Основные методы обучения при изучении ходов фигур и шахматной доски

Обновлено: 06.05.2024

«Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом», – любил повторять А. Франс.

Шахматы – игра интеллектуальная, требующая усидчивости, концентрации внимания и тщательного продумывания ходов. Играя в шахматы, ребёнок анализирует действия соперника и просчитывает ходы, которые могут привести к победе. Таким образом, развивается аналитическое мышление. Ребёнок учится задумываться над результатами какого-либо действия, прежде чем его совершить.

Существует много разнообразных приемов, методов и технологий с помощью которых можно добиться успешного освоения дошкольниками правил шахматной игры.

Мы считаем, что сложные шахматные знания будут легче усваиваться в специфической для дошкольников деятельности, а именно в игре. Игра – интересна и значима для дошкольника, это и радость, и познание, и творчество. Это то, ради чего ребёнок идет в детский сад.

Поэтому, цель нашей работы по обучению детей игре в шахматы на этапе дошкольного детства : с помощью игровых технологий прививать интерес к игре в шахматы, формировать начальные представления о правилах игры.

С этой целью, мы разработали и реализуем в детском саду проект «Мы играем в шашки, шахматы», на основе которого действует бесплатный кружок «Шахматенок». Реализация проекта рассчитана на два года,

На первом году обучения (старшая группа) – мы знакомили детей с игрой «Шашки» :

- рассматривали шашечницу (или доску) : вместе узнали, что она состоит из белых, черных полей, которые чередуются между собой;

- рассматривали форму шашечницы, полей;

- изучали понятия: вертикаль, горизонталь, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, ход, взятие.

При знакомстве детей с понятиями: горизонталь, вертикаль и диагональ мы столкнулись с трудностями, ребята очень непросто осваивали материал, часто путались. Для нас было очень важно, чтобы ребята четко усвоили эти понятия, так как в шахматах они являются основополагающими.

Процесс освоения стал эффективнее, благодаря использованию различных игр и игровых приемов. Например, в подвижной игре «Покажи…», дети с помощью рук показывали горизонталь, вертикаль и диагональ, тем самым они овладевали пространственным ориентированием, у них развивалось внимание, и при этом они двигались, развиваясь физически.

Сейчас, мы также продолжаем использовать эту игру, включая ее почти в каждое занятие, но усложняя ее использованием показа графических символов (схематического изображения линий доски).

Дидактические игры: «Составь доску» (из клеток, из квадратов разного размера: 2 на 2, 4 на 4, «Составь доску и расскажи из каких линий ты собирал», «Рассеянный художник» (Кто первый найдет ошибку (неправильную горизонталь или вертикаль) способствуют овладению пространственным ориентированием на плоскости.

- вместе с детьми ходим по большой напольной доске,

-рассматриваем, сравниваем линии: горизонтали, вертикали, диагонали, поля (клетки,

-считаем количество полей (белых, черных, полей в горизонтали, вертикали, самой короткой диагонали, самой длинной диагонали и т. д.

Благодаря активному использованию этих дидактических игр в первый год (по обучению детей игре в шашки, на основе уже полученных представлений о доске, процесс познания основ древней игры шахматы в этом году протекает более эффективно.

Обучение дошкольников игре в шахматы мы начали, применив прием игровой мотивации, использованный в книге Игоря Сухина «Приключения в шахматной стране» : вместе со сказочными персонажами: мальчиком Юрой, Клеточкой и Загадаем мы вместе с ребятами отправились в путешествие по шахматной стране.

Вместе продолжили знакомство с шахматной доской :

- вспомнили, понятия: горизонталь, вертикаль, диагональ;

-узнали, что такое шахматная нотация, что каждое шахматное поле на шахматной доске находится на пересечении горизонтали и вертикали,

- с помощью стихотворения Игоря Сухина "Мы сидели на крыльце…" запоминали латинские буквы:

Мы сидели на крыльце,

Повторяли - а, бэ, цэ.

А потом спросили: "Где

Буква дэ и буква е?"

Папа, дай нам карандаш,

Мы запишем - эф, жэ, аш.

Также узнали секрет букв ДВГ (диагональ, вертикаль, диагональ - домик веселого горизонталика) и оживили Горизонталика, который дальше отправился с нами в путешествие по шахматной стране знакомиться с шахматными фигурами.

Твердо запомнить шахматные фигуры и умение отличать одни фигуры от других не всегда легко, в этом нам помогли такие игры как:

- «Кубик» : обклеили старый кубик самоклеящейся пленкой, на гранях приклеили изображения фигур и по очереди бросали, называя фигуру, которая выпадет на верхней грани кубика.

-«Волшебный мешочек» - в непрозрачный мешочек прятали фигуры и по очереди на ощупь определяли их название. Усложняли игру тем, что в мешочек собирали фигуры из разных материалов и разного размера (связанные, деревянные, крупные и небольшие). Придумали разновидность этой игры, используя, картонную коробку, сшили два рукава (черный и белый, в которые смогут запустить руки сразу двое детей и найти одну заданную фигуру, кто быстрей.

Дидактические игры «Шахматный веер», «Запретная фигура», «Угадай-ка», «Секретная фигура», «Фигура по кругу», «Большая и маленькая», «Что общего» также способствовали запоминанию шахматных фигур.

С этой же целью, придумали и изготовили дидактические игры, которые можно использовать как в совместной деятельности с воспитателем в группе, так и для самостоятельной:

- «Узнай по силуэту» (узнать силуэт фигуры, найти ее изображение, наложить на силуэт, назвать ее)

- «Нади половинку» (из предложенных вариантов найти половинки и соединить их)

- «Найди пару» (найти пару «Рисунок-схема», «Фотография фигуры – сказочное изображение», «Фигура-буква» и т. п.); «Шахматное домино», «Шахматное лото».

В королевстве каждая фигура талантлива и артистична, поэтому часто устраивали шахматные спектакли по сказкам «Колобок», «Теремок», «Репка».

Далее, вместе со сказочными героями мы с ребятами отправились к воротам Каиссии, узнали, что Каиссия – это столица Шахматной страны и названа она в честь богини шахмат Каиссы; узнали о порядке, в котором располагаются фигуры перед началом игры.

Быстрому и прочному запоминанию расположения фигур в начальном положении нам помогло разучивание стихотворения И. Сухина «Я смотрю на первый ряд, по углам ладьи стоят» и стихотворения «В каждом отряде ты сам посмотри», которые использовались каждый раз, когда мы проверяли расстановку фигур в завершении таких игр как: «Кто быстрее расставит фигуры», «Шахматный переполох»,

Проводили своеобразные игры - эстафеты с бегом на правильную и быструю расстановку фигур на шахматных досках. Такие эстафеты повышают интерес к изучению шахматной науки, вносят оживление, дают прекрасный эмоциональный настрой.

В настоящее время мы подошли к этапу изучению возможностей шахматных фигур.

В игровой форме вместе с Юрой, Клеточкой и Загадаем мы познакомились с шахматной фигурой ладьей : как ходит, как бьет.

Игра «Нади путь ладьи» способствовала освоению хода этой фигуры: вместе с ребятами на большом шахматном поле и на своих шахматных досках мы искали путь ладьи, который похож на буквы: Г, Е, Н, П, Т, Л,Ч и др.

Превращались в ладью и по ступенькам пробирались в противоположный угол доски.

К занятиям по знакомству с ладьей разработали электронную дидактическую презентацию, в которую включили электронные игры «Лабиринт», «Кратчайший путь», с помощью которых дети осваивали ход и взятие ладьей.

Дальше нам предстоит осваивать возможности других фигур. На этом этапе мы планируем использовать такие дидактические игры как: «Один в поле воин», «Лабиринт», «Двойной удар», «Выиграй фигуру», «Сними часовых», которые будут способствовать закреплению правил хода и взятия шахматных фигур. Ненавязчиво познакомим с различными правилами: рокировкой, детского мата.

В целом, обучение игре в шахматы осуществляем :

в совместной с детьми деятельности:

- во время ООД (1 раз в неделю)

-в совместной деятельности во время режимных моментов; (педагоги групп);

• в самостоятельной деятельности. Поэтому, после разучивания и проигрывания дидактической игры во время НОД, далее вносим эти игры в предметно-развивающую среду группы. Для этого созданы все условия в группе. Руководство самостоятельной деятельностью направлено на поддержание и дальнейшее развитие у детей интереса к шахматам.

Практическое использование игровых приемов и технологий показало, что эффективным является:

- переход одного вида деятельности (игры) из совместной в самостоятельную;

- еженедельное внесение в игровую деятельность нового развивающего материала.

Таким образом, знания, полученные ребёнком на занятии, закрепляются в совместной деятельности, после чего переходят в самостоятельную.

Важное значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций. Широко используем шахматные сказки, ребусы, загадки шарады, занимательные задачи и викторины, которые будут интересны дошкольникам.

Во время организации ООД используем следующие игровые приёмы :

- игровая мотивация, побуждение к действию (в том числе мыслительной деятельности, которая поддерживается на протяжении всей деятельности, а также используется во время организации многих игровых приемов. Например, в игре «Шахматный переполох», ребятам не просто предлагается учебная задача: расставить фигуры на место, а помочь, выручить шахматного короля, который оказался в беде, так как сильный ветер разбросал в шахматном королевстве все фигуры.

Или необходимо помочь одержать победу над королевой Зла и угадать все фигуры шахматного королевства.

Во время ООД используем шахматную пальчиковую гимнастику (стимулирует активность мозга, является прекрасным речевым материалом).

Вносим элементы драматизации (использование сказок) для повышения интереса детей к подаваемому материалу, создания эмоционального фона.

Используем метод предварительной ошибки (очень эффективен, особенно при закреплении материала). Например: достаем из волшебного мешочка фигуры и называем неправильно или мы расставили на шахматной доске фигуры, просим детей проверить, правильно ли мы сделали.

Всю работу организуем с учётом индивидуальных особенностей воспитанников. Предлагаем ребёнку игры, ориентируясь на уровень его умственного и нравственно - волевого развития, проявления активности.

Привлекаем малоактивных детей, заинтересовываем их игрой и помогаем освоить её. Интерес к игре становится устойчивым тогда, когда ребёнок видит свои успехи.

В данный момент, мы находимся только в начале пути изучения игры «Шахматы», однако многое уже нами достигнуто: дети знают и умеют показать на шахматном поле горизонталь, вертикаль, диагональ; дети ориентируются на плоскости, что очень значимо при обучении в школе; знают названия шахматных фигур, умеют расставлять их в начальное положение; знают, что такое шахматная нотация, умеют определять местоположение фигуры на шахматном поле. Но самое главное, дети заинтересованы игрой, у них горят глаза и каждый раз с нетерпением ждут следующей встречи.

Для реализации программы шахматного кружка «Шахматенок» в детском саду и в группе созданы все необходимые условия:

1) В физкультурном зале созданы условия для проведения совместной деятельности педагога с детьми:

- подобраны дидактические игры для обучения игре в шахматы; наглядные пособия (альбомы, портреты выдающихся шахматистов, тренировочные диаграммы, иллюстрации, фотографии);

- имеется демонстрационная настенная магнитная доска с комплектами шахматных фигур,

- имеются настольные шахматы разных видов; шахматные столы;

- имеются шахматные часы с целью познакомить с атрибутами шахматной игры)

2) В подготовительной к школе группе создан уголок «В мире шахмат» :

- выделена зона, в которой детей встречают Клеточка и шахматные фигуры (Ладья и конь, которые увлекают детей в мир шахматной игры)

- изготовлена собственными усилиями магнитная шахматная доска и набор фигур, для самостоятельной деятельности детей.

- имеются настольное шахматное поле и комплект шахматных фигур,

- еженедельно вносится материал: папки для рассматривания, книги, дидактические игры.

Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен дошкольникам. Большое значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.

ВложениеРазмер
doklad_shahmaty.doc 33 КБ

Предварительный просмотр:

Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен дошкольникам. Большое значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.

Основные методы обучения :

Формирование шахматного мышления у ребенка проходит через ряд этапов от репродуктивного повторения алгоритмов и схем в типовых положениях, до творческого применения знаний на практике, подразумевающих, зачастую, отказ от общепринятых стереотипов.

· На начальном этапе преобладают игровой, наглядный и репродуктивный методы . Они применяется:

1. При знакомстве с шахматными фигурами.

2. При изучении шахматной доски.

3. При обучении правилам игры;

4. При реализации материального перевеса.

· Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных этапах шахматной партии, где основным методом становится продуктивный . Для того чтобы реализовать на доске свой замысел, дети овладевает тактическим арсеналом шахмат, вследствие чего формируется следующий алгоритм мышления: анализ позиции - мотив - идея - расчёт - ход.

· При изучении дебютной теории основным методом является частично-поисковый . Наиболее эффективно изучение дебютной теории осуществляется в том случае, когда большую часть работы ребенок проделывает самостоятельно.

В программе предусмотрены материалы для самостоятельного изучения обучающимися (домашние задания).

· На более поздних этапах в обучении применяется творческий метод , для совершенствования тактического мастерства учащихся (самостоятельное составление позиций, предусматривающих определенные тактические удары, мат в определенное количество ходов и т.д.).

· Метод проблемного обучения . Разбор партий мастеров разных направлений, творческое их осмысление помогает ребенку выработать свой собственный подход к игре.

Использование этих методов предусматривает, прежде всего, обеспечение самостоятельности детей в поисках решения самых разнообразных задач.

Результаты образовательной деятельности :

- Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности.

- Приобретение теоретических знаний и практических навыков в шахматной игре.

- Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования).

Шахматная игра расширяет кругозор детей, увеличивает их словарный запас. Дошкольники на лету схватывают сложные термины, усваивают и применяют условные обозначения фигур и полей, расставляют шахматы под диктовку; учатся продумывать ходы на несколько шагов вперед, предвидеть и предотвращать опасность, защищать свои фигуры. Все ребята хорошо знают и применяют множество шахматных терминов, решают простые шахматные задачи.

Конечным результатом обучения считается умение сыграть по правилам шахматную партию от начала до конца. Это предполагает определенную прочность знаний и умение применять их на практике.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Статья для учителей-логопедов: "Дидактическая игра как основной метод обучения чтению в группах с ОНР и ФФН"

Используя дидактические игры, можно сделать процесс обучения чтению навыком смыслового чтения не только эффективным и простым, но и интересным для ребенка. Такая система построения процесса обучения п.

Дидактическая игра как основной метод обучения в группах для детей с общим недоразвитием речи.

Логопедическое воздействие представляет собой педагогический процесс, в котором реализуются задачи корригирующего общения и воспитания. Одной из важных форм логопедического воздействия при работе с де.


Дидактическая игра как основной метод обучения в группах для детей с общим недоразвитием речи.

Логопедическое воздействие представляет собой педагогический процесс, в котором реализуются задачи корригирующего общения и воспитания. Одной из важных форм логопедического воздействия при работе с де.

Дидактическая игра как основной метод обучения в группах для детей с общим недоразвитием речи

Из опыта работы учителя-логопеда.


Основные методы обучения и воспитания слабослышащих детей

Основные методы обучения и воспитания слабослышащих детейНачиная воспитывать и обучать ребенка с нарушением слуха, родители должны сделать самый ответственный выбор - выбор методики обучения. От вашег.


Статья по теме "Игра как основной метод обучения иностранному языку на раннем этапе"

Начиная изучать иностранные языки ещё в дошкольном учреждении, у ребёнка так развивается процесс мышления, что чужой язык еще кажется ему несложным. Усваивая иностранный язык в период, когда происходи.


Доклад для педагогического совета на тему: «Сущность и основные понятия интерактивного обучения». «Виды интерактивных и активных методов обучения»

Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать Интерактивность - способность взаимодействовать или находиться в режи.

В работе описывается опыт обучения младших школьников игре в шахматы.

ВложениеРазмер
moya_statya_shahmaty.docx 84.61 КБ

Предварительный просмотр:

ОПЫТ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИИХ ШКОЛЬНИКОВ ИГРЕ В ШАХМАТЫ

Чернышев Э.Н., МБОУ СОШ № 3

Сегодня шахматы прочно вошли в нашу духовную жизнь и как вид спорта, и как вид искусства. При игре в шахматы необходимо решать сложные интеллектуальные задачи, что требует от мышления определённой методичности и последовательности.

В книге «Шахматы как модель жизни» тринадцатый чемпион мира по шахматам Гарри Каспаров пишет: «Шахматы - это уникальное познавательное поле, та сфера, где наука и искусство соединяются в человеческом представлении, а затем оттачиваются и совершенствуются по мере накопления опыта».

Шахматы по своей природе остаются, прежде всего, игрой. к тому же игра в шахматы является соревнованием, то есть носит спортивную направленность. Поэтому развитие личности ребенка происходит через шахматную игру в ее спортивной форме. Спорт вырабатывает в человеке ряд социально значимых качеств: целеустремленность, волю, выносливость, терпение, способность к концентрации внимания, смелость, расчет, умение быстро и правильно принимать решения в меняющейся обстановке и т.д. Шахматы, сочетающие в себе также элементы науки и искусства, могут вырабатывать у школьников эти черты более эффективно, чем другие виды спорта. Формирование этих качеств нуждается, безусловно, в мотивации, а в шахматах любое поражение и извлеченные из него уроки способны создать у ребенка сильнейшую мотивацию к выработке у себя определенных свойств характера.

А.Алехин писал: «Шахматы не только знание и логика, но и глубокая фантазия. Посредством шахмат я воспитал свой характер. Шахматы не просто модель жизни, но и модель творчества. Шахматы, прежде всего, учат быть объективными. В шахматах можно сделаться большим мастером, лишь осознав свои ошибки и недостатки. Совершенно также как и в жизни»

Целенаправленный процесс обучения школьников игре в шахматы позволяет реализовать многие актуальные проблемы современного образования – сделать обучение радостным, лишенным принуждения, поддерживающим устойчивый интерес к знаниям, использующим многообразные формы обучения. Стержневым моментом обучения шахматной игре становится деятельность самих школьников, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности, прогнозируют, моделируют.

Цель курса - создание условий для личностного и интеллектуального развития школьников, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы. Процесс обучения направляю на создание условий для формирования и развития ключевых компетенций учащихся (коммуникативных, интеллектуальных, социальных); формирование универсальных способов мыслительной деятельности (абстрактно-логического мышления, памяти, внимания, творческого воображения, умения производить логические операции). воспитывать потребность в психологически здоровом образе жизни.

Обучение осуществляется на основе общих методических принципов:

  • принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом;
  • принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны;
  • принцип доступности, последовательности и системности изложения программного материала.
  • принцип психологической комфортности - создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса;
  • принцип mini-max – обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом;
  • принцип целостного представления о мире - при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
  • принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
  • принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности;

Об объеме осваиваемого за четыре года теоретического и практического материала наиболее характерно свидетельствуют требования к знаниям и умениям на начальном и завершающем этапе обучения:

К концу первого года обучения дети должны знать :

  • шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, партия; начальное положение (начальная позиция), белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, рокировка (длинная и короткая); шах, мат, пат, ничья;
  • названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король, правила хода и взятия каждой фигуры.

К концу первого года обучения дети должны уметь :

  • ориентироваться на шахматной доске;
  • играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения правил шахматного кодекса;
  • правильно размещать доску между партнерами и правильно расставлять начальную позицию;
  • различать горизонталь, вертикаль и диагональ;
  • рокировать;
  • объявлять шах, мат;
  • решать элементарные задачи на мат в один ход.

К концу четвертого года обучения дети должны знать :

  • некоторые дебюты (Гамбит Эванса. Королевский гамбит. Ферзевый гамбит и др.).
  • правила игры в миттельшпиле;
  • основные элементы позиции.

К концу четвертого года обучения дети должны уметь :

  • правильно разыгрывать дебют;
  • грамотно располагать шахматные фигуры и обеспечивать их взаимодействие;
  • проводить элементарно анализ позиции;
  • составлять простейший план игры;
  • находить несложные тактические приемы и проводить простейшие комбинации;
  • точно разыгрывать простейшие окончания;
  • пользоваться шахматными часами.

От первичного знакомства с шахматными категориями выпускник начальной школы проходит путь до начинающего профессионального шахматиста, знающего не только правила игры, но и опыт мастеров, умеющими проектировать шахматную стратегию и проводить их в жизнь.

Смею говорить о существовании такой психологической категории как шахматное мышление, характеризующееся высшим уровнем логичности и фантазийности. Формирование шахматного мышления у школьника проходит через ряд этапов от репродуктивного повторения алгоритмов и схем в типовых положениях, до творческого применения знаний на практике, подразумевающих, зачастую, отказ от общепринятых стереотипов.

На начальном этапе обучения преобладают игровой, наглядный и репродуктивный методы. Они применяются при: знакомстве с шахматными фигурами. изучении шахматной доски, обучении правилам игры, реализации материального перевеса.

Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных этапах шахматной партии, где основным методом становится продуктивный. Для того чтобы реализовать на доске свой замысел, школьник овладевает тактическим арсеналом шахмат, вследствие чего формируется следующий алгоритм мышления: анализ позиции – мотив – идея – расчёт – ход. Продуктивный метод играет большую роль и в дальнейшем при изучении дебютов и основ позиционной игры, особенно при изучении типовых позиций миттельшпиля и эндшпиля.

При изучении дебютной теории основным методом является частично-поисковый. Наиболее эффективно изучение дебютной теории осуществляется в том случае, когда большую часть работы ребенок проделывает самостоятельно.

На более поздних этапах в обучении применяется творческий метод, для совершенствования тактического мастерства учащихся (самостоятельное составление позиций, предусматривающих определенные тактические удары, мат в определенное количество ходов и т.д.).

Метод проблемного обучения используется при разборе партий мастеров разных направлений, их творческом осмыслении.

Использование этих методов предусматривает, прежде всего, обеспечение самостоятельности школьников в поисках решения самых разнообразных задач.

Основными формами и средствами обучения являются:

  1. Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.
  2. Дидактические игры и задания, игровые упражнения.
  3. Теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические игрушки.
  4. Практическая игра из начальной или промежуточной позиции (в том числе, - онлайн игра с компьютером или удаленным партнером).
  5. Участие в турнирах и соревнованиях.

Стремлюсь разнообразить средства обучения для поддержки интереса и мотивации.

Проблему в использовании интернет-ресурсов создает запрет сетевого школьного фильтра NetPolice на открытие ряда из них.

Разрабатываю разнообразные задания, призванные разнообразить учебный процесс. Школьники с интересом выполняют комплексные задания, сочетающие тестовую часть и последующие задачи по схеме, разгадывают кроссворды

1).Пешка ходит вперед или назад. 2).Конь ходит буквой «П». 3).Пат – это когда по королю нанесен удар. 4).Короля нельзя убить. 5).Ферзь не может ходить по диагонали. 6).Король ходит на любое ближайшее поле, не находящееся под ударом. 7).Ладья ходить по полям с одинаковыми буквами или цифрами. 8).Пешка бьет вперед по диагонали на ближайших клетках. 9).Слон ходит по диагонали. 10).Сближение короля и ферзя запрещено.

Встречайте, друзья, категория на нашем сайте, посвященная методам шахматного обучения! В данном разделе будут представлены лучшие авторские методы шахматной подготовки. Уверены, эти уроки понравятся Вам, и при помощи них Вы с легкостью откроете для себя увлекательный мир шахмат!

В этой категории вы узнаете: «основные правила эффективных шахматных тренировок», «что нужно делать в плохих позиция», «самые распространенные ошибки у новичков» и др.

Ответы на эти и многие другие вопросы Вы получите в представленных шахматных уроках. Не ждите, переходите на следующих шахматный уровень уже сегодня!

5 навыков, над которыми должен работать каждый шахматист

5 навыков, над которыми должен работать каждый шахматист

Дата публикации: 10/05/2022 г.

Эта статья посвящена, в первую очередь, шахматистам с ЭЛО до 2200, которые хотят «прокачать» свою игру. Ведь многие из них порой не знают, как спланировать своё обучение и с чего начать. Сегодня мы обсудим наиболее важные направления развития.

7 советов по улучшению дебютной игры

7 советов по улучшению дебютной игры

Дата публикации: 06/04/2022 г.

В современной шахматной практике дебютная фаза стала самым «весомым» этапом по степени влияния на исход игры. Поэтому для каждого шахматиста, от новичка до гроссмейстера, качественная дебютная подготовка – просто необходимость.

3 главных ошибки в шахматном обучении

3 главных ошибки в шахматном обучении

Дата публикации: 30/03/2022 г.

Многие любители верят в популярные стереотипы о шахматных тренировках. И зачастую это – одна из главных причин, почему им так трудно улучшить свою игру.

Тренировка визуализации в шахматах

Тренировка визуализации в шахматах

Дата публикации: 09/03/2022 г.

Визуализация шахматной позиции – важнейший навык. Он позволяет шахматисту точно рассчитывать тактику на несколько ходов вперёд и, самое главное, даёт возможность представить и правильно оценить итоговую позицию. Кстати, именно это имел в виду Магнус Карлсен, когда его спросили, на сколько ходов вперёд он может рассчитывать. Карлсен ответил, что фокус в том, чтобы оценить конечную позицию, а не просто просчитать ходы.

5 «стереотипных» принципов шахматных тренировок, которые стоит нарушать

5 «стереотипных» принципов шахматных тренировок, которые стоит нарушать

Дата публикации: 25/02/2022 г.

Большинство из нас знакомы с «общеизвестными», а иными словами, стереотипными принципами эффективных шахматных тренировок. Например, чтобы расти в шахматах, нужно играть больше партий, решать тактику, читать книги и так далее. Но, как ни странно, бездумное следование этим принципам может, наоборот, помешать человеку достичь новых высот. Давайте, вместе пройдёмся по этим стереотипам:

5 важных «НЕ» в шахматах

5 важных «НЕ» в шахматах

Что ни в коем случае нельзя делать в шахматах?

Дата публикации: 09/02/2022 г.

Вы когда-нибудь делали ход, не подумав? У вас есть проблемы с концентрацией внимания на доске во время игры? Если вы ответили «да» на оба этих вопроса, то советуем прочитать эту статью. Сегодня мы поговорим о 5 вещах, которые ни в коем случае нельзя делать в шахматах.

6 золотых правил шахмат

6 золотых правил шахмат

Дата публикации: 28/12/2021 г.

Сегодня поговорим о «золотых правилах» шахматной игры, которые должен знать каждый. Эти аксиомы - не о тактике или стратегии, они, скорее, о психологии шахмат. Всегда смотрите на свои партии сквозь призму этих незыблемых истин - и вы обязательно начнёте получать превосходные результаты.

Разработка победного плана: 4х-шаговый «скрининг» позиции

Разработка победного плана: 4х-шаговый «скрининг» позиции

Дата публикации: 18/12/2021 г.

Любая шахматная победа начинается с хорошего плана – всё, как и в обычной жизни.

Как научиться тактической игре: 5 «лайфхаков» для любителя

Как научиться тактической игре: 5 «лайфхаков» для любителя

Дата публикации: 17/12/2021 г.

Талант понимать тактические мотивы оппонента и видеть скрытые комбинации необходим каждому шахматисту, мечтающему о заметных результатах.

Как не попасть в цейтнот?

Как не попасть в цейтнот?

5 советов, которые помогут сэкономить время на часах

Дата публикации: 03/11/2021 г.

Тренировочные успехи могут быть обманчивы: ведь вы совершенно спокойны и нет ограничений по времени. И даже если ваша игра в целом хороша, плохое «управление» временем может обнаружиться только на турнире, что, в конечном итоге, приведет к цейтноту. А вот тогда могут легко случиться и плохие ходы.

Встречайте, друзья, категория на нашем сайте, посвященная методам шахматного обучения! В данном разделе будут представлены лучшие авторские методы шахматной подготовки. Уверены, эти уроки понравятся Вам, и при помощи них Вы с легкостью откроете для себя увлекательный мир шахмат!

В этой категории вы узнаете: «основные правила эффективных шахматных тренировок», «что нужно делать в плохих позиция», «самые распространенные ошибки у новичков» и др.

Ответы на эти и многие другие вопросы Вы получите в представленных шахматных уроках. Не ждите, переходите на следующих шахматный уровень уже сегодня!

3 главных психологических «тормоза» на пути шахматного развития

3 главных психологических «тормоза» на пути шахматного развития

Дата публикации: 10/10/2020 г.

На пути к «шахматному совершенству» психология играет огромную роль. Сегодня мы поговорим о 3 самых распространенных «ментальных блоках», которые мешают многим любителям усилить свою игру.

Стагнация в шахматах: 3 главных причины

Стагнация в шахматах: 3 главных причины

Дата публикации: 23/09/2020 г.

Многие игроки хотят улучшить свою игру. Они трудятся над шахматами, тратят время. Но через несколько месяцев словно наталкиваются на какую-то невидимую стену, не позволяющую им двигаться вперед. Вы заметили, как быстро росло ваше ЭЛО вначале? Пару дней занятий шахматами могло легко добавить 30-50 баллов ЭЛО. А что было дальше?

Чему можно научиться в шахматах за 1 час

Чему можно научиться в шахматах за 1 час

Дата публикации: 31/08/2020 г.

Очень часто можно услышать, как игроки сетуют на то, что изучение шахмат является трудоемким и отнимающим много времени делом. Они говорят что-то вроде: «Я бы посвящал больше времени учёбе, но жизнь слишком коротка и у меня куча других дел» … Странно, но очень многие шахматисты считают, что для эффективного обучения нужно забыть про другие сферы жизни и посвятить себе исключительно игре. (К слову, некоторые так и поступают, и справедливости ради надо признать, достигают впечатляющих результатов). Но такие жертвы нужны только если ваша мечта – рейтинг на уровне 2700+ ЭЛО.

«Не спи за доской!»: 7 советов, как избежать шахматных зевков

«Не спи за доской!»: 7 советов, как избежать шахматных зевков

Дата публикации: 19/08/2020 г.

А вы знали, что большинство любительских игр заканчиваются «зевком» одной из сторон? Если ваш рейтинг ниже 2200, скорее всего, вы тоже попадали в такую ситуацию. В этой статье мы дадим 7 простых советов, которые значительно сократят количество подобных ошибок в ваших партиях.

3 проблемы развития, с которыми сталкиваются большинство шахматистов

3 проблемы развития, с которыми сталкиваются большинство шахматистов

Дата публикации: 01/07/2020 г.

В этой статье мы расскажем о наиболее распространенных проблемах, с которыми сталкиваются многие шахматисты. Речь пойдёт не о начинающих, только что выучивших, как ходят шахматные фигуры. Скорее, мы обсудим проблемы, которые возникают у многих «заядлых» любителей, мечтающих улучшить свою игру. Давайте рассмотрим по порядку.

5 причин, почему вы пока не сильный шахматист

5 причин, почему вы пока не сильный шахматист

Дата публикации: 10/06/2020 г.

Все шахматисты мечтают стать мастерами, но достичь этого удаётся лишь 1%, а другие 99% терпят неудачу. Как вы думаете, это потому, что у них нет таланта, нужного уровня IQ или каких-то других способностей топовых игроков?

На самом деле, нет. 99% любителей не достигают высокого уровня по совершенно другим причинам.

Любопытно узнать почему? Тогда читаем дальше.

ТОП-3 ошибок в обучении, которые тормозят ваш прогресс

ТОП-3 ошибок в обучении, которые тормозят ваш прогресс

Дата публикации: 20/05/2020 г.

В этой статье мы обсудим весьма распространенные среди шахматистов ошибки в обучении, которые многие из них даже не осознают. Кажется, они всё делают правильно - изучают партии гроссмейстеров, решают тактику и т. д. Но в итоге прогресс у них идёт крайне медленно, или его нет совсем. Сегодня мы выясним почему.

9 советов, как стать более продуктивным шахматистом

9 советов, как стать более продуктивным шахматистом

Дата публикации: 07/05/2020 г.

Многие игроки жалуются на нехватку времени для шахматных занятий и практики, так как у них много других дел - школа, работа, семья и так далее. И правда, дефицит времени является фактором номер один, который мешает развиваться большинству взрослых шахматистов.

Да, жизнь такова, что порой не получается уделять своему хобби больше часов – их просто неоткуда взять. И поэтому стоит задуматься не о количестве занятий, а об их качестве. Организуйте своё обучение более эффективно, и тогда вы получите желаемые результаты. Если вы хотите узнать - как, то эта статья для вас.

Гроссмейстер рекомендует: Сколько времени тратить на обучение шахматам?

Гроссмейстер рекомендует: Сколько времени тратить на обучение шахматам?

Дата публикации: 19/02/2020 г.

Сколько часов в день нужно тратить на обучение шахматам? Этим вопросом задаются многие шахматисты. Есть ли какая-то волшебная «норма» времени на ежедневные занятия, выделив которую в своём графике, вы гарантированно станете мастером ФИДЕ или гроссмейстером? Сегодня на этот вопрос отвечает гроссмейстер Сергей Шипов (2662 макс. ЭЛО).

Шахматный движок и базы партий: используем как профи!

Шахматный движок и базы партий: используем как профи!

Дата публикации: 31/05/2019 г.

Чтобы вырасти в шахматах, нужно стараться анализировать каждую свою партию, независимо от её результата. Это аксиома, которой придерживаются даже игроки уровня топ. Например, такую практику как основной метод совершенствования рекомендовал знаменитый чемпион мира Михаил Ботвинник.

Читайте также: