На картинной плоскости верхняя часть крыши дома будет видна если находится линии горизонта

Обновлено: 04.05.2024

В этой статье я попытаюсь объяснить, как строятся рисунки с перспективой и как различные типы перспективы используются для выделения тех или иных аспектов композиции. Здесь приведены мои собственные иллюстрации, большинство из которых нарисованы по соответствующей модели AutoCAD (для точности) или взяты непосредственно из этой программы. Для наглядности рисунки выполнены в линиях.

Что такое перспектива

Перспектива учитывает, откуда мы смотрим на сцену, что эта сцена собой представляет и какую её часть мы видим. Законы перспективы описывают, как сходятся прямые и уменьшаются предметы по мере удаления.

Законы перспективы были разработаны в эпоху Возрождения. Они позволили художникам с точностью изображать сцены, которые они наблюдали из определённой точки. До Возрождения иногда встречались картины, где объекты на переднем плане были больше, чем на заднем, но никто толком не понимал этих правил, поэтому изображения были неточными. Теперь в нашем распоряжении есть законы перспективы, и мы можем прибегнуть к ним для достижения большего реализма в рисунках.


Проекция сцены на трёхмерную плоскость

Когда мы рисуем, мы проецируем реально существующую или воображаемую трёхмерную сцену (будто бы наблюдаемую из определённой точки) на плоскость: холст или лист бумаги. Каждая линия или геометрическая форма находит своё отражение в рисунке. Это как если бы мы поместили мощный прожектор перед сценой, а позади неё - огромный экран (называемый картинной плоскостью), уходящий даже в землю. Прожектор освещал бы сцену, а она отбрасывала бы тень на экран (на картинную плоскость). Объекты, что находятся вблизи прожектора, будут отбрасывать большие тени, а те, что вблизи экрана, - тени размером с самих себя.

Изображение, получаемое таким образом на экране, - это изображение в перспективе. Оно показывает сцену такой, какой она видится оттуда, где находится прожектор. В разных книгах и графических пакетах эта позиция называется по-разному (точка наблюдения, камера, глаз).

Точки схода

Все прямые, которые параллельны в трёхмерной сцене, будут при перспективном изображении сходиться в одной точке. Это точка схода. Каждая группа параллельных прямых (параллельных между собой, но непараллельных прямым из другой группы) имеет свою точку схода на рисунке. У прямых, лежащих в плоскости земли или параллельных ей, точки схода всегда находятся на линии горизонта.

Исключение составляют прямые, параллельные картинной плоскости. Они не сходятся. Примером служат вертикальные прямые на рисунке вверху. Они так и остаются вертикальными.

Если посмотреть на трёхмерную сцену, то покажется, будто горизонтальные прямые сходятся в како-то точке на горизонте (её точное местонахождение будет зависеть от ориентации прямых относительно наблюдателя). Представьте себе несколько параллельных горизонтальных прямых, лежащих в одной вертикальной плоскости (например, полосы раствора в кирпичной стене) и сходящихся в одной точке на горизонте. Точно под этой точкой или точно над ней будет сходиться диагональ этой плоскости с параллельными ей прямыми. Это соотношение полезно для определения размеров объектов в перспективе.

Сходящиеся прямые и точки схода - не просто какая-нибудь условность, к которой прибегают художники. Это явление на самом деле имеет место. Параллельные прямые действительно кажутся сходящимися, если посмотреть на них под углом. Как-нибудь найдите себе кирпичную стену, встаньте напротив её и хорошенько приглядитесь. Если вы будете смотреть на неё прямо, полосы раствора покажутся параллельными, но если вы повернёте голову, создастся ощущение, будто они сходятся в точке на горизонте.

Другие особенности рисования в перспективе

Если вы внимательно посмотрите на окружающий мир, то заметите и другие особенности перспективы, помимо того, что параллельные прямые сходятся. По мере удаления объекты уменьшаются. Кажется, что чем дальше находятся равноудалённые друг от друга предметы (например, телефонные столбы или железнодорожные шпалы), тем теснее они расположены. Вдалеке наземные объекты настолько малы, что с трудом различимы. При ещё большем удалении они и вовсе превращаются в точки. Существуют методики построения линий и других геометрических форм, позволяющие реалистично воспроизвести на рисунке этот эффект. Вы сможете вполне убедительно его сымитировать, если имеете хоть какое-то представление о перспективе.

Считается, что линия горизонта находится на уровне глаз наблюдателя. Если человек стоит на земле в окружении людей (которые тоже стоят), линия горизонта будет находиться приблизительно на уровне глаз окружающих: пониже у высоких людей, повыше у низких. Предметы, высота которых не достигает уровня глаз наблюдателя, будут находиться ниже линии горизонта, и их верхние грани будут видны хотя бы чуть-чуть. Предметы, целиком расположенные выше уровня глаз, окажутся выше линии горизонта, и, хотя бы немного, но будут видны их нижние грани. По мере удаления они будут опускаться к линии горизонта и грани, обращённые к наблюдателю, будут видны полнее.

В трёхмерной сцене будут искажены все геометрические формы за исключением тех, которые параллельны картинной плоскости. Такие формы не искажаются, но изменяются в размерах в зависимости от того, на каком расстоянии находятся.

Остальные геометрические формы искажаются. Окружности превращаются в эллипсы. Если окружность служит основанием конуса или цилиндра, малая ось эллипса совпадает с их осью.

Одно-, двух- и трёхточечная перспектива

Любой рисунок предполагает несколько точек схода, например, одна для фасада здания, одна для торца, одна для меча героя, одна для копий в надвигающейся на него шеренге солдат, одна для боковой части повозки, которую защищает герой. Может получиться так, что множество прямых идут в разных направлениях, и ни одно из них нельзя выделить как главное. Или изображённых объектов недостаточно, чтобы выявить хотя бы одну точку схода. Примером может служить абстрактный рисунок или вид планеты из космоса. Однако в особо реалистичных изображениях одна, две или три точки схода наверняка выделяются на фоне остальных.

Одноточечная перспектива

Предметы направлены на зрителя

Когда взгляд художника направлен в главную и единственную точку схода, такая перспектива называется одноточечной. Сюда относятся ситуации, когда мы смотрим в тоннель, в пушечный ствол, на вершину небоскрёба (стоя у его подножья). Такой перспективой пользуются, когда хотят обратить внимание зрителя на точку, где сходятся прямые. Ещё этот приём как бы затягивает зрителя внутрь картины. В рисунке с одноточечной перспективой кажется, что предметы нацелены на зрителя либо находятся по бокам от зрителя и уходят вдаль.

Некоторые художники избегают одноточечной перспективы. Им кажется, что у зрителя возникает ощущение, будто ему что-то навязывают, заставляют смотреть не туда, куда ему хочется. Если одноточечную перспективу использовать не по назначению, она может нагонять скуку. Например, не стоит изображать в одноточечной перспективе стену. Вообще, стена - довольно заурядный предмет, чтобы разглядывать его в упор.

Конечно, вам придётся руководствоваться здравым смыслом. Вам может показаться, что в данном случае одноточечная перспектива выглядит занятно или что данный предмет хорошо смотрится именно в таком ракурсе. Ещё вы можете выбрать одноточечную перспективу для конкретной картины, потому что она берёт зрителя в плен или потому что создаёт ощущение неподвижности.

Двухточечная перспектива

Гораздо чаще встречается двухточечная перспектива. Например, это может быть сцена на улице, где здания и другие объекты уменьшаются по направлению к горизонту, или сцена в помещении, где стены и предметы интерьера окружают зрителя. В двухточечной перспективе взгляд зрителя обычно бывает направлен параллельно земле, поэтому вертикальные прямые не сходятся. Рисунок вверху слева как раз такой. Зрителя никуда не затягивают, его взгляд не устремлён вниз по коридору и не упирается в стену. Напротив, сцена простирается в нескольких направлениях. Предметы здесь расположены под углом, а не вдоль одной оси. Такой рисунок обычно представляет собой декорации, на фоне которых разворачивается действие, где внимание зрителя не сконцентрировано на отдельно взятой точке.

Заметьте, что, изображая сцену в помещении, нужно учитывать, как центр взгляда вписывается в комнату. Обычно вам не нужно, чтобы зритель смотрел прямо в угол или прямо из угла. У зрителя может возникнуть ощущение, будто его поставили туда в наказание.

Обычно в двухточечной перспективе имеются левая и правая точки схода. Реже встречается двухточечная перспектива с верхней и нижней точками схода. Скорей всего, вы прибегнете к помощи последней, если захотите создать у зрителя ощущение, будто он идёт вперёд по прямой, но смотрит вверх, а не на горизонт. Линии, параллельные прямой, по которой он идёт, будут иметь точку схода на горизонте, но и вертикальные прямые также будут сходиться. Этим подчёркивается высота. Примером служит рисунок вверху справа.


Трёхточечная перспектива

Чтобы подчеркнуть высоту

Трёхточечную перспективу построить сложнее. Она встречается реже, так как подразумевает, что зритель смотрит на сцену снизу или сверху, а не прямо. К такой перспективе обращаются, когда нужно не только дать полную картину происходящего, но и сделать акцент на вертикальном измерении (таков замысел художника на рисунке вверху слева). Трёхточечной перспективой следует пользоваться и когда вы пытаетесь подчеркнуть равноправность всех трёх измерений, например, на рисунке вверху справа, изображающем сцену в открытом космосе, где нет таких понятий, как верх и низ.


Угол зрения

Угол зрения 20 градусов

Угол зрения показывает, какая часть сцены попадает на рисунок при данной точке наблюдения, направлении взгляда и картинной плоскости. Чем шире угол зрения, тем большая часть окружения видна и тем сильнее увеличивается рисунок (тем сильнее уменьшаются предметы, если размер рисунка остаётся постоянным).

Если вы работаете с определённым размером бумаги и вам нужно расширить угол зрения, не изменяя при этом размеров персонажа, вы можете придвинуть точку наблюдения ближе к персонажу. При расширении угла зрения одновременно с приближением какого-то объекта, расстояние между точками схода сокращается, и все остальные предметы уменьшаются в размерах по сравнению с этим объектом. Это видно из вышеприведённых рисунков. Оба представляют собой изображения простой трёхмерной модели, сделанной в AutoCAD Release 13. На рисунке слева угол зрения мал, сравним с углом зрения обычного фотоаппарата. На рисунке справа представлена та же модель, но точка наблюдения находится ближе к группе людей, и угол зрения шире. Таким способом на картине можно выделить персонажа или предмет, обратить на него внимание и придать ему монументальность. Заметьте, что изображение персонажа слегка изменится: больше будут видны ступни, низ шляпы и так далее. Хотя на рисунке персонаж будет занимать примерно столько же места.

Только не стоит этим приёмом злоупотреблять. Он может быть уместен в батальной сцене, где нужно обратить внимание на главнокомандующего, и совсем не нужен в более мирной обстановке, например, в сцене с влюбленной парой. Постоянно использовать слишком широкий угол зрения - всё равно что ставить восклицательные знаки в конце каждого предложения.

Ещё одна проблема заключается в том, что при больших углах по краям изображения появляются сильные искажения. Это сбивает с толку и раздражает. Оцените рисунок. Приведённый ниже. Его угол зрения составляет около 150 градусов - явный перебор. Комната, которая здесь изображена, квадратная, хотя из рисунка сложно понять даже это. На самом деле, многие люди, видя этот рисунок, не верят, что комната квадратная. Но если внимательно присмотреться, можно заметить, что края ближней правой и дальней левой стены сходятся в одной точке, что может быть только если они параллельны. Поэтому углы в комнате прямые, а такие сильные искажения - из-за непомерно большого угла зрения.

Угол зрения 150 градусов

В большинстве рисунков из этой статьи применяется большой угол зрения: от 90 до 150 градусов и более. Это сделано с целью лучше иллюстрировать перспективные сокращения. Вы, вероятно, будете использовать меньший угол зрения, чтобы свести искажения к минимуму. Рекомендуется делать угол зрения меньше 90 градусов и даже меньше 60, если вам это удастся. Для двухточечной перспективы это означает, что хотя бы одна точка схода лежит за пределами рисунка.

Не рекомендуется использовать угол зрения более 90 градусов. Что касается 180 и более градусов, то это вообще невозможно при работе по методикам, описанным в этой статье (правильный термин для них - линейная перспектива). Вы не можете нарисовать на плоском листе бумаги то, что находится позади вас. Существуют методики создания изображения с углом зрения больше 180 градусов, но, насколько я понимаю, рисовать приходится на сферической поверхности, а потом проецировать рисунок на плоскость. Результат похож на фотографию, сделанную с помощью линзы "рыбий глаз". Рисунок строится по совершенно другим правилам. Если в трёхмерном пространстве линии прямые, то на получившемся рисунке они будут искривлены. Пучок прямых может исходить из тоски в левой части рисунка, затем расходиться и вновь сходиться в точку в правой части. Такой тип перспективы более сложен и не рассматривается в этой статье. Вообще, в большинстве книг, которые мне попадались, о нём ничего не сказано.

Определение размеров в перспективе

Продливаем линии чтобы определить высоту

В перспективе определить размер предметов достаточно сложно. Даже если на самом деле он одинаков, в перспективе он может различаться. К счастью, если вы правильно построили предмет в одном месте, вы можете продлить линии построения и узнать, как он будет выглядеть в другой части рисунка. Это показано на рисунке вверху слева. Если у нас получится точно изобразить вора на переднем плане, мы сможем определить, каких размеров будет ничего не подозревающая жертва на заднем плане. Мы проведём касательные к голове и ступням вора влево, затем перпендикулярно им построим прямые вверх по улице до того места, где будем рисовать жертву.

Мы также можем достраивать линии, чтобы легче было нарисовать тротуарные плитки, кирпичную кладку, забор, колонну пехотинцев и другие предметы, расположенные рядами. Начните с выбора прямой, параллельной картинной плоскости в трёхмерной сцене. Затем определите положение этой прямой на рисунке, разбейте её на равные отрезки и сделайте засечки, как на вертикальной прямой на рисунке вверху посредине. Проведите прямые от засечек до точки схода. Нарисуйте на глаз один кирпич. Диагональ этого кирпича будет служить диагональю ещё многим кирпичам, что позволит вам правильно определить их размер. Ваших знаний теперь достаточно, чтобы адекватно изобразить все или почти все кирпичи на рисунке. Чтобы нарисовать кирпичи, находящиеся в дальнем конце стены, проведите ещё диагонали. Все диагонали должны сходиться в точке, которая находится прямо над точкой схода прямых, проведённых от засечек, или прямо под ней.

Если предметы расположены в ряд, например, столбики забора или колонна пехотинцев, мы можем изобразить третий элемент ряда, основываясь на расстоянии между первыми двумя элементами. Сперва постройте прямые от вершины, середины и основания элемента к точке схода. Затем проведите прямую через вершину первого элемента и середину второго. Продлите её до пересечения с линией оснований. Из этой точки и рисуется следующий элемент.

Воздушная перспектива

Порт в ясный день

Иногда она называется туманом. Удалённые объекты кажутся подёрнутыми дымкой (по цвету приближаются к светло-серому) из-за испарений, дыма и других атмосферных эффектов. Воздушная перспектива должна усиливать ощущение дальности, создаваемое линейной перспективой. Из двух картинок вверху, на правой порт кажется чуть дальше, чем на левой. Что касается размеров, то предметы на картинках (скопированных с одного оригинала) совершенно одинаковые. Но на правой картинке туман слегка обволакивает берег и, хочется верить, немного уменьшает надежду на благополучное прибытие в порт.

Воздушная перспектива изменяется в зависимости от погодных условий, местности и, разумеется, желания художника. Если вы рисуете панораму сказочного города, может быть, вам и не захочется использовать воздушную перспективу, чтобы город предстал во всей своей красе. Но если это туманное болото или подводный мир, воздушная перспектива будет у вас ярко выражена.

Воздушная перспектива служит показателем расстояния. Однако у неё есть и другие не менее важные функции. Она помогает заострить внимание на переднем плане, поскольку здесь предметы чётче и контрастнее, чем на заднем плане. С её помощью можно создать ощущение смутного, полусонного восприятия, где настроение преобладает над деталями. Этот приём хорошо освоен импрессионистами.

Чаще всего эта окружность находится в горизонтальной плоскости: это могут быть края чашки, стоящей на столе или табуретка с круглым сидением.

Если такая окружность находится на уровне наших глаз, на линии горизонта, мы видим ее как прямую линию.

Если мы смотрим на окружность сверху, то мы видим ее без искажений, как окружность.


Во всех остальных случаях, когда окружность располагается в горизонтальной плоскости, мы видим ее как эллипс.*

То есть, как лекальную кривую, симметричную относительно двух взаимно перпендикулярных осей.

При чем, одна из этих осей ВСЕГДА строго вертикальна, а другая, соответственно, горизонтальна.

*Строго говоря, изображение окружности в перспективе не является эллипсом, так как дальняя от нас его часть чуть меньше, чем ближняя. И, соответственно, он не симметричен относительно горизонтальной оси.


Соотношение между длинами осей эллипса называют раскрытием.

Грубо говоря, чем больше эллипс похож на круг, тем более он раскрытый.

В изображении эллипсов в горизонтальной плоскости есть два основных правила:

  1. Чем дальше находится эллипс от линии горизонта, тем более раскрытым мы его картинка
  2. Дальняя часть эллипса ЧУТЬ меньше, чем ближняя.

Легко понять, почему это так , построив в перспективе окружность вписанную в квадрат.



Упражнение 1.

Постройте окружность тем же способом, с той же точкой схода, но выше линии горизонта. Выделите более толстой линией ее передний край.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ что в рисунке окружности, лежащие в горизонтальной плоскости мы НЕ строим с помощью описанного квадрата. Так как этот даёт искажения, если точка схода для квадрата не лежит на вертикальной оси эллипса.

Мы проводим две оси эллипса и задаем степень раскрытости на глаз, но учитываем положение эллипса относительно линии горизонта и других эллипсов.

Упражнение 2.

На рисунках изображена последовательность построения цилиндра и конуса.



Нарисуйте цилиндры и конусы выше и ниже линии горизонта . Раскрытие эллипсов задаём на глаз. Окружность в квадрат не вписываем.

Перспектива окружности в вертикальной или наклонной плоскости.

С окружностями в вертикальной плоскости нам приходится иметь дело достаточно часто. Например, рисуя арки в архитектуре.

Самый простой случай — когда окружность находится в плоскости параллельной картинной. Тогда мы видим ее без искажений.


View of the Tiber with the Castel Sant’Angelo
Bernardo Bellotto1743/1744

Если окружность находится под углом к картине, для построений мы также используем описанный квадрат. Этот способ применяется как в черчение, так и в рисунке, так как на глаз нарисовать окружность в таком ракурсе очень сложно .


В этом курсе мы только знакомимся со способом построения окружности в вертикальной плоскости. Но если у вас есть желание, подробно об этом можно прочитать в учебнике Осмоловской (ст. 26) или, в упрощенном виде у Шарова и Барщ.

Перспективные зарисовки с натуры.

Мы закончили блок теории построений. Теперь начинаем работать с натуры.

На этом этапе важно осознать, что рисунок — не черчение. В рисунке мы не пользуемся линейкой, редко строим точки схода на дополнительном листе. Наша задача, зная, какие построения применялись бы для перспективного чертежа, сделать минимум из них на глаз так, чтобы в результате получилось убедительное изображение, соответствующее основным правилам перспективы.

Рисование с фотографии.

Я вас очень прошу, по крайней мере на начальном этапе не срисовывать с фотографии, даже называя это рисованием с референсов.

Рисуя с фото вы НЕ развиваете пространственное воображение и умение на плоскости изображать объем. Вы только учитесь копировать с одного листа на другой пятна тона. Это, конечно, тоже полезный навык но для хорошего рисунка его не достаточно.

Постановка натуры.

Правильная постановка натуры помогает избежать многих ошибок в рисунке и делает работу легче и приятнее.

Поэтому я очень прошу вас уделить этому внимание.

  • Организуйте рабочее место так, чтобы смотреть на натуру все время с одной точки зрения. Если вы работаете в несколько сеансов, запомните, где вы стояли или сидели относительно натуры. Чтобы не оказалось так, что половина предметов на работе у вас сделана с одной точки зрения, а половина — с другой.
  • Не садитесь слишком близко или слишком далеко от натуры. Между вами и натурой должно укладываться примерно два ее размера.
  • В начале обучения, старайтесь ставить предметы на контрастный фон, чтобы их очертания хорошо читались.
  • В начале обучения, не ставьте предметы против света или с несколькими источниками света. Старайтесь чтобы освещение было сбоку и форма предметов хорошо читалась.
  • Отходите от рисунка или переворачивание его кверх ногами. Так вы увидите ошибки. Ещё можно смотреть на работу в зеркало.

Рисунок с натуры коробки или книжки.

  • Задаем положение переднего вертикального ребра и определяем, под каким углом к горизонтали мы видим нижние ребра.
  • Определяем пропорции.Смысл рисования с натуры в том, чтобы она была передана точно. Эту задачу не решить без соблюдения пропорций. То есть отношений разных размеров объектов друг к другу. Если вы сделаете лицо портретируемого в два раза шире, чем на самом деле, вряд ли он вас за это поблагодарит. Для измерения пропорций есть достаточно простые приемы. О них я рассказываю на этом видео.

Упражнение 4

Нарисуйте с натуры предмет с прямыми ребрами ( книжку, коробку и т. п.)

Мы НЕ рисуем с фото, мы НЕ копируем рисунок, разобранный выше.

Упражнение 5

Нарисуйте два предмета с прямыми ребрами, один из которых стоит на другом.

РИСУНОК С НАТУРЫ КРУЖКИ.

Для постановки нужно выбрать кружку простой цилиндрической формы, с ручкой. Саму кружку мы видим без сокращений, поэтому отношение высоты и ширины можно измерить, приложив карандаш непосредственно к натуре.

  • Начинаем с построения цилиндра. Помним, что чем дальше эллипс от линии горизонта, тем более он раскрыт.
  • Строим толщину стенок кружки.
  • Строим ручку: начинаем с мест крепления ручки, обратите внимание, что они находятся на одной вертикальной оси.
  • Строим ось ручки. обратите внимание, что она лежит в плоскости, проходящей через центр цилиндра.
  • Строим внешнюю, внутреннюю и боковую поверхности ручки.

Упражнение 6

Нарисуйте кружку с натуры.

Упражнение 7.

Нарисуйте ту же кружку в другом ракурсе по представлению(не глядя на натуру)

Без знания законов линейной перспективы невозможно реалистично изобразить ни один объемный предмет, будь то человек или табуретка.

Но пугаться не стоит. Несмотря на громкое название, основных законов всего два и запомнить их очень просто.

Все вы когда-нибудь ездили на электричке и переходя железнодорожные пути, смотрели не идет ли поезд. Что вы видели в этот момент?

Сходящие на линии горизонта рельсы, очевидно, параллельные друг другу.


И одинаковой высоты столбы линии электропередач, ближний из которых кажется значительно больше дальнего.


Собственно, это и есть два основных закона линейной перспективы:

  1. Параллельные прямые, удаляющиеся от нас мы видим сходящимися в одной точке. Эта точка называется точкой схода. Она, или ее проекция находится на линии горизонта
  2. Предметы одинаковой величины кажутся тем меньше, чем дальше от нас они расположены.

Основные понятия перспективы.

Перед тем, как мы начнем применять эти законы на практике, я дам вам несколько определений. Это упростит объяснения и поможет вам легче понимать специальную литературу.

Горизонт ( линия горизонта) — плоскость, горизонтальная, бесконечная, находящаяся на высоте глаз наблюдателя и ВСЕГДА видимая в виде прямой горизонтальной линии.

Условно можно считать, что перспективный горизонт и горизонт географический в нашем зрении совпадают.

Все предметы, находящиеся ниже этой плоскости, ниже горизонта, мы видим сверху; все предметы, находящиеся выше горизонта,- видим снизу.

Важно запомнить, что линия горизонта всегда находится на уровне ваших глаз. Если вы сядете на землю, то перспективный горизонт опустится вместе с вами, при подъеме в гору он поднимается.


Точка зрения – условное расположение взгляда художника относительно изображаемого объекта.

Картинная плоскость — условная плоскость, на которую проецируется изображение. Она всегда вертикальна. Независимо от того, как расположен ваш лист.


Сокращения. Если поверхность находится под углом к картинной плоскости, она нам кажется более узкой, чем когда она параллельна картинной плоскости. Этот эффект называется — сокращения. Чем ближе угол между плоскостями к 90 градусам, тем больше сокращения. Если угол равен 90 градусам, мы видим поверхность, как линию.

Основные понятия. Тест.

  1. Где находится линия горизонта на картине.
    1. А
    2. Б
    3. В
    4. В натюрморте ее нет, горизонт виден только в пейзаже.
    1. … всегда совпадает с плоскостью листа, на котором вы работаете.
    2. … может совпадать, если лист расположен вертикально и прямо перед вами.
    3. … никогда не совпадает.
    1. … на линии горизонта.
    2. … выше линии горизонта.
    3. … ниже линии горизонта.
    4. … и выше и ниже.

    Перспектива с одной точкой схода.

    Один из двух наиболее распространенных типов перспективных построений. Мы ее используем, когда рисуем объект с прямыми углами, передняя сторона которого параллельна картинной плоскости. Этот тип построений часто используется для изображений интерьеров и архитектуры.


    Saint Jerome in His Study Albrecht Dürer 1514

    Разберем построения перспективы с одной точкой схода на примере построения куба.

    • Нарисуем на нашем листе линию горизонта. Местоположение выбираем произвольно, лучше в середине или верхней трети листаю
    • Нарисуем переднюю сторону куба, ниже линии горизонта.Она будет видна нам без искажений, то есть как квадрат.
    • Зададим точку схода (Т.С.) на линии горизонта. Когда мы рисуем по воображению, мы ее задаем произвольно. При натурном рисовании, она зависит от нашей точки зрения и определяется по параллельным прямым в изображаемом объекте.
    • Уходящие от нас ребра куба параллельны друг другу, а значит сходятся на линии горизонта в точке схода. Проведем прямые из углов передней стороны куба в точку схода.
    • Определим на глаз длину уходящих от нас ребер куба. Мы видим их в сокращении. Справа от рисунка показаны ошибка при определении длины.
    • Достраиваем дальнюю сторону куба. Обратите внимание, что она тоже видна нам без искажений, то есть, как квадрат.

    Упражнение 1.

    Постройте кубы на линии горизонта и выше нее.

    Дополнительное упражнение 1.

    Распечатайте работы, восстановите построение и найдите, где проходит линия горизонта.



    Дополнительное упражнение 2.

    Постройте недостающие ножки у стола.


    Перспектива с двумя точками схода.

    Это более распространенный тип перспективных построений. Мы им пользуемся тогда, когда изображаем объекты, стороны которых расположены под прямым углом друг к другу. Сами эти объекты могут находиться под произвольными углом к картинной плоскости.

    Обратите внимание, что несмотря на название типа построения, на одной работе точек схода может быть бесконечно много. Потому что для каждой группы параллельных прямых точка схода своя. Если у вас на работе несколько предметов, расположенных под разным углом к картинной плоскости, групп параллельных прямых тоже будет несколько.

    View of Warsaw from the Terrace of the Royal Castle
    Bernardo Bellotto1773

    В одной работе могут совмещаться построение перспективы с одной и с двумя точками схода.

    В системах построения с одной и с двумя точками схода мы условно считаем все вертикали строго вертикальны. Мы не учитываем, что вы смотрите на объект сверху или снизу и, соответственно, один из его краев ближе к вам, а вертикальные грани являются параллельными прямыми, удаляющимся от вас и должны иметь точку схода. Если вы хотите учитывать этот фактор, вам нужно использовать систему построения с тремя точками схода. Но о ней и о других системах построения объемных изображений мы будем говорить в следующем курсе.

    Разберем построения перспективы с двумя точками схода на примере куба.

    Упражнение 2.

    Постройте кубы на и выше линии горизонта с теми же точками схода.

    Задание. Воображаемый интерьер.

    То, что окружает человека иногда говорит о нем больше, чем его внешность. Мне бы хотелось, чтобы вы придумали интерьер «с характером»: пространство, глядя на которое понимаешь, кто там обитает или что там произошло. Хотя ни обитателей ни событий мы не видим.

    Как примеры тем предлагаю:

    » комната, где прячется преступник»

    «комната одинокого человека»

    «комната, где находят ответы на вопросы»

    Дополнительное упражнение 3.

    Даже мастера путались в построениях.

    Распечатайте картины, восстановите линии построения и найдите, где ошиблись художники.

    Дополнительное задание.


    Композиция из геометрических тел. Линейный рисунок без тона. Основные элементы строим напросвет( так, как будто они из стекла) Стараемся пока использовать только кубы или прямоугольные параллелепипеды.


    Кубы построены напросвет

    Предлагаю вам вообразить себя архитектором или скульптором-абстракционистом и придумать интересную и эстетичную конструкцию из геометрических тел. Вы можете создать просто гармоничную структуру или попробовать изобразить абстрактное понятие, например, тяжесть или легкость, величие, власть или угрозу. Любые, даже самые необычные варианты, приветствуются.

    Разберемся на пошаговых примерах с правилами построения разных видов перспектив. В конце статьи — краткий гайд в карточках.

    Автор работы — нидерландский художник и архитектор Ганс Вредеман де Врис.

    Что такое законы перспективы и зачем они нужны?

    Законы перспективы — это приемы, с помощью которых можно показать объем и габариты предметов, их расположение относительно зрителя, плановость и глубину пространства. Иными словами, перспектива помогает сделать картинку более реалистичной и выразительной.

    Картина Альфреда Сислей «Дорога в Лувесьенне» (1873) прекрасный пример, как с помощью перспективного сокращения можно передать глубину изображения.

    Мы разберем три вида перспективы: с одной, двумя и тремя точками схода.

    Примеры перспективных изображений с разным количеством точек схода.

    Правила построения перспективы на первых порах могут испугать начинающего художника. Эта теория напоминает скорее уроки геометрии, чем творческий полет мысли. Однако, усвоив логику этих построений, вы сможете убедительно нарисовать все, что угодно: от кубика до космической станции и даже человеческого тела. Всё потому, что любой объект можно упростить до композиции из простых примитивных фигур:

    Основные понятия при построении перспективы

    Для начала разберемся с базовыми терминами: линией горизонта и точкой схода.

    Линия горизонта

    Линия горизонта — это условная линия на уровне глаз художника, ее еще называют линией уровня глаз. В природе линия горизонта хорошо видна, например, возле больших водоемов, где небо соединяется с поверхностью воды.

    Линию горизонта хорошо видно на побережье — это линия, которая получается на стыке воды и неба.

    Линию горизонта не всегда видно на рисунке, художник может построить ее условно, в качестве ориентира. Для своей картины вы сами задаете расположение ЛГ и уже относительно нее простраиваете предметы и окружение.

    От расположения объекта относительно линии горизонта будет зависеть его изображение. Источник

    Где расположить линию горизонта?

    « Это вопрос чаще всего общей задумки рисунка. Выбор линии горизонта определяется исключительно тем, с какой высоты мы хотим показать главный объект: с высоты птичьего полета или с точки зрения муравья. Если речь идет о концепт-арте окружения, то чаще всего линия горизонта будет на уровне глаз зрителя — если есть необходимость показать картину с точки зрения персонажа».

    Максим Кнехт, ментор в Smirnov School на курсе «Концепт-арт окружения»

    Один объект в разных положениях относительно линии горизонта изображается по-разному.

    Точка схода

    Мы знаем, что параллельные линии не пересекаются. Однако всем знаком визуальный эффект, при котором параллельные линии сходятся в одну точку на горизонте. Эта точка и называется точкой схода.

    Количество точек схода в рисунке может быть разным: от 1 до 6. Чем больше точек схода — тем более «искаженной» будет перспектива. Например, 5-6 точек схода используются для того, чтобы создать эффект «рыбьего глаза»:

    Как понять, сколько точек схода нужно?

    «Это тоже определяется целью. Более трех точек редко используется вообще. Чаще всего достаточно двухточечной перспективы, но иногда, для передачи масштабов высоты или глубины, мы можем использовать и три точки».

    Определившись с положением линии горизонта и точек схода, можно приступать к построению перспективы.

    Перспектива с одной точкой схода

    Еще ее называют фронтальной перспективой. В этом случае мы видим одну из плоскостей фронтально, без искажений.

    Примеры изображения куба с помощью фронтальной перспективы. Одна грань, «лицевая», всегда остается без искажений.

    Как построить перспективу с одной точкой схода

    Самый простой пример — это фигура, расположенная на уровне глаз художника.

    Проводим линию горизонта и располагаем на ней прямоугольник — фронтальную плоскость нашей фигуры. Располагаем его так, чтобы линия горизонта делила прямоугольник пополам.

    Проводим диагонали. На их пересечении находится точка схода (ТС), а сами диагонали — это ребра параллелепипеда, уходящие в перспективу.

    Перейдем к построению дальней стенки. Для этого на одинаковом расстоянии от точки схода рисуем вертикальные и горизонтальные прямые до пересечения с ребром. Готово! Дальняя стенка получается параллельной ближней, только меньше размером.

    Чем меньше дальняя стенка, тем больше она отдаляется от зрителя, будет создаваться ощущение большей глубины объекта.

    Теперь рассмотрим примеры с положением фигуры выше и ниже линии горизонта. Как мы уже говорили, фронтальная плоскость остается без искажений в любом случае, поэтому сперва тоже рисуем квадрат. Потом из каждой его вершины проводим линии в точку схода — это будут ребра куба.

    Задаем размеры задней стенки. В данном случае будем ориентироваться на размеры стенки из первого примера.

    От точек пересечения ребер с размерными линиями достраиваем вертикали и горизонтали, формируя дальние стенки фигур.

    Без вспомогательных линий объекты с фронтальной перспективой будут выглядеть так:

    Это были примеры, когда точка схода находится на центральной вертикальной оси предмета. Разберем пример со смещенной точкой схода.

    Рисуем фронтальную плоскость куба и задаем линию горизонта с точкой схода.

    Обозначим ребра — из всех четырех вершин проводим прямые в точку схода.

    Теперь определим внешние грани. Проводим вертикаль и горизонталь до пересечения с ребром.

    Осталось построить заднюю стенку. Для этого из образовавшихся дальних углов проводим горизонталь и вертикаль до дальнего ребра.

    Статика — синоним фронтальной перспективы. К ней прибегают, чтобы передать ощущение устойчивости, симметрии. С помощью фронтальной перспективы можно наглядно передать глубину пространства и подчеркнуть разницу масштабов окружения и предметов.

    Известный пример применения фронтальной перспективы в кино — фильмы Стенли Кубрика. Он часто прибегал к симметричной постановке кадра, чтобы вызвать у зрителя определенную психологическую реакцию.

    Кадр из фильма Стенли Кубрика «Сияние» (1980)

    Перспектива с двумя точками схода

    Этот вид перспективы еще называют угловым. Важно отметить, что в угловой перспективе (как и во фронтальной) вертикальные линии остаются без искажений.

    Три варианта перспективы с двумя точками схода.

    Как построить перспективу с двумя точками схода

    Алгоритм в целом схож с построением перспективы с одной точкой схода, но добавляется чуть больше сложностей из-за появления второй точки.

    Сначала наметим линию горизонта и две точки схода. Между точками схода намечаем вертикаль, которая будет обозначать ближайшее к нам ребро куба.

    Если мы нарисуем ребро на одинаковом расстоянии от точек схода, то куб будет расположен к нам с симметрично расположенными гранями. Если отодвинем ребро к какой-то одной точке схода — объект будет больше повернут к зрителю одной стороной.

    Куб в центре — пример симметричного расположения фигуры, боковые кубы повернуты к нам той или иной стороной.

    Дальше проведем от вершин ближнего ребра прямые в точки схода. Нарисуем вертикали, чтобы отметить две ближние грани. Чем ближе к точке схода — тем «меньше» будет сторона куба, тем более сжатой она окажется. Поэтому та сторона, которая ближе к одной из точек, будет меньше стороны, которая дальше.

    Из образовавшихся дальних углов граней проводим прямые в точки схода.

    Осталось соединить вертикалью дальние углы.

    По такому же принципу рисуем и фигуры, которые будут выше или ниже линии горизонта. Отличие только в том, что одна из граней — верхняя или нижняя — будет теперь видимой:

    Угловая перспектива — наиболее распространенный, «классический» вид перспективы. Важно помнить, что точки схода не всегда могут находиться в пределах рисунка. Они могут быть расположены на линии горизонта за рамками изображения. Чем ближе точки схода друг к другу — тем более искаженным будет пространство.

    Один и тот же интерьер во фронтальной и угловой перспективе.

    Перспектива с тремя точками схода

    Она еще называется наклонной или вертикальной перспективой. В этом случае вертикальные линии получают свою точку схода и тоже искажаются.

    Как построить перспективу с тремя точками схода

    Опять же, общий алгоритм такой же. Намечаем линию горизонта с двумя точками схода, выше или ниже линии горизонта рисуем третью точку схода, куда будут стремиться все вертикали. В примере третья точка ниже.

    Теперь намечаем точку, которая станет ближайшим к нам углом нашей фигуры. Из нее проводим линии к точкам схода на горизонте.

    Проводим в точки схода еще две линии — получим верхнюю грань куба.

    Теперь из получившихся углов проводим вертикали в третью точку схода.

    Из точек схода проводим линии, которые определят нижние ребра фигуры.

    Теперь из получившихся углов проводим линии в точки схода на горизонте, чтобы обозначить «невидимые» грани.

    Осталось дорисовать дальнее ребро:

    По тем же принципам и алгоритмам строятся фигуры в любом другом месте вашего рисунка. Не пугайтесь того, как искаженно могут выглядеть объекты, это нормально для трех точек схода, особенно, когда они расположены близко друг к другу. Если вы хотите меньше искажений — разведите точки схода подальше друг от друга.

    К такой перспективе прибегают в случае, если нужно изобразить динамичную, асимметричную композицию. Также с помощью трехточечной перспективы можно сделать акцент на крупных размерах объекта или показать сцену с необычного ракурса.

    Схематичное изображение трехточечной перспективы.

    К трехточечной перспективе часто прибегают в архитектурной фотосъемке, чтобы подчеркнуть масштабы сооружений.
    Практикуйтесь и экспериментируйте, чтобы усвоить правила, по которым работает перспектива, и проблем с ней не будет.

    Всем привет, зовут меня Владимир Харитонов aka Risk, мне 25 лет, не женат, живу в славном городе Сосновый Бор Ленинградской области, в свободное от работы время занимаюсь «рукаблудством» в сфере компьютерной графики.

    Данный урок раскрывает основы и принципы построения перспективы в живописи. Урок рассчитан на начинающего 2D художника.

    Итак, начнём наш урок! Сначала необходимо разобраться и понять основные принципы, которые были открыты итальянским архитектором Брунеллески во 2-й половине 15 века.
    Что же такое перспектива? Слово перспектива произошло от латинского глагола «perspicere» - «ясно видеть», «внимательно рассматривать». «Перспектива» имеет несколько значения. Я озвучу понятие в изобразительном искусстве. Это изображение предметов, полученное на какой-либо поверхности в соответствии с кажущимися изменениями их величины, чёткости очертания их формы и светотеневых отношений, которые можно наблюдать в натуре.
    В нашем предмете будет много понятий, с которыми мы будем разбираться по мере необходимости. Первое такое понятие это «горизонт». В перспективе говорят Истинный горизонт – это простая горизонтальная линия, находящаяся на уровне наших глаз и соответствующая линии моря (далее горизонт или линия горизонта).
    Положение лини горизонта всегда связано с уровнем взгляда наблюдателя. Где глаз, там и горизонт. Определяя линию горизонта на холсте, вы должны помнить, что все объекты над ней расположены выше уровня глаз, а все объекты под ней расположены ниже.

    Простые построения

    Понятия перспективы основывается на том явлении, что удалённые предметы кажутся меньше по размерам, чем есть на самом деле. Наиболее наглядно это можно наблюдать на примере железной дороги со столбами, стоящими вдоль неё (рис. 1). Как вы видите железная дорога, по мере её удаления, на линии горизонта сходится в одну точку или совсем исчезает. Также и столбы, удаляясь, выглядят всё меньше и меньше. Аналогичному кажущемуся сокращения и изменению подлежит всё, что мы видим в окружающем нас мире: предметы, вещи и явления. Все горизонтальные линии, если продлить их, сойдутся к точкам на линии горизонта. Отсюда очевидно одно важнейшее правило перспективы: параллельные линии предметов на картине сходятся в одной точке. Точка, где сходятся удаляющиеся от нас параллельные линии, называют точкой схода.

    Надо заметить, что если смотреть на куб под прямым углом к одной из его сторон, то эта сторона не будет подвержена перспективному сокращению. В этом случае точка схода одна. Если наблюдать за кубом, стоящим ребром к зрителю, все его стороны находятся в перспективном сокращении по отношению к зрителю. В этом случае точек схода уже две. Куб или любой другой предмет может находиться над линией горизонта, под линией горизонта и на линии горизонта. Иллюстрации всё это наглядно демонстрируют.

    На Рис. 2 объект расположен на линии горизонта. В этом случае надо помнить, если куб касается линии горизонта, то мы не должны видеть верхнюю, нижнюю и две дальние стороны. Конечно, мы может обозначить не видимые стороны пунктирными линиями.
    Есть ещё один не маловажный момент, приближая объект ближе к зрителю, мы тем самым приближаем точки схода друг к другу и делаем линии схода круче. Соответственно всё на оборот для отдаления предмета от зрителя.

    На Рис. 3 объект расположен над линией и под линией горизонта. В этом случае видимых сторон уже три из шести. Попробуйте поэкспериментировать, располагая куб на разных высотах и под разными углами, и помните, линию горизонта никто не запрещал трогать.

    Сложные построения

    Попробуем усложнить наш куб и пририсуем ему покатую крышу. Проведите перпендикуляр через точку пересечения диагоналей торцевой стороны куба. На этом перпендикуляре будет находиться ближний к нам конец гребня крыши. Заметем, что перпендикуляр проходит не через центр стены, а несколько сдвинут к правому углу. Отметем на перпендикуляре нужную высоту верхней точки крыши, проведём от неё косые линии, обозначая скат крыши. Затем соединим верхнюю точку с точкой схода, что в итоге даст нам гребень крыши (Рис. 4). Дальний скат не параллелен ближнему, у ската также есть свои точки схода и он также как и куб подвержен перспективным сокращениям.

    Нарисуем ещё более сложный объект (рис. 5). Дом с пристройкой и трубой, при построении перспективы используются тот же самый принцип, что и при изображении простого куба. Этот принцип применим ко всему – ко всем выступающим деталям.

    На Рис. 6 показано, как расположить несколько объектов под разными углами друг к другу. В этом случае важно помнить, что каждый объект имеет свою собственную точку схода. Чем больше угол, под которым находится объект, тем ближе его точка схода, и на оборот: чем больше куб развёрнут, тем дальше его точка схода.

    Рис. 7 иллюстрирует ещё один важный момент. Для одной картины одна линия горизонта, но для каждого объекта можно создавать свои точки схода, которые должны быть строго на одной линии в пределах данной композиции.

    Изображение теней

    Обычно падающие от предметов тени рисуют на глаз. Если тени ложатся на неровную поверхность, примеров тому множества: вода, взрыхленная земля и т.д., то небольшая погрешность практически не заметна. Во избежание грубых ошибок, важно знать главные законы построения перспективы теней.
    Много ошибок происходит из за невнимательности, например не учитывается характер поверхности, на которую падают тени.
    Вся сложность при построении перспективы теней в том, что необходимо постоянно учитывать местоположение источника света. На Рис. 8 иллюстрация того каким образом строится тень отбрасываемая нашим кубом или любым другим угловатым предметом.

    На Рис. 9 наглядно показано, когда источник света один, а объектов много. В принципе те же самые законы линейной перспективы.

    С Рис. 10 попробуйте разобраться самостоятельно.

    Эллипсы и кривые линии

    Как вы можете видеть, круг, вписанный в квадрат, касается всех сторон квадрата, стороны квадрата являются касательными к окружности. Изобразить квадрат с учётом перспективы и вписать в него окружность не составит нам труда. Рис. 11 иллюстрирует это наглядно. Таким образом, мы научились изображать окружности в перспективе, а вместе с тем и цилиндры, стаканы и прочие предметы вращения. Если нет, то пожалуй пришло время научится ; )

    Есть объекты, которые очень трудно рисовать из за их криволинейной формы, но владение перспективой может вам помочь. Поместите ваш объект в воображаемый ящик, нарисованный, в соответствии с законами перспективы, и это облегчит вам задачу.

    Отражения

    Построение изображения отражения предмета в воде или на любой другой сильно отражающей плоскости следующее: из самой верхней точки объекта опускается перпендикуляр на поверхность отражения, затем перпендикуляр продлевается на то же самое расстояние в низ, где и определяется окончания отражения предмета.
    Рассмотрим простое отражение палки торчащей из воды (рис. 12). Тут важно понимать, если предмет торчит вертикально из воды, то его отражение будет равно длине его видимой части. Также это правило можно применить к предмету, торчащему под углом в плоскости строго перпендикулярной взгляду наблюдателя. Совсем по другому дела обстоят если палка наклонена к зрителю или от зрителя в этом случае отражение на поверхности будут длине видимой части палки или короче соответственно.

    Здание, стоящее у самой кромки воды будет отражаться целиком. Более сложное отражение возникает тогда, когда здание расположено не у самой воды или в воде, а поодаль от берега. Тогда применяют дополнительное построение. Рис. 13, В данном случае ключевым моментом является отрезок BА’ этот отрезок является перепадом высот между основанием здания и водной гладью. Слышали выражение «Высота над уровнем моря» вот это и есть наш случай. Рисуя пологий склон берега или песочный пляж, это расстояние определяется на глаз. Рисуя, к примеру, пирс или причал за основы отрезка BA’ берётся высота видимой части пирса.

    Воздушная перспектива

    Дым, пыль, осадки всё это содержится в воздухе и атмосфере. В качестве примера можно взять даль горизонта, даже в ясный день он затуманен, преобладают серые или серо-голубые тона. Конечно, нельзя забывать о количестве влаги в атмосфере, ведь от этого напрямую зависит плотность тумана. Этот природный эффект и является воздушной перспективой.
    Воздушная перспектива проявляется в таких явлениях как:
    Контрастность это разница в характеристиках различных участков изображения. На переднем плане она максимальна, с увеличением расстояния теряет свою четкость, а затем и вовсе растворяется в голубых или серых тонах.
    Оттенки красок это разновидность какого-либо цвета. С увеличением расстояния, оттенки теряют свою первоначальную яркость, бледнеют.
    Цвет это окраска, способность испускать, поглощать или отражать свет определённого спектра. Тёплые цвета на переднем плане, принимают синеватый или сероватый оттенок на заднем.
    На этом моменте я бы хотел остановить изучения теории и перейти в программу Photoshop.

    Инструменты

    В работе лучше всего использовать версию CS4 и выше, программы Photoshop, в качестве средства ввода используем планшет, чем дороже, тем лучше ; )
    Для начала, перечислю инструменты, которыми следует пользоваться при построении перспективы.


    Инструмент «Выравнивание» клавиша: V
    Инструмент «Лассо» клавиша: L или Shift + L
    Инструмент «Прямолинейное лассо» клавиша: L или Shift + L
    Инструмент «Перо» клавиша: P
    Инструмент «Стрелка» клавиша: A
    Инструмент «Поворот вида» клавиша: R
    Инструмент «Эллипс» клавиша: U

    Ну и конечно такими пунктами главного меню как: Свободное трансформирование, Трансформирование, Деформация, Перспектива, Искажение и т.д.

    С чего вообще следует начинать работу? Конечно с карандаша и листа бумаги. Не один, даже самый совершенный планшет в купе с дорогим монитором, не даёт такой свободы творчества, идей и координации руки, как простой графитовый карандаш, ластик, линейка и ватман. Конечно, это относится к стадии наброска и построения перспективы, когда же речь заходит о цвете и красках, компьютерная графика вырывается далеко вперёд. Конечно это всё лирика и сугубо моё лично мнение, наверняка многие со мной поспорят, но не будем отвлекаться.
    И так, карандашный набросок со всеми линиями построения перспективы готов. Сканируем его и открываем в фотошопе. Конечно, можно прибегнуть к помощи пастеризации или другому способу отчистки наброска от лишних пятен или оставить всё как есть, и продолжить уже с цветом. Но, мягко сказать, не люблю так делать, я предпочитаю обводить свой карандашный набросок и использовать эти линии как часть картины. Очень хороший, быстрый и удобный способ обрисовки это использование стандартной жёсткой круглой кисти в сочетании с клавишей Shift. Ставите точку в начале прямого отрезка, зажимаете Shift, ставите точку в конце отреза. Поэкспериментируйте с настройки динамики кисти, найдите оптимальный вариант для себя.
    Бывают случаи, когда нет под рукой сканера и тут уже, как ни крути, придется всё чертить на планшете. В таких случаях я использую инструмент «Перо», редактируя направление линии при помощи инструмента «Стрелка». Очень удобно использовать в тех случаях, когда рисуешь, какой ни будь не стандартный ракурс, инструмент «Поворот вида». Инструмент «Прямолинейное лассо» я использую в тех случаях, когда надо отчертить плоскость. Поупражняйтесь в работе этих инструментов.
    Приведу несколько примеров из своих работ (комментарий к каждому примеру находится под ним):

    Данный пример, как раз иллюстрирует наш разговор, который мы провели выше, о карандашном наброске с последующей обводкой на компьютере.

    В этом примере, все построения перспективы и композиции я выполнял на планшете, не прибегая к помаши карандаша и бумаги. В работе использовались в основном инструменты: «Перо», «Стрелка», «Эллипс» и «Поворот вида».

    Наконец последний пример, тут вы пожалуй не найдете не одно прямой линии построения. Набросок выполнен на компьютере не прибегая к помаши карандаша, стандартной кистью, без вспомогательных инструментов. Использовался лишь инструмент «Поворот вида». Заметьте, как можно исказить перспективу, в таких случаях искажению подвергаются все предметы картины, иначе получится сумбур. ; )

    Читайте также: