Не держись устава яко слепой стены

Обновлено: 18.04.2024

[ Зач. 17. ] Бы́сть же належа́щу Ему́ наро́ду, да бы́ша слы́шали сло́во Бо́жiе, и То́й бѣ́ стоя́ при­­ е́зерѣ Ген­нисаре́тстѣ:

Влѣ́зъ же въ еди́нъ от­ кораблю́, и́же бѣ́ Си́моновъ, моли́ его́ от­ земли́ от­ступи́ти ма́ло: и сѣ́дъ уча́­ше изъ корабля́ наро́ды.

Я́коже преста́ глаго́ля, рече́ къ Си́мону: поступи́ во глубину́, и вве́рзите мре́жи ва́шя въ лови́тву.

И от­вѣща́въ Си́монъ рече́ Ему́: Наста́вниче, объ но́щь всю́ тру́ждшеся, ничесо́же я́хомъ: по глаго́лу же Тво­ему́ вве́ргу мре́жу.

И поману́ша при­­ча́ст­никомъ, и́же бѣ́ху во друзѣ́мъ корабли́, да при­­ше́дше помо́гутъ и́мъ: и прiидо́ша, и испо́лниша о́ба корабля́, я́ко погружа́тися и́ма.

Ви́дѣвъ же Си́монъ Пе́тръ, при­­паде́ къ колѣ́нома Иису́совома, глаго́ля: изы́ди от­ мене́, я́ко му́жъ грѣ́шенъ е́смь, Го́споди.

Та́кожде же Иа́кова и Иоа́н­на сы́на Зеведе́ова, я́же бѣ́ста обе́щника Си́монови. И рече́ къ Си́мону Иису́съ: не бо́йся: от­се́лѣ бу́деши человѣ́ки ловя́.

[ Зач. 18. ] И бы́сть егда́ бѣ́ Иису́съ во еди́номъ от­ градо́въ, и се́, му́жъ испо́лнь прокаже́нiя: и ви́дѣвъ Иису́са, па́дъ ни́цъ, моля́ся Ему́, глаго́ля: Го́споди, а́ще хо́щеши, мо́жеши мя́ очи́стити.

И То́й заповѣ́да ему́ ни кому́же повѣ́дати: но ше́дъ покажи́ся иере́ови, и при­­неси́ о очище́нiи тво­е́мъ, я́коже повелѣ́ Моисе́й, во свидѣ́тел­ст­во и́мъ.

Прохожда́­ше же па́че сло́во о Не́мъ: и схожда́хуся наро́ди мно́зи слы́шати и цѣли́тися от­ Него́ от­ неду́гъ сво­и́хъ.

[ Зач. 19. ] И бы́сть во еди́нъ от­ дні́й, и То́й бѣ́ учя́: и бѣ́ху сѣдя́ще фарисе́е и законо­учи́телiе, и́же бѣ́ху при­­шли́ от­ вся́кiя ве́си Галиле́йскiя и Иуде́йскiя и Иерусали́мскiя: и си́ла Госпо́дня бѣ́ исцѣля́ющи и́хъ:

и се́ му́жiе нося́ще на одрѣ́ человѣ́ка, и́же бѣ́ разсла́бленъ, и иска́ху внести́ его́ и положи́ти предъ Ни́мъ:

и не обрѣ́тше кудѣ́ внести́ его́ наро́да ра́ди, взлѣ́зше на хра́мъ, сквоз­ѣ́ скуде́лы <кро́въ скуде́льный>низвѣ́сиша его́ со одро́мъ на среду́ предъ Иису́са.

И нача́ша помышля́ти кни́жницы и фарисе́е, глаго́люще: кто́ е́сть се́й, и́же глаго́летъ хулы́, кто́ мо́жетъ оставля́ти грѣ́хи, то́кмо еди́нъ Бо́гъ?

Разумѣ́въ же Иису́съ помышле́нiя и́хъ, от­вѣща́въ рече́ къ ни́мъ: что́ помышля́ете въ сердца́хъ ва́шихъ?

Но да увѣ́сте, я́ко вла́сть и́мать Сы́нъ Человѣ́ческiй на земли́ от­пуща́ти грѣхи́, [рече́ разсла́блен­ному:] тебѣ́ глаго́лю: воста́ни и воз­ми́ о́дръ тво́й, и иди́ въ до́мъ тво́й.

И у́жасъ прiя́тъ всѣ́хъ, и сла́вляху Бо́га: и испо́лнишася стра́ха, глаго́люще, я́ко ви́дѣхомъ пресла́вная дне́сь.

[ Зач. 20. ] И посе́мъ изы́де, и узрѣ́ мытаря́ и́менемъ Леві́ю, сѣдя́ща на мы́тницѣ, и рече́ ему́: иди́ по Мнѣ́.

И сотвори́ учрежде́нiе ве́лiе Леві́й Ему́ въ дому́ сво­е́мъ: и бѣ́ наро́дъ мытаре́й мно́гъ, и инѣ́хъ, и́же бя́ху съ ни́мъ воз­лежа́ще.

И ропта́ху кни́жницы на Него́ и фарисе́е, ко ученико́мъ Его́ глаго́люще: почто́ съ мытари́ и грѣ́шники я́сте и пiе́те?

[ Зач. 21. ] Они́ же рѣ́ша къ Нему́: почто́ ученицы́ Иоа́н­новы постя́т­ся ча́сто и моли́твы творя́тъ, та́кожде и фарисе́йстiи, а Тво­и́ ядя́тъ и пiю́тъ?

О́нъ же рече́ къ ни́мъ: еда́ мо́жете сыны́ бра́чныя, до́ндеже жени́хъ съ ни́ми е́сть, сотвори́ти пости́тися?

Глаго́лаше же и при́тчу къ ни́мъ, я́ко никто́же при­­ставле́нiя ри́зы но́вы при­­ставля́етъ на ри́зу ве́тху: а́ще ли же ни́, и но́вую раздере́тъ, и ве́тсѣй не согласу́етъ е́же от­ но́ваго.

И никто́же влива́етъ вина́ но́ва въ мѣ́хи ве́тхи: а́ще ли же ни́, расто́ргнетъ но́вое вино́ мѣ́хи, и само́ излiе́т­ся, и мѣ́си поги́бнутъ:

Александр Антонов

Александр Антонов

Александр Антонов запись закреплена

В УСТАВАХ ПОРЯДКИ ПИСАНЫ, А ВРЕМЕНИ И СЛУЧАЕВ НЕТ, А ПОСЕМУ НЕ СЛЕДУЕТ ДЕРЖАТЬСЯ УСТАВА ЯКО СЛЕПОЙ СТЕНЫ
Петр I

Петровские заповеди: “Врагов не считают - их бьют”,
“Флага перед неприятелем не спускать ни при каких обстоятельствах”, "Драться до последнего, а в крайний момент корабль уничтожить” легли в основу боевых традиций Российского флота.

Петровский «УСТАВ МОРСКОЙ» на 25 лет моложе петровского флота. Само его появление – свидетельство зрелости идеи регулярного военного флота России. Великий преобразователь сумел в кратчайший срок реформировать армию и создать отечественный флот. Нужны были корабли – он построил корабли. Нужны были люди – они появились: и иноземцы, и свои, питомцы Навигацкой школы. Но требовался и морской устав: без строгого регламента корабль не выйдет в море, не вступит в бой.

В предисловии к «Уставу морскому» государь Петр Алексеевич упоминает, как в 1668 году в селе Дединове на Оке был спущен на воду первый русский военный корабль «Орел», и капитан судна, голландец Бутлер, представил тогда «корабельного строя письмо» - прообраз первого морского устава. К сожалению, судьба «Орла», как и этого документа, оказалась плачевной, устав Бутлера затерялся. Петру довелось начинать с чистого листа.

Уже в 1696 году, том самом, когда государева дума приговорила, что морским судам быть, появился и соответствующий документ – 16 статей для галерного флота. Он сыграл свою роль в Азовском походе и в абордажных сражениях на Балтике. Но введение в строй оснащенных артиллерией парусных кораблей, развитие линейного флота требовали соответственного руководства к плаванию и ведению боя. Одно за другим публикуются различные дополнения; так, в 1707 году выходит инструкция командирам брандеров и бомбардирских кораблей. Усложнившаяся практика жизнедеятельности флота обязывала свести все инструкции в один документ, способный быть руководством флоту на длительное время.

Посланные за границу петровские навигаторы отбирали материалы, связанные с вождением судов, организацией службы на борту, вникали в уставы передовых по тому времени флотов. Превосходным помощником Петра оказался Конон Зотов, сын Никиты Моисеевича Зотова, того самого, что был воспитателем юного Петра. В ранние годы, посланный в Англию обучаться потребным наукам, он избрал морское дело и для того поступил в английский флот. Отменный знаток корабельной службы, храбрый офицер, командовавший боевыми судами в схватках со шведами, он сыграл первенствующую роль в составлении петровского устава. Сам Петр лично писал артикулы, приводил в систему, оттачивал формулировки регламента. И неспроста, читая нынче устав, видишь во многих формулировках, словесных определениях, в самой конструкции речи энергичную, властную манеру Петра.

С петровским уставом моряки получили стабильный регламент для плавания и ведения боя, а также, при стоянках в гаванях, - регламент адмиралтейский.

Этот документ – «Устав морской» 1720 года – оказался на редкость долговечным. По нему российский флот плавал и воевал до самой Крымской войны и только во второй половине 19 века, когда пар оттеснил парус, и нарезные орудия встали на место гладкоствольных, вышел устав 1853 года.

В дальнейшем, по мере развития новой техники и тактики, появлялись и новые уставы. И в наше время корабельного устава «хватает» а десять лет. Но ряд положений петровского «Устава морского» миновал века и социальные перемены, вошел составной частью в современные уставы. Приведем, к примеру, артикулы, касающиеся боевого расписания. Оно – основа основ корабельной службы. Так было всегда, и так по сей день. И вот мы читаем в петровском уставе: «Капитан повинен разделить всех людей, которые будут на корабле, прежде чем выйдут в море, на три равные части для управления парусами и прочим, дабы каждый знал свое место. А для этого расписание иметь по кубрикам, а одно прибить к бизань-мачте. Кроме того, надлежит капитану распределять людей для боя, назначив их к пушкам, к мелкому ружью, к управлению парусами и прочего, как надлежит быть во время боя. Так, чтобы всякий человек, когда бы ни спрося, мог бы знать свою должность и место в бою». Таким образом, перед нами боевая организация корабля и боевые номера личного состава, те самые, которые и сегодня, пусть даже претерпев изменения по форме, хранят суть петровского устава.

И так в уставе определяются обязанности всех должностных лиц, напоминается в числе прочего, что матросу от пушкарской, а пушкарю от матросской работы не отговариваться, но друг другу помогать. Так от мала до велика рассматриваются все труды и обязанности на корабле, но превыше всего стоят в уставе артикулы о верности Отечеству, о запрете спускать флаги и сдавать корабль противнику или покидать место боя.

Петровский «Устав морской» - это не только исторический документ, любопытный для любителей старины, это и наглядная, живая связь времен. Интересно познакомиться с рядом артикулов и положений главной книги российских моряков, которые применимы и к нашим дням, и не только в службе морской.

«УСТАВ МОРСКОЙ» Петра I
(выдержки)

Все воинские корабли Российские не должны ни перед кем спускать флаги, вымпелы и марсели.

Всякий человек, когда ни спросят, должен знать свою должность и место.

Если кто свой мундир, ружье проиграет, продаст или в заклад отдаст, оный имеет в первый и в другой раз жестоко кошками и заплатою утраченного наказан. А в третье расстрелян или на галеру сослан быть.

Кто свое ружье бросит, оный шпицрутенами наказан жестоко будет.

Кто к неприятелю перебежит, того имя к виселице будет прибито, и оный, как нарушитель присяги, изменником публично объявлен имеет быть… и ежели он пойман будет, без всякой милости и процессу повесить его надлежит.

Которые во время боя оставят свои места, дабы укрыться, те будут казнены смертью. Такожды и те будут казнены, которые похотят сдаться или иных к тому будут подговаривать.

Ежели кто на вахте найдется спящ на пути едучи против неприятеля, ежели он офицер, лишен будет живота, а рядовой жестоко наказан будет биением кошками у шпиля.

Провиант определенный больным кто украдет и продаст, того с наказанием сослать на галеру. А кто съест, тот вчетверо заплатит и сверх того бит будет у мачты.

Кто пасквили или ругательские письма тайно сочиняет и тако кому бесчестие учинит, оному надлежит наказание такое учинить, что было довелось тому, про кого он писал, ежели он в том виноват был.

Запрещается офицерам и рядовым привозить женский пол для беседы их во время ночи, но токмо для свидания и посещения днем.

Никто не дерзнет никакого табаку или горячего вина и прочих заповедных питий для продажи на корабль привозить под потерянием всего того без повороту и сверх того наказанием по обстоятельству, по важности вины смотря.
Кто лживую присягу учинит и в том явственном свидетельством обличен будет, оный с наказанием послан будет на галеру навечно.

Все вызовы, драки и поединки наижесточайше запрещаются, таким образом, чтобы никто, хотя 6 кто он ни был, великого или низкого чина, прирожденный здешний или иноземец, отнюдь не дерзал соперника своего вызывать на поединок с ним на пистолетах или на шпагах биться. Кто против сего учинит, оный всеконечно, как вызыватель, имеет быть казнен, а именно повешен, хотя кто из них будет ранен или умерщвлен или хотя оба не ранены от того отойдут. И ежели случится, что оба или один из них в таком поединке убит будет, то их и по смерти за ноги повесить. Такой же казни повинны и секунданты, которые при оных поединках будут.

Капитан повинен разделить всех людей, которые будут на корабле, прежде чем выйдут в море, на три равные части для управления парусами и прочим, дабы каждый знал свое место. А для этого расписание иметь по кубрикам, а одно прибить к бизань-мачте. Кроме того, надлежит капитану распределять людей для боя, назначив их к пушкам, мелкому ружью, к управлению парусами и прочего, как надлежит быть во время боя. Так, чтобы всякий человек, когда бы ни спрося, мог знать свою должность и место в бою.

Никто не дерзнет никакого табаку или горючего вина и прочих заповедных питий для продажи на корабль привозить под потерянием всего того без повороту и сверх того наказанием по обстоятельству, по важности вины смотря.

Штурманов во время баталии на верхнюю палубу не пущать, ибо они своим гнусным видом, всю баталию расстраивают.

Штурманов в кабаки не пущать, ибо они, отродье хамское, не замедля напиваются и дебош устраивают.

Исторические парки "Россия-Моя история"

Исторические парки "Россия-Моя история"

Исторические парки "Россия-Моя история" запись закреплена

"В уставах порядки писаны, а время и случаев нет, а посему не следует держаться устава яко слепой стены".
Император Петр I

Олег Доликов

Исторические парки "Россия-Моя история"

Олег Доликов

Исторический, в армии сейчас другая поговорка - "Живи по Уставу, завоюешь честь и славу".
А у Петра получается, можно Устав обыграть по ситуации

Исторические парки "Россия-Моя история"

Олег, не раз его полководцы нарушали его личные приказы и запреты и если они выигрывали, то он их награждал. Таким образом он требовал от солдат и офицеров смекалки, а порой и смелости - а как вы помните русская армия всегда славилась такими воинами. Ну и устав тогда еще не был "написан кровью", а только чернилами, потому там могли быть разные косяки и несостыковки.

Эта статья основана на воспоминаниях Петра Николаевича Краснова , генерал-майора, атамана Всевеликого войска Донского. В книге "Накануне войны : из жизни пограничного гарнизона" (Издание 1937 г.) П. Н. Краснов. рассказывает о донских казаках в Первую мировую войну, отмечая как изменилась их подготовка и выправка по сравнению временем предшествующем русско-японской войне (1904-1905 гг.).

Отрывки из книги приводятся в сокращении и в произвольном порядке:

1. Знали мы, что на этот раз выдержим и победим

"Как переменилась Русская армия после Японской войны! Нельзя и сравнивать . Я помню Донские армейские полки за год до Японской войны . Плохие лошаденки, небрежная неряшливая седловка, оборванные вьюки, сосновые пики различной длины, потому что они ломались , и ломались обычно на конце, где петля, и их не заменяли, но перевязывали, петлею к обломку, и такие пики производили впечатление игрушечного дреколья ; на маневре жиденькая одно-шереножная лава, вялое гиканье, стрельба с коня и джигитовка . В Японскую войну кавалерия выступала без биноклей, даже и у офицеров"

Теперь: "У нас было все новое и по-новому . Мы знали . что соседей наших (австро-германцев) это новое почти не коснулось. И потому - в общем нежелании войны - было и некоторое хотение помериться силами, держать экзамен, ибо знали мы, что на этот раз выдержим и победим.

О своем полку перед войной с Германией он писал: "Шесть сотен . веселые, бравые и в большинстве красивые лица казаков, с лихо заломленными набок папахами с алым верхом . Люди были мельче, чем Л. Гв. в Атаманском полку, но и суше, тоньше — могу сказать — элегантнее. Полк формировался из казаков Донецкого округа, главным образом — из Каменской, Гундоровской, Усть-бело-калитвенской и Луганской станиц , где легкая подмесь малороссийской крови — неизбежное следствие хохлацких слобод , вклинившихся в станичные юрты, — смягчила и украсила черты казачьего лица".

"Был легкий мороз, гололедка. Марш звучал резко, и казаки проходили, старательно равняясь и отбивая ногу. Не было того, чего хотелось с точки зрения «трынчика», гвардейского, может быть, даже немного и пехотного требования . Чтобы шаг был полтора аршина, чтобы шли свободно, не теснясь, чтобы рука сгибалась мягко и шашки одновременно отблескивали, а поворот головы был лихой — левое ухо на воротник, подбородок задорно приподнят, ну и прочее соответственно, как полагается, но я понимал: — все это придет скоро . Воспитанный моим отцом, офицером Николаевских времен, с детства наслышавшийся о знаменитых «разводах» Имп. Александра II в Михайловском манеже, я приучал казаков, — что было необходимо и нелегко, — к щепетильной аккуратности обмундирования и седловки . Поводья всегда должны были быть выравнены на лещотках, вьюки педантично уложены, ремни смазаны салом и почернены, вьючные ремешки так должны быть пропущены в мочки, чтобы бронзовые пряжки оказались на одной линии . На смотр сотни, на который полагалась седловка с попоной в заднем вьюке . вывел сотню с уложенными поверх попон узкой полоской свернутыми, чисто постиранными, холщовым саквами, от чего получилась ровная белая линия с блестящими на ней черными ремнями с золотыми пряжками. Какою-то Александровской стариною манежной красоты строя повеяло от такой седловки. Нечего и говорить, что училась сотня безподобно.

2. Молча и неслышно, он смел все австрийские цепи

В 1914 г. казаки пришлось столкнуться с разным противником, на языке донцев они звучали забавно: "синие, горбатые" - австрийцы, " темные плащи" - венгерцы, "серые в касках, прямоугольные" - германцы.

Здесь донские полки смогли показать все, чему они научились. Вот описани е одной из атак на автрийцев в Галиции. Австрийцы шли густыми цепями с примкнутыми для рукопашной штыками в деревню, которую удерживали небольшие силы русских, в т.ч. Краснов с казаками. Он просил помощи в виде кавалерийской атаки считая, что только она сможет спасти положение. И помощь пришла:

Естественно не только такие атаки составляли основу действий казаков. Краснов старался избежать напрасных потерь и пользовался в первую очередь огневой мощью казачьих подразделений:

Следуя заветам Петра Великого, я не держался устава, «яко слепой стены», но помнил, что «по нужде и применение бывает». Имея под командой великолепных людей, природных воинов, притом прекрасных, спокойных стрелков, я завел обычай редких цепей. Спешенная сотня, т.е. 80-90 чел. занимали участок по фронту около версты, притом люди лежали не в порядке на равных интервалах, но там, где этого требовала местность. Иногда, где-нибудь за закрытием, образовывались одна-две ружейные батареи, которые я подкреплял еще и пулеметами, а промежуток между ними шагов 100-200, взятый под перекрестный огонь , не был никем занят. На ровной местности стрелки ложились один от другого на 15-20 шагов и не в порядке, но как кому выгоднее для обстрела и для маскировки.

Кроме того полк Краснова исповедовал правило: " ничего, ни мелкого, ни крупного, нельзя оставлять врагу. Полк (за время войны - Авт.). не бросил ни одного раненого, ни одного убитого, ни винтовки, ни штыка, ни седла, ни вьюка".

Однажды Арсеньев принёс сыну Воле (Владимиру) правила действия в жизни. Это были не просто слова, это была житейская мудрость, глубоко осмысленная автором. Владимир Клавдиевич хотел, чтобы сын усвоил эти правила, чтобы они помогли ему принимать решения и добиваться успеха.

Из воспоминаний В.В. Арсеньева: «17 заповедей я не сразу понял, положил их, лежали на столе, потом мама взяла их себе, позднее я вдумался в них, если бы я их взял сразу, по-другому бы жил».

Сын Владимир подчеркивает, что Арсеньев был честным, скромным, аккуратным, добрым человеком. Терпеть не мог праздных людей. Если кто-то опаздывал, он говорил: «Вы с опозданием». Можно бесконечно много говорить о Владимире Клавдиевиче, но лучше – прочесть Памятку. Её текст и приводим далее.

Памятки В.К.Арсеньева сыну. Дом путешественника Арсеньева (ул. Арсеньева, 7б)

Памятка для Воли Арсеньева, 20 октября 1913 год, г. Хабаровск:

  1. Промедление времени смерти безвозвратной подобно.
  2. Ничто не имеет такой цены, как настойчивость и терпение; гений медлит, колеблется и утомляется, настойчивость же может быть уверена в достижении цели.
  3. Одно «сегодня» лучше, чем сто «завтра», потому что «завтра» либо будет, либо нет, «сегодня» уже существует.
  4. Не жди благоприятной минуты, а создавай её сам.
  5. Пусть дадут молодому человеку решительность и азбуку, и никто не может предвидеть, где будет конец его успехам.
  6. Имей всегда перед глазами одну неизменную цель. Не расточай своих сил на бесцельное колебание.
  7. Не думай о различных делах, но всегда только об одном, но о нём упорно.
  8. У тебя должны быть хорошие манеры, человеку с хорошими манерами не нужно богатств, ему все двери открыты и он всюду может входить бесплатно.
  9. Имей уважение к самому себе и доверие к своим силам, это лучшее средство, чтобы внушить доверие также другим.
  10. Работай или умри – это девиз природы, если ты перестанешь работать, то умрешь умственно, нравственно и физически.
  11. Привыкай к тщательности и точности. Двадцать дел, наполовину сделанных, не стоят одного доведенного до конца.
  12. Жизнь твоя есть то, что ты из неё сделаешь; природа возвращает нам то, что мы ей даём.
  13. Побеждать дурные привычки всегда лучше сегодня, чем завтра.
  14. Не держись Устава яко слепой стены, ибо порядки в нем писаны, а времён и случаев нет.
  15. Приводи в исполнения свои решения немедленно. Мысли – только мечты, пока не попытаешься их осуществить.
  16. Завоюй себе место на свете, ибо все служит отважной душе.
  17. Ни одного «великого дела» не совершено нерешительными людьми, стремящимися к обеспеченному успеху.

При подготовке публикации использовались материалы:
– К. Н. Зилова. «Мой отец — Владимир Клавдиевич Арсеньев» (Из воспоминаний В. В. Арсеньева).
– Памятки В.К.Арсеньева сыну. Копию можно увидеть в Доме путешественника Арсеньева (ул. Арсеньева, 7б).

Читайте также: