Ошибки при вязке арматуры на фундаменте плита

Обновлено: 27.03.2024

Самодеятельное или самостоятельное выполнение строительных работ – наиболее частая причина ошибок и брака в индивидуальном строительстве. На объектах, возводимых подрядным способом, то есть – с использованием труда специалистов, также может встретиться недостаточно качественная работа, вызванная некомпетентностью, невнимательность и даже недобрым умыслом.

Изготовление и монтаж железобетонных конструкций – одно из наиболее востребованных на любой стройке технических решений для многих видов зданий и сооружений. Вот несколько примеров конструкций, изготавливаемых преимущественно из железобетона:

  1. Элементы фундаментов и опор
  2. Подземные конструкции
  3. Сооружения гидротехнического характера
  4. Элементы, работающие на сжатие – колонны и столбы
  5. Конструкции, работающие на изгиб – балки, прогоны, пояса, перемычки.

Распространение современных конструкций опалубки позволяет сооружать перекрытия из монолитного железобетона, другие непростые и интересные конструкции.


ЖЕЛЕЗОБЕТОН И ЕГО СВОЙСТВА

Основные идеи бетона, как конструктивного материала, были проработаны ещё во времена Древнего Рима. Однако главный и гениально простой метод получения чрезвычайно эффективного материала на основе бетона был найден значительно позднее – в 19 веке.

Именно к этому времени относится начало попыток армирования бетона стальными элементами.

Гениально простая идея работы железобетона сводится к тому, что в этом материале два основных компонента функционируют с наибольшей целесообразностью. Бетон, искусственный камень, воспринимает усилия сжатия, а сталь в виде арматуры разного типа сдерживает растягивающие усилия, сопротивляться которым бетон практически не в состоянии. За более сотни лет создания и эксплуатации железобетона сформировались основные характеристики этого материала и способы его применения в дело:

Разработка железобетонных конструкций включает в себя расчётную часть, на основании которой определяется количество и характер расположения арматуры, марка и тип бетонной смеси.

Поиск лучших решений железобетонных конструкций не останавливается. Предметом поиска является широкий спектр проблем, например:

  • Новые бетонные смеси с особенными свойствами
  • Новые и более эффективные типы арматуры – проволока, предварительно напряжённые конструкции
  • Технологии изготовления и новаторские конструкции с уникальными параметрами
  • Более разнообразный и универсальный ассортимент типовых и серийных изделий

Изготовление железобетонных конструкций

Производство железобетонных конструкций существует в двух основных формах – изготовление серийных и некоторых индивидуальных конструкций на производстве и возведение монолитных структур в построечных условиях.

Вот основные этапы изготовления конструкций из железобетона:

  1. Сооружение опалубки на стройке или подготовка формы на производстве
  2. Монтаж арматурного каркаса
  3. Приготовление или доставка готового бетона и укладка его в опалубку или форму
  4. Обработка бетона (вибрирование, центрифугирование, выравнивание верхней (открытой) поверхности
  5. Твердение и набор прочности, чаще всего - методом пропаривания в заводских условиях или в естественной обстановке стройки.
  6. Контроль качества.

В последовательности этих операций особенную роль играет сооружение опалубки, от которой зависит точность геометрии конструкции и качество бетона. Не менее важен этап сооружения арматурного каркаса, который в построечных условиях почти всегда делается вручную.

Профессионалы железобетонных работ, занятые проектированием и изготовлением конструкций, стремятся упростить трудоёмкий этап сооружения опалубки и вязки арматурного каркаса. Опыт практических строительных работ с железобетоном – точный критерий эффективности многих технических решений в этом секторе.

АРМАТУРНЫЙ КАРКАС ЖЕЛЕЗОБЕТОНА – ОСОБЕННОСТИ И ОШИБКИ

Ключевой этап создания железобетонной конструкции – вязка каркаса. В самом деле, большинство элементов армирования железобетонных структур и изделий собирают воедино, скрепляя арматурные прутья связкой из тонкой мягкой проволоки.

Эта технология распространена во всем мире, поэтому многие интересные находки и изобретения в этой сфере очень быстро становятся всеобщим достоянием.

Проект и каркас

Точное инженерное решение арматурного каркаса – часть общего проекта железобетонной конструкции. Грамотный и качественный проект не только гарантирует работоспособность будущей структуры, но и даёт исчерпывающую информацию для её изготовления.

В частности, в проекте железобетонной конструкции (форма и содержание такого проекта нормируется) есть такие обязательные компоненты:

  • Спецификация арматурных стержней, иначе - исчерпывающий список стальных деталей, которые необходимо приобрести для объекта
  • Чертежи разной степени детализации, определяющие каждому арматурному пруту своё место
  • Указания о размещении арматурного каркаса в опалубке, определяющие параметры защитного слоя
  • Данные для изготовления и размещения закладных деталей.

Качество проектных материалов – не единственное условие для успешного и рационального процесса создания железобетонной конструкции. Компетенция исполнителей и их руководства – второй решающий фактор.

Ошибки при изготовлении арматурного каркаса

Ошибки исполнителей, как причина брака в изготовлении арматурного каркаса встречаются значительно чаще ошибок в проектировании. Главная причина таких ошибок строителей – недостаточный опыт и квалификация, а также – отсутствие компетентного руководства.

Оставив без рассмотрения грубые ошибки с полностью неправильной сборкой каркаса, можно выделить такие наиболее распространённые изъяны этой стадии создания железобетонных конструкций:

  1. Недостаточно прочный каркас, теряющий геометрию под воздействием укладываемого и уплотняемого бетона
  2. Ошибки в величине защитного слоя
  3. Самовольное увеличение параметров армирования с целью дополнительного, не предусмотренного проектом, усиления
  4. Недостаточно точное размещения главных рабочих стержней
  5. Неправильное изготовление типовых деталей каркаса, не оговорённых материалами проекта, например – отгибов и хомутов круглой гладкой арматуры
  6. Ошибки в марке или классе прочности использованной арматуры.

Основной состав «авторов» таких нарушений и ошибок – самодеятельные строители, участники «самоорганизованных» бригад, домашние мастера-умельцы. Большая часть таких ошибок объясняется стремлением усилить конструкцию, предложенную проектом, а такое желание возникает из-за отсутствия профильного образования и опыта работы на серьёзных объектах.

Некоторые ошибки исполнители замечают самостоятельно и оперативно избавляются от них. Так, недостаточно прочный каркас смещается под действием веса бетона и спешное исправление положения вместе с риском значительных убытков вынуждает авторов ошибки самостоятельно следить за недопущением подобного в будущем, а нарастающий опыт позволит своевременно принимать верные решения из тех, что не оговорены проектом.

Распространённая ошибка в виде неправильно заданной величины защитного слоя достаточно сложна в своевременной диагностике. Назначение правильного защитного слоя осложняется тем, что самые важные арматурные стержни расположены в непосредственной близости к наружной поверхности бетона.

Некоторые ошибки, кажущиеся незначительными, могут оказать существенное воздействие на характеристики изготавливаемого железобетона. Неточное размещение основных рабочих стержней или применение марки арматуры, отличной от проектной – характерные примеры таких ошибок.

Обнаружение ошибок серьёзного характера и масштаба - причина для принятия важных решений о судьбе конструкции или всего объекта. Кроме демонтажа некоторых ответственных конструкций с обнаруженным браком арматуры, есть возможность усиления, в крайнем случае - ограничении или изменении расчётных нагрузок.


Предупреждение вреда от ошибок армирования

Основной метод предупреждения потерь и даже аварий, к которым могут привести ошибки армирования железобетонных конструкций – своевременный контроль укладки арматуры. Этот метод практикуется везде, где железобетон делается в соответствии с требованиями строительных норм и правил.

В зависимости от степени ответственности конструкций определяется степень строгости контроля и состав специалистов, его производящих. В большинстве случаев такой контроль оформляется документально, после чего строители могут приступать к укладке бетона.

В случае, когда требуется оценить качество готовой железобетонной конструкции, ничего другого не остаётся, кроме применения методов неразрушающего контроля. Сегодня есть немало достаточно точной аппаратуры с помощью которой могут быть получены многие данные о железобетоне, в том числе такие:

  1. Марка прочности бетонного тела
  2. Точные места расположения арматурных прутьев и их параметры
  3. Степень коррозии арматуры
  4. Однородность бетона и наличие в нём трещин и повреждений.

Важно, чтобы строители, особенно те, кто получил квалификацию самостоятельно, понимали важность и ответственность правильного армирования железобетона по проекту. Такое понимание будет тем лучше, чем в большей степени оно основано на знании механики работы этого замечательного материала.

Хорошая квалификация строителя позволит не только избежать рисков снижения характеристик конструкций, но и ощутимого удорожания сооружений из-за ненужного и даже бессмысленного усиления. Специалисты в области инвестиционных проектов должны понимать, что полноценную оценку характеристик железобетонной конструкции можно получить только по результатам выполнения измерений неразрушающего контроля.

Фундамент главный элемент конструкции сооружения. Он сглаживает движение грунтов, гарантирует устойчивость. Не рекомендуют начинать работу весной. Грунт очень влажный и при нагрузке раствора выдаст много воды, что приведет к раковинам в бетоне.

Многие думают, что если оставить основание на зиму, то он будет крепче. Это ошибочное мнение. Без нагрузки нельзя его оставлять на зиму. Могут появиться трещины, нарушиться уровень.

Ошибки при армировании

1. Отсутствие г-образных элементов в углах. Лучше сделать анкеровку с загибом в углах. Не соблюдение условия, при подвижках грунта приведет к разрыву (когда сделан простой перехлест арматуры между собой).

Единый непрерывный контур в углах – это правильное армирование. Если вы уже разложили арматуру перекрестием в углах, просто добавьте г-образные стержни.

С этим возникает много споров. Некоторые говорят, что гнутая арматура не прибавит особой прочности (но хуже не будет). Если сделать некачественный фундамент, то никакие г-образные элементы на углах не спасут. Гнутая арматура в углах нужна лишь для недостаточной толщины стен.

В любом случае нужно соблюдать проектные решения и следовать советам проектировщиков.

2. Ошибкой служит использование металлических предметов (сетка рабицы, рельсы) для арматуры. Мастера единодушны в этом вопросе. Использовать сетку рабицу и подобные металлические элементы нельзя. Выдержать все нагрузки способна лишь специальная арматура. Прутья с ребристой поверхностью имеют большее сцепление с бетоном. Гладкую арматуру используют как вспомогательную.

3. Мастера не рекомендуют использовать стеклопластиковую арматуру.

Она дороже металлической, плохо гнется и имеет малую прочность на срез. Композитную арматуру нужно вязать чаще, адгезия к бетону слабая. Огнеопасной стеклопластиковую арматуру не назовешь. Применение стеклокомпозита ограничивается только малоэтажным строительством.

4. Еще одна ошибка. Некоторые думают, что если положить больше металла в основание, тем прочнее он будет. При этом используют металлические детали от авто и др. металлолом. Этого делать не рекомендуют. Используйте спец. прутья арматуры сверху, посредине и снизу. Данные места подвержены большой нагрузке.

5. Так же не нужно делать так, чтобы арматура была снаружи фундамента. Она должна проходить не меньше чем на 7-8 см. от верхнего/нижнего края. И не менее 3 см. от боковых сторон.

6. Вязать или варить? Вязка используется чаще, чем сварка. Используют вязальную стальную проволоку. Важно не сильно зажимать ее. Лучше чтобы она «играла».

Имеется специальный пистолет для вязки арматуры, кусачки или крючок. Крючок стоит от 180 руб. Пистолет более дорогостоящий инструмент – от 10 000 руб. Все зависит от марки, вида (механический или элетро).

В интернете полно схем армирования углов ленточного фундамента. Кажется, что тема исчерпана. На практике же буквально каждый второй объект выполнен с нарушениями. Чтобы не путаться в десятках схем, расскажу об общих принципах стыковки арматурных стержней, в том числе в углах.

Как нельзя армировать углы

Если концы арматуры в углах просто перехлестывают между собой и связывают проволокой, она работать не будет. Правильно выполненное армирование должно проходить единым непрерывным контуром. Перекрестие стержней не обеспечивает совместную работу арматурных стержней. После нагружения такие места трескаются в первую очередь.

Пару слов о вязальной проволоке. Считать, что она скрепляет прутки между собой — распространенный миф. Функция проволоки — зафиксировать арматуру, чтобы она не сдвинулась со своего места во время бетонирования. Прочности конструкции она не придает.

Заармировал неправильно, а фундамент до сих пор целый

Сложно доказывать что-то человеку, который заармировал фундамент «как не надо», при этом конструкция благополучно стоит. Но я попробую.

Не так давно наши деды при заливке фундамента даже не думали класть арматуру, однако дома до сих пор стоят. Да, кое-где есть трещины, но катастрофы в этом нет. Причин такой прочности несколько: правильно выбранное заглубление, достаточная высота сечения бетона, да и домов в три этажа с ж/б перекрытиями никто не строил.

Поэтому и получается, что небольшой дом на прочных грунтах и мощном бетонном фундаменте стоит даже с неправильно связанной арматурой. Он стоял бы даже без армирования. Но если с нарушением технологии начать делать модные сейчас мелкозаглубленные фундаменты, трещин не избежать.

Если сделать расчет, сомнения с перерасходом материалов или их недостатком пропадают. Но делают его крайне редко. Вывод один: если решили потратиться на арматуру, армируйте правильно . Это позволяет использовать ее свойства по максимуму.

Как правильно армировать углы

Цель любого сопряжения стержней — обеспечить их совместную работу (как единой конструкции). Этого добиваются двумя способами:

  • сварка стержней;
  • перехлест стержней без сварки (анкеровка).

Длина перехлеста стержней — величина расчетная. Методика расчета приведена в СП 63.13330.2012. На практике при армировании фундаментов частных домов она получается в пределах 40-50 диаметров без сварки и 10-15 диаметров при сварке.

С таким подходом не обязательно стыковать арматуру в углах. Вы можете перегнуть хлыст пополам и уложить его в угол, связав концы со следующими прутьями учитывая анкеровку. От арматуры при этом почти не остается обрезков. Благодаря тому, что стыки равномерно распределены по периметру, а не сконцентрированы в одном месте, получается более надежная конструкция.

Как доармировать фундамент


Отделка

В домашнем строительстве нередко требуется создание железобетонных конструкций. Например, такие работы выполняются при заливке фундамента под дом или бетонной стяжке пола. Бетон, усиленный арматурой, получается гораздо прочнее. Но перевязку арматурных прутьев нужно выполнять по принятой технологии.


Обычно в домашнем строительстве используется труд непрофессиональных рабочих, которые часто не соблюдают необходимые требования по монтажу арматурного каркаса. Грамотный каркас – это непременная гарантия продолжительной службы железобетонного изделия. Проект конструкции предполагает ряд важных элементов:

  • Список необходимых деталей;
  • Изготовление чертежей, согласно которым каждому арматурному пруту отводится свое место;
  • Определение места каркаса в железобетонной стяжке или опалубке;
  • Данные для создания и монтажа деталей арматуры (их размеры и количество).


Основные ошибки и их последствия

Недостаточная компетенция и отсутствие опыта часто приводят исполнителей к ошибкам при создании арматурного каркаса. Если не брать в расчет самые грубые ошибки, выделяют несколько основных мелких:

  1. Не очень прочный каркас, который теряет форму под действием массы бетона.
  2. Ошибка с размером слоя защиты.
  3. Самовольное решение изменить параметры армирования, с целью его усиления.
  4. Неправильное или неточное расположение основных рабочих стержней.
  5. Неверное изготовление элементов каркаса, не предусмотренное проектом. К таковым относятся отгибы и хомуты.
  6. Ошибки в определении класса прочности арматуры.


Весьма часто неправильно задается защитный слой, но заметить это вовремя трудно из-за близкого к поверхности бетона расположения главных стержней арматуры.

На первый взгляд несущественные ошибки, оказывают в дальнейшем значительное влияние на свойства материала. Такие ошибки могут повлечь за собой негативные последствия:

  • Разрушение фундамента или бетонной стяжки;
  • Деформацию дома или появление трещин в стенах;
  • Образование трещин в железобетонной плите.


Серьезные нарушения могут привести к полной невозможности дальнейшей эксплуатации объекта или его демонтажу. В лучшем случае арматуру придется усиливать и изменять конструкцию. Это ведет к значительному удорожанию стоимости строительства.

Основной способ недопущения таких ошибок – привлечение к работе по вязке арматурных прутьев квалифицированных специалистов и постоянный контроль за ними в процессе работы.

В этой статье мы расскажем о разных видах армирования конструкций и откроем некоторые секреты профессии арматурщика. Также будут приведены упрощённые расчёты, описания документации, схемы армирования. В статье вы найдёте практические советы и рекомендации по ведению арматурных работ.

Виды армирования

Армирование — неотъемлемая часть конструкции, материал которой предусматривает переход из жидкого состояния в твёрдое. Этот процесс называют схватыванием или твердением. По способам армирования различают:

  1. Дисперсное — добавление в жидкий раствор фибровых волокон или металлической стружки. Придаёт монолитному участку жёсткость и стойкость к истиранию. Применяют в устройстве полов, стяжек. Может применяться в комбинации со стержневым способом.
  2. Стержневое — в объём бетона или раствора включают систему стержней (сетку, каркас), которая распределяет нагрузку внутри конструкции. Применяют для несущих и отдельно стоящих элементов зданий.
  3. Слоевое (укрепление слоя) — в слой жидкого раствора или шпатлёвки включают сетку для придания стабильности отделочного слоя. Применяют при отделке и ремонте плоскостей.

В данной статье мы рассмотрим армирование конструкций при помощи каркаса и сеток.

Армирование конструкций

Отвердевший бетон выдерживает высокие нагрузки на сжатие — до 1000 кг/см², но неустойчив на излом, разрыв и растяжение. При этом его производство — относительно недорогое.

Арматурный стержень воспринимает значительные нагрузки на растяжение, но неустойчив к сжатию и изгибу. К тому же стоимость производства высока, учитывая, что в неё входят расходы на добычу металла .

Поскольку любая несущая конструкция подвергается комбинированным нагрузкам, необходим материал, удовлетворяющий нескольким требованиям. Комбинация арматурных стержней и бетона даёт комбинацию их свойств. В результате получается железобетон, устойчивый к сжатию, изгибу и излому.

Поскольку все ж/б изделия условно подразделяются на заводские и местного производства, арматура работает в них по-разному. Большинство заводских изделий производится с использованием предварительно напряжённой арматуры. Перед укладкой бетона в форму стержни предварительно растягивают (напрягают) специальным устройством. После отвердения напряжение в стержнях остаётся — арматура как бы «поджимает» весь элемент вдоль них, что значительно улучшает механические свойства детали. Например, балка или плита с предварительно напряжённой арматурой выдерживает большие нагрузки (+ 40–60%) на изгиб, чем обычные.

В высотных зданиях арматурный каркас служит основой всей конструкции. Стержни переходят из одного элемента в другой, что делает их взаимосвязанными между собой и придаёт требуемую жёсткость каркасу здания. Этот эффект даёт возможность возводить небоскрёбы на относительно малой площади.

Армирование СНиП

При строительстве ответственных зданий и сооружений расчёт сечения и количества стержней — один из основных. Нормы армирования регламентируются документами — СНиП 2.03.01–84 «Бетонные и железобетонные конструкции» и приложением к нему «Армирование элементов монолитных железобетонных зданий. Пособие по проектированию». В этих документах подробно описаны расчёты, допуски и требования к конструкциям, в которых применено армирование.

Условия эксплуатации и требования к самим стержням нормируются документом ГОСТ 10884–94 «Сталь для железобетонных конструкций» .

Глубокие расчёты необходимы при строительстве крупных и сложных объектов — высотных зданий, мостов, башен, плотин. Для расчёта армирования конструкций в частном строительстве достаточно придерживаться основных правил, которые актуальны для всех случаев применения арматуры.

Сортамент арматуры

Ещё одним полезным документом является сортамент. В нём приведены все возможные характеристики арматурных изделий — вес погонного метра и зависимость его от диаметра, площадь сечения стержня и марки стали и многие другие. Эти данные необходимы при более сложных расчётах — монолитных перекрытий, резервуаров или зданий, имеющих более 3-х этажей.

Класс арматуры

Как правило, в частном порядке используют самые распространённые марки и диаметры стержней. Условно этот набор можно назвать «оптимальным разрядом». В него входят стержни диаметром от 6 до 18 мм. Классы арматуры оптимального разряда по ГОСТ 5781:

  1. А1 (А240). Гладкий прут Ø 6–12 мм — в бухтах (бобинах, мотках), 12–40 мм — в прутах (круг).
  2. А2 (А300). Имеет винтовые рёбра. Диаметр 10–12 мм — в бухтах, 12–40 мм — в прутах.
  3. А3 (А400). Поперечные рёбра расходятся «ёлочкой» от продольного ребра. Ø 6–12 мм — в бухтах, 12–40 мм — прутах.

Другие марки встречаются редко — в основном на объектах с высокими требованиями, эти изделия изготавливают на заказ из более качественной стали.

Армирование бетона бывает только двух видов по конструкции — плоская сетка (может быть изогнута) или пространственный каркас. Сетку применяют для лежачих плит и стяжек, пространственный каркас — для объёмных элементов — балок, перемычек, армопояса , колонн, стен и др. При этом две сетки, устроенные на стабильном расстоянии друг от друга, уже представляют собой каркас (например, стеновой).

Расчёт армирования

Когда определена форма изделия (элемента) и его размер, дело остаётся за малым — определить диаметр и шаг ячейки каркаса. В строительстве с невысокими требованиями оптимально применить эффективную систему адаптированного расчёта. Принцип применения арматуры разного диаметра прост — чем больше нагрузки несёт элемент, тем толще необходимы стержни.

Показатели каркасов и сеток для разных конструкций:

В адаптированном расчёте можно применить общий принцип — достаточный шаг ячейки будет равен диаметру стержня, умноженному на 10. В ответственных местах — примыкания и соединения элементов — следует добавлять усиления, т. е. устанавливать дополнительные стержни.

Схема армирования

Как правило, из железобетона устраивают два вида элементов — балки и плиты. В 80% случаев для выполнения каркаса любой сложности достаточно будет двух позиций:

  • рабочие стержни — пруты арматуры Ø 12–18 мм, устроенные вдоль конструкции;
  • распределительные (конструктивные) элементы — изделия из проволоки Ø 6–8 мм, которые распределяют в пространстве и фиксируют рабочие стержни с заданным шагом.

Разумеется, понадобится вязальная проволока.

Схема армирования балки: 1 — армирование лежачих, фундаментных балок и армопояса; 2 — армирование висячих балок, фундамента; 3 — защитный слой 40 мм; 4 — вспомогательные рабочие стержни; 5 — основные рабочие стержни; 6 — хомут

Схема армирования балки: 1 — армирование лежачих, фундаментных балок и армопояса; 2 — армирование висячих балок, фундамента; 3 — защитный слой 40 мм; 4 — вспомогательные рабочие стержни; 5 — основные рабочие стержни; 6 — хомут

Если балка предполагается висячая, все стержни в ней должны быть одинакового сечения (не менее 16 мм). Для лежачей балки вспомогательные стержни могут быть меньшего диаметра.

Схема армирования плиты: 1 — лежачая плита; 2 — висячая плита; 3 — «лягушка»; 4 — распределительная арматура; 5 — рабочая арматура

Схема армирования плиты: 1 — лежачая плита; 2 — висячая плита; 3 — «лягушка»; 4 — распределительная арматура; 5 — рабочая арматура

Каркас висячей плиты представляет собой две зеркально расположенные сетки. Равное расстояние между ними удерживается с помощью ограничителей.

Станок для арматуры

Для того чтобы изготовить элементы типа «хомут» или «лягушка» потребуется специальное приспособление — гибочный станок. Если предполагается ощутимый объём бетонирования, начать следует именно с изготовления этого станка из подручного материала. Он представляет собой верстак на стальной раме, надёжно установленный в горизонтальном положении.

Чтобы собрать станок для арматуры на месте, вам понадобится подручный материал — обрезки металла, среди которых должны быть два уголка 40х40 или 45х45.

  1. Основной элемент станка — упор со втулкой. В середине верстака привариваем вертикально стержень длиной 8–10 мм и подбираем стальную трубку, которая свободно на него наденется.
  2. К трубке привариваем рычаг — лучше всего уголок горизонтальной полкой к трубке. Если уголка нет, тогда упор в 100 мм от приваренного стержня.
  3. К наружному краю рычага привариваем удобную ручку.
  4. Укладываем арматуру наибольшего диаметра (но не более 18 мм), которую необходимо гнуть параллельно длинному краю верстака.
  5. Привариваем к верстаку упор — лучше всего уголок.

Станок может иметь произвольную конструкцию. Основная идея — сила прикладывается в трёх точках через рычаги.

В продаже часто можно встретить заводские ручные приспособления для загиба арматуры, но они редко выдерживают интенсивные нагрузки и предназначены для домашнего использования. Для больших объёмов можно приобрести электрический гибочный станок 220 или 380 В. При помощи электрического станка можно выгибать довольно сложные элементы, которые используют в том числе и в художественной ковке. Цена нового электрического гибочного станка до 40 мм начинается от 70 000 руб.

Сварка арматуры

Самая распространённая ошибка при выполнении арматурных работ — применение электросварки для соединения элементов каркаса. Причины, по которым этого делать нельзя:

  1. Перегрев металла. При производстве арматуры классов А1, А2, А3 используется сталь с относительно высоким содержанием углерода. Это значит, что после нагрева она теряет до 50% свойств по прочности. Это особенно важно для соединений под углом.
  2. Неправильное распределение нагрузки. Жёстко зафиксированный (приваренный) участок стержня как бы вычленяется из него и работает отдельно от остальной его части. По этой причине возникают ненормальные напряжения, сосредоточенные в местах жёсткой фиксации (сварки) вместо того, чтобы распределяться по всей длине.
  3. Неправильно собранный каркас останется только выбросить (невозможно переделать).
  4. Опасность для других рабочих — возможно случайное поражение током.
  5. Затраты на электричество.

Однако есть случаи, когда сварка не только незаменима, но и обязательно требуется:

  1. Установка закладных деталей (ЗД). ЗД — приоритетные элементы, на которых сосредотачивается большая нагрузка. Они ввариваются в каркас для лучшей передачи нагрузки на стержни.
  2. Сварка продольных стыков (перехлёстов). Перегретая арматура сохраняет до 70% свойств на растяжение. К тому же на перехлёсте она сдвоена. Сварка продольных стержней «в стык» лишена смысла.
  3. Крепление по месту к уже существующим ЗД или стальным элементам (при реконструкции зданий).

Вязка арматуры

Скрепление пересекающихся стержней между собой — кропотливая и трудоёмкая работа. Но её нельзя избежать при армировании конструкций. Для этого используют мягкую вязальную проволоку толщиной от 0,5 до 2,5 мм. Приспособление для работы — крючок арматурщика — каждый специалист подбирает себе сам. Есть небольшой ассортимент заводских моделей, но в подавляющем большинстве случаев крючок изготавливают на месте из прута проволоки Ø 8–12 мм. Для этого необходимо выгнуть его в удобной форме и заточить с одного конца. На обратном конце стержня крючка можно надеть пластиковую трубку. Также крюк можно установить в аккумуляторный шуруповёрт, что значительно облегчит работу.

Для облегчения труда арматурщика есть развитые формы вязального крючка:

  1. Заводской арматурный крючок. Между ручкой и стержнем крюка установлен подшипник.
  2. Автоматический крюк. Вращается за счёт пружины в рукояти, соединённой с жалом.
  3. Вязальное устройство (пистолет). Операция автоматизирована, пистолет сам поджимает стержни и вяжет проволоку.

При создании каркасов для разных элементов применяют разный шаг вязки. Чем более ответственный участок — тем плотнее будут расположены узлы.

Шаг узлов в разных каркасах:

Арматурные работы часто сопряжены с установкой опалубки, которую часто смазывают маслом для облегчения демонтажа. Внимательно следите за тем, чтобы масло не попадало на стержни — это приведёт к отсутствию сцепления между бетоном и арматурой. Использование сильно окисленной арматуры категорически нежелательно.

Читайте также: