Натюрморт дома из подручных материалов

Обновлено: 19.05.2024

Автор: Наталья Александровна Ермакова, Преподаватель, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская художественная школа имени А. А. Большакова», город Великие Луки, Псковская область.
Описание: работу можно выполнить с детьми от 7 лет. Материал может быть полезен педагогам общеобразовательных учреждений, дополнительного и дошкольного образования.
Назначение: оформление творческих выставок и интерьера помещений.
Цель: создание декоративного панно в соответствии с законами построения композиции.
Задачи:
- продолжать знакомство детей с миром изобразительного искусства, познакомить с понятием основы изобразительной грамоты;
- расширять кругозор детей на основе понятия композиция, познакомить с основами построения и законом равновесия в композиции;
- совершенствовать навыки работы в технике гуашь;
- упражнять в работе разными кистями в соответствии с поставленной задачей, упражнять в умении работать всем ворсом кисти и её кончиком;
- воспитывать интерес к основам изобразительной грамоты.




Мы живём в мире , где существует ряд правил, которые нужно соблюдать: правила дорожного движения, правила поведения в общественных местах, правила правописания и многие , многие другие. В изобразительном искусстве тоже существуют свои правила, это целая наука и называется она-основа изобразительной грамоты. Знания основ художественных приемов позволяет художникам грамотно использовать пространство, материалы и окружающие условия, чтобы добиться желаемого эффекта. Приемы композиции позволяют строить пространство динамично и гармонично. Графические приемы могут придать остроту или мягкость композиции. Правильное использование цветов дает нужное психологическое(радость, грусть) восприятие окружения. А знания перспектив необходимо при выполнении любых художественных задач. Все вместе дает широкие возможности художнику профессионально использовать свет, в частности, в любых его проявлениях и с любыми задачами.



Основопогающим инструментом любого произведения изобразительного искусства является композиция. Композиция присутствует во всём: в начертательных искусствах, сочинение художником его произведения, то есть перенесение архитектором в проект сооружения, скульптором в рельеф или статую, живописцем в картину или рисунок, орнаментистом в декоративное изделие тех линий, форм и образов, которые еще смутно рисуются в его воображении, и составление (compositio) из них, органического целого, определенно выражающего задуманное им содержание.




Любая работа, будь то набросок, рисунок, живописное полотно, иллюстрация должна быть целостной. И в этом нам поможет знание законов композиции. Одним из главных законов композиции является равновесие. Но что с чем должно быть уравновешено? Главное – это равновесие изображения и изобразительной плоскости, то есть нашей плоскости листа или холста. Здесь не может быть единственно верного рецепта на все случаи. Каждый раз это равновесие приходится выстраивать заново.
В композиционном равновесии участвуют такие факторы, как формы объектов, их цвет, устойчивость и неустойчивость объектов. При этом темные цвета, большие предметы и объекты необычной формы выглядят тяжелее, чем светлые цвета, мелкие предметы и объекты регулярной, обычной формы.






Итак композиция-это способ расположения предметов на листе бумаги. Нужно расположить рисунок так, чтобы не оставалось много пустого места на листе. Для этого нужно изучить расположение сторон листа.
Чтобы рисунок не получился слишком большим или слишком маленьким по сравнению с листом, на котором его изображают, нужно найти его правильное расположение, то есть установить соотношение размеров листа с изображаемым предметом.
Рисовать нужно стараться посередине, чтобы всё задуманное уместилось на листочке целиком, чтобы сверху, снизу и по бокам осталось совсем немного пустого места.



Лучший способ овладения азбукой композиции-переход от форм, взятых с нату­ры, к переработке их в простые геометрические силуэты, то есть в условный графический язык, вырежьте их из картона или бумаги и расположите в формате.
С этой минуты мы превращае­мся в волшебников, начинаем создавать мир в пространстве листа. Передвигаем силуэты, меняем их положение относительно друг к другу и получаем различные варианты композиций. Данный способ позволяет подобрать наиболее лучший композиционный вариант, и правильно скомпоновать предметы на листе бумаги. Чтобы добиться равновесия в композиции важны форма, направление, место расположения элементов.





Также можно составить композицию из элементов природы, ра­стений, трав, цветов, листьев. Фон желательно брать однотон­ным, темным или светлым. Темы могут быть самые разные, главное здесь правильное расположению элементов композиции. Уравновесить композицию может пустое поле или одна точка поставленная в определенном месте картины.
Работа с цветом в левой и правой части должны быть равными по количеству. Если в одной части больше контрастных пятен больше, необходимо усилить контрастные отношения в другой части, либо ослабить в правой. Можно также изменить очертания предметов, увеличив периметр контрастных отношений.
Данный пример, цветового равновесия и целостного построения композиции, мы рассмотрим сегодня при создании декоративного натюрморта. Натюрморт (фр. nature morte-«мёртвая природа» )-изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве(вазы, фрукты, цветы, грибы, геомерические фигуры и многое другое).



В живописном натюрморте очень много различных цветов и оттенков, а в декоративном всего несколько цветов.
Предметы на живописном натюрморте-реалистичные, а на декоративном-форма различных предметов самая разнообразная.
В декоративном натюрморте предметы стилизованные, то есть их форма упрощенная.
Декоративный натюрморт можно выполнить на ткани (холодный батик), также из пластилина (пластилиновая живопись), из бумаги и природных материалов (техника аппликация).
В понятие "декоративный натюрморт" сегодня принято включать все произведения, выполненные в соответствующем стиле и предназначенные для украшения интерьера. Это вполне закономерно-ведь натюрморт по самому своему определению предполагает возможность декоративной стилизации.





Материалы и инструменты:
-лист бумаги А3
-лист писчий( 3 на одного ребёнка-для трафаретов + палитра)
-гуашь( сметанообразная, сухую необходимо залить тёплой водой и дать настояться)
-кисти, карандаш простой
-баночка для воды
-тряпочка для кистей
-ножницы
Правила пользования ножницами.
1. Нельзя держать ножницы острыми концами вверх.
2. Передавать друг другу ножницы можно только кольцами вперед.


Начинаем работу с изготовления трафаретов. Лист сгибаем пополам, отглаживаем линию сгиба и рисуем любой формы ёмкости, затем вырезаем их ножницами. Рисует от линии сгиба.




Располагаем трафареты на листе, ищем лучший вариант композиции, причём у каждого он будет свой, также как и составные части натюрморта. Детям предлагается полная свобода выбора, общей остаётся лишь задача. Обводим трафареты карандашом.



Затем начинаем работу с цветом( полная свобода выбора-основой выбора должны послужить ранее накопленный опыт и навыки работы). Я же выбрала охру, цвет удивительный по своему содержанию. Фон выполняется большой кистью. Сначала обводим предметы композиции по контуру, затем закрашиваем фон. Начинаем с самого верха, мазки широкие, горизонтальные в одном направление.





Дальше продумываем цветовое решение предметов композиции. Разукрашивая вазу мазки кистью делаем в соответствии формы вазы(вертикальное направление).






Затем приступаем к украшению натюрморта декоративными элементами. Тонкой кистью рисуем белую окантовку предметов композиции.



Белым добавляем лёгкие оттенки цвета на грушу и тарелку, рисуем дуги на виноградинках-показываем их объём.






Я люблю работать вместе с детьми, когда весь процесс рисования происходит на глазах воспитанников. Этот процесс включает в себя показ, обсуждение, выбор лучшего решения, применение полученного ранее опыта в изобразительной деятельности.

Свой первый натюрморт я сняла в апреле 2008 года. Весной по утрам на моей кухне бывает совершенно особенный солнечный свет, а когда я снимала первые кадры, я больше представляла себе освещение, чем композицию и предметы. Незамысловатый натюрморт из цветущей фиалки, миски с яйцами и бокала молока, залитый золотистым сиянием…
Это была моя первая и единственная за долгое время удача в съёмке предметной композиции. Картинку хорошо приняли на Фотосайте, это придало уверенности экспериментировать дальше.
А дальше… наверное с год я не оставляла попыток снять что-то стоящее в жанре «Натюрморт», получались более менее приличные картинки, но по большей части не очень удачные, а зачастую и совсем «провальные», моё состояние тогда можно охарактеризовать несколькими фразами: «Это же невозможно! Снять как они. » (имелись в виду свет и композиция в работах мэтров натюрморта) и «Я же должна понять — КАК?!»

За это время успел накопиться немалый багаж из реквизита для постановок, в ход шло всё: старые чайники и новые бокалы, «гламурные» кружечки и вполне дикого вида сухоцветы. Моя кухня и до сих пор становится некоторым шоком для неподготовленного посетителя, полки, заставленные абсолютно разномастными предметами, сухие цветы и листья, несколько десятков различных стеклянных ёмкостей разного размера и цвета и даже череп неопознанного животного…

Если вы собираетесь снимать натюрмортные композиции, будьте готовы: охота за реквизитом — дело азартное. Но что же было дальше? Мне понадобился приличный стол для съёмок. Приличный стол, в понятии художника-натюрмориста — это как можно более состаренный, с фактурной поверхностью. Я его сделала сама. Да-да, своими руками пилила, крутила шурупы до мозолей на ладонях, на столешницу пустила старые доски, неоднократно покрытые краской, облупившейся так, что получилась серьёзная фактура.
Далее я покрыла всё сооружение белым цветом и осталась довольна. Сразу скажу, что в моём представлении, в идеале, столешниц должно было быть несколько, поэтому позже появились планшеты, сколоченные из разных по степени состаривания и обшарпанности досок.

Так как съёмка должна проходить при дневном свете, стол стоит у окна, не вплотную, конечно, иначе свет будет ярким, а нам нужен по возможности рассеянный, в солнечные дни я прикрываю окно тюлью для рассеивания света. Итак, мы получаем дневной, рассеянный, красиво рисующий свет, но его очень немного, следовательно, выдержка будет длинной, у меня она зачастую до 30 секунд. Поэтому штатив и дистанционный пульт или тросик — наше всё!

Образуя на пути света разные препятствия (их можно соорудить из простых картонок), мы можем управлять освещённостью композиции, притенять фон и то, что находится ближе к нему, оставляя свет на предметах, которые хотим выделить.
Фон может быть любым, я использую листы размером не меньше 60х80 белого, пастельно-голубого или реже зелёного цвета, также склеиваю по две полосы обоев и крашу в нужный тон, в этом случае фон может быть сколь угодно большим.
Все эти рекомендации не очень оригинальны, но если бы мне кто-нибудь дал их в самом начале пути, возможно, всё было бы проще.

Ну вот, наш стол, фоны и штатив с камерой готовы, мы можем приступать к съёмке. Что снимать? Где взять идею?
Для начала советую изучить как можно больше примеров в интернете, причём не только работы современных фотохудожников, но и натюрморты знаменитых мастеров живописи. Понять: как это сделано? Примерно представить себе схему света и сочетание цветов. На первых порах можно пытаться прямо повторить композиционное решение.

Я до сих пор люблю воспроизводить в фотографии работы живописцев, это многому учит на практике.

Практика. Теперь я могу сказать — это краеугольный камень всей натюрмортной науки. Десятки, а то и сотни кадров‑дублей одной постановки, «ох… яблочко неудачно касается чашки», или «сюда надо положить виноградинку», а ведь с этим касанием или без этой виноградины не случится картинка! Со временем учишься не просто смотреть, а «видеть».

Эксперименты. Я люблю поиграть со светом, создать дымку, налёт мистики, попробуйте снимать с разными необычными «фильтрами», на длинной выдержке на несколько секунд подержать перед объективом стеклянный сосуд или цветную плёнку, или полупрозрачную ткань. Если позволяет оптика,
пробуйте снимать с минимальной глубиной резко изображаемого пространства, зачастую получаются изумительные результаты.

Постобработка. Все мы знаем, что 90 % кадра должно состояться до нажатия на кнопку спуска затвора. Натюрморт — не исключение, стараемся максимально сделать кадр до съёмки. Конечно, фотошоп — великая сила, и знание программы даёт нам дополнительные возможности. Например, я люблю наложить на фон дополнительные текстуры, создающие иллюзию пространства, старых стен, окон. Состарить картинку в целом за счёт текстур с трещинами и царапинами, но во всём нужна мера, а иногда сложно остановиться…

Натюрморт — это особый, волшебный мир, иллюзия, которую мы создаём собственными руками и фантазией. А совсем недавно мне сказали: «смотрю на твои фотографии и думаю о том, что хочется жить в мире таких фотографий… тихом, теплом, душевном и неспешном… »

Во всём главное — желание! Оно толкает вперёд, заставляет учиться, пробовать, ошибаться, находить новые пути.
Пробуйте, и всё получится!


Текст и фото: Анна Немирович
Член Союза Фотохудожников России с 2010 года.

Холодными зимними вечерами, когда погода на улице не вдохновляет на продолжительные фотопрогулки, отличным способом закрепить свои знания в фотографии станет съемка натюрмортов. В идеале для качественной предметной съемки необходимо хорошее студийное освещение, вспышка и отражатели, но такие реквизиты есть далеко не у всех. Именно поэтому сегодня, мы дадим вам несколько рекомендаций о том, как с помощью фотоаппарата, штатива и обычной настольной лампы создавать стильные художественные натюрморты.

Стильные натюрморты в домашних условиях

Съемка в низком ключе не является чем-то новым и современным, историю стиля можно проследить вплоть до эпохи Возрождения. Тогда художники создавали свои картины, основываясь на умелой игре светотени, позволяющей красиво выделить текстуру и форму объекта. Сегодня, низкий ключ позволяет создавать атмосферные и одухотворенные фотографии.

Хитрость заключается в том, чтобы использовать приглушенные тона, и вместо того, что бы избегать нежелательных теней, из них следует изъять максимум пользы. Именно тени в данном случае позволяют создать привлекательное, объемное изображение.

Ниже представлен краткий урок по съемке натюрмортов в домашних условиях.

И так, что потребуется для съемки натюрморта дома:

  • Фотоаппарат;
  • Объектив, желательно светосильный, но подойдет и китовский;
  • Штатив, так как работать придется на длительных выдержках;
  • Настольная лампа;
  • Объект съемки и подставка под него.

Подготовка места для фотографирования натюрморта

В качестве фона можно использовать полотно задрапированной ткани, желательно темных, или пастельных тонов. В случае с данным примером, использовалась кирпичная стена. Красиво в кадре будут смотреться необработанные поверхности стен, или красивые винтажные обои.

Занавесьте шторы, что бы убрать весь лишний свет, установите настольную лампу сверху натюрморта, или сбоку. Разложите овощи, или другие объекты для фотографирования. В процессе съемки пробуйте разные варианты с положением объектов.

Стильные натюрморты в домашних условиях 2

Настройки для съемки натюрморта

Баланс белого

Использование настольной лампы при съемке натюрморта может привести к очень непредсказуемым результатам, когда кадры будут иметь неприятный желтый оттенок. Что бы компенсировать излишнюю желтизну, следует правильно настроить баланс белого. Выберите режим лампы накаливания для достижения правильного эффекта.

Фокусировка

Фокусируйтесь на объекте съемке, желательно, на переднем овоще или фрукте. Узкая апертура позволяет добиться четких кадров, и резкости на всех объектах съемки. Сделайте несколько пробных снимков, что бы убедится в правильности настроек, в случае чего увеличьте или уменьшите выдержку.

Стильные натюрморты в домашних условиях 3

Последний совет

Что бы добиться живописного эффекта, используйте Photoshop и кроме обычных настроек редактирования с помощью кривых и уровней, можете попробовать применить фильтр Мозаичной плитки. Фильтр находится во вкладке Filter> Texture. Убедитесь, что вы выбрали самый маленький, из допустимых, размер плитки.

Простой натюрморт в технике сухая пастель, фото № 1

Друзья, в этом мастер-классе я хочу показать, как легко делать постановки из подручных средств и какие яркие натюрморты у вас могут получиться.
Я сделала простую постановку на стуле из трех яблок, лимона и тарелки. В качестве фона использовала бумагу для декорирования цветочных букетов. Очень важно правильно подобрать цвета и предметы. Если ваш натюрморт получился холодным, в нем должно быть хоть одно теплое пятно, иначе он будет не интересен, и наоборот – если ваш натюрморт теплый, постарайтесь немного «охладить» его.
У меня много теплых цветов и оттенков: от красного до желтого, даже зеленая бумага у меня больше теплая, нежели холодная, поэтому я взяла тарелку баклажанового цвета и тем самым уровняла композицию в цветовом плане. Фиолетовый – это сложный цвет, с ним надо быть осторожным как в работе, как и в жизни, но здесь он подошел идеально.

Так же следите за тем, чтобы предметы на вашем натюрморте не вырывались вперед или вверх, все должно быть гармонично. Чаще рассматривайте натюрморты признанных мастеров, вы увидите как хорошо, как точно и ловко скомпонованы у них предметы.

Очень важно освещение в натюрморте! Постарайтесь поставить светильник так, чтобы вы четко различали свет и тень. На этой фотографии лампа располагается сбоку, но после разметки предметов я решила переместить ее на спинку стула.

Подготовьте своё рабочее место. Вам должно быть удобно, все материалы расположены под рукой, вы никуда не тянитесь и сидите ровно.

Простой натюрморт в технике сухая пастель, фото № 2


Итак, приступим. Вам понадобится: плоскость, на которой вы сделаете постановку, она может быть ниже или на уровне глаз, желательно, чтобы драпировка была закреплена в двух плоскостях (дабы создать фон сзади), если постановка находится на уровне глаз. Пастель, белый пастельный карандаш (для эскиза), лист бумаги для пастели, лак для волос (или раствор сахара с водой в пропорции на 0,5 литра воды 3-4 столовые ложки сахара и пульверизатор).
Так как пастель осыпается и работать на мольберте неудобно, я сфотографировала постановку так, как если бы сидела и пересела за стол. Но если вы работаете масляной или восковой пастелью, то можете рисовать на листе находящимся в вертикальном положении.

Эскиз. Здесь закладывается фундамент, мы должны правильно скомпоновать предметы, для этого следим за их соотношением относительно друг друга и плоскости. Если вы новичок, то старайтесь вписать предметы в геометрическую форму – этим вы упростите себе работу.
После того, как эскиз завершен, я наложила первые цвета, начала с драпировки. Я работала грубым штрихом, где-то боковой частью мелка. На этом этапе в нашу задачу входить только обозначение основных цветов, потом драпировка заиграет новыми красками, когда мы будем прорисовывать светлые и темные части, рефлексы от предметов. Драпировку я растушевала широкой синтетической кистью, для того, чтоб тон бумаги проступал менее явно там, где это не нужно.


После этого я наметила контуры предметов, тени. Пастель требует от нас немного изменять цвета, делать натуру более контрастной, в этом ее прелесть, поэтому не бойтесь ярких цветов!

Простой натюрморт в технике сухая пастель, фото № 6

Далее я продолжаю работу над драпировкой, обозначаю свет, тень и рефлексы. Делаю это перекрестным или ровным штрихом.

Простой натюрморт в технике сухая пастель, фото № 7

Так же штрихуя тарелку, обозначаю блики, выделяю те места, где будут более явные тени.

Простой натюрморт в технике сухая пастель, фото № 8

Далее растушевываю пастель там, где это требуется. Обратите внимание на тарелку, штрих там был очень легким. Блик у нас не только белый, в нем есть и немного светло-голубого, чтобы тарелка выделялась, мы должны передать не только форму, но и все цвета, все тени, весь свет, правильно обозначить блики – они идут по форме и всегда подчеркивают ее.
Тем же легким штрихом проработала первое яблоко, тень обозначила коричневым, а падающую тень от яблока темно-фиолетовым. Мне не хотелось часто пользоваться черной пастелью, ведь моя задача была нарисовать яркий натюрморт и здесь черный может загубить композицию, поэтому с ним надо быть очень осторожным!

Простой натюрморт в технике сухая пастель, фото № 9


В проработке фруктов и любых других предметов, помните о рефлексах, которые может отбрасывать драпировка или сама тарелка. Рефлекс - оптический эффект отражённого света, изменение тона или увеличение силы окраски предмета, возникающие при отражении света, падающего от окружающих его предметов.

Простой натюрморт в технике сухая пастель, фото № 10

Боковой частью мелка я продолжаю прорабатывать драпировку, обозначаю тень и свет. Так как мы стараемся работать слева направо и сверху вниз, то каждый объект мы выделяем постепенно.

Самый последний объект – лимон, тень от него. На завершающем этапе работы обойдите от нее, внимательно ее рассмотрите, походите вокруг, дополните ее цветом там, где это необходимо, не бойтесь экспериментов, цветов, которые, казалось бы, не найдете в натуре. Созерцание – ваш помощник.


Говорят, натюрморт – это жанр, к которому фотографы приходят не сразу. Обычно начинают с природы, портретов, жанровой съемки. Когда вы поняли, что это ваше направление?

По образованию я эколог, но человек увлекающийся. Раньше серьезно занималась спортом, читаю, вяжу, пробую себя в разных видах творчества. Но фотография по-настоящему затянула. Началось это три года назад. Сначала я пробовала себя в самых разных жанрах, кроме, пожалуй, натюрморта. Я постоянно участвовала в интернет-конкурсах среди фотографов. Там я и узнала, что существует натюрморт в фотографии. С тех пор в основном снимаю только его.

T7EhR8acrTA

Этот жанр не назовешь популярным и модным. В количественном плане он проигрывает всем остальным направлениям фотографии. «Продать» его труднее, чем портреты, предметную съемку, ню и love-story. Насколько он востребован?

Не могу согласиться с тем, что это не модно. Возможно, в Курске я одна снимаю в этом жанре, но на просторах интернета я вижу очень много отличных натюрмористов. Да и заработать на натюрмортах можно. Я, правда, не пробовала.

Помните свой первый натюрморт?

Конечно, помню, только это была скорее пародия на натюрморт. Тогда я не понимала, что это сложный жанр. Снимала его дома в спальне. Взяла предметы, абсолютно не сочетающиеся друг с другом. Что было дома, то и взяла: ваза с цветком, книги и зачем-то кепка. Сейчас даже смешно вспоминать.

Ng8WV7mJYqs

Вы по-прежнему многие снимки делаете дома: не снимаете студию, не используете профессиональный свет. Это ваша принципиальная позиция или временное явление, пока не найдется достаточно средств для всего этого?

Да, я снимаю дома: на кухне, в спальне, на балконе. Отсутствие профессионального оборудования – это моя принципиальная позиция! Я считаю, что для эффектного натюрморта прежде всего важны чувство вкуса и такта.

Какие предметы чаще всего выбираете для композиций?

В основном я использую старинные предметы с историей (керосиновые лампы, глиняные кувшины). Всё это я нашла в деревне у бабушки. Я стараюсь не использовать современные вещи.

lKfUm32zeTU

Ольга Синегубова проводит мастер-классы для тех, кто хочет работать в том же жанре, что и она. Занятия (опять же принципиально) проводит у себя дома. Редакция «Морса» посмотрела, в каких условиях создаются ее работы.

Backstage со съемки натюрморта с рябиной:

IMG_1761

IMG_1768

IMG_1764

Результат:

-HB-ZA8jqQo

Как снять хороший натюрморт дома.
5 советов от Ольги Синегубовой

Самое главное – это свет. Снимать нужно около окна, оно служит большим софтбоксом. Солнце не должно смотреть в окно, иначе будет слишком яркий, жёсткий свет. Не надо включать люстры и светильники. Можно подсвечивать отдельные предметы фонариком (если требуется).

Желательно использовать однородный фон (крашенный ватман, ткань).

Предметы в композиции должны не только сочетаться по цвету, но и быть правильно расставлены. Предметов не должно быть много. Правильное видение кадра – отсекать всё не нужное.

Изучить элементарные настройки камеры. Выставлять индивидуальные значения для каждого натюрморта.

Читайте также: