Окна на старинных домах

Обновлено: 28.04.2024

Окно справедливо называют одним из важнейших конструктивных элементов здания. Но можно ли себе представить, что оно ровесник колеса? Авторы статьи постарались описать, когда создавались отдельные части окна, как видоизменялась их конструкция и чем руководствовались архитекторы, выбирая конкретный тип окон.

С чего началась архитектура окон?

Каждый человек, наверняка, хоть раз в жизни задумывался, как, кем и когда был сделан первый оконный проём? Самое раннее упоминание об окне датируется II тысячелетием до нашей эры.

Связано оно с древнесемитским мифом о подарке, преподнесенном верховным богом одному из непокорных второстепенных богов: Баал Зевул, бог грома, огня и плодородия, (кстати сказать, прообраз Вельзевула – дьявола в библейской традиции) был силён, отважен и ловок. В некоторых умениях он конкурировал с Верховным Богом. За неумеренную гордыню Верховный Бог обязал его жить на Земле среди людей, для чего возвёл для него золотой замок с серебряными орнаментами. Кроме того, Верховный Бог сделал в стене замка окно.

Это был первый в истории цивилизации оконный проём, который получил названия: «око божье» (окно), «глаз ветра» (window). Человечество высоко оценило первое открытие окна, но средство защиты от агрессии внешней среды было найдено не сразу.

Фото: изображения Золотого мамка Баала Зевула до наших дней не дошли. Но древние люди вполне могли использовать естественные отверстия в сводах пещер как окна. Например такие «Глаза Бога», как в пещере Проходна в Болгарии, @

Фото: изображения Золотого мамка Баала Зевула до наших дней не дошли. Но древние люди вполне могли использовать естественные отверстия в сводах пещер как окна. Например такие «Глаза Бога», как в пещере Проходна в Болгарии, © bgtravel.bg

Архитектура окон – от древности до наших дней

С исторической точки зрения, первое окно было дымоходом. Кстати в России до сих пор сохранились свидетельства существования этого периода в истории окна – бани, которые топятся по-чёрному.

Для создания тяги для огня под каменкой в потолке делали отверстие. После того, как баня набирала нужную температуру, и огонь прогорал, его затыкали ветошью. Дым уходил и через это отверстие и через дверь. Назвать это отверстие окном в прямом смысле нельзя, но как средство проветривания – да.

Кстати сказать, даже сегодня пластиковую оконно-дверную конструкцию можно увидеть у некоторых народов Крайнего Севера – ханты, манси, ненцев и некоторых других. По своим внешним признакам она напоминает лаз, протиснуться в который можно, только встав на четвереньки.

Именно столь необычный способ передвижения под снегом привлёк внимание древнегреческого историка. Интересен тот факт, что даже в столь экзотических конструкциях, как окно-дымоход и окно-дверь, была продумана система ограждения помещения от влияния внешних факторов.

Именно стремление защитить жилище от ветра, холода, солнца, дождя, шума определило всё дальнейшее совершенствование конструкции окна. С развитием цивилизации человек освоил производство стекла и металла, деревопереработку и выделку кожи.

Фото: если перешагнуть через тысячелетия, то можно увидеть бани в Помпеях – первое здание в истории мировой архитектуры, в окна которого (размером 0,9 х 1,2 м) было установлено стекло, ©

Фото: если перешагнуть через тысячелетия, то можно увидеть бани в Помпеях – первое здание в истории мировой архитектуры, в окна которого (размером 0,9 х 1,2 м) было установлено стекло, © gazzettadinapoli.it Именно этот тип окна получил название «средиземноморского». Подобного рода окна можно увидеть в Испании, Греции, Болгарии и других странах.

Таким образом, впервые были созданы деревянные окна, конструктивный принцип которого сохраняется неизменным и по сей день.

В средние века появились «венецианские» окна и «французские» окна и балконы.

Накопление строительного опыта позволило архитекторам менять высоту строения и пропорции зданий. Если в конце 15 века самыми высокими были своды собора Санлисе (17 м), то в 16 веке началось строительство собора в Бовэ со сводами в 48 м высотой.

За основу создания оконных композиций был взят принцип многократного повторения двухчастного венецианского окна, но усовершенствованный и возведённый мастерами в ранг художественного приёма.

Фото: архитектурной вершиной стали окна собора Нотр-Дам в Реймсе (Франция), получившие название «французских», ©

Фото: архитектурной вершиной стали окна собора Нотр-Дам в Реймсе (Франция), получившие название «французских», © funart.pro Сегодня французскими называют любые конструкции, чей световой проём больше обычного.

В России большие окна не пользовались спросом вплоть до середины 19 века. Ситуация изменилась с изобретением русским инженером немецкого происхождения Францем Фридрихом Вильгельмом Сан-Галли (1824-1908) системы водяного отопления. Тепло стало доступно.

Архитектура окон в живописи

Двадцатый век вписал в историю окна самые яркие страницы. Об этом периоде, ведущих разработчиках, важнейших технологиях, инновационных решениях, которые умножили функциональность и эстетичность оконного проёма, читайте в статье: Двадцатый век – время новых прорывов в оконных технологиях.

Художниками всех времён и народов теме окна посвящено немало полотен, отражающих изменение оконных конструкций под веянием времени. Список имён знаменитостей художественного промысла, которые соприкасались с темой исторических типов окон бесконечен: Рембрандт, Рафаэль, Пикассо, Воровский, Тропинин, Каспар Фридрих, Редонто, Салентин, О,брайен, Леди Шалотт, Джефри. Блаас, Средин и многие другие.

Портал ОКНА МЕДИА благодарит создателей художественной галереи на тему: «Окна глазами художника».

Многих из нас неоднократно приходилось видеть так называемые "цокольные" этажи в старых строениях. Они почти полностью ушли под землю, выглядывая на поверхность лишь небольшой верхушкой окна. Официальная история называет это "культурным слоем", но вот сторонники альтернативной истории категорически с этим не согласны.

Я решила написать эту статью, поскольку мне самой эта тема давно уже интересна. Конечно, прежде чем писать, я изучила много информации на эту тема, ознакомившись в разными сторонами вопроса. Но однозначного мнения у меня до сих пор нет, поскольку какие-то детали всё равно остаются неясными.

Но я пришла к однозначному выводу, что история неоднократно переписывалась и какие-то моменты скрывались по необъяснимым для нас причинам. Потом свидетели разных исторических событий умирали, спросить было уже не у кого, и современникам ничего не оставалось делать, как верить тому, что написано в школьных учебниках.

Давайте всё-таки попробуем разобраться, что же могло происходить в нашей истории и что не так с этими цокольными этажами.

Итак, первое, что бросается в глаза, это то, что низ обычных простеньких домов сделан из кирпича или камня, а верх почти всегда деревянный. Странно, не правда ли? Если есть возможность делать из камня, не лучше ли сделать из него дом полностью.

Конечно, скептики объясняют это тем, что дерево просто не пережило бы нахождение в земле и попросту бы сгнило, а вот камень более долговечен. Ну хорошо, допустим. Но ведь также можно обратить внимание, что дома внизу сделаны более более качественно. Окна имеют арочный проём и красивое оформление. Зачем делать такие окно в подвальном помещении?

Кроме того, делать полноценные большие окна в подвальном помещении вообще не целесообразно. В них попадает и дождь, и снег, и грязь. Тем более, что часть, оставленная под землёй, вообще не несёт никакой функции. Не проще ли тогда было сделать маленькое окошко над поверхностью земли?

Кроме того, под землёй оказывались не только полноценные окна, но и полноценные двери, которые особенно хорошо видны при раскопках. Вот, например, здесь отлично видна дверь, расположенная аккурат под той дверью, которая находится над поверхностью. Зачем, спрашивается, было делать дверь в подвальном помещении?

Официальная история может сказать, что это так называемый "культурный слой". Но тогда становится интересно, почему сейчас он не нарастает, а застыл на уровне 150-200 лет назад?

Ещё некоторые говорят, что это просадка грунта. Да, некоторые дома действительно просаживаются, но, во-первых, просаживаются исключительно деревянные дома за счёт подгнивания, а во-вторых, просадка не происходит красиво. При просадке нижние этажи разрушаются, а не остаются ровными и красивыми.

Вот на этом фото изображён именно вариант просадки. Здание ушло под землю по естественным причинам, скорее всего, из-за погнивания, поскольку было полностью деревянным.

На фото хорошо видно, что внизу всё сгнило и "поплыло". Мы же рассматриваем варианты, когда нижние этажи остались в целости и сохранности, что особенно хорошо видно при раскопках.

То есть становится понятно, что официальная история объяснить этого феномена не может, и тогда приходится обращаться к альтернативной.

Что же говорит нам альтернативная история? Есть такая конспирологическая теория, согласно которой от нас скрывают некую катастрофу, которая происходила по разным версиям от 200 до 400 лет назад.

Что именно тогда произошло — неизвестно. Рассматриваются разные версии от ядерной войны до потопа, есть также и те, кто считает, что имели место несколько катаклизмов. Сначала мог быть ядерный взрыв, а он уже, в свою очередь, повлёк за собой наводнения и грязевые потоки, которые часть сооружений превратили в руины, а часть просто завалили.

Эту версию подтверждают многочисленные картины западных руинистов, в частности, Джованни Пиранези, который прославился своими гравюрами и рисунками с изображением заброшенных и разрушенных величественных конструкций.

Примечательно и то, что люди на фоне этих руин выглядят очень маленькими, как будто дворцы остались от более развитых и высоких цивилизаций.

Доказательств "грязевой катастрофы" на самом деле много, просто мы их не замечаем. Например, в Камергерском переулке в Москве над правым входом в здание Московского Художественного театра висит горельеф под названием «Пловец», созданный в 1901 году. Только вот то, что там изображено, совсем не похоже на пловца.

Это похоже на кучу грязи, из которой пытаются выбраться люди, то есть "пловец" тут не один, а несколько. Лиц здесь изображено несколько, причём они так выглядят, слово сейчас погибнут, или уже погибли.

Какие же это пловцы? Тут явно запечатлена какая-то катастрофа.

Существуют и другие доказательства, например, картины Фёдора Алексеева с изображением заброшенной Москвы. Но это уже совсем другая история .

С утра, прежде, чем выходить из дома, мы привыкли оценивать погоду, выглядывая в окно. В детстве родители тех, кто жил в многоэтажках, звали их домой через него же. Настолько привычный элемент, что и внимания уже не обращаем — рамы, форточка, стекло. Ничего особенного. А не задумывались ли вы, когда появилось окно? Ведь в первых человеческих домах, которыми были пещеры, юрты, шалаши, чумы, не было даже намека на окна. Максимум — отверстие в крыше, чтобы уходил дым от костра.

Точно нельзя сказать, когда появились первые проемы в стенах, ставшие прообразами современных окон. В краях, где властвовал теплый климат, их завешивали тонкой тканью.В Древнем Риме обустраивали прямоугольные окна с украшениями внутри. Севернее проемы затягивали рыбьим или бычьим пузырем, делая так называемые волоковые окна. Они носили такое название благодаря задвижному ставню, которым их закрывали — волоку, передвигаемому по пазам. На Руси такие окна вырубали в смежных бревнах, до середины каждого — это позволяло сохранить прочность конструкции. Однако почти до XV века большинство крестьян не делали в домах даже волоковых окон, чтобы сохранить тепло в течение суровой зимы.

Форма окон не везде была прямоугольной: с развитием стеклоделия в Европе и на Руси стали делать круглые оконца. Недаром их названия на некоторых языках имеют прямую отсылку к форме и назначению: везде присутствует "око", от которого и образовалось овальное или круглое "окно". Европейские мастера выдували стеклянный шар, и сплющивали его на медной доске, создавая тем самым пластину. У нас же делали проще — просто выливали расплавленное стекло на большой металлический лист. После застывания получалось довольно толстое круглое окошко диаметром около 30 см. Делали и слюдяные окна: шлифованные кусочки слюды пропускали больше света, нежели толстое и мутное стекло. Но свою прямую задачу выполняли и стеклянные, и слюдяные окна: защищали от непогоды, пропускали свет и служили своеобразными "глазами" жилища. Само название встречается в письменном виде в документах, относящихся примерно к 1090 году.

Стеклянные диски, которые мастера ваяли в те времена, оставили свой след в истории: их потомков теперь можно увидеть в качестве круглых иллюминаторов. На суше круглые окна прижились только в качестве элемента декора, их вытеснили более практичные прямоугольники. А вот на корабле круглое окошко меньше нарушало прочность бортов судна, поэтому не изменило ни форму, ни размер.

В большинстве домов окна размещались на фасаде. Три волоковых окна с течением времени немного изменились: примерно с XIV века центральное окно увеличилось в размерах. Вместо маленького волокового срубы стало украшать большое, красное. Но так как его размер не самым лучшим образом влиял на сруб, то по торцам вырубленного проема крепили прочные косяки. Благодаря этому окно с ними стало называться косящатым. Его богато украшали резьбой, и обычно в доме оно было только одно — два и более встречались редко даже в XVIII веке. Стекло для окон было очень дорогим, поэтому в деревнях обходились пузырями и слюдой, кусочки которой сшивались между собой при помощи конского волоса ("шитухи"), или скреплялись металлическими пластинками. В центре рамы помещали самый большой кусок, и вокруг него как бы "наращивали" полотно. С XVII века слюдяные окна немного разнообразили: в ход пошли краски, которыми расписывалась слюда. Сквозь такое окошко в дом попадал не простой свет: солнечный луч раскрашивал весь дом, и поэтому окно стало красивым, красным.

В домах побогаче хозяева устанавливали определенный тип окон для каждого этажа. Например, горница могла похвастать сразу двумя красными окнами, а если в ней прорубалось и третье, то она превращалась в светлицу. Комната с большим количеством света становилась настоящей женской обителью, потому что там было сподручнее всего заниматься рукоделием. Само собой, устраивали такую комнату только в женской половине дома. Если же был и третий этаж, то в нем все стены снабжались красными окнами. По итогу большие окна вытеснили волоковые, и последние нашли свое пристанище в банях и на чердаках.

Холодная зима легко могла выстудить помещение из-за большого количества и размера окон, поэтому их закрывали вставнями: обитые сукном щиты вставлялись в раму снаружи, и защищали дом от ветра и холода. На петли их начали навешивать уже позднее. В самом помещении обитатели дома тоже стремились "утеплиться": щиты, обтянутые войлоком, вставляли в окна изнутри. Для красоты, уюта и дополнительной защиты делали завеси из легкой ткани, закрывающие окно со стороны комнаты.

Но то в России. Раньше наши зимы давали 40 очков форы европейским, да и сейчас сибирские морозы снятся привыкшим к теплу иностранцам в кошмарах. В средневековых замках делали узкие окна, которые впоследствии заменили высокие арочные проемы, сверкающие разноцветными витражами. К XV веку популярность набрало венецианское окно, состоящее из двух частей, соединяющихся вверху общей аркой и разделенное по центру вертикальной колонной.

Следующим витком в оконной моде стал стиль барокко, благодаря которому вошедшие уже в обиход прямоугольные проемы сменили форму на круги и эллипсы. Чем тоньше и прозрачнее было стекло, тем больше его ценили: витражи оставили только как элемент декора в некоторых зданиях. Затем окна стали открываться, появились двойные рамы, совершенствовался и вбирал в себя все новые элементы декор.

В России тоже не отставали от европейцев, и в XVIII веке каждая десятая помещичья усадьба щеголяла богато оформленными оконницами. Однако стекло стоило очень дорого, а потому все, кто жил на уровне среднего дохода и ниже, довольствовались красными, а то и волоковыми окошками.

Facebook Если у вас не работает этот способ авторизации, сконвертируйте свой аккаунт по ссылке ВКонтакте Google RAMBLER&Co ID

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Оконные рамы старинных домов Орла.

Моей "музе" посвящается. :0)))

Оконные рамы, пожалуй, самая незаметная деталь убранства старинных деревянных зданий. Из всех частей дома, на них реже всего обращают внимание, меньше всего ценят. Между тем это такая же важная часть декора здания как карниз или наличник.



1.
Рассуждения об орловских рамах

Вид, форма окон и их рам обычно диктовались архитектурной модой и стилем, замыслом архитектора или заказчика, сложившейся веками традицией. В каменных постройках Орла встречаются самые замысловатые формы окон: треугольные; круглые; арочные – с закругленным верхом и готические (с заостренным); шестигранные; разнообразных текучих модерновых форм и т.д. Разнообразием отличались окна орловских храмов, где кроме необычной формы оконного проема всегда были тонкие внутренние переплеты рам.

2.Иверская церковь. Современные рамы повторяющие облик старых.

В деревянном же зодчестве форма окон и как следствие внешний контур рам, в основном были консервативными, прямоугольными. Внутри такая оконная рама обычно делилась на три части: верхняя неподвижная и две нижние открывающиеся створки. Иногда к ним прибавлялась еще и форточка, которая могла быть на одной из створок или в верхней, неподвижной части. Встречались в деревянных домах рамы, поделенные на большее количество частей, но довольно редко. Однако и такую, казалось бы, простую форму окна, старые мастера умудрялись сделать декоративной, придать ее силуэту сложность и гармоничность.
Излюбленным мотивом для «усложнения» оконных рам у зодчих Орла была так называемая лучковая арка. Форму арки с таким слегка закругленным верхом могли придать и самому оконному проему. Как, например, в доме №62 по улице Карачевской, где такую форму имеют и рама и наличник.

Но чаще проем, и внешний контур рамы оставались прямоугольными, а закругляли внутренние ее деления, куда непосредственно вставлялись стекла. Если присмотреться то на более чем половине орловских деревянных домов, где сохранились подлинные окна, можно увидеть закругленную внутреннюю сторону верха рамы, нижних открывающихся створок и даже форточки.

Возникновение оконных рам с мотивом лучковой арки в прямоугольном оконном проеме относят к середине ХIХ началу ХХ века, но возможно они появились гораздо раньше. Похожие рамы изредка встречаются и в соседних областях, к примеру Тульской, архитектуре Поволжья, но там обычно закругляли только верхушку окна или ее внутреннюю строну. Решенные же подобным образом створки и форточки в известной мне литературе и альбомах не попадались.
Описывать все возможные варианты "лучковых" рам нет смысла. Лучше показать некоторые из них .

Конечно, далеко не все окна орловских зданий были с такими «закруглениями», в старых деревянных домах встречается немало как обычных прямоугольных рам, так и необычных.

12. Странные рамы, так и не поняла новые они или старые.

Бывают и исключения. Рама в этом доме новая, но форма проема сохранилась.

Кроме того, стараясь сделать оконные рамы красивыми, их могли не только «закруглить», но и дополнить накладными резными элементами. Сегодня большинство из таких резных украшений утрачено из-за своей хрупкости. Редкое исключение – каменный дом №53 на улице Московской, где открывающиеся створки окон украшены такими резными накладками.

Безусловно, зодчие, создавая дом как единый декоративный ансамбль, продумывали в нем каждую мелочь, в том числе и оконную раму, ее форму, вид и размер. И рама, с «закруглениями», резными накладками, аккуратными штапиками и изящными оконными ручками и шпингалетами, безусловно, делалась неспроста, а была важной частью замысла. Она играла роль дополнительной декоративной детали окна, приложения к резному наличнику и ставням. Ее ценность для гармоничности убранства дома можно оценить там, где прежние окна заменили на другие, более простые по форме.

Даже в том случае, когда окно сменили не на пластиковый стеклопакет, который не формой не цветом не сочетается со старинными стенами, а на хорошо сделанную деревянную раму, дом сразу теряется без прежнего «лучкового» окошка и выглядит осиротевшим.

В старой деревянной архитектуре старательно избегавшей прямых углов и простых решений, современная прямоугольная рама смотрится чуждым, инородным элементом.

Еще одно окно интересное с точки зрения нашей сегодняшней темы, сохранилось на улице Энгельса №5. Это необычное для орловских двускатных крыш слуховое окошко, в форме шестиугольника поделенного внутри на много маленьких частей.

И в том и в другом случае слуховые окна почти не имеют резного обрамления, и вся их красота и изящество заключены в тонкой ажурной раме.

Маленькие «световые» окошки над входными дверями, были совершенно необходимы до эпохи повсеместного использования электричества. Их делали для естественного освещения темного коридора за дверью, когда других окон там не было.

25.
Признаю свою ошибку, каюсь, не для козырька эта дырка, а для света. :0))

Остальные «световые» окошки Орла заметно больше.

Самые красивые из виденных мною, представляют собой несколько примыкающих друг к другу лучковых арок, треугольников или ромбов.

Как и рам в слуховых окнах, целых световых окошек над дверями сегодня в Орле остались считанные единицы.

Мне часто доводилось слышать, что подлинная культура видна не в творениях отельных гениев, не в произведениях высоких жанров искусства, а в мелочах. Именно необязательные и малозаметные мелочи определяют уровень развития общества. Умение сделать если не произведением искусства, то, по крайней мере образцом умелого ремесла, даже такую незамысловатую деталь дома как оконная рама, постоянное стремление к совершенству, делает честь нашим совсем еще недавним предкам.
И поэтому мне очень жаль, что подлинных рам столетней давности в Орле остается все меньше и меньше. Сами старинные дома давно стали уходящей натурой в Орле, а уж такие их детали как оконные рамы, тем более. А вместе с ними уходит и часть той подлинной культуры заключенной в мелочах, кажущихся неважными.

Куликов В.В. Тульские деревянные кружева. – Приокское книжное издательство, 1981

Скворцов А.П. Русская народная пропильная резьба. - Л.. Художник РСФСР. 1984.

P.S. Ну и как обычно, если кто-то из читающих мою запись обнаружит в ней какие либо ошибки, неточности, что-то из написанного покажется странным или непонятным прошу написать об этом в комментарии. Буду очень благодарна.

Кто не помнит бумажные ленты, которыми заботливо заклеивались школьные и домашние окна в преддверии холодов в далеком советском прошлом? Или ватин, которым прокладывались двойные деревянные рамы, с серебристыми блестками или «дождиком» поверху, застревавшими там в Новый год ровно на двенадцать месяцев, до следующего декабря? Старые скрипучие окна, как и доставшиеся нам в наследство от эпохи СССР жилье - «хрущевки» и «брежневки», принято больше ругать, чем поминать добрым словом. Но так ли далеко мы ушли от советской типовой застройки на самом деле? Историю градостроительства великой страны и ее отголоски в современном жилищном строительстве прослеживает портал ОКНА МЕДИА.

Жилье в СССР: родные окна и спасительные метры

фото: газетная страница из прошлого наглядно повествует от чего и куда планировалось идти

Мало кто помнит сейчас, за исключением специалистов, что идея постройки миллионов квадратных метров, заключенных в правильные кубические формы, лишавших любого новосела права казаться особенным, в действительности спасло миллионы людей, оставшихся без крыши над головой в послевоенные годы. Претензия на индивидуальность прагматично заменялась «социальной гарантией» - обеспечить каждого труженика советской страны энным числом обязательных квадратных метров личного пространства и причитающихся им удобств.

фото: страница из прошлого наглядно повествует от чего и куда планировалось идти при новой застройке

фото: мечта шестидесятников - квартира с новой обстановкой

В эти удобства входили не только диковинный для многих, переживших войну, персональный санузел и душ, а часто и ванная, но и то, что принято называть красивым словом «инфраструктура»: шаговая доступность транспорта, библиотек, школ, кинотеатра. «Точкой отсчета» был житель каждой квартиры. По отношению к нему делались все замеры в окружающей среде.

фото: мечта шестидесятников - квартира с новой обстановкой в минималистском стиле

Заметим, что жилье строилось с учетом ожидаемой «нагрузки»: возникавшие тут и там новые районы должны были отвечать многочисленным нормам, стандартам и ГОСТам, в частности это касалось такого параметра, как плотность населения. Микрорайон должен был располагаться между магистралями и не пересекаться ими в целях безопасности маленьких жителей – ребенок, по замыслу проектировщиков, должен был иметь возможность без малейшего риска для жизни сам дойти до ближайшего детского сада или школы в случае необходимости.

фото: одна из мастерских в Институте Генплана Москвы в 50-е годы

Временное жилье в эпоху индустриализации

фото: одна из мастерских в Институте Генплана Москвы в 50-е годы

Важно отметить, что блочное пятиэтажное жилье возводилось как «временное» с перспективой его сноса и постройки нового, более комфортабельного варианта. Маломерные «распашонки» с крохотными кухнями позволяли быстро расселить сотрудников НИИ, заводов, фабрик из бараков вокруг предприятий, которые, начиная с 30-х годов двадцатого века росли как грибы после дождя, согласно установке партии на индустриализацию и массовое переселение жителей деревень в города. Квартирное советское строительство, однако, по ряду причин начало бурно развиваться не в тридцатые, а лишь в послевоенные пятидесятые и шестидесятые.

фото: так должен был выглядеть центр Москвы согласно проектам 34-го и 44-го годов

Всесоюзное совещание строителей в 1954 году определило новый курс на экономное и эффективное строительство. В Скандинавию и Германию для получения необходимого опыта были направлены соответствующие специалисты, они же переводили нужные зарубежные работы и помогали адаптировать европейский опыт к советским реалиям. На тот период соотношение жилого и нежилого строительства было 100 к 50 против современных 100 к 20-25, что обусловливалось бурным возведением промышленных предприятий почти в каждом городе страны.

фото: так должен был выглядеть центр Москвы согласно проектам 34-го и 44-го годов

фото: схема зеленых районов юго-запада Москвы в 1960-е годы

Романтичные эскизы городов будущего, которые страстно и самозабвенно рисовали архитекторы конструктивистских двадцатых, так и остались мечтой и почвой для вдохновения. На смену авангардным изыскам пришел Генплан, который четко и скрупулезно предусматривал, где, кому и сколько жилья нужно построить.

фото: схема зеленых районов юго-запада Москвы в 1960-е годы (из книги Ожегова С. С.)

Госплановский размах был прерван крушением СССР. Скажем, предусмотренная им замена «хрущевок» и «брежневок» на обновленные альтернативы так и не состоялась в положенные восьмидесятые по причине того, что страна была занята другим. Ее руководство занимало самоопределение и демократические ценности.

фото: дома-стены в одном из микрорайонов Риги

Хрущевки и дома-корабли советского прошлого

фото: дома-стены в одном из микрорайонов Риги

фото: типовые пятиэтажки

Пятьдесят лет назад советские проектировщики брали на вооружение идеи самых прогрессивных архитекторов, которые бы могли помочь в решении насущных, прагматичных задач. Здесь можно увидеть и отголоски «жилищных комбинатов» двадцатых годов с их продуманным «набором» опций для каждого жильца, и прообраз «города-сада» Э. Говарда, писавшего в своей книге о городах без трущоб, и прототип «рабочих городков» Э. Мая, родом из тридцатых, где уже явно прослеживается контур всем знакомых микрорайонов современности. Не стоит забывать и о влиянии идей швейцарца Корбюзье, работавшего в СССР в начале 30-х годов: он вдохновлялся идеей дома-корабля, где вся жизнь протекает на усеянных многочисленными развлечениями и культурно-спортивными центрами «палубах»-улицах, а в «каюты»-квартиры жители отправляются только для того, чтобы выспаться. Метраж советского квартирного наследия заставляет возвращаться к образу «кают» Корбюзье постоянно.

фото: типовые пятиэтажки

фото: дома советской эпохи из

В арсенале советской застройки оказались не только типовые пятиэтажки. В шестидесятые и семидесятые годы жилищный ассортимент, особенно в бывших республиках Союзах, где зачастую было больше возможностей для экспериментов в силу удаленности от Центра, пополнился многоэтажными кирпичными башнями. Причем в ход шел не только белый, но и «элитный» красный либо желтый кирпич, что вносило разнообразие в однотонные экстерьеры советских улиц. Наряду с точечными зданиями популярностью стали пользоваться так называемые многосекционные постройки, или дома-«стены» (они же дома-«корабли»), - пяти-, девяти- и двенадцатиэтажные. Среди новых домов можно было найти и «небоскребы». Так в Риге был построен 23-этажный дом из литого бетона, в основе проекта которого лежала французская разработка. В свое время этот дом считался лучшим на территории всего Союза.

фото: дома советской эпохи из "модного" желтого кирпича

Постепенно стало возникать и расти кооперативное строительство, которое допускало индивидуализированные архитектурные решения, в рамках установленных норм. «Кооперативный» дом всегда было легко определить по отличиям в этажности, материале либо по фасадным особенностям.

фото: современные микрорайоны еще ближе к идеям Корбюзье, чем проекты прошлого

Окна на стену: девелоперы вместо Генплана

фото: современные микрорайоны еще ближе к идеям Корбюзье и Мая, чем проекты прошлого

фото: на смену коммуналкам пришло

Коммерческое современное строительство последних десятилетий, развернувшееся после смерти эпохи «социальных гарантий», тем не менее почти во всем базируется на идеях, проработанных и сведенных в единую систему, архитекторами пятидесятых. Пожалуй, мы приобрели большую свободу в выборе – за свои деньги, разумеется. Жилье стало более комфортабельным, при условии, что обои не начнут отклеиваться, а потолок осыпаться из-за «минимизации расходов» застройщика. Метраж, безусловно, вырос и варьируется практически до бесконечности. Старые скрипучие окна заменили изящные и уже привычные белоснежные ПВХ-окна или алюминиевые конструкции. Панорамное остекление, о котором мало кто мог мечтать тридцать лет назад, простирается на самые прекрасные горизонты вширь и ввысь.

фото: на смену коммуналкам пришло "уплотнение" на уровне возведения все новых зданий

фото: застройка становится все более плотной и напоминает пчелиные соты

Правда, лишь до тех пор, пока практичному девелоперу в обход Генплана, который давно позабыт не придет в голову освоить территорию старого парка непосредственно напротив и не разрыть котлован под новый поражающий воображение проект под красивым впечатляющим названием. Или - городское правительство не сочтет целесообразным проложить новую трассу прямо под окнами новостройки, квартиры в которой продавались под лозунгом самого тихого и экологичного района. Правил и гарантий нет никаких. Тогда панорамное остекление и прекрасные окна будут выходить уже не на обширные горизонты и жить придется в неожиданных декорациях. Либо, как вариант, отстаивать свое право на оплаченную зеленую зону в суде.

фото: сегодня застройка становится все более плотной и напоминает пчелиные соты (г. Красноярск)

Станет ли процесс градостроительства реально плановым и управляемым, покажет время, но то, что он и жители города нуждаются именно в таком строительстве - несомненно. Отчасти на усиление подконтрольности качества застройки должен сработать закон об обязательном применении BIM-технологий. Но этого явно недостаточно. Одно точно: и потребитель, и рынок, в том числе и рынок окон, только выиграют от соблюдения норм и стандартов: именно следование им определяет качество жилья за рубежом, и именно они помогали строить районы, которые формируют пространство наших городов до сих пор.

Портал ОКНА МЕДИА рекомендует прочитать: Жертвы перестройки: летающие балконы
Оконщикам спутает карты перенос утверждения генплана Новой Москвы

Читайте также: