Не строили крепостных стен

Обновлено: 18.05.2024

Формы и методы: проблемно-поисковый, самостоятельная работа, работа в группах, коллективная работа.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Оборудование: конверты с заданиями-иллюстрациями, загадками; оценочные листы, мультимедиа проектор, доска.

Оформление:

На доске – тема урока. Выставка творческих работ учащихся (рисунки, кроссворды);
Итоги работы с кроссвордом “Древняя Греция: от “а” до “я” (предварительно был вывешен на стенде “К уроку);
Выставка книг по истории Древней Греции.

Основные этапы урока:

1. Организационная деятельность. Слово учителя. Знакомство с ходом урока.
2. Выбор наблюдателей за работой групп и заполнения оценочных листов.
3. Консультация наблюдателей.
4. Работа с заданиями.
5. Подведение итогов.

1. Разминка (2–3мин.)

1. Греческий верховный бог? (Зевс)
2. Название острова, на котором Дедал сделал крылья для побега себе и своему сыну Икару? (Крит)
3. Название горы – места обитания богов? (Олимп)
4. Планеты – астрономия, слова – литература, числа – …? (Математика)
5. Главный герой “Илиады”? (Ахилл)
6. Мифическое существо, полуконь-получеловек? (Кентавр)
7. Муза истории? (Клио)
8. Имя чудовища, для которого Дедал построил лабиринт? (Минотавр)
9. Закон в математике, требующий доказательства? (Теорема)
10.Лесные низшие божества, демоны плодородия, составлявшие свиту Диониса. Тело их покрыто шерстью и имеет хвост и копыта? (Сатиры)
11. Жена Одиссея? (Пенелопа)
12. Царь острова Итаки, участник осады Трои? (Одиссей)
13. Сопровождающий ребенка в школу? (Педагог)
14. Кто оповестил решение стоявшей перед ним задачи восклицанием: “Эврика!”? (Архимед)
15. Места для зрителей, орхестра, скене – все вместе? (Театр)
16. Мифические одноглазые великаны? (Циклопы)

2. Конкурс “Путешествие”: каждой команде достается конверт с заданием, на которое должны дать наиболее полный ответ.
Тема заданий: “Историческая личнсть”.

3. Конкурс “Какое событие”: в конверте задания, каждая команда вытаскивает по 2 задания.
Какое событие произошло в Древней Греции в указанные годы?

331 год до н. э. – (битва при Гавгамелах).
594 год до н.э. – (реформы древнегреческого архонта Солона).
480 год до н.э. – (Саламинская битва)
334-325 годы до н.э. – (Поход македонского войска на Восток).
338 год до н.э. – (Битва при Херонее ).
776 год до н.э. – (начало Олимпийских игр).
490 год до н.э. – (Марафонская битва).
325 год до н. э.– (смерть Александра Македонского.

4. Конкурс «Вставь пропущенные цифры и слова»

Команды по очереди вставляют пропущенные цифры и слова.

– Гомер написал … поэмы. (2)
– Солон провел реформы в … веке до н. э. (6)
– В греческом алфавите было … буквы. (24)
– Перикла избирали на высшую должность … лет подряд. (15л.)
– Война между Афинами и Спартой длилась . лет. (27)
– Греческий город — государство называется . (полис)
– Совет знати в Афинах называется . (ареопаг)
– Как называется здание с множеством запутанных ходов? (лабиринт)
– Школа, где занимались гимнастикой, борьбой и бегом называется . (палестра)
– Кто командовал греческим войском и флотом? (стратег)
– Илотами в Спарте называли . ? (рабов)
– Учителем Александра Македонского был . ? (Аристотель)

5. Физминутка

6. Покажите на карте:

Ионическое море; область Лаконика, остров Крит, Македонское государство, греческие государства-полисы, места важнейших сражений греков.

7. Исторический диктант

1. Демократия
2. Ареопаг
3. Илоты
4. Полис

8. Конкурс “Крылатые выражения” – что в современном языке означают эти выражения:

ахиллесова пята;
яблоко раздора;
гордиев узел
марафонский бег;

9. Конкурс «Юный детектив»

1. «Юный, златокудрый, с кифарой в руках (кифара — струнный инструмент, похожий на маленькую арфу). Он похож на солнце, которое то оживляет землю благотворными лучами, то сжигает ее палящим жаром. За плечами этого бога висит серебряный лук и зловеще звенит колчан с золотыми стрелами».
2. Эта богиня «прекраснее и выше своих подруг: на целую голову превосходит она ростом обычных женщин. Короткий охотничий хитон (рубашка) едва доходит ей до колен».
3. «Добрый пастырь с овечкой на плечах. Стройный вестник в крылатых сандалиях».
4. Бородатый мужчина, изнеженный юноша в женственных одеждах.

10. Конкурс “Загадки” (дополнительно)

Он собьет с пути
Или на путь наставит,
От усталости глаза сомкнуть заставит.
Весть, как молнию,
Доставит всем с небес,
И зовут его … (Гермес)

Под землей на троне
Мрачный он сидит,
Души эллинов умерших
Он надежно сторожит.
Пес его свирепый Цербер
Никогда не спит
Бога этого зовут . (Аид)

Своей наружностью пугает всех невест.
От горы его огонь пылает до небес.
Троны, щит для героя и много чудес
Кует в своей кузнице . (Гефест)

Белолика и стройна,
Из пены родилась она.
Полна любви и не сердита
Богиня эта . (Афродита)

На фронте Парфенона
Необычная картина:
В спор вступила с Посейдоном
Богиня мудрости . (Афина)

Он меткий стрелок и на лире играет.
Девять муз его сопровождают.
В блеске и свете является он —
Брат Артемиды, бог . (Аполлон)
Руководители групп оценивают выставку работ и выделяют лучшие.

– На сегодняшнем занятии мы с вами говорили о Древней Греции, о том, что она дала миру примеры демократии, явила образ настоящего гражданина, умеющего в своей деятельности разумно сочетать права и обязанности. Каждый из нас тоже должен быть патриотом своей Родины, любить свое Отечество и гордиться им, заботиться о нем. Ведь, как сказал древнегреческий поэт Симонид Кеосский: “для полного счастья человеку необходимо славное Отечество”. От вас зависит будущее и слава нашего Отечества.
анализ работы в группах(капитаны, учитель)
обсуждение и выставление оценок по оценочным листам;
заключительное слово учителя;

12. Итоговое тестирование по теме «Древняя Греция»

1. Не строили крепостных стен и великолепных храмов, запрещали ездить за границу и обедать дома в:

2. Один из самых знаменитых поэтов Древней Греции Гомер создал произведения:

3. Впервые в истории греки стали обозначать буквами:

а) согласные звуки;
б) короткие односложные слова;
в) гласные звуки;
г) гласные и согласные звуки.

4. В своих законах архонт Солон повелел:

а) отменить рабство за долги;
б) разрешить продавать хлеб за границу;
в) выкупить греков-рабов за деньги государства;
г) созывать Народное собрание для решения государственных дел.

5. Человек, умеющий произносить речи и убеждать слушателей:

6. Афиняне называли управление в своем полисе:

а) диктатурой;
б) демократией;
в) тиранией;
г) республикой.

7. Расположите события греко-персидских войн в последовательности от самого раннего до самого позднего:

а) поражение персов в Марафонской битве;
б) победа греческого флота в Саламинском сражении;
в) окончательное поражение персидской армии в битве при Платеях;
г) вторжение персов в Элладу под предводительством Ксеркса;
д) подвиг 300 спартанцев в Фермопильском ущелье.

8. Местом проведения конных состязаний на Олимпийских играх был:

9. На вершине Акрополя находилось самое прекрасное творение греческих архитекторов:

а) храм Ники Бескрылой;
в) Эрехтейон;
б) Парфенон;
г) храм Артемиды.

10. В результате завоевательных походов Александра Македонского произошло:

а) уничтожение Персидского царства;
б) разделение Греции на Северную, Среднюю и Южную;
в) образование огромной державы;
г) объединение греческих полисов в единое государство.

2. Кто из перечисленных людей считался афинским гражданином?

А) раб – педагог; Б) гончар из района Керамик

В) ремесленник – переселенец; Г) купец из другого греческого полиса

3. Работа с иллюстрациями

Из представленных иллюстраций выберите те, которые относятся к истории Древней Греции.

Запишите выбранные цифры

t1605630134aa.jpg

t1605630134ab.jpg

t1605630134ac.jpg

t1605630134ad.jpg

t1605630134ae.jpg

t1605630134af.jpg

6

4. Работа с терминами

Из предложенного списка выберите любое понятие и дайте ему объяснение

Полис, Гимнасия, Ареопаг, Фалагна

5. Работа с текстом

« Опасаясь, что греческий флот покинет […] пролив, ____________ подозвал преданного раба, пленного перса по имени Сикинн: «Садись в лодку и плыви в Фалерскую бухту». — «Ты посылаешь меня к персам, господин?» — удивился Сикинн. «Да, и не медли: судьба Эллады в твоих руках!» Раб выполнил тайное поручение, предстал перед Ксерксом и произнёс: «Владыка всех людей! Афинский стратег _________ сообщает тебе: эллины объяты страхом и ночью хотят бежать. Помешай им. В разгар сражения мой господин перейдёт на твою сторону. С радостью поверив этим словам, Ксеркс велел флоту выйти в море и запереть выходы из […] пролива. Так сражение стало неизбежным».

А) Назовите исторического деятеля, имя которого дважды пропущено в тексте.

Б) О каком предстоящем сражении говориться в тексте?

В) Каким был исход этого сражения?

6. Работа с картой

t1605630134ag.jpg

А) Какой географический объект обозначен на карте условным знаком *

Б) Какой цифрой на карте обозначен город, плативший дань Критскому царю? Как он называется?

7. Приведите в соответствие

1) 480 г до н.э. А) Правление Солона в Афинах

2) 594 г до н.э. Б) Потеря Грецией независимости

3) 338 г до н.э. В) Бой в Фермопильском ущелье

8. Рассказ о событиях истории Древней Греции ( Рассказ должен содержать не менее 2- х исторических фактов )

А) Из списка выберите одно понятие, которое относятся к теме «Олимпийские игры в древности»

480 г до н.э.; колонии; триеры; Дионис; пятиборье; архонт; комедия.

Б) Используя знания по истории расскажите, как проходили Олимпийские игры в Древней Греции

9. Выбор правильных утверждений

А) Из списка выберите верные утверждения

Б) Исправьте неверные утверждения

1. Греция омывается Черным морем

2. «Демократия» это власть народа

3. Для борьбы с персами греки создали «Морской союз»

4. В палестре обучали красноречию

5. Гражданские войны в Греции стали главной причиной поражения в войне с Македонией

Контрольная работа по теме «Древняя Греция» II вариант

1. В каком из произведений Древней Греции «нить Ариадны» спасла жизнь герою

А) миф о начале Троянской войны Б) миф о Прометее

В) миф о Тесее и Минотавре Г) поэма «Илиада»

2. В Спарте илотами называли

А) рабов Б) переселенцев

В) царей Г) Совет Старейшин

3. Работа с иллюстрациями

Из представленных иллюстраций выберите те, которые относятся к истории Древней Греции. Запишите выбранные цифры.

t1605630134ah.jpg

t1605630134ai.jpg

t1605630134aj.jpg

t1605630134ak.jpg

t1605630134al.jpg

t1605630134am.jpg

4. Работа с терминами

Из предложенного списка выберите любое понятие и дайте ему объяснение

Архонт; Демос; Палестра; Колония

5. Работа с текстом

«_________ приступил к управлению Афинами и установил новые законы. Они были записаны на деревянных досках в рост человека и выставлены для всеобщего ознакомления на городской площади. Прежде всего ________ повелел выкинуть с полей долговые камни. Земледельцы ликовали: все долги прощены! […] Отныне человек, сделавший новый долг, отвечал за его выплату только своим имуществом, самого должника запрещалось обращать в рабство. Вот почему даже обнищавший земледелец или разорившийся ремесленник, носивший поношенную одежду и недоедавший, твёрдо знал: его, свободного афинянина, рабом за долги не сделают»

А) Назовите исторического деятеля, имя которого дважды пропущено в тексте

Б) Что запрещалось делать по новым законам?

В) Кому этот закон был невыгодным? Почему?

6. Работа с картой

t1605630134ag.jpg

А) Какой цифрой на карте обозначен остров, на котором находился Лабиринт.

Б) Как называется город, в котором проходили Олимпийские игры? Какой цифрой он обозначен на карте?

7. Приведите в соответствие

1) 490 г до н.э. А) Первые Олимпийские игры

2) 338 г до н.э. Б) Марафонская битва

3) 776 г до н.э. В) битва близ города Херонея

8. Рассказ о событиях истории Древней Греции ( Рассказ должен содержать не менее 2-х исторических фактов )

А) Из списка выберите одно понятие, которое относятся к теме «Древнегреческий театр»

Мильтиад; полис; долговые камни; трагедия; портики; фаланга; Народное собрание.

Б) Используя знания по истории, расскажите о Древнегреческом театре

9. Выбор правильных утверждений

А) Из списка выберите верные утверждения

Б) Исправьте неверные утверждения

1. Греция расположена на Балканском полуострове

2. Греки почитали только одного бога – Яхве

3. При Перикле за государственную службу стали платить деньги из казны

4. Во время Олимпийских игр запрещалось воевать

5.Греки проиграли Саламинское морское сражение

Ответы к заданиям и критерии оценивания

(Ответы к заданиям 1 и 2 оцениваются 1 баллом)

3. ( Максимальное количество баллов: 2. За каждый правильный ответ 1 балл )

Правильные ответы 1,5

4. ( Максимальное количество баллов: 1 балл. Ставится за правильное объяснение любого выбранного понятия. Могут приводиться другие объяснения, не искажающие смысл понятия )

Полисы – небольшие самостоятельные государства в Греции

Гимнасия – учебное заведение в Афинах, в котором обучали красноречию

Ареопаг – Совет знати

Фаланга – прямоугольная форма построения войска

5. ( Максимальное количество баллов 3. За каждый правильный ответ 1 балл )

Б) Саламинское морское сражение

В) Сражение закончилось победой греков. Персидский флот был разбит

6. (Максимальное количество баллов 2. За каждый правильный ответ 1 балл)

А) * этим знаком на карте обозначена гора Олимп

Б) Это город Афины. На карте этот город указан цифрой 4

7. (Максимальное количество баллов 2. Если допущена 1 ошибка ставится 1 балл. За 2 и более ошибок 0 баллов)

8. ( Максимальное количество баллов 3. 1балл за верно указанное понятие; За рассказ 2 балла: если в рассказе нет ошибок, рассказ содержит 2 исторических факта;1 балл, если рассказ содержит 1 исторический факт, содержатся ошибки, существенно не искажающие ответа )

А) К теме Олимпийские игры относится: пятиборье

Б) Олимпийские игры проходили 1 раз в 4 года в городе Олимпия. Первые Олимпийские игры состоялись в 776 году до н.э. Игры были посвящены богу Зевсу. Это был мужской праздник. Женщинам под страхом смертной казни запрещалось посещать Олимпийские игры. Также на время игр запрещалось воевать. Игры продолжались пять дней: В первый день все атлеты давали клятву в честной борьбе. Следующие 3 дня проходили состязания. Одним из видов состязания было пятиборье, в которое входили Бег, прыжки в длину, метания копья, метания диска, Борьба. Другие состязания: кулачные бои, бег с оружием, гонки колесниц. В пятый день награждали победителей – венком из ветвей оливы. Победителям в родном городе ставили статую и кормили бесплатными обедами.

9. (За каждый правильный ответ 1 балл максимальное количество баллов5)

Б) 1. Греция омывается Средиземным морем (Эгейским, Ионическим)

4. В Палестре обучали борьбе и готовили к соревнованиям

Максимальное количество баллов:20

Оценка «4» - 15-17 баллов

Оценка «3» - 10-14 баллов

Оценка «2» - 0-9 баллов

Ответы к заданиям и критерии оценивания

(Ответы к заданиям 1 и 2 оцениваются 1 баллом)

3. ( Максимальное количество баллов: 2. За каждый правильный ответ 1 балл )

Правильные ответы 1,6

4. (Максимальное количество баллов: 1 балл. Ставится за правильное объяснение любого выбранного понятия. Могут приводиться другие объяснения, не искажающие смысл понятия )

Архонт – правитель в Афинском полисе. Правителей выбирал совет знати ареопаг

Демос – простой народ в Афинском полисе

Палестра – школа, где занимались гимнастикой: борьбой, прыжками, бегом

Колония – поселения, основанные греками на территории других государств

5. ( Максимальное количество баллов 3. За каждый правильный ответ 1 балл )

Б) Должника запрещалось обращать в рабство, должник отвечал не свободой, а имуществом

В) Закон не был выгоден для богачей так как они лишались даровых рабочих рук (должников запрещалось обращать в рабство)

6. (Максимальное количество баллов 2. За каждый правильный ответ 1 балл)

А) Остров, на котором находился Лабиринт, на карте обозначен цифрой 5 (остров Крит)

Б) Олимпия – город, в котором проходили Олимпийские игры. На карте обозначен цифрой 2

7. (Максимальное количество баллов 2. Если допущена 1 ошибка ставится 1 балл. За 2 и более ошибок 0 баллов)

8. ( Максимальное количество баллов 3. 1балл за верно указанное понятие; За рассказ 2 балла: если в рассказе нет ошибок, рассказ содержит 2 исторических факта; 1 балл, если рассказ содержит 1 исторический факт, содержатся ошибки, существенно не искажающие ответа )

А) К теме Древнегреческий театр относится понятие: трагедия

Б) Возникновение театра связано с празднествами в честь бога Диониса. Разыгрывались сценки из мифов – это и были первые представления. Затем поэты стали для представлений сочинять пьесы. Для представлений строили театры. Они располагались под открытым небом на склонах холмов. Театр состоял из трех частей: 1) места для зрителей; 2) Орхестра – площадка, на которой выступали актеры и хор; 3) скене – примыкающая к орхестре постройка. Туда прикрепляли полотнища, которые изображали или берег, или дворец, сад. Внутри скене находились костюмы и маски актеров. Актерами были только мужчины. Выступали в обуви на толстой подошве, в мужских или женских масках. Виды представлений: трагедия и комедия.

9. (За каждый правильный ответ 1 балл максимальное количество баллов5)

Б) 2. Греки были язычниками и почитали множество богов

5. Греки выиграли Саламинское морское сражение

Максимальное количество баллов:20

Оценка «4» - 15-17 баллов

Оценка «3» - 10-14 баллов

Оценка «2» - 0-9 баллов

Ссылки на использованные источники

Вигасин А.А. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: Учебник для общеобразоват. организаций/ А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свеницкая; под ред. А.А. Искандерова. – М.: Просвещение, 2018. C. 144 , с.167

Когда я слышу слово - замок, в голове сразу возникают четкие картинки и ассоциации. Я сразу же начинаю представлять большое каменное оборонительное сооружение, обнесенное крепостной стеной, вокруг которой вырыт глубокий ров, наполненным водой. Параллельно с этой картинкой мое воображение рисует как это сооружение штурмует армия противника, а защитники замка стреляют по неприятелю из луков с крепостных стен и льют на головы атакующих кипящее масло.

Парой задумываешься, почему в Средневековой Европе строили замки, а на Руси нет?

Как мне казалось ответ на этот вопрос я найду быстро, но как оказалось мнения на этот счет бытуют очень разные.

Почему замки строили в Европе:

  • Уклад жизни европейских феодалов. Во времена рассвета феодализма в Западной Европе, владения крупных феодалов были похожи на вполне самостоятельные государства. В центре которых главными атрибутами являлись замки. Помимо жилища, замки выполняли функцию защиты от нападения конкурентов.
  • Вассалитет Западной Европы. Крупные феодалы Западной Европы имели по отношению к королю своей страны довольно большие вольности. Могли чеканить собственные монеты, самостоятельно собирать на своих землях налоги, вершить суд и принимать иные решения вне зависимости от мнения короля. Во многих странах тамошней Европы действовало правило «вассал моего вассала — не мой вассал». Такое правило давало возможность непрямому вассалу короля не подчиняться последнему. Такая система способствовала увеличению феодальной раздробленности. А значит росли и конфликты интересов. В свою очередь любой феодал старался обезопасить себя от вторжений на свою территорию. Строительство собственного укрепленного замка и было первым шагом к такой безопасности.
  • Крестовые походы. С началом католической экспансии Восточной Европы, Рим добирался и до территории современной Прибалтики. В скором времени на этих территориях прочно обосновывается Тевтонский орден.

Колонизация этих земель не проходила мирно, поэтому немецкие
крестоносцы строили замки как свои надежные форпосты. На
территории нашей страны, а именно в Калининграде и области мы
можем наблюдать немногочисленное наследие немецких рыцарей.

  • Климат. Климат Западной Европы позволял строить массивные сооружения не только для обороны, но и для повседневной жизни. Зимы были теплыми, а камины и печи справлялись с обогревом каменных помещений. (Но мнение очень спорное. )
  • Местность. Обилие горных районов Европы, позволяло европейским феодалам и рыцарям возводить именно каменные замки. Так как этот строительный материал был в относительной доступности.

Почему замки не строили на Руси:

  • Лествичное право. В средние века на Руси существовало лествичное право. А именно обычай княжеского престолонаследия на Руси. Все князья были родственниками, власть передавалась в основном от старшего младшему брату. Все наследники считались совладельцами страны и государства. По мере смены власти на главном престоле в Киеве, происходила и смена власти в городах меньшего значения. Поэтому князь за время своего правления мог сменить несколько городов, а значит и стимула для укрепления своего жилища у него не было.
  • Древесина как строительный материал. В отличие от Европы, на Руси не было проблем с древесиной, леса было много. На протяжение долгих лет древесина для русского народа была главным строительным материалом. Деревянное зодчество на Руси - это особое ремесло и целая традиция.
  • Враги и оборона. Если в средневековой Европе бароны и рыцари осаждали замки в междоусобных войнах, то на Руси чаще всего оборону держали целыми городами. Русь часто подвергалась нападению степняков, коих на Русской равнине и в ближайших окрестностях было в изобилие. Поэтому вокруг каждого большого города быстро возводилась деревянная стена. Строить каменную стену было экономически не выгодно и долго. До появления артиллерийского оружия, деревянная стена справлялась с оборонительной функцией не хуже каменной. По этим же причинам и русский детинц, как некое подобие европейского замка, строился из дерева.
  • Квалификация зодчих. Бытует мнение, что в средние века на Руси не было достаточного количества мастеров, способных работать с камнем. Возникновение каменного зодчества на Руси относится к X в. Большое влияние на это оказывает крещение Руси. Не мало важную роль играет строительство каменных церквей и храмов на Византийский манер. Но в этот период каменное дело развивается очень медленно и преимущественно в Киеве.
  • Отсутствие камня, как строительного ресурса. Для многих городов древнерусского государства камень был привозным материалом. Поэтому можно сказать, что в средние века на Руси практически все здания и сооружения строили из дерева. Поэтому на сегодняшний день мало что сохранилось от строений, которые русский народ возводил в ту эпоху. Чего не скажешь о более долговечных каменных замках Европы.

Я собрал лишь малую часть адекватной информации на эту тему. На самом деле этот вопрос требует более глубокого изучения. Так или иначе не судите строго. Если кто-то из читателей обладает более правильной информацией, то милости прошу в комментарии..

Сегодня от этой страны не осталось ничего, кроме развалин её великолепной столицы, стоявшей когда-то на левом рукаве Волги - Ахтубе. Вы, конечно же, догадались, что речь идёт о Золотой Орде. Эта страна отличалась многими оригинальными чертами. В ней процветали богатые торговые города, а вот стен вокруг них монголы не строили. Но почему? Неужели не умели? Попробуем разобраться.

Монголы были кочевниками

Монголы всегда оставались кочевниками. Даже когда они завоевали Китай, то в центре новой столицы поставили дворец, а рядом с ним огородили огромное поле - своеобразную министепь - где в юртах проводили свободное от государственных дел время.

Ханы Золотой Орды тоже любили свежий ветер приволья и при любом удобном случае отправлялись на длительную охоту. Иногда заграничные послы неделями ездили по их следам, чтобы решить какой-нибудь международный вопрос. Городская цивилизация претила монгольской знати. Дворцам и доходным домам они предпочитали табуны лошадей и стада коров.

Так, может быть, именно поэтому ханы Орды не заботились о городских укреплениях? Зачем тратить горы денег на возведение каменных стен, если ваше сердце не лежит к скученным, смрадным, кишащим людьми агломерациям. Зачем укреплять города, если вы сами в них практически не живёте, следуя примеру Чингисхана, который лишь однажды посетил город, а после этого его разрушил. Не дай бог также, если эти города, обнесённые стенами, затеют против вас же самих войну!

Посмотрим с другой стороны

В общем, причин, чтобы десятками лет аннулировать сметы на воздвижение крепостных валов, у ханов было, как минимум, несколько. Но давайте посмотрим на эту историю с другой стороны. Если бы ордынские владыки были категорически против городской жизни в своем улусе, они бы её запретили на раз-два. Всё было в их власти. Но нет же, они не только не запрещали города, но всеми силами поощряли их появление и развитие.

На самом деле, не обязательно быть горожанином и "тусоваться" на светских вечеринках, чтобы понимать простую вещь: большие города - это развитые ремёсла и крупная торговля, это пошлины, пени, такса, тамга и прочие способы обогащаться за счёт чужой оборотистости или ремесленного мастерства. А если учесть, что Золотая Орда была транзитным пунктом в торговле между Востоком и Западом, то сразу становится ясно - ханы могли и не жить в городской пыли и скученности, но строить и развивать города им было выгодно.

Почему же не строили крепостных стен?

Теперь мы, наконец-то, готовы ответить на вопрос - почему города в Золотой Орде были, а укреплений вокруг них не было. Со времён Западного похода 1236-1242 годов монголы долгое время считались непобедимой силой. Никто не мог рискнуть напасть на них, чтобы самому не быть убитым и разорённым.

Почти полторы сотни лет Золотая Орда жила в полной безопасности от внешних нападений. В крепостных стенах просто не было надобности, вот их и не строили. В некотором смысле, это была "визитная карточка" Джучиева улуса. Увидев такое чудо, как город без крепостных стен, каждый иностранец понимал, что вместо стен их защищает непобедимая мощь монголов.

Однако нашёлся однажды дерзкий завоеватель, который нарушил правило мирного сосуществования с Ордой и нанёс её городам сокрушительный удар. Звали его Тимур, и это уже совсем другая история.

Переход к производящему хозяйству стал по сути фундаментом современного мира, он позволил получать больше продукции, нежели нужно для выживания.

Что с одной стороны легло в основу активного демографического роста, с другой — породило социальное разделение общества и привело к появлению элит, которые в свою очередь в погоне за властью и богатством являлись инициаторами практически всех военных конфликтов.

Но вместе с тем, выстраиваемые ими вертикали власти, стали важным условием появления первых цивилизаций.

В неолите также возникает оседлость, которая была важным стимулом развития строительства.

Если раньше в палеолите полукочевой образ жизни заставлял довольствоваться жилищами из шкур и жердей, то теперь человек предъявляет гораздо больше требований к дому и поселению, которые должны предоставлять определенный комфорт и безопасность.

Что приводит к активному использованию в строительстве дерева, камня, глины, также появляются первые фортификации, которые чаще всего сводятся ко рву и валу.

Однако с этими самыми фортификациями все не так просто, как может показаться. Так, например, когда речь заходит о славянах Руси, все вспоминают картинки с деревянными укреплениями, наподобие частокола.

Остальная же Европа часто ассоциируется с величественными каменными замками, правда окунувшись в статьи на эту тему, можно не раз наткнуться на утверждение, что вплоть до развитого средневековья большая часть фортификации западной и центральной Европы были также построены из дерева.

Если же вы захотите узнать, как выглядели эти деревянные конструкции, то в лучшем случае не найдете ничего толкового, а в худшем станете жертвой одного популярного заблуждения, которое часто демонстрируется на картинках и в современном кинематографе.

Проблема в том, что древесина не очень долговечный материал, а самые ранние изображения деревянных фортификаций славян относятся к семнадцатому веку, то есть уже новому времени эпохи огнестрела.

Все, что находят археологи — это валы и рвы, из чего было сделано ошибочное предположение, что деревянные укрепления средних веков представляли из себя некий условный забор, стену размещенную на вершине вала. Тем более что некоторые построенные на скорую руку в Сибири остроги нового времени подтверждали такие представления.

Данная картина была простой и понятной и, например, отражена в работах художника Виктора Васнецова. И всё бы было так и дальше, вот только археолог Павел Рапопорт однажды решил взглянуть что находится внутри валов и оказалось, что там встречаются фрагменты каких-то строений из достаточно ценного дуба, что в кругах исследователей породило новую ошибочную теорию о неких конструкциях, укрепляющих вал изнутри.

Практические же эксперименты показали бессмысленность подобных строений, однако наука постоянно развивается, а ее взгляды под напором фактов меняются. И в 80-е годы прошлого века, археолог Борисевич перевернул представление об укреплениях Руси, высказав точку зрения, что дошедшие до нас валы являются не валами, а частью древо-земельных стен.

То есть стены не были, грубо говоря, деревянными заборами, а формировали каркас, внутрь которого засыпался грунт. Так укрепление приобретало приличную массу и хорошо сопротивлялось ударным нагрузкам.

Кроме того, грунт ограничивал приток воздуха к внешнему срубу, а также, по всей вероятности, поддерживал более высокую влажность древесины. Поджечь такую конструкцию, судя по всему, было крайне проблематично, поэтому чаще в отношении фортификаций Руси в источниках можно встретить фразу о том, что укрепление были разрушены и сожжены.

При этом сначала идет слово “разрушены”. Также, снаружи древесину могли обмазывать глиной или делать небольшую насыпь, скрывающую поверхность сруба, могли обжигать поверхность формируя слой, который сложнее повторно зажечь. О том, что зажигательные стрелы не так уж и страшны древесине, в интернете есть немало видео-экспериментов.

Огненной стрелы даже с современными горючими материалами, недостаточно, чтобы зажечь сухую хвойную доску. Дуб, да еще имеющий некоторую влажность, вероятно, огню подается намного хуже. Кроме того большая часть славян обитала в лесной зоне по берегам рек, где в теплое время года достаточно высокая влажность, что тоже могло оказывать влияние на огнестойкость.

Итогом всего сказанного является описание штурма княгиней Ольгой города Искоростеня, которая опираясь на княжескую дружину, безуспешно осаждала укрепление в течение лета. Причем не совсем понятно, речь о сезоне или целом годе. Отомстила же по легенде она не силой, а хитростью.

Применение древо-земельных стен уходит корнями в глубокую древность. По похожей технологии, судя по всему, был построен тот же Аркаим и многие другие укрепления эпохи бронзы в Средней Азии и на Ближнем Востоке, где с древесиной дела обстояли не очень хорошо, а климат более засушливый.

Внешний каркас строили из сырцового кирпича, внутрь конструкции засыпали грунт. Со временем сырцовый кирпич разрушался и стены тоже принимали форму обычных валов, да и тот же современный кремль, хоть и имеет кирпичные внешние стены, внутри они заполнены более мягким известняком.

В сущности, древесина — очень интересный материал, так, несмотря на то, что она обладает не самой высокой твердостью и прочностью на сжатие (в среднем около 500 килограммов на квадратный сантиметр), для сравнения у такого современного строительного материала как газобетон только около тридцати килограммов, у казалось бы прочного кирпича — 100, у бетона “М 400” — 400 килограммов.

То есть на сжатие древесина прочнее кирпича и бетона, а если брать прочность на изгиб, то здесь древесина во много раз превосходит искусственный и натуральный камень. Предел прочности может быть в 40 раз выше, чем у кирпича. В случае сильных ударов стенобитными орудиями, бревна немного прогибались, после чего энергию удара гасил слой грунта.

Древесина мягче камня и подается, например, топору, но суть любой обороны стены сводится к активным действиям защитников. Если противник под стенами чувствует себя вольготно, то десяток рабочих за полдня раскопают под стенами огромный котлован и обрушат даже каменные укрепления. Логика подсказывает, что обрушить сруб подкопам на порядок сложнее, нежели блочную конструкцию, тот же дом из бревна или бруса является весьма сейсмоустойчивым.

Древо-земляные стены не уступали каменным по защитным свойствам, но тут возникает резонный вопрос: почему в развитом средневековье Европа переходит на каменное строительство, представление о котором, судя по всему, было и у славян?

Можно вспомнить каменную Люк-ханскую крепость еще 8 века. Дело же не столько в оборонительных качествах, сколько в долговечности. Комбинация древесины и грунта несомненно понижала горючесть материала, придавала конструкции прочности, устойчивости, но не лучшим образом сказывалось на сроке эксплуатации.

Хоть для строительства фортификации использовали дуб, а порой и лиственницу, срок службы бревна в таких условиях по всей видимости составлял не более нескольких десятилетий. Построить укрепление из дерева и грунта было проще, чем из камня, но взамен они постоянно требовали обслуживания и ремонта.

Собственно ситуация ровно как в современном строительстве — построить стены из камня и о них можно забыть или из бревна или бруса, ждать усадки, время от времени конопатить, защищать от некоторых насекомых, менять подгнившие бревна.

А так как европейские замки были домами феодалов, вероятно легче было раз построить из камня и передавать строение по наследству, чем постоянно дергать крестьян с полей на ремонт деревянных конструкций.

Если затрагивать вопрос наличия древесины, то большую часть лесов выкорчевали, земли распахивали, плотность же населения в западной и центральной Европе была ощутимо выше, нежели в восточной.

К слову, ремонт древо-земляной стены мог сводиться к тому, что ее верхнюю часть разбирали, земля рассыпалась, засыпая нижние венцы и на этом месте погребенной старой части стены возводили новые укрепления. Таким образом, чем дольше существовал город, тем выше росли его стены.

Именно по этим причинам, на Руси гораздо дольше предпочитали строительство деревянных крепостей, в то время, как в Европе деревянные крепости быстро вытеснялись каменными. Конечно, на Руси тоже камень не обходили стороной, но стоили из него только стратегически значимые объекты, например стены вокруг очень крупных городов. Тратить камень, чтобы сделать замок зажиточному боярину, как в феодальной Европе было не распространено.

О важной роли укреплений говорит тот факт, что само понятие “город” в русском языке — это нечто “огороженное и имеющие фортификации стены”. Для города это как доспехи для бойца. Нет стен — значит это крестьянин, то бишь не город, а село. В каком-то смысле современные города, не имеющие укреплений, городами в историческом значении не являются.

Читайте также: