Определи окончание имени существительного у доски

Обновлено: 28.03.2024

Урок русского языка в 4 классе. Урок развития умений.

ВложениеРазмер
sklonenie_imyon_sushchestvitelnyh_1.doc 42 КБ
sklonenie_sushchestvitelnyh.ppt 559.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по русскому языку в 4 классе.
Тип урока: Урок развития умений.

Тема: Развитие умения определять склонение имён существительных.
Цели : 1. Обобщить знания о признаках имён существительных, совершенствовать умения учащихся определять тип склонения имён существительных;
2. Развивать орфографическую зоркость, речь, внимание, логическое мышление;
3. Воспитывать доброе отношение к близким, природе, аккуратность письма, интерес к предмету.
Оборудование : компьютер, проектор, толковый словарь С.И.Ожегова, раздаточный материал: карточки с заданиями.
Ход урока :
1.Организационный момент.
У.: Дорогие, ребята! Сегодня у нас необычный урок русского языка. К нам пришли гости. Давайте поприветствуем их. Садитесь, ребята.
У.: Наш урок мне хотелось бы начать вот с таких слов:
Прикоснись ко мне добротой,
И болезни смоет волной,
И печаль обойдёт стороной,
Озарится душа красотой…
- Ребята, а что такое, по-вашему, доброта?

Д.: Доброта – это когда человек любит людей и помогает им. Добрый человек любит природу и бережёт её, заботится о близких, выручает друзей в беде, никогда ни с кем не ссорится, всегда улыбается. Человек добрый, если он стремится сделать других людей счастливыми.

У.: Молодцы, ребята! А вот в толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова слово «доброта» определяется как « нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу, добрый поступок ».
- Сегодня мне хотелось, чтобы наш урок был озарён добротой.

- Ребята, откройте тетради и напишите число, классная работа.
2.Работа над каллиграфией , словарная работа.
-Сегодня мы отрабатываем высоту буквы д и правильное соединение буквы д с буквой о . Какое это соединение? (нижнее)

д д д дорога, ладонь, добро

-Объясните орфограммы! (дорога, ладонь - это словарные слова)
-из данных слов выберите и запишите однокоренные слова к слову «добро»:

(доброта, добром, задобрить, добру, добряк)

Добро- доброта, задобрить, добряк.
-Какие слова называются однокоренными?

Д.: Слова, имеющие одинаковый корень и близкие по смыслу, называются однокоренными.

-А какое слово из написанных на доске «лишнее»?

Д.: Задобрить – количество звуков и букв неодинаково; оно начинается не на букву д; в этом слове есть приставка; это слово – глагол, а все остальные слова – существительные.

- А по каким признакам вы определили, что все остальные слова – это существительные?

Д.: Существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что? обозначает предмет, явления природы, чувства человека.

Оценивание: посмотрите ваши работы, подчеркните наиболее удачные написания (высота букв, красивая каллиграфия)

3. Языковая разминка.

У.: Запишите предложение, обозначьте известные орфограммы.

Земля согревается солнышком, а душа – добротой.

- Это обычное предложение? Как вы понимаете эту пословицу? (ответы учащихся).
- Какие задания можно предложить для выполнения?

- Выполните синтаксический разбор предложения. Дайте характеристику, составьте схему.

- Выпишите существительные, определите род, число, падеж, склонение

- Составьте с этими существительными словосочетания глаг . + сущ. (устно)

-А какие пословицы о доброте вы нашли и записали дома?

Д.: ( Доброе слово и кошке приятно. Мир не без добрых людей.
Нет худа без добра. Доброе слово лечит, злое калечит. и т.д.)

4. Постановка темы и целей урока .

-Прочитайте ключевые слова:

имя существительное, изменение, окончание, склонение

-Сформулируйте тему сегодняшнего урока? «Склонение имён существительных».

- Какова цель нашего урока?

Цель: Отработать умение определять склонение имён существительных.

Сегодня мы будем группировать слова по склонениям, подбирать существительные разных склонений, будем развивать орфографическую зоркость, внимание, речь.
- Определите план действий. (повторить все признаки существительных, падежи, типы склонений и научиться определять склонение заданных существительных)

5.Актуализация изученного
1.Повторение признаков имени существительного.

- Повторим все признаки существительных, с которыми мы знакомы.

- Назовите постоянные признаки имён существительных! (Одушевлённые, неодушевлённые, род)
- Назовите непостоянные признаки имён существительных! (изменяются по падежам и числам).

2. Повторение падежей имён существительных.

- Сколько падежей в русском языке? Назовите их!

- Что изменяется у слова в каждом падеже? (окончание) Как это еще называется? (склонение)
- Мы повторили признаки имен существительных! А как вы умеете определять склонение существительного? Это мы сейчас проверим и закрепим.

3. Сравнительная характеристика признаков склонений.

- Что нужно сделать, чтоб определить склонение существительного?

Д.: Поставить слово в начальную форму – И.п., ед.ч, определить род и окончание.

- Сколько типов склонения имеет существительное? Расскажите об их особенностях.

1 склонение 2 склонение 3 склонение
ж.р. – а,-я м.р. –

м.р. – а,-я ср.р. - -о, -е ж.р. с ь на конце

6. Развитие умений и формирование навыков.

1. Подберите к следующим существительным антонимы, запишите их и определите склонение. Что такое антонимы?

Злость- доброта-1, грубость-вежливость-3, жадность-щедрость-3, война-мир-2, безразличие-внимание-2, гримасса-улыбка-1.
Я диктовала «Плохие слова». Мне бы очень хотелось, чтобы для вас святыми стали такие качества как доброта, вежливость, щедрость.

2. Игра «Доскажи словечко»

Определите у слова – отгадки склонение: 1скл. – 1 хлопок, 2скл. – 2 хлопка, 3скл. – 3 хлопка

Лесники её котят

Взять домой не захотят.

Ей не скажешь: «Кошка, брысь!»

Потому что это (рысь)

Кто альбом раскрасит наш?

Ну, конечно ( карандаш).

Пышный хвост торчит с верхушки.

Что за странная зверюшка?

Щёлкает орехи мелко.

Ну, конечно, это (белка)

3. Задание на развитие внимания! «Кто играет с нами в прятки?»

Среди данного набора букв найдите слова- имена существительные, запишите их в тетрадь и определите тип склонения!
ъдцсчастьеядакуычщш кнотикрасотаьжоменкв
чяьтвсодтолдсмелость

Итог: Кто нашел все 3 слова? И кто определил правильно склонение?

4. Работа с текстом. Посмотрите на слайд. Прочитайте стихотворение.
Не прячьте доброты своей,
Откройте сердце всем наружу.
Тем, что имеете, щедрей
Делитесь, распахните душу!

-О чём здесь говорится?
Задание: списать текст и определить у всех имен существительных тип склонения.
Проверка в парах.
- Как вы определяли склонение у существительных? (сначала – в нач.форму!)
- Кому было трудно выполнять такое задание?

5. Работа у доски. Игра «Собери цветок доброты!»
- Вспомните о волшебном Цветике-семицветике из сказки Катаева. Девочка совершила добрый поступок. А куда бы вы потратили лепестки волшебного цветка?

На доске – три серединки ромашек! На лепестках вы прочитаете слова, обозначающие добрые качества человека.

Задание: выйти к доске и прикрепить эти существительные по типу склонения: 1-го, 2-го, 3-го.

1.Доброта, отвага, дружба, ласка, забота
2.Внимание, уважение, мир, сочувствие, мужество
3.скромность, честность, чуткость, справедливость, любовь


Молодцы! Все сделали верно! У нас получился букет из цветов доброты! Быть добрым- значит быть внимательным , чутким и т.д. И любить все живое вокруг! Вспомните, нас окружает красота, и надо ее беречь! Будьте и вы добры ко всем окружающим вас людям, животным, природе. Спешите делать добро!

6.Подведение итогов. Рефлексия.

-Что нужно знать при определении склонения имён существительных? (начальную форму, род, окончание)

- Молодцы, ребята! Какое настроение у вас было на уроке?

-Какое задание показалось вам самым трудным?

-Какие задания запомнились вам на уроке?

Ваша работа на уроке мне очень понравилась. Вы справились со всеми заданиями. Я хочу отметить отличную работу на уроке …

7.Д/з- написать дома мини-сочинение «Для чего на свете доброта?»

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Урок русского языка в 4 классе

Прикоснись ко мне добротой, И болезни смоет волной, И печаль обойдёт стороной, Озарится душа красотой…

05/02/17 имя существительное изменение окончание склонение

Тема: Развитие умения определять склонение имён существительных.

Признаки имён существительных Постоянные Непостоянные одушевлённые падеж неодушевлённые число род склонение

Склонение – изменение по падежам. 1склонение 2склонение 3склонение м.р. –а, -я м.р. ж.р. с ь на ж.р. –а, -я с.р. – о, -е конце

Доброта – 1скл., вежливость – 3 скл., щедрость – 3 скл., мир – 2 скл., внимание – 2 скл., улыбка – 1 скл.

ъдцсчастьеядослшвод ыпоикрасотасшовфщж венобчоралбсмелость счастье-2, красота-1, смелость-3.

Не прячьте доброты своей, Откройте сердце всем наружу. Тем, что имеете, щедрей Делитесь, распахните душу! Доброты -1, сердце -2, душу -1.

05/02/17 Спасибо за внимание

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Три склонения имён существительных. Упражнения в определении склонения имён существительных.

Конспект с презентацией.

Урок русского языка в 4 классе. Тема: Третье склонение имён существительных.Упражнение в определении склонения имён существительных.

Материал содержит конспект урока, презентацию для интерактивной доски Smart Notebook и карточки для рефлексии, парной и групповой работы. Дидактическая цель: создать условия для создания и осмысл.


Формирование умения определять склонение в именах существительных

Образовательные: совершенствовать знания о частях речи и членах предложения, учить высказывать свою точку зрения, повторить образные представления об облаках, учить составлять деформированный те.


конспект урока по русскому языку " Развитие умения определять склонение имён существительных"

урок проводится в 4 классе.


Развитие умения определять склонение имён существительных. Морфологический разбор имени существительного.

На уроке дети повторяют признаки имён существительных, самостоятельно выводят алгоритм морфологического разбота имён существительных. На уроке используются разнообразные виды деятельности, что позволя.

Развитие умения определять склонение имен существительных. Безударные окончания имен существительных 3-го склонения.

Конспект урока с УУД, с разнообразными видами работ.

Презентация к уроку русского языка "Формирование умения определять падеж имён существительных".

Цель урока: Развитие умения определять падеж имен существительных, умение правильно употреблять имена существительные в речи. Повышение мотивации учебной деятельности за счет нестандартной ф.

Падежные окон­ча­ния имен суще­стви­тель­ных — это систе­ма сло­во­из­ме­ни­тель­ных мор­фем, соглас­но кото­рым, а так­же родо­вой при­над­леж­но­сти сло­ва́ этой части речи отно­сят к 1, 2 или 3 склонению.

Рассмотрим, какие окон­ча­ния паде­жей име­ют суще­стви­тель­ные пер­во­го, вто­ро­го и тре­тье­го скло­не­ния. Для нагляд­но­сти соста­вим таб­ли­цы падеж­ных окон­ча­ний с примерами.

В совре­мен­ном рус­ском язы­ке у имен суще­стви­тель­ных раз­ли­ча­ют шесть паде­жей. Существительные изме­ня­ют­ся по паде­жам и числам.

В одной и той же падеж­ной фор­ме сло­ва могут иметь раз­ные окончания:

  • р. п. нет (чего?) машин ы , дерев а , вещ и
  • д. п. иду (к чему?) к машин е , дерев у , вещ и .

Различия падеж­ных окон­ча­ний зави­сят от при­над­леж­но­сти суще­стви­тель­но­го к 1, 2 или тре­тье­му скло­не­нию. В одном и том же паде­же суще­стви­тель­ные одно­го и того же скло­не­ния име­ют оди­на­ко­вые окон­ча­ния неза­ви­си­мо от ударения.

Окончания паде­жей имен суще­стви­тель­ных в фор­ме един­ствен­но­го чис­ла пред­став­ле­ны в таб­ли­це с примерами:

,-а, -я, -о, -емолодц а

-ом, -еммолодц ом

-е, -ио молодц е

Узнаем, по каким при­зна­кам рас­пре­де­ля­ют­ся суще­стви­тель­ные по трем типам скло­не­ния и рас­смот­рим более подроб­но, как пра­виль­но пишут­ся окон­ча­ния паде­жей в сло­вах этой само­сто­я­тель­ной части речи.

Падежные окончания существительных 1 склонения

Первое скло­не­ние объ­еди­ня­ет суще­стви­тель­ные муж­ско­го, жен­ско­го и обще­го рода с окон­ча­ни­ем -а/-я в началь­ной фор­ме име­ни­тель­но­го паде­жа един­ствен­но­го числа:

  • стар­шин а , дяд я
  • слав а , гир я
  • злюк а , сон я .

Ударные окон­ча­ния суще­стви­тель­ных не доста­вят сомне­ний в напи­са­нии. Рассмотрим без­удар­ные окон­ча­ния имен суще­стви­тель­ных 1 склонения.

Чтобы не оши­бить­ся в напи­са­нии бук­вы «е» или «и» в фор­мах роди­тель­но­го, датель­но­го и пред­лож­но­го паде­жа един­ствен­но­го чис­ла, вос­поль­зу­ем­ся словом-подсказкой «коса́», кото­рое име­ет удар­ные окончания.

Понаблюдаем:

  • и. п. (что?) кни́га, коса́
  • р. п. нет (чего?) кни́ги, косы́
  • д. п. дам (чему?) кни́г е , косе́
  • в. п. вижу (что?) кни́гу, косу́
  • т. п. любу­юсь (чем?) кни́гой, косо́й
  • п. п. расска­жешь (о чём?) о кни́г е , о косе́.

Падежные окончания существительных

Окончания падежей существительных

Склонение существительных с конечным сочетанием -ия

Особое вни­ма­ние заслу­жи­ва­ют падеж­ные окон­ча­ния суще­стви­тель­ных жен­ско­го рода пер­во­го скло­не­ния с конеч­ным соче­та­ни­ем букв -ия:

Такие сло­ва име­ют окон­ча­ния , а не в фор­мах датель­но­го и пред­лож­но­го паде­жа един­ствен­но­го числа.

Понаблюдаем:

  • и. п. (что?) стра­те­ги я , стра­те­ги и
  • р. п. нет (чего?) стра­те­ги и , стра­те­гий
  • д. п. стрем­люсь (к чему?) к стра­те­ги и , к стра­те­ги ям
  • в. п. изу­чаю (что?) стра­те­ги ю , стра­те­ги и
  • т. п. инте­ре­су­ем­ся (чем?) стра­те­ги ей , стра­те­ги ями
  • п. п. рас­ска­жешь (о чём?) о стра­те­ги и , о стра­те­ги ях

Окончания падежей существительных 2 склонения

Ко вто­ро­му скло­не­нию при­над­ле­жат суще­стви­тель­ные муж­ско­го рода с нуле­вым окон­ча­ни­ем и сред­не­го рода с окон­ча­ни­ем -о/-е:

  • край , порог , слой , иней
  • шил о , яблок о , мор е , пол е .

Обратим на осо­бен­но­сти скло­не­ния суще­стви­тель­ных муж­ско­го рода с конеч­ным бук­во­со­че­та­ни­ем -ий (алю­ми­ний, сана­то­рий) и суще­стви­тель­ных сред­не­го рода, закан­чи­ва­ю­щих­ся на -ие (опре­де­ле­ние, созвез­дие). Такие сло­ва в фор­ме пред­лож­но­го паде­жа име­ют окон­ча­ние , а не типич­ное окон­ча­ние , как все суще­стви­тель­ные вто­ро­го склонения.

Сравним с удар­ны­ми падеж­ны­ми окон­ча­ния суще­стви­тель­но­го муж­ско­го рода «огонь»:

  • и. п. (что?) ого́нь , сомне­ни е , (кто?) ге́ний
  • р. п. нет (чего?) огн я́ , сомне­ни я , (кого?) гени я
  • д. п. (чему?) огн ю , сомне­ни ю , (кому?) гени ю
  • в. п. (что?) огонь , сомне­ни е , (кого?) гени я
  • т. п. (чем?) огн ём , сомне­ни ем , (кем?) гени ем
  • п. п. (о чём?) об огн е́ , о сомне­ни и , (о ком?) о гени и

Это напи­са­ние окон­ча­ния пред­лож­но­го паде­жа опре­де­ля­ем по преды­ду­щей бук­ве «и» в осно­ве слов:

  • гер­бар и й — о гер­ба­ри и ;
  • ком­мен­тар и й — в ком­мен­та­ри и ;
  • созвезд и е — о созвез­ди и ;
  • теле­ви­ден и е — на теле­ви­де­ни и .

3 склонение существительных

Третье скло­не­ние состав­ля­ют суще­стви­тель­ные жен­ско­го рода с мяг­кой осно­вой и с осно­вой на шипя­щий (ж, ч, ш, щ), обо­зна­чен­ные мяг­ким зна­ком, с нуле­вым окончанием:

  • льня­ная ткань
  • дол­гая болезнь
  • непро­хо­ди­мая грязь
  • дале­кая пустошь
  • густая рожь
  • наша помощь
  • ост­рая горечь .

Особенностью скло­не­ния этих суще­стви­тель­ных явля­ет­ся чаще все­го без­удар­ное окон­ча­ние в трех паде­жах: роди­тель­ном, датель­ном и предложном.

Понаблюдаем:

  • и. п. (что?) ве́тошь
  • р. п. край (чего?) ве́тош и
  • д. п. тянусь (к чему?) к ве́тош и
  • в. п. беру (что?) ве́тошь
  • т. п. про­трем ( чем?) ве́тошь ю
  • п. п. нуж­да­ем­ся (в чём?) в ве́тош и

Рассмотрим, какие падеж­ные окон­ча­ния име­ют суще­стви­тель­ные трех скло­не­ний в фор­мах мно­же­ствен­но­го числа.

Таблица падежных окончаний существительных


Окончания существительных – одна из первых орфограмм, изучаемых в школьной программе – не так просто дается младшим школьникам. Даже выпускники не всегда без заминки напишут безударную флексию (окончание):

В каждом слове не исключена ошибка. Выполняя упражнения, вырабатывающие навык правописания окончаний существительных, ученик останавливается на пропущенной гласной, вспоминает правило. Но в диктантах или сочинениях, когда ребенок сам определяет, какую букву проверять, в сплошном потоке безударных окончаний существительных (ИС), прилагательных (ИП) и глаголов, ученики теряются, путают правила, а зачастую забывают, что эта часть слова – «ошибкоопасное» место:

  • (в) ине. отел. рощ…, озер. обсерватори..;
  • (о/об) имен. алле. метел. арми. облак..;
  • (к) иде. дочер. галере. капл. капел…

Попробуйте, не задумываясь, вставить пропущенные буквы, а, прочитав статью до конца, проверить себя.

Важно с самого начала разобраться, как проверить (и можно ли) безударные окончания существительных. Ключ к грамотному письму – склонения ИС.

Три склонения имен существительных

В русском языке большинство ИС относятся к одному из трех склонений. Для каждого – свои нормы написания флексий: принимая форму того или иного падежа, ИС имеет окончание, характерное только для этого склонения. Поэтому первый шаг к грамотному письму – узнать, по какому типу склоняется анализируемое ИС:

Таблица падежных окончаний существительных

Падежные окончания существительных единственного числа

В таблице безударных окончаний есть два варианта существительных в единственном числе для каждого склонения – флексия в слабой позиции и ударная:

Падеж1 склонение2 склонение3 склонение
безударноеударноебезударноеударноебезударноеударное
Именительныйше-Я / юнг-Астен-Алицей / лет-Ослонмелочьстепь
Родительныйше-И / юнг-Истен-Ылице-Я/ лет-Аслон-Амелоч-Истеп-И
Дательныйше-Е / юнг-Естен-Елице-Ю/ лет-Услон-Умелоч-Истеп-И
Винительныйше-Ю / юнг-Устенулицей / лет-Ослон-Амелочьстепь
Творительныйше-ЕЙ / юнг-ОЙстен-ОЙлице-ЕМ/ лет-ОМслон-ОМмелочь-Юстепью
Предложныйо ше-Е / о юнг-Ео стен-Ео лице-Е/ о лет-Ео слон-Ео мелоч-Ио степ-И

Таблица позволяет сделать следующие выводы:

  1. Трудность вызывают Р.,Д.,П, падежи, где встречаются гласные Е/И.
  2. Проще запомнить 3 скл.: ИС из этой группы никогда не пишут с –Е.
  3. Во 2 скл. «ошибкоопасный» Пр. падеж.
  4. В 1-м буквы запомнить труднее: Р.п = И, Д.п. = Е, Пр.п.= Е.
  5. В каждом склонении есть слова-подсказки с ударной флексией. Во время диктанта или на экзамене, когда от напряжения мысли путаются, безударные окончания ИС можно проверить подставив слово-подсказку.

Падежные окончания в фамилиях и названиях

Созвучные ИС, обозначающие имена собственные и производные от них названия городов и поселков, склоняются по-разному:

ФамилияПадежГеораф. название
Химиком Бородин-ЫМТворительныйРядом с Бородин-ОМ
С Петей Ростов-ЫМНедалеко под Ростов-ОМ
Дружил с Пушкин-ЫМПод Пушкин-ОМ

Правила склонения других фамилий – в таблице:

Таблица падежных окончаний существительных

Падежные окончания существительных множественного числа

Трудности выбора окончаний имен существительных во множественном числе начинаются с начальной формы слова, если это ИС мужского рода:

  1. Начальную форму некоторых существительных в русском языке приходится запоминать, так как она отличается от большинства похожих: офицер-Ы, парикмахер-Ы, но директор-А, профессор-А.
  2. По вариантам флексии различают оттенки смысла у близких, но все-таки разных ИС:
    зуб-Ы (у животных и людей) – зубь-Я (у инструмента) кол-Ы (самые низкие оценки) – коль-Я (деревянные) корпус-Ы (о теле) – корпус-А (о здании) тон-Ы (в музыке) – тон-А (в живописи).
  3. По-разному в одном и том же падеже пишут окончания существительных множественного числа, обозначающих национальность: калмык-ОВ, татар, узбек-ОВ, башкир.

Большинство существительных множественного числа имеют систему окончаний, приведенных в таблице:

Таблица падежных окончаний существительных

Разносклоняемые существительные

ИС с окончаниями разных склонений изучают отдельно. Флексии никогда не пишут с Е, но особое внимание – суффиксу -ЕН:

Таблица падежных окончаний существительных

Другие типы склонения существительных

Отличается склонение и правописание слов 1 скл. на -ИЯ, 2 скл. на -ИЙ, -ИЕ. Их особенность в том, что в косвенных падежах флексии не содержат букву Е:

  • ГрецИ-Я гелИЙ бедствИ-Е
  • Греци-И гели-Я бедстви-Я (Р.П.)
  • Греци-И гели-Ю бедстви-Ю (Д.П.)
  • Греци-И гели-И бедстви-И (П.П.)

Сравните похожие слова: оба относятся к 1 скл., но основы у них разные:

Именительный п.Марь-ЯМарИ-Я
Родительный п.Марь-ИМарИ-И
Дательный п.Марь-ЕМарИ-И
Винительный п.Марь-ЮМарИ-Ю
Творительный п.Марь-ЕЙМарИ-ЕЙ
Предложный п.о Марь-Ео МарИ-И

Теперь самое время вернуться к примерам в начале статьи для самопроверки. А для закрепления материала спишите ИС, выделяя окончания существительных со вставленной буквой:


--Ребята! Вы многое знаете, умеете. Думаю, вам не сложно будет показать свои знания и способности. Внимательно слушайте мои вопросы и старайтесь отвечать на них правильно. Прозвучала фраза «Не ударим в грязь лицом.». Что это обозначает?

II. Словарная работа.

Четыре года мы не зря

Запоминаем слова из словаря.

В их написании, подчас,

Мы сомневались и ни раз.

Но чтоб сомнения развеять,

В свои должны вы силы верить.

Чтоб слово новое узнать,

Должны вы гласные убрать. (Зачеркнуть неповторяющиеся гласные)

Доска: АУОЭЫКЯОЮИЛЁО (ОКОЛО)

А) Орфографическая подготовка.

--Какую орфограмму надо запомнить в слове «около»? (сочетание – оло -)

Показ опорного рисунка.

--Сколько слогов в слове «около»? (в слове 3 слога)

--Как разделить слово «около» на слоги для переноса? (око – ло)

Б) Знакомство с многозначностью слова.

--Каким другим словом можно заменить это слово? Подберите близкие по значению слова.

Придумайте словосочетания с этим словом, запишите их.

Около речки – рядом, поблизости, вблизи. Указывает место.

Около 15 минут – примерно, приблизительно. Указывает время.

В) Работа с предложением.

1. Запись на доске для всего класса:

Лё_к_й м_розец з(а,о)т_нул льдом луж(ы,и)цу ок_л_ (о,а)синки.

--Спишите предложение, вставьте пропущенные буквы, сделайте синтаксический разбор.

(У доски 1 уч-к вставляет и комментирует пропущенные орфограммы, 2 уч-к— разбирает предложение по частям речи (синтаксический разбор)).

Г) Постановка проблемного вопроса.

--Какой частью речи является слово ОКОЛО?

III. Актуализация опорных знаний.

--Предлагаю вам сыграть в игру, которая называется «Бегущие минутки». Пока целую минуту в этих песочных часах будет сыпаться песок, вы должны ответить на возможно большее количество вопросов. Готовы?

Часть речи, обозначающая предмет. (существительное)

Постоянный признак имён существительных. (род)

Изменяемая часть слова. (окончание).

Существительные женского и мужского родов с окончаниями -а,-я относятся. (к 1 склонению).

Часть речи, отвечающая в начальной форме на вопросы кто?, что. (это существительное).

К 3 склонению относятся имена существительные. (женского рода с Ь знаком на конце).

Имена существительные бывают. (одушевлённые и неодушевлённые).

Ко 2 склонению относятся. (существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода окончанием -о,-е)

Часть слова без окончания. (основа).

Без какой части не может существовать слово. (без корня).

Имена сущ. Изменяются по . (числам и падежам).

Сколько падежей в русском языке. (6)

Перечислите их с вопросами.

--Молодцы! Справились с заданием. Вам понравилось?

Весь материал - в документе.

Содержимое разработки

Прозвенел для нас звонок.

Начинаем мы урок.

Будем отвечать активно.

Не ударим в грязь лицом.

Ведь полученные знанья

Пригодятся нам потом.

--Ребята! Вы многое знаете, умеете. Думаю, вам не сложно будет показать свои знания и способности. Внимательно слушайте мои вопросы и старайтесь отвечать на них правильно. Прозвучала фраза «Не ударим в грязь лицом.». Что это обозначает?

II. Словарная работа.

Четыре года мы не зря

Запоминаем слова из словаря.

В их написании, подчас,

Мы сомневались и ни раз.

Но чтоб сомнения развеять,

В свои должны вы силы верить.

Чтоб слово новое узнать,

Должны вы гласные убрать. (Зачеркнуть неповторяющиеся гласные)

Доска: АУОЭЫКЯОЮИЛЁО (ОКОЛО)

А) Орфографическая подготовка.

--Какую орфограмму надо запомнить в слове «около»? (сочетание – оло -)

Показ опорного рисунка. О О

--Сколько слогов в слове «около»? (в слове 3 слога)

--Как разделить слово «около» на слоги для переноса? (око – ло)

Б) Знакомство с многозначностью слова.

--Каким другим словом можно заменить это слово? Подберите близкие по значению слова.

Придумайте словосочетания с этим словом, запишите их.

Около речки – рядом, поблизости, вблизи. Указывает место.

Около 15 минут – примерно, приблизительно. Указывает время.

В) Работа с предложением.

1. Запись на доске для всего класса:

Лё_к_й м_розец з(а,о)т_нул льдом луж(ы,и)цу ок_л_ (о,а)синки.

--Спишите предложение, вставьте пропущенные буквы, сделайте синтаксический разбор.

(У доски 1 уч-к вставляет и комментирует пропущенные орфограммы, 2 уч-к— разбирает предложение по частям речи (синтаксический разбор)).

Г) Постановка проблемного вопроса.

--Какой частью речи является слово ОКОЛО?

III. Актуализация опорных знаний.

--Предлагаю вам сыграть в игру, которая называется «Бегущие минутки». Пока целую минуту в этих песочных часах будет сыпаться песок, вы должны ответить на возможно большее количество вопросов. Готовы?

Часть речи, обозначающая предмет. (существительное)

Постоянный признак имён существительных. (род)

Изменяемая часть слова. (окончание).

Существительные женского и мужского родов с окончаниями -а,-я относятся. (к 1 склонению).

Часть речи, отвечающая в начальной форме на вопросы кто?, что. (это существительное).

К 3 склонению относятся имена существительные. (женского рода с Ь знаком на конце).

Имена существительные бывают. (одушевлённые и неодушевлённые).

Ко 2 склонению относятся. (существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода окончанием -о,-е)

Часть слова без окончания. (основа).

Без какой части не может существовать слово. (без корня).

Имена сущ. Изменяются по . (числам и падежам).

Сколько падежей в русском языке. (6)

Перечислите их с вопросами.

--Молодцы! Справились с заданием. Вам понравилось?

Вы, наверное, устали?

Чтобы тело вы размяли,

СЛОВО с парты нужно взять

И склонение назвать. (Перед каждым ребёнком на столе приклеен лист бумаги со скрытым словом. )

--Определили склонение своих слов? А теперь займите места за столами с сответствующей нумерацией. (Учитель расставляет цифры 1, 2, 3 на столы.)

V. Введение в тему урока.

--Вы заняли свои места. Давайте проверим правильность вашего выбора. (Уч-ся зачитывают свои слова вслух).

--А по каким признакам, как вы определили склонение имён существительных? (--Чтобы определить склонение имени существительного надо:

Поставить его в начальную форму.

Определиь его род.

--Для чего нужно уметь определять склонение имён существительных? (Чтобы правильно писать окончания имён существительных).

--Ребята, а только ли умение определять склонение поможет вам понять какое окончание писать? (Ещё нужно уметь определять падеж или использовать слово-помощник)

--Итак, чтобы правильно написать окончание имени существительного, нужно:

Определить склонение.

Определить падеж или подставить слово-помощник. (Алгоритм вывешивается на доску)

--Чтоб дальше выполнять заданья,

Вам нужно вспомнить окончанья.

Всем в группе нужно постараться

И дружно за работу взяться.

--У каждой группы на столе лежит таблица. Заполните её, вставив падежные окончания им.существительных. Правильность и скорость вашей работы оценят гости.

Определение темы урока.

--Надеюсь услышать от вас тему сегодняшнего урока. (Мы закрепляем умение писать падежные окончания имён существительных )

Закрепление по теме.

--Списать словосочетания, записав существительные в скобках в нужном падеже. Выделить окончания.

Конура (собака), спустился по (насыпь), страницы (книга), ходил по (опушка), лапы (кошка), думал о (клоун), купили в (магазин), запахло (дождь), любовался (роза).

--По кругу за столом поменяйтесь тетрадями и проведём взаимопроверку. А закончившему выполнять упражнение первым, предоставляется право зачитать вставленные окончания.

--Я зычитываю имена существительные в различных падежах. Если окончание Е, вы приседаете, если И , вы делаете хлопки над головой. Будьте внимательны. Ведь если поспешишь—людей насмешишь.

О бивне, в Казани, без марли, без цели, в пенале, к группе, по обочине, в зоопарке, к лошади, о марле, о роли, о нефти, на ткани, на вершине, в городе, на закате, к Пете, у калитки, в малине, на прилавке, возле лавки.

--Пословица недаром молвится. Речь без пословицы, что еда без соли.

Пословицей на базаре не торгуют,

А всем они нужны.

Вот и нам сейчас помогут

Упр. № 2. Списать, вставив пропущенные окончания имён существительных. Определить у них падеж. (1 человек работает у доски) Объяснять смысл.

Здоровье на базар. не продаётся. Спасибо на хлеб., сол., на добром слов. . Без букв и грамматик. не учатся и математик. . Мир освещается солнц. а человек— умени.. .

--Спасибо. Справился. По ученику и об учителе судят. Надеюсь, вы меня не подведёте и справитесь со следующим заданием.

Урок- исследование. Урок введения нового материала. Использованы технология критического мыщления, технология проблемного диалога, технология исследования.

ВложениеРазмер
otkrytyy_urok_tir_sklonenya_sushchestvitelnykh.docx 80.83 КБ
1_urok_russkogo_yazyka.pptx 301.91 КБ
2prezentatsiya2.pptx 333.64 КБ
3_prezentatsiya3.pptx 275.24 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: русский язык.

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: урок-исследование

Форма организации: индивидуальная, парная, групповая

Тема: Что такое склонение? Три склонения имён существительных.

Цели : осмыслить новое понятие, основные признаки склонения, составить алгоритм определения склонения имён существительных, отработать умение определять склонение существительных по алгоритму.

1. Повторить знание о падежах и об имени существительном.

2. Познакомить с тремя склонениями имен существительных.

3. Составить алгоритм определения склонения существительных.

3. Формировать умение определять склонение имён существительных по окончанию и роду.

1. Развивать умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

1. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

2. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

1. Р азвивать умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3 . Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре, группе.

1. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Оборудование: презентация, раздаточный материал, учебник «Русский язык 4 класс».

-Солнце на небе проснулось, нам, ребята улыбнулось. Глазки тихо закрываем, руки к небу поднимаем. Лучик солнышка возьмём и к сердечку поднесём.

- Вы чувствуете солнечное тепло? Откройте глазки. Пусть сегодня на уроке благоприятствует тёплая дружеская атмосфера.

Настрой на урок.

- Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа. Подчеркните орфограммы.

Повторим то, что знаем.

1. Диктант- игра « Узнай падеж».

Учитель называет вопросы, или вспомогательное слово, или предлоги.

Материал для игры:

б) на, за, под, через, про, в (В.п.)

г) «щедрый» падеж (Д.п.)

д) без предлога не употребляется (П.п.)

е) подлежащее (И.п.)

ж) «падеж-работяга» (Т.п.)

и) два предлога (Д.п.)

2. Прием «Верные и неверные утверждения»
У вас на столах лежат листы, на которых начерчена таблица. Цифрами указан № вопроса. Я вам задаю вопросы, а вы обсуждаете в парах. Если согласны, то ставите «+», если не согласны «-», если у вас возникнет сомнение, то обведите этот номер в кружок.
1. Верите ли Вы, что имя существительное отвечает на вопрос кто? Что?
2. Верите ли Вы, что все имена существительные всегда стоят в форме единственного числа?
3. Верите ли Вы, что род - это непостоянный признак?
4. Верите ли Вы, что в русском языке пять падежей?
5. Верите ли Вы, что дательный падеж имеет два предлога?
6. Верите ли Вы, что предложный падеж без предлога не употребляется?
7. Верите ли Вы, что в русском языке есть три типа склонения?
8. Верите ли Вы, что склонение - это постоянный признак имени существительного?

Есть ли такие высказывания, которые вызвали сомнение? Почему?

Значит, мы с вами еще не все знаем об имени существительном. (эти понятия записаны на слайде в виде «лестницы знаний») Расскажите, что мы знаем об имени существительном.

самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет, отвечает на вопросы Кто? Что?

бывают собственные или нарицательные, одушевлённые или неодушевлённые, мужского, женского или среднего рода

изменяются по падежам и числам.

В предложении бывают подлежащими, дополнениями, обстоятельствами.

Работают в тетради.

Отвечают на вопросы

По «лестнице знаний» делают вывод, что знают о существительном и чего еще не знают.

Что же такое склонение?

– Где мы можем узнать значение слова «склонение»? (в толковом словаре)

Толковый словарь русского языка под ред. Д. Н. Ушакова:

1. Действие по глаг. склонить - склонять

2. Угол, образуемый магнитной стрелкой компаса и направлением географического меридиана.

3. Угол, составленный лучом зрения на светило с плоскостью небесного экватора.

4. Изменение имен существительных, местоимений и причастий по падежам.

-Нас интересует значение под № 4.

-Какой сделаем вывод?

-Ведут наблюдение делают вывод

-ВЫВОД склонение – это изменение существительных по падежам

4. Создание проблемной ситуации с затруднением.

-Люди заметили, что имена существительные по-разному изменяются, имеют разные окончания при одном и том же вопросе.

-Вот, например, почему если любуемся, то любуемся травОЙ, землЁЙ, конЕМ, облакОМ, жизньЮ? Почему вопрос один, а окончания у существительных такие разные?

-Чтобы ответить на этот вопрос нам необходимо провести небольшое исследование и вывести один из законов русского языка, а исследование мы будем проводить с помощью метода наблюдения .

-Для этого мы с вами разделимся на группы.

-Повторим правила работы в группе.

- Задание группам : просклоняйте имена существительные. Что значит «просклонять?

-Работа в группах.

По одному представителю от группы приглашаются к доске

- Задание представителям групп у доски : внимательно посмотрите на демонстрационные листы и найдите существительные с одинаковыми окончаниями. Объединитесь в группы

земля страна дядя юноша

море небо тополь клен

Вывод: люди стали наблюдать и заметили, как и вы, что у некоторых существительных в разных падежах одинаковые окончания.

- Какие это существительные? Назовите.

- Сколько же всего в русском языке групп имен существительных, у которых однотипные окончания?

- Прочитай про себя определение на с.141.

- Как иначе можно назвать эти группы слов?

- Сколько склонений в русском языке?

- Что значит просклонять слово?

- Назовите, по каким признакам определяем склонение имён существительных?

- Как вы понимаете слова однотипные ?

- Ответьте на вопросы 2,4 на с.141-142

-Давайте ещё раз посмотрим на словосочетания в начале урока.

- Почему у слов разные окончания, хотя род падеж один и тот же?

- Как определить склонение? Что для этого нужно сделать?

Составим алгоритм действий:

- какой будет первый шаг? Второй? Третий? Четвертый?

Запомните подсказку : три слова РУКА. ПЛЕЧО. ГРУДЬ (эти слова легко запомнить, это части тела человека). Три слова. - три склонения. Эти слова помогут вам правильно писать безударные окончания существительных. А значит, помогут стать вам грамотными людьми. Что очень важно для будущей жизни.

Вернемся к лестнице знаний.

Что запишем на следующей ступеньке?

Вернемся к карточке , выполним задание до конца.

Игра «Раз, два, три – склонение назови» .

Учитель или дети называют имена существительные. Если существительное 1-ого склонения все хлопают, 2-ого – приседают, 3-его – спокойно стоят.

Морковь, словарь, телефон, ласточка, метель, мыло, облако, поле, лошадь, лошадка, ладонь, ладошка, метро, кисточка, кисть.

- «просклонять» - изменить по падежам

1 ученик в группе- называет падеж, 2 – вопрос, 3- вспомогательное слово, 4 – существительное записывает выделяет окончание. Задание группы выполняют на демонстрационных листах.

-Представители от групп выходят к доске

-ведут наблюдение и создают три группы по итогам наблюдения

1 группа: Ж.Р. и М.Р. с окончаниями –а, -я

2 группа: М.Р. с нулевым окончанием и С.Р. с окончаниями –е,-о

3 группа: Ж.Р. с нулевым окончанием

-Изменить по падежам и числам.

-По роду и окончанию в начальной форме.

- Одинаковые, но могут быть выражены разными буквами, передающими и те же звуки, например а/я,у/ю.

- Они относятся к разным склонениям.

  1. Поставить слово в начальную форму – И.п.,ед.ч.
  2. Определить род и окончание.
  3. Определить склонение.

- существительные бывают 1,2,3 склонения

- существительные бывают 1,2,3 склонения

-Поставим в карточке знаки+

5.Первичное закрепление. (Применение на практике).

- По картинкам определить склонение существительных и записать в тетрадь под диктовку.

Отработка навыка на тренажере.

А сейчас посмотрите на доску. Выберите себе то задание, которое вам подходит.

Спишите предложения, у существительных определите склонение.

Обозначьте границы предложений. Спишите, у существительных определите склонение.

Составьте предложения по схемам. Запишите. У существительных определите склонение.

Мы шли сосновым лесом. Вид местности был усталым от жары. Тропинка вывела нас к роще. Мы отдыхали под большим деревом.

Через поляну вьётся лесная тропинка мы любим гулять по этой тропке поздней осенью мы здесь наблюдаем за отлетом птиц.

1 группа – самопроверка по эталону

Лесом – 2 скл., местности – 3 скл., от жары – 1 скл., тропинка – 1 скл., к роще – 1 скл., под деревом – 2 скл.

2 группа – взаимопроверка.

3 группа – фронтальная проверка.

Дети зачитывают предложение, называют существительные и склонение.

– Кто выполнил своё задание без ошибок?

– Кто ошибся? Почему?

Поочередно называют существительные, записывают под диктовку, объясняют орфограммы.

Выполняют задания по алгоритму

Выбирают задание, проверяют.

- Кто сможет записать опорные (ключевые) слова для определения склонения имён существительных?

- Ребята выскажите одним предложением, выбирая начало фразы.

1. Сегодня я узнал…

2. Было интересно…

6. Теперь я могу…

10. Урок дал мне для жизни…

11. Мне захотелось…

-Ребята по одному высказывают своё мнение.

С.11 упр.1 (книга 2)

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Урок русского языка. 4 класс. Учитель: Стеценко Виктория Викторовна 2014 год

Солнце на небе проснулось, Нам, ребята улыбнулось. Глазки тихо закрываем, Руки к небу поднимаем. Лучик солнышка возьмём И к сердечку поднесём.

Шестнадцатое декабря. Классная работа кому? на, за, под, через, про, в нет «щедрый» падеж без предлога не употребляется подлежащее «падеж-работяга» кого? два предлога что? о, об Д.п. В.п. Р.п. Д.п. П.п. И.п. Т.п. В.п., Р.п. Д.п. И.п., В.п. П.п.

«Верные и неверные утверждения» 1. Верите ли Вы, что имя существительное отвечает на вопрос кто? Что? 2. Верите ли Вы, что все имена существительные всегда стоят в форме единственного числа? 3. Верите ли Вы, что род - это непостоянный признак? 4. Верите ли Вы, что в русском языке пять падежей? 5. Верите ли Вы, что дательный падеж имеет два предлога? 6. Верите ли Вы, что предложный падеж без предлога не употребляется? 7. Верите ли Вы, что в русском языке есть три типа склонения? 8. Верите ли Вы, что склонение - это постоянный признак имени существительного? + + + - - - ? ?

Лестница знаний. Имя существительное. обозначает предмет, отвечает на вопросы Кто? Что? одушевлённые или неодушевлённые, собственные или нарицательные мужского, женского или среднего рода изменяются по падежам и числам.

Толковый словарь русского языка под ред. Д. Н. Ушакова: СКЛОНЕНИЕ Действие по глаг. склонить-склонять Угол, образуемый магнитной стрелкой компаса и направлением географического меридиана. 3. Угол, составленный лучом зрения на светило с плоскостью небесного экватора. 4. Изменение имен существительных, местоимений и причастий по падежам.

Любуемся травОЙ, землЁЙ, конЕМ, облакОМ, жизньЮ?

Ж.Р. М.Р. а я Ж.Р. С.Р. М.Р. е о Имя существительное 1 склонение 3 склонение 2 склонение

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

По воде И.п., ед.ч. вода 3. ж.р. а 4. 1 скл. Алгоритм Прочитать слово. Поставить слово в начальную форму – И.п.,ед.ч. Определить род и окончание. 4.Определить склонение.

Слова - помощники Рука 1 скл . Плечо 2 скл . Грудь 3 скл . Грудь 3 скл .

Лестница знаний. Имя существительное. обозначает предмет, отвечает на вопросы Кто? Что? одушевлённые или неодушевлённые, собственные или нарицательные мужского, женского или среднего рода изменяются по падежам и числам. Бывают 1,2,3 склонения

«Верные и неверные утверждения» 1. Верите ли Вы, что имя существительное отвечает на вопрос кто? Что? 2. Верите ли Вы, что все имена существительные всегда стоят в форме единственного числа? 3. Верите ли Вы, что род - это непостоянный признак? 4. Верите ли Вы, что в русском языке пять падежей? 5. Верите ли Вы, что дательный падеж имеет два предлога? 6. Верите ли Вы, что предложный падеж без предлога не употребляется? 7. Верите ли Вы, что в русском языке есть три типа склонения? 8. Верите ли Вы, что склонение - это постоянный признак имени существительного? + + + - - - ? ? + +

ракета собака мужчина земля планета луна звезда

корабль облако море якорь дельфин солнце парус

карусель лошадь печь сирень дочь мать ель

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Склонение имён существительных Интерактивный тест

Проверь свои знания, определи склонение имен существительных. Щелчок по выбранной ячейке покажет, ошибаешься ты или нет. Если есть необходимость – повтори правило .

1 скл 2 скл 3 скл Локоть + Сирень + Пианино + Берёза + Камень + Постель + Костя + Ягода + Кисть + Голубь + Повтори правило!

1 скл 2 скл 3 скл Полиция + Щавель + Катя + Альбом + Стекло + Апрель + Дядя + Мышь + Медведь + Герой + Повтори правило!

1 скл 2 скл 3 скл Лисица + Свиристель + Колено + Косуля + Портфель + Морковь + Ель + Морковка + Дождь + Лошадь + Повтори правило!

Спишите предложения, у существительных определите склонение. Обозначьте границы предложений. Спишите, у существительных определите склонение. Составьте предложения по схемам. Запишите. У существительных определите склонение. Мы шли сосновым лесом. Вид местности был усталым от жары. Тропинка вывела нас к роще. Мы отдыхали под большим деревом. Через поляну вьётся лесная тропинка мы любим гулять по этой тропке поздней осенью мы здесь наблюдаем за отлетом птиц. Задание на выбор

Ключевые слова урока Им.п. Ед.ч. Род Окончание

Рефлексия 1. Сегодня я узнал… 2. Было интересно… 3. Было трудно… 4. Я понял, что… 6. Теперь я могу… 7. Я приобрел… 8. Я научился… 9. Меня удивило… 10. Урок дал мне для жизни… 11. Мне захотелось…

Домашнее задание МОЛОДЦЫ! СПАСИБО ЗА УРОК! Виктория Викторовна.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме: "Три склонения имени существительного"

Цель урока познакомить детей с тремя видами склонения существительных; выяснить роль склонений в написании безударных окончаний; научить детей определять склонение существительного; воспитывать интере.


Урок русского языка по теме "Третье склонение имени существительного"в 3 классе

Урок проведен в 3 классе.Использованы методики формирующего оценивания, коллективные способы обучения.

Урок русского языка на тему Три склонения имен существительных

Создать условия для ознакомления с тремя типами склонения имен существительных; совершенствовать умения определять тип склонения имени существительного; способствовать развитию умения изменять по паде.


Конспект урока русского языка по теме "Три склонения имен существительных" УМК "Перспектива"

Конспект урока разработан к УМК "Перспектива", но может использоваться для работы другого УМК.

Урок русского языка по теме "Определение склонения имен существительных в косвенных падежах." 4 класс

Урок русского языка УМК "Школа России".


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА по теме «Три склонения имен существительных (общее представление). 1-е склонение имен существительных»

Цели: дать общее представление о трех типах склонения имен существительных в единственном числе; познакомить с признаками имен существительных 1-го склонения; учить распознавать имена существительные .

Существительные могут относиться к женскому, мужскому и среднему роду и делятся на 3 типа склонения, то есть изменения по падежам: 1-ое, 2-ое, 3-е. Эти части речи встречаются в устной и письменной речи чаще всех остальных слов. Но это очень коварная часть речи. Они имеют свойство постоянно изменяться. Вероятность сделать ошибку в них очень высока, и особенно в окончаниях, которые зависят от падежа существительного и числа.

Склонения имен существительных

  • 1-е склонение – существительные женского и мужского рода на -а, -я (птица, дядя);
  • 2-е склонение – существительные среднего рода на -о, -е и мужского рода с нулевым окончанием (молоко, день, отец);
  • 3-е склонение – существительные женского рода с Ь в конце (степь, дочь, рожь).

Таблица окончаний существительных 1, 2, 3-го склонения по падежам

Падежи

Если на окончание падает ударение, гласная слышится отчетливо, и мы вряд ли ошибемся. Безударные окончания – самые коварные места. Кажется, что слышится, то и надо писать. Но к окончаниям нужно относиться внимательно. Одна ошибка в окончании меняет смысл целой фразы. Например, подарок подруг и (Р.п.) и подарок подруг е (Д.п.). Чтобы не попасть в неловкое положение, надо знать следующие правила.

Буква – Е употребляется в окончании существительных:

  • 1-го склонения в дательном и предложном падежах (кроме существительного на –ия);
  • 2-го склонения в предложном падеже (кроме существительных на –ий, -ие).

Буква – И (ы) ставится в окончаниях существительных:

  • 1-го склонения в родительном падеже;
  • 3-го склонения в родительном, дательном и предложном падежах.

Половина площадки (1 скл., Р.п.), выступать по очереди (3 скл., Д.п.), мечтать об осени (3 скл., Пр.п.)

Алгоритм рассуждения:

Играя на улиц… На улиц.. – улица, 1 склонение, играя (где?) на улиц.. – существительное стоит в предложном падеже, поэтому пишем букву е: играя на улице.

Падежные окончания существительных на –ия, -ий, -ие.

Среди имен существительных есть особая группа слов на – ия, имеющих во всех падежах, кроме именительного и винительного, окончание –и.

Лекция – нет лекции, к лекции, о лекции;

Секция – нет секции, к секции, о секции.

Эти имена существительные нельзя путать с существительными на –ья, -ея. Последние проверяются словом земля.

О Марии, но о Марье (о земле)

О территории, но о галерее

Существительные мужского рода на –ий и среднего рода на – ие в предложном падеже оканчиваются на –ии.

Планетарий – в планетарии, растение – о растении;

Алгоритм рассуждения:

Написать в объявлени… Объявление – сущ. на –ие, стоит в предложном падеже, значит, пишем –и.

Существительных, оканчивающихся на – ий, в русском языке немного и пришли они к нам, в основном, из латинского языка, например: алюминий, планетарий, магний, калий. Существительных на –ия и –ие больше: обсерватория, кавалерия, артиллерия, молния, выделение, заявление, объявление. Все эти слова заимствованы из других языков.

Существительные общего рода

Существительные общего рода – это одушевленные имена существительные 1 склонения с окончанием –а/-я, которые обозначают пол лица в зависимости от контекста.

Примеры: Валентина Ивановна – моя коллега, Василий Петрович – мой коллега;

Все имена существительные общего рода можно разделить на две группы:

  1. Собственные имена существительные на –а/-я:Саша, Валя, Женя;
  2. Нарицательные имена существительные на –а/-я:недотёпа, плакса, задира, сирота, коллега, невежа и др.

Существительные общего рода образуются от слов разных частей речи при помощи суффиксов -ак/-як-, -енк-, -ин-, -к-, -л-, -ук-, юл-, -яг- и пр.: чистый – чистюля, работать – работяга, зевать – зевака.

Для того чтобы определить лицо какого пола обозначает существительное общего рода, необходимо определить род прилагательного/местоимения/глагола, с которым оно согласуется: навстречу выбежал задира (м.р.); Настя – большая привереда (ж.р.); ваш сын – большой умница (м.р.).

Примеры имен существительных общего рода

  • балда, бедняга, бедолага, бедняжка, белоручка, бродяга, брюзга;
  • верзила, всезнайка, вруша, выскочка;
  • грязнуля, гулёна, гуляка;
  • деревенщина, дитя, душенька;
  • егоза, ехидна;
  • жадина;
  • забияка, задавала, задира, зазнайка, заика, замарашка, зануда, заводила, зевака, злюка;
  • калека, каприза, коллега, коротышка, копуша, кривляка;
  • лакомка, лапушка, левша, лежебока;
  • молодец, молодчина, мямля;
  • невежа, невежда, невидимка, недотепа, недотрога, недоучка, неженка, непоседа, неумеха;
  • обжора, оболтус;
  • плакса, подлиза, подпевала, попрошайка, привереда, придира, пройдоха, проныра, простофиля, пустомеля;
  • работяга, растеряха, растяпа, рёва;
  • самородок, самоучка, скромняга, скряга, сладкоежка, сон;
  • тамада, тёзка, тихоня, трудяга, тупица;
  • умница;
  • ханжа, хвастунишка, хитрюга;
  • чистюля;
  • шельма;
  • юла;
  • ябеда.

Разносклоняемые имена существительные

Разносклоняемые имена существительные – это 10 слов, оканчивающихся на -мя (бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, темя, семя, стремя), а также существительные путь и дитя, имеющие смешанное склонение.

Разносклоняемые имена существительные нельзя отнести ни к одному из трех склонений. Эта группа имен существительных имеет падежные окончания разных склонений: в Т.п. единственного числа имеют такие же окончания, как и существительные 2 склонения, а в Р.п., Д.п. и П.п. единственного числа – как существительное 3 склонения.

Примеры изменения по падежам разносклоняемых имен существительных

Падеж Вопрос Единственное число Множественное число
И. п. Что? Время, имя, дитя, путь Времена, имена, дети, пути
Р. п. Чего? Времени, имени, дитяти, пути Времён, имен, детей, путей
Д. п. Чему? Времени, имени, дитяти, пути Временам, именам, детям, путям
В. п. Что? Время, имя, дитя, путь Времена, имена, детей, пути
Т. п. Чем? Временем, именем, дитятей (дитятею), путем Временами, именами, детьми, путями
П. п. О чём? о времени, об имени, о дитяти, о пути о временах, об именах, о детях, о путях

Несклоняемые имена существительные

Несклоняемые имена существительные – это заимствованные слова, которые в русском языке остаются в одной и той же грамматической форме во всех падежах, например:

  • Мое (что?) пальто;
  • Здесь нет моего (чего?) пальто;
  • Я очень довольна этим (чем?) пальто;
  • Рассказать о (чём?) пальто;

Следовательно, в составе таких слов нельзя выделить окончание. Поэтому падежную форму несклоняемых имен существительных можно определить только при помощи заданного вопроса: еду на (чем) такси – П.п., наложили (что?) вето – В.п., радуюсь (чему?) эскимо.

Несклоняемыми бывают нарицательные и собственные имена существительные. Их можно разделить по группам в зависимости от признаков:

Читайте также: