Оформление стены в саду математика
Обновлено: 18.04.2024
Одним из эффективных средств формирования математических представлений у детей 5-6 лет, является использование дидактических и настольно-печатных игр с математическим содержанием, которые можно использовать как во время организованной образовательной деятельности в ДОУ, так и вне ее, как в утреннее, так и вечернее время.
Уголок занимательной математики - это специально отведенное тематически оснащенное играми, пособиями и материалами и определенным образом художественно оформленное место, с обеспечением свободного доступа детей к находящимся там материалам.
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_ugolka_zanimatelnoy_matematiki.docx | 22.38 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад № 23 «Василек»
Консультация для воспитателей на тему:
Воспитатель старшей группы
Развитие элементарных математических представлений - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. В старшем дошкольном возрасте проблема развития элементарных математических представлений актуализируется в наибольшей степени, это связано с предстоящим переходом ребенка к систематическому обучению в школе.
Под формированием элементарных математических представлений многие авторы понимают целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями. Математические представления являются средством математического развития ребенка.
Одним из эффективных средств формирования математических представлений у детей 5-6 лет, является использование дидактических и настольно-печатных игр с математическим содержанием, которые можно использовать как во время организованной образовательной деятельности в ДОУ, так и вне ее, как в утреннее, так и вечернее время. В детском саду нужно создавать такие условия для математической деятельности ребёнка, при которой бы он проявлял самостоятельность в выборе игры, игрового материала, исходя из развивающихся у него потребностей, интересов. В ходе игры, возникающей по инициативе самого ребёнка, он приобщается к сложному интеллектуальному труду. Организация отдельных уголков занимательной математики, наиболее способствует решению задачи: играть в игры с математическим содержанием по собственному желанию.
Уголок занимательной математики - это специально отведенное тематически оснащенное играми, пособиями и материалами и определенным образом художественно оформленное место, с обеспечением свободного доступа детей к находящимся там материалам.
Основные задачи, решаемые при создании уголка занимательной математики:
- формировать у детей интерес к элементарной математической деятельности;
- предоставлять возможность ребенку, исходя из своих потребностей и интересов «играть» в математическом уголке (как вид самостоятельной деятельности);
- решать задачи познавательного развития детей средствами разнообразного игрового материала с математическим содержанием;
- закреплять полученные ранее математические знания, умения и навыки через занятия в уголке занимательной математики.
В возрастных возможностях детей шестого года жизни в сравнении с младшими дошкольниками отмечаются стремление их к проявлению самостоятельности, развитию познавательных мотивов, что обеспечивает элементы самоорганизации в игровой и других видах деятельности. Дети могут выбрать себе игру, занятие по интересам, целенаправленно действовать с материалом, объединятся в игре со сверстниками.
Созданию уголка предшествует подбор игрового материала, что определяется возрастными возможностями и уровнем развития детей группы. В уголке помещается разнообразный занимательный материал, чтобы каждый из детей смог выбрать для себя игру. В течение года по мере освоения детьми игр следует разнообразить их виды, вводить более сложные игры с новым занимательным материалом.
Содержание уголка занимательной математики .
- Математические логические, развивающие и интеллектуальные игры.
- Дидактические игры с наглядным материалом, знакомые детям по занятиям.
- Математические развлечения: загадки, задачи-шутки, ребусы, кроссворды, игры-головоломки.
- Дидактические пособия (модели, схемы, графики, чертежи, карты, математические тетради, математический конструктор и другие пособия математического содержания).
- Литература для детей математического содержания (математические сказки, словесные задания).
- Шашки, шахматы и другие настольные игры.
- Дополнительный рабочий материал (цветные карандаши, ручки, фломастеры, бумага и т.д.).
Основные требования к уголку занимательной математики:
- уголок должен представлять собой специально отведенную зону;
- необходимо обеспечить к нему свободный доступ детей;
- содержание уголка должно быть, с одной стороны, знакомо ребенку, с другой стороны, материалы должны постоянно меняться, дополняться и взаимозаменяться.
- все материалы должны быть эстетично оформлены.
Художественное оформление уголков должно отвечать их назначению, привлекать и заинтересовывать детей.
Игровая и исследовательская деятельность — ведущие виды детской активности. Через изучение внешнего вида и свойств предметов формируются представления о физической стороне окружающей действительности. В играх закладываются социальные компетенции и развиваются навыки коммуникации. В предметной и игровой деятельности проявляются творческие способности. Для формирования разностороннеразвитой личности нужно создать вокруг ребёнка насыщенную и предметно-пространственную среду.
Цели создания и работы уголков в детском саду: роль и значение уголков, основные задачи для всех возрастных групп
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) определяет целевым ориентиром каждой развивающей области (познавательной, физической, социально-коммуникативной, речевой, художественно-эстетической) поощрение инициативности детской деятельности (умственной или практической), стимулирование самостоятельности в выборе методов деятельности и их реализации. Дети активно познают мира, стремительно накапливают чувственные образы. Исследование предметов и связей между ними в ближайшем окружении происходит при помощи восприятия различными органами чувств (зрения, слуха, вкусовых и тактильных ощущений).
Различными способами дети изучают предметы в ближайшем окружении, исследуя их качества и свойства
С первых лет жизни ребёнок спонтанно исследует вещественные объекты: проверяет на вкус, ломкость, мягкость, температуру, звучность. В период дошкольного обучения проведение занятий в игровой форме даёт возможность изучения различных инструментов и предметов, взаимоотношений между ними. Для эффективного умственного, физического и нравственного развития ребёнок должен находиться в комфортных условиях. Организация предметно-пространственной среды педагогом начинается с оформления приёмной и помещения группы таким образом, чтобы воспитанникам было уютно, ведь здесь они проводят много времени, недаром говорят, что детский сад — это второй дом малышей.
В детском саду ребёнку должно быть уютно и спокойно, как дома
Создание уголков различной направленности в детском саду реализует принцип воспитания всесторонне развитой личности. Здесь дети приобретают первоначальные представления о физических свойствах предметов, знакомятся с искусством и создают поделки, играют на музыкальных инструментах и поют, занимаются речевыми упражнениями, рассматривают книги и слушают чтение воспитателем, постигают значение нравственных ценностей. Благодаря разнообразию тематических уголков выполняется принцип частой смены деятельности: дошкольники быстро утомляются, теряют интерес к одному предмету и легко переключаются на другой. Индивидуально-личностный подход в обучении осуществляется в предоставлении выбора детьми, в каком центре активности они будут заниматься в конкретный момент (возможность самостоятельной деятельности в продуктивном творчестве, игре и т. д.). Таким образом, цель организации уголков в детском саду — создание условий для успешного развития способностей воспитанников.
Организация детской деятельности в уголках реализует принцип всестороннего развития детей с учётом личностного подхода
Задачи тематических уголков в детском саду
1. Образовательные задачи:
- формирование и расширение представлений об объектах окружающего мира (уголки познавательной направленности, центры природы, игровой и спортивной деятельности);
- ознакомление с искусством и его видами (уголок искусства, театральный и музыкальный центры);
- формирование первоначальных научных представлений — математических, физических, химических (уголок опытно-экспериментальной деятельности, математический центр);
- подготовка к обучению чтению и письму (книжный, речевой, логопедический уголки, центр письменности);
- знакомство с общественным устройством, социальными взаимоотношениями (уголки для сюжетно-ролевых игр, уголок ряжения с костюмами профессий).
Воспитанники изучают строение Вселенной, небесные тела и их свойства
2. Развивающие задачи:
- развитие и совершенствование мелкой моторики (игровой уголок, центр экспериментирования, творческие мастерские, центры воды и песка);
- совершенствование координации движений (физкультурный и трудовой уголки, творческие центры);
- формирование и закрепление способности предметных действий — операций с различными объектами, инструментами и приборами (зелёный уголок, опытная лаборатория, зоны игры и продуктивного творчества, музыкальный островок);
- развитие мыслительных способностей: прогнозирования, планирования, выдвижения гипотез, анализирования, обобщения, систематизирования (уголки исследовательской и творческой направленности);
- развитие навыков устной речи (в центре любой активности, где действия детей сопровождаются комментированием, озвучиванием, особенно активно — в книжном, речевом, логопедическом, театрализованных уголках);
- развитие психических способностей: долгосрочной памяти, различных видов восприятия (осуществляется в уголке любой направленности);
- развитие физических качеств: ловкости, выносливости (физкультурной уголок, центр подвижных игр);
- формирование и развитие навыка самообслуживания (уголок трудовой деятельности и дежурства, игровые и творческие зоны, центр живой природы).
В центрах детской активности развиваются мыслительные, психические и творческие способности воспитанников, совершенствуются практические умения
3. Воспитательные задачи:
- создание положительной эмоциональной атмосферы в группе и сплочённости детского коллектива;
- воспитание нравственных качеств (семейный уголок, центр дружбы, уголок добра, православный уголок);
- воспитание любви к родине (национальный уголок, уголок родного языка, уголок города/села);
- воспитание ответственности, в т. ч. социальной (уголок безопасности, правил дорожного движения);
- воспитание аккуратности, обучение правилам поведения (уголок этикета, трудовой уголок, центр домоводства);
- формирование эстетического вкуса и чувства гармонии (уголки художественно-эстетической направленности).
Деятельность в уголках способствует формированию нравственных ценностей у дошкольников
Оформление уголков осуществляется с учётом возрастных особенностей воспитанников. В занятиях с детьми 1,5–3 лет особое внимание уделяется развитию мелкой моторики и координации движений, поэтому будут актуальны центры песка и воды, исследовательские, игровые и физкультурные уголки. К старшему дошкольному возрасту дети приобретают способность к сюжетно-ролевым играм, участвуют в эвристических беседах, проявляют творческие способности — предметно-пространственная среда обогащается игровыми наборами и костюмами для раскрытия социальных компетенций («Поликлиника», «В магазине», «Газетный киоск», «На дороге» и др.), атрибутами для театрализованных игр и инсценировок.
Материальная база уголков пополняется в соответствии с интересами и возрастом детей
К возрасту 5 лет дети начинают понимать различия между девочками и мальчиками, их игры приобретают разную направленность: девочки играют в куклы, «Дочки-матери», «Салон красоты», мальчикам нравится заниматься с машинками, солдатиками, изображать супергероев и т. д. Поэтому для воспитанников старшей и подготовительной группы игровая зона может работать в виде двух уголков — для девочек и для мальчиков.
Для старших дошкольников уголки могут быть разделены по интересам мальчиков и девочек
В подготовительной группе воспитанники работают над созданием проектов: проводят много времени в исследовательском, экспериментальном, творческом уголках. Зоны самостоятельной активности пополняются картотеками заданий, наглядными алгоритмами выполнения практических исследований. Уголок знаний может быть оформлен и оснащён в соответствии с темой группового проекта (космический, экологический, технический).
Дети 6–7 лет активно формируют представление о составе чисел, упражняются в простых вычислениях
Требования к оформлению уголка по ФГОС
Для уголков предъявляются требования в соответствии с их тематикой, однако выделяются общие положения для всех центров детской активности в детском саду:
- удовлетворение интересов детей;
- наполнение материальной базы с учётом возрастных особенностей воспитанников;
- эстетичность, привлекательность и уютность — для создания хорошего настроения;
- удобство и доступность материалов уголка каждому ребёнку;
- оптимальное расположение в помещении группы (относительно источника света, остальных тематических уголков);
- учёт регионального компонента при оформлении уголка (для знакомства и изучения национального быта, искусства, промыслов и ремёсел, языка, литературы).
Уголки должны быть привлекательны и доступны детям и иметь оптимальное расположение относительно друг друга и источника света
Паспорт уголка в детском саду
Для каждого уголка заполняется паспорт группы, он хранится в защитном кармане непосредственно в центре активности или в папке документов у воспитателя.
В паспорте описываются приводятся данные и следующие характеристики уголка:
- название уголка;
- номер группы, возраст детей;
- цели и задачи работы уголка;
- предметы мебели, их количество;
- материалы и инструменты, их количество;
- наглядные материалы (настенные плакаты, карты, схемы);
- картотека игр, упражнений, экспериментов (возможных в условиях уголка).
В паспорте уголка содержатся сведения о материальном оснащении и примеры занятий
Уголки в детском саду: направленность, наполнение, функционирование
Оформление уголка своими руками
Уголок детской активности должен быть уютным, находиться в нём приятно воспитанникам. Вызывает положительные эмоции красочное оформление, использование знакомых детям сюжетов и персонажей, дополнение стеллажей наклейками и рисунками.
Элементы самостоятельного оформления педагогом детских уголков с привлечением (по желанию) родителей и самих воспитанников:
- рисование тематических стенгазет и плакатов;
- создание простых украшений: фигурки-оригами, кусудамы, бумажные цветы, снежинки, бабочки и фонарики;
- создание уголка в стилистике литературного произведения или мультфильма;
- оформление природными материалами: букеты из сухоцветов, корзинки и коробки из веточек, фигурки из желудей;
- выполнение макетов: «Наша улица», «Железная дорога», «Вулкан», «Солнечная система», «Строение острова», «Джунгли», «Рождество» и др.;
- подготовка мини-выстовок из работ воспитанников;
- изготовление кукол для пальчикового и теневого театра, масок;
- рисование декораций для игровой и театрализованных видов деятельности;
- разработка заданий для дидактических игр: вырезание карточек и фишек, разлиновка бланков и т. п.
Вариант оформления уголков при помощи созданных своими руками изображения знакомых детям персонажей — сказочных гномов
Оборудование уголка в детском саду
В исследовательском, игровом и творческом уголках должно быть место для практической деятельности: продуктивного творчества, экспериментирования, дидактических игр
Материалы в шкафах и на стеллажах доступны воспитанникам
Инвентарь хранится в пластиковых контейнерах, дети убирают предметы по завершении игр или занятий
В уголках находятся папки с паспортом центра активности, сценариями игр и постановок, описаниями опытов и экспериментов
Навесные полки рекомендуется заполнять материалами для рассматриваниями, выставками
Мягкие игровые модули могут быть использованы в различных играх, они развивают воображение и конструкторские навыки
В уголке уединения ребёнок отдыхает и набирается сил, отгородиться на время от окружающих он может под зонтиком с лентами, например
Основные средства оформления уголка
- Информационный стенд: здесь размещаются темы ближайших занятий в центре активности, объявления, фотографии;
На информационном стенде размечаются правила поведения в уголке, темы будущих занятий, фотографии воспитанников
Эстетически правильно, когда эмблемы уголков в помещении группы выдержаны в едином стиле
Ящики с материалами для экспериментирования младшими дошкольниками обозначаются при помощи картинок-символов
Уголок здоровья может быть оформлен статьями и стенгазетами на важные темы
Стремительное развитие науки, высоких технологий в наши дни требует от образовательных учреждений нового подхода к обучению подрастающего поколения. Они должны не только вооружать детей знаниями и умениями, но и формировать жизненные компетенции, без которых в современном мире невозможно стать успешным и востребованным:
• желание учиться, усваивать новое, заниматься саморазвитием и самосовершенствованием;
• умение применять полученные знания на практике, используя их наиболее рационально;
• умение творчески, нестандартно преобразовывать информацию, искать новые пути решения задач, которые ставит перед человеком жизнь.
Начинается эта работа ещё в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ). Современные примерные образовательные программы провозглашают одной из важнейших задач дошкольного учреждения формирование всесторонне развитой, творческой, стремящейся к активному познанию окружающего мира личности. Немаловажной составляющей всестороннего развития ребёнка является логико-математическое. И, в свою очередь, зоны логико-математического развития (математические уголки) являются необходимой частью общей развивающей среды в ДОУ.
У дошкольников старшего возраста начинает формироваться абстрактное вербальное мышление, дети становятся более организованными, умеют контролировать себя, стремятся к самовыражению, достижению результата не только на занятии, но и в самостоятельной деятельности.
Раскрыть и развить эти качества поможет им и уголок математики. Содержание уголка пополняется настольными играми не только на воспроизведение знаний, но и на смекалку, сообразительность: «Найди отличия», «В чём ошибся художник», «Бывает—не бывает», «Что лишнее?» Применяются игры и пособия на классификацию по нескольким признакам, сопоставление групп, сериации, ориентировку по схеме или модели, установление последовательностей. В большинстве случаев они печатные, а не предметные, поскольку и работать с ними легче, и можно расширить сферы, затрагиваемые в играх: космос, экзотические животные, мир океана, гор, полюсов. К примеру, если в средней группе ребёнок соотносит по высоте 5–6 домашних животных, то в старшей ему будет гораздо интереснее построить по росту животных Африки, начиная от жирафа и слона и заканчивая обезьянкой (можно брать 8–10 объектов). Игры с блоками Дьенеша также усложняются и приобретают множество вариантов.
Важным элементом наполнения математического уголка становится познавательная литература. Дети шестого года жизни учатся находить ответы на свои вопросы в книгах, поэтому воспитатель должен предоставить им энциклопедии, книги и тетради с занимательными заданиями, лабиринтами, головоломками. Нелишними будут и головоломки-предметы: верёвочные, деревянные, на передвижение и поиск выхода, составление целого из частей.
Старшим дошкольникам нравится решать примеры, выполнять задания на сравнение чисел, причём дидактические игры такого плана они используют не только для самостоятельной математической деятельности, но и проверяют знания друг друга, устраивают маленькие соревнования, кто быстрее ответит, используют игровой материал и в сюжетно-ролевой игре «Школа». Карточки с примерами, цифрами и знаками должны быть в достаточном количестве, чтобы их хватило всем желающим.
В математическом уголке старшей группы обязательна модель часов. Модель часов или настоящие часы, обычный календарь помогут дошкольникам усвоить представление о времени, разбираться в единицах его измерения и самостоятельно определять время, что очень поможет им в школьной жизни.
Непременной частью уголка также являются игры на определение состава числа, решение задач и примеров.
Необходимо создать различные картотеки для познавательного математического развития детей : стихи о цифрах, задачки, загадки, лабиринты, шутки и фокусы и т. п.
Фотогалерея : элементы оборудования математического уголка в нашей старшей группе :
В нашей группе воспитателями создан лэпбук по математике, с состав которого входят более 60 различных игр, заданий и упражнений по математике для детей старшего дошкольного возраста.
Также мы сделали с детьми кубики Никитина из старых кубиков :
Еще мы сделали из старой мебели дощечки, на которые набили силовые кнопки и набрали резинки от лекарств, получилась логическая игра "Геоконт". Мы распечатали, заламинировали и нарезали много раздаточного счетного материала, геометрических фигур для отрабатывания навыков логики и счета на занятиях с детьми. Приобрели шашки и шахматы для игр, красочные книги по математике для детей, тетради-прописи, числовые вееры. Очень много игр сделано своими руками: распечатаны, заламинированы и сложены а папки-конверты. Мы в скором будущем планируем пополнение игр и пособий для детей в математическом уголке, хотим сделать игры с кругами Луллия, пополнить уголок играми на развитие логического мышления. Также сейчас мы занимаемся созданием настенного стенда по математике, который повесим на стене прямо над стеллажом с играми и пособиями.
Создание уголка по краеведению «Родничок» Родничок,так мы назвали свой уголок по краеведению в средней группе. Работа по краеведению является одним из самых главных средств воспитания.
Фотоотчет физкультурно-математического досуга «Теремок» в средней группе В нашем детском саду есть традиция - дети подготовительной группы приходят в гости к детям средней группы в образах героев сказки "Теремок".
Организация уголка книги в старшей группе Книга – это не учебник. Это образец литературного искусства. В ней содержится опыт поколений, кладезь знаний. Задача взрослого - открыть.
Фотоотчет «Уголок математического развития во второй младшей группе ДОУ» Детский сад - это второй дом для детей и конечно же и для сотрудников. А свой дом всегда хочется сделать уютным, оригинальным, непохожим.
Фотоотчёт об ООД по рисованию в старшей группе «Создание дидактической игры «Что нам осень принесла?» Цель занятия: рисование карточек для дидактической игры "Что нам осень принесла?" Задачи: - закреплять образные представления детей о дарах.
Конспект ООД по рисованию в старшей группе «Создание дидактической игры «Что нам осень принесла?» Задачи: Образовательные:Закреплять образные представления о дарах осени. Продолжать формировать умение рисовать грибы, овощи, фрукты,.
Оформление математического уголка во второй средней группе Непременным условием развития детского математического творчества является обогащенная предметно - пространственная среда. Это, прежде всего,.
Создание развивающей среды в старшей группе Визитная карточка старшей группы "ПЧЕЛКИ"Группу посещают - детей Девочек – 11 Мальчиков – 14 Воспитатели: Пескова Светлана Николаевна Черная.
Создание предметно-развивающей среды. Дидактическое пособие для уголка экспериментирования «Трек для воды и не только» Доброе время суток, мои дорогие! Лето! Как же здорово, что можно поиграть в песке, поплескаться в воде! Да и поэкспериментировать столько.
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей
Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения
- Онлайн
формат - Диплом
гособразца - Помощь в трудоустройстве
Видеолекции для
профессионалов
- Свидетельства для портфолио
- Вечный доступ за 120 рублей
- 311 видеолекции для каждого
Предметно-развивающая среда
по математике в ДОУ
ФГОС ДО устанавливает требования к развивающей предметно-пространственной среде как одному из условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования.
Развивающая предметно-пространственная среда должна позволять организовать как совместную деятельность педагога с детьми, так и самостоятельную детскую деятельность, направленную на саморазвитие ребенка под наблюдением и при поддержке взрослого.
Инновационность подхода к организации развивающей предметно-пространственной среды развития ребенка определяется актуальностью интеграции не только образовательных областей, определенных ФГОС, но и необходимостью организации центров активности на принципах развития и интеграции.
Для реализации образовательной области «Познавательное развитие» через процесс формирования элементарных математических представлений в группах ДОУ организуются центры занимательной математики.
Центр занимательной математики должен быть оснащён материалами и атрибутами, позволяющими детям в самостоятельной деятельности отрабатывать навыки, закреплять уже имеющиеся знания, открывать для себя новое в области математики через своеобразные детские виды деятельности: игровую, поисково-исследовательскую, конструктивную, речевую и т.д.
Содержание центра познавательного развития в группах ДОУ :
1.Разнообразные игры на развитие сенсорных чувств в соответствии с возрастом и развитием детей: игры на формирование элементарных математических представлений по количеству и счету, величине и форме предметов, ориентировке в пространстве и времени.
2.Разнообразный счетный, наглядный материал: плоскостные предметные картинки для счета; мелкие игрушки и предметы – матрешки, грибочки, рыбки и др.; счетные палочки; комплекты геометрических фигур разных размеров, разного цвета; природный материал для счета; комплекты цифр и т.д.
3.Занимательный материал математического содержания:
- задачи–шутки, головоломки, ребусы, игр на нахождение сходства и различия и др.;
- математические развивающие, логические игры, соответствующие возрасту детей (игры Никитина, рамки-вкладыши Монтессори, Танграм, Монгольская игра, Колумбово яйцо, Вьетнамская игра, Волшебный круг, Пентамино,Геоконт, Уникуб, блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, игры Воскобовича и др.)
- приборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, магниты, мерные ложки.
2-ая младшая группа (3—4 года)
В центре познавательного развития по математике могут быть расположены дидактические игрушки и настольные игры, развивающие у детей умения:
сравнивать предметы по различным признакам - размеру, форме, цвету, назначению и т.д.;
Дидактические игры .
Подбирать предметы по цвету и величине
(большие, средние и маленькие; 2–3 цветов), собирать пирамидку из
уменьшающихся по размеру колец , чередуя в определенной последова-
тельности 2–3 цвета; собирать картинку из 4–6 частей.
В совместных дидактических играх учить детей выполнять постепен-
но усложняющиеся правила.
Дидактические игры: «Лото», парные картинки, крупная и средняя пластиковая мозаика, например: «Геометрические фигуры», пазлы из 6 – 18 частей, наборы разрезных картинок на кубиках, картинки – трафареты: «Сложи цветок», «Сложи елочку», «Сложи домик с окошком (для петушка)», «Чудесный мешочек» и т.д.
Средняя группа ( 4 – 5 лет )
Центр познавательного развития по математике средней группы может содержать:
дидактические игрушки и настольные игры, развивающие у детей умения:
- ориентироваться в пространстве и времени;
- сравнивать предметы по различным признакам - размеру, форме, цвету, назначению и т.д.;
- составлять ряды из одинаковых предметов по убыванию или возрастанию того или иного признака: объема, высоты, интенсивности цвета и т.д.;
Дидактические игры :
-игры для понимания символики, схематичности и условности («На что похоже?», «Дострой»);
-модели: числовая лесенка, ряд величин, спиралевидные модели на познание временных отношений;
-игры для освоения величинных, числовых, пространственно-временных отношений («Составь такой же узор»);
-игры с алгоритмами, включающие 3-5 элементов («Выращивание дерева») и т.п.
Развивающие игры : «Сложи узор», «Точки», «Уголки», «Уникуб», «Блоки Дьенеша», «Палочки Кюизенера», рамки-вкладыши Монтессори и т.д. в соответствии с возрастными задачами.
Страшая группа ( 5 – 6 лет )
В группах старшего дошкольного возраста центр занимательной математики может содержать:
Трафареты, линейки и другие измерительные эталоны;
дидактические игры, развивающие умения:
-создавать множества ( группы предметов) из разных по качеству элементов (предметов разного цвета, размера, формы, назначения; звуков, движений);
умение понимать отношение рядом стоящих чисел ;
умение устанавливать последовательность различных событий.
Дидактические игры :
- игры для деления целого предмета на части и составление целого из частей («Дроби», «Составь круг»);
- игры с цифрами, монетами;
- игры для развития числовых представлений и умений количественно оценивать разные величины. («Сравни и подбери») ;
- Игры с алгоритмами («Вычислительные машины»).
- Модели числовых и временных отношений («Числовая лесенка», «Дни недели»).
- Календарь, модель календаря.
Развивающие игры:
- игры, развивающие психические процессы: шахматы, шашки, нарды, лото-бочонки и т.п.
- игры Никитина, блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, игры Воскобовича и др. в соответствии с возрастными задачами- игры Никитина, блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, игры Воскобовича .
Подготовительная группа ( 6 – 7 лет )
В группах старшего дошкольного возраста центр познавательного развития по математике может содержать:
дидактические игры, формирующие умения:
умение ориентироваться на ограниченной территории (лист бумаги, страница тетради и т.д.);
умение работать с планом ,схемой, маршрутом;
умение «читать» простейшую графическую информацию;
умение определять время по часам;
умение анализировать форму предметов в целом и отдельных его частей;
умение называть числа в прямом и обратном порядке.
Трафареты, линейки и другие измерительные эталоны.
Дидактические игры :
- игры для деления целого предмета на части и составление целого из частей («Дроби», «Составь круг»);
- игры с цифрами, монетами;
- игры для развития числовых представлений и умений количественно оценивать разные величины. («Сравни и подбери») ;
- игры с алгоритмами («Вычислительные машины»).
- модели числовых и временных отношений («Числовая лесенка», «Дни недели»).
- Календарь, модель календаря.
Развивающие игры:
- игры, развивающие психические процессы: шахматы, шашки, нарды, лото-бочонки и т.п.
- игры Никитина, блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, игры Воскобовича и др. в соответствии с возрастными задачами.
Трафареты, линейки и другие измерительные эталоны.
Р. S .: (Все фотографии из личного архива Леоновой Наталии Петровны)
1.Нищева Н.В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. – СПб. : «Детство-Пресс», 2006 г.
2. Смирнова Е.О. Детский сад. Оценка предметно-развивающей среды. //Дошкольное воспитание.- №4, 2010.
Одна из важных задач дошкольного учреждения - развитие активной, интеллектуально - развитой, творческой личности. Для достижения данной цели используются эффективные технологии развития воображения, грамотности и других базовых способностей детей.
Существует тонкий мостик между детством и школой, между необходимостью и интересом – игра. Игра способна развивать личность, используя естественные познавательные способности ребенка, физиологические и психологические аспекты.
Вложение | Размер |
---|---|
Дизайн-проект "Уголок занимательной математики" | 48 КБ |
Фото "Уголок занимательной математики" | 225.46 КБ |
Предварительный просмотр:
МКДОУ Калинихинский д/с №6 «Березка»
к созданию предметно-развивающей среды ДОУ»
«Уголок занимательной математики в старшей группе»
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР
В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ.
«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра- это огромное светлое окно,
через которое в духовный мир ребенка вливается
живительный поток представлений, понятий.
Игра- это искра, огонек пытливости и любознательности»
В. А Сухомлинский
Что является сегодня приоритетным в отношении дошкольника: обучение или воспитание? Этот вопрос остается по-прежнему актуальным и дискуссионным. Не у кого не вызывает сомнения, что детство - самоценный период в жизни человека, определяющий перспективы становления его личности. В дошкольном возрасте происходит закладка фундамента, который в дальнейшем позволяет ребенку успешно осваивать любые специальные знания.
В наше время судьба человека полностью в его руках, а изначально - в руках любящих и заботливых родителей, которые хотят видеть подготовленных малышей, обладающих начальным багажом знаний. Да и в самих школах изменились методики обучения. Большинство знаний, контрольные экзаменационные тесты строятся таким образом, что детям приходится мыслить, решать поставленные проблемы, а не излагать изученный материал. Именно такой способ обучения оптимален в современных условиях. Не «напичкать» ребенка знаниями, а научить думать, решать задачи, правильно пользоваться справочными источниками, т. е. указать ему путь, следуя которому он сможет получить необходимые знания, реализовать их в жизни и в профессии.
Одна из важных задач дошкольного учреждения - развитие активной, интеллектуально - развитой, творческой личности. Для достижения данной цели используются эффективные технологии развития воображения, грамотности и других базовых способностей детей.
Существует тонкий мостик между детством и школой, между необходимостью и интересом – игра. Игра способна развивать личность, используя естественные познавательные способности ребенка, физиологические и психологические аспекты.
Природа щедро наделила каждого ребенка возможностями развиваться. Лишив ребенка современного и полноценного обучения в младенческом и дошкольном детстве, тем самым мы обрекаем его на громадные зарплаты сил и времени на развитие способностей в будущем.
Но обучение обучению рознь. В дошкольном возрасте ребенок активно обучается только посредством игры. И здесь на помощь родителям и педагогам приходят развивающие игры. Они дают богатую пищу для развития творческих сторон интеллекта малыша, к тому же учат родителей и воспитателей активно участвовать в этом процессе.
Цель любой развивающей игры должна формулироваться не как передача конкретных знаний, умений и навыков, а как развитие определенных психических процессов, или способностей ребенка.
Развивающие игры очень разнообразны (игры-забавы, игры с ролью, игры-задачи, соревнования), но объединены под общим названием не случайно; они все исходят из общей идеи и обладают характерными способностями:
- Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона, детали из конструктора- механика и т. д.
- Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоскостного рисунка, чертежа, письменной или устной инструкции т. п. Таким образом знакомят его с разными способами передачи информации.
- Задачи расположены примерно в порядке возрастания сложности, т. е. от простого к сложному.
- Задачи имеют очень широкий диапазон трудности. Поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет.
- Нельзя требовать и добиваться того, чтобы с первой попытки ребенок решил задачу. Он возможно еще не дорос, не созрел, и надо подождать день, неделю, месяц или даже больше.
- Решение задачи предстанет перед ребенком не в абстрактной форме ответа математической задачи, а в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, кирпичиков деталей конструктора т. е. видимых, осязаемых вещей. Это позволяет сопоставлять наглядно «задание» с «решением» и самому проверять точность выполнения задания.
- К большинству развивающих игр дети и взрослые могут составлять новые варианты заданий, и даже придумывать новые игры, т. е. заниматься творческой деятельностью развивающих игр:
-сочетание игры с обучением.
-постепенное усложнение процесса обучения и условий игры.
-рост интеллектуальной активности ребенка при решении новых задач.
-целостное влияние обучающих и воспитательных факторов.
При грамотной реализации этих принципов формируются условия, способствующие развитию первоначальных норм самооценки и самоконтроля у детей. Это имеет большое воздействие на их учебную деятельность и жизнь в коллективе.
ЦЕЛЬ ДИЗАЙН - ПРОЕКТА: Обеспечить благоприятные условия для развития познавательной деятельности детей и повышение их творческо-поисковой активности.
-Разработать модель пространственно-развивающий игровой среды, направленной на развитие интеллектуальной способностей детей.
-Формировать качества и свойство личности ребенка, необходимые для успешного владения математикой в дальнейшем, целенаправленность и целесообразность поисковых действий, стремление к достижению положительного результата, настойчивости и находчивости, самостоятельности
-воспитывать у детей потребность занимать свое свободное время не только интересными, но и требующими умственного напряжения интеллектуального усилия играми
-расширяет представление родителей о развивающих играх для детей старшего дошкольного возраста.
В группе создан уголок, где размещен дидактический материал в виде карточек, разных игр и пособий для развития памяти, воображения, восприятия, внимания, мышления, развития творческих способностей: различные конструкторы, кубики Никитина, игры Воскобовича, блоки Дьенеша, палочки Кьюзенера, пособие для развития тактильных ощущений, шумовые коробочки по Монтессори, игровизор и мн. др.
ПРИНЦИПЫ В ОСНОВЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ:
- Принцип активности, самостоятельности, творчества.
- Принцип стабильности — динамичности развивающей среды.
- Принцип комплексирования и гибкого зонирования.
- Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого.
- Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды.
- Принцип интеграции.
В РАБОТЕ НАД ПРОЕКТОМ ИСПОЛЬЗОВАЛАСЬ ЛИТЕРАТУРА:
- Б. П. Никитин «Ступени творчества»,
- Е.Н. Носова «Логика и математика;
- Ю.С. Руд «Развивающие математические игры различных видах деятельности дошкольников».
Дидактический материал соответствует гигиеническим и эстетическим требованиям. Пособия помещены в удобные для хранения папки, в определенном, доступном для детей месте.
ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА И ДЕТЕЙ В СОЗДАННОЙ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЕ.
Развивающие игры используем в непосредственно – образовательной деятельности, индивидуальной работе с детьми. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям. Для того, чтобы дети овладели игровыми умениями я играю вместе с ними. Я одновременно являюсь и учителем и участником игры. Я учу играя, а дети играя учатся. Усваивая в общении со взрослыми тематику различных игр, дети затем обобщают игровые способы, и переносят на другие ситуации. Так игра приобретает самодвижение, становится формой собственного творчества детей, а это обуславливает его развивающий эффект.
Так же очень важна работа с родителями. Я познакомила их с целями и задачами проводимой работы. Постаралась вызвать интерес к развивающим играм и желание принять участие в их изготовлении. Сейчас в группе много игр и пособий которые сделаны руками родителей.
Дети стали более любознательными, самостоятельными, с желанием берут на себя ведущую роль в играх, стали проявлять интерес и к развивающим играм разного характера.
Работа проекта на этом не заканчивается. Необходимо дополнять и усложнять игры. Планируем провести мероприятие с использованием развивающих игр совместно с родителями, что способствовало бы сплочению семьи и вызвало бы желание родителей развивать своих детей и больше с ними общаться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Уголок занимательной математики, как условие самостоятельной деятельности дошкольника
Уголок занимательной математики - это специально отведённое, тематически оснащённое играми, пособиями и материалами и определённым образом художественно оформленное место. Организовать его можно, испо.
УГОЛОК ЗАНИМАТЕЛЬНОЙ МАТЕМАТИКИ В ДЕТСКОМ САДУ
методические рекомендации по оснащению уголка занимательной математике.
Конспект НОД по математике «Занимательная математика» в старшей группе
Конспект НОД по математике «Занимательная математика» в старшей группеПрограммные задачи:-- закреплять у детей навык ориентировки в тетради по клеточкам;-- продолжать учить детей составлять и решать а.
«Занимательная математика» в старшей группе детского сада.
«Занимательная математика» относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС. Актуальность программы определена тем, что дети дошкольного возраста д.
Математический уголок «Занимательная математика» во второй младшей группе .
При оформлении уголка «Занимательной математики» мы руководствовались следующими задачами:Развитие качеств и свойств личности ребёнка, необходимых для успешного овладения математикой в дал.
Краткосрочный проект «Занимательная математика» в старшей группе
Краткосрочный проект «Занимательная математика» в старшей группе«Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упустить случая, сделать его немного занимательным&ra.
Проект "Занимательная математика" в старшей группе детского сада
Читайте также: