Необходимо точно определить потребность кирпича и других материалов

Обновлено: 27.03.2024

Цель курса «Русский язык и культура речи» – познакомить студентов с основными речеведческими понятиями, имеющими практический выход, и на базе теории сформировать общеучебные и профессиональные коммуникативные умения.

Цель дисциплины определяет следующие задачи курса:

· углубить представления о тексте и его жанрово-стилистических типах;

· научить студентов приемам языкового анализа текстов и речевых актов;

· обучить выбирать необходимые языковые средства при создании устных и письменных текстов разных стилей и типов в соответствии с коммуникативной задачей;

· формировать приемы учебной деятельности: конспектирование, реферирование, подготовка докладов и пр.;

· совершенствовать навыки грамотного письма и говорения;

· ориентировать на работу со словарями и справочниками.

Методические материалы включают задания для практических занятий, перечень рекомендованной литературы, словарь лингвистических терминов и орфоэпический словарь.

Тема 1. Речевое общение

1.Общение и знаковые системы. Основные единицы общения.

2.Виды общения. Вербальные и невербальные средства общения.

3.Условия успешного речевого общения.

Задание 1.Определите значение следующих невербальных реакций (поза, мимика, жестикуляция, дистанция, интонация):

1. Ухмылка. 2. Топтание на месте. 3. Робкий разговор. 4. Легкое приседание. 5. Приподнимание бровей. 6. Сближение с кем-нибудь. 7. Прерывание разговора. 8. Наклон (что-то поднять).
9. Молчание. 10. Подъем со стула. 11. Сердитое выражение лица. 12. Почесывание головы. 13. Сжимание кулаков. 14. Перенесение веса с одной ноги на другую. 15. Отведение взгляда. 16. Произнесение слов громко, с нажимом.

Задание 2.Как по лицу и жестам собеседника можно определить, что он: обманывает, сердится, расстроен, заинтересован.

Тема 2. Культура речи

1. Понятие о языке и речи. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка.

2. Образцовая речь и ее качества: правильность, уместность, доступность, краткость, богатство, благозвучие, образность, своеобразие, логичность, точность.

3. Типы ошибок: произносительные, лексические, фразеологические, морфологические, синтаксические, орфографические, пунктуационные, стилистические, логические, фактические. Приемы редактирования основных типов ошибок.

Задание 1.Рассмотрите существующие в русском языке типы правил (норм) и соответствующие им типы ошибок. Исправьте ошибки в примерах.

Типы норм языка Типы ошибок
Лексические нормы– это нормы, определяющие правильность выбора слова из ряда единиц, близких ему по значению или по форме, а также употребление его в тех значениях, которые оно имеет в литературном языке. Лексические ошибки: · неправильный выбор слова из ряда единиц, в том числе смешение паронимов, неточный выбор синонимов (костяной тип мышления, ноги оставляли отпечатки на песке); · нарушение норм лексической сочетаемости (стадо зайцев, под гнетом гуманности); · речевая избыточность – смысловой повтор (первый дебют, период времени); повтор одинаковых и однокоренных слов в одном предложении (На встрече выпускников мы встретились с нашими друзьями); · двусмысленность (Рабочие прослушали рекомендации эксперта); · противоречие между замыслом говорящего и эмоционально-оценочным значением слова (Он правильно выбрал дорогу жизни и пошел по ней, оставляя несмываемые следы); · употребление анахронизмов – слов, не соответствующих эпохе (Карамзин учился в вузе); · смешение лингвокультурологических реалий – явлений, принадлежащих определенной культуре и зафиксированных в национальном языке (Ломоносов жил за сотни миль от столицы).
Словообразовательные нормы определяют порядок соединения частей слова, образования новых слов. Словообразовательная ошибка – употребление несуществующих производных слов вместо существующих с другими приставками или суффиксами (описывание, продажничество, беспросвет, глубизна).
Фразеологические нормы – правила употребления фразеологизмов в том составе и значении, в котором они зафиксированы в языке. Фразеологические ошибки: · употребление фразеологизмов без учета их значения (Молодость била из него ключом); · искажение формы оборота (Надо вывести его на свежую воду); · объединение двух оборотов (играть значение).
Морфологические нормы требуют правильного образования грамматических форм слов разных частей речи (форм рода, числа, падежа, лица и др.). Морфологическая ошибка– употребление слова в несуществующей или несоответствующей контексту словоизменительной форме (ложить на стол, анализированный учебник, царящиеся порядки, победа над фашизмами, импортная шампунь).
Синтаксические нормы – правила построения основных синтаксических единиц – словосочетаний и предложений: согласования слов и синтаксического управления, соотнесения частей предложения друг с другом с помощью грамматических форм слов с той целью, чтобы предложение было грамотным и осмысленным высказыванием. Синтаксические ошибки: · нарушение порядка слов (Стены украшают таблицы и портреты); · пропуск значимого члена предложения (Меня до глубины волнует этот вопрос); · несогласование подлежащего и сказуемого (Выставка-просмотр открыт ежедневно); · неправильное построение словосочетания (характерен политикам); · нарушение синтаксической связи оборотов (Кроме книг и журналов, я занимаюсь спортом); · разнотипность частей предложения (Я не люблю работать за других и когда делают замечания); · свободный деепричастный оборот, употребляющийся в предложении без подлежащего (Редактируя рукопись, нужно учитывать стиль автора) или в конструкции, в которой действие, названное сказуемым, и действие, названное деепричастием, не совпадают (Читая ее, возникает вопрос).
Стилистические нормы определяют употребление языковых средств в соответствии с особенностями функционального стиля. Стилистические ошибки: · несоответствие элемента стилю текста (зацикливается, царский беспредел, пофигист – в сочинении, в документе, в научной статье); · немотивированное употребление образных средств (Этим цветам – посланникам природы – неведомо, что за буйное сердце бьется в груди под каменными плитами); · употребление стандартных выражений (люди в белых халатах, дать зеленую улицу); · злоупотребление малоизвестными словами и сложными предложениями большого объема (маловодообильный, широкое площадное распространение); · употребление слов-паразитов (как бы, значит, так сказать, типа и пр.).
Нормы орфографии – это правила написания слов. Орфографическая ошибка – неправильное написание слова.
Нормы пунктуации определяют употребление знаков препинания. Пунктуационная ошибка –неправильная постановка знака препинания или его отсутствие.
Орфоэпические нормы – нормы произношения, ударения и интонации. Орфоэпические ошибки – неправильное произношение звуков и звукосочетаний, неправильная постановка ударения.
Нормы логики – соблюдение логических законов тождества, противоречия, исключения третьего и достаточного основания, связности и последовательности изложения. Логические ошибки: · соединение несоединимых понятий (Это был человек, который отдавал себя ученикам и вместе с тем любил и знал свой предмет); · противопоставление понятий, не исключающих друг друга (В продаже имеется обувь отечественного производства и новосибирского кожевенного предприятия); · обнаружение несуществующей причинной связи (Прошу принять меня в члены профсоюза, так как я никогда им не был).

Задание 2.Устраните нарушения лексических норм в следующих предложениях. Объясните причины ошибок.




1. Он изучил культуру коренных аборигенов Севера. 2. Уровень несчастных случаев на дорогах увеличивается. 3. Работая в системе профсоюзов, он занимал выборочную должность. 4. Условия труда стали нетерпимыми. 5. Сегодня у нас в гостях гости из Мадрида. 6. В субботу бутик «Ягуар» учинит показ мод. 7. Толпа людей собралась на площади. 8. Закоренелые москвичи сильно любят свой город. 9. Депутаты приняли важное решение, которое способствует улучшению отмеченных недостатков. 10. Напрягая последние усилия, дизайнер закончил работу над проектом вовремя. 11. Если бы люди перестали загрязнять экологию! 12. Молодой человек вел праздничную жизнь. 13. Зарисовки помогают читателю лучше понять текст. 14. Студенты могут сами поставить вопросы выступающему. 15. В Риге выявлен притон наркомании. 16. В парке стоит архитектура. 17. Большая половина занятия уже прошла. 18. Подскажите, который час. 19. После повторного анализа были получены отличные данные. 20. По получении оного материал будет немедленно отправлен на завод.

Задание 3.Исправьте словообразовательные ошибки в следующих предложениях.

1. Задержалось доставление книг в библиотеки. 2. Фельетонисты пытаются усмешнить сухой материал. 3. В нашем городе в прошлом году было 170 тысяч легковушек. 4. В Швецию на соревнования выехала команда лыжебежцев.

Задание 4. Исправьте предложения, отметьте ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов.

1. Что тут греха скрывать, деньги, посланные по почте, идут долго. 2. Когда мы услышали неожиданную весть, у нас глаза полезли на затылок. 3. Информация о внезапном изменении курса акций поставила все банки в полный расплох. 4. Он вышел и с минуты на минуту был уже на улице. 5. В этом движении важную скрипку играют демократы. 6. На предприятии начались слухи о том, что будет назначен антикризисный управляющий. 7. Получить фиаско может каждый. 8. Прятаться за чужие широкие спины – дело недостойное. 9. Хоть он был и не из робкой десятки, но тут не мог не испугаться. 10. Приведенные показатели играют мало места для нашей экономики. 11. Необходимо уделить самое серьезное значение борьбе с преступностью. 12. Он всегда считал своего соседа отъявленным врагом. 13. От волнения у выступающего язык ушел в пятки. 14. Во главе угла партия поставила два вопроса.

Задание 5.Исправьте в приведенных предложениях морфологические ошибки.

1. Четверым девушкам предложили участвовать в конкурсе. 2. Так мы и живем: семь в одной комнате. 3. Условия проживания в квартире более предпочтительнее, чем в общежитии. 4. В магазин тканей поступила отечественная кружевная тюль. 5. Выступила лауреатка второй премии Джейн Уинслоу из Канады. 6. В наше время неизмеримо возросли передвижения транспортных средств. 7. Легкая промышленность является одной из самых важнейших отраслей народного хозяйства. 8. В этой сложной ситуации мы ищем наиболее оптимальный вариант. 9. Мы заметили, что в обоих статьях вывод почти одинаковый. 10. Ни о какой-либо помощи не приходится и думать. 11. Завод накануне большого события: к ним должна поступить новая поточная линия. 12. Спектакль давался на сцене 18 лет подряд. 13. Отдельные предприятия, в прошлом пользующиеся большой популярностью, в настоящее время ухудшили работу. 14. Они внимательно читают инструкции, беря на заметку все новое, интересное.

Задание 6. Отметьте недочеты в строе предложений (нарушение связи между словами, смещение конструкции, пропуск членов предложения, нарушение порядка слов и т.д.). Отредактируйте предложения.

1. Обсуждался вопрос о подготовке к выборам Центральной избирательной комиссии. 2. В район приехал инструктор для подготовки специалистов по борьбе с сельскохозяйственными вредителями из местных жителей. 3. Иванов отказался со всеми студентами сдавать зимнюю сессию. 4. Несколько книг из библиотеки оказалось утерянными. 5. Занятие вел молодой лектор Иванова Г.М., недавно защитившая кандидатскую диссертацию. 6. Студент или студентка должна прийти за справкой? 7. Село Погореловка расположена недалеко от райцентра. 8. Студент представил отчет в проделанной им работе. 9. Эти факты говорят за то, что на заводе нет хорошего хозяина. 10. Статья написана по этой же теме. 11. Необходимо точно определить потребность кирпича и других материалов. 12. Уволены те, кто тормозил движению вперед. 13. Благодаря тому, что не хватает времени думать о воспитании, растет преступность. 14. Слушая лекцию, у студента возникают образы. 15. Прочитав рукопись, мне думается, что она нуждается в серьезной доработке. 16. Условия кредитования освещаются в специальных выпусках газеты, лекциях и брошюрах, докладах и журналах. 17. Где проходила наша экспедиция, то были глухие места. 18. На шелкоткацкой фабрике установлено 500 новых станков, а также для выработки объемной полиэфирной нити. 19. Ставшая популярной вексельная программа банков она успешно работает уже на протяжении двух лет. 20. На комбинате много сотрудников, хорошо показавших себя в труде и характер работы которых соответствует избранной специальности. 21. Продажа сока прекращена по техническим причинам: застрял в лифте. 22. На качество направлены многие темы, разрабатываемые нашими учеными.

Задание 7.Найдите неправильное употребление книжных или разговорных слов. Исправьте предложения.

1. К счастью, на подмогу ему пришел руководитель. 2. Ремонтом клуба руководил районный зодчий. 3. Павел Иванович оделся надлежащим образом и направился на работу. 4. Менделеев – потрясающий русский ученый. 5. Хорошие студенты завсегда выполняют домашнее задание. 6. Эта тема вполне потянет для курсовой работы. 7. Регламент работы компьютерного класса изменится с 20 числа. 8. Вчерашний фильм оказался совсем плоским боевиком.

Задание 8.Найдите в данных ниже предложениях логические ошибки и отредактируйте высказывания.

1. В учебнике описан образ бизнесмена – от молодого специалиста до руководства компанией. 2. Я очень люблю Москву, да и как мне ее не любить, ведь сама-то я тамбовская. 3. Подобно многим другим произведениям, идея этой монографии вынашивалась ученым в течение ряда лет. 4. Окончание курсов в правовом отношении не приравнивается к высшим и средним учебным заведениям. 5. Владелец «Москвича» Гуляев оказался на улицах города с неисправными тормозами и поврежденным крылом. 6. Возникает ситуация, сходная со статьей Абрамова.

Оцените употребление предлогов и беспредложных конструкций, в случае необходимости исправьте ошибки, отредактируйте предложения.
1. Ответ по его заявлению отправлен своевременно. 2. Редакция получила много откликов по этому произведению. 3. Статья написана по той же теме. 4. Сомнительны показатели по использованию электроэнергии. 5. Началась подготовка по проведению выборов. 6. Потребности Голландии по ржи, ячменю удовлетворяются импортом. 7. План по выпуску цветных металлов не выполняется. 8. Мать беспокоится за своего сына, воюющего в Чечне. 9. Равнодушие руководителей за судьбу подчиненных вызывает возмущение. 10. Эти факты говорят за то, что на заводе нет хорошего хозяина. 11. Необходимо точно определить потребность кирпича и других материалов. 12. Аспирант должен представить отчет в проделанной им работе. 13. Изобретатель удостоен высокой наградой. 14. Представитель строительной организации вновь заверил заказчика о своей готовности выполнить работу в срок. 15. Факты, о которых изложил автор письма, при проверке полностью подтвердились. 16. Требуется ученик повара на шаурму. 17. Часто какой-либо ничтожный поступок, слово или шутка лучше обнаруживают характер человека, чем сражение с десятками тысяч убитых. 18. Тютчев не мог противостоять перед обаянием Елены Денисьевой.

1. Ответ на его заявлению отправлен своевременно.
2. Редакция получила много откликов на это произведение.
3. Статья написана на ту же тему.
4. Показатели использования электроэнергии сомнительны.
5. Началась подготовка проведения выборов.
6. Потребности Голландии во ржи и ячмене удовлетворяются импортом.
7. План выпуска цветных металлов не выполняется.
8. Мать беспокоится о сыне, воюющем в Чечне.
9. Равнодушие руководителей к судьбе подчиненных вызывает возмущение.
10. Эти факты показывают, что у завода нет хорошего хозяина.
11. Необходимо точно определить потребность в кирпиче и других материалах.
12. Аспирант должен предоставить отчет о проделанной работе.
13. Изобретатель удостоен высокой награды.
14. Представитель строительной организации вновь заверил заказчика в готовности выполнить работу в срок.
15. Факты, изложенные автором письма, при проверке полностью подтвердились.
16. Требуется ученик повара для приготовления шаурмы.
17. Часто какой-нибудь ничтожный поступок, слово или шутка говорят о характере человека больше, чем сражение с десятками тысяч убитых.
18. Тютчев не мог противостоять обаянию Елены Денисьевой.

1. Ответ на его заявление отправлен своевременно. 2. Редакция получила много откликов на этом произведение. 3. Статья написана на ту же тему. 4. Сомнительны показатели по учету электроэнергии. 5. Началась подготовка к проведению выборов. 7. План по сбору цветных металлов не выполняется. 8. Мать беспокоится о своем сыне, воюющем в Чечне. 9. Равнодушие руководителей о судьбе подчиненных вызывает возмущение их родственников. 10.Факты говорят, что на заводе нет хорошего хозяина. 11. Для строительства объекта необходимо точно определить количество кирпича и других материалов. 12. Аспирант должен предоставить отчет о проделанной им работе. 13. Изобретатель удостоен высокой награды. 14. Представитель строительной организации вновь заверил заказчика о готовности выполнить работу в срок. 15. Факты, приведенные автором письма, при проверке полностью подтвердились. 16. Требуется ученик повара для изготовления шаурмы. 17. Часто какой-либо поступок, слово или шутка полнее раскрывают характер человека, чем сражение на поле боя. 18. Тютчев не мог противостоять обаянию Елены Денисьевой.

По результатам соревнования самых высоких показателей среди бригад добилась бригада Сорокина. Не менее высокие показатели и у бригады Никонова.

Задание 2.Определите, какие логические ошибки допущены в данном фрагменте тексте. Найдите другие нарушения. Запишите исправленный вариант (если не хватает информации, покажите это в тексте).

Уважаемый Игорь Андреевич! Благодарим Вас за предложение о сотрудничестве с нашей фирмой. В связи с этим подготавливается проект договора о совместной деятельности, который будет готов к 10.06.2011. Мы хотели бы видеть с вашей стороны большего стремления к сотрудничеству и ответственности в исполнении обязательств. С уважением директор А.М. Сидоров.

II. КОМПОЗИЦИЯ СЛУЖЕБНОГО ДОКУМЕНТА

Задание 1. Определите функционально-смысловой тип речи текста и приведите доказательства.

В связи с низким уровнем успеваемости студентов первого курса по дисциплинам «Русский язык и культура речи» и «Иностранный язык» считаем необходимым предложить комплекс мер по педагогическому содействию неуспевающим студентам. В первую очередь, для качественной подготовки студентов необходимо активизировать работу деканатов.

Задание 2.Прочитайте абзац текста служебного документа, выполните смысловой анализ приведенной в нем информации.

Членам Правительства Москвы. Прошу проанализировать состояние работы с документами и обсудить конкретные факты нарушения исполнительской дисциплины, в том числе случаев неоправданно длительного рассмотрения вопросов, затягивания их решения. Виновных в формально-бюрократическом отношении к рабо­те с документами накажите. Вместе с тем прошу поощрить сотрудников, оперативно и квалифицированно рассматривающих и решающих вопросы, свя­занные с жизнеобеспечением города.

III. ИСПРАВЛЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКИХ ОШИБОК

Задание 1. Исправьте лексические ошибки.

1. Кто же виноват в том, что продукты так дороги? Первым делом надо удешевить их себестоимость. 2. Мы предоставляем фирменные услуги. 3. Травматизм на производстве – это жесткое, подчас непоправимое повреждение. 4. Трибуну представили гостям. 5. На многих строительных площадках неудовлетворительно хранятся столярные изделия. 6. В марте прошлого года при аналогичных обстоятельствах по­страдал работник метлы на улице Академика Королева. 7. Опира­ясь на изложенные выше принципы, мы в состоянии совместными усилиями улучшить жизнь горожан и сделать наш город уютнее.

Задание 2.В следующих предложениях исправьте ошибки, связанные с неправильным употреблением фразеологизмов и устойчивых сочетаний. Объясните, в чем они заключаются.

1. Нельзя упускать из вида и поля зрения вопрос о местных ресурсах. 2. Следует немедленно принять ко вниманию и одобрению предложения о централизованных поставках запасных частей.

Задание 3. В следующих предложениях устраните речевую избыточность и определите ее тип.

1. Теплоотдача из обоих стояков была равна друг другу. 2. Для лечения применяется наша новейшая отечественная лечебная аппаратура, которая создана отечественной промышленностью по последнему слову техники.

Задание 4. Отметьте лексические и фразеологические сред­ства, нарушающие стилевую однородность предложения; исправьте предложение.

Имеются и другие лабора­тории, решающие вопросы обеспечения надежности и долговеч­ности деталей и узлов автомобилей в ходе их производства.

IV. ИСПРАВЛЕНИЕ МОРФОЛОГИЧЕСКИХ ОШИБОК

Задание 1. Исправьте предложение с немотивированным или стилистически неоправданным употреблением отглагольных существительных.

Очевидна необходимость выдвижения на первый план осуществления мероприятий по погашению задолженности зарплаты рабочим комбината.

Задание 2. Объясните, почему использование форм сравнительной или превосходной степени прилагатель­ных является ошибочным. Исправьте предложение.

Он самый старейший член нашего коллектива.

Задание 3. Исправьте ошибки в употреблении числительных и существительных при них.

Четверым молодым работницам присвоен профессиональный разряд.

Задание 4. Исправьте ошибки, связанные с обра­зованием и употреблением причастий. Объясните суть этих ошибок.




Особое внимание нужно уделить имевшимся недостаткам в вопросах качества консервов.

V. ИСПРАВЛЕНИЕ СИНТАКСИЧЕСКИХ ОШИБОК

Задание 1. Раскройте скобки; объясните выбор предлога.

Нет сомнений (в, о, за, в отношении, по поводу; то, что план будет выполнен).

Задание 2. Исправьте предложение с неправильным или стилистически не оправ­данным употреблением предлога.

Просьба производства перерасчета поквартальных фондов была удовлетворена.

Задание 3. В следующих предложениях исправьте ошибки, связанные с нарушением управления.

1. План по выпуску цветных металлов не выполняется. 2. Необходимо точно определить потребность кирпича и других материалов.

Задание 4. Раскройте скобки, выберите нужную форму. Объясните свой выбор.

До десяти комплектов станков (имело, имели) дефекты.

Задание 5. Найдите ошибки и недочеты в упо­треблении сложного предложения. Определите тип ошибки и исправьте предложение.

Значительные потери, которые терпит дорога, следует отнести за счет вагонников, которые недостаточно уделяют внимания качеству ремонтных работ и осмотра подвижного состава, хотя об этом не раз отмечалось на производственных собраниях, однако качество ремонта до сих пор не повышено и дорога числится в числе отстающих.

Алевтина Сафьянова

Дарья, эти слова отвечают на вопрос каково? Какой? - пошлый, каково? - пошло (краткое прилагательное - именная часть составного именного сказуемого с нулевой глагольной связкой). В словосочетании с глаголом были бы наречиями (вел себя как? - пошло, банально, верноподданно)

Дарья Филиппова

Алисочка Попова

Здравствуйте, проверьте правильность)
Оцените употребление предлогов и беспредложных конструкций, в случае необходимости исправьте ошибки, отредактируйте предложения.
1. Ответ по его заявлению отправлен своевременно. 2. Редакция получила много откликов по этому произведению. 3. Статья написана по той же теме. 4. Сомнительны показатели по использованию электроэнергии. 5. Началась подготовка по проведению выборов. 6. Потребности Голландии по ржи, ячменю удовлетворяются импортом. 7. План по выпуску цветных металлов не выполняется. 8. Мать беспокоится за своего сына, воюющего в Чечне. 9. Равнодушие руководителей за судьбу подчиненных вызывает возмущение. 10. Эти факты говорят за то, что на заводе нет хорошего хозяина. 11. Необходимо точно определить потребность кирпича и других материалов. 12. Аспирант должен представить отчет в проделанной им работе. 13. Изобретатель удостоен высокой наградой. 14. Представитель строительной организации вновь заверил заказчика о своей готовности выполнить работу в срок. 15. Факты, о которых изложил автор письма, при проверке полностью подтвердились. 16. Требуется ученик повара на шаурму. 17. Часто какой-либо ничтожный поступок, слово или шутка лучше обнаруживают характер человека, чем сражение с десятками тысяч убитых. 18. Тютчев не мог противостоять перед обаянием Елены Денисьевой.
Ответ
1.Ответ на его заявление отправлен своевременно. 2.Редакция получила много откликов об этом произведении. 3.Статья написана на ту же тему. 4 Сомнительны показатели использования электроэнергии. 5. Началась подготовка выборов. 6. Потребности Голландии во ржи, ячменю удовлетворяются импортом. 7. План по добыче цветных металлов не выполняется. 8. Мать беспокоится о своем сыне, воюющем в Чечне. 9.Равнодушие руководителей о судьбе подчиненных вызывает возмущение. 10. Эти факты говорят о том, что на заводе нет хорошего хозяина. 11. Необходимо точно определить потребность в кирпиче и других материалах. 12. Аспирант должен представить отчет о проделанной им работе. 13.Изобретатель удостоен высокой награды. 14. Председатель строительной организации вновь заверил заказчика в свою готовность выполнить работу в срок. 15. Факты, приведенные автором письма, при проверке полностью подтвердились. 16. Требуется ученик повара для изготовления шаурмы. 17. Часто какой-нибудь ничтожный поступок, слово или шутка лучше раскрывает характер человека, чем сражения с десятками тысяч убитых. 18.Тютчев не мог противостоять обаянию Елены Денисьевой.

Алевтина Сафьянова

Алисочка, проверь сначала сама. Не надо просить сделать задание вместо себя. Задавай вопрос и ошибка станет очевидной. Ответ на что? откликов на что? на тему на какую? и так далее


Упражнение 60. Оцените употребление предлогов и беспредложных конструкций, в случае необходимости исправьте ошибки на управление, отредактируйте предложения.

1. Ответ по его заявлению отправлен своевременно. 2. Редакция получила много откликов по этому произведению. 3. Статья написана по той же теме. 4. Сомнительны показатели по использованию электроэнергии. 5. Началась подготовка по проведению выборов. 6. Потребности Голландии по ржи, ячменю удовлетворяются импортом. 7. План по выпуску цветных металлов не выполняется. 8. Мать беспокоится за своего сына, воюющего в Чечне. 9. Равнодушие руководителей за судьбу подчиненных вызывает возмущение. 10. Эти факты говорят за то, что на заводе нет хорошего хозяина. 11. Необходимо точно определить потребность кирпича и других материалов. 12. Аспирант должен представить отчет в проделанной им работе. 13. Изобретатель удостоен высокой наградой. 14. Представитель строительной организации вновь заверил заказчика о своей готовности выполнить работу в срок. 15. Факты, о которых изложил автор письма, при проверке полностью подтвердились. 16. Требуется ученик повара на шаурму. 17. Часто какой-либо ничтожный поступок, слово или шутка лучше обнаруживают характерчеловека, чем сражение с десятками тысяч убитых. 18. Тютчев не мог противостоять перед обаянием Елены Денисьевой.

Упражнение 61. Проанализируйте употребление оборотов с предлогами кроме, помимо, наряду, вместо и др. Объясните характер ошибок и устраните их в следующих предложениях.

1. В медпункте будут проводится противогриппозные уколы, кроме освобожденных врачом. 2. Помимо большого экономического эффекта работы выполнены с высоким качеством. 3. Вместо отчета о работе Иванов организовал пикник. 4. Наряду со всеми положительными качествами Петров был еще и прекрасный спортсмен. 5. Подобно многим другим его произведениям, идея этой картины вынашивалась художником в течение ряда лет. 6. Вместе со всеми школами по общей программе проводятся экзамены в школах рабочей молодежи. 7. В периоды кризиса наряду с безработицей и резким снижением заработной платы занятых в производстве рабочих сокращаются и урезываются пособия по безработице и по болезни. 8. Кроме материальных потерь, гроссмейстер находился еще в сильном цейтноте.

Упражнение 62. Укажите ошибки в сочетании однородных членов предложения и отредактируйте фразы.

1. В охотничьих угодьях ведется подготовка охотников для истребления волков и лиц, ответственных за проведение этого мероприятия. 2. Условия кредитования и валютных операций освещаются в специальных выпусках газеты, лекциях и брошюрах, докладах и журналах. 3. Необходимо обратить внимание не только на знания стажеров, но и их практические навыки. 4. Огромное помещение цирка будет универсальным: в нем можно будет проводить не только цирковые представления, но и устраивать большие концерты, спортивные соревнования, собрания, демонстрировать кинофильмы. 5. Наши выпускники должны быть профессионалами высокого класса, знающими не только свою узкую специальность, но и обладающими хорошими знаниями основополагающих отраслей науки. 6. За короткий срок в городе-спутнике построены не только новые школа, больница, а также драматический театр и библиотека. 7. Статистические данные приведены в ряде газетных публикаций: статья, корреспонденция, очерк, заметка. 8. В этой стране средства производства: земля, ее недра, фабрики и заводы, шахты и рудники, железнодорожный, водный и воздушный транспорт, банки, средства связи — принадлежат государству. 9. На некоторых стройках принят в эксплуатацию ряд зданий без подъездных путей, ведущих к этим зданиям и которые позволяли бы машинам подъезжать к ним от ближайшей магистрали. 10. Выступавшие в прениях, не возражая против основных положений доклада, однако считают его неполным. 11. Сборная панель из кирпича может поспорить с железобетонной и по прочности, и по морозостойкости, и другим показателям. 12. Эти сведения получены как из официальных, так и неофициальных источников. 13. Была выделена специальная комиссия, которой было поручено координировать и руководить всеми работами. 14. В книге рассказывается также, какие допускаются удержания и вычеты из зарплаты и об оплате труда отдельных категорий работников.

Упражнение 63. Укажите ошибки, связанные с нарушением порядка слов в предложении, исправьте их.

1. Села и рабочие поселки обслуживают кинопередвижки. 2. Стены украшают плакаты и флажки. 3. Текучесть кадров порождает невнимательное отношение администрации. 4. Обсуждался вопрос о подготовке к выборам Центральной избирательной комиссии. 5. В район приехал инструктор для подготовки специалистов по борьбе с сельскохозяйственными вредителями из местных жителей. 6. В стихотворениях употребляются обращения к неодушевленным предметам с целью повышения их выразительности и эмоциональности. 7. Иванов отказался со всеми студентами сдавать зимнюю сессию. 8. Кутузов, как показал Л. Толстой, находясь на поле боя, больше всего заботился о поддержании боевого духа в солдатах. 9. Вошла горничная с накрахмаленной на голове наколкой. 10. Газета назвала этот указ горькой пилюлей для сторонников «шоковой терапии», которая должна быть проглочена.

Упражнение 64. Отметьте недочеты в строе предложений (нарушение связи между словами, смещение конструкции, пропуск членов предложения и т.д.). Отредактируйте тексты.

1. Морфологический строй научно-популярной литературы имеет глагольный характер, динамичен, велико внимание к действию, более активна роль автора, его взаимосвязь с читателем, чем в научном стиле. 2. Студенты приняли участие и стали призерами областного смотра фольклорных коллективов художественной самодеятельности. 3. Солома, впитывая в себя ценные питательные соки, выделяемые в силосе при молочнокислом брожении, охотно поедается скотом. 4. Где проходила наша экспедиция, то были глухие места. 5. Необходимые знания и навыки, полученные учащимися в школе, впоследствии могли бы быть применены ими в жизни. 6. Отдам котят в добрые руки и пианино. 7. Ставшая популярной вексельная программа банков она успешно работает уже на протяжении двух лет. 8. После недавнего теракта против мэрии Бордо премьер-министр перебросил на Корсику дополнительные отряды полиции и поручил главному специалисту по терроризму 53-летнему следователю Жан-Луи Брюньеру. 9. В целях недопущения вывода лома в отвалы и расходование его не по назначению начальникам участков проводить систематическое обследование предприятий.

Читайте также: