Оформление стены в саду математика

Обновлено: 18.04.2024

Одним из эффективных средств формирования математических представлений у детей 5-6 лет, является использование дидактических и настольно-печатных игр с математическим содержанием, которые можно использовать как во время организованной образовательной деятельности в ДОУ, так и вне ее, как в утреннее, так и вечернее время.

Уголок занимательной математики - это специально отведенное тематически оснащенное играми, пособиями и материалами и определенным образом художественно оформленное место, с обеспечением свободного доступа детей к находящимся там материалам.

ВложениеРазмер
organizatsiya_ugolka_zanimatelnoy_matematiki.docx 22.38 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад № 23 «Василек»

Консультация для воспитателей на тему:

Воспитатель старшей группы

Развитие элементарных математических представлений - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. В старшем дошкольном возрасте проблема развития элементарных математических представлений актуализируется в наибольшей степени, это связано с предстоящим переходом ребенка к систематическому обучению в школе.

Под формированием элементарных математических представлений многие авторы понимают целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями. Математические представления являются средством математического развития ребенка.

Одним из эффективных средств формирования математических представлений у детей 5-6 лет, является использование дидактических и настольно-печатных игр с математическим содержанием, которые можно использовать как во время организованной образовательной деятельности в ДОУ, так и вне ее, как в утреннее, так и вечернее время. В детском саду нужно создавать такие условия для математической деятельности ребёнка, при которой бы он проявлял самостоятельность в выборе игры, игрового материала, исходя из развивающихся у него потребностей, интересов. В ходе игры, возникающей по инициативе самого ребёнка, он приобщается к сложному интеллектуальному труду. Организация отдельных уголков занимательной математики, наиболее способствует решению задачи: играть в игры с математическим содержанием по собственному желанию.

Уголок занимательной математики - это специально отведенное тематически оснащенное играми, пособиями и материалами и определенным образом художественно оформленное место, с обеспечением свободного доступа детей к находящимся там материалам.

Основные задачи, решаемые при создании уголка занимательной математики:

  • формировать у детей интерес к элементарной математической деятельности;
  • предоставлять возможность ребенку, исходя из своих потребностей и интересов «играть» в математическом уголке (как вид самостоятельной деятельности);
  • решать задачи познавательного развития детей средствами разнообразного игрового материала с математическим содержанием;
  • закреплять полученные ранее математические знания, умения и навыки через занятия в уголке занимательной математики.

В возрастных возможностях детей шестого года жизни в сравнении с младшими дошкольниками отмечаются стремление их к проявлению самостоятельности, развитию познавательных мотивов, что обеспечивает элементы самоорганизации в игровой и других видах деятельности. Дети могут выбрать себе игру, занятие по интересам, целенаправленно действовать с материалом, объединятся в игре со сверстниками.

Созданию уголка предшествует подбор игрового материала, что определяется возрастными возможностями и уровнем развития детей группы. В уголке помещается разнообразный занимательный материал, чтобы каждый из детей смог выбрать для себя игру. В течение года по мере освоения детьми игр следует разнообразить их виды, вводить более сложные игры с новым занимательным материалом.

Содержание уголка занимательной математики .

  • Математические логические, развивающие и интеллектуальные игры.
  • Дидактические игры с наглядным материалом, знакомые детям по занятиям.
  • Математические развлечения: загадки, задачи-шутки, ребусы, кроссворды, игры-головоломки.
  • Дидактические пособия (модели, схемы, графики, чертежи, карты, математические тетради, математический конструктор и другие пособия математического содержания).
  • Литература для детей математического содержания (математические сказки, словесные задания).
  • Шашки, шахматы и другие настольные игры.
  • Дополнительный рабочий материал (цветные карандаши, ручки, фломастеры, бумага и т.д.).

Основные требования к уголку занимательной математики:

  • уголок должен представлять собой специально отведенную зону;
  • необходимо обеспечить к нему свободный доступ детей;
  • содержание уголка должно быть, с одной стороны, знакомо ребенку, с другой стороны, материалы должны постоянно меняться, дополняться и взаимозаменяться.
  • все материалы должны быть эстетично оформлены.

Художественное оформление уголков должно отвечать их назначению, привлекать и заинтересовывать детей.

Уголки различных видов активности являются местом организации совместной с педагогом и самостоятельной деятельности

Игровая и исследовательская деятельность — ведущие виды детской активности. Через изучение внешнего вида и свойств предметов формируются представления о физической стороне окружающей действительности. В играх закладываются социальные компетенции и развиваются навыки коммуникации. В предметной и игровой деятельности проявляются творческие способности. Для формирования разностороннеразвитой личности нужно создать вокруг ребёнка насыщенную и предметно-пространственную среду.

Цели создания и работы уголков в детском саду: роль и значение уголков, основные задачи для всех возрастных групп

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) определяет целевым ориентиром каждой развивающей области (познавательной, физической, социально-коммуникативной, речевой, художественно-эстетической) поощрение инициативности детской деятельности (умственной или практической), стимулирование самостоятельности в выборе методов деятельности и их реализации. Дети активно познают мира, стремительно накапливают чувственные образы. Исследование предметов и связей между ними в ближайшем окружении происходит при помощи восприятия различными органами чувств (зрения, слуха, вкусовых и тактильных ощущений).

Девочка в тематическом уголке

Различными способами дети изучают предметы в ближайшем окружении, исследуя их качества и свойства

С первых лет жизни ребёнок спонтанно исследует вещественные объекты: проверяет на вкус, ломкость, мягкость, температуру, звучность. В период дошкольного обучения проведение занятий в игровой форме даёт возможность изучения различных инструментов и предметов, взаимоотношений между ними. Для эффективного умственного, физического и нравственного развития ребёнок должен находиться в комфортных условиях. Организация предметно-пространственной среды педагогом начинается с оформления приёмной и помещения группы таким образом, чтобы воспитанникам было уютно, ведь здесь они проводят много времени, недаром говорят, что детский сад — это второй дом малышей.

В уголке отдыха

В детском саду ребёнку должно быть уютно и спокойно, как дома

Создание уголков различной направленности в детском саду реализует принцип воспитания всесторонне развитой личности. Здесь дети приобретают первоначальные представления о физических свойствах предметов, знакомятся с искусством и создают поделки, играют на музыкальных инструментах и поют, занимаются речевыми упражнениями, рассматривают книги и слушают чтение воспитателем, постигают значение нравственных ценностей. Благодаря разнообразию тематических уголков выполняется принцип частой смены деятельности: дошкольники быстро утомляются, теряют интерес к одному предмету и легко переключаются на другой. Индивидуально-личностный подход в обучении осуществляется в предоставлении выбора детьми, в каком центре активности они будут заниматься в конкретный момент (возможность самостоятельной деятельности в продуктивном творчестве, игре и т. д.). Таким образом, цель организации уголков в детском саду — создание условий для успешного развития способностей воспитанников.

В игровой зоне

Организация детской деятельности в уголках реализует принцип всестороннего развития детей с учётом личностного подхода

Задачи тематических уголков в детском саду

1. Образовательные задачи:

  • формирование и расширение представлений об объектах окружающего мира (уголки познавательной направленности, центры природы, игровой и спортивной деятельности);
  • ознакомление с искусством и его видами (уголок искусства, театральный и музыкальный центры);
  • формирование первоначальных научных представлений — математических, физических, химических (уголок опытно-экспериментальной деятельности, математический центр);
  • подготовка к обучению чтению и письму (книжный, речевой, логопедический уголки, центр письменности);
  • знакомство с общественным устройством, социальными взаимоотношениями (уголки для сюжетно-ролевых игр, уголок ряжения с костюмами профессий).

В космическом уголке

Воспитанники изучают строение Вселенной, небесные тела и их свойства

2. Развивающие задачи:

  • развитие и совершенствование мелкой моторики (игровой уголок, центр экспериментирования, творческие мастерские, центры воды и песка);
  • совершенствование координации движений (физкультурный и трудовой уголки, творческие центры);
  • формирование и закрепление способности предметных действий — операций с различными объектами, инструментами и приборами (зелёный уголок, опытная лаборатория, зоны игры и продуктивного творчества, музыкальный островок);
  • развитие мыслительных способностей: прогнозирования, планирования, выдвижения гипотез, анализирования, обобщения, систематизирования (уголки исследовательской и творческой направленности);
  • развитие навыков устной речи (в центре любой активности, где действия детей сопровождаются комментированием, озвучиванием, особенно активно — в книжном, речевом, логопедическом, театрализованных уголках);
  • развитие психических способностей: долгосрочной памяти, различных видов восприятия (осуществляется в уголке любой направленности);
  • развитие физических качеств: ловкости, выносливости (физкультурной уголок, центр подвижных игр);
  • формирование и развитие навыка самообслуживания (уголок трудовой деятельности и дежурства, игровые и творческие зоны, центр живой природы).

В уголке рисования

В центрах детской активности развиваются мыслительные, психические и творческие способности воспитанников, совершенствуются практические умения

3. Воспитательные задачи:

  • создание положительной эмоциональной атмосферы в группе и сплочённости детского коллектива;
  • воспитание нравственных качеств (семейный уголок, центр дружбы, уголок добра, православный уголок);
  • воспитание любви к родине (национальный уголок, уголок родного языка, уголок города/села);
  • воспитание ответственности, в т. ч. социальной (уголок безопасности, правил дорожного движения);
  • воспитание аккуратности, обучение правилам поведения (уголок этикета, трудовой уголок, центр домоводства);
  • формирование эстетического вкуса и чувства гармонии (уголки художественно-эстетической направленности).

В православном уголке

Деятельность в уголках способствует формированию нравственных ценностей у дошкольников

Оформление уголков осуществляется с учётом возрастных особенностей воспитанников. В занятиях с детьми 1,5–3 лет особое внимание уделяется развитию мелкой моторики и координации движений, поэтому будут актуальны центры песка и воды, исследовательские, игровые и физкультурные уголки. К старшему дошкольному возрасту дети приобретают способность к сюжетно-ролевым играм, участвуют в эвристических беседах, проявляют творческие способности — предметно-пространственная среда обогащается игровыми наборами и костюмами для раскрытия социальных компетенций («Поликлиника», «В магазине», «Газетный киоск», «На дороге» и др.), атрибутами для театрализованных игр и инсценировок.

В игровом уголке

Материальная база уголков пополняется в соответствии с интересами и возрастом детей

К возрасту 5 лет дети начинают понимать различия между девочками и мальчиками, их игры приобретают разную направленность: девочки играют в куклы, «Дочки-матери», «Салон красоты», мальчикам нравится заниматься с машинками, солдатиками, изображать супергероев и т. д. Поэтому для воспитанников старшей и подготовительной группы игровая зона может работать в виде двух уголков — для девочек и для мальчиков.

«Салон красоты» в игровом уголке

Для старших дошкольников уголки могут быть разделены по интересам мальчиков и девочек

В подготовительной группе воспитанники работают над созданием проектов: проводят много времени в исследовательском, экспериментальном, творческом уголках. Зоны самостоятельной активности пополняются картотеками заданий, наглядными алгоритмами выполнения практических исследований. Уголок знаний может быть оформлен и оснащён в соответствии с темой группового проекта (космический, экологический, технический).

В математическом уголке

Дети 6–7 лет активно формируют представление о составе чисел, упражняются в простых вычислениях

Требования к оформлению уголка по ФГОС

Для уголков предъявляются требования в соответствии с их тематикой, однако выделяются общие положения для всех центров детской активности в детском саду:

  • удовлетворение интересов детей;
  • наполнение материальной базы с учётом возрастных особенностей воспитанников;
  • эстетичность, привлекательность и уютность — для создания хорошего настроения;
  • удобство и доступность материалов уголка каждому ребёнку;
  • оптимальное расположение в помещении группы (относительно источника света, остальных тематических уголков);
  • учёт регионального компонента при оформлении уголка (для знакомства и изучения национального быта, искусства, промыслов и ремёсел, языка, литературы).

Оформление уголков в помещении группы

Уголки должны быть привлекательны и доступны детям и иметь оптимальное расположение относительно друг друга и источника света

Паспорт уголка в детском саду

Для каждого уголка заполняется паспорт группы, он хранится в защитном кармане непосредственно в центре активности или в папке документов у воспитателя.

В паспорте описываются приводятся данные и следующие характеристики уголка:

  • название уголка;
  • номер группы, возраст детей;
  • цели и задачи работы уголка;
  • предметы мебели, их количество;
  • материалы и инструменты, их количество;
  • наглядные материалы (настенные плакаты, карты, схемы);
  • картотека игр, упражнений, экспериментов (возможных в условиях уголка).

Паспорта уголков

В паспорте уголка содержатся сведения о материальном оснащении и примеры занятий

Уголки в детском саду: направленность, наполнение, функционирование

Оформление уголка своими руками

Уголок детской активности должен быть уютным, находиться в нём приятно воспитанникам. Вызывает положительные эмоции красочное оформление, использование знакомых детям сюжетов и персонажей, дополнение стеллажей наклейками и рисунками.

Элементы самостоятельного оформления педагогом детских уголков с привлечением (по желанию) родителей и самих воспитанников:

  • рисование тематических стенгазет и плакатов;
  • создание простых украшений: фигурки-оригами, кусудамы, бумажные цветы, снежинки, бабочки и фонарики;
  • создание уголка в стилистике литературного произведения или мультфильма;
  • оформление природными материалами: букеты из сухоцветов, корзинки и коробки из веточек, фигурки из желудей;
  • выполнение макетов: «Наша улица», «Железная дорога», «Вулкан», «Солнечная система», «Строение острова», «Джунгли», «Рождество» и др.;
  • подготовка мини-выстовок из работ воспитанников;
  • изготовление кукол для пальчикового и теневого театра, масок;
  • рисование декораций для игровой и театрализованных видов деятельности;
  • разработка заданий для дидактических игр: вырезание карточек и фишек, разлиновка бланков и т. п.

Библиотечный уголок

Вариант оформления уголков при помощи созданных своими руками изображения знакомых детям персонажей — сказочных гномов

Оборудование уголка в детском саду

Развивающий уголок

В исследовательском, игровом и творческом уголках должно быть место для практической деятельности: продуктивного творчества, экспериментирования, дидактических игр

Уголок «Библиотека»

Материалы в шкафах и на стеллажах доступны воспитанникам

Физкультурный уголок

Инвентарь хранится в пластиковых контейнерах, дети убирают предметы по завершении игр или занятий

Уголок экспериментирования

В уголках находятся папки с паспортом центра активности, сценариями игр и постановок, описаниями опытов и экспериментов

Театральный уголок

Навесные полки рекомендуется заполнять материалами для рассматриваниями, выставками

Игровая зона

Мягкие игровые модули могут быть использованы в различных играх, они развивают воображение и конструкторские навыки

Уголок уединения

В уголке уединения ребёнок отдыхает и набирается сил, отгородиться на время от окружающих он может под зонтиком с лентами, например

Основные средства оформления уголка

  • Информационный стенд: здесь размещаются темы ближайших занятий в центре активности, объявления, фотографии;

Стенд в музыкальном уголке

На информационном стенде размечаются правила поведения в уголке, темы будущих занятий, фотографии воспитанников

Эмблемы уголков в детском саду

Эстетически правильно, когда эмблемы уголков в помещении группы выдержаны в едином стиле

Уголок опытно-экспериментальной деятельности

Ящики с материалами для экспериментирования младшими дошкольниками обозначаются при помощи картинок-символов

Стенгазета «Здоровое питание»

Уголок здоровья может быть оформлен статьями и стенгазетами на важные темы

Стремительное развитие науки, высоких технологий в наши дни требует от образовательных учреждений нового подхода к обучению подрастающего поколения. Они должны не только вооружать детей знаниями и умениями, но и формировать жизненные компетенции, без которых в современном мире невозможно стать успешным и востребованным:

• желание учиться, усваивать новое, заниматься саморазвитием и самосовершенствованием;

• умение применять полученные знания на практике, используя их наиболее рационально;

• умение творчески, нестандартно преобразовывать информацию, искать новые пути решения задач, которые ставит перед человеком жизнь.

Начинается эта работа ещё в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ). Современные примерные образовательные программы провозглашают одной из важнейших задач дошкольного учреждения формирование всесторонне развитой, творческой, стремящейся к активному познанию окружающего мира личности. Немаловажной составляющей всестороннего развития ребёнка является логико-математическое. И, в свою очередь, зоны логико-математического развития (математические уголки) являются необходимой частью общей развивающей среды в ДОУ.

У дошкольников старшего возраста начинает формироваться абстрактное вербальное мышление, дети становятся более организованными, умеют контролировать себя, стремятся к самовыражению, достижению результата не только на занятии, но и в самостоятельной деятельности.

Раскрыть и развить эти качества поможет им и уголок математики. Содержание уголка пополняется настольными играми не только на воспроизведение знаний, но и на смекалку, сообразительность: «Найди отличия», «В чём ошибся художник», «Бывает—не бывает», «Что лишнее?» Применяются игры и пособия на классификацию по нескольким признакам, сопоставление групп, сериации, ориентировку по схеме или модели, установление последовательностей. В большинстве случаев они печатные, а не предметные, поскольку и работать с ними легче, и можно расширить сферы, затрагиваемые в играх: космос, экзотические животные, мир океана, гор, полюсов. К примеру, если в средней группе ребёнок соотносит по высоте 5–6 домашних животных, то в старшей ему будет гораздо интереснее построить по росту животных Африки, начиная от жирафа и слона и заканчивая обезьянкой (можно брать 8–10 объектов). Игры с блоками Дьенеша также усложняются и приобретают множество вариантов.

Важным элементом наполнения математического уголка становится познавательная литература. Дети шестого года жизни учатся находить ответы на свои вопросы в книгах, поэтому воспитатель должен предоставить им энциклопедии, книги и тетради с занимательными заданиями, лабиринтами, головоломками. Нелишними будут и головоломки-предметы: верёвочные, деревянные, на передвижение и поиск выхода, составление целого из частей.

Старшим дошкольникам нравится решать примеры, выполнять задания на сравнение чисел, причём дидактические игры такого плана они используют не только для самостоятельной математической деятельности, но и проверяют знания друг друга, устраивают маленькие соревнования, кто быстрее ответит, используют игровой материал и в сюжетно-ролевой игре «Школа». Карточки с примерами, цифрами и знаками должны быть в достаточном количестве, чтобы их хватило всем желающим.

В математическом уголке старшей группы обязательна модель часов. Модель часов или настоящие часы, обычный календарь помогут дошкольникам усвоить представление о времени, разбираться в единицах его измерения и самостоятельно определять время, что очень поможет им в школьной жизни.

Фотоотчет «Создание математического уголка в старшей группе ДОУ»

Непременной частью уголка также являются игры на определение состава числа, решение задач и примеров.


Необходимо создать различные картотеки для познавательного математического развития детей : стихи о цифрах, задачки, загадки, лабиринты, шутки и фокусы и т. п.


Фотогалерея : элементы оборудования математического уголка в нашей старшей группе :


В нашей группе воспитателями создан лэпбук по математике, с состав которого входят более 60 различных игр, заданий и упражнений по математике для детей старшего дошкольного возраста.







Также мы сделали с детьми кубики Никитина из старых кубиков :


Еще мы сделали из старой мебели дощечки, на которые набили силовые кнопки и набрали резинки от лекарств, получилась логическая игра "Геоконт". Мы распечатали, заламинировали и нарезали много раздаточного счетного материала, геометрических фигур для отрабатывания навыков логики и счета на занятиях с детьми. Приобрели шашки и шахматы для игр, красочные книги по математике для детей, тетради-прописи, числовые вееры. Очень много игр сделано своими руками: распечатаны, заламинированы и сложены а папки-конверты. Мы в скором будущем планируем пополнение игр и пособий для детей в математическом уголке, хотим сделать игры с кругами Луллия, пополнить уголок играми на развитие логического мышления. Также сейчас мы занимаемся созданием настенного стенда по математике, который повесим на стене прямо над стеллажом с играми и пособиями.



Создание уголка по краеведению «Родничок»

Создание уголка по краеведению «Родничок» Родничок,так мы назвали свой уголок по краеведению в средней группе. Работа по краеведению является одним из самых главных средств воспитания.

Фотоотчет физкультурно-математического досуга «Теремок» в средней группе

Фотоотчет физкультурно-математического досуга «Теремок» в средней группе В нашем детском саду есть традиция - дети подготовительной группы приходят в гости к детям средней группы в образах героев сказки "Теремок".

Организация уголка книги в старшей группе

Организация уголка книги в старшей группе Книга – это не учебник. Это образец литературного искусства. В ней содержится опыт поколений, кладезь знаний. Задача взрослого - открыть.

Фотоотчет «Уголок математического развития во второй младшей группе ДОУ»

Фотоотчет «Уголок математического развития во второй младшей группе ДОУ» Детский сад - это второй дом для детей и конечно же и для сотрудников. А свой дом всегда хочется сделать уютным, оригинальным, непохожим.

Фотоотчёт об ООД по рисованию в старшей группе «Создание дидактической игры «Что нам осень принесла?»

Фотоотчёт об ООД по рисованию в старшей группе «Создание дидактической игры «Что нам осень принесла?» Цель занятия: рисование карточек для дидактической игры "Что нам осень принесла?" Задачи: - закреплять образные представления детей о дарах.

Конспект ООД по рисованию в старшей группе «Создание дидактической игры «Что нам осень принесла?»

Конспект ООД по рисованию в старшей группе «Создание дидактической игры «Что нам осень принесла?» Задачи: Образовательные:Закреплять образные представления о дарах осени. Продолжать формировать умение рисовать грибы, овощи, фрукты,.

Оформление математического уголка во второй средней группе

Оформление математического уголка во второй средней группе Непременным условием развития детского математического творчества является обогащенная предметно - пространственная среда. Это, прежде всего,.

Создание развивающей среды в старшей группе

Создание развивающей среды в старшей группе Визитная карточка старшей группы "ПЧЕЛКИ"Группу посещают - детей Девочек – 11 Мальчиков – 14 Воспитатели: Пескова Светлана Николаевна Черная.

Создание предметно-развивающей среды. Дидактическое пособие для уголка экспериментирования «Трек для воды и не только»

Создание предметно-развивающей среды. Дидактическое пособие для уголка экспериментирования «Трек для воды и не только» Доброе время суток, мои дорогие! Лето! Как же здорово, что можно поиграть в песке, поплескаться в воде! Да и поэкспериментировать столько.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Видеолекции для
профессионалов

  • Свидетельства для портфолио
  • Вечный доступ за 120 рублей
  • 311 видеолекции для каждого

Предметно-развивающая среда

по математике в ДОУ

ФГОС ДО устанавливает требования к развивающей предметно-пространственной среде как одному из условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования.

Развивающая предметно-пространственная среда должна позволять организовать как совместную деятельность педагога с детьми, так и самостоятельную детскую деятельность, направленную на саморазвитие ребенка под наблюдением и при поддержке взрослого.

Инновационность подхода к организации развивающей предметно-пространственной среды развития ребенка определяется актуальностью интеграции не только образовательных областей, определенных ФГОС, но и необходимостью организации центров активности на принципах развития и интеграции.

Для реализации образовательной области «Познавательное развитие» через процесс формирования элементарных математических представлений в группах ДОУ организуются центры занимательной математики.

Центр занимательной математики должен быть оснащён материалами и атрибутами, позволяющими детям в самостоятельной деятельности отрабатывать навыки, закреплять уже имеющиеся знания, открывать для себя новое в области математики через своеобразные детские виды деятельности: игровую, поисково-исследовательскую, конструктивную, речевую и т.д.

Содержание центра познавательного развития в группах ДОУ :

1.Разнообразные игры на развитие сенсорных чувств в соответствии с возрастом и развитием детей: игры на формирование элементарных математических представлений по количеству и счету, величине и форме предметов, ориентировке в пространстве и времени.

2.Разнообразный счетный, наглядный материал: плоскостные предметные картинки для счета; мелкие игрушки и предметы – матрешки, грибочки, рыбки и др.; счетные палочки; комплекты геометрических фигур разных размеров, разного цвета; природный материал для счета; комплекты цифр и т.д.

3.Занимательный материал математического содержания:

- задачи–шутки, головоломки, ребусы, игр на нахождение сходства и различия и др.;

- математические развивающие, логические игры, соответствующие возрасту детей (игры Никитина, рамки-вкладыши Монтессори, Танграм, Монгольская игра, Колумбово яйцо, Вьетнамская игра, Волшебный круг, Пентамино,Геоконт, Уникуб, блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, игры Воскобовича и др.)

- приборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, магниты, мерные ложки.

2-ая младшая группа (3—4 года)

В центре познавательного развития по математике могут быть расположены дидактические игрушки и настольные игры, развивающие у детей умения:

сравнивать предметы по различным признакам - размеру, форме, цвету, назначению и т.д.;

Дидактические игры .

Подбирать предметы по цвету и величине

(большие, средние и маленькие; 2–3 цветов), собирать пирамидку из

уменьшающихся по размеру колец , чередуя в определенной последова-

тельности 2–3 цвета; собирать картинку из 4–6 частей.

В совместных дидактических играх учить детей выполнять постепен-

но усложняющиеся правила.

Дидактические игры: «Лото», парные картинки, крупная и средняя пластиковая мозаика, например: «Геометрические фигуры», пазлы из 6 – 18 частей, наборы разрезных картинок на кубиках, картинки – трафареты: «Сложи цветок», «Сложи елочку», «Сложи домик с окошком (для петушка)», «Чудесный мешочек» и т.д.



Средняя группа ( 4 – 5 лет )

Центр познавательного развития по математике средней группы может содержать:

дидактические игрушки и настольные игры, развивающие у детей умения:

- ориентироваться в пространстве и времени;

- сравнивать предметы по различным признакам - размеру, форме, цвету, назначению и т.д.;

- составлять ряды из одинаковых предметов по убыванию или возрастанию того или иного признака: объема, высоты, интенсивности цвета и т.д.;

Дидактические игры :

-игры для понимания символики, схематичности и условности («На что похоже?», «Дострой»);

-модели: числовая лесенка, ряд величин, спиралевидные модели на познание временных отношений;

-игры для освоения величинных, числовых, пространственно-временных отношений («Составь такой же узор»);

-игры с алгоритмами, включающие 3-5 элементов («Выращивание дерева») и т.п.

Развивающие игры : «Сложи узор», «Точки», «Уголки», «Уникуб», «Блоки Дьенеша», «Палочки Кюизенера», рамки-вкладыши Монтессори и т.д. в соответствии с возрастными задачами.



Страшая группа ( 5 – 6 лет )

В группах старшего дошкольного возраста центр занимательной математики может содержать:

Трафареты, линейки и другие измерительные эталоны;

дидактические игры, развивающие умения:

-создавать множества ( группы предметов) из разных по качеству элементов (предметов разного цвета, размера, формы, назначения; звуков, движений);

умение понимать отношение рядом стоящих чисел ;

умение устанавливать последовательность различных событий.

Дидактические игры :

- игры для деления целого предмета на части и составление целого из частей («Дроби», «Составь круг»);

- игры с цифрами, монетами;

- игры для развития числовых представлений и умений количественно оценивать разные величины. («Сравни и подбери») ;

- Игры с алгоритмами («Вычислительные машины»).

- Модели числовых и временных отношений («Числовая лесенка», «Дни недели»).

- Календарь, модель календаря.

Развивающие игры:

- игры, развивающие психические процессы: шахматы, шашки, нарды, лото-бочонки и т.п.

- игры Никитина, блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, игры Воскобовича и др. в соответствии с возрастными задачами- игры Никитина, блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, игры Воскобовича .



Подготовительная группа ( 6 – 7 лет )

В группах старшего дошкольного возраста центр познавательного развития по математике может содержать:

дидактические игры, формирующие умения:

умение ориентироваться на ограниченной территории (лист бумаги, страница тетради и т.д.);

умение работать с планом ,схемой, маршрутом;

умение «читать» простейшую графическую информацию;

умение определять время по часам;

умение анализировать форму предметов в целом и отдельных его частей;

умение называть числа в прямом и обратном порядке.

Трафареты, линейки и другие измерительные эталоны.

Дидактические игры :

- игры для деления целого предмета на части и составление целого из частей («Дроби», «Составь круг»);

- игры с цифрами, монетами;

- игры для развития числовых представлений и умений количественно оценивать разные величины. («Сравни и подбери») ;

- игры с алгоритмами («Вычислительные машины»).

- модели числовых и временных отношений («Числовая лесенка», «Дни недели»).

- Календарь, модель календаря.

Развивающие игры:

- игры, развивающие психические процессы: шахматы, шашки, нарды, лото-бочонки и т.п.

- игры Никитина, блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, игры Воскобовича и др. в соответствии с возрастными задачами.

Трафареты, линейки и другие измерительные эталоны.




Р. S .: (Все фотографии из личного архива Леоновой Наталии Петровны)

1.Нищева Н.В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. – СПб. : «Детство-Пресс», 2006 г.

2. Смирнова Е.О. Детский сад. Оценка предметно-развивающей среды. //Дошкольное воспитание.- №4, 2010.

Одна из важных задач дошкольного учреждения - развитие активной, интеллектуально - развитой, творческой личности. Для достижения данной цели используются эффективные технологии развития воображения, грамотности и других базовых способностей детей.

Существует тонкий мостик между детством и школой, между необходимостью и интересом – игра. Игра способна развивать личность, используя естественные познавательные способности ребенка, физиологические и психологические аспекты.

ВложениеРазмер
Дизайн-проект "Уголок занимательной математики" 48 КБ
Фото "Уголок занимательной математики" 225.46 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ Калинихинский д/с №6 «Березка»

к созданию предметно-развивающей среды ДОУ»

«Уголок занимательной математики в старшей группе»

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР

В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ.

«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра- это огромное светлое окно,

через которое в духовный мир ребенка вливается

живительный поток представлений, понятий.

Игра- это искра, огонек пытливости и любознательности»

В. А Сухомлинский

Что является сегодня приоритетным в отношении дошкольника: обучение или воспитание? Этот вопрос остается по-прежнему актуальным и дискуссионным. Не у кого не вызывает сомнения, что детство - самоценный период в жизни человека, определяющий перспективы становления его личности. В дошкольном возрасте происходит закладка фундамента, который в дальнейшем позволяет ребенку успешно осваивать любые специальные знания.

В наше время судьба человека полностью в его руках, а изначально - в руках любящих и заботливых родителей, которые хотят видеть подготовленных малышей, обладающих начальным багажом знаний. Да и в самих школах изменились методики обучения. Большинство знаний, контрольные экзаменационные тесты строятся таким образом, что детям приходится мыслить, решать поставленные проблемы, а не излагать изученный материал. Именно такой способ обучения оптимален в современных условиях. Не «напичкать» ребенка знаниями, а научить думать, решать задачи, правильно пользоваться справочными источниками, т. е. указать ему путь, следуя которому он сможет получить необходимые знания, реализовать их в жизни и в профессии.

Одна из важных задач дошкольного учреждения - развитие активной, интеллектуально - развитой, творческой личности. Для достижения данной цели используются эффективные технологии развития воображения, грамотности и других базовых способностей детей.

Существует тонкий мостик между детством и школой, между необходимостью и интересом – игра. Игра способна развивать личность, используя естественные познавательные способности ребенка, физиологические и психологические аспекты.

Природа щедро наделила каждого ребенка возможностями развиваться. Лишив ребенка современного и полноценного обучения в младенческом и дошкольном детстве, тем самым мы обрекаем его на громадные зарплаты сил и времени на развитие способностей в будущем.

Но обучение обучению рознь. В дошкольном возрасте ребенок активно обучается только посредством игры. И здесь на помощь родителям и педагогам приходят развивающие игры. Они дают богатую пищу для развития творческих сторон интеллекта малыша, к тому же учат родителей и воспитателей активно участвовать в этом процессе.

Цель любой развивающей игры должна формулироваться не как передача конкретных знаний, умений и навыков, а как развитие определенных психических процессов, или способностей ребенка.

Развивающие игры очень разнообразны (игры-забавы, игры с ролью, игры-задачи, соревнования), но объединены под общим названием не случайно; они все исходят из общей идеи и обладают характерными способностями:

  1. Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона, детали из конструктора- механика и т. д.
  2. Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоскостного рисунка, чертежа, письменной или устной инструкции т. п. Таким образом знакомят его с разными способами передачи информации.
  3. Задачи расположены примерно в порядке возрастания сложности, т. е. от простого к сложному.
  4. Задачи имеют очень широкий диапазон трудности. Поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет.
  5. Нельзя требовать и добиваться того, чтобы с первой попытки ребенок решил задачу. Он возможно еще не дорос, не созрел, и надо подождать день, неделю, месяц или даже больше.
  6. Решение задачи предстанет перед ребенком не в абстрактной форме ответа математической задачи, а в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, кирпичиков деталей конструктора т. е. видимых, осязаемых вещей. Это позволяет сопоставлять наглядно «задание» с «решением» и самому проверять точность выполнения задания.
  7. К большинству развивающих игр дети и взрослые могут составлять новые варианты заданий, и даже придумывать новые игры, т. е. заниматься творческой деятельностью развивающих игр:

-сочетание игры с обучением.

-постепенное усложнение процесса обучения и условий игры.

-рост интеллектуальной активности ребенка при решении новых задач.

-целостное влияние обучающих и воспитательных факторов.

При грамотной реализации этих принципов формируются условия, способствующие развитию первоначальных норм самооценки и самоконтроля у детей. Это имеет большое воздействие на их учебную деятельность и жизнь в коллективе.

ЦЕЛЬ ДИЗАЙН - ПРОЕКТА: Обеспечить благоприятные условия для развития познавательной деятельности детей и повышение их творческо-поисковой активности.

-Разработать модель пространственно-развивающий игровой среды, направленной на развитие интеллектуальной способностей детей.

-Формировать качества и свойство личности ребенка, необходимые для успешного владения математикой в дальнейшем, целенаправленность и целесообразность поисковых действий, стремление к достижению положительного результата, настойчивости и находчивости, самостоятельности

-воспитывать у детей потребность занимать свое свободное время не только интересными, но и требующими умственного напряжения интеллектуального усилия играми

-расширяет представление родителей о развивающих играх для детей старшего дошкольного возраста.

В группе создан уголок, где размещен дидактический материал в виде карточек, разных игр и пособий для развития памяти, воображения, восприятия, внимания, мышления, развития творческих способностей: различные конструкторы, кубики Никитина, игры Воскобовича, блоки Дьенеша, палочки Кьюзенера, пособие для развития тактильных ощущений, шумовые коробочки по Монтессори, игровизор и мн. др.

ПРИНЦИПЫ В ОСНОВЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ:

  1. Принцип активности, самостоятельности, творчества.
  2. Принцип стабильности — динамичности развивающей среды.
  3. Принцип комплексирования и гибкого зонирования.
  4. Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого.
  5. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды.
  6. Принцип интеграции.

В РАБОТЕ НАД ПРОЕКТОМ ИСПОЛЬЗОВАЛАСЬ ЛИТЕРАТУРА:

  1. Б. П. Никитин «Ступени творчества»,
  2. Е.Н. Носова «Логика и математика;
  3. Ю.С. Руд «Развивающие математические игры различных видах деятельности дошкольников».

Дидактический материал соответствует гигиеническим и эстетическим требованиям. Пособия помещены в удобные для хранения папки, в определенном, доступном для детей месте.

ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА И ДЕТЕЙ В СОЗДАННОЙ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЕ.

Развивающие игры используем в непосредственно – образовательной деятельности, индивидуальной работе с детьми. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям. Для того, чтобы дети овладели игровыми умениями я играю вместе с ними. Я одновременно являюсь и учителем и участником игры. Я учу играя, а дети играя учатся. Усваивая в общении со взрослыми тематику различных игр, дети затем обобщают игровые способы, и переносят на другие ситуации. Так игра приобретает самодвижение, становится формой собственного творчества детей, а это обуславливает его развивающий эффект.

Так же очень важна работа с родителями. Я познакомила их с целями и задачами проводимой работы. Постаралась вызвать интерес к развивающим играм и желание принять участие в их изготовлении. Сейчас в группе много игр и пособий которые сделаны руками родителей.

Дети стали более любознательными, самостоятельными, с желанием берут на себя ведущую роль в играх, стали проявлять интерес и к развивающим играм разного характера.

Работа проекта на этом не заканчивается. Необходимо дополнять и усложнять игры. Планируем провести мероприятие с использованием развивающих игр совместно с родителями, что способствовало бы сплочению семьи и вызвало бы желание родителей развивать своих детей и больше с ними общаться.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Уголок занимательной математики, как условие самостоятельной деятельности дошкольника

Уголок занимательной математики - это специально отведённое, тематически оснащённое играми, пособиями и материалами и определённым образом художественно оформленное место. Организовать его можно, испо.

УГОЛОК ЗАНИМАТЕЛЬНОЙ МАТЕМАТИКИ В ДЕТСКОМ САДУ

методические рекомендации по оснащению уголка занимательной математике.

Конспект НОД по математике «Занимательная математика» в старшей группе

Конспект НОД по математике «Занимательная математика» в старшей группеПрограммные задачи:-- закреплять у детей навык ориентировки в тетради по клеточкам;-- продолжать учить детей составлять и решать а.


«Занимательная математика» в старшей группе детского сада.

«Занимательная математика» относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС. Актуальность программы определена тем, что дети дошкольного возраста д.


Математический уголок «Занимательная математика» во второй младшей группе .

При оформлении уголка «Занимательной математики» мы руководствовались следующими задачами:Развитие качеств и свойств личности ребёнка, необходимых для успешного овладения математикой в дал.


Краткосрочный проект «Занимательная математика» в старшей группе

Краткосрочный проект «Занимательная математика» в старшей группе«Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упустить случая, сделать его немного занимательным&ra.


Проект "Занимательная математика" в старшей группе детского сада

Читайте также: