Определи данные предложения полные или неполные у двери под стеклом расписание дня и термометр

Обновлено: 25.04.2024

Все предложения в русском языке делятся не полные и неполные по элементарному признаку: если в предложении имеются все члены (главные и второстепенные), необходимые для понимания его смысла, значит, предложение полное. Если нет – предложение неполное. Это занятие посвящено теме полных и неполных предложений, их классификации и сферам употребления.

План урока:

Полные предложения: определение и признаки

Определение термина звучит следующим образом:

Полное предложение по смыслу всегда закончено и понятно само по себе. Ему не нужен контекст или другие предложения:

Они завтра едут на рынок.

Анна мечтала отдохнуть в Египте.

Дети играли в домино и весело смеялись.

Все три предложения закончены по смыслу. Понять, о чем идет речь, можно в отрыве от контекста. Эти высказывания – полные.

Для полных предложений характерен научно-деловой стиль, в котором нужно четко выражать мысли, без двоякого толкования.

- Какой фильм вы смотрите?

- Мы смотрим интересный художественный фильм.

В данном примере прослеживается непрерывная синтаксическая связь между словами.

В первом предложении сказуемое «смотрите» согласовывается с подлежащим «вы». Кроме того, сказуемое управляет дополнением «фильм» с помощью вопроса «Что?».

Во втором примере выделим грамматическую основу – мы смотрим. Это подлежащее и сказуемое. От сказуемого «смотрим» снова задаем вопрос «Что?» и получаем ответ «фильм». Это прямое дополнение. От него находим определение с помощью вопроса «Какой?». Получаем ответ «интересный» и «художественный».

Диалог составлен с помощью полных распространенных предложений. Однако людям свойственно экономить время и усилия во время речи, поэтому подобные примеры встречаются нечасто.

Полные предложения необязательно должны быть распространенными. Понять смысл синтаксической единицы и полностью раскрыть ее содержание можно с помощью лишь грамматической основы:

Все три примера – полные, но нераспространенные предложения.

Полное предложение – это единица синтаксиса, которой не требуются контекстуальное окружение для раскрытия смысла. Смысл высказывания передается с помощью грамматической основы и второстепенных членов, которые к ней относятся. Сфера использования полных предложений – научный и деловой стиль.

Неполные предложения

Дадим определение термину:

Член предложения пропущен, но легко восстанавливается на основе языкового окружения:

Во втором предложении пропущена грамматическая основа, присутствует лишь дополнение. Однако в языковом контексте, с учетом первого предложения, понять, о чем идет речь, можно. Если второе предложение рассматривать отдельно от первого, то его смысл становится неясен.

Обратите внимание на текст.

Вчера мы посетили новую программу московского цирка. Чудесно! Она базировалась на выступлении фокусников, акробатов и жонглеров. Удивили эквилибристы. Кажется, они из династии Волжанских.

Проанализируем выделенные предложения. Все они – неполные. Их поясняет окружающий текст. Если их рассматривать без контекста, понять, о чем идет речь, невозможно.

Зачастую неполные предложения встречаются в литературно-публицистическом и разговорном стиле.

Неполные предложения используются во избежание тавтологии. Особенно ярко это проявляется при диалогах.

В этом примере ведущую роль играет первое предложение. Без него все остальные фразы звучат бессмысленно. Однако, зная, о чем идет речь в первом предложении, мы легко восстановим недостающие члены предложения:

- Он принес газету.

Неполные предложения – несамостоятельны, и без контекста не рассматриваются. В речи они используются в целях экономии времени. В них пропускаются те части высказывания, о которых мы уже знаем или догадываемся.

Неполные предложения разделяют на нескольких видов.

Поговорим о каждом подробнее.

Структурно полные, но семантически неполные предложения

Это предложения, в которых неопределенно-личные местоимения играют роль подлежащего:

Кто-то вошел в аудиторию.

Вдруг ему что-то вспомнилось.

Кто же это мог быть?

Такие предложения с точки зрения структуры полные: в составе имеются все члены, необходимые для понимания сути. Однако в таких предложениях нет полной исчерпывающей информации о событии и не понятно, кто именно совершает действие.

Структурно и семантически неполные предложения

Это самый яркий пример разграничения полных и неполных предложений. Группа делится еще на два подвида.

Контекстуально-неполные предложения используются в письменной речи. Пропущенный член предложения восполняется из окружающего его контекста:

Успех чаще всего выступает вознаграждением (полное). Иногда – авансом (неполное).

Мама любит клубничное варенье (полное). Я – сливовое (неполное).

Контекстуально-неполные предложения характерны для диалогов:

Второй подвид структурно-семантических неполных предложений, ситуативно-неполные предложения, используются в устной речи. Они подразумевают, что пропущенный член предложения имеется в сознании участников разговора. Элемент, необходимый для полного раскрытия темы, восполняется мимикой, обстановкой, восклицанием:

Это короткое предложение можно часто услышать в разговорной речи. В зависимости от обстановки, у участников разговора мысленно дополняется фраза подлежащим: учитель идет, дождь идет, автобус идет и т.д.

Контекстуально-неполные предложения встречаются в письменной речи, а ситуативно-неполные предложения – в устной. Первая категория – это предложения, которые объясняются контекстом, вторая – языковой ситуацией.

Семантически полные, но структурно неполные предложения

Второе название термина – эллиптические предложения. Они понятны без контекста и вне ситуации. В их составе отсутствует сказуемое. Вместо него имеется группа во главе с подлежащим:

За магазином – сосновый бор.

По лексической наполняемости – это полное предложение, но по структуре – нет (отсутствует сказуемое). Пропуск глагольной формы придает предложению напряженности и интенсивности.

Эллиптические предложения широко используются в призывах или просьбах, когда сказуемое и вовсе не нужно. Принцип таких высказываний базируется по схеме: «кто (что) – куда».

Все на прогулку!

Не все глаголы могут эллиптироваться (пропускаться) в предложениях без ущерба лексической наполняемости высказывания. Рассмотрим таблицу.

Семантически полные, но структурно неполные предложения – особенные. Они показывают объект действия, сообщают о времени (месте), которое характеризует действие. Многие лингвисты считают, что такие высказывания являются неполными исторически, а в современном русском языке они давно играют роль полных предложений.

Итак, неполными бывают предложения по смыслу, составу или же одновременно по составу и по смыслу. При этом принципиально важным является один фактор: неполные предложения нельзя вырвать из контекста или языковой ситуации, без них предложения не имеют смысла.

ПОЛНЫЕ И НЕПОЛНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Тип предложения
Двусоставные полные Трамвай идет? Кто написал комедию «Ревизор»; неполные (нет или главного, или зависимого слова) Идет! Гоголь.
Односоставные
Определенно-личные полное Кого ждешь? неполное Учителя.
Неопределенно-личные полное О чем сообщили по радио? неполное О погоде на завтра.
Безличные полное Надо идти на стадион. неполное А мне сегодня не хочется.
Односоставные. Назывные. Полное Густой, непроходимый лес. Неполное Вот хвойный. Вот лиственный.
Полные предложения — это такие простые предложения, в которых есть все члены, необходимые для смысловой полноты предложения.
Неполные предложения — это такие предложения, в которых пропущен какой-либо член предложения (главный или второстепенный) или же несколько членов предложения. Пропущенные члены предложения легко восстанавливаются из предыдущих предложений или самой речевой ситуации.
НЕПОЛНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (Не хватает или главного, или зависимого слова)
Пропущенный член предложения
подлежащее Как твердо в роль свою вошла! КТО? (Восстанавливается из предыдущего предложения): Как изменилася ТАТЬЯНА!
дополнение А я так на руки брала! А я так за уши драла! КОГО? Как Таня выросла! Давно ль я, кажется, ТЕБЯ крестила?
сказуемое Только не на улицу, а вот отсюда, через черный ход, а там дворами. ЧТО ДЕЛАТЬ? БЕГИТЕ!
сразу несколько чл.пр., в том числе ГО Давно ли? КТО? ЧТО? КАК ДЕЛАЕТ? Ты сочиняешь Requiem?
В русском языке есть особая разновидность предложений – неполные, то есть такие, значение которых непонятно без контекста или знания ситуации из-за пропуска одного или нескольких смыслообразующих членов.
Особым типом неполного предложения является эллиптическое, в котором всегда пропускается только глагол-сказуемое, который несложно восстановить даже без знания ситуации или окружающего контекста. Если в обычных неполных предложениях на месте пропущенных слов ставится тире (за ночным окном – туман), то в эллиптическом оно обычно не требуется: Обед на столе.



Слова-предложения представляют собой особый структурный тип и не могут быть отнесены ни к двусоставным предложениям, ни к односоставным. Они не имеют отдельных членов предложения и не выполняют номинативной функции, так как ничего не называют.


Неполные предложения по своей структуре относятся к тем же типам, что и полные. Пропуск отдельных членов предложения может быть как у предложений распространенных, так и нераспространенных, односоставных и двусоставных.

Неполные предложения делятся на контекстуальные (предложения с неназванными главными или второстепенными членами) и ситуативные (общая речевая ситуация компенсирует пропуск, а форма имеющихся членов предложения указывает на грамматическую связь с ними).

КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ТИП ОДНОСОСТАВНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Можно подставить личное местоимение в И.п.
я, вы, мы, ты — Определенно-личное (Сейчас зайду. Сейчас (я) зайду Идите в баню.(Вы) идите в баню.
они — Неопределенно-личное (В дверь постучали. (Они) в дверь постучали. Здесь его не ждали. Здесь (они) его не ждали)
Обобщенно-личное (субъект действия мыслится как обобщенное лицо): На чужой роток (ты) не накинешь платок. Ты = любой человек. Цыплят (они) по осени считают. Они = любой человек.
Нельзя подставить личное местоимение в И.п.
Безличное Светает все более. (Он) светает все более. Не спится мне. Кто не спится? Сказуемое не сочетается с И.п. Долго петь и звенеть пурге. Петь и звенеть не сочетается с И.п. В этот час совсем было тихо. Что было тихо? Мною пройдено дорог немало. Пройдено не сочетается с И.п. Есть «действующее лицо в И.п.» = подлежащее, но оно не действует
Назывное: Темная ночь. Какое великолепие и спокойствие! Чудная картина.
Определённо-личные предложения – это односоставные предложения с главным членом — сказуемым, которое выражено личной формой глагола в форме 1 или 2 л. или глаголом в повелительном наклонении. Лицо определено: это всегда или говорящий, или собеседник.
Неопределённо-личные предложения – это односоставные предложения с главным членом — сказуемым, которое выражено глаголом в форме 3 л. мн.ч. в настоящем или будущем времени или в форме мн.ч. в прошедшем времени. Лицо не определено: действие совершается кем-то неопределённым.
Обобщённо-личные предложения – это односоставные предложения с главным членом — сказуемым, стоящим в форме 2 л. ед.ч. или 3 л. мн.ч. в настоящем или будущем времен либо в форме 2 л. ед. или мн.ч. повелительного наклонения. В обобщённо-личных предложениях лицо выступает в обобщённом виде: все, многие, а действие представлено как обычное, совершаемое всегда. Такие предложения выражаю коллективный опыт народа в целом, отражают устойчивые, общепринятые понятия.
Безличные предложения – это односоставные предложения с главным членом — сказуемым, стоящим в форме 3 л. ед.ч. настоящего или будущего времени или в форме ср.р. прошедшего времени.
Назывные предложения – это односоставные предложения с главным членом – подлежащим. В назывных предложениях сообщается о существовании какого-либо предмета, явления или выражается эмоционально-оценочное отношение к нему.

Хасан Гурманов

Найдите и выделите цветом неполные предложения.
1.Справа был болотистый лес, слева – красноватые стволы утёсов.
2. Люблю тебя, пустынный уголок, приют спокойствия, трудов и вдохновенья.
3. На чужой стороне и сокола зовут вороною.
4. Я - за рулевым веслом.
5.У двери под стеклом расписание дня и термометр.
6. В дверь позвонили.
7. Я с вами на трамвае.
8. Весна…

Хасан Гурманов

1) Подчеркните грамматические основы предложений.
2) В скобках укажите тип предложений: а) двусоставное
б) односоставное определенно-личное – о/л; б) односоставное неопределенно-личное – н/л; в) односоставное безличное – б/л;
г) односоставное назывное.

Зимним утром люблю пройтись по городу.( )
Деревья, покрытые шапками снега, радуют глаз.( )
Слегка морозит. ( )
В воздухе кружатся лёгкие снежинки.( )
Хруст снега под ногами. ( )
Чудеса!( )
Прохладно.( )
Вокруг нет ни души.( )
Щёки постепенно розовеют.( )
Смотрю вверх. ( )
Небо ясное, безоблачное.( )
Правильно говорят ( ): в такую погоду дома не усидишь!( )
Хорошо зимой!( )

Алевтина Сафьянова

Хасан, назывное предложение всегда полное, в нем все сказано существительным. В неполных есть слово зависимое, а главного (от которого можно поставить вопрос) нет: на трамвае - дополнение, к нему надо ставить вопрос от глагола, а он опущен. В односоставное (в отличие от неполного) можно подставить вместо подлежащего личное местоимение (Они) в дверь позвонили - полное односоставное предложение.

Полное предложение — это предложение, в котором имеются все члены предложения, необходимые для полноты строения и значения.

Неполное — это предложение, в котором пропущен член (члены) предложения, необходимый(-ые) для полноты строения предложения.

Пропущенные члены (главные и второстепенные) легко восстанавливаются благодаря предыдущим предложениям или обстановке при разговоре.

«— Мы завтра поедем в деревню? (Полное предложение).

— Нет, послезавтра» (Неполное предложение; «Нет, в деревню мы поедем послезавтра»).

Неполными предложениями могут быть как двусоставные, так и односоставные.

«Ирина пошла на работу. Катя — в школу».

Во втором предложении не названо сказуемое, ясное из предыдущего предложения. Второе предложение является неполным двусоставным.

«Катя пошла в школу».

«В понедельник иду в театр. В среду — на концерт».

Во втором предложении не названо подлежащее. Это неполное односоставное (определённо-личное) предложение.

Неполные предложения часто употребляются в диалоге.

«— Я завтра уезжаю (Полное).

— В Санкт-Петербург (Неполное).

— На экскурсию (Неполное)».

Неполные предложения встречаются и во второй части сложных предложений.

«Кошка-проказница шмыг в беседку, собака — за ней».

Пропуск членов предложения может в произношении быть выражен паузой, а на письме обозначен тире.

«В комнате было казённо, неуютно. Посередине — школьная парта (есть пауза). У стены чёрная доска (нет паузы)» (По В. Кожевникову).

Упражнение 1. Найдите неполные предложения и восстановите пропущенные члены.

И Таня входит в дом пустой, где жил недавно наш герой. . Таня дале; Старушка ей: «А вот камин; здесь барин сиживал один. Вот это барский кабинет; здесь почивал он, кофий кушал, приказчика доклады слушал и книжку поутру читал. » (А.С. Пушкин)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку «Полные и неполные предложения» 8 класс. 2016

Целью урока является сформировать понятие об особенностях строения неполных предложений.

Читайте также: