезон сильных дождей территорию будет подтапливать из-за повышения уровня грунтовых вод;
  • если, помимо впадин и низменностей, в ландшафте присутствуют возвышенности, мешающие строительству или развитию сада;
  • в заболоченных местностях;
  • когда основная дорога находится выше остальных построек;
  • когда территория вокруг дома или на дачном участке усеяна строительным или бытовым мусором;
  • когда территория имеет большой склон.



Поднять ландшафт намного легче на участках, выделенных под строительство, ведь постройки, присутствующие, например, на дачах, затрудняют работы по отсыпке. Поднимать рельеф начинают только после проведения тщательной подготовки. Сначала разрушают старые постройки, если они имеются. Затем участок расчищают. Можно это сделать своими руками или обратиться к специалистам. В случае самостоятельной расчистки потребуются топор, лопата, лом, бензопила, электрокоса. Для начала избавляются от высокой травы и кустов. После этого приступают к спиливанию деревьев. Расчистка специальной техникой имеет ряд преимуществ по сравнению с ручной очисткой.

Конечно, это большая экономия времени. Также плюс в том, что техника после выкорчёвывания деревьев сразу заравнивает появившиеся ямы. После расчистки наступает следующий этап – планировка. Самостоятельно её не провести – необходимо обращаться к геодезистам. Они пробурят скважину, измерят уровень грунтовых вод и проанализируют состав почвы. Измерение уровня грунтовых вод необходимо, чтобы узнать, на сколько будет производиться подъем рельефа, а также нужен ли дренаж.

Толщину земельного слоя измеряют, чтобы знать, сколько почвы нужно убрать, так как верхний плодородный слой перед началом строительства снимается.




Помимо этого, геодезисты определяют толщину слоя под плодородной почвой. Это помогает выяснить состояние грунта и выбрать материалы отсыпки. Например, болотистой почва чаще всего становится из-за присутствия глины. Если глинистый слой тонкий, его снимают. В случае когда глина составляет большую часть грунта, сооружают мощную систему дренажа. Также специалисты помогут определить точные размеры впадин и возвышенностей. Это делается, чтобы узнать толщину отсыпного слоя. На территориях с высокими перепадами рельефа необходимо воспользоваться специальной техникой для его выравнивания. При небольшом уклоне отсыпка может проводиться и вручную.

В планировку входит схема обустройства участка. Нужно заранее решить, что и где будет находиться. Необходимо отметить, где будет стоять дом, будут ли сооружаться пристройки. Если это стоянка, то в каком месте будет въезд. Нужно разметить участки для озеленения. Эти параметры нужны, чтобы выбрать подходящие для отсыпки материалы. Сама отсыпка делится на несколько видов. Первый – поверхностный, представляет собой завоз исходного сырья и разравнивание по периметру. Такой тип подходит, если отсыпка уже проводилась, или в случае небольших перепадов рельефа. Второй тип – глубинный, включает в себя снятие верхнего слоя, отсыпку и заравнивание. Этот вид подсыпки применяется для территорий, расположенных в низинах.



Когда выполнены подготовительные работы, переходят к самой отсыпке. Технология выполнения следующая:

  • выбранное для подсыпки сырьё укладывают послойно, толщина слоёв варьируется от 10 до 15 см;
  • после утрамбовки землю оставляют на несколько дней, чтобы дать слегка осесть уложенным материалам;
  • когда верхний слой уложен, отсыпка считается завершённой.

После завершения подсыпки нежелательно заниматься строительством в течение года. Если же планируются озеленительные работы, ожидание не требуется.

Также геодезисты не советуют отсыпать участок зимой, так как это приведёт к дополнительным финансовым затратам.

Перед началом любых ландшафтных работ в частном доме или на даче необходимо внимательно оценить возможности участка. Далеко не всегда земельные наделы имеют ровную поверхность, подчас слои плодородного грунта сильно повреждены либо отсутствуют вовсе. Именно поэтому обязательной частью работ при благоустройстве приусадебной территории является ее отсыпка щебнем.




Особенности

Отсыпка щебнем дает возможность просто, практично и недорого благоустроить свою территорию. Она позволяет выровнять рельеф, защитить участок от подтопления, замаскировать строительный мусор и создать эффективную дренажную систему.

При помощи отсыпки оборудуют дорожки в саду, места под машины и въезды, а ландшафтные дизайнеры повсеместно используют декоративную засыпку для обустройства периметра садов и клумб.




Отсыпка щебнем имеет немало достоинств.

  • Щебёнка — высокопрочный материал, поэтому его можно использовать для отсыпки стоянок, парковок, мест проезда тяжёлой автотехники и других участков, сталкивающихся с высокими эксплуатационными нагрузками.
  • Покрытия из щебня отличаются стойкостью к влаге, температурным колебаниям и другим неблагоприятным внешним факторам.
  • Выполнить отсыпку участка щебнем можно своими руками, не имея никаких строительных навыков.
  • Производители предлагают широкий выбор щебня по самым разным ценам, поэтому каждый всегда может найти приемлемый для себя вариант.
  • Щебень обладает свойством пропускать воду, благодаря чему его часто используют на заболоченных участках. Конечно, в качестве постоянного полноценного дренажа его недостаточно, но отсыпка позволит избежать постоянных луж.
  • Щебень имеет декоративный вид, поэтому его повсеместно используют в ландшафтном дизайне.
  • Площадка, выполненная из щебня, почти не нуждается в уходе.
  • Щебень имеет природное происхождение, поэтому его использование поблизости с жилыми домами не представляет угрозы для здоровья проживающих в них людей.




Впрочем, не обошлось и без минусов:

  • покрытие формируется неровным и жестким, ходить по нему бывает неудобно;
  • использование для отсыпки больших камней с заостренными краями приводит к повреждению автошин на парковке;
  • щебень — не самый подходящий материал для обустройства игровых площадок из-за повышенного риска травматизма.

Выбор щебня

При выборе щебенки необходимо учитывать следующие ее характеристики.

  • Фракция. Обычно для засыпки берут щебёнку средних и мелких размеров. По такому покрытию удобно передвигаться, оно не повреждает покрышки машин. Если земля заболоченная, будет правильным выполнить двухслойное покрытие — снизу выложить камни крупной фракции, а сверху отсыпать мелким щебнем.
  • Прочность. Если отсыпка выполняется на стройплощадках или местах стоянок автомобилей, она будет испытывать высокие нагрузки. В этом случае предпочтение лучше отдать материалам магматического происхождения с маркой дробимости от М800 и более.
  • Лещадность. Этот показатель отражает присутствие зерен плоской и игольчатой формы. Если для вас важно, чтобы вся влага с поверхности отсыпки уходила как можно быстрее, предпочтение лучше отдавать щебню с повышенными параметрами лещадности. В то же время необходимо помнить о том, что значительное число зерен неправильной формы ведет к деформации дорожного полотна, поэтому для автопарковок желательно взять фракции со средними параметрами.
  • Стойкость. В условиях российского климата любое дорожное покрытие подвергается действию низких температур. Чтобы отсыпка служила как можно дольше, нужно засыпать материал с маркировкой F50 — такой камень выдерживает до 50 циклов замораживания и последующего оттаивания, поэтому покрытие будет служить 10-20 лет.
  • Истираемость. Данный критерий показывает устойчивость щебня к давлению. Для отсыпки парков и дворов выбор следует сделать в пользу материалов с пониженной склонностью к истиранию. При обустройстве садового участка эта характеристика не имеет принципиального значения.
  • Водопоглощение. Щебенка должна пропускать влагу, но при этом не впитывать её. Если вода попадет в трещины, то зимой она будет замерзать и расширяться — это разрушит материал изнутри и негативно скажется на эксплуатационном сроке отсыпки. Самым низким водопоглощением отличаются гранит и габбро, хорошие показатели у серпентинита.
  • Радиоактивность. Обычно отсыпку дворовых площадок проводят неподалеку от жилых домов, потому щебёнка должна быть безопасной. Это значит, что параметр радиоактивности камня будет находиться в пределах 370 Бк/кг.



Дачный участок, придомовая территория или место парковки должны быть не только функциональными, но также эстетичным и аккуратными. Важно, чтобы форма отдельных зерен и их колер соответствовали общему стилистическому решению ландшафта. По этому критерию выделяют следующие разновидности.

  • Гранитный щебень — дает красивое и прочное покрытие, а включения кварца в породе эффектно переливаются на солнце.
  • Габбро — создает площадку светло-серого оттенка, который будет меняться под дождем.
  • Диорит — используется при создании площадок темного оттенка. К тому же материал отличается стойкостью к холодам, износу, обладает исключительной прочностью.
  • Змеевик — серпентинитовый щебень темно-зеленого либо оливкового цвета, оттенок которого изменяется при увлажнении.
  • Мраморный щебень — этот материал имеет светло-желтый или белый цвет, а также ровную поверхность.
  • Известняковый щебень — цвет такого материала варьируется от белоснежного до коричневого. При этом он хорошо окрашивается, поэтому широко востребован в садовом дизайне.
  • Амфиболитовый щебень – такой камень не представляет никакой декоративной ценности. Его используют исключительно в тех случаях, когда упор делается не на эстетику, а на долговечность и прочность материала.
  • Кварц — самый красивый вид щебня, но и самый дорогой.



Технология

Работа по отсыпке территории включает несколько основных этапов работ. Поднятие УГВ выше глубины промерзания грунта. Это уберегает фундамент строения от осадков, нейтрализует все проблемы, связанные с пучением грунта и придает основанию максимальную устойчивость. В случае, если уклон составляет 7 и более процентов, поднятие уровня обязательно дополняют террасированием.

При создании отсыпки на искусственно раздробленных участках в случае больших колебаний высот необходимо обязательно предусмотреть дренажную систему. Даже на самых минимальных уклонах следует установить стоки, которые будут выводить воду за пределы участка.

Перед началом работ верхний плодородный слой снимают, чтобы не росла трава.

Непосредственно отсыпку выполняют ручным способом при помощи лопаты (если размер участка невелик) или спецтехникой (на больших площадях).



Если обсыпка выполняется в том месте, где планируется последующее озеленение, то после завершения разравнивания чернозём возвращают обратно на место. При обустройстве строительной площадки возвращать плодородные земли обратно смысла нет.

Полезные советы

Существуют ситуации, когда использование щебенки является единственной возможностью облагородить участок. К ним относят случаи, когда:

  • земельный надел расположен в низине — это особенно актуально при повышенном уровне залегания грунтовых вод, а также в сезон дождей и таяния снега, когда участок постоянно подтапливает;
  • на участке имеются высоты и впадины, мешающие проводить его полноценное благоустройство;
  • часть придомовой территории заболочена и не высыхает даже в жару;
  • основная проселочная дорога выше уровня участка;
  • если почва на территории сильно замусорена использованными стройматериалами и бытовыми отходами.



Во всех остальных ситуациях можно использовать другие типы засыпки — песком, гравием или древесной корой.

О том, как отсыпать площадку щебнем, смотрите в следующем видео.

Дорожные покрытия, выполняемые по нормам типовых конструкций, должны соответствовать широкому перечню требований. Покрытие должно быть прочным, долговечным и отличаться оптимальной изоляцией верхних слоев. Однако, не на всех участках есть смысл обустраивать многослойные полотна. Более доступной по цене и оптимальной по характеристикам является отсыпка дорог специальным наполнителем. Правильно подобранная фракция позволит эксплуатировать сформированную основу длительное время без необходимости выполнения регулярного ремонта.

отсыпка дорог

Материал для отсыпки

Основой для отсыпного материала обычно выступают сыпучие остатки старых дорожных покрытий – например, частицы бетона, асфальта и даже грунт. Практикуется и применение песка со щебнем, но такие варианты обходятся дороже. По совокупности эксплуатационных качеств целесообразнее использовать асфальтовую крошку. Такая отсыпка дорог с дополнением в виде связующего битума после уплотнения обеспечивает влагоустойчивую и прочную основу. Надежность покрытия обуславливается высокой плотностью, но при условии, если применялся качественный пластификатор, и было выполнено трамбование специальной техникой.

К достоинствам асфальтового наполнителя можно отнести и стойкость перед климатическими воздействиями. Мороз и осадки не страшны такой основе. В этом, кстати, заключается главное отличие от традиционных дорожных компонентов. Так, отсыпка дороги щебнем на практике может размываться дождем. Относится это и к песчаным основам, которые без надлежащей битумной связки служат лишь короткие периоды. Впрочем, есть и у асфальтовых отсыпок недостатки. Под воздействием солнечных лучей возможно расплавление пластификатора и, как результат, смягчение полотна.

Технология отсыпки дороги

дорожное покрытие

Сразу надо отметить, что применение нескольких материалов в одной отсыпке не допускается, кроме особых случаев, предусмотренных проектом. Непосредственно работы производятся от краев основы к середине послойно. При этом следует охватывать всю ширину эксплуатируемой части, в том числе откосные части с грунтом. Вторичная и дополнительная отсыпка не допускается по причине ее неэффективности. Все последующие включения будут смываться в процессе использования. Однако в некоторых случаях отсыпка дорог предусматривает возможность расширения. После завершения рабочих действий лишний грунт и наполнитель убирается с полотна. Его не обязательно вывозить – при необходимости можно устроить досыпки по обочинам и съездам.

Уплотнение отсыпки

Эта часть оказывает на формирование качественных характеристик покрытия большее влияние, нежели первичное нанесение асфальтовой крошки или щебня. Перед уплотнением каждый слой разравнивается в соответствии с величиной продольного уклона. Далее можно начинать укатку полотна с помощью специальной техники по всей ширине дороги. На некоторых участках в стесненных условиях следует выполнять точечное уплотнение. Чтобы дорожное полотно было цельным по всей горизонтали, проблемные зоны трамбуются вручную при помощи виброударных действий. При этом нельзя использовать трамбующие плиты на участках, где проложены инженерные коммуникации.

дорожное полотно

В случае применения рыхлых наполнителей для дорожного полотна рекомендуется выполнять уплотнение решетчатыми или кулачковыми катками. Такая техника используется на первом этапе, также можно использовать машины на пневматических шинах, у которых неполная загрузка балласта – на 10-15 т. На финальной же стадии уплотнения отсыпка дорог трамбуется пневматическими шинами, масса которых достигает 25 т.

Восстановление дорог отсыпкой

Если устройство полноценных полотен отсыпкой чаще выполняется асфальтовой крошкой, то в случае ремонта типовых дорожных конструкций все же рекомендуется использовать щебень. При капитальных восстановительных мероприятиях производится полная смена слоев. Отсыпка занимает лишь отдельную часть в таких работах при создании подготовительного пласта. Щебнем дорожное покрытие обсыпается в несколько слоев. Первым идет пласт крупной фракции, после чего его сменяет мелкозернистое покрытие. Это как раз тот случай, когда отсыпка может идти в сочетании с асфальтобетоном, выступая вспомогательной технологической прослойкой. Если же площадь деформированного участка на дороге не превосходит 25 м2, то вместо отсыпки рекомендуется выполнять стандартный ямочный ремонт.

отсыпка дороги щебнем

В каких случаях применяется отсыпка?

В традиционном варианте отсыпку выполняют на участках, которые не испытывают даже средних нагрузок от транспорта. В частности, практикуется создание таких полотен на подъездных покрытиях за пределами города. Также при помощи этой технологии выполняется широкий комплекс реконструкционных работ. Сама по себе отсыпка является необходимым слоем и в типовых конструкциях, поэтому на участках, где не предъявляются повышенные требования к верхнему пласту, оставляют дорожное покрытие в виде утрамбованной асфальтовой крошки. Что касается использования материала в качестве технологического компонента, то щебень, к примеру, может выступать эффективным дренажным слоем.

Заключение

технология отсыпки дороги

По мере развития технологий повышается и качество дорожных покрытий. Применение современной техники, связующих добавок в растворах и эффективных принципов укладки позволяет формировать долговечные дорожные конструкции. Но, высокое качество достигается за счет соответствующей цены, при этом в некоторых случаях укладка полноценного покрытия себя не оправдывает. Именно в таких ситуациях целесообразно использовать дорожное полотно, сформированное отсыпкой. Главным достоинством данной технологии является ее доступность, а также низкая цена. Это вторичный материал, который, в сущности, представляет собой переработанный асфальт от старых покрытий – соответственно, его можно получать практически без вложений. Остается лишь выполнить отсыпку и утрамбовать массу полотна в соответствии с требованиями к конкретному участку.

О двух пресловутых российских проблемах слышали многие. И если с одной из них бороться практически бесполезно, то вторую, касающуюся отсутствия дорог, можно вполне решить и самостоятельно. Это весьма актуально в сравнительно небольших масштабах, имеющих отношение к собственному загородному участку и прилегающей к нему территории.

В данной статье мы рассмотрим способы, позволяющие, приложив определенные усилия, позволит укрепить дорогу, сделать своими руками подъездные пути к загородному участку.

Габариты грунтовой дороги

Ширина грунтовой дороги общего пользования должна быть достаточной для того, чтобы на ней могли одновременно разъехаться два транспортных средства. В идеале она должна составлять 4…5 метров. Если дорога будет вести непосредственно к воротам вашей дачи, а пользоваться ею будете только вы, для такой дачной дорожки тогда достаточно будет и 2-х метров в ширину.


Как построить дорогу своими руками: экономичный вариант на основе щебня и шлака

Для начала небольшой совет: если вы не хотите, чтобы строительство дороги полностью легло на ваши плечи, а пользоваться после этого ей стали бы все, кому не лень, правильно будет перед сооружением грунтовки объединиться с соседями и разделите с ними финансовые, а также сопутствующие строительные затраты.

Для того, чтобы избавиться от грязи и слякоти, подъездные пути достаточно застелить щебнем, гравием, шлаком или асфальтной крошкой. По опыту многочисленных строителей вариант этот довольно практичен, особенно если грамотно его реализовать.

Вот, что пишет о подобном методе обустройства грунтовой дороги один из пользователей нашего форума.


Мой опыт строительства дороги без использования нанотехнологий. 30-40 метров до участка лежало реально через болотину, которая просыхала минимум к июлю.
Как делалась моя дорога до участка своими руками:

  • Прокопана канава глубиной в 1 м вдоль участка дороги – экскаватор (700 р.);
  • Грунт вываливался на дорогу;
  • Полтора КамАЗа крупного бута (мне повезло – в городе меняли бордюры - практически халява) – 3–4 т. Р;
  • 3 КамАЗа асфальтной крошки - 12 т.р.

Итого, примерно, 16 т.р. Дорога получилась не хуже, чем в городе. Срок наблюдения – 4 года. Изменений не замечено. Разве только небольшая колея от тяжелой техники и неровности от неравномерного распределения асфальта.

Но это частный случай. Для создания дешевой грунтовой дороги своими руками давно существует надежная и проверенная временем технология, и в большинстве случаев будет правильно применять именно ее.

Строительство такой дороги производится в определенной последовательности. В первую очередь, с поверхности почвы снимается плодородный (растительный) слой толщиной 25-30 см. Это делается с помощью грейдера или другой специализированной дорожно-строительной техники.

В результате получается своеобразное корыто, дно которого должно быть выполнено в виде двухскатного профиля. Это делается для стека дождевой воды с проезжей части в небольшие кюветы, образовавшиеся по краям будущей дороги.

Дно профилированного «корыта» можно утрамбовать грунтовым катком, после чего на его поверхности следует создать песчаную подушку. Она призвана улучшить дренажные качества будущей дороги. Толщина песчаного слоя должна составлять 15–20 см. Песок следует утрамбовать и поверх него настелить слой щебня. В качестве верхнего покрытия можно также использовать гравий, шлак или асфальтную крошку. Толщина верхнего слоя должна быть в пределах 20-ти сантиметров – посередине дороги и около 10-ти см – по ее краям.


Слои песка и верхнего покрытия следует делать в виде насыпи и следить за тем, чтобы данные фракции не засыпали боковые дренажные канавы.

Как укрепить дорогу на даче

После осуществления перечисленных мероприятий грунтовую дорогу к своему загородному участку можно считать готовой. Осталось только утрамбовать ее поверхность катком или, на крайний случай, грузовым транспортом, который использовался для подвоза гравия. Подобный вариант грунтового покрытия хоть и является сравнительно надежным, его долговечность может быть поставлена под сомнение (особенно при интенсивных условиях эксплуатации) и вскоре потребует ремонта. Вот, что говорит по этому поводу наш форумчанин.


Щебень фракция 40-70 10 см после весны ушел в грунт, наблюдаю второй сезон. С вторичным щебнем примерно то же самое. Машина не вязнет, но и душа уже не радуется, пешком грязно.

На FORUMHOUSE вы узнаете, как сделать ремонт грунтовой дороги своими руками, и кто должен платить за это в дачном поселке.

Вывод: для того, чтобы насыпные покрытия со временем не расползались, а их слои были четко разделены между собой, правильно использовать более совершенные, но и более дорогостоящие технологии. Они требуют применения таких материалов, как геотекстиль, геосетка или объемная георешетка.

Как правильно построить грунтовую дорогу – применяем геотекстиль

Геотекстиль (доронит) – это специальное синтетическое полотно, применяемое в дорожном строительстве для разделения насыпных слоев. Оно обладает высокой прочностью и беспрепятственно пропускает влагу. Если в основании будущей дороги лежит твердый и устойчивый грунт, то при ее строительстве можно обойтись использованием геотекстиля и насыпных материалов, перечисленных в предыдущей главе. Геотекстиль стелется на чистый и утрамбованный грунт, после чего покрывается слоем песка и гравия (вместо гравия можно использовать щебень, шлак или асфальтную крошку). Это позволяет избежать смешивания нижнего грунта с насыпными слоями. В результате гравий не будет перемешиваться с грязью, а дорога гарантированно прослужит вам несколько лет без особого ремонта. По ней можно будет легко проехать как в сухую, так и в дождливую погоду.

Иногда при использовании геотекстиля строители исключают песок из конструкции дорожного полотна. Но практика показывает, что лучше с ним, чем без него.


Геотекстиль от различных производителей имеет и различные характеристики. Но главным показателем, определяющим равномерность усадки и стойкость доронита к образованию колеи, является его плотность. Для строительства грунтовой дороги оптимальной является плотность геотекстиля, равная 250 гр/м².

Грунтовая дорога на основе геосетки

Геосетка – это плоский армирующий материал, имеющий ячеистую структуру. В его основе используются современные композиты, способные выдерживать высокие продольные и поперечные нагрузки. Геосетка эффективно распределяет горизонтальные внешние усилия, препятствуя расползанию насыпных материалов, входящих в состав автомобильных дорог.

Геосетку рекомендуется применять в комплекте с геотекстилем. Такой подход поможет избежать проникновения верхних слоев дорожного покрытия в грунт основания и укрепить щебеночный (гравийный) слой.

Совместное применение геосетки с геотекстилем позволяет полностью исключить слой песка из конструкции грунтовой дороги. Но 10 см песка между геотекстилем и геосеткой помогут снизить нагрузку на доронит и уж точно не навредят дорожному покрытию. Правильная последовательность дорожного строительства в данном случае будет следующей:

  1. Снятие растительного слоя и уплотнение грунта.
  2. Укладка геотекстиля.
  3. Засыпка геотекстиля песком.
  4. Укладка геосетки.
  5. Засыпка дороги гравием, щебнем или другими подходящими материалами.
  6. Прикатывание верхнего слоя дороги.

При снятии плодородного слоя в этом случае не стоит слишком углубляться. Достаточно будет 15-20 см. Слой щебня тоже не будет превышать 10-ти см.


Некоторые люди при строительстве проселочной дороги на основе геосетки, пытаясь сэкономить, избегают использования геотекстиля, ограничиваясь использованием песка. И вот что по этому поводу думают наши форумчане.


При дальнейшей эксплуатации все равно песок уйдет в землю, геосетка просядет, щебень уйдет. Я так думаю, этот вариант - до первых дождей и интенсивного движения . Я за то, чтобы укреплять геотекстилем.

Строительство дороги с использованием георешетки

Георешетка – это трехмерная композитная структура, выполненная в форме сот. На сегодняшний день она является наиболее перспективной конструкцией, обеспечивающей объемное армирование дорожного грунта. И если вы хотите, чтобы по вашей дороге могли без опасений ездить не только легковые автомобили, но и небольшие грузовики, при ее строительстве нужно использовать прочную георешетку.

Самой оптимальной технологией строительства грунтовой дороги с использованием данного материала является укладка геотекстиля на утрамбованный грунт с последующей установкой георешетки поверх доронита. Большинство производителей рекомендует сразу засыпать решетку щебнем (или аналогичными материалами). Слой щебня нужно сделать чуть выше решетки. Если высота решетки равна 5-ти см, то толщина щебня должна быть примерно 7 см и так далее. Это, как мы уже сказали, рекомендация производителей. Но наши форумчане с готовностью доработали бы данную конструкцию. Так, пользователь Zack75 считает, что для личных потребностей можно сначала геотекстиль покрыть песком, а уже сверху на эти материалы уложить решетку.

Да, эту мысль вполне можно взять себе на заметку. И даже без песка вы сможете получить весьма прочное и долговечное дорожное покрытие.


Если вы хотите получить практические рекомендации относительно самостоятельного строительства грунтовой дороги, а также взять себе на заметку уже существующие наработки наших пользователей, тогда советуем вам посетить тему на форуме, касающуюся строительства и укрепления грунтовой дороги. А принять участие в обсуждении самых популярных дорожных вопросов можно в теме «Земля и имущество общего пользования»

Читайте также: