Обоснование нмцк замена окон

Обновлено: 09.05.2024

Проектно-сметный метод определения НМЦК по 44 ФЗ — это один из способов сформировать начальную цену контракта. Законом определены случаи, когда обосновывать нужно именно так.

Когда применяется

Чтобы обосновать начальную цену контракта, 44-ФЗ допускает использовать способы:

  • анализ рынка;
  • расчет на основе утвержденных нормативов;
  • проектно-сметный;
  • обоснование на основе действующих тарифов;
  • затратный.

Все методы обоснования, включая проектно-сметный, используются как по отдельности, так и несколько одновременно. Законодательно не запрещено сочетать составление смет с иными способами обосновать цену контракта. Проектно-сметный метод обоснования НМЦК предполагает разработку проектно-сметной документации, которая должна войти в состав тендерной документации и лечь в основу будущего соглашения с подрядчиком. Проектно-сметная документация представляет собой пакет документов, состоящих из графических, схематических изображений, текстовых описаний и таблиц — смет. Смета содержит не только полный перечень предполагаемых работ и необходимых материалов, но и все затраты, необходимые для реализации проекта, вплоть до затрат на оплату рабочим с учетом условий их труда.

В части 9 статьи 22 Федерального закона № 44-ФЗ перечислены случаи, когда применяется проектно-сметный метод обоснования НМЦК. Собрали их в таблице.

Можно Нельзя
Строительные работы, реконструкция, капитальный ремонт, снос объекта капитального строительства Для обоснования цены на технический или авторский надзор
Работы по сохранению памятника культуры
Текущий ремонт, если этот контракт заключается с единственным поставщиком (ч. 9.1 ст. 22)

Какие документы нужны для обоснования

Обоснование НМЦК проектно-сметным методом предполагает последовательное издание пакета документов, состоящего из:

  • дефектной ведомости. Базовый документ, фиксирующий потребность заказчика в проведении определенного перечня работ и их состав. Дефектная ведомость лежит в основе расчетов;
  • локальных сметных расчетов или просто смет. Локальная смета — это частный пример обоснования НМЦК при проектно-сметном методе и первичный документ, устанавливающий стоимость отдельного участка работ. Часто строительство или реконструкция больших объектов требует проведения множества различных видов работ, строительства отдельных участков, выполнения отдельных этапов. На каждую отдельную часть составляется локальная смета;
  • проектно-сметной документации. Это весь объем сметной и проектной документации, которая имеет отношение к конкретному проекту. В документацию включаются все составленные по отдельности локальные сметы, необходимые планы, чертежи, схемы. Пунктом 8 части 1 статьи 33 Федерального закона № 44-ФЗ с 01.07.2019 введено правило о том, что если заказчик проводит тендер, НМЦК которого обоснована проектно-сметной документацией, такая документация одновременно выполняет функцию описания предмета закупки. Отдельно описывать предмет, как того требует Федеральный закон № 44-ФЗ, в этих случаях не требуется;
  • заключения по результатам проверки сметной стоимости. Необходимость проведения этой проверки установлена пунктом 6.2 Приказа Министерства экономического развития от 02.10.2013 № 567, где сказано, что проверке подвергнута документация, если на нужды проекта будут расходоваться бюджетные средства. Порядок и условия проверки сметной стоимости для НМЦК конкретизированы в Постановлении Правительства от 18.05.2009 № 427. Сказано, что цель проверки — установить наличие или отсутствие в сформированной цене превышения нормативных цен на строительство. Проверка НМЦК проводится отдельно от экспертизы документации, предусмотренной Градостроительным кодексом РФ;
  • заключения государственной экспертизы. Экспертиза является обязательным этапом контроля, призванным не допустить возведение объектов, чьи свойства противоречат действующим нормам, потенциально небезопасных в эксплуатации. Ей подвергнут каждый образец обоснования проектно-сметным методом по 44-ФЗ. Правила проведения экспертизы установлены в статье 49 Градостроительного кодекса.

Порядок разработки документации

Обоснование НМЦК проектно-сметным методом предполагает составление:

  • проектной документации, которая, в соответствии с Постановлением Правительства от 16.02.2008 № 87, состоит из текстовой части (сведения об объекте, описание принятых технических решений, их обоснование, ссылки на нормативные документы) и графической, отображающей принятые решения наглядно;
  • сметной документации — набора локальных смет, посвященных отдельным участкам работ. Каждая смета включает в себя перечень необходимых к проведению работ. О дна строка сметы — это один вид работы, стоимость единицы этой работы, необходимый объем и конечная стоимость.

Сметы составляются на основании сборников территориальных или федеральных единичных расценок. Единичная расценка — стоимость единицы той или иной работы с учетом всех необходимых для ее выполнения затрат и важных условий.

Пример обоснования цены контракта

Рассмотрим пример обоснования начальной максимальной цены контракта по 44-ФЗ. В закупке № 0891200000619008536 ГКУ «Забайкальский центр государственных закупок» обосновал НМЦК с помощью локального сметного расчета и сводного сметного расчета.

Локальный сметный расчет НМЦК содержит четыре раздела и 49 пунктов. Каждый пункт — это либо отдельный вид работ, либо отдельное наименование необходимого технического приспособления. Каждый пункт содержит ссылку на сборник единичных расценок, количество необходимых единиц, стоимость единицы, общую стоимость.

В закупке одна локальная смета, но их и больше, если того требует предмет.

Сводный сметный расчет обобщает стоимости, которые получены при расчете всех локальных смет — в этом случае одной, учитывает непредвиденные расходы и налоги. В итоге сумма, полученная в сводном сметном расчете, и берется в качестве НМЦК.


В 2011 году окончила УрГЮА (ИПиП), в 2013 — РАНХиГС по программе «Управление государственными и муниципальными закупками». С 2013 по 2018 года занималась юридическим сопровождением закупок бюджетных учреждений федерального и регионального уровней.

Проектно-сметный метод обоснования по 44-ФЗ — это способ формирования стартовой цены. Его используют для закупок в сфере строительства.

Выявляем основания

В ч. 9 ст. 22 44-ФЗ указано, каким методом рассчитать НМЦК на работы по капитальному ремонту здания — проектно-сметным. Обязательно составляйте смету, если закупаете работы:

  • по строительству (реконструкции), сносу или капремонту объекта капитального строительства, которые выполняются по проектной документации;
  • по сохранению памятников истории и культуры на основании проектной документации, которая согласована по нормам Приказа Минкульта № 1749 от 05.06.2015.

Проектно-сметный метод не применяется в закупках на научно-методическое руководство, технический и авторской надзор за такими работами.

В федеральной контрактной системе закреплено и такое положение: начальная (максимальная) цена контракта на текущий ремонт зданий, строений, сооружений, помещений может обосновываться проектно-сметным методом (ч. 9.1 ст. 22 44-ФЗ). Кроме того, закон о контрактной системе разрешает вместе с проектно-сметным дополнительно использовать и другие методы обоснования НМЦК. Примеры обоснования начальной максимальной цены контракта по 44-ФЗ при помощи сметы и анализа рынка приведены в закупках, в которых выполняются строительные работы с использованием материалов. Тогда цену на эти материалы разрешено сформировать методом сопоставимых рыночных цен.

Формируем начальную цену

Проектно-сметный — единственно возможный метод обоснования НМЦК для капитального ремонта здания, сооружения, реконструкции объектов капитального строительства. Для расчета определите сметную стоимость строительства по ст. 8.3 Градостроительного кодекса (ГрК). Учтите, что такая смета составляется по методике, которая утверждена Приказом Минстроя № 841/пр от 23.12.2019.

Когда применяете проектно-сметный метод и рассчитываете сметную стоимость, учитывайте такие особенности:

  1. В закупках капитального ремонта разрешают разрабатывать не все разделы проектной документации.
  2. Если капремонт проводится за счет денег из бюджета, то в расчете НМЦК при проектно-сметной документации обязательно подготовьте раздел «Смета на капитальный ремонт объекта капитального строительства». Это указано в ч. 1, 12.2 ст. 48 ГрК РФ. Состав и требования к содержанию разделов проектной документации определены в Постановлении Правительства № 87 от 16.02.2008.
  3. В госзакупках на текущий ремонт, как правило, достаточно подготовить раздел «Смета». В нем отразите работы, материалы, которые нужны, и их стоимость.
  4. В тендерах в сфере строительства и реконструкции проведите проверку достоверности сметной стоимости.
  5. В закупках по 44-ФЗ сметная стоимость по ч. 1 ст. 8.3 ГрК РФ определяется с обязательным применением сметных нормативов и цен строительных ресурсов и федеральных и территориальных единичных расценок (ФЕР, ТЕР). Эти нормативы опубликованы на сайте Минстроя и не используются при выполнении контракта, если иное в нем не прописано. Аналогичные правила используйте и для обоснования начальной максимальной цены проектно-сметным методом по 223-ФЗ: пропишите регламент определения НМЦД в положении о закупке. Поскольку закон о закупках отдельными видами юридических лиц не так строго регулирует расчет начальной цены, заказчики действуют в соответствии с локальными нормативами, то есть внутренним закупочным положением.

Используйте бесплатно инструкции от экспертов КонсультантПлюс, чтобы провести закупку строительных работ без штрафов и нарушений.

Готовим документы для обоснования начальной цены

Проектно-сметный метод сводится к разработке ряда документов, которые содержат, в том числе, расчет цены, который делают специалисты-сметчики. Собрали эти документы в таблицу.

Базовый документ, на основании которого определяется сметная стоимость. В ней описывают работы, которые необходимо выполнить. Она лежит в основе локально-сметного расчета.

Проектно-сметная документация обосновывает целесообразность и возможность реализовать проект. Она содержит материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяет архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции или ремонта объектов капстроительства.

В ч. 8 ст. 33 44-ФЗ указано, что документация о закупке при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должна содержать проектную документацию, которая утверждена по нормам о градостроительной деятельности. Если есть этот документ, описывать объект закупки по ч. 1-3 ст. 33 закона о контрактной системе не нужно.

В п. 6.2 Приказа Минэкономразвития № 567 от 02.10.2013 о методических рекомендациях применения методов обоснования цены определено, что если строительство, реконструкцию или техническое перевооружение (если такое перевооружение связано со строительством или реконструкцией объекта капитального строительства) объекта капитального строительства планируете провести полностью или частично за счет денег из бюджета, то, независимо от обязательности проведения госэкспертизы проектной документации, надлежит проверить достоверность определения сметной стоимости.

А в ч. 2 ст. 8.3 Градостроительного кодекса закреплено, что при проведении капитального ремонта объектов капстроительства, если сметная стоимость ремонта с привлечением средств бюджета РФ превышает 10 млн рублей, то ее необходимо проверить в случаях, установленных в п. 27(4) Положения о госэкспертизе из ПП РФ № 145 от 05.03.2007 (письмо Минстроя № 43780-ИФ/09 от 30 октября 2020 г.).

Актуальный образец, как правильно составить обоснование начальной максимальной цены контракта на разработку проектно-сметной документации в 2021 году.


Еще один образец — пример обоснования начальной (максимальной) цены контракта с использованием проектно-сметного метода для закупок капитального ремонта.

Способы определения поставщика, с помощью которых можно провести закупку работ по капитальному ремонту:

  • электронный аукцион;
  • конкурс в электронной форме;
  • конкурс с ограниченным участием в электронной форме;
  • запрос котировок в электронной форме;
  • у единственного источника;
  • запрос предложений.

Что понимается под капремонтом

Это работы, которые направлены на выборочное или комплексное восстановление объекта, перепланировку или полное изменение строения.

Основные отличия капитального ремонта от текущего, в соответствии с письмом Минстроя № 7026-АС/08 от 27.02.2018:

  1. Текущий ремонт проводится для устранения незначительных неполадок, которые проявляются в ходе повседневной эксплуатации, предупреждения износа зданий, проведения профилактических мероприятий. Например: косметический ремонт.
  2. Капитальный ремонт нужен для восстановления характеристик здания или их изменения. Пример: реконструкция объекта или надстройка еще одного этажа.

Капитальный ремонт многоквартирных домов закупают по постановлению № 615 от 01.07.2016, но есть общие положения и с контрактным законодательством. Показали, как работают ПП РФ 615 и 44-ФЗ по капитальному ремонту, в сравнительной таблице:

Сравнительная таблица тендеров по П615 и 44-ФЗ

Вот как закупщик объявляет аукцион на капитальный ремонт здания в 2021 году:

  1. Определяет, что закупать и на основании чего (текущий ремонт, реконструкцию или капремонт).
  2. Определяет способ размещения заказа.
  3. Готовит тендерную документацию.
  4. Составляет техзадание.
  5. Проводит расчет НМЦК.
  6. Формирует проект контракта.
  7. Определяет победителя.
  8. Оформляет исполнение контракта.

Контрактное законодательство разъясняет, капремонт — это обязательно 44-ФЗ или может быть и 223-ФЗ: закон, по которому проводят тендер, зависит от того, по какому из ФЗ работает заказчик, и от вида финансирования.

Эксперты КонсультантПлюс разобрали практику разрешения проблем в строительных закупках. Используйте эти инструкции бесплатно.

Выбираем способ определения поставщика

Способ размещения заказа на строительство зависит от типа работ. При выборе способа проведения тендера на капремонт учитывайте особенности:

  1. Электронным аукционом закупают работы, когда главный критерий — цена.
  2. Конкурсом в электронной форме проводят работы, если важна квалификация и опыт подрядчика.
  3. Конкурсом с ограниченным участием в электронной форме — если проведение работ требует особой квалификации (реконструкция памятников архитектуры и проч.) на основании п. 1 ч. 2 ст. 56.1 44-ФЗ.
  4. Запрос котировок в электронной форме и закупку у единственного источника используют при соблюдении лимита заказа и объема закупок, которые уже проведены этими способами (п. 2 ст. 82.1, п. 4, п. 5, п. 9 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ).
  5. Запрос предложений проводят, если предыдущий тендер не состоялся или реализуют часть расторгнутого контракта (ч. 4 ст. 55, п. 8 ч. 2 ст. 83, п. 6 ч. 2 ст. 83 44-ФЗ).

Распоряжение правительства № 471-р от 21.03.2016 разъясняет, обязательно ли проводить аукцион при капитальном ремонте дорог: нет, так как эти работы отсутствуют в аукционном перечне.

Строительные работы (ОКПД 2 41.2, 42 и 43) исключены из аукционного перечня, который утвержден распоряжением правительства № 471-р от 21.03.2016.

Составляем документацию

Вот какие нужны документы на проведение капитального ремонта в учебном заведении по 44-ФЗ в 2021 году:

  1. Проект на выполнение работ (п. 8 ч. 1 ст. 33 44-ФЗ), который входит в полный пакет документов на капитальный ремонт здания по 44-ФЗ, если законодательством не предусмотрено иное.
  2. Требование к первой части заявки участников тендера — только наличие согласия на выполнение работ (ч. 3.1 ст. 66 44-ФЗ), о котором компания информирует заказчика с помощью технических средств торговой площадки.
  3. О том, какие дополнительные требования необходимы по капремонту по 44-ФЗ:
    • наличие свидетельства о членстве в СРО, если это требование необходимо для данного вида работ;
    • наличие лицензии на выполнение работ по сохранению культурного наследия (реставрация, ремонт и проч.) в соответствии с постановлением № 349 от 19.04.2012;
    • аналогичный опыт — при размещении заказа на работы, которые требуют особой квалификации на основании положений постановления № 99 от 04.02.2015.

Контрактное законодательство разъясняет, кто может участвовать в госзакупке на выполнение работ по капитальному ремонту: организация, которая соответствует:

  • единым требованиям заказчика (ст. 31 44-ФЗ);
  • дополнительным требованиям по постановлению № 99 от 04.02.2015.

Если цена тендера на капремонт не превышает 2 млрд рублей, прописываем в документации срок подачи заявок от участников — не менее 7 дней (ч. 2 ст. 63 ФЗ № 44).

Составляем техническое задание

Неотъемлемая часть технического задания на капремонт — проектно-сметная документация, которая содержит (ч. 12 ст. 48 ГрК):

  • пояснительную записку с описанием объекта закупки при капремонте по 44-ФЗ для подрядчика;
  • архитектурно-планировочные, конструктивные, технологические решения;
  • рабочие чертежи, на которых изображен объект и его элементы до и после капремонта, эскизы и обмерные планы;
  • требование к качеству и безопасности ремонта.

Проект капитального ремонта

Также в техническом задании описываем объект закупки и прописываем:

  • наименование объекта;
  • сроки проведения строительства;
  • условия работ (режим, порядок оформления пропусков и т. п.);
  • требования к качеству (СНиПы, ГОСТы, СанПиНы и т. п.);
  • требование о вывозе с территории объекта строительного мусора;
  • гарантийные обязательства;
  • параметры эквивалентности материалов.

ФАС допускает включение в документацию только части проекта — сметы и указывает, что заказчик вправе утверждать отдельные разделы проекта самостоятельно.

Вот пример технического задания на капремонт помещения по 44-ФЗ из тендерной документации:

ТЗ капремонт

Проводим расчет НМЦК

Обоснование максимальной цены тендера проводим на основе проектно-сметного метода (ст. 22 ФЗ № 44) с учетом требований приказа № 841/пр от 23.12.2019, которые предполагают:

  1. Обязательный пересчет цен с даты составления смет на дату утверждения документации.
  2. Применение индексов-дефляторов.

Расчёт НМЦК капремонт

Формируем проект контракта

Типовые условия строительного контракта утверждены приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ № 9/пр от 14.01.2020. По рекомендациям Минстроя, типовые условия содержат:

  • график стройки;
  • доставку и разгрузку строительных материалов силами подрядчика;
  • наличие рабочей документации на объекте;
  • график оплаты;
  • определение стоимости этапа стройки.

Приказ Минстроя об утверждении типовых условий строительного контракта

При подготовке проекта договора на проведение выборочного или комплексного капитального ремонта включите в его положения:

  • сроки и режим проведения стройки;
  • обязанность подрядчика вести журнал ремонта;
  • порядок проведения скрытых работ;
  • возможность принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от обязательств по договору, если в процессе его исполнения выявлен факт несоответствия подрядчика требованиям ФЗ № 44, в том числе дополнительным, которые прописаны в тендерной документации;
  • право заказчика проводить технический надзор;
  • непредвиденные расходы и их предельный размер;
  • срок оформления результатов приемки;
  • перечень документов, которые подрядчик предоставляет на оплату;
  • гарантийные обязательства;
  • порядок изменения и расторжения контракта.

Приложите к проекту контракта документы, в соответствии с которыми подрядчик проводит строительство:

  1. Техническое задание.
  2. Ведомость.
  3. Проект (при наличии).
  4. Сметы.
  5. График исполнения контракта.

Выбираем победителя

Критерии определения подрядчика зависят от способа размещения заказа: электронный аукцион на капитальный ремонт по 44-ФЗ предполагает выбор победителя по критерию цена, а при проведении конкурсов важны и нестоимостные критерии (квалификация и проч.), которые прописаны в документации заказчика.

Если в тендерную документацию включен проект капитального ремонта, торги проводятся через четыре часа после окончания подачи заявок (ч. 3 ст. 68 44-ФЗ).

По итогам торгов и рассмотрения заявок от участников тендера заказчик формирует протокол подведения итогов, который содержит наименование организации-победителя.

Исполняем и изменяем контракт

Заказчик контролирует ход строительства и качество материалов во время всего срока исполнения контракта.

Если для строительства предусмотрен государственный строительный надзор, застройщик или технический заказчик направляют в ведомство извещение о начале стройки (ч. 5 ст. 52 ГрК). Срок — не менее чем за семь рабочих дней до начала стройки.

Контрактное законодательство допускает продление сроков и изменение цены строительного контракта по соглашению сторон в таких случаях:

  • изменение объема стройки не более чем на 10% от цены контракта (п. «в» ч. 1 ст. 95 44-ФЗ);
  • возникновение непредвиденных обстоятельств во время проведения строительства, если срок исполнения договора — не менее года (п. 8 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ). Обязательное условие для такого изменения — наличие разрешения от органов власти. Срок исполнения контракта и (или) его стоимость подлежат изменению не более чем на 30%;
  • подрядчик не уложился в сроки, которые установлены заказчиком. В этом случае предусмотрено однократное продление срока на период, который не превышает прежний срок исполнения условий договора при условии, что у подрядчика отсутствует перед заказчиком задолженность по неустойке (п. 9 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ).

Закрываем контракт

Исполнение контракта подрядчик подтверждает документами:

  • акт о приемке выполненных работ (КС-2);
  • справка о стоимости выполненных работ и затрат (КС-3);
  • счет на оплату, счет-фактура (при наличии);
  • общий журнал работ (КС-6).

Оформление разрешения на ввод объекта в эксплуатацию проводит заказчик на основе документов, которые получены от подрядчика (ч. 8 ст. 110.2 44-ФЗ).

Разъяснения по теме

Об определении видов ремонта

Письмо Минстроя № 7026-АС/08 от 27.02.2018

О составе закупочной документации на работы по капитальному ремонту объекта капитального строительства.

В соответствии с указанным документом определение НМЦК производится на основании проектной документации проектно-сметным методом исходя из сметной стоимости строительства, определенной в соответствии со ст 8.3 Градостроительного кодекса РФ, с учетом НДС. Перечень, объемы и стоимость учитываемых при определении НМЦК проектно-сметным методом работ и услуг устанавливаются заказчиком в соответствии с утвержденной проектной документацией по объекту закупки.

Результат определения НМЦК оформляется заказчиком в виде протокола в соответствии с рекомендуемым образцом.

К Порядку также прилагаются формы следующих документов:

    начальной (максимальной) цены контракта при осуществлении закупок подрядных работ по инженерным изысканиям и (или) по подготовке проектной документации; начальной (максимальной) цены контракта при осуществлении закупок услуг по исполнению функций технического заказчика; начальной (максимальной) цены контракта при осуществлении закупок на выполнение подрядных работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, работам по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и выполнению строительных работ в отношении объектов, не являющихся объектами капитального строительства; объемов конструктивных решений (элементов) и комплексов (видов) работ; сметы контракта.

В соответствии с Методикой, смета контракта должна содержать наименования конструктивных решений, видов работ, их цены на принятую единицу измерения, и общую стоимость, определенную с учетом подлежащих выполнению объемов работ. К документу прилагается рекомендуемый образец сметы контракта.

Узнайте последние изменения Закона № 44-ФЗ и Закона № 223-ФЗ, пройдя обучение по долгосрочной программе профессиональной переподготовки , и получите диплом установленного образца

Также предусмотрен порядок составления сметы при заключении контракта по итогам проведения конкурентных способов определения подрядчиков. В этом случае смета контракта составляется заказчиком на основании размещенного в ЕИС проекта сметы контракта посредством указания цены каждого конструктивного решения, вида работ с учетом пропорционального снижения НМЦК участником закупки, с которым заключается контракт.

Кроме этого, Методика включает порядок внесения изменений в смету заключенного контракта, в том числе внесения изменений в проектную документацию в связи с включением в нее ранее не предусмотренных видов работ.

Обоснование закупок — это подтверждение в отдельном приложении, что запланированная процедура соответствует заложенным целям. Это требование установлено в ст. 18 44-ФЗ и отменено с 2020 года 71-ФЗ от 01.05.2019.

Как обосновать закупки 2020 года

01.10.2019 вступил в силу федеральный закон № 71-ФЗ от 01.05.2019, который утвердил новые правила на 2020 год. Исключили обязанность обосновывать объект, способ закупки и НМЦК во всех документах планирования!

Заполнять план закупок не нужно, он отменен как отдельный документ. Заказчики готовят только план-график по новой форме.

Подробнее о том как заполнять план-график закупок на 2020 года в статье «Заполняем план-график: пошаговая инструкция».

Как обосновывали в 2020 году до изменений

Это одно из недавних обязательных требований Закона о контрактной системе (44-ФЗ). Заказчику предписано обосновать два документа: план заказов и график. Такая необходимость возникла потому, что на текущей стадии организации Единой информационной системы (ЕИС) расширяются возможности мониторинга, аудита и контроля в отношении закупочных процедур. По результату таких проверок закупку, которую заказчик включил в планы, признают необоснованной.

Правила, по которым заказчик подтверждает потребности, установлены правительством. Специально разработаны две табличные формы с несколькими наименованиями столбцов в зависимости от предназначения плана (Постановление Правительства №555). Первые три столбца в формах повторяются.

Обоснование в плане закупок

Сведения об обосновании закупки в плане закупок предоставляются в виде отдельного документа. В таблице пояснений заказчик связывает объект (объекты) заказа с целями по ст. 13 44-ФЗ или с требованиями по ст. 19 44-ФЗ. Обоснование соответствия объекта в плане закупок в графе 6 заказчик связывает с конкретным мероприятием государственной (муниципальной) программы или международным договором.

Приведем пример обоснования закупок при формировании плана закупок. Допустимы такие формулировки:

  • объект (столбец 3) — «Поставка учебной литературы»;
  • госпрограмма или программа субъекта РФ, муниципальная программа (стоблец 4) — «Развитие образования на 2017-2020 годы»;
  • мероприятие госпрограммы или программы субъекта РФ, муниципальной программы (столбец 5) — «Мероприятие 1.2.1 «Организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня и содержания детей в МБОУ "Школа-интернат»;
  • обоснование соответствия объекта и (или) объектов заказа мероприятию государственной (муниципальной) программы (столбец 6) — «Обеспечение деятельности учреждения общего образования в части выполнения организации предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня».

Обоснование в графике

При формировании плана графика обоснованию подлежат начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) и способ определения процедуры.

Пояснению НМЦК следует уделить особенное внимание. По п.1 ст. 22 44-ФЗ, требуется не только указать начальную цену контракта, но и привести обоснование метода определения НМЦК в плане графике. Последствия за неправильно составленный комментарий к НМЦК достаточно серьезные. В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП) за необоснованную цену установлено наказание в размере от 20 000 до 50 000 рублей (ч. 1 ст. 7.29.3 КоАП). А если заказчик нарушит порядок или форму пояснения НМЦК, ему грозит штраф в размере 10 000 руб. (ч. 2 ст. 7.29.3 КоАП РФ). Подробнее читайте в статье о штрафах.

Вместе с тем, утверждённые формы таблиц с пояснениями носят в некотором смысле обобщённый вид. В письме Минэкономразвития подчеркнул, что у заказчик вправе на самостоятельно определить, какой комментарий к НМЦК приемлемый для представления в таблице (Письмо от 26 октября 2016 г. № Д28и-2944).

Постановление Правительства №555 предлагает отдельно рассматривать правила пояснения закупок лекарственных препаратов в рамках запроса предложений (п. 7 ч. 2 ст. 83 44-ФЗ) и у единственного поставщика (пп. 4, 5, 26, 33, ч. 1 ст. 93 44-ФЗ). В этих случаях правила заполнения проще. В отношении указанных заказов в таблице пояснений к графику столбцы 5, 6, 9, 10 заполнять не потребуется. В первом случае (лекарственные препараты) объяснение основывается на решении врачебной комиссии. Во втором требуется прокомментировать общий годовой объём заказов, когда они касаются:

  • процедур с определённым размером до 100 000 или 400 000 руб.;
  • направления в командировку, участие в культурных мероприятиях;
  • списка командировок, мероприятий в соответствии с приглашениями;
  • преподавательских услуг, услуг гида;
  • образовательных и экскурсионных мероприятиях.

Важно помнить, что при внесении изменения в документы планирования, необходимо внести изменения в отдельные формы своих пояснений.

Читайте также: