Определите вид придаточного предложения ковш большой медведицы стоит на крыше дома что напротив

Обновлено: 04.05.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Видеолекции для
профессионалов

  • Свидетельства для портфолио
  • Вечный доступ за 120 рублей
  • 311 видеолекции для каждого

Тренировочные упражнения.

Практикум №1

Определение видов придаточных в сложноподчиненных предложениях.

Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях.

I .Списать, обозначить главное и придаточное предложение.

Например:[гл.],(что). Расставить пропущенные знаки препинания. Записать вопрос, определить вид придаточного предложения.

Например: [Было тихо], (так что я мог слышать журчанье ручья). (Вследствие чего что произошло? Придаточное следствия)

1.Бабушка проснулась оттого что у двери громко мяукал котенок.

2.Я очень не люблю бывать там где идут дожди.

3.Я подошел к озеру где мы рыбачили.

4.Я уверен что вы добьетесь успеха.

5.Мальчик как только понял вопрос, сразу на него ответил.

6.Ты не узнаешь сладкого если не знаешь горького.

7.Ирина чтобы не наколоться накрыла ежика сумкой.

8.Я продолжил путь хотя уже стемнело.

9.Мальчик был так ловок что я залюбовался им.

10.Чем дальше я отходил от дома тем тревожнее становилось на душе.

11.Скрипучий голос старухи звучал так как будто это роптали все забытые века (Горький).

12.Савельич так поражен был моими словами что всплеснул руками и остолбенел. (Пушкин).

13.По мере того как я говорил профессор все больше хмурился (Вересаев).

Практикум №2

Определение видов придаточных в сложноподчиненных предложениях.

Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях.

I .Списать, обозначить главное и придаточное предложение.

Например:[гл.],(что). Расставить пропущенные знаки препинания. Записать вопрос, определить вид придаточного предложения.

Например: [Было тихо], (так что я мог слышать журчанье ручья). (Вследствие чего что произошло? Придаточное следствия).

1.Хотел чтоб такая тебя полюбила? (Горький)

2.Я рассказал про красоту тех мест куда я еду на лето.

3.Там где была раньше одинокая скала лежала груда обломков (Арсеьев).

4.Готовит она умела так как училась когда-то на кулинарных курсах.

5.Пусть он будет недоволен, я запрещу горничной давать ему в руки шахматы (Набоков).

6.Пришлось остановиться чтобы дать отдых лошадям. (Арсеньев).

7.Ему и без того казалось что его несут слишком медленно.(Полевой).

8.Она ловко кружилась на одном месте так что получалось нечто вроде вальса (Дуров).

11.Лариска встала и не пошла а поплыла к зеркалу словно у нее на голове стакан с водой.

12.Потом он встал, потянулся так что хрустнули кости. (Горький).

13.Пока Тюльпанов читал депешу Фандорин сидел не шевелясь и пристально глядя в одну точку. (Акунин).

Практикум №1

Определение видов придаточных в сложноподчиненных предложениях.

Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях.

I .Списать, обозначить главное и придаточное предложение.

Например:[гл.],(что). Расставить пропущенные знаки препинания. Записать вопрос, определить вид придаточного предложения.

Например: [Было тихо], (так что я мог слышать журчанье ручья). (Вследствие чего что произошло? Придаточное следствия)

1.Бабушка проснулась оттого, что у двери громко мяукал котенок. (Отчего? Придаточное причины))

2.Я очень не люблю бывать там, где идут дожди. (Где? Придаточное места)

3.Я подошел к озеру, где мы рыбачили. (Какому? Придаточное определительное)

4.Я уверен, что вы добьетесь успеха. (В чем? Придаточное изъяснительное)

5.Мальчик, как только понял вопрос, сразу на него ответил. (Когда? Придаточное времени)

6.Ты не узнаешь сладкого, если не знаешь горького. (При каком условии? Придаточные условия).

7.Ирина, чтобы не наколоться, накрыла ежика сумм кой. (С какой целью? Придаточное цели).

8.Я продолжил путь, хотя уже стемнело. (Несмотря на что? Вопреки чему? Придаточное уступки).

9.Мальчик был так ловок, что я залюбовался им. (В какой степени? Придаточное степени).

10.Чем дальше я отходил от дома, тем тревожнее становилось на душе. (Чем что? Придаточное сравнительные).

11.Скрипучий голос старухи звучал так, как будто это роптали все забытые века (Горький). (Как? Каким образом? Придаточное образа действия)

12.Савельич так поражен был моими словами, что всплеснул руками и остолбенел. (Пушкин). (В какой степени? Как сильно? Придаточное степени)

13.По мере того как я говорил, профессор все больше хмурился (Вересаев). (В какой мере? Придаточное меры).

Практикум №2

Определение видов придаточных в сложноподчиненных предложениях.

Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях.

I .Списать, обозначить главное и придаточное предложение.

Например:[гл.],(что). Расставить пропущенные знаки препинания. Записать вопрос, определить вид придаточного предложения.

Например: [Было тихо], (так что я мог слышать журчанье ручья). (Вследствие чего что произошло? Придаточное следствия).

1.Хотел, чтоб такая тебя полюбила? (Горький). (Что? ЧЕГО? Придаточное изъяснительное).

2.Я рассказал про красоту тех мест, куда я еду на лето. (Каких? Придаточное определительное).

3.Там, где была раньше одинокая скала, лежала груда обломков (Арсеьев). (Где? Придаточное места)

4.Готовит она умела, так как училась когда-то на кулинарных курсах. (Почему? По какой причине? Придаточное причины).

5.Пусть он будет недоволен, я запрещу горничной давать ему в руки шахматы (Набоков). (Несмотря на что? Вопреки чему? Придаточное уступительное).

6.Пришлось остановиться, чтобы дать отдых лошадям. (Арсеньев).(Для чего? С какой целью? Придаточное цели).

7.Ему и без того казалось, что его несут слишком медленно.(Полевой). (ЧТО? Придаточное изъяснительное).

8.Она ловко кружилась на одном месте, так что получалось нечто вроде вальса (Дуров). (ПОЭТОМУ ЧТО? Придаточное следствия)

10.Когда люди живут душа в душу, они понимают друг друга с полуслова (Айтматов). (ПРИ КАКОМ УСЛОВИИ ? Придаточное условия).

11.Лариска встала и не пошла, а поплыла к зеркалу, словно у нее на голове стакан с водой. (КАК? ПОДОБНО ЧЕМУ? Придаточное сравнительное).

12.Потом он встал, потянулся так, что хрустнули кости. (Горький).(В какой степени? Как сильно? Придаточное степени).

13.Пока Тюльпанов читал депешу, Фандорин сидел не шевелясь и пристально глядя в одну точку. (Акунин). (Когда? Как долго? С каких пор? Придаточное времени).

глаза и брови раскинулись птичьими крыльями. 2.Мы ехали шагом, мы мчались в боях. 3.Очень русское было все то, среди чего я жил в мои отроческие годы 4.Ветер гонит облако с дождями,листья перевёртывает скопом. 5.Разговор этим кончился,но мы продолжали идти друг подле друга. №2 Определите,союзом или союзным словом связано придаточное предложение с главным: а)союзом б)союзным словом 1.Берег,где остановилась машина,был низкий,илистый. 2.Воздух был полон острой свежести, какая бывает после грозы. 3.Ночью прибой вздыхает, будто бы сено косит. 4.Море и тянет к себе, и пугает, пока не привыкнешь к нему. 5.Кто помогает людям, у того свои желания сбыва­ются. №3 Определите вид придаточного предложения. а) определительное б)изъяснительное; в) образа действия и степени; г) места; д) времени; 1 Ковш Большой Медведицы стоит на крыше дома, что напротив. 2 По старым охотам знаю, какими прекрасными мо­гут быть последние деньки осени. 3 Вода была так мутна, что тень парохода лежала на ней как на глине. 5 Там, где море встретилось с землей, горизонт родил­ся молодой. 6 Нет такой лошади, чтобы не спотыкалась.

Ответ или решение 1

№1
1.У Марьи Моревны вдруг загорелись
глаза, и брови раскинулись птичьими крыльями. (б, сложносочинённое)
2.Мы ехали шагом, мы мчались в боях. (г, бессоюзное)
3.Очень русское было все то, среди чего я жил в мои отроческие годы. (в, сложноподчинённое)
4.Ветер гонит облако с дождями, листья перевёртывает скопом. (а, простое)
5.Разговор этим кончился,но мы продолжали идти друг подле друга. (б, сложносочинённое)

№2
1.Берег,где остановилась машина,был низкий,илистый. (союз)
2.Воздух был полон острой свежести, какая бывает после грозы. (союз)
3.Ночью прибой вздыхает, будто бы сено косит. (союзное слово)
4.Море и тянет к себе, и пугает, пока не привыкнешь к нему. (союзное слово)
5.Кто помогает людям, у того свои желания сбыва­ются. (союз)

№3
1 Ковш Большой Медведицы стоит на крыше дома, что напротив. (г, места)
2 По старым охотам знаю, какими прекрасными мо­гут быть последние деньки осени. (а, определительное)
3 Вода была так мутна, что тень парохода лежала на ней как на глине. (в, образа действия и степени)
4 Там, где море встретилось с землей, горизонт родил­ся молодой. (г, места)
5 Нет такой лошади, чтобы не спотыкалась. (а, определительное)

темно что на самом близком расстоянии не- возможно было определить предметы (Л. T.). 2. Хотя снегу не было сверху над головой не виднелось ни одной звездочки (Л. T.). 3. Дня через три пришел ко мне Афанасий и Опросил не надо ли послать за доктором (Ч.). 4. Только в той стороне откуда подымались все новые звезды чувствовалось приближение рассвета (Арс.). 5. Облачко обратилось в белую тучу которая тяжело поднималась росла и постепенно облегала небо (П.). 6. Море спало здоровым крепким сном работника который сильно устал за день (М. Г.). 7. Молодой поэт чьи стихи опубликованы недавно вскоре станет известным. 8. Той самой поздней ночью когда все уже спали к нам кто-то приехал.

Ответ или решение 1

  1. Было так темно, что на самом близком расстоянии невозможно было определить предметы.

Было так темно – главная часть. На самом близком расстоянии невозможно было определить предметы – придаточная часть, обстоятельственная меры и степени. Что – союз.

  1. Хотя снегу не было, сверху над головой не виднелось ни одной звездочки.

Сверху над головой не виднелось ни одной звездочки – главная часть. Снегу не было – придаточная часть, обстоятельственная уступки. Хотя – союз.

  1. Дня через три пришел ко мне Афанасий и спросил, не надо ли послать за доктором.

Дня через три пришел ко мне Афанасий и спросил – главная часть. Не надо ли послать за доктором – придаточная часть, изъяснительная.

  1. Только в той стороне, откуда подымались все новые звезды, чувствовалось приближение рассвета.

Только в той стороне чувствовалось приближение рассвета – главная часть. Подымались все новые звезды – придаточная часть, обстоятельственная места. Откуда – союзное слово.

  1. Облачко превратилось в белую тучу, которая тяжело поднималась, росла и постепенно облегала небо.

Облачко превратилось в белую тучу – главная часть. Тяжело поднималась, росла и постепенно облегала небо – придаточная часть, определительная. Которая – союзное слово.

  1. Море спало здоровым крепким сном работника, который сильно устал за день.

Море спало здоровым крепким сном работника – главная часть. Сильно устал за день – придаточная часть, определительная. Который – союзное слово.

  1. Молодой поэт, чьи стихи опубликованы недавно, вскоре станет известным.

Молодой поэт вскоре станет известным – главная часть. Стихи опубликованы недавно – придаточная часть, определительная. Чьи – союзное слово.

  1. Той самой поздней ночью, когда все уже спали, к нам кто-то приехал.

Той самой поздней ночью к нам кто-то приехал – главная часть. Все уже спали – придаточная часть, обстоятельственная времени. Когда – союз.

СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С ОДНИМ ПРИДАТОЧНЫМ

36. Определите, союзом или союзным словом связано придаточное предложение с главным:

а) союзом; б) союзным словом.

1.Берег, где остановилась машина, был низкий, илистый. 2.Воздух был полон острой свежести, какая бывает после грозы.3. Ночью прибой вздыхает, будто бы сено косит. 4.Море и тянет к себе, и пугает, пока не привыкнешь к нему. 5.Кто помогает людям, у того свои желания сбыва­ются. 6.Чем выше культура народа, тем он миролюбивее. 7.Нет величия там, где нет простоты, добра и прав­ды. 8.Любое живое дело можно загубить, если его делать равнодушными руками. 9.Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит.

10. Не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня.

37. Укажите место придаточного предложения по отношению к главному:

а) перед главным предложением;

б) в середине главного предложения;

в) после главного предложения.

1 От солнца и блеска воды светло так, что больно смот­реть. 2 Чтоб вода не заливала костер, пришлось подклады-вать больше дров.3 Из глубокой балки, где сгущался мрак, подуло ветром.4 Цветы, оттого что их только что полили, издавали влажный раздражающий запах.5 По мере того как угасал день, в лесу становилось все тише и тише. 6 лугах росистых, в лугах зеленых течет речонка, что мне мила. 7 В ком нет любви в стране родной, те сердцем ни­щие калеки. 8 Сознание того, что чудесное было рядом с нами, при­ходит слишком поздно.9 Когда на душе горе, то тяжело без людей.

10. Надо ли словами говорить о счастье, если перед вами мир, открытый настежь.

38. Определите вид придаточного предложения:

в) образа действия и степени;

1 Ковш Большой Медведицы стоит на крыше дома, что напротив.2 По старым охотам знаю, какими прекрасными мо­гут быть последние деньки осени.3 Вода была так мутна, что тень парохода лежала на ней как на глине. 4 У Гаврика перехватило дыхание, как будто его вдруг окатили целым ведром ледяной воды. 5 Там, где море встретилось с землей, горизонт родил­ся молодой.6 Нет такой лошади, чтобы не спотыкалась. 7 Не весело на свете жить, коль сердцу некого любить.8 Любой уголок земли, где ты встречаешь друзей, ста­новится родным.

9. Говорят, что человеку время от времени полезно пожить в одиночестве.

10. Я давно мой край оставил, где цветут луга и чащи.

39. Укажите, что присоединяет союз как и нужны ли здесь запятые:

а) придаточное предложение (запятая нужна);

б) сравнительный оборот (запятая нужна);

в) именную часть сказуемого (запятая не нужна).

1 Эти равнины как море бескрайние. 2 Море в далекие годы пело мне песни как мать. 3 Смотри как роща зеленеет. 4 Земля еще как смутный негатив, она никак не мо­жет проявиться. 5 Сегодня месяц как светлый серп. 6 Бор волновался вокруг сторожки как расходивше­еся море. 7 Сережа был самым младшим в семье и рос как трава в степи.8 И колючей веткой ель в окно стучит как порою путник запоздалый9 . Гуляет как пустой орех горячий ветер и колышет ветки. 10 Лучом румяного заката твой стан как лентой обовью.

Вставьте пропущенные знаки препинания. Определите вид придаточного предложения.

1. Берег где остановилась машина был низкий илистый.

2. Воздух был полон острой свежести какая бывает после грозы.

3. Ночью прибой отдыхает будто бы сено косит.

4. Море и тянет к себе и пугает пока не привыкнешь к нему.

5. Кто помогает людям у того свои желания сбываются.

6. Чем выше культура народа тем он миролюбивее.

7. Нет величия там где нет простоты добра и правды.

8. Любое живое дело можно загубить если делать его равнодушными руками.

9. Математику уже затем учить надо что она ум в порядок приводит.

10. Не откладывай на завтра то что можешь сделать сегодня.

11.От солнца и блеска воды светло так что больно смотреть.

12. Чтоб вода не заливала костер пришлось подкладывать больше дров.

13.Из глубокой балки где сгущался мрак подуло ветром.

14. Цветы оттого что их только что полили издавали влажный раздражающий запах.

15. По мере того как день угасал в лесу становилось все тише и тише.

16. В лугах росистых в лугах зеленых течет реченка что мне мила.

17. В ком нет любви к стране родной те сердцем нищие калеки.

18. Когда на душе горе то тяжело без людей.

19. Сознание того что чудесное было рядом с нами приходит слишком поздно.

20.Надо ли словами говорить о счастье если перед вами мир открытый настежь

СПП. Вставьте пропущенные знаки препинания. Определите вид придаточного предложения.

1.Ковш Большой Медведицы стоит на крыше дома что напротив.

2. По старым охотам знаю какими прекрасными могут быть последние деньки осени.

3. Вода была так мутна что тень парохода лежала на ней как на глине.

4. У Гаврика перехватило дыхание как будто его вдруг окатили целым ведром ледяной воды.

5. Там где море встретилось с землей горизонт родился молодой.

6. Нет такой лошади чтоб не спотыкалась.

7. Не весело на свете жить коль сердцу некого любить.

8. Любой уголок земли где ты встречаешь друзей становится родным.

9. Говорят что человеку время от времени полезно пожить в одиночестве.

10 . Я давно мой край оставил где растут луга и чащи.

11.Мы выждали пока топот стихнет и тронулись дальше.

12. Мы не думали что он убежит так далеко и поджидая его стали кидать камнями по реке.

13.Солнце медленно сползает с неба на край степи и когда оно почти касается земли становится багровым.

14. Маша повернулась чтоб бежать и похолодев от ужаса закричала.

15. Виктор побежал за ним и когда был уже близко около шоссе услышал вдруг выстрел.

16. Люблю когда молодой лиственный лес оденется и кругом тесно обступит елку.

17.Оба шалуна поняли что зашли слишком далеко и испуганно бросились по горной тропинке наверх.

18.Посередине трещал огонек разложенный на земле и дым который выталкивался обратно ветром из отверстия в крыше расстилался вокруг.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Проверочная работа по теме "Предложение"

Проверочная работа по теме "Предложение" (2 варианта).


Проверочная работа "Знаки препинания, предложения с разными видами связи"

Проверочная работа "Знаки препинания, предложения с разными видами связи" для 11 класса при подготовке к ЕГЭ.


Проверочная работа Сложные бессоюзные предложения 9 класс

Тест русский язык 9 класс.

Проверочные работы по сложносочиненному предложению

Проверочные работы по сложносочиненному предложению.


Проверочная работа по теме: "Предложения с однородными членами"

Проверочная работа по указанной теме, предложенная в 2-х вариантах, предназначена для контроля знаний и умений учащихся как в 8 классе после изучения раздела, так и в 9 классе при подготовке к ОГЭ - в.


Проверочная работа по теме "Предложения с вводными конструкциями и обращением"

Проверочная работа по указанной теме, предложенная в 2-х вариантах, предназначена для контроля знаний и умений учащихся как в 8 классе после изучения раздела, так и в 9 классе при подготовке к ОГЭ (за.

Проверочная работа по теме "Предложения с обращениями, вводными и вставными конструкциями"

Работа предназначена для осуществления контроля знаний учащихся по теме "Предложения с обращениями, вводными и вставными конструкциями".

Читайте также: