Окна в старых домах

Обновлено: 28.04.2024

Продолжая тему старинного деревянного дома (" Русская изба: как что называлось " и " Русская изба: как что называлось. Продолжение "), нельзя упустить из виду такой интересный элемент оформления, как наличники, ставни и другие детали обрамления окна.

Привычные нам крупные окна со стеклами появились в России сравнительно поздно, уже в 17…18 веке, и даже тогда были доступны только состоятельным людям. Ранее в богатых домах использовалась слюда – так называемые «слюдяные окончины», гораздо реже небольшие мутноватые стекла в частых свинцовых переплетах.

Неплохо видна "прозрачность" слюды. Для освещения подходит, а вот рассмотреть что-то через такое окошко сложновато

Неплохо видна "прозрачность" слюды. Для освещения подходит, а вот рассмотреть что-то через такое окошко сложновато

В жилищах попроще довольствовались относительно прозрачных бычьим пузырем или пузырем крупных рыб, промасленной тканью. Но даже при этом размеры окон были, мягко говоря, небольшими. Первые варианты вообще прорубались по размеру одного-двух бревен сруба, и использовались не столько для освещения, сколько для выхода дыма и проветривания.

Что интересно: заслонки (подъемные, передвижные по горизонтали, съемные) обычно были изнутри жилья – что вполне логично. Но в некоторых случаях использовали и внешние заслонки.

Как раз та самая внешняя заслонка. Обратите внимание - наличников почти нет, зато очелье и подоконная доска украшены резьбой

Как раз та самая внешняя заслонка. Обратите внимание - наличников почти нет, зато очелье и подоконная доска украшены резьбой

Слуховые окна заслонок не имели, были открыты постоянно, применялись для проветривания чердаков и нежилых помещений.

Поскольку полностью перекрыть оконный проем одним куском слюды или пузыря было нельзя, использовалась составная конструкция – так называемое «косящатое окно».

С появлением относительно больших «световых» окон их стали называть «красными». Как многие знают, в русском языке «красный» и «красивый» почти синонимы 😊 Соответственно, «красные» окна украшали в гораздо большей степени, чем волоковые и слуховые. Резные наличники, «очелья», подоконники, ставни – это еще не полный список функционально-декоративных элементов.

Ставни, заменившие заслонки волоковых окон, защищали непрочный «стеклозаменитель» от повреждений при сильной непогоде или длительном отсутствии хозяев. Иногда ставни и не закрывались, но присутствовали часто.

О наличниках и очельях говорилось уже очень много. Не вдаваясь в тонкости классификации определенной конструкции, узоров и техники резьбы по разным регионам страны и разному времени, обратим внимание на следующее:

· наличники были частью комплекта по обрамлению, резьба или роспись на них всегда сочеталась с украшениями ставен, подоконной доски и навершия (оно же «очелье» и иногда еще «кокошник»);

· больших окон не делали, крупные изделия составляли из двух-трех более узких косящатых окон. Наличники и подоконные доски, очелья в этом случае были общие, обрамляющие группу как рама. Разделялись отдельные элементы резными вертикальными вставками разной ширины;

· если окна располагались отдельно, а не группой, в старых постройках их старались делать три окна на фасаде (по некоторым источникам – в честь Святой Троицы, но возможно, просто из принципа «необходимо и достаточно»). Расстояния между окнами выбирались так, чтобы ставни в полностью открытом виде либо только соприкасались, либо находились на некотором расстоянии друг от друга;

· помимо резных элементов, использовали точеные детали – простейшие токарные станки были известны довольно давно;

· ставни должны были иметь высокую прочность, и при этом не изгибаться под действием влаги и солнца (как часто случается с цельной доской). Поэтому их обычно делали филенчатыми;

Многих из нас неоднократно приходилось видеть так называемые "цокольные" этажи в старых строениях. Они почти полностью ушли под землю, выглядывая на поверхность лишь небольшой верхушкой окна. Официальная история называет это "культурным слоем", но вот сторонники альтернативной истории категорически с этим не согласны.

Я решила написать эту статью, поскольку мне самой эта тема давно уже интересна. Конечно, прежде чем писать, я изучила много информации на эту тема, ознакомившись в разными сторонами вопроса. Но однозначного мнения у меня до сих пор нет, поскольку какие-то детали всё равно остаются неясными.

Но я пришла к однозначному выводу, что история неоднократно переписывалась и какие-то моменты скрывались по необъяснимым для нас причинам. Потом свидетели разных исторических событий умирали, спросить было уже не у кого, и современникам ничего не оставалось делать, как верить тому, что написано в школьных учебниках.

Давайте всё-таки попробуем разобраться, что же могло происходить в нашей истории и что не так с этими цокольными этажами.

Итак, первое, что бросается в глаза, это то, что низ обычных простеньких домов сделан из кирпича или камня, а верх почти всегда деревянный. Странно, не правда ли? Если есть возможность делать из камня, не лучше ли сделать из него дом полностью.

Конечно, скептики объясняют это тем, что дерево просто не пережило бы нахождение в земле и попросту бы сгнило, а вот камень более долговечен. Ну хорошо, допустим. Но ведь также можно обратить внимание, что дома внизу сделаны более более качественно. Окна имеют арочный проём и красивое оформление. Зачем делать такие окно в подвальном помещении?

Кроме того, делать полноценные большие окна в подвальном помещении вообще не целесообразно. В них попадает и дождь, и снег, и грязь. Тем более, что часть, оставленная под землёй, вообще не несёт никакой функции. Не проще ли тогда было сделать маленькое окошко над поверхностью земли?

Кроме того, под землёй оказывались не только полноценные окна, но и полноценные двери, которые особенно хорошо видны при раскопках. Вот, например, здесь отлично видна дверь, расположенная аккурат под той дверью, которая находится над поверхностью. Зачем, спрашивается, было делать дверь в подвальном помещении?

Официальная история может сказать, что это так называемый "культурный слой". Но тогда становится интересно, почему сейчас он не нарастает, а застыл на уровне 150-200 лет назад?

Ещё некоторые говорят, что это просадка грунта. Да, некоторые дома действительно просаживаются, но, во-первых, просаживаются исключительно деревянные дома за счёт подгнивания, а во-вторых, просадка не происходит красиво. При просадке нижние этажи разрушаются, а не остаются ровными и красивыми.

Вот на этом фото изображён именно вариант просадки. Здание ушло под землю по естественным причинам, скорее всего, из-за погнивания, поскольку было полностью деревянным.

На фото хорошо видно, что внизу всё сгнило и "поплыло". Мы же рассматриваем варианты, когда нижние этажи остались в целости и сохранности, что особенно хорошо видно при раскопках.

То есть становится понятно, что официальная история объяснить этого феномена не может, и тогда приходится обращаться к альтернативной.

Что же говорит нам альтернативная история? Есть такая конспирологическая теория, согласно которой от нас скрывают некую катастрофу, которая происходила по разным версиям от 200 до 400 лет назад.

Что именно тогда произошло — неизвестно. Рассматриваются разные версии от ядерной войны до потопа, есть также и те, кто считает, что имели место несколько катаклизмов. Сначала мог быть ядерный взрыв, а он уже, в свою очередь, повлёк за собой наводнения и грязевые потоки, которые часть сооружений превратили в руины, а часть просто завалили.

Эту версию подтверждают многочисленные картины западных руинистов, в частности, Джованни Пиранези, который прославился своими гравюрами и рисунками с изображением заброшенных и разрушенных величественных конструкций.

Примечательно и то, что люди на фоне этих руин выглядят очень маленькими, как будто дворцы остались от более развитых и высоких цивилизаций.

Доказательств "грязевой катастрофы" на самом деле много, просто мы их не замечаем. Например, в Камергерском переулке в Москве над правым входом в здание Московского Художественного театра висит горельеф под названием «Пловец», созданный в 1901 году. Только вот то, что там изображено, совсем не похоже на пловца.

Это похоже на кучу грязи, из которой пытаются выбраться люди, то есть "пловец" тут не один, а несколько. Лиц здесь изображено несколько, причём они так выглядят, слово сейчас погибнут, или уже погибли.

Какие же это пловцы? Тут явно запечатлена какая-то катастрофа.

Существуют и другие доказательства, например, картины Фёдора Алексеева с изображением заброшенной Москвы. Но это уже совсем другая история .

Этот садовый домик был построен в конце 1980-х годов из скромного набора материалов, включавшего несколько фундаментных блоков, небольшое количество пиломатериалов, утеплителя и рубероида. Многие годы его запирали в сентябре и отпирали только с приходом лета. Но однажды обстоятельства вынудили хозяев поселиться на даче ранней весной. И они сразу поняли, что старую постройку необходим основательно доработать, особенно если они хотят жить за городом в холодное время года

Весенние размышления

Всерьёз задумавшись над тем, как приспособить дом для жизни в «межсезонье», хозяева составили примерный план работ, который включал дополнительное утепление стен, пола и крыши.

Однако было очевидно, что в первую очередь надо решить проблему с окнами. Деревянные рамы давно рассохлись, створки провисли, штапики едва держались, а под наличником обнаружились сквозные щели: очевидно, у строителей не было подходящего материала для уплотнения монтажного шва или такую задачу перед ними никто не ставил. Неудивительно, что по ночам от окон веяло нестерпимым холодом, а в штормовую погоду в комнаты со свистом врывался ветер. Была и ещё одна беда: стоило включить электронагреватель, как стекла полностью запотевали и по подоконнику начинали струиться ручьи конденсата. Попытки заткнуть щели поролоном и паклей или замазать герметиком практически не дали результата. Однажды, после особенно холодной ночи, отчаявшиеся хозяева даже затянули окна снаружи толстой полиэтиленовой пленкой, прикрепив её к рамам степлером. От этого дом приобрёл нежилой вид и в комнатах стало заметно темнее. Но ничуть не теплее.

И вот тогда наконец было решено установить взамен древней «столярки» современные оконные конструкции. Хозяева приступили к выбору, для начала сформулировав свои требования к новым окнам, главными из которых были:

  • полная герметичность и хорошая теплоизоляция;
  • высокий уровень светопропускания (из-за широких рам и частого переплета старых окон в комнатах явно не хватало света);
  • защита не только от холода, но и от зноя (владельцы помнили, что в южной комнате летом бывает очень жарко);
  • удобное открывание с возможностью не только залпового, но и регулируемого проветривания;
  • стойкость к атмосферным воздействиям и простой уход.

Подходящий вариант

Изучив предложения рынка, наши герои остановили свой выбор на окнах из ПВХ-профилей, которые обладали всем набором необходимых качеств и при этом были существенно дешевле конкурентов из дерева.

Отзывы пользователей помогли сделать вывод, что экономия на комплектующих и качестве изготовления себя не оправдывает ни при каких условиях. Поэтому владельцы дачи обратились в проверенную фирму, сотрудничающую с ведущим производителем ПВХ-профилей, немецкой компанией REHAU.

Фирма использовала весь спектр профильных систем и стеклопакетов и могла изготовить окна для любых построек. Для дачного дома вполне подходила 3-камерная система BLITZ монтажной глубиной 60 мм. Эти профили обладают вполне достаточным сопротивлением теплопередаче 0,70 м²·°С/Вт, двумя контурами уплотнения из инновационного вспененного EPDM-материала RAUCELL и сроком службы до 60 лет. При этом видимая ширина профилей (коробка + створка) составляет всего 105 мм, благодаря чему окна пропускают больше света. В ассортименте производителя был широкий спектр изделий, ламинированных под дерево, но владельцы дома остановили выбор на классических белых рамах, которые хорошо сочетались с фасадом домика и при этом были дешевле.

В окнах используется инновационный уплотнитель Raucell из EPDM

Чтобы уплотнитель можно было отличить от подделки, его маркируют логотипом REHAU по всей длине с шагом 50-100 см

Окна решено было укомплектовать высококачественной фурнитурой ROTO NX со встроенной функцией микрощелевого проветривания и элементами Tilt Safe для повышенной взломостойкости в откинутом положении створки. При этом, два фронтонных окна в мансарде, где была спальня внучки и небольшая игровая комната, не забыли оснастить замками детской безопасности, которые не мешают открывать створку для проветривания, но не дают распахнуть ее без ключа.

Сложнее всего оказалось определиться со стеклопакетами. Что предпочесть — простейшее однокамерное изделие или двухкамерное? С обычным стеклом или энергосберегающим? После долгих раздумий было решено установить самые современные стеклопакеты с инновационным мультифункциональным стеклом Energy Light от мирового лидера японской компании AGС. При вполне доступной цене оно имеет важные преимущества перед обычным стеклом: за счёт отражения инфракрасного излучения в обе стороны оно уменьшает теплопотери в холод и защищает комнаты от перегрева в летнюю жару. Кроме того, такое стекло обладает лёгкой зеркальностью, из чего следуют ещё две выгоды: во-первых, окно само по себе, без всяких штор, ограждает от посторонних взглядов, а во-вторых — оконные проёмы не выглядят тёмными провалами на фасаде и дом выглядит более привлекательно.

Основной комплект поставки был уже согласован с фирмой-изготовителем. Но при визите замерщика хозяйке пришла идея заменить маленькое окошко в кухне-столовой на панорамное. Ведь так приятно будет в мае, сидя за обеденным столом, любоваться цветущими яблонями во дворе! Поставщик охотно пошел навстречу, но рекомендовал использовать 5-камерные профили DELIGHT-Design для возможной установки более мощных стеклопакетов, а кроме того, оснастить конструкцию внутренним безопасным стеклом AGС Stratobel, которое намного прочнее обычного, к тому же не рассыпается на острые осколки, а только растрескивается, так как усилено полимерной плёнкой. Узнав о свойствах AGС Stratobel, хозяйка тут же попросила установить такие стёкла и в мансарде, где была детская.


Этапы выбора окна

1. Выбор бренда оконного профиля.
Важно, чтобы производитель профиля был хорошо известен и давно работал на российском рынке. Так как такие компании тщательно следят за соблюдением технологий и рецептурой своих изделий, что гарантирует долговечность рамной конструкции окна.

2. Выбор системы профилей.
Для дачного дома в средней полосе подойдут трёх- или четырехкамерные профили монтажной глубиной 60 мм (BLITZ, TERMO-Design). В коттедже, где проживают постоянно, лучше установить окна из пятикамерных профилей (глубина 70 мм) — GRAZIO или DELIGHT- Design. А максимальное теплосбережение обеспечат профили с шестью и более камерами глубиной от 80 мм, например, INTELIO 80.

3. Выбор стеклопакетов.
Максимальный комфорт и экономия на отоплении/кондиционировании воздуха достигается при установке изделий с мультифункциональным стеклом. А обходятся такие стеклопакеты по цене обычных двухкамерных.

4. Выбор бренда и типа фурнитуры.

Здесь, как и в случае с профилями, европейское происхождение и долгая успешная история бренда являются залогом надежности и стойкости к нагрузкам и коррозии. Даже при остеклении дачного дома лучше не экономить и заказать окна с функцией откидывания створок, которая позволит проветривать помещение без сильного сквозняка. Ступенчатое наклонное открывание обеспечит длительный приток свежего воздуха с регулируемой интенсивностью — эта опция полезна во всех жилых комнатах. Также на даче имеет смысл предусмотреть противовзломную фурнитуру и замки с ключом, которые повысят безопасность жилища. Наиболее продвинутые системы фурнитуры, такие как Roto NX, обеспечивают класс взломостойкости до RC2 даже при откинутой для проветривания створке.

5. Выбор поставщика готового окна.
Это должен быть официальный дилер производителя профиля.

От замера до отделки

Чтобы не ошибиться при замере оконных проёмов, потребовалось демонтировать внутренние наличники, откосные панели и подоконники. Геометрия стен была не совсем правильной, и это тоже пришлось учитывать. Однако современная технология монтажа позволяет варьировать ширину зазоров по периметру рам в пределах 15-60 мм, поэтому никакие дополнительные строительные работы по корректировке проёмов не потребовались.

Дом — каркасно-щитовой, и окна устанавливались между стойками каркаса. Для начала мастера установили в каждый проём так называемую обсадную коробку, служащую для компенсации возникающих деформаций здания. Далее они зафиксировали оконные коробки анкерными пластинами к обсадным коробкам (чтобы крепёж был невидимым), навесили створки и протестировали работу фурнитуры. После этого ещё раз проверили положение окон по уровню и заполнили монтажные швы полиуретановой пеной. Излишки пены не срезали, а дождались образования корочки и аккуратно примяли, благодаря этому шов получился более прочным и стойким к воздействию влаги.

Стандартные размеры окон в типовых домах XX века

Для снятия точных размеров окна и получения достоверной стоимости, мы рекомендуем обращаться в оконные компании вашего региона, потому что:

  • выезд специалиста-замерщика большинстве оконных компаний бесплатен;
  • вы можете быть уверены в точности полученных размеров.

Нестандартные окна

Соответствие стандартным размерам можно наблюдать в современных многоэтажках и коттеджах. Нестандартные размеры прерогатива «хрущевок», старых частных домов, уникальных дореволюционных построек. Для последних, часто приходится заказывать окна с нетипичной формой, как и в ситуации с современными дизайнерскими решениями, где устанавливаются окна арочные, трапециевидные или другой оригинальной формы. Все остальные варианты предполагают отклонение от нормы на +/- 10 см. Для домов хрущевского времени крайне редко подходят стандартные варианты, так как при строительстве заданные руководством нормы редко соблюдались рабочими.

Окна в типовых домах разных времен

Размеры окон в доме можно определить, руководствуясь временем постройки и серией. Такая информация поможет рассчитать стоимость окна, но мало пригодна для изготовления оконной конструкции. Замеры необходимо производить по всем правилам внутри и снаружи, с учетом параметров глубины и обязательно с использованием уровня.

Брежневские дома

«Брежневки» возводились в период с 1965 года по 1975-й. Они могут быть построены из блоков и кирпича, обладают схожей с «хрущевками» планировкой. Отличие в изолированности всех комнат, выходе окон на разные стороны. Стандартные размеры окон в доме брежневского периода известны оконным компаниям. Конструкция с двумя створками имеет размер 1300х1400 мм. В балконных блоках квадратное окно с шириной и длиной 1400 мм, в сочетании с дверью 750х2150 мм. Окно с тремя створками имеет размеры 2100х1400 мм. Погрешности всегда существуют, потому без замеров обходиться нельзя.

Дома времен Хрущева

«Хрущевки» квартиры с маленькой площадью, которые изначально создавались как временное жилье, с расчетом срока службы на 25 лет. Хотя среди таких домов существуют варианты с ресурсом эксплуатации на 50 лет и, согласно экспериментам, способные служить на протяжении 150 лет. Страна застраивалась «хрущевками» начиная с 1958 года, отличительные особенности: шестиметровые кухни, смежные и проходные комнаты, плохая звукоизоляция.

Для окон с двумя створками стандартные размеры в типовых домах равняются 1280х1340 мм. В балконных блоках двери имеют размеры 680х2070 мм и окно с размером 1350х1340 мм. Окно с тремя створками имеет размеры 2040х1500 мм. Здесь важно не забывать о вероятных погрешностях, возникших из-за высокой скорости возведения и плохого контроля над соблюдением стандартов.

Сталинские дома

«Сталинки» вызывают уважение по многим причинам. Толщина стен в таких домах может превышать 1 метр за счет двух кирпичных слоев с уплотнителем в промежутке. Один только демонтаж окна в «сталинке» отнимет много времени, а установка новой конструкции потребует в разы большего опыта, чем в стандартной ситуации. Оконный проем не имеет несущей балки сверху, специалистам приходится монтировать в этом месте брусок.

Широкие откосы и подоконники также создают дополнительные сложности. Точно узнать какой размер окон навскидку невозможно, плюс к этому варьируются формы окна и количество глухих створок. Окна с двумя створками Т-образные, имеют размеры 1500х1900 мм, либо 1250х1800 мм. Владельцам «сталинок» при установке окон часто приходиться задумываться о гармонии с фасадом и использовать ламинированные профили коричневых оттенков.

Установка окон в частном доме: оптимальное расположение, размер и количество

Каждый хозяин собственного дома хочет, чтобы в его жилище всегда было тепло, светло и уютно. Для этого в помещения должно проникать достаточное количество естественного солнечного света. Поэтому еще на этапе проектирования здания необходимо позаботиться о правильном расположении, размерах, формах и количестве окон в каждой комнате.

  • расположение дома (по отношению к сторонам света);
  • количество комнат и то, как они расположены;
  • параметры (размеры) и число оконных проемов.

Грамотно расположенные оконные проемы не просто помогут создать оптимальный внутренний микроклимат. За счет того, что в помещения будет поступать много естественного света, вы сможете существенно сэкономить на обогреве помещений и оплате электроэнергии.

Грамотное расположение оконных проемов по сторонам света

Расположение дома и окон

  • сезона;
  • времени суток;
  • расположения здания и окон по отношению к сторонам света.

Большие окна расположенные на южной стороне дома

Не менее важна и правильная планировка. Для обеспечения наибольшей энергоэффективности дома, комнаты следует располагать таким образом, чтобы уровень их освещенности соответствовал предназначению помещения:

Окна с жалюзи, расположенные на южной стороне дома

    С южной стороны должны располагаться те помещения, в которых люди проводят наибольшую часть времени (детская, гостиная, рабочий кабинет). Не стоит злоупотреблять панорамным остеклением с южной стороны. Попадающие внутрь в большом количестве яркие летние солнечные лучи не только создадут слишком высокую освещенность, но и приведут к перегреву воздуха в комнате. Устанавливая оконные конструкции, отдавайте предпочтение моделям, имеющим стеклопакеты с низким коэффициентом теплоотдачи. Снизить интенсивность солнечного потока помогут жалюзи или роллеты.

Правильное планирование, грамотное расположение оконных проемов обеспечат максимально доступный уровень освещенности, поможет поддерживать в комнатах нужный для их функционала микроклимат, сделать их комфортными как для жильцов дома, так и для их гостей.

Зимой интенсивность светового потока значительно сокращается и перед владельцем дома встает задача максимально сократить теплопотери. При этом следует учитывать, что если летом при наличии больших окон возможен перегрев помещения, влекущий необходимость использования систем вентиляции и кондиционирования, то зимой примерно третья часть тепла покидает жилище через оконные системы. Таким образом, проектирование количества, расположения и размера окон требует соблюдения определенного компромисса между уровнем освещенности и наличием теплопотерь, затратами на отопление и внутренним (внешним) дизайном комнат (всего дома).

Энергоэффективные окна зимой

Энергоэффективные окна зимой

Оптимальное число окон в разных помещениях

Для качественного естественного освещения очень важно не только расположение оконных проемов, но и их число в каждом помещении. Чем их больше, тем более равномерно освещается комната:

  • В больших комнатах профессионалы советуют устанавливать два окна на двух сторонах помещения или в углу на юго-западной стороне.
  • В кухне желательно сделать окно над рабочим функциональным участком.
  • В кладовой и санитарном узле хватит окошка небольших размеров.
  • В узких и удлиненных помещениях наличие только одного окна может привести к тому, что отдаленные от него места будут затемнены. Поэтому для правильного освещения таких комнат нужно устанавливать либо два окна, либо одно окно по центру стены.

Окно над рабочим функциональным участком в кухне

Размеры и форма оконных конструкций

Естественное освещение (солнечный свет) должен поступать в жилище в соответствии со строительными нормами и правилами (СНиП 23-05-95). Этот документ гласит, что чем больше площадь пола, тем больше должна быть площадь остекления. Например, если площадь комнаты составляет 20м 2 , то площадь остекления не может быть меньше 3,5 м 2 , а для мансардных комнат – 2,5м 2 .

Если окна дома выходят в сад с кустарниками и высокими деревьями, перекрывающими солнечный поток, рекомендуется увеличить их площадь. При желании можно даже сделать панорамное остекление во всю стену. В этом случае придется позаботиться о его повышенной теплоизоляции. Выбрав маленькие проемы, вы затемните комнату, зрительно уменьшите ее размеры.

Большое значение для освещенности внутреннего пространства имеет не только расположение окон по сторонам света, но и их высота над уровнем пола. В жилых помещениях (детская, гостиная спальня) этот параметр может составлять 70-100 см. На кухне обычно под окном располагают рабочую поверхность. Чтобы хозяйке было удобно работать, высота стола, а значит и окна над уровнем пола, должна составлять 125 см.

В санузлах, кладовых, котельных, других вспомогательных помещениях, где высокий уровень освещенности не нужен, их поднимают на 130-175 см. от пола.

Пластиковое окно в санузле


Итак, чтобы в вашем частном доме освещение было оптимальным, а микроклимат в комнатах комфортным, еще на стадии проектирования жилья нужно правильно определить расположение, количество, размер и форму окон. Если все сделать грамотно, ваш дом всегда будет теплым, светлым и солнечным.

Читайте также: