На улицах было пусто над крышами домов вставало солнце

Обновлено: 15.05.2024

А. Между
предложениями, входящими в состав БСП, могут становиться следующие знаки:
запятая, точка с запятой, тире, двоеточие.

Б. Если
второе предложение указывает на причину того, о чем говорится в первом, то
между частями БСП становится двоеточие.

В. Запятая
между частями БСП ставится, если в них перечисляются какие-то факты.

Г. Если
второе предложение дополняет смысл первого, распространяя один из его членов,
то между частями БСП ставится тире.

Д. Некоторые
БСП синонимичны СПП с придаточным времени.

А. Время
обдумало, сдуло все лишнее.

Б. Я шагал
за счастливою долей, беспокойным искателем стал.

В. Дело было
вечером, делать было нечего.

Г. Друзей мы
теряли на трудных дорогах, хранили любовь под огнем.

Д. Лес, горы
слились, все окуталось густым туманом.

Е. По
синеющему небу плыли легкие облака, облитые золотыми лучами заходящего солнца.

3. Укажите
БСП, между частями которого надо поставить запятую.

А. Выходить
в море никто не решался ветер достиг восьми баллов.

Б. В глазах
у меня потемнело голова закружилась.

В. Дрова все
вышли топить нечем.

Г. Чин
следовал ему он службу вдруг оставил.

Д. В феврале
много инея на деревьях будет много меда.

4. Найдите
БСП, между частями которых надо поставить двоеточие.

А. Поезд
ушел его огни исчезли.

Б. На улице
было еще пусто над крышами домов вставало солнце.

В. Случилась
беда селевой поток размыл железнодорожный путь.

Г. Не
бойтесь вас подстрахуют.

Д. Хотел
рисовать кисти выпадали из рук.

Е. Солнце
дымное встает будет день горячий.

5. Укажите
БСП, между частями которых надо поставить тире.

А. Чайка
прилетела скоро лед пойдет.

Б. Вот уж
снег последний в поле тает теплый пар восходит от земли.

В. Я знаю в
вашем сердце есть и гордость и прямая честь.

Г. Любишь
кататься люби и саночки возить.

Д. Источник
утоляет жажду доброе слово оживляет сердце.

Е. Трус не
любит жизни он только боится ее потерять.

Ж. Богатому
не спится богатый вора боится.

6. Найдите,
в каких примерах тире стоит между частями БСП.

А. Солнце
вешнее, нивы здешние – все тебе отдать бы рад.

Б. Над
Россиею – небо синее.

В. Сухая
поздняя осень – самое лучшее поэтическое время года.

Г. На дворе
в морозном пару краснело солнце – в доме было тепло.

7. Укажите
предложение, соответствующее схеме: [ ]: [причина] (знаки препинания не
расставлены) .

А. Не будьте
равнодушны ибо равнодушие смертоносно для души человека.

Б. Знойные и
сухие ветра разгоняли тучи солнце нещадно палило хлеба и травы.

В. В доме не
дождутся с ловли рыбака обещал вернуться через два денька.

Г. За ночь
все отдохнули можно было двигаться дальше.

8. Найдите
предложение, в котором нет пунктуационных ошибок.

А. Тропка
уходит в поля и в дождь и в осень и в озимь.

Б. Было
грустно: и в весеннем воздухе и на потемневшем небе.

В. В
железном вихре ветра и колес кружился дым и падал под откос.

Г.
Забормотал тетерев и кто-то в деревне запел на всю округу.

9.
Произведите синтаксический разбор предложения:

Людям
хотелось бы все сохранить: и розы, и снег.

10. Найдите
предложения с речевыми ошибками.

А. Обработка
результатов испытаний проводилась в два этапа.

Б. Каждая
минута рабочего времени дня должна быть на учете.

В. За год
артель получила более 150 млн рублей денег дохода.

Г. Все люди
рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах.

11. Выберите
правильный ответ. Укажите столбик: а) , б) , в) или г) , в котором последовательно
расположенные буквы соответствуют пропущенным в словах буквам:

амф.. театр е
и и е

реж.. ссер и
е и е

акк.. мпанемент
а а о о

12.
Произведите морфемный разбор:

1. Укажите неверное утверждение.
Г. Если второе предложение дополняет смысл первого, распространяя один из его членов, то между частями БСП ставится тире. (В этом случае ставится двоеточие, а не тире)

2. Найдите БСП.
В. Дело было вечером, делать было нечего.
Д. Лес, горы слились, все окуталось густым туманом.

3. Укажите БСП, между частями которого надо поставить запятую.
Б. В глазах у меня потемнело голова закружилась.

4. Найдите БСП, между частями которых надо поставить двоеточие.
В. Случилась беда селевой поток размыл железнодорожный путь.
Г. Не бойтесь вас подстрахуют.

5. Укажите БСП, между частями которых надо поставить тире.
А. Чайка прилетела скоро лед пойдет.
Г. Любишь кататься люби и саночки возить.
Д. Источник утоляет жажду доброе слово оживляет сердце.

6. Найдите, в каких примерах тире стоит между частями БСП.
Г. На дворе в морозном пару краснело солнце – в доме было тепло.

7. Укажите предложение, соответствующее схеме: [ ]: [причина] (знаки препинания не расставлены) .
В. В доме не дождутся с ловли рыбака обещал вернуться через два денька.

8. Найдите предложение, в котором нет пунктуационных ошибок.
В. В железном вихре ветра и колес кружился дым и падал под откос.

9. Произведите синтаксический разбор предложения:
Людям хотелось бы все сохранить: и розы, и снег.

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, односоставное, полное, распространённое, осложнено однородными дополнениями и обобщающим словом при них.

Грамматическая основа – хотелось сохранить, сказуемое, составное глагольное.
Хотелось сохранить кому? людям – косвенное дополнение, выраженное существительным.
Хотелось
сохранить что? всё: и розы, и снег – прямые дополнения, выраженные
местоимением (обобщающее слово) и существительными (однородные члены) .

10. Найдите предложения с речевыми ошибками.
Б. Каждая минута рабочего времени дня должна быть на учете.
В. За год артель получила более 150 млн рублей денег дохода.
Г. Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах.

11. Выберите правильный ответ. Укажите столбик: а) , б) , в) или г) , в
котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в словах буквам:

Столбики не получились, поэтому непонятно, что выбирать. Вставила пропущенные буквы – столбик выберите самостоятельно. Вообще это задание удивило: сидите перед компьютером, имеете возможность выйти в Интернет, где полным-полно онлайн-словарей – и не удосужились в них заглянуть! Да что там Интернет и словари! Элементарно напечатать данные слова с вставленными буквами в Ворде не попробовали – программа бы тут же подчеркнула красным ошибочное написание.

12. Произведите морфемный разбор:
о/хран/и́/тельн/ый – приставка/корень/суффикс/суффикс/окончание; основа слова – охранительн-;
восхит/и́/тельн/ый – корень/суффикс/суффикс/окончание; основа слова – восхительн-.

Найдите БСП, между частями которого нужно поставить тире.

Выберите один ответ:
В феврале много инея на деревьях будет много мёда.
Богатому не спится богатый вора боится.
На улицах было пусто над крышами домов вставало солнце.
Вопрос 2

Найдите бессоюзное сложное предложение.

Выберите один ответ:
Любите книгу: она откроет вам много интересного
Я повторил приглашение, но он ничего не ответил
Друзей мы теряли на трудных дорогах, хранили любовь под огнём
Вопрос 3

Укажите БСП, между частями которого нужно поставить двоеточие.

Выберите один ответ:
Наташа не узнавала звезд созвездия запутались в ветвях деревьев и потеряли знакомые очертания
Не сули журавля в небе дай синицу в руки
Есть желание учиться будет желание и время созидать
Вопрос 4

Укажите БСП, между частями которого нужно поставить тире

Выберите один ответ:
Зима недаром злится прошла ее пора
Красоту только тронешь небрежной рукой она исчезнет
Дед оказался прав к вечеру пришла гроза
Вопрос 5

Найдите бессоюзное сложное предложение со значением последовательности действий.

Выберите один ответ:
Закуковала кукушка – сей ячмень
Заиграла веселая музыка, танцевальная площадка наполнилась людьми
Труд человека кормит – лень портит
Вопрос 6

Найдите БСП, между частями которого нужно поставить точку с запятой.

Выберите один ответ:
В тихом саду замолчал соловей падают капли во мраке с ветвей.

Берёза долго радующая глаз обывателя пожелтела на неё сурово нападая и держа в осаде то
и дело налетают ветры сентября
Вынули рамы и весна ворвалась в комнату с новой силой.
Вопрос 7

Найдите предложение с пунктуационной ошибкой.

Выберите один ответ:
В комнатах было холодно: печи не топились.
К вечеру глухо прогремел гром, и подуло свежестью.
Прошли дожди - не проехать нам по болотистым дорогам.
Вопрос 8

Найдите, в каком примере тире стоит между частями БСП

Выберите один ответ:
Лес рубят – щепки летят.
На столе – раскрытый томик подаренных стихов.
Сухая поздняя осень - самое лучшее поэтическое время года.
Вопрос 9

Найдите БСП, между частями которого нужно поставить запятую.

Выберите один ответ:
Печален я со мною друга нет.
Распахнули окна запах сосен вступил на веранду
Улетели птицы за море миновало время жатв.
Вопрос 10

Найдите БСП, между частями которого нужно поставить двоеточие.

Выберите один ответ:
Хотел рисовать кисти выпадали из рук.
Поезд ушёл его огни исчезли
Случилась беда селевый поток размыл дорогу.
Вопрос 11

Укажите БСП со значением причины (знаки препинания не расставлены).

Выберите один ответ:
Выглянуло солнце и сразу потеплело
Молвит слово соловей поет
Нелегко вырастить плодовое дерево много оно требует труда и заботы

Вопрос 1
В феврале много инея на деревьях – будет много мёда.
Вопрос 2
Любите книгу: она откроет вам много интересного.
Вопрос 3
Наташа не узнавала звезд: созвездия запутались в ветвях деревьев и потеряли знакомые очертания.
Вопрос 4
Красоту только тронешь небрежной рукой – она исчезнет.
Вопрос 5
Заиграла веселая музыка, танцевальная площадка наполнилась людьми.
Вопрос 6
Берёза, долго радующая глаз обывателя, пожелтела; на неё, сурово нападая и держа в осаде, то и дело налетают ветры сентября.
Вопрос 7
К вечеру глухо прогремел гром и подуло свежестью.
( есть общий второстепенный член двух частей сложносочиненного предложения - к вечеру, поэтому запятая не нужна).
Вопрос 8
Лес рубят – щепки летят.
Вопрос 9
Улетели птицы за море, миновало время жатв.
Вопрос 10
Случилась беда: селевый поток размыл дорогу.
другие требуют такой пунктуации
(Хотел рисовать – кисти выпадали из рук.
Поезд ушёл, его огни исчезли).
Вопрос 11
Нелегко вырастить плодовое дерево: много оно требует труда и заботы.

А. Между предложениями, входящими в состав БСП, могут становиться следующие знаки: запятая, точка с запятой, тире, двоеточие.

Б. Если второе предложение указывает на причину того, о чем говорится в первом, то между частями БСП становится двоеточие.

В. Запятая между частями БСП ставится, если в них перечисляются какие-то факты.

Г. Если второе предложение дополняет смысл первого, распространяя один из его членов, то между частями БСП ставится тире.

Д. Некоторые БСП синонимичны СПП с придаточным времени.

А. Время обдумало, сдуло все лишнее.

Б. Я шагал за счастливою долей, беспокойным искателем стал.

В. Дело было вечером, делать было нечего.

Г. Друзей мы теряли на трудных дорогах, хранили любовь под огнем.

Д. Лес, горы слились, все окуталось густым туманом.

Е. По синеющему небу плыли легкие облака, облитые золотыми лучами заходящего солнца.

3. Укажите БСП, между частями которого надо поставить запятую.

А. Выходить в море никто не решался ветер достиг восьми баллов.

Б. В глазах у меня потемнело голова закружилась.

В. Дрова все вышли топить нечем.

Г. Чин следовал ему он службу вдруг оставил.

Д. В феврале много инея на деревьях будет много меда.

4. Найдите БСП, между частями которых надо поставить двоеточие.

А. Поезд ушел его огни исчезли.

Б. На улице было еще пусто над крышами домов вставало солнце.

В. Случилась беда селевой поток размыл железнодорожный путь.

Г. Не бойтесь вас подстрахуют.

Д. Хотел рисовать кисти выпадали из рук.

Е. Солнце дымное встает будет день горячий.

5. Укажите БСП, между частями которых надо поставить тире.

А. Чайка прилетела скоро лед пойдет.

Б. Вот уж снег последний в поле тает теплый пар восходит от земли.

В. Я знаю в вашем сердце есть и гордость и прямая честь.

Г. Любишь кататься люби и саночки возить.

Д. Источник утоляет жажду доброе слово оживляет сердце.

Е. Трус не любит жизни он только боится ее потерять.

Ж. Богатому не спится богатый вора боится.

6. Найдите, в каких примерах тире стоит между частями БСП.

А. Солнце вешнее, нивы здешние – все тебе отдать бы рад.

Б. Над Россиею – небо синее.

В. Сухая поздняя осень – самое лучшее поэтическое время года.

Г. На дворе в морозном пару краснело солнце – в доме было тепло.

7. Укажите предложение, соответствующее схеме: [ ]: [причина] (знаки препинания не расставлены) .

А. Не будьте равнодушны ибо равнодушие смертоносно для души человека.

Б. Знойные и сухие ветра разгоняли тучи солнце нещадно палило хлеба и травы.

В. В доме не дождутся с ловли рыбака обещал вернуться через два денька.

Г. За ночь все отдохнули можно было двигаться дальше.

8. Найдите предложение, в котором нет пунктуационных ошибок.

А. Тропка уходит в поля и в дождь и в осень и в озимь.

Б. Было грустно: и в весеннем воздухе и на потемневшем небе.

В. В железном вихре ветра и колес кружился дым и падал под откос.

Г. Забормотал тетерев и кто-то в деревне запел на всю округу.

9. Произведите синтаксический разбор предложения:

Людям хотелось бы все сохранить: и розы, и снег.

10. Найдите предложения с речевыми ошибками.

А. Обработка результатов испытаний проводилась в два этапа.

Б. Каждая минута рабочего времени дня должна быть на учете.

В. За год артель получила более 150 млн рублей денег дохода.

Г. Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах.

11. Выберите правильный ответ. Укажите столбик: а) , б) , в) или г) , в
котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в
словах буквам:

амф. . театр е и и е

п. . ртер о о а а

реж. . ссер и е и е

акк. . мпанемент а а о о

12. Произведите морфемный разбор:

1. Укажите неверное утверждение.
Г. Если второе предложение дополняет смысл первого, распространяя один из его членов, то между частями БСП ставится тире. (В этом случае ставится двоеточие, а не тире)

2. Найдите БСП.
В. Дело было вечером, делать было нечего.
Д. Лес, горы слились, все окуталось густым туманом.

3. Укажите БСП, между частями которого надо поставить запятую.
Б. В глазах у меня потемнело голова закружилась.

4. Найдите БСП, между частями которых надо поставить двоеточие.
В. Случилась беда селевой поток размыл железнодорожный путь.
Г. Не бойтесь вас подстрахуют.

5. Укажите БСП, между частями которых надо поставить тире.
А. Чайка прилетела скоро лед пойдет.
Г. Любишь кататься люби и саночки возить.
Д. Источник утоляет жажду доброе слово оживляет сердце.

6. Найдите, в каких примерах тире стоит между частями БСП.
Г. На дворе в морозном пару краснело солнце – в доме было тепло.

7. Укажите предложение, соответствующее схеме: [ ]: [причина] (знаки препинания не расставлены) .
В. В доме не дождутся с ловли рыбака обещал вернуться через два денька.

8. Найдите предложение, в котором нет пунктуационных ошибок.
В. В железном вихре ветра и колес кружился дым и падал под откос.

9. Произведите синтаксический разбор предложения:
Людям хотелось бы все сохранить: и розы, и снег.

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, односоставное, полное, распространённое, осложнено однородными дополнениями и обобщающим словом при них.

Грамматическая основа – хотелось сохранить, сказуемое, составное глагольное.
Хотелось сохранить кому? людям – косвенное дополнение, выраженное существительным.
Хотелось сохранить что? всё: и розы, и снег – прямые дополнения, выраженные местоимением (обобщающее слово) и существительными (однородные члены) .

10. Найдите предложения с речевыми ошибками.
Б. Каждая минута рабочего времени дня должна быть на учете.
В. За год артель получила более 150 млн рублей денег дохода.
Г. Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах.

11. Выберите правильный ответ. Укажите столбик: а) , б) , в) или г) , в
котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в словах буквам:

Столбики не получились, поэтому непонятно, что выбирать. Вставила пропущенные буквы – столбик выберите самостоятельно. Вообще это задание удивило: сидите перед компьютером, имеете возможность выйти в Интернет, где полным-полно онлайн-словарей – и не удосужились в них заглянуть! Да что там Интернет и словари! Элементарно напечатать данные слова с вставленными буквами в Ворде не попробовали – программа бы тут же подчеркнула красным ошибочное написание.

12. Произведите морфемный разбор:
о/хран/и́/тельн/ый – приставка/корень/суффикс/суффикс/окончание; основа слова – охранительн-;
восхит/и́/тельн/ый – корень/суффикс/суффикс/окончание; основа слова – восхительн-.


Табличка из Интернета Вам в помощь. Успехов в изучении БСП!
э

Открытый урок на тему:

Тип урока: обобщающее повторение по теме « Бессоюзные сложные предложения». Цели: Образовательные:  -систематизировать материал по синтаксису сложного предложения;  совершенствовать знания учащихся о характере смысловых отношений между частями БСП;  -углубить знания по синтаксической стилистике сложного предложения. Развивающие:  -развивать навыки постановки знаков препинания между частями в БСП;  -развивать умения создавать схемы БСП;  -развивать интеллектуальные умения: анализировать, классифицировать и систематизировать материал по синтаксису сложного предложения. Воспитательные:  -воспитывать стремление к самоконтролю и рефлексии;  -воспитывать интерес и любовь к русской литературе.

Открытый урок на тему: Бессоюзные сложные предложения Тип урока: обобщающее повторение по теме « Бессоюзные сложные предложения», обучение написанию сочинения по лингвистической фразе. Цели: Образовательные:    ­систематизировать материал по синтаксису сложного предложения; совершенствовать знания учащихся о характере смысловых отношений между частями БСП; ­углубить знания по синтаксической стилистике сложного предложения. Развивающие:    ­развивать навыки постановки знаков препинания между частями в БСП; ­развивать умения создавать схемы БСП; ­развивать интеллектуальные умения: анализировать, классифицировать и систематизировать материал по синтаксису сложного предложения. Воспитательные:   ­воспитывать стремление к самоконтролю и рефлексии; ­воспитывать интерес и любовь к русской литературе. Ход урока 1) Приветствие: Здравствуйте, сегодня я приветствую не только вас, ребята, но и гостей, пришедших к нам на урок. Откройте, пожалуйста, тетради, запишите число, классная работа. 2) Начнем наш урок с лингвистической разминки.(слайд №2) А4. Укажите ошибочное суждение. 1) В слове СИДЕЛИ все согласные звуки мягкие. 2) В слове ЧУВСТВОВАЛИ согласный звук в не произносится. 3) В слове СУДЬЁЙ количество звуков и букв совпадает. ВСЛУХ 4) В слове первый согласный звук А5. В каком слове пропущена безударная проверяемая гласная корня? в . 1)в…лейбол 2) возр…ст 3) св…сток 4) р…шение А6. В каком слове приставка ПРИ­ имеет значение неполноты действия? 1)приседали 2) приучила 3)приближающийся 4) прийти Учитель: Какой теме были посвящены наши последние уроки? (БСП) Уч­ль: Как вы считаете, почему так важно разобраться в этой теме? Где вы сможете применить свои знания? (Чтобы писать грамотно, применить свои знания на ГИА в В9 или в лингвистическом сочинении) Уч­ль: я: согласна с вами. Поэтому наш сегодняшний урок будет посвящён обобщению и повторению изученного по этой теме. Могут тему сформулировать дети, а я подкорректирую ( теперь озвучивание и запись темы, цели урока)( слайд № 3,4) 3) Работа по фразе. В качестве эпиграфа к уроку я выбрала высказывание Ломоносова М.В. Прочитаем его… (слайд №5) Представьте, что эта фраза попалась вам на ГИА. В первую очередь мы должны разобраться в её содержании. ­Какое яркое средство выразительности используется в этом высказывании? (сравнение: союзы – это клей, гвозди высказывния) ­ Что сопоставляет М.В.Ломоносов? Чему отдаёт предпочтение? Почему? (Ломоносов сравнивает союзные и бессоюзные предложения, отдаёт предпочтение БСП, потому что считает их, более выразительными) Теперь, ребята, запишите, пожалуйста ,высказывание М.В.Ломоносова в тетрадь. Пока ребята переписывают фразу, раздаю раздаточный материал, начинаю с ряда, где сидят гости. II. Фронтальный опрос ( СЛАЙД №6) ­ Приведём в систему наши знания о сложном предложении. ­ На какие две группы делятся сложные предложения? ­Какие предложения называются ССП? Примеры из домашнего задания ( 1 человек правило, другой пример) Могут пользоваться учебником, заранее могут сделать закладки. ­ Какие предложения называются СПП? Примеры из домашнего задания ­ Какие предложения называются БСП? Примеры из домашнего задания. Уч­ль: Итак, в БСП предложения связаны по смыслу и при помощи интонации. Вспомним, какие бывают виды интонации и смысловых отношений в БСП? Какие знаки препинания им соответствуют? Правила пунктуации + примеры (слайд №7) А теперь самостоятельно выполним тест на тему «БСП» со взаимопроверкой. (слайд №8­11) Г) Самостоятельная работа. ТЕСТ. (слайд 8­11) 1. Найдите БСП. А. Время обдумало, сдуло все лишнее. Б. Я шагал за счастливою долей, беспокойным искателем стал. В. Дело было вечером, делать было нечего. Г. Друзей мы теряли на трудных дорогах, хранили любовь под огнем. Д. Лес, горы слились, все окуталось густым туманом. Е. По синеющему небу плыли легкие облака, облитые золотыми лучами заходящего солнца 2 Укажите БСП, между частями которого надо поставить запятую. А. Выходить в море никто не решался ветер достиг восьми баллов. Б. В глазах у меня потемнело голова закружилась. В. Дрова все вышли топить нечем. Г. Чин следовал ему он службу вдруг оставил. Д. В феврале много инея на деревьях будет много меда. (слайд 12) 3 Найдите БСП, между частями которых надо поставить двоеточие. А. Поезд ушел его огни исчезли. Б. На улице было еще пусто над крышами домов вставало солнце. В. Случилась беда селевый поток размыл железнодорожный путь. Г. Не бойтесь вас подстрахуют. Д. Хотел рисовать кисти выпадали из рук. Е. Солнце дымное встает будет день горячий. 4 Укажите БСП, между частями которых надо поставить тире. А. Чайка прилетела скоро лед пойдет. Б. Вот уж снег последний в поле тает теплый пар восходит от земли. В. Я знаю в вашем сердце есть и гордость и прямая честь. Г. Любишь кататься люби и саночки возить. Д. Источник утоляет жажду доброе слово оживляет сердце. Е. Трус не любит жизни он только боится ее потерять. (слайд 13) 5 Найдите, в каких примерах тире стоит между частями БСП. А. Солнце вешнее, нивы здешние — все тебе отдать бы рад. Б. Над Россиею — небо синее. В. Сухая поздняя осень — самое лучшее поэтическое время года. Г. На дворе в морозном пару краснело солнце — в доме было тепло. 6. Укажите предложение, соответствующее схеме: [ ] : [ причина]. А. Не будьте равнодушны ибо равнодушие смертоносно для души человека. Б. Знойные и сухие ветра разгоняли тучи солнце нещадно палило хлеба и травы. В. В доме не дождутся с ловли рыбака обещал вернуться через два денька. Г. За ночь все отдохнули можно было двигаться дальше. (слайд 14) 7. Найдите предложение, в котором нет пунктуационных ошибок. А. Тропка уходит в поля и в дождь и в осень и в озимь. Б. Было грустно: в весеннем воздухе и на потемневшем небе. В. В железном вихре ветра и колес кружился дым и падал под откос. Г. Забормотал тетерев и кто­то в деревне запел на всю округу. 8. Найдите предложения с речевыми ошибками. А. Обработка результатов испытаний проводилась в два этапа. Б. Каждая минута рабочего времени дня должна быть на учете. В. За год артель получила более 150 миллионов рублей денег дохода. Г. Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Практическая работа: обратимся к творчеству необыкновенного мастера пейзажа 1 Афанасия Афанасьевича Фета. ( СЛАЙД №12­13) Задание: работаем самостоятельно, записываем в тетрадь. Составьте схему предложения. – Аргументируйте свой ответ.  Вчерашний вечер помню живо: (пояснение) – а что именно? Синели глубью небеса, (отношения одновременности) Лист трепетал, красноречиво Глядели звёзды нам в глаза. / а именно/ 1 человек самостоятельно [ = ]: [ = ­ ], [ ­ = ], [ = ­ ]. пояснение за доской составляют схемы. 3. Слуховой диктант (нет слайда) ­ Можем ли мы, воспринимая текст на слух, узнать бессоюзное сложное предложение? Если можем, что помогает это сделать? ( Интонация, пауза) ­ самоконтроль 1. Замри и услышишь: на Синей горке сосняк потянулся навстречу заре.(дополнение) – понижение голоса в конце 1 предложения 2. Упадет луч солнца на траву – вспыхнет трава изумрудом и жемчугом.(время) 3. Стоило вглядеться в эту картину: в ней открывалось столько таинственного и бесконечного.(пояснение) 4. Зарумянилась вишня и слива, налилась золотистая рожь.(значение одновременности)­ интонация перечислительная 5. Только песне нужна красота – красоте же и песен не надо.(противопоставление)­ повышение голоса в 1 предл. и понижение во 2­м. 1 : 2 ­ 3 : 4 , 5 ­ 2 Задание по рядам: (в это время проверить карточки уч­ся) – Соотнесите предложения с подходящими смысловыми отношениями.(слайд №14­15) 1. Молвит слово ­ соловей поёт. 1. Первое указывает на время того, о о чём говорится во втором предложении. 2.Ставень стукнет ­ 2. Первое предложение указывает на он вздрогнет и побледнеет. условие того, о чём говорится во втором предложении. 3. Песенка кончилась ­ 3. Содержание первого предложения раздались обычные рукоплескания. сравнивается с содержанием второго. Ответы: 1 – 3; 2 – 2; 3 – 1. Задание: преобразуйте сложные союзные предложения в бессоюзные, понаблюдайте за интонацией. Будьте внимательны при расстановке знаков препинания.(слайд 16) 1) Если птицы вьют гнёзда на солнечной стороне, ожидается холодное лето. (Птицы вьют гнёзда на солнечной стороне ­ ожидается холодное лето) 2) Когда стал распускаться лесной дуб, можно начинать купаться. (Стал распускаться лесной дуб ­ можно начинать купаться) 3) Одна сторона улицы была залита лунным светом, а другая чернела от теней. (Одна сторона улицы была залита лунным светом ­ другая чернела от теней) Задание: из двух простых предложений составьте бессоюзное сложное предложение, понаблюдайте за интонацией. Объясните знаки препинания. 1) Мы спали на сеновале. В избе было душно. (Мы спали на сеновале :в избе было душно.) 2) Раздался выстрел. Браконьеры бросились бежать. 3) (Раздался выстрел ­ браконьеры бросились бежать.) 3 группа ­ «Найти третье лишнее предложение» (Слайд 17­18) 1 Помни про школу: только с ней станешь строителем радостных дней. (В. Маяковский.) 2 Таким друзьям на свете не страшно ничего: один за всех в ответе И все за одного. (С. Михалков.) 3 Как отчий дом, как старый горец горы люблю я землю: тень её лесов, и моря рокоты, и звёзд узоры, и странные строенья облаков. (В. Брюсов) Ответ: 3 предложение лишнее, так как оно простое, с обобщающим словом при однородных членах. 5. Задание: исправь ошибку (самостоятельно) – СЛАЙД №19­20  Найдите предложения, в которых допущены ошибки в расстановке знаков препинания, исправив ошибки. (предложения у вас на карточках) 1. Грянул гром – по дебрям влажным эхо резко засмеялось. (результат, вывод) 2. Настанет вечер, ­ загорятся в небе звезды. (время) 3. Полюбуйся: весна наступает, журавли караваном летят, в ярком золоте день утопает. (дополнение) 4. Я подошел к окну ­ : снегопад был в полном великолепии.(дополнение) Ошибки: 2. [время]­[ ] 4. [ ] : [дополнение] IV. Итог урока. Рефлексия. ­ Итак, пришла пора подвести итоги. Вы сдаёте таблицу самооценки. Если вы поставили себе 0 баллов, не отчаивайтесь: вы обнаружили пробелы, которые предстоит восполнить. ­ Ребята, подымите руки те, кто получил «5», «4», «3», «2». ­ Наш урок заканчивается. Осталось поставить последнюю точку. ­ Как вы думаете, мы на сегодняшнем уроке реализовали цели, которые поставили в начале урока? ­ На уроке мы обобщили изученное о БСП. ­ Какими словами описали бы вы своё состояние после урока? 1. Я разобрался с этой темой и чувствую себя комфортно и уверенно при выполнении заданий по этой теме. (зелёный) 2. К сожалению, я обнаружил пробелы в своих знаниях. (жёлтый) 3. Я испытываю большие затруднения при выполнении заданий по этой теме. (красный) V. Домашнее задание  Создайте свой текст ­ рассуждение, используя сложные бессоюзные предложения, по одной из тем:  «Красота душу лечит» (С. Никитин)  «Имеющий в руках цветы, не может быть жестоким» (Вл. Солоухин)

Контрольная работа-тест

Контрольная работа по теме "Бессоюзное предложение" включает в себя десять вопросов теоретического и практического характера, охватывает весь курс изучения бессоюзного предложения в 9 классе, предполагает проверку уровня знаний теоретического материала и качества его применения на практике, работа с заданиями направлена на на развитие пунктуационной зоркости.Задания-тесты для контрольной работы

Русский язык 9 класс Тестовая контрольная работа по теме «Бессоюзное предложение» Вариант 1. 1.Основным средством связи в бессоюзном предложении являются: а) союзы; б) интонация; в) союзные слова. 2. Найдите бессоюзное сложное предложение. А. На полу, на занавесках, на диване – везде солнечный свет Б. Медленно плыли облака, моросил мелкий дождь. В. Есть две формы жизни: гниение и горение. Г. Полночной порою в болотной глуши чуть слышно, бесшумно шуршат камыши. 3.Найдите БСП, между частями которого нужно поставить тире. А. Богатому не спится богатый вора боится. Б. В феврале много инея на деревьях будет много мёда. В. На улицах было пусто над крышами домов вставало солнце. Г. У альпинистов есть золотое правило нельзя терять высоту. 4.Найдите БСП, между частями которого нужно поставить точку с запятой. А. Туман казался неподвижным и сонным трава и кусты стали мокрыми. Б. Вынули рамы и весна ворвалась в комнату с новой силой. В. В тихом саду замолчал соловей падают капли во мраке с ветвей. Г. Берёза долго радующая глаз обывателя пожелтела на неё сурово нападая и держа в осаде то и дело налетают ветры сентября. 5.Найдите, в каком примере двоеточие стоит между частями БСП. А. Солнце светит одинаково всем: и человеку, и зверю, и дереву. Б. Обо мне все люди скажут: сердцем чист и не спесив. В. Он сказал: «Прощай, Маша, не поминай лихом.» Г. Всё меня пленило в театре: частые огоньки рампы, смена декораций, игра актёров. 6.Какая схема соответствует предложению: Я оборачиваюсь: мутно-лиловые облака плывут по бледно-алому закату. а) [ ] : [причина]; б) [ ] : [дополнение]. 7.Назовите продолжение предложения: Тире ставится между частями бессоюзного сложного предложения со значением. а) противопоставления; б) перечисления. 8.Перестройте сложные предложения с различными союзами так, чтобы получились бессоюзные с соответствующим знаком препинания: А) Поверь, что меня пленяет и водопад, и тёмный лес. Б) Если чайка прилетела, то скоро лёд пойдёт. В) Кода облако пройдёт, озеро опять заблестит. 9.Какие отношения устанавливаются между частями сложного бессоюзного предложения: Лето припасает — зима поедает. а) отношения перечисления; б) отношения условия; в) сопоставительные отношения; г) отношения пояснения 10.Какой знак должен стоять на месте цифры: Пароход не мог идти дальше (1) за туманом не видно ни бакенов, ни перевальных огней. а) запятая; б) двоеточие; в) тире; г) точка с запятой. Сделайте его синтаксический разбор, постройте схему. Русский язык 9 класс Тестовая контрольная работа по теме «Бессоюзное предложение» Вариант 2. 1. Бессоюзное предложение относится к категории предложений: а) простых; б) сложных; в) смешанного типа. 2. Найдите бессоюзное предложение. А. Я шагал за счастливою долей, беспокойным искателем стал. Б. По небу плыли прозрачные, лёгкие облака, однако сразу потемнело. В. Зарозовели вечера, степные хлынули ветра. Г. На поляну, где рос дуб, мы вышли под вечер. 3.Найдите БСП, между частями которого нужно поставить двоеточие. А. Поезд ушёл его огни исчезли. Б. Случилась беда селевый поток размыл дорогу. В. Хотел рисовать кисти выпадали из рук. Г. Чайка прилетела значит скоро лёд пойдёт. 4.Найдите БСП, между частями которого нужно поставить запятую. А. Улетели птицы за море миновало время жатв. Б. Распахнули окна запах сосен вступил на веранду. В. Печален я со мною друга нет. Г. Когда включили свет комната показалась большой и нарядной 5.Найдите, в каком примере тире стоит между частями БСП. А. Сухая поздняя осень - самое лучшее поэтическое время года. Б. На столе – раскрытый томик подаренных стихов. В. Лес рубят – щепки летят. Г. Люди, кони, телеги – всё смешалось в одночасье 6.Какая схема соответствует предложению: У собак есть рыцарское правило: собаку лежачую или на привязи не трогают. а) [ ] : [причина]; б) [ ] : [пояснение]. 7.Назовите продолжение предложения: Запятая ставится между частями бессоюзного сложного предложения со значением. а) противопоставления; б) перечисления. 8.Перестройте сложные предложения с различными союзами так, чтобы получились бессоюзные с соответствующим знаком препинания: А) Дул ветер, и бледно белели поля, и тускло синели сосны и ели. Б) Если гуси высоко летят, будет много воды. В) Я знал, что в ржаной ковриге скрыта всей доброты земной душа. 9.Какие отношения устанавливаются между частями сложного бессоюзного предложения: Гремят соловьи, заливаются жаворонки, свистят синицы, тоненькими голосами поют дети. а) отношения перечисления; б) сопоставительные отношения; в) отношения причины; г) отношения пояснения. 10.Какой знак должен стоять на месте цифры: Дед оказался прав (1) к вечеру пришла гроза. а) запятая; б) двоеточие; в) тире; г) точка с запятой. Сделайте его синтаксический разбор, постройте схему.

Читайте также: