Национальная идея как фундамент дальнейшего развития россии

Обновлено: 18.05.2024

В своем эксклюзивном интервью автору программы "Москва.Кремль.Путин" президент В.В. Путин высказался на тему, в чем всё таки заключается российская национальная идея:

- . в патриотизме, я думаю, что ничего другого не может быть, но этот патриотизм не должен быть квасным, затхлым и кислым. Патриотизм заключается в том, чтобы посвятить себя развитию страны, движению вперед, а это совсем не значит, что нужно всё время хвататься только за наше героическое прошлое, нужно смотреть в наше не менее героическое и успешное будущее. В этом залог успеха - сказал президент.

Казалось бы, очень верные слова! Так и должно быть! Но по факту, если посмотреть какие стремления и цели у людей в нашей стране, то можно отметить, что национальная идея современной России совершенно в другом - заработать денег и свалить. А разве нет?

Куда вкладывают свои деньги многие, действительно богатые россияне? В недвижимость за границей, в покупку вида на жительство и в гражданство, где-нибудь в Европе, США, Канаде. Ну посмотрите, практически любой более менее успешный, богатый человек в нашей стране уезжает заграницу или готовит себе местечко для старости вне России. Некоторые заявляют, что из страны бегут в основном нечестные дельцы, бизнесмены укрывающиеся от налогов и правозащитники спасающиеся от преследования властей. Но если взглянуть на тех кто уезжает, то мы увидим: ученных(читайте статью на Википедии "Утечка мозгов из Российской Федерации"), спортсменов(Костя Дзю, Мария Шарапова и другие ), актеров, певцов, писателей и режиссеров, IT-специалистов и т.д. Да вы спросите у людей на улице, многие ответят, что мечтают уехать , но не могут. Чиновники и политики также, судя по всему, не видят своего будущего в России, о котором говорит президент, а потому многие /некоторые из них создают условия для жизни своих семей заграницей .

В чем же проявляется патриотизм, о котором говорит президент? Или кроме нашего президента патриотов среди госслужащих нет?

Вы много знаете людей, готовых пожертвовать своими интересами ради России? Безусловно, такие люди есть, но почему-то мне кажется, что их меньшинство. Я просто наблюдаю за людьми, читаю истории тех кто переехал, слежу за ситуацией в обществе, за различными опросами . Знаете к какому выводу прихожу - сейчас личные интересы людей превыше всего. (Осуждать это сложно, людям надоело жить ожиданием "светлого будущего")

Определяет ли патриотизм "смысл существования россиян", чтобы его можно было назвать национальной идеей? Смысл существования гражданина определяет - уверенность в будущем, осознание, что государство о тебе позаботится, возможность комфортного и безопасного проживания, возможность самореализации, достижение успеха, уверенность в будущем своих детей - разве нет, разве не это смысл существования граждан сейчас?

Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей родины. Президент отметил, что не нужно хвататься за наше героическое прошлое, нужно смотреть в наше будущее. А в нашем настоящем поводов для гордости и патриотизма нет? Ждём будущего?

Мне немного печально, что национальной идеей называют не построение надежного государства и надежного будущего с возможностью реализации для всех, а - "патриотизм, не кислый и не затхлый".

"Патриотами не рождаются - патриотами становятся" - мне очень нравится эта фраза. Не нужно объявлять патриотизм национальной идеей. Это чувство само придет, когда люди, живущие в стране, будут видеть заботу государства о каждом живущем в этой стране. Но сейчас, вспоминая слова некоторых чиновников и политических деятелей, обращенных к народу - "Государство не просило вас рожать", "Денег нет, но вы держитесь" - я понимаю, что патриотов много не найдется.

Вопрос о национальной идее России имеет многовековую историю. Он столь же важен для страны, как вопрос о смысле жизни для каждого человека. Без выверенного ответа на вопрос о национальной идее государства, его цели, ценностях, жизненная энергия, успех становятся малоосязаемыми и труднодостижимыми для большинства граждан, а сами они флюгерами и, зачастую, жертвами, на подчас, ураганных ветрах истории. За примерами далеко ходить не надо. Они не только свидетельствуют, они прямо вопиют к нашим душам и сердцам.

Национальная идея есть практически в каждой стране мира. От того, как она гармонирует с душой народа, его запросами и чаяниями, зависит сама состоятельность и успешность конкретной государственности.

Конечно, национальные идеи разных государств разноположены относительно координатных осей добра и зла. Причиной этому служит исторически сложившаяся степень национального эгоизма, предельно концентрированно находящая своё выражение в мировоззрении элиты определённого государства.

Государства, в которых культивируются прагматично-циничный взгляд на жизнь, как правило, замешанный на патологическом эгоизме элиты и имеющий вербальную формулу, по-разному маскируемую и трактуемую: «мы превыше всего и всех» и «после нас хоть потоп» и т.п., на определённых исторических отрезках могут быть успешными и даже перспективными. Понятно, что если было бы иначе, то зло и эгоизм давно бы искоренились.

К рассмотрению диаметрально противоположного, русского взгляда на народное бытие, мы сейчас перейдём.

1. Развитие понятия русской национальной идеи

«Россия – это особый мир, со своей историей, традициями, культурой. Кроме Нового и Старого света есть и Русский свет»

Давно известно, что Россия имеет особую судьбу в истории человечества. И эта особенность определяется несколькими основными факторами:

Во-первых, геополитический фактор.

Россия находилась, да и находится до сих пор в границах двух великих цивилизаций, образно называемых Востоком и Западом. В то же время Россия всегда имела собственную, отличную от других народов историческую судьбу, одновременно являясь одним из важнейших мостов между западной и восточной цивилизациями. Кроме того, Россия была не только мостом, но и барьером, разделяющим Восток и Запад и предотвращающим их от гибельного столкновения друг с другом.

Во-вторых, этнополитический фактор.

Русский народ в своем современном виде формировался на протяжении нескольких столетий на базе славянских племен, занимавших в древности огромную территорию Восточной Европы. Вместе с тем, в процессе формирования русского народа приняло участие большое количество различных не славянских этнических групп. Иначе говоря, будущий русский народ изначально рождался на полиэтнической основе. И всё это свидетельствует о необычайной жизнеспособности славянских народов, сумевших (в преимущественно мирном ключе, ред.) «переварить», ассимилировать другие этносы.

В-третьих, религиозный фактор.

Отличие России от Запада и от Востока выражалось и в том, что на Руси издревле, с X века, сложилась своеобразная форма христианства, впоследствии получившая наименование русского православия. Православие стало православием, благодаря своеобразию древнерусского мировоззрения. Именно оно активно способствовало формированию своеобразных черт русской духовности, национального характера, и соответственно, русского понимания истории и философии, вплоть до сегодняшнего дня. Как писал великий русский мыслитель Николай Бердяев: «Мудрость Востока и прагматизм Запада мы с благодарностью принимаем, но всегда делаем свой выбор, основываясь на тех духовных константах, которые издревле были присуще России».

Этот особый социум не мог нормально функционировать и развиваться без выработки (принятия) национально-государственной идеи и её развития в последующих веках.

Князь Владимир, крестивший Русь, выбрал в качестве государственной идеи Православие, которое стало настоящим духовным стержнем России.

Фёдор Тютчев писал: «Россия, прежде всего христианская империя; русский народ – христианин не только в силу православия своих убеждений, но еще благодаря чему-то более задушевному, чем убеждения. Он христианин в силу той способности к самоотвержению и самопожертвованию, которая как бы составляет основу его нравственной природы».

Православие стало важнейшим духовным условием превращения многоплеменного и полиэтнического населения Киевской Руси в единый христианский народ, объединённый общим мировоззрением, общими целями и общим великим духовным смыслом бытия.

В русском сознании православное христианство превратилось в традиционную народную религию.

На Руси своеобразно трактовали саму суть христианского вероучения. Считалось, что понимание Божественных истин доступно «чистому сердцу, но не разуму», отсюда такая душевность и щедрость русского народа.

Великая святая Русь рождалась в противоборстве и в политическом, и в духовном, а для того, чтобы духовная крепость святой Руси не распалась от первого дуновения вражьего ветра, и была бы неприступной, видимо, должна была сама Русь пройти сквозь тернии и муки.

Таким периодом испытаний и стали наступившие вскоре времена, которые русские люди назвали временами Божьих казней: войны, эпидемии, голод, предательство.

Начиная с XIII века, идея гибели Руси становится одной из главных в отечественном естественном сознании. Даже позднее, когда Русское государство вновь вернуло себе могущество, всегда подспудно подразумевалось, что существует возможность новой гибели Русской державы.

Но почему же Русь подверглась столь тяжким испытаниям? Еще в 1223 году татары были восприняты на Руси как предзнаменование «конца мира». Но уже в 1237 году осмысление столь страшного разорения Русской земли оказалось иным – татарское нашествие стало осмысливаться как Божья кара за какие-то очень страшные прегрешения русского народа.

В итоге причину гибели Руси отечественные мудрецы увидели в одном – это Божья кара за нарушение его заповедей, за то, что русские люди предали забвению христианские нормы морали и правила жизни. Путь к спасению они видели, прежде всего, в единении всех духовных и политических сил. Главное условия спасительного единения – духовное очищение и моральное совершенствование.

Претензии на власть должны были иметь духовное, религиозное обоснование. Иначе говоря, в понимании наших предков политический центр государства обязательно должен исполнять роль и духовного, и религиозного центра. Не случайно в годы феодальной раздробленности в каждом значительном городе обязательно строился величественный собор, представляющий собой не только архитектурный, но и религиозно-политический центр как города, так и всего княжества.

Русского человека не удовлетворяют просто победы. В русском представлении победа только тогда может считаться истинной и полной, если эта победа духовная.

В чем смысл духовной победы? Дело в том, что духовная победа - это победа не над внешним врагом, а над собой. Иначе говоря, смысл духовной победы - в преодолении собственного страха, собственной греховности.

Духовная победа совершается тогда, когда человек преодолевает самого себя и, таким образом, возрастает над собой и, как следствие, в духовном смысле оказывается сильнее даже выигравшего сражение врага внешнего.

Первая известная русская идеологема – «Москва – третий Рим» – была не просто выдумана монахом Филофеем, а служила ответом на общественные настроения. Потому она и была принята на вооружение как государственная идеология.

Одним из первых русских царей, который был озабочен поиском национальной идеи и созданием государственной идеологии был царь Николай I. С этой целью, в марте 1833 года Николай назначил на пост Министра народного просвещения России Сергея Семёновича Уварова. С его в России вошла в обиход триединая задача образования: «Православие, Самодержавие, Народность». Немного позже эта формула стала основой, так называемой теории официальной народности. А в русских сердцах она получила еще одно звучание: «За веру, царя и Отечество».

Православие – так звучит первый элемент русской духовно-политической триады. «Без любви к вере предков народ, как и частный человек, должен погибнуть» - писал С.С. Уваров.

Самодержавие – второй элемент тройственной формулы. «Спасительное убеждение, что Россия живет и охраняется духом самодержавия сильного, человеколюбивого, просвещенного, должно проникать в народное сознание и с ним развиваться» - подчеркивал русский министр образования. Носитель верховной самодержавной власти – государь, располагающий юридически неограниченными правами и прерогативами, но несущий величайшую ответственность перед Богом за вверенные ему державу и народ.

Народность – это духовное осмысление нации, ее духовных и нравственных задач на земле, приобщение юношества к «святилищу народных понятий».

XIX век – это время несомненного прорыва в философской и духовной мысли России. Время прорыва и одновременно время углубления разрыва в русском духовном бытии. А главная граница разрыва пролегла по живому телу русской духовности, выразившись в первых противоречиях «Россия и Запад». «Западники» впервые открыто заявили о том, что Россия – это часть общей Европейской цивилизации, и поэтому Запад и Россия должны развиваться по одним и тем же законам. Поэтому «западники» решительно отвергали любые рассуждения об особом пути развития России. Именно «западники» впервые открыто отказались от традиционного для России духовного наследия – православия.

Им противопоставили свои философские мысли и идеалы славянофилы. Они впервые за предшествующие сто сорок лет заявили, что Россия – это отдельная, самобытная цивилизация, которая должна иметь собственные пути в мировой истории.

В противовес «западникам» возьмём в пример Первую мировую войну. В советской истории Первая мировая война именовалась как империалистическая и предпосылка будущей Великой Октябрьской революции. Это правда. Но, в то же время, великая война рассматривалась в 1914 году, как борьба русской духовности с германским варварством. Насколько в русском народе развито чувство огромной терпимости к другим нациям и беспристрастной оценки их достоинств, настолько немцы всех ненавидят, презирают и лишь себя считают непогрешимыми властителями мира. Так немецкий ученый Момзен в своих статьях вполне определенно указал, что Россия – страна рабов, страна с явно выраженным женским началом. А Германия – страна властелинов с мужским элементом, и что она по праву должна властвовать над Россией и оплодотворять её своими духовными ценностями». Но не сильно ли заблуждался он?

Ведь рабы никогда не считают службу Родине своим кровным делом. У рабов нет Родины в том месте, где они рабы. А на Руси всегда считали, что служба Родине это святое дело.

Так русский генерал от инфантерии Генрих Жомини писал: «Горе тем странам, в которых роскошь откупщика и кошелёк биржевого дельца будут предпочитаться мундиру храброго воина, посвятившего обороне Родины свою жизнь, своё здоровье или своё имущество».

На века в качестве главного мобилизационного и оборонительного принципа России стал лозунг, провозглашённый Великим русским князем, святым Александром Невским: «Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет!»

Первое религиозно-философское обоснование «русской идеи» дал философ Владимир Соловьёв в докладе, который он сделал в Париже в 1888 году. «Идея нации есть не то, что она сама думает о себе во времени, но то, что Бог думает о ней в вечности». Для В.Соловьёва это самопожертвование и разумное самоограничение, развитие общественной свободы, добра, любви и справедливости.

У другого русского философа Василия Розанова суть русской идеи заключается в сострадании к человеку.

Николай Бердяев усматривал в русской идее устремлённость к святости как идеал будущего для всего человечества.

Николай Фёдоров предложил своё видение русской идеи – философию «Общего Дела».

После революции 1917 года национальной идеей стал социализм, а впоследствии коммунизм.

Власть большевиков стала воспитывать людей на новых идеях. Основными направлениями этой работы стали пропаганда революционных традиций, героизма защитников социалистического Отечества и готовность граждан к его защите, единения пролетариев всех стран, формирования нетерпимости к агрессивным замыслам капиталистических стран.

«Государство – писал В.И. Ленин – сильно сознательностью масс. Оно сильно тогда, когда массы всё знают, обо всём могут судить и идут на всё сознательно».

В СССР была глубоко продумана на государственном уровне программа патриотического воспитания. Большую работу в плане патриотического воспитания в советское время проводили пионерские, комсомольские, партийные организации, организации ДОСААФ, образовательные учреждения. В старших классах общеобразовательных учреждений был введен учебный предмет «Начальная военная подготовка» (НВП), регулярно проводились летние военные сборы в лагерях, организовывались военно-патриотические игры «Зарница».

Результатами такой деятельности стало то, что Вооруженные Силы не испытывали недостатка в призывниках. Для молодежи в то время было характерно стремление идти в армию. Редко кто в юные годы не мечтал стать летчиком, артиллеристом, моряком, а позднее десантником. Не все становились профессиональными военными, но от службы в армии на флоте практически никто не увиливал. Это считалось позорным в молодежной среде.

Таким образом, за какие-то полтора-два десятилетия после Октябрьской революции в стране появился такой человек, какого ни Европа, ни Америка не знали и не ожидали. Из крестьянских и рабочих парней вырастали генералы, офицеры, солдаты, которые мастерски владели военным искусством и самыми совершенными вооружением и военной техникой, и при этом страстно любили свою Родину. Вырастали герои труда, совершавшие такие трудовые подвиги, о которых не мечтали на Западе. Вырастали Стахановы, Кривоносовы, Виноградовы, Ангелины.

Советский Союз уверено проводил индустриализацию и коллективизацию страны. Несмотря на отсутствие большой роскоши, и высокого жизненного уровня, в стране царил высокий духовный подъем, желание добиться наивысших результатов в социалистическом соревновании, гордость за жизнь в первом в мире социалистическом государстве. Как подчеркивает супруга русского философа Александра Зиновьева – Ольга Зиновьева: «СССР отличался уникальной созидательной радостью».

У человека советского общества были высокие духовные идеалы и уровень образования, устойчивые морально-этические и физические навыки, чувство коллективизма, желание помочь нуждающимся в помощи, отсутствие культа потребления, наконец, они искренне верили в светлое будущее. Все это помогло нам вскоре выдержать тяжелейшее испытание – Великую Отечественную войну.

«Русский человек без идеи, писал Ф.М. Достоевский – это дрянной человечишка». Потому идеологией надо заниматься. Когда в атаку пойдем, что будем кричать? Какие лозунги?

В 1928 году выдающийся русский философ Иван Ильин писал: «русскому народу есть только один исход и одно спасение – возвращение к качеству и его культуре».

Уже в наше время доктор философских наук А.И.Субетто в своей книге «Слово о русском народе и русском человеке», в частности, пишет: «Все «русские идеи» в разные исторические периоды в развитии России … являлись в той или иной мере устремлениями России, российского общества, русского народа к правде, справедливости, любви, к добру человеческого бытия, к доминанте соборности, дружбы, кооперации, сотрудничества, взаимопомощи, духовного начала жизни (а «духовное» без «соборности» и «кооперации» немыслимо) над материальным, над деньгами и стремлением к обогащению, к наживе».

Славянофилы убеждены, что Россия евразийская держава, она особая цивилизация и у неё своя особая «культурная матрица».

Сторонники евразийства продвигали и продвигают свою идеологему: «Россия не Европа и не Азия, она сама по себе, государство-цивилизация».

Из вышеизложенного можно дать такое определение национальной идеи. Национальная идея – это краткая формула, отражающая основные чаяния народа. В царской России это был лозунг: «За Бога, Царя и Отечество!». В советское время: «наша цель — коммунизм». Чуть ранее были «Москва — третий Рим», «Православие. Самодержавие. Народность».

А.И.Солженицын предложил в качестве национальной идеи «сбережение народа». Он признавал: «Термин «национальная идея» не имеет чёткого научного содержания. Можно согласиться, что это — когда-то популярная идея, представление о желаемом образе жизни в стране, владеющее её населением. Такое объединительное представление понятие может оказаться и полезным, но никогда не должно быть искусственно сочинено в верхах власти или внедрено насильственно».

Выдающийся русский мыслитель И.А. Ильин писал: «России нужен не шум, а ответственная идея, идея не отрицательная, а положительная; государственная, но не формальная… Что же это за идея? Это есть идея воспитания в русском народе национально-духовного характера. Это – главное. Это – творческое. Без этого России не быть. Отсюда придет ее возрождение. Отсюда ее величие воссияет в невиданных размерах».

Основой национальной идеи, как подчеркивает Президент Российской Федерации В.В.Путин, выступает патриотизм. «Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм. Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России. Это ответственность за свою страну и ее будущее» – учит руководитель нашего государства.

«Толковый словарь» Д.Даля объясняет слово патриот так: «любитель Отечества, ревнитель о благе его», то есть человек, старающийся сделать что-то на благо своего Отечества.

Воспитание патриотов, нахождение духовного смысла бытия русскому народу необходимо. Так, причин непростого экономического, социального и демографического положения России много. Но в последние годы наши отечественные ученые сделали поразительное открытие. Помимо прочих факторов, одна из основных причин этого – тяжелейший духовный кризис в стране, потеря смысла жизни определенным количеством людей. Группа ученых, возглавляемых профессором И.А. Гундаровым, утверждала: «структура оздоровительных мер должна состоять на 20% из усилий по повышению уровня жизни и на 80% – качества жизни. В первую очередь – это достижение социальной справедливости в обществе и нахождение смысла жизни».

Наше Отечество не принадлежит только нам, сегодняшним, оно принадлежит и будущему. И мы осознаем, чтобы наши дети и внуки помянули нас добрым словом, никому нельзя отдавать нашу землю. Это наша земля.

Выступая 24 октября 2014 года перед участниками Валдайского дискуссионного клуба в Сочи, Владимир Владимирович Путин отметил, что Россию часто ассоциируют с русским медведем. «Так вот медведь ни у кого разрешения спрашивать не будет. Вообще-то он считается у нас хозяином тайги, и не собирается, куда-то переезжать в другие климатические зоны, где ему неуютно. Но тайги он своей никому не отдаст. Я думаю, что это должно быть всем понятно».

Пару лет назад произошло одно малозаметное, но весьма важное событие: Президент России Владимир Путин озвучил национальную идею нашей страны:

НОВО-ОГАРЕВО, 3 февраля. /ТАСС/. Президент РФ Владимир Путин убежден, что в РФ не может быть никакой иной объединяющей идеи, кроме патриотизма; " это и есть национальная идея ". Об этом он заявил в ходе встречи с предпринимателями, входящими в Клуб лидеров.

Это не первая попытка сформулировать национальную идею для нашей страны, кое-что бывало и раньше. Например, в бытность свою Президентом России Дмитрий Медведев национальной идеей для нашей страны называл сначала благосостояние граждан, а потом - модернизацию . Но это мало кто заметил.

Итак, национальная идея нашей страны — это патриотизм? Звучит лучше, чем благосостояние и модернизация. Но почему-то нет ощущения "попадания в точку". Возможно, это из-за того, патриотизм свойственен не только русским. Но скорее даже потому, что патриотизм сам по себе не может быть руководящей целью, ведущей идеей. Патриотизм - это следствие того, что народ объединен и движется вперед. Сделать патриотизм целью — это все равно, что сделать целью пресловутое "благосостояние": деньги не могут быть целью, они средство. Но для чего? В этом-то весь вопрос. Назвать патриотизм национальной идеей для какого-либо народа — это все равно, что назвать умение обращаться с красками смыслом изобразительного искусства, а навыки игры в одном оркестре — смыслом музыки. Нет, смысл выше, а навыки рождаются как результат стремления к этому смыслу. Патриотизм нужен, тут нет вопросов. Но патриотизм не может быть целью, это результат, в хорошем смысле "побочный продукт" движения народа к цели.

Но раз уж национальная идея была озвучена, нужно, наверное, написать пару слов о том, что это такое вообще.

Национальная идея не придумывается

Из самых лучших побуждений мы с вами иногда считаем себя вправе давать разные определения и утверждать смысл и предназначение чего-то, что не мы создавали. Это не всегда здорово. Например, предназначение собаки — охотиться, сторожить дом, служить хозяину. Оттого что я определю ее предназначением жить, скажем, в аквариуме, она этого делать не станет. Это противно ее природе. А эту природу придумал не я. И что бы я ни придумывал, собака станет следовать именно ей, своей природе, а не моим измышлениям о ней.

С собакой все понятно. Но вот с народом сложнее. Нам сложно принять тот очевидный факт, что мы, как и всё на этой земле, сотворены ради некой цели, которую мы пусть и не понимаем, но чувствуем и в состоянии ей следовать. Это справедливо как для человека, так и для народа: каждый народ как большое живое существо имеет свое предназначение, свой высший смысл, свою национальную идею . Это его суть, его природа, его натура, но не какой-то один человек ее придумывает. Вот это нам крайне сложно понять, и мы начинаем фантазировать.

Национальная идея рождается вместе с народом

Когда появляется предназначение у собаки? У человека? Странный вопрос: они с ним приходят. Предназначение — это то, ради чего начинает жить то или иное существо. Почему с народом должно быть иначе? Любой народ получает свое предназначение в момент своего формирования; именно там, в этом моменте следует искать корни любой национальной идеи. Когда люди перестали быть просто людьми, а стали народом.

Корни национальной идеи России

Вышесказанное справедливо для любого народа, следовательно, будет справедливо и для России. Давайте попробуем понять, когда мы сформировались как народ. Само собой, на этот счет нет единого и однозначного мнения. Но кое-что все же утверждать можно. Есть такая забавная карта , где благодаря модной сегодня инфографике отражен вклад того или иного народа в мировую культуру в разное время. На ней хорошо видно, как развитие России, начавшееся еще в первом тысячелетии, было на столетия прервано монголо-татарским нашествием, на время которого мы фактически перестали существовать как единый народ:

Но затем случилось чудо (иначе это и назвать сложно): Сергию Радонежскому удалось объединить совершенно разобщенный народ. Вот что пишет об этом историк академик Ключевский: "Татарский разгром русской земли — одно из тех народных бедствий, которые приносят не только материальное, но и нравственное разорение, надолго повергая народ в мертвенное оцепенение. (. ) . Чтобы сбросить варварское иго, построить прочное независимое государство. русскому обществу до'лжно было. приподнять и укрепить свои нравственные силы, приниженные вековым порабощением и унынием. Этому. делу, нравственному воспитанию народа, и посвятил свою жизнь Преподобный Сергий".

Сергию удалось сделать невозможное: своим словом и своим примером он смог убедить русских князей, что наш общий интерес, общее дело выше интереса каждого из них. А это означает, что во имя общего блага можно пожертвовать личным интересом, личным благом . Именно тогда мы родились как единый народ, именно под этим флагом, под этим девизом, под этой идеей мы сплотились: общее благо важнее личного . Именно тогда впервые проявилась наша национальная идея , вокруг которой мы сплотились. Я не рискну давать русской национальной идее какое-либо точное словесное определение — кто я такой, чтобы иметь на это право? Но я совершенно убежден, что корни нашей национальной идеи находятся именно в этом моменте формирования нас как единой нации.

Наш народ еще молодой, но за плечами уже немало. И если окинуть взором нашу историю, то без труда можно будет заметить, что по-настоящему сильными и счастливыми мы были именно тогда, когда следовали этому принципу: общее благо важнее личного. Сила нашего народа, сила русского человека, что бы там не говорили сегодня, всегда была в способности пожертвовать чем-то личным ради других. И, само собой, наоборот: как только личное благо мы ставили во главу угла, мы сразу же теряли что-то неуловимое. Именно поэтому так тяжело и неуютно нам сегодня, когда нашими целями озвучиваются "благосостояние", когда мы пытаемся не помогать, а диктовать. Возможно, это совсем не наш путь.

Закончить же мысли о русской национальной идее мне хочется словами Николая Константиновича Рериха из его статьи "Нерушимое": "…Когда приходилось рассказывать иностранцам житие Преподобного Святого Сергия Радонежского, очень часто приходилось слышать в ответ: “Теперь понимаем, откуда у вас, русских, стремление даяния и труда ”.

Так как же мы узнаем, что нашли свою национальную идею? Очень просто: когда иностранцы сегодня, как столетие назад, повторят эти слова.

«Парламентская газета» попыталась найти ответ на самый важный для страны вопрос

Национальная идея России: что это такое и зачем она нужна

Фото: ПГ / Игорь Самохвалов

Поиски национальной идеи уже много веков волнуют лучшие умы нашего Отечества. Какая она, эта идея, в чём заключается? Что это вообще такое и зачем она нужна? Недавнее высказывание актёра Алексея Серебрякова о том, что национальная идея России заключается в «силе, наглости и хамстве», разбередило общественность. Кто-то спорит с его словами, кто-то соглашается, другие молчат, задумавшись. Так какая же она, национальная идея России? Да и может ли она быть в многонациональном обществе, коим является современное российское государство?

Взгляд из прошлого

Суть национальной идеи в том, как данный народ-этнос понимает смысл своего бытия, считают авторы Современного философского словаря под редакцией В.Е. Кемерова. Того же мнения придерживаются авторы Большой актуальной политической энциклопедии: «Национальная идея как бы отвечает на вопрос о смысле бытия определённой исторической общности: этноса, народа, нации, государства, отвечает на вопрос об их специфике, духовной миссии».


Большинство учёных-философов полагают, что национальная идея содержится в массиве художественных произведений, общественно-политических и философских текстов. Несмотря на это, многие стремятся уместить искомый смысл бытия в ёмкую фразу, лозунг. Но за долгие века поисков даже коротких высказываний накопилось столь великое множество, что современной России приходится выбирать свою истину из целого вороха идей.

Самая древняя формулировка, которую впоследствии стали считать попыткой определить национальную идею России, относится к XVI веку. Сегодня она известна в таком виде: «Москва третий Рим, а четвёртому не быть». Предположительно, автор этой идеи — монах псковского Елеазарова монастыря Филофей.

Другое высказывание, часто поминаемое сегодня, принадлежит графу Уварову, который увидел суть российского государства в трёх составляющих: «Православие, самодержавие, народность». Впрочем, определяют ли его слова национальную идею или государственный строй — вопрос дискуссионный.

В советский период национальной идеей стал путь в светлое коммунистическое будущее, считают современные мыслители. «Национальная идея в СССР, образ Советской России — не сводится к «советскому патриотизму». СССР мыслится как мессианская реальность, часть мира, где отменены законы капиталистической энтропии, где реализованы на практике условия «земного рая»», — пишет философ Александр Дугин.

Современные идеи

В новой истории России попытки сформулировать национальную идею продолжаются, причём весьма активно. Едва ли не каждый политический или общественный деятель публично высказывал своё мнение на этот счёт.

Национальная идея растёт из русской почвы, из русского сердца. Её не нужно выдумывать в кабинетах и спускать сверху, зафиксировав на бюрократических бумажках.

Довольно ёмкий рецепт национальной идеи в 2016 году предложил президент Владимир Путин. По мнению главы государства, смысл бытия русского народа состоит в любви к Родине, приоритете интересов общего над частным.

​«У нас нет и не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма. Это и есть национальная идея», — сказал Владимир Путин во время встречи в «Клубе лидеров».

Президента поддержала председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко. При этом она подчеркнула, что национальная идея не может навязываться народу властями. «Никакой принудительной идеологии, спущенной сверху, быть не должно», — считает спикер.

Эту же мысль в комментарии «Парламентской газете» высказал писатель, член Комитета Госдумы по международным делам Сергей Шаргунов: «Национальная идея растёт из русской почвы, из русского сердца. Её не нужно выдумывать в кабинетах и спускать сверху, зафиксировав на бюрократических бумажках».

Говоря о своём понимании русской идеи, писатель прежде всего указал на стремление народа к справедливости. Кроме того, наша идея заключается в «удержании больших пространств и симфонии народов на этих пространствах», — считает он. «И ещё русская идея немыслима без жажды чуда. Собственно, кроме неимоверных жертв и волевых усилий русского народа всегда в больших победах присутствовал элемент чуда», — добавил Сергей Шаргунов.

Мысль о патриотизме как стержне бытия русского народа недавно высказал российский режиссёр, первый заместитель председателя Комитета Госдумы по культуре Владимир Бортко: «Национальная идея России — любить свою Родину. И эта идея позволяла нам выживать на протяжении столетий, будучи, мягко говоря, в не сильно благожелательном окружении».

Брат главы «Роснано», доктор философских наук Игорь Чубайс в своё время для ответа на вопрос о национальной идее проанализировал все стихотворения, в которых упоминается слово «Русь» или «Россия». «Я пришел к выводу, что национальная идея — это православие, общинный коллективизм и собирание земель!» — сообщил он.

Как только есть идея — начинается насилие. Не нужна России национальная идея! Она опасна.

Поиском ответа, может быть, на главный вопрос русского народа в своё время озадачился и лидер партии «Яблоко» Григорий Явлинский. По его словам, ответ простой — это «уважение к человеку».

Звучало мнение, что национальная идея России вообще не нужна. К такой мысли в 2012 году пришёл лидер ЛДПР Владимир Жириновский. «Как только есть идея — начинается насилие. Не нужна России национальная идея! Она опасна», — заявил он в эфире «Русской службы новостей».

Но уже в 2016 году вышла биографическая книга «Неистовый Жириновский», где в главе «Русская идея» Владимир Вольфович выразил противоположную мысль: идея России нужна. Там же он перечислил её составляющие: прогресс, патриотизм, равенство национальностей и этносов, проживающих в российском государстве. Ядром национальной идеи Жириновский назвал «восстановление и возрождение Великой России и спасение русской нации».

Зачем нужна национальная идея?

Это тоже немаловажный вопрос: может ли народ жить без своей национальной идеи, зачем она ему? По мнению российских законодателей, главное здесь — момент объединения. «Это идея, которая объединяет людей. Это как раз то, что даёт возможность развиваться государству. Без национальной идеи не будет и государства как такового», — поделилась с «Парламентской газетой» член Комитета Совета Федерации по социальной политике Елена Бибикова.

«Это тот дух, дыхание, которое согревает людей, то, что позволяет людям чувствовать своё человеческое достоинство и ощущать себя единым народом», — добавил Сергей Шаргунов.

Безыдейный народ, к сожалению, ничего не построит и, скорее всего, будет завоёван.

Люди объединяются, чтобы что-то делать, рассуждает экс-сенатор, глава ЦИК «Единой России» Александр Борисов. «Не нужно объединяться, чтобы чего-то не делать. Как говорил Лев Толстой, когда его пригласили в Общество трезвенников: «Не пить я могу и дома». Национальная идея — это часть объединения», — пояснил он в комментарии «Парламентской газете». По его словам, судьба народа без национальной идеи может быть весьма плачевной: «Безыдейный народ, к сожалению, ничего не построит и, скорее всего, будет завоёван».


Среди многих проблем, требующих решения, определение, формулирование и обнародование общенациональной идеи в современной России представляется первоосновной и наиважнейшей. Владимир Ильич Лутовинов в статье подчёркивает высокую востребованность в общенациональной идее России 21 века. Особый исторический путь развития страны, её роль в современном мире, наличие сложных проблем — все это подтверждает мнение автора.

В статье обосновывается выбор национальной идеи в пользу Русской идеи. Она заключает в себе идеалы и ценности православия, нравственности, патриотизма. Национальная идея — синтез прошлого, настоящего и будущего России.

До сих пор страна не обрела общенациональную идею, но появление её неизбежно. А так как русский народ представляет собой сплав самых различных этносов, исконно проживающих на русской земле, то идея не может быть идеей национальной исключительности, а тем более национального превосходства. Именно поэтому по своему характеру русская идея является не столько многоэтнической, сколько общенациональной.

Текст статьи

Формирование национальной идеи в современной России

Профессор РАНХ и ГС при Президенте РФ, доктор философских наук, лауреат Государственной премии

Среди многих проблем, требующих решения, определение, формулирование и обнародование общенациональной идеи представляется первоосновной и наиважнейшей. Это первоначало общественного сознания и всей социально значимой деятельности, любых идей, подходов, концепций, стратегий, программ и проектов, механизмов и технологий их реализации. Без главного, высшего, образующего и направляющего всѐ множество проблем, целей, задач, приоритетов и т. п. страдает малозначительностью, неопределѐнностью, нестабильностью, бессистемностью, незавершѐнностью, и, в конечном счѐте, отсутствием смысла и достижения ожидаемых результатов.

В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию говорилось о необходимости решения задач «в сложных, неординарных условиях». Важнейшим условием этого, по мнению В. Путина, является единство российских граждан на основе патриотических ценностей. При этом именно патриотизм представляет собой национальную идею современной России, о чѐм было сказано на встрече Президента с активом Клуба лидеров объединения средних и мелких предпринимателей ещѐ в начале февраля 2016 г.

Естественно, что высказанная на дискуссионном уровне идея является первым шагом, за которым должны последовать другие. Это выражение еѐ понимания в наиболее общем виде и в первом приближении, определѐн ориентир, предполагающий дальнейшее движение и, соответственно, решение задачи в целом, на научно историческом и актуальном уровне.

Общенациональная идея должна соответствовать целому ряду требований и дать ответы на важнейшие вопросы нашего бытия. Среди них, в частности: «Что представляет Россия сегодня? Каков еѐ потенциал развития? На что оно должно быть направлено, на построение какого общества? Каковы источники, движущие силы достижения высшей цели развития? Каким представляется еѐ реальное воплощение по завершении предстоящего этапа исторической эволюции?», а также некоторые другие. Воплощая квинтэссенцию ряда высших духовных и социально значимых идей, ценностей, интересов и приоритетов истории, современности и будущего России, общенациональная идея призвана определить главный вектор развития, его высший смысл, характеризующий предназначение и судьбу нашей цивилизации.

Высокая востребованность в общенациональной идее России ХХI века обусловлена еѐ спецификой, которая выражается:

- в уникальности России как одной из мировых цивилизаций;

- в особом историческом пути развития, величии и трагичности свершений;

- в мессианской роли России в мире, не только в прошлом, но и в современном мировом сообществе в качестве его важнейшего дееспособного субъекта;

- в сложности и труднопреодолимости проблем, требующих решения с участием всего народа, а не только лишь его малой части в лице правящей элиты;

- в особой роли духовного фактора в истории, современной и будущей России, являющейся духовным лидером в борьбе с мировым злом – государствами «золотого миллиарда»;

- в разрыве поколений, вызванном войнами и потрясениями 20-го века, в феномене «потерянной молодѐжи», не позиционирующей себя воспреемницей не только Поколения Победителей, но и поколения советских людей- тружеников послевоенного времени;

- в депатриотизации общества и государства, вызванной развалом СССР, разрушением идеологии, либерализацией, вестернизацией и космополитизацией всех устоев жизни, отсутствием системы позитивно созидательных ценностей, норм, приоритетов;

- в наличии значительного опыта развития в процессе реализации общенациональной идеи на некоторых этапах отечественной истории (15-16 вв.. 19-20 вв.).

До образования централизованного государства на протяжении нескольких веков главной идеей Древней Руси являлось преодоление междоусобицы и объединение всех удельных княжеств, утверждение единой авторитетной власти.

После достижения этой цели с конца 15-го века была изречена формула: «Москва- III Рим», имеющая духовно-геополитическую направленность (геополитический проект будущей великой империи).

Отразив агрессию наполеоновских полчищ и выполнив освободительную миссию в Европе, Россия должна была сосредоточиться на проблемах внутреннего развития с учѐтом особенностей и проблем всего общества, ожидавшего преобразований. Это выразилось в известной формуле графа Уварова «Православие Самодержавие Народность», олицетворяющей духовное развитие России, достигшее апогея в «золотом» 19 веке, в том числе в форме осмысления Русской Идеи.

Почти 100 лет назад, после крушения российской империи новое - советское общество устремилось к коммунистическим идеалам. Многовековые устои, традиции, история, культура, духовность были заменены новыми, революционными ценностями, нормами, принципами, причѐм на секулярной основе.

Новое общественное здание, строившееся на столь усечѐнном и ущербном фундаменте, не могло быть долговечным. Однако спустя четверть века после его обрушения новая общероссийская идея, как свет в конце туннеля, лишь только забрезжила. Мы имеем еѐ лишь в первом приближении, идея должна «созреть», оформиться, институциализироваться, чтобы быть реализованной, то есть пройти все стадии процесса.

Обращение к истокам русского самосознания, духовно-нравственного, культурного и философского наследия России предполагает также и необходимость выбора среди самых различных идей, направлений, концепций, форм та- кой исторически сложившейся и в то же время устойчивой парадигмы, в русле которой формирование и развитие патриотизма осуществлялось наиболее полно и плодотворно. Такой выбор, как представляется, должен быть сделан в пользу Русской идеи. Для обоснования его правомерности можно привести следующие соображения.

Во-первых, Русская идея является квинтэссенцией духовности, нравственности, культуры и в этом отношении тождественна с патриотизмом по своей природе. Во-вторых, Русская идея, равно как и патриотизм, представляет собой феномен исторического сознания. В-третьих, Русская идея, в лоне которой развивался патриотизм, разрабатывалась главным образом русскими философами, что является важным основанием для проведения настоящего исследования в рамках данной науки. В-четвертых, сам пафос, основное предназначение и направленность Русской идеи, как и патриотизма, во многом совпадают (особенно в понимании истории, судьбы России, ее возрождения в современных условиях, будущего нашего Отечества и др.). В- пятых, особенно важное значение имеет то обстоятельство, что и Русская идея и патриотизм олицетворяют национальное самосознание самого многочисленного народа России - русского, от возрождения которого в решающей степени зависит ее будущее. Наконец, в-шестых, эта взаимосвязь и взаимопроникновение являются настолько органичными и существенными, что не только патриотизм не может быть исследован вне русской идеи, но и, в свою очередь, сама она, будучи лишенной данного компонента, во многом утрачивает собственный главный смысл и основное содержание.

Находясь уже на исходе 2-го 10-летия3-го тысячелетия, Россия не обрела еще общенациональной идеи, способной сплотить современное общество. Появление этой идеи неизбежно. В ней воплотится все лучшее из традиционной Русской идеи, обогатится и получит дальнейшее развитие с учетом новых исторических реалий великое культурно-историческое и духовно-нравственное наследие как русского, так и других народов России.

Поэтому Русская идея выступает сегодня как теоретическая и духовная доктрина возрождения Отечества, нашей исторической памяти, национального самосознания, стремления россиян к лучшей действительности, совершенствования своей цивилизации и образа жизни, проявления ими высокой духовности, истинного патриотизма, мужества и жертвенности, стойкости и оптимизма. В этом смысле обращение к Русской идее сегодня необходимо прежде всего для того, чтобы иметь ориентир, цель, смысл жизни.

Русская идея представляет собой не только глубоко народную веру, порождение национальной цивилизации, но и исторически обоснованную духовно-научную базу развития, возрождения Отечества. Удивительная жизнеспособность Русской идеи коренится в том, что она - не продукт искусственного идеологического конструирования, не рукотворный плод некой целенаправленной мировоззренческой селекции, но - внутренне присущее народу жизненное качество. На протяжении многих веков наши соотечественники стремились воплотить во всех аспектах своего бытия - личном, семейном, общественном и государственном идеалы и ценности православия, нравственности, патриотизма. По большому счету Русская идея олицетворяет нашу отечественную историю и культуру, типологические черты и характерные особенности российского народа, его достижения и проблемы в важнейших сферах жизни общества, в том числе и в военной.

Важным методологическим положением является постоянное возрастание фактора многонациональности по мере исторического развития нашего общества. Русский народ представляет собой во многом сплав самых различных этносов, исконно проживающих на российской земле. Благодаря этому судьба народов России становилась все более общей, единой и неразрывной. Поэтому Русская идея не может быть идеей национальной исключительности, а тем более - национального превосходства русских над другими россиянами. Более того, Русская идея никогда не противоречила идеям других этнонациональных общностей, проживающих в России. Поэтому по своему характеру русская идея является не столько моноэтнической, сколько общенациональной, цивилизованной, воплощающей исторический опыт, культурно-нравственные ценности, испокон веков живших в геополитическом пространстве, именуемом российским государством. На этом основании правомерно утверждать, что она выступает как идея, объединяющая не только русских, но и многие другие народы страны, то есть как общенациональная, российская идея. На современном этапе нашего развития общероссийская идея, важнейшей составляющей которой может и должна стать Русская идея, призвана дать ключ к нахождению народами России новой формулы российской государственности, способов совместного преодоления кризиса, выживания, самоспасения, самопреобразования ради достойного существования и сосуществования, взаимообогащения, органичности соединения различных культур, традиций, конфессий во имя российской идентичности.

Национальная идея современной России, духовно-исторической основой которой является Русская идея, а также опыт реализации национальной идеи надругих этапах исторического развития нашего Отечества, является, прежде всего, продолжением этого богатого наследия, преемствует его несомненные достижения, в том числе мирового значения.

Далее, национальная идея выражает потребности и интересы граждан современного российского общества, большинство из которых не устраивают сложившиеся темпы и механизмы развития важнейших сфер нашей жизни, распределение национального богатства, состояние и направленность социальной, финансовой, экономической, образовательной, культурной, информационной и иной политики, деятельность правящей элиты и ряда государственных институтов. Соответственно, такое «настоящее» должно быть преодолено, причѐм процесс перехода к новому состоянию, уровню развития нашего общества должен быть очень динамичным и бесконфликтным. Наконец, будущее современной России, по крайней мере в среднесрочной перспективе еѐ развития заключается в успешной реализации национальной идеи, что предполагает полноценную активную жизнь российских граждан по реализации основных стратегий.

Выполнение этой задачи, осуществление столь сложного процесса в огромной степени зависит от деятельности правящей элиты, которая призвана выступить важнейшим субъектом создания, обнародования и реализации национальной идеи России ХХI века.

Общенациональная идея должна соответствовать целому ряду требований и дать ответы на важнейшие вопросы нашего бытия. Среди них, в частности: «Что представляет Россия сегодня? Каков еѐ потенциал развития? На что оно должно быть направлено, на построение какого общества? Каковы источники, движущие силы достижения высшей цели развития? Каким представляется еѐ реальное воплощение по завершении предстоящего этапа исторической эволюции?», также некоторые другие.

Воплощая квинтэссенцию ряда высших духовных и социально значимых идей, ценностей, интересов и приоритетов истории, современности и будущего России, общенациональная идея призвана определить главный вектор развития, его высший смысл, характеризующий предназначение и судьбу нашей цивилизации.

Национальная идея – синтез прошлого, настоящего и будущего России.

1. Прошлое: знание и уважение истории Отечества, быть достойными наследниками и воспреемниками великих свершений и испытаний наших

предков; продолжение и развитие.
2. Настоящее: осмысление (всей сложности, противоречивости и правды нашей жизни), преодоление (реальное решение конкретных проблем), пассионарность (духовный подъѐм), мобилизация (патриотических и здоровых сил к преобразованиям во благо Отечества, великой России), созидание (честный труд); прорыв в будущее.

3. Будущее: духовность, праведность, соборность, патриотизм (служение Отечеству), возрождение великой России: всеобщее благо, справедливость, державность, мощь, безопасность; достижение Идеи.

Читайте также: