Опирание монолитной лестницы на кирпичную стену

Обновлено: 27.03.2024

6.4.1 Лестничные клетки устраивают, как правило, закрытыми с естественным освещением через окна в наружных стенах на каждом этаже. Расположение и число лестничных клеток - в соответствии с нормативными документами по противопожарным нормам проектирования зданий и сооружений, но не менее одной между антисейсмическими швами в зданиях высотой более трех этажей.

6.4.2 Лестничные клетки и лифтовые шахты каркасных зданий с заполнением, не участвующим в работе, следует устраивать в виде ядер жесткости, воспринимающих сейсмическую нагрузку, или в виде встроенных конструкций с поэтажной разрезкой, не влияющих на жесткость каркаса, а для зданий высотой до пяти этажей при расчетной сейсмичности 7 и 8 баллов их допускается устраивать в пределах плана здания в виде конструкций, отделенных от каркаса здания.

Конструкции сборных лестничных маршей и узлов их креплений к несущим элементам зданий, как правило, не должны препятствовать взаимным горизонтальным смещениям смежных перекрытий. При этом лестничные марши должны быть надежно закреплены с одного конца, а конструкция опирания другого конца должна обеспечивать свободное смещение марша относительно опоры, не допуская его обрушения.

Допускается применять конструкции лестничных маршей, связанные с перекрытиями по обоим концам, при этом несущая способность лестничных маршей и узлов их креплений должна быть рассчитана на восприятие нагрузок, возникающих при взаимном смещении перекрытий.

6.4.3 Лестницы следует выполнять из монолитного железобетона, из крупных сборных железобетонных элементов, соединяемых между собой с помощью сварки. Допускается устройство лестниц с применением металлических или железобетонных косоуров с наборными ступенями при условии соединения с помощью сварки или на болтах косоуров с площадками и ступеней с косоурами и деревянных лестниц в деревянных зданиях.

6.4.4 Междуэтажные лестничные площадки следует заделывать в стены. В каменных зданиях площадки должны заделываться на глубину не менее 250 мм и заанкериваться. Лестничные площадки, располагаемые в уровне междуэтажных перекрытий, должны надежно связываться с антисейсмическими поясами или непосредственно с перекрытиями.

6.4.5 Конструкции лестничных клеток и узлы крепления должны обеспечивать условия безопасного использования лестниц при эвакуации в режиме чрезвычайных ситуаций.

6.5.1 Перегородки следует выполнять ненесущими. Перегородки следует соединять с колоннами, несущими стенами, а при длине более 3,0 м - и с перекрытиями. Допускается выполнять перегородки из штучной кладки в соответствии с требованиями 6.5.5 и 6.14.

6.5.2 Конструкция крепления перегородок к несущим элементам здания и узлов их примыкания должна исключать возможность передачи на них горизонтальных нагрузок, действующих в их плоскости. Крепления, обеспечивающие устойчивость перегородок из плоскости, должны быть жесткими.

Прочность перегородок и их креплений должна быть в соответствии с 5.5 подтверждена расчетом на действие расчетных сейсмических нагрузок из плоскости.

6.5.3 Для обеспечения независимого деформирования перегородок следует предусматривать антисейсмические швы между вертикальными торцевыми и верхней горизонтальной гранями перегородок и несущими конструкциями здания. Ширину швов принимают по максимальному значению перекоса этажей здания при действии расчетных нагрузок с учетом прогиба перекрытия в эксплуатационной стадии, но не менее 20 мм. Швы заполняют упругим эластичным материалом.

6.5.4 Крепление перегородок к несущим железобетонным конструкциям следует выполнять соединительными элементами, приваренными к закладным изделиям или накладным элементам, а также анкерными болтами или стержнями.

6.5.5 Перегородки из кирпича или камня, при их применении на площадках сейсмичностью 7 баллов, следует армировать на всю длину не реже, чем через 700 мм по высоте арматурными стержнями общим сечением в шве не менее 0,2 .

Кирпичную (каменную) кладку перегородок на площадках сейсмичностью 8 и 9 баллов, в дополнение к горизонтальному армированию, следует усиливать вертикальными двухсторонними арматурными сетками, установленными в слоях цементного раствора марки не ниже M100 толщиной 25-30 мм. Арматурные сетки должны иметь надежное соединение с кладкой.

6.5.6 Дверные проемы в кирпичных (каменных) перегородках на площадках сейсмичностью 8 и 9 баллов должны иметь железобетонное или металлическое обрамление.

6.6.1 В районах сейсмичностью до 8 баллов включительно допускается устройство эркеров с усилением образованных в стенах проемов железобетонными рамами и установкой металлических связей стен эркеров с основными стенами.

6.6.2 Устройство встроенных лоджий допускается с установкой жесткого решетчатого или рамного ограждения в плоскости наружных стен. Устройство пристроенных лоджий допускается с установкой металлических связей с несущими стенами, сечение которых определяется по расчету, но не менее 1 на 1 м.

6.6.3 Конструкции балконов и их соединения с перекрытиями должны быть рассчитаны как консольные балки или плиты.

6.6.4 Вынос стен лоджий и эркеров, заделанных в каменные стены, не должен превышать 1,5 м. Вынос плит балконов, лоджий, эркеров, заделанных в каменные стены, не являющихся продолжением перекрытий, не должен превышать 1,5 м.

6.6.5 Конструкции перекрытий лоджий и эркеров должны быть связаны с закладными деталями стеновых элементов или с антисейсмическими поясами, устроенными в стенах лоджий и эркеров и связанными антисейсмическими поясами примыкающих стен или непосредственно с внутренними перекрытиями.

6.7.1 Проектирование элементов железобетонных конструкций следует выполнять в соответствии с требованиями СП 63.13330 и с учетом дополнительных требований настоящего свода правил.

6.7.2 При расчете на прочность нормальных сечений изгибаемых и внецентренно сжатых элементов значения граничной относительной высоты сжатой зоны бетона следует принимать по действующим нормативным документам на бетонные и железобетонные конструкции с коэффициентом, равным при расчетной сейсмичности: 7 баллов - 0,85; 8 баллов - 0,70; 9 баллов - 0,50.

Примечание - При расчете по прочности нормальных сечений на основе нелинейной деформационной модели характеристику не применяют.

6.7.3 В качестве ненапрягаемой рабочей арматуры следует преимущественно использовать свариваемую арматуру класса А500. Допускается применение арматуры классов А600, В500 и класса А400 марки 25Г2С.

6.7.4 В несущих элементах железобетонных конструкций не допускается применение стыкуемых дуговой сваркой отдельных стержней, сварных сеток и каркасов, а также анкерных стержней закладных деталей из арматурной стали класса А400 марки 35ГС.

6.7.5 В качестве напрягаемой арматуры следует преимущественно использовать стержневую горячекатаную или термомеханически упрочненную арматуру классов А800 и А1000, стабилизированную арматурную проволоку классов Вр1400, В1500 и В1600 и семипроволочные стабилизированные арматурные канаты классов К1500 и К1600.

6.7.6 Не допускается использовать в качестве рабочей арматуры как напрягаемой, так и без предварительного напряжения арматурный прокат, имеющий полное относительное удлинение при максимальном напряжении менее 2,5%, а также арматурную проволоку класса В500.

6.7.8 При сейсмичности 9 баллов не допускается применять арматурные канаты и стержневую арматуру периодического профиля диаметром более 28 мм без специальных анкеров.

Вопрос в заголоке. Что уже ясно - опалубка срисовывается с серии. Что не ясно - надо ли закладные. В мурзилке Шерешевского они нарисованы (там правда сборные и марш и площадка).
Марш если что типа ЛМФ ребристый по серии 1.251, с накладными проступями.

Давай картинку с серии, че мы копаться будем)
Что за здание ? В питере строишь?
Бери баррикадовские марши тогда, монолитные площадки делай с "зубом" с загибом петель, или можешь петли вмонолитить.
В общем узлы есть в серии 03984346/022-КЖ . Тут есть в даунлоаде

Что нить древнее Шерешевского не нашел?

гадание на конечно-элементной гуще

я один раз такие в монолите запроектировал, на стройке потом долго обтекал под натиском строителей. сделали в итоге, но мата много было.
приварить петли марша к площадкам очень неплохо с точки зрения того же прогрессирующего, но никто этого не делает, по-моему.

Примерно такой же вопрос. Подскажите, пожалуйста, как опереть сборный марш на существующую плиту перекрытия?

Примерно такой же вопрос. Подскажите, пожалуйста, как опереть сборный марш на существующую плиту перекрытия?

Правда восходящий марш был по стальным косоурам, но там по аналогии.

Тот, который снизу - более менее понятно, можно сделать трубу с ребрами (рис.), а под марш, который идет наверх надо наращивать плиту каким-то образом на 120мм? не могу придумать, возможно из металла что-то соорудить?

Тот, который снизу - более менее понятно, можно сделать трубу с ребрами (рис.), а под марш, который идет наверх надо наращивать плиту каким-то образом на 120мм? не могу придумать, возможно из металла что-то соорудить?

Если объект в п.Нарынка (где-то в 30 км. от Клина), то жб сборный марш откуда привозить? В Клину только РБУ. Не лепить же монолитный марш? Надо маршей 28.12 штук 250.

Если объект в п.Нарынка (где-то в 30 км. от Клина), то жб сборный марш откуда привозить? В Клину только РБУ. Не лепить же монолитный марш? Надо маршей 28.12 штук 250.

Пусть льют марши на объекте (на земле и потом монтируют как сборный).
Хотя не вижу проблем лить монолитные марши.

Воспроизвести заводскую технологию, в т.ч. по получению глянцевой фактуры ступеней? Наверно лучше купить готовые марши, чем изображать ЗЖБИ в лесу?

А я вижу - 250 раз городить наклонную опалубку со ступенями, устанавливать объемные каркасы и закладные для поручней, затем лить жесткий бетон так чтобы он не выдавился со ступеней от гидростатического давления, а потом героически отделывать поверхности - и не только ступени/проступи, но и снизу/сбоку - опалубка-то чай не заводская стальная точная.
На чертеже легко начирикать лестничку монолитную, это да - не потеешь, не кряхтишь.

Воспроизвести заводскую технологию, в т.ч. по получению глянцевой фактуры ступеней? Наверно лучше купить готовые марши, чем изображать ЗЖБИ в лесу?
А я вижу - 250 раз городить наклонную опалубку со ступенями, устанавливать объемные каркасы и закладные для поручней, затем лить жесткий бетон так чтобы он не выдавился со ступеней от гидростатического давления, а потом героически отделывать поверхности - и не только ступени/проступи, но и снизу/сбоку - опалубка-то чай не заводская стальная точная.
На чертеже легко начирикать лестничку монолитную, это да - не потеешь, не кряхтишь.

Тогда вообще запретить монолитные здания.
Этож сколько мороки: 100500 раз переставить опалубку с этажа на этаж (и далее по вашему тексту)

И да, вам шашечки или ехать?
Глянул карту: да вы офигели там! От Клина до Москвы 100км грубо. У нас с Томска в новосибирск ж.б. панели возят в ежедневном формате (260 км) на стройки домов панельных, а вы за 100 км не можете привезти ЖБИ.
Да и пусть голова у заказчика болит где ему их брать

А я вижу - 250 раз городить наклонную опалубку со ступенями, устанавливать объемные каркасы и закладные для поручней, затем лить жесткий бетон так чтобы он не выдавился со ступеней от гидростатического давления, а потом героически отделывать поверхности - и не только ступени/проступи, но и снизу/сбоку - опалубка-то чай не заводская стальная точная.

это все вопрос сметной стоимости лестницы. Если выгоднее монолит с последующей отделкой, то его и применять. Хотя да, странно, что

----- добавлено через ~3 мин. -----

А я вижу - 250 раз городить наклонную опалубку со ступенями, устанавливать объемные каркасы и закладные для поручней, затем лить жесткий бетон так чтобы он не выдавился со ступеней от гидростатического давления, а потом героически отделывать поверхности - и не только ступени/проступи, но и снизу/сбоку - опалубка-то чай не заводская стальная точная.

это все вопрос сметной стоимости лестницы. Если выгоднее монолит с последующей отделкой, то его и применять. Хотя странно, что

и какая-то проблема привезти. Там рядом Подольск, Серпухов Стройки там активные, значит заводы ЖБИ работают.

Марш стоит допустим 10 т.р., доставка допустим 5 т.р./шт. Я не думаю (точно не знаю), что отгрохать монолитом 1 марш на стройке и отделать будет стоить дешевле в итоге. Особенно с учетом затрат времени.
Это точно мог бы сказать конкретный бухгалтер или хотя бы начальник стройки, ведущий такое строительство прямо сегодня.

. странно, что и какая-то проблема привезти. Там рядом Подольск, Серпухов Стройки там активные, значит заводы ЖБИ работают.

Проблем привезти нет, есть проблема с неизвестностью - с какого ЖБЗИ везти (если решат сборняк)? Суть в том, что серий маршей много, и каждый завод лепит определенный узкий набор маршей. А мне тут надо вбить конкретные марши - узлы сопряжений с площадками разные, площадки сами разные, опирание на стены/балки тоже разное.
Поэтому интересует, где поблизости марши? Поиски в инете ведут в Москву, а там практически любые марши делают (кроме сугубо питерских). Может местный знает - нет ли там поближе к Нарынке изготовителя маршей?
Возить за 100-120 км - это намного удорожает марш? Как я понимаю, возить марш вообще дорого - он же большой и тяжелый, много не погрузишь в один полуприцеп.

Если объект в п.Нарынка (где-то в 30 км. от Клина), то жб сборный марш откуда привозить? В Клину только РБУ. Не лепить же монолитный марш? Надо маршей 28.12 штук 250.

У меня на одном объекте заказчик с подрядчиком решили целесообразным везти 22 марша за ~ 400 км.
1. Если однозначно определились с конкретными маршами - то решайте проблему. Иногда как ни странно привозные ЖБК оказываются дешевле.
Кстати у изготовителей ЖБК обычная практика брать друг у друга формы напрокат. Причем близлежащие ЖБИ вряд ли дадут (зачем плодить конкурентов), а вот расположенные подальше могут с удовольствием сдать за небольшую мзду.
Многое зависит от изворотливости снабженца.
2. Можно попробовать поискать на ближайших доступных ЖБИ подходящие по высоте другие марши (на пролет, с накладными проступями и пр) и изменить конструкцию лестницы.

Бывает нестандартная высота этажа, бывают нестандартные размеры ступеней (не хватает места для 300*150), льют монолит без проблем. У нас на последнем объекте заказчик вообще захотел ограждения лоджий монолитные толщиной 100 мм, говорит «вы же кучу металла нарисуете, чтоб узкие простенки из кирпича держать, дорого будет». Убеждали, что на стройке будут проблемы, не помогло. В итоге подрядчик выкатил им цену за ажурный монолит, теперь меняем на аквапанель по профилям..

В данном случае проект только начинается. И я шевелю архов/гипов, чтобы с САМОГО НАЧАЛА приняли мудрые решения - какраз по сборности/монолитности, по высоте этажей, и прочие-прочие кирпичи/плиты. Команда не очень опытная, хотелось бы чтобы не понапринимали невзвешенных решений - в конце-то станет очевидным, что "плохой проект".
Например, марши допустим сборные (к этому даже есть какие-то показания), а например площадки лестниц при монолитном перекрытии - неочевидно же что тоже сборные надо - сборность прежде всего это ограниченность в решениях, площадки должны опираться определенным образом, как предусмотрено серией. Поэтому я попытался упереть марши в монолит простым образом, без формирования фигурных мест как в сборных - не получилось набрать высоту 2800 симметричными маршами. А гип говорит - легко, площадки в сериях предусмотрены. В сериях - да, есть, а как они лягут в данном случае и есть ли они в ближайшем ЗЖБИ, где есть марши соответствующие.
Короче, сборняк заложить - это как в плен попасть.
В промке я стальные косоуры и сборные жб ступени делаю, но тут как бы жилье, железный косоур стремно как-то, да и все равно надо зашить по R.

В данном случае проект только начинается. И я шевелю архов/гипов, чтобы с САМОГО НАЧАЛА приняли мудрые решения - какраз по сборности/монолитности, по высоте этажей, и прочие-прочие кирпичи/плиты. Команда не очень опытная, хотелось бы чтобы не понапринимали невзвешенных решений - в конце-то станет очевидным, что "плохой проект".

В монолите были удобные решения: балки и Z-образные марши, или сборная промежуточная площадка+марши, а основная монолит. Плюсы здесь в том, что стены лестниц не льют по половине. Монолитчики закладные из пенопласта в стенах поставили, потом вышибли, балки воткнули, марши/площадки смонтировали.

Видео-курсы от Ирины Михалевской

Всё на тему конструирования железобетонных лестниц будет собираться в этом разделе. Информация для удобства разбита по темам и представлена ниже. Выбирайте, читайте, изучайте.


Хочется отдельно сказать о том, что же за зверь такой – конструирование. Расчет выполнить нужно, но не достаточно. Определить габариты конструкции и ее рабочую арматуру не достаточно. Есть еще масса нюансов, которые расчет не выявит. Их нужно просто знать (найти в нормативной литературе) и применить. В принципе, если вы просто возьмете "Руководство по конструированию железобетонных конструкций" или более современный (но мало отличающийся по сути) справочник Тихонова, и, не особо задумываясь, скурпулезно выполните абсолютно все требования, которые касаются вашей конструкции, вы с задачей справитесь. Я же хотела с помощью цикла статей о конструировании лестниц дать понимание сути конструирования:

  • В чем причины многих конструктивных требований и для чего их нужно выполнять.
  • Какие ошибки допускают проектировщики при конструировании лестниц.
  • Как пошагово законструировать лестницу и ничего при этом не упустить.
  • Какие важные моменты при выполнении чертежей схемы лестницы и непосредственно чертежей армирования элементов лестниц.
  • Как можно проанализировать арматуру лестниц, которая получилась при расчете.

Хочется сказать, что всё, что вы НЕ покажете на чертежах, строители НЕ сделают в натуре. Это важная мотивация для проектировщика вникать в тонкости конструирования и делать свои чертежи информативными, полными и понятными.

Тема конструирования лестниц не закрыта, ее еще дополнять и дополнять. Я буду благодарна вам за комментарии с пожеланиями, что бы вы хотели еще узнать на тему конструирования.

Виды лестниц

Виды лестниц

Сказать, что конструирование лестниц освещено в справочной литературе скудно – это ничего не сказать. Для архитекторов есть шикарная книга Йожефа Косо "Лестницы. Дизайн и технология". Конструкторов же в плане лестниц литература не балует.

Армирование монолитных железобетонных лестниц - какими конструктивными требованиями нужно руководствоваться

Армирование монолитных железобетонных лестниц - какими конструктивными требованиями нужно руководствоваться

Если мы заглянем в "Руководство по конструированию железобетонных конструкций" в поиске раздела "Лестницы", нас будет ждать разочарование. В остальной литературе – тоже. Есть лишь небольшой графический материал в книге Тихонова (раздел 7). Текстовых рекомендаций по армированию монолитных лестниц я не встречала вообще, а вы?

Чертеж монолитной железобетонной лестницы

Чертеж монолитной железобетонной лестницы

В конце статьи вы можете скачать заявленный чертеж, точнее группу из пяти чертежей, в которых полностью разработана монолитная железобетонная лестница для 2-этажного жилого дома.

Видео-курсы от Ирины Михалевской

Итак, вы определились с материалами и решили сделать монолитную лестницу. Что для этого нужно знать?

Во-первых, определимся с конструкцией лестницы. Если взять классику, у нас будет два марша с площадкой посредине (для двухэтажного дома). Рассчитаем количество ступеней, исходя из оптимальной высоты 15 см. Допустим, высота этажа от пола до пола 3 м, тогда нам понадобится 3/0,15 = 20 подъемов. Делим на два марша, получаем по 10 подъемов в марше. Теперь определимся с размером, который займет лестница в плане. Наиболее удобная ширина марша 1-1,2 м, примем 1 м. Между маршами должен быть зазор в 10 см, итого ширина лестничной клетки 1 + 1 + 0,1 = 2,1 м. Глубина лестничной площадки должна быть не меньше ширины марша, значит размеры площадки 2,1х1 м. Наиболее удобная ширина ступени 30 см. Итого длина лестничных маршей при 10 подъемах равна 30*10= 300 см = 3 м.


С габаритами лестницы определились, теперь разберемся с прочностными габаритами. Чтобы лестничный марш работал как следует, нужно задаться его толщиной. Для лестницы, описанной выше примем толщину 150 мм. Соответственно, возьмем и толщину площадки 150 мм. Площадка будет опираться по трем сторонам на стены лестничной клетки, глубина опирания 150 мм (при кирпичных стенах) и на всю толщину стены 200…250 мм (при монолитных стенах). Нижний марш будет опираться на фундамент из бетона (можно заменить кирпичом), высота такого фундамента 250-300 мм, грунт под ним нужно уплотнить. Верхний марш будет опираться вверху на монолитное перекрытие. Для этого из монолитного перекрытия нужно сделать выпуски арматуры, которые будут заделаны в бетон лестничного марша. Также возможен вариант опирания верхнего марша на металлическую балку, заделанную в стены.


Теперь определимся с материалами. Бетон класса В15 (марка 200). Арматура горячекатаная периодического профиля марки А400С. Диаметр арматуры 12 мм, шаг арматурных стержней в площадке 200 мм, вдоль марша - 200 мм, поперек марша 200. 400 мм. Армирование выполнять согласно приведенным схемам.





Как выполнять армирование и бетонирование лестницы?

Сначала выставляем опалубку для обоих маршей и площадки, при этом перекрытие должно быть уже сделано, выпуски арматуры из него предусмотрены. После этого укладываем нижнюю арматуру маршей и площадки согласно чертежам, затем верхнюю арматуру площадки. Устанавливаем опалубку для ступеней. Бетонируем либо сразу все, либо с технологическими перерывами, но тогда рабочие швы бетонирования выполняются строго в указанных на схеме местах, в пролете лестничного марша прерывать бетонирование не допускается. Обязательно уплотнять свежеуложенную бетонную смесь вибрированием. Опалубку разбирать после достижением бетона не менее 70% прочности.

Как выполнить сборную лестницу по металлическим косоурам, можно узнать из статьи "Cборная лестница по металлическим косоурам."

армирование лестницы

Монолитная бетонная лестница выделяется своей прочностью и долгим эксплуатационным сроком. Бетон – пластичный материал, поэтому с помощью него конструкция может принимать любую форму. К тому же монолитная поверхность служит идеальной основой для таких отделочных материалов, как керамогранит или кафель. При изготовлении такой конструкции важно правильно выполнить армирование лестницы – от этого зависит ее безопасность и срок службы.

Особенности конструкции

Один из положительных показателей в пользу выбора именно монолитной бетонной лестницы – относительно не сложная технология ее изготовления: бетон заливают в опалубку, в которой предварительно смонтирован армирующий каркас из рифленых стержней класса А3 либо А500С.

Правильно связанный армирующий каркас для монолитной бетонной лестницы обеспечивает равномерное распределение нагрузок.

Из бетона можно изготовить следующие разновидности лестниц.

Тип лестницыОсобенности конструкции
ОдномаршеваяПрямая ЖБ секция без промежуточной площадки
ДвухмаршеваяМежэтажная площадка соединяет при помощи общего силового каркаса два марша
РадиуснаяСвободная (изогнутая) форма марша.

Для изготовления лестниц традиционно используют три материала: сталь, дерево и бетон. Последний отличается следующими преимуществами:

  1. Повышенная прочность и надежность железобетонной конструкций, в результате армирования лестничного марша обеспечивают им длительный срок эксплуатации. При этом не требуется прибегать к регулярным ремонтным мероприятиям, как с древесиной или стальными конструкциями (покрытие лаком, защита от влаги, антикоррозийная обработка). Единственное, что может потребоваться – это обновление облицовки.
  2. За счет того, что изготовление ЖБ лестницы начинается на первом этапе строительства, в дальнейшем сокращается срок возведения и отделки строения.
  3. Монолитные конструкции в зависимости от формы опалубки могут принимать как традиционную, так и необычную конфигурацию. Это позволяет воплотить в жизнь самые смелые дизайнерские задумки.

Помимо этого бетонная лестница обладает следующими качествами:

  • она безопасна в использовании;
  • бетон устойчив к атмосферным явлениям, низким и высоким температурам, их перепадам, поэтому может использоваться как внутри, так и снаружи помещения;
  • важное качество для лестницы – огнестойкость;
  • комфортность – бетон поглощает шум.

Подведя итог, можно отметить три важных качествам ЖБ лестниц, которые ценят застройщики: надежность, неприхотливость в обслуживании, вариативность исполнения внешнего облика.

Этапы строительства лестницы

В процессе строительства бетонной лестницы важно соблюсти технологию проведения каждого этапа. Сначала выполняют расчеты. Затем поэтапно:

  • монтируют опалубку;
  • вяжут и фиксируют армирующий каркас лестничного марша;
  • устанавливается опалубка ступеньки;
  • армируют ступени;
  • проводят контроль качества и устанавливают дополнительные крепежные элементы опалубки;
  • бетонируют конструкцию;
  • ухаживают за бетоном;
  • демонтируют опалубку;
  • выполняют облицовку.

Первый этап строительства лестницы начинается с подготовки, на этом этапе необходимо:

  • определиться с видом лестницы, размером ступеней и шириной марша;
  • произвести расчеты;
  • вычислить необходимое количество материалов;
  • составить схему укладки арматуры.

Для строительства лестницы потребуются материалы для изготовления опалубки, арматурные стержни расчетного диаметра, сетка для армирования ступеней, также хомуты, вязальная проволока. Из инструмента: крючок для вязки арматуры, болгарка, пила, шуруповерт.

Сборка опалубки

Опалубку для лестницы изготавливают при помощи досок или фанеры, также потребуются деревянные бруски и крепеж.

Последовательность действий такая:

  1. На основе заранее изготовленного чертежа нарезают элементы опалубки.
  2. Собирают каркас, а затем фиксируют стенки опалубки. Важно не оставлять ни единой щели.
  3. Снаружи крепят опоры из бруса – они не позволят конструкции деформироваться под действие нагрузки от жидкого бетона.
  4. Перед следующими этапами опалубку проверяют на прочность и герметичность – конструкция должна получиться устойчивой.

Не лишним будет воспользоваться следующими рекомендациями:

  • проекцию будущей конструкции (марш со ступенями) желательно начертить на стене в масштабе 1:1 – это позволит во время обнаружить ошибку в расчетах или исключить ее наличие;
  • высота первой ступени определяется с учетом толщины стяжки пола и чистового покрытия;
  • в качестве направляющих рекомендуется использовать брус 50 х 150 мм, а для стен опалубки фанерные щиты.

Если щиты изготовлены из досок, то щели можно заполнить любым герметизирующим материалом (пена, силикон).

Опалубка для разных типов лестниц: особенности сборки

Конфигурация опалубки зависит от типа выбранной лестницы. В каждом случае есть некоторые особенности.

Тип лестницыОсобенности монтажа опалубки
Прямая с одним маршемЭто самая простая в исполнении конструкция, длина которой может доходить до 5 метров. Каркас собирают поверх основы из фанеры, которая в свою очередь опирается на упоры. С обеих сторон монтируют бортики, а поперек них располагают планки ступенек в соответствии с расчетным шагом. Основание конструкции армируют.
Прямая с двумя маршами и промежуточной площадкой прямоугольной формыНаиболее распространенная схема – простая, удобная и безопасная в эксплуатации. Сначала устанавливаются телескопические стойки и укладываются элементы опалубки под лестничную площадку, выравнивают и застилают фанерой. После к площадке “подгоняют” опалубку 2 маршей, все сшивается гвоздями. В конце закрепляют планки ступеней (вертикально относительно бортов).
Забежная конструкцияЕе отличие от предыдущей версии заключается в том, что поворотная площадка заменяется поворотно-забежным элементом со ступенями. Монтаж опалубке происходит по схеме , описанной выше, за исключением того, что вместе забежного элемента борта монтируются с помощью изогнутой фанеры (1 см толщиной). Арматура в месте поворота используется цельная, чтобы не было стыков.

Пример установки профессиональной опалубки

На начальном этапе делают разметку низа лестницы на стене, это также будет верх опалубки, так удобнее производить дальнейшее строительство.

Установку опалубки начинают с расстановки треног, к ним крепят телескопические стойки. Тренога не даёт стойке падать и фиксируют её в вертикальном положении. С помощью телескопической стойки выравнивают опалубку по высоте.

установка опалубки под лестничную площадку

Обратите внимание! Стойки следует устанавливать как можно равней, так как они будут нести всю нагрузку от арматуры и бетона в процессе бетонирования. Недочеты и халатное отношение, может обернуться падением всей конструкции.

правильное размещение и крепление корон стоек под ригелями

Далее на стойки одевают короны, в них фиксируются ригеля опалубки. Под наклонные ригеля, вырезаются клинья, их вставляют между короной и ригелям для увеличения плоскости опоры. Клин дополнительно фиксируется гвоздем либо саморезом по дереву.

Сперва выравнивают лестничные площадки и сразу же монтируют фанеру под нужный размер. Затем выравнивают все ригеля лестничных маршей и зашиваю все фанерой, фиксируя её гвоздями. На последнем этапе устанавливается бортовая опалубка и размечаются ступеньки.

Совет от плотника! Все щели мы запениваем монтажной пеной, после высыхания аккуратно её обрезаем.

выравнивание ригелей

готовая опалубка для бетонной лестницы

чертеж опирания лестничной площадки на кирпичную кладку

Для того чтобы приступить к армированию, следует почистить опалубку от мусора и поставить дополнительные стойки. Их количество зависит от размера лестницы, но лишними они ни когда не бывают.

Монтаж армирующего каркаса

Армирование монолитной лестничной площадки и ступеней производится на основании проектной документации. В ней есть точные указания, как должна быть закреплена арматура, какой способ обвязки применять. Также указана длина, сечение, количество и тип арматурных стержней.

Обратите внимание! Обвязка арматуры с помощью вязальной проволоки намного надежнее, чем сварка. При таком способе исключено возникновение внутреннего напряжения, из-за которого часто сварной шов не выдерживает нагрузку и разрушается.

В процессе изготовления и укладки армокаркаса внутри опалубки необходимо учесть несколько моментов:

  1. Каркас должен соответствовать условиям проекта.
  2. Стержни должны быть надежно зафиксированы.
  3. Армирующая конструкция должна быть прочной и неподвижной.
  4. Соблюден защитный слой бетона для арматуры.

Каждый тип лестниц требует отдельного подхода к армированию. Это связано с особенностями распределения нагрузки внутри конструкции. Например, самая простая одномаршевая лестница должна укрепляться в нижней части – именно сюда приходится основная нагрузка.

Взаимосвязанные показатели: параметры марша, шаг укладки стержней, толщина марша, диаметр стержней. Если длина марша меньше 2 метров, то стержни укладывают с шагом 20 см. Чем длиннее марш, тем меньше интервал между прутками и больше их диаметр.

Армирование монолитной лестницы из бетона выполняют с учетом следующих рекомендаций:

  • перед началом работ выполняют точные расчеты, учитывая предстоящие нагрузки;
  • разрабатывают схему расположения арматуры внутри марша;
  • изучают проектную документацию;
  • диаметр стержней не должен быть меньше 0,8 – 1 см;
  • сборку каркаса проводят с помощью вязальной проволоки;
  • после того как каркас уложен необходимо обеспечить защитный слой толщиной не менее 20 – 25 мм;
  • размер ячейки армирующей сетки для ступеней 50 х 50 мм;
  • расстояние между поперечно уложенной арматурой 20 см.

Пример выполнения армирования лестницы по чертежам

Покажем на примере, выполнение армирования бетонной лестницы состоящую из 3 маршей. Для армирования используем в роли основной арматуру А500С диаметром 12 мм, в качестве конструктивной пруты класса А240 диаметром 8 мм. Пруты соединяются с помощью вязальной проволоки, диаметром 1.2 мм.

Обратите внимание! При сооружении армирующего каркаса выполняют 100 % вязку арматуры, то есть соединяют проволокой каждое пересечение стержней.

Ниже представлены узлы и разрезы чертежей армирования на бумаге и выполненные в реальности.

чертеж армирования лестницы узел 1

чертеж армирования лестницы узел 2

ведомость деталей для армирования лестницы

Детали Сгл1 и Сгл2 выполняются из рифленой арматуры диаметром 12 мм, элементы ПХ-1 и Ф-2 из гладкой арматуры класса А1 (А240).

армирование лестничной переходной балки

монтаж балок и вязка лестничной площадки

армирование выполненное по 1 узлу чертежа

расположение арматуры по чертежу 2 узла

вязка сетки для лестничного марша

установка фиксаторов защитного слоя под арматуру лестницы

Установка пластиковых фиксаторов для обеспечения защитного слоя бетона для арматуры, в данном случае он равен 25 мм.

монтаж поддерживающих элементов

Монтаж пространственного поддерживающего элемента, на стройке их называют “лягушками”. Шаг установки 600 на 600 мм.

вязка второго слоя сетки армирования лестницы

Обратите внимание! Вся верхняя арматура вяжется напротив нижней, это обеспечивает правильную работу каркаса в бетоне.

чертеж армирования лестничных ступенек

установка и армирование ступеней лестницы

Установка опалубки, и армирование ступеней сеткой из арматуры диаметром 4 мм, размер ячейки 50 на 50 мм.

схема установки закладных для лестничных ограждений

На последнем этапе следует провести проверку, везде ли соблюден защитный слой для арматуры, есть ли мусор в опалубке. Исправляем недочеты и переходим к бетонированию.

Бетонирование и облицовка

Для бетонирования конструкции рекомендуется использовать бетон, изготовленный на заводе. Это гарантия того, что соблюдены пропорции основных компонентов и добавок. В нашем примере используется бетон марки C25/30 F200.

доставка готового бетона для лестницы

бетонные ступеньки лестничного марша

Рекомендации по заливке:

  1. Заливку лестницы рекомендуется осуществлять вместе с заливкой перекрытия.
  2. Работа начинается снизу и выполняется за один этап, без перерыва.
  3. Консистенция бетона должна быть такой, чтобы он не сползал.
  4. Обязательно применять вибратор для равномерного распределения массы и ее уплотнения.
  5. Поверхность ступеней выравнивают при помощи мастерка.

выравнивание бетона монолитной лестницы

Если ступени длинные как в нашем случае, следует их дополнительно усилить в центре, иначе они получатся полукруглыми.

закладные детали ограждения в бетоне

Необходимо обеспечить качественный уход за бетоном на стадии его твердения, периодически увлажняя его поверхность. Демонтаж опалубки можно выполнить не ранее, чем через 14 дней.

лестница из 3 маршей

Завершающий этап – отделочные работы. Выполнить ее можно с помощью дерева, керамогранита, мрамора, матовой кафельной плитки и других материалов.

лестница облицованная тротуарной плиткой

Армирование бетонной монолитной лестницы – это важнейший этап в её строительстве, от него зависит долговечность, прочность и безопасность конструкции. Если у Вас есть вопросы, задавайте в комментариях будем рады помочь.

Читайте также: