Отделка стен в ревите

Обновлено: 23.04.2024

Эта статья будет особенно полезна, если вы начинающий архитектор. Если вы опытный архитектор, то пишите в комментариях советы, чего не хватает в статье. Всё-таки я инженер-сетевик, а не архитектор, могу что-то упустить, так как это не мой инструмент для работы. Но я всё равно про него расскажу, потому что помещения — это тоже часть совместной работы между строителями и инженерами.

Чтобы не путаться в терминах, давайте договоримся:

  • комната — ограниченный строительными конструкциями участок здания, то же самое, что мы обычно называем помещением: объём, заключённый в 4 стены, пол и потолок;
  • помещение и пространства — инструменты Ревита, названия команд и элементов модели в категориях «Помещения» и «Пространства».

У каждого инструмента есть свои цели и задачи. Давайте рассмотрим каждый отдельно, чем они отличаются и что их связывает. В этой статье — помещения, в следующей — про пространства.

Помещения

Помещения — инструмент для архитекторов, с его помощью можно получить геометрические данные комнат и задать имена и номера. Помещения можно собрать в спецификацию, вывести номера, имена и площади, тем самым получить экспликацию помещений.

Геометрические данные — это высота, периметр, площадь и объём. В настройках можно отключать расчёт объёма, чтобы уменьшить нагрузку на компьютер.

Сам инструмент находится на вкладке «Архитектура», для него есть отдельная панель «Помещения и зоны».

Расстановка помещений

Помещения расставляют в строительной модели. Для этого архитектор активирует команду «Помещение» и протыкивает мышкой по комнатам. Помещения сами видят границы: стены и перекрытия. Стена или перекрытие будут ограничивать помещение, если у них в настройках стоит галочка «Граница помещения».

До того, как начнёте протыкивать комнаты, нужно провести некоторые настройки, чтобы помещения сразу расставлялись правильно. Как только активировали инструмент «Помещение», то на ленте и под лентой появятся ряд кнопок. Посмотрим те, что важны при расстановке.

1 — верхний предел показывает, от какого уровня отсчитывается верх помещения. По умолчанию здесь будет тот уровень, на котором вы расставляете помещения. Поскольку помещения нам нужны от нашего уровня и до уровня выше, то здесь проще выбрать не текущий уровень, а уровень выше.

2 — смещение показывает верхнюю границу помещения, отсчитанную от верхнего предела. Сейчас настройка такая: помещение будет высотой 3000 мм, отсчитанные от уровня 3 этажа. Если мне нужно распространить помещение до этажа выше, то в верхнем пределе я выберу этаж выше (4 этаж), а смещение выставлю 0, так как верхний предел уже достаточно высоко. К тому же при таком способе мне не нужно знать высоту этажа, она подберётся сама.

Это важный момент, поэтому покажу на дополнительных скриншотах:

Помещение слева отсчитывает верхний предел от того же этажа, на котором расположено, и смещение равно 2000 мм. В итоге помещение не доходит до верха комнаты. Смещение можно поменять, сделать так, чтобы помещение заполняло весь объём, но куда проще настроить свойства так, как у помещения справа: выбрать этаж выше верхним пределом, а смещение задать нулевым, Ревит сам увидит высоту комнаты.

Даже если помещение распространяется и на объём плиты перекрытия, этот объём не будет учтён в объёме помещения, так как плита является границей.

Если перемножить площадь помещения и его реальную высоту, то мы получим правильный объём: 20,264 × 2,7 = 54,713 м³.

Единственное неудобство — это полная высота, она не будет учитывать, что часть объёма вырезается плитой, потому и реальная высота будет ниже. В таком случае можно выставлять верхним пределом этаж выше, а смещение задавать отрицательным на толщину плиты. Например, вот так:

Такой способ всё равно удобнее, чем каждый раз задавать высоту этажа. Плиты чаще всего одинаковой толщины, а высота этажа может варьироваться, особенно на первых этажах здания. Впрочем, делайте так, как вам удобно.

Верхний предел всегда можно поменять, как и смещение. Для этого нужно выделить помещений и поменять его свойства. Что я и делал на скриншотах выше.

Смотрим кнопки дальше.

3 — помещения можно не протыкивать руками, а расставить автоматически. Плюс способа — скорость, помещения появятся сами везде. Минус — они появятся везде, в том числе в шахтах, балконах и любых других ограниченных объёмах.

Поэтому я предпочитаю всё расставлять руками. Пусть дольше, зато аккуратнее. Удалить помещения можно только из спецификации, это можно забыть сделать, так что лучше я руками поработаю, дольше, зато точнее.

Здесь же есть кнопка «Выделить границы». Если её нажать, все конструкции, которые ограничивают помещения, подсветятся голубым. Чтобы выйти из этого режима, нажмите закрыть в окне справа внизу. Там же можно посмотреть список элементов-границ.

4 — марка при размещении сразу появится вместе с помещением. Марки можно расставить и позже, причём очень быстро, так что делайте так, как удобно.

Под лентой есть блок с выпадающим меню, где можно задать ориентацию марки горизонтально, вертикально или по группе модели. Что за последний пункт такой, я не знаю, обычно марки размещаю горизонтально, чтобы их было удобно читать. Если места мало, то всегда можно выделить марку и у неё в свойствах поменять ориентацию.

Выноску включить тоже можно, но получится ерунда. Сами попробуйте, увидите.

Посмотрим на размещённое помещение и границы.

Светло-синяя заливка — это помещение, сразу же видна марка с именем и площадью. Марки создаются отдельно, туда можно вынести всю нужную информацию.

Если я выделю межкомнатную перегородку и сниму у неё галочку «Граница помещения», то помещение больше не будет воспринимать эту перегородку как ограничение и распространится дальше, до следующей стены, у которой стоит галочка «Граница помещения». Площадь при этом пересчитается сама.

Если вернётесь выше и посмотрите на подсвеченные границы помещений, то перегородка, у которой я отключил галочку «Граница помещения», голубым не подсвечивается (перегородка в левом верхнем углу здания).

Отображение помещения

Чтобы включить синюю заливку и X-образное перекрестие, нужно зайти в Видимость/графику, раскрывать подкатегории у категории «Помещение» и выбрать там галочки. Каждая галочка отвечает за свою настройку.

Если снять галочку с самой категории, то помещения станут невидимыми на виде, всё как с обычными категориями Ревита.

Для визуального деления помещений можно включить цветовую заливку, или легенду помещений. Ещё она называется цветовой схемой. Вызвать команду можно либо в свойствах вида, либо в блоке кнопок с помещениями. Раскройте панель, нажав по её имени в ленте, и нажмите на команду «Цветовые схемы».

В окне цветовых схем можно настроить, по каким критериям будут раскрашиваться помещения. Это могут быть имена, площади или ещё какие-то параметры. На каждое отличающееся значение параметра будет создан свой цвет. Его можно поменять на свой. Все значения параметров подхватываются из модели автоматически.

1 — выбор категории, нас интересуют помещения;

2 — тут имя наших схем;

3 — кнопки для копирования, переименования и удаления схем;

4 — можно покрасить и элементы в связях, если надо;

5 — выбор параметра, по которому раскрашиваем помещения.

После настроек нажмите ОК и увидите, что помещения раскрашены.

Давайте покажу поэтапно, как сделать заливку с распределением по площадям. Создать новую схему нельзя, можно скопировать и преобразовать существующую.

Поскольку помещений много, площадь у них разная, городить столько цветов не вполне удобно. Лучше работать с диапазонами, а не значениями. Для этого нужно сменить режим наверху:

Чтобы добавлять свои позиции, нужно выделить существующую позицию и нажать на зелёный плюсик слева. Значения тоже расставляются автоматически, но их можно поменять.

Столбец «Видимость» включает или отключает заливку цветом для выбранного значения. В последнем столбце «Используется» есть значения «да» или «нет». Если у нас есть помещение с площадью в указанном диапазоне, то стоит «да». Если нет, то «нет». Образец показывает, как будет заливаться помещение. Можно поменять и цвет и способ заливки.

Всё, новую схему создал, посмотрим, как поменяется вид.

Как видно, цвета сменились. Можно переключаться между цветовыми схемами и визуально делить помещения. Здесь же на виде можно разместить легенду заливки цветом, чтобы было понятно, по каким критериям раздаются цвета.

Для этого перейдите на вкладку «Аннотации», справа на панели «Заливка цветом» будет нижняя кнопка «Легенда заливки цветом». Нажмите на неё и разместите легенду на виде. Если отключить видимость какого-то значения в настройках схемы, то это значение исчезнет и из легенды

Чтобы отключить вообще всю заливку по цветовой схеме, нужно в Видимости/графике снять галочку с подкатегории «Цветовое обозначение». Дублирую картинку, теперь она понятна полностью:

Кроме схемы, можно поменять цвет помещения через фильтр. При этом цвет фильтра будет важнее цвета схемы.

Так как помещения заливаются полупрозрачно, то эта прозрачность применится и к цвету фильтра, в итоге цвет будет не таким насыщенным, каким вы его видите в фильтре

Так как помещения заливаются полупрозрачно, то эта прозрачность применится и к цвету фильтра, в итоге цвет будет не таким насыщенным, каким вы его видите в фильтре

Про внешний вид помещений достаточно.

Имена и номера

Важная задача для архитектора — внести данные по помещениям. Эта информацию будет передаваться во все смежные отделы. Если вы БИМ-менеджер, то пинайте архитекторов и заставляйте их расставлять помещения и давать им номера и имена как минимум на типовых этажах, а лучше — на всех этажах.

Архитекторы делать это не любят, так как тут много дурацкой ручной работы по заполнению текстовых полей, но на то вы и БИМ-менеджер, чтобы заставлять людей делать то, что им не хочется. В смысле, чтобы облегчать их работу и делать её более эффективной.

Помещения нужны другим участникам проекта, поэтому их нужно заполнять. Можете придумать скрипт, который будет заполнять эти имена у помещений с одинаковыми координатами X и Y на типовых этажах.

Помещения с их именами и номерами можно копировать по этажам так же, как другие элементы модели. Но в этом случае вам не нужно выбирать верхним пределом уровень выше, нужно оставить тот уровень, на которым вы находитесь, и вбивать смещение равным высоте комнаты. Тогда помещения можно будет накопировать, но номера всё равно нужно будет перебить. Всё это можно сделать через спецификации или скрипт Динамо.

Например, скрипт берёт помещения на 5 этаже, у них уже есть номера, скопированные со 2 этажа, 201, 202, 203 и т. д. Скрипт заменит 2 на 5, и получатся новые номера 501, 502, 503 и т. д. В общем, импровизируйте, скрипт несложный. Но не будет отвлекаться от темы.

Имена и номера можно расставить в спецификации, можно расставить на плане этажа, выделяя помещения и заполняя их параметры «Имя» и «Номер», и можно редактировать имя и номер прямо через марку. Выделяете марку, нажимаете по полю с именем, вбиваете новое имя. Тоже с номером.

Давайте немного коснемся темы не относящейся конструктива, я просто не мог пройти мимо этой темы. Например Revit с ней борется всю свою "жизнь" и скорее не разработчики а борется сообщество пользователей и в этой теме мы сравним кто лучше справился с задачей , профессиональные программисты Nemetcheck или команда людей , которая поверила в свои силы программирования благодаря Autodesk.

Revit:

Тут все очень запутанно с этим вопросом. На данный момент невозможно в Revit выполнить отделку помещений, автоматически, Revit не способен на это по своей сути. Но есть много решений из "велосипедного спорта".
Представлю вам некоторые решение и пояснения в чем их суть:
1.


Ростислав, один из первых создал решение которое можно сказать является правильным , но он был ограничен в возможностях, так как разработчики сами не хотят доделывать хотя бы API в рамках отделки . Один из самых основных минусов , это большая трудоемкость при задании помещений, отсутствия гибкости при расчетах сложных в плане помещений, отсутствия возможности задать не плоскую кровлю, не выполняется расчет лестниц и многое другое.Так же нельзя выполнить изменение без ручного редактирования. Я думаю если бы разработчики присмотрелись к решению Ярослава лет 5 назад, то этой статьи не было бы.

2. Второй способ от Ильдара Качурина:

С этим способом я познакомился в немецкой компании,только у них был свой плагин для этих целей. Суть способа в том что после создания всех стен, они "взрываются" на части , в итоге у нас например окрасочный слой стены это отдельная стена толщиной в 2 мм. Тут минусов так же много, но даже не взирая на отсутствие учета отделки откосов, маршей, площадок и тд, главный минус в том,что после "взрыва" невозможно внести изменение в модели,стены обратно не собрать и придется редактировать каждый слой стены, мне кажется это не совсем то решение которые нужно оставить как конечный инструмент. И тут так же Ильдар зажат возможностями которые ему предоставили разработчики из всеми "любимой"компании Autodesk.

Тут Алексей Лобанов объясняет на примере использования визуального программирования в Dynamo,немного иной способ, он по своей сути совпадает со способом в ГК ПИК, расставляются маркеры в помещении и далее алгоритм определяет все ближайшие поверхности которые относятся к данному помещению. Основные минусы, отсутствие гибкости для различных помещений в плане, невозможно обсчитывать лестницы, невозможно обсчитывать отделку на откосах, невозможно обсчитывать отделку для локальных мест на стенах (например только 1500 мм от пола) и тд.

4. Есть еще много различных способов,но увы мне не хватит времени их перечислить и они по большей части носят не рабочий характер.

Allplan:

А теперь давайте все вместе посмотрим немое кино от компании Allbau:

Кто не понял увиденного или в силу остановки сердца от инфаркта поясню что умеет Allplan в отделке,опишу основное,так как времени нету перечислять абсолютно все:

1. Автоматическое определение помещений с возможностью учитывать дверной проем или нет.
2. Отделка помещений абсолютно автоматическая для любой геометрии помещений
3. Площадь помещения может быть указанна с учетом отделки,без учета и гибридное решение при определенных условиях
4. В условии можно учитывать автоматическое определение отделки , например для бетонных стен толщиной 200 мм будет один состав отделки для внут. помещения, а для стены 250 мм иной состав стен.
5. При задании различных перепадов по потолку (любой формы) , отделка будет рассчитываться автоматически
6. Возможно задавать отделку с заданной высотой от пола, потолка или пола и потолка одновременно
7. Возможно учитывать отделку откосов автоматически
8. В случае если перегородка попадает на проем общий для двух помещений, allplan адекватно посчитает отделку даже с учетом откосов для каждого помещения
9. Отделка лестниц происходит в" полуручном" режиме
10. Отделка может быть посчитана дискретно с визуализацией или по фактическим слоям стен так же с визуализацией.

P.S. Абсолютно все инструменты касающиеся отделки и площадей описать наверное невозможно, очень много различных ситуаций и скорее всего каждому необходимо "пощупать" лично данные инструменты. Моё мнение, решения которые существуют в revit это уже каменный век.

P.S.S. ни в коем случае в статье не высмеиваются решения специалистов в программе Revit , скорее наоборот, описывается то, что смогли сделать отдельные люди и не может сделать уже много лет целая корпорация Autodesk, но все старания напрасны когда сами разработчики не идут навстречу. или возможно разработчиков уже нет в живых или они перешли к конкурентам.

P.S.S.
Не люблю выносить грязное белье из соцсетей , но мне это уже надоело, у каждого своя голова на плечах, а в тихоря на задворках писать всякий бред это не по мужски , поэтому добавлю рецензию Бориса Воробьева, заместителя ПСС (Graitec). Человек боится, что кто-то сделает неверные выводы, поэтому по его "просьбе" видение данной ситуации выложу тут:

1. Посчитать площадь всех стен помещения (периметр*высота помещения) и вычесть оттуда сумму всех проемов.

2. Создать отделочные слои из тонких стен, объединенных со стенами основами и посчитать их площадь. При этом, у каждой из таких стен должен быть параметр, в который заносится номер и наименование помещения. Этот подход хорошо реализует BIM-принцип: моделировать так, как будут строить. То есть, на кирпичную стену будет наноситься слой штукатурки.

Первый подход имеет некоторые нюансы. Нужно подсчитать не только площадь стен, но и площадь откосов дверей и окон. Это так же можно сделать с помощью нашего плагина, правда, это потребует некоторых дополнительных настроек, о чем мы поговорим чуть позже. Так же, существуют дополнительные элементы отделки, вроде фартуков из плитки возле рукомойников (это часто используется в медицинских учреждениях) или отбойных досок вдоль стен, чтобы не повредить их стульями (часто используется в офисах). Это также реализовано в нашем плагине с помощью специального семейства, автоматически скачиваемого с нашего сайта при запуске функции подсчета.

Второй подход особенно хорош при подсчете черновой отделки (штукатурки, шпатлевки).

На сегодняшний день наш плагин является лучшим средством создания таких отделочных слоев, из всех существующих решений:

1. Он дает возможность выбрать, какую конструкцию каким отделочным слоем окружить.

2. Он объединяет созданные отделочные стены с существующими, и в них прорезаются проемы (правда, это делают и другие решения).

3. Он «залочивает» созданные стены с существующими, так, что Вы можете спокойно двигать созданную конструкцию (Эта возможность есть только в нашем плагине)

4. Он создает отделочные стены в торцах стен, грамотно определяет, к какой конструкции принадлежит торец, активизирует функцию «отменить соединение» (Это все реализовано только в нашем плагине)

5. Он заполняет параметры принадлежности созданных стен помещению.

6. Он позволяет установить высоту и смещений от нуля созданных стен.

Предлагаем Вам комбинировать оба способа.

Мы уверены, что наш плагин сэкономит вам огромное количество времени и намного упростит работу. Если у Вас возникнут вопросы по работе плагина, Вы всегда можете написать нам и получить оперативную консультацию.

Продолжая описание возможностей Autodesk Revit 1 , рассмотрим базовый инструмент архитектурно-строительных САПР — стены. Именно они позволяют построить вертикальную структуру здания, с их помощью мы создаем объем, ограничиваем пространство помещений и формируем фасады.

Сложно придумать какие-нибудь новые функции по работе со стенами — Revit работает со стенами как многие объектно-ориентированные системы проектирования: для стен как для строительной конструкции задается высота, толщина, привязка к осевым линиям, материал отделки и структура слоев. В то же время в Revit есть функции по работе с вертикальной структурой стены. Их необходимо было реализовать, так как по идеологии Revit мы строим одну стену высотой на все здание. Так, на фасаде можно выделить цокольную часть стены, карнизы, участки декоративной кладки кирпича и т.д. В этом упражнении мы сделаем основной упор на том, каким образом можно построить сложную многокомпонентную стену, как ее редактировать и работать с ней в дальнейшем.

Начинаем

Будем использовать файл-пример, который поставляется вместе с программой.

1. Запустите Autodesk Revit.

2. Выберите из меню команду Файл -> Открыть (File -> Open).

3. Найдите папку, в которую установлен Revit, и зайдите в папку Training\Common.

4. Откройте файл Townhouse (см. рис. 1 — c_rvt8_Townhouse.rvt). Когда проект откроется, браузер проекта (Project Browser) отобразит все поэтажные планы, разрезы, фасады и 3D-виды.

Замечание. Если у вас по какой-то причине нет этого файла, возьмите другой проект многоэтажного сооружения.

Рис. 1. Откройте файл-пример, который поставляется вместе с программой

Доступ к параметрам стены

Сначала сменим единицы проекта.

1. Из меню Параметры 2 (Settings) выберите команду Единицы измерения. (Project Units. ).

2. В диалоге Единицы проекта (Project Units) нажмите кнопку из столбца Формат (Format) строки Длина (Length).

3. В появившемся диалоге выставите единицы Миллиметры (Millimeters) и нажмите кнопку OK.

4. Нажмите еще раз OK и закройте диалог Единицы проекта (Project Units).

5. В браузере проекта (Project Browser) выберите инструмент Редактирование (Modify) закладки Основные (Basics), а затем — правую фронтальную внешнюю стену (рис. 2).

Рис. 2. Выделите правую фронтальную стену

Затем зайдем в диалог свойств стены и изменим вертикальную структуру стены.

6. На панели параметров (Options Bar) щелкните на кнопке Свойства.

7. В диалоге Свойства элемента (Element Properties) нажмите кнопку Изменить/Создать. (Edit/New. ).

8. В диалоге Свойства типа (Type Properties) нажмите кнопку Изменить (Edit) напротив строки Структура (Structure).

9. Если слева от диалога нет предварительного просмотра, нажмите кнопку Просмотр>> (Preview).

10. Вид предварительного просмотра настраивается с помощью выпадающего списка. Выставляем режим Разрез: редактировать атрибуты типа (Section: Modify type attributes is selected for View) (рис. 3).

Рис. 3. Редактируем разрез стены

В этом диалоге мы можем задать структуру стены в плане: с помощью кнопок Вставить, Удалить, Вверх и Вниз (Insert, Delete, Up и Down) добавляем/удаляем и задаем положение каждого слоя стены, толщину, материал и другие свойства — все как в традиционных САПР. В то же время этот диалог содержит раздел, касающийся вертикальной структуры стены. По умолчанию в этом проекте прорабатываются стены высотой 6096 мм. Изменить высоту демонстрационного участка можно, задав в поле Высота образца значение высоты (в нашем случае — 5500 мм).

Разбивка стены по вертикали

1. Щелкните правой клавишей мыши на окне предварительного просмотра и выберите команду Зумирование рамкой (Zoom In Region).

2. Увеличьте нижнюю часть стены.

4. Щелкните на слое Masonry — Brick на высоте 300 мм от низа стены и разбейте этот слой на две части (рис. 4).

5. Еще раз разбейте стену на части выше на 300 мм.

Рис. 4. Разбиваем слой Masonry — Brick сначала на две части, а потом на три

Для того чтобы объединить два участка, достаточно нажать кнопку Объединить области (Merge Regions) и щелкнуть на линии раздела. Увеличить размер области очень легко — просто щелкните на кнопке Изменить (Modify), укажите передвигаемую линию раздела и введите новое значение для размера — например, 3680 мм (рис. 5).

Рис. 5. Увеличиваем размер нижней части

Назначение материала для нового участка

Проведем еще одну разделительную линию на расстоянии 240 мм выше предыдущего участка.

2. Укажите точку на расстоянии 240 мм от предыдущей линии разделения.

3. В разделе Слои (Layers) выберите первую строку и нажмите кнопку Вставить (Insert).

4. Укажите тип слоя Отделка 1 [4] (Finish 1 [4]) для вновь созданного слоя.

6. В списке материалов найдите Masonry Brick — Soldier Course и нажмите OK.

7. В списке слоев выберите строку 1.

9. В окне предварительного просмотра выделите участок 240 мм: расположите курсор на нижней разделительной части и щелкните на ней (рис. 6).

10. Щелкните три раза OK и закройте диалоги.

11. Увеличьте изображение, чтобы увидеть сделанные изменения (рис. 7).

Рис. 6. Зададим новый материал для одного из участков стены

Рис. 7. Мы добавили в структуру стены вертикальную кирпичную кладку

Добавление карнизов

1. В браузере проекта (Project Browser) выберите инструмент Редактирование (Modify) закладки Основные (Basics), а затем правую фронтальную внешнюю стену.

2. На панели параметров (Options Bar) щелкните на кнопке Свойства.

3. В диалоге Свойства элемента (Element Properties) нажмите кнопку Изменить/Создать. (Edit/New. ).

4. В диалоге Свойства типа (Type Properties) нажмите кнопку Изменить (Edit) напротив строки Структура (Structure).

6. В появившемся диалоге Выступающие профили (Wall Sweeps) нажмите кнопку Добавить (Add) и задайте следующее:

• профиль — Sill : Sill;

• материал — Concrete — Cast-in-place Concrete. Нажмите OK;

• расстояние — 3860 мм;

8. В окне предварительного просмотра появится бетонный карниз (рис. 8).

9. Щелкните три раза OK и закройте диалоги. Результат представлен на рис. 9.

Рис. 8. Врежем карниз в структуру стены

Рис. 9. Наш окончательный результат

1 Cм.: «САПР и графика» № 10’2005 («Беглый взгляд на Autodesk Revit»), «САПР и графика» № 11’2005 («Информационное моделирование в Autodesk Revit»), «САПР и графика» № 2’2006 («Всё о параметризации»), «САПР и графика» № 5’2006 («Autodesk Revit Series — новое слово в области архитектурного проектирования»).

2 В переводе используется терминология предварительно переведенной русской версии Revit Building 8. Возможно, оригинальный перевод коммерческой версии несколько отличается от приведенного. — Прим. перев.

Михаил Абрамов
Главный специалист по направлению «Архитектура и строительство» компании «АйДиТи», Autodesk Approved Instructor.

Настоящая статья посвящена созданию в Autodesk Revit Architectureавтоматизированной ведомости отделки помещений. Эта тема весьма актуальна в среде архитекторов, потому что ведомость отделки требует многократных подсчетов площадей, периметров и других геометрических характеристик, а также многократного описания материальных характеристик поверхностей стен и потолков. И чем больше в процессе создания ведомости будет автоматических настроек программы, тем меньше будет затрачено времени и ресурсов на подсчеты, а следовательно, станет гораздо меньше вероятность допущения ошибок.

В данной статье будут продемонстрированы стандартные возможности Autodesk Revit без применения всевозможных расширений и дополнений, о которых речь пойдет в последующих публикациях.

Рис. 1. Создание ключевой спецификации

Рис. 1. Создание ключевой спецификации

После создания 3D­модели этажа или всего здания необходимо определиться со всеми типами помещений. Типологию помещений удобно создавать при помощи ключевой спецификации. В процессе ее создания необходимо прописать название параметра, по которому впоследствии в свойствах помещения будет идентифицироваться конкретный тип (рис. 1). Смысл ключевой спецификации помещений заключается в создании всех необходимых типов, в которых будут указаны имя помещения, материалы отделки стен, полов, потолков, а также комментарии. При необходимости можно создавать пользовательские параметры для дальнейшей автоматизации подсчетов. Такими пользовательскими параметрами могут стать стоимость, а также параметры, отвечающие за наличие конкретного материала для отделки, который присутствует только в некоторых типах помещений. Например, для подсчета настенной плитки в санузлах можно создать числовой параметр «Плитка на стенах». В типах помещений, относящихся к санузлам (ванны, туалеты, душевые), этому параметру будет присвоено значение «1», а во всех остальных типах — значение «0». В дальнейшем уже в самой ведомости отделки этот параметр может быть задействован в формулах для подсчета плитки. Таким образом, ключевая спецификация для помещений дает возможность единожды прописать все необходимые значения для параметров, таких как «Имя», «Базовая отделка», «Отделка стен», «Отделка потолка», и других, о которых было сказано выше. Затем в свойствах уже конкретного помещения или нескольких помещений достаточно выбрать нужный ключ — тип помещений, и сразу все параметры заполнятся автоматически (рис. 2). В любой момент ключевую спецификацию можно редактировать, и, конечно, все обновленные значения параметров после этого отображаются в свойствах помещений.

Рис. 2. Назначение типа помещения в свойствах

Рис. 2. Назначение типа помещения в свойствах

Компетенция компании «АйДиТи» — комплексная интеграция систем автоматизации по всем направлениям проектно­конструкторской деятельности. «АйДиТи» сотрудничает с государственными, муниципальными и коммерческими заказчиками, работающими в различных сферах: нефтегазовой отрасли и энергетике, объектах инфраструктуры и геоинформационных системах, архитектуре и строительстве, промышленном производстве и машиностроении, приборостроении и радиоэлектронике, электротехнике и автоматике, анимации и графике. Компания осуществляет:

поставки широкого спектра продуктов и решений:

­ систем автоматизированного проектирования и геоинформационных систем,

­ системного, офисного, антивирусного и иного прикладного программного обеспечения;

консалтинг и внедрение САПР и ГИС;

обучение в авторизованном учебном центре;

техническую поддержку по работе с программным обеспечением.

Компания «АйДиТи» отмечена партнерскими статусами ведущих мировых производителей программного обеспечения: золотой партнер Autodesk, Microsoft, Corel, партнер IBM, Symantec, Adobe, ABBYY, Kaspersky Lab, Embarcadero и многими другими. Полноценное региональное присутствие обеспечивает нашим заказчикам одинаково полный спектр продуктов и услуг по всей территории России. Центральный офис «АйДиТи» находится в Москве; региональные представительства — в Санкт­Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске и Ростове­на­Дону; работают также представители в Казани, Томске, Тюмени, Сургуте и Пятигорске.

Для подсчета площадей проемов и откосов и других необходимых геометрических величин у окон и дверей в их семействах можно создать общие параметры, значения которых будут вычисляться при помощи различных формул (рис. 3). Поскольку параметры общие, для наглядного отображения их значений создаются семейства марок, которые пригодятся на рабочем виде плана помещений. По совету известного эксперта по Revit Алексея Борисова для категории «Помещения» можно создать общий параметр «Площадь проемов», а на его основе — семейство марки.

Рис. 3. Формульные параметры в семействах проемов.

Рис. 3. Формульные параметры в семействах проемов.

Рис. 4. Сумма площадей проемов в помещении

Рис. 4. Сумма площадей проемов в помещении

После размещения марки внутри конкретного помещения можно вручную суммировать все имеющиеся в этом помещении площади проемов прямо в поле значения (рис. 4). Для подсчета длин потолочных карнизов и напольных плинтусов также могут быть созданы общие параметры для помещений, а на их основе — многострочные марки, где в верхней строке автоматически отображается периметр, а в нижней вручную вписывается формула разности периметра и сумм ширин дверей (рис. 5).

Рис. 5. Редактирование многострочной марки

Рис. 5. Редактирование многострочной марки

В итоге в свойствах помещений появится несколько новых параметров. Те, которые имеют одинаковое значение для всех помещений конкретного типа, были созданы на этапе ключевой спецификации, а остальные — на этапе работы с семействами окон и дверей. Все новые пользовательские параметры являются общими, что дает возможность использовать их и в марках, и в спецификациях. Арсенал параметров довольно емкий, поэтому на их основе можно создавать множество формул. Например, алгоритм подсчета отделки стен в санузлах выглядит так:

1. Создается параметр «Площадь стен» при помощи формулы:
Периметр Ѕ Неограниченная высота – Площадь проемов, где первые два параметра программные, а третий общий и значение для него вписывается в виде суммы площадей всех проемов для конкретного помещения (см. выше).

2. Создается параметр «Площадь стен под чистовую» при помощи формулы:

Площадь стен – Площадь от оборудования,

где второй параметр является общим и в его значение вписывается боковая площадь от различных объектов (кухонная мебель, ванны), за которыми не требуется чистовая отделка.

3. Создается параметр «Площадь настенной плитки» при помощи формулы:

Площадь стен под чистовую Ѕ Плитка на стенах,

где второму параметру присваивается значение «1» (см. выше).

Аналогично при помощи манипуляций с формулами можно считать различные геометрические характеристики помещений: длины плинтусов, карнизов, наличников, площади откосов и др.

В процессе оформления ведомости можно объединять столбцы под общий подзаголовок (полы, потолки, стены), настраивать шрифты, толщины линий, редактировать ширину столбцов (рис. 6).

Читайте также: