Научным направлением являющимся одним из фундаментов современной эволюционной картины мира является

Обновлено: 02.05.2024

139. В электромагнитной картине мира выделяли следующие формы материи:

-: вещество и физический вакуум

-: вещество, физическое поле

-: вещество, физическое поле и физический вакуум

-: электромагнитное поле и физический вакуум

140. С именем Николая Коперника связано начало научной революции, в результате которой произошел переход …

-: от гелиоцентрической к геоцентрической системе

-: от корпускулярной теории к волновой

-: от геоцентрической к гелиоцентрической системе

-: от волновой теории к корпускулярной

141. Представление о том, что каждый элемент материи может проявлять свойства как воды, так и частицы, характерно для … картины мира.

142. Трактовка неопределенности как фундаментальной характеристики реальности свойственна для … картины мира.

143. Любая научная картина мира отвечает на вопрос о …

-: законности и правопорядке

-: закономерности и случайности

-: взаимосвязи пространства и материи

144. Любая научная картина мира отвечает на вопрос о (-об) …

-: соотношении процесса эволюции и деградации

-: общем устройстве и происхождении Вселенной

-: роли наследственности в формировании человека

-: долге и предназначении

145. Научными достижениями, которые легли в основу механической картины мира, являются …

-: разработка теории механического движения

-: возникновение экспериментального естествознания

-: разработка теории электромагнитного поля

146. В механической картине мира выделяли следующие формы материи:

-: вещество и физический вакуум

-: вещество, физическое поле

-: вещество, состоящее из дискретных корпускул

-: вещество, физическое поле и физический вакуум

147. В … картине мира к существовавшим ранее взаимодействиям добавлены сильное и слабое.

148. В механической картине мира отсутствует принцип …

149. Электромагнитной научной картине мира соответствует представление о том, что …

-: точное предсказание будущего невозможно в принципе

-: движущее тело действует на движимое, не испытывая противодействия

-: Вселенная имеет форму шара, в центре которого располагается Земля

-: существуют разные формы материи – вещество, состоящее из дискретных частиц, и непрерывное физическое поле

150. Современной научной картине мира соответствует представление в том, что …

-: материя существует в форме вещества, состоящего из дискретных частиц

-: свойства пространства и времени независимы от свойств материальных тел

-: с момента рождения Вселенной в ней происходят только процессы деградации

-: взаимодействия между материальными объектами передаются физическими полями со скоростью, не превышающей скорость света

151. Современной научной картине мира соответствует представление о том, что …

-: существует много качественно различных, несводимых друг к другу форм движения материи

-: зная современное состояние Вселенной, можно точно рассчитать все будущие события

-: взаимодействия между материальными объектами передаются физическими полями со сколь угодно высокой скоростью

-: каждый материальный объект является фрагментом либо вещества, либо физического поля и не может совмещать в себе свойства этих форм материи

152. В электромагнитной картине мира рассматриваются взаимодействия …

153. Идеи Аристотеля, Коперника и Эйнштейна повлияли на характер научного мировоззрения своего времени, совершив тем самым революции в …

154. Электромагнитная картина мира пришла на смену механической в результате …

-: разработки теории электродинамики

-: экспериментальных открытий в области электромагнетизма

-: создания гелиоцентрической системы мира

-: создания теории строения атома

155. В механической картине мира сложились представления о пространстве как трехмерном, однородном и …

156. В механической картине мира принято, что …

-: свойства пространства разные в зависимости от направления

-: пространство однородное, трехмерное, евклидово

-: в зависимости от выбора системы отсчета темп протекания времени может быть разным

-: пространство однородное, искривленное, неевклидово

157. Непрерывное поле, как форма материи, возникает в … картине мира.

158. Физический вакуум, как форма материи, возникает в … картине мира.

159. В механической картине Ньютона …

-: пространство абсолютно, а время относительно

-: пространство и время относительны

-: пространство и время абсолютны

-: пространство относительно, а время абсолютно

160. Систему важнейших понятий, принципов, законов, лежащие в основе понимания природы, называют …

-: естественнонаучной картиной мира

161.Научная картина мира может рассматриваться как …

-: образно-философское обобщение достижений наук о природе

-: история и философия человеческого познания окружающего мира

-: строгая универсальная и законченная научная теория всего сущего

-: полный и законченный свод научных знаний о реальном мире

162. Во II в.н.э. К. Птолемей в труде «Альмагест» изложил … систему строения мира

163. Единственный тип взаимодействия – гравитационное, рассматривали в … картине мира.

164. Механической научной картине мира соответствует представление о том, что …

-: существуют качественно различающиеся, не сводные одна к другой формы движения материи

-: Вселенная бесконечна, безгранична и неизменна в больших масштабах

-: случайность и неопределенность – фундаментальные, неотъемлемые свойства всех мировых процессов

-: существуют четыре типа фундаментальных взаимодействий

165. Научным направлением, являющимся одним из фундаментов современной эволюционной картины мира, является …

166. Установите соответствие между картиной мира и концепцией передачи взаимодействия, принятой в ее рамках:

1: механическая картина мира А: квантово-полевой механизм передачи взаимодействия
2: электромагнитная картина мира Б: концепция близкодействия
3: современная картина мира В: концепция дальнодействия
Г: одностороннее воздействие движущего не движимое при непосредственном контакте

167. Установите соответствие между типом научной картины мира и уровнем систематизации знаний о мире:

1: единая научная картина мира А: целостное видение мира с обыденной точки зрения
2: естественнонаучная картина мира Б: целостное видение мира с точки зрения физики
3: физическая картина мира В: целостное видение мира с позиций естественных наук
Г: целостный образ мира, включающий представления о природе

168.Укажите положение, свойственное современной картине мира, но считавшееся несправедливым в электромагнитной:

-: единственная форма материи – вещество, имеющее дискретное строение

-: физическое поле непрерывно в пространстве и не может рассматриваться как совокупность дискретных частиц

-: случайность и неопределенность – фундаментальные и неустранимые элементы мироздания

-: взаимодействие материальных тел описываются в рамках концепции близкодействия

169.Вплоть до XX века в физике господствовало представление о невидимой субстанции (тонкой материи), заполняющей мировое пространство, о …

170.Найдите утверждение, несправедливоени в одной из научных картин мира.

-: материальные тела движутся под воздействием нематериальных виртуальных частиц

-: Вселенная находится в стационарном состоянии

-: понятия случайности и неопределенности отражают лишь меру нашего незнания строгих законов природы

-: взаимодействие между материальными объектами передаются физическими полями

171.В механической картине мира принято, что …

-: свойства пространства разные в зависимости от направления

-: пространство однородное, искривленное, неевклидово

-: пространство во всех направлениях обладает одинаковыми свойствами

172.Укажите положение, свойственное механической картине мира, но отвергнутоев современной научной картине мира.

-: движущее тело действует на движимое, а встречного противодействия нет

-: Вселенная в целом и ее подсистемы являются результатот длительной эволюции

-: в больших масштабах вещество во Вселенной распределено равномерно

-: единственная форма материи – вещество, имеющее дискретное строение

173.Современная научная картина мира представляет пространство и время как …

-: независимые друг от друга субстанции

-: единую форму существования материи

-: вместилище материальных тел и событий

-: условные категории для описания событий и процессов

174.В современной научной картине мира, как и в механической, считается, что …

-: материальные тела движутся под воздействием нематериальных виртуальных частиц

-: случайность и неопределенность – фундаментальные и неустранимые элементы мироздания

-: взаимодействия между материальными объектами передаются мгновенно

-: в больших масштабах вещество во Вселенной распределено равномерно

175.В механической картине мира принято, что …

-: пространственные размеры тел в покоящихся и движущихся системах отсчета остаются одинаковыми

-: линейный размер тел, движущихся с большими скоростями, уменьшается

-: с возрастанием скорости движения тела его масса увеличивается

-: в инерциальных системах отсчета, движущихся с большими скоростями, темп времени замедляется

176.Укажите положение, не свойственное ни современной научной картине мира, ни электромагнитной.

-: физическое поле непрерывно в пространстве и не может рассматриваться как совокупность дискретных частиц

-: случайность и неопределенность – фундаментальные и неустранимые элементы мироздания

-: единственная форма материи – вещество, имеющее дискретное строение

-: взаимодействие материальных тел описываются в рамках концепции близкодействия

177.Основу какой научной картины мира составляет исследование движения физических тел в пространстве.

-: современной или эволюционной картины мира

-: механистической картине мира Нового времени

-: электромагнитной картины мира

-: квантово-полевой картины мира

178.Укажите основные идеи современной естественнонаучной картины мира.

179.В современной естественнонаучной картине мира принимается, что …

-: пространство и время относительны и могут переходить друг в друга

-: движение времени создает энергию, движение пространства создает импульс и момент импульса

-: материя существует в едином пространстве-времени и неразрывно связано с ним

-: пространство и время абсолютны

180.Укажите положения, не относящиеся к механистической картине мира:

-: все в мире развивается

-: механистическая картина мира построена на однозначных причинно-следственных связях

-: мир строится на едином фундаменте – законах Ньютона

-: микромир аналогичен макромиру

181.Укажите положения, не относящиеся к электромагнитной картине мира:

-: мир строится на едином фундаменте – электромагнетизме

-: мир основан на законах механики

-: материя построена из трех элементарных структур: электронов, протонов и фотонов

-: электрические, магнитные и оптические явления имеют единую природу

182.Укажите положения, которые соответствуют ведущей идее современной естественнонаучной картине мира – идее глобального эволюционизма:

-: эволюция – это характерная черта всех природных и социальных систем

-: идея эволюции впервые появилась в XX веке

-: материя, Вселенная в целом не могут существовать вне развития

-: механизм биологической эволюции был перенесен на все природные и социальные процессы – в этом суть глобального эволюционизма

183.Найдите утверждение, несправедливоени в одной из научных картин мира.

-: существуют качественно различающиеся формы движения материи

-: любое движение сводится к перемещению тел и частиц

-: зная причину, можно точно и однозначно рассчитать ее следствие

-: движущее тело действует на движимое, а встречного противодействия нет


Помогите пожалуйста. Этот тест очень важен. (кто как считает, так и отвечайте на вопросы)
Задание 5.
Научным направлением, являющимся одним из фундаментов эволюционной картины мира, является …
1.Синергетика;
2.Оптика;
3.Механика;
4.Электродинамика.
Задание 6.
В чём особенности скорости света, как фундаментальной постоянной в современной естествознании.
1.Скорость света постоянна, максимально возможная не зависящая от скорости источника;
2.Скорость света зависит от скорости источника;
3.Скорость света не постоянна и зависит от скорости источника;
4.Скорость света меньше скорости звука.
Задание 7.
Провидите формулировку принципа относительности для законов механики
1.Никакими механическими опытами выполненных в интернациональной системе отсчёта, нельзя доказать движется ли данная система равномерно и прямолинейно или находится в состоянии покоя;
2.Во всех интернациональных системах отсчёта законы механики имеют одинаковую форму.
3.Законы механики меняют свою форму при переходе от одной системы к другой
4.Законы механики имеют относительный характер
Задание 8.
Пространственное перемещение представляет собой форму движения:
1.Химическую
2.Электромагнитную
3.Гравитационную
4.Механическую
Задание 9.
Как изменяется характер времени в движущейся и покоящейся интернациональных системах отсчета…?
1.В рамках специальной теории относительности характер времени в движущейся и покоящейся системах отсчёта изменяется
2.Характер времени в движущейся и покоящейся системах отсчёта не изменяется.
3.Временной интервал абсолютен
4.Время не связана с пространственных координатами
Задание 10.
Дискретность в строении природы появляется в (во):
1.Динамичность свойств и отношений приводящих к скачкообразным изменениям
2.Существующих в ней различных, ограниченных друг от друга телах, системах и явлениях
3.Включении менее сложных систем в более сложных системах и высокоорганизованные
4.Несводимости закономерностей, происходящих в сложных системах, в закономерностях простых систем
Задание 11.
Согласно концепции ………. Любое взаимодействие между структурами может быть передано только между соседними точками пространства за конечный промежуток времени.
1.Причинности
2.Близкодействия
3.Дальнодействия
4.Континуальности
Задание 12.
Как называется процесс, связанный с образованием комплексов взаимодействующих естественных наук?
1.Научная революция
2.Дифференция знания
3.Визуализация
4.Интеграция знания
Задание 13.
В ньютоновской физике абсолютное пространство и абсолютное время …
1.Не связанны друг с другом
2.Связаны движением тел
3.Связаны с гравитационным взаимодействием тел
4.Связаны с психическими особенностями человека
Задание 14.
Сколько планет солнечной системы было известно к моменту создания Коперником гомоцентрической системы Вселенной?
1.Четыре
2.Пять
3.Шесть
4.Три
Задание 15.
Какое из перечисленных ниже научных достижений принадлежит Галилею?
1.Создание теории рычаги
2.Открытие законов движения планет
3.Разработки экспериментального метода исследования природы
4.Создание учения о равновесии тел

139. В электромагнитной картине мира выделяли следующие формы материи:

-: вещество и физический вакуум

-: вещество, физическое поле

-: вещество, физическое поле и физический вакуум

-: электромагнитное поле и физический вакуум

140. С именем Николая Коперника связано начало научной революции, в результате которой произошел переход …

-: от гелиоцентрической к геоцентрической системе

-: от корпускулярной теории к волновой

-: от геоцентрической к гелиоцентрической системе

-: от волновой теории к корпускулярной

141. Представление о том, что каждый элемент материи может проявлять свойства как воды, так и частицы, характерно для … картины мира.

142. Трактовка неопределенности как фундаментальной характеристики реальности свойственна для … картины мира.

143. Любая научная картина мира отвечает на вопрос о …

-: законности и правопорядке

-: закономерности и случайности

-: взаимосвязи пространства и материи

144. Любая научная картина мира отвечает на вопрос о (-об) …

-: соотношении процесса эволюции и деградации

-: общем устройстве и происхождении Вселенной

-: роли наследственности в формировании человека

-: долге и предназначении

145. Научными достижениями, которые легли в основу механической картины мира, являются …

-: разработка теории механического движения

-: возникновение экспериментального естествознания

-: разработка теории электромагнитного поля

146. В механической картине мира выделяли следующие формы материи:

-: вещество и физический вакуум

-: вещество, физическое поле

-: вещество, состоящее из дискретных корпускул

-: вещество, физическое поле и физический вакуум

147. В … картине мира к существовавшим ранее взаимодействиям добавлены сильное и слабое.

148. В механической картине мира отсутствует принцип …

149. Электромагнитной научной картине мира соответствует представление о том, что …

-: точное предсказание будущего невозможно в принципе

-: движущее тело действует на движимое, не испытывая противодействия

-: Вселенная имеет форму шара, в центре которого располагается Земля

-: существуют разные формы материи – вещество, состоящее из дискретных частиц, и непрерывное физическое поле

150. Современной научной картине мира соответствует представление в том, что …

-: материя существует в форме вещества, состоящего из дискретных частиц

-: свойства пространства и времени независимы от свойств материальных тел

-: с момента рождения Вселенной в ней происходят только процессы деградации

-: взаимодействия между материальными объектами передаются физическими полями со скоростью, не превышающей скорость света

151. Современной научной картине мира соответствует представление о том, что …

-: существует много качественно различных, несводимых друг к другу форм движения материи

-: зная современное состояние Вселенной, можно точно рассчитать все будущие события

-: взаимодействия между материальными объектами передаются физическими полями со сколь угодно высокой скоростью

-: каждый материальный объект является фрагментом либо вещества, либо физического поля и не может совмещать в себе свойства этих форм материи

152. В электромагнитной картине мира рассматриваются взаимодействия …

153. Идеи Аристотеля, Коперника и Эйнштейна повлияли на характер научного мировоззрения своего времени, совершив тем самым революции в …

154. Электромагнитная картина мира пришла на смену механической в результате …

-: разработки теории электродинамики

-: экспериментальных открытий в области электромагнетизма

-: создания гелиоцентрической системы мира

-: создания теории строения атома

155. В механической картине мира сложились представления о пространстве как трехмерном, однородном и …

156. В механической картине мира принято, что …

-: свойства пространства разные в зависимости от направления

-: пространство однородное, трехмерное, евклидово

-: в зависимости от выбора системы отсчета темп протекания времени может быть разным

-: пространство однородное, искривленное, неевклидово

157. Непрерывное поле, как форма материи, возникает в … картине мира.

158. Физический вакуум, как форма материи, возникает в … картине мира.

159. В механической картине Ньютона …

-: пространство абсолютно, а время относительно

-: пространство и время относительны

-: пространство и время абсолютны

-: пространство относительно, а время абсолютно

160. Систему важнейших понятий, принципов, законов, лежащие в основе понимания природы, называют …

-: естественнонаучной картиной мира

161. Научная картина мира может рассматриваться как …

-: образно-философское обобщение достижений наук о природе

-: история и философия человеческого познания окружающего мира

-: строгая универсальная и законченная научная теория всего сущего

-: полный и законченный свод научных знаний о реальном мире

162. Во II в.н.э. К. Птолемей в труде «Альмагест» изложил … систему строения мира

163. Единственный тип взаимодействия – гравитационное, рассматривали в … картине мира.

164. Механической научной картине мира соответствует представление о том, что …

-: существуют качественно различающиеся, не сводные одна к другой формы движения материи

-: Вселенная бесконечна, безгранична и неизменна в больших масштабах

-: случайность и неопределенность – фундаментальные, неотъемлемые свойства всех мировых процессов

-: существуют четыре типа фундаментальных взаимодействий

165. Научным направлением, являющимся одним из фундаментов современной эволюционной картины мира, является …

166. Установите соответствие между картиной мира и концепцией передачи взаимодействия, принятой в ее рамках:

1: механическая картина мира

А: квантово-полевой механизм передачи взаимодействия

2: электромагнитная картина мира

Б: концепция близкодействия

3: современная картина мира

В: концепция дальнодействия

Г: одностороннее воздействие движущего не движимое при непосредственном контакте

167. Установите соответствие между типом научной картины мира и уровнем систематизации знаний о мире:

1: единая научная картина мира

А: целостное видение мира с обыденной точки зрения

2: естественнонаучная картина мира

Б: целостное видение мира с точки зрения физики

3: физическая картина мира

В: целостное видение мира с позиций естественных наук

Г: целостный образ мира, включающий представления о природе

168. Укажите положение, свойственное современной картине мира, но считавшееся несправедливым в электромагнитной:

-: единственная форма материи – вещество, имеющее дискретное строение

-: физическое поле непрерывно в пространстве и не может рассматриваться как совокупность дискретных частиц

-: случайность и неопределенность – фундаментальные и неустранимые элементы мироздания

-: взаимодействие материальных тел описываются в рамках концепции близкодействия

169. Вплоть до XX века в физике господствовало представление о невидимой субстанции (тонкой материи), заполняющей мировое пространство, о …

170. Найдите утверждение, несправедливое ни в одной из научных картин мира.

-: материальные тела движутся под воздействием нематериальных виртуальных частиц

-: Вселенная находится в стационарном состоянии

-: понятия случайности и неопределенности отражают лишь меру нашего незнания строгих законов природы

-: взаимодействие между материальными объектами передаются физическими полями

171. В механической картине мира принято, что …

-: свойства пространства разные в зависимости от направления

-: пространство однородное, искривленное, неевклидово

-: пространство во всех направлениях обладает одинаковыми свойствами

172. Укажите положение, свойственное механической картине мира, но отвергнутое в современной научной картине мира.

-: движущее тело действует на движимое, а встречного противодействия нет

-: Вселенная в целом и ее подсистемы являются результатот длительной эволюции

-: в больших масштабах вещество во Вселенной распределено равномерно

-: единственная форма материи – вещество, имеющее дискретное строение

173. Современная научная картина мира представляет пространство и время как …

-: независимые друг от друга субстанции

-: единую форму существования материи

-: вместилище материальных тел и событий

-: условные категории для описания событий и процессов

174. В современной научной картине мира, как и в механической, считается, что …

-: материальные тела движутся под воздействием нематериальных виртуальных частиц

-: случайность и неопределенность – фундаментальные и неустранимые элементы мироздания

-: взаимодействия между материальными объектами передаются мгновенно

-: в больших масштабах вещество во Вселенной распределено равномерно

175. В механической картине мира принято, что …

-: пространственные размеры тел в покоящихся и движущихся системах отсчета остаются одинаковыми

-: линейный размер тел, движущихся с большими скоростями, уменьшается

-: с возрастанием скорости движения тела его масса увеличивается

-: в инерциальных системах отсчета, движущихся с большими скоростями, темп времени замедляется

176. Укажите положение, не свойственное ни современной научной картине мира, ни электромагнитной.

-: физическое поле непрерывно в пространстве и не может рассматриваться как совокупность дискретных частиц

-: случайность и неопределенность – фундаментальные и неустранимые элементы мироздания

-: единственная форма материи – вещество, имеющее дискретное строение

-: взаимодействие материальных тел описываются в рамках концепции близкодействия

177. Основу какой научной картины мира составляет исследование движения физических тел в пространстве.

-: современной или эволюционной картины мира

-: механистической картине мира Нового времени

-: электромагнитной картины мира

-: квантово-полевой картины мира

178. Укажите основные идеи современной естественнонаучной картины мира.

179. В современной естественнонаучной картине мира принимается, что …

-: пространство и время относительны и могут переходить друг в друга

-: движение времени создает энергию, движение пространства создает импульс и момент импульса

-: материя существует в едином пространстве-времени и неразрывно связано с ним

-: пространство и время абсолютны

180. Укажите положения, не относящиеся к механистической картине мира:

-: все в мире развивается

-: механистическая картина мира построена на однозначных причинно-следственных связях

-: мир строится на едином фундаменте – законах Ньютона

-: микромир аналогичен макромиру

181. Укажите положения, не относящиеся к электромагнитной картине мира:

-: мир строится на едином фундаменте – электромагнетизме

-: мир основан на законах механики

-: материя построена из трех элементарных структур: электронов, протонов и фотонов

-: электрические, магнитные и оптические явления имеют единую природу

182. Укажите положения, которые соответствуют ведущей идее современной естественнонаучной картине мира – идее глобального эволюционизма:

-: эволюция – это характерная черта всех природных и социальных систем

-: идея эволюции впервые появилась в XX веке

-: материя, Вселенная в целом не могут существовать вне развития

-: механизм биологической эволюции был перенесен на все природные и социальные процессы – в этом суть глобального эволюционизма

183. Найдите утверждение, несправедливое ни в одной из научных картин мира.

Если кратко охарактеризовать современные тенденции синтеза научных знаний, то они выражаются в стремлении построить общенаучную картину мира на основе принципов универсального эволюционизма, объединяющих в единое целое идеи системного и эволюционного подходов.

Становление эволюционных идей имеет достаточно длительную историю. Уже в XIX веке они нашли применение в некоторых областях знания, но воспринимались как исключение по отношению к миру в целом.

Принцип эволюции получил наиболее полную разработку в рамках биологии и стал ее фундаментальным принципом со времени Ч. Дарвина (1809-1882). Однако вплоть до наших дней он не был доминирующим в естествознании. Во многом это было связано с тем, что длительное время лидирующей научной дисциплиной выступала физика, которая транслировала свои идеалы и нормы в другие отрасли знания. Физика традиционно исследовала фундаментальные структуры мироздания, и поэтому она всегда была в числе наук, претендующих на формирование базисных идей общенаучной картины мира. Но физика на протяжении большей части своей истории в явном виде не включала в число своих фундаментальных постулатов принцип развития.

Что же касается биологии, то она не достигла высокого статуса теоретически развитой науки, она и сейчас находится на пути к теоретизации. Ее представления относились к области живой природы, которая традиционно не являлась фундаментом мироздания. Поэтому, участвуя в построении общенаучной картины мира, биология длительное время не претендовала на то, чтобы ее фундаментальные идеи и принципы приобрели универсальный общенаучный смысл, применялись бы во всех других областях исследования.

Парадигмальная (пример, образец) несовместимость классической физики и биологии обнаружилась в XIX столетии как противоречие между положениями эволюционной теории Дарвина и второго начала термодинамики. Если биологическая теория говорила о созидании в процессе эволюции все более сложных и упорядоченных живых систем, то термодинамика - о разрушении, о непрерывном росте энтропии (поворот). Эти коллизии между физикой и биологией требовали своего разрешения, и предпосылками тому могло бы выступить эволюционное рассмотрение Вселенной в целом, трансляция эволюционного подхода в физику, приводящего к переформулировкам фундаментальных физических теорий. Но эта ситуация возникла только в настоящее время, в науке последней трети ХХ столетия.

Представления об универсальности процессов эволюции во Вселенной реализуются в современной науке в концепции глобального (универсального) эволюционизма. Его принципы позволяют единообразно описать огромное разнообразие процессов, протекающих в неживой природе, живом веществе, обществе.

Универсальный (глобальный) эволюционизм характеризу­ется часто как принцип, обеспечивающий экстраполяцию эволюционных идей, получивших обоснование в биологии, а также в астрономии и геологии, на все сферы действительности и рассмотрение неживой, живой и социальной материи как единого универсального эволюционного процесса.

Это действительно очень важный аспект в понимании глобального эволюционизма. Но он не исчерпывает содержания данного принципа. Важно учесть, что сам эволюционный подход в ХХ столетии приобрел новые черты, отличающие его от классического эволюционизма XIX века, который описывал скорее феноменологию (явление) развития, нежели системные характеристики развивающихся объектов.

Возникновение в 40-50-х годах нашего столетия общей теории систем и становление системного подхода внесло принципиально новое содержание в концепции эволюционизма. Идея системного рассмотрения объектов оказалась весьма эвристической, прежде всего в рамках биологической науки, где она привела к разработке проблемы структурных уровней организации живой материи, анализу различного рода связей, как в рамках определенной системы, так и между системами разной степени сложности. Системное рассмотрение объекта предполагает, прежде всего, выявление целостности исследуемой системы, ее взаимосвязей с окружающей средой, анализ в рамках целостной системы свойств, составляющих ее элементов и их взаимосвязей между собой. Системный подход, развиваемый в биологии, рассматривает объекты не просто как системы, а как самоорганизующиеся системы, носящие открытый характер. Причем, как отмечает Н.Н. Моисеев, сегодня мы представляем себе процессы эволюции, самоорганизации материи шире, чем во времена Дарвина, и понятия наследственности, изменчивости, отбора приобретают для нас иное, более глубокое содержание.




Определяющее значение в его утверждении как принципа построения современной общенаучной картины мира сыграли три важнейших концептуальных направления в науке ХХ в.: во-первых, теория нестационарной Вселенной; во-вторых, синергетика; в-третьих, теория биологической эволюции и развитые на ее основе концепции биосферы и ноосферы.

Начало ХХ в. ознаменовалось цепью научных революций, среди которых существенное место заняла революция утверждения идеи эволюции в неорганической природе, что вызвало радикальную перестройку представлений о Вселенной.

Модель расширяющейся Вселенной вела к трем важным предсказаниям, которые впоследствии оказалось возможным проверить путем эмпирических наблюдений. Речь идет, во-первых, о том, что по мере расширения Вселенной галактики удаляются друг от друга со скоростью, пропорциональной расстоянию между ними; во-вторых, эта модель предсказывала существование микроволнового фонового излучения, пронизывающего всю Вселенную и являющуюся реликтовым остатком его горячего состояния в начале расширения; в-третьих, данная модель предсказывала образование легких химических элементов из протонов и нейтронов в первую минуту после начала расширения.

Модель расширяющейся Вселенной существенно трасформировала наши представления о мире. Она требовала включить в научную картину мира идею космической эволюции.

Теория раздувающейся Вселенной, трансформируя сложившуюся физическую картину мира, дает новый импульс формированию общенаучной картины мира на основе идей глобального эволюционизма. Она требует корректировки философско-мировоззренческих оснований науки, выдвигая ряд весьма важных проблем мировоззренческого характера.

Не менее важную роль в утверждении этих идей сыграла теория самоорганизации (синергетика). Термин "синергетика" (с греч. - содействие, сотрудничество) использовал Г. Хакен. Специфика синергетики заключается в том, что основное внимание она уделяет когерентному согласованному состоянию процессов самоорганизации в сложных системах различной природы. Она изучает любые самоорганизующиеся системы, состоящие из многих подсистем (электроны, атомы, молекулы, клетки, нейтроны, органы, сложные многоклеточные организмы, люди, сообщества людей). Для того, чтобы система могла рассматриваться как самоорганизующаяся, она должна удовлетворять, по меньшей мере, трем условиям: 1. система должна быть термодинамически открытой; 2. динамические системы являются нелинейными; 3. процессы в системе происходят кооперативно (В. Эбелинг). Самоорганизация начинает рассматриваться как одно из основных свойств движущейся материи и включает все процессы самоструктурирования, саморегуляции, самовоспроизведения.Она выступает как процесс, который приводит к образованию новых структур.

Довольно длительное время самоорганизация соотносилась только с живыми системами, что касается объектов неживой природы, то считалось, что они хоть и эволюционируют, то лишь в сторону хаоса и беспорядка, что обосновывалось вторым началом термодинамики. Однако здесь возникла кардинальная проблема - как из подобного рода систем могли возникнуть объекты живой природы, способные к самоорганизации. Встал важный в методологическом отношении вопрос о взаимоотношении неживой и живой материи. Чтобы ответить на него, требовалось изменить парадигмальные принципы науки, и в частности, устранить разрывы между эволюционной парадигмой биологии и традиционным абстрагированием от эволюционных идей при построении физической картины мира.

Синергетика позволяет перейти от «линейного» мышления, сложившегося в рамках механической картины мира, к нелинейному, соответствующему новому этапу функционирования науки. Большинство изучаемых ею объектов (природные, экологические, социально-природные комплексы, экономические структуры) являются открытыми, неравновесными системами, управляемыми нелинейными законами. Все они обнаруживают способность к самоорганизации, а их поведение определяется предшествующей историей их эволюции. Идеи самоорганизации и эволюционизма выступают ядром формирования современной научной картины мира.

Достижения биологии ХХ столетия могут быть рассмотрены в качестве особого блока научных знаний, который наряду с космологией и учением о самоорганизации сыграл решающую роль в разработке новых подходов к построению целостной общенаучной картины мира.

Уже в 20-х годах нашего столетия в биологии начало формироваться новое направление эволюционного учения, которое было вязано с именем В.И. Вернадского и которое называют учением об эволюции биосферы и ноосферы. Его, несомненно, следует рассматривать как один из существенных факторов естественнонаучного обоснования идеи универсального эволюционизма.

Биосфера, по В.И. Вернадскому, представляет собой целостную систему, обладающую высочайшей степенью организации и способностью к эволюции. Она является результатом «достаточно длительной эволюции во взаимосвязи в неорганическими условиями» и может быть рассмотрена как закономерный этап развития материи. Она предстает в качестве особого геологического тела, структура и функции которого определяется специфическими особенностями Земли и Космоса. Рассматривая биосферу как самовоспроизводящую систему, В.И. Вернадский отмечал, что в значительной мере ее функционирование обуславливается «существованием в ней живого вещества - совокупности живых организмов, в ней живущих».

Специфической особенностью биосферы, как и живого вещества, выступает организованность. «Организованность биосферы - организованность живого вещества - должна рассматриваться как равновесно подвижные, все время колеблющиеся в историческом и в географическом времени около точно выражаемого среднего. Смещения или колебания этого среднего непрерывно проявляются не в историческом, а в геологическом времени».

Биосфера как живая система для поддержания своего существования должна обладать динамическим равновесием. Но это особый тип равновесия. Система, находящаяся в абсолютном равновесном положении, не в состоянии развиваться. Биосфера же представляет собой динамическую систему, находящуюся в развитии. Это развитие во многом осуществляется под влиянием внутренних взаимоотношений структурных компонентов биосферы, и на него оказывают все возрастающее влияние антропогенные факторы.

Рассматривая роль антропогенных факторов, В.И. Вернадский отмечал растущее могущество человека, в результате чего его деятельность приводит к изменению структуры биосферы. Вместе с тем сам человек и человечество теснейшим образом связаны с живым веществом, населяющим нашу планету, от которого они реально никаким физическим процессом не могут быть отделены.

Эволюционный процесс живых веществ, охвативший биосферу, сказывается и на ее косных природных телах и получает особое геологическое значение благодаря тому, что он создал геологическую силу - научную мысль социального человечества.

В концепции В.И.Вернадского жизнь предстает как целостный эволюционный процесс (физический, геохимический, биологический), включенный в качестве особой составляющей в космическую эволюцию. Своим учением о биосфере ноосфере В.И. Вернадский продемонстрировал связь планетарных и космических процессов.

Таким образом, можно констатировать, что в современной науке есть необходимые естественнонаучные данные, позволяющие обосновать универсальный характер идеи эволюции. Эта идея оказывается тесно связанной с системным рассмотрением объектов. С этих позиций глобальный эволюционизм, включающий в свой состав принципы эволюции и системности, предстает как характеризующий взаимосвязь самоорганизующихся систем разной степени сложности и объясняющий возникновение новых структур. Последние возникают в открытых системах, находящихся в неравновесном состоянии, и формируются за счет внутренних кооперативных процессов, под влиянием различного рода флуктуаций, благодаря чему осуществляется переход от одного типа самоорганизующейся системы к другой, а эволюция систем, в конечном счете, приобретает направленный характер.

Принципы универсального эволюционизма становятся доминантой синтеза знаний в современной науке. Это та стержневая идея, которая пронизывает все существующие специальные научные картины мира и является основой построения целостной общенаучной картины мира, центральное место в которой начинает занимать человек.

Универсальный эволюционизм позволяет рассматривать окружающий мир и, прежде всего, общество как информационное общество, где решающую роль играет современная информатика, которая сближает различные цивилизации, общественно-экономические формации и на первый план выходят проблемы глобального развития человечества. Глобализация общественного развития является в сегодняшнем мире наиболее острой на путях дальнейшего развития человечества.

Принципы синергетики и универсального эволюционизма позволяют дать развернутую характеристику формированию научной картины мира.

Одно из центральных мест в современной философии науки занимает концепция глобального (универсального) эволюционизма. Весь мир является огромной, эволюционирующей системой. Глобальный эволюционизм опирается на идею о единстве мироз­дания. Выйдя из недр естественных наук, базируясь на законо­мерностях Вселенной, он отличается универсальностью, огром­ным интегративным потенциалом. Глобальный эволюционизм включает в себя четыре типа эволюции: космическую, химичес­кую, биологическую и социальную, объединяя их генетической и структурной преемственностью. В качестве оформившейся кон­цепции и значимого элемента современной картины мира гло­бальный эволюционизм дал о себе знать в последней трети XX в. Наряду со стремлением к объединению представлений о живой и неживой природе, социальной жизни и технике, одной из его целей явилась потребность интегрировать естественнонаучное, общество­ведческое и гуманитарное знание. В этом своем качестве концеп­ция глобального эволюционизма претендует на создание нового типа целостного знания, сочетающего в себе научные, методоло­гические и философские основоположения.

Эволюционные процессы космоса, эволюция звездных групп, скоплений и галактик, которые изучаются астрономией, носят ве­роятностный характер. Они описываются на языке статистических закономерностей. К эволюции звезд и планет применимы динами­ческие законы. В эволюции живого одним из важных постулатов является утверждение о случайном характере мутаций, о том, что природа «не знает наперед своих конечных состояний, она мутирует наугад». Антропный принцип фиксирует связь между свойства­ми расширяющейся Вселенной и возможностью возникновения в ней жизни. В разработке названного принципа имело принципи­альную важность обстоятельство о совпадении численной взаимо­связи параметров микромира: заряда электрона, размера нуклона, постоянной Планка и глобальных характеристик Метагалактики, ее массы, времени существования, размера. Свойства нашей Все­ленной обусловлены наличием фундаментальных физических кон­стант, при небольшом изменении которых структура нашей Все­ленной была бы иной, отличной от существующей.

«Слабый» антропный принцип, согласно Б. Картеру, впервые предложившему это понятие, указывает на то, что мы ожидаем наблюдать, должно быть ограничено условиями, необходимыми для нашего существования как наблюдателей. «Сильный» антропный принцип утверждает, что Вселенная должна быть такой, что­бы в ней на некотором этапе эволюции допускалось существова­ние наблюдателей. Он требует, чтобы Вселенная обладала свой­ствами, позволяющими возникновение жизни и человека. Из факта существования человека делается вывод о физических свойствах Вселенной, устанавливается определенное соотношение между на­личием жизни и человека и ее физическими параметрами. В иной терминологии фиксируется соотношение между наблюдателями и наблюдаемыми условиями и свойствами. Гипотетичность идеи антропного принципа, тем не менее, не снижает значимости про­блемы космического эволюционизма. Глобальный эволюционизм вскрывает также и противоречия между положениями эволюци­онной теории Дарвина и вторым началом термодинамики. Пер­вая провозглашает отбор и усиление упорядоченности форм и со­стояний живого, вторая — рост энтропии — меры хаотизации.

Важным в теории глобального эволюционизма является по­нятие «коэволюция», обозначающее новый этап согласованного существования природы и человека. Механизмы «врастания» че­ловечества в природу разнообразны, они не сводятся только к био­логическим, техническим или социальным. Они представляют собой сложное интегративное качество взаимодействий микроско­пической реальности атомных явлений и реальности глобального космического масштаба, где один уровень накладывается на дру­гой, видоизменяет своим давлением третий и т. д. Человек неот­делим от биосферы, он в ней живет и только ее объекты может исследовать непосредственно своими органами чувств.

С понятием «биосфера» Вернадский связывал пленку жизни, возникшую на поверхности планеты, способную поглощать энер­гию космоса и трансформировать с ее помощью земное вещество. Биосфера как пленка жизни, окружившая внешнюю оболочку зем­ли, многократно усилила и ускорила эволюционные процессы за счет способности утилизировать солнечную энергию. Живое ве­щество выступило в качестве катализатора процесса развития.




С возникновением человека возник еще один могучий фактор природных взаимодействий. В связи с чем необходимо было по­ставить вопрос о месте и роли человека в этом едином планетар­ном процессе развития, обозначить проблему ноосферы. Ноосфера — это сфера разума. В «Философских мыслях натуралиста» В. Вернадский писал: «Мы как раз переживаем яркое вхождение в геологическую историю планеты. В последние тысячелетия на­блюдается интенсивный рост влияния одного видового живого вещества — цивилизованного человечества — на изменение био­сферы. Под влиянием научной мысли и человеческого труда био­сфера переходит в новое состояние — в ноосферу» <. Проблема ноосферогенеза в качестве своего основания указывает на процесс спе­цифики изменений геобиохимической миграции вещества и энер­гии под воздействием человеческой жизнедеятельности.

Французский философ и ученый-антрополог П. Тейяр де Шар­лей понимал ноосферу как «мыслящий пласт», своеобразную обо­лочку земли, зародившуюся в конце третичного периода, разво­рачивающуюся над растениями и животными, вне биосферы и над ней. По его словам, с «первым проблеском мысли на Земле жизнь породила силу, способную критиковать ее саму и судить о ней». Ноосфера включала в себя мысли и дела человека, совокуп­ность мыслящих сил и единиц, вовлеченная во всеобщее объеди­нение посредством совместных действий, она будет влиять и в значительной степени определять эволюцию нашей планеты.

В едином эволюционном потоке понятие «ноосфера» фикси­рует появление и использование новых средств и факторов разви­тия, имеющих духовно-психическую природу. По мысли Тейяра де Шардена, с появлением ноосферы завершается после более чем шестисот миллионов лет биосферное усилие церебрализации — развития нервной системы. Это огромный эволюционный скачок в планетарном и космическом развитии, сравнимый разве что с явлением витализации материи, т. е. с возникновением самой жиз­ни. Появление человека, способного к свободному изобретению и к рефлексии, осознаванию своих действий и мыслей, — это с ло­гической точки зрения и новое, перспективное развитие предыду­щей — биологической формы движения материи, и фактор, зада­ющий перед лицом неодушевленной материи «новый порядок ре­альности». Это действительно инициативный системообразующий фактор, который по своей «физической внедренности» выступает не как внешний, инородный элемент, а как нечто равнозначное, но превосходящее все существующее.

Образование ноосферы из биосферы предполагает проявле­ние всего человечества как единого целого. Чтобы ноосфера оп­равдала свое наименование как «сфера разума», в ней действи­тельно должна господствовать гуманистическая научная мысль, которая была бы в состоянии подавить неблагоприятные для бу­дущего человечества последствия технического прогресса' и раз­вернуть широкие перспективы для расцвета общественной жиз­ни. Разум оказывается не только специальным аппаратом позна­ния, но и организующим источником жизнедеятельности. Взрыв научной мысли не может не оказать принципиального воздей­ствия на условия существования человечества.

Вернадский акцентирует масштабы этого процесса: ноосфе­ра — такой тип материальной системы, которая охватывает ги­гантский всепланетарный процесс. Ноосферность предполагает и решение высших организационных задач жизнедеятельности че­ловечества, и идею сознательной и разумной регулируемости природно-космического порядка.

Согласно мнению ученого, ноосфера — это та область явле­ний, которая выходит за пределы изучения естествознания и не может быть охвачена самостоятельно ни одной из естественных наук. Ноосфера, по существу своему, совершенно уникальный объект научного познания, в котором переплетаются константы косной и живой природы, особенности общественного развития и интеллектуальной мысли.

Вернадский побуждает взглянуть на весь глобальный эволю­ционный процесс развития природы, общества, науки и техники под углом зрения, направленного на раскрытие ранее неизвест­ных свойств этого целостного процесса. Он уверен, что это новая форма биогеохимической энергии, границы которой весьма зави­симы от степени разумности и качества мыслительных процессов.

Необдуманная эксплуатация природы грозила гибелью само­му человеку. В связи с фактографическими данными о глобаль­ных негативных последствиях деятельности человека ученые фик­сируют два сценария развития ноосферных процессов. Согласно первому, это тупиковый сценарий, когда ноосфера как сфера ра­зума не оправдывает своего наименования, поскольку разум раз­рушает самое себя. Согласно второму, возможна гармоничная кон­вергенция всех типов материальных систем, коэволюция как но­вый этап согласованного существования природы и человека.

Обеспечение коэволюции биосферы и общества как принципа их совместного развития с необходимостью предполагает опреде­ленные запреты и регламентации человеческой деятельности. Воз­никает потребность в «экологическом императиве», который на­кладывал бы рамки определенных ограничений на совместные действия и поведение людей. Гуманистический пафос понятия ноосферы в наш технократичный век особо значим. Он заставля­ет задуматься о «всепланетарных последствиях» общественного прогресса, развития науки и техники. Человечество осознает не­обходимость и острую потребность своего обновления с опорой на ценности разума. Тревога за будущность человечества и намере­ние использовать достижения науки только во благо, а не во вред вливает новую кровь в вены машинной индустрии, настраивает на новый синтез в едином жизненном акте мира и человека.

Целостность мироздания, космопсихология человека как уни­версальные характеристики глобального великого эволюционно­го процесса, великолепно описанные Рерихами, были положены Вернадским в основания новой системы образования, воспитания и науки. Наука и искусство интерпретировались им как два мето­да общения человека с космосом. Понятие живого и разумного Космоса, «трепета пульса Земли» (А. Чижевский), «лучевого че­ловечества» (К. Циолковский) как обозримого космического бу­дущего людей — идеи, заполняющие проективное поле ноосфер­ных исканий.

Современная научная картина мира объединяет в едином по­лотне представлений естественнонаучные и философские знания и стремится создать целостное представление о принципах и за­конах устройства мироздания.

Читайте также: