Оформление доски к классному часу блокада ленинграда

Обновлено: 23.04.2024

Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.

ВложениеРазмер
blokada_leningrada.pptx 925.07 КБ
beseda_blokada_leningrada.docx 20.15 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Блокада Ленинграда — осада немецкими, финскими и испанскими (Голубая дивизия) войсками во время Великой Отечественной войны города Ленинграда (ныне Санкт-Петербург). Длилась с 8 сентября 1941 по 27 января 1944 (блокадное кольцо было прорвано 18 января 1943 года) — 871 день. 900 дней блокады

Паек блокадника Виду блокады города с 20 ноября властями Ленинграда был введён норматив по отпуску продуктов питания. Размер продовольственного пайка составлял: Рабочим — 250 грамм хлеба в сутки; Служащим, иждивенцам и детям до 12 лет — по 125 граммов; Личному составу военизированной охраны, пожарных команд, истребительных отрядов, ремесленных училищ и школ ФЗО, находившемуся на котловом довольствии — 300 граммов Войскам первой линии — 500 граммов. При этом до 50 % хлеба составляли примеси, и он был почти несъедобным. Все остальные продукты почти перестали выдаваться. Хлебная карточка блокадника

Дневник Тани Савичевой

Дорога жизни 17 ноября двумя группами была проведена разведка трассы по льду. 20 ноября по ле- довой Дороге жизни был проведён первый конный обоз, через день — первая автоко- лонна. Всего в первую блокадную зиму ле- довая дорога работала 152 дня. За это время было перевезено 361 тыс. т. различных грузов, в том числе 262.5 тыс. т. продовольствия. Из города было эвакуировано более 550 тыс. ленинградцев и более 35 тыс. раненых.

Прорыв блокады В январе 1943 года Красная Армия прорвала блокаду Ленинграда. Советские войска преодолели 12 километров вдоль Ладожского озера . На освобождённой территории была сразу же сооружена железная и шоссейная дороги. К моменту прорыва блокады в городе оставалось не более 800 тыс. человек гражданского населения. Многие из этих людей в течение 1943 г. были эвакуированы в тыл Медаль «За оборону Ленинграда» Орден Победы

Горькая память войны

Предварительный просмотр:

Классный час «Блокада Ленинграда»

Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.

  1. Познакомить ребят с понятием блокада;
  2. Познакомить со страшным периодом в жизни нашей страны на основе поэтического творчества;
  3. Пробудить в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны с помощью музыкальных произведений и поэтической литературы.

22 июня 1941 года на рассвете войска фашистской Германии вероломно, без предупреждения напали на нашу Родину. Началась Великая Отечественная война советского народа против фашистских захватчиков.

Фашисты говорили, что Москва – это сердце России, а Ленинград её душа. Как человек не может жить без души, так и страна потеряет свой боевой дух, когда лишится Ленинграда. Поэтому один из основных ударов они направили на Ленинград с целью стереть его с лица земли. Но фашисты глубоко просчитались. Все жители мужественно обороняли свой город.

Ленинград! Для всех людей на планете этот город стал символом стойкости, мужества, самоотверженной любви к Родине, удивительной силы духа русского народа.

Начало войны было для нас неудачным. Враги наступали. Их армии шли вперёд. В августе 1941 года город Ленинград оказался в блокаде, то есть в кольце фашистских полчищ.

Посмотрите на карту! Земля нарисована коричневым, значит её, захватили фашисты. На коричневой земле нарисована фашистская свастика. А там где, стоит Красная Армия, нарисованы красные звёзды.

В 1941 году, бросив в бой огромные силы, фашисты вышли на ближние подступы к городу, отрезали Ленинград от всей страны.

Этому городу и его отважным жителям посвящаем мы сегодня наш классный час.

. Началась блокада. Начались страшные дни Ленинграда.

Фашисты не прекращали бомбить и обстреливать Ленинград. Не только ленинградским домам наносили они урон. Бомбы и снаряды падали в мосты, обрывали электрические провода, выводили из строя водопровод, разрушали насосные станции.

Вышел из строя водопровод.

Ударили сильные морозы. Застыл, замерз, остановился ленинградский водопровод. Страшная беда нависла над городом. Заводам нужна вода. Больницам нужна вода. Город спасала река Нева. Здесь в невском льду, прорубили проруби. С самого утра тянулись сюда ленинградцы. Шли с ведрами, с кувшинами, с бидонами, с кастрюлями, с чайниками. Шли цепочками, один за другим. Старики здесь, старухи, женщины, дети. Нескончаем людской поток.

Не было топлива. Не было электричества.

Рабочие-мостовики начинали чинить мосты. Рабочие-электрики быстро восстанавливали повреждения на линиях электропередач. Рабочие-водопроводчики быстро меняли повреждённые трубы, быстро восстанавливали насосные станции. Но фашисты продолжали безжалостно обстреливать Ленинград. Посылали на город снаряды огромной мощности, и всё снова выходило из строя.

Голод косит ленинградцев. В городе не хватало продовольствия.

По Ленинграду ходила смерть.

Смерть входила во все дома. Свыше 650 тысяч ленинградцев погибли от голода.

Хлеб блокадного Ленинграда.

20 ноября 1941 года норма выдачи хлеба в Ленинграде достигла своего минимума: рабочим выдавалось 250 граммов хлеба в день, всем остальным – 125 граммов. 125 граммов – это кусочек хлеба размером со спичечный коробок…и это была норма на весь день. Это было трудно назвать хлебом.

Это была тёмно-коричневая липкая масса, отдававшая горечью. Она на 40 процентов состояла из различных примесей, в число которых входила целлюлоза, получаемая из древесины.

Представьте хлебную карточку - бумажный листочек, расчерченный на квадратики. За пять таких квадратиков выдавался дневной паёк – сто двадцать пять граммов хлеба. 250 граммов выдавали по карточкам рабочим. При утере карточка не возобновлялась.

В Музее истории Ленинграда (Санкт-Петербурга) хранится чёрствый, потемневший не от времени, а тёмный с самого своего появления на свет ломоть хлеба. И сухарём-то его не назовёшь, хоть и высох кусок. Обычный хлеб не так сохнет и не так черствеет.

Голодная смерть косила людей. Весь мир знает историю семьи ленинградской девочки Тани Савичевой. Это была обычная большая ленинградская семья. Во время блокады все члены этой семьи умерли от голода. Об этом стало известно из дневника, который вела Таня Савичева. На последней странице своего дневника Таня написала: « Савичевы умерли все. Осталась одна Таня».

Но не сдавался город.

Правительство делало всё, чтобы помочь Ленинграду. 21 ноября 1941 года по тонкому льду Ладожского озера начала действовать дорога, которую ленинградцы назвали « Дорогой Жизни ».

« Дорога Жизни» спасла от голодной смерти многих ленинградцев. Шофёры вели свои машины по льду с открытыми дверями. Фашисты бомбили

« Дорогу Жизни», и машины проваливались под лёд вместе с водителями. Многие водители погибали, но никто не отказывался от опасных рейсов.

Фашисты постоянно атаковали и обстреливали Ленинград. С суши, с моря, с воздуха. Бросали на город даже морские мины. Фашисты думали, что голодные, мёрзнущие люди перессорятся между собой из-за куска хлеба, из-за полена дров, перестанут защищать город и, в конце концов, сдадутся. Но гитлеровцы просчитались. Люди, переживающие блокаду, не потеряли человечности, доверия и уважения друг к другу.

Рушились дома от обстрелов.

Осаждённый город продолжал жить. В Ленинграде работали фабрики и заводы, работали театры и музеи. В первую блокадную зиму в городе работало 39 школ. Местом учёбы стали и некоторые бомбоубежища. В жутких условиях, когда не хватало еды, воды, дров, тепла и одежды, многие ленинградские дети учились. Многие шатались от голода, сильно болели. Случалось, что ученики умирали – не только дома, на улице по дороге в школу, но и прямо в классе.

Девчушка руку протянула

И головой – на край стола.

Сначала думали – уснула

А оказалось – умерла.

Люди умирали у станков. Умирали на улицах. Ночью ложились спать и не просыпались.

Ленинградские школьники не только учились, но чем могли, помогали взрослым

- Ленинградские мальчишки и девчонки создавали тимуровские команды и помогали взрослым в борьбе против фашистов.

- Они дежурили на крышах и тушили зажигательные бомбы. Они работали в госпиталях: мыли полы, кормили раненых, давали им лекарства.

- Они обходили квартиры, помогали ослабевшим от голода ленинградцам выкупать хлеб по хлебным карточкам, приносили им воду с Невы и дрова.

- В двенадцать-пятнадцать лет они становились станочниками, сборщиками, выпускали боеприпасы и оружие для фронта.

- Они рыли окопы и работали на первых ленинградских огородах. А ведь сами они едва держались на ногах от голода.

Выстоял Ленинград. Не взяли его фашисты. Сотни юных ленинградцев были награждены орденами, тысячи – медалями « За оборону Ленинграда», медалями жителю блокадного Ленинграда.

27 января 1944 года блокада Ленинграда была окончательно снята. Город праздновал своё освобождение.

Памятник-ансамбль «Разорванное кольцо».

Здесь начиналась «Дорога жизни».

За своё освобождение Ленинград заплатил дорогой ценой. 650 тысяч ленинградцев погибло от голода. Более 500 тысяч солдат погибли под Ленинградом, защищая город и участвуя в прорыве блокады.

Пискарёвское кладбище в Ленинграде – огромный мемориальный памятник. В вечном молчании, высоко-высоко поднялась здесь фигура скорбящей женщины. Кругом цветы. И как клятва, как боль, слова на граните: «Никто не забыт, ничто не забыто»

Безгранична наша скорбь о погибших в блокаду. Но силу, а не слабость рождает она. Силу восхищения подвигом ленинградцев. Благодарность людям, отдавшим свою жизнь во имя нашей.

В городе Ленинграде тоже есть место, куда можно прийти и почтить память погибших во время Великой Отечественной войны. Это Вечный огонь – символ памяти и скорби.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Классный час с презентацией "Блокада Ленинграда"

Материал рассчитан на 2 урока. Дети наглядно знакомятся с 900-дневной обороной Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.

Презентация для классного часа по теме "Блокада Ленинграда".

Данная презентация предназначена для 3-4 классов. ребята смогут больше узнать о блокаде Ленинграда, о детях блокады, о том, как геройски защищали ленинградцы и воины Советского Союза свой любимы.


Презентация к классному часу по теме "Блокада Ленинграда".

В данной презентации собран интересный материал и фотографии по теме "Блокада Ленинграда".

Презентация к классному часу по теме "Блокада Ленинграда"

Презентация к классному часу по теме "Блокада Ленинграда", 25 слайдов с иллюстрациями.


презентация классного часа "Дню снятия блокады Ленинграда посвящается"

Дню снятия блокады Ленинграда посвящаетс.


Презентация "Блокада Ленинграда" (к 70-летию полного освобождения Ленинграда от вражеской блокады)

Презентация "Блокада Ленинграда" подготовлена к 70-летию полного освобождения Ленинграда от вражеской блокады в рамках курса дополнительного образования "История и культура Санкт-Петербурга".Войн.


Классный час, посвященный участникам блокады Ленинграда «Выжить вопреки…» с презентацией.

Классный час даёт учащимся начальной школы представление о блокаде Ленинграда, причинах ее возникновения, о героизме жителей блокадного города; позволяет привить чувство гордости и патриотизма за сво.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Столичный центр образовательных технологий г. Москва

Получите квалификацию учитель математики за 2 месяца

от 3 170 руб. 1900 руб.

Количество часов 300 ч. / 600 ч.

Успеть записаться со скидкой

Форма обучения дистанционная

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

311 лекций для учителей,
воспитателей и психологов

Получите свидетельство
о просмотре прямо сейчас!

Выберите документ из архива для просмотра:

Поклонимся великим тем годам. 5wmv.wmv

Выбранный для просмотра документ Блокада Ленинграда.docx

Классный час «Блокаде Ленинграда посвящается…»

Цель: Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.

Задачи :

- Познакомить со страшным периодом в жизни нашей страны на основе поэтического и литературного творчества.

- Пробудить в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны с помощью музыкальных произведений и поэтической литературы.

Ведущий . Сегодня мы вспомним одну из самых трагических страниц в истории Великой Отечественной войны – Блокаду города Ленинграда . 27 января 1944 г – день снятия блокады , стал памятным днем нашей истории. Мы хотим рассказать о том, как это было. Рассказать тем, кто, к счастью, этого не испытал.

Сегодня мы с вами соберем корзину чувств. Перед вами лежат листочки бумаги, на которых вы напишите свои чувства, которые вы испытываете, услышав слово Война. (Дети собирают картину чувств)

Чтец 1. Когда я приезжаю в Ленинград ,

Перед закатом солнца чайки стонут.

Ночь. Звезды прямо в душу мне глядят,

Плывут в Неве и никогда не тонут.

Из неба, из воды они глядят,

Напоминая мне и Ленинграду ,

Что эти звезды – слава всех солдат,

Прорвавших ненавистную блокаду .

Ведущий. Лето, 22 июня, пора летних каникул. Кто-то из ребят уже в лагере, кто-то в гостях у бабушки и дедушке в деревне. Воскресенье – полные электрички везут ленинградцев в пригороды отдыхать. Но многим уже не суждено покататься на лодочках в Павловске, покормить лебедей в Царском Селе, и мало кто из ребят сможет когда-нибудь побегать по камушкам фонтанов в Петергофе.

Мирную, полную надежд и радости жизнь обрывают слова Юрия Левитана – «Сегодня в 4 часа утра без объявления войны германские войска напали на нашу страну…»

ПРОСМОТР фильма «Поклонимся великим тем годам»

Ведущий. 8 сентября 1941 года в Ленинграде началась блокада . Он был окружен врагами со всех сторон.

В блокаде оказалось около 3-х миллионов человек. Ужасную участь готовил Гитлер Ленинграду . По плану Гитлера, города не должно было быть на карте мира. Он решил стереть с лица земли город Ленинград .

Предложено блокировать город и путем обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с землей. Стремясь сравнять город с землей, фашисты обрушили на него за время осады : 150 тысяч тяжелых снарядов, 5 тысяч фугасных, более 100 тысяч зажигательных бомб.

Чтец 2. Пытал нас враг железом и огнем…

«Ты сдашься, струсишь, - бомбы нам кричали, -

Забьешься в землю, упадешь ничком.

Дрожа, запросят плена, как пощады,

Не только люди – камни Ленинграда !»

Ведущий . Но гитлеровцы просчитались. Город жил, сражался и ковал оружие для грядущей победы; вместе со взрослыми встали на защиту любимого города дети и подростки Ленинграда. Они встали к станкам на военных заводах, дежурили и тушили зажигательные бомбы на чердаках, выращивали овощи на полях совхозов, ухаживали за ранеными и больными, воевали в партизанских отрядах.

Главным подвигом юных жителей города была учеба. Тридцать девять ленинградских школ работали без перерыва даже в самые тяжёлые зимние дни. Это было невероятно трудно из-за морозов и голода. Вот что было написано в отчете одной из таких школ – 251 - й Октябрьского района:

«Из двухсот двадцати учащихся пришедших в школу третьего ноября, систематически продолжали занятия 55. Это одна четвёртая часть.

Недостаток питания сказывался на всех. В декабре – январе умерло одиннадцать мальчиков. Остальные мальчики лежали и не могли посещать школ. Остались только девочки ,но и те еле ходили».

Девчонка руки протянула

И головой - на край стола.

Сначала думали - уснула,

А оказалось - умерла.

Её из школы на носилках

Домой ребята понесли.

В ресницах у подруг слезинки

То исчезали, то росли.

Никто не обронил ни слова.

Лишь хрипло, сквозь метельный сон,

Учитель выдавил, что снова

Занятья - после похорон.

Ведущий. О том, как тяжело и голодно было детям Ленинграда мы можем узнать из рассказа Веры Карасевой

Рассказ читает ученик

В магазине было холодно и очень темно, только на прилавке у продавщицы мигала коптилка. Продавщица отпускала хлеб.

У прилавка с одной стороны тянулась очередь. Люди подходили, протягивали карточки и получали кусочек хлеба, маленький, но тяжёлый и влажный, потому что муки в нём было совсем мало, а больше воды и хлопкового жмыха, который ленинградцы называли «дурандой».

А у другой стороны прилавка кучкой столпились дети. Даже при слабом свете коптилки было видно, какие у них худые, измождённые лица. Шубки не облегали ребят, а висели на них, как на палочках. Головы их поверх шапок были закутаны тёплыми платками и шарфами. Ноги — в бурках и валенках, и только на руках не было варежек: руки были заняты делом.

Как только у продавщицы, разрезавшей буханку, падала на прилавок хлебная крошка, чей-нибудь тоненький озябший палец торопливо, но деликатно скользил по прилавку, поддевал крошку и бережно нёс её в рот.

Два пальца на прилавке не встречались: ребята соблюдали очередь.

Продавщица не бранилась, не покрикивала на детей, не говорила: «Не мешайте работать! Уйдите!». Она молча делала своё дело: отпускала людям их блокадный паёк. Люди брали хлеб и отходили.

А кучка ленинградских ребят тихо стояла у другой стороны прилавка, и каждый терпеливо ждал своей крошки.

Весь мир знает историю семьи ленинградской девочки Тани Савичевой. Это была обычная большая ленинградская семья . Во время блокады все члены этой семьи умерли от голода. Об этом стало известно из дневника, который вела Таня Савичева.

Ее дневник отразил судьбу тысяч семей, погибших в осажденном городе.

Первую запись Таня сделала 28 декабря 1941 года под буквой «Ж», посвятив ее своей умершей сестре Жене. Через месяц – вторая запись – под буквой «Б»: «Бабушка умерла 25 янв. 3 ч. дня 1942 г.». Голод убивал Савичевых одного за другим. Всего Таня сделала девять записей.

Последняя запись «Савичевы умерли все. Осталась одна Таня».

Сейчас дневник выставлен в музее истории Ленинграда.

В мае 1972 года на могиле Тани был открыт памятник, который запечатлел в металле страницы ее блокадного дневника на красной кирпичной стене, символически изображающей разрушенное здание. Памятник построили школьники Шатковского района на заработанные деньги.

Тане посвящены стихи, памятники, о ней сложены песни, ее именем в 1971 году названа одна из малых планет Солнечной системы, № 2127.

14 января 1944 года советские войска перешли в наступление . 27 января была снята блокада Ленинграда . Страшным был итог блокады . За время блокады погибло 1 млн . 800 тысяч человек. Это им посвящены печальные и торжественные слова, начертанные на мемориальной стене Пискаревского кладбища : «Их имен благородных мы здесь перечислить не можем, так их много под вечной охраной гранита. Но знай, внимающий этим камням, никто не забыт и ничто не забыто». За фигурой Родины-матери на гранитной стене строки Ольги Бергольц :

Здесь лежат ленинградцы .

Здесь горожане – мужчины, женщины, дети.

Рядом с ними солдаты – красноармейцы.

Всею жизнью своею

Они защищали тебя, Ленинград .

Так пусть же пред жизнью

На этом печально-торжественном поле

Вечно склоняет знамена народ благодарный,

Родина-мать и город-герой Ленинград .

Ребята, я предлагаю вам пополнить корзину чувств, может быть, у кого - то появились новые чувства, впечатления.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Видеолекции для
профессионалов

  • Свидетельства для портфолио
  • Вечный доступ за 120 рублей
  • 311 видеолекции для каждого

Классный час в 6 классе «Блокада Ленинграда»

Пояснительная записка

Классный час по теме «Блокада Ленинграда» посвящен 73-ей годовщине снятия блокады Ленинграда. Тема патриотизма является наиболее актуальной для нашей страны и русского человека. В современное время главной проблемой становится не только физическое, но и духовное здоровье нации. Необходимо воспитывать любовь к Родине, уважение к её историческому прошлому. Все эти задачи решаются не только на уроках, но и во внеклассной работе. Данное мероприятие актуально и необходимо, так как позволяет познакомить учащихся с наиболее трагическими и патриотическими страницами нашей истории. На примерах подвигов героев Великой Отечественной войны формировать у учащихся интерес к истории и лучшие человеческие качества.

Познавательные: - познакомить учащихся с одной из наиболее трагических страниц Великой Отечественной войны – блокадой Ленинграда;

- рассказать о жизни и подвигах детей-ленинградцев.

Воспитательные: - воспитывать патриотизм и гордость за нашу страну, выстоявшую в борьбе с фашизмом;

- показать мужество и героизм жителей и защитников города.

Развивающие: - развивать интерес к историческому прошлому Родины;

- развивать умение работать с дополнительной литературой, различными источниками информации;

- развивать умение выступать перед аудиторией.

Участники: учащиеся 5-6 классов.

На доске: тема классного часа – «Блокада Ленинграда».

Лозунг «Никто не забыт, ничто не забыто»; фотографии блокадного Ленинграда.

- музыкальный центр, фонограммы песен: «Ленинградский метроном» (В. Баснер -М. Матусовский) в исполнении Детского хора Ленинградского радио, «Журавли» в исполнении М. Бернеса.

Роль учителя на подготовительном этапе:

1. Сформировать группы учащихся.

2. Определить задания .

3. Осуществлять контроль за выполнением заданий и координацию деятельности учеников.

4. Систематизировать собранный материал в сценарий мероприятия

Роль учащихся на подготовительном этапе:

1.Поиск материала по теме.

2. Оформление презентации.

Ход мероприятия

Звучит песня «Ленинградский метроном».

Ведущий 1.

27 января - День воинской славы России — это День полного освобождения советскими войсками города Ленинграда от блокады его немецко-фашистскими войсками 27 января 1944 года. В летописи Великой Отечественной войны особое место занимает героическая оборона Ленинграда , который 900 дней находился в кольце вражеской блокады. На долю жителей выпали неимоверные трудности. Они жили под постоянными бомбёжками, мерзли, умирали от голода.

Ведущий 2.

Немецко-фашистское командование поставило задачу завладеть городом, сравнять его с землёй и сделать необитаемым. Для достижения этого к Ленинграду бросили огромные силы: 40 отборных дивизий, более 1000 танков и 1500 самолетов. За три недели город не сдался. 8 сентября 1941 года город был окружён с трех сторон, с четвертой было Ладожское озеро. Это значит, что из окруженного города нельзя выехать ни на поезде, ни на машине.

Ведущий 3.

На защиту города поднялись все жители и в короткий срок превратили его в крепость. Вместе со взрослыми защищали город и юные ленинградцы . Школьники помогали рыть окопы, проверяли светомаскировку. Ленинградские ученые придумали горючую смесь для поджога танков. Школьники за неделю собрали более 1 млн. бутылок для смеси. Школьники дежурили в госпиталях, помогали раненым и медперсоналу, выступали с концертами.

Ведущий 1.

Наравне со взрослыми дети, дежуря на чердаках и крышах домов, гасили зажигательные бомбы. Их называли «часовыми ленинградских крыш». В газете «Смена» была помещена заметка школьника Вовы Иванова: «Это было поздно вечером. Я опять дежурил на чердаке. Вдруг слышу шум самолета, потом какой-то свист, и рядом плюхнулись две зажигательные бомбы. За ними еще и еще! Я сперва немного растерялся, но потом схватил одну бомбу и сунул её в бочку с водой. Зашипела она как змея и погасла. В бочку я бросил ещё штуки три, а остальные стал забрасывать песком. Ко мне на помощь пришел Вова Крашилин. С ним мы погасили последние 4 бомбы. Справились! Даже чердак не загорелся. А ведь упало ни много, ни мало - 12 зажигательных бомб.» За время осады гитлеровцы обрушили на город 150 тыс. тяжелых снарядов, 5 тыс. фугасных и 10 тыс. зажигательных бомб. Была уничтожена третья часть жилья.

Ведущий 4.

На Ленинград обхватом с трех сторон

шел Гитлер силой сорока дивизий.

Бомбил. Он артиллерию приблизил,

Но не поколебал ни на микрон,

Не приостановил ни на мгновенье

Он сердца ленинградского биенье.

И, видя это, разъяренный враг,

Предполагавший город взять с разбега,

Казалось бы, испытанных стратегов

Призвал на помощь он: Мороз и Мрак.

И те пришли, готовые к победам,

А третий, Голод, шел за ними следом.

Ведущий 2.

В условиях блокады самым сложным оказалось снабжение продовольствием и водой, боевой техники фронта - горючим, заводов и фабрик - сырьем и топливом. Запасы продовольствия в городе таяли с каждым днем. Постепенно сокращались нормы выдачи продуктов. С 20 ноября по 25 декабря 1941г. они были самыми низкими, ничтожно малыми: рабочие и ИТР получали по 250г. хлеба, а служащие, иждивенцы и дети по 125г. в день. Муки в этом хлебе почти не было. Его выпекали из мякины, отрубей и целлюлозы. Это было почти единственное питание ленинградцев. Кто имел дома столярный клей, сыромятные ремни, употребляли

Классный час на тему "Блокада Ленинграда". Предназначен для учащихся начальной школы, однако для первоклассников материал может быть тяжелым для восприятия.

ВложениеРазмер
Классный час на тему "Блокада Ленинграда"_презентация 2.95 МБ
Классный час на тему "Блокада Ленинграда"_конспект 30.28 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Великая Отечественная война 22 июня 1941 год - 9 мая 1945 год

Блокада Ленинграда 8 сентября 1941 года – 27 января 1944 года

Август 1941 года. Немцы неистово рвутся к Ленинграду. Ленинградцы строят баррикады на улицах, готовясь, если понадобится , к уличным боям.

Блокада Ленинграда Что такое блокада? Из окруженного города нельзя выехать ни на поезде, ни на машине. Все пути к нему на суше захвачены фашистами.

С 4 сентября 1941 года по 22 января 1944 года на город было сброшено 107158 авиабомб , выпущено 148478 снарядов

8 сентября 1941 года кольцо вокруг города замкнулось. В блокадном Ленинграде оставалось 2,9 миллионов жителей

В бессильной злобе немцы целыми днями обстреливают город… Рушатся дома, гибнут мирные люди. В Ленинграде всё ещё много детей .

В детском госпитале . Дети, раненные осколками бомб.

За водой на Неву

Поход за водой был для ленинградцев настоящим испытанием

Печка-буржуйка зимой была единственным источником тепла

В ноябре 1941 года рабочие получали 250 граммов хлеба в день, а дети, иждивенцы и служащие – по 125 граммов

Это вся еда на целый день.

Голодные дети блокады

Люди блокадного города привыкли к виду смерти

Все блокадные годы в Ленинградском зоопарке работал театр зверей .

Животные Ленинградского зоопарка переживали блокаду вместе с людьми

Дорогой папа! Я теперь не учусь в школе, а работаю на станках… А мама работает тоже, только в другом цехе, где делают мины. Я всё время хочу есть, и мама тоже всё время хочет есть… …твой сын,… Фёдор Быков »

27 января 1944 года Ленинград салютовал 24 залпами из 324 Орудий в честь полной ликвидации вражеской блокады- разгрома немцев под Ленинградом.

Третьего июня 1943 года тысячам ленинградцев были Вручены первые медали «За оборону Ленинграда».

Полгорода лежит в земле сырой Неугасима память поколений И память тех, кого так свято чтим, Давайте люди, встанем на мгновенье И в скорби постоим и помолчим…

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа № 26

муниципального образования Туапсинский район

Конспект классного часа

с использованием ИКТ

для учащихся начальной школы

Подготовила: учитель начальных классов

Классный час «Блокада Ленинграда».

Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.

  1. Познакомить ребят с понятием блокада;
  2. Познакомить со страшным периодом в жизни нашей страны на основе поэтического творчества;
  3. Пробудить в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны с помощью музыкальных произведений и поэтической литературы.

22 июня 1941 года на рассвете войска фашистской Германии вероломно, без предупреждения напали на нашу Родину. Началась Великая Отечественная война советского народа против фашистских захватчиков.

Была война, прошла война,
Над полем боя тишина.
Но по стране, по тишине,
Идут легенды о войне.

Июнь! Клонился к вечеру закат.
И белой ночью разливалось море.
И раздавался звонкий смех ребят.
НЕ знающих, не ведающих горя
Июнь! Тогда еще не знали
Со школьных вечеров к Неве шагая.
Что завтра будет первый день войны,
А кончится лишь в 45-м в мае.
И песня над рекой лилась Невой,
Мы шли на встречу утру и смеялись,
НЕ знали мы еще тогда с тобой.
Что с детством мы и с юностью прощались.

Фашисты говорили, что Москва – это сердце России, а Ленинград её душа. Как человек не может жить без души, так и страна потеряет свой боевой дух, когда лишится Ленинграда. Поэтому один из основных ударов они направили на Ленинград с целью стереть его с лица земли.

Для осуществления этого варварского замысла гитлеровского командования бросило к городу огромные силы - более 40 отборных дивизий, 1000 танков, 1500 самолетов.

Но фашисты глубоко просчитались. Все жители мужественно обороняли свой город.

Ленинград! Для всех людей на планете этот город стал символом стойкости, мужества, самоотверженной любви к Родине, удивительной силы духа русского народа.

Несмотря на героизм наших воинов и отвагу партизан, благодаря перевесу в технике и живой силе в сентябре 1941 года врагу удалось подойти в плотную к Ленинграду и окружить его.

Начались страшные дни Ленинграда. Фашисты не прекращали бомбить и обстреливать Ленинград. Не только ленинградским домам наносили они урон. Бомбы и снаряды падали в мосты, обрывали электрические провода, выводили из строя водопровод, разрушали насосные станции. Гитлеровское командование приступило к осуществлению своего кровавого замысла - уничтожению города и его населения.

Начались ежедневные артиллерийские обстрелы и бомбежки. Днем фашисты обстреляли Ленинград из дальнобойных орудий, ночью сбрасывали с самолетов зажигательные и фугасные бомбы. Рушились жилые здания, школы, детские дома, больницы.

На домах появились предупреждающие надписи: «Граждане! Во время обстрела эта сторона улицы наиболее опасна!

В перерывах между обстрелами, бомбежками и радиопередачами по Ленинградскому радио транслировался равномерный, четкий как приказ стук метронома. Вот так он работает (звучит стук метронома).

Жители не выключали радио круглые сутки. Стук метронома напоминал им ритмичные удары сердца города - звучит радио, значит, город живет и борется.

15 слайд 8 сентября 1941 года кольцо вокруг города замкнулось. В Ленинграде оставалось около 3 миллионов жителей, из них более 400 тыс. детей.

Не было топлива. Не было электричества.

Рабочие-мостовики начинали чинить мосты. Рабочие-электрики восстанавливали повреждения на линиях электропередач. Рабочие-водопроводчики меняли повреждённые трубы, быстро восстанавливали насосные станции. Но фашисты продолжали безжалостно обстреливать Ленинград. Посылали на город снаряды огромной мощности, и всё снова выходило из строя.

Ударили сильные морозы. Застыл, замерз, остановился ленинградский водопровод. Страшная беда нависла над городом. Заводам нужна вода. Больницам нужна вода. Город спасала река Нева. Здесь в невском льду, прорубили проруби. С самого утра тянулись сюда ленинградцы. Шли с ведрами, с кувшинами, с бидонами, с кастрюлями, с чайниками. Шли цепочками, один за другим. Старики здесь, старухи, женщины, дети. Нескончаем людской поток.

Но самым страшным был голод . Голод косит ленинградцев. В городе не хватало продовольствия.

20 ноября 1941 года норма выдачи хлеба в Ленинграде достигла своего минимума: рабочим выдавалось 250 граммов хлеба в день, всем остальным – 125 граммов. 125 граммов – это кусочек хлеба размером со спичечный коробок…и это была норма на весь день.

Это было трудно назвать хлебом.

Это была тёмно-коричневая липкая масса, отдававшая горечью. Она на 40 процентов состояла из различных примесей, в число которых входила целлюлоза, получаемая из древесины.

Вы видите хлебную карточку - бумажный листочек, расчерченный на квадратики. За пять таких квадратиков выдавался дневной паёк – сто двадцать пять граммов хлеба. 250 граммов выдавали по карточкам рабочим. При утере карточка не возобновлялась.

В Музее истории Ленинграда (Санкт-Петербурга) хранится чёрствый, потемневший не от времени, а тёмный с самого своего появления на свет ломоть хлеба. И сухарём-то его не назовёшь, хоть и высох кусок. Обычный хлеб не так сохнет и не так черствеет.

Голодная смерть косила людей.

Весь мир знает историю семьи 11-летней ленинградской девочки Тани Савичевой. Кто же они, Савичевы, жившие на 2-ой линии Васильевского острова в доме № 13? Это была обычная большая ленинградская семья. Женя, старшая сестра Тани, работала в конструкторском бюро на Невском машиностроительном заводе. Лека, то есть Леонид, брат Тани, работал строгальщиком на судостроительном заводе. Дядя Вася и дядя Леша, братья Таниного отца, работали в книжном магазине. Мать Тани Мария Игнатьевна и бабушка Евдокия Григорьевна домовничали. Большая дружная семья Савичевых погибла на Васильевском острове. Блокада отняла у девочки родных и сделала сиротой. Об этом стало известно из дневника, который вела Таня Савичева

  • "Женя умерла 28 декабря в 12.00 ч. утра 1941 года"
  • "Бабушка умерла 25 января в 3 ч. дня 1942 года"
  • "Лека умер 17 марта в 5 ч. утра 1942 года"
  • "Дядя Вася умер в 2 ч. ночи 14 апреля 1942 года"
  • "Дядя Леша умер 10 мая в 4 ч. дня 1942 года"
  • "Мама умерла 13 мая в 7 ч. 30 мин. утра 1942 года"
  • "Савичевы умерли"
  • "Умерли все"
  • "Осталась одна Таня"

При первой же возможности Таня Савичеву вывезли с детским домом в Горьковскую область. Но истощение и стресс сломали ее, и она вскоре умерла. 19 мая на могиле Тани был поставлен памятник. В школе №35 города Санкт-Петербурга, где до войны она училась, открыт посвященный ей музей.

В осажденном городе работали 39 школ. В школах и бомбоубежищах стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках и рукавицах. Руки мерзли, а мел выскакивал из пальцев.

Но не сдавался город. Правительство делало всё, чтобы помочь Ленинграду. 21 ноября 1941 года по тонкому льду Ладожского озера начала действовать дорога, которую ленинградцы назвали « Дорогой Жизни ».

« Дорога Жизни» спасла от голодной смерти многих ленинградцев. Шофёры вели свои машины по льду с открытыми дверями. Фашисты бомбили « Дорогу Жизни», и машины проваливались под лёд вместе с водителями. Многие водители погибали, но никто не отказывался от опасных рейсов.

"Дорогой жизни шел к нам хлеб,
Дорогой жизни многих к многим.
Еще не знают на земле
Страшней и радостней дороги".

Фашисты постоянно атаковали и обстреливали Ленинград. С суши, с моря, с воздуха. Бросали на город даже морские мины. Фашисты думали, что голодные, мёрзнущие люди будут убивать друг друга из-за куска хлеба, из-за полена дров, перестанут защищать город и, в конце концов, сдадутся. Но гитлеровцы просчитались. Люди, умиравшие от голода, не потеряли человечности, доверия и уважения друг к другу.

Осаждённый город продолжал жить. В Ленинграде работали фабрики и заводы, работали театры и музеи. В первую блокадную зиму в городе работало 39 школ. Местом учёбы стали и некоторые бомбоубежища. В жутких условиях, когда не хватало еды, воды, дров, тепла и одежды, многие ленинградские дети учились. Многие шатались от голода, сильно болели. Случалось, что ученики умирали – не только дома, на улице по дороге в школу, но и прямо в классе.

Девчушка руку протянула

И головой – на край стола.

Сначала думали – уснула

А оказалось – умерла.

Никто
Не обронил ни слова,
Лишь хрипло,
Сквозь метельный стон,
Учитель, выдавил, что снова
Уроки -
После похорон.

Люди умирали у станков. Умирали на улицах. Ночью ложились спать и не просыпались.

Ленинградские школьники не только учились, но чем могли, помогали взрослым. 21 октября 1941 года молодежная газета: «Смена» опубликовала такой наказ: «Юные участники обороны Ленинграда! Будьте достойны своих дедов и отцов, сестер и братьев, ушедших на фронт».

Ленинградские мальчишки и девчонки создавали тимуровские команды и помогали взрослым в борьбе против фашистов. Они дежурили на крышах и тушили зажигательные бомбы. Они работали в госпиталях: мыли полы, кормили раненых, давали им лекарства. Они обходили квартиры, помогали ослабевшим от голода ленинградцам выкупать хлеб по хлебным карточкам, приносили им воду с Невы и дрова. В двенадцать-пятнадцать лет они становились станочниками, сборщиками, выпускали боеприпасы и оружие для фронта. Они рыли окопы и работали на первых ленинградских огородах. А ведь сами они едва держались на ногах от голода.

27 января 1944 года блокада Ленинграда была окончательно снята. Город праздновал своё освобождение.

Выстоял Ленинград. Не взяли его фашисты. Сотни юных ленинградцев были награждены орденами, тысячи – медалями « За оборону Ленинграда», медалями жителю блокадного Ленинграда.

За своё освобождение Ленинград заплатил высокую цену. 650 тысяч ленинградцев погибло от голода. Более 500 тысяч солдат погибли под Ленинградом, защищая город и участвуя в прорыве блокады.

Пискарёвское кладбище в Ленинграде – огромный мемориальный памятник. В вечном молчании, высоко-высоко поднялась здесь фигура скорбящей женщины. Кругом цветы. И как клятва, как боль, слова на граните: «Никто не забыт, ничто не забыто»

Безгранична наша скорбь о погибших в блокаду. Но силу, а не слабость рождает она. Силу восхищения подвигом ленинградцев. Благодарность людям, отдавшим свою жизнь во имя нашей.

В городе Ленинграде тоже есть место, куда можно прийти и почтить память погибших во время Великой Отечественной войны. Это Вечный огонь – символ памяти и скорби.

Давайте почтим светлую память жителей Ленинграда, отстоявших его и не доживших до наших дней, минутой молчания.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Классный час "Подвиг защитников Ленинграда"

Предлагаю Вашему вниманию сценарий воспитательного мероприятия, прсвящённого освобождению города - героя Ленинграда от фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны.

Классный час "Дети блокадного Ленинграда"

Материал классного часа знакомит детей с событиями, происходящими в блокадном Ленинграде.


Классный час. Тема:"Блокада Ленинграда".

Презентация к классному часу, посвященного блокаде Ленинграда.


Классный час "Дети блокадного Ленинграда"

Данный материал познакомит учащихся с тяжёлой судьбой, выпавшей на долю детей из блокадного Ленинграда.

Классный час «Дети блокадного Ленинграда» (с презентацией)

Классный час «Дети блокадного Ленинграда»Цели: 1. познакомить учащихся с историей блокадного Ленинграда; 2. воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой наро.


Классный час о блокаде Ленинграда

Цель: формировать у учащихся знания о Великой Отечественной войне 1941-1945 г. Сегодня мы будем говорить о Ленинграде. Нам кажется, в его судьбе отразились самые характерн.


Классный час "Город-герой Ленинград"

Есть события, над которыми не властно время, которые навсегда остаются в памяти народной, таким событием стала Великая Отечественная война, небывалая по своим масштабам, массовому героизму на полях ср.

Классный час для учащихся начальной школы по теме"Блокада Ленинграда" с презентацией.

ВложениеРазмер
Презентация к классному часу "Блокада Ленинграда" 2.96 МБ
Классный час на тему "Блокада Ленинграда" 24.23 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Великая Отечественная война 22 июня 1941 год - 9 мая 1945 год

Блокада Ленинграда 8 сентября 1941 года – 27 января 1944 года

Август 1941 года. Немцы неистово рвутся к Ленинграду. Ленинградцы строят баррикады на улицах, готовясь, если понадобится , к уличным боям.

Блокада Ленинграда Что такое блокада? Из окруженного города нельзя выехать ни на поезде, ни на машине. Все пути к нему на суше захвачены фашистами.

«С 4 сентября 1941 года по 22 января 1944 года на город было сброшено 107158 авиабомб , выпущено 148478 снарядов »

8 сентября 1941 года кольцо вокруг города замкнулось. В блокадном Ленинграде оставалось 2,9 миллионов жителей

В ноябре 1941 года рабочие получали 250 граммов хлеба в день, а дети, иждивенцы и служащие – по 125 граммов

В бессильной злобе немцы целыми днями обстреливают город… Рушатся дома, гибнут мирные люди. В Ленинграде всё ещё много детей.

Дорогой папа! Я теперь не учусь в школе, а работаю на станках… А мама работает тоже, только в другом цехе, где делают мины. Я всё время хочу есть, и мама тоже всё время хочет есть… …твой сын,… Фёдор Быков »

27 января 1944 года Ленинград салютовал 24 залпами из 324 Орудий в честь полной ликвидации вражеской блокады- разгрома немцев под Ленинградом.

Третьего июня 1943 года тысячам ленинградцев были Вручены первые медали «За оборону Ленинграда».

Полгорода лежит в земле сырой Неугасима память поколений И память тех, кого так свято чтим, Давайте люди, встанем на мгновенье И в скорби постоим и помолчим…

Предварительный просмотр:

Уфимская санаторная школа-интернат №2

Конспект классного часа

с использованием ИКТ

для учащихся 3-4 класса.

Подготовила: учитель начальных классов

Классный час «Блокада Ленинграда».

Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.

  1. Познакомить ребят с понятием блокада;
  2. Познакомить со страшным периодом в жизни нашей страны на основе поэтического творчества;
  3. Пробудить в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны с помощью музыкальных произведений и поэтической литературы.

22 июня 1941 года на рассвете войска фашистской Германии вероломно, без предупреждения напали на нашу Родину. Началась Великая Отечественная война советского народа против фашистских захватчиков. ( 1 слайд)

Была война, прошла война,
Над полем боя тишина.
Но по стране, по тишине,
Идут легенды о войне.

Июнь! Клонился к вечеру закат.
И белой ночью разливалось море.
И раздавался звонкий смех ребят.
НЕ знающих, не ведающих горя
Июнь! Тогда еще не знали
Со школьных вечеров к Неве шагая.
Что завтра будет первый день войны,
А кончится лишь в 45-м в мае.
И песня над рекой лилась Невой,
Мы шли на встречу утру и смеялись,
НЕ знали мы еще тогда с тобой.
Что с детством мы и с юностью прощались.

Фашисты говорили, что Москва – это сердце России, а Ленинград её душа. Как человек не может жить без души, так и страна потеряет свой боевой дух, когда лишится Ленинграда. Поэтому один из основных ударов они направили на Ленинград с целью стереть его с лица земли.( 2 слайд) (3 слайд)

Для осуществления этого варварского замысла гитлеровского командования бросило к городу огромные силы - более 40 отборных дивизий, 1000 танков, 1500 самолетов. ( 4 слайд)

Но фашисты глубоко просчитались. Все жители мужественно обороняли свой город.(5 слайд)

Ленинград! Для всех людей на планете этот город стал символом стойкости, мужества, самоотверженной любви к Родине, удивительной силы духа русского народа.

Несмотря на героизм наших воинов и отвагу партизан, благодаря перевесу в технике и живой силе в сентябре 1941 года врагу удалось подойти в плотную к Ленинграду и окружить его.

Началась блокада. ( 6 слайд)

Начались страшные дни Ленинграда. Фашисты не прекращали бомбить и обстреливать Ленинград. Не только ленинградским домам наносили они урон. Бомбы и снаряды падали в мосты, обрывали электрические провода, выводили из строя водопровод, разрушали насосные станции. (7 слайд) Гитлеровское командование приступило к осуществлению своего кровавого замысла - уничтожению города и его населения. (8 слайд)

Начались ежедневные артиллерийские обстрелы и бомбежки. Днем фашисты обстреляли Ленинград из дальнобойных орудий, ночью сбрасывали с самолетов зажигательные и фугасные бомбы. Рушились жилые здания, школы, детские дома, больницы. На домах появились предупреждающие надписи: «Граждане! Во время обстрела эта сторона улицы наиболее опасна!». (9 слайд)

В перерывах между обстрелами, бомбежками и радиопередачами по Ленинградскому радио транслировался равномерный, четкий как приказ стук метронома. Вот так он работает (звучит стук метронома).

Жители не выключали радио круглые сутки. Стук метронома напоминал им ритмичные удары сердца города - звучит радио, значит, город живет и борется. На защиту города поднялись все его жители. В короткий срок был превращен в город - крепость.(10 слайд)

Ударили сильные морозы. Застыл, замерз, остановился ленинградский водопровод. Страшная беда нависла над городом. Заводам нужна вода. Больницам нужна вода. Город спасала река Нева. Здесь в невском льду, прорубили проруби. С самого утра тянулись сюда ленинградцы. Шли с ведрами, с кувшинами, с бидонами, с кастрюлями, с чайниками. Шли цепочками, один за другим. Старики здесь, старухи, женщины, дети. Нескончаем людской поток.(11 слайд)

Не было топлива. Не было электричества. Рабочие-мостовики начинали чинить мосты. Рабочие-электрики быстро восстанавливали повреждения на линиях электропередач. Рабочие-водопроводчики быстро меняли повреждённые трубы, быстро восстанавливали насосные станции. Но фашисты продолжали безжалостно обстреливать Ленинград. Посылали на город снаряды огромной мощности, и всё снова выходило из строя.

Начался голод . Голод косит ленинградцев. В городе не хватало продовольствия.

20 ноября 1941 года норма выдачи хлеба в Ленинграде достигла своего минимума: рабочим выдавалось 250 граммов хлеба в день, всем остальным – 125 граммов. 125 граммов – это кусочек хлеба размером со спичечный коробок…и это была норма на весь день. Это было трудно назвать хлебом. (12 слайд)

Это была тёмно-коричневая липкая масса, отдававшая горечью. Она на 40 процентов состояла из различных примесей, в число которых входила целлюлоза, получаемая из древесины.

Представьте хлебную карточку - бумажный листочек, расчерченный на квадратики. За пять таких квадратиков выдавался дневной паёк – сто двадцать пять граммов хлеба. 250 граммов выдавали по карточкам рабочим. При утере карточка не возобновлялась. (13 слайд)

В Музее истории Ленинграда (Санкт-Петербурга) хранится чёрствый, потемневший не от времени, а тёмный с самого своего появления на свет ломоть хлеба. И сухарём-то его не назовёшь, хоть и высох кусок. Обычный хлеб не так сохнет и не так черствеет. (14 слайд)

Голодная смерть косила людей.(15 слайд). Весь мир знает историю семьи 11-летней ленинградской девочки Тани Савичевой. Кто же они, Савичевы, жившие на 2-ой линии Васильевского острова в доме № 13? Это была обычная большая ленинградская семья. Женя, старшая сестра Тани, работала в конструкторском бюро на Невском машиностроительном заводе. Лека, то есть Леонид, брат Тани, работал строгальщиком на судостроительном заводе. Дядя Вася и дядя Леша, братья Таниного отца, работали в книжном магазине. Мать Тани Мария Игнатьевна и бабушка Евдокия Григорьевна домовничали. Большая дружная семья Савичевых погибла на Васильевском острове. Блокада отняла у девочки родных и сиротой. Об этом стало известно из дневника, который вела Таня Савичева (16 слайд).

  • "Женя умерла 28 декабря в 12.00 ч. утра 1941 года"
  • "Бабушка умерла 25 января в 3 ч. дня 1942 года"
  • "Лека умер 17 марта в 5 ч. утра 1942 года"
  • "Дядя Вася умер в 2 ч. ночи 14 апреля 1942 года"
  • "Дядя Леша умер 10 мая в 4 ч. дня 1942 года"
  • "Мама умерла 13 мая в 7 ч. 30 мин. утра 1942 года"
  • "Савичевы умерли"
  • "Умерли все"
  • "Осталась одна Таня"(17 слайд)

При первой же возможности Таня Савичеву вывезли с детским домом в Горьковскую область. Но истощение и стресс сломали ее, и она вскоре умерла. 19 мая на могиле Тани был поставлен памятник. В школе №35 города Санкт-Петербурга, где до войны она училась, открыт посвященный ей музей.

В осажденном городе работали 39 школ. В школах и бомбоубежищах стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках и рукавицах. Руки мерзли, а мел выскакивал из пальцев.

Но не сдавался город. Правительство делало всё, чтобы помочь Ленинграду. 21 ноября 1941 года по тонкому льду Ладожского озера начала действовать дорога, которую ленинградцы назвали « Дорогой Жизни ». (19 слайд)

« Дорога Жизни» спасла от голодной смерти многих ленинградцев. Шофёры вели свои машины по льду с открытыми дверями. Фашисты бомбили « Дорогу Жизни», и машины проваливались под лёд вместе с водителями. Многие водители погибали, но никто не отказывался от опасных рейсов. (20 слайд)

"Дорогой жизни шел к нам хлеб,
Дорогой жизни многих к многим.
Еще не знают на земле
Страшней и радостней дороги".

Фашисты постоянно атаковали и обстреливали Ленинград. С суши, с моря, с воздуха. Бросали на город даже морские мины. Фашисты думали, что голодные, мёрзнущие люди перессорятся между собой из-за куска хлеба, из-за полена дров, перестанут защищать город и, в конце концов, сдадутся. Но гитлеровцы просчитались. Люди, переживающие блокаду, не потеряли человечности, доверия и уважения друг к другу.

Осаждённый город продолжал жить. В Ленинграде работали фабрики и заводы, работали театры и музеи. В первую блокадную зиму в городе работало 39 школ. Местом учёбы стали и некоторые бомбоубежища. В жутких условиях, когда не хватало еды, воды, дров, тепла и одежды, многие ленинградские дети учились. Многие шатались от голода, сильно болели. Случалось, что ученики умирали – не только дома, на улице по дороге в школу, но и прямо в классе.

Девчушка руку протянула

И головой – на край стола.

Сначала думали – уснула

А оказалось – умерла.

Никто
Не обронил ни слова,
Лишь хрипло,
Сквозь метельный стон,
Учитель, выдавил, что снова
Уроки -
После похорон.

Люди умирали у станков. Умирали на улицах. Ночью ложились спать и не просыпались.

Ленинградские школьники не только учились, но чем могли, помогали взрослым. 21 октября 1941 года молодежная газета: «Смена» опубликовала такой наказ: «Юные участники обороны Ленинграда! Будьте достойны своих дедов и отцов, сестер и братьев, ушедших на фронт».(21 слайд)

Ленинградские мальчишки и девчонки создавали тимуровские команды и помогали взрослым в борьбе против фашистов. Они дежурили на крышах и тушили зажигательные бомбы. Они работали в госпиталях: мыли полы, кормили раненых, давали им лекарства. Они обходили квартиры, помогали ослабевшим от голода ленинградцам выкупать хлеб по хлебным карточкам, приносили им воду с Невы и дрова. В двенадцать-пятнадцать лет они становились станочниками, сборщиками, выпускали боеприпасы и оружие для фронта. Они рыли окопы и работали на первых ленинградских огородах. А ведь сами они едва держались на ногах от голода. (22 слайд)

27 января 1944 года блокада Ленинграда была окончательно снята. Город праздновал своё освобождение. (23 слайд)

Выстоял Ленинград. Не взяли его фашисты. Сотни юных ленинградцев были награждены орденами, тысячи – медалями « За оборону Ленинграда», медалями жителю блокадного Ленинграда.(24 слайд)

За своё освобождение Ленинград заплатил дорогой ценой. 650 тысяч ленинградцев погибло от голода. Более 500 тысяч солдат погибли под Ленинградом, защищая город и участвуя в прорыве блокады.

Пискарёвское кладбище в Ленинграде – огромный мемориальный памятник. В вечном молчании, высоко-высоко поднялась здесь фигура скорбящей женщины. Кругом цветы. И как клятва, как боль, слова на граните: «Никто не забыт, ничто не забыто» (25 слайд)

Безгранична наша скорбь о погибших в блокаду. Но силу, а не слабость рождает она. Силу восхищения подвигом ленинградцев. Благодарность людям, отдавшим свою жизнь во имя нашей.(26 слайд)

В городе Ленинграде тоже есть место, куда можно прийти и почтить память погибших во время Великой Отечественной войны. Это Вечный огонь – символ памяти и скорби. (27 слайд)

Давайте почтим светлую память жителей Ленинграда, отстоявших его и не доживших до наших дней, минутой молчания.(28 слайд)

Читайте также: