Не паркетный пол никогда не смолкающий гул отнюдь не важный

Обновлено: 02.05.2024

Раздельно или слит­но пишет­ся «не» с при­ла­га­тель­ны­ми в зави­си­мо­сти от их раз­ря­да по зна­че­нию и от опре­де­лен­ной син­так­си­че­ской ситу­а­ции в кон­тек­сте.

С отно­си­тель­ны­ми и при­тя­жа­тель­ны­ми при­ла­га­тель­ны­ми части­ца «не» пишет­ся все­гда раз­дель­но, напри­мер:

  • не шел­ко­вое пла­тье,
  • не пар­кет­ный пол,
  • не вечер­ний поезд,
  • не сен­тябрь­ская про­хла­да,
  • не золо­тые часы,
  • не мор­ской кли­мат,
  • не соло­вьи­ные тре­ли,
  • не заячий след,
  • не отцов плащ,
  • не мами­но паль­то.

Слитно «не» с качественными прилагательными

От каче­ствен­но­го при­ла­га­тель­но­го в пол­ной фор­ме обра­зу­ет­ся с помо­щью при­став­ки не- сло­во с про­ти­во­по­лож­ным зна­че­ни­ем:

  • неве­се­лый рас­сказ — груст­ный рас­сказ,
  • негром­кая музы­ка — тихая музы­ка,
  • несиль­ное руко­по­жа­тие — сла­бое руко­по­жа­тие.

Такие прилагательные-антонимы пишут­ся слит­но с при­став­кой не-. У них суще­ству­ют сино­ни­мы (сло­ва с таким же зна­че­ни­ем) без при­став­ки.

В крат­кой фор­ме при­ла­га­тель­но­го это напи­са­ние сохра­ня­ет­ся:

Ваш рас­сказ мне неин­те­ре­сен.

Этот звук негро­мок и про­тя­жен.

В пред­ло­же­нии могут при­сут­ство­вать наре­чия меры и сте­пе­ни:

крайне, очень, весь­ма, абсо­лют­но, совер­шен­но, почти, в выс­шей сте­пе­ни и пр.

Они не вли­я­ют на слит­ное напи­са­ние при­ла­га­тель­ных с при­став­кой не-:

Это был крайне непри­ят­ный слу­чай.

Нам попал­ся абсо­лют­но нераз­го­вор­чи­вый попут­чик.

Совершенно незна­ко­мый чело­век ука­зал нам вер­ную доро­гу к вок­за­лу.

Прилагательные, в соста­ве кото­рых не- ста­ло кор­нем, то есть без не- не суще­ству­ет таких слов, пишут­ся слит­но, напри­мер:

  • неве­же­ствен­ный чело­век,
  • невзрач­ный дом,
  • нелю­ди­мый ста­рик,
  • неряш­ли­вый маль­чик,
  • неук­лю­жий мед­ве­жо­нок,
  • неутеш­ное горе,
  • неуём­ный инте­рес,
  • несу­свет­ный шум,
  • несу­раз­ный вопрос,

Раздельно «не» с качественными прилагательными

Если в пред­ло­же­нии име­ет­ся про­ти­во­по­став­ле­ние, сло­ва «отнюдь», «вовсе», «дале­ко», то каче­ствен­ное при­ла­га­тель­ное напи­шем раз­дель­но с отри­ца­тель­ной части­цей «не», напри­мер:

Он не роб­кий, а сме­лый чело­век.

Там течет не глу­бо­кий, а мел­кий ручей.

Эта река у дерев­ни не широ­кая, а узкая.

До дерев­ни отнюдь не дале­кая доро­га.

Это реше­ние вовсе не пра­виль­ное.

Ваш под­ход к про­бле­ме дале­ко не разу­мен.

Следует отли­чать рече­вую ситу­а­цию с про­ти­ви­тель­ным сою­зом «но«, в кото­рой нет про­ти­во­по­лож­ных друг дру­гу при­зна­ков пред­ме­та, они вполне сов­ме­сти­мы друг с дру­гом, то есть у пред­ме­та при­сут­ству­ют сра­зу два при­зна­ка без отри­ца­ния одно­го из них. Сравните:

  • У подру­ги не длин­ная, а корот­кая юбка.
  • У подру­ги недлин­ная, но яркая юбка (корот­кая и яркая).
  • Этот овраг не широ­кий, а узкий.
  • Этот овраг неши­ро­кий, но глу­бо­кий (узкий и глу­бо­кий).

Если в пред­ло­же­нии име­ют­ся в каче­стве пояс­ни­тель­ных слов отри­ца­тель­ное место­име­ние или наре­чие, в таком слу­чае части­цу «не» пишем раз­дель­но с при­ла­га­тель­ным:

  • Никому не извест­ная тро­пин­ка выве­ла нас к реке.
  • Нисколько не подо­зри­тель­ное пове­де­ние соба­ки успо­ко­и­ло нас.

С крат­ки­ми при­ла­га­тель­ны­ми, не име­ю­щи­ми пол­ной фор­мы или име­ю­щи­ми в пол­ной фор­ме дру­гое зна­че­ние, части­ца «не» пишет­ся раз­дель­но. Перечислим эти сло­ва:

не рад, не горазд, не дол­жен, не скло­нен, не готов, не прав, не наме­рен, не согла­сен.

В пред­ло­же­нии они выпол­ня­ют роль ска­зу­е­мо­го или явля­ют­ся его частью:

Девочка не рада наше­му при­хо­ду.

Он не согла­сен нам помочь.

Лектор не готов еще к выступ­ле­нию.

Я не дол­жен вам это объ­яс­нять.

В этой ситу­а­ции друг не наме­рен мол­чать.

Брат не обя­зан сде­лать это вме­сто това­ри­ща.

Правописание «не» с при­ла­га­тель­ны­ми (таб­ли­ца с при­ме­ра­ми)

1.не(сразу) замечаю,никем (не)топтанный, (не)ряшливый человек
2.вовсе (не)жарко, (не)замёрзшая река, (не)ясная речь.
3.(не)паркетный пол, никогда (не)смолкающий гул, отнюдь (не)важный.
4.ответить (не)верно, границы (не)закрыты, (не)сумевший реализовать срочно помогите ВПР

Не паркетный пол(можно вставить слово например сильно) , никогда не смолкающий гул(никогда не. всегда раздельно), отнюдь не важный(отнюдь не. всегда раздельно)

Новые вопросы в Русский язык

Помогите пожалуйста. Можно ли изменить в тексте порядок расположения зависимых друг от друга предложений?

ПОМОГИТЕ. ОЧЕНЬ НУЖНО. СРОЧНО. УМОЛЯЮ. ДАМ 60 БАЛЛОВ. Что такое текст? Как связаны между собой предложения в тексте? Как развивается мысль … в тексте? Что такое тема текста? Что такое основная мысль текста, что она передаёт?

2. Вставьте не, написав слитно или раздельно. Он не добрый, а злой. Он вовсе _добрый. Ни к кому _добрый. Далеко _добрый взгляд. Он _добрый, злой челов … ек. Он далеко _красавец. Он вовсе _красавец. Он … счастливый, _удачник. Приняты … отложные, срочные меры. Приняты совершенно _отложные меры. Он _брежный, _опрятный человек. щадный зной. настье на дворе. избежный конец. пролазная грязь. лепый поступок

Подчеркните в предложениях грамматические основы. Укажите сложное предложение с различными видами связи. 1.Был сентябрь, желтели магнолии, на коричнев … ых сухих виноград- никах весь день лаяли привязанные у шалашей собаки.2.Уже давно село солнце, но лес еще не успел стихнуть: горлинки журчали вблизи, кукушка куковала в отдаленье.3.Утром прошел дождь, зато сейчас над нами блистало чистое небо.​

9.Какое утверждение соответствует истине? 1) Лук и луг – это чередование 2) Берег и бережок – это чередование 3) Оба утверждения верны 4) Ни одно из у … тверждений не соответствует истине10.Подбор однокоренных слов может пригодиться 1) При поиске проверочного слова 2) При поиске грамматической основы предложения 3) Для постановки вопроса к слову 4) Ни в одном из этих случаев​

2. Допишите и обведите «огурчиками» связки не и ни. В отрицательных место- имениях подчеркните не, поставьте ударение. Душно, дышать нечем. Он (ничем … (не интересовался. На ве- чер идти _ _ в чем. Он _ в чём _ … уступал. Говорить о чем. Он _ о чём _ беспокоился. Удивляться _чему. Удивляться чему _ надо. _ _ к чему хорошему он _ готовился. Мне _чего вам сказать. Сказать _чего пока нельзя. Ей _ с кем поговорить. _ с кем она _ говорила. _чего здесь стоять. _чего всё равно …добьётесь.

6. В каком ряду указаны Однокоренные слова? 1) Кормить — кормил 2) Золото – золотишко 3) Вода – водитель4) Кот – Код 7. В каком ряду указаны Однокорен … ные слова? 1) Рыба - рыбы 2) Рыбак - рыбаки 3) Рыба - рыбак 4) Во всех​

dinasoft

ПОЖАЛУЙСТО ПОМОГИТЕ!!1Прочитайте текст определите количество смысловых частей в нём. 2 поставьте вопросы к основной и детализирующей информации текста … . назовите важную новую информацию, обоснуйте свой выбор. 3 озаглавьте текст найдите в нём основной довод в пользу сформулированный вами заголовка. ​

Какими средствами выразительности являються примеры из текста? Распредеди их по группам на эпитеты сравнения инверсии олицетворенияЗвёздам молились жр … ецыКак погребаДостоверные источники говорилиВечная ночьГнилые туманыЗвёзды воспевали поэтыДыхание ( ветра) разгонялоЗвёзды смотрелиБлаженное время ​

допишите окончания. сегодня дежурная в нашем (класс) оля. перед (первый урок) она готовит класс к (занятия). она вытирает пыль на ( парты),проветривае … т класс. На ( первый урок) мы писали (контрольная работа) по (математика). после (урок) оля собирает тетради для (контрольная работа) и отдает (учительница). затем она вытирает (классная доска) (влажная тряпка) и подметает пол возле (доска) (веник). Пожалуйста помогите

Укажите предложения с грамматическими ошибками (неправильное построение предложений с косвенной речью). Он сразу же заявил, чтобы Илья к нему перебрал … ся. Подойдя поближе, дежурный спросил, не нужно ли вам чего? Василий откашлялся и сказал спокойным голосом, что у меня горло болит. Хозяйка постоянно обращалась к гостям, что вы очень мало едите. Марья сказала, что она никогда не бывала в Москве.

Укажите предложения с грамматическими ошибками (неправильное построение предложений с косвенной речью). Люди говорили, будто он сын богатых родителей. … Он закричал ямщику, что трогайся. Проезжий спросил у прохожего, где бы тут, брат, отдохнуть? Дубровский спросил кузнеца, что ты здесь притаился? "Я вышел из кибитки и требовал, чтоб отвели меня к их начальству". (А.С. Пушкин)

ДАЮ 25 баллов.1. . Выписать все предложения с однородными членами и обобщающим словом, составить схемы.ТЕКСТРодовое имение ТургеневаТургенев прожил в … Спасском-Лутовинове около семнадцати лет. Здесь каждый уголок памятен Тургеневу с детства. Славу Спасского - Лутовинова поддерживал сам Тургенев, любивший эти места: и дороги, и тихие пруды, и сады, и леса, и парк. Всё перемешано в этом парке: липы и рябины, дубы и клёны, яблони и ёлки. Липовые аллеи больше всего нравились писателю во время цветения. Вдали от дорожек можно увидеть шляпки грибов. Зелень, вода в прудах, птичий гомон, деревенские песни, охота – всё это было миром Тургенева. Его письма, произведения, рассказы друзьям наполнены описаниями парка, его тенистых аллей, цветов на лужайках. В Спасском можно в полной мере почувствовать красоту и обаяние природы средней полосы России.​

Образуйте в простую превосходную степени. Уверенно, красиво, величественно устойчиво удобно громко строго дорого звонко просто ярко дёшево твердо ча … сто сухо жидко коротко низко редко узко высоко широко сладко. СРОЧНО ПОМОГИТЕ ДАМ 70 баллов


Преобразовать в косвенную речь, отметить комментирующую часть и чужую речь. 1. «Нужны подвиги, подвиги! Нужны такие слова, — подчёркивал М. Горький, — … которые бы звучали, как колокол набата, тревожили всё и, сотрясая, толкали вперёд». 2. «Нужны подвиги, подвиги! — восклицал М. Горький. — Нужны такие слова, которые бы звучали, как колокол набата, тревожили всё и, сотрясая, толкали вперёд». 3. «В чём смысл человеческих подвигов? — задавал я себе вопрос. — Вероятно, в том, что они совершаются для людей, для их блага, для движения вперёд».

приготовить рассказ на 3-5 минут любите ли вы природу какую за что подготовьте устное выступление для школьников учасников общества берегите родную пр … ироду

35 БАЛЛОВ Преобразовать в косвенную речь, отметить комментирующую часть и чужую речь. 1. «Нужны подвиги, подвиги! Нужны такие слова, — подчёркивал М. … Горький, — которые бы звучали, как колокол набата, тревожили всё и, сотрясая, толкали вперёд». 2. «Нужны подвиги, подвиги! — восклицал М. Горький. — Нужны такие слова, которые бы звучали, как колокол набата, тревожили всё и, сотрясая, толкали вперёд». 3. «В чём смысл человеческих подвигов? — задавал я себе вопрос. — Вероятно, в том, что они совершаются для людей, для их блага, для движения вперёд».

1.КАК ВЫ ПОНИМАЕТЕ ПОСТУПКИ АЛЕКСАНДРЫ АВРАМОВНЫ?2.ПОЧЕМУ ОНА ТАК ПОСТУПАЛА? ПОЖАЛУЙСТА ПОМОГИТЕЕЕ! ПЛИИИИЗ Текст из учебника: Жил на свете человек Ал … ександра Аврамовна Деревская (девичья фамилия Семёнова) родилась 6 мая 1902 года в семье работника нефтепромыслов. До 1918 года Александра училась в женской гимназии. Потом стала работать в госпитале в родном городе. Тут она познакомилась с раненным красноармейцем Емельяном Константиновичем Деревским, который стал её мужем. Своих детей у семьи не было. Деревские взяли на воспитание троих детей-сирот. Супруги не были по профессии педагогами, но они умели в своей дружной семье повседневно утверждать дух взаимопомощи, уважения друг к другу, стремление к знаниям, к честному труду. А у самой Александры Аврамовны крепло стремление обогреть своим теплом, душевностью, нежностью, заботливыми руками всех тех деток-сирот, которые встречались на её жизненном пути и, которые, по её мнению в этом нуждались. В суровые годы Великой Отечественной войны в полной мере раскрылись благородство и самопожертвование семьи Деревских, когда они в свою и без того многочисленную семью взяли на воспитание семнадцать маленьких ленинградцев, родители которых погибли на фронте или умерли от голода. К концу войны Деревские усыновили и удочерили 35 сирот. Здесь нашли семейный уют дети русских, украинцев, узбеков, евреев, немцев, мордвин, чувашей и представителей других народов. А.А. Деревская умерла 22 июня 1959 года, была похоронена на городском кладбище в городе Ромны. На её могиле установлена плита: «Ты наша совесть, наша молитва Мама. Земной поклон тебе. Твои дети (далее перечислены имена 48 детей)». Именем А.А. Деревской названа малая планета № 2400.

ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА. (По рассказу Сергей ЛукьяненкоНовая, новая сказка. )Почему свой рассказ автор называет сказкой?

1.Укажите, где правда, а где ложь. • 1.наука о русском языке имеет много разделов • 2.орфография изучает звуки речи • 3.лексикология изучает слова • 4 … .синтаксис изучает предложение и существительное 2.Выберите понятия, с которыми мы познакомились, когда изучали морфемику. • 1.существительное • 2.корень • 3антонимы • 4.основа • 5.прилагательное • 6.глагол 3.Расположите в правильной последовательности, начиная с минимальной единицы языка • 1.звуки речи • 2.части речи • 3.части слова • 4.буквы 4.Выберите предложения, в которых сделаны орфографические ошибки. • 1.Под сталом лежит и жмурится кот. • 2.На празднике, все поздравляли ветеранов. • 3.Скора начнутся холода и пайдёт снег. • 4.Вчера ребята пришли домой позно. 5.Выберите предложения, в которых сделаны пунктуационные ошибки. • 1.Низко над землёй летают ластачки. • 2.Дождь, с силой, барабанил, по крыше. • 3.Яна почему ты не слушаешь что я тебе гаворю. • 4.Давай пойдём в музей, и, посмотрим на картины. 6.Если человек неправильно произносит сочетания звуков или неправильно ставить удаление в словах, то такие ошибки называются. • 1.орфографическими • 2.морфологическими • 3.графическими • 4.орфоэпическими 7.Выберите понятия, с которыми мы познакомились, когда изучали фонетику. • 1.суффикс • 2.алфавит • 3.звонкие • 4.гласные • 5.безударные • 6.приставка 8.Слова как части речи изучает такая наука, как. • 1.морфемика • 2.морфология • 3.лексика 4.синтаксис 9. Распределите слова по разделам языка : фонетика, лексика, фразеология, морфемика, словообразование, морфология, синтаксис Звук, слово, предложение, слог, лексическое значение, сказумое, корень, синоним, вид, определение, приставка, подлежащее, гласный звук, антоним, суффиксальный, дополнение, согласный звук, многозначное слово, фразеологизм окончание, прямое значение, второстепенный член, переход из одной части речи в другую, переносное значение, ударение, обстоятельство, гласный, омоним, суффикс, падеж, приставочный

Анализируя предложения из рассказа «Судьба человека» Михаила Шолохова, установите соответствие между выделенным словом, его принадлежностью к части ре … чи и функцией в предложении. 1) А он КАК обвил мою шею ручонками, ТАК И не оторвался до самого места. 2) «Папка родненький! Я знал! Я знал, ЧТО ты меня найдешь!» 3) И я из последних сил, но пошёл. КАК ТОЛЬКО солнце село, немцы усилили конвой, на грузовой подкинули еще человек двадцать автоматчиков, погнали нас ускоренным маршем. 4) Была семья, свой дом, всё это лепилось годами, И всё рухнуло в единый миг, остался я один ------------------------------------------------------------------------------------ A) подчинительный союз; служит для связи предложений в тексте С) сочинительный союз; служит для связи предложений в тексте И) подчинительный союз; служит для связи простых предложений в составе сложного Б) сочинительный союз; служит для связи однородных членов предложения В) сочинительный союз; служит для связи простых предложений в составе сложного


Задание 13 № 587

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Люди, (не)бывавшие на экваторе, не могут представить себе зимний тропический дождь.

Птиц гонит на юг (не)наступающий холод, а отсутствие корма.

В детстве Чехов был (не)истощим на выдумки.

Андрей вошёл в ещё (не)освещённый холл гостиницы.

Мне (не)хотелось домой.

Пояснение (см. также Правило ниже).

Приведем верное написание:

Люди, не бывавшие на экваторе, не могут представить себе зимний тропический дождь.

Птиц гонит на юг не наступающий холод, а отсутствие корма.

В детстве Чехов был неистощим на выдумки. Слово неистощим не является причастием, это прилагательное на ИМ Смотрите правило к заданию 12.2, пункт 6.

Андрей вошёл в ещё не освещённый холл гостиницы.

Мне не хотелось домой.

Раздел кодификатора: Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи. Правописание НЕ и НИ.

Правило: Задание 13. Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с разными частями речи

Пра­во­пи­са­ние НЕ и НИ.

По спе­ци­фи­ка­ции в за­да­нии дан­но­го типа про­ве­ря­ет­ся:

−уме­ние от­ли­чать ча­сти­цу НЕ от ча­сти­цы НИ;

−уме­ние от­ли­чать при­став­ку НЕ от при­став­ки НИ;

−уме­ние пи­сать слит­но или раз­дель­но НЕ со всеми ча­стя­ми речи.

В связи с этим об­ра­ща­ем вни­ма­ние на то, что усло­вие за­да­ний в за­ви­си­мо­сти от его целей может су­ще­ствен­но раз­ли­чать­ся. При этом также от­ме­ча­ем, что в ти­по­вых за­да­ни­ях ЕГЭ (ав­то­ры Цы­буль­ко И.П., Львов, Его­ра­е­ва) про­ве­ря­ет­ся лишь уме­ние пи­сать слит­но или раз­дель­но НЕ с раз­ны­ми ча­стя­ми речи, а в за­да­ни­ях дру­гих ав­то­ров, в том числе Се­ни­ной, ММИО (Стат­Град) пред­став­ле­ны и за­да­ния на выбор НЕ или НИ. Ре­дак­ция РЕ­ШУ­ЕГЭ также счи­та­ет не­об­хо­ди­мым рас­ши­рять типы дан­но­го за­да­ния в пре­де­лах спе­ци­фи­ка­ции те­ку­ще­го года.

Также об­ра­ща­ем вни­ма­ние на то, что ряд пра­вил, при по­мо­щи ко­то­рых про­ве­ря­ет­ся на­пи­са­ние, не изу­ча­ет­ся в школь­ном курсе. Такие пра­ви­ла от­ме­че­ны знач­ком *.

12.1 Слит­ное и раз­дель­ное на­пи­са­ние ча­стиц НЕ и НИ.

Ча­сти­ца НЕ пи­шет­ся раз­дель­но:

1) Если есть или под­ра­зу­ме­ва­ет­ся про­ти­во­по­став­ле­ние с име­на­ми, на­ре­чи­я­ми и при­ча­сти­я­ми.

Сле­ду­ет раз­ли­чать пря­мое про­ти­во­по­став­ле­ние, при ко­то­ром один из двух при­зна­ков, на­зван­ных при­ла­га­тель­ны­ми, от­ри­ца­ет­ся, а вто­рой—утвер­жда­ет­ся, и про­ти­во­по­став­ле­ние с усту­пи­тель­ным от­тен­ком зна­че­ния, при ко­то­ром оба при­зна­ка, на­зван­ные при­ла­га­тель­ны­ми, при­пи­сы­ва­ют­ся пред­ме­ту, т. е. име­ет­ся про­ти­во­по­став­ле­ние, но без от­ри­ца­ния.

1) Это не сча­стье, а горе. Река не мел­кая (глу­бо­кая). Ты мне не друг. Шли не быст­ро, а мед­лен­но. Не смол­ка­ю­щий, а на­рас­та­ю­щий гул.

2) *С при­ла­га­тель­ны­ми, на­ре­чи­я­ми на -о и при­ча­сти­я­ми, сло­ва­ми на -мый, если про­ти­во­по­став­ле­ние под­ра­зу­ме­ва­ет­ся и от­ри­ца­ние уси­ли­ва­ет­ся сло­ва­ми:

а) вовсе не, от­нюдь не, да­ле­ко не, ни­чуть не, ни­ма­ло не;

б) от­ри­ца­тель­ны­ми ме­сто­имен­ны­ми сло­ва­ми: ни­сколь­ко не, никак не, ни­ко­го не, ни­ко­му не, никем не, ни­ко­гда не, ни­ку­да не, ни­ка­кой не, ни­че­го не, ни­че­му не, ничем не и т. п.

а) Это вовсе не прав­да; Этот слу­чай вовсе не уни­ка­лен; Это от­нюдь не оче­вид­но; Она да­ле­ко не храб­рая; Че­ло­век он ни­чуть не глу­пый; Рас­ска­зы­вать об этом ни­чуть не ве­се­ло; Ни­ма­ло не смущён; Она вовсе не об­ра­зо­ван­нее мужа;

б)Слу­чай никак не под­хо­дя­щий; Ни­ку­да не год­ный про­ект; Ни­ка­кой он мне не при­я­тель; ни­сколь­ко не за­вист­ли­вый, ни­ко­му не нуж­ный, ни в коем слу­чае не бес­по­лез­ный, ни на что не год­ный, ни к чему не спо­со­бен, ничем не ин­те­рес­ный; Он ни­сколь­ко не кра­си­вее своей сест­ры;

3) *С крат­ки­ми при­ла­га­тель­ны­ми, ко­то­рые не упо­треб­ля­ют­ся в пол­ной форме.

4) *С от­гла­голь­ны­ми при­ла­га­тель­ны­ми, об­ра­зо­ван­ны­ми от пе­ре­ход­ных гла­го­лов не­со­вер­шен­но­го вида с по­мо­щью суф­фик­сов -ем-, -им- толь­ко при на­ли­чии за­ви­си­мо­го слова в тво­ри­тель­ном па­де­же. 4) Не лю­би­мый мною пред­мет пред­сто­я­ло сда­вать в этом году.

Этот слу­чай тре­бу­ет до­пол­ни­тель­ных по­яс­не­ний. Сле­ду­ет раз­ли­чать на­пи­са­ние не со сло­ва­ми на -мый, об­ра­зо­ван­ны­ми от пе­ре­ход­ных гла­го­лов не­со­вер­шен­но­го вида: такие слова могут быть как стра­да­тель­ны­ми при­ча­сти­я­ми на­сто­я­ще­го вре­ме­ни, так и при­ла­га­тель­ны­ми (в пер­вом слу­чае на­пи­са­ние с не раз­дель­ное, во вто­ром – слит­ное). При­ча­сти­я­ми они яв­ля­ют­ся, если при них в ка­че­стве по­яс­ни­тель­но­го слова упо­треб­ля­ет­ся тво­ри­тель­ный падеж дей­ству­ю­ще­го лица, реже тво­ри­тель­ный ору­дия (так на­зы­ва­е­мый ин­стру­мен­таль­ный); при на­ли­чии дру­гих по­яс­ни­тель­ных слов они ста­но­вят­ся при­ла­га­тель­ны­ми (те­ря­ют зна­че­ние стра­да­тель­но­сти и зна­че­ние вре­ме­ни и при­об­ре­та­ют ка­че­ствен­ное зна­че­ние). Ср.: не лю­би­мый ма­те­рью ре­бе­нок – не­лю­би­мые в дет­стве игры (во вто­ром слу­чае слово не­лю­би­мый ука­зы­ва­ет на по­сто­ян­ный при­знак, обо­зна­ча­ет при­мер­но то же, что «не­при­ят­ный», «не­же­ла­тель­ный»); дви­же­ние, не тор­мо­зи­мое воз­ду­хом – не­ви­ди­мая с Земли сто­ро­на Луны.

К при­ла­га­тель­ным этого типа от­но­сят­ся: не­ви­ди­мый, не­вме­ня­е­мый, невос-пла­ме­ня­е­мый, не­га­си­мый, не­дви­жи­мый, не­де­ли­мый, не­за­бы­ва­е­мый, не-зри­мый, не­из­ме­ня­е­мый, не­лю­би­мый, не­мыс­ли­мый, не­об­ла­га­е­мый, неот-чуж­да­е­мый, не­пе­ре­во­ди­мый, не­пе­ре­да­ва­е­мый, не­по­зна­ва­е­мый, не­про­ве­ря­е­мый, не­спря­га­е­мый, не­тер­пи­мый и др. Ср. их на­пи­са­ние при на­ли­чии по­яс­ни­тель­ных слов: не­де­ли­мое на три число, не­за­бы­ва­е­мые для нас встре­чи, сквозь не­зри­мые миру слезы, не­мыс­ли­мые в не­дав­нем про­шлом ре­кор­ды, не­пе­ре­да­ва­е­мые про­сты­ми сло­ва­ми чув­ства, не­про­ве­ря­е­мые с дав­них пор счета, не­про­хо­ди­мая в ве­сен­нюю пору грязь, не­скло­ня­е­мые в рус­ском языке су­ще­стви­тель­ные, не­тер­пи­мое в нашем об­ще­стве по­ве­де­ние и т.д.

6) *С на­ре­чи­я­ми и сло­ва­ми ка­те­го­рии со­сто­я­ния

а) в срав­ни­тель­ной сте­пе­ни

б) в роли ска­зу­е­мо­го без­лич­но­го ска­зу­е­мо­го

6) дви­гал­ся не гром­че, го­во­рил не быст­рее

мне не надо, ей не нужно

7) в от­ри­ца­тель­ных ме­сто­име­ни­ях с пред­ло­гом с уда­ре­ни­ем

7) не с кем, не в чем, не о ком

7) в от­ри­ца­тель­ных ме­сто­име­ни­ях с пред­ло­гом без уда­ре­ния

7) ни с кем, ни в чём, ни о ком

12.2 Слит­ное на­пи­са­ние НЕ и НИ.

Ча­сти­ца не пи­шет­ся слит­но:

1) Если слово без НЕ не упо­треб­ля­ет­ся.

а) Су­ще­стви­тель­ные: не­бы­ли­ца, не­ва­ляш­ка, не­ве­же­ство, не­веж­да, не­взго­да, не­ви­даль, не­ви­дим­ка, не­воль­ник, не­го­дяй, не­до­тро­га, недуг, не­за­буд­ка, не­на­висть, не­на­стье, не­по­лад­ки, не­по­се­да, не­ря­ха, не­смышлёныш, не­удач­ник, не­христь;

б) при­ла­га­тель­ные и на­ре­чия, об­ра­зо­ван­ные от них: не­бреж­ный, не­взрач­ный, не­воз­вра­ти­мый, не­вре­ди­мый, не­из­беж­ный, не­из­мен­ный, не­ле­пый, не­об­хо­ди­мый, не­по­бе­ди­мый, не­пре­стан­ный, не­раз­луч­ный, не­ска­зан­ный, не­скон­ча­е­мый, не­смол­ка­е­мый, не­со­мнен­ный, не­срав­нен­ный, не­су­раз­ный, не­счаст­ный, не­ук­лю­жий, не­стер­пи­мый, не­по­ко­ле­би­мый, не­пре­ре­ка­е­мый, не­укро­ти­мый; не­бреж­но, не­ле­по, не­об­хо­ди­мо, не­со­мнен­но;

в) гла­го­лы: не­взви­деть, не­взлю­бить, не­го­до­вать, не­до­мо­гать, не­сдоб­ро­вать, не­на­ви­деть, не­здо­ро­вить­ся, не­мо­жет­ся, не­до­уме­вать, нейдёт, неймётся;

г) на­ре­чия и дру­гие не­из­ме­ня­е­мые слова: нев­мо­го­ту, нев­мочь, нев­терпёж, не­вдомёк, не­взна­чай, нев­про­во­рот, нель­зя, не­на­ро­ком, не­ужто,не­хо­тя; не­смот­ря на, не­взи­рая на (пред­ло­ги)

2) *НЕ яв­ля­ет­ся ча­стью при­став­ки НЕДО, ко­то­рая придаёт гла­го­лам зна­че­ние не­пол­но­ты , не­до­ста­точ­но­сти по срав­не­нию с какой-ни­будь нор­мой». Это же пра­ви­ла ра­бо­та­ет и в при­ча­сти­ях, об­ра­зо­ван­ных от гла­го­лов с при­став­кой НЕДО. При­став­ка НЕДО- часто бы­ва­ет ан­то­ни­мич­на при­став­ке ПЕРЕ-: не­до­со­лить - пе­ре­со­лить, не­до­вы­пол­нить- пе­ре­вы­пол­нить, не­до­лить - пе­ре­лить, не­до­дать- пе­ре­дать.

3) С су­ще­стви­тель­ны­ми, при­ла­га­тель­ны­ми, на­ре­чи­я­ми на -о, -е, когда об­ра­зу­ет­ся новое слово, новое по­ня­тие, часто с от­ри­ца­тель­ным ка­че­ством.

3) не­сча­стье (беда), нелёгкий (труд­ный), нелёгок, не­кра­сив, не­да­ле­ко (близ­ко), не­по­да­ле­ку

4) *В со­че­та­нии с при­ла­га­тель­ны­ми и на­ре­чи­я­ми слова, обо­зна­ча­ю­щих сте­пень ка­че­ства: очень, край­не, весь­ма, чрез­вы­чай­но, явно, до­воль­но (до­воль­но-таки), до­ста­точ­но, во­пи­ю­ще, ис­клю­чи­тель­но, в выс­шей сте­пе­ни не ока­зы­ва­ют вли­я­ния на слит­ное или раз­дель­ное на­пи­са­ние, по­это­му НЕ пи­шет­ся слит­но.

6) *В от­гла­голь­ных при­ла­га­тель­ных, об­ра­зо­ван­ных от не­пе­ре­ход­ных гла­го­лов или пе­ре­ход­ных гла­го­лов со­вер­шен­но­го вида с по­мо­щью суф­фик­сов -ем-, -им-. Это не при­ча­стия, так как при­ча­стия с суф­фик­са­ми -ем, -им долж­ны быть толь­ко не­со­вер­шен­но­го вида, они же на­сто­я­ще­го вре­ме­ни.

6) не­увя­да­е­мый, не­ис­ся­ка­е­мый, не­при­ми­ри­мый, не­пре­одо­ли­мый, не­укро­ти­мый, не­ис­чер­па­е­мый, не­со­кру­ши­мый.

7) в от­ри­ца­тель­ных и не­опре­делённых ме­сто­име­ни­ях и на­ре­чи­ях в за­ви­си­мо­сти от уда­ре­ния, Е или И, но слит­но.

7) нЕ­ко­го-ни­ко­гО, нЕ­че­го-ни­че­гО, нЕкем-никЕм, нЕчем-ничЕм, нЕгде-нигдЕ, нЕ­от­ку­да-нИ­от­ку­да, нЕ­за­чем-ни­за­чЕм, не­ко­гда-ни­ко­гдА.

12.3. Ча­сти­цы НЕ и НИ от­ли­ча­ют­ся по зна­че­нию:

Для пра­виль­но­го вы­бо­ра ча­стиц НЕ и НИ сле­ду­ет учи­ты­вать их смыс­ло­вые раз­ли­чия. От­ра­зим их в таб­ли­цах.

Ос­нов­ные слу­чаи упо­треб­ле­ния от­ри­ца­тель­ных ча­стиц

Писем и те­ле­грамм не было.

Брат не похож на об­ман­щи­ка.

1) для уси­ле­ния от­ри­ца­ния, вы­ра­жен­но­го ча­сти­цей НЕ

Ни писем, ни те­ле­грамм не было.

Брат не похож ни на об­ман­щи­ка, ни на шут­ни­ка.

Меня не ин­те­ре­су­ют ни звёзды, ни луна.

2) для вы­ра­же­ния утвер­жде­ния с от­тен­ком дол­жен­ство­ва­ния (двой­ное от­ри­ца­ние):

Он не мог не по­зво­нить.

На небе ни об­лач­ка.

3) для вы­ра­же­ния не­воз­мож­но­сти в без­лич­ных пред­ло­же­ни­ях:

Не до­гнать тебе бе­ше­ной трой­ки!

Не бы­вать войне-по­жа­ру!

3) для эмо­ци­о­наль­но­го вы­ра­же­ния за­пре­та, при­ка­за, дол­жен­ство­ва­ния:

4) при вы­ра­же­нии не­уве­рен­но­сти, опа­се­ния или вос­хи­ще­ния:

Не гость ли ты мой?

Как бы мороз не уда­рил!

Он ни стар, ни молод, ни толст, ни тонок (ср.: Он не то стар, не то молод).

5) в во­про­си­тель­но-вос­кли­ца­тель­ных пред­ло­же­ни­ях при вы­ра­же­нии под­черк­ну­то­го утвер­жде­ния:

Кто не про­кли­нал стан­ци­он­ных смот­ри­те­лей, кто с ними не бра­нил­ся!

Разве не прав­да, что мы по­ум­не­ли?

Чем бы дитя ни те­ши­лось, лишь бы не пла­ка­ло.

Слож­ные слу­чаи раз­гра­ни­че­ния НИ и НЕ

1.В при­да­точ­ных пред­ло­же­ни­ях. Срав­ни­те:

Когда брат не при­хо­дил, все чув­ство­ва­ли скуку.

НИ вы­ра­жа­ет утвер­жде­ние с от­тен­ком обоб­щен­но­сти:

Когда бы брат ни при­хо­дил, он все­гда вно­сил ожив­ле­ние и ра­дость.

2. В обо­ро­тах не один и ни один; не раз и ни разу. Срав­ни­те:

Не один из нас (т.е. мно­гие) был готов к вос­хож­де­нию.

Ни один из нас (т.е. никто) не был к вос­хож­де­нию.

3. В ме­сто­имен­ных обо­ро­тах. Срав­ни­те:

Не кто иной, как дятел, глухо сту­чал в лесу.

Эти обо­ро­ты упо­треб­ля­ют­ся в от­ри­ца­тель­ных пред­ло­же­ни­ях и слу­жат для уси­ле­ния от­ри­ца­ния: никто . не; ничто . не:

Никто иной не вывел бы нас на вер­ную тропу.

Ничто иное, кроме му­зы­ки, меня не увле­ка­ло так силь­но.

Со­став­ные уси­ли­тель­ные обо­ро­ты с ча­сти­цей ни:

во что бы то ни cталo, как бы то ни было, где бы то ни было, куда бы то ни было, как ни в чём не бы­ва­ло и др.

Раз­ли­ча­ет­ся на­пи­са­ние не с от­гла­голь­ны­ми при­ла­га­тель­ны­ми на -мый и с при­ча­сти­я­ми на -мый; при на­ли­чии по­яс­ни­тель­ных слов пер­вые пи­шут­ся слит­но (как и оты­мен­ные при­ла­га­тель­ные), вто­рые — раз­дель­но, на­при­мер:

а) не­оби­та­е­мый с дав­них пор ост­ров, не­рас­тво­ри­мые в воде кри­стал­лы, не­раз­ли­чи­мые в тем­но­те фи­гу­ры людей;

б) не по­се­ща­е­мые охот­ни­ка­ми за­по­вед­ни­ки, не чи­та­е­мые не­спе­ци­а­ли­ста­ми жур­на­лы, не лю­би­мый ма­те­рью ре­бе­нок.

К при­ла­га­тель­ным на -мый от­но­сят­ся слова, об­ра­зо­ван­ные от не­пе­ре­ход­ных гла­го­лов (на­при­мер: не­за­ви­си­мый, не­про­мо­ка­е­мый, не­сго­ра­е­мый) или от гла­го­лов со­вер­шен­но­го вида (на­при­мер: не­ис­пра­ви­мый, не­осу­ще­стви­мый, не­раз­ру­ши­мый). На эти слова рас­про­стра­ня­ют­ся общие пра­ви­ла на­пи­са­ния не с при­ла­га­тель­ны­ми, т. е. они пи­шут­ся слит­но и при на­ли­чии по­яс­ни­тель­ных слов (при­ме­ры см. выше), а также в крат­кой форме (на­при­мер: ост­ров не­оби­та­ем, бо­лезнь не­из­ле­чи­ма, эти стра­ны эко­но­ми­че­ски не­за­ви­си­мы). Од­на­ко оста­ет­ся в силе пра­ви­ло раз­дель­но­го на­пи­са­ния при­ла­га­тель­ных с не, если в ка­че­стве по­яс­ни­тель­ных слов вы­сту­па­ют ме­сто­име­ния и на­ре­чия, на­чи­на­ю­щи­е­ся с ни, или со­че­та­ния да­ле­ко не, вовсе не, от­нюдь не (см. выше, п. 6, при­меч. 1. под­пункт 2), на­при­мер: ни с чем не срав­ни­мое впе­чат­ле­ние, ни от кого не за­ви­си­мые стра­ны, от­нюдь не рас­тво­ри­мые кри­стал­лы; это яв­ле­ние ни из жизни, ни из ис­кус­ства не устра­ни­мо. Ис­клю­че­ние со­став­ля­ют слова, ко­то­рые без не не упо­треб­ля­ют­ся, на­при­мер: никем не­по­бе­ди­мая армия, ни для кого не­по­сти­жи­мый слу­чай, ни при каких усло­ви­ях не­по­вто­ри­мый экс­пе­ри­мент.

Сле­ду­ет раз­ли­чать на­пи­са­ние не со сло­ва­ми на -мый, об­ра­зо­ван­ны­ми от пе­ре­ход­ных гла­го­лов не­со­вер­шен­но­го вида: такие слова могут быть как стра­да­тель­ны­ми при­ча­сти­я­ми на­сто­я­ще­го вре­ме­ни, так и при­ла­га­тель­ны­ми (в пер­вом слу­чае на­пи­са­ние с не раз­дель­ное, во вто­ром — слит­ное). При­ча­сти­я­ми они яв­ля­ют­ся, если при них в ка­че­стве по­яс­ни­тель­но­го слова упо­треб­ля­ет­ся тво­ри­тель­ный падеж дей­ству­ю­ще­го лица, реже тво­ри­тель­ный ору­дия (так на­зы­ва­е­мый ин­стру­мен­таль­ный); при на­ли­чии дру­гих по­яс­ни­тель­ных слов они ста­но­вят­ся при­ла­га­тель­ны­ми (те­ря­ют зна­че­ние стра­да­тель­но­сти и зна­че­ние вре­ме­ни и при­об­ре­та­ют ка­че­ствен­ное зна­че­ние). Ср.: не лю­би­мый ма­те­рью ре­бе­нок — не­лю­би­мые в дет­стве игры (во вто­ром слу­чае слово не­лю­би­мый ука­зы­ва­ет на по­сто­ян­ный при­знак, обо­зна­ча­ет при-мерно то же, что «не­при­ят­ный», «не­же­ла­тель­ный»); дви­же­ние, не тор­мо­зи­мое воз­ду­хом — не­ви­ди­мая с Земли сто­ро­на Луны.

К при­ла­га­тель­ным этого типа от­но­сят­ся: не­ви­ди­мый, не­вме­ня­е­мый, не­вос­пла­ме­ня­е­мый, не­га­си­мый, не­дви­жи­мый, не­де­ли­мый, не­за­бы­ва­е­мый, не-зри­мый, не­из­ме­ня­е­мый, не­лю­би­мый, не­мыс­ли­мый, не­об­ла­га­е­мый, не­от­чуж­да­е­мый, не­пе­ре­во­ди­мый, не­пе­ре­да­ва­е­мый, не­по­зна­ва­е­мый, не­про­ве­ря­е­мый, не­спря­га­е­мый, не­тер­пи­мый и др. Ср. их на­пи­са­ние при на­ли­чии по­яс­ни­тель­ных слов: не­де­ли­мое на три число, не­за­бы­ва­е­мые для нас встре­чи, сквозь не­зри­мые миру слезы, не­мыс­ли­мые в не­дав­нем про­шлом ре­кор­ды, не­пе­ре­да­ва­е­мые про­сты­ми сло­ва­ми чув­ства, не­про­ве­ря­е­мые с дав­них пор счета, не­про­хо­ди­мая в ве­сен­нюю пору грязь, не­скло­ня­е­мые в рус­ском языке су­ще­стви­тель­ные, не­тер­пи­мое в нашем об­ще­стве по­ве­де­ние и т. д.

Читайте также: