Нужна ли лицензия на установку противопожарных дверей в 2021 году

Обновлено: 04.05.2024

Получив утвердительный ответ на вопрос, требуется ли лицензия на установку противопожарных дверей, многие организации отказываются от намерения работать в данной сфере из-за страхов не получить разрешение. Действительно, эта процедура требует ответственности и профессионализма, однако с помощью компании «АП-Риал» оформить лицензию можно в самые короткие сроки и с соблюдением всех законодательных норм.

Кто выдает лицензию на монтаж противопожарных дверей?

При намерении монтировать, обслуживать и производить ремонт средств защиты от пожара, компании обязаны соблюсти требования к установке противопожарных дверей, предписанные Положением, и в установленном порядке пройти административную процедуру оформления разрешения в территориальном отделении МЧС России.

Кому и зачем нужна лицензия на монтаж противопожарных дверей?

Лицензия МЧС – это бессрочный документ, дающий право легально вести бизнес в сфере противопожарной безопасности, в том числе заниматься монтажом и обслуживанием противопожарных дверей.

Установка противопожарных дверей – эффективный способ защитить помещение от распространения огня и дыма. Блокируя дверные проемы, за которыми располагается очаг возгорания, можно оперативно организовать эвакуацию и создать условия для эффективной работы экстренных служб.

В зависимости от предела огнестойкости противопожарные двери могут преградить путь огню и дыму на срок от 15 минут до 2 часов, увеличив тем самым время на эвакуацию людей. Предел огнестойкости дверей, произведенных по ГОСТ и СП, подтверждается Сертификатом соответствия, выдаваемым производителю на основании огневых испытаний в уполномоченном испытательном центре.

Действующее законодательство РФ устанавливает, что лицензия на изготовление противопожарных дверей не требуется, но их монтажом, техобслуживанием и ремонтом могут заниматься только организации или ИП, получившие специальное разрешение.

Практика показывает, что многие фирмы, планирующие выполнять работы и оказывать услуги по обеспечению пожарной безопасности, из технических и экономических соображений оформляют пожарную лицензию сразу на несколько видов деятельности. Вести бизнес по нескольким направлениям, имея один разрешительный документ, не только удобно, но и прибыльно. Лицензиаты могут участвовать в тендерах и заключать государственные и муниципальные контракты на целый комплекс противопожарных мероприятий.

Чаще всего фирмы, которым нужна лицензия МЧС на монтаж противопожарных дверей, одновременно оформляют разрешение на такие работы, как:

  • монтаж, техническое обслуживание и ремонт противопожарных занавесов и завес, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
  • выполнение работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций.

Получение лицензии на выполнение широкого спектра противопожарных работ позволяет оптимизировать штат сотрудников и техническую оснащенность организации, более рационально задействовать материальные и трудовые ресурсы.

Этапы лицензирования

Первое, что необходимо сделать соискателю лицензии на установку противопожарных дверей, это оценить степень соответствия намечаемой деятельности нормативным требованиям. Сделать это самостоятельно, не имея практического опыта, достаточно сложно, поэтому лучше доверить эту работу профессионалам «АП-Риал».

Наши специалисты проведут тщательный аудит вашего предприятия, выстроят схему последовательных действий на пути к получению лицензии, организуют обучение персонала, подготовят документы и заявление в МЧС.

Успешно пройдя документарную проверку, мы подготовим вас к выездному инспекционному контролю, целью которого является проверка сотрудником МЧС фактического наличия зданий, сооружений, оборудования и персонала для профессионального и безопасного проведения заявляемых работ.

Лицензионные требования к персоналу

Основные условия, исполнения которых требует лицензия МЧС на монтаж противопожарных дверей, касаются численности и профессионализма персонала, работающего по трудовым договорам:

  • специалисты должны иметь высшее/среднее специальное образование по профилю заявляемой деятельности или пройти профессиональное обучение по программам для лицензии МЧС;
  • минимум половина сотрудников обязана иметь официально подтвержденный трудовой стаж от 3 лет и более в компании с пожарной лицензией;
  • каждые 5 лет специалисты должны проходить повышение квалификации и иметь соответствующие удостоверения.

Численность сотрудников напрямую зависит от количества планируемых видов работ в области противопожарной безопасности:

  • не менее 2 специалистов при выполнении 1-2 видов деятельности;
  • не менее 3 специалистов при выполнении 3-4 видов деятельности;
  • не менее 5 специалистов при выполнении 5 и более видов деятельности.

Заказав у нас получение или переоформление пожарной лицензии под ключ, вы сможете не беспокоиться, где обучить своих сотрудников. В нашем лицензированном Крымском Региональном Учебном Центре есть необходимые курсы профпереподготовки и повышения квалификации, после прохождения которых специалисты получают дипломы и удостоверения установленного образца и могут легально работать в компаниях с лицензией МЧС.

Оборудование для пожарной лицензии

Требования к монтажу противопожарных дверей предусматривают наличие специального оборудования, технических (в том числе измерительных) средств и инструментов из перечня, предусмотренного ч.4 ст. 24 ФЗ «О пожарной безопасности». Оборудование должно быть у лицензиата в собственности или принадлежать на ином законном основании.

В компании «АП-Риал» вы сможете оформить аренду на все необходимое оборудование для лицензии. Наши технические средства имеют полный пакет сопроводительных документов и своевременно проходят поверку.

Лицензирование с «АП-Риал»

Консалтинговая компания «АП-Риал» больше 10 лет работает в сфере лицензирования, помогая крымским и севастопольским компаниям легально осуществлять подрядные работы по установке и обслуживанию противопожарных дверей на основании разрешения МЧС.

У нас вы можете заказать отдельные услуги, необходимые для успешного лицензирования (аренда оборудования, повышение квалификации специалистов, подготовка документации и заявления в МЧС и другие), или доверить нам получение лицензии на монтаж противопожарных дверей под ключ.

Наш многолетний опыт в сочетании с высоким профессионализмом и ответственным подходом к работе позволяет гарантировать клиентам стопроцентный результат в самые короткие сроки.

Данный закон направлен на совершенствование лицензирования деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, а также по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений. Он содержит в себе ряд новых требований к организациям и индивидуальным предпринимателям, имеющим или планирующим получить лицензию МЧС на право осуществлять вышеуказанные виды деятельности (далее — лицензия МЧС).

ФЗ № 168 начинает свое действие по истечении 180 дней после дня его официального опубликования, за исключением подпункта «а» пункта 2 статьи 1, который вступает в силу со дня официального опубликования закона, то есть с 11.06.2021.

Давайте рассмотрим, какие новшества для лицензиатов и соискателей лицензии МЧС принес нам ФЗ № 168:

1. Подтверждение соответствия лицензиата раз в 3 года.

Лицензиаты, то есть те организации и индивидуальные предприниматели, которые имеют соответствующую лицензию МЧС на деятельность в области пожарной безопасности, теперь должны будут подтверждать свое соответствие лицензионным требованиям посредством самостоятельного предоставления в лицензирующий орган всей необходимой информации о себе. Такое подтверждение соответствия лицензиат должен будет проходить каждые 3 года, исчисляя со дня предоставления лицензии.

Для тех лицензиатов, которые к моменту вступления в силу ФЗ № 168 уже имеют или будут иметь соответствующую лицензию МЧС, в отношении срока подтверждения соответствия установлены следующие особенности:

если лицензия МЧС была предоставлена до 1 января 2012 года, первое подтверждение своего соответствия, то есть предоставление необходимой информации в лицензирующий орган лицензиат должен произвести в течение первого года со дня вступления в силу ФЗ № 168;

если лицензия МЧС была предоставлена в период с 1 января 2012 года по 31 декабря 2015 года, первое подтверждение своего соответствия, то есть предоставление необходимой информации в лицензирующий орган лицензиат должен произвести в течение второго года со дня вступления в силу ФЗ № 168;

если лицензия МЧС была предоставлена начиная с 1 января 2016 года, первое подтверждение своего соответствия, то есть предоставление необходимой информации в лицензирующий орган лицензиат должен произвести в течение третьего года со дня вступления в силу ФЗ № 168, в случае, если в течение этого года или ранее истекло три года и более с даты выдачи лицензии МЧС.

2. Уведомление о выполняемых работах, оказываемых услугах.

Теперь лицензиат обязан будет уведомлять лицензирующий орган обо всех выполняемых работах, оказываемых услугах путем направления соответствующей информации. Содержание такого уведомления и порядок его направления в лицензирующий орган будет устанавливать положение о лицензировании конкретного вида деятельности.

Таким образом, теперь если вы, например, произвели на объекте заказчика установку систем пожаротушения, то у вас, как у лицензиата, автоматически появится обязанность уведомить об этом лицензирующий орган.

3. Место осуществления лицензируемого вида деятельности.

Устанавливается, что местом осуществления лицензируемого вида деятельности юридического лица должен быть указан один или несколько адресов, которыми могут быть:

адрес места нахождения юридического лица, то есть тот адрес, который указан в ЕГРЮЛ (Едином государственном реестре юридических лиц);

адрес филиала юридического лица.

Здесь стоит обратить внимание, что, как мы с вами знаем, у индивидуального предпринимателя адресом места его нахождения является жилое помещение (адрес регистрации или, иными словами, прописки), которое не может быть местом осуществления лицензируемых видов деятельности, а филиалов индивидуальный предприниматель иметь не может, в связи с чем данные требования законодатель отнес именно к юридическим лицам.

Также в ФЗ № 168 сделана оговорка, что все необходимое, в соответствии с лицензионными требованиями, оборудование, технические средства, в том числе средства измерения, соискатель лицензии МЧС или лицензиат обязаны иметь на праве собственности или на ином законном основании по месту осуществления лицензируемого вида деятельности, либо по каждому из таких мест (если их несколько), в том числе по месту осуществления временных работ.

Оборудование для получения лицензии МЧС: требования к инструментам, средствам измерения и другим ТС


4. МЧС наделили полномочиями на приостановление и инициацию процесса аннулирования выданных лицензий.

Лицензирующий орган теперь сможет приостанавливать действие лицензии МЧС в случае, если будут выявлены систематические (не менее двух раз в течение трех лет) или грубые нарушения лицензионных требований.

Лицензия МЧС может быть приостановлена на срок не более чем 90 календарных дней, в течение которых лицензиату дается право устранить нарушения, послужившие причиной к приостановке действия лицензии МЧС.

За не являющиеся грубыми систематические нарушения лицензионных требований приостановление действия лицензии МЧС без предварительного предупреждения лицензиата и без предоставления ему времени на их устранение — не допускается.

Если в установленный срок лицензиат не устранит выявленные нарушения, то лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании такой лицензии МЧС.

Аннулирование лицензии МЧС производится только по решению суда в следующих случаях:

1) нарушение лицензионных требований, повлекших за собой:

причинение тяжкого вреда здоровью граждан;

причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более лиц;

причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ;

возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера;

нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства;

2) непредставление в установленный срок информации, либо представление недостоверной или искаженной информации (см. п. 1 настоящей статьи);

3) неустранение лицензиатом в установленный срок выявленных нарушений лицензионных требований (одновременно с подачей соответствующего заявления в суд лицензирующий орган приостанавливает действие лицензии до дня вступления в силу решения суда).

5. Перечень выполняемых работ, оказываемых услуг можно указывать по каждому месту осуществления лицензирующих видов деятельности отдельно.

При подаче заявления о предоставлении лицензии МЧС теперь можно указывать в нем перечень выполняемых видов работ, оказываемых услуг по каждому из указанных адресов (если таковых несколько).

Иными словами, теперь, если лицензируемая деятельность вами планируется вестись по нескольким адресам, то вы можете «разбить» свои виды деятельности в зависимости от адреса и, следовательно, подтверждать свое соответствие лицензионным требованиям по каждому из адресов в соответствии с теми видами деятельности, которые по ним осуществляются.

6. Исключена норма закона о прекращении лицензирования со дня установления саморегулирования.

Ранее были попытки ввести вместо лицензирования деятельности в области пожарной безопасности процедуру саморегулирования, или, иными словами, на смену получения лицензии в МЧС должна была прийти процедура вступления в члены саморегулируемой организации в соответствующей области деятельности.

Но этому не суждено было сбыться, и соответствующая норма в законе была долгое время попросту нерабочей, в связи с чем абсолютно логичным стало ее исключение из нормативных правовых актов.


В настоящее время порядок лицензирования, а также лицензионные требования к осуществлению деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности Нажмите для перехода на ПожВики зданий и сооружений установлены одноименным Положением, которое утверждено Постановлением Правительства РФ № 1225 от 30.12.2011 г. (далее — Постановление № 1225). Но, как мы уже знаем, оно утрачивает свою силу и перестает действовать с начала 2021 года.

Новое Постановление № 1128 несколько расширяет и уточняет лицензионные требования в данной сфере деятельности. Рассмотрим подробнее, что именно изменится с 2021 года:

1. Добавится требование о необходимости иметь в наличии помещение для размещения работников и оборудования (пп. «а» п. 4 Постановления № 1128)

Добавится новое требование о необходимости наличия здания (сооружения, помещения), которое должно находиться по месту осуществления лицензируемого вида деятельности и в котором должны размещаться работники и оборудование лицензиата (соискателя лицензии).

Такое помещение может принадлежать лицензиату (соискателю лицензии) как по праву собственности, так и по иному законному праву.

2. Станут более точными требования к необходимому оборудованию (пп. «б» п. 4 Постановления № 1128)

Если ранее, в Постановлении № 1225, данное требование было изложено достаточно скудно, то теперь все четко и понятно. С 2021 года вступят в силу следующие изменения относительно необходимого оборудования:

2.1. Появится отсылка к Приказу МЧС, которым утвержден минимально необходимый перечень оборудования в зависимости от составов работ.

2.2. Устанавливается четкое понимание, что измерительное оборудование должно пройти именно процедуру поверки.

Сейчас в некоторых случаях с этим моментом возникают некоторые недопонимания между лицензиатом (соискателем лицензии) и лицензирующим органом, так как ФЗ «Об обеспечении единства средств измерений» (ФЗ № 102-ФЗ от 26.06.2008 г., далее — ФЗ № 102-ФЗ) помимо поверки предусматривает еще такую процедуру как калибровка.

Между тем, в этих процедурах есть существенные отличия:

Поверка — совокупность операций, выполняемых в целях подтверждения соответствия средств измерений метрологическим требованиям (п. 17 ст. 2 ФЗ № 102-ФЗ).

Калибровка — совокупность операций, выполняемых в целях определения действительных значений метрологических характеристик (п. 10 ст. 2 ФЗ № 102-ФЗ). Проводится в добровольном порядке и только если средство измерения не предназначено для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства средств измерений (п. 1 ст. 18 ФЗ № 102-ФЗ).

2.3. Конкретизируется правомочность владения оборудованием.

Сейчас Постановление № 1225 предусматривает, что необходимое оборудование может принадлежать лицензиату (соискателю лицензии) по праву собственности либо на ином законном основании.

Новое Постановление № 1128 уточняет это требование и устанавливает, что в случае если необходимое оборудование принадлежит лицензиату (соискателю лицензии) не по праву собственности, а на ином законном основании, то такое право должно обязательно предусматривать одновременно как право владения, так и право пользования!

Здесь стоит немного пояснить: правомочия собственника какого-либо имущества всегда делятся на 3 составляющих:

Таким образом, можно сделать выводы, что при использовании необходимого оборудования по праву аренды соответствующий договор, устанавливающий ваши права, должен предусматривать в своем предмете не только право использования, но и право владения, и наоборот. Иначе, лицензирующий орган на вполне законном основании может посчитать, что необходимым оборудованием вы владеете не в соответствии с лицензионными требованиями.

3. Установится минимальный количественный состав работников (пп. «в» п. 4 Постановления № 1128)

В настоящее время вопрос о том, какое же количество специалистов будет достаточным для соответствия лицензионным требованиям, вызывает очень много споров. Но с 2021 года ситуация должна измениться, поскольку Постановление № 1128 дает четкий ответ:

при выполнении до 2 видов работ — не менее 2 человек;

при выполнении 3–4 составов работ — не менее 3 человек;

при выполнении 5 и более составов работ — не менее 5 человек.

Остальные требования о наличии необходимого уровня образования, стажа работы и своевременности прохождения курсов повышения квалификации остались фактически прежними (см. п. 4).

4. Расширятся возможности для повышения квалификации работников (абз. 2 пп. «в» п. 4 Постановления № 1128)

В настоящее время Постановление № 1225 устанавливает, что все работники лицензиата (соискателя лицензии) должны не реже чем 1 раз в 5 лет проходить в обязательном порядке повышение квалификации в области лицензируемой деятельности.

Новое Постановление № 1128, вступающее в силу с 2021 года, несколько расширяет данное требование и допускает, что такое повышение квалификации может быть пройдено посредством освоения:

дополнительных профессиональных программ — программ повышения квалификации;

основных программ профессионального обучения — программ повышения квалификации рабочих и служащих.

Периодичность такого обучения остается неизменной — не реже 1 раза в 5 лет.

5. ИП будут приравнены к юридическим лицам

Сейчас требования о наличии необходимого уровня образования, стажа работы и повышения квалификации предъявляются только к работникам юридического лица.

Вместе с тем если соискателем лицензии является индивидуальный предприниматель, то ему необходимо подтвердить именно свое соответствие всем лицензионным требованиям, но необходимость принимать в штат иных специалистов, соответствующих лицензионным требованиям, у предпринимателя отсутствует.

Постановлением № 1128 данное правило отменяется, и лицензионные требования о наличии в штате работников с соответствующим уровнем образования, стажем работы и своевременным прохождением курсов повышения квалификации предъявляются в равной степени ко всем лицензиатам (соискателям лицензии).

Таким образом, как мы видим, с 2021 года вступают в силу ряд существенных изменений и дополнений, которые необходимо будет соблюдать в обязательном порядке!

Получить бесплатную консультацию по оформлению лицензии вы сможете по телефону: 8 (4932) 77-41-16.

Наконец-то мы этого дождались! 30 ноября 2021 года на интернет-портале правовой информации было официально опубликовано постановление Правительства РФ от 30 ноября 2021 года № 2106 «О порядке аттестации физических лиц на право проектирования средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, которые введены в эксплуатацию» (далее — Постановление Правительства № 2106), которым утверждены одноименные Правила аттестации (далее — Правила аттестации).

Постановление Правительства № 2106 вступает в силу с 1 марта 2022 года и имеет оговорку о том, что Правила аттестации будут иметь ограниченный срок действия — до 1 марта 2028 года включительно.

ПОДГОТОВКА ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ К ЭКЗАМЕНУ ДЛЯ АТТЕСТАЦИИ НА ПРАВО ПРОЕКТИРОВАНИЯ СРЕДСТВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ, КОТОРЫЕ ВВЕДЕНЫ В ЭКСПЛУАТАЦИЮ, В МЧС РОССИИ (ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ № 2106 ОТ 30.11.2021 Г.)

Когда Правила аттестации были еще на стадии законопроекта, мы уже делали обзорную статью и рассматривали ожидающие нас нововведения, с того момента законопроект претерпел ряд изменений, которые, на наш взгляд, являются, по большей части положительными.

А теперь рассмотрим, по каким же правилам с 1 марта 2022 года будет проводиться аттестация на право проектирования средств обеспечения пожарной безопасности и каким требованиям должен будет соответствовать претендент на прохождение такой аттестации.

1. Правила аттестации распространяют свое действие только на эксплуатируемые объекты.

Правила аттестации распространяют свое действие только на лиц, которые планируют осуществлять проектирование средств обеспечения пожарной безопасности на эксплуатируемых объектах (зданиях и сооружениях), то есть на тех объектах, для которых уже было получено разрешение на ввод в эксплуатацию. Это следует как из п. 1 Правил аттестации, так и из самого их названия.

Для справки. Разрешение на ввод в эксплуатацию — это документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка (п. 1 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ).

2. Аттестующий орган.

Аттестация будет проводиться в отношении физических лиц (претендентов) Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) и/или его территориальными органами.

3. Требования к претендентам на аттестацию.

Претендент должен будет соответствовать и документально подтвердить свое соответствие следующим требованиям:

Наличие среднего профессионального (далее — СПО) или высшего образования (далее — ВО) по специальности «Пожарная безопасность», либо любое СПО или ВО плюс дополнительное профессиональное образование по типовой программе профессиональной переподготовки.

Иными словами, соответствовать данному требованию сможет только тот претендент, который имеет диплом о СПО/ВО по специальности «Пожарная безопасность» либо имеет диплом о наличии СПО или ВО по любой иной специальности плюс диплом о соответствующей профессиональной переподготовке.

3.2. Владение специальными знаниями в области пожарной безопасности.

Претендент должен обладать специальными знаниями в области пожарной безопасности, которые необходимы для проектирования.

Наличие таких знаний и будет проверять аттестующий орган при проведении процедуры аттестации.

Здесь мы можем видеть, что к претендентам предъявляется всего два требования — наличие необходимого уровня образования и специальных знаний. Между тем, ранее, когда данный нормативный правовой акт находился на стадии законопроекта, он содержал в себе, наравне с указанными требованиями, еще и требования о необходимости прохождения такими лицами повышения квалификации (не реже 1 раза в 5 лет), наличии стажа работы в соответствующей области (не менее 5 лет), а также наличие гражданства РФ. Вся совокупность требований, имевших место на стадии законопроекта, конечно, выглядела достаточно избыточно, в связи с чем тот факт, что до стадии опубликования дошли только два основных требования, является, по нашему мнению, положительным моментом.

4. Документы, необходимые для аттестации.

Для аттестации необходимо подать заявление с указанием в нем:

Ф. И. О., адреса места жительства, данных документа, удостоверяющего личность, номера СНИЛС, номера телефона и e-mail почты;

реквизитов документов, подтверждающих наличие образования;

согласие на обработку персональных данных.

Такое заявление можно подать только в форме электронного документа, подписанного усиленной неквалифицированной электронной подписью, сертификат ключа проверки которой создан и используется для предоставления государственных и муниципальных услуг. Подать заявление можно будет только посредством федеральной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)». Иного способа подачи документов не предусмотрено.

В Правилах аттестации на стадии проекта было предусмотрено, что заявление можно будет подписать простой ЭЦП, но такой вариант не удержал своих позиций.

Срок вынесения аттестующим органом решения о допуске или об отказе в допуске претендента к прохождению квалификационного экзамена — пять рабочих дней.

В случае отказа в допуске к прохождению квалификационного экзамена в течение трех рабочих дней можно устранить выявленные недостатки и представить подтверждающие документы. Таким образом, если в течение трех дней устранить нарушения и представить аттестующему органу соответствующие документы, то решение об отказе в допуске к аттестации будет пересмотрено в положительную сторону. Ранее проект не предусматривал такой возможности, а в случае отказа в допуске к аттестации нужно было вновь собирать полный пакет документов и заново подавать их на аттестацию.

5. Процедура аттестации.

Квалификационный экзамен должен быть проведен в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня подачи документов в аттестующий орган, но не ранее направления аттестующим органом уведомления о допуске к нему.

Сама процедура аттестации будет включать в себя:

5.1. Проверку достоверности сведений, представленных претендентом в заявлении, а также проверку соответствия претендента всем необходимым требованиям (см. п. 3 данного обзора).

Проверка достоверности сведений включает в себя направление в автоматизированном режиме аттестующим органом межведомственных запросов:

в МВД РФ о действительности/недействительности документа, удостоверяющего личность;

в Рособрнадзор о наличии необходимого уровня образования.

В случае невозможности явки на квалификационный экзамен, в силу обстоятельств непреодолимой силы, по письменному заявлению претендента может быть предоставлена другая дата и/или время для прохождения аттестации, но в рамках того же самого десятидневного срока, который исчисляется в рабочих днях с даты подачи в аттестующий орган соответствующего заявления.

Перенесение даты и/или времени квалификационного экзамена осуществляется только на основании личного заявления претендента, подписанного и направленного в том же порядке, что и само заявление на прохождение аттестации.

5.2. Квалификационный экзамен.

Такой экзамен планируется проводить в форме тестирования с применением средств видеофиксации без создания специальной аттестационной комиссии (ранее в проекте предусматривалось применение средств видеоконференцсвязи).

Претендентам запрещено общение между собой, а также использование справочной и иной литературы, письменных заметок, средств мобильной связи и иных средств хранения и передачи информации.

Перечень вопросов, которые будут применяться при проведении квалификационного экзамена, утверждается аттестующим органом и размещается на его официальном сайте.

О результате экзамена можно будет узнать из протокола, который будет оформляться автоматически после окончания экзамена и направляться на адрес электронной почты аттестуемого лица, указанный в заявлении.

Как на Госуслугах подать заявление для прохождения аттестации на право проектирования средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, которые введены в эксплуатацию (пошаговая инструкция)


6. Результат аттестации.

Предусмотрено два возможным варианта результата аттестации:

а) решение об аттестации;

Сведения об аттестации формируются автоматически не позднее трех рабочих дней со дня проведения экзамена и вносятся в соответствующий реестр. Такая запись признается квалификационным аттестатом и будет являться специальным разрешением на право осуществления соответствующей деятельности. Выдача какого-либо документа с надписью «квалификационный аттестат» не предусмотрена.

Ранее проект предусматривал, что одновременно с внесением записи в соответствующий реестр в адрес аттестованного лица будет также направляться выписка из такого реестра в электронном виде, но такое предложение не удержало своих позиций и было исключено.

Срок действия аттестации — 5 лет на всей территории РФ и территориях, находящихся под юрисдикцией РФ.

б) решение об отказе в аттестации.

Соответствующее уведомление направляется претенденту посредством направления электронного документа в течение одного рабочего дня со дня принятия решения.

В случае отказа в аттестации, по причине его неудовлетворительного результата, повторно подать заявление можно не ранее чем через два месяца со дня прохождения экзамена (в проекте такой срок был равен трем месяцам).

7. Переоформление аттестата.

В запись об аттестации необходимо будет вносить изменения в случае изменения следующих данных:

реквизиты документа, удостоверяющего личность;

адрес регистрации аттестованного лица по месту жительства.

Такие изменения вносятся аттестующим органом в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня поступления информации о соответствующих изменениях.

8. Переаттестация (один раз в пять лет).

Каждые пять лет предусматривается прохождение процедуры переаттестации в том же порядке, что и процедура аттестации.

Единственное послабление здесь сделано в перечне требований, а именно при переаттестации не нужно подтверждать наличие необходимого образования. Это является вполне логичным, ведь при первичной аттестации данные сведения уже были проверены аттестующим органом и не нуждаются в повторной проверке.

9. Досрочное прекращения квалификационного аттестата.

Основаниями для досрочного прекращения квалификационного аттестата являются следующие:

9.1. Аттестованное лицо подало заявление об отказе от продолжения такой деятельности (в период действия аттестации).

Порядок подачи такого заявления аналогичен порядку подачи заявления на аттестацию.

9.2. Поступление в аттестующий орган сведений о смерти аттестованного лица либо о признании его недееспособным или ограниченно дееспособным.

9.3. Поступление информации, подтверждающей факты представления аттестованным лицом подложных документов или заведомо ложных сведений.

Решение о прекращении действия и об исключении сведений об аттестованном лице из реестра будут приниматься в автоматизированном режиме в течение одного рабочего дня по результатам внесения соответствующих сведений. Действие аттестации будет прекращаться со дня внесения таких сведений в реестр аттестованных лиц.

Соответствующее уведомление направляется в адрес аттестованного лица в форме электронного документа в течение одного рабочего дня (за исключением решения, принятого в связи со смертью аттестованного лица).

Повторное прохождение аттестации в случае ее досрочного прекращения по основаниям, указанным в п. 9.1.–9.2., возможно не ранее чем по истечении трех месяцев с даты принятия соответствующего решения.

10. Внесение информации в реестр аттестованных лиц.

В реестр аттестованных лиц в обязательном порядке будет вноситься информация о привлечении аттестованного лица за нарушение требований пожарной безопасности, допущенных при проектировании средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, которые введены в эксплуатацию.

Ранее проект Правил аттестации предусматривал это в качестве одного из оснований для прекращения квалификационного аттестата.

11. Обжалование решений аттестующего органа.

Аттестованное лицо может обжаловать следующие решения аттестующего органа:

об отказе в аттестации;

о прекращении действия квалификационного аттестата;

об исключении сведений об аттестованном лице из реестра аттестованных лиц.

Такое обжалование будет возможно как в досудебном порядке, так и посредством подачи соответствующего заявления в суд.

Напомним, что срок вступления Постановления Правительства РФ № 2106 в силу — 1 марта 2022 года.

Для возможности реализации и функционирования порядка аттестации таких лиц Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ совместно с МЧС России необходимо будет до 1 марта 2022 года обеспечить возможность подачи претендентами на аттестацию соответствующих заявлений посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».

Это все, что мы хотели рассказать о порядке аттестации физических лиц на право проектирования средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, которые введены в эксплуатацию. Надеемся, что данный материал будет полезен всем лицам, деятельность которых связана с указанным направлением в проектировании систем противопожарной защиты.

Также сообщаем, что в ближайшее время на портале «PRO ПБ» появится сервис для подготовки к аттестации проектировщиков систем противопожарной защиты, следите за нашими новостями и обновлениями.

С 01 марта 2022 года вступили в силу ряд нормативных документов в области пожарной безопасности, в том числе в области лицензирования деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

Так, постановлением Правительства РФ от 30.11.2021 № 2107 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» внесены изменения в постановление Правительства РФ от 28.07. 2020 г. № 1128 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений» (далее — Постановление № 1128).

Перечислим основные изменения Постановления № 1128:

1) подпунктом «в» пункта 4 Постановления № 1128 установлено, что один работник, ответственный за осуществление лицензируемого вида деятельности, должен соответствовать ряду требований:

- работать по трудовому договору только с одним юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем;

- иметь высшее или среднее профессиональное образование по специальности «Пожарная безопасность», либо высшее образование по направлению подготовки «Техносферная безопасность» (профиль – «Пожарная безопасность», либо иное высшее образование при условии получения дополнительного профессионального образования по типовой дополнительной профессиональной программе – программе профессиональной переподготовки;

- иметь стаж 5 лет работы по лицензируемой деятельности или службы в учреждениях ФПС ГПС, связанных с лицензируемой деятельностью.

2) подпунктом «г» пункта 4 Постановления № 1128 установлено, что количество работников зависит от количества лицензируемых видов работ: 2 вида работ — не менее 2 человек; 3 или 4 вида — не менее 3 человек; 5 видов — не менее 5 человек.

3) лица, указанные в подпунктах «в» и «г» пункта 4 Постановления № 1128 должны проходить повышение квалификации каждые 5 лет.

4) лицензиаты обязаны уведомлять МЧС России через «Госуслуги» о выполнении работ за 5 дней до их начала и об окончании работ в течение 5 дней после их завершения. Форма и содержание уведомления о начале и об окончании выполнения работ осуществляется через «Госуслуги»).

Статьями 24, 24.1, 24.2 и 24.3 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее — Федеральный закон № 69-ФЗ) определены особенности предоставления лицензий и ведения реестра лицензий на осуществление отдельных видов деятельности, порядок приостановления действия и аннулирования лицензии, а также дополнительные условия осуществления лицензионной деятельности.

В соответствии со ст. 24.3 Федерального закона № 69-ФЗ в качестве места осуществления лицензируемого вида деятельности юридического лица указывается адрес места его нахождения и (или) его филиала. Обращаем внимание, что местом осуществления лицензируемого вида деятельности не может быть адрес, не совпадающий с местом нахождения юридического лица или нахождения его филиала.

Оборудование, технические средства, в том числе средства измерений, необходимые для осуществления лицензируемых видов деятельности, соискатель лицензии, лицензиат обязаны иметь на праве собственности или ином законном основании, предусматривающем право владения и пользования, по месту (местам) осуществления лицензируемых видов деятельности, в том числе по месту осуществления временных работ.

1) если лицензия получена до 1 января 2012 — подается в течение года с 9 декабря 2021 года;

2) если с 1 января 2012 по 31 декабря 2015 — в течение второго года;

3) если с 1 января 2016 — в течение третьего года, если самой лицензии больше трех лет.

Лицензиат подтверждает соблюдение лицензионных требований путем представления в лицензирующий орган информации в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», каждые три года со дня предоставления лицензии, т.е. в 2022 году в лицензирующий орган должны обратиться лицензиаты, получившие лицензию в 2011, 2010, 2009, 2008, 2007, 2006, 2005, 2004 году и ранее.

И теперь лицензирующий орган вправе приостановить действие лицензии либо инициировать её аннулирование.

Так, в соответствии со статьей 24.2 Федерального закона № 69-ФЗ лицензирующий орган, выдавший лицензию, приостанавливает действие лицензии в случае выявления систематических (не менее двух раз в течение трех лет) или грубых нарушений лицензиатом лицензионных требований, установленных положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом устанавливается срок, не превышающий девяноста календарных дней, для устранения выявленных нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии. Приостановление действия лицензии за не являющиеся грубыми систематические нарушения лицензионных требований не допускается без предварительного предупреждения лицензиата и без предоставления ему времени для устранения этих нарушений в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В случае, если в установленный срок лицензиат не устранил нарушения лицензионных требований, лицензирующий орган, выдавший лицензию, обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.

Лицензия может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа, выдавшего лицензию, в одном из следующих случаев:

- нарушение лицензиатом лицензионных требований, повлекшее за собой причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера либо нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства;

- непредставление в установленный срок информации, предусмотренной частью третьей статьи 24.3 настоящего Федерального закона, либо представление недостоверной или искаженной информации;

- неустранение лицензиатом в установленный срок выявленных нарушений лицензионных требований.

Одновременно с подачей заявления в суд по основанию, предусмотренному абзацем третьим части третьей настоящей статьи, лицензирующий орган, выдавший лицензию, приостанавливает действие лицензии до вступления в законную силу решения суда.

Порядок принятия решения о приостановлении действия лицензии, а также порядок действий лицензирующего органа в случае выявления систематических или грубых нарушений лицензиатом лицензионных требований определяется Правительством Российской Федерации.

Решение о приостановлении действия лицензии либо об аннулировании лицензии может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Также, с 1 марта 2022 в перечень видов работ/услуг, утверждённый в приложении к постановлению № 1128 внесены изменения, которые коснулись видов работ под № 5 и 6, и с указанной даты звучать они будут следующим образом:

№ 5. «Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ, в том числе фотолюминесцентных эвакуационных систем и их элементов» (объединены виды работ под № 5 и 6);

№ 6. «Монтаж, техническое обслуживание и ремонт автоматических систем (элементов автоматических систем) передачи извещений о пожаре, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ» (новый вид работ).

В связи с вышеизложенным, просим изучить новое законодательство и применять его в своей работе.

Читайте также: