Наличники на крышу дома

Обновлено: 02.05.2024


Прямое назначение, которое выполняют наличники на окнах в деревянном доме - закрытие щелей и зазоров между стеной и оконной или дверной коробкой, кроме прямой функции наличники используются как украшение и декорирование окон и дверных проемов. Наверняка каждый из нас, проезжая старые деревушки, не раз обращал внимание на удивительные, завораживающие красотой резные окна - эта красота, как раз заслуга наличников, установленных на окна.


Изготовление наличников на окна

Издавна наличники на окна изготавливались мастерами вручную, при помощи простых инструментов.
Основной и единственный материал для изготовления наличников в то время было конечно же дерево, популярность дерева не ушла и на сегодняшний день, хоть все чаще можно встретить наличники из полиуретана и фанеры. Возможно полиуретан надежнее и долговечнее, но деревянные наличники на окна деревянного дома, смотрятся куда более эстетично и гармонично, а главное являются экологически чистыми. Тем более что правильно обработанные, наличники прослужат не один десяток лет. Дерево удобный материал который позволяет произвести наличники различной формы и фактуры, а также фигурные резные наличники, способные украсить ваш дом и придать ему богатый, благородный вид.

Заказать наличники на окна

Мы изготавливаем наличники любой формы и толщины, из качественного дерева или клееного материала.
Произведем квалифицированный монтаж с использованием гидроизоляции. При монтаже наличников производим обработку антисептиками (биозащитой) и покраску наличников.

Выполняем работы по изготовлению наличников по чертежам или рисункам заказчика.

Наличники с покраской

Мы производим профессиональную покраску наличников в любой цвет и оттенок по цветовой таблице RAL и цветовой палитре красок Sikkens.
Этапы покраски наличников на окна и двери:
1. Все детали наличников шлифуются перед нанесением грунта;
2. Наносим 1 слой ( Грунт) с обратной и лицевой стороны наличника;
3. Сушка при температуре 20-22 градуса;
4. Промежуточная шлифовка для снятия поднятого ворса с древесины;
5. Наносим 2 слой (Промежуточный) с лицевой стороны наличника;
6. Сушка при температуре 20-22 градуса;
7. Тонкая шлифовка зерном 320 мм перед нанесением финишного слоя;
8. Наносим 3 слой (Финишный) с лицевой стороны наличника;
9. Сушка при температуре 20-22 градуса
10. Сортировка и упаковка

Сделать свой дом запоминающимся и красивым мечтает любой хозяин. Если дом уже не новый, это не так просто. Одна из возможностей — резные наличники. Они даже обычную «коробку» превратят в шедевр.

Материал для наличников

Резные наличники делают в основном из древесины хвойных пород. Оптимальный вариант — сосна, нормально режется, недорога, из-за высокого содержания смол долговечна. В принципе, можно использовать любую другую хвойную доску, но лучше не пробовать с еловой: слишком она волокнистая, не режется даже самым острым инструментом.

Можно делать резные наличники и из лиственных пород — липы (самая мягкая), тополя, клена, дуба, вишни и т.д. Но с каждой породой надо уметь работать, набивать руку и нет гарантии, что получится что-то удобоваримое, а древесина лиственных пород стоит дорого. Поэтому делают наличники на окна чаще все-таки из сосны. Надо только обратить внимание на качественные характеристики.

Резные наличники на окна - способ сделать свой дом уникальным

Резные наличники на окна — способ сделать свой дом уникальным

Почему камерной сушки? Потому что ее сушат в специальной камере, ускоренно выводя влагу. При этом часть досок трескается, выгибается — эти идут в отбраковку, остальные продают. Если вы будете делать наличники из древесины камерной сушки, их точно не покорежит и они не потрескаются.

Инструменты

Чтобы сделать резные наличники своими руками, понадобится следующий минимальный набор:

Для сокращения времени, которое потребуется на создание резных узоров и шлифовку, лучше иметь фрезер и шлифовальную машинку.

По одной или оптом?

Резные наличники состоят обычно из повторяющихся элементов. По крайней мере, две вертикальные рейки на каждом окне делают одинаковыми. А так как оформляются обычно несколько окон, одинаковых элементов требуется много. Если наличники собираетесь делать прорезные, закономерно возникает желание вырезать одновременно несколько штук, сложив доски стопкой и как-то их зафиксировав.

Накладные резные наличники тоже интересны

Накладные резные наличники тоже интересны

Желание понятное, но сложно реализуемое, да и выгоды во времени не так велики, как кажется. Первая сложность — у домашних мастеров обычно в наличии лобзики не слишком большой мощности. Чтобы прорезать несколько досок, приходится медленнее двигать пилку вдоль намеченного рисунка. На прямых линиях скорость еще терпима, на закруглениях — низкая. И, чем меньше радиус изгиба, тем медленнее приходится двигать пилку. Если вы работаете с одной доской, таких проблем нет. Так что по времени выигрыш если и есть, то совсем небольшой.

Еще один момент. Даже толстые, хорошие, дорогие пилки при большой толщине обрабатываемого изделия отклоняются. Так что, при одновременном резе нескольких досок, качество прорези на нижней (или двух) остается под большим вопросом.

Порядок изготовления наличника с прорезной резьбой

Желаемый рисунок при помощи шаблона переносим на доску (где его взять, как увеличить, как сделать шаблон читайте ниже). При необходимости поправляем, хорошо прорисовываем детали. Дальше порядок действий опишем пошагово.

Прорезная резьба без подкладной доски. Чтобы рисунок был четче виден, нужна большая разница в цвете

Прорезная резьба без подкладной доски. Чтобы рисунок был четче виден, нужна большая разница в цвете

Убираем древесину в прорезях рисунка

  • Для этого сверлим отверстия большого диаметра в тех местах, где древесину надо будет убрать. Диаметр отверстия должен быть чуть больше чем ширина пилки лобзика обычно 12-14 мм). Сверло должно идти вертикально вниз, следите чтобы отверстие не вышло за линию (но небольшие погрешности нестрашны).

Так как на резьбу будут смотреть издалека, некоторые неточности несмертельны, но стремиться к идеалу все-таки стоит.

Делаем фигурный край

Некоторые наличники имеют ровный край. Тогда этот этап пропускаем. Если край фигурный, придется еще поработать лобзиком.

    Примерно через 5-7 см делаем перпендикулярные пропилы «лишней» части доски до намеченной линии наличника. Большая точность или ровные линии не нужны, стараемся не переходить через нарисованную линию.

Если рез сложный, могут оставаться не слишком привлекательные места. Это не страшно, их потом доработаем, где надо — стамесками, тем же лобзиком, наждаком. Когда вы останетесь довольны результатом, можно двигаться дальше.

Окончательная доработка

Владельцы деревянных домов, наверняка знают все о том, как надо обрабатывать древесину. Но, на всякий случай, повторим еще раз общие правила.

    Шлифуем. Шлифовать любым доступным методом. Быстрее и лучше всего всего — эксцентриковой шлифмашинкой, медленнее — наждачным кругом на дрель и лепестковой насадкой, совсем медленно — руками и наждачной бумагой. В идеале комбинируем два метода — при помощи шлифмашинки обрабатываем горизонтальную поверхность, а выемки — лепестковой насадкой и, где она недостает, руками.

Выбор лакокрасочных материалов очень широк. Подходят любые для наружных работ. Но учтите, что укрывистые краски придется периодически обновлять — раз в год так точно. А это значит — снимать старую краску, грунтовать, красить снова. Проще дело обстоит с маслами для дерева — они не дают пленки на поверхности древесины, а впитываются в волокна. Обновлять покрытие тоже надо, но просто очистить от пыли и покрыть новым слоем. И частота обработки меньше. Минусы масла для дерева — выше цена, меньшее количество цветов.

Это результат трудов

Это результат трудов

А дальше — монтаж резного наличника. Зависит он от выбранного типа: можно сразу на стену, а можно — на подкладную доску, а потом уже на окно.

Как увеличить шаблон

Простые резные наличники можно делать и без шаблонов. Несколько примеров будет в видео — там показано, как расчертить, как вырезать. Но более-менее сложные узоры рисовать самостоятельно получится далеко не у всех. Нужен навык, да и талант. Самый простой способ — найти схему, распечатать ее в нужном размере, перенести на картон и вырезать. Получится шаблон, который можно обводить.

Второй способ: срисовать с фотографии. Далеко не все схемы можно найти. Некоторые, особенно старинные оконные наличники, вы нигде не найдете. Если есть хоть некоторые способности к рисованию, их можно срисовать.

Даже такой орнамент можно срисовать. если есть навык

Даже такой орнамент можно срисовать… если есть навык

Могут возникнуть вопросы по поводу того, как увеличить размер найденной схемы или шаблона. Есть три варианта:

  • При помощи любого графического редактора. Самый простейший — Paint — есть в любом компьютере работающем с Windows (вкладка «Изображение», строка «Изменить размер изображения», выберите «сантиметры» и в окошке поставьте нужную длину (высоту). Полученный файл можно будет распечатывать. Если принтер малого формата, может потребоваться разбиение на несколько страниц. Их потом следует склеить и, по полученному рисунку, сделать шаблон.
  • При помощи ксерокопии. У ксероксов есть функция масштабирования.
  • Взяв миллиметровую бумагу, переносить рисунок в нужном масштабе. Для этого исходное изображение разбиваем на квадраты со стороной 0,5 или 1 см (можно напечатать на листке в клетку). Потом переносим линии на миллиметровку, увеличивая их в нужной пропорции.

Видео по теме

Схемы, шаблоны, узоры

Узкие краевые элементы

Узкие краевые элементы

Декоративные элементы для вертикальных или горизонтальных планок

Декоративные элементы для вертикальных или горизонтальных планок

Схемы для выпиливания наличников из дерева

Схемы для выпиливания наличников из дерева

Прорезные элементы для украшения окна

Прорезные элементы для украшения окна

Схемы узоров для украшения кронштейнов

Схемы узоров для украшения кронштейнов

Схема резного наличника

Схема резного наличника

Еще кронштейны

Еще кронштейны

Полотенчики или боковые узоры

Полотенчики или боковые узоры

Возможные схемы

Возможные схемы

Это резьба непрорезная

Это резьба непрорезная

Варианты украшений

Варианты украшений

Чертежи и схемы

Чертежи и схемы

Прорезные, накладные, с коронами

Прорезные, накладные, с коронами

Центральные элементы для вертикальных планок

Центральные элементы для вертикальных планок

Разные стили, но, без сомнения, эффектны

Разные стили, но, без сомнения, эффектны

Стиль совершенно другой.

Стиль совершенно другой…


Домовая резьба известна на Руси еще с языческих времен. Она не только служила оберегом и украшала дом, но и решала практические задачи: наличники закрывали щели между оконными рамами и бревенчатой стеной, а причелины не давали крыше обрастать сосульками

С течением лет культовое значение утратилось, для теплоизоляции стали использовать менее трудоемкие приемы, и, казалось бы, «деревянному кружеву» пора уйти в небытие, но и по сей день оно пользуется спросом.

Сегодня для строительства загородных домов довольно часто используют профилированный брус и оцилиндрованное бревно. Однообразные, как по линейке расчерченные стены обезличивают дом, делают его невыразительным и скучным. Резные карнизы, наличники, балясины и фризы, как ничто другое, способны придать ему индивидуальность и стиль. Более того, рука мастера может превратить непритязательную деревянную «коробку» в настоящее произведение искусства. Конечно, эту разновидность декора нельзя назвать массовой. Резьбу может позволить себе не каждый, особенно если речь идет об эксклюзивной работе, выполняемой на заказ. Но тем не менее фасады, украшенные причудливым деревянными узорами, отнюдь не редки.

Разновидностей резьбы существует великое множество, поэтому можно найти вариант на любой вкус. Самой древней считают плоскую, или глухую, резьбу, при которой на деревянной поверхности делают углубления и канавки, составляющие геометрический рисунок. Так в старину украшали торцы бревен, наличники и ставни.

Более сложной, а потому и более выразительной является рельефная резьба c выпуклым, объемным изображением.

Скульптурная резьба, как ясно из названия, предполагает создание самостоятельных, отделенных от фона фигур. В качестве примера можно привести традиционную голову коня, венчающую крышу избы. Ну а самая поздняя, притом и самая популярная в настоящее время — сквозная (ажурная, прорезная) резьба, выполняемая путем прорезания дощечек толщиной от 5 до 50 мм. По сравнению с другими видами деревянного декора она наиболее проста в исполнении, да и стоит дешевле. Но ее популярность объясняется не только этим. Сквозная резьба удивительно красива. Эффект от тонкого ажурного плетения многократно усиливается кружевной тенью, рисунок которой меняется в зависимости от угла падения солнечных лучей. А если украшения многоярусные (то есть доски наличников, причелин и подзоров накладываются друг на друга) да еще и окрашены в контрастные цвета, декоративный эффект усиливается еще больше.

Наличники, причелины и балясины не должны ни «проваливаться» в фасад, ни выпячиваться, а органично вписываться в общую композицию, создавая единое целое с другими элементами декора

Словарь терминов

Балясина – небольшой объемный или плоский столбик, поддерживающий перила ограждения.
Доска торцевая – орнаментальная доска, прикрывающая торцы выпусков бревен сруба.
Доска лобовая (красная доска, платок) – резной фриз на главном фасаде, помещенный над окнами. При каркасной конструкции фронтона она закрывала переход от бревен стены к его дощатой обшивке.
Дымник – деревянная труба для выхода дыма в курной избе, обычно резная.
Кисть – ажурная конечная часть причелины или полотенца.
Конек – верхний стык скатов кровли, прикрываемый охлупнем, а также фигурка, украшающая торец охлупня.
Курица (кокора) – искривленный ствол ели или ствол, вырубленный вместе с одним из корневищ, растущих перпендикулярно стволу. Крепится к слегам самцовой крыши и несет поток-водотечник.
Наличник – обрамление оконного или дверного проема, закрывающее щель между стеной и оконной или дверной коробкой. Зрительно выделял и подчеркивал проем.
Охлупень (охлоп, шелом) – выдолбленное бревно, прикрывающее конек кровли.
Подзор – резная доска, расположенная горизонтально под карнизом кровли крыльца.
Поток (водотечник) – брус с выдолбленным продольным пазом для водостока; в него же упираются нижние концы покрывающего кровлю теса.
Полотенце – резная доска, закрывающая стык причелин.
Причелина – доска, прикрывающая торцы слег.
Самец (щипец) – самонесущий треугольный фронтон. Верхняя часть этого фронтона называлась чело (очелье).
Серьга– резная доска, прикрывающая торцы бревен повала.
Слега – горизонтальное бревно, врезанное во фронтон.
Сорока – шпонка, скрепляющая коневую слегу и охлупень.
Ставни – одно- или двустворчатые резные затворы для косящатых окон.

Материальный вопрос

Очевидно, что материалом для резьбы служит прежде всего древесина. Преимуществ у нее множество — она красива, поддается обработке, пластична и прочна. Все это позволяет создавать сложные скульптурные фигуры довольно больших размеров. Но и недостатков хватает — пожароопасность, восприимчивость к атмосферным воздействиям, подверженность атакам грибка и насекомых. Памятники древнего зодчества дошли до нас лишь потому, что дерево, прежде чем пустить в дело, несколько лет сушили естественным образом и породы брали только те, что способны противостоять гниению. Но сейчас, с развитием химической промышленности, на фасадах можно использовать едва ли не все виды древесины. Вот наиболее популярные:

Осина и липа. Эти породы лучше других поддаются обработке, прочны и устойчивы к сколам. Осина, кроме того, почти невосприимчива к влаге, и изделия из нее пригодны для окрашивания водорастворимыми красками.

Клен и дуб устойчивые к сколам и вмятинам, твердые, а потому сложные в проработке деталей. Еще один недостаток — высокая цена. Плюсы — прочность и респектабельный вид.

Лиственница очень твердая и трудная в обработке, подвержена образованию сколов и отслаиванию. Но зато она устойчива к воздействию влаги, а потому долговечна. Со временем древесина приобретает очень красивый серебристый оттенок.

Ель и сосна — смолистые породы, при сушке подверженные растрескиванию. Работа с ними требует навыков и крайней аккуратности. Плюсом является ценовая доступность. Древесина ели и сосны наиболее распространена в центральной части России, и потому пользуется популярностью. При грамотном уходе украшения из нее могут служить долгие годы.

Для домовой резьбы подходят только качественные доски из массива (клеевые швы в первую очередь подвержены растрескиванию при использовании изделий вне помещений). Влажность древесины — не более 8–12%, геометрические параметры доски: толщина 18–20 мм, ширина до 190 мм. Не рекомендуется брать очень длинные ламели, 1,5–3 м — вполне достаточно, чтобы было удобно работать как при выполнении резьбы, так и при монтаже изделий. Нужно помнить, что чем короче доска, тем меньше вероятность поломки резных декоров при установке. Да и заменить такой элемент проще.

Пиломатериал отбирают с минимумом сучков на лицевой части будущих изделий. Причем все они должны быть живыми и не выпадать

Защиту древесины от агрессивных воздействий сейчас обеспечивают грунтовки и пропитки. Предотвратить возгорание способны антипирены, которые дают долговременный огнезащитный эффект. В качестве «лекарств» от грибка, плесени и насекомых-древоточцев выступают антисептические пропитки. Наносить их нужно как минимум в два слоя, на сухую и чистую поверхность. Как правило, мастера делают это при помощи кисти, валика или распылителя, а мелкие детали окунают в раствор. Особое внимание следует обращать на торцы, которые наиболее интенсивно впитывают влагу. Обрабатывать резные изделия желательно до установки, иначе места стыков не будут защищены антисептиками. Обновление защитного покрытия рекомендуют производить каждые 3–4 года.

Ну а после того, как резные украшения установлены на свои места, их следует окрасить, защитив от ультрафиолетовых лучей. Если этого не сделать, древесина очень быстро постареет, растрескается и приобретет некрасивый серый оттенок. Специальные краски для дерева в огромном количестве предлагает рынок. Существуют лессирующие составы, которые оставляют видимой естественную фактуру древесных волокон, и кроющие, образующие плотный декоративно-защитный слой. Обычно для рельефной резьбы берут прозрачные краски, а для ажурной — непрозрачные.

Экономить на защитных и декоративных составах, по меньшей мере, неразумно. Обидно будет видеть, как дорогостоящее деревянное «кружево» рассыхается лишь потому, что были выбраны некачественные дешевые ЛКМ

Альтернативой древесине может стать деревянный композит — листовой материал, изготавливаемый из древесной стружки методом горячего прессования. В качестве связующего выступает вещество природного происхождения — лигнин. Готовые изделия обрабатывают эвкалиптовой смолой.

Данный материал менее восприимчив к капризам погоды, нежели древесина, да и стоит заметно дешевле. Среди очевидных плюсов также отметим тот факт, что из композита, поставляемого в довольно больших листах, можно изготовлять крупногабаритные предметы декора — ажурные стенки беседок, украшения для крыльца, элементы садового дизайна и т. д. Но главное преимущество материала в том, что прочность его позволяет вырезать очень тонкие рисунки. Правда, это могут быть только прорезные украшения. Рельефную или скульптурную резьбу выполнить не получится — лист композита тонок, так что резцу мастера просто негде разгуляться. Обрабатывают материал вручную или на станках с цифровым управлением.

Украшая дом резьбой, очень важно соблюдать меру. Переборщив с декорами, можно превратить респектабельный особняк в пряничный домик

Цена изделий из древесного композита зависит от сложности резьбы — чем более ажурный вариант вы выбираете, тем выше будет стоимость. И конечно, изделия, в которых несколько слоев, будут дороже однослойных. Скажем, наличник стандартного размера может обойтись в сумму от 18 000 до 27 000 руб. Декоративные элементы поставляют полностью готовыми к установке, с прилагаемой схемой сборки, но можно заказать и фирменный монтаж.

Процесс заказа и монтаж

Услуги по украшению фасадов предлагают как частные мастера, так и ряд небольших компаний. Художники по дереву, работающие индивидуально, могут сотворить не только резное «кружево», по старинке выпиленное лобзиком из тонких, от 15 до 30 мм, дощечек, но и рельефные и скульптурные предметы декора. А вот фирмы, как правило, специализируются на ажурных изделиях, изготавливаемых машинным способом — при помощи лазерной установки и станков с цифровым управлением.

Выбор декоров зависит от множества факторов. Это и геометрия здания, и его этажность, и конструкция крыши, и, конечно же, форма оконных и дверных проемов. Очевидно, что универсальных украшений, подходящих к любому строению, крайне мало. Обычно домовую резьбу изготавливают на заказ, и цена определяется в каждом конкретном случае в зависимости от сложности изделий. Рисунок может быть выдержан в любом из традиционных стилей или сделан по предоставленным эскизам.

После того как определена общая концепция, на объект выезжает замерщик. На основе полученных данных специалисты компании разрабатывают подробный дизайн-проект, и заказ отправляется в работу. На изготовление домовой резьбы уходит в среднем от одного месяца до трех.

Крепят элементы домовой резьбы сухим способом — гвоздями или, что предпочтительнее, саморезами с цинковым покрытием, которое обезопасит от появления потеков ржавчины. Ажурные предметы декора в местах крепления рекомендуют предварительно засверливать, чтобы тонкие дощечки не растрескивались в процессе монтажа. В некоторых местах, особенно при установке легких внешних планок, возможна фиксация с помощью клея для наружных работ. При грамотном монтаже и пост-обработке резные украшения будут служить многие десятилетия.


Деревянные наличники на окна – это стильный элемент экстерьера, который придает строению целостный, гармоничный и завершенный вид. Они не только украшают фасад, но и выполняю утилитарную функцию: защищают окно от сквозняка и влаги, герметизируют щель на раме и не дают снегу скапливаться на отливах.

На Руси первые наличники появились в 10 веке: древние славяне сначала просто приколачивали доски на окна и двери, чтобы защитить дом от холодного воздуха, а затем начали украшать их нехитрой резьбой. Впоследствии сложилось верование, что наличники оберегают дом от злых духов, болезней и злыдней: на них стали рисовать защитные знаки и руны, украшать планки изображением богов, природных явлений, животных и птиц. С приходом христианства люди перестали верить в защитные свойства наличников, но продолжали устанавливать их на дома, чтобы украсить их и защититься от сквозняков.

Сегодня наличники используют исключительно в декоративных целях: их устанавливают как на дома из дерева (срубы, конструкции из бруса или оцилиндрованного бревна), так и на обычные кирпичные. Из них создают настоящие художественные композиции, которые украшают дом, выделяют его на общем фоне и подчеркивают чувство вкуса у хозяина недвижимости.

Из чего делают наличники

Дли изготовления декоративных наличников используют различные породы дерева:

  1. Твердые сорта (дуб, ясень, вяз, лиственница).
  2. Очень твердые (акация, граб, самшит).
  3. Мягкие (сосна, ель, кедр, тополь, липа, ольха).
  4. Декоративные (орех, яблоня, вишня, кизил и пр).

Раньше наличники изготавливались вручную: мастера при помощи специального инструмента вырезали узоры на каждой планке, поэтому процесс изготовления занимал много времени. Сегодня их делают на лазерном ЧПУ-станке, который способен воссоздавать изделия с высокой точностью. Наличники на двери и окна выжигаются лазером по заданному шаблону, что гарантирует высокое качество изготовления и полную идентичность изделий. Лазер при прожигании запечатывает поры дерева, из-за чего оно не впитывает влагу, не рассыхается и не лопается от времени.

Чтобы заказать качественные деревянные наличники на окна, обращайтесь в компанию «Резное дело». Мы занимаемся изготовлением изделий из дерева, предлагая клиентам выгодные условия сотрудничества. Наши преимущества:


В целом, те наличники, которыми мы привыкли восхищаться, массово появились примерно в середине 19-го века, когда стали доступными не только оконное листовое стекло (и в деревенских домах появились высокие прямоугольные окна), но и инструменты для тонкой обработки дерева.



Как раз и самый декоративный и привычный нам стиль наличников, с прорезным узором, пошел из 19-го века.



Соответственно, и окна в деревянных домах были совсем небольшие, узкие горизонтальные с задвижками или квадратные «красные» окна со ставней. Наличников таким не требовалось, поскольку конструктивно наличник понадобился, когда в окнах появились рамы, и надо было закрыть щель между рамой и стеной.



Обрамление квадратного "красного" окна называлось "окосячка", а само такое окно - косящатое. Вот так примерно выглядели деревенские окна вплоть до 17-го века, только стекол почти ни у кого не было.

Как ни странно, хотя на Руси резьба по дереву была одним из традиционных промыслов, и мастерство резьбы было высочайшего уровня, деревенские окна практически не украшались (ведь и без наличника можно было как-то обозначить окно – но окна были самыми простыми).



"Царское место" (трон) в Успенском соборе Московского Кремля (середина 16-го века) - пример мастерства русских резчиков по дереву. Однако делать резные деревянные обрамления окон в то время было не принято.

Очень редко и скупо украшались и окна каменных храмов – в русской традиции было делать в стенах храмов узкие высокие проемы-прорези, редко с рамкой, чаще – без всяких украшений.



Храм Иоанна Предтечи в Коломне, старая часть с окнами-прорезями датируется 14-м веком.

Поэтому предположения, что традиционный декор окон (и карнизов) идет от стремления людей «защитить красотой» те места дома, куда может проникнуть нечистая сила, основаны на совсем недавних примерах декора. В строениях до 17-го века окна, вероятно, никак не украшались, как ни удивительно это звучит сейчас.

Хотя в европейской традиции как раз украшенные по периметру окна, это прослеживается от античных строений, окна украшались и во времена готики, и, конечно, в эпоху Возрождения.



Остатки римского дома (1 век н.э.), Верона

В Россию каменный оконный декор в виде «резного» узора принесли итальянские архитекторы, например, Петр Франциск Анибале, построивший шатровую церковь Вознесения в Коломенском. Этот храм - один из первых примеров резных декораций по периметру окон в европейском стиле, и это начало 16-го века.



Шатровая церковь Вознесения в Коломенском

В 16-17 веках применение каменного декора вокруг окон стало общим правилом, и в строительстве храмов, и в городской архитектуре, перенимавшей европейские стили. Дальше, вероятно, украшение окон пошло «в народ» - в селах строились храмы с каменной резьбой вокруг окон, крестьяне начали тоже украшать окна изб, у кого была возможность.



Стена Крестовоздвиженского собора в Соликамске, конец 17-го века - декор обрамления окон к концу 17-го века стал очень разнообразным

Замечено, что в местности, как правило, преобладают один-два стиля наличников, то есть можно говорить о муромских или суздальских наличниках, и даже о стилях отдельных сел, например, в Подмосковье славится Хорлово. Это свидетельствует о том, что люди перенимали у ближайших соседей, в местном храме или усадьбе стиль декора и дальше творили плюс-минус в рамках этого направления.



Интересный дом (Брянская область) - у него декором выделена центральная часть, три центральных окна отличаются наличниками арочной формы и отделены узором-полуколонной. Это отражение архитектурного приема раскреповки, когда часть стены выдвигается вперед (характерно для барокко) - то есть вот так "в народ" перетекло копирование какого-то барочного особняка, но в упрощенном виде.

Очень интересные резные дома можно найти в Сибири, там народ жил побогаче и мог нанимать хороших мастеров для украшения своего жилища. Но эти красивейшие наличники – второй половины 19-го века и позже.



На юге и на Украине, где не строили деревянных домов, а жили в мазанках, не появилось и деревянных наличников, но зато рамы раскрашивались.

Удивительно, что в тех странах Европы, где много деревянных строений, Швеции, например, резной красоты на окнах не придумали. То есть, хотя идея декора вокруг окна и пришла к нам из Европы, развитие и реализация этой идеи в дереве – чисто наше явление, и очень характерная черта русского стиля.



В орнаментах русских резных наличников часто находят «древние», чуть ли не дохристианские символы (вертикальный ромб – символ солнца, горизонтальный ромб – символ пашни и т.п.). На самом деле украшения носят, в общем-то, случайный и фантазийный характер, сильно отличаются в разных местностях, да и в знание древней символики у столяра 19-го века верится с трудом.

Читайте также: