Окнами на кремль из истории дома на набережной

Обновлено: 08.05.2024

Каждый дом, особенно если это не типовая многоэтажка, имеет свой характер. Вокруг старых строений с годами возникает определенная аура, которую могут почувствовать как жители и гости, так и прохожие. Одно из самых известных московских зданий - Дом на набережной, безусловно, обладает сильной энергетикой.

Комплекс сооружений занимает площадь в три гектара, стоит на Болотном острове и связан с «материком» Большим Каменным и Малым Каменным мостами. 25 подъездов выходят на две улицы — Серафимовича и Берсеневская набережная.

Настроение, которое он вызывает, вряд ли можно назвать радужным, и это связано с его необычной и отчасти трагической историей.

История дома

Двенадцатиэтажный дом номер два по улице Серафимовича, занимающий площадь около трех гектаров, получил название «Дом на набережной» с легкой руки писателя Юрия Трифонова, чья семья жила здесь в 30-е годы прошлого века. А официально это здание именовалось Домом правительства или Домом ЦИК и СНК СССР.

Он был построен в 1931 году специально для партийной элиты того времени по проекту знаменитого архитектора Бориса Иофана. Первое что бросается в глаза, при знакомстве с фасадом дома - огромное количество мемориальных досок с известными фамилиями. Здесь жили известные ученые, герои гражданской войны, герои Труда, известные писатели и деятели культуры. Кандидатура каждого жителя здесь утверждалась Сталиным. Здесь жила великая балерина Уланова, в доме до сих пор существует ее мемориальная квартира.

Одним из первых жителей дома был Куйбышев. Здесь проживали Жуков и Тухачевский. А квартиру номер 37 занимала Светлана Аллилуева, дочь Иосифа Сталина.

Одним из жильцов Дома на набережной был хореограф Игорь Моисеев. На фото он с женой.

В доме был построен кинотеатр «Ударник», являвшийся по тем временам самым большим кинозалом Москвы. В этом доме был открыт спортивный зал, универмаг, клуб, ставший впоследствии театром Эстрады.

Можно сказать, что Дом на набережной стал одним из первых элитных жилых комплексов столицы.

Первоначально это было здание гостиничного типа. Одна из старейших жительниц этого дома, Тамара Тер-Егиазарян, скончавшаяся в 2009 году, рассказывала, что жильцы въезжали в квартиры, полностью обставленные мебелью. Здесь было все, включая посуду. Можно было даже получить постельное белье.

Жильцам не было необходимости готовить, ведь на первом этаже здания находилась столовая и прачечная. Именно поэтому кухни в этом доме удивительно маленькие.

Потолки в квартирах были покрыты художественной росписью, на полу дубовый паркет. Из кранов текла горячая вода, что в то время было чем-то невероятным. Вся обстановка была продумана до мелочей, а предметы имели инвентарные номера, при въезде жильцы расписывались в получении мебели и посуды.

Дом на набережной был символом роскоши и власти. Многие завидовали счастливым новоселам, получившим жилье с видом но Кремль, не подозревая, какое страшное будущее ждет многих из них.

К сожалению, из двух тысяч жителей этого дома, 700 человек стали жертвами репрессий во время Большого террора в 30-х годах прошлого века. Трагическая судьба людей, исчезавших ночами из квартир целыми семьями, наложила отпечаток на отношение последующих поколений ко всему дому.

Загадки и легенды Дома на набережной

Мрачная аура дома, которую чувствуют многие москвичи, связана с историей места, на котором выстроено здание. Когда-то здесь было болото, где казнили государственных преступников, здесь же пролегал путь, по которому гнали каторжников к местам заключения.

В 16 веке место, где ныне возвышается Дом правительства, считалось гиблым. Бояре, пытавшиеся выстроить здесь хоромы, трагически погибали один за другим.

Говорят, что дом на набережной был построен прямо на старинных надгробиях, хотя, возможно, это пустые слухи.

Одна из главных загадок Дома на набережной связана с таинственным 11-м подъездом. То есть, в доме есть десятый подъезд, после которого следует двенадцатый, а одиннадцатый отсутствует.

Со стороны двора как раз между этими двумя подъездами есть маленькая дверь, ведущая на узкую темную лестницу. Официальная версия заключается в том, что 11-й подъезд был предназначен для нужд рабочих и другого персонала, обслуживающего дом. Однако в народе ходит молва, что этот узкий проход использовали сотрудники НКВД, для того чтобы слушать, что происходит в квартирах.

Говорили также, что из здания тянутся подземные ходы на Лубянку и в Кремль, и что арестованных спускали на лифте в подвальные помещения, а оттуда напрямую этапировали в застенки.

Ходят слухи, что Дом на набережной полон призраков расстрелянных жильцов, которым так и не удалось освоиться на новом месте обитания.

Так, есть известная легенда о Дочери Командарма, который был арестован вместе со своей женой на службе. За их дочерью пришли вечером. Однако она наотрез отказалась открывать дверь, угрожая тем, что застрелит из отцовского нагана первого, кто войдет в квартиру. Нарком Ежов распорядился наглухо забить двери квартиры и отключить воду, свет и телефон. Целую неделю узница звала на помощь, но потом крики стихли. И неизвестно, погибла ли она от голода, или застрелилась. Местные жители утверждают, что с той поры ее призрак часто можно встретить на набережной около Театра Эстрады.

Рассказывают странные истории о музыке и голосах, доносящихся из пустых квартир Дома на набережной. До сих пор жильцов пугают ночами странные звуки, несущиеся из-за стен.

Кстати, нынешние обитатели дома отмечают удивительно хорошую слышимость между квартирами. Говорят, что это не строительный брак, а намеренно созданная особенность конструкции, которая позволяла сотрудникам НКВД слушать разговоры знаменитых жильцов.

С Домом на набережной связана, и история одной из самых неординарных личностей прошлого столетия - Левы Федотова. И по сей день исследователи строят догадки: как простой московский старшеклассник сумел в своем дневнике не только точно предсказать дату начала Великой Отечественной войны, но и практически описать весь ее ход?

Лев Федотов родился 10 января 1923 года. В 1932 году семья Федотовых получила квартиру в знаменитом Доме на набережной. А еще три года спустя отец Левы, ответственный партийный работник, трагически погиб на Алтае.

Подросток был болезненным и очень много читал. Его сосед по дому, будущий писатель Юрий Трифонов, вспоминал: «Он был удивительно всесторонне развитой личностью. увлекался в особенности минералогией, палеонтологией, океанографией, прекрасно рисовал, его акварели были на выставке, он был влюблен в симфоническую музыку, писал романы в толстых общих тетрадях в коленкоровых переплетах. »

С 1940 года Федотов начинает вести подробные дневники, в которых не только описывает события собственной жизни, но и очень подробно рассказывает о том, что должно случиться в мировых масштабах. Свою тайну Лева тщательно скрывал даже от самых близких.

Дом на набережной в наши дни

Сейчас Дом на набережной, как и прежде, представляет собой место, где живут известные люди. Это и актриса Наталья Андрейченко, и Александр Домогаров, а также семья бывшего министра здравоохранения Юрия Шевченко.

Силами жильцов в доме организован музей, посвященный памяти жертв сталинских репрессий. Кроме того, в музее воссоздана обстановка 30-х годов прошлого века, экспозиция имеет историческую и образовательную ценность.

Дом практически не изменился за долгие годы. Он не пострадал во время немецких бомбардировок, пережил и послевоенную разруху. Сейчас он является памятником истории и охраняется государством.

Как только не называли этот дом на берегу Москва-реки: "ловушка для большевиков", "остров сокровищ", "бабьи слезы", "улыбка Сталина", "общежитие Кремля", "каземат на Берсеневке", "райский остров", "кремлевское кладбище", "дом-гроб", "домовина". Житель 137-й квартиры этого дома писатель Юрий Трифонов назвал его наиболее емко - ДОМ НА НАБЕРЕЖНОЙ. Это название вместило в себя смысл вышеперечисленного и вошло в обиход.

Жилой комплекс ЦИК-СНК СССР занимает площадь в три гектара. Стоит на острове, и связан с "материком" Большим Каменным и Малым Каменным мостами. 25 подъездов выходят на две улицы – Всехсвятская (бывшая Серафимовича) и Берсеневская набережная.

505 квартир. Кинотеатр "Ударник", ставший сегодня автосалоном, универмаг, парикмахерская, почта, библиотека, сберкасса… Во дворе, на 11-м этаже шестого - восьмого подъездов - детский сад. В него ходили внуки Свердлова, Поскребышева, Подвойского, Хрущева, маршала Жукова. Там, где сейчас Театр эстрады, был клуб Верховного Совета имени Алексея Рыкова - со спортивным залом на шестом этаже, с детским кинозалом, столовой. В трех внутренних двориках было три круглых фонтана, возле которых в разное время пили шампанское летчики Чкалов и Водопьянов, играл на гармошке шахтер-рекордсмен Стаханов, кормил голубей автор "Железного потока" писатель Серафимович, ждал запоздавшую любовь - балерину кордебалета Большого Театра, автор гимна Советского Союза, композитор и дирижер Александр Александров.

Была своя комендатура, знавшая о каждом шаге каждого жильца этого дома. Была служба, знавшая о каждом шаге каждого служащего комендатуры. Был свой гараж (сейчас после пожара в нем вновь выставочный зал на Манежной).

Была комната под крышей, о существовании которой не знали даже супержильцы дома на набережной, те, которым, казалось бы, знать положено ВСЕ (Генеральный прокурор СССР Руденко, например, или начальник разведуправления РККА Берзин) - комната, в которой прослушивались абсолютно все телефоны.

Дом на Берсеневской набережной долгое время был самым крупным жилым комплексом в Европе. В нем жили шесть членов и кандидатов в члены Политбюро. 63 наркома и министра. 94 их заместителя. 19 маршалов и адмиралов.

В доме на набережной до сих пор живут дети, внуки, правнуки тех, чьи фамилии мы встречаем в энциклопедических словарях и учебниках.

Впрочем, не только они.

Остров, пропитанный кровью веков

"В состав того, что мы называем человечеством, входит более мертвых, чем живых", - сказал мыслитель прошлого. Дом правительства (официально, напомню, его величали так: жилой дом Советов ЦИК-СНК СССР) стоит на острове, "пропитанном кровью веков", написал в книге "Тайна тайн московских" его бывший жилец, друг детства писателя Юрия Трифонова Михаил Коршунов - журналист, писатель, историк-москвовед.

Четыре столетия назад именно здесь поставили дом Малюты Скуратова - Берии времен Ивана Грозного. Нарком-убийца Ежов придумал Сталину псевдоним Иван Васильевич потому, что у Сталина и Грозного совпадали инициалы имени-отчества: И.В. Иваном Васильевичем величали "вождя народов" в суперсекретных записках подчиненные из спецслужб, готовя очередное политическое убийство. Иваном Васильевичем величал царя Ивана Грозного и Малюта Скуратов-Бельский, докладывая о своих кровавых делах.

Через Большой и Малый Каменные мосты гнали пленных врагов.

И каторжники, закованные в цепи, брели на эшафот мимо этих стен, и политзаключенных везли на смерть в Сибирь.

Отсюда, начиная с 1937 года, в закрытых "хлебных" фургонах, респектабельных "Фордах" или "Победах" с зашторенными окнами увозили в подвалы Лубянки жильцов самого сановитого дома страны Советов. (Сейчас во внутреннем дворике Лубянки можно побывать с экскурсией за 30 долларов США). Дом ЦИК-СНК стоит на крови. На крови и пепле.

Но тогда его жильцы не задумывались над этим, а гордились "бытовой причастностью" к Истории России. Величина квартиры, количество и размер комнат в ней, их расположение, вид из окон (на Берсеневскую набережную с Москвой-рекой, на Кремль или на трубы ТЭЦ) прямо пропорционально соответствовали положению "главного квартиросъемщика" в иерархии Кремля.

Если известный поэт шел по двору с любимым старинным зеркалом размером в собственный рост, украшенным замысловатыми вензелями в стиле барокко, значит комендант дома по указанию из Кремля снова переселяет его из подъезда в подъезд, стесняя в жилье. Или, что бывало реже, улучшая "жилищные условия" карманного баснописца.

Быт был продолжением политики. Перемещения из квартиры в квартиру имели больше воспитательную цель, чем цель "срезать квадратные метры", ибо плохих квартир в этом доме просто не было и нет. (Были, правда, коммунальные, намеренно отстроенные для прислуги).

Место для строительства "госдома" было удобно и тем, что еще во времена Ивана Грозного Малюта Скуратов прорыл от собственного жилища до царских палат подземный ход. Под Москвой-рекой. Лаз сохранился до сих пор. Есть его чертежи. Подземный коридор соединяет дом на Берсеневке с Кремлем через храм Христа Спасителя и где-то на полпути раздваивается: одна ветка ведет в подвалы дома Пашковых, другая - на территорию Кремля.

Пока краеведы, историки, исследователи Москвы ломали голову над полуфантастическим, сенсационным "открытием" подземной "тайны" Кремля (о которой были прекрасно осведомлены спецслужбы, для того и прокладывалась "кремлевская подземка"), отважная малышня дома совершала порой подземные путешествий от дома до Кремля и обратно. Было это 75 лет назад.

Унитаз под расписку

Архитектор Иофан не только построил дом на Серафимовича, 2, но и сконструировал мебель для его квартир, подсобных помещений, местного Дома культуры, детского сада, магазина, парикмахерской, кинотеатра "Ударник", сберкассы. Мебель тяжелая. Монументальная. Из мореного дуба и темно-коричневого ледерина. Счастливец, получивший право жить в этом доме, получал все - от пачки салфеток и рулона туалетной бумаги до набора посуды из серебра, фарфоровых сервизов, подсвечников, свечей и спичек к свечам.

Это было не лишним - большинство жен (да и самих небожителей Кремля) вышло из глухой провинции, не избалованной цивилизацией. Мальчишки (будущие писатели Трифонов и Коршунов, например) любили баловаться: связывали дверные ручки двух квартир на лестничной площадке и одновременно звонили в обе квартиры. Учитывая, что двери открывались внутрь, получалось смешно. Но эти фокусы досаждали не членам правительства и военачальникам, а их прислуге.

Два слова о прислуге или домработнице, как принято было называть. Как правило, это были красивые, крепкого тела, бойкие деревенские молодухи, привезенные с собой из мест прежней работы хозяина квартиры. Или благоприобретенные уже в Москве, по чьей-то надежной рекомендации. Они успевали все: привезти диетический обед из кремлевской столовой, взять из ателье готовое платье хозяйки, вытрясти казенные ковры, сбегать за редким лекарством на улицу Грановского (спецаптекой служил один из залов Шереметьевского Дворца), отвести отпрыска в садик (Дом пионеров, авиакружок, стрелковую секцию. ), выдраить немереные хоромы, просушить на балконе одежду. Эти бойкие деревенские девки успевали все. Все в этом доме было казенным, все принадлежало партии - от мебели до собственной жизни.

"Наши родители – наркомы, заместители. "

Дети дома на набережной учились в школе имени В. Белинского, на Софийской набережной. Школа, конечно, была необычная. Уроки танцев, например, девочкам давала бывшая балерина Большого театра Михайлова, а в актовом зале стоял рояль, на котором в свое время играл Сергей Рахманинов.

Пионерский галстук при приеме в пионеры мог повязать дедушка Калинин. Напутственное слово произнести шахтер-рекордсмен Стаханов (в его дочь был безнадежно влюблен сын Кагановича). Лекцию прочесть -легендарный летчик Водопьянов. Провести открытый урок литературы - писатель Серафимович.

Будущие писатели Юра Трифонов, Миша Коршунов и Олег Сальковский выпускали "философско-публицистический" журнал "А". Поэтический журнал "Торнель" выпускали девчонки. Вот маленькое стихотворение из "Торнеля", написанное дочерью одного министра (наркома).

Каменный ящик - правительства дом.

В каменном ящике все мы живем.

Наши родители - наркомы, заместители -

Мечутся с портфелями целыми неделями.

На нас внимания не обращают,

Все время где-то заседают.

Мило. Наивно. Но точно.

Девятый подъезд. "Вор в законе"

Не так давно на 80-м году жизни умер Арчил Гомиашвили. А 75-летний юбилей "сын турецкого подданного" пышно отпраздновал в собственном ресторане "Золотой Остап". Кто-то из гостей (не будем называть фамилию в целях его и собственной безопасности) ушел с банкета с бриллиантом в полтора карата, спрятанным в одном из 12-ти стульев. Аукцион вел известный телеведущий Леонид Якубович.

Возможно, более полувека назад режиссер Джаба Иоселиани разглядел в Арчиле Гомиашвили не столько актера, сколько "героя нашего времени". В роли Остапа Бендера Арчил выражал самого себя - игрока, авантюриста, дамского угодника, лгунишку. Или, наоборот, сыграв Остапа, Арчил уже не смог выйти из образа? Да так, что схлопотал три судимости.

"Вор в законе" - он и в Африке "вор в законе", "Видел его только в кепке Остапа, сдвинутой на глаза", "Мерседесы" менял чаще, чем зубные щетки", "Когда проезжал мимо Кремля, по Большому Каменному мосту, гаишники ему честь отдавали, вытягиваясь в струнку. А он только кивнет в ответ: мол, вижу. Вольно."

Где правда? Где вымысел?

Гомиашвили азартно играл в рулетку. Говорят, ночи напролет проводил в казино. Рулетка (а не роль Остапа в фильме "12 стульев) помогла сколотить Арчилу сверхсостояние. Возле его ресторана "Золотой Остап" (по иронии судьбы стоящему по соседству с Домом культуры имени Ленина в районе метро "Улица 1905 года") и в дождь, и в снег дежурят негры-швейцары. Для экзотики: черное хорошо смотрится на фоне белого снега.

Гомиашвили содержал курс своего соседа по дому Алексея Баталова (жил в пятом подъезде) в Институте кинематографии. Помогал нищенствующим актерам театра и кино. У него в друзьях были Михаил Жванецкий, Андрей Вознесенский, Юрий Никулин, Лидия Федосеева-Шукшина.

У Арчила-Остапа была молодая жена Татьяна, бывшая балерина. А говорят, "ворам в законе" жениться "не в масть". Вот и судите, кто победил в Остапе – "вор" или актер.

Домашний кинотеатр для небожителей

Кинотеатр "Ударник" задумывался архитектором Иофаном, как домашний кинозал для обитателей дома на Берсеневской набережной. Он был одним из одиннадцати строений "общежития Кремля".

На стенах нижнего и верхнего фойе висели картины такого достоинства, что большинство из них со временем украсили стены Пушкинского музея.

Зал вмещал 1200 зрителей. Кино показывала самая совершенная в то время кинотехника - системы Шорина. Площадь кинотеатра была 5000 квадратных метров.

В 1935 году здесь прошел первый в истории советского кино кинофестиваль - Московский международный.

Кинотеатр "Ударник" строился как один из культурных центров городка "кремлевских небожителей". Приоритетное право посещения самого элитарного кинозала страны принадлежало жителям дома на Берсеневской набережной.

"Ударник" хранит немало тайн. И не только сердечных. Ибо на экран этого кинотеатра спроецировались судьбы тех, для кого его строили. Героями кинохроники, которой так любили "разогревать" публику перед киносеансом, часто становились люди, прямо или косвенно связанные с "общежитием Кремля".

Двор и задворки

Архитектор дома-легенды Борис Иофан планировал выкрасить стены монстра в изжелто-красноватый цвет. Чтобы "кремлевское общежитие" тонко гармонировало с Кремлем и его стенами. Для этого в раствор хотели добавить подольский песок. Но рядом пыхтела Центральная трамвайная электростанция, ее трубы плевались копотью. Копоть все равно перекрасила бы нарядный кремлевский цвет в траурно-грязный.

Кто знает, будь у стен дома-монстра повеселее цвет, может, и история его была бы веселее? Не получил бы дом правительства на Берсеневке еще одно убийственно точное название от своего талантливого жильца: "затонувший титаник на дне истории" (Ю.Трифонов).

. Пиетет мой к дому на набережной выдохся после первой же прогулки вдоль сановитых стен. Двор, правда, выметен, но пересекает его теперь каждый, кому не лень. Подвыпивший подсобный рабочий в засаленном синем халате из местного гастронома кричит Леву-сантехника. Теперь они ищут третьего.

Болотная набережная, как студентка, пропахла дешевым шоколадом. По ней спешит стайка девиц - сортировщиц фабрики "Красный Октябрь". Курят на ходу. К помаде на губах прилипла шелуха от семечек.

Стены возле 17, 22 и 24 подъезда (в нем жила жена Бухарина Анна Ларина) крикливо исписаны темной краской: "Джексон", "Мы любим хэви металл", "Додик – козел". Впрочем, лидировал Джексон - его имя встречалось чаще других.

Много заброшенных, превратившихся в лом машин: "газики", старые "Волги", "Москвичи". Но неизмеримо больше новехоньких "Джипов", "Вольво", "Рено", БМВ, "Мерседесов".

Связка луковиц в капроновом чулке между рамами окон первого этажа.

Балконы были гордостью архитектора Иофана. Зимой детвора заливала на них катки, летом каталась на велосипедах. Одна из первых новоселок дома, дочь секретаря ВЦСПС Ивана Перепечко Елена вспоминает, что на балконе их квартиры она делала горку и каталась с нее на санках. А отец на балконе держал медвежонка, привезенного из Хабаровска. Сейчас же - неряшливо прилаженные к балконным антресолям голубятни фанерных пристроек. Лицевые стенки иных из них размалеваны глуповатыми лебедями. Кто поселил здесь этот китч? Не думаю, что Александр Аросев (отец артистки Театра Сатиры Ольги Аросевой) - полпред в Литве, Чехословакии, а потом председатель Всесоюзного общества культурных связей с заграницей, литератор, книголюб, выходя из своего шестого подъезда (кв.103, здесь бывали Ромен Роллан, Анри Барбюс, Георгий Димитров. ), наблюдал этих лебедей в свое время.

Сейчас популярна сдача квартир в аренду и ценой 3000 долларов в месяц здесь никого не удивишь.

До прогулки по дворикам и задворкам "дома Иофана" я долго не мог избавиться от врожденного пиетета к этому дому. Хотел бы я жить в этом доме сейчас? Не думаю…


Сто лет назад столицу страны перенесли из Санкт-Петербурга (тогда Петрограда) в Москву. Вместе с вновь обретенным статусом город получил тысячи новых жителей — в основном государственных служащих. Селить их было особо некуда, и очень скоро стало ясно, что Москве нужен новый большой дом для приспешников власти.

В 1927-м была создана комиссия по строительству Дома правительства. Разместить его решили на берегу Москвы-реки, наискосок от Кремля. Позже серое здание, которое к моменту окончания строительства было одним из крупнейших жилых в Европе, стали называть Домом на набережной. Трагедию дома — более 800 репрессированных на 505 квартир — забыть невозможно. Но, как ни странно, квартиры по адресу улица Серафимовича, 2 пользуются спросом. Покупателей и арендаторов не отпугивает ни страшная история здания, ни его изношенность, ни цены — а они немаленькие.

Пожить как маршал Жуков

Простейший способ пожить как знаменитый советский маршал, как писатель Юрий Трифонов, дочь Сталина Светлана и десятки других знаменитостей, обитавших в Доме на набережной, — снять здесь квартиру. В базе ЦИАН насчитывается около полусотни объявлений о сдаче жилья по адресу Серафимовича, 2.

Самый дешевый объект — «однушка» на третьем этаже за 60 тысяч рублей в месяц. Арендодатель рассмотрит «приличных платежеспособных людей», то есть фейсконтроль очень условный. Судя по фото, в квартире недавно сделан ремонт.

Дом на набережной

Дом на набережной

Фото: Анатолий Жданов / «Коммерсантъ»

За 100 тысяч в месяц можно снять двухкомнатную квартиру общей площадью 75 квадратных метров. «Квартира предлагается с мебелью, вывоз невозможен, — указывается в описании. — Огороженная охраняемая территория. Охраняемый паркинг. Окна выходят в тихий двор. Техника в наличии: стиральная машина, посудомоечная машина, холодильник, кондиционер. Есть подогрев полов. Домашний телефон, телевизор, спутниковое ТВ, высокоскоростной интернет. Возможна оплата по безналу. Приятный интеллигентный собственник». Мебель в квартире на любителя — современная, красного цвета.

В других относительно недорогих (115 тысяч рублей в месяц) апартаментах хозяева постарались сохранить историческую атмосферу: техника и мебель здесь современные, но стилизованные под старину. Квартира, к слову, огромная — 120 квадратных метров, четыре комнаты.

Дом на набережной

Дом на набережной

Фото: Анатолий Жданов / «Коммерсантъ»

Купи. Но не пыли

«Сегодня в этом доме на продажу выставлено 62 квартиры разной комнатности по цене от 18 миллионов до 283 миллионов рублей, — рассказывает Ирина Доброхотова, председатель совета директоров «БЕСТ-Новострой». — В продаже имеется и "двушка", правда, без ремонта, 55 квадратных метров за 20 миллионов рублей. Подобный ценник за объект такого метража и расположения, включая уникальные виды из окон, довольно привлекателен. Тем не менее объект экспонируется еще с зимы и пока не нашел нового собственника. Причина, скорее всего, в том, что квартиры в этом доме уже не столь востребованы у покупателей, которые в сопоставимом бюджете могут подобрать неплохие варианты в новых домах с лучшей планировкой и инфраструктурой в этом же районе или рядом».

В базе ЦИАН минимальный ценник немного другой: 17,9 миллиона за «однушку» (в другом объявлении она же называется «двушкой») на 11 этаже. Общая площадь квартиры — 55 квадратных метров. Покупателю обещают выход на индивидуальную террасу площадью 50 «квадратов».

За 18 миллионов в Доме на набережной можно приобрести однокомнатную квартиру на первом этаже. «С ремонтом. Можно въехать и жить. Большая ванна (3,6 метра) с полноразмерным окном. Паркет. Высокие потолки — 3,4 метра», — отмечается в описании. Важно отметить, что первый этаж в здании расположен на обычной высоте, что плохо с точки зрения безопасности.

Дом на набережной

Дом на набережной

Фото: Анатолий Жданов / «Коммерсантъ»

Минимальная стоимость трехкомнатной квартиры в легендарном доме — 38 миллионов рублей. 65-метровый вариант расположен на третьем этаже и качественно отремонтирован.

Ценовым рекордсменом Дома на набережной признана многокомнатная квартира с четырьмя балконами на восьмом этаже. Общая площадь — 230 квадратных метров. Стоимость соответствующая — 283 миллиона рублей. В квартире три санузла.

Ни в одном из объявлений нет никакой информации о живущих рядом или хотя бы типовой фразы «тихие соседи». В суперпрестижном доме, как ни странно, они очень разные. «За столетие кардинально поменялся состав жильцов, — говорит Марина Толстик, управляющий партнер «МИЭЛЬ-Сеть офисов недвижимости». — В советское время тут селили политическую и прочую элиту страны, но сейчас значительная часть квартир сдается внаем или уже продана. Поэтому об однородности проживающих говорить не приходится».

Самый громкий соседский конфликт произошел в доме в 2010 году и прогремел на всю страну в 2012-м: благодаря публикациям в СМИ стало известно, что некая Лидия Леонова, прописанная в квартире в Доме на набережной, принадлежащей патриарху Московскому и всея Руси Кириллу (в миру — Владимиру Гундяеву), пыталась отсудить жилье у соседа снизу. Им оказался бывший министр здравоохранения, кардиохирург Юрий Шевченко. Разлад между Леоновой и Шевченко случился из-за ремонта в квартире последнего: по версии истицы, строительной пылью ее жилищу был нанесен ущерб на 26 миллионов рублей. В итоге Шевченко пришлось выплатить Леоновой компенсацию в размере 20 миллионов рублей.

Дом на набережной

Дом на набережной

Фото: Анатолий Жданов / «Коммерсантъ»

«Это расстрельный дом»

И все же главным минусом дома считаются, конечно, не статусные и чересчур любящие свое жилье соседи, а несмываемые пятна на его репутации. «Дом на набережной также называют расстрельным, так как многие жильцы, получившие квартиры в этом здании, впоследствии были расстреляны, — говорит директор департамента вторичного рынка «ИНКОМ-Недвижимость» Сергей Шлома. — Поэтому дом обладает, так сказать, отрицательной исторической коннотацией, и люди зачастую отказываются от покупки жилья здесь, наслушавшись легенд о призраках умерших хозяев».

Расстрельным домом в Москве чаще называют здание №23 на Никольской улице, построенное в XVII веке и бывшее частью палат князей Хованских. В XIX веке дом принадлежал Московской ремесленной управе, квартиры здесь сдавали внаем. В советские годы в здании разместилась военная коллегия Верховного суда СССР, возглавляемая Василием Ульрихом — одним из главных исполнителей сталинских репрессий. В период с 1 октября 1936-го по 30 ноября 1938 года в здании было осуждено свыше 36 тысяч человек, большинство приговорено к высшей мере наказания.

Как отмечает Шлома, квартиры в Доме на набережной, несмотря на его уникальное расположение, продаются довольно плохо. «Сроки экспозиции продаваемых здесь квартир весьма велики, и реализовать это жилье меньше чем за пару лет удается нечасто, — утверждают эксперт. — Исключения бывают в тех случаях, когда выставленная на продажу квартира представляет особый интерес для покупателей, которые специально ищут жилье в этом месте с уникальной, хоть и трагической историей. Тогда сделка проходит быстрее».

У знаменитого дома на улице Серафимовича есть и другие минусы: неудобные планировки квартир, в некоторых — не самые удачные видовые характеристики, отсутствие парковки, необходимой социальной и коммерческой инфраструктуры в районе.

«Осужденным к расстрелу рубили головы топором» Зачем Сталин устроил Большой террор и утопил страну в крови

«Осужденным к расстрелу рубили головы топором» Зачем Сталин устроил Большой террор и утопил страну в крови

Застойные архитектурные формы Лекция историка Василия Цветкова об особенностях брежневского домостроения в Москве

Застойные архитектурные формы Лекция историка Василия Цветкова об особенностях брежневского домостроения в Москве

Я живу хорошо, просто замечательно Дома для министерской элиты — от начала XX века до наших дней

«Дом на набережной — типичный пример старомосковского когда-то элитного жилья, которое по-прежнему обладает высоким статусом, но уже не соответствует современным критериям премиум-класса, — указывает Марина Толстик. — Здесь постоянный риск перекрытия движения, огромный объем трафика, шум, невозможность открыть окна из-за загазованности. Кроме того, двор у этого дома получается открытым для пешеходов, то есть об изолированности речи тоже не идет. Детская инфраструктура, зелень далеко — даже до парка "Музеон" идти довольно долго».

Правда, утверждает эксперт, покупатели и арендаторы все меньше внимания обращают на мрачный флер Дома на набережной, «поскольку та эпоха уходит все дальше и дальше»: «Если в 1990-е покупатель мог отказаться от квартиры в этом доме из-за фэншуй, истории и прочего, то сейчас на эти аспекты внимания почти не обращают».

Юлия Дымова, директор офиса продаж вторичной недвижимости Est-a-Tet, предупреждает: серая махина на Серафимовича — не для тех, кто любит тишину и уединение. И вообще, похоже, повезло больше тем, кто хочет продать, а не купить здесь квартиру. «В нашей практике были клиенты, желающие приобрести объект в данной локации. В то время на продажу была выставлена квартира на первом этаже. Интересно, что продавцами оказались простые люди, предки которых работали в этом доме обслуживающим персоналом, после чего государство предоставило им эту квартиру. После ее продажи бывшие собственники смогли приобрести для себя сразу три квартиры в старых границах Москвы — две двухкомнатных и одну трехкомнатную», — рассказывает Дымова.

Сейчас, по подсчетам «ИНКОМ», жилье в доме №2 стоит в среднем 82,6 миллиона рублей, а средняя цена вторичной квартиры в Москве равна 9,3 миллиона рублей (данные «МИЭЛЬ») — разница, позволяющая нешуточно обогатиться. Но, как показывает опыт первых обитателей Дома на набережной, ни деньги, ни статус, увы, не гарантируют долгой и счастливой жизни.

«Дом на набережной», который также называли «Общежитием Кремля», «Домом правительства», «Улыбкой Сталина», «Первым Домом Советов» и «Казематом на Берсеневской», до сих пор считается элитным жилым комплексом Москвы.

Серое здание, построенное на Болотном острове в 1931 году, окутано множеством тайн и легенд. Во времена репрессий здесь исчезали не только люди, но и подъезды, а лифты были проводниками в другое измерение. Судьбы жильцов этого дома сложились довольно драматически. Поэтому нередко можно услышать рассказы о странных звуках, раздающихся в квартирах, или виденьях приведений. Но поговорим обо всем об этом по порядку.

Немного истории

О необходимости строительства дома в непосредственной близости с Кремлем впервые заговорили в 1918 году. После переноса столицы в Москву из Петрограда этот вопрос стал крайне важным, ведь нужно было где-то расселять семьи членов правительства. За проектирование элитной постройки взялся архитектор Борис Иофан. В 1927 году стартовало строительство под чутким контролем наркома внутренних дел Генриха Ягоды, желавшего использовать сооружение в интересах своего ведомства.

Место для возведения жилого комплекса было выбрано не случайно. Территория под дом находилась на острове, что обеспечивало его относительную изолированность. Стройплощадка заняла площадь около трех гектаров, захватила старинное Всехсвятское кладбище, что по одной из легенд предрешило судьбу жильцов дома.

По задумке автора проекта, построить нужно было не просто дом, а город в городе с собственной инфраструктурой, включающей магазины, парикмахерскую, поликлинику, столовую, почту, сберкасу и телеграф. Иофан предусмотрел даже возведение спортзала, теннисного корта, садика на крыше, кинотеатра «Ударник» и клуба им. Рыкова, который и ныне работает как Театр Эстрады. Поэтому строительство обошлось не 5 млн рублей, а все 30.

Изначально, архитектор хотел облицевать дом розовой гранитной крошкой, чтобы он гармонично сочетался с Кремлем. Но от данной идеи пришлось отказаться из-за трамвайной электростанции, находившейся по соседству. Она выбрасывала много сажи, которая быстро изменила бы цвет дома.

Невиданная роскошь

Строительство легендарного 12-этажного дома по улице Серафимовича завершилось в 1931 году. Такое здание было диковинкой в те времена. В Москве тогда не возводились дома выше 7 этажей.

Первые жители заселились в элитный комплекс сразу после сдачи его в эксплуатацию. Квартиры раздавались в зависимости от заслуг перед отчеством, а не от количества денег. Самыми престижными считались 1-й и 12-й подъезды. Ценились квартиры с видом на Кремль. Все жильцы, независимо от того, досталась им 40-метровая «однушка» или 300-метровая 6-комнатная жилплощадь, имели доступ ко всем преимуществам цивилизации. Централизованное отопление, водопровод, канализация, электричество, круглосуточная горячая и холодная вода — небывалая роскошь в 30-е годы. В доме были даже лифты, которых москвичи никогда раньше не видели, но с ними связаны отдельные истории.

Все 505 квартир были довольно просторными и комфортными для проживания. Единственный минус — маленькие кухни. Но тогда считалось, что советским семьям положено питаться в столовых и заниматься более важными делами, чем готовка. Каждая квартира была полностью меблирована, украшена фресками и лепниной. Диваны, стулья, шкафы, кровати, столы и кресла изготавливались согласно эскизам известного дизайнера. При этом все имущество было казенным. Каждая вещь имела свою бирку. Наличие инвентаря строго контролировалось. Но это никак не влияло на общую картинку. О таком жилище многие могли только мечтать. Казалось, живи и ни о чем не думай, но не тут-то было.

Массовые репрессии

Первыми жильцами дома были ближайшие соратники Ленина и его сын с дочерью — Василий и Светлана, а также военачальники, народные герои, сотрудники различных ведомств, писатели и простые рабочие с безупречной биографией. Алексей Рыков, Михаил Тухановский, Георгий Жуков, Никита Хрущев, Алексей Стаханов, Михаил Водопьянов, Юрий Трифонов, Демьян Бедный, Николай Блохин, Игорь Моисеев — навсегда вошли в историю дома на набережной.

Так как квартиры в элитной постройке выдавались бесплатно жильцам приходилось придерживаться строгих правил. Они были обязаны сообщать о приходе гостей в комендатуру, а гулянья заканчивать до 11 вечера. Чтобы родственники могли остаться переночевать, нужно было оформлять специальные разрешения. Не успел этого сделать — отправляйся на вокзал или в гостиницу.

Но эти правила оказались «цветочками» по сравнению с тем, что началось в 1933 году. Сталинские репрессии затронули как семьи госслужащих, так простых рабочих. Сначала аресты были точечными, но с 1937 года перешли в массовые. В одну ночь могла бесследно исчезнуть вся семья, а на ее место заселиться другая. Иногда соседи даже этого не замечали, а если и видели — молчали. За годы репрессий около половины жильцов легендарного дома были уничтожены сотрудниками НКВД, которые никого не щадили. Женщины отправлялись в лагеря для жен изменщиков Родины, а дети попадали в детдома, где их переименовывали, чтобы родители никогда не могли найти.

Необычные жильцы и исчезнувший подъезд

Помимо известных людей в «Доме на набережной» проживали весьма необычные обитатели — белые медведи и пингвин по кличке Илюша. Последнего привез полярный летчик Илья Мазурук из Антарктиды в 1955 году. У него же дома жил и полярный мишка, которого звали Фомка. У другого летчик держал белую медведицу по кличке Фимка. Илюшу зимой часто можно было встретить на набережной, а летом его отвозили на дачу. Там для пингвина наполняли бассейн, в котором он мог половить рыбку. На старости лет он попал в Московский зоопарк. Такая же участь ждала и полярных медведей. Чучело Илюши теперь встречает посетителей музея «Дома на набережной».

Не менее интересной историей, связанной с этим домом, является таинственное исчезновение 11-го подъезда. Удивительно, но после 10-го сразу идет 12-й. От 11-го осталась только дверь и лестница. Квартир и лифта в нем нет. По одной из легенд это странное место использовалось «чекистами» для прослушки жильцов и тайном похищении людей. Но в музее говорят, что 11-й подъезд исчез после того, как строители получили приказ увеличить площадь квартир в элитном 12-м подъезде.

Таинственные легенды

Сейчас уже сложно отличить реальные факты, связанные с «Домом на набережной», от выдумок. Большой террор безусловно оставил свой отпечаток на истории дома, кардинально изменив судьбу его жильцов. Экскурсоводы говорят о негативной ауре уже на подходе к зданию и о мистических вещах, происходящих в нем. Многие рассказывают о том, что слышат детский плач на фоне музыки из патефона или видят в квартирах призраков старых жильцов. Среди самых «известных» приведений — дочь командарма, которого с вместе супругой арестовали днем. Вечером чекисты пришли за девушкой, но она забаррикадировалась в квартире и никого не впустила. Они не стали долго ломиться, забили окна и опечатали двери. Девушка еще долго звала на помощь, но затем ее крики утихли. С тех пор ее призрак бродит по набережной.

О встрече с полтергейстом также рассказывала одна из современных жительниц дома. Она провела собственное расследование и выяснила, что все предыдущие жильцы ее квартиры были расстелены.

Хороша известна и история о мальчике-пророке, который жил в этом доме. Лева Федотов в своем дневнике предрек затяжную Вторую мировую войну и большие потери для СССР.

Легенда, связанная с лифтами дома гласит, что они являются проводниками в другое измерение. Те, кто в них заходит, обратно не возвращаются. Есть также информация о тайных ходах, ведущих прямо из кухонь квартир в неизвестность. Об этом и многом другом можно узнать в музее, расположенном 1-ом подъезде дома.

СОК.медиа даёт выжимку самой интересной и необычной информации!

Тер-Егиазарян Т. Окнами на Кремль. Из истории Дома на набережной

История знаменитого московского дома и его жильцов, написанная одной из его обитательниц Тамарой Тер-Егиазарян, возглавляющей общественный музей "Дома на набережной".

Смотри также

Артамонов М.Д. Московский некрополь

М.: Столица, 1995. — 461 с. Формат: pdf-ocr Очерк истории самых известных московских кладбищ со схемами и списками захороненных там известных людей.

  • 18,07 МБ
  • добавлен 09.09.2013 20:23
  • изменен 11.09.2013 23:40

Коршунов М.П., Терехова В.Р. Тайны и легенды Дома на набережной

М.: Слово/Slovo, 2002. — 400 с.: ил. — ISBN 5-85050-645-4. Здесь жили наркомы и академики, писатели, легендарные маршалы и сотрудники НКВД и Кремля. Соседями были жертвы и палачи, которым в скором времени, в свою очередь, предстояло стать жертвами. Здесь вырос и Михаил Коршунов, "летописец" дома. Из книги вы узнаете о жизни именитых жильцов, а также о том, что рассказывал о.

  • 16,32 МБ
  • добавлен 18.06.2017 12:38
  • изменен 19.06.2017 00:14

Рогачев А.В. Окраины старой Москвы: экскурсии для москвичей

М.: МИРОС, 1993. — 171 с. 12 экскурсий книги знакомят читателей с окраинными уголками старой Москвы, куда редко заглядывают туристы. В путеводителе вы не найдете ставших привычными описаний знаменитых московских достопримечательностей - Кремля, Большого театра, Третьяковской галереи. Это - путеводитель для москвичей, стремящихся побольше узнать о своем городе. Содержание.

  • 4,02 МБ
  • добавлен 22.04.2016 11:25
  • изменен 23.04.2016 04:20

Романюк С. Сердце Москвы. От Кремля до Белого города

М.: Центрполиграф, 2013. — 912 с. Эта книга посвящена рассказу о центре Москвы, многочисленных памятниках Кремля, Красной площади, исторического района Китай-город, площадях и улицах вокруг центральной части города и об одном из самых любопытных и красивых мест центра – Острове. Каждое строение города, где бы оно ни находилось, – каменная скрижаль с высеченной на ней историей.

Читайте также: