Опирание ригеля на монолитную стену

Обновлено: 26.04.2024

Сечение колонн принимают обычно одинаковое по всей высоте здания.

Колонны нижних этажей выполняют с увеличением класса бетона и процента армирования.

Колонна снизу опирается на фундамент, как правило, стаканного типа. Для соединения с ригелями колонны имеют обычные скрытые консоли или могут быть бесконсольными, при котором соединение с ригелем осуществляется с помощью выпусков арматурных стержней их сварки и замоноличивания узла сопряжения.

Большинство проектов массовых общественных зданий базирует­ся на основе каркасно-панельной системы с применением изделий, например, серии 1.020 -1 бывшего общесоюзного каталога унифицированных индустриальных изделий (табл.1).

Колонны предусматриваются бесстыковыми и стыковыми. Бесстыковые колонны имеют предельную высоту 13,75 м. Их применяют в зданиях малой и средней этажности.

Габаритные схемы многоэтажных гражданских каркасных зданий на основе серии 1-020-1

Шаг колонн в направлении пролета ригеля, мм Высота этажей, мм
Зиб Колонны 400 х 400мм 2,8; 3,3; 3,6; 4,2; 4,8; 6; 7,2
4,5 и 7,2 2,8; 3,3; 3,6; 4,2
3,6; 4,2; 4,8; 6; 7,2
3, 4,5 и 6 Колонны 300 X 300мм 2,8; 3,3; 3,6; 4,2
7,2 2,8; 3,3; 3,6; 4,2

В унифицированном каркасе стандартные сечения колонны при няты 300 Ч 300 мм для зданий высотой до 5 этажей, включительно 400 Ч 400 мм для всех остальных случаев (табл. 2).

Колонны применяются в зданиях с высотой этажа 3,0; 3,3; 3,6; 4,2 4,8; 6,0 и 7,2 м при шаге колонн в плоскости рам каркаса 3,0;.4,5; 6,1 и 7,2 м (табл. 3, 4).

Стык колонн выполняется с помощью стальных оголовников или стыкованием бетонных торцов. В унифицированном каркасе приняты бетонные стыки с ванной сваркой арматуры. Стыки колонн располагают на 60-80 см выше уровня перекрытия, чтобы обеспечить доступ к месту стыкования (рис. 5, 6).

Соединения колонн с ригелями показаны на рис. 8.

В одноэтажных колоннах стык с ригелями выполняют с помощью стальных оголовников (платформенный стык). Стык ригелей на открытых консолях затрудняет монтаж и работу каркаса. Открытая консоль увеличивает расход бетона, уменьшает габариты помещения, ухудшает интерьер. Этих недостатков можно избежать при использовании стыка со скрытой консолью. Во всех видах стыков соединение колонн и ригелей осуществляют сваркой закладных деталей или выпусков арматуры с последующим их замоноличиванием или заделкой цементным раствором.

Несущие конструкции зданий с безбалочными перекрытиями представляют собой железобетонный каркас, решенный по рамной схеме жесткими элементами. Элементами каркаса являются колонна, капитель и плоские плиты (плиты перекрытия и капители.

Типы и номенклатура колонн сечением 300х300 мм для зданий высотой до пяти этажей


Колонны зданий с безбалочными перекрытиями могут изготавливаться высотой на один-, два- и три этажа из бетона класса В15.. .В45 (табл. 4). Колонны армируются пространственными каркасами.

Стыки колонн располагаются на высоте 1 м от поверхности перекрытий и выполняются жесткими. Выпуски продольной арматуры колонн соединяются в стык с помощью ванной сварки и последующим замоноличиванием стыка (см. рис. 5-7). Железобетонные конструкции каркасных зданий в целом могут сопротивляться интенсивным сейсмическим воздействиям.

Железобетонные каркасы многоэтажных зданий, помимо требований по их унификации, технологичности и простоте устройства стыковых соединений, облегчению несущих ограждающих конструкций, должны быть способными к пластическому деформированию, поглощению энергии колебаний при сейсмических воздействиях и снижению инерционных


Номенклатура колонн серии 1.420.1-14


сейсмических нагрузок в зданиях. С этой целью на стадии проектирования целесообразно предусматривать специальные зоны образования пластических деформаций. Продольное армирование колонн принимается в пределах от 1% до 6°/о, а ри­гелей - от 1,5 до 3%. Поперечное армирование элементов каркасов осуществляется в виде замкнутых сваркой хомутов (рис. 9), объем­ных спиральных каркасов и т.п., узлов соединений ригелей с колон­нами (рис. 10).





Рис.5. Варианты стыков колонн.


Элементы каркаса могут быть связаны между собой сваркой вы­пусков арматуры и замоноличиванием стыка бетоном или раствором с передачей усилий через железобетон.


Рис.6. Стык колонн с применением муфт.



Рис.7. Стык колонн с ванной сваркой арматуры



Рис.8. Узлы соединения колонн и ригелей.



Рис.9. Армирование узла сетками.



Рис.10. Армирование узла колонн и ригелей.

1 – ригель; 2 – колонна.

Ригели - горизонтальные элементы остова здания, воспринимаю­щие вертикальные нагрузки, передаваемые преимущественно плита­ми перекрытий, распорками и передающие эти нагрузки на колонны. Кроме того, ригели участвуют в работе диска перекрытия по воспри­ятию растягивающих и сжимающих усилий, возникающих в диске при его изгибе в своей плоскости.

Ригели различают: по местоположению - рядовые, фасадные, тор­цевые, коридорные, лестничные и т.д.; по несущей способности - в кН/м ригеля; по перекрываемому пролету - однопролетные, двухпро-летные, консольные и т.д.; по виду поперечного сечения - прямоу­гольные, тавровые с полкой понизу, с одно- или двусторонним опи-ранием настилов; по типу стыка с колонной - с подрезкой на опоре, с выпусками продольной арматуры; по классу бетона; по способу ар­мирования; по способу производства - на предварительно напряжен­ные с механическим натяжением арматуры, с электротермическим способом натяжения арматуры и т.д.

Ригели каркаса, как правило, имеют Т-образную форму с полкой понизу для опирания на нее настилов перекрытий. Такая конструк­ция ригеля позволяет уменьшить на толщину перекрытия размер вы­ступающей в интерьер части ригеля. В опертой части ригели имеют подрезки, соответствующие размеру консоли колонн, в результате чего сопряжение ригеля с колонной осуществляется без выступающих в интерьер консолей или их частей. Ригели, как правило, имеют шири­ну понизу, равную ширине колонн.

Ригели изготавливают из бетона классов В25, ВЗО и В40 и армиру­ют пространственными каркасами, в которые входят плоские карка­сы, сетки и закладные детали, соединяемые с помощью дуговой или контактной сварки.

Ригели выполняют с подрезкой на опоре. Высота ригелей при лег­ком каркасе принимается 300 мм при пролетах до 9 м включительно и 600 мм - при пролетах 12 м, а при тяжелом каркасе высота ригеля на опоре принимается не менее 600 мм.

Ригели монтируют к консолям колонн с приваркой их закладным деталям, что обеспечивает защемление концов ригелей и передачу растягивающих усилий, возникающих в диске перекрытий. Ригели легкого каркаса предназначены для связевых каркасов; ригели тяже­лого каркаса - для использования, как в связевых, так и в рамных кар­касах. Типы ригелей приведены на рис. 11.

Ригели легкого каркаса могут быть:

а) коридорными, высотой 300 мм, с пролетами 1,8 . 3,6 м;

б) рядовыми, высотой 450 мм, с пролетами 1,8 . 6,6м и градацией 600 мм; высотой 600 мм, с проле­тами 7,2 и 9 м; высотой 900 мм, с пролетами 12 м; в) лестничными (с одной полкой), высотой 450 мм, с пролетами 6 и 6,6 м;

г) фасадны­ми, высотой 480 мм, с пролетами 1,8 . 7,2 и 9 м.

Ригели тяжелого каркаса подразделяются на:

а) коридорные, высо­той 600 мм, с пролетами 1,8; 2,4; 3 и 6 м;

б) рядовые, высотой 900 мм, с пролетами 6; 9 и 12 м;

в) фасадные, высотой 920 мм, с пролетами 3, 6 и 9м.

На фасадные ригели опирают панели наружных ограждений. Из­готавливают ригели из бетона класса ВЗО и В40, а при высоте ригеля 300 мм - из бетона класса В25. Типы сборных ригелей приведены в табл. 5.


Рис.11. Железобетонные ригели.


Стык ригеля с колонной осуществляется приваркой его к консоли колонны в двух уровнях (частичное защемление); или в одном, ниж­нем, уровне (шарнирное опирание) (рис.12).

Опорный момент при частичном защемлении регулируется пре­делом текучести монтажных деталей ("рыбок"), воспринимающих верхнюю горизонтальную составляющую опорного момента. Час­тичное защемление ригеля обеспечивает устойчивость рам при мон­таже, а также возможность организации каркаса в два этажа без диафрагм жесткости в направлении ригелей (верхние этажи зда­ния).

Номенклатура ригелей по серии КМС-К1


Ригели каркаса с тавровым сечением высотой 450 и 600 мм с пол­ками снизу и предназначены для рам пролетом 3,0; 6,0 и 7,2 м. Ригели имеют арматурные выпуски для жест­кого соединения с уголковыми выпусками колонн (рис. 13).

Ригели высотой 450 мм применяются с колоннами каркаса для высоты этажей 3,0 и 3,3 м и предназначены для опирания многопус­тотных плит перекрытия; высотой 600 мм - для высот этажей в 3,6; 4,2; 4,8 и 6,0 м, предназначены для опирания многопустотных и реб­ристых плит.

Для устройства балконов предусмотрены консольные ригели с выле­том 1,2 и 1,8 м от грани колонны при высоте ригеля 450 и 490 мм.


Рис.12. Стык ригеля (а – рядового, б – коридорного) с колонной.


Для опирания лестничных маршей предусмотрены балки типа БЛ. Они имеют закладные детали для крепления с лестничными мар­шами.

Верхняя зона ригелей предусмотрена с обнаженными выступаю­щими замкнутыми хомутами по всей длине (для пролета 3,0 м) или только на опорных участках, в которые в последующем устанавлива­ется продольная арматура.

Верхнюю опорную арматуру закрепляют после монтажа ригеля сваркой с выпусками колонн и замоноличивают.

Для замоноличивания арматурных выпусков из панелей перекры­тия и образования единого жесткого диска перекрытий ригеля долж­ны иметь высоту сечения ниже верха перекрытия. Верхнюю зону ри­гелей замоноличивают после укладки панелей перекрытия.


Рис.13. Узлы соединения ригеля и колонны.

1 – ригель; 2 – колонна; 3 – стальная консоль; 4 ванная сварка; 5 – арматура ригеля; 6 – дополнительное армирование.

Продольное армирование ригелей рекомендуется принимать от 1,5 до 3%. Особое внимание уделяется поперечному армированию эле­ментов каркаса (см. рис. 13).

Речь идет о монолитном ж/б покрытии производственного здания, небольшие фрагменты которого и прилагаю.
Покрытие состоит из сборных ж/б ригелей (650х1200h) монолитно (с помощью выпусков из ригеля) связанных с плитой покрытия (t=400).
Вопрос:
1) При жестком защемлении ригеля - необъяснимая нижняя арматура (в двух направлениях) пластинчатых элементов покрытия в районе опоры ригеля;

2) При шарнирном закреплении (разрешил Uy и Uz на опорах)- эпюра ригеля имеет странный скачек на величину одного элемента ригеля и всё та же не объяснимая нижняя арматура (в двух направлениях) пластинчатых элементов покрытия в районе опоры ригеля.

P.S. Вообще перерыл весь форум и не могу найти ответа на вопрос о корректном (шарнирном или жестком) закреплении Ж/Б ригеля на монолитные стены. Кто и как решает эту проблему?

У вас ж.б. плита покрытия жестко (связи аж по всем шести степеням свободы!) закреплена по контуру, в том числе и в узлах опирания ригелей. Это вот так и на самом деле будет делаться?
Если у вас шарнирное опирание плиты на контурные опорные конструкции (допустим - кирпичные стены), то для вашей приближенной модели оставляют связи только по Х, У, Z, ну еще по UZ можете закрепить. (И то еще большой и интересный вопрос - удерживает ли кирпичная стена монолитную ж.б. плиту от выдергивания!)
Абсолютно жестко плиту вам все равно на опорах не заделать - сама опорная конструкция податлива. Тогда и моделируйте сами вот эти опорные конструкции контура плиты. С ними плиту можете соединять жестко.
Вы твердо уверены, что у вас там будет реально обеспечено жесткое соединение плиты с опорными конструкциями по контуру плиты, ну т.е. будут загнутые в тело плиты выпуски арматуры и т.д. ?
Что касается моделирования опирания ригеля на монолитные стены. Я считаю, что в реальности мощный ригель можно жестко опереть только на колонну или на пилон. Наверняка у вас там довольно тонкие ж.б. стены. А пытаться в такую стену жестко заделать ригель - самообман. В месте примыкания ригеля к стене вы в ней получите очень мощное армирование. Вы его обеспечите? Ригель просто будет выламывать кусок тонкой стены и сам себе устроит шарнир. В результате - весьма ощутимые трещины как в ригеле, так и в ж.б. плите покрытия. Ну и прогибы приличные.

Это действительно обеспечится т.к. стены на которые опирается это покрытие толщиной 700 мм и арматуру покрытия заведем на максимальную длину анкировки 41 диаметр.

Тогда и моделируйте сами вот эти опорные конструкции контура плиты. С ними плиту можете соединять жестко.

Ригели опираются на мощные пелястры, армированные соответствующим образом. Ригель закреплен на них с помощью приварки к закладным деталям, а затем обетонирован монолитным покрытием.

Прочитал несколько тем на форуме об устройстве шарнирного сопряжения монолитных ж.б. элементов. Не нашел ничего конкретного. Помогите, пожалуйста, решить следующую задачу.
Имеется рамная конструкция (высота 12 м, длина 30 м). В одой из стоек по уловиям загружения возникает изгибающий момент, трактующий её большое армирование. Сечение стойки 400х400 мм. Если в расчетной схеме сделать сопряжение данной стойки с другими элементами шарнирным, то, естественно, проблема решается.
Вопрос: как законструировать шарнирное сопряжение? Может быть рабочую арматуру стойки заводить в смежные элементы не на длину анкеровки, а на длину 10-15d, например?

1) перейти к использованию сборного ж/б - вот тут то точно будет шарнир, как ни крути.
2) сделать сечения в несколько раз различными по моменту сопротивления - то есть если балку 800х400 сопрячь с колонной 400х400 - то будет что то наподобии шарнира, так как жесткого закрепления в узле не будет, сколько бы туда арматуры не было засунуто - но это будет не чистый шарнир, то есть часть момента все равно уйдет в колонну
На мой взгляд, предпочтительнее вариант 1, так как 100% гарантирует шарнир и он очевиден. Решить данный узел можно с помощью устройсва консоли на верху стойки, на которую будет опираться пролетные части. Расчет коротких консолей не сложеи и автоматизирован, производство работ то же не сложно.

Шмидт, перейти на сборняк не могу, вся проблема только в одном элементе. Играть с жесткостями тоже не получается - привязан к архитектуре. Что Вы думаете об уменьшении длины анкеровки рабочей арматуры?

Хочу быть фотографом :)

Жесть.. как вы себе представляете работу этого узла, и простите, причем здесь жесткость или шарнирность узла? Каким образом эти понятия связаны с прочностью узла?

Om81, при жестком сопряжении в узле вонзникает один изгибающий момент, при шарнирном - другой. Я считаю так. Или я ошибаюсь, Om81? Не в коем случае не собираюсь ЖЕСТИТЬ! Leonid555, спасибо за вариант.

Нужно уменьшить толщину/высоту шарнирно примыкающего элемента: 100 мм ж/б плита, например, никогда не сможет быть жестко защемлена в опоре.

а что мешает зделасть так? Без выпусков арматуры в ригель, ибо не нужна. бетонирование делается в 2 очереди, сначала стойку до колонны, затем ригель и верхушку колонны. И получаем шарнир.

Шмидт, спасибо. Но это всё тяготеет к сборняку. Мне же было интересно узнать есть ли такое решение в монолите непосредственно в армировании. Проблема моя решилась: поиграл с жесткостями и с положением стойки более внимательно.
Всем БОЛЬШОЕ спасибо.

Хочу быть фотографом :)

Я думал, при шарнирном сопряжении теоретически моментов не возникает
Но все это никакого отношения не имеет к прочности.

А как еще можно себе представить шарнир в монолите? Только через швы/трещины. Или Вы хотели специальный "шарнирный бетон" залить в месте стыка?)

Жёсткое сопряжение ригеля с колоннами в рамной конструкции достигается за счёт анкеровки верхних арматурных стержней ригеля в узле сопряжения на полную расчётную длину анкеровки (п. 8.3.21 СП 52-101). Если у вас эта анкеровка не обеспечена (сознательно или ещё по каким причинам), то такой узел переходит в разряд "шарнирных", всего то делов. В этом случае если нижнее армирование ригелей запроектировано верно (с обеспечением нормативных прогибов), то никаких трещин быть не должно и никаких "сборных" узлов присобачивать к монолитной конструкции не следует.

Жёсткое сопряжение ригеля с колоннами в рамной конструкции достигается за счёт анкеровки верхних арматурных стержней ригеля в узле сопряжения на полную расчётную длину анкеровки (п. 8.3.21 СП 52-101). Если у вас эта анкеровка не обеспечена (сознательно или ещё по каким причинам), то такой узел переходит в разряд "шарнирных", всего то делов. В этом случае если нижнее армирование ригелей запроектировано верно (с обеспечением нормативных прогибов), то никаких трещин быть не должно и никаких "сборных" узлов присобачивать к монолитной конструкции не следует.

Такой узел будет неупруго податливым. И ни в какой шарнирный он не превратится. Появятся трещины там, где природа их сделает, а не там где их хочет иметь конструктор. Вот эти трещины и обеспечат податливость соединения. Спрашивается зачем вам нужно такое принудительное растрескивание конструкции? Заодно посчитайте какова будет ширина раскрытия этих трещин. Запросто может произойти выкалывание бетона под ригелем на торце колонны. Ну и зачем нужен весь этот геморрой? Неужели трудно грамотно узел выполнить?

Уважаемый Leonid 555, позвольте несколько вопросов. Грамотно это как? По типу сборного? И в чём здесь грамотность? И в каком месте Вы прогнозируете появление трещин, аж с выкалыванием бетона, которых Вы так опасаетесь? И почему они там обязательно должны появиться, да ещё с такими катастрофическими последствиями, как то "выкалывание"? Причём здесь "природа", если есть определённые закономерности инженерного мышления ?

troja, именно это я и хотел услышать, открывая данную тему. Но, выслушав все мнения,понял, что поведение шарнира в железобеоне пока ещё не изучено (этого и следовало ожидать, иначе о таком сопряжении было бы доступно расисано в СП).
Om81, виноват. Говоря, о моменте в узеле при шарнирном сопряжении - ошибся: момент возникает не в узле (конечно же. ), а в пролете стержня.

Проектирование зданий и частей зданий

Но, выслушав все мнения,понял, что поведение шарнира в железобеоне пока ещё не изучено

))
В чём неизученность, в данном случае?
Прилагаешь равномернораспределенную нагрузку на балку "псевдозащемленную" на опорах.
На опорах, до поры до времени, в верхней зоне былки работает бетон на растяжение, затем появляются трещины. Может и под балкой затрещать (в месте сопряжения балки и колонны). Зависит от размеров сечений колонны и балки и т.п.
Была бы какая-никакая арматурка, можно было бы про пластический шарнир поразмышлять.
А так . опорные сечения перестают "нести" моментики и все они уходят в пролёт (типа ку эль квадрат на восемь).

__________________
«Точно знают, только когда мало знают. Вместе со знанием растет сомнение». Иоганн Вольфганг Гете

Уважаемый Layout, кажется, что Вы придаёте понятию "шарнир" черезчур буквальное значение. Ведь в жизни в строительной практике т.н."чистые шарниры" встречаются очень редко, а в основном узлы сопряжений тех или иных конструкций условно шарнирные. Поэтому и Leonid 555 и Armin в принципе на мой взгляд правы в своих утверждениях о проявлении "шарнирности" в виде трещин. Повторюсь, если Вы по какой то причине не сумели обеспечить необходимую жёсткость узла сопряжения ригеля с колонной, а она обеспечивается за счёт достаточной анкеровки растянутых верхних надопорных стержней ригеля, то этот узел по сути дела автоматически переходит в разряд шарнирных. Как его ещё можно назвать, если жёстким назвать нельзя? Полужёстким? Может и правильно его так называть, но так в строительной практике вроде бы не принято. Поэтому Вы рассчитываете ригель по схеме шарнирного опирания (типа ку эль квадрат на восемь), а колонны по схеме жёсткого защемления внизу и шарнира вверху и в принципе будет всё в порядке, если при этом гдето не напартачили, т.е. правильно подобрали арматуру ригеля и колонн, просчитали возможные прогибы и раскрытие трещин в пределах допустимого.В этом случае появление волосяных трещин в растянутой зоне бетона это скорее закономерное проявление, чем что то ужасное. Другое дело, что при неправильно подобранном армировании ригеля раскрытие трещин может быть весьма значительным и шарнирность узла проявится наглядно, но трещины при этом начинают образовываться не с внутренней стороны узла (как утверждает Leonid 555 ), а совсем с другой, наружной стороны колонны в уровне низа ригеля. Потом по мере развития прогиба и раскрытия трещин может и с внутренней стороны проявиться трещина с откалыванием бетона защитного слоя, но это значительно позже. Естественно по низу ригеля к этому времени трещин тоже будет больше чем достаточно.Так что не переживайте, задавайтесь схемой какой Вам надо и реализуйте её грамотно, проблем не будет, несмотря на видимое отсутствие или наличие шарнира.Leonid 555 прав, природу не обманешь, если надо будет проявиться шарниру, он проявится, но в довольно определённом виде, закономерности проявления уже достаточно изучены.

Всем, как говорится, доброго времени суток! Иногда хочется больших пространств. Даже в небольшом доме одно помещение (часто гостиная) значительно больше остальных. Но как быть, если перекрытие на такую длину пролёта делать нельзя? Или, к примеру, нужно сверху в пролёте опереть какую-нибудь несущую конструкцию на перекрытие, чего делать крайне не желательно? Может выручить ригельная балка .

По сути это несущее крупное ребро жестокости, которое простирается непосредственно под перекрытием между двумя несущими колоннами (колонны при этом должны быть усиленными, в отличие от рядовых, их сечение должно быть раза в 1,5 больше, они ведь и большую нагрузку будут воспринимать). Перекрытие как бы опирается на ригель, при этом не нуждаясь в промежуточной колонне-опоре.

Ригель обычно имеет прямоугольное или квадратное сечение, чем больше его высота, тем большие нагрузки он может воспринимать. Для частного домостроения (пролётов от 4 до 7м) достаточно высоты 200мм, а ширина принимается по геометрии колонн, на которые опирается ригель. Нижняя поверхность ригеля армируется сильнее верхней (так как именно в ней основные растягивающие нагрузки), обычно арматурой диаметром 14 или 16 мм.

Рис. 2. Армирование моего ригеля и его положение в плане.

ВНИМАНИЕ! Повторяю и буду повторять - несущие конструкции необходимо считать (сечение элементов и степень их армирования). Любые решения, принимаемые без расчётов, делаются на свой страх и риск. Да, мы всегда стараемся брать «с запасом», но это не отменяет тот факт, что расчётов все равно нет. Просто не забывайте об этом.

Бетонировать ригель можно как вместе с плитой перекрытия, так и по отдельности. Во последнем случае горизонтальный холодный шов между этими конструктивами не влияет на несущую способность.

У меня был пролёт 4,5 метра, при этом сверху должна была опираться разгрузочная деревянная опора кровли. Эту опору я как раз расположил над ригелем, который залил, кстати, в отдельности от перекрытия (совместно с колоннами и армопоясами). Не забываем также, что перекрытие опирается на ригель по всей его, ригеля, длине, поэтому армирование перекрытие нужно делать с учётом данного аспекта (как армировать монолитные перекрытие было рассказано в этой статье и в этой стате тоже).

Да, эстеты будут недовольны - всё-таки по середине потолка балка, но её всегда можно интересно обыграть, а интернет пестрит картинками, как это можно сделать.

Спасибо за очередную порцию внимания! Подписывайтесь, ставьте лайки и стройте надёжные и красивые дома! И не забываем, что «города надо брать обаянием» - будьте вежливы (или хотя бы нейтральны) в комментариях, даже если Вы не согласны с точкой зрения автора канала или друг с другом. Спасибо.

Устройство ригелей перекрытия :: монолитные железобетонные ригели

устройство железобетонных ригелей

устройство железобетонных ригелей

Ж.б. ригели устраиваются в монолитном строительстве зданий и сооружений двухэтажных и выше. Для чего нужны ригели? Их назначение – служить опорой для сборных плит перекрытия (или монолитной).

Процесс изготовления железобетонных ригелей можно разделить на 5 основных этапов:

- устройство опалубки под нижнюю грань ригеля (опорная площадка),
- вязка арматурных каркасов и сеток (армирование),
- установка опалубки боковых граней,
- бетонирование и
- демонтаж опалубки ригелей.

Далее немного подробнее по каждому пункту (все будет наглядно отображено на фото).

Устройство опалубки под низ монолитного ригеля.

опалубка под железобетонный ригель

опалубка под железобетонный ригель

Мы собираем металлическую пространственную опалубку (чем-то напоминающую строительные леса), на которую укладываем листы фанеры. Такой “стол” будет служить опорной частью для бетонируемого ригеля. Под листами фанеры в два ряда перпендикулярно друг другу уложены доки (деревянные доски двутаврового сечения, имеющие высокую жесткость и прочность). Они будут препятствовать прогибу опалубки (фанеры) после укладки бетонной смеси.

По высоте фанера (будущий низ ригеля) регулируется домкратами, которые входят в комплект металлической опалубки. Когда опорная плоскость готова и отнивелирована, то можно переходить к следующему этапу строительства.

Армирование (вязка арматурных каркасов) ж.б. ригеля.

Вязку каркасов можно производить как на земле с последующим монтажом в опалубку, так и непосредственно наверху (в проектном положении ригеля). На мой взгляд, первый вариант намного удобнее, но для подъема готового каркаса нам понадобиться кран с высокой грузоподъемностью (в нашем случае пролет ригеля 12 м и он очень густо армирован, да еще и имеет высоту сечения 1 м).

вязка арматурных каркасов ригелей

вязка арматурных каркасов ригелей

Вязку производим на земле на специальных опорах-козликах, изготовленные здесь же на строй.площадке.

Основные требованием при армировании ригелей – место стыковки рабочей арматуры:

- запрещается стыковать продольную нижнюю арматуру в пределах средней трети пролета и
- запрещается стыковать продольную верхнюю арматуру в пределах первой четверти пролета.

Это очень важно! Т.к. в этих участках возникают наибольшие растягивающие усилия, которые и воспринимает рабочая арматура.

После того, как каркас готов – поднимаем его крановой установкой и монтируем на опорную часть опалубки.

армирование монолитного ригеля перекрытия

армирование монолитного ригеля перекрытия

Также не могу не отметить, что очень важным является сварочный стык продольной арматуры. Выполняется он с помощью скобы-накладки и подлежит обязательному “просвету” (например, ультразвуковой дефектоскопии). То есть специальная лаборатория должна выполнить рентген и дать заключение о качестве и надежности сварного стыка.

А вот Вам пример армирования ригеля сечением 1000 х 550 мм, длиной 72 м с пролетами по 12 м : скачать чертеж армирования ригеля.

Переходим к следующему этапу.

Установка опалубки боковых граней ригеля.

установка опалубки ж.б. ригеля

установка опалубки ж.б. ригеля

Здесь не вижу смысла что-то подробно описывать. Основные требования – исключить отступление геометрических размеров ригеля от проектных (требуемых). Для этого сделайте побольше ребер жесткости из продольных и поперечных брусков, шаг тяжей почаще и надежно закрепите щиты от смещений в плане.

опалубка монолитного ригеля

опалубка монолитного ригеля

Проверив надежность опалубки, считаем объем бетона, который будем заказывать.

Бетонирование ригелей перекрытия.

бетонирование железобетонного ригеля

бетонирование железобетонного ригеля

При небольших объемах бетонирования, это можно сделать бадьей (рюмкой) и краном. Но мы выбрали укладку бетонной смеси ригеля с помощью автобетононасоса. Это дороже, но и в разы быстрее.

Бетон, пропускаемый через бетононасос, должен иметь подвижность П3 (осадка конуса 10-15 мм), чтобы не застревать в транспортирующих трубах. Укладываемую бетонную смесь сразу же нужно заглаживать мастерками (верхнюю грань). Вот наглядный пример:

монолитный ригель перекрытия ж.б.

монолитный ригель перекрытия ж.б.

бетонирование ригеля железобетонного

бетонирование ригеля железобетонного

Не забывайте про уход за бетоном. Если на улице высокая температура (жарко), то бетон нужно периодически поливать водой и накрывать целлофановой пленкой (чтобы избежать избыточного испарения влаги из конструкции).

уход за бетоном монолитного ригеля

уход за бетоном монолитного ригеля

Демонтаж опалубки монолитного ригеля.

Через три дня (когда бетон набрал 50% прочности) снимите боковые щиты опалубки. Подпорки не убирайте ни в коем случае. Они должны остаться до набора бетоном 100% прочности (а это 28 суток в нормальных условиях). Рекомендую и через месяц оставить часть подпорок (уже без нижней опалубки). Были в личном опыте случае, когда из-за работы виброкатков на ригелях появлялись трещины. Это одна из причин, но существуют и другие.

устройство монолитных ригелей перекрытия

устройство монолитных ригелей перекрытия

Через месяц (или 28 суток) обязательно пригласите лабораторию, которая проверить прочность бетона и избавит от лишних переживаний. Естественно, и нагружать ригели перекрытием допускается только при наборе полной прочности бетона.

Читайте также: