Оформление стены в уголке природы в детском саду

Обновлено: 04.05.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Видеолекции для
профессионалов

  • Свидетельства для портфолио
  • Вечный доступ за 120 рублей
  • 311 видеолекции для каждого

Содержание уголка природы

Первая младшая группа.

Живые растения: обильно цветущие, эффектные, с яркоокрашенными, сравнительно крупными листьями, интересные для наблюдений; за такими растениями малыши способны ухаживать. Это комнатные растения 3-4 видов по 2-3 экземпляра, с крупными кожистыми листьями, типичным прямостоячим стеблем, крупными, яркими цветками.

Правильно подобранные растения делают возможным, проведение наблюдений (узнавать его), знакомство с некоторыми признаками живого.

Сезонные растительные объекты

• яркие, крупные овощи и фрукты (муляжи);

• шишки (сосна, ель) и др.

Временные объекты
Осень:

а)букеты осенних цветов вазах;
б) Цветущие растения цветника (астры, хризантемы и т.д.)

а) ящики с посадками (лук, овес и т.д.)
б) ветки деревьев и кустов в вазах;
Весна:

а) ветки деревьев и кустарников в вазах;
б) ящики с рассадой;
Лето:

а) букеты цветов в вазах;

Простейшие календари природы - картинка с изображением времени года, 4 картинки с изображением типичных для сезона состояний погоды. Дидактическая кукла, одетая по сезону.

Макеты (плоскостные и объёмные): «Кто живёт в лесу», «Во дворе у бабушки» (домашние животные)

Музейные и коллекционные материалы: разнообразные причудливые камешки, раковины,. Корзинка «времена года» (фрукты, овощи – осенние дары природы).

Наглядный иллюстративный материал: набор картинок с изображением птиц (курицы, утки, голубя, воробья, синицы, снегиря); набор картинок с изображением животных (собаки, кошки, коровы, лошади, зайца, лисы, медведя и др.); книги с иллюстрациями, на которых изображены животные; альбомы «Времена года»; дидактические игры.

Инвентарь: лейки для полива комнатных растений, маленькие деревянные лопатки для уборки снега, пластмассовые ведёрки.

ЛАБОРАТОРНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ

• сосуды для воды;

• песочница и мини-бассейн, наборы игрушек к ним;

• различные резиновые и пластмассовые игрушки для игр с водой;

• зеркальца для игр с солнечным зайчиком.

ПРОСТЕЙШИЕ ПРИБОРЫ И ПРИСПОСОБЛЕНИЯ

• «ящик ощущений» («волшебный сундучок», «чудесный мешочек»);

• сувениры из прозрачного материала со струящимся песком, водой;

• «шумящие коробочки», коробочки те же, но внутри у них семена или другие природные материалы разного размера, издающие разные звуки (задача ребёнка - подобрать похожие по звучанию).

Содержание уголка природы

2-я младшая группа.

Живые растения: обильно цветущие, эффектные, с яркоокрашенными, сравнительно крупными листьями, интересные для наблюдений; за такими растениями малыши способны ухаживать. Это комнатные растения 4-5 видов по 2-3 экземпляра, с крупными кожистыми листьями, типичным прямостоячим стеблем, крупными, яркими цветками. Можно выбрать из предлагаемого списка: герань зональная, аспидистра, бегония вечноцветущая, фуксия гибридная, амаралис гибридный (гиппеаструм), амазонская лилия, кливия, колеус (крапивка), бальзамин (огонёк), гортензия, хризантема.

Правильно подобранные растения делают возможным применение простейшего детского труда (мытьё широких кожистых листьев, полив), проведение наблюдений (умение узнавать части растения, воспринимать его красоту, знакомство с некоторыми признаками живого).

Сезонные растительные объекты : зимний огород (посадки лука, овса, проращивание гороха, бобов – для проведения наблюдений и подкормки животных); яркие, крупные или необычной формы овощи и фрукты; букеты из декоративных растений (астры, хризантемы, тюльпаны, гвоздики и др.); семена, плоды (жёлуди, тыквенные семечки), шишки (сосна, ель) и другие.

Временные объекты
Осень:

а)букеты осенних цветов вазах;
б) Цветущие растения цветника (астры, хризантемы и т.д.)

а) ящики с посадками (лук, овес и т.д.)
б) ветки деревьев и кустов в вазах;
Весна:

а) ветки деревьев и кустарников в вазах;
б) ящики с рассадой;
Лето:

а) букеты цветов в вазах;

Простейшие календари природы - картинка с изображением времени года, 4 картинки с изображением типичных для сезона состояний погоды. Дидактическая кукла, одетая по сезону.

Макеты (плоскостные и объёмные): «Кто живёт в лесу», «Во дворе у бабушки» (домашние животные), «Что растёт на лугу».

Музейные и коллекционные материалы : разнообразные причудливые семена, камешки, раковины, коллекции осенних листьев, другие объекты природы. Корзинка «времена года» (фрукты, овощи – осенние дары природы).

Наглядный иллюстративный материал : набор картинок с изображением птиц (курицы, утки, голубя, воробья, синицы, снегиря); набор картинок с изображением животных (собаки, кошки, коровы, лошади, зайца, лисы, медведя и др.); книги с иллюстрациями, на которых изображены животные; альбомы «Времена года»; дидактические игры.

Инвентарь : лейки для полива комнатных растений, маленькие деревянные лопатки для уборки снега, пластмассовые ведёрки.

ЛАБОРАТОРНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ

• сосуды для воды;

• песочница и мини-бассейн, наборы игрушек к ним;

• различные резиновые и пластмассовые игрушки для игр с водой;

• зеркальца для игр с солнечным зайчиком.

ПРОСТЕЙШИЕ ПРИБОРЫ И ПРИСПОСОБЛЕНИЯ

• «ящик ощущений» («волшебный сундучок», «чудесный мешочек»);

• сувениры из прозрачного материала со струящимся песком, водой;

• «шумящие коробочки», коробочки те же, но внутри у них семена или другие природные материалы разного размера, издающие разные звуки (задача ребёнка - подобрать похожие по звучанию).

Содержание уголка природы

Средняя группа.

Комнатные растения : к 4-5 видам, имеющимся в младшей группе, добавляются 1-2 новых вида, с учётом следующих требований:

- поверхности и размеров листьев (гладкие, опушённые, мелкие, с небольшими зубчиками),
- способов очищения листьев (гладкие моют губкой, мелкие опрыскивают из пульверизатора, опушённые протирают влажной кисточкой и т. п.).
- величины и формы листьев, стеблей (тонкие, толстые, продолговатые, округлые и др.);
- способов полива (например, луковичные, розеточные, клубневые требуют полива в поддон);
- видов одного рода – герани, бегонии, фуксии.

Выбор новых видов зависит от того, какие растения были у этих детей в младшей группе. Например: младшая группа – фуксия гибридная, фикус эластика, бальзамин-огонёк, герань зональная; средняя группа – все растения младшей группы плюс герань крупноцветковая, бальзамин и фиалка узумбарская.

б) Предпочтение отдаётся обильно и эффективно цветущим видам и видам с яркоокрашенными листьями.

в) Каждый вид должен быть представлен несколькими экземплярами для сравнения, желательно иметь сортовые разновидности, например: фиалки с разной окраской цветков («фиалковая поляна»), ампельные (свисающие) растения, которые обильно цветут и образуют великолепные цветочные каскады (колокольчики голубые и белые, бегония и герань ампельные, восковой плющ, клеродендрум);

г) За растениями, которые используются не в учебных, а в оформительских целях, ухаживает воспитатель, иногда привлекая к уходу за ними и детей.

д) Желательно наличие различных видов аквариумных растений - плавающих на поверхности, в толще воды, укореняющихся в грунте.

Сезонные растительные объекты : зимний огород (посадки лука, чеснока, укропа, петрушки, гороха, фасоли, бобов, овса, пшеницы и др.); овощи и их части для проведения опытов (верхушки моркови, свеклы; внесённые с участка декоративные растения: капуста кольраби, тыквы и кабачки для выставки); перенесённые с участка цветущие осенью декоративные растения (астры, бархатцы, хризантемы); рассада цветов, выгонка тюльпанов; сезонные декоративные растения в композициях-букетах.

Временные объекты
Осень:

а)букеты осенних цветов в вазах;

б) Цветущие растения цветника (астры, хризантемы и т.д.)

а) ящики с посадками (лук, овес и т.д.)

б) ветки деревьев и кустов в вазах;

а) ветки деревьев и кустарников в вазах;

б) ящики с рассадой;

а) букеты цветов в вазах;

Календарь природы из четырёх блоков:

1. Картина сезона, модели года и суток.

2. Календарь с моделями-значками (ясно, пасмурно, дождливо и т. п.) и указывающей на них передвигающейся стрелкой.

3. Наглядно-схематическая модель наблюдений за птицами.

4. Рисунки детей по теме «Природа в разные времена года».


Макеты леса, поля, луга, водоёма, муравейника, птичьего двора, парка, зоопарка; сезонные макеты (например, зимнего леса).

Музейные и коллекционные материалы : корзинка «времена года» (семена, плоды, шишки разных растений, в том числе экзотических (кокосовый орех, хвойные шишки из южных регионов и т. п.).

Наглядный иллюстративный материал: картины «Времена года» в зависимости от сезона; наборы картинок по темам: «Животные», «Птицы», «Растения» и др., альбомы: «Домашние животные», «Дикие животные», «Животные уголка природы»; дидактические игры.

Инвентарь : лейки для поливки комнатных растений, тазики для воды, тряпочки, клеёнки, мерные ложки для корма животных, палочки для рыхления, пульверизатор, щётки, баночки с кормами и поилки, ящики и стаканчики для посадки рассады .

ЛАБОРАТОРНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ

• песок разного цвета;

• сосуды для воды;

• песочница и мини-бассейн, наборы игрушек к ним;

• материал для изготовления цветного льда;

• материал для «рисования» цветным песком (по типу песочных часов);

• материал для игр с мыльной пеной;

• различные резиновые и пластмассовые игрушки для игр с водой;

• предметы для игр с тенью;

• зеркальца для игр с солнечным зайчиком.

ПРОСТЕЙШИЕ ПРИБОРЫ И ПРИСПОСОБЛЕНИЯ

• «волшебные очки» - цветные «стёклышки» из пластмассы;

• «ящик ощущений» («волшебный сундучок», «чудесный мешочек»);

• сувениры из прозрачного материала со струящимся песком, водой;

• игрушки в закрытой прозрачной ёмкости с водой;

• «снег» из мелких кусочков плотной фольги или хлопьев белого цвета («снежный буран»);

• «душистые коробочки», сделанные из контейнеров от «киндер-сюрприза» (в них проделаны мелкие отверстия, внутрь помещены вещества со знакомыми детям и новыми для них запахами - мята, полынь, пряности, апельсиновые корочки и др.

«шумящие коробочки», коробочки те же, но внутри у них семена или другие природные материалы разного размера, издающие разные звуки (задача ребёнка - подобрать похожие по звучанию).

Различные игры - вкладыши с формами листьев, плодов, семян, цветов.

Содержание уголка природы

Старшая группа.

Комнатные растения : к имеющимся в средней группе добавляют 1-2 новых вида (всего 6-7 видов по 2-3 экземпляра), чтобы в уголке были растения:

- разных экологических условий (из пустыни, влажного тропического леса, субтропиков);
- с разнообразными типами стеблей (вьющимися, лазящими, древовидными, утолщёнными, ребристыми и т. д.);
- с разнообразными листьями (по размеру, по форме, окраске, характеру поверхности);
- с различным расположением листьев (очередным, супротивным – парные, мутовчатые);
- разных видов уже имеющихся родов (герани, бегонии, фикуса, традесканции, плюща);
- с выраженным периодом покоя (цикламен, глоксиния, амариллис).

Предпочтение отдаётся обильно цветущим видам, создающим красочный уголок.

Сезонные растительные объекты:

- зимний огород (те же объекты, что и в средней и младшей группах; тепличка для размножения растений черенками; рассада цветочных и овощных растений; разнообразные экспериментальные посадки).

Временные объекты
Осень:

а)букеты осенних цветов в вазах;
б) Цветущие растения цветника (астры, хризантемы и т.д.)
в) Поделки детей из природного материала;
Зима:

а) ящики с посадками (лук, овес и т.д.)
б) ветки деревьев и кустов в вазах;
в) Экибаны, поделки детей.
Весна:

а) ветки деревье и кустарников в вазах;
б) ящики с рассадой;
в) букеты разноцветущих растений (верба, цветы и т.д)

Лето:
г) букеты цветов в вазах;

Календарь природы (более сложный) состоит из четырёх блоков:

1. Картина сезона

2. Календарь с моделями-значками (Обозначение погодных явлений с помощью условных изображений (6-7); определение времени (день, неделя, месяц, время года)

3. Наглядно - схематическая модель наблюдений за птицами.

4. Рисунки детей по теме «Природа в разные времена года».

Макеты : часть из них – такие же, как в средней группе; новые макеты природных ландшафтов разных регионов (Арктики, пустыни, тропического леса), альпийской и мексиканской горок, моря, природных достопримечательностей родного края (заповедников, заказников и т. п.).

Музейные и коллекционные материалы : коллекции почвы, горных пород и минералов, семян, плодов, шишек, камней, глины, мела, раковин моллюсков, коры и древесины, перьев птиц, изделий из дерева разных пород и т. п.

Наглядный иллюстративный материал : набор картинок с изображением домашних и диких животных, животных жарких стран и т. д., птиц, книги с иллюстрациями, на которых изображены животные, дидактические игры, альбом «Времена года», рисунки и поделки детей.

Инвентарь : лейки для полива комнатных растений, тазики для воды, тряпочки, клеёнки, мерные ложки для корма животных, сачок для ловли рыб, палочки для рыхления, ножницы для обрезки растений, пульверизатор, ящики и стаканчики для посадки рассады.

ЛАБОРАТОРНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ

Тот же, что и в младшей группе (основа подбора - интерес, уровень знаний детей).

• земля и глина разного цвета и качества;

• оборудование для игр и экспериментов с водой, снегом, льдом;

• для игр с мыльной водой и пеной;

• для игр со светом;

• некоторые пищевые продукты (сахар, соль разного цвета);

ПРОСТЕЙШИЕ ПРИБОРЫ И ПРИСПОСОБЛЕНИЯ

• разные термометры, в том числе и тактильные;

• «волшебные очки» - цветные «стёклышки» из пластмассы;

• «ящик ощущений» («волшебный сундучок», «чудесный мешочек»);

• сувениры из прозрачного материала со струящимся песком, водой;

• игрушки в закрытой прозрачной ёмкости с водой;

• «снег» из мелких кусочков плотной фольги или хлопьев белого цвета («снежный буран»);

• «душистые коробочки», «шумящие коробочки» и др.

Содержание уголка природы

Подготовительная группа.

Комнатные растения : рекомендуется иметь 6-7 разновидностей, с учётом того, что это должны быть растения:

- приспособленные к разным условиям среды, имеющие разные потребности в свете: светолюбивые – листья ориентированы на свет, окраска листьев пёстрая или ярко-зелёная (герань, цикламен и др.); теневыносливые – листья тёмно-зелёные, ориентация на свет не очень выражена (аспидистра, эухарис, кливия, плющ восковой); влаголюбивые – листья нежные, быстро вянут (традесканция, бальзамин, колеус); засухоустойчивые – листья опушены или с колючками, многие имеют восковой налёт, стебли и листья часто толстые (толстянковые, алоэ, гаворция (хаворт));

- дающие плоды (перец, лимон, гранат);

- имеющие разные способы размножения: семенами (цикламен, петушиный гребень – целозия, бальзамин однолетний и др.); луковицами (выскочка, амариллис и др.); клубнями (глоксиния, ахименес и др.); делением куста (аспарагус, фиалка); листовыми черенками (фиалка, бегонии, сансевиерия); стеблевыми черенками (фуксия, колеус, традесканция); «усами» (камнеломка, хлорофитум, у которого усы расположены на цветочных стрелках); «живородящие» растения (бриофиллум);

- лекарственные и фитонцидные (можжевельник, алоэ, каланхоэ и др.).

Желательны сезонные композиции с использованием живых растений цветников, выполненные в разных художественных стилях (икебана, немецкий букет и др.).

Сезонные растительные объекты:

- растения, перенесённые в помещение из цветника, огорода вместе с почвой (например, перец, декоративная капуста).

Временные объекты
Осень:

а)букеты осенних цветов в вазах;
б) Цветущие растения цветника (астры, хризантемы и т.д.)
в) Поделки детей из природного материала;
Зима:

а) ящики с посадками (лук, овес и т.д.)
б) ветки деревьев и кустов в вазах;
в) Экибаны, поделки детей.
Весна:

а) ветки деревье и кустарников в вазах;
б) ящики с рассадой;
в) букеты разноцветущих растений (верба, цветы и т.д)

Лето:
г) букеты цветов в вазах;

Календарь природы наиболее сложный по содержанию и способу фиксации наблюдений за ростом и развитием растений, погодой; разнообразные модели календаря наблюдения за птицами.

Макеты : сезонные ландшафты; «моховой садик»; «сад камней»; «пингвины на льдине»; жизнь и быт людей разных регионов Земли (дома, хижины, юрты, чумы, иглу и др.)

Музейные и коллекционные материалы : репродукции пейзажей, натюрмортов, картин, отражающих труд людей в природе; коллекционный растительный материал (мхи, лишайники, грибы; кора деревьев, плоды и семена, шишки разных растений, в том числе и обитателей других широт); коллекционный материал, который приносят дети и родители.

Наглядный иллюстративный материал : репродукции картин художников, сюжетные картинки, слайды и т. д., альбомы «Дикие животные», «Домашние животные», «Птицы», «Насекомые», «Деревья», «Цветы на клумбе», «Растения леса, поля, луга», иллюстративный материал и фотографии «Мой город (село, деревня)», альбомы по временам года с подборкой стихов, пословиц, поговорок, примет, загадок, дидактические игры по ознакомлению с природой и экологическому воспитанию, рисунки и поделки детей.

Оборудование и инвентарь: ящики для посадки семян и рассады, баночки с кормами, щётки-смётки, разделочные доски, поилки, лейки, щётки для очищения пыли на ворсистых листьях, пульверизатор, тазики, миски, поддоны, совочки, горшочки, крупный речной песок, корма для птиц, животных.

Уголок природы в групповой ДОУ – это одно из условий наглядного и действенного ознакомления детей дошкольного возраста с природой.

Какое значение имеет уголок природы?

  • Познавательное развитие : расширяются знания детей о природе, возникает интерес к ее познанию, стремление узнать новое, развивается любознательность, логическое мышление, внимание, наблюдательность.
  • Эколого – эстетическое значение : формируется видение красоты природы, развивается творческое воображение.
  • Воспитательное значение : формируются нравственные качества и эмоционально-позитивное отношение к природе (бережное отношение, забота о живых существах, уважение к труду, чувства патриотизма, любовь к природе).
  • Практическое значение : приобретение трудовых навыков по уходу за обитателями уголка природы и таких качеств, как трудолюбие, ответственность за порученное дело, инициативность.
  • Оздоровительное значение : растения оздоравливают микроклимат помещения, увлажняют воздух, очищают и обогащают его кислородом, лечебные растения используются в лечебных целях.

Экологически правильное содержание комнатных растений – это соответствующее их индивидуальным потребностям размещение в пространстве помещения с учетом степени освещенности места, температуры и влажности помещения; полив в необходимом количестве, подбор земли нужного состава и подкормка удобрениями в определенные моменты их жизни. Экологически правильное содержание комнатных растений не может быть осуществлено без знания их биологических потребностей, мест и условий их природного обитания. Эти сведения можно почерпнуть из специальной литературы, посвященной комнатному цветоводству, а так же в методической литературе.

Организация уголка природы в разных возрастных группах .

При подборе растений в данной группе следует учитывать особенности восприятия детьми предметов: ребенок, прежде всего, в данном возрасте обращает внимание на самые яркие и красивые, формируется способность узнавать предмет, различать и называть отдельные его части. Поэтому дети младшей группы должны узнавать и называть 2–3 растения, их части. В уголке природы младших групп помещают растения, имеющие ярко выраженные основные части, красиво, обильно и долго цветущие. Заинтересуют детей и растения с пестроокрашенными листьями. Для того, чтобы учить детей обтирать влажной тряпочкой листья, необходимы в уголке природы растения с крупными, крепкими, «кожистыми» листьями. Рекомендуемые растения для уголка природы младшей группы представлены в таблице (приложение №1). Из предложенных растений воспитатель подбирает 4 – 5 видов. Для того, чтобы дети учились находить и узнавать одинаковые растения, необходимо иметь в уголке два экземпляра одного растения.

В данном возрасте необходимо формировать у детей умение сравнивать предметы по форме, величине, текстуре поверхности, устанавливать сходство и различие, обобщать по тем или иным признакам. Увеличивается количество растений, усложняются знания о них. Дети знакомятся с условиями, необходимыми для их жизни.

В средней группе уголок пополняется растениями, имеющими разную форму и величину листьев (узорчатые опушенные листья, с зазубринами по краям); различную степень полива. Необходимо оснастить уголок разными видами растений одного семейства (герань, бегония, лилия). Одновременно в уголке средней группы должно быть размещено 5 – 6 видов растений по 2 – 3 экземпляра (таблица в приложении № 2).

В данной группе продолжается формирование умений наблюдать, сравнивать, обобщать и классифицировать предметы по различным признакам. Основным содержанием наблюдений становится рост и развитие растений. Знания детей существенно расширяются. Дети узнают, что для роста растения необходимы условия (свет, влага, тепло, почвенное питание), без которых, оно погибает. Для разных растений эти условия различны. Дети так же узнают о способах размножения растений. Постановка новых задач требует размещения в уголке новых растений: с разнообразным строением стебля, имеющие разные способы размножения, потребности в степени полива и освещения. Следует разместить и растения, обладающие лекарственными свойствами. Уголок природы старшей группы оснащают 6 – 7 видами растений, перечень которых указан в таблице (приложение № 3).

Каждое растение уголка природы должно быть снабжено моделью обозначения его потребности во влаге, свете, дополнительном уходе (опрыскивании, рыхлении).

Следует четко различать растения, уход за которыми осуществляет ребенок (наличие маркировки), и растения, за которыми ухаживают взрослые (интерьерные растения – маркировка не нужна).

Растения в уголке природы, за которыми ухаживают дети, должны быть расположены на доступном для детей уровне и обязательно должны быть расположены растения с учетом их комфортного произрастания (тенелюбивые и светолюбивые).

Фенологический уголок – определенное место в уголке природы, в котором содержатся временные объекты, фиксируется периодическое явление в жизни растений при создании определенных условий.

Особенность фенологического уголка: возможность сравнивать, как одно и то же растение существует в разных условиях.

Осенью в уголок природы помещают растения из ближайшего окружения: букеты яркоокрашенных листьев, поздноцветущие дикорастущие растения (бархатцы).

Во второй половине января в банки с водой (t – 16-20 градусов) помещают срезанные ветки деревьев и кустарников с целью их оживления, появления почек, листьев и цветов (ветки яблони, черемухи, вишни и сирени).

Посадки овощных культур дают возможность детям в течение года наблюдать за ростом растений и получать свежие овощи зимой и ранней весной. Для выращивания лука на перо предварительно замоченные в течение суток луковицы высаживают в ящик рядами. Выращивание лука хорошо начинать с 1 октября.

Выращивать салат, укроп, редис лучше всего ранней весной. Семена этих культур высевают в ящики и засыпают слоем песка и перегноя. Ящики покрывают стеклом и ставят в теплое место. Уход за посевами заключается в легком рыхлении и умеренном поливе.

С детьми старшего дошкольного возраста можно выращивать рассаду помидоров, огурцов, перца.

В течение зимнего периода, начиная с января, в уголке природы проращивают корнеплоды (брюква, репа, редька и т.д.)

Так же в фенологическом уголке производят выгонку луковичных растений (тюльпан, гиацинт, нарцисс). До посадки их хранят в темном сухом месте, а затем в октябре производят посадку. Техника подготовки и выгонки растений описана в методике ознакомления детей с природой под ред. Саморуковой.

С детьми старшего возраста проводят опыты и эксперименты, которые затем фиксируют в дневниках наблюдений с помощью зарисовок или моделируют состояние растений. Например, помещают 4 дидактические луковицы с различной потребностью в свете и влаге: для первой – обеспечена потребность в свете и влаге; для второй - влага отсутствует, но есть свет; для третьей – есть влага, но луковица помещена под темный колпак (отсутствие света); для четвертой – нет ни света, ни влаги.

Дневники наблюдений за ростом и развитием растений.

Моделирование роста и развития растений осуществляется с помощью рисунков. Во всех возрастных группах один раз в неделю можно фиксировать (рисовать на отдельных страницах) прорастающий в банках, например, репчатый лук. Графическая модель у детей особенно интересной, если несколько луковиц прорастают в разных условиях специально созданной ситуации и на каждой странице изображается разноцветная полоска времени – «неделя». Все рисунки делаются с помощью двух картонных трафареток – банки и луковицы. Такая модель в виде календаря за растущим луком может быть создана с детьми младшего, так и старшего дошкольного возраста.

Несколько иначе выглядит дневник наблюдений, в котором зафиксирован рост овощной культуры. На каждой странице такого дневника, кроме изображения самого растения, имеются параметры: время , за которое происходит изменение растения (рисуется полоска времени «неделя», а не цифровое обозначение); условия, при которых происходит изменение растения; условия, при которых, происходит рост культуры (погода в сочетании с трудовыми операциями по уходу). Таким образом, моделирование роста и развития овощной культуры – это ежедневное раскрашивание дня недели и фиксации погоды, обозначение значками трудовых операций в те дни недели, когда они были совершены, еженедельный осмотр и рисование растения со всеми его новыми признаками.

Такой дневник – полноценная графическая модель экологического содержания: в ней наглядно представлены морфофункциональные изменения растения во взаимосвязи со средой обитания.

Организация уголка экспериментальной деятельности.

С детьми дошкольного возраста можно проводить несложные опыты с различными объектами живой и неживой природы.

Опыт – это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях. Специально организованные опытнические ситуации в отличие от простых наблюдений, позволяют более отчетливо увидеть отдельные свойства, стороны, особенности растений, животных, их жизнедеятельность. Через опыты можно ярко продемонстрировать их связь со средой обитания. Опыты побуждают детей сравнивать, сопоставлять, поэтому они развивают наблюдательность, восприятие, мышление.

Содержание уголков экспериментальной деятельности.
Задачи уголка: развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); формирование умений комплексно обследовать предмет.

В уголке экспериментальной деятельности (мини-лаборатория, центр науки) должны быть выделены:

1) место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции. Экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.)

2)место для приборов

3) место для хранения материалов (природного, "бросового")
4)место для проведения опытов

5) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.)

Мир природы нельзя познать по картинке. Для того чтобы дошкольник научился понимать окружающий мир, осознавать, что является его частью, устанавливать связи между объектами природы, необходимо погрузить ребенка в соответствующую атмосферу.

В рамках деятельности дошкольного учреждения это возможно путем создания разнообразных уголков природы в групповых помещениях.

При оформлении уголков природы воспитателю важно учитывать:

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13

п. 6.11. не допускают размещение аквариумов, животных, птиц в групповых помещениях, здесь помещают только растения.

п. 7.5. Не рекомендуется размещать цветы в горшках на подоконниках в групповых и спальных помещениях.

Оформление уголка природы в групповой комнате требует от воспитателя знаний программы и методики ознакомления детей с природой, а также эстетического вкуса. Кроме того, он должен сам любить природу, бережно относиться к комнатным растениям. Но, не наличие уголка в группе сделает процесс ознакомления воспитанников с природой эффективным, а организация деятельности по его наполнению и использованию в ходе воспитательно- образовательной работы.

Требования при организации в ДОУ уголков природы

• уголок природы должен быть ярким и красочным;

• стеллажи, полки обязательно закреплены;

• календарь природы в каждой возрастной группе;

• недопустимы ядовитые растения, они должны быть безопасны для детей;

• цветы располагаются на уровне глаз ребенка;

• оборудование для ухода за растениями (палочки для рыхления, губки, тряпочки) располагается в контейнерах с закрывающими крышками;

• природный материал должен размещается в контейнерах в достаточном количестве;

• оборудование для опытов, исследований должно быть безопасным.

Требования к отбору обитателей уголка природы :

1. Растение или животное должно быть типичным для той или иной систематической или экологической группы. При этом становится возможным познакомить детей с основными, типичными чертами, условиями или образом жизни, характерными для большой группы растений и животных.

2. Уход за обитателями уголка по качеству, характеру труда, по затрачиваемым силам и времени должен быть доступен детям дошкольного возраста (при участии и руководстве со стороны воспитателя). Поэтому отбирают растения и животных, неприхотливых к пище и уходу за ними.

Растения и животные в уголке природы должны быть внешне привлекательными, способными вызвать и удержать еще не очень устойчивое внимание дошкольника.

4. Необходимо иметь несколько экземпляров одного вида растений и животных; дети увидят в объектах наблюдения не только общие, но и индивидуальные признаки, это подведет их к пониманию разнообразия и неповторимости живых организмов.

5. Растения и животные должны быть абсолютно безопасны, не приносить ни малейшего вреда здоровью детей.

6. Необходимо учитывать возможность нормальной жизнедеятельности, роста и развития животных и растений в условиях помещения детского учреждения.

Значение уголков природы в ДОУ

-Познавательное развитие: расширяются знания детей о природе, возникает интерес к ее познанию, стремление узнать новое, развивается любознательность, логическое мышление, внимание, наблюдательность.

Эколого – эстетическое значение: формируется видение красоты природы, развивается творческое воображение.

Воспитательное значение: формируются нравственные качества и эмоционально-позитивное отношение к природе (бережное отношение, забота о живых существах, уважение к труду, чувства патриотизма, любовь к природе).

Практическое значение: приобретение трудовых навыков по уходу за обитателями уголка природы и таких качеств, как трудолюбие, ответственность за порученное дело, инициативность.

Оздоровительное значение: растения оздоравливают микроклимат помещения, увлажняют воздух, очищают и обогащают его кислородом, лечебные растения используются в лечебных целях.

Всех обитателей уголка природы в детском саду можно подразделить на постоянных и временных. Первые живут в уголке круглый год (комнатные растения, вторые вносятся на короткое время.

Постоянные обитатели уголков природы в детском саду — комнатные растения.

Они издавна украшали жилище человека. Одни из них обильно и долго цветут, другие имеют красивую листву, стебли их разнообразны (прямостоячие, лежачие, восходящие, вьющиеся и т. д.).

Комнатные растения — ценный дидактический материал, они являются обязательными обитателями уголка природы.

В уголок природы младших групп помещают растения, имеющие : -четко выраженные основные части (стебель, листья) и ярко, обильно и долго цветущие. Это обыкновенная (или зональная) герань, фуксия, вечноцветущая бегония, бальзамин («огонек», азалия, китайский розан

-растения с пёстроокрашенными листьями –колеус

Из предложенных воспитатель подбирает 3-4 вида растений

Малыши должны научиться узнавать и называть 2—3 растения, их основные части (лист, стебель, цветок)

В средней группе

Комнатные растения должны иметь разную форму и величину листьев, так как ребята овладевают новыми приемами поддержания растений в чистоте: обливают из мелкосетчатой лейки или опрыскивают из пульверизаторов растения с мелкими листьями, обтирают влажной кисточкой или щеткой листья, имеющие зазубрины, сухой кисточкой — опушенные листья. При этом дети учатся устанавливать способ ухода в зависимости от характера листьев: величины, количества, характера поверхности, их хрупкости

В старшей группе продолжается формирование умений наблюдать, сравнивать предметы, обобщать и классифицировать их по различным признакам. Основным содержанием наблюдений становятся рост и развитие растений, изменения их по сезонам. Уголок природы пополняется новыми растениями: разнообразными стеблями (вьющиеся, стелющиеся, имеющие луковицы и клубнелуковицы.

• 2 вида традесканций,

• витис (комнатный виноград)

• разные виды бегонии

Основная задача ознакомления с природой в подготовительной группе — формирование элементарных знаний о существенных зависимостях в мире природы : зависимости растений от комплекса условий (влаги, тепла, света, зависимости внешнего строения.

Растения, резко отличающиеся по своим потребностям во влаге : циперус, который в течение 10 месяцев в году растет в очень влажной почве (вазон помещают в воду); сакулентовые (1—2 вида, требующие очень небольшой и редкой поливки, традесканции — с большой потребностью во влаге; узамбарские фиалки, поливать которые следует весьма умеренно,

Знания детей дополняются о некоторых способах вегетативного размножения растений. побегами (герани, фуксия, розы, бегонии); листовыми черенками (узамбарская фиалка, бегония-реке, сансевьера); размножаются делением куста (аспидистра, аспарагус)

размножение клубнями (глоксиния)

живородящие растения — камнеломка, хлорофитум, бриофиллюм

Временные обитатели уголка природы- это объекты, которые вносятся для наблюдений на непродолжительный отрезок времени

-Букеты осенних цветов в вазах;

-Цветущие растения цветника (астры, хризантемы, бархатцы)

-Поделки детей из природного материала (старшая и подготовительная группа)

Зимой: -Ящики с посадками (лук, овес, бобы и т. д)

-Ветки деревьев и кустов в вазах;

-Экибаны, поделки детей

Весной : -Ветки деревьев и кустарников в вазах;

-Ящики с рассадой;

-Букеты разноцветущих растений (верба, цветы)

Летом: букеты цветов в вазах

В каждой возрастной группе обязательно должен быть календарь природы, где дети после наблюдений на прогулке заполняют календарь наблюдений.

Заполнение календаря природы - дело повседневной жизни. Воспитатель с детьми регулярно фиксирует погоду и состояние живой природы.

В младшей группе вместе они одевают картонную куклу, так же как дети сами были одеты, «выпускают» ее погулять. Рассматривают волшебный круг и закрепляют время года, называя его отличительные черты (ветер, дождь, снег, солнышко).

В средней группе взрослый помогает детям после прогулки отыскать картинки с явлениями природы, которые наблюдали на улице и выставить их на табло календаря природы.

В старших группах воспитатель учит ребят в календаре находить и закрашивать дни недели, значками обозначать погодные явления, изображать дерево и покров земли в полном соответствии с их сезонным состоянием на данный момент. Дополняя календарь зарисовками детей, «Какая сегодня была прекрасная осенняя или зимняя погода»

В разгар зимней подкормки воспитатель использует календарь наблюдений за птицами: малыши находят картинки с изображением птиц, которых видели на участке, а старшие дети обозначают их значками - галочками соответствующего цвета.

Еще один вид календаря - это рисунки, отображающие последовательно рост какого-либо растения. Это могут быть -цветы, пересаженные с клумбы, луковица в банке, посаженная в воду для проращивания зелени; -ветки дерева, поставленные в конце зимы в вазу для наблюдения за распусканием почек, развертыванием молодых листочков; -проращивание семян, рост и развитие какой-либо огородной или цветочной культуры. Во всех случаях рисунки, сделанные через одинаковый интервал времени, отражают последовательность роста и развития растения, его зависимость от внешних условий жизни.

Слайд №24Дневник наблюдений за ростом и развитием растений

Слайд №25 «огород на окне»

В уголке природы в каждой группе необходимо иметь : натуральные овощи и фрукты, либо их муляжи. наборы картинок с изображением животных, птиц, насекомых и прочее. Альбомы «Времена года»; книжки с иллюстрациями, на которых изображены животные. Рисунки детей о природе и поделки из природного материала. Материал для труда. Оборудование для экспериментов. Для изготовления поделок необходим природный и бросовый материал. Для детей подготовительной группы будет интересна работа с лупой, микроскопом, весами. Дидактические игры природного содержания.

Инвентарь за уходом за растениями (лейки, щеточки, палочки для рыхления, тряпочки и др.)

Наполнение уголка природы необходимым материалом будет зависеть от возраста детей и от требований Программы воспитания.

Слайд №28 макеты

Уголок природы необходим не только для наблюдений. Ещё он способствует формированию трудовых навыков. Уже с младшей группы детей привлекают к выполнению отдельных трудовых поручений. А со старшей группы вводятся дежурства по уголку природы.

Таким образом, уголок природы в детском саду нужен не только как оформление детского сада, но и является необходимой составляющей педагогического процесса в дошкольном учреждении

«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал» Сухомлинский В. А.

Оформление детского сада имеет большое значение для гармоничного развития ребёнка. Для того чтобы обучение было результативным, очень важна правильно подготовленная развивающая среда. Одно из условий, необходимое для всестороннего развития и воспитания детей в детском саду, это оборудованный в группе уголок природы.

Подбор и размещение объектов в уголок природы проводят в соответствии с возрастом, руководствуясь Программой воспитания в детском саду и Санитарными Правилами и Нормами. В связи с тем, что Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 Растения, которые помещаются в природный уголок, должны быть безопасны. Не допускается иметь в уголке природы ядовитые и колючие растения. Подбор растений проводят в соответствии с возрастом детей. И, конечно, обязательно осуществление ежедневного ухода за растениями. На цветах желательно иметь таблички с названием. СанПиН 2.4.1.3049-13 п. 6.11. не допускают размещение аквариумов, животных, птиц в групповых помещениях, здесь помещают только растения. п. 7.5. Не рекомендуется размещать цветы в горшках на подоконниках в групповых и спальных помещениях.

Оформления природного уголка в детском саду в разных возрастных группах

Практически каждая группа детского сада оборудована уголком природы. Он играет важное значение в организации учебно-воспитательного процесса в дошкольном учреждении на всех этапах - от ясельной до подготовительной групп.

Благодаря природному уголку в детском саду дети получают базовое представление о мире растений и животных, учатся наблюдать, рассуждать, мыслить логически.

Во время занятий с помощью наглядных материалов формируется любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, эстетическое восприятие явлений.

Кроме того, в процессе ухода за комнатными растениями (полив, пересадка, рыхление почвы) у детей развивается мелкая моторика, что существенно облегчает приобретение навыков письма в дальнейшем. А также косвенно формируются представления об ответственности, поскольку растения требуют постоянного ухода.

Наполнение уголка природы необходимым материалом будет зависеть от возраста детей и от требований Программы воспитания. Уголок природы необходим не только для наблюдений. Ещё он способствует формированию трудовых навыков. Уже с младшей группы детей привлекают к выполнению отдельных трудовых поручений. А со старшей группы вводятся дежурства по уголку природы. Таким образом, уголок природы в детском саду нужен не только как оформление детского сада, но и является необходимой составляющей педагогического процесса в дошкольном учреждении.

Фото уголка в младшей,средней,старшей группах























«Школа мяча»: приёмы работы с мячом в разных возрастных группах Цели: 1. Развитие координации движений, крупной, средней и мелкой моторики. 2. Развитие координации зрения, моторики и речи. 3. Создание.

Цикл занятий в рамках проекта «Неделя доброты» в разных возрастных группах Конспект занятия в средней группе «Добро побеждает зло» Педагог-психолог: К нам сегодня в гости пришли два волшебника. Мы знаем по сказкам,.

Консультация для педагогов «Уголок природы в разных возрастных группах» Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит.

Консультация для воспитателей «Индивидуальная работа с детьми на прогулке в разных возрастных группах» Индивидуальная работа с детьми на прогулке в разных возрастных группах Известно, что каждый ребёнок неповторим. Он имеет свои особенности.

Консультация для воспитателей «Наиболее эффективные методы руководства игрой в разных возрастных группах». Для управления игрой педагогу необходимо располагать группой наиболее эффективных методов воздействия. Младшая группа: 1. Показ способа действия.

Консультация для воспитателей «Особенности рисования пейзажа в разных возрастных группах» Пейзаж (фр. рaysage от рays - местность, страна) - жанр изобразительного искусства, предметом которого является изображение первозданной.

Система работы с педагогами ДОУ по проектированию и организации развивающей среды в разных возрастных группах Содержание 1. Введение. 2. Понятие «предметно-развивающая среда». 3. Принципы построения предметно-развивающей среды. 4. Особенности построения.

Варианты оформления музыкального зала в детском саду

Варианты оформления музыкального зала в детском саду Оформление музыкального зала к празднику – очень занимательный, захватывающий, творческий процесс. И в то же время это достаточно сложная.

Выступление на педсовете: «Особенности экспериментирования в разных возрастных группах» Выступление на педсовете: «Особенности экспериментирования в разных возрастных группах» «Расскажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я может.

Элементы весеннего оформления в детском саду

Элементы весеннего оформления в детском саду Последний снег сошел, исчез, И нет его в помине, Но почему сверкает лес? Откуда снежный иней? А там вдали березки Стоят белым-белы, Как.

Мастер-класс «Оформление уголка природы»

1. Для начала нам потребуется основа: берем плитку и вырезаем прямоугольник 23 на 35 см (нам понадобится 4 прямоугольника, аккуратно обклеиваем обоями – основа для оформления готова.


2. Приступаем к изготовлению деревьев. Делаем из картона шаблоны для деревьев, листочков и полянки. Из коричневой самоклеящейся пленки вырезаем 4 дерева, которые будут символизировать четыре времени года.



Вырезаем листочки: для весны светло-зеленого цвета, дополняем образ цветочками нежно-розового цвета


для лета – зеленые


для осени – желтые, оранжевые и красные


для зимы – голубые снежинки


3. Наклеиваем на основу все заготовки – четыре времени года готовы.





Крепим на стену времена года и солнышко.


Оформление уголка природы готово!

Спасибо за внимание!

Мастер-класс изготовления пособия для уголка природы «Чудо-дерево»

Мастер-класс изготовления пособия для уголка природы «Чудо-дерево» Чудо-дерево – пособие для оформления уголка природы в ДОУ Выполнила: воспитатель Андреева М. А. Цель создания пособия: наблюдение за изменениями,.

Мастер-класс «Модуль для уголка природы или украшения к осени»

Мастер-класс «Модуль для уголка природы или украшения к осени» Мастер-класс (очень простой) «Модуль для уголка природы или украшения к осени» Предлагаю вам мастер-класс по изготовлению ну о-о-очень простого.

Мастер-класс «Оформление патриотического уголка в группе»

Мастер-класс «Оформление патриотического уголка в группе» Сегодня я хочу рассказать и показать вам, что я делаю для оформления патриотического уголка в своей группе. У меня билингвальная группа.

Мастер-класс по изготовлению «Колобка» для уголка театрализации

Мастер-класс по изготовлению «Колобка» для уголка театрализации В своей повседневной работе я убеждаюсь, что театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Дошкольники с удовольствием включаются.

Оформление экологического уголка в группе «Наш уголок природы»

Оформление экологического уголка в группе «Наш уголок природы» Уголок экологии средней группы «Стрекоза» МДОАУ д/с №3 города Зеи Девиз: Мир – это не окружающая среда, а наш единственный дом, в котором.

Оформление уголка «Эколята — молодые защитники природы»

Оформление уголка «Эколята — молодые защитники природы» - Пора бы человечеству понять, Богатство у природы отбирая, Что Землю нужно тоже охранять. Она, как мы, такая же - живая! Цель: Формировать.

Читайте также: