Не паркетный пол никогда не смолкающий гул отнюдь не важный
Обновлено: 02.05.2024
Раздельно или слитно пишется «не» с прилагательными в зависимости от их разряда по значению и от определенной синтаксической ситуации в контексте.
С относительными и притяжательными прилагательными частица «не» пишется всегда раздельно, например:
- не шелковое платье,
- не паркетный пол,
- не вечерний поезд,
- не сентябрьская прохлада,
- не золотые часы,
- не морской климат,
- не соловьиные трели,
- не заячий след,
- не отцов плащ,
- не мамино пальто.
Слитно «не» с качественными прилагательными
От качественного прилагательного в полной форме образуется с помощью приставки не- слово с противоположным значением:
- невеселый рассказ — грустный рассказ,
- негромкая музыка — тихая музыка,
- несильное рукопожатие — слабое рукопожатие.
Такие прилагательные-антонимы пишутся слитно с приставкой не-. У них существуют синонимы (слова с таким же значением) без приставки.
В краткой форме прилагательного это написание сохраняется:
Ваш рассказ мне неинтересен.
Этот звук негромок и протяжен.
В предложении могут присутствовать наречия меры и степени:
крайне, очень, весьма, абсолютно, совершенно, почти, в высшей степени и пр.
Они не влияют на слитное написание прилагательных с приставкой не-:
Это был крайне неприятный случай.
Нам попался абсолютно неразговорчивый попутчик.
Совершенно незнакомый человек указал нам верную дорогу к вокзалу.
Прилагательные, в составе которых не- стало корнем, то есть без не- не существует таких слов, пишутся слитно, например:
- невежественный человек,
- невзрачный дом,
- нелюдимый старик,
- неряшливый мальчик,
- неуклюжий медвежонок,
- неутешное горе,
- неуёмный интерес,
- несусветный шум,
- несуразный вопрос,
Раздельно «не» с качественными прилагательными
Если в предложении имеется противопоставление, слова «отнюдь», «вовсе», «далеко», то качественное прилагательное напишем раздельно с отрицательной частицей «не», например:
Он не робкий, а смелый человек.
Там течет не глубокий, а мелкий ручей.
Эта река у деревни не широкая, а узкая.
До деревни отнюдь не далекая дорога.
Это решение вовсе не правильное.
Ваш подход к проблеме далеко не разумен.
Следует отличать речевую ситуацию с противительным союзом «но«, в которой нет противоположных друг другу признаков предмета, они вполне совместимы друг с другом, то есть у предмета присутствуют сразу два признака без отрицания одного из них. Сравните:
- У подруги не длинная, а короткая юбка.
- У подруги недлинная, но яркая юбка (короткая и яркая).
- Этот овраг не широкий, а узкий.
- Этот овраг неширокий, но глубокий (узкий и глубокий).
Если в предложении имеются в качестве пояснительных слов отрицательное местоимение или наречие, в таком случае частицу «не» пишем раздельно с прилагательным:
- Никому не известная тропинка вывела нас к реке.
- Нисколько не подозрительное поведение собаки успокоило нас.
С краткими прилагательными, не имеющими полной формы или имеющими в полной форме другое значение, частица «не» пишется раздельно. Перечислим эти слова:
не рад, не горазд, не должен, не склонен, не готов, не прав, не намерен, не согласен.
В предложении они выполняют роль сказуемого или являются его частью:
Девочка не рада нашему приходу.
Он не согласен нам помочь.
Лектор не готов еще к выступлению.
Я не должен вам это объяснять.
В этой ситуации друг не намерен молчать.
Брат не обязан сделать это вместо товарища.
Правописание «не» с прилагательными (таблица с примерами)
1.не(сразу) замечаю,никем (не)топтанный, (не)ряшливый человек
2.вовсе (не)жарко, (не)замёрзшая река, (не)ясная речь.
3.(не)паркетный пол, никогда (не)смолкающий гул, отнюдь (не)важный.
4.ответить (не)верно, границы (не)закрыты, (не)сумевший реализовать срочно помогите ВПР
Не паркетный пол(можно вставить слово например сильно) , никогда не смолкающий гул(никогда не. всегда раздельно), отнюдь не важный(отнюдь не. всегда раздельно)
Новые вопросы в Русский язык
Помогите пожалуйста. Можно ли изменить в тексте порядок расположения зависимых друг от друга предложений?
ПОМОГИТЕ. ОЧЕНЬ НУЖНО. СРОЧНО. УМОЛЯЮ. ДАМ 60 БАЛЛОВ. Что такое текст? Как связаны между собой предложения в тексте? Как развивается мысль … в тексте? Что такое тема текста? Что такое основная мысль текста, что она передаёт?
2. Вставьте не, написав слитно или раздельно. Он не добрый, а злой. Он вовсе _добрый. Ни к кому _добрый. Далеко _добрый взгляд. Он _добрый, злой челов … ек. Он далеко _красавец. Он вовсе _красавец. Он … счастливый, _удачник. Приняты … отложные, срочные меры. Приняты совершенно _отложные меры. Он _брежный, _опрятный человек. щадный зной. настье на дворе. избежный конец. пролазная грязь. лепый поступок
Подчеркните в предложениях грамматические основы. Укажите сложное предложение с различными видами связи. 1.Был сентябрь, желтели магнолии, на коричнев … ых сухих виноград- никах весь день лаяли привязанные у шалашей собаки.2.Уже давно село солнце, но лес еще не успел стихнуть: горлинки журчали вблизи, кукушка куковала в отдаленье.3.Утром прошел дождь, зато сейчас над нами блистало чистое небо.
9.Какое утверждение соответствует истине? 1) Лук и луг – это чередование 2) Берег и бережок – это чередование 3) Оба утверждения верны 4) Ни одно из у … тверждений не соответствует истине10.Подбор однокоренных слов может пригодиться 1) При поиске проверочного слова 2) При поиске грамматической основы предложения 3) Для постановки вопроса к слову 4) Ни в одном из этих случаев
2. Допишите и обведите «огурчиками» связки не и ни. В отрицательных место- имениях подчеркните не, поставьте ударение. Душно, дышать нечем. Он (ничем … (не интересовался. На ве- чер идти _ _ в чем. Он _ в чём _ … уступал. Говорить о чем. Он _ о чём _ беспокоился. Удивляться _чему. Удивляться чему _ надо. _ _ к чему хорошему он _ готовился. Мне _чего вам сказать. Сказать _чего пока нельзя. Ей _ с кем поговорить. _ с кем она _ говорила. _чего здесь стоять. _чего всё равно …добьётесь.
6. В каком ряду указаны Однокоренные слова? 1) Кормить — кормил 2) Золото – золотишко 3) Вода – водитель4) Кот – Код 7. В каком ряду указаны Однокорен … ные слова? 1) Рыба - рыбы 2) Рыбак - рыбаки 3) Рыба - рыбак 4) Во всех
ПОЖАЛУЙСТО ПОМОГИТЕ!!1Прочитайте текст определите количество смысловых частей в нём. 2 поставьте вопросы к основной и детализирующей информации текста … . назовите важную новую информацию, обоснуйте свой выбор. 3 озаглавьте текст найдите в нём основной довод в пользу сформулированный вами заголовка.
Какими средствами выразительности являються примеры из текста? Распредеди их по группам на эпитеты сравнения инверсии олицетворенияЗвёздам молились жр … ецыКак погребаДостоверные источники говорилиВечная ночьГнилые туманыЗвёзды воспевали поэтыДыхание ( ветра) разгонялоЗвёзды смотрелиБлаженное время
допишите окончания. сегодня дежурная в нашем (класс) оля. перед (первый урок) она готовит класс к (занятия). она вытирает пыль на ( парты),проветривае … т класс. На ( первый урок) мы писали (контрольная работа) по (математика). после (урок) оля собирает тетради для (контрольная работа) и отдает (учительница). затем она вытирает (классная доска) (влажная тряпка) и подметает пол возле (доска) (веник). Пожалуйста помогите
Укажите предложения с грамматическими ошибками (неправильное построение предложений с косвенной речью). Он сразу же заявил, чтобы Илья к нему перебрал … ся. Подойдя поближе, дежурный спросил, не нужно ли вам чего? Василий откашлялся и сказал спокойным голосом, что у меня горло болит. Хозяйка постоянно обращалась к гостям, что вы очень мало едите. Марья сказала, что она никогда не бывала в Москве.
Укажите предложения с грамматическими ошибками (неправильное построение предложений с косвенной речью). Люди говорили, будто он сын богатых родителей. … Он закричал ямщику, что трогайся. Проезжий спросил у прохожего, где бы тут, брат, отдохнуть? Дубровский спросил кузнеца, что ты здесь притаился? "Я вышел из кибитки и требовал, чтоб отвели меня к их начальству". (А.С. Пушкин)
ДАЮ 25 баллов.1. . Выписать все предложения с однородными членами и обобщающим словом, составить схемы.ТЕКСТРодовое имение ТургеневаТургенев прожил в … Спасском-Лутовинове около семнадцати лет. Здесь каждый уголок памятен Тургеневу с детства. Славу Спасского - Лутовинова поддерживал сам Тургенев, любивший эти места: и дороги, и тихие пруды, и сады, и леса, и парк. Всё перемешано в этом парке: липы и рябины, дубы и клёны, яблони и ёлки. Липовые аллеи больше всего нравились писателю во время цветения. Вдали от дорожек можно увидеть шляпки грибов. Зелень, вода в прудах, птичий гомон, деревенские песни, охота – всё это было миром Тургенева. Его письма, произведения, рассказы друзьям наполнены описаниями парка, его тенистых аллей, цветов на лужайках. В Спасском можно в полной мере почувствовать красоту и обаяние природы средней полосы России.
Образуйте в простую превосходную степени. Уверенно, красиво, величественно устойчиво удобно громко строго дорого звонко просто ярко дёшево твердо ча … сто сухо жидко коротко низко редко узко высоко широко сладко. СРОЧНО ПОМОГИТЕ ДАМ 70 баллов
Преобразовать в косвенную речь, отметить комментирующую часть и чужую речь. 1. «Нужны подвиги, подвиги! Нужны такие слова, — подчёркивал М. Горький, — … которые бы звучали, как колокол набата, тревожили всё и, сотрясая, толкали вперёд». 2. «Нужны подвиги, подвиги! — восклицал М. Горький. — Нужны такие слова, которые бы звучали, как колокол набата, тревожили всё и, сотрясая, толкали вперёд». 3. «В чём смысл человеческих подвигов? — задавал я себе вопрос. — Вероятно, в том, что они совершаются для людей, для их блага, для движения вперёд».
приготовить рассказ на 3-5 минут любите ли вы природу какую за что подготовьте устное выступление для школьников учасников общества берегите родную пр … ироду
35 БАЛЛОВ Преобразовать в косвенную речь, отметить комментирующую часть и чужую речь. 1. «Нужны подвиги, подвиги! Нужны такие слова, — подчёркивал М. … Горький, — которые бы звучали, как колокол набата, тревожили всё и, сотрясая, толкали вперёд». 2. «Нужны подвиги, подвиги! — восклицал М. Горький. — Нужны такие слова, которые бы звучали, как колокол набата, тревожили всё и, сотрясая, толкали вперёд». 3. «В чём смысл человеческих подвигов? — задавал я себе вопрос. — Вероятно, в том, что они совершаются для людей, для их блага, для движения вперёд».
1.КАК ВЫ ПОНИМАЕТЕ ПОСТУПКИ АЛЕКСАНДРЫ АВРАМОВНЫ?2.ПОЧЕМУ ОНА ТАК ПОСТУПАЛА? ПОЖАЛУЙСТА ПОМОГИТЕЕЕ! ПЛИИИИЗ Текст из учебника: Жил на свете человек Ал … ександра Аврамовна Деревская (девичья фамилия Семёнова) родилась 6 мая 1902 года в семье работника нефтепромыслов. До 1918 года Александра училась в женской гимназии. Потом стала работать в госпитале в родном городе. Тут она познакомилась с раненным красноармейцем Емельяном Константиновичем Деревским, который стал её мужем. Своих детей у семьи не было. Деревские взяли на воспитание троих детей-сирот. Супруги не были по профессии педагогами, но они умели в своей дружной семье повседневно утверждать дух взаимопомощи, уважения друг к другу, стремление к знаниям, к честному труду. А у самой Александры Аврамовны крепло стремление обогреть своим теплом, душевностью, нежностью, заботливыми руками всех тех деток-сирот, которые встречались на её жизненном пути и, которые, по её мнению в этом нуждались. В суровые годы Великой Отечественной войны в полной мере раскрылись благородство и самопожертвование семьи Деревских, когда они в свою и без того многочисленную семью взяли на воспитание семнадцать маленьких ленинградцев, родители которых погибли на фронте или умерли от голода. К концу войны Деревские усыновили и удочерили 35 сирот. Здесь нашли семейный уют дети русских, украинцев, узбеков, евреев, немцев, мордвин, чувашей и представителей других народов. А.А. Деревская умерла 22 июня 1959 года, была похоронена на городском кладбище в городе Ромны. На её могиле установлена плита: «Ты наша совесть, наша молитва Мама. Земной поклон тебе. Твои дети (далее перечислены имена 48 детей)». Именем А.А. Деревской названа малая планета № 2400.
ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА. (По рассказу Сергей ЛукьяненкоНовая, новая сказка. )Почему свой рассказ автор называет сказкой?
1.Укажите, где правда, а где ложь. • 1.наука о русском языке имеет много разделов • 2.орфография изучает звуки речи • 3.лексикология изучает слова • 4 … .синтаксис изучает предложение и существительное 2.Выберите понятия, с которыми мы познакомились, когда изучали морфемику. • 1.существительное • 2.корень • 3антонимы • 4.основа • 5.прилагательное • 6.глагол 3.Расположите в правильной последовательности, начиная с минимальной единицы языка • 1.звуки речи • 2.части речи • 3.части слова • 4.буквы 4.Выберите предложения, в которых сделаны орфографические ошибки. • 1.Под сталом лежит и жмурится кот. • 2.На празднике, все поздравляли ветеранов. • 3.Скора начнутся холода и пайдёт снег. • 4.Вчера ребята пришли домой позно. 5.Выберите предложения, в которых сделаны пунктуационные ошибки. • 1.Низко над землёй летают ластачки. • 2.Дождь, с силой, барабанил, по крыше. • 3.Яна почему ты не слушаешь что я тебе гаворю. • 4.Давай пойдём в музей, и, посмотрим на картины. 6.Если человек неправильно произносит сочетания звуков или неправильно ставить удаление в словах, то такие ошибки называются. • 1.орфографическими • 2.морфологическими • 3.графическими • 4.орфоэпическими 7.Выберите понятия, с которыми мы познакомились, когда изучали фонетику. • 1.суффикс • 2.алфавит • 3.звонкие • 4.гласные • 5.безударные • 6.приставка 8.Слова как части речи изучает такая наука, как. • 1.морфемика • 2.морфология • 3.лексика 4.синтаксис 9. Распределите слова по разделам языка : фонетика, лексика, фразеология, морфемика, словообразование, морфология, синтаксис Звук, слово, предложение, слог, лексическое значение, сказумое, корень, синоним, вид, определение, приставка, подлежащее, гласный звук, антоним, суффиксальный, дополнение, согласный звук, многозначное слово, фразеологизм окончание, прямое значение, второстепенный член, переход из одной части речи в другую, переносное значение, ударение, обстоятельство, гласный, омоним, суффикс, падеж, приставочный
Анализируя предложения из рассказа «Судьба человека» Михаила Шолохова, установите соответствие между выделенным словом, его принадлежностью к части ре … чи и функцией в предложении. 1) А он КАК обвил мою шею ручонками, ТАК И не оторвался до самого места. 2) «Папка родненький! Я знал! Я знал, ЧТО ты меня найдешь!» 3) И я из последних сил, но пошёл. КАК ТОЛЬКО солнце село, немцы усилили конвой, на грузовой подкинули еще человек двадцать автоматчиков, погнали нас ускоренным маршем. 4) Была семья, свой дом, всё это лепилось годами, И всё рухнуло в единый миг, остался я один ------------------------------------------------------------------------------------ A) подчинительный союз; служит для связи предложений в тексте С) сочинительный союз; служит для связи предложений в тексте И) подчинительный союз; служит для связи простых предложений в составе сложного Б) сочинительный союз; служит для связи однородных членов предложения В) сочинительный союз; служит для связи простых предложений в составе сложного
Задание 13 № 587
Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Люди, (не)бывавшие на экваторе, не могут представить себе зимний тропический дождь.
Птиц гонит на юг (не)наступающий холод, а отсутствие корма.
В детстве Чехов был (не)истощим на выдумки.
Андрей вошёл в ещё (не)освещённый холл гостиницы.
Мне (не)хотелось домой.
Пояснение (см. также Правило ниже).
Приведем верное написание:
Люди, не бывавшие на экваторе, не могут представить себе зимний тропический дождь.
Птиц гонит на юг не наступающий холод, а отсутствие корма.
В детстве Чехов был неистощим на выдумки. Слово неистощим не является причастием, это прилагательное на ИМ Смотрите правило к заданию 12.2, пункт 6.
Андрей вошёл в ещё не освещённый холл гостиницы.
Мне не хотелось домой.
Раздел кодификатора: Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи. Правописание НЕ и НИ.
Правило: Задание 13. Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с разными частями речи
Правописание НЕ и НИ.
По спецификации в задании данного типа проверяется:
−умение отличать частицу НЕ от частицы НИ;
−умение отличать приставку НЕ от приставки НИ;
−умение писать слитно или раздельно НЕ со всеми частями речи.
В связи с этим обращаем внимание на то, что условие заданий в зависимости от его целей может существенно различаться. При этом также отмечаем, что в типовых заданиях ЕГЭ (авторы Цыбулько И.П., Львов, Егораева) проверяется лишь умение писать слитно или раздельно НЕ с разными частями речи, а в заданиях других авторов, в том числе Сениной, ММИО (СтатГрад) представлены и задания на выбор НЕ или НИ. Редакция РЕШУЕГЭ также считает необходимым расширять типы данного задания в пределах спецификации текущего года.
Также обращаем внимание на то, что ряд правил, при помощи которых проверяется написание, не изучается в школьном курсе. Такие правила отмечены значком *.
12.1 Слитное и раздельное написание частиц НЕ и НИ.
Частица НЕ пишется раздельно:
1) Если есть или подразумевается противопоставление с именами, наречиями и причастиями.
Следует различать прямое противопоставление, при котором один из двух признаков, названных прилагательными, отрицается, а второй—утверждается, и противопоставление с уступительным оттенком значения, при котором оба признака, названные прилагательными, приписываются предмету, т. е. имеется противопоставление, но без отрицания.
1) Это не счастье, а горе. Река не мелкая (глубокая). Ты мне не друг. Шли не быстро, а медленно. Не смолкающий, а нарастающий гул.
2) *С прилагательными, наречиями на -о и причастиями, словами на -мый, если противопоставление подразумевается и отрицание усиливается словами:
а) вовсе не, отнюдь не, далеко не, ничуть не, нимало не;
б) отрицательными местоименными словами: нисколько не, никак не, никого не, никому не, никем не, никогда не, никуда не, никакой не, ничего не, ничему не, ничем не и т. п.
а) Это вовсе не правда; Этот случай вовсе не уникален; Это отнюдь не очевидно; Она далеко не храбрая; Человек он ничуть не глупый; Рассказывать об этом ничуть не весело; Нимало не смущён; Она вовсе не образованнее мужа;
б)Случай никак не подходящий; Никуда не годный проект; Никакой он мне не приятель; нисколько не завистливый, никому не нужный, ни в коем случае не бесполезный, ни на что не годный, ни к чему не способен, ничем не интересный; Он нисколько не красивее своей сестры;
3) *С краткими прилагательными, которые не употребляются в полной форме.
Этот случай требует дополнительных пояснений. Следует различать написание не со словами на -мый, образованными от переходных глаголов несовершенного вида: такие слова могут быть как страдательными причастиями настоящего времени, так и прилагательными (в первом случае написание с не раздельное, во втором – слитное). Причастиями они являются, если при них в качестве пояснительного слова употребляется творительный падеж действующего лица, реже творительный орудия (так называемый инструментальный); при наличии других пояснительных слов они становятся прилагательными (теряют значение страдательности и значение времени и приобретают качественное значение). Ср.: не любимый матерью ребенок – нелюбимые в детстве игры (во втором случае слово нелюбимый указывает на постоянный признак, обозначает примерно то же, что «неприятный», «нежелательный»); движение, не тормозимое воздухом – невидимая с Земли сторона Луны.
К прилагательным этого типа относятся: невидимый, невменяемый, невос-пламеняемый, негасимый, недвижимый, неделимый, незабываемый, не-зримый, неизменяемый, нелюбимый, немыслимый, необлагаемый, неот-чуждаемый, непереводимый, непередаваемый, непознаваемый, непроверяемый, неспрягаемый, нетерпимый и др. Ср. их написание при наличии пояснительных слов: неделимое на три число, незабываемые для нас встречи, сквозь незримые миру слезы, немыслимые в недавнем прошлом рекорды, непередаваемые простыми словами чувства, непроверяемые с давних пор счета, непроходимая в весеннюю пору грязь, несклоняемые в русском языке существительные, нетерпимое в нашем обществе поведение и т.д.
6) *С наречиями и словами категории состояния
а) в сравнительной степени
б) в роли сказуемого безличного сказуемого
6) двигался не громче, говорил не быстрее
мне не надо, ей не нужно
7) в отрицательных местоимениях с предлогом с ударением
7) не с кем, не в чем, не о ком
7) в отрицательных местоимениях с предлогом без ударения
7) ни с кем, ни в чём, ни о ком
12.2 Слитное написание НЕ и НИ.
Частица не пишется слитно:
а) Существительные: небылица, неваляшка, невежество, невежда, невзгода, невидаль, невидимка, невольник, негодяй, недотрога, недуг, незабудка, ненависть, ненастье, неполадки, непоседа, неряха, несмышлёныш, неудачник, нехристь;
б) прилагательные и наречия, образованные от них: небрежный, невзрачный, невозвратимый, невредимый, неизбежный, неизменный, нелепый, необходимый, непобедимый, непрестанный, неразлучный, несказанный, нескончаемый, несмолкаемый, несомненный, несравненный, несуразный, несчастный, неуклюжий, нестерпимый, непоколебимый, непререкаемый, неукротимый; небрежно, нелепо, необходимо, несомненно;
в) глаголы: невзвидеть, невзлюбить, негодовать, недомогать, несдобровать, ненавидеть, нездоровиться, неможется, недоумевать, нейдёт, неймётся;
г) наречия и другие неизменяемые слова: невмоготу, невмочь, невтерпёж, невдомёк, невзначай, невпроворот, нельзя, ненароком, неужто,нехотя; несмотря на, невзирая на (предлоги)
2) *НЕ является частью приставки НЕДО, которая придаёт глаголам значение неполноты , недостаточности по сравнению с какой-нибудь нормой». Это же правила работает и в причастиях, образованных от глаголов с приставкой НЕДО. Приставка НЕДО- часто бывает антонимична приставке ПЕРЕ-: недосолить - пересолить, недовыполнить- перевыполнить, недолить - перелить, недодать- передать.
3) С существительными, прилагательными, наречиями на -о, -е, когда образуется новое слово, новое понятие, часто с отрицательным качеством.
3) несчастье (беда), нелёгкий (трудный), нелёгок, некрасив, недалеко (близко), неподалеку
4) *В сочетании с прилагательными и наречиями слова, обозначающих степень качества: очень, крайне, весьма, чрезвычайно, явно, довольно (довольно-таки), достаточно, вопиюще, исключительно, в высшей степени не оказывают влияния на слитное или раздельное написание, поэтому НЕ пишется слитно.
6) *В отглагольных прилагательных, образованных от непереходных глаголов или переходных глаголов совершенного вида с помощью суффиксов -ем-, -им-. Это не причастия, так как причастия с суффиксами -ем, -им должны быть только несовершенного вида, они же настоящего времени.
6) неувядаемый, неиссякаемый, непримиримый, непреодолимый, неукротимый, неисчерпаемый, несокрушимый.
7) в отрицательных и неопределённых местоимениях и наречиях в зависимости от ударения, Е или И, но слитно.
7) нЕкого-никогО, нЕчего-ничегО, нЕкем-никЕм, нЕчем-ничЕм, нЕгде-нигдЕ, нЕоткуда-нИоткуда, нЕзачем-низачЕм, некогда-никогдА.
12.3. Частицы НЕ и НИ отличаются по значению:
Для правильного выбора частиц НЕ и НИ следует учитывать их смысловые различия. Отразим их в таблицах.
Основные случаи употребления отрицательных частиц
Писем и телеграмм не было.
Брат не похож на обманщика.
1) для усиления отрицания, выраженного частицей НЕ
Ни писем, ни телеграмм не было.
Брат не похож ни на обманщика, ни на шутника.
Меня не интересуют ни звёзды, ни луна.
2) для выражения утверждения с оттенком долженствования (двойное отрицание):
Он не мог не позвонить.
На небе ни облачка.
3) для выражения невозможности в безличных предложениях:
Не догнать тебе бешеной тройки!
Не бывать войне-пожару!
3) для эмоционального выражения запрета, приказа, долженствования:
4) при выражении неуверенности, опасения или восхищения:
Не гость ли ты мой?
Как бы мороз не ударил!
Он ни стар, ни молод, ни толст, ни тонок (ср.: Он не то стар, не то молод).
5) в вопросительно-восклицательных предложениях при выражении подчеркнутого утверждения:
Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранился!
Разве не правда, что мы поумнели?
Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало.
Сложные случаи разграничения НИ и НЕ
Когда брат не приходил, все чувствовали скуку.
НИ выражает утверждение с оттенком обобщенности:
Когда бы брат ни приходил, он всегда вносил оживление и радость.
Не один из нас (т.е. многие) был готов к восхождению.
Ни один из нас (т.е. никто) не был к восхождению.
Не кто иной, как дятел, глухо стучал в лесу.
Эти обороты употребляются в отрицательных предложениях и служат для усиления отрицания: никто . не; ничто . не:
Никто иной не вывел бы нас на верную тропу.
Ничто иное, кроме музыки, меня не увлекало так сильно.
Составные усилительные обороты с частицей ни:
во что бы то ни cталo, как бы то ни было, где бы то ни было, куда бы то ни было, как ни в чём не бывало и др.
Различается написание не с отглагольными прилагательными на -мый и с причастиями на -мый; при наличии пояснительных слов первые пишутся слитно (как и отыменные прилагательные), вторые — раздельно, например:
а) необитаемый с давних пор остров, нерастворимые в воде кристаллы, неразличимые в темноте фигуры людей;
б) не посещаемые охотниками заповедники, не читаемые неспециалистами журналы, не любимый матерью ребенок.
К прилагательным на -мый относятся слова, образованные от непереходных глаголов (например: независимый, непромокаемый, несгораемый) или от глаголов совершенного вида (например: неисправимый, неосуществимый, неразрушимый). На эти слова распространяются общие правила написания не с прилагательными, т. е. они пишутся слитно и при наличии пояснительных слов (примеры см. выше), а также в краткой форме (например: остров необитаем, болезнь неизлечима, эти страны экономически независимы). Однако остается в силе правило раздельного написания прилагательных с не, если в качестве пояснительных слов выступают местоимения и наречия, начинающиеся с ни, или сочетания далеко не, вовсе не, отнюдь не (см. выше, п. 6, примеч. 1. подпункт 2), например: ни с чем не сравнимое впечатление, ни от кого не зависимые страны, отнюдь не растворимые кристаллы; это явление ни из жизни, ни из искусства не устранимо. Исключение составляют слова, которые без не не употребляются, например: никем непобедимая армия, ни для кого непостижимый случай, ни при каких условиях неповторимый эксперимент.
Следует различать написание не со словами на -мый, образованными от переходных глаголов несовершенного вида: такие слова могут быть как страдательными причастиями настоящего времени, так и прилагательными (в первом случае написание с не раздельное, во втором — слитное). Причастиями они являются, если при них в качестве пояснительного слова употребляется творительный падеж действующего лица, реже творительный орудия (так называемый инструментальный); при наличии других пояснительных слов они становятся прилагательными (теряют значение страдательности и значение времени и приобретают качественное значение). Ср.: не любимый матерью ребенок — нелюбимые в детстве игры (во втором случае слово нелюбимый указывает на постоянный признак, обозначает при-мерно то же, что «неприятный», «нежелательный»); движение, не тормозимое воздухом — невидимая с Земли сторона Луны.
К прилагательным этого типа относятся: невидимый, невменяемый, невоспламеняемый, негасимый, недвижимый, неделимый, незабываемый, не-зримый, неизменяемый, нелюбимый, немыслимый, необлагаемый, неотчуждаемый, непереводимый, непередаваемый, непознаваемый, непроверяемый, неспрягаемый, нетерпимый и др. Ср. их написание при наличии пояснительных слов: неделимое на три число, незабываемые для нас встречи, сквозь незримые миру слезы, немыслимые в недавнем прошлом рекорды, непередаваемые простыми словами чувства, непроверяемые с давних пор счета, непроходимая в весеннюю пору грязь, несклоняемые в русском языке существительные, нетерпимое в нашем обществе поведение и т. д.
Читайте также: